Усадьба земляной вал 53. Усадьба усачевых-найденовых. Спасибо за внимание

Усадьба «Высокие горы

В центре Москвы, на Земляном валу, сохранился красивейший уголок старого города. Он отделен от магистральной улицы чугунной оградой. Там тишина, зеленые насаждения, вымощенные дорожки и извилистые тропинки, а также великолепные постройки, парковые украшения и сооружения, составляющие единый архитектурный ансамбль.

Это усадьба Усачевых – Хлудовых – Найденовых 1829–1836 годов, имеющая еще одно название – «Высокие горы». Усадебный комплекс был построен по проекту архитектора Д. Жилярди для купцов Усачевых. Позднее усадьбой владели купцы-промышленники Хлудовы, Найденовы.
Во время экскурсии-прогулки по усадьбе «Высокие горы» вы увидите уцелевшие достопримечательности, получите представление о несохранившихся объектах, познакомитесь с историей этого места, услышите рассказ о владельцах имения.

Облик усадьбы, в целом, сохранился до наших дней. Этот заповедный уголок старой Москвы не раз становился съемочной площадкой. На территории усадьбы «Высокие горы» снимались сцены из фильмов «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья», «Интердевочка».

Сейчас здесь располагается клиника спортивной медицины.

В ходе экскурсии вы узнаете:

  • Почему усадьба получила название «Высокие горы»
  • Об особенностях главного усадебного дома
  • Какие помещения входили в состав здания конюшни, и чем этот объект удивляет нынешних посетителей усадьбы
  • Какой укромный уголок занимали раньше сады и огороды
  • Какие скульптуры украшают регулярную часть парка, и где они были изготовлены
  • Где располагались несохранившиеся чайный и музыкальный павильоны, и как они выглядели
  • С какого места открывалась панорама старой Москвы, запечатленная на картине Боголюбова «Вид на Москву от дома Г.И. Хлудова»
  • Какое самое крупное благотворительное заведение основал Г.И. Хлудов, и где оно находилось
  • О знаменитых потомках Найденовых – последних владельцев усадьбы «Высокие горы»
  • Чем примечателен парковый грот, и какой интересный элемент он в себя включает
  • Что исчезло из беседок-ротонд, и какими они были раньше
  • Какие места усадьбы «засветились» в знаменитых сценах из фильмов «Покровские ворота», «Звезда пленительного счастья», «Интердевочка»
  • и о многом другом.

В ходе экскурсии вы увидите:

  • Главный усадебный дом (внешний осмотр) с изящным крыльцом и необыкновенным пандусом
    Конный двор с каретным сараем и конюшней
  • Регулярный парк с гротом, беседками-ротондами, парковой скульптурой, в котором сохранилось несколько вековых дубов
  • Дом А.Н. Найденова.

Место встречи - м. Чкаловская, далее выйти из метро в сторону ул. Земляной Вал. Встреча группы на автобусной остановке возле ТЦ «Атриум». Ориентир — рядом с остановкой будут главные ворота в Усадьбу Боткиных (адрес для навигатора — ул. Земляной Вал, 35, стр. 1.) Окончание: около ближайшей ст. м. Курская

Маршрут:экскурсия проходит по территории усадебного комплекса «Высокие горы»

