Восковые свечи. Их значение при употреблении православными христианами

Вместо святой воды можно использовать чистую минеральную (без газа), ключевую или дистиллированную воду. Зажгите ладан и дайте ему немного погореть. Вместо ладана можно использовать сбор очистительных трав.

Достаньте свечу из святой воды и дайте ей немного обсохнуть. Пронесите свечу через дым от ладана или очистительных трав. Проводить обряд освящения свечи нужно в комнате , где находятся иконы или Распятие. После того, как вы провели вышеуказанные процедуры, прочитайте молитвы над свечой, чтобы завершить обряд.

При освящении свечи обязательно в самом начале трижды читается молитва Отче наш. После прочтения Отче наш, все время , держа свечу в руках , произнесите следующую молитву: "Создателю и содетелю человеческого рода, дателю благодати духовныя, подателю вечного спасения: Сам Господи, посли Духа Твоего Святаго на вещь сию (при этом называем вещь, например: "свечи сии"), яко да вооружена силою небесного заступления, хотящим ю (ее) употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению, и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь".

Затем произнесите специальную молитву на освящение воды. Ее текст приводится ниже:
"Боже великойменитый, творяй чудеса , имже несть числа ! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: поели Дух Твой Свитый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданова: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение , недугов исцеление , бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающий ю и приемлющий от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Видео по теме

Обратите внимание

Как бы вы не верили в действие святой воды, пренебрегать современной медициной все же не стоит. Обязательно сочетайте современные методы лечения со святой водой. Таким образом, эффект не заставит себя долго ждать.

Полезный совет

Если вы хотите излечиться с помощью святой воды, то принимать ее лучше в три глотка каждое утро и вечер натощак. Обычно святую воду нужно сочетать с просфорой, однако можно пить ее и после специальной молитвы, в этом случае действие святой воды будет таким же сильным.

В нашей жизни часто случаются такие ситуации, когда требуется освятить квартиру или дом. Иногда негатив, который накапливается в помещении может отрицательно сказаться на здоровье хозяев. Самым лучшим вариантом будет, если этот обряд по всем правилам совершит священник. Однако бывает и так, что батюшка находится далеко или нет возможности его пригласить.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СРЕТЕНСКИЕ СВЕЧИ? Как дополнение к теме "Свечи на вынос", которую вы можете прочитать ниже, хочу выставить и эту немаловажную информацию, несмотря на то, что праздник Сретение Господне (15 февраля) уже позади. Возможно для многих эта тема будет открытием, но коль уж я затронула важную тему церковный свечей, то думаю будет не лишним прочитать эту нужную заметку.

В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня. Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год ОСОБЫМ чином. Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается исключительно для возжигания во время молитвы. Обычно Сретенскую свечу зажигают в особых случаях при испрашивании помощи Божией в решении жизненных проблем: выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, а также в болезни, скорби или при явном действии демонических сил на человека. Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу Христу, к Божией Матери, или к святым при возжжении и горении Сретенской свечи, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренней верой молящегося, то приводит к скорому исполнению просимого. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно. «Сретенские свечи» православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

КАК ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ СВЕЧУ Любая церковная свеча – это жертва Богу, а потому возжигается со словами следующей краткой молитвы: «Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь)». Жертва - это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному. Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва. Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней - это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в «церковную кружку» на восстановление храма - это жертва. Жертва - это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы. Некоторые пытаются вступать с Богом в «коммерческие отношения», например: «Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!». Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного. ПОМНИ: ЦЕРКОВНЫЕ СВЕЧИ освящаются и посвящаются Богу, а потому их ни в коем случае нельзя носить к «бабкам», «целителям и колдунам». Это рассматривается, как кощунство по отношению к святыне, и приведёт к абсолютно противоположному результату. Огарки оставшиеся после домашнего возжжения свечей необходимо приносить в храм для переплавки. МАГИЯ ЦЕРКОВНОЙ СВЕЧИ Но иногда мы видим языческое отношение к свечам, к освященной воде. Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил, - он язычник. Родная сестра язычества - магия - то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Магизм начинается там, где всё укладывается в простые правила и беспроблемные советы. Например: «Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить», «Чтобы успешно шла торговля, нужно освятить офис», «Отче наш» - сильная молитва, но Иисусова - сильнее», «Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом». Трудно себе представить православный храм, в котором не возжигались бы свечи. Мерцающие огоньки служат приятным дополнением к нашей молитве, они способны вызвать в душе умиление и другие радостные чувства. Однако люди очень часто церковным свечам придают оккультно-магический смысл. И каких только суеверий не напридумывают вокруг них!.. Самое распространенное - поставить свечку на «канун» (специальный подсвечник, на котором обычно ставят свечи за упокой) за живого, а если еще ее сломать, то можно уже от радости в ладоши потирать, потому что тот, за кого поставили, если не умрет, то, как минимум, заболеет чем-нибудь тяжелым. До чего же глупо думать, что чья-то жизнь или здоровье зависит от простой восковой свечи, пусть даже церковной!.. О каждом из нас действует Промысел Божий, и Господь не станет посягать ни на кого по причине того, что кто-то поставил свечку не в том месте.

