Вадим Кожинов - Правда «Черной сотни. Вадим кожиновправда сталинских репрессий

Страницы: 34-58

Sergey Ananievich YAKOVLEV, writer, publicist, literary historian, publishing editor of the almanac Letters from Russia [Pis’ma iz Rossii ], member of the Writers’ Union of Moscow and Russian PEN Centre. Academic interests include Russian literature and popular philosophical trends in the 19th-20th centuries. Author of numerous essays, articles and books on the aforementioned topics. Email: [email protected].

Название: Непубличные стороны жизни. Игорь Дедков и Вадим Кожинов: два взгляда на правду и ответственность

Title: Nonpublic Sides of Life. Igor Dedkov and Vadim Kozhinov: Two Views on Truthfulness and Responsibility

Аннотация: Полемика между литературными критиками И. Дедковым и В. Кожиновым очерчивает поле, на котором в России 1970-1990-х годов шли идеологические бои. Интересно, что оба не принимали как советский, так и постсоветский режимы. Их разногласия вскрывают этические противоречия в русском обществе, существующие по сей день.

Abstract: The dispute between the literary critics I. Dedkov and V. Kozhinov typifies the ideological battlefield in Russia in the 1970s-1990s. Neither of them a supporter of the Soviet or post-Soviet regime, the two critics clash over ethical controversies persistent in Russia to this day. The article explains how the contemporary reality derives from the 1980s-1990s radicalism driven, to a large extent, by Kozhinov’s conservative discourse. The germ of the present-day social inequality and humiliating hierarchy lies in the ‘excess, conceit and haughtiness’ of those members of Soviet intelligentsia supported by Kozhinov. His deviation from consistently true interpretation gave rise to contemporary relativism. Dedkov, a faithful follower and contributor of Russian classical criticism, typically avoided finite judgements and always encouraged the reader to make their own moral choice. A strong opponent of any kind of human hierarchy and violence, he took to heart every attempt to pigeonhole humanity, select the ‘elite’ and appoint a ‘drover’ for the rest.

Ключевые слова / Keywords: И. Дедков, В. Кожинов, О. Лацис, сталинские репрессии, «Правда и истина», демократические традиции, интеллигенция, правда, ответственность, релятивизм, I. Dedkov, V. Kozhinov, O. Latsis, Stalin repressions, Truth and Verity [Pravda i istina ], democratic traditions, intelligentsia, the truth, responsibility, relativism.

Фрагмент

1

Мы с вами живем в странном мире, в котором не существует правды. Она уничтожена «как класс». Множество самых разных наиболее влиятельных (политически, социально и даже культурно) сил заинтересованы в том, чтобы правды не существовало или, как минимум, чтобы ее никто не искал. Функционирование большинства общественных институтов, деятельность информационных ресурсов, художественное творчество - все, кажется, направлено на то, чтобы поселить в обществе тотальное недоверие.

Удивительно, но факт отсутствия правды признается и даже пропагандируется открыто, в том числе на официальном уровне. Преимущества очевидны: это позволяет политикам не отвечать на неудобные вопросы, служителям культа - опираться на дремучие суеверия, преступникам - уходить от ответственности, репрессивным органам - преследовать невиновных... И что еще более удивительно, это не встречает почти никакого сопротивления в обществе.

Это явление сравнительно новое. Еще каких-нибудь 30 лет назад такое трудно было представить. Моральный релятивизм существовал, конечно, в философском и, достаточно широко, художественном дискурсах, но не господствовал в обыденной жизни и не заражал широкие слои населения. Люди всегда жаждали правды. И особенно высокие требования в этом отношении предъявляли к тем, от кого надеялись ее услышать, - государственным и общественным лидерам, видным ученым, писателям и художникам, «властителям дум».

Меня в свое время глубоко задели слова Тамары Федоровны Дедковой, вдовы Игоря Александровича, относящиеся к судьбе литературного наследия критика. Она писала о критерии правдивости в литературе, понимаемом Игорем Дедковым «как требование по большому счету верности исторической правде и верности интересам человека», и тут же замечала, что в современной жизни, начиная с 1990-х годов, этот критерий «поставлен в положение некой маргинальной исключительности» [Дедкова: 24]. Иными словами, ясность мысли, правда, ответственность - это сегодня не модно .

Что за причины - политические, социальные, культурные, может быть, даже эстетические - лежат в основе этого явления? Какие из сравнительно недавних ценностей советская Россия утратила при переходе в новое качество и что из нынешнего, напротив, накапливала в недрах «развитого социализма»? Куда мы в последние десятилетия шли и продолжаем идти? Наконец, так ли уж отличалось положение вещей во времена Игоря Дедкова от нынешнего, не был ли и тогда голос этого рыцаря правды «гласом вопиющего в пустыне» и не является ли происходящее всего лишь раскрытием подлинной природы человека и социума?

Чтобы разобраться в подобных вопросах, полезно кинуть взгляд на современников Дедкова - как единомышленников, так и оппонентов, оставивших более или менее значительный след в истории русской общественной мысли второй половины ХХ века. Наибольший интерес представляют собеседники критика-мыслителя, в очных и заочных диалогах с которыми уточнялась его собственная позиция и выявлялись разногласия. Ранее мне доводилось рассматривать два таких углубленных диалога Дедкова с людьми, которым он безусловно симпатизировал и творчество которых было ему как критику интересно, - прозаиком Сергеем Залыгиным и поэтом Владимиром Леоновичем (см.: [Яковлев]). На этот раз несколько иной случай.

2

Литературный критик и публицист Вадим Валерианович Кожинов приезжал из Москвы в составе представительной писательской делегации на самые первые Дедковские чтения в апреле 1995 года в Костроме. Не помню дословно его выступления, но до сих пор стоит перед глазами его яростная стычка прямо на сцене, перед многолюдным залом, с публицистом Отто Лацисом. Спор касался мировоззренческой платформы Дедкова, его деятельности и, главное, оценки исторического периода, на который эта деятельность пришлась. Несмотря на горечь утраты (со дня кончины критика не прошло и четырех месяцев), атмосфера была раскалена, в полемику вступали и другие участники собрания. Кто-то называл Дедкова «подлинным демократом», кто-то - «настоящим коммунистом»... Что касается Лациса и Кожинова, они представляли в ту пору противоположные партии: первый числился завзятым либералом-западником, «прорабом перестройки», второй придерживался консервативных «патриотических» взглядов и в либеральных кругах считался фигурой одиозной - как сказали бы теперь, «нерукопожатным». Подчеркну, что это были расценки времен еще не остывших перестроечных битв, и сегодня у беспристрастного читателя они вполне могут вызвать недоумение. А тогда каждая из партий перетягивала покойного Дедкова на свою сторону, торопилась использовать его имя и наследие в своих интересах.

С кем же на самом деле был Дедков?

Первое упоминание о Кожинове относится к 1978 году и связано, как ни странно, не с творчеством широко известного в ту пору критика и яркого полемиста, чьи литературные интересы прямо пересекались с дедковскими, а с олицетворяемой им в глазах Дедкова «русской партией»:

Стасик, воспроизводя настроения, распространенные в кожиновском кругу, говорил, что царь, видимо, необходим России. Что осталось делать бедным русским умам, - все перебрать, во всем разочароваться и вернуться к убогой мысли о самодержавии. На здоровье. Пусть тешат себя. Эта идея никогда не возродится в народе, она противоестественна, и интеллигентские умы - единственное место, где она может обсуждаться. Кожинову и Палиевскому нужен погоняла, но они надеются, что для них будет сделано исключение, и никто не будет их погонять, а наоборот - будут нежить [Дедков. Дневник... 196].

Кожинов здесь выступает чуть ли не как злой дух, совращающий «Стасика» (Станислава Лесневского). Проповедь «убогой мысли о самодержавии» (у Лесневского, надо сказать, вполне самостоятельной, никак не связанной с Кожиновым) не мешает Дедкову продолжать со «Стасиком» теплые дружеские отношения; зато далекому во всех смыслах Кожинову приданы черты почти демонические. (Но в этом же, отметим, и признание масштаба и влияния маститого критика.)

