Великие хоумскулеры: Чарли Чаплин. ThePerson: Чарли Чаплин, биография, творчество, история жизни Что сделал чарли чаплин на первом выступлении

Chaplin’s World: «Чарльз и Чарли - две разные истории»

На старых фотографиях, в которых нет недостатка в швейцарском поместье Чарльза Чаплина, актер почти всегда в окружении детей. В какой-то момент семья даже напечатала специальную фотографию-открытку к Рождеству: в центре Чарльз Чаплин с женой Уной О’Нил.

Улыбающаяся Уна в маленьком черном платье, Чаплин с улыбкой на лице в шикарном костюме с галстуком и обязательным белоснежным платочком. За спинами родителей - восемь детей Чаплинов, четверо из которых не только выросли, но и родились здесь, в семейном поместье в Корзье-сюр-Веве, распложённом внутри огромного парка. Уна Чаплин носила пятого ребенка, когда они переехали.

«Мама любила рожать, а папа любил видеть ее беременной», - шутила старшая дочь Чаплина Джералдина.

{{ scope.counterText }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

Manoir de Ban - последняя резиденция «самого известного человека в мире». В Швейцарии Чарльз Чаплин прожил 25 лет после того, как покинул США, где в то время буйствовал сенатор Маккарти и велась «охота на ведьм». Там Чаплина преследовало ФБР, а некоторые журналисты и ассоциации даже призывали к бойкоту его фильмов.

Америка Чаплина и переезд

В Америке Чарльз Чаплин прожил около 40 лет, но так и не получил американского гражданства, путешествуя всю жизнь с паспортом гражданина Великобритании. В США Чаплин реализовал то, что называется «американской мечтой», и даже стал ее воплощением. Но там же Чарльза Чаплина осуждали за фильм «Великий диктатор». Мало кто знает, что снимать картину ему пришлось самому, на свои деньги вместе с братом Сидни.

Американские финансисты считали, что Германия была в то время защитой от коммунизма. Через шесть дней после того, как Франция и Великобритания вступили в войну с нацистской Германией, Чарльз Чаплин приступил к съемкам.

В США «Великий диктатор» вышел в конце 1940 года, а Европе нужно было ждать еще окончания войны, чтобы увидеть этот фильм…

«Я никогда не снял бы этот фильм, если бы в тот момент знал про лагеря», - говорил Чаплин потом.

Уна и Чарльз Чаплин подписали документы на покупку поместья с парком неподалеку от Женевы 31 декабря 1952 года. Manoir de Ban - здание 1850-х с 14 комнатами с прекрасной мебелью. Как писала швейцарская пресса того времени, «комната мадам - „Мари-Антуанетта“, комната месье - „Ампир“».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

«Две разные истории - Чарльз и Чарли»

Идея создания большого музея, посвященного Чарли Чаплину и его произведениям, родилась в 2000 году в Швейцарии в результате встречи швейцарца Филиппа Мейлана и канадца Ива Дюрана. Первый - архитектор и друг семьи Чаплинов, второй - большой фанат творчества Чаплина. Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон (Jean-Pierre Pigeon) рассказывает, что дом и музей специально разделили и что студия была построена не вплотную к дому актера.

«Когда вы смотрите на Мануар, дом Чарльза Чаплина, это место посвящено только семье, его личной жизни, а студия посвящена шедеврам Чарли, это две разные истории - Чарльз и Чарли» , - говорит он.

В доме Чаплина - домашние видео, которые снимала его жена Уна О’Нил. Если отталкиваться только от старых кинопленок, то покажется, что Чарльз Чаплин шутил без остановки.

Жан-Пьер Пижон: «Да. Он очень любил шутить, это видно, но в какой-то момент все же он стал отцом. Он не был шутником круглосуточно, конечно. Так, по крайней мере, говорят его дети».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

Однако британский писатель Питер Акройд в своей книге не прячет темных сторон биографии Чаплина. Так он писал, что в отношении женщин у Чаплина была настоящая «булимия» и обходился он с ними не всегда элегантно, в том числе и с женой Уной о’Нил. В работе он тоже был тираном, в жизни - достаточно экономным, панически боящимся потерять все свои накопления.

Трудное детство

Боязнь остаться без денег, видимо, была связана с крайне трудным детством Чарльза Спенсера Чаплина. То, что мы позже увидим в фильме «Малыш», Чаплин пережил сам - голод, холод, скитания по улицам, ночи в ночлежках. После развода родителей маленький Чарльз с братом Сидни остались жить вместе с матерью, Ханной Чаплин.

В музее Chaplin’s World первые залы тоже не выглядят радостными - таким, собственно, и было детство Чаплина. «Единственное, что Чаплин запомнил в цвете - это транспортные билетики, которые в Лондоне валялись повсюду, все остальные его воспоминания были черно-белыми» , - рассказывает в интервью RFI Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон.

Однако Чаплин никогда не попрекал бедностью своих родителей. Мать - бывшая эстрадная актриса, рассталась с отцом - некогда талантливым актером - из-за его пристрастия к вину.

© Roy Export SAS

В книге Чаплина «My Autobiography» (изд. Penguin Modern Classics), которую он написал в этом же доме в Швейцарии, работая по шесть-восемь часов в день, видно, насколько сильно Чарльз любил свою мать, даже в те моменты, когда она не могла содержать их. Жить было настолько тяжело, что из-за голода мать Чарльза Чаплина временно теряла рассудок и была вынуждена проходить курс реабилитации в психиатрических больницах. Но в своей автобиографии Чаплин написал матери целую оду.

Чарли Чаплин: «Каждый вечер, возвращаясь из театра, моя мама имела обыкновение выкладывать на столе сладости для Сидни (единоутробный брат Чарльза Чаплина, - прим. ред.) и для меня, утром мы находили кусочек пирога или конфеты - полагая, что мы не должны шуметь, потому как она обычно спала допоздна».

Однако такие времена были только в самом начале, потом мать отправляла мальчикам к соседям - семейству Маккарти. Чаплин любил туда ходить только потому, что там можно было сытно поесть, но даже несмотря на голод, он все равно предпочитал проводить время дома с мамой.

