Взаимосвязь компонентов природы на территории природной зоны степи. Лекция: Природные компоненты и природно-территориальные комплексы (ПТК). Ландшафты

1. Природный комплекс. Взаимосвязь компонентов природного комплекса.

Природный комплекс или ПТК (природно-территориальный комплекс) – это совокупность взаимосвязанных природных компонентов на определенной территории. Самым крупным ПТК на поверхности Земли является географическая оболочка (она состоит из верхней части литосферы, нижней части атмосферы и всей гидросферы). В свою очередь географическая оболочка подразделяется на более мелкие ПТК – материков и океанов, природные зоны и еще более мелкие природные комплексы: овраг, речная долина, холм и т.д.

Все они формируются в течение длительного времени под влиянием внешних (энергия Солнца) и внутренних (внутренняя энергия Земли) процессов. В природном комплексе происходит постоянное взаимодействие природных компонентов, все они взаимосвязаны и влияют друг на друга. К ним относятся: климат, вода, растительный и животный мир, рельеф и горные породы, почва, человек. При изменении одного природного компонента меняется весь природный комплекс.(Вырубка леса приводит к появлению другого ПК - поле)

Природный комплекс, как и вся географическая оболочка частью которого он является, развивается по особым законам, важнейшими из которых являются целостность, ритмичность, устойчивость и проявляется географическая зональность.

Целостность. Все природные компоненты связаны между собой через круговорот вещества и энергии. Среди них выделяют круговорот горных пород, циркуляцию воздушных масс, мировой круговорот воды в природе, биологический круговорот и другие.

Ритмичность – повторяемость одних и тех же явлений через определенный промежуток времени.

Устойчивость. Возобновление ПТК при отсутствии внешнего воздействия.

Смена ПТК подчиняется географической зональности. (Смена природных зон при движении от экватора к полюсам)

2. Австралия: географическое положение, история открытия и исследование материка.

Австралия – самый сухой и маленький материк на планете. Его площадь равна 7,7 млн. кв. км и с островами – 9 млн. кв. км.

Его протяженность с севера на юг (3 тыс. км) и с запада на восток (4 тыс. км) практически одинаковая.

Материк располагается в двух полушариях: Южном и Восточном. Омывается водами Индийского и Тихого океанов. (Залив Кинг, Тиморское море, залив Жозеф-Бонапарт, Арафурское море, залив Карпентария, пролив Торреса, Коралловое море, Тасманово море, пролив Басса, залив Спенсер, Большой Австралийский залив)

Крайние точки материка:

северная - мыс Йорк 10°ю. ш. 142° в. д.,

южная - мыс Саут-ист- Пойнт 39° ю. ш. 147° в. д.

восточная - мыс Байрона 28°ю. ш. 154°в. д. ,

западная - мыс Стип-Пойнт 26° ю. ш. 114° в. д.

История исследования материка.

Австралия была открыта европейцами позже других материков. Эту землю открыли голландцы. В первой половине XVII века они уже знали северное, западное и юго-западное побережье материка. Много сведений о материке собрали экспедиции Тасмана, Торреса, Д.Кука.

В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп - Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым.

А. Тасман. 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии.

Д Кук. 22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом. Так завершилось открытие пятого континента Земли – Австралии.

3. Дайте определение, что такое река. Покажите на карте следующие реки: Волга, Амазонка, Нил, Миссисипи, Муррей, Обь, Енисей.

Река – водный поток, текущий в выработанным им русле.

Тип урока : Урок формирования умений

Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.

Задачи:

1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.

2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.

3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.

Ход урока:

Организационный момент: Приветствие.

Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.

Актуализация: Давайте вспомним

Показывается природная зона, а ученики ее называют.

1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)

2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?

3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?

4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?

5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?

6. Приведите ПК различного масштаба?

7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)

8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?

9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.

Ход работы.

Территория

Климат

Природные

зоны

Почва

Растительность

Животный

мир

Полуостров

Ямал

Астраханская область

Остров Врангеля

Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.

Закрепление и подведение итогов:

1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?

2. Между растительностью и почвой? Пример

3. Между растительностью и животным миром? Пример

4. Между климатом и растительностью? Пример

5. Между климатом и животным миром? Пример

Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?

В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.

Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.

  1. 1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
  2. 2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
  3. 3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
  4. 4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
  5. 5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.

Итог урока : Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.

Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?

Выставление оценок

Дидактический материал для урока

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы:

Ход работы.

Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

Территория

Климат

Природные

зоны

Почва

Растительность

Животный

мир

Полуостров

Ямал

Астраханская область

Остров Врангеля

Территории суши со сходными природными условиями (климат, почва, растительность, животные), простирающиеся и сменяющиеся в определенном порядке от полюса в широтном направлении. Деление земной поверхности на природные зоны было предложено русским учёным В.В. .

Положение России в северных широтах обусловило расположение на её территории следующих природных зон, сменяющих друг друга при движении с севера на юг: , зона (включает подзоны , смешанных и широколиственных ), субтропическая зона.

Зона тундры. Занимает побережье морей от западной границы страны до пролива. Южная граница местами доходит до северного полярного круга. Средняя температура июля составляет +5, +10 градусов. Зима долгая и холодная. выпадает мало, всего 200 - 300 мм в год. Но при недостатке тепла испарение невелико, поэтому увлажнение избыточное (коэффициент увлажнения превышает 1,5). Практически повсеместно распространена , которая оттаивает летом всего на несколько сантиметров. Почвы маломощные тундрово-глеевые. Здесь господствует тундровая растительность из мхов, лишайников и кустарничков. Здесь растет голубика, морошка, клюква, брусника, есть здесь и съедобные грибы. В тундре пасутся огромные стада северных оленей, здесь добывают песца, а в тундровых озерах много рыбы.

Главные занятия коренного населения - оленеводство, охота, рыболовство. Кое-где в теплицах выращивают овощи.

Природные комплексы тундры сильно пострадали в результате интенсивной добычи .

Особое место в природе нашей страны занимают районы .

Смена в горах. Обусловлена эта смена, прежде всего изменением с поднятием на определённую высоту. Набор природных зон в горах зависит от высоты гор, определяющей количество высотных поясов и характер верхнего из них. И от самих гор, что определяет характер нижнего пояса.

Последовательность высотных поясов совпадает с последовательностью их смены , при движении с севера на юг.

В горах отчетливо выражена высотная поясность.

Нижний ярус занимают широколиственные леса с преобладанием дуба. Выше располагаются леса из бука, которые с высотой переходят сначала в смешанные, а потом в елово-пихтовые леса. Верхняя граница леса находится на высоте 2000 - 2200м. За ней на горно-луговых , располагаются пышные с зарослями кавказского рододендрона. Они переходят в низкотравные альпийские луга, за которыми высокогорный пояс и снежников.

Цель работы: формирование умений на конкретных приме-рах показывать взаимосвязи, существующие между природ-ными компонентами в природной зоне.

Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.

Профиль может быть выполнен на отдельном листе, кото-рый вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить про-филь и в своих тетрадях.

Затем учащиеся отвечают на вопро-сы, подтвердив свои ответы фактическими данными, получен-ными при анализе профиля:

1. Как изменяются основные виды почв при движении с се-вера на юг по Восточно-Европейской равнине?

2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зави-сит?

3. Как и почему изменяется характер растительности?

После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вы-вод о зависимости, существующей между почвой и типом рас-тительного покрова.

Для доказательства взаимосвязи между характером расти-тельного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные ле-са, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.

Практическая работа может быть проведена на основе ана-лиза различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природ-ных компонентов (таблица):

Таблица

Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).

Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложен-ную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (таблица).

В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.

Таблица. Природная зона — тундра


ЛИТЕРАТУРА

1. Аквилева Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. Пособие для учителя.

2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М., 2001.

3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. [Текст] / В.П. Герасимов. - М., 1997.

4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по специальности «Учитель начальных классов». [Текст] / В.П. Горощенко, И.А.Степанов. - М., 1984.

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М., 1998.

6. Изучаем природу Земли. Творческие задания, практические работы, моделирование и эксперимент по естествознанию. [Текст] / О.М. Краснова, Е.И. Белякова. - Р-н/Д, 1996.

7. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2-3 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова. [Текст] / О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. - М., 2006.

8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. [Текст] / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М. 2002.

9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. [Текст] / В.М. Найдыш. - М., 1999.

10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». [Текст] / В.М. Пакулова, В.И.Кузнецова. - М., 1990.

11. Природоведение. Методическое пособие к учебнику «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. [Текст] / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. - М., 1998.

13. Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 1-2 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова. [Текст] / Е.П.Фефилова, Е.А. Поторогина. - М., 2004.

14. Хрестоматия по зоологии. [Текст] / Сост. С.А. Молис. - М., 1971.

15. Энциклопедический словарь «Естествознание». - М., 2002.

16. Энциклопедический словарь географических терминов. [Текст] / Под ред. С.В. Калесника. - М., 1968.

17. Энциклопедия для детей «Аванта +». - М., 2001.