Встречаются и такие предрассудки - нельзя, мол, ставить свечку левой рукой. Некоторые считают чуть ли не самым страшным грехом подсмолить свечку снизу. А еще люди начинают пугаться, когда свечка начинает потрескивать. Правой или левой рукой ставить свечку - не имеет абсолютно никакого значения. Если человек «левша», то, естественно, ему удобнее ставить той рукой, которая у него ведущая, то есть левой. Что касается «подсмаливания» свечей снизу, то делается это только для того, чтобы свечка стояло более прочно в ячейке подсвечника. При изготовлении свечей используют воду для охлаждения, и в плохо пропрессованых местах могут быть капельки воды, которые и вызывают потрескивание. Вспоминается один случай, когда я был еще школьником и, стоя в храме на всенощном бдении, увидел, как женщина подошла к центральному подсвечнику и поставила несколько свечей. Когда они начали догорать, дежурные по храму бабушки естественно решили затушить, чтобы вынуть огарки из ячеек. Если не сделать это вовремя, то потом приходиться их выковыривать. Эта женщина всеми силами старалась укрыть свои свечи от бабушкиных «дуновений», а если какой огарок угасал, то она его тут же зажигала. Бабушки оказались не «железными» и усердствовать не стали. Тогда в дело вмешался дьякон, который с одного раза все затушил. Настоятель подозвал к себе эту женщину и заговорил с ней. Как и предполагалась, какая-то целительница посоветовала ей сжечь в храме свечи целиком, и наивная женщина сразу побежала в храм. Церковные свечи довольно часто любят употреблять в своих ритуалах разные оккультисты, но все их действия носят кощунственный характер. Даже церковные молитвы читаются вместе с заговорами. Церковь всегда предостерегала людей от слуг сатаны и всегда предупреждает, что наличие у экстрасенса церковной свечи или какого-нибудь другого церковного предмета абсолютно не говорит о том, что этот человек- православный христианин и действует с Божьего благословения. Хотя, если что-то болит, то почти каждый готов пойти к кому угодно, только бы вылечиться, причем желательно поскорее. Получается и Богу свечку, и черту кочергу. Ну что ж… Господь дал каждому свободную волю, и каждый выбирает сам- прибегнуть к помощи сатаны, вылечив свое тело, зато нанести огромный вред душе; или же со смирением и упованием на помощь Божью нести свой крест. Тут описаны далеко не все существующие суеверия и предрассудки. Но чтобы не возникало излишнего интереса к ним, лучше давайте вспомним об истинном предназначении церковных свечей: «Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного-Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного», - поучает святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священник Александр Богдан

Торжественное богослужение в честь Сретения Господа и Бога нашего Иисуса Христа прошло в Преображенском храме 15 февраля 2015 года, как и во всех храмах православного мира. В этот день после литургии прошел чин освящения свечей. Затем так называемые сретенские свечи уже можно нести в дом, зажигать их и обходить с молитвой все комнаты, осеняя крестообразно углы, окна и двери. Также сретенская свеча бережно хранится в течение года и зажигается во время домашней молитвы. Так что же это за обычай?

