Танцовщица и куртизанка известная шпионка. Подлинная история маты хари. Она придумала себе историю

Antje van der Meulen ) (21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек . Затем она продолжила своё обучение в Лейдене , получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу .

Индонезия

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание. Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября . После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». По приказу одиннадцать солдат выстрелили в Мату Хари, одиннадцать пуль попало в её тело. Двенадцатый солдат, совсем еще юнец, только призванный на службу, упал в обморок в унисон с безжизненным телом двойного агента, прекрасной Маты Хари. Сразу после казни, её тело забрали, впоследствии оно было передано в анатомический театр.

Реакция на казнь

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр . Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал . Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней » .

Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты , опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора.

В культуре и искусстве

Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века .

  • Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько ремейков
  • Марк Алданов в 1932 г. напечатал очерк «Мата Хари»
  • Лейла Вертенбейкер . роман «Жизнь и смерть Мата Хари» (Москва, Издательство «Пресса» ,1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова)
  • Елена Гремина . пьеса «Глаза дня »
  • В 1982 немецкая группа Dschinghis Khan альбом Helden, schurken und der dudelmoser
  • В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович , Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»)
  • В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А.Киселева (либретто А.Киселев, А.Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова , В. Ланская , Н. Громушкина ,О. Акулич , Э. Виторган и певец Александр Фадеев
  • В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж » на музыку М. Дунаевского , поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях
  • 16.09.2010 г. в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны » (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (реж. Д. Попова)
  • Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера»
  • Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера
  • Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез » издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года
  • Песня «» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман
  • В 8 эпизоде 2 сезона сериала Хранилище 13 чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся
  • Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени»
  • Была в трилогии «Мы Боги» Бернара Вербера

Киновоплощения

  • Аста Нильсен - «Мата Хари » (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
  • Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
  • Грета Гарбо - «Мата Хари » (1931)
  • Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
  • Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
  • Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
  • Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
  • Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
  • Жанна Моро - «Мата Хари » / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
  • Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
  • Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
  • Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
  • Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972)
  • Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974)
  • Жозин ван Далсум - «Мата Хари » (телесериал, Нидерланды, 1981)
  • Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982)
  • Сильвия Кристель - «Мата Хари » (США, 1985)
  • Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса » / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
  • Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес » / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
  • Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
  • Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
  • Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
  • Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006)
  • Ваина Джоканте - «Мата Хари » (телесериал, Россия, 2016)

См. также

Напишите отзыв о статье "Мата Хари"

Литература

  • Ваагенаар С. (нем.) русск. / Пер. с нем. В.Крюков . «Военная литература», // Waagenaar, Sam . Sie nannte sich Mata Hari. West-Berlin: Ullstein Verlag, .
    • Первое издание: Sam Waagenaar , Mata Hari; ; Mata Hari. Vollständig überarbeite und erweiterte Fassung, Lübbe, Bergisch Gladbach, . - ISBN 3-404-61071-7 .
  • Всемирная история шпионажа / Авт.-сост. М. И. Умнов . - М.: АСТ , . - ISBN 5-237-05178-2
  • Лейла Вертенбейкер «Жизнь и смерть Мата Хари». Роман./Пер. с англ. В. Кузнецова. - М.:Пресса, 1993. - ISBN 5-253-00696-6

Ссылки

  • сайте peoples.ru
  • на IMDB
  • на IMDB
  • на IMDB

Примечания

Отрывок, характеризующий Мата Хари

Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

«Да она же совершенно не умеет танцевать, у неё плоскостопие. Она всё придумала про свои способности!» — твердил бывший муж прекрасной танцовщицы. Но никто ему не верил. Хотя он говорил чистую правду.

Знаменитая танцовщица и шпионка Мата Хари действительно многое придумала в своей жизни. Начать надо с того, что на самом деле звали прекрасную нимфу Маргарета Гертруда Зелле . Родилась она в Нидерландах в Леувардене, отец её был шляпных дел мастером. В 17 лет Маргарета перебралась в Гаагу к своему дядюшке. Но жизнь с родственником не задалась. Он требовал от девушки послушания, а она... Она мечтала о красивой жизни, в которой не было места скучным правилам.

Источником красивой жизни красивая девушка выбрала, конечно же, мужчин. Начала она с того, что купила и проштудировала газету с объявлениями о знакомствах. Из целого списка одиноких мужчин Маргарета выбрала офицера Рудольфа Маклида , который невесте в отцы годился. Но девушку в поиске это ничуть не смутило. Она пожалела о своём выборе только через год, когда мужа по службе отправили в Индию. Говорят, Маргарета там потеряла голову от скуки и напропалую изменяла супругу, а потом и вовсе укатила в Париж. Потом она скажет: «Я выбрала Париж, наверно, потому, что всех жён, сбежавших от своих мужей, тянет именно в этот город».

