Умер один из создателей студии Ghibli‍. Начало карьеры мультипликатора

Хаяо Миядзаки – практически живой бог аниме. Его мультфильмы, не только невероятно красивы, – они бесконечно трогательны, человечны и космически глубоки. Если во время просмотра у вас не выступили слёзы, значит вы что-то перепутали, и это не мультфильм Миядзаки.

Карьера Хаяо Миядзаки длилась более 40 лет. Сейчас он уже оставил пост руководителя Studio Ghibli, на которой были созданы «Мой сосед Тоторо», «Унесённые призраками», «Ходячий замок» и другие чудесные истории. Мы собрали несколько цитат Миядзаки, по которым можно судить о жизненной философии мастера.

  • Цельный мир создается из множества маленьких кусочков. И хаоса.
  • Есть ли какая-то разница между человеком в 18 и в 60 лет? Полагаю, в душе мы остаемся такими же.

Современная жизнь пуста, бесплодна и фальшива. С нетерпением жду, когда застройщики обанкротятся, Япония станет беднее, а из земли прорастет дикая трава.

  • Я догадываюсь, что компьютер способен на большее, чем человеческая рука. Но мне уже слишком много лет, чтобы заставить себя убедиться в этом.
  • Я признаю: рисованная анимация умирает. Мастера рисованной анимации скоро станут не нужны, как когда-то стали не нужны создатели фресок. Но я счастлив, что мне довелось провести в этом умирающем ремесле больше сорока лет.


  • В битве богов и людей людям никогда не выйти победителями.
  • Я законченный пессимист. Но если у кого-то из коллег рождается ребенок, все что мне остается - это пожелать ему счастливого будущего. Ведь ни у кого нет права говорить ребенку, что он не должен был рождаться в этом догорающем мире. И мы никак не можем ему помочь - разве что благословить его. Собственно, думая об этом, я и делаю свои фильмы.

Мне кажется, что дети интуитивно понимают это лучше, чем взрослые: мир, в котором они родились, безжалостен, безнадежен и сыр.

  • В прошлом людям не так просто было решиться отнять другую жизнь, даже не человеческую. Но сейчас общество изменилось, и оно строится на иных принципах. По мере роста наших возможностей мы становились все высокомернее и потеряли истинное значение фразы «У меня нет выбора». Самая сущность нашей цивилизации - это стремление разбогатеть несмотря ни на что, забирая жизни других созданий.
  • Я не люблю читать рецензии. Я люблю смотреть на зрителей.



  • Хороший детский фильм нужно снимать с расчетом на взрослых.
  • Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды.

Конечно, у нас на студии есть и компьютерный отдел. Но я всегда говорю им: «Старайтесь работать неаккуратно, не стремитесь к идеальным линиям. Мы ведь здесь создаем тайну, а тайна никогда не бывает идеальной».

  • Самая страшная ловушка, в которую может угодить режиссер, - это страх того, что на его фильме зрителю будет скучно.
  • В моих фильмах очень много свиней. Может быть, это просто потому, что свинью легче нарисовать, чем верблюда или жирафа... Но, если говорить правду, мне кажется, что свинья очень похожа на человека - по поведению и внешне.



  • Я верю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Просто по мере взросления и познания мира этой памяти остается все меньше и меньше. И если я сумею сделать фильм, который пробудит ее, то умру счастливым человеком.
  • Обретение свободы - самая большая радость, доступная человеку.
Во многих моих фильмах есть сильные героини - отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина.
  • Вся красота мира легко может поместиться в голове одного человека.
  • Несмотря на пессимизм, я не собираюсь делать фильмы, которые говорят: отчаивайся, беги и прячься. Все, что я хочу сказать - это: не бойся, когда-нибудь все встанет на свои места, и где-то тебя точно поджидает что-то хорошее.

Правильное написание его фамилии иероглифами 宮﨑, но из-за технических ограничений часто иероглиф 﨑 заменяется аналогичным 崎 .

Некоторые свои произведения Миядзаки выпускал под псевдонимами Сабуро Акицу (яп. 秋津 三朗 Акицу Сабуро: ) или Тэрэкому (яп. 照樹務 ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Как снимает Хаяо Миядзаки

