Тестов на определение уровня эмоционального интеллекта. Опросник Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта. Цель: понять, какие навыки развивать

Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

    Эмоциональная осведомленность.

    Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность).

    Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14).

  1. Распознавание эмоций других людей (скорее - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта

Инструкция

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Обозначение баллов:

    Полностью не согласен (–3 балла).

    В основном не согласен (–2 балла).

    Отчасти не согласен (–1 балл).

    Отчасти согласен (+1 балл).

    В основном согласен (+2 балла).

    Полностью согласен (+3 балла).

Высказывание

Балл (степень согласия)

Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

Я способен наблюдать изменение своих чувств.

Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

Я слежу за тем, как я себя чувствую.

После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

Я способен выслушивать проблемы других людей.

Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

Я могу действовать успокаивающе на других людей.

Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

Я способен улучшить настроение других людей.

Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Шкалы методики Н. Холла

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

    14 и более - высокий;

    8–13 - средний;

    7 и менее - низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

    70 и более - высокий;

    40–69 - средний;

    39 и менее - низкий.

Ключ к методике

    Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

    Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

    Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

    Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

    Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Подсчет результатов

По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Опросник Н.Холла на эмоциональный интеллект позволяет понять, каким образом вы применяете эмоции в жизни и работе, а также помогает увидеть, как вы управляете эмоциями в принятии решений.

Опросник Н.Холла

Опросник состоит из 30 высказываний, каждое из которых отражает разные стороны жизни. Напротив каждого из выражений нужно поставить знак с подходящим баллом, который отражает соответствие\несоответствие вашего согласия.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Полностью не согласен (–3 балла).
В основном не согласен (–2 балла).
Отчасти не согласен (–1 балл).
Отчасти согласен (+1 балл).
В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла).

Высказывание

Балл (степень согласия)

Для меня и отрицательные, и положительные эмоции являются источником знания о том, как поступать в жизни.

Отрицательные эмоции дают возможность понять, что мне необходимо поменять в моей жизни.

Я спокоен, когда чувствую давление со стороны.

Я могу наблюдать изменение своих чувств.

Когда это нужно, я способен быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать согласно запросам жизни.

Когда нужно, я могу вызвать у себя многие положительные эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

Я слежу за тем, как я себя чувствую.

Если меня что–то расстроило меня, я способен легко обуздать свои чувства.

Я могу выслушивать проблемы других людей.

Я не зацикливаюсь на негативных эмоциях.

Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

Я способен успокаивающе действовать на других людей.

Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

Я стараюсь подходить творчески к жизненным неприятностям.

Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

Мне не сложно входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

Когда есть время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

Осознание моих подлинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

Я могу легко отодвинуть отрицательные эмоции, когда необходимо действовать.

Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

Люди, способные осознавать свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

Я способен улучшить настроение других людей.

Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Ключ к опроснику Холла на определение уровня эмоционального интеллекта

Шкала «Эмоциональная осведомленность» – пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» – пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» – пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» – пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Управление эмоциями других людей» – пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Считаем результаты теста EQ

В каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или –). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем ярче проявляется данное эмоциональное проявление.

Пояснение

Уровни парциального (отдельно по каждой шкале) эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

14 и более - высокий;
8–13 - средний;
7 и менее - низкий.

Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

70 и более - высокий;
40–69 - средний;
39 и менее - низкий.

1. Эмоциональная осведомленность – осознание и понимание собственных эмоций, для достижения этого нужно регулярно пополнять свой словарь эмоций. У человека с высокой эмоциональной осведомленностью высокая степень знания о собственном внутреннем состоянии.

2. Управление своими эмоциями – эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость, иными словами, произвольное владение собственными эмоциями

3. Самомотивация – умение управлять своим поведением с помощью управления эмоциями.

4. Эмпатия – понимание эмоций других людей, способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека и готовность помочь. Понимание происходит за счет «считывания» жестов, мимики, позы.

5. Распознавание эмоций других людей – способность воздействовать на эмоциональное состояние другого человека.

  • Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен.
  • Как определить уровень эмоционального интеллекта по тестам Холла, Люсина, Гоулмана.
  • Что отличает эмоционального интеллектуала от человека, не контролирующего себя.