В другой раз, уже в 1979 году, знаковое имя Кожинова мелькает в раздраженном описании контактов совсем с другими персонажами. Дедков излагает, в частности, разговор в баре с литератором Байгушевым, грозившим критику от лица неких «мы» неприятностями за его «жизненную и литературную позицию» и спрашивавшим «вполне по-дружески», много ли Дедков получил «сребреников» за одну из своих статей. «И тогда я - тоже по-дружески - сказал ему, что вся их пресловутая русская партия сама пронизана духом еврейства, как торгашества, т. е. беспринципна, пронизана стремлением к должностям, карьере, заражена куплей-продажей, приятельством и прочим. И что касается сребреников и всякой выгоды, то я чист, и со мной этой партии не совладать» [Дедков. Дневник... 255]. Ниже Дедков отметит, что многое в Байгушеве выдавало его близость к некой секретной «организации» (надо понимать - КГБ).

Запомним этот страстный монолог - он выведет нас на другой след, не только идейного, но и этического неприятия Дедковым тогдашней «русской партии» и ее практики. В разговоре о Кожинове это будет существенно.

Литература

Дедков И. А. Во все концы дорога далека: Литературно-критические очерки и статьи. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1981.

Дедков И. Перед зеркалом, или Страдания немолодого героя // Вопросы литературы. 1986. № 7. С. 102-143.

Дедков И. А. Любить? Ненавидеть? Что еще?.. Заметки о литературе, истории и нашей быстротекущей абсурдной жизни. М.: ИЦ «АИРО-ХХ», 1995.

Дедков И. Дневник. 1953-1994. М.: Прогресс-Плеяда, 2005.

Дедков И. А. Эта земля и это небо: Очерки. Заметки. Интервью. Дневниковые записи о культуре провинции 1957-1994 годов. Кострома: ООО «Костромаиздат», 2005.

Дедкова Т. Ф. Новый взгляд на литературу 60-90-х. Существует ли он? // Костромской гуманитарный вестник. 2012. № 2 (4) (Специальный выпуск). С. 22-25.

Кожинов В. В. Ценности истинные и мнимые (1967) // Кожинов В. В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. С. 42-47.

Кожинов В. Правда и истина // Наш современник. 1988. № 4. С. 160-175.

Кожинов В. Духовность - понятие широкое // Литературная Россия. 2001. 2 февраля.

Кожинов В. Размышления об искусстве, литературе и истории. М.: Согласие, 2001.

Кожинов В. В. Грех и святость русской истории. М.: Эксмо, 2010.

Письмо в редакцию «Литературной газеты» // Вопросы литературы. 1986. № 9. С. 286.

Сидоревич А. Письма русского интеллигента // Неман. 2000. № 11. С. 198-239.

Яковлев С. Единство непохожих. Переписка Владимира Леоновича и Игоря Дедкова // Вопросы литературы. 2017. № 4. С. 176-196.

Bibliography

Dedkov I. A. Vo vse kontsi doroga daleka: Literaturno-kriticheskie ocherki i statii . Yaroslavl: Verkhne-Volzh. kn. izd., 1981.

Dedkov I. Pered zerkalom, ili Stradaniya nemolodogo geroya . Voprosy literatury. 1986. Issue 7. P. 102-143.

Dedkov I. A. Lyubit’? Nenavidet’? Chto eshche?.. Zametki o literature, istorii i nashey bystrotekushchey absurdnoy zhyzni . Moscow: IC ‘AIRO-XX’, 1995.

Dedkov I. Dnevnik . 1953-1994. Moscow: Progress-Pleyada, 2005.

Dedkov I. A. Eta zemlya i eto nebo: Ocherki. Zametki. Interviyu. Dnevnikovie zapisi o kulture provintsii 1957-1994 godov . Kostroma: Kostromaizdat, LLC, 2005.

Dedkova T. F. Noviy vzglyad na literaturu 60-90-kh. Sushchestvuet li on? // Kostroma Bulletin of the Humanities. 2012. Issue 2 (4) (Special Issue). P. 22-25.

Kozhinov V. V. Tsennosti istinnie i mnimie (1967) // Kozhinov V. V. Statii o sovremennoy literature . Moscow: Sovremennik, 1982. P. 42-47.

Kozhinov V. V. Problema avtora i put’ pisatelya: Na materiale dvukh povestey Yuriya Trifonova (1976) // Kozhinov V. V. Statii o sovremennoy literature . P. 212-234.

Kozhinov V. Pravda i istina // Nash sovremennik. 1988. Issue 4. P. 160-175.

Kozhinov V. Dukhovnost’ - ponyatie shirokoe // Literaturnaya Rossiya. 2 February, 2001.

Kozhinov V. Razmyshleniya ob iskusstve, literature i istorii . Moscow: Soglasie, 2001.

Kozhinov V. V. Grekh i svyatost’ russkoy istorii . Moscow: Eksmo, 2010.

Pis’mo v redaktsiyu ‘Literaturnoy gazety’ // Voprosy literatury. 1986. Issue 9. P. 286.

Sidorevich A. Pis’mo russkogo intelligenta // Neman. 2000. Issue 11. P. 198-239.

Yakovlev S. Edinstvo nepokhozhikh. Perepiska Vladimira Leonovicha i Igorya Dedkova // Voprosy literatury. 2017. Issue 4. P. 176-196.

В. В. Кожинов

Правда «Черной сотни»

ВВЕДЕНИЕ

О возможной точке зрения на Российскую революцию

История России в нашем столетии являет собой прежде всего историю Революции. Я пишу это слово с заглавной буквы (так, между прочим, писал его полтора столетия назад в своих историософских стихотворениях и статьях Ф. И. Тютчев, хотя он имел в виду, понятно, европейскую - прежде всего французскую - Революцию, развертывавшуюся с 1780-х по 1870-е годы), ибо речь идет не о каких-либо, пусть значительнейших, но все же отдельных революционных событиях, свершившихся в 1905, 1917, 1929-м и т. п. годах, а о многосторонней, но в конечном счете целостной исторической динамике, определившей путь России с самого начала нашего века и до сего дня.

Два года назад исполнилось 80 лет со времени «пика» Революции - Февральского и Октябрьского переворотов 1917 года; срок немалый, но едва ли есть основания утверждать, что историки выработали действительно объективное, беспристрастное понимание хода событий. И, конечно, мое сочинение - это именно и только опыт исследования, но, надеюсь, в той или иной степени пролагающий путь к пониманию нашей истории XX века.

Революция предстает как результат действий различных и даже, казалось бы, совершенно несовместимых социально-политических сил, ставивших перед собой свои, особенные цели. Общим для этих сил было отвержение российского социально-политического устройства, что выражалось в едином для них лозунге «Свобода! Освобождение!», имевшем в виду ликвидацию исторически сложившихся «ограничений» в сфере экономики, права, политики, идеологии.

Характерно, что явившиеся на политическую сцену на рубеже XIX–XX вв. группы предшественников и большевистской, и вроде бы крайне далекой от нее конституционно-демократической (кадетской) партий с самого начала поставили этот лозунг во главу угла, назвав себя «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса» (его возглавил будущий вождь большевиков В. И. Ленин) и «Союзом Освобождения» (его глава И. И. Петрункевич впоследствии стал председателем ЦК кадетской партии).

Сегодня большевики и кадеты кажутся абсолютно чуждыми друг другу, но вспомним, что видный политический деятель того времени П. Б. Струве сначала тесно сотрудничал с В. И. Лениным и даже составлял Манифест Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП; в ее рамках в 1903 году сформировался большевизм), а в 1905 году стал одним из лидеров кадетской партии.

Или другой - менее известный - факт: С. М. Киров (Костриков), вначале связанный с РСДРП, в 1909 году на долгое время оказался в русле кадетской партии, став даже ведущим сотрудником северокавказской кадетской газеты «Терек», и лишь накануне Октябрьского переворота «вернулся» в РСДРП(б), а впоследствии был одним из главных ее «вождей» (см. об этом, например: Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизм политической власти в 1930-е годы. М., 1996, с. 120–121).

Вообще необходимо осознать, что почти все политические течения начала XX века были, если выразиться попросту, «за Революцию», и переход Кирова из РСДРП к кадетам вовсе не означал отказа от революционных устремлений. Мне, вероятно, напомнят, что большевики обличали кадетов как «контрреволюционеров». Но ведь и кадеты, в свою очередь, клеймили «контрреволюционерами» самих большевиков. И эти взаимные обвинения вполне закономерны и понятны: дело здесь прежде всего в том, что каждая из партий претендовала на главенство в Революции и, далее, в долженствующем создаться после ее победы новом социально-политическом устройстве.