    ✪ Ветер крепчает - Русский трейлер

    ✪ Ходячий Замок Официальный Трейлер 1 (2004) - Хаяо Миядзаки, Аниме

    ✪ Унесённые Призраками Официальный Трейлер 1 (2001) - Руми Хираги, Хаяо Миядзаки

    ✪ Мэри и ведьмин цветок - Русский трейлер (дублированный) 1080p

    Субтитры

    Откуда берутся волшебные существа в мирах Хаяо Миядзаки? Как в его творчестве сочетаются экологический активизм и любовь к технике и авиации? Правда ли, что его фильмы нарисованы акварелью? Почему он работает над ними без сценариев? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы в нашем видео. Взрослые становились главными героями у Миядзаки всего дважды. В последнем на данный момент полнометражном фильме автора «Ветер крепчает» мы видим взросление и становление изобретателя истребителя Zero Дзиро Хорикоси. Но даже к концу фильма он уже состоявшийся, но все еще довольно молодой авиаконструктор. И только заглавный герой «Порко Россо» - по-настоящему взрослый, можно даже сказать, потрепанный жизнью… Чуть не сказал человек, но нет, персонаж. Летчик со свиным, простите, рылом вместо человеческого лица. Однако это уже по всем параметрам фильм-исключение в карьере автора. Остальные истории Миядзаки выстроены вокруг детей и совсем юных существ. Чаще всего девочек. Классическая героиня Миядзаки умна, смела, скромна, решительна - сам он не раз говорил, что в анимации не хватает: а) героинь и б) героинь, чьи истории не крутились бы вокруг романтической влюбленности. В этом смысле его вполне можно назвать феминистом, раз за разом создающим образ девочки, девушки, молодой женщины, преодолевающей преграды. Способной справиться со сложной ситуацией. Стать инженером-механиком. Править страной. Биться за правое дело. Но не меньше, если не больше героинь и героев Миядзаки запоминаются персонажи второго и третьего планов. Откуда берутся эти удивительные существа? Часто у них обнаруживается более или менее явный источник. Обычно в японской мифологии и фольклоре, где сверхъестественные существа самого разного рода объединяются в понятие «ёкаи». Это может быть и монстр, и божество, и животное-оборотень, и дух. Например, как эти безмолвные, словно сложенные из камушков маленькие наблюдатели в «Принцессе Мононоке» Это кодама - духи деревьев. Но если сама идея таких духов берется из фольклора, то визуальное воплощение - это уже работа фантазии Миядзаки. То же можно сказать и про духа леса в том же фильме. Днем он похож на собирательный образ воплощения природных сил. Ночью он дайдарабочи - исполинская сущность, способная свернуть горы, еще один ёкай. Он и жизнь, и смерть. В «Моем соседе ТОторо» появляются в чем-то родственные кодама маленькие черные пылинки, которых зовут сусуватари, что можно примерно перевести как «блуждающая сажа». Они тоже ёкаи, но придуманные Миядзаки, а не позаимствованные из фольклора. Сусуватари появляются и в «Унесенных призраками», где оказываются работниками инженерных служб бань Юбабы. Ну и три главные иконы Миядзаки и студии «Гибли». Первой пусть будет Безликий. Из множества фантастических существ - ведьм, драконов, превращенных людей, забавных лягушек в кимоно и прочего населения «Унесенных призраками» - он, пожалуй, самый запоминающийся. Потеря лица как потеря сущности и маска как ее утаивание или подмена - это распространенный фольклорный сюжет, который не свести к одной конкретной версии. Миядзаки вновь не копирует в этом образе нечто конкретное, но создает свое магическое опасное создание. Другой узнаваемый образ - Котобус. Его источниками могут быть, с одной стороны, японские бакэнэко - кошки-оборотни, подобные лисам-оборотням кицунэ и енотовидным оборотням тануки. А с другой - Чеширский кот Льюиса Кэрролла. Миядзаки никогда не замыкался на японской культуре. И, наконец, тот, кто стал де-факто логотипом или маскотом студии «Гибли» - сам Тоторо. Это имя в разных вариациях носят сразу несколько существ. Помимо О-Тоторо, то есть буквально Большого Тоторо, в мультфильме появляются Чу-Тоторо, то есть средний, и Чиби-Тоторо - маленький, соответственно. Эти Тоторо - тоже духи леса, но чуть более общительные, чем тот, что в «Принцессе Мононоке». Ну а само слово это - то, как Мэй, маленькая героиня мультфильма, произносит tOroru - так в японском трансформировалось знакомое нам слово «тролль». И все эти существа - силы природы, в сложном взаимодействии с которыми оказывается человек. Результат этой влюбленности в мир виден почти в каждом кадре. Но природа - это не только покой и единение с миром. Она может быть и страшной силой. Однако если разрушительное начало природы, в сущности, нейтрально, то негативное влияние человека на среду обитания показано иначе. Два фильма режиссера посвящены техногенным катастрофам и их последствиям. В «Навсикае из Долины ветров» мы видим мир через столетия после глобальной семилетней войны. Люди ютятся в городах, а вокруг - мутировавшие леса. В «Принцессе Мононоке» время и место действия - полумифическая Япония прошлого. Но конфликт удивительным образом похож: люди и их техника против природы и ее духов. И даже в «Унесенных призраками» автор весьма наглядно демонстрирует ту же, в сущности, проблему. Миядзаки рассказывает, что эпизод с велосипедом основан на реальном опыте, когда он организовал чистку русла замусоренной речки. Конечно, Миядзаки не единственный мастер анимации, которого заботит этот конфликт. Более того, поговаривают, что экологическим активизмом Миядзаки заразил сооснователь студии «Гибли» Исао Такахата. Вот кадры из его «Войны тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко». Люди и их техника против природы и ее духов. И тематически, и визуально этот фильм, на первый взгляд, близок работам Миядзаки, но из этого не следует делать вывод о том, что стиль Миядзаки тождественен стилю студии. В других работах Такахата будет искать и находить совсем другие визуальные решения, постоянно экспериментируя с техникой рисунка. В то время как Миядзаки, скорее, постоянно совершенствует свой узнаваемый взгляд на мир. Все работы этого автора словно существуют в единой экосистеме. Цветовые схемы новых мультфильмов оказываются в согласии с предыдущими. Мир эволюционирует, в нем происходят изменения, но в то же время они не должны менять мир до неузнаваемости. Персонажи проживают новые жизни, но словно все друг другу родня. Детальный второй план оказывается не менее важен, чем первый. А природа завораживает потому, что ее роль гораздо больше, чем быть средой для героев и событий. Тут можно было бы сделать вывод, что мы считаем Миядзаки поборником традиционного образа жизни и противником технического прогресса, но это, разумеется, не так. С очарованностью природой в нем сочетается любовь к технике и уважение к инженерам, конструкторам и изобретателям. Как в «Небесном замке Лапуте», где фигурируют удивительные роботы. Как в «Ходячем замке» - замечательном образчике стимпанка, для оживления которого Миядзаки прибег к компьютерной анимации, которой всегда чурался. И как в «Принцессе Мононоке», где властительница Железного города несет природе разрушение, но только потому, что искренне пытается сделать жизнь опекаемых ею людей лучше. И, конечно, особенно наглядна любовь Миядзаки к авиации, пронесенная через годы. Воплощается она не только буквально, как в «Порко Россо» или «Ветер крепчает». И не только в названии студии, позаимствованном у названия самолета ВВС Италии времен Второй мировой. Полеты - важная составляющая анимации вообще. Не только у Миядзаки, но он выводит их на новый уровень. Именно авиация подводит к вопросу, который режиссер задает себе и своему герою Дзиро Хорикоси. Как можно ненавидеть войну и разрушение, но в то же время любить самолеты, в том числе несущие смерть? Как бы банально это ни звучало, но Миядзаки не в последнюю очередь снимает про баланс, про необходимость мирного сосуществования природы и человека с его меняющими мир идеями. В случае Миядзаки, как и подобает большому художнику, вопрос «Как снимает?» тесно связан с вопросом «Что снимает?». Когда говорят о том, как сделаны анимационные фильмы студии «Гибли», первым делом вспоминают приверженность традиционной анимации. Миядзаки и его коллеги продолжают рисовать от руки, очень осторожно внедряя компьютерные технологии в свой процесс. Визуально мультфильмы Миядзаки производят впечатление оживших акварелей. В результате многие полагают, что именно акварелью они и нарисованы. Это не совсем так, хотя именно акварель лежит в основе работы Миядзаки. Сооснователь студии использует ее для эскизов (набросков, скетчей) и раскадровок, над которыми он трудится собственноручно. В самих же мультфильмах фоны, которые часто называют акварельными, выполнены близкой к гуаши плакатной краской. Собственно, различия между красками, которые использует студия «Гибли», и тем, что мы могли бы обобщенно назвать гуашью, доступны только специалистам, но выступим осторожно. Итак, леса, холмы, поля и луга нарисованы на бумаге, и поверх них, как это заведено в классической анимации, слоями ложится целлулоид, на который переносятся движение людей и предметов. Миядзаки водит своих художников на крышу студии, чтобы смотреть на небо, а потом получается так. И в конечном результате мы видим детальный статичный фон, проплывающие с разной скоростью облака, людей, животных, машины - все это рождается в сочетании слоев. Это традиционная анимация, возможность успеха которой Миядзаки доказывает годами. Раскадровки Миядзаки - это не промежуточный этап между сценарием и собственно фильмом. Они полностью заменяют ему сценарии. Приступая к новой работе, Миядзаки берет исходное произведение, решает, о чем будет его следующий мультфильм в общих чертах, и приступает к раскадровке, по ходу которой и рождается история. Он не мыслит сюжетами и тем более диалогами - он мыслит героями в движении, оживающими образами. Это может прозвучать как художественное преувеличение или красивые слова, но посмотрите, как Миядзаки по ходу работы над раскадровкой выясняет, как долго будет длиться тот или иной рисуемый им момент на экране. Он буквально прокручивает его в голове перед мысленным взором, как сказали бы на уроке литературы. С секундомером в руке. И затем переносит увиденное на бумагу. Так при помощи карандашей и акварельных красок рождается каждая сцена в деталях - с монтажными склейками, сменами ракурсов, фазами движения и заданной длительностью планов. Это подводит нас к еще одной теме, которую хотелось бы затронуть. В анимации даже более явно, чем в кино, воплощается принцип движущихся картинок. Казалось бы, здесь нет места статике, кадр должен заполняться движением. Слева направо. Справа налево. Вверх. И вниз. И Миядзаки прекрасно умел и умеет это движение организовывать и переносить на экран. Но не менее важны для понимания его эстетики и этики моменты, когда он останавливает движение. Поиск гармонии может быть выведен на более высокий уровень обобщения. Миядзаки, как по-настоящему большой автор, снимает одновременно и про самое частное, семейное, локальное, и про самое общее, про принципы устройства мироздания. Про конфликт между движением и остановкой, между жизнью и смертью. Свойственен ли Миядзаки дидактический пафос? Учит ли он зрителя жить? Пожалуй, да. Он не скрывает, что снимает для детей. И не просто, чтобы развлечь их, но чтобы показать то, что по-настоящему важно. И поэтому, кстати, скептически отзывается о своем «Порко Россо» - нуаре про летчиков с элементами «Касабланки». Говорит, что оступился и снял мультфильм для взрослых. Зато претендовавший на роль подведения итогов жизни «Ветер крепчает» вполне можно рассматривать как историю про взросление и компромисс между мечтой и реальностью. И совсем неудивительно, что Миядзаки снова возобновил существование студии после очередного заявления об уходе на покой, чтобы работать над мультфильмом с названием «Как ты живешь?». Это экранизация книги для подростков 1937 года. Говорит, что хочет оставить внуку своего рода нравственное завещание.

