Творческие игры

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Рисование

Игра «Закончи рисунок».

Цель : развивать внимание, мелкую моторику.

цветные карандаши (фломастеры).

Описание : предложить ребенку порисовать вместе. Нарисовать цветок со стеблем, а рядом - без стебля, показать ему. Поинтересоваться: не забыли ли что-нибудь. Если ребенок затрудняется ответить, нарисовать еще один цветок со стеблем, обратить внимание на рисунок с недостающим стебельком. Предложить ребенку закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Рисовать как можно проще: стебелек - палочка, лепестки - овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. В следующий раз предложить ребенку дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.

Игра «Соедини точки».

Цели : развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

: краски, кисточка.

Описание: нарисовать красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказать ребенку, краски какого цвета использованы, что нарисовано. Предложить ребенку соединить точки, поинтересоваться, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», - назвать цвет краски, похвалить выбор ребенка. Усложняя задание, увеличивать количество точек, расположить их достаточно далеко друг от друга. Придумать, на что похож получившийся рисунок.

Игра «Чудесное превращение».

Цель: помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько баночек с прозрачной водой, краски.

Описание: с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках - каждую в свой цвет. Во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. Показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет (красная и желтая - оранжевый цвет, желтая и синяя - зеленый, красная и синяя - фиолетовый и т. д.). Разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками.

Игра «Рисуем пальцами».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : краски акварельные, краски для рисования пальцами.

Описание: нарисовав дерево, предложить ребенку пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т. д.

Игра «Палец-кисточка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета и формы.

Игровой материал и наглядные пособия: краски для рисования пальцами.

Описание : нарисовать большой круг (квадрат, треугольник) и предложить ребенку раскрасить его пальчиками. Обговорить, каким цветом он воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, разделить фигуру на две половины и предложить закрасить их разными красками. При этом педагог называет цвет красок и наблюдает за ребенком, правильно ли он ориентируется.

Игра «Лепка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь освоить понятия «целое», «разделенное».

Игровой материал и наглядные пособия : пластилин.

Описание: предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соединить их друг с другом. Показать ребенку получившийся шар однородной структуры. Предложить ребенку сделать то же самое.

Игра «Улитка».

Цель : развивать мелкую моторику, творческие способности.

Описание : предложить ребенку раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Показать, как закрученная «колбаска» превращается в «улитку». Из толстой «колбаски» получится большая «улитка», из тонкой - маленькая.

Конструирование

Игра «Постройка башенки из кубиков».

Цели: обучить накладыванию кубика на кубик; развивать пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: кубики одинаковой величины (размер сторон 8-10 см).

Описание : дать ребенку четыре кубика и предложить построить башенку. Если постройка неустойчива, то вначале педагог сам исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно (чтобы башня не упала). Такую игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

Игра «Забор».

Цель: развивать подражательные навыки, мелкую моторику, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: конструктор «Лего», кубики, мелкие фигурки животных.

Описание : рассказать ребенку сказку о том, как все добрые животные решили поселиться в соседних домиках (кубиках) и стали жить-поживать. Но повадился к ним волк. Ходит, всех обижает, того и гляди, съест кого-нибудь! Предложить построить забор: «Давай поможем зверушкам построить забор, чтобы волк не смог к ним пробраться». Показать ребенку, как строить забор из конструктора, скрепляя детали. Побудить его повторить действия.

Игра «Самодельная мозаика».

Цель : развивать воображение, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Описание : вырезать из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для ребенка. Показать ребенку, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; крут и два овала наверху - голову зайца и т. д. Нарисовать на бумаге схемы предметов, показать, как, опираясь на них, можно выложить ту или иную картинку.

Игра «Грибная поляна».

Цель: способствовать сенсорному развитию.

Игровой материал и наглядные пособия: шляпки и ножки грибов, вырезанные из картона.

Описание : взять зеленый лист бархатной бумаги. Показать ребенку грибные шляпки и ножки. Рассказать, что грибы решили спрятаться от грибников, но все перепутались: «Давай поможем им опять стать целыми». Выложить на листе грибную поляну.

Игра «Спички детям - игрушка?».

Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : спички.