Эмоциональный интеллект – одна из важнейших коммуникационных способностей современного человека, возможность избежать стресса и негатива, мотивировать себя и других. Чтобы оценить уровень эмоционального интеллекта себя или своих сотрудников, выберете одну из существующих методик, о которых мы расскажем в этой статье.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – способность человека оценивать себя и других людей, мотивацию , намерения, желания, способность контролировать собственные эмоции и эмоции других людей.

Данное понятие – это следствие того, что большинство стандартных тестов интеллекта не могут предсказать успешность тестируемого в карьере и жизни. Ученые нашли объяснение – успешные люди более эффектно управляют собственными эмоциями и умеют пользоваться эмоциями других людей.

Эмоциональный интеллект состоит из 4 основных частей:

  1. Самосознание . Тщательный анализ собственных эмоций, понимание того, каким образом они влияют на принятие решений. Анализ и оценка собственных способностей.
  2. Контроль и управление собственными эмоциями . Отношение к окружающим. Оценка ситуации. Поиск решений в сложных ситуациях. Стрессоустойчивость.
  3. Эмоциональная чуткость, эмпатия . Умение понимать чувства и потребности других людей.
  4. Контроль и управление чужими эмоциями . Умение предотвращать потенциальные конфликты и регулировать существующие, умение продать, уговорить, разговорить человека.

Один из ключевых признаков, по которым можно определить человека с высоким эмоциональным интеллектом – доброжелательность. Он успешно держит под контролем все негативные эмоции, избегает конфликтных ситуаций , с легкостью заводит полезные контакты и производит отличное впечатление на окружающих.

Еще один признак высокого эмоционального интеллекта – высочайшая самомотивация. У него есть собственная система ценностей, которым он следует. Он отдает себе отчет, почему в определенных ситуациях ведет себя именно так, понимает, чем руководствуются другие люди.

Чтобы определить свой уровень, можно пройти тест на эмоциональный интеллект онлайн. И уже на основании результата этого теста делать собственные выводы, учиться контролировать чувства и эмоции.

Как мотивировать сотрудников с помощью эмоционального интеллекта

По данным опроса Стокгольмской школы экономики в России, на результативность сотрудников влияют 5 базовых эмоций: интерес (96 %), радость (72 %), гнев (53 %), страх (51 %) и печаль (10 %).

Как использовать эти эмоции, чтобы повышать производительность труда? Узнайте об этом из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Тест на эмоциональный интеллект Холла

Один из самых известных тестов на эмоциональный интеллект разработал американский психолог Николас Холл. Для Холла эмоциональный интеллект – это личностная характеристика, позволяющая идентифицировать и анализировать собственные эмоции, управлять, распознавать чувства в зависимости от ситуации. Согласно Холлу, эмоциональный интеллект можно совершенствовать, в чем и заключается его отличие от умственного.

Тест Холла на эмоциональный интеллект – это высказывания, которые могут относиться к жизни тестируемого. Каждый ответ оценивается от (-3) за «Полностью не согласен» до (+3) за «Полностью согласен». Всего 30 фраз и 5 шкал:

  • Управление эмоциями – вопросы 3, 7 8, 10, 18, 30
  • Самомотивация – вопросы 5, 6, 13, 14, 16, 22
  • Эмоциональная чуткость – вопросы 9, 11, 20, 21, 23, 28
  • Распознавание чужих эмоций – вопросы 12, 15, 24, 26, 27, 29
  • Эмоциональная осведомленность – вопросы 1, 2, 4, 17, 19, 25

Как видно, пересечение шкал отсутствует. На выходе можно получить взвешенную оценку эмоционального интеллекта по нескольким параметрам.

Тест на эмоциональный интеллект Люсина

Способность к пониманию эмоций – это:

  • Распознавание эмоций, т.е. установление факта переживания у себя или постороннего лица.
  • Идентификация эмоций – определение того, какую именно эмоцию испытывает сам человек или постороннее лицо, способность выразить эту эмоцию в словесной форме.
  • Понимание причин , которые вызывают конкретную эмоцию, а также следствий, к которым она может привести.