Биография

Ранние годы

Хаяо Миядзаки родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио - Бункё-ку , был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором «Миядзаки Эйрплейн», фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero , и Хаяо с детства полюбил летающие устройства . Хозяином фабрики был брат отца. Мать страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы Тоётама, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden (рус. «Легенда о белой змее» ). По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором. Проявляя интерес к рисованию, Миядзаки также пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами .

В 1963 году закончил престижный Университет Гакусюин , факультет политики и экономики . В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В апреле 1963 года получил работу фазовщика в Toei Animation , и первым фильмом, над которым он работал в этой должности, стал Wan Wan Chuushingura . После работы над фильмом Gulliver no Uchuu Ryokou руководство студии заметило талант Миядзаки в анимации и стало поручать ему более ответственную работу ; Миядзаки также удалось добиться разрешения переписать концовку данного фильма . Обучением Миядзаки занимался известный художник и аниматор Ясудзи Мори .

Работая в Toei, Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, и они стали друзьями. Вместе они создали профсоюз молодых аниматоров, председателем которого стал Миядзаки. Профсоюз добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для аниматоров, что принесло множество проблем Миядзаки и Такахате. Так, например, анимационный фильм Taiyo no Ouji Horus no Daibouken , режиссёром которого был Такахата, а главным раскадровщиком - Миядзаки, спустя десять дней после выхода был снят с проката руководством студии Toei, которое затем обвинило Такахату в том, что фильм оказался коммерчески провальным, и понизило его в должности .

