Сюжет произведения борис годунов. Пересказ произведения "Борис Годунов" Пушкина А.С

Борис Годунов - трагедия, которая была написана А. С Пушкиным с 1824 по 1825 год во время его ссылки в Михайловское. Это первая русская реалистическая трагедия, ее замысел был очень актуален. Пушкин поднял вопрос о самодержавии и крепостном праве, который волновал интеллигенцию. Эта трагедия была написана на основе работы Карамзина «История государства Российского», поэтому можно «Бориса Годунова» читать не только как литературное, но и как историческое произведение.

Действие начинается 20 февраля 1598 года в Кремлевских палатах. Появляются первые действующие лица :

В этой смерти Шуйский обвиняет Годунова. Шуйский был отправлен в Углич расследовать это убийство. Было много свидетелей и доказательств того, что Годунов виновен в этом преступлении. Но, приехав обратно, он застал Годунова очень спокойным. Шуйский не стал рассказывать царю Феодору свою версию, потому что Годунов бы переубедил царя, а Шуйского тогда ожидало бы заточенье и казнь.

Народ волнуется, что Годунов не всходит на престол.

Новодевичий Монастырь

Предсказание Шуйского сбывается. Народ умоляет Годунова взойти на престол.

Появляются главные герои :

  • Борис Годунов - царь;
  • Григорий Отрепьев (Самозванец).

После сомнений Борис покидает монастырь и становится царем. Произнося тронную речь, он говорит, что делает это со страхом и смирением.

Четыре года спустя. Действие происходит ночью в келье. Отец Пимен заканчивает писать летопись и собирается дописать «последнее сказание». В этой же келье спит инок Григорий. Проснувшись, он жалуется на свою жизнь монаха. Он с детских лет стал монахом и завидует той жизни Пимена, которую ему не довелось испытать. Пимен уверяет Григория в том, что удовольствие от жизни он начал получать только тогда, когда стал монахом. Даже цари предпочитают вести монашескую жизнь. Например, Иоанн и Феодор. Они нашли упокоение только в монашеских трудах.

Григорий спрашивает о том, как погиб царевич Дмитрий. Именно в это время Пимен находился в Угличе. Он стал свидетелем «кровавого греха». То, что сейчас царем избрали убийцу, Пимен считает «страшным, невиданным горем». Эту печальную повесть он собирается написать в конце своей летописи, а затем передать ее ведение Григорию.

Григорий сбегает из монастыря. Он собирается стать царем в Москве. Патриарху об этом докладывает игумен. Он рассказывает о Григории: он ушел из Суздаля из Ефимьевского монастыря. Скитался и пришел в Чудовский монастырь. Игумен передал его на воспитание отцу Пимену. Он был прилежным учеником, но учеба, видимо, не пошла ему на пользу. Патриарх приходит в ярость от наглости Григория стать царем, и принимает решение не беспокоить государя этим.

Он приказывает поймать Григория и отправить навсегда в Соловецкий монастырь.

Не пропустите: как , азы литературы, пошаговая инструкция.

Царские палаты

Два стольника разговаривают о том, что царь заперся в своей спальне с колдуном. Это его любимое занятие - беседа с колдунами и магами. Выходит царь. Он шестой год у власти, но несчастен, хоть царствование его проходит спокойно. Ни власть ни жизнь его не радуют. Он хотел видеть свой народ в довольстве. Все блага которые он дал народу, были приняты без благодарности.

В своей семье он тоже несчастлив. Перед свадьбой дочери смерть забирает ее будущего мужа. В этом толпа обвиняет Бориса, во всех смертях его считают виноватым: и в смерти Феодора, и в смерти его сестры. Совесть не может его успокоить. Его «душа горит», и ему никуда не убежать от «кровавого мальчика».

Корчма на Литовской границе

За столом сидят бродяги-чернецы Мисаил, Варлаам и Григорий Отрепьев в мирском платье. Отрепьев хочет добраться до Литвы, он уже достиг границы. Григорий расспрашивает у хозяйки о дороге, которая ведет в Литву. Хозяйка говорит, что на дороге стоит застава, которая ловит преступника, сбежавшего из Москвы. Она объясняет ему как пройти другим путем, чтобы избежать встречи с приставами.

