Водяной — хозяин водной стихии: морей, рек и озер. Кто такой Водяной? Кто такой водяной и как он выглядит

В народном сознании и фольклоре образ Водяного возник вовсе не случайно. Более того, в существование Водяного некоторые вполне прагматичные сограждане верят, потому что встречались с ним. Что это за персонаж? Что несёт он - добро или зло?

Водяной — хозяин водной стихии: морей, рек и озер.

Он повелитель и покровитель рыб и других водных существ. Также эта нечисть является командиром русалок, ундин и других обитателей вод. Водяные по своей природе добрые, однако, не лишены и некоторого озорства: стоит какому-нибудь человеку зазеваться на берегу или в воде, и водяной утащит его в свое царство, ради своего развлечения.

Существует множество мнений по поводу внешнего вида Водяного.

Например, в славянской мифологии водяные описываются как голые старики, с выпученными, как у рыб глазами и рыбьим же хвостом. Тина является одежной Водяного, кроме того, он имеет длинную белую или зеленую бороду и такие же усы. Водяной обладает силой превращения в крупных рыб, а также детей или лошадей. Он может утопить купающихся, утягивая свою жертву в глубину, может разогнать всю рыбу или выпустить ее из невода, разорвав его, может прорвать плотину или сделать еще какую-нибудь пакость. Даже там, где Водяные вроде бы сжились с людьми, они иногда могут так расшалиться, что напугают человека насмерть.

Красивые утопленницы могли стать женами Водяного, а утопленник может жениться на его красавице-дочери. В этом случае они рожали водному «водянёнков». Поговаривают, что причиной выхода воды из берегов является буйное празднование свадьбы Водяных. Один из главных членов свиты дедушки-Водяного — сом, которые выступает как транспортное средство и является «правой рукой» Водяного. Поэтому эту рыбу иногда называли «чертовой лошадью», а в некоторых областях советовали не употреблять ее в пищу. Кроме того, в адрес пойманного сома старались не говорить ничего дурного, чтобы не рассердить его хозяина. От Водяного можно откупиться дарами или можно заключить с ним договор о взаимных обязанностях.

Водяные, как уже говорилось, обитают в омутах и водоворотах, на водяных заброшенных мельницах и на дне рек. Вода, где бы, не обитал Водяной, должна быть , то есть «живой». Славянская мифология описывает владения Водяного как богатые подводные хоромы из хрусталя и несметные подводные сокровищницы. Иногда же в более реалистичном преставлении Водяных описывали, как простых трудяг, лишенных роскоши.

Водяные жили, согласно славянскому колесу года. В зимний период он, как его лесной собрат — Леший, спал, лишь, когда весна вступала в свои полноправие — в начале апреля, Водяной пробуждался от спячки. Но так же зимой его можно пробудить. Чаще всего это делали молодые девушки для проведения святочных гаданий у проруби.

В славянские летние праздники — Купала, Петров день и другие Водяной трудился больше всего: например, на Купалу приходятся дни летнего солнцестояния, в этот период вода впитывает в себя больше жизненной природной энергетики. Вода, а также роса, в это время имеет самые высокие лечебные и очищающие качества.

Праздник "День Водяного"

3 (16) апреля (старый-новый стиль) у восточных славян, по народному календарю, праздник рыбака (Ледокол, Водопол, Пробуждение Водяного, Угощение Водяного). Названиями праздника наши мудрые предки все сказали на 100%. Гуляние посвящено открытию нового сезона ловли на открытой воде.

Суть праздника — привлечение пробудившегося от зимней долгой спячки Водяного и его свиты. В День Водяного необходимо было поднести водному духу часть от первого улова, остатки хлеба и вина, щепоть табака или еще какое-то угощение. Одобрение повелитель водных стихий высказывал через обеспечение рыбаков хорошим уловом. Также в случает удовлетворения Водяной не мешал рыбакам, не рвал неводы и не гонял рыбу, а напротив, даже переманивал больших рыб в свой водоем из соседних, защищал людей от бурь и затопления.

