В чем суть монархии. Современная монархия: особенности, виды, примеры

№ п/п Регион Страна Форма правления
Е В Р О П А Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии) КМ
Испания (Королевство Испания) КМ
Бельгия (Королевство Бельгия) КМ
Нидерланды (Королевство Нидерландов) КМ
Монако (княжество Монако) КМ
Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн) КМ
Швеция (Королевство Швеция) КМ
Норвегия (Королевство Норвегия) КМ
Дания (Королевство Дания) КМ
Люксембург (Великое Герцогство Люксембург) КМ
Андорра (Княжество Андорра) КМ
Ватикан АТМ
А З И Я Бруней (Бруней Даруссалам) АТМ
Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия) АТМ
Катар (Государство Катар) АМ
Оман (Султанат Оман) АМ
Кувейт (Государство Кувейт) КМ
Бахрейн (Государство Бахрейн) КМ
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) КМ
Бутан (Королевство Бутан) КМ
Камбоджа (Королевство Камбоджа) КМ
Таиланд (Королевство Таиланд) КМ
Малайзия (Федерация Малайзия) КМ
Япония КМ
Иордания (Иорданское Хашимитское Королевство) КМ
АФРИКА Марокко (Королевство Марокко) КМ
Свазиленд (Королевство Свазиленд) КМ
Лесото (Королевство Лесото) КМ
Океания Тонга (Королевство Тонга) КМ

Примечание: КМ – конституционная монархия;

АМ – абсолютная монархия;

АТМ – абсолютная теократическая монархия.

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение получила в периоды новой и новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают президентскую, парламентскую и смешанную республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

Отличительные черты такой формы правления:

· внепарламентский метод избрания президента (либо населением - Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков - США),



· внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

· в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Тем не менее, глава государства обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) - форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики. Из современных к смешанным относятся пятая республика во Франции (после 1962 г.), Португалия, Армения, Литва, Украина и Словакия.

Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне).

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, а также африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы XX в. и даже позже.

Вместе с тем надо иметь в виду, что столь прогрессивная форма правления отнюдь не унифицирует республики. Они довольно существенно отличаются друг от друга в политическом, социальном и в иных отношениях.

Следует отметить своеобразную форму правления - межгосударственные объединения: Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth) и Содружество Независимых Государств (СНГ, в состав которого входит Россия).

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии - около 50 стран с общей территорией более 30 млн. км 2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества... символом свободной ассоциации независимых государств - его членов». Часть членов Содружества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа- Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Ямайка и некоторые другие - официально именуются как «государства в составе Содружества». Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства. Высший орган Содружества- конференции глав-правительств.

В 1991 г., одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия). Впоследствии к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме трех государств Балтии. Цели: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между народами, государственными институтами стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран. В разные годы в рамках СНГ возникли субрегиональные объединения: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, в качестве наблюдателей приняты Россия, Грузия, Турция и Украина) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В 1996 г. был создан Таможенный Союз, объединивший экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (впоследствии к ним примкнул Таджикистан. В октябре 2000 г. на базе таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Продолжают формироваться среди стран-членов СНГ и военно-политические объединения (например, Договор о коллективной безопасности). В сентябре 2008 года после конфликта в Южной Осетии Грузия заявила о желании выйти из состава содружества.

Форма государственного устройства (административно-территориальное устройство государств) – важный элемент политической карты мира. Она непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерные признаки федерации:

Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; провинций - в Аргентине, Канаде; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований (автономных округов, краев, областей - в России);

Субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц;

Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.

В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их по существу можно рассматривать как унитарные, а не федеративные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.), которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787 г.).

Большинство государств мира унитарные. Федерациями являются сегодня только 24 государства (таблица 4).

гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

в пер. с греч. - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью - абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. - такая форма правления, при которой глава государства - монарх (император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом. Его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно. В своем развитии М. проходит ряд этапов, изменяясь и приобретая новые черты. Первой формой М. являлась рабовладельческая М. Первоначально она выступала в форме восточной деспотии, которую имели многие государства Древнего Востока - Вавилон, Египет, Индия. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. Для феодального строя специфичными были раннефеодальная М. (с XI в. до н.э. до I в. н.э.) и сословно-представительные М. (с X по XV в.). Последняя характеризуется усилением центральной власти, сосредоточением в руках монарха основных рычагов управления, опорой на крупное дворянство и широкие слои городского населения. Наряду с сильной властью монарха, основу которого составляли мощная армия и разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные органы: в России - Соборы, в Англии - Парламент, в Польше - Вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты.

В зависимости от правового статуса монарха принято выделять абсолютные и ограниченные М. Абсолютная М. характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти, возникает в условиях аграрного строя, т.е. характерна (по терминологии К. Маркса) для рабовладельческой (например, Рим эпохи домината - III в. н.э.) и феодальной общественно-экономической формации. Как правило, переход от аграрного строя к индустриальному в процессе буржуазных революций (XVII - XIX вв.) сопровождался упразднением абсолютной М. В правовом отношении монарх - источник любой власти, он определяет пределы власти в издаваемых им же нормативных актах. В основе всякого закона лежит воля монарха. Абсолютную М. характеризуют следующие юридические признаки:

1) концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд);

2) персонификация государства в лице монарха. Ставшая крылатой фраза французского короля Людовика XIV "Государство - это я" как нельзя лучше характеризует этот признак монархии - единоличность правления. Монархическое государство - это государство, в котором власть принадлежит одному лицу, и этой властью оно пользуется по собственному усмотрению и праву. Для него характерно придание власти священного (божественного) происхождения, наделение ее религиозным содержанием (монарх - это помазанник Божий, т.е. человек, наделенный неограниченной властью от Бога. Монархи нередко одновременно являлись высшими духовными лицами); 3) передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления; 4) освобождение монарха от какой-либо ответственности (неответственность монарха выражалась в принципе "Король не может быть не прав"). Абсолютная М. в современных условиях - исключение. Как форма правления абсолютная М. получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Ныне она сохранилась лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные формы общественной жизни (к примеру, в Омане, Катаре, Брунее). Как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии ++доинструальной эпохи абсолютная М. сохраняется в странах с довольно высоким уровнем экономического развития и развитой социальной инфраструктурой (Саудовская Аравия).

Демократизация общественной жизни, стремление ограничить абсолютистскую власть способствовали появлению ограниченной М. - такой формы правления, при которой власть монарха в той или иной мере связана (ограничена) законом, конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную М. Дуалистическая М. характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство (как это, в частности, было характерно для России конца XIX - начала XX в.). По существу, речь идет о принципе разделения властей в государстве, хотя в весьма ограниченной форме. Монарх хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. монарх волен утверждать (придавать силу) или не утверждать закон. Только он имел право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам; может распустить парламент (т.е. упразднить дуалистическую монархию). Такая форма правления наиболее распространена была в XIX и начале XX вв. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся лишь в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа - парламента (в Иордании это меджлис), обладающего правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх - глава государства, обладающий одновременно прерогативами в сфере исполнительной власти. Он же назначает ответственного перед ним правителя.

Современные развитые государства характеризуются конституционной (парламентарной) формой М. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления - не более чем символ нации, своего рода декорация. Так, конституция Испании 1978 г. (ст. 56) признает короля символом единства и постоянства государства. Конституция Японии 1946 г. исходит из того, что "император является символом государства и единства нации" (ст. 1). Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так - "Царствует, но не правит". Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции в основном носят представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако, исходя из принципа "монарх не ответствен" (не может нести политическую и юридическую ответственность), такая подпись требует процедуры контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). Монарх также скрепляет своей подписью принимаемые парламентом законы, иногда наделяется правом относительного вето, но использует его крайне редко. Конституционная (парламентарная) монархия - достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и других странах (всего их около 65).

Современной государствоведческой практике известны и нетрадиционные формы М. К таковым относится выборная М., существующая в странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В частности, глава Федерации Малайзии избирается Советом правителей, объединяющем глав 11 монархических штатов. В Объединенных Арабских Эмиратах эмиры (главы семи княжеств Персидского залива, входящие в ОАЭ) избирают Президента ОАЭ.