Слышится шум, входят приставы. Они расспрашивают у монахов, кто они. Те отвечают, что они монахи и собирают милостыню на стройку монастыря. В ходе беседы приставы начинают подозревать Мисаила в том, что это он тот преступник, которого они ищут. Приставы дают Григорию прочесть царский указ. Когда он начинает читать приметы преступника, он заменяет их на приметы Варлаама. Приставы, обрадовавшись, что нашли преступника, бросаются на него. Но Варлаам берет указ, начинает читать и обнаруживается, что это приметы Отрепьева. Григорий достает кинжал и, защищаясь им, убегает через окно.

Дом Шуйского

Ужин в доме Шуйского . После ухода гостей остается только Афанасий Михайлович Пушкин, у которого есть что рассказать Шуйскому. Племянник Пушкина прислал к нему гонца с новостью. Сын Грозного, которого Годунов считает мертвым, оказывается жив. Царевич Дмитрий находится во дворце у короля. Он умный, приветливый, ловкий, всем нравится и даже королю. Шуйский считает, что это самозванец, но если народ о нем узнает, то случится беда. Пушкин говорит, что Годунов это заслужил. Шуйский и Пушкин договариваются пока об этом никому не говорить.

Царские палаты

Ксения тоскует о погибшем женихе . Входит отец, утешает ее. Сын Феодор чертит карту Московской земли. Борис гордится сыном, его знаниями. Входит Семен Годунов. К нему с доносом приходили дворецкий Шуйского и слуга Пушкина. Он говорит, что у Пушкина был гонец из Кракова, а потом он был сразу отослан. Семен Годунов рассказывает о вчерашнем ужине у Шуйского и его беседе с Пушкиным. Царь хочет послать за Шуйским, но, оказывается, тот сам пришел.

Шуйский рассказывает, что в Литве появился Самозванец. Король и паны на его стороне. Царь не понимает, в чем может быть угроза для него. Шуйский говорит что он назвал себя царем Дмитрием. Царь велит отгородиться от Литвы, чтобы ни один человек не смог проникнуть оттуда. Царь сомневается, что царевич мертв, но Шуйский успокаивает его, что сам видел мертвого мальчика и посещал его гроб с телом в Угличе в соборе.

Борис Годунов переживает, что возникший самозванец может оставить его детей без наследства. Он вспоминает сон, который ему снится уже тринадцать лет: убитый ребенок.

Дом Вишнецкого. Краков

Самозванец обещает дать своим соратникам все, что они ждут от него. Беглые казаки получат вольность, иезуит Черниковский хочет, чтобы Русь подчинилась Ватикану, Самозванец говорит, что сделает это. Все прославляют «великого Московского князя Дмитрия» и собираются в поход.

Вишневский и Мнишек говорят о его дочери Марине и Борисе. Мнишек считает что скоро Марина выйдет замуж и станет царицей.

Марина назначает Дмитрию свидание ночью у фонтана.

Ночь. Сад. Фонтан

Самозванец ждет Марину . Его мучают сомнения и страх. Он хочет предложить Марине стать царицей, но боится. Приходит Марина. Самозванец признается ей в любви. Марина решилась на то, чтобы связать свою судьбу с его судьбой. Она просит его открыть ей «тайные надежды, намеренья и опасенья».

Он признается, что ради Марины готов забыть и про власть, и про Годунова, настолько сильна его любовь. Марине не нравится это, она согласна отдать свою руку только наследнику московского престола. Самозванца задевает то, что она выбрала его только из-за его сана. Он признается, что Дмитрий мертв, а он, «бедный черноризец», придумал хитрый план, сбежал от монахов к украинцам и обманул «безмозглых» поляков.

