Существующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов. "Нормы накопления ТБО."

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для обеспечения единого подхода к расчетам объемов накопления твердых бытовых отходов (далее — ТБО), предъявляемых к сбору, вывозу, захоронению и утилизации, целесообразно применять Временные нормативы накопления твердых бытовых отходов. Временные нормативы ТБО применяются при отсутствии проекта нормативов образования и лимитов на размещение ТБО в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений.
Временные нормативы накопления ТБО предназначены для определения количества накапливающихся отходов, образуемых в результате деятельности владельцев (арендаторов, собственников) нежилых помещений в соответствии с видом деятельности.
Основными показателями для определения Временных нормативов накопления ТБО являются: средний удельный норматив накопления твердых бытовых отходов в сутки (куб. м), средняя плотность (кг/куб. м).
Временные нормативы ТБО целесообразно применять до разработки проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказ Министерства природных ресурсов РФ от 11.03.2002 N 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»).
Уточнение Временных нормативов ТБО необходимо проводить не реже чем один раз в год.
Расчет Временных нормативов накопления ТБО производится по формуле:
V = N x U x D,
где:
V — Временный норматив накопления ТБО в год (куб. м/год) на 1 нежилое помещение в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов).
N — Расчетный коэффициент в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения.
U — Средний удельный норматив накопления ТБО в сутки от деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения (куб. м/сутки).
D — Фактическое количество рабочих дней предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения в год.

Временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов
№ п/п Вид деятельности предпринимателя, юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения Расчётный коэффициент в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения Средний удельный норматив накопления ТБО в сутки от деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения При плотности кг/куб. м
кг куб. м
1 2 3 4 5 6
1. Организации торговли
1.1 Продовольственный магазин на 1 кв. м общей площади 0,718 0,00410 175
1.2 Универсам на 1 кв. м общей площади 0,700 0,0410 170
1.3 Павильон на 1 кв. м общей площади 2,630 0,01600 160
1.4 Лоток 1 торговое место 2,190 0,01095 200
1.5 Палатки, киоски: газетные, сувенирные и т.д на 1 кв. м общей площади 1,440 0,01110 130
1.6 Торговля с машин 1 торговое место 2,190 0,01400 160
1.7 Магазин промышленных товаров на 1 кв. м общей площади 0,400 0,00360 110
1.8 Магазин хозяйственных товаров на 1 кв. м общей площади 0,400 0,00360 110
1.9 Супермаркет (универмаг) на 1 кв. м общей площади 0,400 0,00360 110
1.10 Рынки, склады, базы на 1 кв. м общей площади 0,100 0,00100 100
1.11 Организация, оказывающая услуги общественного питания (кафе, ресторан, бар, закусочная и т.п.) на 1 кв. м общей площади 1,370 0,00700 200
1.11 Ярмарка на 1 кв. м общей площади 0,100 0,00100 100
2. Медицинские учреждения
2.1 Аптека на 1 кв. м общей площади 0,100 0,00080 110
2.2 Больница на 1 койка/место 0,630 0,00190 330
2.3 Поликлиника, диспансер на 1 посещение 0,010 0,00004 170
2.4 Санаторий, пансионаты на 1 койка/место 1,041 0,00550 190
3. Организации, оказывающие автотранспортные услуги
3.1 Автомастерская, шиномонтажные мастерские, автозаправочные станции на 1 машино/место 1,096 0,00540 200
3.3 Автостоянка, парковка на 1 машино/место 0,0055 0,00030 200
3.4 Гараж, паркинг на 1 машино/место 0,110 0,00550 200
4. Образовательные учреждения
4.1 Дошкольное образовательное учреждение на 1 ребенка 0,273 0,00270 100
4.2 Общеобразовательное учреждение на 1 учащегося 0,050 0,00030 200
4.3 Учреждение начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс на 1 учащегося 0,050 0,00030 190
5. Иные организации
5.1 Организация, осуществляющая деятельность по ремонту бытовой, радио- или компьютерной техники на 1 кв. м общей площади 0,030 0,00100 220
5.2 Организация, осуществляющая деятельность по ремонту обуви, одежды на 1 кв. м общей площади 0,273 0,00070 400
5.3 Химчистка, прачечная на 1 кв. м общей площади 0,027 0,00030 100
5.4 Парикмахерская, косметический салон на 1 кв. м общей площади 0,575 0,00400 140
5.5 Гостиница на 1 койко-место 0,493 0,00300 171
5.6 Общежитие на 1 койко-место 0,506 0,00300 180
5.7 Баня на 1 посещение 0,100 0,00050 180
5.8 Библиотека, клуб, кинотеатр, концертный на 1 посадочное место 0,080 0,00050 150
5.9 Спортивная арена, стадион, казино, залы игровых автоматов, танцевальные залы, лодочные станции на 1 посадочное место 0,060 0,00040 150
5.10 Научно-исследовательский институт, проектный институт, конструкторское бюро на 1 сотрудника 0,301 0,00270 110
5.11 Кредитная организация на 1 сотрудника 0,273 0,00270 100
5.12 Объект почтовой связи, организация связи на 1 сотрудника 0,273 0,00270 100
5.13 Организация, использующая помещение под административные цели, выставку, офис, контору на 1 сотрудника 0,273 0,00270 100
5.14 Железнодорожный вокзал или автовокзал, аэропорт, речной вокзал, порт на 1 пассажира 0,342 0,00100 250