Известны и так называемые теократические М., где глава государства - монарх одновременно является главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. К таким М. относится Ватикан, где духовный владыка католиков всего мира является и главой этого государства. Элементы такой формы правления присутствуют в Саудовской Аравии, где глава государства - король выполняет не только религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабистского направления ислама.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Читая исторические романы с неизменным присутствием государств, управляемых королями, императорами, фараонами, шахами, султанами, великими князьями и герцогами, думается, что это все далекое прошлое. Поколениями воспитанные на атеистической, социалистической и непонятно какой сейчас идее, граждане России забыли, что по всему миру еще сильна монархия – власть от Бога. В разных государствах она , но по-прежнему легитимна, уважаема большинством своего народа. В каких странах сохранилась монархия, как крепко она удерживает власть в изменившихся условиях, расскажет эта статья.

Властители Европы, Ближнего Востока

Несомненным лидером монархов всего мира по авторитету, длительности срока нахождения на троне, мощи своей страны с доминионами по всей планете, над которой по-прежнему не заходит Солнце, является королева Великобритании, глава Британского Содружества наций Елизавета II. Она правит с 1952 года.

Интересный факт, что представитель правящей династии является не только верховным главнокомандующим, но и главой англиканской церкви. По-видимому, монархи из Виндзоров железной рукой решают не только мирские проблемы, но и дела религиозного толка, не оставляя ничего без своего контроля.

Невзирая на авторитарность Елизаветы II, вопрос – в каких странах абсолютная монархия - к ней не относится. В Великобритании - парламентская монархия, когда в данном случае власть королевы ограничена конституцией, она выполняет, в основном, представительские функции. Вот только что-то верится в это с трудом.

Парламентский вид конституционной монархии также в Дании – с 1972 года королева Магрете II, Швеции – с 1973 года король Карл XVI Густав.

Короли правят также:

  • Испанией – Филипп VI (с 2014 г.).
  • Нидерландами – Виллем-Александр (с 2013 г.).
  • Бельгией – Филипп (с 2013 г.).
  • Норвегией – Харальд V (с 1991 г.).

В Монако с 2005 года правит князь Альбер II. Любопытная ситуация в Андорре - здесь два соправителя: князь Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья с 2003 года и президент Франции Франсуа Олланд с 2012 года.

В целом хваленая европейская демократия на фоне торжества монархического строя, пришедшего из глубины веков, производит довольно странное впечатление. Невзирая на наличие парламентов, других выборных институтов власти, монархи многих государств Европы являются не декоративными, а реальными правителями, уважаемыми, любимыми своими народами.

В каких странах абсолютная монархия? В основном, это страны Ближнего Востока, такие как:

  • Оман;
  • Катар;
  • Саудовская Аравия.

Здесь монархи обладают поистине неограниченной властью подобно властителям прошлого, обладая возможностью казнить и миловать, руководить страной, сообразуясь только с собственным мнением. Наверное, для придания намека на новые демократические веяния, в некоторых из этих стран народ иногда может выражать свои чаяния через совещательные организации.

Монархи Нового Света

Форма правления во многих странах, открытых европейцами и названных Новым Светом, давно и часто раньше государств Старого Света, уже управлялась единолично местными раджами, султанами, эмирами, а также королями и императорами.

В каких странах сохранилась монархия сегодня:

  • Япония. Император Акихито. Правит с 1989 года. Хочет сложить с себя полномочия в связи с состоянием здоровья.
  • Малайзия. Король Абдул Халим Муадзам Шах.
  • Камбоджа. Правит король Нородом Сиамони.
  • Бруней. Султан Хассанал Болкиах.

Тем, кто побывал в Таиланде, известно, с каким почтением и любовью жители страны относятся к своему монарху. Когда была попытка законодательно ограничить его власть, в стране разразился политический кризис, едва не закончившийся гражданской войной. Недавно, в октябре 2016 года король Пумипон Адульядет, правивший Таиландом с 1946 года, скончался, в стране был объявлен годовой траур.