Чарли Чаплин: «Конечно, бывали дни, когда я оставался дома; моя мать заваривала чай и обжаривала хлеб на говяжьем жиру, я обожал это, потом в течение часа она читала со мной, потому что читала она прекрасно, и я открывал для себя счастье находиться рядом с ней, я отдавал себе отчет, что мне было куда приятнее оставаться дома, чем ходить к семейству Маккарти».

В мире Чаплина мать ассоциируется с детством, а значит еще и с грызущей бедностью. Он рассказывал, что даже самые бедные семьи в выходные могли позволить себе кусок запечённого на огне мяса - небывалая роскошь для их семьи, за это он долго злился на свою матушку и стыдился, что даже в выходные они не могли поесть нормально. Однажды им удалось накопить немного денег, чтобы купить кусок мяса, который они приготовили на огне. Мясо это ужалось до каких-то смехотворных размеров, но тогда мальчик почувствовал себя счастливым и был бесконечно благодарен своей бедной матушке.

Кроме того, именно Ханне Чаплин маленький Чарльз обязан своим первым выступлением на сцене. В книге «My Autobiography» он вспоминает, что у его матери во время сценических номеров из-за простуды и слабости часто срывался голос, и тогда публика поднимала бедную женщину на смех. В один из таких дней, когда Ханна Чаплин в очередной раз не смогла продолжить свое выступление, а зал освистал ее, на сцену вместо нее вышел 5-летний Чарльз и запел известную тогда песню про Джека Джонса…

Публика забросала малыша монетами, он тогда прервался ненадолго и сказал: подождите минуточку, пожалуйста, я сейчас быстренько подберу все деньги и снова продолжу петь. Зрители умирали от восторга и умиления.

Дом, где двери не закрывались

Майкл Чаплин, сын Чарльза Чаплина, который в день рождения отца, 16 апреля, присутствовал на инаугурации музея, рассказывал, что в доме Manoir de Ban в Корзье-сюр-Веве прошло все его детство.

Майкл Чаплин: «Я ходил в обычную школу рядом с домом. Иногда я приводил домой друзей, чтобы поиграть в нашем прекрасном парке. Я помню, как некоторые из них с сожалением констатировали, что мой отец - уже пожилой, седовласый человек. Это не Чарли, говорили они мне, плохо скрывая свое разочарование, что не встретили в этом доме Бродягу. К сожалению, его там не было. Этот бездомный бродяжка, этот цыган, который был вечно в пути, к сожалению, не жил тут. Но вместе с (музеем) Chaplin’s World, мы можем сказать, что он наконец обретет дом здесь. Теперь-то ему будет хорошо» , - объясняет Майкл Чаплин, президент Фонда Музея Чарли Чаплина. После смерти Чаплина паломничество со всего мира к дому актера не прекратилось, «кто-то даже кидался целовать стены, настолько сильно они были признательны ему за его фильмы. Так я понял, с какой силой искусство моего отца говорило с людьми из любой точки мира».

«Майкл Джексон приезжал сюда, а потом пригласил всю семью в Диснейленд. Сюрреализм!», - вспоминали близкие. «Цыгане стали нашими друзьями: они несколько раз возвращались сюда и устраивали нам огромные праздники», - рассказывает Майкл Чаплин. В доме часто устраивали большие полдники для соседских детей из трудных семей, а однажды даже для детей из Чернобыля, которых в Швейцарию привезли на реабилитацию…

От проекта до открытия

Так и получилось, что во время визита Chaplin’s World посетители с головой окунутся в черно-белый мир чаплиномании, а во время визита дома узнают о том, как жил «самый известный человек в мире».

Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон : «С поместьем Manoir de Ban связана целая эпопея! Чарльз Чаплин ушел из жизни 25 декабря 1977 года. А его жена Уна - в 1991. После чего двое детей Чаплинов поселились в этом доме вместе с семьями - Майкл и Юджин. В 2000 году они приняли решение продать Мануар. Когда друг семьи Филипп Мейлан узнал об этом, он сказал: „Нет, что вы! Это невозможно! Нужно сделать что-нибудь! Мы не можем позволить такому наследию уйти просто так“. Так состоялась их первая беседа, в ходе которой обсуждалась возможность превратить дом Чарли Чаплина в музей. Майкл и Юджин Чаплины тогда сказали, что им мы очень не хотелось, чтобы дом превратился в мавзолей, это было одним из их главных требований. Они хотели, чтобы это место по-прежнему оставалось местом для смеха и эмоций. В результате нескольких месяцев работы Филипп Мейлан написал проект страниц на сто и показал его семье Чаплина. Им он понравился, и они приняли решение продать дом через Фонд музея Чарльза Чаплина».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

От задумки до открытия прошло целых 16 лет. Изначально открытие музея было запланировано на 2005 год. Разработчики проекта - Ив Дюран и Филипп Мейлан - принялись улаживать формальности с планом на строительство, а в Швейцарии это часто очень долгие процессы. Более того, согласно швейцарским законам, местные жители могут оспорить любой проект. Что в какой-то момент и случилось: один из проживающий по соседству пожелал, чтобы проект Chaplin’s World закрыли, опасаясь большого наплыва туристов в спокойное местечко Корзье-сюр-Веве. Разбирательства с соседом длились пять лет. Дальше строительство задерживалось еще и по финансовым вопросам. В общей сложности на создание музея было потрачено около 60 млн швейцарских франков.

В самом начале съемок «Великого диктатора» Чаплин задавался вопросом - как снимать эту картину, потому как его персонаж - Чарли - не разговаривает. «И потом вдруг я нашел решение. Это было даже очевидно. Даже играя Гитлера, я мог разглагольствовать при помощи языка тела и быть говорливым настолько, насколько мне было нужно. И наоборот, когда я играл Чарли, я мог немного сохранять молчание» , - говорил Чаплин.