Расчетные коэффициенты приведены без учета сбора крупногабаритных отходов.
Для организаций не осуществляющих селективный сбор отходов, применяется повышающий коэффициент 1,5.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

С начала текущего года в платежках у жителей нашей страны появилось нововведение – оплата вывоза . Это выполнение решений правительства РФ, которое новым законом скорректировало требования к определению нормативов отходов коммунальных предприятий и проведению расчетов по его вывозу и переработке. Услуги утилизации мусора перестали считаться жилищными услугами, а перешли в разряд коммунальных.

В регионах появились операторы, которые несут ответственность за качество услуг по сбору и транспортировке мусора и отходов.

Что представляют собой твердые коммунальные отходы?

В прошлом (2015) году были внесены изменения в закон, определяющий порядок определения отходов предприятий и бытовых потребителей. Было введено понятие «твердые коммунальные отходы», под которыми понимают весь мусор из жилых массивов, продовольственные товары с вышедшим сроком хранения, отходы от предприятий и организаций – с юридическим статусом и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, новая инструкция перестала разграничивать отходы от жилых и производственных помещений.

Проводится создание единой системы информационного учета движения отходов и контроля над их своевременной утилизацией. Вносить информацию вменяется в обязанность местных государственных администраций.

Изменены расчеты платы за утилизацию домового и промышленного мусора. Введены нормы и инструкция накопления твердых коммунальных отходов на каждого жителя квартиры, гостиниц, кинотеатров – с одного места и торгового помещения — с учетом общей площади.

По новому закону жители многоквартирных домов обязаны вступить в договорные отношения с региональным оператором учета твердых отходов. Посредником между ними будут выступать жилищные конторы и товарищества.

Инструкция четко определяет задачи регионального оператора ТКО. Он не вправе отказать любому собственнику, который живет или работает в зоне его ответственности. Все договора со стороны оператора – публичные. Оператор обязан создать эффективную систему сбора, транспортировки и утилизации мусора, а также определить тарифы, исходя из существующих нормативов.

Определение оператора ТКО в регионах будет вестись на конкурсной основе. Он проводится органами власти в порядке, установленном правительством. Оператор должен иметь необходимое оборудование и транспортные средства для осуществления деятельности, а также лицензии от органов Роспотребнадзор.

Виды нормативов коммунальных отходов

Норматив – показатель количественный, который выражается через объем, массу и расчетную единицу. Единицы расчетов по каждой группе объектов определяются городскими и поселковыми администрациями.

Нормативы твердых отходов различаются по:

  • Территориальному признаку – регионам и муниципальным районам.
  • Группам заказчиков.
  • Классу объектов, где образуется мусор.

В течение года регионы будут тестировать и определять нормативы твердых коммунальных отходов. А с начала января следующего года они отразятся в платежках, как отдельная услуга и появится инструкция по их утилизации.

Правила определения нормативов

Определение нормативов производится с учетом категорий объектов, к которым относятся:

  • Собственники квартир и домов.
  • Придомовые территории.
  • Собственники производственных помещений – с юридическим адресом и индивидуальные предприниматели.