Продолжительность: 1.5 часа

Экскурсовод: Ирина Петровна

История
В 1828 году братья Усачёвы – Василий Николаевич и Петр Николаевич, купцы, успешно занимающиеся продажей чая, купили у вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы и занялись его обустройством.
Надо сказать, что в 1820-1830-х годах границу Москвы расширили, земляной вал снесли, а ров засыпали. Поскольку на месте образовалась очень широкая полоса земли, для дороги и тротуара оставили 25 метров, а остальное отдали местным землевладельцам с обязательным условием – сделать палисадник, посадить деревья и поставить хорошую ограду. Территория будущей усадьбы Усачёвых-Найдёновых располагался как раз возле земляного вала и вошёл в границы Москвы, так что его хозяева получили приличный кусок земли под палисадник.
Поскольку территория уже вошла в черту Москвы, несмотря на свой вид, усадьба считается городской.
Для обустройства усадьбы пригласили известного архитектора Доменико Жилярди. По его проекту главный дом, каретный сарай и конюшни образовывали внутренний двор. Парадных вход в главным дом находился во дворе. С южный стороны от дома в парк спускается закруглённый пандус, украшенный вазами и львами. Интересно, что приём заимствован из архитектуры Царского села, и в Москве использован только в этом месте.
За конюшней находились хозяйственные здания и огороды. В парке, существовавшем ещё до строительства усадьбы установили несколько павильонов, в том числе музыкальный и Чайный домик. Возле дома построили грот. На краю холма, предположительно, по проекту ученика Жилярди А.Г. Григорьева установили две восьми-колонные беседки-ротонды.
Пётр Николаевич очень любил заниматься садоводством. Благодаря ему на территории парка появились оранжереи, пользующиеся популярностью среди москвичей.
При Усачёвых усадьба стала не менее роскошной, чем владения дворян. Её даже хотела купить Великая Княгиня Елена Павловна, но не сложилось.
В усадьбе часто устраивались приёмы, а сами Усачёвы были так популярны в обществе, что мост через Яузу недалеко от усадьбы длительно время назывался «усачёвским».
После смерти Петра Николаевича в 1848 году за усадьбой перестали следить и она постепенно пришла в упадок. В 1854 году её купил текстильный фабрикант и благотворитель Герасим Иванович Хлудов. Он занялся усадьбой, преобразил парк на английский манер, модный в те времена. В парке появились птичий двор, зверинец, а так же редкие виды растений, а оранжереях гости могли увидеть южные растения. В саду и главном доме провели водопровод, подключили калориферное отопление.
Герасим Иванович занимался коллекционированием картин и при нём в усадьбе появляется картинная галерея.
При нём дом часто посещали важные люди, чья деятельность связана с финансами.
После смерти Хлудова в 1885 году, его имение делят между собой четыре дочери, уже имеющие свои семьи. Позже Александра Герасимовна Найдёнова выкупает у сестёр усадьбу. Продолжая дело отца-благотворителя, Александра Герасимовна в 1888 году недалеко от усадьбы открывает дом призрения с храмом преподобного Герасима. Там была богадельня на 80 человек и дом бесплатных квартир на 150 вдов с сиротами.
По одним данным Найдёновы не живут в усадьбе, по другим, вместе с ними там поселяется и брат мужа Александры Герасимовны – Николай Александрович Найдёнов, предприниматель, 39 лет избиравшийся гласным городской думы, и увлекавшийся архитектурой старой Москвы.
Возможно, Найдёновы там жили только время от времени или приезжали на время приёмов. А приходили к ним в гости, как и купеческая элита, так и профессора.
Александра Герасимовна поддерживала усадьбу в отличном состоянии до самой революции. После чего в усадьбе разместился туберкулёзный санаторий «Высокие холмы». Название, по все видимости, произошло от месторасположения санатория.
В 1950-х годах по проекту реставрации И. Рубен и Г. Солодкой служебным постройкам и части декора был возвращён изначальных архитектурный облик. Немногим позже почти полностью отреставрированный Чайный домик сгорел, а концертный павильон просто полностью исчез с территории парка.
До нашего времени дожили главный дом, каретный сарай, конюшни, некоторые хозяйственные постройки, пандус, грот, две беседки-ротонды.
Парк иногда использовали для съёмок фильмов, например, встречается он в фильме «Покровские ворота».
После санатория на территории усадьбы располагался городской врачебно-физкультурный диспансер. С 1999 года на территории находится Московский научно-практический центр спортивной медицины.

