В отличие от других млекопитающих человек имеет. Различия и сходства животного и человека: сравнение строения и поведения. Почему человека относят к классу Млекопитающие

1. Место человека в системе органического мира.

Царство животные

Подцарство млекопитающие

Тип хордовых

Подтип позвоночных (черепных)

Класс млекопитающих

Подкласс плацентарные

Отряд приматы

Семейство гоминиды (узконосые обезьяны)

Род человек

Вид человек разумный.

2. Сходство человека и млекопитающих животных:

Единый план строения организма

Высокий обмен веществ, постоянная температура тела

Вскармливание детенышей молоком

Внутриутробное развитие зародыша

3. Отличие человека от млекопитающих:

Высокое развитие нервной системы (вторая сигнальная симтема)

Мозговой отдел преобладает над лицевым, развитие головного мозга (по массе в среднем превышает мозг шимпанзе и гориллы в 3-4 раза)

Появление подбородка (развитие речи), прогрессивное развитие областей мозга, связанных с появлением членораздельной речи, усложнение строения аппарата голосообразования

Прямохождение, S-образная форма позвоночника с четырьмя изгибами – амортизация при ходьбе

Стопа имеет свод и пяточная кость

Кисть хорошо развита, большой палец противопоставлен всем

Грудная клетка более плоская

Расширенная форма таза

Развитие специфического для каждого человека узора на пальцах рук

Редукция волосяного покрова

3. Направления эволюции человека: усложнение мозга, форм поведения, формирование признаков, связанных с прямохождением, совершенствованием руки как органа труда.

четырехкамерное сердце, диафрагма, хорошо развитая кора головного мозга, млечные железы, матка, где происходит развитие плода, теплокровность.
3.Используя комнатные растения, укажите черты приспособленности их к выполнению функции воздушного питания.

Воздушное питание растений осуществляется через листья. Плоский зеленый лист представляет собой орган, оптимально приспособленный для усвоения световой энергии. Разнообразие форм листьев не уступает разнообразию жизненных форм: самих растений; прежде всего это относится к формам листовой пластинки и очертаниям края листа, которые кажутся созданными неистовой фантазией художника, одержимого манией поиска новых форм. Для нашего подхода это несущественно. Нас интересует сейчас внутреннее строение зеленого листа, который состоит, по существу, из одной основной ткани (ассимиляционной паренхимы ), в которую включены проводящие воду и вещества и опорные элементы. Эти проводящие сосуды, укрепленные механической тканью, выступают над поверхностью листа, как нервы или жилы, и в совокупности образуют характерную картину жилкования листа.

орган – лист

ткань – основная

клетки – столбчатые (меньше губчатые)

органоиды – хлоропласты

продукт – органические вещества

Вывод: наличие зеленых листьев

Как никто другой, человек склонен влиять на планету. Отгородившись городами от дикого мира, мы часто воспринимаем себя отдельно от природы. Современная наука все же считает, что люди - её продукт. Достигнув своего «трона» благодаря эволюции, мы сохранили нечто общее со своими «родственниками» млекопитающими. Что же делает нас похожими на них? А в чем отличие? Сравнение человека и животного мы представим далее в статье.

Человек в биологической системе

Современный человек относится к роду Люди и виду Homo sapiens (человек разумный). Существуют разные теории об истинном происхождении столь развитого существа: теория внешнего вмешательства, пространственных аномалий, креационизм и эволюционизм.

Согласно научной теории, люди появились путём эволюции точно так же, как и другие животные планеты. Ближайшим родственником рода людей является австралопитек, а от него примерно 2.3 миллиона лет назад появился первый человек - Homo habilis (умелый). Человек разумный возник только 130-150 тыс. лет назад.

В биологической систематике мы относимся к хордовым млекопитающим и отряду приматов, чем и объясняются некоторые сходства человека и животных. Из живущих на Земле видов наиболее близкими к людям по ДНК являются обыкновенные и карликовые шимпанзе.