Нормативы определяются отдельно по каждой группе, согласно инструкции. Региональные операторы ТКО при определении нормативов должны замерить объемы мусора и отходов. Для этого выбираются жилые кварталы, в которых проживает не менее 2 % жителей от общего числа для средних и малых населенных пунктов, не менее 1 % для больших городов и 0,5 % для крупных мегаполисов. Для проведения замеров используются специальные контейнеры, бункеры или прочные полиэтиленовые пакеты. Исключается смешивание мусора от жилых, производственных помещений и придомовых территорий, а также его уплотнение. Оператор обязан проводить замеры не менее недели в течение каждого сезона, вне зависимости от периодичности вывоза твердых отходов. Данные собираются с учетом каждого из дней недели, определяется масса ТКО и их объем.

  • Средний норматив посуточно на каждый сезон, который выражается в отношении массы отходов на расчетную единицу.
  • Средний по каждому сезону норматив, выраженный количественно — отношение массы мусора к расчетной суточной единице.
  • Годовой норматив, где среднесуточный показатель умножается на 365 дней.
  • Средний месячный норматив, который определяется отношением объема отходов к единице расчета.

Определение массы и объема коммунальных отходов в контейнере проводится в следующем порядке:

  1. Отходы разравниваются.
  2. Мерной линейкой, которая представляет собой окрашенную рейку с нанесенными делениями, определяется объем собранных отходов. При этом нулевое деление на рейке должно совпадать с верхом емкости, а ее длина составлять 1,5 метра.
  3. Масса отходов определяется динамометром. Из показателя вычитается масса пустого контейнера. Используются динамометры до полутонны, имеющие точность до 5 кг.
  4. Допускается взвешивание мусора на погрузочной машине, если предварительно была определена его масса на транспортных весах с пределом в 10 кг и точностью до 5 кг.

Полученные результаты по каждой группе складываются понедельно и заносятся в сводную таблицу за каждый месяц и сезон.

Накопление отходов по нормативу коммунального мусора определяется его средним количеством, которое накапливается от жилых, производственных помещений и придомовых территорий в единицу времени. Оператор по ТКО – это лицо с юридической ответственностью или предприниматель, который ведет работу со всеми видами отходов.

Что определяет нормы накопления отходов?

На влияет целый ряд факторов:

  • Благоустроенность жилья – наличие системы централизованного отопления и прочих удобств.
  • Возможность раздельного сбора составляющих мусора – бумаги, картонных упаковок, пищевых отходов, пластиковых бутылок и прочего.
  • При раздельном сборе уменьшается масса ТКО, в среднем на 20 кг с одного человека, при вторичной переработке ряда компонентов – на более чем 30 кг, что влияет на разработку нормативов.
  • Климатические условия – в северных регионах долго длиться отопительный сезон, в южных – увеличивается число дней уборки придомовых территорий.
  • Наличие зеленых насаждений, потребление местным населением овощей и фруктов.

Для определения нормативов подбираются жилые массивы двух типов – благоустроенные и неблагоустроенные. Основное внимание уделяется виду отопления – газовое или печное. На разные виды жилья составляются санитарные паспорта, в которых находят отражение данные о количестве жильцов домов и мест в гостинице или кинотеатре, степень благоустройства, состояние придомовой территории – наличие тротуаров, деревьев и кустарников. При раздельном сборе мусора обязательно указывается масса и объем.

Нормативы накопления ТКО в жилых массивах на человека

Для расчетов в государственном масштабе и планирования есть инструкция и в ней определены ориентировочные нормы на одного потребителя. Они высчитываются среднегодовые, среднесуточные за год, среднесуточные сезонные с указанием плотности. Нормативы определяются по следующим категориям:

  • Благоустроенное жилье – при наличии газа, централизованного водоснабжения, отопления и канализации с раздельным сбором пищевых отходов и без него.
  • Неблагоустроенное жилье – с самостоятельным отоплением, без водопровода и канализации, без сбора пищевых отходов, отдельно отмечаются дома коммунального фонда и частные домовладения.
  • из выгребных ям и закрытых подвалов.

Нормативы накопления твердых отходов в жилых домах определяются решением местных органов власти и уточняются раз в 5 лет.

