Усадьба Марфино (санаторий) - достопримечательности и история, происхождение названия. Усадьба Марфино: история перевоплощений Усадьба марфино официальный

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа Салтыкова - Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы.

Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.

Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек. Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мост через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение - главного парадного въезда в усадьбу.

Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление.

В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.


Всего 57 фото

Усадьба Марфино одна из самых интересных и захватывающих воображение подмосковных дворянских усадеб. Ее образ романтичен, загадочен, с ним связано множество всяческих мистических историй уже давно ставших легендами. Именно здесь Юрий Кара снимал булгаковскую сцену "Бала у сатаны" в фильме "Мастер и Маргарита". Кое-кто до сих пор видит здесь призраков и рьяно едет сюда найти в усадьбе чертовщину на свою голову)

Усадьба расположена в 25 км от МКАД, в одноимённом селе Мытищинского района сельского поселения Федоскинское, на высоком берегу речки Уча. В XVIII-XIX веках она принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик усадьба приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского. В настоящее время территорию усадьбы Марфино занимает санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ.

Этот материал будет довольно объемным по следующим соображениям. Дело в том что меня усадьба Марфино чрезвычайно впечатлила и оставила одновременно множество вопросов. Именно поэтому захотелось как можно подробнее и детальней узнать и рассказать о ней, её истории, человеческих судьбах, мистических историях и личные глубокие впечатления через фотографию. После поездки в эту удивительное место я несколько дней осмысливал увиденное и наконец сделал для себя вывод что рассказать все о чем бы хотелось, показать Марфино в одном, двух постах реально не удасться поскольку ее история настолько сконцентрирована в камне и земле вокруг что даже то что осталось в руинах и то что поддерживает в тлеющем состоянии Министерство обороны не может быть передано простой исторической справкой и десятком знакомым всем отснятых ракурсов. Этим материалом я делаю безнадежную попытку приблизиться к исторической правде в том числе, об истории нашей родины и возбудить родовую память нашего народа, поскольку именно в камне можно Это прочувствовать и попытаться увидеть то что скрыто на первый взгляд. Будет много фотографий, старых фото, портретов владельцев этих земель и самой усадьбы. Мы постараемся как можно внимательней всмотреться в "глаза истории" и возможно читатель увидит то что не разглядел автор этих фотографий - буду только рад этому. Всего выложу четыре части моего рассказа о Марфино: первая - история, судьбы, северный фасад усадебного дворца Марфино, вторая - южный фасад этого дворца, третья - "Готический мост" усадьбы Марфино, её мистика, романтика и четвертая - Конный двор (и Каретный сарай) больше похожие на приличную крепость нежели просто конюшню. Итак, приступим!

"С чего начну, чем кончу я картину Марфина селенья?

С дворца ль волшебнаго ея, или с террасы-загляденья,

Иль с серебристаго каскада, иль с гротов дивнаго фасада,

Иль с павильонов дорогих, иль с георгинов золотых?"

Так вдохновенно воспевал Марфино юный московский поэт Александр Львов в 1840 году.

Сейчас в Марфино все не так богато и не совсем волшебно Однако мы попытаемся увидеть это самое волшебство усадьбы Марфино. Тем более Министерство обороны недавно навело внешний военный лоск на усадебный дворец, флигеля и строения дворцовых псарен. Так что нам будет не так все это сложно сделать.

Мы на территории ведомственого санаториия МО "Марфинский".
02.

Санаторий "Марфинский" Министерства обороны РФ

Первое упоминание о Марфине относится к 1585 году. В древности это было село Шабрино и в допетровское время, во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова им последовательно владели Фома Бутурлин, боярин Василий Петрович Головин, видный, политический деятель думный дьяк, дипломат Василий Яковлевич Щелкалов (думный дъяк был важным государственным постом примерно соотетствующим сегодняшней должности государственного серетаря). Он кстати во многом способствовал возведению на престол Бориса Годунова в 1598 году.
03.

Думный дьяк Василий Яковлевич Щелкалов (? - 1611)

Вскоре село купил думный дворянин, окольничий Семён Иванович Заборовский (? - 1681).
04.

Доступ на территорию санатория и усадьбу сейчас возможен только через контрольно-пропускной пункт с фиксацией паспортных данных посетителя при обязательном наличии паспорта. При этом от вас потребуют устное подтверждение о некоммерческом характере посещения усадьбы Марфино и отсутствии в личном арсенале фотоаппаратуры штатива для фотосъемки).
05.

Чтобы попасть к самой усадьбе мы двигаемся в сторону санаторного комплекса. Здесь довольно прилично и по-городскому красиво.
06.

В 1698 году Шабрино приобрел "дядька" (воспитатель) Петра Первого, князь Борис Алексеевич Голицын . По легенде именно ему Марфино обязано своим названием, считается, что Голицын поименовал деревню в честь своей супруги Марфы. Есть вторая версия что название Марфино появилось после того как дочь Голицына по имени Марфа утонула на Волге близ Астрахани.

При Голицыне здесь было возведено несколько усадебных построек, в том числе храм Рождества Богородицы, сохранившийся до наших дней.
07.

Борис Алексеевич Голицын (20 июля 1654 (по другим данным - 1651) - 18 октября 1714).

Сын Б.А. Голицына Сергей в 1728 году продал село В.С. Салтыкову, от которого Марфино перешло к его брату, знаменитому фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову при котором усадьба пережила свой расцвет. При Петре Семеновиче Салтыкове в Марфине был создан обширный архитектурный ансамбль в стиле классицизма: возведен усадебный дом, при участии датского садовника разбит регулярный парк с двумя беседками, сооружена Петропавловская церковь, построен мост через пруд. Хозяин устраивал пиры, на которых могло собираться до трехсот гостей, забавлялся псовой охотой.
08.

Петр Семенович Салтыков (1700 - 1772)

По сообщениям известного мемуариста тех времен Ф.Ф. Вигеля, "...в марфинской усадьбе в летние месяцы устраивались пиры и забавы, на которые из Москвы съезжались до 300 человек родственников и знакомых. В честь гостей устраивался салют из 12 пушек, а во время гуляний играл оркестр, в который входило до 120 крепостных музыкантов и хор из 80 человек. Подкрепившись за обильным обедом, отправлялись на охоту. Гостям подавали лошадей, а 60 псарей выводили из псарен до 1000 гончих собак, и вся огромная кавалькада отправлялась в поле. После охоты вновь садились за пиршество, а крепостных (музыкантов, певчих и псарей) накрывали столы возле дома и выкатывали бочки вина...".


