Урок "на пути ко второй мировой войне". Конспект урока по всеобщей истории «На путях ко Второй мировой войне

Угроза начала Второй Мировой войны возникла сразу после завершения Первой Мировой войны, несмотря на стабильные пацифистические настроения некоторых европейских государств и США.

Предпосылки развязки Второй Мировой войны

Послевоенный передел мира в начале 20-х годов немало ущемил экономические и территориальные интересы побежденных государств, а также национальную гордость их граждан. С 20-х годов 20 века, Германия и Италия не рассматривались мировым содружеством как потенциальные политические лидеры: страны были обременены выплатами репараций.

Тем не менее, с установлением в поверженных государствах тоталитарных режимов, их национальная экономика начала стремительно укрепляться, вместе с ней активно возрастал уровень военной промышленности. Манипулируя национальными настроениями масс, фашистские лидеры готовили благодатную почву для развязки новой войны, делая основной акцент на пропагандистском воспитании молодого поколения.

Добавило масла в огонь противостояние и падение могущественных империй - Российской и Австр. - Венгерской, на развалинах которых, было образовано более десятка новых государств с весьма спорными границами. Наряду с европейскими государствами, претензии со стороны Германии выдвигались также к Советской России.

Помимо территориальных раздоров между странами стоял и идеологический вопрос. В планы А. Гитлера не входило строительство социалистического мирового общества, идеи которого активно внедрял Сталин. Также советский вождь представлял собой и значительную конкуренцию для фюрера, который не собирался разделять ни с кем лавры своей славы и влияния.

Начало военных действий

На своей первоначальной стадии Вторая Мировая война носила характер внутриконтинентального противостояния, о чем ярко говорит нейтральная позиция США, правительство которых зареклось вмешиваться во внутренние междоусобицы европейцев. Первой жертвой фашистской агрессии стала Польша - наиболее уязвимое государство, так как не обладало ни военным потенциалом, ни политическим весом в Европе.

На территорию государства немецко-фашистские войска вторглись 1 сентября 1939 года, в это же день в войну вступили Франция и Англия, которые имели военные соглашения с польским правительством. Спустя месяц, 6 октября польские войска безоговорочно капитулировали.

Гитлер инициировал проведение конференции, на которой мировые лидеры должны были ратифицировать соглашение о разделе польских земель. Фактически это был единственный шанс предотвратить масштабы будущих военных действий, однако европейские правительства ответили отказом, что значительно усилило агрессию нацистов.

Европейский блицкриг и вторжение в Азию и Африку

Весной 1940 года немецко-фашистская армия приступила к захвату европейских государств. В ходе Датско-норвежской и Франкской кампании, гитлеровские войска в течении нескольких месяц смогли установить оккупационные ражими во всех европейских государствах. Следует заметить, что агрессор не столкнулся с видимым сопротивлением - страны-лидеры, которые на протяжении многих лет кичились своим военным потенциалом, сдались фашистам фактически без боя.

Так в течении нескольких недель была захвачена Великобритания и Франция. Капитуляция Европы открыла фашистам путь на территорию Балкан, Африки и Азии. В итоге проведения Иракской, Греческой, Сирийской и Югославской операций, в первой половине 1941 года немецкие оккупационные режимы были установлены в большинстве государств континента.

В этот период главный союзник фашистов, милитаристская Япония, начинает активно вливаться в противостояние, разворачивая боевые действия на территории Китая и Таиланда. В начале 1941 года войну фашистской Германии объявила Австралия и Новая Зеландия, хотя де-факто правительства этих государств не спешили вступать в военные действия.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: На путях ко Второй Мировой Войне: Италия и Германия, Лига Наций, СССР
Следующая тема:   Антифашистская коалиция и итоги второй мировой войны