Временные нормативы ТКО

Они действуют, пока региональный оператор не разработал и не ввел в практику нормативов, действующих в отношении деятельности индивидуальных предпринимателей и предприятий с юридическим адресом.

Временные нормативы ТКО определяют количество мусора, образующегося в результате деятельности владельцев и арендаторов помещений, не входящих в жилой фонд. Нормативы определяются характером деятельности.

Основными показателями этого вида нормативов ТКО являются усредненный норматив накопления и их плотность. Нормативы подлежат уточнению каждый год, для этого пишется инструкция.

Расчет накоплений ведется по формуле, где коэффициент расчета для каждого вида деятельности перемножается на норматив накопления и общее число рабочих дней.

В настоящее время действуют усредненные временные нормативы ТКО для:

  • Предприятий торговли продовольствием.
  • Магазинов промтоваров.
  • Магазинов хозтоваров.
  • Павильонов, палаток, лотков.
  • Рынков, складских помещений, баз.
  • Рынков, базаров, ярмарок.
  • Медицинских и фармацевтических учреждений.
  • Образовательных учреждений.
  • Транспортных предприятий.
  • Предприятий сферы услуг.

При определении нормативов ТКО предприятия обязаны самостоятельно проводить взвешивание мусора и отражать в ведомости его фактическое количество.

  • В учреждениях образования нормативы складываются на 1 студента или ученика.
  • В предприятиях общепита на блюдо.
  • В поликлинике на посещение.
  • В ателье на работающего.
  • В общежитиях на место с указанием фонда – благоустроенное или неблагоустроенное.

Временные нормативы складываются без учета отходов крупных габаритов. Если таковые имеются, то применяется расчетный коэффициент 1,5. Нормы накопления мусора от предприятий и организаций в больших городах составляют 30 — 50 % от норм накопления от жилых зданий.

Почему назрела необходимость пересмотра нормативов?

Принятый термин «твердые коммунальные отходы» в большей степени отражает масштаб требований к экологической сохранности мест проживания. В настоящее время ведется учет мероприятий по ТКО, сравниваются реальные показатели с ожидаемыми.

На основании этого планируется:

  1. Стимулирование строительства производств по утилизации и переработке ТКО.
  2. Разработать схемы безопасного обезвреживания и захоронения опасных отходов.
  3. Строительство заводов по вторичной переработке использованных товаров и категорий с вышедшим сроком хранения.
  4. Выявление и уничтожение несанкционированных свалок ТКО, привлечение к ответственности лиц, ведущих несогласованный вывоз мусора.

Все мероприятия по организации утилизации мусора региональный оператор согласовывает с местными органами Роспотребнадзора и экологами.

Новый закон и введение единых нормативов позволят более эффективно решать задачи по утилизации специфичных видов отходов. Ранее предприятиям часто отказывали в приеме таких отходов, оставляя их с дилеммой, куда их девать. Теперь отрегулирована система обращения с отходами коммунальных предприятий, которая включает:

  • Транспортировка, обработку и прессовку ТКО.
  • Обезвреживание.
  • Уничтожение или захоронение.

Все виды деятельности определяются нормативами. Оплата производится по договору соглашения с оператором по региону, с учетом предельных тарифов, действующих на территории субъекта РФ. Органы исполнительной власти обязаны по закону регулировать тарифы на обработку, вывоз, обезвреживание и захоронение отходов всех классов опасности.

Что такое норматив НВОС?

При сборе, вывозе, обезвреживании, захоронении или уничтожении опасных отходов с предприятий будет взиматься плата за отрицательное воздействие на окружающую среду. Плата будет осуществляться предприятиями и организациями, у которых в производственной деятельности образуются опасные отходы, а плательщиком будет выступать оператор по региону, осуществляющий мероприятия по сбору и уничтожению.

Планируется направлять средства, полученные за НВОС на:

  • Проведение природоохранных мероприятий в зоне захоронения опасных отходов.
  • Строительство технических и инженерных сооружений с целью охраны окружающей среды.
  • Исследование экологической обстановки в зоне полигонов для захоронений.