Описание: показать ребенку, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделать образцы предметов. Предложить ребенку выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребенок освоит это упражнение, попробовать создать рисунки из спичек по памяти или придумать свой рисунок, проявить фантазию. Вместо спичек можно использовать счетные палочки.

Игра «Спички с пластилином».

Цель: развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: спички, пластилин.

Описание: показать ребенку, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделать плоский домик, затем объемный.

Игра «Первые эксперименты».

Цель : познакомить со свойствами вещества.

Игровой материал и наглядные пособия : формочки для льда, фигурные формочки.

Описание : рассказать ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрировать наглядно: залить воду в формочки для льда, для печенья, в стакан и поставить в морозильник. Показать ребенку ледяные фигуры. Обратить его внимание, что льдинки повторяют форму тех сосудов, которые заполнены водой. Доступным языком объяснить, что вода не имеет своей формы, заполняя любую емкость. Фиксировать внимание ребенка на том, что лед - это вода, но замерзшая. Понаблюдать за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития и творчества»

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

«Радуга»

Педагог дополнительного образования.

Рассчитана на детей в возрасте 8- 15 лет.

Нея 2015

Художественно - эстетическая игра

«Радуга»

Цель: выявить знатоков изобразительного искусства; развивать интерес к прекрасному.

Оборудование: репродукции картин знаменитых художников и скульпторов, большие листы бумаги, художественные материалы, индивидуальные сигнальные карточки, маршрутный лист для команд, магнитофон.

Ход игры: Ведущий:

Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём-Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя.

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву

Расцветили синеву...

С. Маршак.

С давних пор радуга считается символом добра, радости, красоты и расцвета природы. Благодаря радуге наша жизнь такая разнообразная и цветная. В игре участвуют 7 человек, потому что у радуги 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Нам предстоит узнать, какой цвет у радуги самый сильный. Каждый должен проявить свои способности, знания, эрудицию и победить. 7 конкурсов заданий будет оценивать жюри.

Каждый участник имеет свой цвет и сидит за столом соответствующего цвета, а также имеет атрибут одежды этого цвета.

1 тур. «Разминка».

Ведущий задаёт вопрос и даёт 3 варианта ответа. Игроки выбирают правильный ответ и поднимают соответствующий номер.

1. Художники живописцы пишут:

    только красками

    только карандашами

    красками и карандашами.

2. Пейзаж - это:

    изображение людей в природе

    порода животного

    изображение природы.

3. Человека, рисующего животных, называют:

    пессимистом

    анималистом

3)пейзажистом.

4. Предметы из глины и пластилина называют:

    архитектурой

    графикой

    скульптурой.

5. Что изображает художник, когда рисует натюрморт:

1) неживые предметы

2)природу

3) птиц и животных.

6. Пленэр - это:

    сумка для красок

    рисование на улице

    фамилия художника.

7. Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в другой мир. На рисунках оживают герои, страны и города, где проходят события, описываемые в книжке. И всё, о чём идёт речь, становится ясным и
понятным. Это:

1)зарисовка

    этюд

    иллюстрация.

2 тур «Блеф клуб».

Каждый из вас имеет две карточки с ответами «Да» и «Нет». Ведущий, задавая вопрос, говорит: «Я думаю что...», и читает истинное или ложное утверждение. Если вы считаете, что ведущий прав, поднимаете карточку «Да». Если же считаете, что ведущий не прав - поднимаете «Нет».

    Древний театр появился в Греции и назывался Колизей. (Да).

    Силуэт подробно рассказывает нам о всех тонкостях предмета и
    показывает его окраску. (Нет, силуэт - это тень.)

    Аппликацию, можно делась из любых материалов. (Да.)

    Сначала люди научились рисовать, а потом читать. (Да.)

    Зелёный цвет относится только к холодной палитре. (Нет, Светло - зелёный цвет относится к тёплой, а темно - зелёный к холодной палитре.)

    В кукольном театре куклам помогает оживать фокусник. (Нет,
    кукловод.)

    К графическим материалам относятся: мел, карандаш, фломастер,
    гуашь, акварель. (Нет, гуашь и акварель - живописные материалы.)

3 тур «Картинный».

/Стоят репродукции картин. На них номера. Надо выбрать правильные

ответы и записать их на карточки. Потом сдать в жюри./

Вопросы:

    Среди представленных работ выберите номера: портретов,
    пейзажей, натюрмортов.

