Судьба лыковых в сибири. Агафья Лыкова: новости за последние несколько лет. Непростой жизненный путь Лыковых

Встреча с Агафьей Лыковой

Журналисты готовились к встрече с Лыковой несколько недель: купили старообрядческий календарь и получили благословение у священнослужителя староверческой церкви. На сотни километров от жилища Агафьи Лыковой нет ни живой души. Даже за полмесяца пешком не дойти до ближайшей деревни.

Агафья Лыкова к гостям уже давно привыкла, она сейчас самостоятельно, наверное, и не выживет. При первой встречи Лыковы у людей ничего не брали, только один раз попробовали соль и уже после не могли от неё отказаться. Потом Лыковы взяли у людей стекло, которое мнется - так отшельники называли полиэтилен. Потом в доме Лыковых появился термометр и карманные фонари.

В этот раз Агафья взяла у гостей только один календарь, а от другого наотрез отказалась. Зато взяла крупы, масло, муку и тут же завела тесто. Бабушка Агафья в русской печи выпекают потрясающий хлеб и добавляет в него морковь и картошку. Земледелием Агафья занимается довольно успешно и урожай у неё на зависть. Как-то раз Агафья посадила на огороде 40 ведер картошки, а по осени собрала уже 340 ведер корнеплодов. И это при том, что огород у неё на уровне восьмиэтажного дома.

Четверть века уже как живет Агафья одна. Здоровье её сильно пошатнулась - у отшельницы опухоль на правой груди и она медленно увеличивается в размерах. Агафья говорит, что терпимо, но только когда она молится и совершает поклоны, то опухоль неприятно давит на её ребро. Она не хочет ехать лечиться. В прошлом году Агафья даже причастилась и приготовилась уходить в мир иной. Но к зиме ей как-то полегчало и она тут же села писать письмо на большую землю большим чиновникам. Попросила козла, коз и нитки. Журналист спросил Агафью Лыкову, как она научилась писать. Агафья ответила что читать и писать её научила мама.

Агафья Лыкова давно молится, чтобы Бог посылал ей помощь, трудно ей самой в глухой тайге, будучи в пожилом возрасте. В этот раз Агафья составила список желаний, которые попросила выполнить. В этих желаниях самое основное, никаких излишеств, только то, что нужно Агафье для быта и поддержания своего здоровья.

Последняя проверка и помощь для Агафьи Лыковой

Помощь для Агафьи Лыковой не заставила долго ждать и уже второй раз за год к Агафье Лыковой отправились журналисты, врач и неравнодушные к Агафье люди.

До Агафьи добирались на вертолете. Продукты выгрузили, а дальше на санях, иначе до жилища Агафьи не добраться. Затем спасатели взялись помочь по хозяйству и стали колоть дрова. Вместе с ними прилетел также дежурный врач скорой помощи для обследования Агафьи Лыковой.

Агафья жалуется на свое здоровье:
- Лежу опять, а встаю с криками, с рёвом, не склониться.
- Двигаться больно, да?
- Да, вообще...

За 68 лет в качестве медикаментов в основном отвары, но последнее время Агафья Карповна всё-таки стала принимать лекарства - убедить удалось местному священнику. А специальным кремом она смазывает свою опухоль. Но говорит, что не помогает. Особых угрожающих симптомов у неё нет, но конечно Агафья имеет заболевания. Заболевания клинические, желательно в таком состоянии обследоваться, но на это она не соглашается. Агафьи Лыковой привезли крупы, фрукты, все продукты без маркировок и штрих-кодов - эти символы староверы считают греховными. Доставили также сено и капусту для коз. Затворница торопится накормить животных.

Об отшельнице заботятся сотрудники местного заповедника. Видимо для них надпись на двери: дом лыковой Агафья Карповны, без разрешения никому не входить. На полке старинные книги и иконы, молитвы звучат постоянно. Спасатели уже не раз пытались убедить отказаться от затворничества, но пока безуспешно.
Агафья обычно на это отвечает:
- Как мама говорила, лучше с голоду умереть, нежели благоверие предать.

Единственная просьба Агафьи Карповны - это подыскать ей помощника. Добровольца вроде бы нашли. Спасатели обещают доставить его в Урочище реки Еринат ближе к весне.

Беседа с Агафьей Лыковой о новостях мира, Путине и группе "Pussy Riot"

​Весь день Агафья Лыкова хлопочет по хозяйству. И только после того как стемнело, журналист показал Агафье новинку - планшет. Такого технического устройства она никогда не видала. Телевизор смотрела лет 30 назад, хоть и грех для неё это дело. Но она увлеклась тогда, увлеклась и сейчас: с жадностью стала смотреть как жил последние годы мир.

"Вот марсоход Curiosity высадился на Красной планете Марс" - показывает журналист на планшете Агафье Карповне.

А вы к Путину как относитесь?
- А он какой веры-то?
- Никонианской.
- Вот если бы он был старовером... то есть истиным христианином.