Корпачёв В.В., учитель истории ГБОУ СОШ № 1987 высшая категория Открытый урок по истории в 11 классе Всеобщая история XX века Тема: «Европа и мир накануне Второй мировой войны» 1. Начало. Представление. История. Зачем нужна история? Нужно ли её изучать и знать? Можно ли знать историю? Есть ли в истории смысл? Куда идёт история? (См. анекдот: «Доктор, я жить буду?» - «А смысл?»). Может быть, история придаёт некоторый смысл человеческой жизни. связь времён, поколений, прошлое определяет будущее, а в настоящем строится будущее. История учит тому, что никого ничему не учит, но хотя бы учит этому – и это уже немало. В истории нет рецепта счастья, но есть предостережение. Ч. Бэрд: «История – это кот, которого упрямо тянут за хвост именно туда, куда он сам никак не хочет идти». К. Ясперс: «История имеет глубокий смысл, но он недоступен человеческому познанию». В.О. Ключевский: «История учит даже тех, кто у неё не учится, – она их проучивает за невежество и пренебрежение». 2. Учебник: Загладин Н.В. Всемирная история. XX век. 11 класс. М., 2010. Параграф 16 – «На путях ко Второй мировой войне», стр. 140 – 149. Вопросы к учебнику: 1) Причины Второй мировой войны? Их отличия от причин Первой мировой войны; 2) Смысл политики умиротворения; 3) Значение советско-германского договора о ненападении – для СССР и Германии, для мировой обстановки (Халхин-Гол). Документы: 1) Договор СССР и Германии о ненападении – стр. 148; 2) Секретные протоколы к Договору о ненападении – стр. 149. Причины подписания Секретных протоколов и их значение. Почему они были секретными? Тема урока: «Европа и мир накануне Второй мировой войны: расстановка сил, цели и планы сторон». Цель урока: Выявить военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, в 1938 – 1939 годах, выявить основные 1 движущие силы, толкавшие мир к войне и противодействующие ей, выявить причины 2 мировой войны. Форма урока: Собеседование с учащимися на базе уже имеющихся знаний, формирование на этой базе умений формулировать новые выводы и делать обобщения. Задачи урока: 1) Обрисовать расстановку сил в мире в 1938 – 1939 годах: основные державы и геополитическая расстановка, их возможности (потенциалы), их политический курс к концу 1930-х годов – союзы, противники, перспективы; 2) Выявить антагонистов среди великих держав в 1938 – 1939 годах, причины антагонизма; 3) Выявить страны, наиболее склонные к агрессивности в то время – почему они были агрессивны, их намерения и цели, возможности для реализации этих целей; 4) Выявить страны, противодействовавшие агрессивным державам (если таковые были), их планы и намерения (как противодействовать); 5) Обрисовать перспективу военно-политической ситуации в мире на 1939 год – главное: была ли война неизбежна, можно ли было (и как, если можно) её было избежать, предотвратить? Причины 2 мировой войны – главная и боковые. По ходу урока учитель направляет беседу в нужное русло, помогая ученикам формулировать выводы и напоминая им (или вводя новый по необходимости) фактический материал. Схема ввода фактического материала: 1. Великие державы в 1938 году – их режимы, лидеры, цели. 2. Аншлюс Австрии: реакция на него в мире и Европе. 3. Судетский кризис. Мюнхен, его причины и следствия. 4. Позиция СССР в 1938 – первой половине 1939 года. Поворот к Германии. Речь И.В. Сталина на XVIII съезде ВКП(б). Смещение Литвинова. 5. Захват Гитлером Чехословакии. Гарантии Англии Польше. 1апреля 1939 года – план «Вайс». 6. Европейская политика летом 1939 года – закулисные манёвры и переговоры: Москва – Берлин, Москва – Лондон – Париж. 7. Август 1939 года – дорога к пакту Молотова – Риббентропа: почему? Намерения Сталина и Гитлера, реакция Запада. Сегодняшняя оценка пакта. 8. Последние дни августа 1939 года – бесплодные метания англичан. План урока (40 минут) 1. Знакомство. Есть ли смысл в изучении истории, в самой истории? 2 2. 5- 7 минут в начале урока – вспомнить политическую ситуацию в мире в 1930-е годы. 3. 30 минут – основная часть урока – прохождение темы урока в форме беседы-лекции. 4. 5 минут в конце урока – закрепление сделанных выводов с «мостиком» к начальному этапу Второй мировой войны – 1 сентября 1939 – 10 мая 1940 года. Три дидактических цели урока: 1) Образовательная – выявить и закрепить на понятийно-фактологическом и теоретическом уровне военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, что является необходимой предпосылкой для понимания глубинных причин и движущих сил 2 мировой войны. 2) Развивающая – активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал. 3) Воспитательная – развитие чувства историзма, неразрывной связи исторического прошлого с современностью («современный мир – мир после Второй мировой войны»), воспитание неприятия милитаризма, расизма, фашизма – истинных виновников Второй мировой войны, неприятие фальсификации истории Второй мировой войны. Самоанализ урока: 1) Достигнута ли цель урока? 2) Соответствовала ли форма урока поставленной цели? 3) Методические приёмы и оборудование: а) устная беседа; б) работа с учебником; в) диалог, дискуссия; г) работа с хронологическим и фактологическим материалом – даты, конкретные события, имена политиков; д) возможно, работа с документом – Мюнхенское соглашение или пакт Молотова-Риббентропа; е) карта - Европа и мир накануне 2 мировой войны. Геополитическое положение сторон; ж) слайды и проектор. Общая цель урока: Положение в Европе накануне Второй мировой войны и причины 2 мировой войны. 1. Цель на первом этапе урока – выяснить расстановку главных сил в Европе в 1938 году, положение, сложившееся в результате прихода Гитлера к власти – кто задавал тон, а кто – реагировал? Раздаточный материал: документ «Антикоминтерновский пакт». 3 2. Цель на втором этапе урока – политика Германии в 1938 году и реакция на неё Англии, Франции и СССР. Значение и последствия Мюнхенского договора. Материал: видеофильм по предвоенному времени. 3. Цель на третьем этапе урока – политика Германии в 1939 году, политика СССР в 1939 году. Значение и последствия пакта Риббентропа- Молотова. Раздаточный материал: карты Европы 1939 года, пакт Риббентропа-Молотова, карикатуры на Сталина и Гитлера. 4. Цель на заключительном этапе урока – причины (и виновники) Второй мировой войны. Карикатура (Сталин и Гитлер): Их смысл? Какие события они отражают? Оценка этих событий карикатуристом и стоящим за ним общественным мнением. Ваше согласие или несогласие с этой оценкой. 1. Вопрос по карте: Какие территории стали объектами агрессии Германии в 1938 – начале 1939 годах и почему? 2. Вопрос к Анитикоминтерновскому пакту: против кого он был направлен и почему? 3. Вопрос к Пакту о ненападении: а) что получила Германия? б) что получил СССР? в) кто больше выиграл от этого пакта и почему? г) оправданным ли было заключение этого пакта со стороны СССР? 4. Вопросы к фрагменту видеофильма «Мюнхенский договор» (2 минуты): а) о каких событиях говорится в этом видеофильме? б) согласны ли вы с оценкой этих событий, прозвучавшей в фильме (оценка политики Англии и Франции, Мюнхенского договора, пакта о ненападении)? Тема урока: «На путях ко Второй мировой войне» (Н.В. Загладин. Всемирная история. Век XX. 11 класс, параграф 16). Основные понятия: 1) очаги войны; 2) страны-агрессоры; 3) политика умиротворения; 4) пакт Риббентропа-Молотова; 5) Антикоминтерновский пакт; 6) Мюнхенский договор. Цель: Рассмотреть и определить расстановку сил в Европе в 1938 – 1939 годах, движущие силы войны, причины войны. Задачи: 1) политика гитлеровской Германии в 1938 – 1939 годах; 2) политика Англии и Франции в 1938 – 1939 годах. Мюнхенская встреча. Крах политики умиротворения; 2) политика СССР. Поворот к Германии в 1939 году. Пакт о ненападении; 3) мир перед Второй мировой войной. Движущие силы и причины войны. Материалы: 1) учебник; 2) документы – пакт о ненападении и секретные протоколы к нему; 3) карты – Европа в 1938 – 1939 годах; 4) видеофильм – отрывок «Мюнхен». 