По закону у местных органов власти теперь нет права самостоятельно на сбор, транспортировку, захоронение отходов. Они могут лишь согласовывать вопросы с операторами ТКО и принимать участие в мероприятиях. С точки зрения разработчиков законов – это к лучшему. Как правило, на местах имеет место полное непонимание необходимости экологического контроля и надзора за утилизацией отходов, представляющих опасность для жизни и здоровья людей.

При расчете нормативов НВОС учитывают:

  1. Площадь объекта или ряда объектов, объединенных единым технологическим циклом.
  2. Технологические нормы – загрязнение продуктами производства, воздействие на экологию местности.
  3. Технологические показатели – концентрация вредных веществ, объем и масса выбросов, отходов производства, использование энергоресурсов за определенный момент времени или в пересчете на произведенный продукт.
  4. Технические нормативы, которые устанавливаются на двигатели и механизмы, как источники загрязнения окружающей среды.
  5. Разрешенные выбросы – объем и масса химикатов, их транспортировка.
  6. Действующие производственные технологии, позволяющие проводить природоохранные мероприятия.

Все объекты, которые подлежат нормированию по показателям НВОС, подразделяются на 4 категории:

  1. Сильное воздействие на экологическую обстановку.
  2. Умеренное негативное влияние.
  3. Незначительное отрицательное воздействие.
  4. Минимальное отрицательное воздействие.

Плата взимается за то, что производится транспортировка, размещение и производственной сферы и потребления.

Отходы с полезными компонентами

Новая инструкция немного изменена. Теперь в ней содержится поправка, которая регулирует обращение с отходами, имеющими в своем составе полезные компоненты. Теперь их запрещено утилизировать. Региональные операторы обязаны собирать такой мусор и направлять его к местам вторичной переработки. На все мероприятия по сбору и транспортировке будут действовать определенные нормативы.

В настоящее время разрабатывается список отходов, подлежащих вторичной переработке для того, чтобы на местах не было разночтений.

Ответственность производителей и импортеров товаров

Инструкция подразумевает, что производители и импортеры товаров несут ответственность за сбор, вывоз и утилизацию мусора. Если они отказываются это делать, то предусмотрен экологический сбор. Деньги, вырученные от сбора, пойдут на поддержку и развитие предприятий – региональных операторов ТКО.

При разработке нормативов для производителей и импортеров товаров учитываются масса и объем отходов производства и потребления, возможность вторичной переработки товаров с вышедшими сроками хранения, объем и масса упаковочных материалов.

В первую очередь экологический сбор коснется производителей потребительской продукции – шин, аккумуляторов, батареек, упаковочных материалов, флаконов и прочей тары.

Со временем планируется часть доходов с экологического сбора направлять на обустройство комплексов по переработке твердых отходов с целью улучшения экологии.

В связи с изменениями в сфере регулирования нормативов ТКО возникает ряд проблем. Кто теперь будет убирать площадки для сбора отходов. Раньше этим занимались управляющие компании, а теперь все средства будут направляться оператору ТКО. Возможно, инструкция будет изменена.

Нормы накопления ТБО - это количество твердых бытовых отходов, образующихся на одну расчетную единицу (для жилищного фонда - 1 человек или 1 мес­то в гостинице; для магазинов и складов - 1 кв.м. торговой площади) в единицу времени (день, год). Нормы накопления измеряются в единицах кг или л, кубических метрах.

На территории субъектов РФ общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) составляет около 150 млн. кубических метров или 30 млн. тонн в год.

Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную инфор­мацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезврежи­вание и утилизацию ТБО.

При выборе метода и технологии обезвреживания и после­дующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и пе­реработки ТБО необходима информация о содержании органиче­ского вещества, удобрительных элементов и т. д.

К ТБО, входящим в норму накопления от населения и уда­ляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, обра­зующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворо­вых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабарит­ных отходов.

Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:

  • жилых зданий;
  • учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, дет­ских садов и др.).

На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоро­проводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие об­щественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблаго­устроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.

Также важны климатические условия - различная продолжи­тельность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.

При проектировании мусороперерабатывающих предприя­тий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами на­копления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуа­тацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.

Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО

Примечания:
Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией

Нормы накопления учреждений и предприятий обществен­ного назначения в крупных городах составляют 30...50 % от норм накопления жилых зданий.

Для Москвы в соответствии с Постановлением Правитель­ства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) "Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора" установлены следующие нормы:
Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жи­теля г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.