Ответы на вопрос – в каких странах сохранилась монархия - зачастую очень неожиданные, дают пищу для размышлений. Оказывается, половина мира живет под «гнетом» единоличных правителей, но не только не создает марксистские кружки, печатая прокламации, призывающие свергнуть тиранов, а искренне любит своих монархов, членов правящих династий. Например, в Великобритании, Таиланде, да и .

Существование различных форм правления в современном мире обусловлено историческими особенностями развития государств в разных частях света. Специфические события, происходившие в судьбе каждого народа, провоцировали изменения в политическом строе и в отношении к правительству страны. Так, развивались формы правления, в которых решения принимало своего рода народное собрание или любое другое объединение нескольких людей. А в некоторых государствах авторитетом и полной властью обладал лишь один человек, такой тип власти называется монархией.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку и, чаще всего, передаётся по наследству. Единоличного правителя называют монархом, а в разных культурных традициях он приобретает различные именования – царь, король, князь, император, султан, фараон и т.д.

Ключевыми особенностями монархического строя являются:

  • Наличие единоличного монарха, правящего в государстве пожизненно;
  • Передача власти по наследству;
  • Монарх представляет своё государство на международной арене, а также является лицом и символом нации;
  • Власть монарха часто признаётся священной.

Виды монархии

В современной науке выделяется несколько разновидностей монархической власти. Основным принципом классификации понятия выступает степень ограничения власти монарха. Если царь, император или какой-либо другой единоличный правитель обладает неограниченной властью, а все органы власти ему подотчётны и полностью подчиняются, то такая монархия называется абсолютной .

Если же монарх является лишь представительным лицом, а его власть ограничена конституцией, полномочиями парламента или культурной традицией, то такая монархия называется конституционной .

Конституционная монархия, в свою очередь, делится на две ветви. Первый вид – парламентарная монархия – предполагает только представительную функцию монарха и полное отсутствие у него власти. А при дуалистической монархии глава государства имеет право принимать любые решения о судьбе страны, но только в рамках одобренной народом конституции и других законов.

Монархия в современном мире

В наши дни ещё многие страны сохраняют монархическую форму правления. Одним из самых ярких примеров парламентарной монархии является Великобритания, где монарх выступает в роли представительного лица могущественной страны.

Традиционный вариант монархии, или абсолютная монархия, сохраняется в некоторых государствах Африки, например, в Гане, Нигерии, Уганде или ЮАР.

Дуалистическая монархия сохранилась в таких странах, как Марокко, Иордания, Кувейт, Монако и Лихтенштейн. В последних двух государствах дуалистическая монархия представлена не в чистом виде, а с некоторыми специфическими особенностями.

Что такое монархия? Чаще всего это слово вызывает у людей ассоциации с чем-то пышным, величественным и абсолютным. В данной статье мы рассмотрим не только общее понятие, но и виды монархии, ее предназначение и цели как во многовековой истории человечества, так и в настоящий момент. Если кратко обозначить тему статьи, то ее можно сформулировать так: «Монархия: понятие, признаки, виды».

Какой вид правления называют монархией?

Монархия – это один из видов правления, который предполагает единоличное руководство страной. Другими словами, это такое политическое устройство, когда вся власть находится в руках одного человека. Такой правитель называется монархом, но в разных странах можно услышать иные титулы, а именно: император, шах, король или королева – все они монархи, независимо от того, как их называют на родине. Еще одним важным признаком монархической власти является то, что она передается по наследству без каких-либо голосований и выборов. Естественно, если прямых наследников не существует, то в силу вступают законы, которые контролируют престолонаследие в монархических странах. Таким образом, власть чаще всего, переходит к ближайшему родственнику, но мировая история знает много иных вариантов.

Вообще, форма правления в государстве определяет структуру высшей власти в стране, а также распределение функций, ответственности и обязанностей высших законодательных органов. Что касается монархии, то, как уже говорилось, вся власть принадлежит единому правителю. Монарх получает ее пожизненно, и к тому же не несет никакой юридической ответственности за свои решения, хотя именно он определяет, как государство должно поступить в той или иной ситуации.