Настоящее
Давайте прогуляемся по современной усадьбе Усачёвых-Найдёновых.
Расположена она совсем недалеко от метро «Чкаловская» и «Курская»-кольцевая. В первом случае нужно выбрать выход с переходом на кольцевую, во втором с переходом на Люблинскую линию. Недалеко от выхода будет широкая улица Земляной вал. Подходим к ней и смотрим на дома с другой стороны. Теперь надо повернуть налево и идти вдоль улицы прямо, не сворачивая. На пути попадётся один подземный переход, воспользуемся им, чтобы пересечь Верхнюю Сыромятническую улицу, что идёт перпендикулярно Земляному валу. Если позже на другой стороне вы увидите между двух домом интересную ограду в виде арок, а за ней лестнице – значит путь выбран верно, и скоро слева от вас появятся ворота в усадьбу.
Ворота в усадьбу находится выше тротуара, а перед ними находятся пандус и лестница. На одной колонне висит зелёный крест, а на другой таблички. Они сообщают нам, что этот объект охраняется государством и что здесь находится центр спортивной медицины. Поднимаемся наверх и видим ещё одну табличку – часы приёма больных, посетителей и запрет на спиртное.
Входим через старинные ворота на территорию. Справа располагается главный дом, он же здание администрации, слева спортивная аптека.
Сразу бросается в глаза, что окна главного здания украшены барельефами в виде львиных голов. Вход в дом находится за углом. Над входом большой козырёк, украшенный ажурным орнаментом, по бокам крыльца сидят львы и грифоны. Возле последних стоят зелёные скамейки.
Напротив входа располагается небольшой сквер с ёлочками, скамейкой, дорожками в три стороны. Слева от него – здание поликлиники, бывший каретный сарай. На нём тоже найти барельефы, псевдо-колонны.
Напротив главного дома находится бывшая конюшня, ныне травматологическое отделение, выполненное, как и остальные здания в одном стиле – таком простом, но в тоже время красивом. На первом этаже конюшни где-то посередине окон между ними находятся кольца, а чуть выше кое-где штырьки. Интересно, для чего они служат?
От травматологического отделения поворачиваем налево и идёт к хозяйственным постройкам. Там видно много деревянных домиков, современный съезд на территорию. Сразу на бывшей конюшней поворачиваем направо и идём к парку. Аллея, которую мы выбрали выводит к восточной беседке ротонде. За домом на газоне справа видим статую – мужчина с виноградом, а у его ног ребёнок.
По дороге беседке на дереве висит предупреждение о падающих ветках. Да и по виду деревья здесь древние, скрипучие, того гляди на тебя что-нибудь свалится.
Подходим к беседке, она сама и восемь колонн украшены повторяющимся рисунком. Сразу за беседкой начинается склон холма. Осмотревшись, идём ко второй по дорожке. Когда проходим половину, видим слева ступеньки – спуск низ.
Вторая беседка почти копия первой. Почти потому что кое-где более разрушенная. От неё поворачиваем направо – к зданиям центра. По пути нам встречаются три статуи и оболочка дерева, скреплённая железными полосками. Сначала склонившая голову девушка, потом дерево, а за ним справа юноша, слева женщина без правой руки.
Идём до конца дорожки и почти у самых ворот поворачиваем налево. Дорога приводит нас к гроту и пандусу. Часть грота облагорожена, там часто можно видеть как люди отдыхают и перекуривают.
Бортики пандуса украшены вазами, а у самого спуска на них сидят такие же львы как и на входе. Часть краски от стены главного дома и пандуса здесь отвалилась, так что видны кирпичи. Можно подняться туда и пройтись до самого здания.
Дальше идём по дорожке, перпендикулярно пандусу и плавно спускаемся вниз с холма. Над нами оказывается одна из беседок. Дальше наш путь лежит по прямой аллее вдоль холма.
Из интересного, что встретилось мне, это стул возле тополя (вроде бы), к которому идёт тропинка, а потом дальше идёт дорожка из одиночных следов. А дальше на заборе неожиданно начинается колючая проволока и убегает до самого конца с этой стороны.
Аллея постепенно заворачивает и поднимается на холм, выводя нас к административным корпусам, один из которых сейчас реконструируется. Идём мимо них дальше и доходим до старого фонтанчика. Пройдём от него до скульптур и повернём к выходу. Поднимемся по небольшой лесенке и окажемся во внутреннем дворе усадьбы. Повернувшись к воротам, увидим дула двух пушек, будто застрявших в фундаменте.
На этом наша прогулка по усадьбе заканчивается. Напоследок, можно уже за территорией пройтись немного в сторону Яузы и посмотреть на фасад дома со стороны дороги.

Спасибо за внимание!

Ещё фотографии:










Прогулка по регулярному парку усадьбы Усачевых-Найденовых (Высокие Горы).