4 Ход урока 1. Вступление. Разминка. «История – это кот…» . 2. Вспомнить (опрос) итоги Первой мировой войны и расстановку сил в 1920- е – 1930-е годы. 3. Объяснение. Обрисовать политическую обстановку в 1938 – 1939 годах. Выявить страны-агрессоры и страны-умиротворители (см. по карте). 4. Причины и цели действий Германии с одной стороны и Англии и Франции с другой стороны. 5. Мотивы и цели действий СССР. суть, значение и последствия Пакта Риббентропа-Молотова. Документ: Пакт Риббентропа-Молотова, секретные протоколы. 6. Совместная формулировка – причины войны, важность этой проблемы в истории XX века. Важно осознать, что перед нами встают две проблемы: 1) дискуссионность исторической проблемы о причинах, виновниках и движущих силах Второй мировой войны, о позициях сторон. 2) актуальность проблематики предвоенной и военной ситуации в современных общественно-политических (внутри России и на международном уровне) дискуссиях. «История – это политика, обращённая в прошлое» (М.Н. Покровский). Ожидаемый конечный результат. По результатам урока учащиеся должны знать и уметь излагать: 1) Положение великих держав в Европе в 1938 – 1939 годах. Мотивы действий и цели великих держав. 2) Политика Германии в 1938 – 1939 годах. Политика Англии и Франции. 3) Политика СССР и мотивы действий и цели Сталина. 4) Пакт о ненападении – причины, основное содержание, следствия. 5) Причины Второй мировой войны (дискуссионны). План проведения урока. Объяснение темы. 1. Европа к 1938 году. Основные великие державы – какие? Почему они – великие державы? Почему именно положение в Европе определяло мировое положение? 2. Германия к 1938 году. Устремления правительства Гитлера во внешней политике. Цели внешней политики Гитлера. Действия Гитлера в 1938 – 1939 годах. Результат этих действий. Восприятие этих действий другими странами. 5 3. Союзник Германии – Италия. Италия к 1938 году. Цели правительства Муссолини – с помощью карты – Mare nostrum – господство в Средиземном море. Почему Италия подпала под каблук Гитлера? 4. Англия и Франция в 1938 – 1939 годах. Их отношение к действиям Гитлера. Их цели в Мюнхене и после него. Смысл политики умиротворения. Результат политики умиротворения. 1. Тип урока – Урок объяснения нового материала. 2. Форма урока – Урок-дискуссия с закреплением сделанных выводов по последовательным блокам. 3. Текущий контроль усвоения нового материала – За счёт поставленных вопросов по блокам и отслеживания правильности и полноты ответов. 4. Выделение главного по пройденному материалу: 1) позиции великих держав в 1938 – 1939 годах; 2) цели Германии, СССР, Англии и Франции; 3) причины Второй мировой войны и виновники войны; 4) проблема неизбежности войны. Основные исторические факты: а) Мюнхенский договор; б) политика умиротворения; в) пакт Молотова-Риббентропа. Даты: сентябрь 1938 года; 23 августа 1939 года. Формы обучения: 1) рассказ учителя с составлением опорного конспекта – формулировки с помощью учеников; 2) мини-дискуссии по блокам: а) позиция и цели Германии; б) обоснованность политики умиротворения; в) политика СССР и пакт Риббентропа-Молотова – его обоснованность; г) причины Второй мировой войны и её неизбежность, виновность в развязывании войны; 3) работа с картой – Европа в 1930-е годы. Стратегическое положение великих держав; 4) работа с учебником. Документ: пакт Риббентропа-Молотова и Секретные протоколы к нему. Форма урока может быть: 1 ряд – позиция Германии защищают («адвокаты дьявола»); 2 ряд – защищают позиции Англии и Франции («чемберлены», «умиротворители»); 3 ряд – отстаивают позицию СССР; четвёртая группа – независимые арбитры. Постановка задачи: 1) реальная оценка положения в Европе в 1938 – 1939 годах с позиций каждой из трёх сторон; 2) цели каждой стороны, изменение этих целей в процессе разворачивания событий; 3) мотивы и причины действий каждой из трёх сторон; 4) защиты каждой из трёх сторон своей позиции, даже позиции Гитлера, рационализация (объяснение) её; 5) отношение каждой из сторон к двум другим сторонам, оценка подлинных намерений и реальных действий сторон. Оценка альтернативы: 1) если бы Англия и Франция не согласились на Мюнхен; 2) если бы не был подписан пакт Риббентропа-Молотова; 3) если 6 бы переговоры СССР, Англии и Франции в августе 1939 года завершились успехом. Формулировка общих выводов по целям урока: 1) общая оценка политики и целей Германии; 2) общая оценка политики и целей Англии и Франции; 3) оценки политики Сталина в свете пакта о ненападении; 4) причины Второй мировой войны. Была ли альтернатива развязыванию 2 мировой войны? 5) в чём актуальность этих событий для нашего времени? (1. Нельзя уступать агрессору. 2. Надо верно оценивать намерения других сторон. 3. Не переоценивать себя, но – не недооценивать потенциального противника). Самоанализ урока 1. Данный урок – отражение моего педагогического кредо. Данный урок среди других уроков – предшествующих и последующих имеет узловое значение. Он обобщает развитие Европы 1920-х – 1930-х годов и обусловливает историю Европы далее, вплоть до Второй мировой войны. 2. Актуальность данной темы – актуальность образовательная и воспитательная. Тема фашизма, милитаризма, потворства агрессору, национальной ненависти. Эта тема очень актуальна в современной России и в международных отношениях. 3. Технология проведения урока в форме беседы, дискуссии – определяется дискуссионным характером данной проблемы (истоки и причины Второй мировой войны), её исторической актуальностью. 4. Средства и приёмы: 1) столкновение позиций; 2) выяснение истинных намерений сторон; 3) работа с картами; 4) вживание в роли исторических персонажей. 5. Объект прочного усвоения – причины Второй мировой войны, была ли альтернатива Второй мировой войне, возможно ли было её предотвратить? 6. Формы обучения. 7. Контроль усвоения знаний – в конце урока. Обобщающие выводы. 8. Использование учебного кабинета и средств обучения – карты, видеомагнитофон. 9. Работоспособность учащихся – сочетание моментов напряжённого вдумывания с расслаблением. 10. Психологическая атмосфера. С одной стороны – доверие, с другой – авторитет. Учитель, режиссируя урок, помогает ученикам методом «майевтики». 11. Реализация поставленных целей. 12. Характеристика реальных возможностей учащихся – класс имеет базовый уровень, ниже или выше, отметить отдельных учеников. 13. Цели: 1) образовательная – ознакомление с материалом по истории Европы; 2) развивающая – развить навыки аналитического мышления, участие в дискуссии, развитие предметной речи; 3) воспитательная – привитие гражданственности, патриотизма, неприятие идей национальной ненависти, привитие толерантности. 7 Методика проведения урока: 1) Знакомство – привлечение внимания; 2) Общая цель урока; 3) Цели на каждом этапе урока; 4) Единая цель – в начале урока – «Сегодня мы обсудим…». Оценки – после каждого выступления. Побуждать к самостоятельному мышлению и развитию предметной речи. «Я на своём уроке применил методику ролевой игры, методику работы в группах, использование ТСО, методику фронтального опроса с использованием опорной наглядности – карты, конспекты». Дифференцированный подход. Проверочные вопросы. Высокая работоспособность обеспечивается за счёт знания материала, использования разных средств обучения, видеофильм, раздаточный материал, за счёт высокого уровня знания. Дети работоспособны благодаря учителю. Психологическая атмосфера – за счёт интересного материала. Влияние преподавателя – высокая подготовленность самого учителя, компетенция, коммуникация, эмоциональная сторона. 8