Как отличить монархическую форму правления?

Вне зависимости от того, что разные виды монархии имеют свои отличия, существуют также и основные признаки, общие для всех. Подобные характеристики помогают быстро и точно определить, что мы имеем дело действительно с монархической властью. Итак, к основным характеристикам относятся следующие:

  1. Существует единоличный правитель, который является главой государства.
  2. Монарх пользуется своей властью от момента вступления в должность и до смерти.
  3. Передача власти происходит по родству, что называется наследованием.
  4. У монарха есть полное право управлять государством на свое усмотрение, его решения не обсуждаются и не подвергаются сомнениям.
  5. Монарх неподвластен юридической ответственности за свои действия или решения.

О видах монархии

Как и другие виды правления, монархия – понятие достаточно широкое, поэтому определяются еще и ее подвиды с отдельными признаками. Практически все виды и формы монархии можно сгруппировать в следующий список:

  1. Деспотия.
  2. Абсолютная монархия.
  3. Конституционная монархия (дуалистическая и парламентарная).
  4. Сословно-представительская монархия.

Для всех этих форм правления сохраняются основные признаки монархии, но они имеют свои уникальные нюансы, которые и создают различия между ними. Далее, стоит подробнее обсудить какие бывают виды монархии и их признаки.

О деспотии

Деспотия – это вариант монархии, где власть правителя вообще ничем не ограничивается. В таком случае монарха называют деспотом. Как правило, его власть исходит от военно-бюрократического аппарата. Иными словами, он контролирует подчиненных благодаря силе, которая в основном выражается в поддержке войск или других силовых структур.

Так как абсолютно вся власть находится в руках деспота, то закон, который им устанавливается, никак не ограничивает его права или возможности. Таким образом, монарх и его приближенные могут безнаказанно делать все, что считают нужным, и это не будет иметь для них никаких негативных последствий в юридическом контексте.

Интересный факт: великий древнегреческий философ Аристотель упоминал в одном из своих сочинений деспотию. Он отметил, что такая форма правления очень похожа на ситуацию с хозяином и его властью над рабами, где хозяин – это аналог монарха-деспота, а рабы – это подданные правителя.

Об абсолютной монархии

Виды монархии включают и понятие абсолютизма. Здесь главный признак – это принадлежность всей власти исключительно одному человеку. Такое устройство власти в случае с абсолютной монархией продиктовано законом. Также стоит заметить, что абсолютизм и диктатура – очень похожие виды власти.

Монархия абсолютная указывает на то, что в государстве все сферы жизни единолично управляются правителем. То есть он контролирует законодательную, исполнительную, судебную и военную отрасль. Часто даже религиозная или духовная власть находится всецело в его руках.

Рассматривая подробнее этот вопрос, можно сказать, что довольно неоднозначно мнение о таком виде правления, как абсолютная монархия. Понятие и виды руководства государствами довольно широки, но касаемо деспотии и абсолютизма, стоит отметить, что лучшим вариантом все-таки является второй. Если в тоталитарной стране под руководством деспота контролируется буквально все, уничтожается свобода мысли и уничижаются многие гражданские права, то абсолютная монархия может быть весьма благоприятна для народа. Примером способен выступить благополучный Люксембург, уровень жизни народа в котором наивысший на территории Европы. Кроме того, на данный момент мы можем наблюдать виды абсолютной монархии в таких странах, как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман и Катар.

О конституционной монархии

Отличие такого вида правления – ограниченность власти монарха, установленная конституцией, традициями или иногда даже неписаным правом. Здесь монарх не обладает приоритетом в сфере государственной власти. Важным является и то, что ограничения не просто записаны в законе, но действительно исполняются.