Марина приходит в ужас. Самозванец ждет ее решения. Он говорит, что мог обманывать весь мир, но только не ее. Марина упрекает его в том, что из-за любви он проболтался ей о своем происхождении. С такой же легкостью он мог проговориться ее отцу из-за дружбы. Но он уверяет, что никто кроме нее не знает этой тайны. Марина не верит ему.

Самозванец собирается уходить, устав унижаться. В России его ждет «погибель иль венец». Марина говорит ему вести полки скорее на Москву, свергнуть Годунова и занять трон, и в этом случае она будет с ним. Самозванец признается, что ему легче сражаться с Годуновым чем с женщиной и принимает решение утром идти на Москву.

Литовская граница 1604 год

Полки Самозванца и князя Курбского приближаются к границе. Самозванец проходит с литовскими полками через границу. Царь отправляет Чернигова и Трубецкого на помощь своим воеводам в Чернигов.

Царская дума

Беседа Царя и патриарха о вторжении Самозванца . Патриарх хочет разоблачить Самозванца и доказать народу, что царевич Дмитрий мертв, а для этого он предлагает привезти гроб с его телом в Архангельский собор. От этих слов царю становится дурно, его спасает Шуйский. Он против того, чтобы привозить гроб, чтобы не волновать народ.

Первая битва заканчивается бегством русских войск, они не слушают своих командиров, состоящих на службе у царя.

Площадь перед собором в Москве

Проходит торжественная служба в Соборе. Еретик Григорий Отрепьев предан анафеме, однако люди начинают задумываться о том, что он «настоящий» царь. У Собора дети дразнят юродивого Николку. Выходящий из Собора царь видит, что он плачет. Николка жалуется царю и просит велеть их зарезать, как «маленького царевича». Борис Годунов просит его помолиться за него, но Николка отвечает, что Богородица не велит молиться за «царя Ирода».

Севск. Появляются новые герои :

  • Рожнов.
  • Гаврила Пушкин.
  • Басманов.

К Самозванцу на допрос приводят русского пленного Рожнова. От него он узнает про недовольство людей правлением царя, тем что ему служат доносчики и шпионы, а к Лжедмитрию относятся с большим уважением. Самозванец дает приказ своей армии из 15 тысяч человек идти против русской армии, в которой пятьдесят тысяч человек.

Войска самозванца терпят поражение. Он прячется в лесу вместе с Гаврилой Пушкиным, и они хотят оттуда направиться в Рыльск.

Москва. Царские палаты

Годунов узнает от Басманова, что Лжедмитрий собрал новое войско.

Во время приема гостей «царь занемог». Во дворце начинается паника. Царь понимает, что умирает и просит позвать к себе сына. Он дает ему наставления о том, как надо править.

Самозванец посылает Гаврилу Пушкина к Басманову, чтобы переманить его на свою сторону. Сначала Басманов не хочет предавать молодого царя, но его одолевают сомнения.

Лобное место

На Лобном месте Гаврила Пушкин сообщает горожанам, что войска Басманова присягнули Дмитрию, и он идет в Россию с миром и любовью. Он подстрекает людей свергнуть Федора. Народ переходит на сторону Дмитрия. Толпа идет в царские палаты, чтобы расправиться с Федором.

Люди стоят у дома, в котором находится царь Федор с матерью и сестрой. Кто-то из людей испытывает жалость, а кто-то гнев. Люди видят как в дом входит Голицын и стрельцы. Через некоторое время он выходит и сообщает новость что Федор и его мать выпили яд. Теперь новый царь - Дмитрий Иванович. Народ молчит.