Всего 46 фото

Главная аллея ведет к белокаменной беседке-ротонде. Слегка пустынное впечатление, но где то в этих местах, что мы видим на первом плане стоял замечательный «Музыкальный павильон».
03.

Не правда ли восхитительное сооружение!? Концертный зал, или музыкальный павильон, построенный в усадьбе архитектором Жилярди, был украшен с трех сторон шести колонным портиком, а с четвертой - полукруглым выступом - он окончательно утрачен в 70-х годах XX века.
04.

1904-1912 г. Музыкальный павильон.
"Московский стиль Ампиръ.(Empire)" Изданiе В.Е.Приземлина, Москва, Уланский пер.,д.13, кв.18. Фототипiя Шереръ, Набгольц и Ко, Москва

05.

1905 г. Музыкальный (концертный) павильон.
"Московский стиль Ампиръ.(Empire)" Изданiе В.Е.Приземлина, Москва, Уланский пер.,д.13, кв.18. Фототипiя Шереръ, Набгольц и Ко, Москва.
Источник: sontucio.livejournal.com


А это тоже не сохранившийся чайный домик. Он сгорел в 1943 году.
06.

1905 г. Чайный домик.
Чайный павильон был построен в 1829 году. Утрачен в 1943 году.
Источник: архив СПБ

07.

Поворачиваем направо, и перед нами знаменитая терраса-пандус, ведущая из высокого верхнего этажа главного здания усадьбы в парк.
08.

Здесь следует сказать, что поскольку главный дом усадьбы в классическом стиле ампир должен был стоять на высоком берегу Яузы важной задачей было "обыграть" доступ из главного дома в регулярный парк. Жилярди изящно решил эту творческую задачу и, в основном не применяя ступени, спроектировал эффектную легкую изогнутую террасу-пандус плавно и незаметно погружающуюся и ведущую в лоно террасного усадебного парка.
09.

Здесь, в нижней части террасы нас встречают знакомые и "почти живые" чугунные литые скульптуры стерегущих львов.
10.


11.


12.


13.

Вдоль террасы на белокаменных постаментах Доменико расположил многочисленные массивные чугунные вазоны с растительным орнаментом и изображениями резвящихся херувимов. Поднимемся же по этой удивительной террасе, с которой когда то открывались совершенно изумительные виды на Москву и Кремль.
14.


15.


16.

Многих вазонов на своих местах не хватает, очевидно унесенных «революционным вихрем»)
17.


18.


19.


20.

Здесь реально высоко и сквозь еще не густую листву видна Новая Москва. Ты как будто парИшь над городом. Недаром же, когда то, военный санаторий, что располагался здесь, назывался «Высокие Горы».
Здорово! Правда!?
21.

А вот и парадный выход в парк.
22.


23.

А это уже архитектурная деталь террасы с фигурной литой арочной решеткой. Кирпич с этой тыльной стороны вываливается, либо реставраторы готовят место для ремонтных фасадных работ.
24.

Прямо рядом с террасой и главным домом в парке устроен парковый грот, функцией которого обычно является возбуждение романтических и возвышенных чувств посетителей парка.
25.

Давайте обойдем его со всех сторон.
26.

Сейчас он используется для банальных перекуров реабилитирующихся спортсменов, поэтому мне пришлось убрать в фотошопе большое ведро для окурков чтобы снять неизбежный диссонанс)
27.

Прямо от главного здания в парк мимо грота ведет небольшая приватная дорожка.
28.

В парке очень красиво и спокойно.
29.

Здесь же в центральной его части стоят старые отлитые из чугуна скульптуры олицетворяющие времена года.
30.


31.

32.

Немного поодаль можно найти и Вакха с виноградной гроздью - символизирующего урожайную Осень.
33.

Обычно многие авторы упоминают четыре скульптуры, но мне удалось найти только три… Может изваяние одного из времен на реставрации!?
34.

В парке сохранились две красивейшие беседки-ротонды построенные в 1835 году архитектором Григорьевым. Когда то в них стояли также парижские литые металлические скульптуры, но их, к сожалению нигде не видно.
35.


36.

На фризе ротонды растительный орнамент с теми же грифонами у победной чаши.
37.

Вот так выглядит первая ротонда и часть террасного усадебного парка с видом в сторону Земляного вала.
38.