Несмотря на тяжёлые условия труда, Миядзаки продолжал работать на студии Toei. Он участвовал в создании полнометражных фильмов Nagagutsu o Haita Neko (1969), Sora Tobu Yureisen (1969) и Doubutsu Takarajima (1971). В 1969 году была опубликована первая манга Миядзаки Sabaku No Tami (где он подписался под псевдонимом «Сабуро Акицу»). В 1971 году Миядзаки вместе с Такахатой и Ёити Отабэ создали собственную студию A Pro, однако затем перешли на работу в TMS Entertainment , где начали работу над сериалом Lupin III . В 1973 году Миядзаки и Такахата устроились на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation . В 1978 году Миядзаки впервые проявил себя в качестве режиссёра, сняв сериал Mirai Shonen Conan . В 1979 году он вернулся на студию TMS, где стал режиссёром фильма Lupin III: The Castle of Cagliostro , причисляемого к числу лучших аниме в истории Японии .

Studio Ghibli

В 2008 году Хаяо Миядзаки выступил режиссёром фильма «Рыбка Поньо на утёсе ». После этого он был соавтором сценариев для двух фильмов студии, а в 2014 вернулся как режиссёр картины «Ветер крепчает ». Фильм частично основан на биографии Дзиро Хирокоси, конструктора японского самолета времен Второй мировой войны Mitsubishi A6M Zero , и касается таких тем, как пацифизм, верность призванию, трудности творческой личности в материалистичном мире и тяжесть морального выбора.

На пресс-конференции в Токио в сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля , в конкурсной программе которого участвовала картина «Ветер крепчает», Миядзаки заявил о завершении своей карьеры в качестве режиссёра .

Творчество

В творчестве Хаяо Миядзаки важную роль играют гуманизм, а также экологические концепции, взаимоотношения человечества с природой и технологиями . Кроме того, в фильмах Миядзаки находит отражение его любовь к идее полета и летательным аппаратам - они присутствуют практически во всех его полнометражных работах . Как правило, в его фильмах нет ярко выраженных злодеев, а сталкиваются персонажи со сложными мотивациями, и показывается убежденность каждого. Также важное место в творчестве режиссёра занимает детское любопытство и ощущение чуда. Во многих фильмах Миядзаки главным героем является девочка или девушка, храбрая и независимая.

Графика фильмов Миядзаки отличается реалистичностью и большой точностью. Многие критики особо отмечают внимание к деталям и освещению в пейзажах и фонах Миядзаки.

Музыку к большинству фильмов написал Дзё Хисаиси . Композитора и режиссёра связывает давняя дружба со времен «Навсикаи».

Кроме того, он автор нескольких манг . За свою мангу «Навсикая из долины ветров » Миядзаки в 1994 году удостоился награды Японской ассоциации мангак .

В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками » стал самым прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ » и «Ходячий замок » также имели огромный успех. Пресса часто называла Миядзаки «японским Диснеем» . Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. За него он получил «Золотого медведя» - высшую награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году и премию «Оскар» в 2003 году.

В одном из своих интервью на вопрос «Кем из режиссёров вы восхищаетесь?», Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане ») замечательным художником . Миядзаки также признается, что в тяжелый для него момент, когда он всерьез раздумывал о том, стоит ли продолжать карьеру в анимации, на него произвел сильное впечатление советский мультипликационный фильм «Снежная королева» режиссёра Льва Атаманова , показав, что мультипликационные персонажи могут играть так же, как и живые актеры, а рисованные фильмы могут трогать так же, как и другие формы искусства .

В 2005 году Миядзаки получил специальный приз Венецианского кинофестиваля за совокупный вклад в киноискусство . В ноябре 2014 года был удостоен почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе . В том же году был включен в «Зал славы научной фантастики» .

Семья

Социальная позиция

В июле 2015 года, отвечая на вопросы журналистов, Миядзаки осудил стремление правительства Абэ переинтерпретировать конституцию Японии, заявил, что считает необходимым признать вину Японии во время Второй мировой войны, а также сказал, что считает для страны необходимым избавиться от атомной энергетики .

Ранее в феврале 2015 года выразил своё мнение по поводу происшествий в редакции Charlie Hebdo, сказав, что публикация карикатур стала причиной случившегося. «Я думаю, что неправильно рисовать карикатуры на тех, кому поклоняются люди другой культуры. Не надо было этого делать, вместо этого, для начала сделайте карикатуры на политиков своей страны» - сказал Миядзаки .

Манга и другие графические работы

  • Кот в сапогах (яп. 長靴をはいた猫 Нагагуцу о хаита нэко ) -
  • Люди пустыни (яп. 砂漠の民 Сабаку но тами ) - - (под псевдонимом Сабуро Акицу)
  • Драгоценный остров животных (яп. どうぶつ宝島 До:буцу такарадзима ) -
  • Моей сестрёнке (яп. 妹へ Имо:то э ) - шестистраничная графическая поэма, опубликована в 1982 году в книге о ранних работах Миядзаки и Оцуки «Мир Хаяо Миядзаки и Ясуо Оцуки».
  • Навсикая из Долины Ветров (яп. 風の谷のナウシカ Кадзэ но тани но Наусика ) - -
  • Коллекция набросков Миядзаки Хаяо (яп. 宮崎駿イメージボード集 Миядзаки Хаяо имэ:дзи бо:до сю: ) -
  • Путешествие Сюны (яп. シュナの旅 Сюна но таби ) -
  • Век летающих лодок (яп. 飛行艇時代 Хико:тэй дзидай ) - (часть Записных книжек Хаяо Миядзаки, 15-тистраничная манга, на основе которой снимался Порко Россо)
  • Записная книжка Хаяо Миядзаки (яп. 宮崎駿の雑想ノート Миядзаки Хаяо но дзассо: но:то ) - графические статьи, печатавшиеся в журнале Model Graphix с по 1992 годы и выпущенные отдельным томом в 1992 году .
  • Покрытые грязью тигры (яп. 泥まみれの虎 Доромамирэ но тора ) - - .
  • Возвращение Ганса (яп. ハンスの帰還 Хансу но кикан ) - .