    Работы отличаются материалом исполнения. Можно рисовать
    красками, фломастерами, тушью, гуашью, углём. Напишите номера
    графических работ.

    Назовите палитру красок работы 3 /4, 5, .../

    Найдите и напишите номер картины-пейзажа.

    Найдите иллюстрации и укажите названия произведений.

    Под каким номером изображён рельеф?

    Укажите номер пейзажа в графике.

    Под какими номерами здесь натюрморты?

4 тур «Изобразительный - творческий»

/работу выполняет вся команда. Оценивается аккуратность, оригинальность, подбор цветов и быстрота./

    Обведите свои ладошки на цветной бумаге и вырежьте их.

    Приклейте их на лист и оформите в виде какого нибудь предмета.

    Придумайте название своей работе.

5 тур «Загадки».

Командам задаются загадки о художественных принадлежностях.

    тур. Читаем загадку, рисуем отгадку.
    Ведущий читает загадки, а дети рисуют отгадки,
    /можно взять загадки о природе, о школе и т.д. /

    тур «Музыкально - развлекательный».

    Капитаны команд рисуют бабочку сразу двумя руками /как р зеркале/

    Все члены команды изображают скульптуры по карточкам заданиям:

    Игра в футбол

    Перемена

    Обед в детском саду

    Урок пения.

    Выходят участники игры, строятся по цветам радуги и произносят хором: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Подводятся итоги, награждение.

Как сделать летние каникулы, которые дети проводят в центрах досуга, туристических или спортивных лагерях комфортными и интересными? Как развлечь детей, как познакомить между собой и помочь им освоиться в новой обстановке? Конечно же, с помощью общих отрядных дел, мероприятий, соревнований и самых разных веселых и познавательных развлечений. А потому, вожатым и организаторам детского отдыха перед началом сезона неплохо бы пополнить свою «игровую копилку».

Предлагаемые игры и конкурсы для летнего отдыха детей это подборка интересных новых и популярных старых развлечений, в основном творческого и познавательного характера, идеально подходящих для организации детского досуга летом.

1. Развивающая творческая игра "Игра в слова".

Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.

Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Ведущий: Ищем слова на …небе!

Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.

Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.

2. Творческая игра "Чудо-юдо-рыба-кит".

Объявите детям, что сейчас они будут рисовать зверя, но зверя не простого, а фантазийного. Для этого разбейте ребят на команды по три человека и выдайте каждой группе лист бумаги, сложенный втрое по принципу гармошки.

Первый участник каждой команды должен нарисовать голову любого животного - его нельзя никому называть. Ведущий должен следить еще и затем, чтобы остальные члены команды не видели, что рисует первый игрок. Для чего можно построить на столе перегородки из книг. Завернув часть листа с нарисованной головой животного внутрь, листок передают второму игроку. Тот рисует туловище любого зверя; третьему нужно завершить рисунок «ногами», т. е. лапами, ластами, копытами, когтями и т.д.

Как только рисование закончится, предложите командам развернуть листки и посмотреть на своего чудо-юдо-животного. Обязательно предоставьте эти шедевры на обозрение остальным командам, а потом предложите сообща придумать названия для полученных «монстриков». За лучшее имя полагается вручить сладкий приз.

Хорошим завершением игры станет выставка созданных рисунков.

3. Игра "Ни бе.., ни ме.."

Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.

Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.

Это не столько конкурс, сколько просто повод повеселиться (карточек со сказками лучше запасти побольше, наверняка, ребята захотят повторить еще эту забаву).

4. "Скоростная почта".

Такую забаву лучше проводить в самом начале сезона, она дает возможность в игровой форме сделать акцент на именах всех участников. Готовясь к ней, организатору нужно нарисовать два больших плаката с именами: Витя, Нина, Саша, Клава, Дарья, Юля, Соня, Кира, Слава, Боря. Но нужно написать эти имена так, чтобы впоследствии разрезать их «пополам». Листы с окончаниями имен мы кладем на два стола у линии финиша. Остальную часть обоих листьев разрезаем на полоски, чтобы начало каждого имени пришлось на отдельную карточку: Ви, Ни, Са, Кла, Дарь, Ю, Со, Ки, Сла, Бо. Эти карточки и будут «письмами», которые должны доставить адресату рьяные работники «скоростной почты».