Общие сходства человека и животных

Люди принадлежат к царству животных, а значит, обладают сходными чертами с другими его представителями. Так, наши органы и ткани состоят из клеток, которые оснащены клеточным ядром и лишены вакуолей.

Как представитель класса млекопитающих человек обладает двухсторонней симметрией тела, четырьмя конечностями, четким разделением частей тела на голову, конечности, туловище и шею (у животных ещё выделяется хвост). Людям присущи теплокровность, внутриутробное развитие зародышей, живорождение, кормление детенышей молоком, наличие волосяного покрова на теле.

Системы органов человека и животных (млекопитающих) обладают общими чертами, которые приведены в таблице ниже.

Система

Общие черты

Кровеносная

Четырёхкамерное сердце.

Два круга кровообращения.

Дыхательная

Легочное дыхание.

Альвеолярные легкие.

Есть щитовидный хрящ и надгортанник.

Экзокринная

Млечные, сальные и потовые железы

Покровная

Опорно-двигательная

Внутренний скелет (череп, грудная клетка, позвоночник, пояса конечностей).

Пять отделов позвоночника.

Скуловая кость.

Парная барабанная кость.

Диафрагма.

Пищеварительная

4 отдела пищеварительного тракта (ротоглотка, пищевод, желудок, кишечник).

Развитые железы и удлинённый тракт.

Центральная и периферическая НС.

Синаптическая передача с помощью нейромедиаторов, а не электрических сигналов.

Органы чувств

Цветовое зрение.

Вестибулярный аппарат.

Ушные раковины.

Вкусовые почки на слизистых языка и нёба.

Соматовисцеральная кожная чувствительность.

Развитие зародышей

Сходство человека и животных наблюдается уже на первых этапах жизни. Эмбрионы человека на ранних стадиях практически не отличаются от эмбрионов других высших позвоночных. Только со временем они начинают приобретать специфические для каждого вида черты. При этом гомологичные органы формируются из одинаковых структур, то есть там, где у ящериц появляются передние конечности, у птиц развиваются крылья, а у человека руки и т. д.

Чем же похожи наши эмбрионы? Развитие всех позвоночных начинается с оплодотворения, далее образуется зигота, которая дробится, переходя в стадии морулы, бластулы и гаструлы. Из средних (мезодермы), внутренних (эндодермы) и внешних (эктодермы) зародышевых листков начинают формироваться органы и ткани.

Как и у остальных позвоночных животных, на 2,5 неделе жизни у нас появляется хорда - длинный продольный тяж, который со временем преобразуется в позвоночник. Сердце вначале выглядит как трубка с пульсирующими стенками, а то, что позже перерастет в спинной мозг и полноценную нервную систему, является поначалу нервной трубкой.

Как и у рыб, человеческий мозг до 3 месяцев состоит из пяти мозговых пузырей. С материнским организмом нас связывает пупочный канатик, что наблюдается у всех плацентарных млекопитающих. У приматов, грызунов и хищников он отпадает при рождении плода.

Люди и приматы

Лучше всего сходство человека и животных прослеживается на больших человекообразных обезьянах. Это ближайшие к нам представители млекопитающих, объединённые с людьми в семейство гоминид. Во многих чертах шимпанзе имеют больше общего с человеком, чем с другими обезьянами. Когда-то их даже хотели определить в группу Homo.

Внешняя схожесть заключается в удлиненных по сравнению с телом конечностях, в широких плечах, длинной шее и седалищных мозолях. И у тех, и у других нет хвоста, а на коже нет подшерстка, нос выступает из плоскости лица, на пальцах есть ногти вместо когтей. Тело человекообразных обезьян (антропоидов) покрыто волосами не так густо, как у их собратьев.