Затем на планшете журналисты показали видео, где идёт митинг:

На городские улицы вышло много людей - протестовали против фальсификации. Этих людей, которые выразили свой протест, их крутят и бьют. А в главном православном храме страны плясали девочки в разноцветных колготках и в балаклавах - это такие шапки с вырезом для глаз. Они вот там песни пели и их сейчас на 2 года посадили в тюрьму.
Здесь Агафья Лыкова возмутилась на то, что их посадили в тюрьму. Она сказала, что в тюрьму надо за воровство или убийство сажать. Данный поступок она осуждает, но говорит:
-Исполни девочки песни в старообрядческом монастыре в тюрьму бы их не посадили, а наложили бы епитимью и по ней пост с молитвой.
Но от дома отшельницы до Москвы больше 4000 км. Там наверняка про это и не услышат.

Агафья Лыкова: новости за последние несколько лет

Агафья Лыкова впервые за последние несколько лет оказалась в больнице. В глухой Сибирской тайге, где на сотни километров вокруг ни души, она всё делает в одиночку: сама лечится, сама очищает избушку от снега. По спутниковому телефону, который ей подарили, она позвонила родственникам и попросила о помощи врачей - у нее сильно заболели ноги. Отшельницу на вертолете доставили в Таштагольскую больницу. Медики уверяли в том, что жизни отшельницы ничего не угрожает, но всё же, чтобы быть полностью в этом уверенными, требовали сдать анализы и пройти обследование. Тем более в больнице есть всё необходимое оборудование.

Главрач рассказала по телефону:

-Она чувствует себя удовлетворительно, проходит обследование - рентгенологическое, биологическое, всякие разные сдает анализы. Предварительный диагноз - поясничный остеохондроз.

В больнице Агафье необходимо было провести как минимум неделю - столько требуется на обследование. А дальше, если понадобилось бы лечение, то пришлось бы остаться надольше. Но отшельница сразу сказала, что намерена вернуться к прежнему образу жизни: в тайгу, где прожила всю свою жизнь семья староверов Лыковых, которую обнаружили в семидесятых годах прошлого века геологи. Но вскоре отец, братья и сестра умерли, и Агафья осталась одна. С продовольствием отшельнице помогает губернатор. Пожилой женщине не раз предлагали перебраться поближе к цивилизации, но она остается верна затворническому образу жизни.

Агафья Лыкова: домой в тайгу

Через время Агафья Лыкова почувствовала себя намного лучше: если в первые дни она не могла даже наступать на ногу, то потом начала сама ходить, правда с тросточкой. Глава Таштагольского района, где лечилась Агафья, подарил ей икону, но Агафья отказалась от его подарка. Она говорит, что в её лесном доме только свой старинный иконостас. Дальние родственники в очередной раз настойчиво предложили Агафье переехать в посёлок, тяжело ведь одной в лесу Агафье жить.

Но 72-х летняя отшельница сказала, что хочет вернуться домой. В свое время отцу Карпу Осиповичу она дала клятву: всю жизнь прожить в далекой Сибирской тайге. Туда староверы Лыковы пришли ещё до рождения Агафьи в 1934 году. Лыковых случайно обнаружили геологи в 1978-ом году на границе Кузбасса и Хакасии. До этого большая семья жила совершенно обособленно, ничего не знала даже о второй мировой войне. Вот уже почти 30 лет Агафья живет одна. Ближайший населенный пункт от заимки Агафьи в двух неделях ходьбы.

В вертолёте Агафье вручили подарки от губернатора: тёплый жилет, шаль и даже бензопилу. Губернатор говорит:
- Я бы хотел, чтобы ты месяц ещё в городе пожила для нашего спокойствия.
Агафья говорит, что никак не может без тайги и своих коз.
- Ну смотри, как решила, так решила.

Агафья переживает, что без присмотра у нее остались козы, собаки, кошки и куры. Хватило ли им корма на неделю? Переживает Агафья, но тронул ли медведь ее животных. Агафья поведала, как медведь недавно спускался с горного склона и шастал по её двору в поисках съестного. Врач говорит, что у Агафьи прекрасное для её возраста здоровье, в том числе и потому, что вокруг чистый воздух и кристально белый снег. На берегу горной реки когда-то Карп Осипович, отец Агафьи, взял с неё обещание: "жить в тайге до конца своей жизни". Поэтому она хочет остаться здесь, на той земле, где родилась.


Агафье Лыковой вручили медаль за веру и добро

Два года назад самой знаменитой отшельницы России Агафьи Лыковой вручили медаль за веру и добро. Кемеровские власти наградили Агафью как-то неожиданно, не к юбилею Агафьи, а к юбилею своей области. Медаль доставили вертолетом, иначе к дому Лыковой и не добраться.

В этом доме всё как из детской книжки: чугунок с тыквой, русская печка и точно сошедшая со страниц сказки старушка в валенках и кафтане. Стоит только увидеть и сразу станет понятно - она жива, в прекрасной форме и кажется нисколько не изменилась. - отшельница, знаменитая среди тех, кому немного за сорок. Продвинутая молодежь назвала бы её сегодня дауншифтер, а она староверка, затерянная посреди Хакасской тайги.

У ней давно не было журналистов, но и в этот раз бабушка не просто подпустила к себе, но и поделилась семейным укладом. Вдали от мирской жизни, она каким-то чудным образом успевает следить за новостями. Агафья говорит: "Раньше-то был царь, а теперь президентом назвали". Главный информатор Агафьи жил по соседству - бывший геолог Ерофей Седов. Он поселился рядом с отшельницей 17 лет назад, когда ему ампутировали ногу, а врачи рекомендовали пить родниковую таежную воду и дышать чистым воздухом.