Очень показательно в этом смысле «противоречие», содержащееся в новейшем (3-м) издании «Большой советской энциклопедии». В статье о кадетах (ее авторы - историки А. Я. Аврех и Н. Ф. Славин) эта партия вместе с ее предшественником, «Союзом Освобождения», квалифицирована как «партия контрреволюционной либерально-монархической буржуазии» (т. 11, с. 389), однако в статье той же самой БСЭ «Союз Освобождения», составленной известным специалистом в этой области историографии К. Ф. Шацилло, читаем: «Большевики во главе с В. И. Лениным выступали против попыток «Союза Освобождения» захватить руководство революционно-освободительным движением и одновременно боролись за высвобождение из-под влияния либералов радикального крыла «Союза Освобождения»…» (т. 24, с. 272).

Если бы кадеты действительно были контрреволюционной партией, едва ли вообще мог встать вопрос об их «руководстве революционно-освободительным движением» и едва ли в этой партии имелось бы «радикальное (то есть особо «левое») крыло».

Тем не менее в сочинениях советских историков кадеты, как правило, предстают в качестве «контрреволюционной» силы, а «антисоветские» (эмигрантские, зарубежные и в настоящее время многие «бывшие советские» или «постсоветские») историки нередко усматривают «контрреволюционность», напротив, в большевиках, которые, захватив власть, не дали «освободить» Россию - к чему, мол, стремились кадеты (а также эсеры, меньшевики и т. д.).

Как уже сказано, взаимные обвинения из уст кадетских и большевистских деятелей были естественным порождением политического соперничества. Однако совершенно иной характер имеют подобные обвинения, когда они появляются в позднейших сочинениях историков: эти обвинения означают, что историк, по сути дела, отказывается от беспристрастного анализа, который вроде бы призвана осуществлять историография, и рассматривает ход Революции как бы глазами одной из участвовавших в. ней партий.

Сегодня всем ясно, что советская историография, изучавшая Революцию всецело с «точки зрения» большевиков, никак не могла быть действительно объективной (достаточно сказать, что роль большевиков в событиях 1903–1916 годов крайне преувеличивалась; на самом деле они обрели первостепенное значение только летом 1917 года). Но нынешние сочинения историков, фактически избирающих «точкой отсчета» для взгляда на Революцию кадетов либо, скажем, эсеров, в сущности, еще более далеки от объективного понимания хода истории, - более потому, что кадеты и эсеры потерпели поражение, и смотреть на ход Революции их глазами - едва ли плодотворное дело.

Необходимо четко осознать принципиальное различие между задачами, встающими перед нами в отношении современности, настоящего, сегодняшней ситуации в политике, экономике и т. д., и, с другой стороны, теми целями, которые встают при нашем обращении к более или менее отдаленному прошлому, к тому, что уже стало историей.

Когда мы имеем дело с современностью, у нас есть возможность (разумеется, именно и только возможность, далеко не всегда осуществляемая) оказать реальное воздействие на ход событий, конечный результат которых пока неизвестен и может оказаться различным. Поэтому, в частности, вполне понятны и уместны наша поддержка той или иной политической силы, представляющейся нам наиболее «позитивной» и способной победить в развертывающейся сегодня борьбе, а также наше стремление воспринимать действительность с точки зрения этой силы. Однако в прошлом (что вполне понятно) уже ничего нельзя изменить, результат развертывавшейся в нем борьбы известен, и любая попытка ставить вопрос о том, что результат-де мог быть иным, в конечном счете вредит пониманию реального хода истории: мы неизбежно начинаем размышлять не столько о том, что совершилось, сколько о том, что, по нашему мнению, могло совершиться, и «возможность» в той или иной мере заслоняет от нас историческую действительность. Это, к сожалению, типично для нынешних сочинений о Революции.

Краткий конспект некоторых мыслей из книги Вадима Кожинова "Правда сталинских репрессий" (М., "Алгоритм-книга"/"Эксмо", 2006, 448 с.) Книги Вадима Валериановича Кожинова я читаю не так давно и читал далеко не всё: "Россия - век ХХ", "История Руси и русского слова", "О русском национальном сознании" - а всего им написано около тридцати книг и не только исторических или публицистических. Основная тематика работ Вадима Кожинова - теория литературы. Работу "Правда сталинских репрессий" мне дал почитать , за что ему отдельное спасибо. Книга содержит новые подходы к трактовке многих важнейших вопросов нашей истории, опирается на серьезный фактический материал, многие данные приводятся впервые. Зацепило название: не "Правда о сталинских репрессиях", а "Правда сталинских репрессий", то есть, предполагается, что в этих репрессиях была своя правда. Захотелось узнать, что это за правда, а их, как известно, минимум две: правда-истина и правда справедливость. Книга охватывает весь период нашей истории от Февральской революции до смерти товарища Сталина, поэтому остановлюсь только на тех вопросах, которые меня особенно интересуют, и которых я касался в своих работах, еще не читая Вадима Валериановича: - Кто разрушил императорскую Россию? - Кто с кем воевал в Гражданскую войну? - Чем объяснить засилье евреев в руководящих органах послереволюционной России? - Что такое коллективизация и кто ее проводил? - Был ли товарищ Сталин антисемитом? - В чем правда репрессий 1937-1938 гг.? Тем более, что попытавшись понять роль товарища Сталина в коллективизации (кибутизации) страны и в борьбе с космополитизмом, я обещал в соответствующих работах вернуться и к роли товарища Сталина в репрессиях 1937-38гг. ( )