Способность к управлению эмоциями – это:

  • Контроль за эмоциями, приглушение слишком сильных.
  • Контроль внешнего выражения.
  • Произвольный вызов определенной эмоции при необходимости.

На основе подобных определений разработан тест из 46 утверждений. Тестируемый должен выразить свое принятие данных выражений по четырехбалльной шкале. Утверждения, входящие в опросник, разделены по пяти субшкалам:

  1. МП (понимание чужих эмоций). Шкала показывает способность анализировать и трактовать эмоциональное состояние постороннего человека, руководствуясь лишь внешними проявлениями или собственной интуицией.
  2. МУ (управление эмоциями других людей ). Шкала показывает способность манипулировать людьми – вызывать, снижать или повышать интенсивность тех или иных эмоций.
  3. ВП (понимание собственных эмоций). Анализ и понимание собственного эмоционального состояния, распознавание, определение, анализ причин. Способность выразить словами.
  4. ВУ (управление собственными эмоциями). Умение контролировать нежелательное, вызывать желательное, поддерживать эмоциональное состояние в сбалансированном состоянии.
  5. ВЭ (контроль экспрессии). Умение держать под контролем внешние проявления своего эмоционального состояния.

В итоге можно получить представление об уровне эмоционального интеллекта, его сильных и слабых сторонах. Если после прохождения теста у тестируемого вышел высокий уровень ЭИ, это может означать следующее:

  • Определение того, испытывает ли сам испытуемый или посторонний человек какие-либо эмоции.
  • Определение того, какие именно чувства испытывает человек.
  • Идентификация причин, которые привели к появлению того или иного чувства или эмоции.

Тест на эмоциональный интеллект Гоулмана

Тест на эмоциональный интеллект, разработанный американским исследователем Дэниэлом Гоулманом, состоит всего из 10 вопросов. В профессиональной психологии он используется достаточно редко, чаще – при определении уровня эмоциональности, нужного для работы или бизнеса.

С точки зрения Гоулмана, эмоциональный интеллект – это в первую очередь способность использовать собственные и чужие эмоции для достижения определенных целей.

  • Подумайте о том, что вызывает у вас негативную реакцию. И работайте от противного: думайте в стиле «что, если это не так». Постепенно негатив уйдет.
  • Чтобы понимать и управлять эмоциональным состоянием, стоит уделять несколько минут в день для разбора самых ярких ситуаций, как негативных, так и позитивных, которые за этот день произошли. Смотрите на эти ситуации с точки зрения постороннего человека, и представляйте, какие эмоции он мог бы проявить в этом случае, каким образом, и как он может избежать лишнего негатива.

Рувен Бар-Он и эмоциональный коэффициент

Любой тест глубоко субъективен. Не существует и не может существовать единой методики оценки эмоционального интеллекта – по той простой причине, что нет единого мнения, что он собой представляет.

В 2006 голу известный израильский психолог Рувен Бар-Он определил единицу измерения emotional intelligence и назвал ее эмоциональным коэффициентом. С точки зрения исследователя, ЭИ можно определить, как умение понять себя, других, выработать определенное отношение к людям, быстро адаптироваться к любой обстановке, быстро решать любые проблемы и быть готовым к изменениям. По мнению Бар-Она, эмоциональный интеллект постоянно развивается, и его можно развить с помощью различных тренингов и специальных упражнений.

Психолог уверяет, что люди с высоким эмоциональным коэффициентом легче приспосабливаются к изменениям и требованиям современного мира. При небольшом коэффициенте человека ожидает отсутствие успеха, карьерного роста и куча эмоциональных проблем. Подобные проблемы распространены у людей, имеющих мало опыта в решении серьезных проблем, борьбы с негативом и стрессом, управлении эмоциональным состоянием. Эмоциональный интеллект и познавательные способности человека на равных присутствуют в общем интеллекте, анализируя который и можно оценить шансы этого человека добиться в жизни серьезного успеха.

На практике подойдет любой из описанных выше тестов. Главное – честно отвечать на все поставленные вопросы. В этом случае вы получите взвешенный и адекватный результат, проанализировав который найдете свои слабые и сильные стороны. И в дальнейшем остается лишь работать над собой и активно применять полученные знания и навыки на практике.