В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нор­мы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от пред­приятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широ­ких пределах.

Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в горо­де, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопле­ния ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.

Фактические нормы накопления ТБО определяют для каж­дого конкретного города в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР".

Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой чис­ленностью жителей:

  • в городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2 % населения;
  • в городах с населением 300...500 тыс. чел. -1 %;
  • в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5 %.

По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО опреде­ляют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязатель­но проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.

Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему - 0,5... 1,5% в год.

Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы

Объект образования отходов Расчетная единица Норма накопления Плотность кг/м 3
кг/год м 3 /год
I. Предприятия торговли
Продовольственный магазин На 1 м 2 торг. площади 348 1,74 200
Универсам На 1 м 2 торг. площади 252 1,40 180
Павильон На 1 м 2 торг. площади 570 2,85 200
Лоток На 1 торговое место 680 3,40 200
Палатка, киоск На 1 м 2 торг. площади 866 5,09 170
Торговля с машин на 1 торговое место 849 5,30 160
Промтоварный магазин На 1 м 2 торг. площади 139 0,77 180
Хозтовары На 1 м 2 торг. площади 206 1,29 160
Супермаркет (универмаг) На 1 м 2 торг. площади 157 0,87 180
Рынки продовольственные На 1 м 2 торг. площади 363 1,21 300
Ярмарки промтоварные На 1 м 2 торг. площади 276 0,99 280
II. Административные здания, учреждения, конторы
НИИ, проектные институты и конструкторские бюро На 1 сотрудника 156 1,42 110
Сбербанки, банки На 1 сотрудника 75 0,62 120
Отделения связи На 1 сотрудника 104 0,95 110
Административные и другие учреждения, офисы На 1 сотрудника 131 1,19 110
III. Медицинские учреждения
Аптеки На 1 м 2 торг. площади 48 0,44 110
Больницы На 1 койку 402 2,01 200
Поликлиники На 1 посещение 12 0,07 170
Санатории, пансионаты На 1 койку 169 1,00 170
IV. Автотранспортные предприятия
Автомастерские На 1 машино-место 46 0,22 210
Автозаправочные станции На 1 машино-место 23 0,11 200
Автостоянки и парковки На 1 машино-место 23 0,11 200
Гаражи На 1 машино-место 22 0,16 140
V. Дошкольные и учебные заведения
Ясли, детские сады На 1 место 80 0,40 200
Школы, лицеи, проф-тех. Училища На 1 учащегося 24 0,12 200
Техникумы, ВУЗы На 1 студента 22 0,11 200
Дома-интернаты На 1 учащегося 215 1,13 190
VI. Предприятия службы быта
Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники На 1 м 2 общей площади 15 0,07 210
Ремонт и пошив одежды На 1 м 2 общей площади 23 0,13 180
Химчистки и прачечные На 1 м 2 общей площади 20 0,19 105
Парикмахерские и косметические салоны На 1 посадочное место 32 0,23 140
Гостиницы, общежития На 1 место 192 1,13 170
Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.) На 1 место 215 1,13 190
VII. Культурно-спортивные учереждения
Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки На 1 место 27 0,18 150
Спорт. арены, стадионы На 1 место 43 0,26 170
VIII. Предприятия пассажирского транспорта
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты На 1 пассажира 145 0,80 180

Услуги ЗАО ТБО 24

ЗАО ТБО 24 имеет многолетний опыт работы по вывозу строительного и бытового мусора и снега на территории Москвы. Мы предлагаем клининговые услуги – очистку территории от грязи, снега качественно. Наша фирма вывозит отходы разного типа: начиная от бытового и заканчивая крупногабаритным (строительные отходы, ветки, снег).

Множество компаний предоставляет услуги по вывозу мусора, но ЗАО ТБО 24 наиболее качественно производит утилизацию отходов и очистку территории от загрязнений различного рода. Помимо этого, мы обрабатываем зеленые насаждения, придавая им ухоженный, опрятный вид. Вывоз строительных отходов осуществляется в бункерах, с использованием самой современной техники.

Компанией ТБО 24 осуществляется уборка территории (Москва – все районы), уборку снега по четко налаженной схеме. Мы располагаем большим парком спецтехники для уборки снега, наледи, перевозки их до пунктов утилизации в Москве. Мы осуществляем регулярный вывоз мусора – заказ с территорий государственных объектов, жилых, коммерческих зданий. Уборка снега, наледи выполняется вручную или с помощью спецтехники.