Чтобы умилостивить Водяного мельники, строя мельницу, бросали под водяное колесо голову петуха и произносили заклинания: «На тебе, Водяной, табаку, давай мне рыбку», «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью». Рыбаки бросали ему в омут лапоть: «На тебе, черт, обутку, загоняй рыбу». Бывало, во время половодья крестьяне всем селом покупали лошадь, откармливали ее, мазали ей голову медом и топили в реке. Если не угостить Водяного, он может наслать дождь или не пустить воду на луга.

При каких обстоятельствах можно встретиться с Водяным?

Чаще всего это происходит при купании или нырянии. Но Водяной может схватить свою жертву в тот момент, когда человек пьет из реки, озера или даже колодца. Если же человек будет подсматривать за купанием дочерей водяного или морского царя, то встреча с Водяным неизбежна. Бывало, что Водяного удавалось случайно поймать сетью в виде большой рыбы, тогда уже водяному приходилось откупаться от рыбака. Водяного привлекают звуки музыки или девичьи гуляния, если они в шутку позовут Водяного. Но Водяной может и сам обратиться к мужикам, чтобы те ему одолжили сани или телегу для перевозки его пожитков, или чтобы прогнать чужого Водяного.

Байки про Водяного

Но все эти случаи происходили где-то и с кем-то. Так один крестьянин в Вологодской губернии якобы сам видел Водяного и спасся от него молитвой. Он так описывал Водяного:

"Сам черный, вид его наподобие человека, но только глаза красные, большие — с ладонь, нос — как сапог, не меньше".

В другой раз Водяной схватил этого же мужика за руку, отчего у него долго сохранялся отпечаток пятерни Водяного, но и в этот раз мужику удалось отмолиться.

Чтобы избавиться от Водяного, нужно схватить его за средний палец - в нем сосредоточена вся его сила. Или загадать загадку, которую он не сможет разгадать. Можно защититься, бросив в него чесноком. Водяного выманивали из воды, позвав его по имени или бросив ему обглоданную баранью кость. Его можно поймать в мешок, сшитый не обычными стежками — не к себе, а от себя. Водяной не любит лесных зверей, и если рыбаки, находясь на воде, упомянут их, он рассердится, поднимет бурю или порвет сеть.

Больше всего Водяной боится медведя. Одному мельнику благодаря медведю удалось однажды изба-виться от Водяного, который повадился каждую ночь приходить к нему на мельницу и варить там себе рыбу. Он пустил к себе переночевать поводыря с медведем. С тех пор испуганный Водяной еще долго спрашивал мельника, нет ли у него этой страшной «кошки».

Из всего вышесказанного видно, что с Водяным без особой нужды встречаться не стоит. В отличие от Лешего, живых свидетелей встреч с ним не так уж и много.

(также водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик ; чеш. vodník ; в.-луж. wodby muž, wodnykus ; словен.povodnj, vodni mož ) - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Мифологический образ

Хотя водяной имеет отдельный образ, представления о нём часто сливались с русалками и чёртом.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной или одет в красную рубаху, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Имеет звериные или рыбьи черты - рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа, как у налима, рог на голове. Мог обернуться крупной рыбой, зверем, птицей, сомом, щукой, карпом, большой чёрной рыбой или рыбой с крыльями, гусём, уткой, петухом, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.

Считается, что водяной живёт в омутах, водоворотах, в полыньях, на заброшенных водяных мельницах, под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец. Водяной любит высовываться по пояс из воды, хлопать в ладоши или по воде, хохотать, ржать, как лошадь, кричать выпью, блеять бараном.

Любимое время водяного - полдень, на вечерней заре, полночь, а также при луне. Он особенно опасен во время или накануне больших праздников: в ночь на Ивана Купала, в Троицкую субботу, во время цветения ржи (когда души мёртвых находятся на земле), в Ильин день. В эти дни, а также перед грозой старались не купаться. Водяной не может вредить людям от Крещенья до Пасхи.

Украинцы рассказывают вот что. Водяной не всё время живёт в воде, так как его гоняет Бог: до Крещенья водяной сидит в воде, а потом переходит в лозу, отчего зовется «лозовиком», потом он переходит на сушу, в прибрежную траву и только после Спаса снова попадает в воду. Белорусы верят, что накануне Крещенья водяной приходит к крестьянам и просит у них сани, чтобы вывезти своих детей из воды перед её освящением. И вот перед Крещеньем сани и телеги переворачивали вверх ногами, чтобы водяной не мог ими воспользоваться. У русских считалось, что зимой водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля голодным и злым и потому ведёт себя очень бурно - ломает лёд и мучает рыбу.