Кто разрушил императорскую Россию

Обычно в этом обвиняют коварных большевиков, которые свергли, а потом и расстреляли царя-батюшку. Оказывается, большевики и царя не свергали, и расстреляли не царя, а гражданина Романова, который к тому времени уже давно и на законном основании не царствовал. Вадим Кожинов обращает внимание на тот факт, что: Во время переворота в Петрограде почти не было сколько-нибудь влиятельных большевиков. Поскольку они выступали за поражение в войне, они вызвали всеобщее осуждение и к февралю 1917 года пребывали или в эмиграции в Европе и США, или в далекой ссылке, не имея сколько-нибудь прочной связи с Петроградом. Из 29 членов и кандидатов в члены большевистского ЦК, избранного на VI съезде (в августе 1917 года), ни один не находился в февральские дни в Петрограде! И сам Ленин, как хорошо известно, не только ничего не знал о готовящемся перевороте, но и ни в коей мере не предполагал, что он вообще возможен. Массовые рабочие забастовки и демонстрации, начавшиеся в Петрограде 23 февраля, были вызваны недостатком продовольствия и его дороговизной. Но дефицит хлеба в столице был искусственно организован. Вадим Валерианович ссылается на работу Т.М. Китаниной "Война, хлеб, революция (продовольственный вопрос в России. 1914 - октябрь 1917)", из которого следует, что: "...излишек хлеба (за вычетом объема потребления и союзных поставок) в 1916 г. составил 197 млн. пуд." (с. 219 работы Т.М.Китаниной) Это же относится и к искусственно созданному дефициту снарядов на фронте: На фронте постоянно испытывали нехватку снарядов. Однако к 1917 году на складах находилось 30 миллионов (!) снарядов - примерно столько же, сколько было всего истрачено за 1914-1916-е годы (между прочим, без этого запаса артиллерия в Гражданскую войну 1918-1920 годов, когда заводы почти не работали, вынуждена была бы бездействовать...) Кто же организовал Февральский переворот? Вадим Валерианович пишет прямо: Гибель Русского государства стала необратимым фактом уже 2(15) марта 1917 года, когда был опубликован так называемый "Приказ N 1". Он исходил от Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Петроградского - по существу Всероссийского - Совета рабочих и солдатских депутатов, где большевики до сентября 1917 года ни в коей мере не играли руководящей роли... (...) "Приказ N 1", обращённый к армии, требовал, в частности, "немедленно выбрать комитеты из выборных представителей (торопливое составление текста привело к назойливому повтору: "выбрать... из выборных". -- В.К.) от нижних чинов... Всякого рода оружие... должно находиться в распоряжении... комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам... Солдаты ни в чём не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане..." и т. д. Но это отправная точка, спусковой крючок механизма развала. Кто же создавал этот механизм, кто нажимал на спуск? Кожинов считает, что масоны. И к настоящему времени неопровержимо доказано, что российское масонство XX века, начавшее свою историю еще в 1906 году, явилось решающей силой Февраля прежде всего именно потому, что в нем слились воедино влиятельные деятели различных партий и движений, выступавших на политической сцене более или менее разрозненно. Скрепленные клятвой перед своим и одновременно высокоразвитым западноевропейским масонством (о чем еще пойдет речь), эти очень разные, подчас, казалось бы, совершенно несовместимые деятели - от октябристов до меньшевиков - стали дисциплинированно и целеустремленно осуществлять единую задачу. В результате был создан своего рода мощный кулак, разрушивший государство и армию. Кожинов приводит фактические данные о присутствии масонов в руководящих органах, созданных после инспирированного ими отречения царя-батюшки: Решающая его роль в Феврале обнаружилась со всей очевидностью, когда -- уже в наше время -- было точно выяснено, что из 11 членов Временного правительства первого состава 9 (кроме А.И. Гучкова и П.Н. Милюкова) были масонами. В общей же сложности на постах министров побывало за почти восемь месяцев существования Временного правительства 29 человек, и 23 из них принадлежали к масонству! Ничуть не менее важен и тот факт, что в тогдашней "второй власти" - ЦИК Петроградского Совета - масонами являлись все три члена президиума: А.Ф. Керенский, М.И. Скобелев и Н.С. Чхеидзе - и два из четверых членов Секретариата: К.А. Гвоздев и уже известный нам Н.Д. Соколов (двое других секретарей Совета -- К.С. Гриневич-Шехтер и Г.Г. Панков -- не играли первостепенной роли). Поэтому так называемое двоевластие после Февраля было весьма относительным, в сущности, даже показным: и в правительстве, и в Совете заправляли люди "одной команды"... Хотя позиция Вадима Валериановича тщательно аргументирована и опирается на документальные факты, которые трудно опровергнуть, думаю, он не совсем прав. В книге , изданной в 2003 году там же, в "Алгоритм-книге"/"Эксмо", я так писал о реальных глубинных причинах развала Российской Империи: Общество начала ХХ века, подхваченное волной освобождения крестьянства, промышленного подъема, очередной смены элит, развивалось слишком бурно для застывшего в своей косности государства с его потерявшей привлекательность идеологией православия, расколотого духовно, организационно изнасилованного Петром и не сумевшего ответить на вызовы стремительно развивающейся науки. (...) Но ни большевики, ни эсеры, при всей их организованности и идейной вооруженности не были готовы ни к взятию власти, ни тем более, к управлению страной. Крестьянский вопрос; слабое самодержавие, управлявшееся, по крайней мере, из трех центров - слабовольный государь, властная царица и хитрый мужик Распутин; провалы в войне, к которой мы опять не были готовы; идеологическая беспомощность правящей элиты и, наоборот, возрастающая привлекательность неожиданно широкого выбора альтернативных идей - от анархизма до октябризма - взорвали прогнившую оболочку государства и положили его беззащитное содержимое к ногам тех, кто осмелился заявить: "Есть такая партия!". Правда, надо сказать, что Вадим Кожинов отрицает положение советской историографии о том, что основная революционная масса народа боролась в 1917 году против буржуазного Временного правительства за победу большевиков, за социализм-коммунизм. При этом Вадим Валерианович ссылается на генерала Деникина: Генерал Деникин, досконально знавший факты, говоря в своих фундаментальных "Очерках русской смуты" о самом широком распространении большевистской печати в армии, вместе с тем утверждал: "Было бы, однако, неправильно говорить о непосредственном влиянии печати на солдатскую массу. Его не было... Печать оказывала влияние главным образом на полуинтеллигентскую (весьма незначительную количественно. -- В.К.) часть армейского состава". Что же касается миллионов рядовых солдат, то в их сознании, констатировал генерал, "преобладало прямолинейное отрицание: "Долой!" Долой... вообще все опостылевшее, надоевшее, мешающее так или иначе утробным инстинктам и стесняющее "свободную волю" -- все долой!". О порыве массы не к большевизму-меньшевизму, а к свободной воле мы еще поговорим. В любом случае, Российская империя была развалена руками политиков, руководствовавшихся либеральными, а отнюдь не большевистскими идеями. Были ли масонами Львов, Милюков, Гучков, Керенский и другие руководители Февраля - вопрос важный, но второстепенный, вопрос организационного порядка. В идеологическом плане руководители Февральского переворота, инициаторы отречения от престола безвольного Николая II, были либералами, верили в демократию и в Учредительное собрание, как позже верили в демократию и рынок те, чьими руками развалили Советский Союз. Кто же виноват в том, что кучке интеллигентов-либералов и далеких от жизни болтунов-теоретиков, были ли они масонами или нет, но удалось разрушить тысячелетнюю Империю? Здесь Вадим Кожинов ссылается на авторитет М.М. Гакебуша, издавшего в 1921 году в Берлине книжку с многозначительным заглавием "На реках Вавилонских: заметки беженца". Вот что пишет свидетель тех событий русский немец М.М. Гакебуш: "Виноваты все мы -- сам-то народ меньше всех. Виновата династия, которая наиболее ей, казалось бы, дорогой монархический принцип позволила вывалять в навозе; виновата бюрократия, рабствовавшая и продажная; духовенство, забывшее Христа и обратившееся в рясофорных жандармов; школа, оскоплявшая молодые души; семья, развращавшая детей, интеллигенция, оплевывавшая родину..." (напомню, что В.В. Розанов еще в 1912 году писал: "У француза -- "chere France", у англичан -- "Старая Англия". У немцев -- "наш старый Фриц". Только у прошедшего русскую гимназию и университет -- "проклятая Россия". Как же удивляться, что всякий русский с 16-ти лет пристает к партии "ниспровержения" государственного строя...". Это уже ближе к тому, что я высказал в книге "Не надо нас дурить". И не правда ли - до боли знакомо по нынешнему безвременью? Хотя сейчас и не говорят о "Проклятой России", зато с удовольствием и презрением называют свою страну "Проклятая Рашка". И власть, позволяющая вывалять в навозе основные принципы существования общества и государства, и продажная бюрократия, и идеологи, превратившиеся в жандармов, и школа, оскопляющая души, и интеллигенция, оплёвывающая Родину, - всё это сейчас имеется в избытке. Россия в XXI веке наступает на те же грабли, что и Россия начала века XX.