39.

Вторая беседка находится неподалеку прямо напротив первой. К ней ведет романтичная тропинка, выложенная уже современной бетонной брусчаткой. Ее купол в более удручающем состоянии, чем у первой, но это даже придает какой то теплый шарм парковой архитектуре усадьбы.
40.

Вот так и живет этот террасный парковый ансамбль Усадьбы Усачевых-Найденовых в Старой Москве уединенно и "высоко". Здесь совсем мало гуляющих и определенно стоит сюда сходить прогуляться, отдохнуть и поразмышлять о судьбах строивших эти земные дворцы, судьбах Старой Москвы, как и, впрочем, и о своей собственной. Я получил колоссальное удовольствие, хорошо от души отдохнул и снял напряжение. Если этот материал вызывал подобные чувства и у Вас, значит он был написан не зря.

Дополнительная информация:

Рекомендую замечательный материал моего друга по ЖЖ, deadokey , кто подробно и с любовью исследовал историю этой усадьбы. В двух постах своего журнала он выложил в массу исторического материала, хороших фото, старых фотографий усадьбы, усадебного парка и редчайших городских карт, - так, что удовольствие от соприкосновения с его исследовательским материалом Вы точно получите:
Часть 1
Часть 2

Совершенно уникальный и фактически детективный исторический материал-расследование, касаемо усадьбы «Высокие Горы». До конца я его так и не осилил, так, что предлагаю энтузиастам и любителям покопаться в этих любопытных исторических источниках и узнать много нового об истории Старой Москвы в общем и Высоких Горах в частности.
Земляной вал дом 53. Усадьба Гагариных-Усачёвых-Хлудовых

Все фото сделаны компактной с широкоугольным объективом .

В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки.

По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.

От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.

Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.

Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились две беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых-Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».

В парке усадьбы Усачевых-Найденовых - грот, фонтан, беседки-ротонды, привезенные из Парижа скульптуры времен года, «Чайный» (или «Музыкальный») домик, чугунные скамейки, фонарь в стиле «модерн». Сохранились чугунные вазы, львы и грифоны на пандусе, статуи четырех времен года в парке, кованый козырек над парадным крыльцом.

В прошлые выходные я побывала на экскурсии в Центральных Хлудовских банях и была просто поражена их красивейшими интерьерами. Оказалось, что создатель этих бань купец первой гильдии Герасим Иванович Хлудов в Москве жил в прекраснейшей усадьбе Высокие горки на берегу Яузы. Мне удалось прогуляться по территории его бывшего имения в самом начале золотой осени. Находится оно недалеко от метро «Курская» по адресу Земляной Вал д.53.

Мой отзыв о посещении Китайских бань и много фотографий красивейших интерьеров

С одной стороны ворот мы видим, как бурлит городская жизнь, и проносятся по проспекту десятки машин, но стоит пройти внутрь, и мы попадаем в совсем другую Москву, тихую и неторопливую.


Кстати попасть на территорию приусадебного парка можно абсолютно свободно, сейчас в здании размещается восстановительны й медицинский центр для спортсменов. Посторонних никто не выгоняет, здесь гуляют как жители близлежащих районов, так и любители старой Москвы, нередки в парке и экскурсионные группы.

Место для усадьбы было выбрано очень удачное: на пригорке возле Яузы с видом на Кремль. Владельцев имения было очень много, но настоящий расцвет усадебного комплекса Высокие горки пришелся на XIX век. При князе Н.С. Гагарине знаменитый архитектор Д. Жилярди спроектировал и начал строительство замечательного архитектурного ансамбля, включающего барский дом, конюшни, хозяйственные постройки и увеселительные павильоны. В 20-е гг. XIX века усадьбой владели чаеторговцы братья Усачевы. Они также приглашали Д. Жилярди и его коллегу архитектора А.Г. Григорьева для обустройства имения. Один из братьев – Петр Николаевич увлекался садоводством. Он создал в Высоких горках регулярный парк с оранжереями, в которых выращивались экзотические растения.