Но поначалу город встретил романтичную Маргарету недружелюбно. Денег у неё не было, приходилось во всём себя ограничивать. Она подалась было в натурщицы, но её быстро потеснили более удачливые конкурентки — Маргарету не сильно-то жаловали французские художники, так как она не могла похвастаться пышным бюстом. Какое-то время она работала с лошадьми в цирке Молье , но это всё было не то, она понимала, что состояния этим не заработать.

Маргарета вспомнила, как ещё будучи замужней дамой в Ост-Индии видела восточные танцы и то, какой восторг у публики они вызывали. Она, не будучи профессиональной танцовщицей, поставила себе номер и в 1905 году впервые вышла перед публикой в салоне госпожи Киреевской . Экзотические движения прекрасной незнакомки понравились всем собравшимся, мужская же часть публики больше всего запомнила финал танца, когда девушка лёгким движением руки скинула с себя свой сценический наряд.

Конечно, у Маргареты тут же появилось множество богатых поклонников. Один из них, французский олигарх, предложил танцовщице-самоучке выступить в его Музее восточного искусства. Магнат, знающий в шоу-бизнесе толк, выбрал красавице сценический псевдоним — именно он нарек её мистическим именем Мата Хари. В переводе с яванского оно означало «око утренней зари». Маргарета добавила таинственности своему образу: она повсюду начала рассказывать историю о том, как её мать, 14-летняя индианка, умерла при родах, как она сама жила в буддийских храмах, где её и обучили необычным и экзотическим танцам.

Конечно же, Маргарета отдавала себе отчёт в том, что никакая она не восточная танцовщица, потом она сама говорила о себе: «Я никогда не умела танцевать, но людям нравились мои спектакли, скорее всего, по большей части потому, что я была обнажена».

Обнажённую диву звали в лучшие театры Европы. Ей рукоплескала Франция, Испания, Италия, Германия. Один богатый любовник сменялся другим. Мата Хари купалась в роскоши и любви. Она не всегда была разборчива в связях. Так, перед войной Маргарета связалась с германским полицейским чиновником. Кто-то считает, что именно тогда немцы «положили глаз» на смазливую танцовщицу и решили использовать её для слежки.

Мата Хари. 1900-е годы. Фото: www.globallookpress.com

Летом 1914 года Маргарета ехала через Швейцарию в Париж. На границе её остановили и потребовали дополнительные документы. Их у девушки не оказалось, поэтому, отправив свои костюмы в одиночное путешествие, Маргарета отправилась в Голландию через Берлин. «Прибыв на родину, я почувствовала себя кошмарно, — вспоминала она. — У меня не осталось средств к существованию». Совершенно случайно на улице Маргарета познакомилась с обеспеченным банкиром, который очень быстро стал её любовником и спонсором по совместительству. Он-то и свёл её с влиятельными немецкими господами, которые были очень добры и щедры к Мате Хари. Она так и не доехала до Парижа и через год в Гааге была завербована германской разведкой. Маргарете было присвоено кодовое имя Н-21.

Была ли она полезна немецкой разведке? Мнения историков на этот счёт разнятся. Кто-то уверен, что Мата Хари совершено не интересовалась успехами разведки и создавала видимость шпионской работы, только чтобы получать от немецкого командования неплохую зарплату. Маргарета сама говорила о свей вербовке так: «Я вспомнила о своих дорогих шубах и нарядах, которые задержали немцы в Берлине, и приняла решение, что нужно получить с них за это как можно больше денег».

Оппоненты убеждены, что Н-21 не раз удавалось передать полезную информацию о военных планах стран Антанты. Она работала на немецкую разведку до начала 1916 года. Но в январе радиограмма с секретными данными, в которых звучало имя Маты Хари, была перехвачена британскими спецслужбами.

Лояльные французы, падкие на женскую красоту, не спешили наказывать предательницу. Напротив, они предложили Маргарете шпионить на них. Она с радостью соглашается, но... за миллион франков. «Я буду работать на вас, но только потому, что хочу выйти замуж за того мужчину, которого люблю, и хочу стать состоятельной женщиной». Она действительно полюбила. Её избранником стал русский капитан Вадим Маслов .