Нормы накопления - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов и т. д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, м3).

Общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) в городах и поселках России составляет порядка 150 млн. м3(30 млн. т) в год.

Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезвреживание и утилизацию ТБО.

При выборе метода и технологии обезвреживания и после­дующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.

К ТБО, входящим в норму накопления от населения и уда­ляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.

Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:

Жилых зданий;
учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.

Также важны климатические условия - различная продолжи­тельность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.

При проектировании мусороперерабатывающих предприя­тий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.

В таблице 1 приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют только для предварительных расчетов.

Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО.

Примечания: Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией

Нормы накопления учреждений и предприятий обществен­ного назначения в крупных городах составляют 30...50 % от норм накопления жилых зданий.

Для Москвы в соответствии с Постановлением Правитель­ства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) "Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора " установлены следующие нормы:

Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.

Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.

В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.

Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.

Фактические нормы накопления ТБО определяют для каж­дого конкретного города в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР".

Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:

В городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2 % населения;
в городах с населением 300...500 тыс. чел. -1 %;
в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5 %.

По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.

Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему - 0,5... 1,5% в год.

Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы.

Объект образования отходов

Расчетная единица

Норма накопления

Плотность кг/м 3

кг/год

м 3 /год

I . Предприятия торговли

Продовольственный магазин

На 1 м 2 торг. площади

Универсам

На 1 м 2 торг. площади

Павильон

На 1 м 2 торг. площади

На 1 торговое место

Палатка, киоск

На 1 м 2 торг. площади

Торговля с машин

на 1 торговое место

Промтоварный магазин

На 1 м 2 торг. площади

Хозтовары

На 1 м 2 торг. площади

Супермаркет (универмаг)

На 1 м 2 торг. площади

Рынки продовольственные

На 1 м 2 торг. площади

Ярмарки промтоварные

На 1 м 2 торг. площади

II . Административные здания, учреждения, конторы

НИИ, проектные институты и конструкторские бюро

На 1 сотрудника

Сбербанки, банки

На 1 сотрудника

Отделения связи

На 1 сотрудника

Административные и другие учреждения, офисы

На 1 сотрудника

III. Медицинские учреждения

На 1 м 2 торг. площади

Больницы

На 1 койку

Поликлиники

На 1 посещение

Санатории, пансионаты

На 1 койку

IV. Автотранспортные предприятия

Автомастерские

На 1 машино-место

Автозаправочные станции

На 1 машино-место

Автостоянки и парковки

На 1 машино-место

На 1 машино-место

V . Дошкольные и учебные заведения

Ясли, детские сады

На 1 место

Школы, лицеи, проф-тех. Училища

На 1 учащегося

Техникумы, ВУЗы

На 1 студента

Дома-интернаты

На 1 учащегося

VI. Предприятия службы быта

Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники

На 1 м 2 общей площади

Ремонт и пошив одежды

На 1 м 2 общей площади

Химчистки и прачечные

На 1 м 2 общей площади

Парикмахерские и косметические салоны

На 1 посадочное место

Гостиницы, общежития

На 1 место

Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.)

На 1 место

VII. Культурно-спортивные учереждения

Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки

На 1 место

Спорт. арены, стадионы

На 1 место

VIII. Предприятия пассажирского транспорта

Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты

На 1 пассажира

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Нормы накопления ТБО – количество утильсырья, которое образуется на расчетную единицу. Например, на одного человека за определенный промежуток времени, день или год. Измеряются нормы накопления ТБО обычно в килограммах или объеме (м³). Эти данные нужны для того, чтобы правильно рассчитать количество мусора, образовавшегося за единицу времени в городе, а также чтобы правильно спланировать сбор, транспортировку и утилизацию.

Для обезвреживания и утилизации всего мусора от предприятий нужно знать морфологический и элементный состав, а для переработки отходов требуется информация о содержании органических веществ в отходах.

Стандарт образования отходов высчитывается из двух следующих источников:

  1. Здания, предназначенные для проживания: частные дома, многоквартирный дом.
  2. Государственные или частные учреждения, предприятия предоставляющие общественные услуги: общепит или учебные организации.