В Chaplin’s World есть целая комната, посвященная «Великому диктатору». «Гитлер был одним из величайших актеров, которых я когда-либо видел», - рассказывал Чарльз Чаплин. Позже, когда одному из сотрудников министерства культуры нацистской Германии удалось бежать, он встретился с Чарльзом Чаплиным и рассказал ему, что Гитлер посмотрел «Великого диктатора» в одиночестве.

«Я бы отдал, что угодно, чтобы узнать, что он о нем думает», - ответил ему Чаплин. Полагают, что именно из финальной сцены «Великого диктатора» Чаплин не смог продлить американскую визу и был вынужден уехать в Швейцарию, спасаясь от маккартизма.

Последние дни в Manoir de Ban

©Roy Export Сo Est

В Швейцарии Чарльз Чаплин так никогда и не выучил французский язык и сердился, когда за обедом кто-то из детей переходил на французский. Может показаться, что в Manoir de Ban Чарли Чаплин из воплощения американской мечты превратился в «обычного человека». Однако именно там он написал сценарии для своих двух последних фильмов «Король в Нью-Йорке» и «Графиня из Гонконга» с Марлоном Брандо и Софией Лорен. «Король Нью-Йорка» до 1973 года был запрещен к показу в США: из-за связи короля с мальчиком Рупертом, читающим Карла Маркса в одной из школ в Нью-Йорке, короля самого обвинили в связях с коммунистами. Так Чаплин высмеял выгнавший его из страны маккартизм.

Чарльз Чаплин до самой смерти не переставал писать, сочинять музыку в Швейцарии. «Работать - значит жить. И я хочу жить», - говорил он. Чарльз Чаплин ушел из жизни в своем доме Manoir de Ban в рождественский день 1977 года. Рядом с ним до последнего момента оставались Уна О’Нил и его дети.

Чарли родился в Лондоне, в квартале бедняков. Его родители были эстрадными актерами, точнее бродячими комедиантами. Отец пел в мюзик-холле и разъезжая по разным странам, пользовался успехом как комический певец. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах.

Детство помнилось радостным и уютным. Вечер. Трехлетний Чарли и его старший брат Сидней бегают по квартире. Мать легко передвигается по квартире. Она собирается на работу в театр. Перед выходом из дома она любовно укладывает детей в постель, поправляет одеяло, чтобы было тепло. По-домашнему, уютно и тепло обволакивала малыша темнота, и он быстро засыпал.

Маленькому Чарли казалось в то время все возможным. Его брат Сидней был старше на четыре года и часто показывал фокусы: он мог «проглотить» монету, а затем вытащить ее из другого места. Чарли очень хотел быть похожим на своего брата и пытался ему подражать. Однажды он схватил монету и попытался проглотить. Монета застряла в горле. Пришлось вызывать врача к испуганному мальчику.

Часто мать наряжала детей и выводила гулять. Мальчики чинно шагали рядом с ней в длинных брюках, в курточках с большими отложными воротниками или в бархатных костюмчиках и перчатках в тон одежде. Их распирала гордость и самодовольство.

Мимо проходили бледные, замученные тяжелым трудом взрослые с детьми, которые держали в руках ветряные мельницы и разноцветные шары. Когда семья Чаплина проходила по мосту, то Чарли видел пароходики, которые плавно опускали трубы, когда проходили под мостом. Такие мелочи ясно сохранялись в памяти малыша и потом всплывали в разные моменты жизни.

У Чарли были любимые предметы, которые он считал своей собственностью, и стойко отстаивал у старшего брата право пользоваться ими. Это таинственная маленькая кругленькая музыкальная шкатулка с красивой эмалевой крышкой и детский скрипучий, но удобный стульчик, который купили ему у цыган.

Однажды мать взяла детей на спектакль в мюзик-холл, где выступал их отец. Чарли восседал на красном плюшевом кресле и с восхищение смотрел на сцену. Этот мир ему казался сказочным. Поздно вечером они возвращались в карете, запряженной четверкой лошадей. Мальчиков укутали дорожным пледом. Сквозь сон Чарли слышал веселый смех родителей и друзей- актеров. Это были минуты счастья.

Судьба не долго баловала детей. Вскоре Ханна осталась вдовой с двумя детьми. Заработок стал случайным. Матери не удавалось найти постоянную работу ни в оперетте, ни в мюзик-холле. Жизнь резко изменилась. Редко появлялась вкусная пища. Такие дни казались праздником. Веселый огонек очага, на котором кипел чайник, подогревалась рыба и мать готовила жареные хлебцы – гренки. Мамина бодрость, приглушенное бульканье кипятка создавали уют в комнате. Чарли читал юмористические журналы, и мысли быстро убегали в будущее, прекрасное, далекое и очень желанное.

Они снимали маленькую комнату. Очень часто стол был завален грязной посудой, в углу стояла прижатая к стенке железная кровать, которую мать выкрасила белой краской и которая сверкала, как корабль среди старой мебели. Свое первое выступление на сцене в возрасте пяти лет Чарли помнил очень хорошо. Мать выступала на сцене, а мальчик стоял за кулисами. Вдруг голос матери сорвался. Зрители стали смеяться. Кто-то тоненьким голосом запел, кто-то замяукал. Все это было странно, и Чарли не совсем понимал, что происходит. Но шум все увеличивался. Расстроенная мать убежала со сцены.

Тогда директор предложил выпустить на сцену Чарли. Мальчик начал петь популярную тогда песенку. Повторяя припев, он по простоте душевной изобразил, как у матери срывается голос, это вызвало у публики бурю восторга. Все хохотали, аплодировали и бросали деньги. И когда мать вышла на сцену, чтобы увести его, ее встретили громом аплодисментов. Такими были первое выступление Чарли и последнее выступление его матери.

Вскоре после первого выступления он начал участвовать в выступлениях на различных пригородных эстрадных площадках. Зрителям нравился подвижный, гибкий мальчик, который легко двигался по сцене. Он свободно пел и точно изображал исполняемого героя. Некоторое время Чарли был кучером.