Кто с кем воевал в Гражданскую войну

На этот вопрос в книге Кожинова дается также прямой и однозначный ответ. Война шла не между сторонниками Российской Империи и узурпаторами-большевиками. Война шла между организаторами Февральского и Октябрьского переворотов, причем, первыми верховодили зависимые от Запада масоны, вторыми - евреи, стремящиеся к Мировой революции. Пишет Вадим Валерианович: Вопрос о Белой армии необходимо уяснить со всей определенностью. Во-первых, никак нельзя оспорить того факта, что все главные создатели и вожди Белой армии были по самой своей сути "детьми Февраля". Ее основоположник генерал М.В. Алексеев (с августа 1915-го до февраля 1917-го -- начальник штаба Верховного главнокомандующего, то есть Николая II; после переворота сел на его место) был еще с 1915 года причастен к заговору, ставившему целью свержение Николая II, а в 1917-м фактически осуществил это свержение, путем жесткого нажима убедив царя, что петроградский бунт непреодолим и что армия-де целиком и полностью поддерживает замыслы масонских заговорщиков. Главный соратник Алексеева в этом деле, командующий Северным фронтом генерал Н.В. Рузский (который прямо и непосредственно "давил" на царя в февральские дни), позднее признал, что Алексеев, держа в руках армию, вполне мог прекратить февральские "беспорядки" в Петрограде, но "предпочел оказать давление на Государя и увлек других главнокомандующих", А после отречения Государя именно Алексеев первым объявил ему (8 марта): "..."Ваше Величество должны себя считать как бы арестованным"... Государь ничего не ответил, побледнел и отвернулся от Алексеева" (там же, с. 78, 79); впрочем, ещё в ночь на 3 марта Николай II записал в дневнике, явно имея в виду и генералов Алексеева и Рузского: "Кругом измена, и трусость, и обман!" Что же касается других главных вождей Белой армии, генералов А.И. Деникина и Л.Г. Корнилова и адмирала А.В. Колчака, - они, по утверждению Кожинова, так или иначе были единомышленниками Алексеева и сделали свою блистательную карьеру уже после Февраля. Генерал Корнилов лично арестовал в Царском Селе императрицу и царских детей. Генерал Алексеев в Могилеве объявил об аресте самому императору и сдал его думскому конвою. В Крыму арестом находившихся там великих князей руководил заместитель Колчака контр-адмирал В.К. Лукин. Конечно, Кожинов признает, что "те или иные лица и даже группы людей в составе Белой армии исповедовали и в какой-то мере открыто выражали другие настроения и устремления, - в том числе и подразумевающие прямую и полную реставрацию вековых устоев России. Но это никак не определяло основную и официальную линию". На чьей стороне был Запад во время Гражданской войны? Вадим Валерианович отвечает на это так: Политика Запада исходила, во-первых, из чисто прагматических соображений, которые для него всегда играли определяющую роль: стоит ли вкладывать средства и усилия в Белую армию, "окупится" ли это? И когда к концу 1918 года Деникину удалось объединить антибольшевистские (в частности, белоказачьи) силы на юге России, Запад стал достаточно щедрым. Рассказав в своих "Очерках русской смуты" о предшествующей катастрофической нехватке вооружения, Деникин удовлетворенно констатировал, что "с февраля (1919 года. -- В.К.) начался подвоз английского снабжения. Недостаток в боевом снабжении с тех пор мы испытывали редко". Не приходится сомневаться, что без этого "снабжения" был бы немыслим триумфальный поначалу поход Деникина на Москву, достигший в октябре 1919 года Орла. Во-вторых, Запад издавна и даже извечно был категорически против самого существования великой - мощной и ни от кого не зависящей - России и никак не мог допустить, чтобы в результате победы Белой армии такая Россия восстановилась. Запад, в частности в 1918-1922 годах, делал все возможное для расчленения России, всемерно поддерживая любые сепаратистские устремления. И здесь ничего не изменилось за сто лет: Запад категорически великой - мощной и ни от кого не зависящей - России и делает всё возможное для её расчленения. В 1991 году ему это удалось с триумфом, на очереди расчленение того, что осталось от России, усеченной до размеров Российской Федерации. Кожинов считает, что Деникин и его Добровольческая Армия были полностью зависимы от Запада. Именно поэтому Деникин принял назначение Колчака Верховным правителем России. А сам Колчак, судя по всему, был не просто зависим от Запада в снабжении своей армии. Вот, что пишет Вадим Кожинов: Александр Васильевич Колчак был, вне всякого сомнения, прямым ставленником Запада и именно поэтому оказался Верховным правителем. В отрезке жизни Колчака с июня 1917-го, когда он уехал за границу, и до его прибытия в Омск в ноябре 1918 года много невыясненного, но и документально подтверждаемые факты достаточно выразительны. "17(30) июня, - сообщал адмирал самому близкому ему человеку А.В. Тимиревой, - я имел совершенно секретный и важный разговор с послом США Рутом и адмиралом Гленноном... я ухожу в ближайшем будущем в Нью-Йорк. Итак, я оказался в положении, близком к кондотьеру", - то есть наемному военачальнику... В начале августа только что произведенный Временным правительством в адмиралы ("полные") Колчак тайно прибыл в Лондон, где встречался с морским министром Великобритании и обсуждал с ним вопрос о "спасении" России. Затем он опять-таки тайно отправился в США, где совещался не только с военным и морским министрами (что было естественно для адмирала), но и с министром иностранных дел, а также - что наводит на размышления -с самим тогдашним президентом США Вудро Вильсоном. Именно по причине зависимости Белой армии от Запада, считает Кожинов, в Красной армии воевало ничуть не меньше, чем в Белой офицеров и генералов старой, царской армии. Так, в 1918-1922 гг. из 100 красных командующих армиями (командармов) 82 были царскими генералами и офицерами: Если же говорить об офицерском корпусе вообще, в целом, то в Красной армии служили, по подсчетам А.Г. Кавтарадзе, 70.000-75.000 человек, то есть примерно 30 процентов общего его состава (меньшая доля, чем из числа генштабистов, -- что имело свою многозначительную причину). Однако и эта цифра -- 30 процентов -- в сущности, дезориентирует. Ибо, как доказывает А.Г. Кавтарадзе, еще 30 процентов офицерства в 1917 году оказались вне какой-либо армейской службы вообще (указ. соч., с. 117). А это означает, что в Красной армии служили не 30, а около 43 процентов наличного к 1918 году офицерского состава, в Белой же -- 57 процентов (примерно 100 000 человек). Но особенно выразителен тот факт, что из "самой ценной и подготовленной части офицерского корпуса русской армии -- корпуса офицеров Генерального штаба" (с. 181) в Красной армии оказались 639 (в том числе 252 генерала) человек, что составляло 46 процентов -- то есть в самом деле около половины -продолжавших служить после Октября 1917 года офицеров Генштаба; в Белой армии их было примерно 750 человек (цит. соч., 6. 196-197). Итак, почти половина лучшей части, элиты российского офицерского корпуса служила в Красной армии! Возвращаясь к масонам, Вадим Валерианович детально прослеживает влияние масонов на "правительства" Белого движения. Он пишет: Ныне весьма популярно представление, согласно которому в "красной" России власть захватили "иудомасоны" или, быть может, правильнее выражаясь, "иудеомасоны" (огрубленный вариант -- "жидомасоны"). Но это словечко, если основываться на действительном, реальном положении вещей, приходится разделить надвое. В составе "красной" власти в самом деле было исключительно много иудеев или, точнее, евреев. Но что касается масонов, они-то находились как раз в составе "белой", а вовсе не "красной" власти (влиятельных же евреев среди белых, напротив, было очень мало -- М.М. Винавер, А.И. Каминка, М.С. Маргулиес, Д.С. Пасманик, М.Л. Слоним и еще немногие люди, которых можно было бы занести в рубрику "иудеомасоны"). В то же время, если объективно Белая армия поддерживалась Западом и выражала интересы Запада, то объективно Красная армия сражалась за восстановление России, как это ни странно может показаться на первый взгляд. Кожинов приводит мнение Василия Шульгина, либерала и националиста, одного из идеологов Белого движения. Шульгин, который ...постоянно и подчас крайне негодующе писал о "еврейском засилье" в большевистской власти, о том, что евреи, как он определил, "явились спинным хребтом и костяком коммунистической партии", которую они "своей организованностью и сцепкой, своей настойчивостью и волей... консолидировали и укрепили". Однако еще до окончания Гражданской войны, в 1921 году, способный к трезвому размышлению Василий Витальевич недвусмысленно заявил, что именно большевики "восстанавливают военное могущество России... восстанавливают границы Российской державы до её естественных пределов". Он уточнял: "Конечно, они думают, что они создали социалистическую армию, которая дерется "во имя Интернационала", -- но это вздор. Им только так кажется. На самом деле они восстановили русскую армию... Чем заплатила Россия за этот период Смуты? Точных цифр не знает никто, но Вадим Кожинов производит подсчеты на основании косвенных данных и приходит к выводу, что в этом периоде Россия потеряла около 20 миллионов человек, причем, потери Красной и Белой армии не превысили 2 миллионов человек, то есть, гибло, в основном, мирное население. В массовом сознании по сей день господствует совершенно ложное представление, согласно которому наибольшие человеческие потери приходятся на вторую половину 1930-х годов, в особенности на 1937 год. Это представление внедрялось в течение долгого времени идеологами, которых человеческие потери первых лет революции и периода коллективизации волновали не столь уж сильно или даже совсем не волновали... А погибших в "1937-м" эти идеологи воспринимали как близких им, "своих" людей. В действительности человеческие потери 1918-1922 годов и даже 1929-1933 годов были прямо-таки несоизмеримо более значительными, нежели потери второй половины 1930-х годов. Почему же большевикам, у которых верховодили евреи, удалось победить Белое движение, которым, по Кожинову, верховодили масоны? Ответ прост: Февральский переворот "отделил" Церковь от государства, уничтожил самодержавие и выдвинул в качестве образца западноевропейские (а не российские) формы общественного бытия, где властвует не идея, а закон. И (о чем также шла речь ранее) победа Октября над Временным правительством и над возглавляемой "людьми Февраля" Белой армией была неизбежна, в частности, потому, что большевики создавали именно идеократическую государственность, и это в конечном счете соответствовало тысячелетнему историческому пути России. Ясно, что большевики вначале и не помышляли о подобном "соответствии" и что их "властвующая идея" не имела ничего общего с предшествующей, И для сторонников прежнего порядка была, разумеется, абсолютно неприемлема "замена" Православия верой в Коммунизм, самодержавия -- диктатурой ЦК и ВЧК, народности, которая (как осознавали наиболее глубокие идеологи) включала в себя дух "всечеловечности", -- интернационализмом, то есть чем-то пребывающим между (интер) нациями, Однако "идеократизм" большевиков все же являл собой, так сказать, менее утопическую программу, чем проект героев Февраля, предполагавший переделку России -- то есть и самого русского народа -- по западноевропейскому образцу. Можно согласиться. Надо сказать, что и вторая попытка передела России по западному образцу и в угоду Западу, предпринятая в 1991 году с внедрением к нам, где силой, где обманом, либеральной демократии американского разлива, также с треском провалилась, что и не удивительно. Жалко только тех, кто сгорел в топке сверхсмертности, Нового Холокоста, который намного холокостее того, который устроили нацисты, и по своим жертвам приближается к числу жертв революций 1917 года и Гражданской войны, приведенному в оценке Вадима Валериановича Кожинова. Следует отметить, что В.В. Кожинов в рассматриваемой книге выдвигает очень важное положение о роли народа в период Гражданской войны и после неё. Коротко его мысль сводится к следующему: ...Объективное изучение хода событий 1918-1921 годов убеждает, что народ сопротивлялся тогда не столько конкретной "программе" большевиков, сколько власти как таковой, любой власти. После крушения в феврале 1917 года многовековой государственности все и всякие требования новых властей (будь то власть красных, белых или даже так называемых зеленых) воспринимались как ничем не оправданное и нестерпимое насилие. В народе после Февраля возобладало всегда жившее в глубинах его сознания (и широко и ярко воплотившееся в русском фольклоре) стремление к ничем не ограниченной воле. Так, обе основные -- и неизбежные -- государственные "повинности" -- подати и воинская служба, которые ранее представали как, конечно, тягостная, но неотменимая, "естественная" реальность бытия (сопротивление вызывало только то, что воспринималось в качестве несправедливого, не соответствующего установленному порядку), -- теперь нередко отвергались начисто и порождали ожесточенные бунты. (...) При изучении истории первых послереволюционных лет во всей её многосторонности становится очевидным, что народ -- или, вернее, его наиболее энергичная и "вольнолюбивая" часть -- боролся именно против власти вообще. Те же самые люди, которые стремились свергнуть власть красных, не менее яростно выступали и против власти белых, если тем удавалось взять верх. Об этом обязательно следует задуматься тем, кто "призывает Русь к топору", какими бы благими намерениями при этом они ни руководствовались.