По иронии судьбы, возлюбленный Маты Хари не строил таких далеко идущих планов с женщиной, обладать которой мечтала половина мужского населения Парижа. Позже он скажет, что с Матой Хари у него был просто мимолётный роман. В поисках большого куша Мата Хари стала двойным агентом. Французам она продавала информацию про немцев, немцам — про французов. Конечно, долго так продолжаться не могло.

Мата Хари. 1915 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Jacob Merkelbach

Мата Хари была арестована 13 февраля 1917 года в отеле «Элизе-палас». Говорят, она встретила полицию совершено обнажённой. Она отрицала всё, кроме своих романов с высокопоставленными лицами Германии и Франции. «Я никогда не занималась какой-либо шпионской деятельностью против Франции», — уверяла следователя Маргарета. На суде ей сочувствовали, её бывшие любовники присылали в суд прошения о помиловании, её адвокат и одновременно любовник даже стоял перед судьёй на коленях. Но это её не спасло. 25 июля 1917 года Маргарета Гертруда Зелле была приговорена к смертной казни. 15 октября 1917 года Мату Хари вывели из камеры и повезли в её последние гастроли. Шпионку привезли в Венсенские казармы. Там уже всё было готово к расстрелу.

Несколько солдат встали в шеренгу, подняли винтовки. Мата Хари, Маргарета Гертруда Зелле смотрела им прямо в глаза. Она отказалась от повязки. Выстрелы прозвучали как раскат грома.

Это творческий псевдоним известной европейской танцовщицы. В годы Первой Мировой войны французские власти предъявили ей обвинение в шпионаже в пользу немецкой разведки и расстреляли по решению военного суда. Но всё по-порядку.

Настоящее имя этой женщины - Маргарета Гертруда Зелле. Родилась она 7 августа 1876 года в городе Леувардене (Нидерланды). Город известный. В 1612 году в нём родилась жена Рембрандта Саския ван Эйленбурх. Её образ запечатлён на многих картинах великого художника. Родились в Леувардене также известный художник Мауриц Корнелис Эшер и поэт Ян Якоб Слауэрхоф.

Отец девушки был обеспеченным человеком. Он занимался торговлей и имел отношение к нефтяному бизнесу. Безоблачная жизнь закончилась в 1889 году, когда Маргарете исполнилось 13 лет. У её родителя наступила чёрная полоса в финансовых делах. Кончилось же всё тем, что он разорился.

Девочка переехала жить к своему крёстному отцу в город Снек. Тот устроил её воспитанницей в школу в городе Лейдене. Маргарета отличалась безукоризненным телосложением, характер имела весёлый и игривый. Очень скоро на неё «положил глаз» директор учебного заведения. Неясно, что там в действительности имело место быть, но очень скоро крёстный отец забрал девушку из школы и в срочном порядке отправил к дяде в Гаагу.

Тот отличался строгим нравом, являлся истинным католиком, и юное легкомысленное создание оказалось в «ежовых рукавицах». Такое положение вещей девушке очень быстро наскучило, и она начала искать выход из сложившейся ситуации. Впрочем, годы уже стали заявлять о себе. Девушке пора было замуж. Связывать себя узами Гименея с кем-либо из местных юношей Маргарета не хотела. Она стремилась к свободе и независимости. В Нидерландах всего этого ей дать никто не мог.

Изощрённый женский ум стал искать выход из создавшейся ситуации, и очень скоро он представился. Заневестившаяся девушка нашла себе суженого по объявлению в газете. Счастливчиком оказался некий Рудольф Мак-Леод - 38-летний господин в чине капитана. Он был на 20 лет старше невесты, годился ей в отцы, но в то время подобные браки считались нормой. Свадьба состоялась в июле 1895 года в городе Амстердаме.

Рудольф Мак-Леод нёс все тяготы военной службы на Яве, и поэтому, обвенчавшись, молодые уехали из Европы в голландскую Ост-Индию - в нынешние времена Индонезия. В удалённом уголке мира молодая жена родила двух детей. Старшим оказался мальчик, младшей - девочка. Мальчик умер в 2-х летнем возрасте. Ходили слухи, что его отравили недоброжелатели капитана. Но данная версия никакими доказательствами не подтверждается.

В целом семейная жизнь у Маргареты не удалась. Кто из супругов виноват в этом - по прошествию стольких лет судить трудно. Муж обвинял жену во всех смертных грехах, та же, в свою очередь, винила во всём супруга. Скорее всего в неудавшемся браке виноваты оба. Но как бы там ни было, молодая женщина времени зря не теряла. В Индонезии она занялась танцами. Получалось у неё это совсем неплохо. Вскоре Маргарет придумала себе даже творческий псевдоним - Мата Хари. В переводе с местного наречия это означало «солнце».