Информационный лист 1.

Вопросы:


«Информационный лист № 2»

Информационный лист № 2.

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист № 3 на пути к второй мировой»

Информационный лист 3.

:

Во всяком случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

Вопросы:

    На какой срок заключался?

Просмотр содержимого документа
«Основной рабочий лист группы»

Основной рабочий лист группы

Состав группы

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс методических разработок ВГ АПКРО»

Урок по всеобщей истории, истории новейшего времени

11 класс

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

45 минут.

Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда Джевело Т.В.

Учебник: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.«Всеобщая история.

XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Издательство «Дрофа», 2012г.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – групповая, общеклассная.

Цель : обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме международных отношений в 30-е годы XX века с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

- Обучающие:

1. Выявить причины и последствия появления политики умиротворения и коллективной безопасности и появления стран-агрессоров.

2. Установить причины второй мировой войны;

- Развивающие:

1. Содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи,

определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты.

2. Способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

- Воспитательные:

1. Способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : компьютер, презентация по теме, задания для групп, лента на партах.

Подготовка урока: класс разбивается на 3 учебные группы. Каждая из них получает задания по исследованию проблем международных отношений 30-х годов XX века.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион-

ный этап. Мотивация

Вступительное слово

Тема нашего урока – На пути ко второй Мировой войне (1 слайд). В 2013 году исполнилось 74 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны.

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд)

Фронтальная беседа.

Работа по схеме.

Что обозначают символы I, II на схеме?

Каковы их хронологические рамки?

Как называется система международных отношений, которая существовала в этот период?

Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами?

Моделирование ситуации: (на каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

Как чувствуют себя те, у кого мало места?

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

А что испытывают те, у кого места много?

Какие государства вышли победителями из первой мировой?

А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока.

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану.

Садятся по группам, заранее сформированным.

Возможные ответы:

(Первая и вторая мировые войны).

(1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система

(мировой экономический кризис)

(различие в положении победителей и побежденных)

(некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

(Германия и Италия)

(Англия, Франция, США)

Что привело ко второй мировой войне? Почему она началась?

Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд)

В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца), а также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы?

1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги Наций, а санкции против нее так и не были введены.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны.

В 1935 году Италии захватила Эфиопию. Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором.

Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят слайд, отвечают на вопросы:

Да, виновны

- нарушение мира

- совершение агрессии

- милитаризм

- создание союза, цель которого передел мира

(Параграф № 6, с.56 учебника)

(Параграф № 8 учебника, с. 66-71)

3. Особенности международ-

ных отношений начала 30-х годов

В чем же были особенности международных отношений 30-х годов? Чем они отличались от тех отношений, которые были накануне первой мировой войны?

Узнаем, перейдя ко второму нашему вопросу. (6 слайд)

Прочитайте и обсудите в группе исторические данные на информационном листе № 1.

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Посмотрите, какие были особенности МО в 30- е гг. (6 слайд до конца)

Работа в группе. Обсуждение.

Ответы на вопросы. Беседа

Работа с информационным листом № 1

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Переходим к следующему вопросу.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

Активным сторонником политики умиротворения был премьер-министр Великобритании Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии, не смотря на возможные жертвы.

Политика коллективной безопасности была предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

    В 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

    В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

    В 1936 году подписан договор с Чехословакией;

    В 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Теперь давайте выясним, каков был итог осуществления этих двух политик. Прочитайте данные на информационном листе № 2 и ответьте на вопрос.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Слушают учителя. Затем выполняют задание на информационном листе № 2

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Ответ Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Параграф № 8, страница 73, параграф № 9, с.76-78 учебника

Работа с информационным листом № 2

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

И, наконец, узнаем, какова же была внешняя политика СССР в 30- е годы. Переходим к четвертому вопросу.