Сын Петра Семеновича, Иван Петрович Салтыков, московский генерал-губернатор , прославил Марфино домашним театром, на постановки которого съезжались гости со всей столицы. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С. Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль "Только для Марфино", поэт и баснописец И.И. Дмитриев (1760-1837). На территории усадьбы в его время было построено два здания театра - зимний и летний. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, "воздушный" - в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова - Дарьи Петровны.
09.

Иван Петрович Салтыков (28 июня 1730 - 14 ноября 1805)

Однако от тех славных времен остались теперь только два здания псарен и также две беседки-павильона в парке.
Эти самые псарни первыми встречаются нам по пути к марфинскому дворцу. Это было целое псарное предприятие, здесь содержалось как уже упоминалось выше около 1000 охотничьих собак.
10.

Надо отдать должное МО - здания "псарен" в классическом стиле очень качественно отрестарированы, ну, по крайней мере внешне.
11.

12.

От псарен спускаемся к усадебному пруду со стороны северного фасада дворца.
13.

Вот и сам усадебный дворцовый комплекс Марфино на берегу безымянного пруда.
14.

Пруд этот проточный и чистый.
15.

В 1805 году Марфино унаследовала внучка фельдмаршала П.С. Салтыкова, которая была замужем за графом Г.В. Орловым. Однако граф проигрался в карты, что и послужило причиной продажи усадьбы и села.

В 1812 году французы сожгли и разграбили усадьбу; в полуразрушенном виде она простояла почти четверть века. Но в середине XIX столетия в Марфино вдохнула новую жизнь ее новая хозяйка, графиня Софья Владимировна Панина (Орлова), супруга известного дипломата Н.П. Панина. В 1820-е годы она поручила восстановление усадьбы крепостному архитектору Ф. Тугарову.
16.

Софья Владимировна Панина (Орлова) (1774-1844)

При Софье Владимировне Паниной усадебный ансамбль был фактически создан заново. Для работ был приглашен ученик Доминико Жилярди (автор Ивановского монастыря, церкви Алексия, человека Божия на Красносельской). Мастер увлекался псевдоготикой и заново возвел главный дом в "готическом вкусе".
17.


Архитектор Михаил Дормидонтович Быковский (1801 - 1885).

18.

От дома к пристани (южный фасад дворца) теперь спускалась белокаменная лестница, пристань украшали фигуры каменных грифонов (мы их еще увидим во второй части). Множество башенок, зубцов, готических арок - все это придавало дому вид романтического средневекового замка. Все это великолепие создавалось под неусыпным присмотром хозяйки усадьбы. В дворцовый комплекс вошли: дом-дворец, въездные ворота, парадная лестница, пристань, украшенная фигурами грифонов работы XVIII века и скульптурным фонтаном середины XIX века (автор - И.П. Витали). Всё это мы опять же увидим во второй части моего рассказа.
19.


Усадьба Марфино. Северный фасад.

Софья Владимировна была незаурядной личностью - известной в столице благотворительницей, интересовалась искусствами, внимательно следила за появлением новых литературных и музыкальных произведений, способствовала возделыванию садов в Москве.

Ядро архитектурного ансамбля - двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760-80-е гг., реконструкция 1830-х годов). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля (построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по прооекту М.Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления).

20.

Флигели дворцового комплекса в Марфине
21.


Восточный флигель дворцового комплекса Марфино

22.


Западный флигель дворцового комплекса Марфино

23.

После смерти С.В. Паниной усадьбу унаследовал ее сын Виктор Никитич Панин. С 1839 по 1862 год он занимал пост министра юстиции и имел довольно большое состояние, владея 8 тысячами крестьян. За участие в реформе по отмене крепостного права (в феврале 1860 г. он был назначен вместо умершего Я.И. Ростовцева председателем редакционной комиссии) Панин даже удостоился высшей награды Российской империи - ордена Андрея Первозванного.
24.

Виктор Никитич Панин (1801-1874)


Последней хозяйкой Марфина была правнучка внучка министра юстиции В.Н. Панина и полная тезка Софьи Владимировны Паниной. Судьба ее сложилась очень интересно. Софье Владимировне Паниной выдалось жить в самое "горячее время": она родилась в 1871 году и прожила 84 года; умерла в Нью-Йорке.
25.

Панина Софья Владимировна (23 августа1871 - 13 июня1956). Портрет работы Ильи Репина.

Уже в ранней молодости Софья Владимировна прославилась своей благотворительностью. Она активно помогала бедным, строила больницы и школы, а в 1903 году открыла в Петербурге Лиговский народный дом с воскресными классами для неграмотных, с мастерскими, бесплатной столовой и амбулаторией. Ее метко прозвали «красной графиней».

В 1917 году она стала единственной женщиной, которая работала во Временном правительстве - была сначала товарищем министра государственного призрения, а позднее - товарищем министра народного просвещения. В ноябре 1917 года Панину арестовали как одного из руководителей партии кадетов. Софья Владимировна отказалась тогда передать большевикам денежные средства министерства, поместив их в иностранный банк с условием, что выданы они могли быть только "законному режиму". Учитывая ее заслуги перед страной, власти отпустили Панину, но вскоре после этого она была вынуждена уехать сначала на юг страны, а потом эмигрировать в Европу и Америку. В Нью-Йорке Софья Владимировна участвовала в основании Толстовского фонда, работала с видными русскими эмигрантами, среди которых были Сергей Рахманинов и Борис Бахметьев. Она помогала адаптироваться новым эмигрантам, помогала им найти работу, учила английскому языку.
26.

Рассмотрим подробней северный фасад "неоготического" дворца Михаила Быковского.
27.

28.

После революции имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.

С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий (с 1953 года - санаторий Московского военного округа, с 1986 года - Марфинский центральный военный клинический санаторий) на 356 номеров на 550 мест, численность персонала - около 300 человек.

29.

К февралю 1990 года на территории усадьбы-санатория построены комплекс современных жилых корпусов для отдыхающих. В 1990-2009 годы под руководством начальника санатория Эдуарда Маева проведена комплексная реставрация усадьбы, был построен физкультурно-оздоровительный комплекс (мы его видели в начале), в нём - крытый бассейн. К 2016 году завершено строительство внутреннего перехода между жилыми корпусами и бассейном. В ходе реконструкции было изменено первоначальное колористическое оформление зданий усадьбы: вместо подлинного нежно-розового цвета, упоминаемого в исторических описаниях, сооружения получили не свойственный им терракотовый оттенок.
30.