Для чего нужен эмоциональный интеллект

Профессиональные знания и большой опыт – это не гарантия карьерного роста . Гораздо важнее – владение коммуникативными навыками и эмпатией. В сумме это и составляет эмоциональный интеллект.

Один из ведущих исследователей эмоционального интеллекта и автор Дэниэл Гоулмэн утверждает, что лучше и эффективнее других работают те, кто может сочетать разум и эмоции.

В России теория emotional intelligence лишь набирает популярность. С изменениями в экономике возникла необходимость в новых способах менеджмента . Прежние антикризисные меры были недостаточно эффективны, и в конечном счете приводили к недовольству работников.
Сейчас же есть потребность в лидерах, умеющих вдохновить коллектив на активную работу, предотвратить возникновение конфликтов, поймать позитив в любых изменениях.

Эмоции и бизнес

Эмоциональный интеллект используется в большинстве профессий, где предполагается постоянное общение с людьми.

Само понятие «emotional intelligence» возникло относительно недавно, около 20 лет назад. Но уже на форуме в Давосе оно было включено в число самых нужных навыков к 2020-му году.

Плохое настроение понижает эффективность труда работника

Это было не так важно сотню лет назад, когда существовало правило «эмоциям на рабочем месте не место». Если у рабочего за станком что-то где-то не ладилось, он просто подавлял негатив и продолжал работать.

В современных условиях в основе любой работы лежит интеллектуальный труд. Даже простому рабочему на производстве предлагается генерировать идеи , внедрять инструменты для более экономной работы. Другие работники работают исключительно головой – программисты, маркетологи, прочие специалисты. Если они постоянно испытывают негативные эмоции, эффективность их работы постепенно снижается до нуля. В теории, можно подавить слишком сильные эмоции, но работать творчески и генерировать идеи человек не будет.

Изменения и неопределенность в бизнесе

Особенность современного бизнеса – постоянный прогресс, изменчивость. Было время, когда крупные компании могли планировать свою рабочую стратегию на десятилетия. Сегодня горизонт планирования резко сократился, и большинство не планирует свою деятельность дальше трех-пяти лет. Согласно мнениям экспертов, на сегодняшний день важнее развивать гибкость мышления и скорость реакции на малейшие изменения, чем разрабатывать грандиозные цели на полвека вперед.

Современную реальность часто называют VUCA-миром. Аббревиатура VUCA происходит от четырех английских слов:

  • Volatility – нестабильность
  • Uncertainty – неопределенность
  • Complexity – сложность
  • Ambiguity – неоднозначность.

В этих четырех словах – вся суть современного мира, в котором приходится работать и принимать решения. Современный руководитель крупного предприятия не в состоянии контролировать каждого из нескольких тысяч подчиненных. Как результат – эмоциональное истощение, апатия, выгорание.

Из этого можно заключить, что одним из главных навыков любого руководителя должно стать управление эмоциями. Не подавление – иначе будет выгорание. Именно управление – умение притушить одни эмоции и вызвать другие, когда это необходимо.

Управление персоналом

Один из основных источников стресса для руководителя – персонал. Каждый сотрудник хочет, чтобы его услышали, хочет иметь свой карьерный рост, заниматься интересными проектами. Лет 50 назад существовали вполне определенные нормы и правила поведения, подразумевавшие отсутствие инициативы, споров с начальством и т.д.

Сегодня каждый сотрудник имеет свою точку зрения по любому вопросу. Возникает больше споров, конфликтных ситуаций. В каждом случае все труднее добиться консенсуса. Приходится тратить время и нервы на коммуникации, договоренности и т.д.

Усложнение коммуникаций

Коммуникационные проблемы в равной степени сказываются не только на работе руководителей, но и на подчиненных. Если сотрудники не могут договориться с соседним отделом по какому-то опросу, они могут переложить решение этой проблемы на руководителей. Или не решать и не договариваться – в этом случае проблема может висеть годами, без каких-либо подвижек.