К твердым бытовым отходам, которые входят в норму образования, принято относить накопления мусора, формирующийся в жилых или общественных зданиях, остаточные материалы после отопительного сезона, листья, собираемые со двора, крупногабаритные предметы из домашнего обихода.

Факторы влияющие на норматив образования

На нормы ТБО на 1 человека твердого мусора влияет большое количество факторов, среди которых:

  1. Уровень благоустройства организаций или помещений для проживания. Наличие различного рода удобств: мусоропровода, водопровода, канализационных систем и отопления.
  2. Этажность дома, в котором ведется учет нормы образования отходов.
  3. Тип топлива, используемого для отопления площадей на предприятии или комплексах для проживания.
  4. Степень благосостояния города
  5. Длительность периода отопления (от 150 дней на юге и до 300 дней в северных районах страны)
  6. Уровень потребления ресурсов (овощей, фруктов)

Соответственно, чем лучше благосостояние, тем больше объем формирования утильсырья. Для больших городов норма потребления намного выше, чем в селах, деревнях и небольших поселках.

Нормы накопления отходов

В зависимости от классификации жилищного фонда, правовые документы предусматривают различные нормативы формирования мусора:

  • Для благоустроенных зданий стандарт формирования утильсырья составляет на одного человека от 1,1 до 1,5 м³ в год. Средняя плотность на одного жителя должна в среднем составлять 210 кг/ м³.
  • Для государственных и частных организаций норма образования составляет от 35 до 55 % за один месяц нормативов формирования с жилого дома на человека.

К сожалению, рассчитать среднюю норму образования твердого утильсырья для России в целом невозможно, так как факторов, влияющих на этот показатель очень много. Из - за этого в каждом городе установлен свой норматив, который можно найти, изучив документы в местной администрации.

Расчет накопления

Как пример, для определения фактического накопления твердых бытовых отходов в населенных пунктах выбирают следующие участки:

  • в населенных пунктах с населением до 300 000 чел. – 2% всего населения
  • в населенных пунктах с населением до 500 000 чел. – 1% всего населения
  • в населенных пунктах с населением до 1 млн. чел. – 0,5% всего населения.

Из культурно-бытовых организаций выбирают 2-3 объекта. Замеряют в течение недели. Затем определяют массу скопившихся отходов.

Нормы отходов вводятся по результатам измерений органами местной власти. Также в их компетенции находится сбор, хранение и вывоз твердых отходов. По наблюдения, они растут каждый год примерно на 0,5%, а объем отходов растет на 0,5-1% каждый год. Измерения проводятся раз в 5 лет.

Существуют различные документы, обращение, приказы, на основе которых определяются нормативы накопления ТБО от организаций и предприятий. Основной из них носит название «Рекомендации по определению стандартов образования ТБО для РСФСР».

Так, в 1999 году Правительство РФ приняло постановление для Москвы, в котором указываются средние нормы накопления ТБО. Документы задают следующие значения:

  • Норматив накопления товаров потребления для одного жителя столицы составляет 260 килограммов в год или 1,30 м³
  • Количество крупногабаритного утильсырья равен 0,40 м³ или 80 килограмм в год

Необходимо отметить тот факт, что норма накопления ТБО от организаций и предприятий уменьшается по мере того, как увеличивается количество коммерческих учреждений в городе.

Измеряют массу накапливаемых отходов потребления и мусора на предприятии или в зданиях для проживания путем взвешивания всех емкостей, загружаемых в мусоровоз. Если используется контейнерный транспорт, то сначала взвешивается пустая, а потом заполненная утильсырьем емкость.

Расчет фактических норм накопления твердых отходов на предприятии или жилых помещениях в год происходит для каждого сезона отдельно. Чтобы определить этот показатель для конкретного региона, как правило, обращаются в самые крупные города области.

Таблица образования твердого мусора

Ниже представлена таблица, в которой представлены стандарты накопления твердых отходов, действующих с 01.01.1999 года.

Все табличные нормативы актуальны для Москвы и Московской области. Для мелких городов подобный стандарт может быть значительно ниже. Все значения, представленные в таблице – ориентировочные. Нередко, когда многие учреждения выходят за рамки нормативов как в большую, так и в меньшую сторону.