31.

В 2009 году завершены реконструкция и капитальный ремонт исторических объектов усадьбы. С этого времени дворец приобрёл жилой вид, в нём стали размещаться помещения санатория, включая люксовые апартаменты.

32.

В 2012 году санаторий «Марфинский» вошёл в состав холдинга ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс „Подмосковье“» Министерства обороны РФ.
33.

34.

Восточный флигель со стороны главного здания усадебного дворца.
35.

36.

На севере Подмосковья есть удивительное место, словно сошедшее с волшебной картинки. Шумит старинный парк с вековыми липами, в глади прудов отражается небо, романтические беседки на высоком берегу притягивают взгляд, едва слышно звучит звон церковных колоколов…

Постройки – сочетание классицизма и псевдоготики, — открываются не постепенно, а сразу: нежно-розовый двухэтажный дворец с белоснежными элементами, зубчатыми гребнями, остроконечными башенками, стрельчатыми окнами. Вместо привычного парадного двора – пруд, к которому ведет широкая белокаменная лестница, пересекающая три террасы. На берегу она заканчивается пристанью с двумя грифонами на постаментах. Слева от усадебного дома – трехчастный мост с бойницами в средневековом стиле.

Неторопливо прогуливаются отдыхающие, рыбаки ловят рыбу, мелькнет за деревьями силуэт лошади. Это – усадьба Марфино , слава которой гремела когда-то на всю Россию, усадьба, пережившая взлеты и падения, периоды расцвета и упадка. Представители знатнейших фамилий России строили, украшали, изменяли ее. Казалось, что создавали на века, но приходили новые хозяева, и все начиналось сначала…

История усадьбы Марфино

Первые упоминания об усадьбе относятся к далекому XV в., когда холмистая местность на высоком берегу небольшой речки Уча была пожалована за службу одному из представителей рода Шибриных по прозвищу Щибра. По его имени и стало прежде безымянное селение именоваться Шибрино, или Щибрино. Никаких документальных свидетельств о строениях той поры не сохранилось. Известно только, что в те времена в Московском княжестве преобладали поселения в один-три двора, реже до десяти. Вероятно, таким было и Щибрино. Однако в том же XV веке мы встречаем и другое название – Марфино . По всей видимости, по имени евангельской Марфы, сестры Марии. Известно, что Шибрины были близки к церковным кругам. Есть также сведения, что еще до Щибриных в XIV веке эти места принадлежали тысяцкому Протасию Федоровичу Вельяминову.

В следующем, XVI столетии, Марфино перешло во владения Фомы Бутурлина, а от него – к боярину Василию Петровичу Головину, воеводе при Иване Грозном. При нем была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца с пределом Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1585 году селение снова сменило хозяина и принадлежало дьяку, дипломату и государственному деятелю Василию Яковлевичу Щелкалову – одному из тех, кто «кричал» на царство Бориса Годунова. Но в 1601 году он попал в опалу, отошел от государственной деятельности и в 1610 году скончался. К тому времени Марфино насчитывало уже двенадцать крестьянских домов и сорок одного жителя. Однако «церковь стояла без пения».

Пруд в Марфино

Через 14 лет после смерти Щелкалина Марфино вновь оказывается во владениях Головиных – вдова Василия Яковлевича продала усадьбу московскому боярину Семену Васильевичу Головину. После его смерти усадьбу в качестве приданного унаследовала его дочь, Пелагея Семеновна, вышедшая замуж за А.Т.Измайлова.

В 1650 году Марфино вновь продается – на сей раз думному дьяку, начальнику Разрядного приказа Семену Ивановичу Заборовскому, ставшему в 1681 году боярином. Заборовский был один из тех, кто способствовал воссоединению России и Украины; через его руки проходили документы о финансовой и военной помощи Богдану Хмельницкому. Кроме того, он был поставщиком продовольствия для царского двора. Владелец большого числа имений, он рассматривал Марфино исключительно как хозяйственную усадьбу. Было начато широкое строительство. Так, была возведена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, создана плотина, запрудившая Учу, в результате чего появились три пруда. Построили боярский двор, двор приказчика, скотный двор. В самой деревне насчитывалось девять домов с 53 жителями.

Однако в том же 1681 году Заборовский умер, и до 1698 года о владельцах усадьбы сохранились противоречивые сведения. Ряд историков полагают, что Марфино было отписано во дворцовое ведомство и в 1698 году было пожаловано Петром Первым его воспитателю, сподвижнику Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714) за помощь в борьбе с царевной Софьей и подавление стрелецкого бунта. По другим же сведениям, после смерти Заборовского усадьба перешла по наследству к его двоюродному брату Сергею Матвеевичу и племянникам Еремею и Ивану Васильевым, которые, в свою очередь, продали имение Голицыну.

Голицын начал широкое строительство в усадьбе – были возведены новые хоромы, разбит парк в французском стиле. В 1701 году начинается сооружение летней каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы , сохранившейся до наших дней. По церкви, село и усадьба переименовываются в Богородское.

Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова, которого Голицын отправил во Францию учиться архитектурному делу.

С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился страшный сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же отправился к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и просил позволения в уже реализованный проект внести изменения – достроить внутри четыре поддерживающих столба – пилона. Мария Федоровна дала свое согласие. Однако когда вернулся князь, он остался недоволен нововведениями и приказал сечь Белозерова «за непослушание» — пилоны значительно уменьшили внутреннее пространство. Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот скончался – его сердце не выдержало позора. Шел ему 59-й год.

Белозерова похоронили на Марфинском кладбище, недалеко от его творения. Последующие владельцы усадьбы, Салтыковы, установили могильный камень в виде саркофага, на котором славянской вязью выбили надпись, где указан год смерти мастера – 1708. Так что, может легенда – это только легенда? Хотелось бы в это верить.

Что касается самой церкви, то она оставалась действующей вплоть до 1937 года. Последним священником в ней был о. Павел Васильевич Восторгов, который скончался в 1937 году от инфаркта. Прихожане тайно захоронили его на Марфинском кладбище, его могила неизвестна.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Марфино

С именем Голицыных иногда связывают и название усадьбы. По одной версии, так оно названо в честь княгини, по другой – в честь любимой дочери князя, утонувшей с двумя дочерьми в Волге близ Астрахани. В 1714 году князь Борис Алексеевич Голицын умер, и Марфино по наследству перешло к Сергею Борисовичу Голицыну, единственному из четырех сыновей, пережившему отца. Однако в 1728 году он был вынужден продать имение «для своих нужд и расплаты долгов» — за 3350 рублей.