Для СССР большая угроза исходила от Японии. Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта: с одной стороны – Германия, а с другой – Япония. Поэтому с одним из этих государств надо было заключать договор о ненападении. И этим государством стала Германия. Она тоже боялась войны на 2 фронта, так как хотела захватить Польшу, а той уже были предоставлены гарантии защиты от Англии и Франции. И тогда германии пришлось бы с ними воевать. Кроме того – Польша граничит с СССР, поэтому Германии пришлось бы воевать еще и с ним.

Так и произошло сближение Германии и СССР в 1939 году.

21 августа 1939 года Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении. (8 слайд до конца)

Сейчас вы изучите в группе основные условия этого договора. А затем мы вместе с вами их обсудим.

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ? (слайд 9, 10)

Слушают учителя. Работают в группе с информационным листом № 3.

Отвечают на вопросы.

Параграф № 9, с.78

6. Заключение. Рефлексия

И так, подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота – это попытка обеспечить безопасность страны путем договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

Началась вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Слушают учителя.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

можно ли было предотвратить вторую Мировую войну?

В чем были причины второй Мировой войны?

(слайд 12)§ 8,9; вопросы: В чем были причины второй Мировой войны? Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Записывают домашнее задание

Приложение № 1

Информационный лист 1.

Особенности международных отношений начала 30-х годов

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

Вопросы:

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Приложение № 2.

Информационный лист № 2.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Реализация политики умиротворения.

В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия - родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Крах политики умиротворения.

Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Приложение № 3.

Информационный лист 3.

« Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны

Статья 6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет».

Из Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, 23 августа 1939 г. :

«По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

Эти беседы привели к соглашению в следующем:

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР.

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии Нарев, Висла и Сан

Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, будет окончательно решен в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

    Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

    Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный».

Вопросы:

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

Приложение № 4.

Основной рабочий лист группы

Состав группы

1____________________________________

2 ___________________________________

3 ___________________________________

4 ___________________________________

5 ___________________________________

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

2. Особенности международных отношений начала 30-х годов

3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    В чем были причины второй Мировой войны?

    Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Список использованной литературы:

    Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

    Гуревич А. Я. История 20 века в поисках метода. М., 1999.

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999.

    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

Просмотр содержимого презентации
«На пути ко второй мировой войне»


Мировой экономический кризис


Что привело ко второй мировой войне? Каковы были ее причины? Можно ли было ее предотвратить?

П О Ч Е М У?

Мировой экономический кризис


  • 1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров
  • 2. Причины недооценки опасности миру
  • 3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности
  • 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Очаги военной опасности в мире и сближение агрессоров

Япония

Германия

Италия

  • 1931 г. – оккупация Манчьжурии;
  • 1933 г. – выход из Лиги наций.
  • 1933 г. – выход из Лиги наций;
  • 1934 г. – создание военной авиации;
  • 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;
  • 1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.
  • 1935 г. – оккупация Эфиопии.
  • 1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»

  • небольшая группа стран стремилась к войне;
  • приоритет внутренних проблем перед внешними;
  • отсутствие понимания целостности и неделимости мира;
  • изоляционизм США;
  • недооценка опасности нацистских планов Гитлера.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Политика коллективной безопасности

Политика умиротворения

Германия

Франция + СССР

Англия

1934 г. – принятие СССР в Лигу наций 1935 г. – советско-французский договор 1936 г. – советско-чехословацкий договор

  • 30.09.1938 – Мюнхенское соглашение
  • 13.03.1938 –
  • Аншлюс Австрии

Франция


Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Англия + Франция

СССР

Германия

  • 15.03.1939 г. – оккупация Чехии, Моравии;
  • 21.03.1939 г. – захват Данцига (Польша);
  • 22.03.1939 г. – оккупация Мемеля (Литва)

Апрель 1939 г. – предоставление гарантий военной помощи гос-вам, граничившим с Германией.

11.08.1939 г. – начало англо-франко-советских переговоров

21.08.1939 г. – телеграмма Гитлера Сталину

23.08.1939 г. – Пакт о ненападении

Выгоды,

полученные Германией

Выгоды,

полученные СССР


Выгоды, полученные Германией от заключения договора о ненападении

  • Возможность начать захват первого бастиона на востоке (Польши)
  • Ликвидация угрозы войны на нескольких фронтах –

Выгоды, полученные СССР от заключения договора о ненападении

  • Выигрыш во времени для укрепления обороны страны

1 год 10 месяцев

  • Расширение советской территории – на 460 тыс. кв. км
  • Перенос на Запад границ СССР – на 200-350 км
  • Ликвидация угрозы войны на два фронта
  • Срыв попыток Англии и Франции втянуть СССР в войну с Германией – август-сентябрь 1939 года

  • самая кровопролитная,
  • самая жестокая,
  • охватившая 61 государство мира - 80% населения Земли.
  • Число погибших составило 65-66 миллионов человек,

из них 27 миллионов советских людей

Можно ли было ее предотвратить?


  • Ответить на вопросы:
  • В чем были причины Второй Мировой войны?
  • Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
  • Составить хронологию событий первого периода войны 1 сент.1939 - 22 июня1941
  • § 8, 9

Великая держава – государство-лидер, способное оказывать наивысшее по критериям своего времени влияние на международную жизнь (на глобальном или региональном уровнях) и в силу этого обладающее глобальной или региональной сферой влияния. В кругу лидеров может быть своя иерархия: от сверхдержав (в период биполярности и холодной войны – СССР и США) и глобальных великих держав до региональных лидеров. Количество великих держав в международной системе может колебаться, как правило, не превышая пяти – семи государств.

Понятие «великая держава» носит исторический характер. Состав мировых лидеров менялся от эпохи к эпохе. На протяжении человеческой истории значимость различных внешнеполитических ресурсов менялась. Сохраняет и еще долго будет сохранять значение военный потенциал. Вместе с тем скачкообразно возрастает роль невоенных ресурсов – экономических, научно-технических, информационных. Борьба в мире идет не столько за территории, сколько за транспортные, финансовые, интеллектуальные потоки, за воздействие на принятие решений в глобальном масштабе

До наступления ядерной эпохи за лидерство было принято воевать, причем регулярно. Во второй половине ХХ в. правила борьбы за лидерство стали меняться, а пути к нему сделались многообразнее. Классический вариант предполагал, что страна-лидер будет обладать набором лучших показателей (экономических, военных, политических, иных) по максимальному числу параметров международного влияния. В такой позиции окончание Второй мировой войны встретили Соединенные Штаты. К этому же стремился Советский Союз. Сознавая свою слабость по сравнению с США, СССР достраивал свои возможности до американских – отсюда борьба за ядерное оружие, гонка вооружений и попытки «экономического соревнования».