Вот и перебрался Ерофей Седов из шумного города на заимку к Лыковым. Лыковы тогда ему предоставили бывший курятник неподалеку у реки, куда он благополучно перебрался и жил до конца своих дней. В 2015 году единственный сосед Агафьи оставил этот бренный и полный страдания мир. Раньше Агафья заходила к Ерофею и приносила ему водицы из речки. Добродушный Ерофей брал радиоприемник, находил радиоканал с новостями и они вместе с Агафьей слушали последние новости с большой земли.

После теплой встречи Агафья повела журналистов к реке и учит правильно креститься. Без Креста на излучине реки Еринат не положено набирать воду. Журналист говорит, что он тремя перстами крестится. На что Агафья Карповна ответила: "Такая вода только для коз подойдет и мытья полов. А для приготовления пищи, умывания и утоления жажды нужно при наборе воды читать староверческую молитву, и при этом возлагать на себя крест двумя перстами".

Речь отшельницы трудно понять, даже проведя с ней достаточно времени. Но это не дефект речи, а скорее от монотонных молитв. Агафья до 1978 не видела других людей кроме матери, отца двух братьев и сестры.

Таежная отшельница всегда отличалась в семье крепкой памятью, но наизусть всех молитв не помнит. Агафья молится так как когда-то её научила мать и по тем книгам, что остались после раскола, православных никониан и старообрядцев. С тех пор уже больше 300 лет прошло, но традиции староверов не изменились. Она по-старинке разводит огонь в доме, где спит, здесь же занимается ткацким делом. Небольшую жилплощадь с ней разделяет девять кошек.

Для сна есть у Агафьи ещё один жилой объект, но в него она не советовала нам заходить. Дом стал нежилой для старовера Агафьи после того, как у неё поселился помощник Георгий. Он у бабушки взял без спроса ведро и вымыл всю комнату. Кто же тогда ему мог подсказать, что ведро оказалось отхожем. С тех пор Агафья даже не заходит в тот дом.

Агафья Лыкова: последние новости 2018 год (видео)

Александр 5 месяцев назад

Это не ее, это нас жалеть надо.
Разрешите «перепостить» здесь еще одну хорошую статью о староверах:
СТАРОВЕРЫ (рассказ очевидца) 🍂

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди – всё приводило в восторг. Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы. Семейские живут отдельными посёлками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят.

Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их посёлка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры – очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже. Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТГОЛОВЫ. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил.

Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить на потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода. Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите – столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы – люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать, молиться, а уж только потом пьёт травы, настои, лечится природными веществами. Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине ОНИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ СЛУШАТЬ РАДИО, СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР, СЧИТАЯ, ЧТО ТАКИЕ УСТРОЙСТВА ЗАСОРЯЮТ ГОЛОВУ И ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА РАБОМ: ИЗ-ЗА ЭТИХ ПРИБОРОВ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ ДУМАТЬ САМ. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивают, не злорадствуют. Работают все от мала до велика. Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почёте чистота, причём чистота во всём, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моётся и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой.

Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. ЛЮДЬМИ ДВИЖЕТ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, КОТОРЫЙ НИГДЕ НЕ ПИСАН, НО КАЖДЫЙ ЕГО ЧТИТ И СОБЛЮДАЕТ. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое! Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс – это хорошо, но с другой… МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОТЕРЯЛИ СЕБЯ, ПЛОХО СЕБЯ ПОНИМАЕМ, ПЕРЕЛОЖИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ НА РОДИТЕЛЕЙ, ВРАЧЕЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВО. МОЖЕТ ПОЭТОМУ И НЕ СТАЛО ПО-НАСТОЯЩЕМУ СИЛЬНЫХ И ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ?

А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем. Эти староверы сильно меня потрясли. Они нам утерли нос своей силой, уравновешенностью характеров и незлобивостью, своим здоровьем и трудолюбием. Их девяностолетние старики выглядят как наши в 50-60 лет. Разве они – не хороший образец того, как надо жить, чтобы быть здоровыми и счастливыми?

Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка. Они ели кору, охотились и быстро забыли, что такое элементарные человеческие удобства вроде туалета или горячей воды. Журнал Smithsonianmag вспоминал, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней, а на портале BIRD IN FLIGHT опубликован материал по мотивам этой статьи:

«Тринадцать миллионов квадратных километров дикой сибирской природы кажутся мало подходящим местом для жизни: бесконечные леса, реки, волки, медведи и практически полное безлюдье. Но несмотря на это, в 1978 году, пролетая над тайгой в поисках места для высадки команды геологов, пилот вертолета обнаружил здесь следы людского поселения. На высоте около двух метров по склону горы недалеко от безымянного притока реки Абакан, вклинившись между соснами и лиственницами, находилась расчищенная площадка, служившая огородом. Место это прежде никогда не исследовали, советские архивы о проживающих здесь людях молчали, а ближайший поселок находился более чем в 250 километрах от горы. Поверить, что там кто-то живет, было почти невозможно.