Так начинается новая, почти вековая страница в истории усадьбы, когда она оказалась во владении Салтыковых. Сначала ее приобрел Владимир Семенович Салтыков, но в следующем, 1729 году, он ее продал своему брату, Петру Семеновичу Салтыкову (1698-1772), будущему фельдмаршалу, уже за 7000 рублей. После смерти последнего Марфино унаследовал Иван Петрович Салтыков (1730-1805).

При Салтыковых, в конце XVIII века начинается «золотой век» в истории усадьбы, когда Марфино фактически превратился в парадную резиденцию. В 1770-1780 года был создан великолепный дворцово-парковый ансамбль. Обветшавшие голицынские постройки были разобраны, началось строительство нового двухэтажного дворца с флигелями, соединенных с домом колоннадой. И хотя имя архитектора неизвестно, некоторые считают автором М.Ф.Казакова (1738-1812).

Умело обыграв ландшафт, он возвел дворец на высоком береге пруда, словно на величественном постаменте. В парадных комнатах была размещена коллекция живописи – полотна П.Ротари (1707-1762), А.Рослина (1718-1793), Ж.Греза (1725-1805). На втором этаже в «оружейной» была собрана коллекция старинного оружия и доспехов, костюмов и одежды. В 1777 году было завершено строительство выполненной в классическом стиле зимней церкви Петра и Павла , которая также сохранилась до наших дней.

На небольшой площади в 13 гектаров был разбит парк в регулярном стиле , за ним ухаживал садовник, специально выписанный из Дании. Были построены различные увеселительные места, павильоны, террасы, беседки. Целый штат профессиональных садовников создавал «зеленую архитектуру». Растения подстригались в форме шаров, пирамид, шпалер. От парка создавалось впечатление как от парадного зала, а казавшиеся бесконечными прямые парковые аллеи были своего рода зелеными анфиладами. У границ парка были высажены ивы, образующие зеленую стену.

Был перестроен зверинец, в котором обитали олени, зайцы, павлины, лебеди. Также была выстроена и оранжерея, в которой выращивали абрикосы, персики, апельсины, лимоны, виноград, финики, лавр и даже ананасы. Причем, подмосковные оранжерейные ананасы ценились дороже, чем привозные цейлонские: московские шли за 19 рублей за пуд, а цейлонские – за 17.

Через запруженную Учу в 1770 году был возведен мост. Марфинские крепостные вручную расширили и расчистили старые пруды. У деревни Лысково лежит Верхний пруд, напротив усадьбы – Нижний, а на рукаве – Боковой. Деревянная плотина была призвана поддерживать необходимый уровень воды. Лишняя вода сбрасывалась через затворы в русло ниже по реке. Плотину неоднократно смывало, и только в 1950-х годах была, наконец, построена железобетонная. Сохранились также четыре насыпных острова, которые носили такие романтические названия, как «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви» и «Остров расставания».

В 1780 году в парке, на высоком берегу над прудом был построен двухъярусный павильон «Миловида» , откуда открываются красивые виды на усадьбу. Гармоничные формы, сочетание массивного основания и легкого верха позволяют считать его автором знаменитого архитектора, «русского Леонардо», как его называли современники, Николая Александровича Львова.

Вероятно, конный двор и каретный сарай также были выстроены по его проекту. Тогда же в парке был выстроен и Музыкальный павильон — полуротонда.

Также на территории усадьбы были построены два дома для псарей – Псарни , больше похожие на античные храмы: граф боготворил охоту. О марфинских псовых охотах ходили легенды; 60 псарей обслуживали до тысячи собак. Некогда между корпусами псарен возвышалась башня, служившая своеобразным музеем охотничьих трофеев и арсеналом военного и охотничьего снаряжения.

Усадьба постепенно становилась сосредоточием духовной и культурной жизни российского дворянского общества. Проводились различные органные концерты, литературные вечера, выступали приезжавшие на гастроли в Москву известные европейские артисты и музыканты. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С.Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль «Только для Марфино», поэт и баснописец И.И.Дмитриев (1760-1837).

Театров было два. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, «воздушный» — в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова – Дарьи Петровны. Историк Н.М.Карамзин, часто посещавший Марфино, посвятил ей такие стихи:

Как приятны те места,
Где натуры красота
В простоте своей сияет,
Где любовь изображает
Имя милое твое!
Прежде именем богинь
Украшался мрак пустынь.
Имя матери святее,
Имя Дарьино милее,
Всех гомеровских имен.

Кроме того, Карамзин оставил подробное описание усадьбы. В театрах играли отрывки из балетов, короткие водевили. Близ Дарьиной рощи находилась местность под названием «Завилоны» (в сторону Лысково), где устраивались прогулки. Были построены мостики через овраги, беседки, выложены дорожки.

На марфинские празднества нередко собиралось до 300 и более гостей. Оркестр из 120 крепостных музыкантов, хор из 80 человек услаждали слух. Присутствующие с удовольствием гуляли по тенистым аллеям, катались на лодках, каруселях. Часто в дни празднеств приглашались крестьяне из окрестных сел, которые радовали гостей песнями, плясками, играми. Из двенадцати пушек давался салют.

После смерти И.П.Салтыкова, случившейся в 1805 году, за ним остался огромный долг – 2 миллиона 800 тысяч рублей. Усадьба стала постепенно увядать.

Отечественная война 1812 года нанесла Марфино огромный ущерб. Здесь расположились наполеоновские солдаты, которые вывезли с собой культурные ценности, а остальное сожгли. На старом марфинском кладбище сохранились могилы французов. Уцелели только церкви, псарни и две беседки. В войну с Наполеоном отличился П.И.Салтыков, который на собственные средства сформировал отдельный Московский гусарский полк и, возглавив его, храбро сражался с французами. Он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.

Марфино, опустошенное и разоренное войной, перешло к его сестре – Анне Ивановне Орловой, которая с мужем жила в основном за границей. Денег на восстановление усадьбы не было, поэтому она была вынуждена в 1822 году продать имение своему свекру, Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831), младшему из пяти знаменитых братьев Орловых. Владимир Григорьевич вошел в историю как директор Академии наук, литератор, автор книг по истории, музыке, политике, коллекционер произведений искусства и редкостей.