На нашем уроке мы хотели бы вместе с учениками проследить за этими тенденциями.

Цели и задачи урока:

  • закрепить и обобщить материал темы; формировать навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;
  • совершенствовать навыки исторического и политического портретирования, а также критического мышления учащихся;
  • способствовать осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; воспитывать высокие моральные качества, в духе патриотизма, способствовать утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека.

Основные термины и понятия:

Антикоминтерновский пакт, аншлюс, социализм, шовинизм, Великая депрессия, «новый курс», фашизм, нацизм, тоталитаризм, «корпоративное государство», антисемитизм, демократия, политика невмешательства, система коллективной безопасности, умиротворение агрессора.

Оборудование урока:

Мультимедийное оборудование, учебник, справочники с изложением исторического портрета руководителей европейских держав, дидактический материал.

Тип урока:

Комбинированный, урок изучения нового материала.

Основные исторические даты:

1931 г. – начало оккупации Японией Китая
1935 г. заключение франко-советско-чехословацкой соглашения;
плебисцит в Саарськой области, по которым она отошла к Германии; вторжение Италии в Эфиопию
1935 г. – переход Саарского угольного бассейна под полный контроль Германии
1936 г. заключение Антикоминтерновского пакта
1936 г. – ввод немецких войск в Рейнскую зону
1938 г. – Мюнхенское соглашение

План изучения нового материала:

1. Основные направления внешней политики США.
2. Обострение англо-германских противоречий.
3. Внешняя политика Франции. Франко-германские противоречия. Советско-французский и советско-чехословацкий пакты.
4. Отказ Германии от статей Версальского договора.
5. Экспансионистские претензии Италии.
6. Внешняя политика СССР.
7. Рост агрессивности Японии, захвата ею Северо-восточного Китая.
8. Подготовка Германии к войне.
9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания военной опасности.
10. Политические портреты лидеров ведущих мировых держав.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

1. Вспомните, историю которых стран мы изучали на последних уроках?
2. Назовите политических лидеров этих стран.
3. Какие политические режимы существовали в этих странах?
4. Назовите основные пункты плана составления политического портрета.
5. Назовите основные термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.
6. Укажите разницу политического портрета и исторического.

III. Изучение нового материала

1. Основные направления внешней политики США

Во внешних отношениях американская администрация проводила политику «доброго соседа» в отношении стран Латинской Америки. США отказались от военного вмешательства, заключили с латиноамериканскими странами взаимовыгодные торговые соглашения. В 1933 г. США признали СССР, что было большой победой Сталина. В 1935 г. принят закон о нейтралитете – запрещено поставлять оружие в воюющие страны, снизились темпы развития военной промышленности, хотя во время Второй Мировой войны Рузвельт признал ошибкой принятие этого закона. В США был небольшой флот, слабые сухопутные силы, на 1940 г. они имели лишь 400 танков.

2. Обострение англо-германских противоречий

В 30-е годы обострились англо-германские противоречия. Английском правительство боялось, что Гитлер будет претендовать на свои бывшие колонии, которые перешли в английское владение после Первой мировой войны. Поэтому Англия и Франция, правительства и народы которых тяжело перенесли Первую Мировую войну и не желали начинать новой, пошли на максимальные уступки Германии в Европе. Гитлер заявил свои претензии на регион Судетов в Чехословакии, и в сентябре 1938 г. в Мюнхене Великобритания, Франция, Германия и Италия подписывается Стальной пакт, результатом которого стало завоевание и раздел Чехословакии. Британия не желала вступать в боевые действия против Германии. Чемберлен считал, что ограничения Германии по Версальскому договору уже привели к власти Гитлера, поэтому нужно пойти на некоторые уступки Германии, чтобы к власти не пришел еще более реакционный деятель, – был взят курс на «умиротворение агрессора», т.е. Германии предоставлялись определенные территориальные уступки в Европе в надежде не допустить общеевропейской войны.

С началом Второй мировой войны стала ясна ошибка наследственность такой политики, и к власти пришел противник политики «умиротворения агрессора» консерватор – У. Черчилль.

3. Внешняя политика Франции. Франко-германские противоречия. Советско-французский и советско-чехословацкий пакты

Во внешней политике Франция пыталась обеспечить себе господство в Европе (МИД Франции длительное время возглавлял А. Бриан). Главным своим достижением Бриан считал Локарнские соглашения и пакт Бриана – Келлога, за что и получил прозвище «Апостол мира». В 1935 г. подписан франко-советский пакт о взаимной помощи и договор о военных гарантиях Чехословакии в случае нападения на нее третьей страны. Помощь СССР была возможна только после оказания помощи Францией. Правительство Даладье, стремлюсь или улучшить отношения с Германией, не прореагировал на захват последней в 1936 году Рейнской демилитаризованной зоны. А Мюнхенский договор, отдавал Чехословакию на растерзание Гитлеру, нарушил предыдущие франко-чешские соглашения.

4. Отказ Германии от статей Версальского договора

Нацистское правительство Германии с первых же дней своего существования пыталось разрушить Версальское систему договоров, что унизила Германию. В январе 1935 г., после плебисцита, Саарский бассейн отошел к Германии, в марте 1935 г. Германия отказалась от статей Версальского договора, по которым ей запрещалось иметь авиацию. В марте 1936 г. немецкие войска введены в Рейнскую демилитаризованную зону, Германия разорвала Локарнское соглашение, ввела всеобщую воинскую повинность – сформированы 36 дивизий. Она также способствовала победе фашизма в Испании. 25 октября 1936 г. подписано военное соглашение между Германией и Италией о разграничении сфер влияния на Балканах и в Дунайском бассейне, о совместной борьбе против Испанской республики и признании захват Италией Эфиопии – образован так называемую ось Берлин – Рим. 25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение о совместной борьбе против Коминтерна – Антикоминтерновский пакт, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. 12 марта 1938 г. осуществлено аншлюс Австрии, в марте 1939 г. оккупирована Чехословакия.