Борис Годунов Трагедия (1824 - 1825, опубл. 1831)

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова вен¬чаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие собы¬тий: «Народ еще повоет да поплачет,/Борис еще поморщится немно¬го, И наконец по милости своей/Принять венец смиренно согласится...», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Про¬буждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал,/Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился;/Но с той поры лишь ведаю блаженство,/Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Гри¬горий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесни¬ка молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареу¬бийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завер¬шить свою летопись и передать дальнейшее ее ведение Григорию. Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху. Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение. Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колду¬ном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, Я отворил им житницы, я злато/Рассыпал им Я выстроил им новые жилища...». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят, Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»). Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мир¬ское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приста¬вы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его примета¬ми. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи. Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пуш¬кин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе поль¬ского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бо¬риса убиенный...». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой». Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появив¬шемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что само¬званец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетлен¬ности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посе¬щал, Но детский лик царевича был ясен,/И свеж, и тих, как будто усыпленный». Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обеща¬ние подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опаль¬ным слугам Бориса - возмездие. В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавлива¬ется на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Мари¬ны. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все ее помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоин¬ства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием. 16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литов¬ской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!» На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается само¬лично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяга». 21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским. Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончи¬лась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Ни¬колка со словами: «Николку маленькие дети обижают Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит». У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофи¬ческий разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин. Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассе¬янное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через не¬сколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал -/Кровь хлынула из уст и из ушей». Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Го¬рячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царст¬вовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...» После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с ца¬ревной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим соверша¬ется обряд пострижения. Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальству¬ет над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не вой¬ском, нет, не польскою помогай, А мнением; да! мнением народ¬ным». Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к при¬сяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!/ Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!/Да гибнет род Бориса Годунова!» Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Федор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жа¬лость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Н а р о д безмолвствует».

Борис Годунов – одно из самых значимых произведений Пушкина. Это драматическое произведение, показывает одну из трагических страниц русской истории. По признанию автора, сюжетом для создания столь многозначительного произведения послужили сведения, полученные из «Истории Государства Российского», написанной Н.М. Карамзиным.

В драме нет разделения на акты, действия, но указаны место и время действия. Диалог двух бояр Шуйского с Воротынским предваряют действие драмы, служат вместо вступления. Из этой беседы читатель узнает, что после смерти царя Феодора в стране решается вопрос о том, кому царствовать в дальнейшем. Ближайший кандидат на царство – Борис Годунов, но он отказывается принимать царство. Беседуя с Воротынским, Шуйский обвиняет Годунова в убийстве наследника престола, царевича Димитрия.

На красной площади собрался народ, который был призван умолять Бориса Годунова на царство. В конце концов, Годунов согласится принять шапку Мономаха и стать царем русского государства.

Тем временем в Чудовом монастыре летописец, монах Пимен заканчивает свою летопись. Послушник Григорий просыпается от тяжкого сна. Пушкин использует в своих произведениях сны, предвещающие дальнейшие события, как один из элементов композиции (например, в «Евгении Онегине», сон Петра Гринева в ). Этот сон послушника Григория становится навязчивым, он снится ему неоднократно.

Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел,
И на меня указывал со смехом.
И стыдно мне и страшно становилось -
И, падая стремглав, я пробуждался…

Старец Пимен рассказывает иноку о смерти младенца Димитрия. Он говорит о том, что убивцев было трое, и они назвали Бориса, как человека, подговорившего их на это злодейство. На вопрос, сколько лет было царевичу, Пимен ответил, что он – ровесник Григория.

Прошло 6 лет царствования Бориса Годунова. Из Чудова монастыря сбежал послушник и в то же время объявился самозванец, заявивший, что он царевич Димитрий. Царь Борис напуган.

В это время в Кракове в доме боярина Вишневецкого самозванец планирует выступление на Москву. Но перед этим он останавливается в замке воеводы Самборы.

В замке пана Мнишека в Самборе Самозванец знакомится с дочерью воеводы – Мариной и безумно в нее влюбляется. Он даже открывает ей, что он на самом деле всего лишь сын боярина Отрепьева, инок из монастыря. Марина осуждает его в том, что он открылся перед нею, и ставит свое условие:

Пора, пора! проснись, не медли боле;
Веди полки скорее на Москву -
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Тогда за мной шли брачного посла;
Но - слышит бог - пока твоя нога
Не оперлась на тронные ступени,
Пока тобой не свержен Годунов,
Любви речей не буду слушать я.

Самозванец начинает наступление на Москву. Войска у него немного, но его поддерживает народ. В бою погиб Курбский, правая рука самозванца.