Фильмография

Режиссёр, сценарист, раскадровщик

  • Конан - мальчик из будущего (яп. 未来少年コナン Мираи сё:нэн Конан ) , аниме -сериал,
  • Панда большая и маленькая - полнометражный аниме-фильм
  • Люпен III: Замок Калиостро (яп. ルパン三世カリオストロの城 Рупан сансэи Кариосуторо но сиро ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Навсикая из Долины Ветров (яп. 風の谷のナウシカ Кадзэ но тани но Наусика ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Великий детектив Холмс (яп. 名探偵ホームズ1 青い紅玉(ルビー)の巻 ) , аниме -фильм, , студия Tokyo Movie Shinsha
  • Великий детектив Холмс (яп. 名探偵ホームズ ) , аниме -сериал, , кей-аниматор, сценарист, студия Tokyo Movie Shinsha
  • Небесный замок Лапута (яп. 天空の城ラピュタ Тэнку: но сиро Рапюта ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Мой сосед Тоторо (яп. となりのトトロ Тонари но Тоторо ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Ведьмина служба доставки (иногда «Служба доставки Кики») (яп. 魔女の宅急便 Мадзё но таккю:бин ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Порко Россо (яп. 紅の豚 Курэнай но бута ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Sora Iro no Tane (яп. そらいろのたね ) , ТВ-спэшл,
  • Nandarou (яп. なんだろう ) , ТВ-спэшл,
  • On Your Mark - музыкальный клип на одноимённую песню группы Chage and Aska,
  • Принцесса Мононоке (яп. もののけ姫 Мононокэ Химэ ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Унесённые призраками (яп. 千と千尋の神隠し Сэн то Тихиро но Камикакуси ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Koro no Daisanpo (яп. コロの大さんぽ ) , короткометражный аниме -фильм,
  • Kujira Tori (яп. くじらとり ) , короткометражный аниме -фильм,
  • Ходячий замок (яп. ハウルの動く城 Хауру но Угоку сиро ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Рыбка Поньо на утёсе (Ponyo on the Cliff by the Sea) (яп. 崖の上のポニョ Гакэ но уэ но Понё ) , полнометражный аниме -фильм,
  • Со склонов Кокурико (Kokurikozaka kara) (яп. コクリコ坂から Кокурико-Дзака Кара ) , полнометражный аниме -фильм, - сценарист
  • Ветер крепчает (Kaze tachinu) (яп. 風立ちぬ Кадзэ: тачину ) , полнометражный аниме -фильм,
Сорежиссёр
  • Люпен III (яп. ルパン三世 Рупан сансэи ) , аниме -сериал, - - эпизоды 7,8,10,11,13-23 (в паре с Исао Такахатой).
  • Новый Люпен III (яп. 新ルパン三世 Син Рупан сансэи ) , аниме -сериал, - - эпизоды 145, 155 (под именем Цутому Тэруки).
Эскизы фонов, компоновка
  • Хайди, девочка с Альп (яп. アルプスの少女ハイジ Арупусу но сё:дзё Хайдзи ) , аниме -сериал, (режиссёр Исао Такахата , адаптация книги Джоанны Спири «Хайди »).
  • Три тысячи ри в поисках матери (яп. 母をたずねて三千里 Хаха о тадзунэтэ сандзэн ри ) , аниме -сериал, (режиссёр Исао Такахата , в основу легла часть романа «Сердце» Эдмондо де Амичиса).
  • Anne of Green Gables (яп. 赤毛のアン Акагэ но Ан ) , аниме -сериал, (режиссёр Исао Такахата , адаптация книги Люси Мод Монтгомери).
Концепция, сценарий, раскадровка, эскизы фонов, ключевая анимация Сценарий, раскадровка, продюсирование, монтаж
  • Помпоко: Война тануки (яп. 平成狸合戦ぽんぽこ Хэйсэй тануки гассэн Пон Поко ) , аниме
  • Шёпот сердца (яп. 耳をすませば Мими о сумасэба ) , аниме -фильм, (режиссёр Ёсифуми Кондо).
  • Возвращение кота (яп. 猫の恩返し Нэко но Онгаэси ) , полнометражный аниме -фильм, (режиссёр Хироюки Морита)
  • Ариэтти из страны лилипутов (яп. 借りぐらしのアリエッティ Каригураси но Ариэтти ) , полнометражный аниме -фильм, (режиссёр Хиромаса Ёнэбаяси)
Консультации, ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
  • Животные на острове сокровищ (яп. どうぶつ宝島 До:буцу такарадзима ) , аниме -фильм, .
Ключевая анимация, раскадровка, эскизы фонов
  • Большое приключение Холса, Солнечного принца (яп. 太陽の王子 ホルスの大冒険 Тайо: но о:дзи Хорусу но дайбо:кэн ) , аниме -фильм, (режиссёр Исао Такахата).
Организация, ключевая анимация, раскадровка
  • Али-баба и сорок разбойников (яп. アリババと40匹の盗賊 Арибаба то ёндзю:бики но тодзуку ) ,

— добрый сказочник-аниматор. Все созданные им аниме наполнены добром и волшебством. Очень старательно нарисованы и продуманы. Его персонажам искренне сопереживаешь. Все ленты подходят для всех, хотя чаще всего, по задумке автора, возраст аудитории мультфильма совпадал с возрастом ее главных героев. Почти во всех его аниме есть вода, ветер и те или иные летающие аппараты. Отец Хаяо был директором фабрики, которая делала детали для самолетов и то, что он постоянно находился рядом с ними, развилось в огромное его увлечение авиацией.