Ханна Чаплина очень любила сидеть у окна, наблюдать за прохожими и активно участвовать на расстоянии в происходящих событиях на улице. Она изображала позы, жесты поссорившихся соседок, походку захмелевшего лавочника, мимику любопытного зеваки. Это она делала с огромным мастерством. Чарли любил такие маленькие спектакли, они его веселили и развлекали. Он внимательно наблюдал за комической игрой матери, за тем, как она перевоплощалась в разные персонажи из жизни. Постепенно и непроизвольно Чарли стал повторять позы, жесты, мимику тех, с кем общался.

Свой успех во взрослой жизни Чарли связывал с этими импровизированными концертами матери. Она научила понимать людей и наблюдать за ними. Несмотря на все трудности, Ханна окружила своих сыновей заботой, любовью.

Чарли вспоминал, как жили они в трущобе. Мать работала на дому, шила на швейной машинке. Заработка едва хватало на пропитание, нечем было платить за квартиру. Не раз они взваливали на тележку два матраца, три соломенных стула, все свои старые пожитки и отправлялись на поиски нового жилья.

Нищета сломила мать – начались болезни, и ей пришлось лечиться в больнице. Дети жили подаяниями, кражами, затем на два года попали в приют. После выздоровления Ханна забрала мальчиков. И вновь несмотря на голод, нищету, грязь, она окружала своих детей любовью и добротой.

Родители наделили мальчиков смекалкой и веселым характером. Благодаря этому Чарли и его брат Сидней смогли преодолеть все трудности, они с легкостью появлялись на сцене – пели и танцевали, постепенно совершенствуя свое мастерство. Мать постаралась, несмотря на трудности, чтобы дети получили мало-мальское образование.
Смекалка и находчивость помогали братьям изредка находить себе работу. Они работали «мальчиками за все» в бродячей труппе: были и музыкантами, и контролерами, и певцами, и танцорами.

Подрастая, Чарли стал внимательнее наблюдать за окружающими его людьми, как и мать, стал увлекаться «передразниванием», его завораживала уличная жизнь: веселые зазывалы торговцы, шатающиеся пьяницы, поссорившиеся соседки – все увиденное он затем мастерски разыгрывал на сцене. Чарли очень волновала и завораживала музыка. Она была для него тем островком, как и сцена, который отделял его от нищеты, голода, грязи. Музыка манила его в новую красивую жизнь: «Мне открылась бесценная красота, которая с тех пор неотступно следует за мной и придает мне силы. Это случилось однажды вечером. Я был ребенком и музыка явилась мне как сладостная тайна. Я чувствовал ее, еще не понимая, и она завоевывала мое сердце и мою любовь». Чарли был и прирожденным танцовщиком. При звуках музыки он принимался плясать.

Мюзик-холл - первая школа братьев. Затем работа в труппе «Восемь ланкаширских парней», позже работа в пантомимах. И вновь болезнь матери. В 11 лет Чарли остался один. Брат Сид не мог выдержать вечной нищеты и еще при жизни матери уехал в Южную Африку, где работал официантом, иногда помогая брату деньгами. Вновь лишения и поиск работы. Но мать научила сыновей преодолевать трудности. Чарли никогда не сдавался, он шел вперед. Он постоянно боролся. Работа артиста сменялась работой стекольщика, ученика в парикмахерской. И вновь работа артиста, которая имела успех. С наступлением юности характер Чарли стал меняться.

Он преодолел ту грань, которая отделяет любителя от профессионала. Его имя стало известно в мюзик-холлах Англии. Бедные кварталы Лондона снабжали артиста темами, поэзией, жизненным содержанием для будущего образа Чарли. Английской пантомиме предстояло дать Чарли Чаплину его профессию и блестящую школу. Но лишь из дома, детских впечатлений Чарли вынес самое главное умение – «читать» характеры, настроения людей. Это главное качество, которое отличало его от других молодых актеров. Именно оно привлекало внимание режиссеров и вызывало интерес у зрителей. Начинался большой творческий путь молодого актера.

Смешная фигурка в котелке и с тростью в руках… В чем магия этого человека? Почему современные зрители, избалованные компьютерными спецэффектами, яркими красками и многозвучностью современных картин ищут в магазинах черно-белые немые фильмы Чарли Чаплина? Может быть потому, что его маленькие и смешные герои на самом деле очень добры и беззащитны? Беззащитны так же, как когда-то был беззащитен маленький мальчик Чарли, скитавшийся по улицам в поисках еды…

Сын алкоголика
16 апреля 1889 года в Лондоне, в семье певцов варьете, появился на свет еще один ребенок. Мальчику присвоили гордое имя Чарльз Спенсер Чаплин-младший. Чарльз Чаплин-старший вскоре покинул свою семью - возможно, причина была в его алкоголизме, с которым не могла смириться жена певца. Чаплин позже писал: «В те времена актеру варьете трудно было не пить - во всех театрах продавали спиртное, и после выступления исполнителю даже полагалось зайти в буфет и выпить в компании зрителей. Некоторые театры выручали больше денег в буфетах, чем в кассах, и кое-кому из «звезд» платили большое жалованье не столько за их талант, сколько за то, что большую часть этого жалованья они тратили в театральном буфете. Так многих актеров погубило пьянство, и одним из них был мой отец. Тридцати семи лет он умер от злоупотребления алкоголем»...
Мать мальчика, еще молодая и привлекательная актриса вполне могла обеспечивать сыновей - маленького Чарли и его старшего брата Сида. Но вскоре случилось страшное - она потеряла голос. В связи с этим несчастьем маленький Чарли впервые попал на сцену. «Своим первым выступлением на сцене в возрасте пяти лет я обязан именно больному голосу матери. Она не любила оставлять меня по вечерам одного в меблированных комнатах и обычно брала с собой в театр. Я помню, что стоял за кулисами, как вдруг голос матери сорвался. Зрители стали смеяться, кто-то запел фальцетом, кто-то замяукал. Шум все увеличивался, и мать была вынуждена уйти со сцены. Она была очень расстроена, спорила с директором. И вдруг он сказал, что можно попробовать выпустить вместо нее меня, - он однажды видел, как я что-то представлял перед знакомыми матери. И вот при ярком свете огней рампы, за которой виднелись в табачном дыму лица зрителей, я начал петь популярную тогда песенку. Не успел я пропеть и половины песенки, как на сцену дождем посыпались монеты. Я прервал пение и объявил, что сначала соберу деньги, а уж потом буду петь. Моя реплика вызвала хохот»…
Так впервые этот маленький человечек рассмешил зал. И зал, как всегда, не понял, что смеется над его горем…
Голос у матери так и не появился, и семья оказалась в нищете. А спустя какое-то время у совсем еще молодой женщины начались проблемы с психикой. Жизнь мальчиков становилась все тяжелей - денег в семье не было, отец помогать отказался, а мать медленно сходила с ума.