Маленьких почтальонов набираем по три - четыре человека в каждую команду и выдаем им заплечную сумку, в которой лежат карточки с началом упомянутых имен. Их задача - быстро подойти к столу, открыть свою сумку, достать первую попавшуюся карточку и правильно приложить ее к окончанию имени, написанному на листе. Потом ребенок возвращается к своей команде и предает сумку следующему игроку.

За быстрое выполнение задания команда получает три балла. Затем баллы начисляются по одному за каждое правильно сложившееся имя. Победителей в этой игре на знакомство определяют по общей сумме баллов.

5. Веселая игра "Кукушка, спой на ушко!"

Организатор игры объясняет условие, на кого он будет неожиданно (!) показывать рукой (или указкой), должен быстро не словами, а движением показать свой ответ, а все хором при этом кричат: «Вот так!»

Как живешь?
- Вот так! (можно показать большой палец руки)
- Как плывешь?
- Вот так! (показать движения пловца)
- А глядишь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!

7. "Маленькие Принцы и Принцессы".

Сначала стоит немного рассказать детям о Маленьком Принце и его чудесных путешествиях по разным планетам с такими смешными и даже печальными обитателями как Король, Роза и Барашек. Было бы очень неплохо для общего культурного развития показать малышам репродукции авторских рисунков Экзюпери и уточнить, что писатель не просто выдумал из головы и зафиксировал в словах своих героев, но еще и нарисовал их.

Затем можно предложить ребятишкам и самим побыть «авторами» и придумать каждому свою планету с особенными обитателями. А потом, словно маленькие принцы, совершить на них путешествия. Для этого им понадобятся надутые воздушные шары и разноцветные фломастеры. Пусть ведущий покажет, как на шарике с помощью фломастеров можно нарисовать разных обитателей этой небольшой голубой, розовой или зеленой планетки. Причем, предупредите ребят, что это не обязательно будут люди: можно пофантазировать и придумать каких-нибудь новых существ.

Не рекомендуем задавать детям временное ограничение, поскольку это снизить уровень творческого потенциала. Предоставьте малышне возможность самовыразиться в спокойной обстановке, а потом попросите каждого рассказать про своих обитателей.

8. По "Ступени развития".

Игра и творчество имеют много общего: тре­буют относительной свободы и незави­симости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, полу­чить удовлетворение от процесса со­здания.

В игре развиваются творческие спо­собности детей . Чтобы их совершенст­вовать, родителям и педагогам следует:

▪ Поощрять игровое эксперименти­рование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или ко­нем).

▪ Предлагать, кроме игрушек, ко­робки, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.

▪ Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

Предлагаю

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО

Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена наконечный продукт. В отличие от рисования и лепки в игре дети ничего не создают.

Показателен опыт, который провели ученые: в детском саду поставили необычный железный предмет с кнопками и рычагами. Дети, увидев такой аппарат, сразу начали исследовать его возможности. Они нажимали на кнопки: аппарат то гудел, то звенел, то извергал пар, то брызгал водой. Такое изучение продолжалось 3 – 4 дня. Затем дети стали совершать с аппаратом различные повторяющиеся действия: возить, передвигать, садиться, вставать на него и т.д. Постепенно сформировались отдельные игровые действия и, наконец, родились сюжетно-ролевые игры: например, дети стали космонавтами, а аппарат превратили в луноход и т.д.

Через две недели массовый интерес к необычному сооружению стал угасать.

Этот пример показывает, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.

В игре развиваются творческие способности детей . Чтобы их совершенствовать, родителям и педагогам следует:

  • Поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или конем).
  • Предлагать, кроме игрушек, коробки, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.
  • Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

Предлагаем некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей.

  1. “Оживление” предмета

Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

Информация для воспитателя. Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся.

Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный, где “вольности” не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.

  1. “Перевирание” сказки

Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.

Воспитатель говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры).

  1. Игра в “волшебника”

Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка! Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”

Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в... Слушайте волшебника!”

4. “Салат” из сказок

Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника. Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д.

Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.

При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы – заместители. Рекомендуется иметь ценные, сточки зрения детей, атрибуты, например красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что поможет сделать роль более желанной.

При создании “салата” из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.

Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок – ц ель подчиненная.