Кровь шимпанзе также имеет четыре группы, а сроки их беременности и полового созревания почти идентичны нашим. У нас одинаковые рисунки на коренных зубах, равное число долей в легких и схожее строение гортани. Обезьяны тоже имеют 4 резца и 4 клыка, 8 коренных зубов, 5-6 крестцовых позвонков в скелете. Они могут ходить на задних конечностях, помогая себе руками.

Наши общие болезни

Схожесть внутреннего устройства людей и животных приводит к тому, что нас могут одолевать одинаковые вирусы и инфекции. Так как обезьяны ближе всего к нам по структуре ДНК, то они наиболее подвержены нашим болезням. Они легко заражаются от нас туберкулёзом, гриппом, холерой, оспой, гепатитом.

Все млекопитающие подвержены действию прионных болезней. Человек и животные одинаково поддаются бешенству. В истории известно немало случаев, когда крысы передавали человеку чуму и лептоспироз.

От домашних питомцев человек может заразиться гельминтами, стригущим лишаем, лихорадкой от кошачьих царапин, токсоплазмозом. Птицы и рептилии переносят сальмонеллёз и орнитоз, грызуны - туляремию. Как дикие, так и домашние животные подвержены сибирской язве и фасцилёзу.

Наши различия

Несмотря на схожесть во многих аспектах, люди во многом отличаются от других видов. Многие физические различия человека и животных связаны с развитием у нас прямохождения и речи. Так, у нас более развит мозговой отдел, чем лицевой, есть подбородок, таз расширен.

У человекообразных обезьян 24 пары хромосом, когда у человека - 23. Позвоночник обезьян имеет дугообразный изгиб, в то время как у нас S-образный. На наши ноги приходится вес всего тела, поэтому они обладают более сильной мускулатурой. Стопы человека сводчатые, чтобы смягчать сотрясение органов при ходьбе. Грудная клетка плоская, но широкая.

От большинства млекопитающих нас отделяет трихроматическое зрение (также есть у приматов) и более слабое обоняние. За определение запахов у нас отвечает только 387 генов, у приматов - 500, у макросоматов - более 1000.

Наши ноги длиннее рук, а у приматов - наоборот. Клыки не выступают из зубного ряда, туловище короче, чем у обезьян. Большой палец человека противопоставлен остальным и очень подвижен, это помогает использовать различные орудия труда.

Мозг и интеллект

Конечно, главное различие человека и животных - интеллект. Дальше всех в мыслительных способностях продвинулись млекопитающие. Однако и они не в силах нас превзойти. Человек обладает сознанием, конкретным и отвлеченным мышлением. Мы умеем обобщать, мечтать, размышлять о прошлом и будущем.

Человек способен к дальнему планированию, в то время как животные принимают решения только для ближайшего временного отрезка. Люди - единственный вид, который способен делать выводы, познавать окружающий мир и передавать свои знания другим.

В связи с этим наш мозг приобрёл отличные от животных черты. Его кора в 2,5 раза больше по площади, чем у обезьян. Он крупнее, а борозды развиты сильнее. Теменные, лобные и височные доли, отвечающие за речь и психику, у нас тоже более развиты.

Человек способен к речи, в то время как животные владеют лишь упрощённой сигнальной системой. Они могут оповещать «собратьев» о самых простых ситуациях, например, «опасность!», «удовольствие» и т. д. У желтобрюхих сурков таких сигналов 8, у макак - около 30.

Зато животные способны к обучению. Шимпанзе более продвинулись в этом. Шимпанзе Уошо владельцам удалось научить языку жестов. В результате она владела 500 понятиями и могла даже их комбинировать, чтобы создавать свои. Например, словами «вода» + «птица» она объяснила, что увидела лебедя.

Поведение

Разница в интеллекте влияет и на различия поведения человека и животных. И тем, и другим свойственны условные и безусловные рефлексы. Но в целом действия животных более ритуализированы и диктуются древними инстинктами, а человек склонен поступать по ситуации, учитывая все внешние факторы и собственное желание. Иными словами, из всех животных мы склонны вести себя наиболее пластично.