Брак распался в 1903 году сразу после возвращения в Голландию. Дочь осталась с отцом, а мать оказалась практически без средств к существованию. На жизнь Маргарет решила зарабатывать себе танцами. Но начинать карьеру танцовщицы почти в 30-летнем возрасте дело безнадёжное. Это каждый понимает. Но молодая женщина проявила в этом деле незаурядную изощрённость ума. Они придумала совсем иной стиль, который ещё не знала пресытившаяся Европа.

Маргарет приехала в Париж и решила покорить местную публику малайской экзотикой. Она изобрела танец «малайской баядерки». Впервые он был продемонстрирован зрителям в 1905 году. - именно под этим псевдонимом Маргарет и начала своё восхождение как профессиональная танцовщица - танцевала на сцене, усыпанной лепестками роз. Во время танца женщина медленно раздевалась. То есть демонстрировала публике стриптиз.

Успех от «малайской баядерки» был ошеломляющим. Буквально за неделю о дебютантке узнал весь Париж. Затем настала очередь других европейских городов. Танцовщица стала знаменитостью. Вместе со славой к ней потянулись и мужчины. В любовниках бывшей жены голландского капитана ходило немало знатных людей. Солидные гонорары, дорогие подарки могли сделать Маргарет обеспеченной женщиной, но она постоянно испытывала нужду в деньгах. Виной этому была страсть к азартным играм.

Женщина бездумно проигрывала очень большие суммы денег. Её постоянно осаждали кредиторы. Маргарет то купалась в роскоши, то оказывалась на грани нищеты. Такие резкие финансовые перепады следовали один за другим в её жизни. Неизвестно, что бы с ней стало в конце концов, но какая-то невидимая рука поддерживала женщину на плаву.

Этим загадочным спасителем являлась германская разведка . Существует устойчивое мнение, что знаменитая танцовщица стала немецким агентом в 1903 году, когда вернулась из Индонезии на родину. Она попала под пристально внимание Вальтера Николаи (1873-1947), только начинавшего делать свою карьеру разведчика. Именно этот человек впоследствии сделал ставку на Владимира Ульянова, и именно, благодаря ему, большевики захватили власть в России.

С 1901 по 1904 год Вальтер Николаи учился в Военной академии при Генеральном штабе немецкой армии. В это время он довольно часто совершал многочисленные поездки по европейским странам, бывал и в Российской империи. В Маргарет немец разглядел жажду к деньгам и славе. Это и сыграло определяющую роль в его выборе.

Молодая женщина была завербована. Ей создали благоприятные условия, и она очень быстро стала популярной танцовщицей. В её постель начали заглядывать видные военные и политические деятели. Их отдельные высказывания, реплики «шпион в юбке» немедленно сообщал своим шефам из германской разведки. Естественно, танцовщица была не одна такая. Осведомителей насчитывалось много. Информация собиралась по крупицам и постепенно превращалась в ясную картину.

Начало Первой мировой войны Маргарет встретила в Берлине. Будучи подданной Нидерландов, являвшихся нейтральной страной, женщина вскоре оказалась в Париже, где продолжила свою деятельность танцовщицы. Во время войны жизнь не остановилась: люди также хотели зрелищ и развлечений. «Малайская баядерка» на время отвлекала их от суровой прозы жестокой реальности.

Женщина регулярно ездила к себе на родину. С учётом военных действий её путь лежал через Испанию и Великобританию. Именно представители английской разведки установили связь танцовщицы с немецким резидентом в Мадриде. Об этом было сообщено французской разведке.

За подозреваемой установили скрытое наблюдение, но Маргарет заметила слежку. Она понимала, чем ей грозит обвинение в шпионаже, поэтому сама явилась к представителю французской разведки майору Ладу. Но явилась вовсе не для того, чтобы покаяться. Она потребовала объяснений. Майор Лад всё категорически отрицал. Тогда Маргарет предложила свои услуги Франции, ссылаясь на то, что имеет очень серьёзные связи среди германских военных. Женщина заявила, что согласна работать на французов за соответствующее вознаграждение.

Таким образом, в 1916 году Маргарет Гертруда Зелле стала двойным агентом. Ей было поручено выехать в Испанию и заняться там разведывательной деятельностью. Вскоре, однако, французы перехватили шифрованную телеграмму от немецкого резидента в Мадриде. Её расшифровали и выяснили, что Мата Хари сообщила о своей вербовке немецкому командованию.