Чарли в приюте
Спустя какое-то время маленькая несчастная семья, распродавшая остатки жалкого скарба, оказалась в Лэмбетском работном доме - мальчики в детском отделении, мать - в женском. Здесь Чарли и Сиду совсем не нравилось, но мама хотя бы была рядом, правда, видеться им доводилось нечасто. «Как хорошо я помню острую грусть первого дня свиданий и ту боль, которую я испытал, увидев мать в казенном платье работного дома. Она выглядела такой растерянной и смущенной! За одну неделю она постарела и очень похудела. Но как только она увидела нас, ее лицо осветилось улыбкой. Мы с Сиднеем разревелись, а вместе с нами заплакала и мать. Крупные слезы катились по ее щекам. Однако она быстро справилась со своим волнением. Мы уселись на грубую скамью, тесно прижавшись друг к другу, и она нежно гладила наши руки, положив их себе на колени. Она гладила с улыбкой наши коротко остриженные головы и утешала нас, обещая, что скоро мы снова будем вместе. Из кармана своего фартука мать достала пакетик засахаренных орехов, купленных в лавочке работного дома на деньги, которые она заработала, связав кружевные манжеты для надзирательницы».
Но позже детей забрали в детский приют в Хэнуэлле, и они больше не могли видеться с матерью. Жестокое отношение воспитателей к подопечным держало в страхе всех детей. «Капитан Хиндрем, морской офицер в отставке, мужчина фунтов в двести весом, закладывал левую руку за спину, а в правую брал длинную трость, толщиной в палец, и примеривался, как ему будет ловчее нанести удар. Затем он медленно и грозно заносил трость, и она, со свистом рассекая воздух, опускалась на ягодицы мальчишки. Это было страшное зрелище, и каждый раз кто-нибудь из мальчиков, нарушая строй, падал в обморок. Как минимум полагалось три удара, максимум - шесть. Если виновный получал больше трех ударов, он издавал душераздирающие крики. Но иногда он зловеще молчал или терял сознание. Избитого оттаскивали в сторону и укладывали на гимнастический матрас, где он корчился и извивался от боли. Минут через десять боль немного утихала, на ягодицах вздувались три красных рубца, толстых, как распухший палец прачки. Розги были еще страшнее. После трех ударов розгами двое надзирателей, поддерживая наказанного, уводили его к врачу».
Маленького Чаплина тоже постоянно наказывали за провинности, о чем он до конца жизни вспоминал с ужасом…
А совсем скоро малыш Чарли остался совершенно один в этом мрачном месте. Старший брат, которому тогда едва исполнилось одиннадцать лет, попал на флот, на учебное судно «Эксмут» - мальчиков-сирот постарше по желанию могли отправить в армию. Вскоре Сид понял, что армейская муштровка это не для него и вернулся в приют.
Муки голода
А матери тем временем становилось все хуже и хуже, и вскоре ее поместили в психиатрическую клинику. Суд обязал отца взять детей на попечение. Мачеха сразу невзлюбила двух нахлебников, и жизнь их превратилась в ад. «Однажды Луизе нанесли визит члены «Общества защиты детей от жестокого обращения», чем она была крайне возмущена. Они пришли, узнав из донесения полиции, что Сиднея и меня нашли в три часа ночи уснувшими подле костра ночного сторожа. В эту ночь Луиза выгнала нас обоих из дому, но полиция заставила ее открыть дверь и впустить нас»…
К счастью, мать выпустили из клиники, и маленькая семья вновь поселилась вместе. Оба мальчика начали работать. Сид получил место горниста на пассажирском пароходе, а маленький Чарли подрабатывал везде, где только мог - но ему еще не было и 10 лет… Денег не хватало, Чарли и его мать голодали. «Она все время так и сидела у окна, странно притихшая и чем-то удрученная. Я знал, что она очень тревожится. Сидней ушел в плаванье, и мы не имели от него вестей больше двух месяцев. Купленную матерью в рассрочку швейную машинку, с помощью которой она пыталась прокормить нас, отобрали за неуплату очередного взноса (что, кстати сказать, было уже не впервой). А тут еще и мой жалкий вклад в хозяйство – те пять шиллингов в неделю, которые я зарабатывал уроками танцев, – перестал поступать, так как неожиданно для меня уроки прекратились».
От недоедания болезнь матери прогрессировала, и вскоре она опять оказалась в клинике. Позже Чаплин вспоминал об этом: «Зачем она это сделала? Мама, такая веселая и беспечная, как она могла сойти с ума? У меня было смутное чувство, будто она потеряла рассудок нарочно, чтобы не думать о нас. Мое сердце сжималось от отчаяния и мне чудилось, что я вижу ее перед собой! Она жалобно смотрит на меня, и ее ветром относит куда-то в пустоту»…