Чем объяснить засилье евреев в руководящих органах послереволюционной России

Вадим Валерианович считает, что еврейский вопрос был частью более сложного вопроса об инородном составе верховной власти тех лет. Не отрицая исключительно большую роль евреев в тогдашнем руководстве, он выдвигает свои идеи, относящиеся к причинам возникновения такого положения, причем, он считает, что именно эти причины привели позднее к репрессиям 1937-38 гг. Но в связи с этим как бы сам собой возникает возбуждающий сегодня острейшие споры вопрос о том, что во главе большевистской власти над Россией находилось слишком много людей, которые не были русскими, притом чаще всего эту тему целиком превращают в "еврейскую". Нет сомнения, что громадная роль евреев в большевистской власти заслуживает самого пристального внимания, и в дальнейшем я специально и подробно остановлюсь на этом. Но полное сосредоточение на "еврейском вопросе" способно помешать пониманию истинной сути дела, ибо, в конце концов, евреи являлись все же только частью "инородного" и даже "иностранного" состава верховной власти тех лет. В состав руководства России тех лет входили представители таких народов или, точнее, стран, которые либо и фактически, и юридически отделились после революции от России, превратившись в самостоятельные государства, либо вообще никогда не принадлежали к ней (Ян Берзин, Феликс Дзержинский, Карл Радек, Христиан Раковски, Ян Рудзутак, Ивар Смилга, Петерис Стучка, Иосиф Сталин, Степан Шаумян, Серго Орджоникидзе, Вячеслав Менжинский, Мартин Лацис, Якоб Петерс и др.). Многие члены Реввоенсовета при основных фронтах Гражданской войны были, в сущности, иностранцами: Бела Кун, Карл Данишевски, Оскар Стигга, Юзеф Уншлихт, Рейнгольд Берзиньш (Берзин), Христиан Раковски, Ивар Смилга и т.д. В их полном распоряжении были особые подразделения так называемых "интернационалистов", подобранных в основном из проникшихся большевистскими идеями военнопленных (попавших в плен во время войны 1914-1917 годов), а также различных эмигрантов и беженцев. Как пишет Вадим Валерианович: Существовал своего рода единый "инородный" стержень, пронизывающий власть (в самом широком смысле этого слова) сверху донизу -- от членов ЦК до командиров пулеметных отделений. И решусь утверждать, что без этого "компонента" большевики и не смогли бы победить, не сумели бы прочно утвердить свою власть. Такая постановка вопроса, конечно же, вызовет у многих и недоумение, и гнев: что ж, выходит, судьба России не могла быть решена без "иностранного" участия? Неужели русские сами, без "чужаков", не могли преодолеть охватившие страну всеобщую смуту и междоусобие? Но обращение к мировой истории убеждает, что в подобных ситуациях роль "чужаков" закономерна или даже необходима. То есть, Вадим Кожинов считает доминирование евреев в руководстве страной следствием закономерного процесса выдвижения "чужаков" в периоды смут, гражданских войн и революций. Одновременно он выступает и против тех апологетов богоизбранного народа, которые считают, что в большевистском движении принимали не настоящие евреи, а "отщепенцы": Сионист М.С. Шварцман определил оказавшихся у власти в октябре 1917 года евреев как играющих "отвратительную" роль "отщепенцев" и "преступников". Могут возразить, что гонения на сионистов со стороны большевистской власти и позже были явно и гораздо менее последовательными и жестокими, нежели гонения на национально мыслящих русских людей. Это действительно так, и имелись, очевидно, две причины более "мягкого" отношения власти к еврейским "националистам". Во-первых, противостояние власти и сравнительно немногочисленных (в соотношении с русскими) национально ориентированных евреев не представляло грозной опасности для большевиков, а во-вторых, сказывалось, конечно, единство происхождения, племенная солидарность Более того, Кожинов в соответствии со своим посылом о роли "чужаков", считает, что к большевикам примкнули те евреи, которые были враждебны русской среде. ...Следует со всей определенностью сказать, что среди евреев-большевиков было очень мало таких, которые к 1917 году более или менее глубоко приобщились к русской культуре и быту. Те евреи, которые становились большевиками, начинали свою жизнь, как правило, в собственно еврейской среде, где все русское воспринималось как чуждое или даже прямо враждебное, а также как нечто заведомо "второсортное" либо вообще "примитивное" (примеры еще будут приведены). Между тем евреи, так или иначе приобщенные с ранних лет к русской культуре, как правило, не превращались в большевиков. Сам факт доминирования евреев в руководстве страной в первые годы после революции Кожинов отнюдь не отрицает, да и было бы нелепо отрицать очевидное. Он пишет: Известно, что в 1922 году, к XI съезду, в большевистской партии, насчитывавшей 375.901 человек, евреев было всего лишь 19.564 человека -- то есть немногим более 5 процентов... Какое уж тут "еврейское засилье"! Однако совсем другое обнаруживается при обращении к более высоким уровням "пирамиды" власти: так, среди делегатов съезда партии евреев было уже не 5 %, то есть один из 20, а один из шести, в составе избранного на съезде ЦК -- более четверти членов, а из пяти членов Политбюро ЦК евреями были трое -- то есть три пятых! Впрочем, уже отмечалось, что даже эти цифры не вполне раскрывают положение вещей, ибо руководители еврейского происхождения чаще всего играли более важную роль, чем занимавшие те же самые "этажи" власти русские, которых нередко выдвигали на первый план, в сущности, ради "прикрытия" (как мы видели, Троцкий не раз призывал не выдвигать на первый план евреев). Более того, Вадим Валерианович приводит свидетельства вполне нейтральных очевидцев: Доктор богословия А. Саймонс из США жил во время революции в Петрограде, являясь настоятелем местной епископальной церкви. Он заявил в 1919 году: "...многие из нас были удивлены тем, что еврейские элементы с самого начала играли такую крупную роль в русских делах... Я не хочу ничего говорить против евреев как таковых. Я не сочувствую антисемитскому движению... Я против него. Но я твердо убежден, что эта революция... имеет ярко выраженный еврейский характер. И свидетельства тех, кого трудно заподозрить в антисемитизме или сочувствии большевикам: Известный сионистский деятель М.С. Агурский, не боявшийся острых проблем, писал в своем содержательном сочинении "Идеология националбольшевизма", что в 1920-х годах установился взгляд "на советскую власть как на власть с еврейским доминированием", и "советское руководство... должно было постоянно изыскивать средства, дабы... убеждать внешний мир, что дело обстоит как раз наоборот. Это было нелегко, особенно в 1923 г., когда в первой четверке советского руководства не оказалось ни одного русского. Оно состояло из трех евреев и одного грузина..." Однако, засилье евреев в руководящих органах страны и в органах безопасности Кожинов объясняет их востребованностью в особых условиях, сложившихся после революции, в условиях тотального безвластия. Выше уже упоминалось, что народ в массе не был ни за белых, ни за красных. Он отрицал любую власть вообще, что Вадим Валерианович подтверждает примерами крестьянских восстаний в тылу Колчака, которые позволили красным достаточно быстро освободить от белых огромные территории. Тем не менее, всего через несколько месяцев после установления на этих территориях советской власти, снова начались не менее мощные восстания крестьян. Целесообразно напомнить и цитированные ранее точные характеристики самого состояния России после Февральского переворота -- характеристики, которые согласно сформулировали совершенно разные люди -- гениальный черносотенный мыслитель В.В. Розанов: "Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска... Что же осталось-то? Странным образом -- буквально ничего" -- и влиятельный сподвижник Керенского В.Б. Станкевич: "стихийное движение" русского народа, "сразу испепелившее всю старую власть без остатка: и в городах, и в провинции, и полицейскую, и военную, и власть самоуправлений". И восстановить власть "на пустом месте" можно было только посредством самого жестокого насилия и, как оказалось, при громадной и, более того, необходимой роли "чужаков", способных "идти до конца"... Вадим Валерианович приводит воспоминания дипломата П.Н. Михайловского, сына Гарина-Михайловского, автора "Детства Тёмы": Во время Гражданской войны П.Н. Михайловский много скитался по России и не раз имел дело с ЧК. Он рассказывает, в частности, как в 1919 году еврейка-чекистка "с откровенностью объяснила, почему все чрезвычайки находятся в руках евреев: "Эти русские -- мягкотелые славяне и постоянно говорят о прекращении террора и чрезвычаек, -- говорила она мне. -- Мы, евреи, не даем пощады и знаем: как только прекратится террор, от коммунизма и коммунистов никакого следа не останется..." Не хочу подтверждать или опровергать логику рассуждений Вадима Валериановича Кожинова: я не историк. Но если принять эту логику, то не исключено, что при нарастании негативных событий, при дальнейшем отторжении народом нынешней власти, при падении цен на нефть до того уровня, на который они уже не раз опускались, в России вновь возникнет востребованность "чужаков" - и с той же самой задачей. Правда, на этот раз ими вряд ли будут евреи: у нас для этого есть, например, не менее пассионарные и отнюдь не мягкотелые чеченцы. 12 ноября 2011 года Москва Продолжение здесь.