Левкиевская Е. Е.

На Русском Севере считают, что у водяных есть водяной царь - старик с палицей, который может подниматься к небу в чёрной туче и творить новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь. Славянские поверья о водяном сопоставимы с легендой о морском царе.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы.

От водяных чертей доводится терпеть и всего больше страдать, конечно, мельникам. Привычные всю свою жизнь иметь дело с водой, мельники достигают таких удобств, что не только не боятся этих злых духов, но вступают с ними в дружеские отношения. Они живут между собой согласно, на обоюдных угождениях, руководясь установленными приёмами и условленными правилами. Осторожные и запасливые хозяева, при постройке мельницы, под бревно, где будет дверь, зарывали живым чёрного петуха и три «супорыжки», то есть стебля ржи, случайно выросших с двумя колосьями; теперь с таким же успехом обходятся лошадиным черепом, брошенным в воду с приговором. В тех же целях, на мельницах все ещё бережно воспитываются все животные чёрной шерсти (в особенности петухи и кошки). Это - на тот случай, когда водяной начнет озлобленно срывать свой гнев на хозяев, прорывая запруды, и приводя в негодность жернова: пойдет жернов, застучит, зашепчет да и остановится, словно за что-нибудь задевает Пословица говорит, что «водой мельница стоит, да от воды и погибает», а потому-то все помыслы и хлопоты мельника сосредоточены на плотине, которую размывает и прорывает не иначе, как по воле и силами водяного черта. Оттого всякий день мельник, хоть дела нет, а из рук топора не выпускает и, сверх того, старается всякими способами ублажить водяного по заветам прадедов. Так, например, упорно держится повсюду слух, что водяной требует жертв живыми существами, особенно от тех, которые строят новые мельницы. С этой целью, в недалекую старину, сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника, а в настоящее время бросают дохлых животных (непременно в шкуре). Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы не «изурочилось», то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табака («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и, с тою же целью подкупа, подкуривают снасть богородской травкой и т. д.

- Максимов С. В.

У пасечников водяные считались покровителями пчёл. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Яблочный Спас некоторые пчеловоды приносили водяному жертву - бросали в пруд или болото свежий мёд и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или лучший улей. По поверьям, в награду за это водяной оберегал пчёл. Позже роль покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий.

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. С добряками-домовыми водяные не схожи характером, оставаясь злобными духами, а потому всеми и повсюду причисляются к настоящим чертям. Недоброжелательство водяного к людям и злобный характер этого беса выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах, после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. (Эти «дневные уповоды» считает он преимущественно любимыми и удобными для проявления своей недоброй и мощной силы.) Кроме того, на всем пространстве громадной Великороссии, он хватает цепкими лапами и с быстротой молнии увлекает вглубь всех забывших, при погружении в воду, осенить себя крестным знамением. С особенным торжеством и удовольствием он топит таких, которые вовсе не носят тельных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед купанием. Под водой он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д. Сверх того, водяной замучивает и производит свои злые шутки с проходящими, забывшими перекреститься во время прохода нечистых мест, где он имеет обычай селиться и из водных глубин зорко следить за оплошавшими. Людям приносят они один лишь вред и радостно встречают в своих владениях всех оплошавших, случайных и намеренных утопленников (самоубийц). На утопленницах они женятся, а ещё охотнее на тех девицах, которые прокляты родителями, Кровоподтеки, в виде синяков на теле, раны и царапины, замечаемые на трупах вынутых из воды утопленников, служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия

- Максимов С. В. , Нечистая, неведомая и крестная сила

Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты.

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь».

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса в прусской мифологии, Нептуна в римской и т. п).

Спутники

  • Водяницы - водяные девы - бывают жёнами водяных.

Водяница - утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними - рвут сети, портят жернова.

  • Блудички - в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков.