Танцовщицу вызвали в Париж и арестовали. Случилось это 13 февраля 1917 года. Шпионской деятельностью Маргарет занялась французская контрразведка. Ей понадобилось несколько месяцев, чтобы доказать причастность танцовщицы к разгрому нескольких французских дивизий. Военный суд приступил к рассмотрению этого дела 24 июля 1917 года. Маргарет Гертруду Зелле признали виновной по всем пунктам обвинения и приговорили к смертной казни .

Приговор привели в исполнение 15 октября 1917 года на военном полигоне рядом с Венсенном (пригород Парижа). Женщину поставили перед шеренгой солдат из 12 человек. Она отказалась от чёрной повязки, которой всегда завязывали глаза приговорённым к смерти. По команде офицера раздался ружейный залп. В тело танцовщицы попало 11 пуль.

Один из солдат не стрелял. Совсем молодой, он потерял сознание сразу же после команды офицера. Присутствующий при казни сотрудник контрразведки подошёл к упавшему телу, увидел, что женщина ещё дышит и, чтобы облегчить её страдания, произвёл контрольный выстрел в голову.

Так закончилась жизнь немецкой разведчицы Мата Хари. Она не являлась идейным борцом в отличии от многих своих коллег, а работала за деньги. Но сути это не меняет. Деятельность этой женщины принесла немалый вред французской армии. В то же время разведывательные сведения танцовщица добывала, вступая в интимные контакты с представителями власти. Именно болтливость сильных мира сего и давала ей информацию, имевшую стратегическое значение.

Никто из родственников не появился, чтобы забрать тело Маргарет Гертруды Зелле. Поэтому его передали в анатомический театр. Голову отрезали и забальзамировали. До 1954 года она хранилась в музее анатомии города Парижа. Затем непонятным образом исчезла. До настоящего времени её местонахождение не установлено.

Шпионы и разведчики

Шпионская деятельность во все времена считалась делом опасным и рискованным. Пойманных лазутчиков, пробравшихся в стан противника, безжалостно казнили. Людей, долгие годы занимавшихся разведывательной деятельностью и арестованных силами контрразведки, расстреливали не задумываясь. Таких примеров в истории тысячи, а известных на весь мир имён - десятки. Для кого-то эти люди герои, для кого-то враги. Если шпион - то значит враг, а вот если разведчик - то герой.

Между шпионом и разведчиком разницы никакой нет - это одно и то же. Просто того, кто работает на противника - называют шпионом, а разведчик выполняет задание в тылу врага и по всем законам заслуживает высших государственных наград и всеобщего уважения.

Занимаются разведывательной деятельностью самые разные люди. Это могут быть и аристократы, и крупные коммерсанты, и офицеры, и мелкие торговцы. К примеру, Ким Филби, известный советский разведчик, работал в британских разведывательных органах 30 лет. Он был выходцем из старинного английского рода, но это не помешало ему заниматься шпионской деятельностью.

Можно назвать также Рихарда Зорге. Это выходец из обеспеченной семьи немецкого инженера нефтяника. Шпионской деятельностью он занимался 15 лет. В отличии от своего британского коллеги, умершего в постели, был повешен по решению японского суда в 1944 году.

Но не только мужчины занимались подобными делами. Шпионажем увлекались и женщины. Можно назвать такое имя как Жанна Лябурб. Это француженка, работавшая на большевиков. Вела агитационную работу среди французских солдат и офицеров. Призывала их отказаться от войны с Советской Россией. Её расстреляли в 1919 году.

Нельзя не упомянуть и Цзян Цин - последнюю жену Мао Цзэдуна. После смерти вождя в 1976 году её обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к пожизненному заключению. Женщина покончила с собой, предотвратив, таким образом, мучительную смерть от рака горла.

Американская журналистка Агнес Смедли долгие годы являлась китайской шпионкой. В конце концов, агенты ФБР её разоблачили, но умерла дама своей смертью. В отличии от неё Сенеш Хана, выполнявшая задание британской разведки в тылу немецких войск, была расстреляна в 1944 году по решению Особого трибунала в Будапеште.

Список этот можно продолжать до бесконечности. Представительницы прекрасного пола, проявляя удивительное мужество и стойкость, добывали секретную информацию, а когда их задерживали и приговаривали к смертной казни, встречали смерть с гордо поднятыми головами. Они бесстрашно смотрели в глаза своим палачам и умирали за идею, которой посвящали свои жизни.

Так что Мата Хари далеко не одинока в своей разведывательной или шпионской деятельности. Просто её имя более известно, чем имена других женщин, так как танцовщица общалась среди представителей высшего света. Но это вовсе не означает, что она была самой успешной и дерзкой разведчицей. Также следует заметить, что шефы разведки никогда не довольствуются информацией от одного агента. У них много источников. Они анализируют, сопоставляют данные и только тогда получают правдивую картину. Именно на этом и основывается тяжёлая и часто неблагодарная разведывательная работа.