Небольшой среднеазиатский городок, конец 60-х, ещё не отгремели битвы «физиков» и «лириков», ещё крутят в парке неподалёку «Джамайку». Детские воспоминания, - они всегда самые яркие.

Вторая смена в школе закончилась, за окном вечер, морозно. Тихонько поскрипывают батареи, клонит в сон. Однако мы продолжаем сидеть в классе – у нас «внеклассные чтения». Преподаватель истории, «бухарская» еврейка Эмма Захаровна рассказывает о Ганнибале. Сегодня, слава Богу, обошлось. Периодически нашу «Эмку» начинает нести, и она в очередной, мы уже сбились со счёта, который раз, может завести «бодягу» о еврейских погромах. Милая, добрая «Эмка», которая даже двоек никогда и никому не ставит, в такие минуты преображается. В её глазах начинает метаться огонёк безумия, голос начинает звенеть Рассказ о мирно ужинавшей еврейской семье к которой врываются осатаневшие от крови погромщики, потрясает детское воображение. Он неизменно заканчивается описанием трёхмесячного Ёсика которого, вытащив из люльки, разрывают надвое. Откуда она взяла этого «Ёсика» - до сих загадка. Бабушка, старая казачка, услышав однажды описание этого действа в моем пересказе, коротко, как отрезала, сказала: «Врёт, шалава». Несколько лет спустя наша Эмма Захаровна попадёт в «психушку». Шизофрения среди евреев обычное дело.

Спросите, чего я это в воспоминания ударился, заняться более нечем? Да нет, просто прекрасная иллюстрация. Во-первых, вывернутого наизнанку еврейского мировосприятия; во-вторых, есть ли у евреев свои кураторы. Человек родившийся за тысячи километров от мест самих погромов, человек родившийся много позднее самих погромов, воспринимает их как нечто произошедшее с ним самим. Скажете – пример нехарактерный, нездоровый человек и всё такое, а попробуйте сами поговорить с любым евреем. Если он будет достаточно откровенен, вы услышите тоже самое. В них это закладывают с самого раннего детства.

Поскольку байки школьной «училки» прекрасно укладывались в тогдашнюю версию нашей истории, я особо не «заморачивался». Впервые «разрыв шаблона» случился уже на четвёртом курсе. На одном из субботников преподаватель истмата милейший Сергей Анатольевич, немного, самую малость, перебрав, поведал «страшную» тайну – оказывается некоторые иерархи РПЦ тоже были черносотенцами. Если в плотине появляется маленькая дырочка, далее - просто вопрос времени.

Давайте начнём с конца, а именно с Гражданской войны. Это то единственное, действительно страшное для обычного местечкового еврейства время. Евреев грабили и убивали все, кому не лень – красные, белые, зелёные, бурые в крапинку. «Неверующим» рекомендую к прочтению книгу Гусева-Оренбургского «Багровая книга. Погромы 1919-1920 гг. на Украине» (Харбин, издание Дальневосточного Еврейского Общественного Комитета помощи сиротам-жертвам погромов («ДЕКОПО»), 1922.) . Но, позвольте, разве не грабили и не убивали всех остальных? Погибшие евреи только малая толика всех сгинувших в пламени братоубийственной войны. В связи с этим хочется привести слова одного из основателей сионизма г-на Жаботинского: «Когда евреи массами кинулись творить русскую политику, мы предсказали им, что ничего доброго отсюда не выйдет ни для русской политики, ни для еврейства» (Жаботинский, соч., стр. 73). Помните у пророка Осии: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Осия 8:7) . Евреи, однако, ничего не поняли и ни чему не научились. И вот уже в наши дни некий Самсон Мадиевский на сайте lechaim.ru в статье «Евреи и русская революция: был ли выбор» задаёт вопрос и сам на него отвечает: «Как и почему советский коммунизм превратился впоследствии из силы, осуждавшей антисемитизм, боровшейся с ним, в самую весомую из антиеврейских сил послевоенного мира, – тема особая, требующая отдельного разговора. Но даже если бы миллионам российских евреев, живших в предреволюционную эпоху, в годы революции и гражданской войны, дано было предвидеть эту метаморфозу, их поведение все равно определяли бы обстановка и условия текущего, а не будущего времени. Им все равно пришлось бы решать проблемы, актуальные тогда. Могло ли быть иначе?» Вывод говорящий и надо сказать весьма печальный. О чём тогда «плач»?

«Вообще едва ли можно оспорить тот факт, что религиозные и иные идеологические "доводы" выступали всегда как средство "оправдания" погромов, а не как их причина. Это недвусмысленно показал видный еврейский ученый Д.С.Пасманик в статье "Погромы в России" (ЕЭ, т, 12, с. 620), утверждая, что у погромщиков не было "явно выраженной расовой вражды... Не раз те же крестьяне, которые грабили еврейское добро, укрывали у себя спасающихся евреев". Кстати сказать, тогда, во времена российских погромов, констатирует ЕЭ, "только немногие говорили о племенной и расовой ненависти: остальные считали, что погромное движение возникло на экономической почве" (там же, с. 634). Это уже позднее была выдумана или же, в крайнем случае, непомерно раздута некая якобы характерная для населения России ненависть к евреям как таковым.». (В.Кожинов, «Правда о погромах»)

Переходим к погромам в Российской Империи до революции 17-го года. Любой, будь то еврей или просто «жидовствующий», говоря о погромах, обязательно упомянет так называемые одесские «погромы». Простите, разве можно назвать погромами «разборки» крупных ОПГ в начале 90-х? А в 1821, 1859 и 1871 годах в Одессе имели место именно «разборки» между двумя российскими ОПГ – еврейской и греческой. О погромах как явлении, пожалуй, можно говорить начиная с 1881 года, после убийства императора Александра II. Начавшись в Елисаветграде, погромы бушевали по всей России вплоть до 1884 года. Теперь внимание на итоги этих погромов – евреев убито 2, русских крестьян 19, последние убиты войсками, наводившими порядок. Это я к вопросу о том, что правительство потакало погромщикам. Еврейский историк Ю. И. Гессен писал, что главными виновниками тех погромов были революционеры-народовольцы, считавшие, что погромы соответствовали планам революционеров.