Навсикая из долины ветров

Кадр: Studio Ghibli

Эта лента считается первым аниме студии Гибли, хотя была создана немного раньше официального ее основания. И это второй полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки. Он снял его по манге, которую сам придумал и сам рисовал. Можно сказать, что это то самое аниме, которое задаст тон всем остальным его работам. В нем есть самолеты, баланс сил в природе и подняты важные вопросы об экологии. Сюжет мультфильма разворачивается в мире, где тысяча лет прошла с окончания страшной войны — «семи дней огня», в мире, который покрыт огромным лесом и где люди стремятся жить в гармонии с природой.

Небесный замок Лапута

Кадр: Studio Ghibli

Огромный летающий остров Лапута — старинная легенда, которую никто никогда не видел. Найти который можно только тому, у кого есть кристалл Летающего камня. Сита — девочка-подросток, потомок владельцев Лапуты. И у нее есть этот самый кристалл. Кто только не охотится на Ситу, чтобы завладеть Лапутой, на которой есть и богатства, и страшное оружие...

Мой сосед Тоторо

Кадр: Studio Ghibli

Тоторо — дух-хранитель леса, большое и милейшее существо, которое подружится с двумя маленькими девочками. И будет помогать им и заботиться о них. Вместе с Тоторо в этом мире существует еще котобус, маленькие духи леса и сусуватари — черные чернушки. Чернушки потом еще появятся в аниме «Унесенные призраками». Эта лента сделала студию Гибли прибыльной, а Тоторо стал ее символом. Огромный дух-хранитель очень полюбился людям. А покататься на котобусе с мышами-габаритами — мечта всех детей и редакторов Титра.

Ведьмина служба доставки

Кадр: Studio Ghibli

Тринадцатилетняя ведьма Кики, по традиции, должна пройти годовую стажировку, в городе, где никто ее не знает. Но Кики умеет только летать на метле, и то не так уж хорошо. Миядзаки сталкивает девочку с вопросами взросления, поиска своего места в жизни, одиночества, принятия мира и принятия миром. А еще у Кики будет друг — мальчик, бредящий самолетами.

Порко Россо

Кадр: Studio Ghibli

Алый Свин — летчик-ас, участник первой мировой войны, разочаровался в людях до такой степени, что частично превратился в свинью. Он летает на своем самолете где-то на Адриатике и охотится на воздушных пиратов, грабящих торговые суда и яхты. А на него охотится другой ас. Возможно для создания образа Порко Россо автор опирался на реально существовавшего аса первой мировой — Красного барона, летчика, на счету которого более восьмидесяти побед в бою.

Унесенные призраками

Кадр: Studio Ghibli

Десятилетняя девочка Тихиро переезжает с родителями в новый город, они идут гулять, сворачивают не на ту тропку и попадают в волшебный мир. В мир, куда боги приходят отдыхать. В мир, где колдунья Юбаба управляет банями-купальнями и ресторанами, а людей превращает в свиней. Красивое аниме, с бескрайней водой, богами, духами, чернушками сусуватари. Лента, в которой воспитывается характер Тихиро.

Ходячий замок

Кадр: Studio Ghibli

По словам Миядзаки, прообразом замка стала наша «избушка на курьих ножках». Но замок огромен, хаотичен и как будто скроен из сотни разных объектов. А еще он меняется по ходу фильма. Завораживающий своей красотой мультфильм про шляпницу Софию, у которой злая Ведьма Пустоши отняла красоту и молодость.

Рыбка Поньо на утесе

Кадр: Studio Ghibli

Мультфильм про дружбу пятилетнего мальчика и рыбки Поньо, дочки колдуна и морской богини. Поньо влюбляется в Сооске и теперь мечтает превратиться в человека. Это аниме — особое прочтение сказки про русалочку. Доброе и очень красивое.

Ветер крепчает

Кадр: Studio Ghibli

Прощальная лента Хаяо Миядзаки посвящена страсти всей его жизни — самолетам. В мультфильме рассказывается о японском конструкторе самолетов Дзиро Хорикоси. О его судьбе, жизни, самолетах, которые он строил. Это грустное и очень светлое аниме, о страсти к делу всей жизни.

А вы знали что «Гибли», название студии Хаяо Миядзаки — одно из названий ветра сирокко?

В токийской больнице в четверг, 5 апреля, на 83-м году жизни скончался от ракового заболевания один из важнейших мультипликаторов Японии и всего мира Исао Такахата.

Может быть, он не так известен широкой публике, как Хаяо Миядзаки, но его вклад в развитие анимации невозможно переоценить.

В 1985 году Такахата вместе со своим другом основал студию «Гибли»,

которая произвела на свет целый ряд полнометражных анимационных фильмов за авторством ее двух основателей.

Если буквально каждое произведение Миядзаки становилось живой классикой, то работы Такахаты не всегда получали всемирное признание, хотя на территории Японии фильмы его имеют такую же популярность, как у его более знаменитого друга и коллеги.

Самой известной картиной Такахаты стала «Могила светлячков», выпущенная в один год с «Моим соседом Тоторо» Миядзаки. Оба фильма уже в год выхода были закуплены японскими школами как часть программы исторического и эстетического воспитания.

«Могила светлячков» описывает жизнь подростка Сэйты и его младшей сестры Сэцуко ближе к концу Второй мировой войны. Дети, живущие в Кобе, теряют в результате бомбежки свою мать, в то время как их отец несет службу на флоте. Фильм повествует о попытках детей выжить самостоятельно в голодные годы войны, постоянно прячась от бомбежек.

Картина быстро стала классикой антивоенного кино.