Орлов начал восстановительные работы. Для их проведения были выстроены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод, кузница. В работах принимали участие крепостные мастера: архитектор Федор Тугаров, выстроивший фактически заново дворец, каменщик князей Вяземских – Кирилл Никитин, парк возрождал садовник Ф.И.Матков. Однако оброк с крестьян вырос в 4 раза: с 12 рублей 50 копеек до 50 рублей. Все постройки были выдержаны в стиле ампир. Был возведен дворец с двумя – «кухарным» и «гостевым» флигелями, отремонтирован каменный мост через пруд, вокруг зимней Петропавловской церкви соорудили ограду, были заново разбиты газоны и др.

Однако в 1831 году, когда строительство дворца было близко к завершению, граф Орлов умер. Марфино перешло по наследству к его дочери, Софье Владимировне Паниной. Муж Софьи Владимировны – Виктор Никитич Панин (1801-1874), был видным государственным деятелем, занимал ряд высоких должностей, пост министра юстиции, обер-прокурора, глава Комиссии по крестьянскому вопросу.

В 1834 году С.В.Панина въехала в недостроенный дом. К тому времени в селе насчитывалось 57 крестьянских дворов и 120 человек. Сами Панины были одними из богатейших людей России того времени, имели более 20 тысяч крепостных и могли привлечь значительные средства на восстановление усадьбы. Началась капитальная перестройка усадьбы, основные работы были выполнены в 1837-1839 годах.

Большинство построек были реконструированы в модном тогда стиле «тюдор» — неоготики николаевского времени. Работы возглавил ученик Д.Жилярди, академик Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885). Он оформил дворцово-парковый ансамбль в виде средневекового замка. Ранее построенные сооружения – церкви, беседки, псарни, конюшни – органично влились в новый облик усадьбы. Въезд в усадьбу был оформлен массивными въездными арочными воротами с круглыми башнями-караульнями по сторонам.

На нижней площадке был установлен чугунный фонтан в виде широкой чаши-раковины, которую поддерживали пухленькие дети и дельфины. Его автором, предположительно, является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали (1794-1855).

В созданном Быковским дворце насчитывалось 24 комнаты. Там находилось большое собрание живописи, в том числе портреты всех представителей рода Паниных. Портреты висели в залах нижнего этажа, двух гостиных, двух библиотеках, в столовой и жилых комнатах. Также в доме была собрана богатейшая библиотека, содержащая тысячи томов. По замыслу Быковского, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро и созерцал все значимые сооружения в различных ракурсах, живописные пейзажи по очереди сменяли друг друга.

Впоследствии сын Быковского вспоминал:

Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время.

В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу, однако работы продолжались еще два года. Находясь по долгу службы в Петербурге, он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок.

В 1900 году Марфино перешло к ее внучке, Софье Владимировне Паниной (1871-1957), которая по мере сил пыталась восстановить усадьбу. Софья Владимировна была необыкновенной женщиной. Она прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.

Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьбы была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне – Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919-1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, руководила которой Луначарская. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.

В 1933 году в усадьбе расположился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Во время Великой отечественной войны территорию санатория занимал штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады тихоокеанского флота. Только после войны, в 1950-х годах под руководством М.В.Дьяконова была произведена реставрация усадьбы.

Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений» и др. В массовке часто играли местные жители.

Территория усадьбы закрыта для свободного посещения, требуется разрешение в комендатуре санатория. Часть усадебных построек оказалась за территорией санатория и, к сожалению, в настоящее время они находятся в аварийном состоянии.

Как добраться до усадьбы Марфино

(Россия, Московская область, Мытищинский район, Марфино), в 25 км от Москвы по Дмитровскому шоссе

Если на КПП предъявить паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность), то можно получить пропуск на посещение усадьбы

Великолепный ансамбль и необычное архитектурно — планировочное решение великого мастера М.Д. Быковского очаровывают Вас с первого взгляда.
Первое упоминание о Марфине относится к 1585 г., когда усадьба именовалась Щибрино и принадлежала думному дьяку, начальнику посольского приказа В.Я. Щелкалову. В первой половине XVII века вотчиной владели Головины, а с 1650 г. — дьяк С.И. Заборский. В 1698 г. Щибрино приобрёл воспитатель царя Петра I Б.А. Голицын, назвавший её по имени своей жены Марфы — Марфино.
От голицынского строительного периода до наших дней сохранилась только миниатюрная Рождественская церковь, построенная в 1707 г. крепостным архитектором Василием Белозёровым.

С 1728 года Марфино переходит к Салтыковым и с середины XVIII в. при Петре Семёновиче Салтыкове — крупном русском военачальнике, в усадьбе начинается широкое строительство. Круглый двухъярусный павильон «Миловид», беседка- полуротонда и два корпуса псарен — вот что сохранилось от того времени до наших дней.
Графиня А.И. Салтыкова, внучка фельдмаршала, в 1805 г. вышла замуж за графа Г.В. Орлова, и Марфино досталось ему в качестве приданного. Он продал усадьбу своему отцу — Владимиру Григорьевичу Орлову — одному из знаменитых братьев Орловых. В 1831 г. граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию имение перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной. При ней усадебные постройки, возобновлённые отцом после нашествия наполеоновских солдат, были реконструированы в стиле «николаевской» готики. Для обустройства Марфино был приглашён видный московский архитектор — ученик Доменико Жилярди — Быковский Михаил Дормидонтович.


Крутой склон берега пруда образует величественный постамент, на котором высится дворец. Двухэтажный, сложенный из кирпича и оштукатуренный, он имеет невысокий цоколь. Выдержанный в классических формах, характерных для первой четверти XIX века, дворец представляет собой вытянутый в плане прямоугольник, с чётко выявленным центром. Перестраивая его, Быковский внёс изменения в облик здания, наделив дворец декоративными элементами псевдоготики. Два флигеля, стоящие перпендикулярно к дворцу, построенные в 1820-е гг. крепостным архитектором Орловых Тугаровым и перестроенные в 1832 г. оду Быковским.
Дом фланкируют массивные въездные арочные ворота с круглыми башнями-караульнями. От дворца к пруду, через две террасы с подпорными стенками, пролегла парадная белокаменная лестница, композиционно завершённая на нижнем ярусе фонтаном и пристанью. Эта, мастерски организованная часть парка, наиболее красива. Ярким художественным акцентом здесь являются каменные скульптуры грифонов, водружённые на широкие устои по сторонам спуска к воде.
По мнению специалистов, наиболее своеобразным и красивым сооружением в Марфино является мост через пруд. Возведённый в 1770-х гг. при Салтыковых он был кардинально перестроен М.Д. Быковским в 1837—1839 годах.
Парк Марфино был великолепен. Уходящие в его глубь перспективы аллей напоминали дворцовые анфилады. Особую изысканность и поэтичность аллеям придавала мраморная скульптура и павильоны, умело размещённые в ландшафтной среде.
Ныне в усадьбе Центральный военно — клинический санаторий. Попасть на территорию можно, если проявить некоторую смекалку, но охрана не дремлет...