Инстинкт - это форма поведения, которая заложена у вида на генетическом уровне, она диктуется биологическими потребностями и включает строго определённый порядок действий. Если хоть одно условие будет изменено, то животное растеряется или отреагирует не совсем адекватно.

Например, осы, перед тем как затащить пойманную добычу в нору, оставляют её у входа, а сами лезут внутрь, чтобы проверить, не забежал ли туда кто-нибудь посторонний. Когда все в порядке, они тащат жертву в «домик». Если мы вмешаемся и переместим её добычу немного дальше от входа, то оса начнет повторять всё заново. В её поведении не заложена возможность того, что кто-то будет перетаскивать еду, поэтому оса опять перенесёт жертву ко входу и вновь полезет в нору для проверки.

Эмоции человека и животных

И у нас и у животных первичные эмоции являются врожденными. Отсюда можно сделать вывод, что связанные с ними чувства человека и животных ощущаются одинаково, а некоторые даже проявляются подобно нашим. Приматы владеют тем же набором лицевых мышц и тоже могут показывать гримасы радости, гнева, страха и т. д.

Яркое выражение эмоций присуще социальным животным, так как выполняет коммуникативную функцию. Одним из важных проявлений эмоций является оскал. Открытая пасть с торчащими клыками как ничто лучше предупреждает противника о воинственном настрое.

Но у животных эмоции носят чисто биологический характер и существуют только в пределах их прямых потребностей и инстинктов. Опасность для них существует только в конкретный момент нападения, и чувство страха появляется только тогда. У человека оно может возникнуть даже в спокойной обстановке, если он вообразит себе опасную ситуацию.

Культура и творчество

Если инстинкты и эмоции наблюдаются у всех высших животных, то культура - это то, что определяет именно человека. Люди являются единственными организмами, которые не просто существуют в окружающей среде, но и могут изменять её.

Посредством мышления, творческой деятельности и познания мы создаем материальные объекты и духовные ценности. Из всего царства животных только человек способен создавать орудия труда при помощи других орудий труда. Именно так мы придумали одежду, бытовые предметы, оружие, построили пирамиды, дворцы, города.

Некоторые животные тоже могут применять орудия труда. Например, вороны достают червяков и насекомых из коры дерева, используя палочки и веточки. Но они не могут сделать эту палку сами.

«Млекопитающие 7 класс» - Ушан обыкновенный. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Тема урока: Класс Млекопитающие или Звери. Занесена в Красную книгу Белгородской области. Ночницы – древняя, морфологически примитивная группа животных. Признаки отряда однопроходных. Зрение развито плохо, но в темноте ориентируются прекрасно с помощью ультразвуков.

«Группы млекопитающих» - Какими общими чертами обладают водные млекопитающие? Подтвердите примерами. 1. Типично-наземные млекопитающие: Имеют короткое тело, слабые ноги. Класс Млекопитающие. Распределите животных на группы. Что характерно для роющих зверей? Конечности, которые превратились в плавники. Маленькие уши, короткий очень густой мех, развитый подкожный жир.

«Виды млекопитающих» - Ластоногие, как и китообразные, водные (преимущественно морские и океанические) млекопитающие. Рукокрылые. Сумчатые более сложно организованные животные, чем однопроходные. Нижняя поверхность тела и лап, а также морда покрыты редкими волосами. Длина тела 30-80 см, хвоста 35-90 см, масса от 4,5 до 27 кг.

«Класс Млекопитающие или Звери» - Хищные. По способу питания. Особое место в нем отведено животным. Растительноядные. Биоэкологическая характеристика класса млекопитающих. Мелкие млекопитающие- постоянные обитатели живого уголка. Млекопитающие- теплокровные животные. По среде обитания. По внешнему виду. Летающие. Животный мир используется также в научных, культурно- просветительских и эстетических целях.