Следует иметь ввиду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.

  1. Прием “овеществления”

Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек – сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети–сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры–холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)

6. Игры – смешинки

Вариант 1 . Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: “Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!”

Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: “Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.”.

Информация для воспитателя . Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они “едят” мяч, ходят на четвереньках и т.д.

Вариант 2 . Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: “Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.”.

  1. Игры в заданном ключе

Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека – невидимку и т.д.

8. Игры с числами

Воспитатель называет число, а ребенок придумывает к названному числу смешные действия. Например, взрослый говорит: “Сто”. Дети продолжают: “Сто шоколадок мы проглотили, сто башмаков мы износили, сто друзей мы пригласили, сто собак мы накормили, сто коров мы подоили” и т.д.

Вариант игры.

Воспитатель начинает предложение, например: “Я съел...”. Дети придумывают его конец: “Тысячу котлет, миллион крокодилов... ”.

Воспитатель . Две тысячи пирогов...

Дети . Мы на завтрак проглотили.

Воспитатель . Сорок нянек...

Дети . Нас сегодня одевали.

Воспитатель . Сто пар обуви...

Дети . Мы на Марсе износили.

9. Сказка – калька

Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки и сочинить новую историю. Например, на основе сказки про Красную Шапочку придумывается следующая история: “В океане заболел китенок. Маленький мальчик узнал об этом и решил ему помочь: взял у мамы лекарство и отправился в путь. Злой волшебник, который хотел помешать выздоровлению китенка, явился к его маме и уговорил отдать сына ему на лечение. Но проплывающий мимо дельфин помешал злому волшебнику, а потом привез мальчика с лекарствами, и китенок был спасен”.

Информация для воспитателя . Известный отечественный ученый В.Я. Пропп, исследовавший исторические корни волшебной сказки, считал, что постоянным элементом сказки является определенное количество действий, совершаемых ее персонажами в одинаковой последовательности. Приведем некоторые из них:

  • предписание или запрет;
  • нарушение запрета;
  • вредительство;
  • отъезд героя;
  • трудные испытания;
  • встреча с дарителем;
  • волшебные дары;
  • борьба героя и злодея;
  • победа;
  • возвращение, наказание злодея;
  • свадьба.

На основе этих действий можно составлять бесчисленное количество сказок и придумывать интересные игры. Воспитателю желательно привлечь к составлению историй сразу нескольких детей. В этом случае полезно использовать игру в карты, которую предлагает Джанни Родари.

10. Игра в карты

Изготавливается колода из 12 – 20 карт, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки (можно использовать иллюстративный материал из газет и журналов). Действия сказочных героев можно изобразить символически, опираясь на вышеперечисленные элементы Проппа.

Воспитатель предлагает каждому участнику игры не глядя вытащить из колоды одну карту. Проводится жеребьевка. Первый ребенок начинает рассказ. Остальные продолжают начатую историю, опираясь на свою карту.

11. Игра по готовому сюжету

Заготавливается колода карт, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета.

Воспитатель объясняет детям: “Каждый берет одну карту. На ней “изображена” ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карте”.

Начинаем игру: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое детей, у которых на картах изображены старик, старуха и море).

Однажды старик пошел ловить рыбу. Вот он закинул невод. (Ребенок, играющий роль старика, делает соответствующие движения ). Внезапно море взволновалось. (Ребенок-“море” выполняет соответствующие движения.) Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых на картах нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает “золотую рыбку”, которая пытается освободиться, а “старик” тянет невод.)

Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море”. (Ребенок-“рыбка” показывает, что он освободился, и удаляется. “Синее “море” радуется, а “старик” удивляется и огорчается).

Игротехника

В совместной игре ребенку необходимо понимать не только вербальный (словесный), но и невербальный (мимика, жесты, поза) язык общения и самому использовать их.

Игры без слов

1. “Маски” (с 5 лет)

Материал . Маски, изображающие разные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.)

Ход игры . Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и спрашивает: “Какое настроение передает эта маска?” (Ответы детей.) Затем надевает маску и предлагает детям мимикой изобразить данное состояние. Объясняет: “Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вот сколько зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску и смотрю в “зеркала”. Молодцы! Теперь ты, Маша (Ваня), посмотрись в “зеркала”. (Маска передается по кругу, и дети по очереди передают соответствующее эмоциональное состояние.)