Известный американский кинокритик внес «Могилу светлячков» в список лучших фильмов о войне,

отметив, что анимация смотрится выигрышно по сравнению с художественным фильмом, так как «не воспроизводит реальность, а изменяет и упрощает ее, таким образом донося до зрителя идеи, а не форму».

Картина оставляет после себя очень тяжелое впечатление, наглядно показывая все несчастья и тяготы войны, и несет ясную гуманистическую идею. Многие зрители, делясь впечатлениями после проката, называли «Могилу светлячков» лучшим фильмом, который не хочется пересматривать.

В студии «Гибли» Такахата снимал анимационные фильмы в различных жанрах, включая комедийную картину «Мои соседи Ямада» и мелодраму «Еще вчера».

Его последней лентой стало «Сказание о принцессе Кагуя» 2013 года — экранизация традиционной японской сказки. Картина была номинирована на премию «Оскар» в категории «лучший анимационный полнометражный фильм».

«Принцесса Кагуя» отличается необычным стилем рисовки, имитирующим акварельную живопись.

Еще приступая к работе над «Кагуей», Такахата объявил, что это будет его последним фильмом. Он завершил свою карьеру по-настоящему красивой, глубокомысленной и умной работой.

Такахата родился 29 октября 1935 года небольшом городе Удзиямада. В 1959 году окончил Токийский университет по специальности «французская литература» и начал искать работу в анимации. В 60-х годах он познакомился с Миядзаки. Будущие легенды мировой анимации быстро подружились и начали работать в тандеме. После ряда проектов друзья приняли решение основать свою собственную студию, чтобы не зависеть от продюсеров и снимать авторский материал.

Первоначальная идея принадлежала Миядзаки, который первым делом посвятил в нее Такахату, и тот без раздумий согласился.

Студия «Гибли» стала знаменитой на весь мир благодаря фильмам обоих режиссеров. Конечно, по популярности Миядзаки обошел своего коллегу, сняв ряд бессмертных произведений — «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками», «Ходячий замок».

Последним фильмом студии является совместная франко-японская работа «Красная черепаха», режиссером которой выступил де Вит. Известно, что Миядзаки еще в 2010 году лично утвердил де Вита на этот проект. Картина получила специальную премию «Особый взгляд» на Каннском фестивале в 2016 году. Продюсером «Красной черепахи» выступил Такахата.

Хаяо Миядзаки

Hayao Miyazaki

1941, Токио, Япония

Мультипликатор, режиссёр, мангака

Ранние годы

Второй из четырёх братьев, Хаяо Миядзаки родился в городке Akebono-cho, части токийского района Bunkyo-ku. Во время Второй мировой войны его отец Катсудзи был директором Miyazaki Airplane - завода по изготовлению боевых самолётов, которым владел дядя Хаяо. Неудивительно, что будущий аниматор в основном был занят рисованием самолётов, а авиация стала одним из его главных увлечений на всю жизнь и прослеживалась лейтмотивом во многих фильмах.

Мать Миядзаки была ненасытной читательницей, постоянно в открытой форме подвергавшей сомнению социальные нормы. Позднее Миядзаки признавал, что свой сомневающийся и скептический ход мыслей перенял именно у неё.

С трёх лет Хаяо и его семья были вынуждены часто переезжать - сначала из-за войны, а потом из-за длительного лечения болезни Потта, которым страдала его мать. Сменив три начальных школы, Миядзаки поступил в Среднюю Школу Омия, во время учёбы в которой он познакомился с творчеством одного из важнейших своих вдохновителей - мангаки (художника манга) Осаму Тезука.

«Хякудзядэн»

Впоследствии Миядзаки уничтожил почти все свои ранние работы, назвав их примитивным копированием стиля Тезуки. Во время учёбы в Старшей Школе Тойотама молодой Хаяо увидел анимационный фильм «Хякудзядэн» и после сконцентрировал всё своё внимание на анимации, что было волевым решением, ведь он не рисовал почти ничего, кроме самолётов и боевых кораблей, и для профессиональной карьеры аниматора ему было необходимо научиться рисовать человека.

Миядзаки в 1963 году окончил факультет экономики и политики престижного Университета Гакусюин. Во время учёбы он был членом литературного клуба, объясняя свой выбор тем, что «в те времена это было самым близким к клубу любителей манга вариантом». Интересно, что в клубе в основном изучали западные детские книги.

Начало карьеры мультипликатора

В апреле того же года Хаяо получил работу художника-фазовщика в Toei Animation. Вскоре после вступления на должность, он встал во главе одной из сторон внутреннего трудового конфликта и в течение следующего года уже стал председателем профсоюза. В творческом процессе Миядзаки также проявил принципиальность с самого начала: он лично переписал (и нарисовал) непонравившуюся концовку фильма Gulliver’s Travels Beyond the Moon. К 1968 году Миядзаки стал важной фигурой студии и имел широкий спектр работы: от создания визуальных концептов, дизайна сцен и основной

«Принц Севера»

анимации и до роли художника-постановщика. Одновременно все эти роли он выполнял при создании «Принца Севера», важной анимационной работы Исао Такахаты, коллаборация Миядзаки с которым затянется на тридцать лет. В последующие годы Хаяо принимал всё больше участия в создании проектов студии, придумывая идеи и сюжетные куски для ключевых сцен «Кота в сапогах», «Летающего корабля-призрака», «Али-бабы и сорока разбойников» и других.


«Летающий корабль-призрак»

Миядзаки покинул Toei в 1971-м, следующее десятилетие работая со множеством студий (основные: Mushi Production, Nippon Animation, TMS Entertainment). Работая в паре с Исао Такахатой, он снимает шесть эпизодов первого сезона культового аниме Lupin III, в качестве аниматора работает над World Masterpiece Theater и двумя короткометражками Panda! Go, Panda!

После этого Хаяо и Такахата начинают объёмную подготовку над сериалом-экранизацией «Пеппи Длинныйчулок», но после поездки в Швецию и личной встречи с Астрид Линдгрен проект неожиданно был отменён.