Виды конституционных монархий:

  1. Дуалистическая монархия. Здесь власть монарха ограничивается следующим образом: все решения, принятые монархом, должны быть подтверждены специально назначенным министром. Без его резолюции ни одно решение правителя не вступит в действие. Еще одно из отличий дуалистической монархии – вся исполнительная власть остается за монархом.
  2. Парламентарная монархия. Также ограничивает власть монарха, причем до такой степени, что, по сути, он выполняет только церемониальную или представительскую роль. Реальной власти у правителя в парламентарной монархии практически не остается. Здесь вся исполнительная власть принадлежит правительству, которое, в свою очередь, отвечает перед парламентом.

О сословно-представительской монархии

В такой форме монархии участвуют сословные представители, которые непосредственно задействованы в составлении законов и управлении государством вообще. Здесь также ограничивается власть монарха, и происходит это в основном по причине развития денежно-товарных отношений. Это положило конец стабильности натурального хозяйства, которое тогда было замкнутым. Таким образом, возникло понятие централизации власти в политическом контексте.

Такой вид монархии был характерен для стран Европы в период с ХІІ по ХІV век. Примерами можно считать парламент в Англии, кортесы и Испании, Генеральные штаты во Франции. В России же это были Земские соборы в период с XVІ по XVII век.

Примеры монархического правления в современном мире

Помимо указанных стран, абсолютная монархия установлена в Брунее и Ватикане. Стоит заметить, что Объединённые Арабские Эмираты – по сути, федеративное государство, но каждый из семи эмиратов в этом объединении – это часть абсолютной монархии.

Ярчайший пример парламентской монархии – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Также сюда иногда относят и Голландию.

К конституционной монархии принадлежат много стран, среди которых выделим следующие: Испания, Бельгия, Монако, Япония, Андорра, Камбоджа, Таиланд, Марокко и еще много других.

Что касается дуалистической монархии, то здесь стоит упомянуть три основных примера: Иордания, Марокко и Кувейт. Стоит заметить, что последний иногда относят к абсолютной монархии.

Слабости монархии

Монархия, понятие и виды которой были рассмотрены выше – это политическое устройство, которое, естественно, имеет определенные недостатки.

Главная проблема – правитель и народ слишком далеки друг от друга за счет своеобразной прослойки, именно здесь имеет слабое место монархия, как форма правления. Виды монархий все без исключения отличаются данным недостатком. Правитель практически полностью изолирован от своего народа, что негативно влияет и на взаимоотношения, и на понимание монархом реальной ситуации, а соответственно, и на принятие важных решений. Это малая доля неприятных моментов, которые провоцируются таким положением вещей.

Очевиден и тот факт, что, когда страна управляется в соответствии с предпочтениями и моральными устоями только одного человека, то это привносит некий субъективизм. Монарх – всего лишь человек и также, как обычные граждане подвержен приступам гордости и самоуверенности, которые проистекают от упоения неограниченной властью. Если к этому прибавить еще и безнаказанность правителя, то наблюдается достаточно характерная картина.

Еще один не совсем удачный момент монархической системы – это передача титула по наследству. Даже если рассматривать виды ограниченной монархии, то этот аспект все равно присутствует. Беда в том, что следующие по закону наследники не всегда оказываются достойными людьми. Это касается как общих и организаторских характеристик будущего монарха (например, не все достаточно решительны или мудры для того, чтобы управлять страной), так и его здоровья (чаще всего психического). Так, власть может перейти в руки психически неуравновешенного и глупого старшего брата, хотя в царствующей семье имеется более мудрый, и полностью адекватный младший наследник.

Виды монархии: плюсы и минусы

История показывает, что чаще всего в монархической форме правления народ недолюбливал аристократию. Проблема была в том, что люди, принадлежащие к высшим слоям общества финансово и интеллектуально отличались от большинства, соответственно, это сеяло естественную вражду и порождало взаимную неприязнь. Но стоит заметить, что если при дворе монарха вводилась политика, которая ослабляла позиции аристократии, то ее место прочно занимала бюрократия. Естественно, подобное положение вещей было еще хуже.