Образ водяного как хозяина и охранителя вод присутствует в мифах всех славянских народов. У народов западной Европы его аналогом служит морской царь. Однако морской царь это одно существо, которое управляет всеми водами Земли. Водяных же много, каждый из них живет в своем крупном водоеме, а также в мелких, но особо важных, например, в родниках.

Особенно, как утверждают народные сказания, водяные любят водоемы при мельницах. Падающая с мельничного колеса вода обязательно вымывает глубокий омут, куда водяной и приходит жить со своим окружением. В услужении у него находятся русалки, которые очень любят кататься на мельничном колесе. Выглядят водяные по-разному. Они умеют менять свой облик, могут прикинуться ребенком или девушкой. Но обычно это бородатый мужчина с зелеными усами и набившейся в бороду тиной. Народные предания зачастую связывают облик водяного с фазой луны. Считается, что пока луна «молодая», то водяной выглядит как молодой человек. Вместе с «ростом» луны он стареет, и наконец, когда луна «полная», водяной выглядит как глубокий старик. И этот цикл повторяется из месяца в месяц. Зимой водяной постоянно спит в глубоком омуте. Однако его можно разбудить, если нужна помощь. Так делают в основном на святки. В прорубь опускается угощение для него, чтобы водяной помог девушкам в святочных гаданиях. В целом к людям водяной относится нейтрально. Однако он любит проявление уважения к себе и не терпит, когда наносится вред водоему. Водяной топит тех, кто купается после заката и до рассвета, а также кто входит в воду, не осенив себя крестным знамением. Утопленников он обращает в своих слуг. Причем он забирает только душу, а тело выбрасывает на берег, чтобы оно не загрязняло воду.
По народным поверьям, под водой жизнь у водяного жизнь налажена, как у зажиточного крестьянина. Он имеет просторную избу и даже домашний скот: коров и лошадей, все эти животные - черного цвета. Больше всего от водяного зависят мельники, рыбаки и пчеловоды. Последние потому, что широкий и бурный разлив может подтопить ульи. Кроме того, пчелы крайне чувствительны к влаге, и несколько капель косого дождя могут уничтожить целую пчелиную семью. А так как всей водой заведует водяной, то опытный пчеловод обязательно стремится задобрить водяного. В омут бросают крупные куски меда в сотах от первого сбора, и даже топят первый отделившийся рой. По поверьям, водяной за это дает пасечнику кукушку, которую следует поселить в отдельном улье в сторонке от остальных. Улей этот ни в коем случае нельзя открывать. Если же его откроют, то кукушка улетит, а вслед за ней разлетятся и все пчелы. По-другому ублажают водяного дедушку рыбаки. Считается, что после зимней спячки водяной просыпается голодным и злым. О своем недобром расположении духа он дает знать крупной рябью на поверхности вод и подземным гулом. Три дня водяной готов подождать угощения, если же его не умилостивить за это время, то он разгонит всю рыбу по другим водоемам, и рыбаки останутся без добычи.
Для угощения водяного надо купить обязательно у цыган и обязательно не торгуясь, самую негодную и худую черную лошадь. Лошадь три дня откармливают хлебом. А потом, привязав ей на шею два старых мельничных жернова, загоняют в воду, стремясь утопить ее на самой середине водоема. Если водяной примет жертву, то уловы будут богатыми. Иначе сети все время будут путаться и рваться, а пойманная рыба - портиться. Не любит водяной и когда рыба выбирается в слишком больших количествах. Так что рыбакам следует себя ограничивать в ловле, иначе водяной может и лодку опрокинуть, и самого рыбака забрать к себе в услужение. Самыми зависимыми от водяных являются мельники. В каждом мельничном пруду есть свой водяной, и если его своевременно не умилостивить, то каждый год он будет ломать плотину и мельничное колесо. Чтобы задобрить водяного, в омут бросают хлеб и льют водку. На Пошехонье рассказывают, что в старые времена мельники частенько приносили водяному и человеческие жертвы. Для этого они выбирали одиноких подгулявших прохожих. Их-то и топили в омуте, а потом все объясняли несчастным случаем. Мол, шел пьяный, упал с плотины, утонул. В наше время мельники ограничиваются киданием в омут трупов животных обязательно в шкуре. Кроме того, они носят при себе шерсть черного козла, это животное считается особенно милым водяному. При постройке водяных мельниц, под будущей дверью закапывается живой черный петух и три стебля ржи, имеющие по два колоса. Кроме того, на мельницах обязательно растят черных котов и петухов, это жертвы на случай, если водяной вдруг осерчает на хозяина и начнет ему пакостить.
Водяной тесно взаимодействует с лешим. Леший хранит покой и чистоту в лесах и оберегает местную живность. Водяной выполняет те же функции в водоеме. Если водяному захочется мяса, то леший загонит в воду кабана или косулю. Когда же лешему захочется рыбы, то водяной вынесет на берег сома, леща или налима. Не шумите у водоемов, не мутите воду без надобности, не купайтесь от заката до рассвета, не снимайте крест и не заходите в воду, не перекрестившись. А, главное, не ходите по ночам пьяным мимо мельницы. И ваши отношения с водяным будут хорошими.