В царских палатах патриарх рассказывает царю Борису о том, что в Угличе, где похоронен царевич Димитрий, имели место чудеса исцеления. Люди приходили на могилу царевича,

И сведано, что многие страдальцы
Спасение подобно обретали
У гробовой царевича доски.

Патриарх советует перевезти мощи царевича Димитрия в Москву и тем самым разоблачить самозванца перед народом. Но Борис Годунов отказывается.
В Москве в своих палатах в состоянии нервного возбуждения и страха умирает царь Борис и передает власть сыну Феодору. Перед смертью он успевает дать несколько наставлений сыну.

Некоторые из бояр переходят на сторону самозванца. Они убивают царевича Феодора и его мать, а народу объявляют, что те отравились сами. Народ оказывается в растерянности и на столь печальное событие отвечает молчанием.

В этой драме, если не главной, но все же силой, влияющей на ход событий, служит народ. Правда, этим народом манипулируют то бояре, то самозванец и его приспешники. Тем не менее, Пушкин показывает, что народные массы способны стать движущей силой исторических событий.

Поэт считал «Бориса Годунова» одним из лучших своих произведений. Советуем не ограничиться кратким содержанием, а прочесть его .

Красная площадь

Дьяк Щелкалов объявляет собравшемуся народу решение бояр: завтра утром всё московское население во главе с патриархом должно идти к монастырю, где поселился Борис, и вновь уговаривать его занять престол.

Борис Годунов

Девичье поле, Новодевичий монастырь

Понукаемый боярами народ собирается у кельи Годунова в Новодевичьем монастыре. Бояре идут к Борису и вскоре торжественно объявляют: он всё же согласился принять трон. Толпа поневоле изображает вид радости.

Кремлёвские палаты

В Кремле проходит церемония помазания Годунова на царство. Боярин Воротынский пытается вновь заговорить с Шуйским об убийстве царевича Дмитрия, но его лукавый собеседник теперь притворяется, что ничего про это не знает.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре

Престарелый инок-летописец Пимен оканчивает книгу своих сказаний. Рядом с ним просыпается молодой монах Григорий Отрепьев , который видел странный сон: он, якобы, по крутой лестнице взобрался на башню, с которой можно обозревать всю Москву. Но народ внизу указывал на него со смехом, и Григорий стремглав упал со страшной высоты. Отрепьев просит, чтобы Пимен поведал ему про свою бурную молодость, когда он участвовал в Казанских походах и Ливонской войне Ивана Грозного , видел его опричников . Пимен рассказывает Григорию не только об этом, но и об убийстве в Угличе царевича Дмитрия, свидетелем которого он являлся. Отрепьев узнаёт, что Дмитрий был ровесником ему. Мечтая о бурной, славной жизни, он решает использовать это обстоятельство против Бориса Годунова.

Палаты патриарха

Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху, что монах Отрепьев бежал из обители, оставив странную записку: «Буду царём на Москве». Патриарх повелевает изловить беглеца и сослать на Соловки.

Царские палаты

Два стольника беседуют друг с другом о том, что процарствовавший уже шесть лет царь Борис стал часто запираться с гадателями и ворожеями. Ушедших стольников сменяет сам Годунов с монологом, где признаётся: власть не принесла ему счастья. Несмотря на многие благодеяния народу, он не снискал ничьей любви . Даже добрые его поступки люди объясняют тайными злыми намерениями. Борис знает: подданные догадываются, что он проложил себе путь к трону убийством невинного Дмитрия. Этот смертный грех не даёт ему покоя: в глазах то и дело встают кровавые мальчики.

Корчма на литовской границе

Отрепьев, странствуя с пожилыми монахами Мисаилом и Варлаамом, подходит к границе с Литвой. Хозяйка стоящей здесь корчмы сообщает, что все заставы впереди перекрыты: стражники ловят какого-то беглеца из Москвы. Сообразив, что речь идёт о нём самом, Григорий узнаёт у хозяйки окольный путь в Литву.