Одна из самых загадочных женщин прошлого столетия – Мата Хари. Она была известна не только своим талантом соблазнять представителей противоположного пола, но и получать от них информацию. Это одна из немногих женщин-шпионок, которые оставили свой след в истории.

Кто такая Мата Хари – биография

Настоящее имя известной шпионки - Маргарет Гертруда Зелле. Родилась она в 1876 году. Широкой общественности она известна, как Мата Хари. Известны многие факты ее жизни:

  1. Ее семья была обеспеченной, но в 1889 году из-за действий отца им пришлось признать банкротство.
  2. Выясняя, кто такая Мата Хари, стоит заметить, что до 13 лет девочка ходила в элитную школу для детей, что дало ей возможность получить хорошее образование.
  3. После развода родителей и смерти матери судьба Мата Хари изменилась и она сначала переехала к крестному, а затем в город Лейден, где проходила обучение на воспитательницу. Здесь она была вовлечена в секс скандал с директором заведения.
  4. Из-за позора Маргарет сбежала к дяде, где и началась ее новая жизнь. После замужества она стала заниматься танцами, чтобы справиться с бедностью.
  5. Через время о ней знали в разных уголках Европы и многие мужчины мечтали оказаться в ее постели.

Внешность Мата Хари

Есть много реальных фотографий, на которых изображена обворожительная женщина (учтите, что раньше требования красоты были другими). Корреспондент одной из газет описывал, как выглядела Мата Хари: высокая девушка со стройной фигурой, которая обладает пластичностью и грацией хищного зверя. У нее черные волосы, которые обрамляют маленькое лицо, длинные ресницы и тонкие брови, будто их нарисовал художник. Есть описание и груди, которая была неидеальной, поскольку один сосок являлся деформированным.

Личная жизнь Мата Хари

Летом 1985 года девушка заключила брак с Рудольфом Мак-Леодом, который бал старше ее на 20 лет. Замужество было неудачным, хоть она и родила двоих детей. Сын скончался в результате осложнений сифилиса, а дочка осталась с отцом после развода, который произошел в 1903 году. На острове Ява, где жила Мата Хари она начала заниматься танцами, а затем, из-за отсутствия денег стала выступать на публике. Ее шоу напоминало современный стриптиз. Любовники Мата Хари были богаты и влиятельны, поэтому их имена держались в строгом секрете. Есть информация, что за 5 лет у нее было 104 мужчины.

На кого работала Мата Хари?

Известная танцовщица имела связи с высокопоставленными мужчинами и накануне войны ей предложили сотрудничать с разведкой Германии. Женщина дала согласие и в итоге ей дали секретное имя «агент Н-21». Выбрали ее не просто так, ведь Мата Хари благодаря паспорту Нидерландов могла свободно путешествовать, а еще она легко заводила знакомства с нужными людьми.

Ее частые переезды не могла не заметить союзная контрразведка и в 1916 году спецслужбы Франции получили первые сведения, указывающие на то, что Мата Хари шпионка. Женщина узнала об этом и чтобы себя обезопасить, она сама пришла к французским спецслужбам и сказала, что может работать на них. Чтобы получить утвердительный ответ, она даже ненароком упомянула своего любовника немецкого агента-вербовщика. С этого момента она стала двойным агентом.

Против кого шпионила Мата Хари?

Во времена войны информация, полученная из уст шпионов, имела большое значение, тем более мужчины во время общения с красивой женщиной теряли голову, и без какой- либо осторожности выдавали важные секреты. Агент Н-21 работала на стороне Германии, поэтому танцовщица Мата Хари должна была шпионить против Франции и союзников этой страны. Когда она предложила свои услуги французским спецслужбам, то должна была уже рассказывать немецкие тайны, но ее планы были раскрыты.

Кто рассекретил Мата Хари?

Много информации того времени было не только засекречено, но и уничтожено, поэтому точной версии, кто предал Мата Хари, с реальными доказательствами, не существует. Есть несколько предположений, так согласно некоторым данным про Мата Хари рассказала немецкая сторона, которая рассекретила радиоперехват, о котором упоминалось ранее. Это было сделано для того, чтобы убрать двойного агента, поскольку она уже создавала опасность для страны.

Как погибла Мата Хари?