Свой первый полноценный режиссёрский проект - аниме-сериал «Конан - мальчик из будущего» - Миядзаки снимает в 1978-м. Уже в этой экранизации истории Александра Ки можно увидеть общие формы архетипов, идей и образов, которые станут ключевыми в основных работах мастера, в особенности - уникальные дизайны воздушных кораблей.

«Конан - мальчик из будущего»

Прорыв и Студия Ghibli

Нельзя сказать, что первая полнометражная работа Миядзаки «Люпен III: Замок Калиостро» прошла незамеченной, но действительно знаменитой и характеризующей мультипликатора работой является экранизация собственной манги «Навсикая из Долины Ветров». Её успех позволил Миядзаки и Такахате в 1985 году основать собственную студию Ghibli («Гибли»). По сей день оставаясь двумя самыми продуктивными режиссёрами студии, за двадцать с лишним лет они во многом создали лицо японской анимации такими картинами, как Grave of the Fireflies, Kiki’s Delivery Service, Pom Poko и «Принцесса Мононокэ».

Миядзаки с чрезмерной дотошностью подходил к процессу, лично проверяя (и если нужно перерисовывая) буквально каждый кадр своих первых фильмов, и очень быстро приобрёл репутацию трудоголика, отрезающего всё, что мешает ему концентрировать своё внимание целиком на работе. Самым показательным примером являются его неровные отношения со своим сыном Горо, которого Хаяо долгое время попросту игнорировал, и чей режиссёрский дебют («Сказания Земноморья») принимал в штыки, говоря что у сына для подобной работы «слишком мало опыта». В самые последние годы отношения между отцом и сыном смягчились, и сейчас о «Сказаниях» Миядзаки говорит вещи вроде «По крайней мере, я вижу, что он делает это с искренностью».


«Принцесса Мононокэ»

По окончании работы над «Принцессой Мононокэ» в 1997 году Миядзаки публично заявляет, что стал слишком стар для собственного скрупулёзного метода создания анимационных фильмов, и что его как карьера как аниматора на этом заканчивается. Многие восприняли это как окончание его карьеры в анимации в целом, но хоть Миядзаки формально и покинул Ghibli в 1998-м, он планировал написать сценарий и спродюсировать фильм с членом студии Йосифуми Кондо в кресле режиссёра. К несчастью, в том же году Кондо скончался, что в конечном итоге вынудило Миядзаки вернуться в студию Ghibli и начать работу над «Унесёнными призраками». Вдохновлённый дочерью одного из близких друзей, Миядзаки создал фильм, который позволил ему побить сразу несколько мощных рекордов: набрать более 300 миллионов долларов сборов, получить Берлинского «Золотого Медведя» и первым за всю историю японской анимации удостоиться «Оскара» за «Лучшую анимационную картину». Один из самых известных кинокритиков на планете Роджер Эберт после выхода фильма сказал о Миядзаки: «Его фильмы настолько хороши, что они вынуждают тебя пересмотреть собственный подход к анимации».

Туда, обратно и ещё раз

После «Унесённых» Миядзаки вновь заявил, что больше не будет заниматься режиссурой, и точно так же был вынужден вернуться через несколько лет, когда посреди работы над «Ходячим замком» проект неожиданно покинул режиссёр Мамору Хосода. За свои технические достижения картина была номинирована на «Оскар» и получила награды в Венеции и Сиэтле.

Две следующих полнометражных работы Миядзаки - «Рыбка Поньо на утёсе» и буквально только что показанный на Венецианском фестивале «Ветер крепчает» - продолжают поддерживать экспериментальный тон работ мастера. Концепты «Поньо» Миядзаки сделал акварелью, а большинство сцен фильма были отрисованы исключительно от руки, чтобы более естественно передать живой ритм подводного мира. В «Ветре» аниматор возвращается к любимой теме авиации времён Второй мировой войны. Параллельно с работой над «Ветром» Миядзаки вовлечён в работу над «Сказкой о принцессе Кагуе» - возвращением в профессию после четырнадцатилетнего перерыва Исао Такахаты.

Первого сентября, одновременно с фестивальным дебютом фильма «Ветер крепчает», Хаяо Миядзаки заявил, что уходит на пенсию. Зная его историю, сразу хочется предположить, что как минимум следующие несколько лет проекты студии Ghibli не обойдутся без участия мастера.

Однако всё труднее и труднее игнорировать простой факт, что годы берут своё: 5 января мультипликатору исполнилось 72 года, а спартанская рабочая этика и неистовый ритм уже почти 30 лет без перерыва выматывают его самого так же, как и всех работников студии.

Таймлайн

Получает работу художника-фазовщика в Toei Animation.

Становится председателем профсоюза.

Женится на коллеге Акэми Ота.

Работает в качестве художника-постановщика над «Принцом Севера» Исао Такахаты.

Рисует мангу и предлагает идеи для ключевых сцен адаптации «Кота в сапогах».

Уходит из Toei и вместе с Такахатой режиссирует шесть эпизодов первого сезона «Люпена III».

Выходит первая самостоятельная работа Миядзаки как режиссёра - сериал «Конан - мальчик из будущего».

Выходит его первый полнометражный фильм «Люпен III: Замок Калиостро».

Экранизирует собственную мангу «Навсикая из долины ветров». Тогда же «Дисней» дублирует картину на английском, вырезая из оригинала примерно полчаса.

Вместе с Исао Такахатой основывает студию Ghibli.

Выходит «Порко Россо».

Выходит «Принцесса Мононокэ», и Миядзаки объявляет об окончании карьеры режиссёра, официально уходя из студии Ghibli.

Возвращается в режиссёрское кресло из-за смерти оригинального режиссёра «Унесённых призраками», после вскоре вновь объявляет об уходе из профессии.