Роль оборванца
Маленький Чарли какое-то время жил совсем один, без денег и прятался от квартирной хозяйки. Когда вернулся из плаванья старший брат, мальчики решили, что смогут прожить вдвоем и помочь матери. Но для этого им надо стать актерами - хороший актер может жить вполне обеспеченно. Мать в лучшие времена успела научить их азам актерского мастерства, а на любую другую профессию выучиться они уже не смогут - нет времени и денег.
Начались трудные поиски места в актерском мире. «Я продавал газеты, клеил игрушки, работал в типографии, в стеклодувной мастерской, в приемной врача и так далее, но чем бы я ни занимался, я, как и Сидней, помнил, что все это временно и, в конце концов, я стану актером. Перед тем как поступить на очередное место, я начищал башмаки и костюм, надевал чистый воротничок и отправлялся в театральное агентство на Бэдфорд-стрит, возле Стрэнда. Только когда костюм мой приобрел совершенно неприличный вид, я прекратил эти хождения».
Но усилия не прошли даром. Вскоре двенадцатилетний Чарли получил предложение сыграть маленькую роль - мальчика в пьесе «Джим, роман оборванца». Пьеса провалилась, но роль Чарли запомнилась всем - в газетах появились такие рецензии: «Единственное, что спасает пьесу, это роль Сэмми - малыша-газетчика, этакого продувного лондонского мальчишки, вызывавшая смех зрителей. Достаточно банальная и избитая, она была, однако, очень забавна в исполнении юного Чарльза Чаплина, способного и темпераментного молодого актера. Мне еще не приходилось слышать об этом мальчике, но я надеюсь в самом ближайшем будущем услышать о нем немало».
Вскоре последовала роль посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». И пьеса и роль Чарли Чаплина пользовались ошеломляющим успехом. Мальчик начал завоевывать себе прочную славу в театральном мире. Впереди у повзрослевшего Чарли будут слава, деньги, любовь сногсшибательных красавиц… Но достаточно посмотреть любую комедию Чарли Чаплина, чтобы понять - внутри этого смешного человека остался маленький одинокий заброшенный ребенок, ищущий себе приюта в этом жестоком мире...

Чарли Чаплин — поистине легендарная личность. Немое кино давно ушло в прошлое, но образ Бродяги, сыгранного Чарли Чаплиным, узнает даже ребенок. Мировая слава не оградила этого великого актера и режиссера от преследований властей. И даже два Оскара — престижнейшие награды США — не уберегли его от опалы.

Чаплин на четыре дня старше Гитлера.

Рост Чаплина был всего 165 см., а вес 60 килограм.

У Чаплина были голубые глаза и темные кучерявые волосы, но актер стремительно поседел к 35 годам.

Мало кто знает, что Чаплин начинал свой жизненный путь в беспросветной нищете. Отец ушел из семьи, когда Чарли был совсем маленьким (почти сразу после его рождения). Мать Чаплина была певицей варьете, и когда у нее на пике карьеры пропал голос, женщина и двое маленьких детей (Чарльз и его брат Сид) оказались в работном доме. Детям пришлось пойти в так называемую «сиротскую школу». Примечательно, что Чарли Чаплин научился читать намного позже, чем получил свою первую роль. Он очень боялся, что кто-нибудь в театре уличит его в безграмотности, поэтому старался избегать моментов, когда его могли заставить вслух читать отрывки из роли. Он все учил дома, и помогал ему в этом брат.

Работа мальчиком на побегушках в типографии, продавцом газет и даже помощником врача была необходима Чарли, поскольку ему нужны были деньги. Однако он не терял надежды, что когда-нибудь сможет зарабатывать своим любимым делом — а именно актерством.

Одной из самых интересных и юмористичных рассказов, связанных с Чарли Чаплиным, является история его первого выступления на сцене мюзик-холла. Забавным является уже то, что на тот момент будущему великому комику исполнилось всего лишь пять (!) лет, и на сцену он вышел, чтобы заменить освистанную зрителем маму, которая служила там. Чаплина вывели за руку на сцену, и он спел песню «Джек Джонс». Как уж он ее там пел история умалчивает, но зрители стали бросать на сцену монеты, и мальчик, прервав песню на полуслове, сказал, что сначала он соберет все монеты, и только потом допоет песенку до конца. Пунцовый от стыда директор мюзик-холла под хохот зала стал помогать мальчику собирать монеты со сцены, а затем попытался уйти за кулисы, но не тут то было - Чарли решил, что директор хочет украсть его заработок, и буквально «прилип» к директору. Лишь увидев, что несчастный директор отдал собранные деньги матери Чаплина, Чарли продолжил свое выступление. Как сказали бы сейчас, Чаплин буквально взорвал зал своим дебютом, что, вероятнее всего, и предопределило его дальнейшую судьбу и славу самого великого комедийного артиста всех времен и народов.

И это случилось. Чарли Чаплин был признан как актер, и его гонорары стали зашкаливать за миллион долларов. И это полностью его заслуга. Во-первых, он был очень творческим человеком, и принимал участие в создании фильмов от начала и до конца. Творческую свободу Чаплина нельзя было ограничивать. В конце концов, он сам стал режиссировать свои фильмы, уйдя от приютившего его на первых порах режиссера. Ну а во-вторых, Чарли Чаплин выступил своего рода новатором, когда решил отойти от «комедии пощечин» и привнести в образ комического героя что-то лиричное. На эту мысль его натолкнули зрители. В фильме «Ссудная касса» герой Чаплина пытается разжалобить канцелярского работника, жестами показывая, что у него несколько маленьких детей, которым нечего будет есть, если отец не добудет денег. Изначально этот момент не был задуман лирическим, но зрители в кинозале думали иначе — многие из них явно переживали, сочувствуя герою, а некоторые даже смахивали слезы.

Уже став миллионером, Чаплин долго продолжал жить в третьесортном гостиничном номере. Он так же хранил студийные чеки в старом чемодане на протяжении долгих месяцев.

Чаплин был левшой, и даже на скрипке играл с левой руки.

Чаплин получил постоянную работу в театре в возрасте 14 лет - раньше, чем научился читать.

Чаплин симпатизировал коммунистам, ФБР завело дело на Чаплина ещё в 30-х годах — после фильма «Новые времена».