«Класс Млекопитающие» - Питаются растительным кормом. Парнокопытные и непарнокопытные. Китообразные. Общая характеристика млекопитающих. Парнокопытные. Приматы(князья). Резцы и коренные. Зайцеобразные. Касатка в воде развивает скорость до 65 км/ч. Ластоногие. Насекомоядные и рукокрылые. Гепард может развивать скорость до 120 км/ч.

«Урок Млекопитающие» - Биология. Благодаря разнообразию приспособлений млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире. Поросята кабана, например, полосатые, новорожденные оленята пятнистые. Биологические задачи: 1.Постановка цели урока. И внешнее строение. 2.Организационный момент. Ход урока: В воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах.

Систематика человека:

тип хордовые
подтип позвоночные
класс млекопитающие
отряд приматы
род Homo
вид H. sapiens - человек разумный.

Сходство человека с млекопитающими прослеживается в строении основных систем органов, внутриутробном развитии зародыша, наличии млечных желез, общих болезней. К чертам сходства относят наличие рудиментов и атавизмов.

Основные отличия связаны с прямохождением (изгибы позвоночника, сводчатая стопа), трудовой деятельностью (большой палец руки противопоставлен остальным), развитием мозгового отдела черепа. Принципиальными отличиями высшей нервной деятельности считается способность человека к абстрактному мышлению на основе второй сигнальной системы, связанной с речью, и постановка целей в процессе деятельности.

Сторонники происхождения человека в результате эволюции видят его роль в биосфере как возвышение над природой, давшее возможность глобально изменять среду своего обитания (к сожалению, все чаще в худшую сторону).

Представляется удачным представление прогрессивных философов, рассматривающих человека как единство биологической, животной личности и личности духовной, «бессмертной души». Такой подход снимает с повестки дня бесконечные споры о природе человека, объясняя его поведение общими для всех живых существ законами самосохранения и продолжения рода, которые подчиняются нравственным началам, почерпнутым из единого духовного пространства, или информационного поля, пронизывающего вселенную. При таком подходе роль человека заключается в исполнении предназначения свыше, смысл которого в любви к ближнему, разумном ограничении потребностей, духовном росте.

2. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие - самый многочисленный тип животных, насчитывает более 1,5 млн видов. Включает классы ракообразных, паукообразных и насекомых. Роль в природе многообразна:

Класс насекомых включает отряды жуков, двукрылых, перепончатокрылых, прямокрылых и др. Их многочисленность объясняется наличием легкого и прочного хитинового покрова, членистых ног, различной специализацией по объектам питания с соответствующим устройством ротового аппарата (грызущий, сосущий, лижущий, колющий), способностью к полету у многих отрядов, развитыми органами чувств, наличием сложных программ поведения (инстинктов), особенно у общественных насекомых: муравьев, пчел, ос, шмелей, термитов. Многие перепончатокрылые - санитары лесов, уничтожают вредителей, ценные опылители цветковых растений. Продукты пчеловодства: мед, воск, прополис, маточное молочко, пчелиный яд, перга (пыльца), - используются как продукты питания, в медицине, химической промышленности.

3. Зрительный анализатор, строение и значение. Нарушения зрения, профилактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха?

В состав зрительного анализатора входит рецепторный орган - глаз, проводящие пути - зрительный нерв, центры в затылочной зоне коры головного мозга. С помощью зрения человек получает более 90% информации об окружающем мире.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (веки, ресницы, слезные железы). Глазное яблоко имеет три оболочки:

  1. наружная - белочная , с прозрачной роговицей спереди,
  2. сосудистая , с отверстием, область вокруг зрачка окрашена - радужка ,
  3. сетчатка , содержащая палочки и колбочки .

За радужкой находится хрусталик , способный изменять кривизну, обеспечивая фокусировку лучей света на сетчатке. Внутренняя часть глазного яблока заполнена стекловидным телом .