Водяной дух – это хозяин всех водоемов: рек, озер, болот и омутов. Его существование не одному человеку испортило жизнь. О водяном говорят, что он может превращаться в лошадь и заманивает людей в омут, плачет как ребенок и заводит человека в болота, становиться большой рыбой. В древних сказаниях говорится, что водяной использует вместо коня сома, и когда объезжает свои владения держится за длинные усы. Вся рыба и болотная нечисть находятся в его подчинении. Он своеобразный пастух в своем царстве. Благодаря чудо-коню, водяной дух разыскивает тех, кто утонул в его владениях.

Как выглядит водяной дух

По древним мифам и сказкам до наших дней дошло описание непонятного существа, которое живет в водоемах на самой их глубине. Его логово обычно располагается под мельничным колесом, как говорят поверья. Водяной дух человеку кажется очень страшным и непривлекательным. Его тело очень толстое и зеленое, очень часто он покрыт бородавками. Его кожа и волосы имеют зеленый оттенок, а сам он покрыт тиной и сетями. Когда у рыбаков пропадают снасти, они говорят, что это водяной проказничает. Возможно, что большая рыба их повреждает, но отношение к водному духу от этого лучше не становится. Его спутанные длинные волосы и крючковатый нос не делают существо более привлекательным.

Даже если водяной превращается в человека, его легко узнать. Так как с одежды того, в кого он превратиться будет капать вода.

Чем занимается водяной дух

Самым любимым занятием водяного является расчесывание его волос. Для этого он носит с собой специальный гребень. Подбирать расческу на водоеме примета не очень хорошая, так как водяной дух обязательно придет за ним и потребует вернуть.

Жизнь водяного достаточно насыщенная. У него много забот в хозяйстве, поэтому досаждать человеку времени нет, но зато он очень мстительный и никогда не простит вмешательства в водный мир. Самая страшная месть – это утащить человека на дно и сделать его своим слугой. В качестве мелкой проказы, он разгоняет свои стада рыб и ломает мельничные колеса.

Водяной дух не любит жить один. В жены он берет молодых девушек, которые утонули, но при жизни были крещены. Девушки очень проказливы, они путают сети, и делают это так ловко, что ни один человек не может их распутать. Век недолгий. Она рожает ему ребенка, после чего умирает. Водяной дух может пошалить с вдовой, которая родит ему ребенка. Только дитя он забирает с собой рано или поздно.

Зимой водяной впадает в спячку. В замерзшем водоеме ему нечем заняться, а вот с апреля начинается его время. Надо ломать толстый слой льда и приступать к своим обязанностям.

Очень часто на святки девушки обращались к водяному, чтобы гадание было удачным. Но это было очень опасно, так как если кто-то не успевал сказать нужные слова, то оказывался утопленный.

Рыбаки без благословения водяного не могли поймать рыбу. Чтобы улов был большой, надо выпускать самую первую рыбу обратно, в этом случае водяной дух пригонит большой косяк.

Очень часто владыку водоемов задабривали. Чтобы он не допустил разлива воды, в нее кидали жертву в виде шкур и голов животных. Чтобы не утонуть люди наливали в водоемы вино, кидали хлеб и табак. Они очень не любят снасти, которые сплетены в церковный праздник, поэтому рвет их.