Чаплин прожил в США 40 лет, но так и не получил гражданства. Более того, с 1952 году въезд в США был ему закрыт, а для получения визы ему было нужно ответить комиссии департамента иммиграции на ряд обвинений политического порядка, а также на обвинение в моральной распущенности.

В 1917 году Чарли Чаплин стал самым дорогим актером того времени, заключив со студией «Фёрст Нэшнл» контракт на $1 млн.

Любимым видом спорта Чаплина был бокс, а любимым танцем - танго. В фильме «Огни большого города» он «совместил» бой на ринге с танго.

Чаплин продал все свои акции в 1928 году, основываясь на данных о безработице — до наступления Великой депрессии.

Во время Второй мировой войны «Комитет помощи России в войне» пригласил Чаплина выступить на митинге Свою речь Чаплин начал с обращения «Товарищи!» и призвал как можно скорее открыть второй фронт. После этого выступления (из-за произнесённого слова «товарищи») Чаплина стали считать коммунистом.

Во время съёмок фильма «Великий диктатор» Чаплина предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. Чаплина просили отказаться от производства фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в США чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. После нападения Германии на давление «сверху» прекратилось, но стали поступать письма от зрителей с угрозами. В некоторых из них угрожали, что в кинотеатры, в которых начнут показывать «Диктатора», будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран.

После выхода «Диктатора» на экраны нацистская пропаганда начала называть Чаплина евреем. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала расследование деятельности Чаплина, одним из пунктов расследования была его национальная принадлежность.

По данным документального фильма «The Tramp and the Dictator» (2001 год), фильм «Великий диктатор» был послан Гитлеру, и Гитлер посмотрел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями).

Во время съёмок фильмов Чаплина произошёл всего один несчастный случай. Травму получил сам Чаплин на съёмках фильма «Тихая улица».

Чаплин имел питал слабость к молоденьким девочкам-подросткам, например:
Он женился на Милдред Харрис, когда ей было 16 лет, ему было 28 лет.
Ему было 35 лет, когда он женился на Лите Грей, ей было 16. Биограф Чаплина Джойс Милтон писал, что отношения Чаплина и Литы Грей стали основой романа Набокова «Лолита».
Ему было 44 года, когда он женился на Полетт Годдар, ей было 19.
Ему было 54 года, когда он женился на Уне О"Нилл, ей было 18. Кроме того, от брака с Уной у него было 8 детей. Последнего ребёнка Уна родила, когда великому комику было 72 года.

В жизни Чарли Чаплина было много женщин. Чаплин отец одиннадцати детей. Ему даже пытались через суд навязать двенадцатого — правда, экспертиза доказала, что это не его ребенок. Власти Чаплина не любили за приверженность коммунистическим идеям (сейчас известно, что любовь Чаплина к коммунизму, скорее всего, была просто слухом). США обвиняли его в антиамериканской деятельности и все время придумывали поводы, по которым можно было бы создать актеру проблемы. Начиная с того, что обкладывали налогом его доходы (хотя Чаплин не являлся гражданином США), и заканчивая судебным решением принудить Чаплина выплачивать алименты ребенку, который, по анализу крови, не был его сыном.

Чаплин был также и неплохим композитором. Музыкальное сопровождение для многих своих фильмов он написал сам.

Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников себя самого (образ Бродяги). По одной версии он занял в конкурсе второе место, по другой версии — третье.

Чаплин был женат четыре раза, у него было 11 детей.

В 1928 году Чаплин был награжден специальным Оскаром за гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюссерства за фильм "Цирк".

В 1954 году Чаплин был награждён советской Международной премией Мира.

В 1975 году Чаплин был посвящён в рыцари королевой Елизаветой II.

Любимым комиком Чаплина в последние годы его жизни был британец Бенни Хилл. Когда Хилл в 1991 году посетил семью Чаплина, ему показали большую коллекцию видео с шоу Бенни Хилла, собранную Чаплином.

Чаплин был назван №79 среди "Ста самых великих звезд всех времен" журналом Empire (Великобритания).

Последний фильм «Графиня из Гонконга» Чаплин снял в 1967 году - за 10 лет до своей смерти. Главные роли в фильме исполнили Софи Лорен и Марлон Брандо. Сам Чаплин появляется в фильме в эпизодической роли старого стюарда.

В 1978 году гроб с телом Чаплина был выкопан и похищен с целью получения выкупа. Полиция арестовала преступников, и Чаплин был перезахоронен 17 мая 1978 года.

16 апреля 1981 год, в 92 день рождения Чаплина, ему был установлен памятник в Лондоне на Leicester площади. Статуя находится недалеко от памятника Шекспиру.

Чарли Чаплин — киноактёр, сценарист, композитор, кинорежиссёр, продюсер и монтажёр. Создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино и один из самых влиятельных людей в эпоху немого кино.
Дважды обладатель внеконкурсного почётного Оскара «за бесценный вклад в превращение кинематографа в искусство.»

Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин родился в Лондоне, в семье эстрадных актёров. Родители разошлись, мальчик провёл свои ранние годы с мамой и старшим братом. Мама вечерами выступала и часто брала сына с собой, чтобы не оставлять его дома одного. Маленький Чарли очень любил свою мать и она оказала на него огромное влияние. По словам актёра, она подарила ему веру а себя, в «царство своей мечты», в любовь, милосердие и человечность.

Своим первым выступлением на сцене в 5-летнем возрасте Чарльз тоже обязан матери. Как-то у неё сорвался голос, ей пришлось уйти со сцены и директор разрешил выйти маленькому Чарли, который тут же сорвал бурные овации. Зрители стали кидать на сцену монеты, а мальчик стал их собирать, чем ещё больше растрогал и развеселил зрителей. Чарльз чувствовал себя на сцене как дома, болтал с публикой, танцевал и пел. Когда мать вышла за ним на сцену, зал встретил её бурными аплодисментами. Таким было первое выступление Чарли и последнее для его матери.