Затем воспитатель убирает маски и продолжает игру: “Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну (хитрого кота Базилио, в Буратино и т.д.)”.

Вариант игры.

Дети делятся на две группы. Участники первой договариваются, какого героя они будут показывать. Участники второй отгадывают. Воспитатель по очереди присоединяется к каждой группе. Затем группы меняются ролями.

Вопросы для беседы с детьми после игры.

  • Какая маска вам понравилась?
  • Какого героя вы хотите “сыграть” еще раз?
  • Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите.
  • Как вы думаете, какое выражение вашего лица приятно для других людей? Покажите.

2. “Свет мой, зеркальце, скажи” (с 6 лет)

Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определенной мимикой.

Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера.

Вариант игры .

Воспитатель. Игра называется “Разговор без слов”. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами “зеркало” – лицо вашего друга.

К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь: какая приятная встреча!

Карлсон вынужден уйти. Огорчитесь: как плохо, что мы расстаемся.

Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.

Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть!

Вдруг вы услышали резкий звук. Испугайтесь!

Теперь успокойтесь: все будет хорошо!

Затем взрослый предлагает: “А теперь покажите: “рот до ушей”, “брови у переносицы”, “губы трубочкой”.

Когда вы радуетесь? Огорчаетесь? Удивляетесь? Пугаетесь? Когда вы делаете “рот до ушей”? Когда сдвигаете “брови у переносицы”?

3. “Немое кино” (с 5 лет)

Дети становятся в круг.

Воспитатель . Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (Приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, боится; просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать какой-либо предмет другому.)

Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.

Вариант 1.

Ребенок – водящий. Он сам придумывает себе роль (или роль предлагается ему взрослым) и показывает, например, как сердится (ругается, здоровается) Карабас Барабас и т.д.

Вариант 2.

Играющие делятся на две группы. Воспитатель. Вы стоите по разным берегам широкой, бурной реки. (Обращается к детям одной группы.) Вы должны сообщить стоящим на другом берегу, что им нужно перебраться к вам. (Обращается к детям другой группы.) На том берегу вас не слышат. Новы видите, что к ним приближается злодей. Покажите им, что нужно спрятаться.

Вариант 3.

Воспитатель. Покажите одним жестом, что вы благодарите (пугаетесь, предупреждаете и т.д.)

Вопросы для беседы после игры.

  • Можно ли говорить без слов?
  • Можно ли понять друг друга без слов?
  • Одинаково ли прощаются (здороваются, благодарят, сердятся) злая и добрая феи (Баба Яга, Золушка и т.д.).

4. “Именины” (с 5 лет)

Дети образуют круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети – “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п.). Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить.

Затем выбирается новый “именинник”.

Информация для воспитателя . Дошкольники младшего и среднею возраста обычно “дарят” вещи, а дети старшею возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу. Например, именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет и игрушек, свою дружбу, внимание, любовь, защиту.

Вариант 1.

Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.

Воспитатель . У нас сегодня именинник – неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это. Какие подарки ему можно подарить?

Вопросы для беседы после игры .

  • Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?
  • Вопросы “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?
  • Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?

Вариант 2.

Выбирается “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет и т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т.д.

Вопрос для беседы после игры.

  • Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?

5. “Фигуры” (с 5 лет)

Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь сказочного персонажа, вторая угадывает, кто перед ними. Затем команды меняются ролями.

В игре сначала используются сказочные образы, например Карабаса Барабаса, Золушки, Снежной Королевы и т.д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего (просящего, грустного, веселого). Фигуры “выставляются” в музее, а “посетители” отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает.

6. “Фотография на память” (с 6 лет)

Материал . Сюжетные картинки или фотографии с изображением нескольких персонажей (людей, зверей) на различном фоне; настоящий или игрушечный фотоаппарат.

Ход игры . Дети рассматривают, например, репродукцию картины И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. Затем распределяются на две группы, каждая из которых создает свою “скульптурную композицию” по картине. Фотографируются на память.

Можно изображать любые сценки, подобрав соответствующую картинку.

7. “Надувной Буратино”(с 5 лет)

В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.

Воспитатель. Я буду папой Карло, а вы Буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса), а потом выпущу воздух.

Действия детей : надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.