Даже если сотрудники мотивированы, готовы договариваться и решать проблемы , не откладывая их в долгий ящик и не перекладывая на голову руководства, им зачастую не хватает знаний, навыков и умений для достижения договоренности. Большинство людей либо стараются пробить свою точку зрения вне зависимости от мнения окружающих, либо уступают, соглашаются и прогибаются сами. При достаточно высоком уровне эмоционального интеллекта можно выстроить коммуникацию таким образом, чтобы обе стороны остались довольны достигнутым соглашением. Это возможно, если человек умеет учитывать все эмоциональные законы и факторы. В этом случае при решении сложнейших проблем обе стороны будут оставаться относительно спокойны, смогут в большей степени задействовать свой потенциал, и в итоге придут к наилучшему решению вопроса.

Тесты на эмоциональный интеллект призваны помочь людям разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, понять, что нужно сделать, чтобы научиться контролировать эмоции.

Вывод

Основная проблема руководителей и людей с высочайшим уровнем IQ, не достигших успеха – низкий эмоциональный интеллект. У них нет навыков лидерства, общения, отсутствует умение контролировать свои чувства и порывы. Чтобы уточнить, над чем именно нужно работать, стоит пройти один из тестов на эмоциональный интеллект онлайн. И много работать над собой.

In the 20th century the focus was on IQ, not on EQ. The concept of IQ was conceived at the end of the 19th century and was initially used as a predictor of academic success. As the concept of IQ became popularized it was more and more used as a predictor not only of academic success but also of work success.

While it is true that people with a high IQ are more likely to be “successful” at work than people with low IQ, there is a large gap in the correlation between IQ and success. Many people with low IQ are successful, while many people with a high IQ are unsuccessful. If you look at success at work and also success in private life, it is even more obvious that IQ alone does not determine success.

In everyday life, you can see examples of people with high IQ who are not able to achieve success in their work despite their superior academic abilities:

  • A highly intelligent manager in a manufacturing company is unable to control his anger when faced with mistakes made by his team. He yells at people, his team fears him and both he and his team are unproductive.
  • A highly intelligent teenager is not able to get himself motivated to study for school. Even though he has superior learning abilities, he sits all day in front of his computer playing video games. Eventually, he has no academic success and drops out.
  • A highly intelligent computer programmer is required to work with other programmers on a large project. Even though he has exceptional programming skills, he is unable to communicate effectively with other team members. His work is inferior despite his programming skills and superior IQ.
  • A highly intelligent researcher is promoted to a management position within her research facility. Even though her research skills are excellent, she is very shy and afraid to speak in front of a group. With her lack of confidence, she is unable to lead the group and the overall result of the research facility is disappointing.

In all of these cases, you see individuals with superior IQ who are not successful because of problems related to their emotions: lack of emotional control, lack of motivation, lack of communication skills and lack of leadership skills.

There are many skills, unrelated to IQ, that are critical to our success. And all of these skills are associated with emotions. This realization led to the concept of EQ.

History of EQ

The concept of EQ developed in the 1990s. Before that time, the sole focus was on IQ. The concept of IQ was developed around 1900. It was in 1900 that Alfred Binet, one of the founding fathers of the IQ concept, began administering IQ tests to school children. In 1918, the US army started testing all their recruits for IQ. In the following decades, IQ became more and more popularized, so much so that it is now a household word.

From 1900 to 1990, the only focus was on IQ and not on EQ. Around 1990, people came to realize that IQ was not the only predictor of success. There were other important components influencing success in private life and business life that were not captured by IQ. However, there was no unified concept for other components that influenced success.

The first attempt to include emotional factors into the IQ was "Success Intelligence", a concept developed by Howard Gardner. According to Gardner, the IQ could predict success only if it included components in addition to the traditional “verbal”, “mathematical” and “visual” intelligence. The "Success Intelligence", according to Gardner, has seven components:

  1. Verbal / Linguistic
  2. Logical / Mathematical
  3. Visual / Spatial
  4. Musical
  5. Bodily / Kinesthetic
  6. Interpersonal
  7. Intrapersonal

The first three components (verbal/linguistic, logical/mathematical, visual/spatial) are included in the traditional concept of IQ. The musical and bodily/kinesthetic components reflect a general skill level in important activities of music and sport. The last two components, interpersonal intelligence and intrapersonal intelligence, relate to emotions and are predecessors of the current definition of EQ.