Нарушения зрения, профилактика глазных болезней

К распространенным нарушениям зрения относятся близорукость, когда фокусировка лучей происходит перед сетчаткой, и дальнозоркость, когда фокусировка за сетчаткой. Близорукость может быть врожденной или развиться при чтении в темноте, с близкого расстояния. Для предупреждения близорукости нужно хорошее освещение при чтении, чтобы свет при письме падал слева, следить за правильной осанкой, не читать лежа или в движущемся транспорте.

Во время работы на компьютере сосредоточенность внимания на экране приводит к задержке мигания, сухости роговицы. Напряжение глаз может при этом продолжаться несколько часов. Чтобы избежать отрицательных последствий, монитор компьютера необходимо располагать на столе (без дополнительного возвышения), т. к. при таком положении глаза чаще происходит мигание, смачивая поверхность глазного яблока. Расстояние до монитора должно составлять не менее 70 см. Регулярно проводить расслабляющие упражнения, наводя резкость по очереди на близко и далеко расположенные предметы, делать паузу в работе.

Важное значение имеет полноценное питание, обеспечивающее организм витамином A (сливочное масло, яйца, рыбий жир, морковь, томаты). При недостатке витамина А возникает «куриная слепота» - неспособность видеть при слабом освещении.

При попадании в глаза соринок, нельзя тереть глаз. Попробуйте слегка оттянуть пальцами веко, чтобы слеза смыла посторонний предмет.

При заточке инструментов в мастерской, работе на металлорежущих и деревообрабатывающих станках и т. п. обязательно пользоваться защитными очками. При сварке - сварочной маской. Нельзя смотреть на электрическую дугу без маски даже со стороны.

Учение Ч.Дарвина об эволюции органического мира.

1) Движущие силы эволюции.

· Естественный отбор . Выживают более сильные и устойчивые к климатическим условиям и к дальнейшему развитию живые организмы.

· Наследственность . Способность организмов передавать свои признаки и свойства в неизменном виде дочерним организмам.

· Изменчивость . Способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития.

· Борьба за существование . Совокупность многообразных взаимоотношений между живыми организмами и внешней средой.

2)предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

· Общественно-экономические. Возникновение предпосылок впоследствии промышленного, экономического и сельскохозяйственного развитий.

· Научные.

1) Чарльз Лайель . Геолог, в своих работах показал, что поверхность Земли изменяется непрерывно и под действием обычных повседневных факторов – колебаний температуры, ветра, дождя, прибоя, жизнедеятельности живых организмов. Его теория оказала большое влияние на мировоззрения Дарвина.

2) Теодор Шванн. Высказал клеточную теорию, которая показала, что в основе строения всех живы организмов лежит клетка.

3) Карл Бэр. Русский ученый, показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки и что на рани стадиях развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам.

3)сущность эволюционного учения Ч.Дарвина. Каково его влияние на развитие биологической науки.

· Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы

· Возникнув естественным путем, органические формы постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями

· В основе преобразования видов в природе лежат изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор, который осуществляется через сложные взаимоотношения организмов как друг с другом, так и с факторами неживой природы

· Результатами эволюции являются приспособленность организмов к условиям обитания и многообразие видов в природе

На основе дарвинизма перестраивались все отрасли биологической науки.

1)основные черты сходства и отличия человека и млекопитающих животных.

Человек, как биологический вид, занимает определенное систематическое положение в животном мире. Тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, вид человек разумный.



2)доказательства происхождения человека от животных.

3) значение в эволюции человека прямохождения и трудовой деятельности.

Человек ходит на двух ногах, его тело приспособлено к прямохождению. Это помогло освободить руки для трудовой деятельности. Руки были способны к выполнению многих функций: хватания, удерживания, бросания предметов. Труд начинается с изготовлений орудий труда. Трудовая деятельность, в свою очередь связана с умственной деятельностью. Развитие ума приводит к возникновению речи. У человека появляется вторая сигнальная система.