Как раз в этот момент входят два пристава, которые ищут еретика Отрепьева. У них есть и царский указ с приметами преступника, однако по неграмотности приставы не могут его прочесть.

Григорий берёт у них бумагу и читает её вслух, переиначивая смысл. По его описанию оказывается, что беглый еретик очень похож на Варлаама. Стражники собираются уже хватать того, но Варлаам выхватывает указ у Отрепьева и читает подлинный текст, где перечисляются приметы Григория. Отрепьев быстро выскакивает в окно.

Москва. Дом Шуйского

Пир в доме Василия Шуйского. Гости поднимают тосты за здравие царя Бориса Годунова. Но когда приглашённые расходятся, Шуйский уединяется с боярином Пушкиным и ведёт с ним совсем иные речи. Пушкин рассказывает: его племянник Гаврила написал из Кракова, что в Польше появился человек, который выдаёт себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия . Он нашёл себе почётный приём вначале у пана Вишневецкого, а потом у самого короля, обворожил всех умом, приветливостью и ловкостью. Пушкин и Шуйский сходятся на том, что если этот Дмитрий двинется в Россию добиваться «отцовского» престола, Годунову придётся несладко. Незнатный выскочка Борис побросал в тюрьмы людей из знатнейших родов – и тем снискал в этой среде сильную ненависть.

Царские палаты

Близкий родственник, Семён Годунов, извещает царя Бориса о доносах: к Пушкину приезжал гонец из польского Кракова, а потом он и Шуйский, запершись вдвоём после вечернего пира, долго беседовали наедине. Борис собирается послать за Шуйским, но тот является к нему сам и передаёт слух о появлении в Польше Дмитрия. Потрясённый Годунов велит выставить войска на всех пограничных заставах. Шуйский, некогда ведший следствие по делу о гибели царевича в Угличе, уверяет Бориса, что тот никак не мог остаться в живых. После его ухода Годунов в страшном волнении восклицает: «Так вот зачем тринадцать лет мне сряду всё снилося убитое дитя!»

Мусоргский. Борис Годунов. Монолог Бориса

Краков. Дом Вишневецкого

Самозванец готовит поход в Россию. В краковском доме магната Вишневецкого вокруг него собирается множество сторонников. Кроме Гаврилы Пушкина сюда прибывают сын знаменитого изгнанника Андрея Курбского , опальные беглецы от Годунова из Москвы во главе с Хрущовым, атаман Карела с донскими казаками. Польские поэты подносят Лжедмитрию хвалебные стихи. Предприятие благословляет католическое духовенство, которому Самозванец обещает подчинить русскую церковь папе.

Замок воеводы Мнишка в Самборе

На балу в замке польского воеводы Мнишка Отрепьев увлекается его дочерью, Мариной . Во время танцев холодная, расчётливая Марина назначает ему свидание в аллее лип у фонтана.

Ночь. Сад. Фонтан

На свидании в саду Григорий молит, чтобы Марина отдала ему свою руку. В приступе откровенности Отрепьев признаётся Марине: он не сын Ивана Грозного, а безвестный бедняк, ради честолюбивых замыслов покинувший монашескую келью. Крайне раздосадованная этим гордячка хочет отвергнуть Лжедмитрия и даже грозит разоблачить его. Но Отрепьев в запальчивости говорит, что словам Марины никто не придаст значения: королю и шляхтичам безразлично, истинный он царевич или нет; им нужен лишь предлог для вторжения в Россию. Марине нравится дерзость Самозванца. Она обещает ответить на его любовь, но торопит скорее начать войну и отнять московский трон у Годунова.

Граница литовская (1604 года, 16 октября)

Самозванец и князь Курбский во главе своих отрядов переходят границу России и Литвы .

Царская дума

Царь Борис, патриарх и бояре обсуждают весть о вторжении в Россию армии Самозванца. Отправляемый против него воевода Басманов обещает привезти пленного Лжедмитрия в Москву в железной клетке. Патриарх считает нужным поскорее рассеять в народе молву о том, что царевич Дмитрий спасся от смерти. Он советует привезти из Углича в Москву гроб с мощами Дмитрия и выставить его в Архангельском соборе. При этих словах Борис Годунов бледнеет, с лица его капает пот. Царя выручает льстивый Шуйский: он советует не привозить гроба в Москву, чтобы не оживлять толков о судьбе царевича.