Усачевы были настолько популярны в округе, что расположенный неподалеку Высокояузский мост стали называть «усачевским». После смерти владельцев с 1848 г. великолепный усадебный комплекс стал приходить в упадок. Тут то его и купил знаменитый благотворитель, купец первой гильдии и владелец миллионов Герасим Иванович Хлудов. У него уже был дом на другом берегу Яузы и он часто любовался усадьбой Высокие горы, поэтому приобрел ее сразу же, как представилась такая возможность. Случилось это в 1854 г., после чего Хлудов с новыми силами принялся обустраивать усадьбу уже по своему вкусу. В быту были сделаны такие усовершенствован ия, как подключение дома к Мытищинскому водопроводу и оснащение его современной системой отопления. В парке появился птичник и зверинец. Особой страстью владельца усадьбы было коллекционирован ие предметов искусства. Хлудов собрал внушительную коллекцию произведений таких художников, как В. Перов, П. Федотов, В. Тропинин и И. Айвазовский. В доме была обустроена настоящая картинная галерея. Но и сама усадьба пользовалась популярностью у людей искусства, в качестве натуры, с которой они писали свои замечательные картины, или места, откуда хорошо были видны московские улочки. Так, например, А. Боголюбов нарисовал здесь свою картину «Вид на Москву из Хлудовского сада». В Высокие горы на приемы приезжали банкиры, чиновники и другие государственные деятели. Об усадьбе писали восторженные отзывы. Однако в 1885 г. Герасим Иванович Хлудов скончался. Имение досталось в наследство дочерям купца. Одна из них, Александра, выкупила усадьбу у сестер. Сама она здесь не жила, но всячески поддерживала и следила за состоянием имения. Так как по мужу она носила фамилию Найденова, то эта фамилия, вместе с Усачевыми стала стойко ассоциироваться с Высокими горками. Сейчас на воротах висит табличка, указывающая на то, что это бывшее имение Усачевых-Найдено вых. Очень странно, что фамилия Хлудовы, которые действительно сильно преобразили Высокие горки, даже не упоминается. После революции в усадьбе размещался туберкулезный санаторий, а сейчас центр реабилитации спортсменов. Возможно, это способствовало довольно хорошей сохранности архитектурных объектов. В парке Высокие горки снимали такие фильмы, как «Покровские ворота», «Интердевочка» и «Гостья из будущего».


Высокие горки были последней крупной работой в России известного архитектора Д. Жилярди. До этого он работал над усадьбой Кузьминки, поэтому можно легко заметить сходство стилей павильонов этих двух усадеб. Также и здесь, и там мы видим львов и грифонов, чугунные ворота и многие другие схожие элементы декора.


В Высоких горках главный дом, каретный сарай и конюшня образуют единый внутренний двор.


Крыльцо главного дома украшают характерные для работ Жилярди статуи грифонов и сфинксов.


За конным двором размещались сады и оранжереи.


Затем идут хозяйственные постройки.




За кладовыми проходила уютная липовая аллея.


Здесь сохранились четыре скульптуры «Времена года».


Я вспомнила, что очень похожие статуи я видела на экскурсии в Тимирязевском парке. Оказалось, что не случайно, я заметила их сходство: скульптуры эти отливались на Демидовских заводах в XVIII веке, а потом долго путешествовали из одного имения в другое. Так, одни попали в исторический парк Тимирязевской академии, а другие в усадьбу Усачевых-Найденовых.


Раньше аллею украшал фонтан и чайный домик. Сейчас они, к сожалению, утрачены. Зато сохранились две беседки-ротонды на крутом холме.


У главного дома мы видим грот, который засветился в конце фильма «Покровские ворота», когда главные герои отплясывали в этом чудесном парке.


Рядом пандус, плавно поднимающий гостей к парадному входу в усадьбу. usadba-visokii-gorki-11-of-27


Интересно, что при Хлудовых имение примыкало к усадьбе Найденовых, на месте которой сейчас стоит центр Сахарова. После свадьбы Александры Герасимовны Хлудовой и Александра Александровича Найденова эти два усадьбы объединились. К сожалению, дом Найденовых был разрушен и сейчас на его месте мы ничего, кроме клумбы не увидим.


Много тайн и легенд связано с усадьбой Высокие горки, некоторые из них только предстоит разгадать. Я же рекомендую ее, как отличное место для прогулок в самом центре Москвы.