Узнав о находке пилота, группа ученых, направленных сюда на поиски железной руды, отправилась на разведку - незнакомые люди в тайге могли оказаться опаснее дикого зверя. Разложив по рюкзакам подарки для возможных друзей и на всякий случай проверив исправность пистолета, группа под руководством геолога Галины Письменской направились к участку в 15 километрах от своего лагеря.

Первая встреча была волнительной для обеих сторон. Когда исследователи дошли до цели, они увидели ухоженный огород с картошкой, луком, репой и груды таежного хлама вокруг почерневшей от времени и дождей хижины с единственным окошком - размером с карман рюкзака. Письменская вспоминала, как из-за двери нерешительно выглянул хозяин - древний старик в старой рубахе из мешковины, заплатанных портках, с нечесаной бородой и всклокоченными волосами - и, опасливо глядя на чужаков, согласился пустить их в дом.

Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. Ее пол был покрыт картофельными очистками и скорлупой от кедровых орехов, потолок провисал. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек. Кроме главы семейства, старика Карпа Лыкова, в доме жили двое его дочерей и двое сыновей. За 17 лет до встречи с учеными здесь же умерла от истощения их мать, Акулина. Хотя речь Карпа звучала разборчиво, его дети уже говорили на своем наречии, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное приглушенное воркование», - вспоминала Письменская.


Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений - варенья, чая, хлеба, бормоча: «Нам это не можно!» Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.

Карп Лыков был старовером, членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации. Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать. В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.


Но жизнь в тайге тоже давалась нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, и Лыковы десятилетиями учились обходиться тем, что было в их распоряжении: вместо обуви шили галоши из бересты; латали одежду, пока она не истлевала от старости, а новую шили из конопляной мешковины. То немногое, что семья взяла с собой во время побега, - примитивная прялка, детали ткацкого станка, два чайника, со временем приходило в негодность. Когда оба чайника заржавели, их заменили сосудом из бересты, и готовить стало еще сложнее. К моменту встречи с геологами диета семейства состояла в основном из картофельных лепешек с молотой рожью и семенами конопли.

Беглецы постоянно жили впроголодь. Использовать мясо и мех они начали только в конце 1950-х, когда Дмитрий повзрослел и научился выкапывать ловчие ямы, подолгу преследовать добычу по горам и стал таким выносливым, что мог круглый год охотиться босиком и спать на 40-градусном морозе. В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки. Именно таким запомнился 1961-й, когда в июне выпал снег, и Акулина, супруга Карпа, отдававшая всю еду детям, скончалась. Остальных членов семьи спас случай. Обнаружив на огороде случайно проросшее зернышко ржи, семья построила вокруг него забор и охраняла сутками. Колосок принес 18 зернышек, из которых несколько лет восстанавливали посевы ржи.


Ученых поражала любознательность и способности людей, так долго находившихся в информационной изоляции. Из-за того, что младшая в семье, Агафья, говорила нараспев и растягивала простые слова в многосложные, некоторые гости Лыковых сперва решили, что она умственно отсталая, - и сильно ошиблись. В семье, где не существовало календарей и часов, она отвечала за одну из самых сложных задач - на протяжении многих лет вела учет времени.

Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

Оказавшись на десятилетия оторванными от современности по воле главы семьи и обстоятельств, Лыковы наконец начали приобщаться к прогрессу. Сперва они приняли от геологов только соль, которой в их рационе не было все 40 лет жизни в тайге. Постепенно согласились взять вилки, ножи, крючки, зерно, ручку, бумагу и электрический фонарик. Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор - «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов, - оказался для них непреодолимым соблазном. Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из-за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу - пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом».


Казалось, знакомство с геологами и их полезные в хозяйстве подарки дали семье шанс на выживание. Как часто бывает в жизни, все получилось в точности наоборот: осенью 1981 года троих из четырех детей Карпа не стало. Старшие, Савин и Наталья, скончались из-за почечной недостаточности, возникшей в результате многих лет суровой диеты. Тогда же от воспаления легких умер Дмитрий - вполне вероятно, что инфекцию он подхватил у геологов. Накануне смерти Дмитрий отказался от их предложения перевезти его в больницу. «Нам этого не можно, - прошептал он перед смертью. - Сколько Бог даст, столько и буду жить».

Оставшихся в живых Карпа и Агафью геологи пытались убедить вернуться к родственникам, жившим в деревнях. В ответ Лыковы лишь перестроили старую хижину, но родное место покинуть отказались. В 1988 году не стало Карпа. Похоронив отца на горном склоне, Агафья вернулась в хижину. «Господь даст, и она проживет», - сказала она тогда помогавшим ей геологам. Так и случилось: последний ребенок тайги спустя четверть века продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.

В марте этого года сотрудники заповедника «Хакасский» вертолетом добрались до участка «Заимка Лыковых» и впервые с прошлой осени навестили знаменитую таежную отшельницу, рассказали в пресс-службе заповедника. По словам 71-летней Агафьи Лыковой, зиму она перенесла хорошо, неприятной неожиданностью стали только ноябрьские морозы.