5. Экспансионистские претензии Италии

Итальянский лидер Муссолини желал возродить величие бывшей Римской империи, захватить колонии в Африке, превратить Балканы в сферу влияния Италии, а Средиземное море – внутреннее Итальянское море. Правительство отменило 8-часовой рабочий день, до 1934 г. вся экономика Италии была монополизирована 22 корпорациями. Экономическая стабилизация середины 20-х годов подняла объем промышленного производства на уровень 1928 года. Он вырос, по сравнению с 20-м годом на 60% . В 1929 г. по договору между Муссолини и Папой Римским на территории Рима образовано теократическую монархию – государство Ватикан.
Чтобы отвлечь внимание масс от экономических проблем, которые принесла кризис конца 20-х годов, Муссолини развязал агрессию против Эфиопии. В октябре 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию независимой Эфиопы и развернули наступление на ее столицу Аддис-Абебу. Совет Лиги Наций объявил Италию агрессором, обязала всех членов Лиги применить к Италии экономические санкции. Эфиопские войска, вооруженные примитивным огнестрельным оружием, не смогли противостоять 500-тысячной итальянской армии, которая имела авиацию и танки. До мая 1936 г. вся Эфиопия была завоевана и объединенная с Эритреей и Итальянским Сомали в Итальянскую Восточную Африку.
Муссолини поддержал почти все внешнеполитические акции Гитлера, рассчитывая, что последний отдаст ему значительную часть Австрии, подписал Мюнхенский договор, помогал испанским фашистам. В апреле Италия оккупировала Албанию, в мае 1939 г. – заключила с Германией договор про военное и хозяйственное сотрудничество (Стальной пакт).

6. Внешняя политика СССР

В своей внешней политике сталинское руководство пыталось соединить два принципа – защита государственных интересов СССР и поддержка мирового революционного движения. При помощи созданного Лениным еще в 1919 г. Коминтерна, постепенно превратился в филиал советской разведки, Сталин осуществлял руководство мировым коммунистическим движением. Однако в 1934 – 1939 гг., по народного комиссара иностранных дел Г. Литвинова, СССР производил более умеренный курс, принимал активное участие в создании системы коллективной безопасности в Европе. Именно поэтому в конце 20-х-начале 30-х гг. СССР признали ведущие страны мира, он вступил в Лигу Наций.
Однако после замены на посту председателя НКИД М. Литвинова на В. Молотова, в 1939 г., Сталин порывает связи с демократическими странами Европы и 23 августа 1939 г. подписывает с фашистской Германией договор о ненападении - пакт Риббентропа – Молотова, по тайным приложением к которому было разделение Восточной Европы на сферы влияния. Договор развязал руки Германии для войны против Англии и Франции, и это было одной из причин начала Второй Мировой войны.
Польша ориентировался на союз с Францией и странами Малой Антанты (Румыния, Югославия, Чехословакия). Несколько улучшились отношения с Германией – в 1934 г. подписана Декларация о неприменении силы, однако в 1939 г. Гитлер стал требовать присоединения к Германии свободного города Гданьска и проведения через Польшу экстерриториальной немецкой автострады, которая должна была соединить Германию с Восточной Пруссией.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война.

1.1. Дайте характеристику внешнеэкономическим приоритетам европейских стран и США.

1.2. Что такое «политика умиротворения агрессора»? Какие страны проводили эту политику и по отношению к кому? Какая международная сделка стала результатом ее?

2.1. Подберите синонимы:

7. Рост агрессивности Японии, захвата ею Северо-восточного Китая

Одним из главных последствий мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. стало обострение борьбы между странами «второго эшелона развития» (Германия, Италия, Япония) и ведущими индустриальными странами (Британия, Франция, СЕЛА) за рынки сбыта, источники сырья. Германия стремилась избавиться от ограничений, наложенных на нее Версальским договором, и стала на путь пересмотра ее границ и реванша за проигранную войну.
Италия, как участница блока Антанта, получила по Версальской системе незначительные территории (часть Тироля, Истрию, острова Додеканес) и была этим недовольна. Одной из главных задач Муссолини были преобразования Адриатического моря на внутреннее Итальянское море, расширение территории Италии за счет Австрии завоевания Эфиопии.
Япония стремилась установить свое господство в Китае и бассейне Тихого океана. Она первой стала на путь захвата, поэтому, например, китайские историки считают датой начала Второй Мировой войны сентябрь 1931 г., когда японские войска начали боевые действия против Китая и вскоре оккупировали Маньчжурию – важную в стратегическом и экономическом отношении часть Китая. Здесь проживали 40 млн. человек, добывалось 93% китайской нефти, проходило 40% железных дорог. Война началась с провокационного взрыва, устроенного японцами на железной дороге неподалеку Мукдену. Военные действия длились три месяца и закончились победой японцев, хотя количество японских войск составляла 14 тыс., а в китайских – 100 тыс. человек. Правящая верхушка Китая не приняла меры для обороны страны, ограничившись подачей жалобы в Лигу Наций. Только в феврале 1933 г. последняя приняла резолюцию, которая осуждала захват Маньчжурии и требовала ее возвращения Китая. В ответ Япония в марте 1933 г. вышла из Лиги Наций.
На 1 марта 1932 г. Япония захватила весь Северо-восточный Китай. Здесь было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с последним китайским императором Пу И. Захвачена Маньчжурия стала базой для дальнейшей агрессии Японии в Китае.