Она так и не смогла вернуться на сцену и в их жизни начался долгий тяжёлый период. Семья буквально нищенствовала, постоянно меняла жильё. Дети бродяжничали, пытались заработать, одно время жили в приюте для бедных, какой-то период в новой семье отца. Мать болела, периодически лежала в психиатрических клиниках и дети в это время были предоставлены сами себе.

Если старшему брату удалось получить какое-то начальное образование, то Чарли к 12 годам был совсем безграмотным. В сиротском приюте от научился писать своё имя и был этим очень горд. В школе для бедных, куда Чарли ненадолго попал, он тоже почти ничему не научился. Зато добился «невероятного успеха», читая смешные стихи и слава о его таланте разнеслась по всей школе.

Вот что сам Чарльз вспоминал о школьном периоде: «Факты и сведения не вызвали у меня особого интереса, сбивали с толку. Если бы только кто-нибудь из учителей сумел показать «товар лицом», сделав завлекательное предисловие к своему предмету, сумел бы расшевелить моё воображение и разжечь фантазию вместо того чтобы вбивать мне в голову факты, открыл бы мне тайны цифр и романтику географических карт, помог бы мне ощутить идею в истории и музыку в поэзии, — кто знает, может быть, я и стал бы учёным.» Живя в бедном районе, мама всегда следила за речью Чарли и его брата и исправляла ошибки, чтобы дети не переняли «корявую речь трущоб», которой пользовались соседи. Она читала детям, рассказывала о театре, разыгрывала сценки и исторические анекдоты.

В 9 лет Чарли попал в детский танцевальный ансамбль «Восемь ланкаширских парней» и два года разъезжал по английской провинции. Это давало небольшой заработок, но Чарли хотел выступать один и смешить людей. В итоге он ушёл из коллектива.

Чарли продавал газеты, клеил игрушки, работал в типографии, стеклодувной мастерской, в приёмной врача, был слугой, учителем танцев, но чем бы он ни занимался, он, как и его брат, помнил, что всё это временно и в конце концов он станет актёром.

После каждого увольнения Чарли начищал ботинки и костюм и отправлялся в театральное агенство.
Это продолжалось довольно долго, но однажды 12-летнего Чарли неожиданно пригласили играть в труппе и поехать в турне. Чарли соврал, что ему 14, ему вручили текст и он испугался, что его попросят тут же прочитать, ведь читать он практически не умел. К счастью, его отправили домой и Чарли выучил текст с помощью брата.

Роль была большая, но через три дня Чарли говорил её без запинки.
После первой репетиции режиссёр спросил, не приходилось ли ему играть раньше? «Я понятия не имел, что существует ритм действия, умение держать паузу, умение легко входить в предлагаемую режиссёром мизансцену. Всё это пришло ко мне само собой.» Надо сказать, что и похвалы Чарли принимал так, как будто они причитались ему с рождения.

Но до успеха было ещё далеко. Чарли ждали годы одиночества, разочарования и неудачные позорные выступления. В минуты отчаяния ему хотелось всё бросить, но Чарльз понимал, что его необразованность позволит быть разве что лакеем и он продолжал своё дело.

Когда Чарльзу было 23 года, он приехал с гастролями в Америку, которая его сразу покорила. Выступление было провальное, но актёр почувствовал, что здесь есть другие возможности и необязательно быть прикованным к театру. Ему даже приходила мысль стать фермером и разводить свиней.
Чарльз купил учебники и решил заняться самообразованием, но в тот раз книги так и не раскрыл.
Зато он занимался по несколько часов в день игрой на скрипке и виолончели, раз в неделю брал уроки и мечтал стать концертным исполнителем. Но со временем понял, что совершенства в этом не достигнет и забросил занятия.

Чарльз всё же продолжал заглядывать к букинистам и его увлекли философы- идеалисты, а затем он познакомился с художественной литературой- Твеном, По и Ирвингом. «Моё стремление к знаниям было не так уж бескорыстно. Мною руководила не чистая любовь к знанию, а лишь желание оградить себя от презрения, которое вызывают невежды.» На одном из выступлении в Америке к нему подошёл молодой человек, будущий влиятельный продюсер и сказал, что когда разбогатеет, то обязательно пригласит его в кинематограф. Так и случилось. В 1913 году актёр подписал контракт со студией «Keystone» с жалованьем 150 долларов в неделю.

Актёр не сразу приспособился к кино, но со временем публика полюбила Чаплина. Чарльз сам создал уникальный образ Бродяги, который вскоре стал узнаваемым во всём мире.

Вскоре Чаплин стал работать самостоятельно, выполняя одновременно роль актёра, режиссёра и сценариста. Чуть позже он стал продюсировать фильмы и писать музыку.

Через 4 года он получил контракт на 1 млн долларов, что было немыслимой на тот момент суммой.
Через 6 лет Чарли Чаплин основал собственную кинокомпанию «United Artists». Вершиной творчества режиссера стала его картина «Огни большого города» (1931) и «Великий диктатор» (1940), где Чаплин сыграл одновременно две роли: фашистского диктатора и скоромного еврея-парикмахера. За эту роль Чаплину вручили в Нью-Йорке премию за лучшую актёрскую работу.

В 1952 году Чаплин с семьёй отплыл на гастроли в Англию и уже в пути узнал, что лишился прав на возвращение в США. Его обвиняли в антиамериканских настроениях, связи с коммунистами и нежелании получать гражданство.

Актёр поселился в Швейцарии и прожил там до конца своей жизни в счастье и достатке.

В 1957 году вышла комедия «Король в Нью-Йорке», который был запрещён к показу в США.
Последней картиной Чарли Чаплина стала комедия «Графиня из Гонконга», главные роли в которой сыграли Софи Лорен и Марлон Брандо.

Чаплин также автор четырёх автобиографических книг, успешный композитор, почётный доктор Оксфордского и Даремского университетов и Кавалер ордена Почётного легиона. Лауреат Каннского фестиваля, кинофестиваля «Золотой лев» и дважды Оскара.

В 1975 году был произведён в рыцари в Великобритании.

Джордж Бернанд Шоу называл Чаплина «единственным гением, который вышел из киноиндустрии».