Арест шпионки произошел 13 февраля 1917 года. Французские спецслужбы обвинили ее в шпионаже во время войны. Ей предъявили обвинения в том, что она передала сведения, которые стали причиной гибели большого количества солдат. Важно сказать о том, что много информации, касающейся того, кто такая Мата Хари, является засекреченной. Суд согласился с виной женщины и вынес приговор – смертная казнь.

Многих интересует, кто убил Мата Хари, так вот казнь ее проходила на военном полигоне в Венсене 15 октября 1917 года. Женщина без волнения стояла у столба, попросив не привязывать ей руки и не завязывать глаза. Перед тем, как умереть она послала 12 солдатам, которые должны были провести расстрел, воздушный поцелуй. Согласно существующей информации один из них потом подошел к телу, и выстрелили для уверенности женщине в голову.


Секреты обольщения Мата Хари

Люди могут по-разному относиться к этой легендарной женщине, но то, что она была популярна среди представителей сильного пола отрицать нельзя. Выясняя, кто такая Мата Хари, стоит узнать ее секреты обольщения.

  1. Будь инициативной. Девушка всегда понимала, что она может управлять мужчинами и добиваться всего, чего только пожелает.
  2. Используйте шансы, представляемые судьбой. Мата Хари не умела танцевать, но она не могла упустить возможности изменить свою жизнь. Она стала популярной благодаря тому, чтобы танцевала обнаженной, прикрывая грудь.
  3. Всегда держи интригу. Женщина придумывала для себя разные легенды, сохраняя вокруг ореол загадочности. Огромное количество мужчин желали узнать настоящую Мата Хари.
  4. Ум – превыше всего. Шпионка была далеко не глупа, что доказывают истории ее жизни. Она могла обманывать не только своих любовников, но и даже спецслужбы, на которые работала.

Мата Хари – факты

Хоть женщина и была шпионом, много информации о ней является доступной.

  1. Заниматься танцами Маргарет начала в Индонезии и там она придумала свой псевдоним, который дословно переводится, как «око дня». Профессиональную карьеру Мата Хари начала в Париже.
  2. Есть информация о Мата Хари, что она является родоначальницей стриптиза, а все благодаря номеру «Заклинание Шивы». В конце танца зрители думали, что женщина полностью обнажается, но на самом деле, она просто снимала верхнюю одежду, под которой находился обтягивающий костюм телесного цвета, и издалека складывалось впечатление, будто артистка оголена.
  3. Женщина прошла много курсов обучения, так она владела секретными знаниями в химии и физике. Умела шпионка читать тайнопись.
  4. Выясняя, кто такая известная Мата Хари, стоит сказать о том, что перед тем, как стать известной танцовщицей в Париже, она зарабатывала на жизнь в качестве цирковой наездницы под псевдонимом Греша Мак-Леод.
  5. В 1916 году женщину арестовали по ошибки, считая ее разыскиваемым агентом. Через небольшой промежуток времени ее освободили, поскольку в паспорте было указано ее настоящее имя.
  6. Есть версия, что Мата Хари не была шпионкой, и ее казнили из-за того, что она имела сексуальную связь с представителями военной и политической элиты Франции, и если бы эта информация раскрылась, то их репутация была испорчена. Чтобы это предотвратить женщину обвинили в шпионаже и казнили.
  7. После смерти останки были переданы в Анатомический театр, а голова оказалась в Анатомическом музее Франции, но в 2000 году обнаружили, что она пропала.

Книги про Мата Хари

  1. «Львиное око» Л. Вертенбейкер . Благодаря автору Мата Хари приобрела человеческие черты, которых в глазах многих она была лишена. Произведение содержит страсти, предательство, клевету и другие эмоции, дающие представление о жизни известной танцовщицы.
  2. «Мата Хари» С. Ваагенаар . В этой документальной книге собрано много важной и скрытой информации, поскольку автор имел доступ с архивам военного министерства Франции, материалам допросам и даже личным дневникам шпионки. Жизнь и смерть Мата Хари в этом произведении описано очень подробно.
  3. «Мата Хари. Шпионка» П. Коэльо . Популярный автор описывает жизнь шпионки, показывая, что из обычного зерна может вырасти шикарное дерево.

Была ли Мата Хари счастливой женщиной? Читайте об этом на сайте сайт


Мата Хари: сегодня это имя стало нарицательным. Самая знаменитая шпионка, танцовщица, куртизанка. О ней сложено слишком много мифов. Многие из них увлеченно рассказывала она сама. За этими историями настоящая ее жизнь почти неизвестна. 7 августа в мире отметили день рождения этой удивительной женщины. В честь этого события вспоминает удивительные факты о жизни этой очаровательной лгуньи.