By 1990, Salovey and Mayer coined the term "Emotional Intelligence". They formulated the Emotional Intelligence, EIQ, that was independent of IQ. However, EQ was not popular until Daniel Goleman published his bestselling book, Emotional Intelligence, in 1995. That book sparked public interest in the concept of EQ and led to an avalanche of articles and books. In the late 1990s, emotional intelligence became one of the hottest buzz-phrases in contemporary psychology. As of today, EQ has become recognized as the measurement of an important set of skills; the recognition of its importance in determining success is clear.

Complete View of Human Psychology

IQ + Personality

For more than 100 years, psychologists have measured IQ. For even longer, psychologists have measured human personality. IQ and personality were thought to describe the complete human psychology. Personality tests measured the inherent personality traits and IQ tests measured the intellectual skills. This was thought to be a complete measure of human psychology.

However, before the introduction of the EQ concept, there was a “gap”: there were some kinds of skills that were neither part of the set of IQ skills nor part of the personality. Also, it was noticeable that the IQ did not correlate well with success. It was long known that there were factors other than IQ that could explain success and that many of these factors had to do with emotions. However, these factors often were seen as part of the personality.

For example, persons of low intelligence might be successful because they were “people persons” or because they were highly motivated. On the other hand, persons of high intelligence may be unsuccessful because theye were shy or lacked initiative.

However, the above traits are not personality traits but rather “personality skills”. A person might have a personality trait of being introverted but still have a personality skill of being a “people person”. While IQ and EQ describe a skill level, personality does not. Instead, personality describes stable traits of a person’s personality. These traits do not relate to skills. Neither IQ nor personality are able to measure the skill set that composes EQ.

IQ + Personality + EQ

The addition of the EQ concept to the concepts of personality and intelligence has completed our view of the human psychology. Now psychologists know that every person has a personality, a certain level of IQ and a certain level of EQ.

The personality describes how a person inherently "is"; for example, introverted or extroverted or “thinking oriented” or “feeling oriented”. If you want to know your personality, take the free Swiss 16 PT Personality Test.

The IQ measures your intellectual skill level. It measures your ability to think logically, absorb information, transfer knowledge and solve problems. It is a very good predictor of success at school but not good at predicting success at work or in private life.

The EQ measures your emotional skill level. It measures your ability to understand your emotions, to control your emotional reactions, to motivate yourself, to understand social situations and to communicate well with others. It is a good predictor of success in your private life but not good, in itself, at predicting success at school or work. However, the combination of EQ and IQ is an excellent predictor of success at school, work and in private life.

The three circles in the diagram above overlap. This is to show that while EQ, IQ and personality are independent, there are some correlations. People who have a “thinking oriented” personality tend to have a higher IQ but lower EQ than people who have a “feeling oriented” personality. This is not to say that every person who is “feeling oriented” will have a high EQ and a low IQ, but there is some correlation between the two. Also, people who are introverted tend to have a higher IQ but lower EQ than people who are extroverted.

People with a low IQ tend to have a low EQ; as the IQ increases, EQ generally increases also. However, as the IQ becomes very high, the EQ generally decreases. This is not to say that there are no low IQ people who have a high EQ or that there are no IQ geniuses who also have a high EQ, but worldwide research indicates these trends.

Emotional Competences

No single competence defines your EQ. In fact, the EQ Test consists of five components:

  1. Self Awareness
  2. Self Management
  3. Auto Motivation
  4. Social Awareness
  5. Relationship Management

What is emotional intelligence?

Emotional Intelligence (EI), often measured as an Emotional Intelligence Quotient (EQ), describes the ability to perceive, and manage the emotion of one"s self, of others, and of groups.

Defining Emotional Intelligence

There are a lot of arguments about the definition of EI. Up to the present day, there are three main models of EI:

  • Ability Based EI Models
  • Mixed Models of EI
  • Trait EI Models

The Ability Based Model

Salovey and Mayer"s conception of EI strives to define EI within the confines of the standard criteria for a new intelligence. Following their continuing research, their initial definition of EI was revised to: "The ability to perceive emotion, integrate emotion to facilitate thought, understand emotions, and to regulate emotions to promote personal growth".