Чувствует себя отшельница удовлетворительно, жалуется лишь на сезонные боли в ногах. На вопросы, не хочет ли она перебраться поближе к людям, Агафья Лыкова неизменно отвечает: «Никуда я уже не поеду и силой данной клятвы не покину этой земли». Госинспекторы привезли женщине ее любимые гостинцы и письма от единоверцев, помогли по хозяйству и рассказали мирские новости, - добавили в заповеднике «Хакасский».

В 2016 году Агафья Лыкова впервые за много лет покинула тайгу. Из-за сильной боли в ногах ей потребовалась медицинская помощь и лекарства. Чтобы добраться до больницы, староверке пришлось воспользоваться еще одним благом цивилизации - вертолетом.

Как говорят сами инспекторы, сотрудники отдела охраны регулярно навещают Агафью. К сожалению, случается это не так часто. Из-за труднодоступности местности зимой и ранней весной добраться до заимки возможно лишь на вертолете, а летом только на лодках по горно-таежным рекам.

В 2015 году умер единственный сосед Агафьи, геолог Ерофей Седов. Он участвовал в экспедиции, обнаружившей семью отшельников. После выхода на пенсию Седов поселился неподалеку от заимки Лыковой.

Блогер Денис Мукимов, за год до кончины Седова посетивший заимку, описал отношения Лыковой и Седова следующим образом: «Добродушного Ерофея и строгую Агафью мало что связывает. Они здороваются друг с другом, но редко разговаривают. У них возник конфликт на почве религии, и Ерофей не готов следовать правилам Агафьи. Он сам верующий, но не понимает, что может иметь Бог против консервов в железных банках, почему пенопласт - дьявольский предмет и почему огонь в печке надо разжигать только лучиной, а не зажигалкой».

Агафья похоронила Седова и с тех пор живет совсем одна.

«Как страшно вы живете в городах»

Репортаж с заимки Агафьи Лыковой в тайге

Вера Костамо

«Не можно», — сказала бы Агафья, если бы услышала о наших планах добраться до нее в конце февраля по тайге и реке Абакан. Со своей певучей манерой говорить, возникшей, скорее всего, из-за постоянного чтения молитв, младшая Лыкова произносит «не можно» в тех случаях, когда происходящее не соотносится с ее представлениями о мире и рациональности.

Не можно принимать в подарок вещи, на которых есть штрих-код, не можно фотографировать без разрешения, да и многое другое тоже — не можно. Как живет сегодня самая известная в России отшельница — в репортаже РИА Новости.

Лишнее

Агафья родилась в семье староверов, ушедших от людей и властей в тайгу в 1938 году. В начале 1980-х, благодаря журналисту Василию Пескову, про Лыковых узнал весь Союз. Сейчас если и вспоминают, то редко. А Агафья жива.

За последние годы мало что изменилось: живет там, где встречаются вздорные реки Еринат и Абакан, держит коз, выращивает овощи, по осени собирает шишки «кедры», так здесь называют сибирскую сосну. Молится. За себя и за весь мир. От ближайшего населенного пункта, поселка Матур, до Агафьи больше двух сотен километров тайги, снега и не вставшей полностью под лед реки.

Мы долго готовились к совместной экспедиции с заповедником «Хакасский». Тайга не пускала. Дойти до Агафьи не получалось. Летом до заимки Лыковых можно доехать на лодке за пару дней. Зимой это долгий переход на снегоходах и охотничьих лыжах.

Падает редкий снег — плохо. Им заносит набитую снегоходами по руслу реки дорогу — «буранку» — единственный признак того, что здесь есть люди. Все городское: деньги, телефоны, документы оставили в гостинице. Здесь эти вещи не нужны. Чем дальше мы будем уходить в тайгу, тем больше лишнего придется оставлять в избах.

Те, кто живет и работает в тайге, Агафью знают.

— Вы к Карповне? А мы до нее не добрались, дорога «гнилая», наледи много, — сторож одной из частных туристических баз ехать вверх по Абакану не советует.

Река ощетинилась торосами — это снесенный ветром ниже по течению и замерзший лед. Снегоход объезжает их по невидимой кривой. Местами сквозь прозрачную воду видны камни. То тут, то там шумит река, пар поднимается над широкими промоинами.

Пробиваться — здесь так и говорят. Дороги нет, есть возможность проехать между широкоствольными пихтами, кедрой, березами и кустарником. Тропа заканчивается крутым обрывом, и снегоходы прыгают.

— Под старость лет с таких высот сиганул, — Леонид Алексеевич возмущается, пока поправляет оборванные после прыжка крепления нарт.

Вдоль берега снегоход тяжело идет по камням.

— Память у Агафьи хорошая, через восемь лет она меня вспомнила. Обрадовалась, что я с Алтая, все родственники у нее оттуда, — рассказывает Леонид. — Мы приезжали — как раз время было картошку копать. Место под овощи еще ее тятенька с братовьями расчищали. Своеобразный климат там и условия.

Снег вьется за «Ямахой» мелкой колкой пылью. Тут, в тайге, бывает он совершенно разным. Плотным, как шапка на ромовой бабе, летящим как сахарная пудра, в ясный солнечный день — полосатым от иссиня-черных теней.

Много следов на нем, из-за этого создается впечатление, что есть где-то рядом люди. Круглые, с длинной полоской сзади — следы марала. Крупные, похожие на собачьи, — волчьи. Помельче — прошел сибирский кот, соболь.