Что касается пожизненной власти монарха, то – это неоднозначный аспект. С одной стороны, имея возможность принимать решения длительный срок, монарх мог работать на перспективу. То есть, рассчитывая на то, что он будет править несколько десятилетий, правитель постепенно и последовательно внедрял свою политику. Это неплохо для страны, в случае если вектор развития государства выбран правильно и во благо народа. С другой стороны, занимать пост монарха не одно десятилетие, неся на своих плечах бремя государственных забот – довольно утомительно, что может впоследствии сказаться на эффективности работы.

Подытоживая, можем сказать, что монархия хороша следующим:

  1. Четко установленное престолонаследование помогает удерживать страну в относительно стабильном состоянии.
  2. Монарх, который правит пожизненно, способен сделать больше, чем ограниченный во времени правитель.
  3. Все аспекты жизни страны контролируются одним человеком, поэтому он может очень четко видеть всю картину.

Из недостатков стоит подчеркнуть следующее:

  1. Наследственная власть могла обречь страну на жизнь под управлением человека, который просто не способен быть правителем по той или иной причине.
  2. Расстояние между простым народом и монархами несоизмеримо. Существование аристократии очень остро разделяет народ на социальные слои.

Недостатки во благо

Достаточно часто достоинства монархии оказывались проблемой в той или иной ситуации. Но иногда все случалось наоборот: казалось-бы недопустимый недостаток монархии неожиданно помогал и действовал во благо народа.

В данном разделе мы затронем тему несправедливости монархии. Бесспорно, многих политиков, желающий прийти к власти, не устраивает тот факт, что титул правителя страны передается по наследству. Народ, в свою очередь, часто недоволен четким и неумолимым расслоением общества по классовому признаку. Но с другой стороны – наследственная власть монарха стабилизирует многие политические, социальные и экономические процессы в государстве. Неизбежное наследование властных рычагов предотвращает неконструктивное соревнование между огромным количеством кандидатов, претендующих на пост правителя. Конкуренция между претендентами на право управления страной может вести к нестабильности в государстве и даже военному разрешению конфликтов. А поскольку все предрешено – достигается мир и благосостояние в регионе.

Республика

Существует еще один важный момент, который стоит обсудить – это виды монархий и республик. Так как о монархии было сказано много, то обратимся к альтернативному виду управления страной. Республикой называют такую форму правления, где все органы государственной власти формируются за счет выборов и существуют в таком составе ограниченный срок. Это важно понимать, чтобы видеть принципиальную разницу между данными видами руководства: монархической властью, где народу не предоставлен выбор и республикой, руководящих представителей которой избирают сами люди на определенный срок. Избранные кандидаты составляют парламент, фактически управляющий страной. Другими словами, главой республиканского государства становятся избранные гражданами претенденты, а не наследники монархической династии.

Республика – наиболее популярная форма правления в мировой практике, неоднократно доказавшая свою эффективность. Интересный факт: большинство государств современного мира официально являются республиками. Если говорить о цифрах, то состоянием на 2006 год существовало 190 государств, из которых 140 были республиками.

Виды республик и их главные характеристики

Не только монархия, понятия и виды которой мы рассматривали, делится на структурные части. К примеру, основная классификация такой формы правления, как республика, состоит из четырех типов:

  1. Парламентская республика. Исходя из названия можно понять, что здесь большая часть власти находится в руках парламента. Именно этот законодательный орган является правительством страны с такой формой правления.
  2. Президентская республика. Здесь основные рычаги власти сосредоточены в руках президента. Также его задачей является координация действий и отношений между всеми руководящими ветвями власти.
  3. Смешанная республика. Ее еще называют полупрезидентской. Основная характеристика такой формы власти – это двойная ответственность правительства, которое подчинено как парламенту, так и президенту.
  4. Теократическая республика. В такой формации власть большей частью или даже полностью принадлежит церковной иерархии.

Заключение

Знания о том, какие виды монархии можно встретить в современном мире, помогают более глубоко понять особенности управления государствами. Изучая историю, мы можем наблюдать торжество или крах стран, которыми правили монархи. Этот вид государственной власти был одной из ступеней на пути к тем формам правления, которые преобладают в наше время. Поэтому знать, что такое монархия, понятие и виды которой мы подробно обсудили, очень важно людям, интересующимся политическими процессами, происходящими на мировой арене.