Людям нельзя возле водоема говорить о святых вещах или церковнослужителях, а так же громко кричать и будить водяной дух. Так же не любит он пьяных. Те, кто заходит в воду под воздействием алкоголя, могут утонуть, поэтому лучше не рисковать.

Водяной дух может быть добрым или мстительным в зависимости от того, как к нему относится человек.

где живет водяной?

Альтернативные описания

Вишневый... - роман М. Н. Алексеева

Водоворот на реке, образуемый встречным течением

Водоворот, с которым сравнивал бабье лето поэт Игорь Кохановский

Глубинная часть озера

Глубокая яма на дне реки или озера

Глубокое место реки, озера

Синоним бочаг

Тихая резиденция чертей

Тихое место, в котором водиться всякая нечисть

Черти водятся

Чертовски тихое место

Пресноводная бездна

Тихое место водоема, где водятся черти

Водоворот страстей (перен.)

. «в... танца с головой» (песен.)

Роман американского писателя Фрэнка Норриса

Роман российского писателя М. Алексеева «Вишневый...»

. «от беды бежал, да в... попал» (посл.)

Место, куда можно кинуться с головой

Яма, вырытая водоворотом

Роман русского писателя К. Станюковича

Тихое местожительство чертей

Глубокая яма на дне водоема

Чертовски тихая заводь

Водоем для рисковых

Водоворот с чертями

Водоворот

Яма на дне озера

Водоворот на реке

Пристанище чертей

Водное пристанище чертей

Тихая «чертовщина»

В нем черти водятся

Тихий с виду водоворот

Затягивающая яма

Речной приют для чертей

Тихий приют чертей

Водная яма с чертями

Яма на дне пруда

. «от беды бежал, да в... попал»

Тихое место концентрации чертей

Яма на дне водоема

Тихое местечко для всех чертей

Обитель всех чертей на речке

В нем, тихом, все черти водятся

Тихое место тусовки всех чертей

Речная обитель всех чертей

Яма на дне реки

Речная яма как обитель чертей

Речная яма, вымытая водоворотом

Яма в реке с чертями

Речная яма, вымытая течением

Тихая обитель всех чертей

Речное тихое чертово местечко

Глубокая яма в реке

Место в реке для чертей

Тихое место, где водятся все черти

Речной приют для нечисти

Чертовски тихое речное место

Речной водоворот

Яма, где черти водятся

Самое глубокое место в озере

Гиблое место реки

Место, где черти водятся

Опасное место в реке

Где в реке черти водятся?

. «чертова» яма на дне реки

Речная яма

Место в реке

Бочаг, водоворот

Яма в реке

Глубокое место в реке

Речной бочаг

Тихое место для козлоногих

Место для тихих чертей

Глубокое место реки, озера

Глубокая яма на дне реки или озера

Водоворот на реке, образуемый встречным течением

. "В... танца с головой" (песен.)

. "От беды бежал, да в... попал"

. "от беды бежал, да в... попал" (посл.)

Где в реке черти водятся

Где живет водяной

М. омутина ж. омутник м. пск. омуток, омутец, омутинка, омутица: омутишка; вероятво в начале значило бучало (см. буча), падь под мельницею, где быстрина мутит и вымывает ямину; вообще, яма под водою, в реке, озере; обрывистые, глубокие места в воде. Водяной в омуте сидит. тихом омуте (болоте) черти водятся. *Попасть в омут с головою, в беду. тихой воде омуты глубоки. Омут, говоря о человеке, хитрый и скрытный бестолковый. Омутной и омутовой невод, стенистый, глубокий ногами. Омутистая река дань берет, топит. Речка наша каршиста и омутовата. Омутковый вологодск. о месте, пустопорожний, глухой, бесплодный; о человеке, пустой, вздорный враль. Омучать, омутить воду, помутить, взмутить; -ся, помутиться. Омутеть, смутиться

Роман российского писателя М. Алексеева "Вишневый..."

Тихая "чертовщина"

В нём черти водятся

Самое глубокое место на реке

В нём, тихом, все черти водятся

Тихая заводь для всех чертей