Равнина близ Новгорода-Северского (1604 года, 21 декабря)

В первой битве с Лжедмитрием у Новгорода-Северского русские войска бегут. Тщетно пытаются остановить их наёмные иноземные командиры, состоящие на службе у Годунова.

Площадь перед собором в Москве

На торжественной службе в Соборе духовенство предаёт анафеме еретика Гришку Отрепьева. Но многие в Москве верят, что тот, кого называют Самозванцем, – настоящий царевич. Малые дети у собора насмехаются над юродивым Николкой. Когда после службы из храма выходит царь Борис, Николка просит, чтобы он «велел зарезать их, как зарезал маленького царевича». Потрясённый Годунов не в силах возразить и лишь просит юродивого молиться за себя.

Севск

Под городом Севском Лжедмитрий расспрашивает русского пленника Рожнова, о том, что происходит в Москве. Рожнов рассказывает: все там недовольны, что Годунов держит у себя на службе множество шпионов и доносчиков. Про Лжедмитрия же говорят: он хоть и вор, но молодец. Отрепьев, услышав это, смеётся. Хотя против него двинута большая армия, тысяч в пятьдесят, Самозванец из удали даёт приказ своим 15 тысячам вступить в сражение с нею.

Лес

Этот бой оканчивается разгромом Лжедмитрия. С трудом спасшись, он, Гаврила Пушкин и горсть сопровождающих скрываются в лесу и думают скакать оттуда в Рыльск.

Москва. Царские палаты

Воевода Басманов рассказывает Годунову, что Самозванец собрал новую армию и занял города Путивль и Кромы. Борис собирается, устранив обычай местничества , сделать незнатного Басманова главнокомандующим. Царь уходит принимать иноплеменных гостей, но через некоторое время вбежавшие люди извещают Басманова: с Годуновым прямо на троне сделался удар. Бориса выносят на стуле. Умирая, он даёт сыну и наследнику Фёдору наставления, как править царством, умоляет бояр быть верными ему.

Ставка

К прибывшему на войну Басманову приезжает посланный Лжедмитрием Гаврила Пушкин, склоняя его изменить юному Фёдору Годунову и перейти на сторону Самозванца. За это Отрепьев обещает сделать его вторым после себя человеком в государстве. Басманов вначале отвергает уговоры, но потом задумывается: повсюду растёт измена – и стоит ли ждать, когда вскоре взбунтовавшиеся солдаты свяжут его и выдадут «царевичу»?

Лобное место

Гаврила Пушкин приезжает в Москву и с Лобного места держит речь перед горожанами. Он рассказывает, что армия Басманова соединилась с «царевичем Дмитрием» . Зачем теперь москвичам хранить верность наследнику Годунова, царя, который недавно угнетал их опалами, шпионством и тяжкими поборами? Лучше послать гонцов к «законному владыке» и поцеловать ему крест!

Народ, зашумев, толпой несётся в царские палаты «вязать Борисова щенка».

Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

Народ толпится у дома в Кремле, где заперт арестованный сын Бориса, Фёдор Годунов, с сестрой Ксеньей и матерью Марией (дочерью Малюты Скуратова). Некоторые жалеют узников, но другие не хотят сострадать отпрыскам царя-злодея. Появляются и идут в дом Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов с тремя стрельцами. Люди у порога гадают о цели их визита.

Из дома вдруг начинают доноситься крики. Когда они затихают, дверь отворяется и вышедший Мосальский возглашает: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Охваченный ужасом народ безмолвствует.

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:

Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, ‹…›
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится...

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!

Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, ‹…›
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им ‹…›
Я выстроил им новые жилища...

Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят ‹…›, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный...». Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал ‹…›, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей ‹…› на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают ‹…› Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».