Архивные фотографии усадьбы Марфино





Персоналии


Граф И.П. САЛТЫКОВ , 1730-1805, сын фельдмаршала графа Петра Семеновича Салтыкова и гр. Прасковьи Юрьевны, рожд. княжны Трубецкой, в 1745 г. поступил на службу в гвардию, состоял некоторое время прн дворе в звании камер-юнкера, и в 1760 г. выпущен в армию бригадиром. Участвуя в Семилетней войне, он произведен был в генерал -майоры, получил в 1762 г. от Петра III орден Св. Анны 2 ст., а в коронацию Екатерины-Александровскую ленту. В первую Турецкую воину, в чин генерал-поручика, под знаменами Румянцева участвовал во взятии Хотина и в битве при Кагуле, начальствуя тяжелой кавалерией, обратил на себя внимание своей храбростью и награжден Георгием 2 ст. и золотою шпагою с алмазами. По окончании войны командовал корпусом в Польских провинциях, а в 1784 г. назначен был генерал-адъютантом и генерал-губернатором Владимирского и Костромского наместничества. В 1788 г. возобновившаяся война с Турцией снова призвала его в ряды войск, и он ознаменовал себя вторичным взятием Хотина. В 1790 г. Екатерина вверила ему командование Финляндской армией и по заключении Верельского мира пожаловала звание подполковника гвардии Конного полка и алмазные знаки орд. Св. Андрея. Недоразумения с графом Румянцевым — Задунайским заставили графа Салтыкова в 1795 г. выйти в отставку, но в следующем же году Павел I снова призвал его на службу, переименовал в генералы-от-кавалерии и назначил шефом Кирасирского полка, Киевским генерал-губернатором, генерал-фельдмаршалом и генерал-инспектором над всею кавалериею. В конце 1797 г. граф И.П. Салтыков назначен был Московским военным генерал-губернатором, на этой должности оставался до 1804 г., затем покинул службу и переселился в Петербург, где вскоре скончался, 14 Ноября 1805 г. Похоронен рядом с отцом в родовом имении Ярославской губернии.
По свидетельству современников, граф Иван Петрович был человек мягкого и добродушного характера, чрезвычайно прост и доступен в обращении, в котором замечалась, однако, привычка властвовать и повелевать. Не будучи одарен выдающимся умом, он не лишен был известной дозы сметливости и даже хитрости; как военачальник, он отличался больше храбростью, чем искусством; Суворов не высоко ценил его воинские способности, и сама Екатерина бывала подчас недовольна его военными действиями. В бытность свою генерал-губернатором Москвы, граф Салтыков пользовался всеобщею любовью и уважением и делал много добра. Впрочем, фактически главная власть в Москве принадлежала любимцу Павла, всемогущему Московскому полицмейстеру Эртелю, которому Салтыков передал почти все дела управления, оставив за собою лишь командование войсками и блеск представительства. В этом отношении, благодаря громадному своему состоянию, граф Иван Петрович имел полную возможность удовлетворять своей наклонности к пышному и роскошному образу жизни. Граф Салтыков был большим сибаритом, любил кутежи и женщин, а главною его страстью была охота, которой он посвящал все свободное время, им я до ста человек собственных псарей.
Граф И.П. Салтыков был женат на дочери графа Петра Григорьевича Чернышева, графине Дарье Петровне. От брака с нею он имел одного сына и трех дочерей. Смерть жены в 1802 г. была тяжелым ударом для графа Ивана Петровича и, окончательно расстроив его здоровье, побудила его удалиться на покой. Он переехал в Петербург и поселился у старшей дочери, П.И. Мятлевой, пережившей остальных его детей и сделавшейся наследницей громадного Салтыковского состояния.

(С миниатюры, принадлежащей Императорскому Эрмитажу)


Графиня Д.П. САЛТЫКОВА , 1759-1802, дочь графа Петра Григорьевича Чернышева (1712-1775), многими считавшегося за сына Петра Великого. Мать ее, графиня Екатерина Андреевна, рожденная Ушакова, была дочь известного начальника Тайной канцелярии при Бироне, впоследствии графа, Андрея Ивановича Ушакова. Графиня Дарья Петровна провела молодость за границей, где отец ее много лет был посланником при датском,берлинском и английском дворах и послом в Париже. Там она получила то блестящее воспитание, которое поставило ее, а также сестру ее, княгиню Наталью Петровну Голицыну, известную под названием «Princesse Moustache», в ряду образованнейших русских женщин конца XVIII века. Выйдя замуж за графа Ивана Петровича Салтыкова, она заняла выдающееся положение в свете, чему много способствовала ее крайне самобытная личность. Будучи женщиной самой строгой добродетели и стоя неизмеримо выше мужа по уму и нравственным качествам, она снисходительно, с оттенком презренья, относилась к его многочисленным любовным похождениям, никогда не унижаясь до ревности. Муж платил ей глубокою привязанностью и уважением и был неутешен в ее смерти. Она сама занималась воспитанием своих дочерей, из коих старшая, Прасковья, вышла замуж за сенатора, П.В. Мятлева, а младшая, Анна, за графа Г.В. Орлова; вторая дочь ее, Елизавета, умерла девицей. Любимцем ее был младший из детей, единственный сын, граф Петр Иванович, пожертвовавший в 1812 г. значительной частью своего состояния на вооружение целого полка, названного Салтыковским. Графиня Салтыкова скончалась от расстройства желудка в 1802 г., по пути в Москву на станции Хотилово, возвращаясь с мужем из Петербурга.
Высокого роста, представительная, с мужскими манерами, она своею величественною наружностью несколько напоминала Екатерину. Многие упрекали ее в надменности, что отчасти объясняется ее молчаливостью в обществе вследствие недостаточного, благодаря заграничному воспитанно, знакомства с русским языком, который не был еще вытеснен французским из гостиных большого света. «Она соединяла в себе», по отзыву Вигеля, «всю важность русских боярынь допетровского времени, с утонченною вежливостью и непринужденностью обращения придворных дам версальского двора». Графиня Салтыкова пользовалась большим значением в свете и при дворе, и известна была независимостью и подчас резкостью своих суждений. 2 Сентября 1795 г., в день торжества по случаю заключения мира с Портою, Салтыкова пожалована была в статс-дамы, а в коронацию Павла I получила орден Св. Екатерины I класса.
В бытность графа И.П. Салтыкова Московским генерал-губернатором, дом Салтыковых представлял подобие маленького двора. С большим участием отнеслась графиня Дарья Петровна к приехавшей в Москву талантливой французской портретистке г-же Виже-Лебрен, доставила ей много заказов и интересовалась ее работами, посещая ее мастерскую. Лето графиня Салтыкова проводила в подмосковном имении мужа Марфине; устраиваемые ею там празднества, продолжавшиеся несколько дней, не уступали в роскоши ее московским балам. Особенно славились любительские спектакли в Марфине; давались на них французские комедии Мариво, а также оперы, русские и французские. На одном из этих представлений была дана пьеса под названием «Только для Марфина», и в числе гостей присутствовал автор ее, Карамзин.
(С миниатюры, принадлежавшей Императорскому Эрмитажу)