Один из самых кровавых погромов – Кишинёвский погром 1903 года. Данные по погибшим разнятся, однако согласно официальным данным погибших было 42 человека, из них 38 евреи. Разгромлено 1350 домостроений, 500 из них – еврейские лавки. Об этом погроме стоит поговорить более подробно и вот почему. Практически сразу после погрома Петербургское «Бюро защиты евреев» заявляет: «Как только мы узнали, при какой обстановке происходила Кишинёвская бойня, для нас стало ясно, что эта дьявольская затея никогда не имела бы места... если б она не была задумана в Департаменте полиции и не выполнялась по приказу оттуда». Главной их целью разумеется был министр внутренних дел Плеве, позднее убитый эсером Созоновым. Адвокат Зарудный, которому еврейская община поручает заняться этим делом, неоднократно заявлял, что располагает материалами, свидетельствующими о причастности к погромам начальника Кишинёвского Охранного отделения Левендаля. Могу только отметить, «доказательств» никто и никогда не видел, до сих пор ждём-с. В качестве «доказательства» одно время фигурировало некое послание, якобы отправленное Плеве Левендалю, оно даже было опубликовано в газете «Таймс». Но, вот незадача, в Еврейской Энциклопедии (1996 г.) читаем: «Текст опубликованной в лондонской газете «Таймс» телеграммы Плеве... большинство исследователей считают подложным». Стоит добавить, ложь - главное оружие евреев.

Немного об этническом составе тогдашнего Кишинёва. На 1903 год в Кишинёве проживало 50 тыс. молдаван, 50 тыс. евреев, 8 тыс. русских, большая часть которых была малоросами. Цифры разумеется приблизительные, но это лучше, чем совсем ничего, особенно когда в погромах начинают обвинять именно русских.

Поводом для погрома послужила статья о ритуальном убийстве христианского мальчика в Дубоссарах опубликованная в газете «Бессарабец». Сами погромы начались 6 апреля, однако роковым для евреев стало 7 апреля, в этот день выстрелом из револьвера был убит евреями подросток Останов. Примерно с 5 часов пополудни погромы лавок перешли в убийства евреев. И вот ещё какая странность, когда называют одного из главных организаторов погромов, его имя почему-то всегда произносят на русский лад - Павел Александрович Крушеван(?). На самом деле это был некто Паволаки Крушеван – молдаванин.

И опять возвращаюсь к теме бездействия правительства. При усмирении погрома пострадали 7 солдат и 68 полицейских, арестовано к утру 9 апреля 816 человек, губернатор фон-Раабен и ещё несколько должностных лиц после кишинёвского погрома были немедленно смещены – это всё результат «бездействия».

По результатам судебного следствия из 816 арестованных – 250 были освобождены от следствия и суда по бездоказанности обвинения, 466 человек получили судебные решения за мелкие преступления, 37 человек обвинялись в убийствах и насилиях, 12 из них были оправданы, 25 найдены виновными и приговорены к лишению всех прав состояния и каторге или арестантским ротам. Евреев среди осуждённых не было ни одного, хотя только они пользовались огнестрельным оружием.

Даже такой русофоб как г-н Солженицин и тот был возмущён ложью вокруг Кишинёвского погрома: «Кишинёвским погромом воспользовались, чтобы нарицательно и навсегда заклеймить Россию. И сегодня любая честная историческая работа на эту тему требует отличить ужасную правду о Кишинёве от коварной о нём неправды». (А.И. Солженицин, «Двести лет вместе»)

После опубликования 17 октября 1905 года «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» (http://www.hist.msu.ru/ER/Etex... по России прокатывается новая волна погромов. Император Николай II в своём письме матери от 27 октября 1905 года пишет: «...народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех — отсюда еврейские погромы... Но не одним жидам пришлось плохо, досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям». И это действительно так, достаточно взглянуть на факты - в ходе октябрьских погромов погибли 1622 чел. (из них евреев 711 чел., т. е. 43%), а ранено — 3544 чел. (из них евреев 1207 чел., т. е. 34%). (данные С. А. Степанова) Как видите, и эти погромы нельзя назвать чисто еврейскими, число жертв среди евреев пусть ненамного, но всё же меньше жертв среди русских.

И ещё, по подсчётам историка из США Анны Гейфман революционеры разных мастей убили в 1900-х годах около 17 тыс. человек («Родина», 1994г., №1, стр. 25). Это я так, для сравнения …

О «черносотенцах» мы ещё поговорим в другой статье, сейчас просто скажу – их участие в организации самих погромов всегда было либо минимально, либо отсутствовало полностью. Это ещё одна большая ложь евреев.

В статье были использованы труды Кожинова, Солженицина и некоторых других авторов, их я упомянул в самой статье. В качестве иллюстрации использована литография, выпущенная в 1905 г. в США «Царь, прекрати жестокое угнетение евреев!»

До новых встреч, друзья.

] Составитель П.С. Ульяшов. Ответственный редактор С.В. Маршков. Художник М.А. Зосимова.
(Москва: Алгоритм, 2005)
Скан, обработка, формат Djv: Zed Exmann, 2011

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Вадим Кожинов - литератор и историк (5).
    Часть первая. БЕСЕДЫ, ДИАЛОГИ, ИНТЕРВЬЮ
    Сеятель (9).
    Лики и маски истории (25).
    Прерывистый путь (52).
    «Только верить...» (59).
    Россия как чудо (70).
    Две столицы (83).
    На что надеяться России (94).
    Моя боль - Сербия (104).
    «Нелепо вести переговоры с чеченцами в рамках норм мировой демократии» (108).
    «Многое из того, что произошло, можно объяснить русским максимализмом...» (113).
    Поможет ли нашей Родине чувство достоинства? (119).
    Ниглизм - дурной советчик (126).
    Пречистый лик Победы (132).
    Мода на простонародность (145).
    Кто виноват? (185).
    Государственность и культура (205).
    Россия в окружении соседей (217).
    Двоевластие (230).
    «Русская культура началась в дружине» (238).
    «Патриотическая идея социализму не противостоит» (242).
    Русский человек: в поисках правды (249).
    «Прошу считать меня земляком» (258).
    «Социализм в России - это неизбежность» (272).
    Необоримость Руси (275).
    Персона и персонаж (287).
    «Мы не лучше и не хуже других. Мы другие» (301).
    «У нас другое начало» (306).
    Кто и почему нагнетает тему антисемитизма? (311).
    Загадка 37-го (321).
    Загадка космополитов (337).
    Солженицын против Солженицына (353).
    «Судилище» (368).
    Война... литература... история. Письма абхазских писателей Вадиму Кожинову (373).
    Часть вторая. ВОСПОМИНАНИЯ О В.В. КОЖИНОВЕ
    Неосторожный и необходимый (386).
    Алексей Пузицкий. Брат (388).
    Гелий Протасов. У стен Донского монастыря (392).
    Георгий Гачев. Вадим - необходим (401).
    Лев Аннинский. Только Вадим (406).
    Сергей Семанов. Вадим Кожинов и его товарищи в русской антимасонской ложе (416).
    Станислав Лесневский. Артист (423).
    Таисия Наполова. «...И вновь сиротеют душа и природа» (427).
    Михаил Грозовский. Русский просветитель (437).
    Виктор Кожемяко. Его слово в «Правде» и «Советской России», а также в моей жизни (443).
    Сергей Кара-Мурза. Давший посох в тумане (451).
    Евгений Потупов. Он нес в своем сердце победы и беды России (457).
    Александр Васин. Антинекролог (459).
    Станислав Куняев. «За горизонтом старые друзья...» (469).
    Владислав Попов. Вадим Кожинов как мой учитель (507).
    Станислав Куняев. Этот бесстрашный человек (521).
    Сергей Небольсин. Кожинов, Арбат и Россия (535).
    «Если бы не было Зюганова, я бы ни за кого не голосовал» (551).
    Павел Ульяшов. Доброжелатель (557).
    Русские поэты - Вадиму Кожинову. Стихи разных лет (564).

Аннотация издательства: Книги В.В. Кожинова (1930-2001), писателя, историка, знатока отечественной культуры, давно стали настольными для миллионов читателей. Выдающийся просветитель минувшего века, на чьих идеях выросло «два поколения русской национально мыслящей интеллигенции», Вадим Валерианович был чрезвычайно отзывчив на просьбы дать интервью, написать рецензию, рекомендацию. И в этих его работах - масса тонких мыслей, наблюдений, оценок.
Настоящее издание, в которое вошли интервью, беседы, диалоги Вадима Кожинова и воспоминания о нем современников, подготовлено к его 75-летию.