Страшно

— Ну что, смертнички, поехали, — Леонид Алексеевич ведет снегоход по широкой дуге, чтобы набрать нужную скорость и проскочить несколько десятков метров наледи. Мы идем вторыми и видим, как проседает под предыдущей машиной лед. Проскочили, спешим и гонимся за пока не осевшей дорогой. Температура не может определиться и гуляет от минус тридцати до плюс двух.

Когда-то по этому же маршруту уходила в тайгу семья Лыковых: Карп, его жена Акулина, сын Савин и дочь Наталья. Позже родятся Дмитрий и Агафья. Чем ближе подходили люди к их заимкам, тем дальше углублялась семья в тайгу. Почти сгнившие венцы брошенных ими изб все еще стоят по берегам реки Абакан.

В 1961-м от голода умирает Акулина. Про нее Агафья скажет: «Мама истинна христианка, крепко веруюсяя была».

Младшей Лыковой было 17 лет, когда наступил голодный год в тайге: «На постном мама не вынесла. К рыбалке нельзя стало — вода большая. Не позаботились, чтобы скотина была, охотиться не смогли. Баданный корень толкли, на рябиновом листу жили».

В 1981-м по очереди умирают все дети, кроме Агафьи. В 1988 году «убирается тятенька» Карп Осипович. Агафья остается одна.

Много раз Агафье Карповне предложат переселиться ближе к людям. На что она ответит свое неизменное «не можно». А нам скажет: «Как страшно вы живете в городах». И отсюда, из сибирских лесов с их простыми правилами, действительно кажется: страшно.

Другой мир

В кармане куртки лежит письмо для Агафьи из Боливии, в одном месте конверт промок и просвечивает слово «Аминь». Марки с яркими картинками смотрятся на фоне гор, деревьев, подпирающих застиранное небо, и льда — как из другого мира.

У этого же монохромного мира своя интонация. Свой ритм. Поросшие лесом спины гор, за ними — голец — вершины без растительности. Сползающая вниз, ближе к реке, россыпь камней — курума. Все звучит по-своему.

За два дня мы проезжаем чуть больше 170 километров и упираемся в открытую воду. Дальше путь можно продолжить только на лыжах. Вещи, рюкзаки, теплую экипировку оставляем в одной из переходных изб, рядом и снегоходы.

Езда на лыжах, подбитых лошадиным камусом (шкура с голени животного. — Прим. ред.), — занятие медитативное. «Хрум-хрум» — хрустит снег, правая-левая — передвигаются ноги. И тишина. Лишь изредка свистит рябчик, шумит на перекатах вода, трещит лес.

Агафья

Агафью мы замечаем сразу, она идет по замерзшей реке с вязанкой дров, потом поднимается по 70 ступенькам самодельной лестницы вверх до своего дома. После 40 километров на лыжах, безлюдья эта невысокая женщина, занимающаяся своими делами, кажется нереальной. Сложно угадать, сколько Агафье лет. Сама она говорит, что в апреле будет 73. Еще в пути Сергей скажет, что она, как ребенок, верит всему. Люди для нее изначально добры.

Но с кем общаться, Агафья решает сама: были случаи, когда женщина просто уходила в тайгу, пока неприятные гости не уедут. Да и характер у нее непростой.

— Карповна, здравствуй! — Сергей у Агафьи бывает часто, последний раз в январе шел десять часов на лыжах, чтобы ее проведать.

Агафья улыбается и рассматривает нас по очереди. Для нее появление людей в это время года — неожиданность. Зимой на заимку прилетают только вертолеты.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах, Агафья Лыкова показала свой быт корреспондентам МИА «Россия сегодня». Ее близкие жили в изоляции с 1937 года. Долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. Сейчас Агафья Лыкова живет в тайге одна.

Она опирается на два, в человеческий рост, тюка сена — недавно забросили с воздуха для ее коз. Позже я спрошу Агафью, что случится, если люди перестанут помогать.

— Будет беда, — спокойно ответит женщина.

На заимке Лыковых построено несколько домов. Ближе к реке — небольшая изба, где жил бывший геолог Ерофей Седов. Выше, соединенные одной крышей-навесом, два дома: один — Агафьи, второй — ее помощника Гурия. О том, что на заимке живет еще один человек, мы узнали перед экспедицией. Уже несколько лет старообрядческая церковь отправляет к Агафье помощников, но даже вдвоем жить здесь тяжело.

Письмо

Агафья садится на лавку и торопится открыть письмо.

— Как же вас нашли, что пишут из Боливии? — спрашиваю.

— Да всем известно, что сороковой год, как нас нашли. Когда люди пришли, мне 34-й год шел. Так-то люди-то хорошие были. Первое-то напугались, как пришли. Мы уж знали, что с вертолета люди увидели пашню, недели две как прошло, и они пришли.

Второго июня отмолились, и я как раз гляжу — под окошками кто-то забегал. Сказала всем: «Дело у нас негодно».

— Соболь это или не соболь? Что-то незнакомое, а это были собаки. Не видала я их. Тятя бы сразу узнал. Консервы и хлеб принесли, но мы-то от этого отказались. Утром на другой день пришли, принесли рыболовные крючки, соль поваренну — мы исть-то не стали, — вспоминает Агафья.