Графиня С.В. ПАНИНА , 1774-1844, супруга вице-канцлера графа Панина, дочь графа Владимира Григорьевича Орлова, родилась 6 Ноября 1774 г.; в 1790 г. вышла замуж за графа Никиту Петровича Панина; известна была своей благотворительною деятельностью, в особенности заботами об улучшении быта принадлежавших ей крепостных крестьян. По характеру она была полной противоположностью своему мужу, человеку сухому и упорному; по отзыву современников,sa femme etait une personne douce, aimable, d’un cоеur bienveillantcc. Разделяя опальную судьбу своего мужа, она большую часть своей жизни провела в Москве и в селе Дугине, Смоленской губернии. Умерла, 70 лет, 7 Января 1844 года.
Имела двоих сыновей: гр. Александра (р. 1791 г., — 15 Февр. 1850 г.) и гр. Виктора (р. 18 Апр. 1801 г., — 12 Апр. 1874 г.; известный министр Юстиции), и 3 дочерей, умерших незамужними: гр. Софию (р. 1797 г., — 26 Дек. 1833 г.), гр. Аделаиду (р. 1798 г., — 17 Апр. 1829 г.) и гр. Веру (р. 1808 г., — 9 Апр. 1841 г.).

(С портрета Вуаля 1791 г.; собственность графини С. В. Паниной, с. Марфино, Московск. губ.)


Граф Н.П. ПАНИН , 1771-1837, сын гр. Петра Ивановича и второй его жены Mapии Родионовны, рожд. Ведель, воспитывался сначала в Петербурге у дяди, гр. Н. И. Панина, которому был поручен после смерти матери отцом; когда гр. Никита Иванович умер, в 1785 г., Никита Петрович возвратился к отцу, проживавшему в Москве, и занимался дома изучением военных наук. Известный, как „первый враль“ и „персональный оскорбитель" Императрицы Екатерины, гр. Петр Иванович внушал сыну привязанность к наследнику престола, и когда Великий Князь отправился в Финляндию для участия в военных действиях против шведов, Панин отправил к нему сына волонтером; здесь он получил чин бригадира. По возвращении из похода, Панин женился на гр. Софьи Владимировне Орловой. Отсутствие женского влияния при воспитании Никиты Петровича, постоянное пребывание у опальных, и потому раздражительных и упорных, отца и дяди вредным образом отразились на его характере — это был человек крутой, прямолинейный, с непомерно развитым честолюбием, с ледяною внешностью; при одном взгляде на его высокую, сухую фигуру, с неподвижным лицом и резким, холодным взглядом мнoгиe чувствовали к нему антипатию. Нет поэтому ничего удивительного в том, что, поступив в 1791 г., после смерти отца, на службу ко двору Великого Князя Павла Петровича, Панин недолго удержался при нем; поводом послужила ссора его с Великим Князем, не уступавшем ему в суровом нраве. Очевидно, Панин не нравился и Екатерине: назначив его в 1795 г. камергером, она не хотела дать ему дипломатической службы, которой он добивался, и в 1795 г. назначила его в Гродно губернатором и командиром бригады. Император Павел, по вступлению на престол, назначил его членом Коллегии Иностранных дел, а затем, в Августе 1797 г.- полномочным министром в Берлин. Ему поручено было, главным образом, содействовать сближению Франции с Poccией. Панин обнаружил в Берлине недюжинные способности, но, враждебно настроенный против Франции, вел свою политику: он сам способствовал неудаче neрегoвopoв и, наоборот, всячески старался содействовать сближению Австрии с Пруссией. „Медиация“ Панина не имела, однако, успеха, и он был отозван в Петербург, где в 1799 г. назначен вице-канцлером, в момент разрыва Poccии с Францией. Дальнейший ход дел был, однако, не по душе Панину: коварство Австрии и Англии побудило Императора Павла выйти из коалиции против Франции и даже угрожать бывшим своим союзникам войною; мало того, под влиянием Ростопчина, началось сближение Poccии с Францией. Горячий сторонник союза с Австрией и Англией, Панин, в начале 1800 г. пожалованный действ, тайн, советником, остался вне всякого влияния на дела. Тогда-то началась агитационная деятельность Панина, который завёл cнoшeния с английским послом Витвортом и, действуя заодно с ним и вице-адмиралом де-Рибасом, думал воспользоваться неудовольствием общества, чтобы заставить Императора отказаться от престола в пользу Великого Князя Александра Павловича. Осенью 1800 г. главой заговора, задуманного Паниным, сделался гр. Пален. В половине ноября 1800 г. Панин был отставлен от должности вице-канцлера, с назначением в Сенат, а в декабре выслан в свое имение Дугино, Смоленской губернии, но затем ему скоро разрешено было жить в окрестностях Москвы. Воцарившийся 12 Марта 1801 г. Император Александр вызвал Панина в Петербург и назначил его членом Коллегии Иностранных дел. Но лица, окружавшие молодого Государя, не сходились во взглядах с Паниным, а Императрица Мария Федоровна громко осуждала поведение Панина в год, предшествовавший кончине Императора Павла. 30 Сентября 1801 г. Панин, по прошение, уволен был от службы и уехал за границу. По возвращению в Россию, ему объявлено было воспрещение жить в столицах, а когда, в конце 1806 г., Смоленское дворянство избрало его начальником земской милиции, правительство не утвердило этого выбора. Опала Панина продолжалась и в царствование Императора Николая I.
Склонный ко всему сверхъестественному и чудесному, он занимался в деревенской глуши изучением разных таинственных наук и магнетизма, при чем результаты своих изысканий диктовал сыну Виктору Никитичу, исписавшему целые фолиaнты.
Граф Н. П. Панин умер 1 Марта 1837 г. в Дугине, где и погребён».