8. Подготовка Германии к войне

Но главным фактором разжигания войны была Германия. 1 марта 1935 г. Саарский угольный бассейн, что 15 лет находился под управлением Лиги Наций, в результате плебисцита отошел к Германии, что заметно усилило ее промышленную базу. Германия выплатила Франции компенсацию за угольные шахты.
На это время «детище» Ллойд-Джорджа – Версальский договор – уже не считался реальной системой безопасности в Европе. Британия постепенно отходила от его принципов. Английский премьер Макдональд придерживался принципа невмешательства в дела Германии. Он считал главным, чтобы Германия не претендовала на свои бывшие колонии в Африке, и поэтому Великобритания не препятствовала экономическому подчинению Германии стран Балканского полуострова.
Гитлер, нарушая статьи Версальского договора, ввел всеобщую воинскую повинность. Началось формирование армии с 36 дивизий, открыто отстраивалась военная авиация, англо-немецкий морское соглашение 1935 г. открыло Германии путь к увеличению тоннажа флота и строительства подводных лодок.
В марте 1936 г., использовав как повод подписание франко-советского договора 1935 г., Гитлер ввел свои войска в Рейнскую зону. Великобритания и Франция ответили лишь дипломатическим демаршем, а Лига Наций – протестом. Акция Германии фактически перечеркнула франко-советское соглашение, ведь, захватив Рейнскую зону, немецкая армия блокировала французскую, что делало недействительными военные гарантии Франции для стран Восточной Европы (например, гарантии для ЧСР). Польша, связанная с Германией договором 1934 г. и сдерживаемая памятью о походе Красной Армии за Вислу в 1920 г., отказалась пропустить через свою территорию иностранные, прежде всего советские войска.

9. Деятельность Лиги Наций в условиях нарастания военной опасности

Агрессивные действия Германии в 1935 - 1936 гг. не вызвали активного сопротивления со стороны Англии и Франции. Главы правительств этих государств считали, что Германия вправе вернуть свои территории, которые у нее были отобраны по Версальскому договору. Кроме того, английский премьер Н. Чемберлен боялся, что Германия будет претендовать на свои бывшие колонии, которые после Первой мировой войны отошли к Британии. Был взят курс на «умиротворение агрессора» – путь договоров, а не активных военных действий.
Лига Наций очень слабо реагировала на действия государств-агрессоров. За годы ее существования не был наказан ни одного агрессора, не предоставлено помощи ни одной стране – жертве агрессии. Когда Япония напала на Северо-восточный Китай, совет Лиги Наций лишь выразил надежду, что обе стороны нормализуют свои отношения. В 1933 г. обе страны-агрессоры – Япония и Германия – вышли из Лиги. Под давлением мирового сообщества Лига Наций объявила агрессором Италию и объявила экономические санкции против нее, которые фактически введены не были. По сути, Лига Наций ничего не сделала в ответ на акты агрессии, а захват Австрии Германией даже не обсуждался в этой международной организации. Лига не смогла предотвратить Вторую Мировую войну и была распущена в апреле 1946 г.

Задачи и вопросы для первичного закрепления изученного:

1.1. В чем достало проявление роста агрессивности Японии? Приведите конкретные примеры.
1.2. Почему историки определяют Германию как главный фактор разжигания войны? Приведите примеры нарушения Германией статей Версальского договора.

2.1. Япония начала агрессивные действия в Китае в... году (заполнить пробел).
2.2. Саарский бассейн был насильно присоединен к Германии: ДА или НЕТ?
2.3. В каком году Германия ввела войска в Рейнскую зону?

3.1. Как Вы считаете, почему начиная с конца XIX века именно Германия представляла собой главный источник нестабильности в Европе?
3.2. Согласны ли Вы с тем, что Вторая Мировая война началась с нападения Японии на Китай? Ответ обоснуйте.

10. Политические портреты лидеров ведущих мировых держав

12 лет пребывания Рузвельта во главе Соединенных Штатов, с марта 1933 года по апрель 1945 года, почти точно совпали со временем правления Гитлера в Германии. В эти годы либеральный президент спас свой народ от Катастрофы, за эти же годы фашистский диктатор вверг свою страну в хаос.
Несмотря на первоначальные успехи тоталитарных диктаторов в выводе Италии и Германии из пропасти экономического и политического кризиса, Рузвельт доказал, что демократическая организация власти лучшее способна противостоять вызовам эпохи; конкурентная экономика, которую побуждает частный интерес, поставлена в рамки разумного регулирования, способна работать в интересах всего общества. (Приложение 5 )

Работа в группах

Поставьте к каждой презентации по пять вопросов.

IV. Закрепление учебного материала

Беседа

1. По вашему мнению, какое влияние на историю их стран оказывали эти политические лидеры?
2. Подумайте, какими методами – демократическими или тоталитарными – можно привести страну к стабильности и процветанию?
3. Как вы считаете, сегодня в нашей стране для выхода из кризиса нужен Рузвельт или Гитлер?

V. Домашнее задание

1. Записать в тетрадь тезисы к политическому портрету.
2. Составить политический портрет В. Ленина и. Сталина.

Литература

1. Полянський П.Б. Всемирная история. 1914-1939: учебник для 10-го кл., загально-освіт. навч. закл. - К.: Генезис, 2002.
2. Рижик М.Є. Всемирная история: Новейшие времена: 1914-1945: учебник для 10-го кл. серед. шк. – К.: Генезис, 2000.
3. Гисем О.В. Всемирная история. 10 класс: разработки уроков. – X.: Веста: Вид-во «Утро», 2007.
4. Воропаева В.В., Татаринов М.В. Всемирная история. Новейший период (1914-1939). 10 класс: планы-конспекты уроков. X.: Веста: Вид-во «Утро», 2003.
5. Середницкая Г.В. Всемирная история: 10 кл.: опорные конспекты. – К.: А.С.К., СПД ФО Сандул, 2008.
6. Остапенко В. Справочник по всемирной истории. История Украины / 2008. – Август. – (Вкладка № 30-32).