Так Лыковы познакомились с геологами, проходили около 16 километров, чтобы зайти к ним в гости.

— Всей семьей с ночевыми ходили, палатку нам поставят с печкой железной. Молились мы в открытую. Мы им картошку, орехи принесем, а они нам лопатки, топоры, гвозди, материал — красный сатин. Рубахи мы из него сшили, сарафаны, красиво было.

Агафья на фотографиях последних лет одета одинаково: два платка, ситцевое платье, черная лопатина — так она называет свое пальто. Разглаживает рукой платье — три года назад сшила на руках:

— Ткань «в огурцы» называется.

— Нынче на Пасху хочу сшить новое, ткань-то вапсче красивая. Раньше-то мы своим жили: пряли, ткали. Меня многому сестра Наталья учила, крестной она моей была.

Агафья хорошо помнит имена и детали произошедшего с ней. В разговоре легко переходит от событий десяти-двадцатилетней давности к настоящему. Еще раз достает письмо.

— Они третий год письма пишут, а приехать-то?

Агафья ждет семейную пару в гости, в прошлом году даже посадила больше картошки, но никто не приехал. Из конверта выпадают фотографии пальм и бирюзовой воды. Агафья просит прочитать, что написано на обороте. «Страна Перу, океан, здесь морские животные есть, и великие, и малые. Ничего от сего не вкушаю по заповеди Отеческой».

Агафьин хлеб

— Придешь к Агафье, а она сразу делится всем, что у нее есть. Если осень, то овощи принесет, лето — рыбу, сейчас вот картошку на ужин дала, — говорит Сергей.

Хлеб у Агафьи получается тяжелый, плотный и настоящий: «Густо тесто сделашь, оно и поднимется, квасня-то, выкладывашь, оставляшь маленько».

Об этом сказала хозяйка заимки специалистам, которые исследовали почву и воду территории после запуска ракеты с Байконура.

Информацию подтвердили и в заповеднике «Хакасский», к которому относится этот труднодоступный участок. Прямой связи жителей заимки с заповедником «Хакасский» нет. Поэтому пока подробностей минимум - на заимку уже выехали специалисты заповедника. К ним присоединятся полицейские Таштыпского района, на обслуживании которого находится участок. Как только все на заимке обследуют, расспросят отшельницу, сотрудники полиции уже дадут какую-то более подробную информацию.

Ему не хватало общения

Но, скорее всего, криминала в смерти отшельника никакого нет - Ерофею Сазонтьевичу Седову было под 80 лет. Условия жизни – таежные.

Он работал мастером-бурильщиком в той экспедиции геологов, которые обнаружили семью Лыковых, а затем и взяли над ней шефство. После того, как ему отняли ногу из-за развившейся гангрены, Седов переехал на заимку к Агафье. Это было лет двадцать назад. Как он признавался журналистам:

Привык я в тайге жить. Здесь я как дома…

Маленькая избушка Ерофея находится в метрах 100 от дома Агафьи. Жилье Седова – у подножья горы, у Лыковой – на вершине. Это расстояние, недоступное для Ерофея (ну, куда он на своем протезе поскачет по крутой тропинке?) легко преодолевала Агафья.

Сын Седова, который живет в Таштаголе (Кемеровская область), подарил ему радиоприемник, - единственное развлечение на заимке Лыковых. Иногда Агафья приходила послушать последние новости. То, что ей было непонятно, объяснял Ерофей.

К Ерофею изредка приезжал сын. Напомним, добраться туда можно только вертолетом или на лодке по реке.

Всех приезжих встречали оба. От привезенных газет Агафья отмахивалась, а вот Ерофей радовался. При этом он спрашивал:

Вы из какой газеты?

Из «Комсомолки».

Это – самая лучшая газета! Я ее с молодости читаю.

Как рассказывали коллеги из других изданий, признанием в любви именно к их газете, он встречал всех.

Ему, конечно же, не хватало общения. И он старался чем-нибудь заинтересовать собеседников, которые больше интересовались жизнью Агафьи, а не его.

Какое применение найдет жилью Седова хозяйка заимки, покажет жизнь. Может, кто и пожелает скрасить жизнь таежной отшельницы, которая в последнее время просит помощника.

«Последний раз видел отца в Великий пост, он выглядел уставшим»

Мы дозвонились до сына Ерофея Седова, Николая Ерофеевича. Он рассказал, что был у отца «крайний» (он почему-то сознательно избегал слова «последний») раз перед Пасхой.

Шла как раз страстная неделя, - говорит Николай Седов. – Отец выглядел очень уставшим. Они же с Агафьей Карповной все посты соблюдали. И не так, как многие современные люди делают, постятся для диеты. Они делали все по канонам, строго. Но он не болел. Ни о чем особенном не говорили, так, о делах житейских. О его смерти мне сообщили пять дней назад. Сказали, что все случилось 20 апреля по старому стилю. А по новому, стало быть, 3 мая. Как только в районе заимки появились люди, Агафья Карповна сообщила им об этом. Они уже сообщили дальше. Не могу сказать, что там случилось, возраст у отца все-таки был преклонный. Агафья Карповна его сама похоронила. Все она правильно сделала. Человек умер, а на улице тепло. Неужели нужно было дожидаться, когда за телом приедут? Это долг любого человека, когда люди живут на отдалении: кто-то умер, предать его земле. Как только появится возможность (расстояние, как вы понимаете большое), я обязательно поеду к отцу на могилу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сосед Агафьи Лыковой Ерофей: «Она человек такой… многострадальный!»