The ability based model views emotions as useful sources of information that help one to make sense of and navigate the social environment. The model explains that individuals vary in their ability to process information of an emotional nature and in their ability to relate emotional processing to a wider cognition. This ability is seen to manifest itself in certain adaptive behaviors.

The model proposes that EI includes 4 types of abilities:

    Perceiving Emotions: the ability to detect and decipher emotions in faces, pictures, voices, and cultural artifacts- including the ability to identify one’s own emotions. Perceiving emotions represents a basic aspect of emotional intelligence, as it makes all other processing of emotional information possible.

    Using Emotions: the ability to harness emotions to facilitate various cognitive activities, such as thinking and problem solving. The emotionally intelligent person can capitalize fully upon his or her changing moods in order to best fit the task at hand.

    Understanding Emotions: the ability to comprehend emotion language and to appreciate complicated relationships among emotions. For example, understanding emotions encompasses the ability to be sensitive to slight variations between emotions, and the ability to recognize and describe how emotions evolve over time.

    Managing Emotions: the ability to regulate emotions in both ourselves and in others. Therefore, the emotionally intelligent person can harness emotions, even negative ones, and manage them to achieve intended goals.

Mixed Models of EI

Emotional Competencies Model

The EI model introduced by Daniel Goleman focuses on EI as a wide array of competencies and skills that drive managerial performance, measured by multi-rater assessment and self-assessment (Bradberry and Greaves, 2005). In "Working with Emotional Intelligence" (1998), Goleman explored the function of EI on the job, and claimed EI to be the strongest predictor of success in the workplace, with more recent confirmation of these findings on a worldwide sample seen in Bradberry and Greaves, "The Emotional Intelligence Quick Book" (2005).

Goleman"s model outlines four main EI constructs:

    Self Awareness: The ability to read one"s emotions and recognize their impact while using gut feelings to guide decisions.

    Self Management: Involves controlling one"s emotions and impulses and adapting to changing circumstances.

    Social Awareness: The ability to sense, understand, and react to other"s emotions while comprehending social networks.

    Relationship Management: the ability to inspire, influence, and develop others while managing conflicts.

Goleman includes a set of emotional competencies within each construct of EI. Emotional competencies are not innate talents, but rather learned capabilities that must be worked on and developed to achieve outstanding performance. Goleman posits that individuals are born with a general emotional intelligence that determines their potential for learning emotional competencies.

Bar-On Model of Emotional-Social Intelligence

Psychologist Reuven Bar-On (2006) developed one of the first measures of EI that used the term "Emotion Quotient". He defines emotional intelligence as being concerned with effectively understanding oneself and others, relating well to people, and adapting to and coping with the immediate surroundings to be more successful in dealing with environmental demands. Bar-On posits that EI develops over time and that it can be improved through training, programming, and therapy.

Bar-On hypothesizes that those individuals with higher than average EQ are in general more successful in meeting environmental demands and pressures. He also notes that a deficiency in EI can mean a lack of success and the existence of emotional problems. Problems in coping with one’s environment are thought, by Bar-On, to be especially common among those individuals lacking in the sub-scales of reality testing, problem solving, stress tolerance, and impulse control. In general, Bar-On considers emotional intelligence and cognitive intelligence to contribute equally to a person’s general intelligence, which then offers an indication of one’s potential to succeed in life.

Trait EI Model

Petrides proposed a conceptual distinction between the ability based model and a trait based model of EI. Trait EI refers to "a constellation of behavioral dispositions and self-perceptions concerning one’s ability to recognize, process, and utilize emotion-laden information". This definition of EI encompasses behavioral dispositions and self perceived abilities and is measured by self report, as opposed to the ability based model which refers to actual abilities as they express themselves in performance based measures. Trait EI should be investigated within a personality framework.

The trait EI model is general and subsumes the Goleman and Bar-On models discussed above. Petrides is a major critic of the ability-based model and the MSCEIT arguing that they are based on "psychometrically meaningless" scoring procedures.

The conceptualization of EI as a personality trait leads to a construct that lies outside the taxonomy of human cognitive ability. This is an important distinction in as much as it bears directly on the operationalization of the construct and the theories and hypotheses that are formulated about it.