1. Мата Хари — это настоящее имя?

Настоящее имя этой женщины — Маргарета Гертруда Зелле . Родилась она 7 августа 1876 года в городе Леувардене (Нидерланды). Отец девочки был обеспеченным человеком. Когда Маргарете исполнилось 13 лет, отец разорился, и девочка переехала жить к своему крёстному отцу в город Снек. А оттуда — к дяде в Гаагу.

2. Была ли Мата Хари замужем?

Да, была. Один раз. И совсем недолго. Маргарета Гертруда Зелле вышла замуж совсем юной девочкой, чтобы уйти из-под опеки строгого дяди. Ее мужем стал офицер Рудольф Маклид, который был в два раза ее старше. Девушка познакомилась с ним по объявлению. Брак не был счастливым. А после смерти сына они расстались насовсем. С мужем осталась дочь Маты Хари. Девочку она больше никогда не видела.

3. Была ли Мата Хари танцовщицей?

Настоящей танцовщицей ее назвать нельзя. По словам ее первого мужа, у Маты Хари было плоскостопие и танцевать она не могла. Тем не менее слава Маты Хари как великой танцовщицы гремит до сих пор. Но все-таки больше ее танец походил на стриптиз, оформленный в восточном стиле. К концу танца на женщине оставались только браслеты и ожерелья. Впервые Маргарета вышла перед публикой в салоне госпожи Киреевской. Экзотические движения прекрасной незнакомки понравились всем собравшимся, мужская же часть публики больше всего запомнила финал танца, когда девушка лёгким движением руки скинула с себя свой сценический наряд. Потом она сама говорила о себе: "Я никогда не умела танцевать, но людям нравились мои спектакли, скорее всего, по большей части потому, что я была обнажена".

4. Что значит псевдоним Мата Хари?

Один из французских олигархов настолько увлекся маленькой танцовщицей, что предложил ей выступить в его Музее восточного искусства. Он же и выбрал девушке звучный псевдоним. В переводе с яванского оно означало "око утренней зари". Сама Маргарета тут же включилась в игру и начала всюду рассказывать историю о том, что её мать индианка, умерла при родах, и как ей пришлось жить в буддийских храмах, зарабатывая на жизнь танцами.

5. Была ли Мата Хари красавицей?

Вопрос сложный. Судя по восторженным откликам современников-мужчин, была не только очень красивой, но еще и умной и обаятельной. Судя по откликам современниц-женщин, красоты в ней было мало: полные бедра, маленькая грудь, большой нос. Но ум и изобретательность даже женщины за ней признавали. Впрочем, зачем читать чужие отзывы? Сохранились фотографии. Смотрите сами и делайте выводы. Хотя разве может передать фотография харизматичность этой женщины, обаяние ее улыбки и жестов?

6. Была ли Мата Хари шпионкой?

Была. И не просто шпионкой. Мата Хари была двойным агентом. Франции и Германии. В 1914 году Мата Хари была завербована германской разведкой и работала на нее до 1916 года. Маргарете присвоили кодовое имя Н-21. В 1916 году французы предложили Маргарете шпионить на них. Известно, что за свою работу она попросила с французов миллион франков.

7. Была ли Мата Хари счастлива в любви?

К сожалению, нет. Она влюбилась в русского офицера капитана Вадима Маслова и мечтала выйти за него замуж. Но тот не считал серьезными свои отношения с Матой Хари. По его собственным словам, это была всего лишь интрижка.

8. Как умерла Мата Хари?

Двойная игра Маты Хари не могла продолжаться долго. В 1917 году она была схвачена, а затем приговорена к смертной казни. Известно, что адвокат Маргарет стоял на коленях перед судьей, умоляя смягчить наказание, множество высокопоставленных бывших любовников писали прошения с просьбой о помиловании этой женщины, но все было тщетно. Ее расстреляли. Говорят, что она отказалась от повязки на глаза и умерла с гордо поднятой головой. На тот момент ей исполнился 41 год.

9. Куда пропала голова Маты Хари?

Поскольку родственники не забрали тело танцовщицы, ее труп был доставлен в парижский Музей анатомии. Там ее голову отчленили от тела, и она стала одной из жемчужин экспозиции частей тел известных преступников. Но после войны голова танцовщицы куда-то исчезла. Работники Музея анатомии тщательно проверили запасники и уверены, что головы знаменитой шпионки у них нет. Предполагается, что голову шпионки украл какой-нибудь поклонник в 1954 году во время переезда музея на новое место, в одно из зданий Парижского университета на улице де Сен-Перес.