(С портрета Вуаля, принадлежащего графине С. В. Паниной, с. Марфино, Московск. губ.)

Усадебный парк

Марфино. Территория дома отдыха «Марфино» занимает приблизительно 20 га. Рельеф местности выровненный, ландшафт живописный. В прошлом часть этой территории относилась к усадьбе XVI в. Марфино. В настоящее время здесь много новых построек, насаждений, имеются пруды. Планировка сделана в регулярном стиле, много аллейных и групповых посадок. Парк насыщен интродуцептами. Насчитывается 20 видов, из них три вида хвойных: единичные экземпляры старых сибирских лиственниц (высота 21 м, диаметр ствола 90 см), великолепные аллеи ели колючей с голубой хвоей (высота 15 м, диаметр ствола 24 см), аллеи и группы из туи западной (высота 6 м, диаметр ствола 10 см). Из старых лиственных пород наиболее примечателен тополь белый, образующий аллеи (высота 20 м, диаметр ствола 35 см). Аллеи белого тополя заслуживают охраны. В посадках имеется более десяти видов декоративных кустарников, среди них, изгороди из кизильника блестящего, жимолости татарской, чубушника венечного и виргинского. Группами посажены клены: серебристый и татарский; отдельными экземплярами встречается черемуха Маака (высота 14 м, диаметр ствола 24 см) и рябина гибридная (высота 5 м, диаметр кроны 480 см). Всюду много сирени и таволги. Состояние насаждений и уход за ними удовлетворительные. Растения местной флоры довольно удачно привлекаются в озеленение. Всего их отмечено 11 видов: два вида хвойных и девять видов лиственных пород. Много в аллеях липы мелколистной (высота 20 м, диаметр ствола 60 см), в групповых посадках представлена береза плакучая (высота 14 м, диаметр ствола 30 см), в аллеях и группах - ель обыкновенная (высота 25 м, диаметр ствола 60 см), имеется один экземпляр плакучей формы ели обыкновенной (высота 12 м, диаметр ствола 25 см). Состояние растений удовлетворительное. Все они плодоносят. Некоторые из них имеют хорошее семенное возобновление, их можно использовать в качестве маточников.
Площадь санатория «Марфино» составляет приблизительно 50 га. Рельеф местности неровный. Ландшафт живописный; здесь протекает р. Уча, находится система прудов. Сохранился от прежних лет регулярный стиль планировки парка, двухэтажный дворец, круглый двухъярусный павильон «Миловида» с колоннами, готический мост, грифоны, висящие над пристанью пруда, чаша фонтана, скульптуры. Усадьба «Марфино» известна с 1585 г., основана видным деятелем XVI в. В. Я. Щелкаловым. Название свое усадьба получила в конце XVII в. при князе Б. А. Голицыне. До наших дней сохранился ряд сооружений, созданных архитектором акад. М. Д. Быковским в XVIII в. В парке растут очень старые деревья, ассортимент растений разнообразен, среди них: пихта сибирская (высота 35 м, диаметр ствола 54 см), аллея из лиственницы сибирской (высота 34 м, диаметр ствола 108 см), единичные экземпляры сосны кедровой сибирской (высота 23 м, диаметр ствола 51 см) и сосны веймутовой (высота 30 м, диаметр ствола 105 см), аллеи туи западной (высота 8 м, диаметр ствола 14 см). Всего отмечено 18 видов интродуцентов, из них шесть видов хвойных и 12 лиственных. В изгороди используется боярышник черный (высота 3 м). В молодых посадках много кленов: ясенелистного и татарского. Представителей местной флоры - 14 видов: два вида хвойных и 12 лиственных. Больше всего сосны обыкновенной (высота 30 м, диаметр ствола 65 см), дуба черешчатого (высота 20 м, диаметр ствола 102 см) и липы мелколистной (высота 23 м, диаметр ствола 104 см). Последняя образовала липовую рощу, которая местами чередуется с группами берез. Состояние всех насаждений и уход за ними удовлетворительные. Следует рекомендовать восстановление старого парка и подсаживание молодых растений.

Подмосковная усадьба Марфино, расположенная в Мытищенском районе, давно манила нас своей неординарной псевдоготической архитектурой. К сожалению, длительное время любители старины проникали сюда полулегальными способами (например, через забор или по льду усадебного пруда) – с середины прошлого века в строениях усадьбы расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий с суровым охранным режимом.

Странички различных сайтов, посвященных архитектурному туризму, до сих пор пестрят разнообразными рассказами о том, где найти заветную дырку в заборе, чтобы зайти на территорию усадьбы. Любопытным туристам объясняем, что теперь в этом нужды нет! В наиболее популярных местах для нелегалов давно установлены видеокамеры, а бдительная охрана достаточно быстро депортирует нарушителей режима.


Как выяснилось, попасть в Марфино можно вполне легально и абсолютно бесплатно для этого необходимо обратиться в комендатуру и получить заветный пропуск (не забудьте взять паспорт ) на территорию усадьбы-санатория. С 2017 года паспорт необходимо предъявить на проходной санатория.

История Марфинской усадьбы началась в 1698 году, когда подмосковную деревеньку Щибрино приобрёл сподвижник Петра I, «царский дядька» - Борис Алексеевич Голицын (1651 – 1714). Новое имение он назвал в честь своей жены – Марфино. В дальнейшем имение перешло к Салтыковым, а затем к Орловым, среди которых был владелец усадьбы Семеновское-Отрада младший из братьев – Владимир Григорьевич Орлов (1743 - 1831). В.Г. Орлов завещал Марфино своей дочери – Софье Владимировне Орловой (Паниной) (1774-1844). Именно при Софье Владимировне усадьба Марфино окончательно сформировалась – многие здания её были реконструированы с участием архитектора Михаила Дормидонтовича Быковского (1801 – 1885).


После революции усадьба Марфино была национализирована, а с 1944 года в ней разместился военный санаторий, где снежным зимним днем побывала команда Квакши.


P.S. Поездка в усадьбу Марфино – превосходный маршрут выходного дня! Как добраться до усадьбы Марфино? На электричке от Савеловского вокзала до станции Катуар, от станции на автобусе № 37. Либо на автобусе №519, который отправляется от станции метро Алтуфьево. На автомобиле - по Дмитровскому шоссе, вплоть до поворота на Марфино.