На заимку староверов -отшельников Лыковых «закинули» очередную посылку – крупы, корм для животных, теплые вещи. «Презент» к зиме от губернатора Кемеровской области Амана Тулеева , он уже давно «шефствует» над последней из семьи Лыковых 69-летней Агафьей и живущим по соседству таким же отшельником Ерофеем Седовым. ()

Агафья Лыкова за посылку поблагодарила людей молитвами

Днем на заимке Лыковых, куда прибыл гуманитарный груз для Агафьи, было – 2 °С. Зима на Западном Саяне, в том самом «таежном тупике», где живет отшельница, выдалась теплой. Кристально-белый снег, непролазная тайга, скрывающая избушку отшельницы на берегу реки Еренат, и… тишина, которую внезапно разорвал гул винтов вертолета. Это МИ-8 МЧС России привез Агафье Карповне подарок «с большой земли» в 200 килограммов… В посылке - корм для скота, лекарства и запасы провианта. ()

Агафья Лыкова: «К вамъ большоя и великое прошение…»

На днях редактору газеты «Красноярский рабочий» Владимиру Павловскому пришло письмо с таким вот странным обратным адресом: «Река Еринат, обитель во имя Пресвятой Богородицы Троеручицы». Оказалось, это знаменитая отшельница 68-летняя Агафья Лыкова (она живет в Хакасии , ближайший поселок Мрассу - в 120 км непролазной тайги) с «оказией» передала письмо своему давнишнему другу, который не раз приезжал к ней в тайгу. ()

«Агафья Лыкова только воскликнула «о-о-о-о», когда Василия Пескова увидела!»

Именно Василий Песков поведал миру об уникальной семье староверов Лыковых, спрятавшихся от цивилизации в саянской тайге в 1938 году. Впервые Василий Михайлович приехал к Агафье в 1982 году и с тех пор уже не забывал своих героев, часто навещал, всегда с подарками, лакомствами, лекарствами. Его документальная повесть Таежный тупик» о жизни хакасских «робинзонов» пользовалась сумасшедшей популярностью, переиздавалась, была переведена на несколько языков. ()

Нашелся человек, готовый поехать в «таежный тупик» спасать Агафью Лыкову Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной «находке» геологов «Комсомольская правда» рассказала в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от людей. И не где то на юге, а в Сибири , в тайге. Все было интересно – обстоятельства, приведшие к исключительной «робинзонаде», трудолюбие, сплоченность людей в борьбе за существование, находчивость и умелость и, конечно, религиозная вера, ставшая причиной жизненного тупика, но и служившая опорой людям в необычайных, исключительных обстоятельствах. Непросто было в 82 м году собрать информацию обо всем, что случилось. Что-то недоговаривалось, о чем то Лыковы просто предпочитали молчать, еще не вполне доверяя людям из «мира», кое что в сбивчивом непоследовательном рассказе было просто трудно понять. И как проверить услышанное? Пришлось подробно расспрашивать геологов, уже хорошо знавших Лыковых, сопоставлять, сравнивать. Еще труднее было повествование публиковать. 1982 год. Гласности не было. Как рассказать в молодежной газете об отшельниках староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения»? Единственно верным было, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия. Так история Лыковых и изложена ().

После того как в прессе появилось письмо отшельницы с просьбой о помощи, в заповедник позвонил 37-летний мужчина и заявил, что готов приехать на заимку. Помощника найти не так-то просто, он должен быть еще и одной веры с Агафьей, иначе им точно не ужиться вместе. Заимка Лыковой - не просто заимка, а практически монастырь, где она сама себе хозяйка. ()

Василий Михайлович Песков. Таежный тупик

Слова «Таежный тупик» не нуждаются в пояснении. Редкий из читающих газеты людей не знает, что речь идет о судьбе Лыковых. Впервые о таежной «находке» геологов «Комсомольская правда» рассказала в 1982 году. Интерес к маленькой документальной повести был огромным. Еще бы, речь шла о семье, более тридцати лет прожившей в изоляции от людей. И не где то на юге, а в Сибири, в тайге. Все было интересно – обстоятельства, приведшие к исключительной «робинзонаде», трудолюбие, сплоченность людей в борьбе за существование, находчивость и умелость и, конечно, религиозная вера, ставшая причиной жизненного тупика, но и служившая опорой людям в необычайных, исключительных обстоятельствах.

Непросто было в 82 м году собрать информацию обо всем, что случилось. Что-то недоговаривалось, о чем то Лыковы просто предпочитали молчать, еще не вполне доверяя людям из «мира», кое что в сбивчивом непоследовательном рассказе было просто трудно понять. И как проверить услышанное? Пришлось подробно расспрашивать геологов, уже хорошо знавших Лыковых, сопоставлять, сравнивать.