Итак, "сретенье" — значит "встреча". Старец Симеон, мудрец из первосвященников израильских, переводил книгу пророка Исайи. И когда он столкнулся с текстом: «Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис., 7, 14), рука его автоматически выводит «Парфенос», то есть не просто «Дева», а совершенная. Но вдруг он усомнился, потому что по законам природы дева не может принять во чреве и родить сына, и он собирается исправить и написать «Женщина». Но Ангел останавливает его и говорит, что он сам встретит этого Младенца, и до этой встречи будет жить, сколько бы лет не прошло. И Симеону приходится жить долгие-долгие годы, пока, наконец не свершится эта встреча.

Симеон сразу узнал во Христе того младенца, о Котором пророчествовал Исайя. И он говорит: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко по глаголу Твоему с миром», то есть исполнилось то, чего он так долго ждал и, наконец, заканчивается его земная жизнь. Также Симеон пророчествует обо всем человечестве: «Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал, пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Это предсказание о том, что все народы будут знать о Христе, но каждый человек либо примет Его, либо отвергнет. То есть в этот момент Симеону открылось, что каждого человека ждет встреча с Христом. Она может произойти в детстве, в юности, в зрелости или уже за гробом, но произойдет обязательно. И далее Симеон говорит Деве Марии: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк., 2, 34-35).


Праздник Сретенья напоминает нам не только об определенных исторических событиях, но и о том, что рано или поздно каждому предстоит личная встреча с Богом. В этом главный смысл тех событий, а, следовательно, и самого праздника. Ветхий Завет подготовил человечество в этой встрече, Симеон показал, какой она должна быть, но, к сожалению, за человеком остается право выбора, будет ли эта встреча такой, как у Симеона или такой, как иудейские первосвященники или Иуда, да и то, они хотя бы хотели встречи с Богом, а многие ли сегодня хотят этой встречи?

Встреча Симеона с Богомладенцм произошла в тот момент, когда Мария и Иосиф, согласно традиции, на 40-й день после рождения младенец был принесен в храм и была принесена жертва Богу (на иконах Сретенья мы можем видеть Марию и Иосифа с клетью в руках, внутри которой находились птицы — это самая простая жертва, которую приносили самые бедные люди). Сегодня в качестве такой посильной жертвы Богу мы зажигаем восковы свечи.

А вот обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь в 17-м веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажженными светильниками. Западная церковь в свое время пыталась отвлечь жителей Рима от традиционных языческих празднеств, вкладывая уже новый смысл в это действо. В Православии чин освящения свечей совершался уже с другим смыслом: в память установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца, а также как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия.

Православная церковь предостерегает своих прихожан, чтобы не придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение. Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча — света Вечной жизни, осеняющего этот путь.

Страница 1 из 2

Сретенские свечи

О "чудодейственных" сретенских свечах и сретенской воде. Сретенские суеверия.

В православном требнике священнослужителя есть специальный "Чин благословения свеч на Сретение Господне". Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от "сретенской" ? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные.

Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – "обычным". Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня.

Также и со "сретенскими свечами" – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что "сретенским свечам" следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно."Сретенские свечи" православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи?

Вопрос: Скажите, пожалуйста, с чем связан обычай освящать на Сретение Господне в храме свечи и как следует правильно обращаться с принесенными в этот день домой сретенскими свечами?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей:свет во откровение языком (Лк. 2: 30–31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне» . В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Литургiи» . В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни.

Церковная свеча - это прежде всего ваша жертва Богу. Жертва - это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному. Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва. Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва.

Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней - это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в "церковную кружку" на восстановление храма - это жертва.

Жертва - это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы.

Когда ребёнок дарит своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку, это не менее приятно отцу, чем если ребёнок подарит ему купленный дорогой галстук или крем для бритья на данные мамой деньги.

Некоторые пытаются вступать с Богом в "коммерческие отношения", например: "Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!".

Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного.

Но иногда мы видим языческое отношение к свечам, к освященной воде.

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил, - он язычник. Родная сестра язычества - магия - то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Магизм начинается там, где всё укладывается в простые правила и беспроблемные советы. Например: "Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить", "Чтобы успешно шла торговля, нужно посвятить офис", "Отче наш" - сильная молитва, но Иисусова - сильнее", "Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом".

Подвох в том, что в приведенном перечне духовных, казалось бы, истин ничего не было сказано о внутреннем подвиге молящегося, о его духовном состоянии, покаянии, вере, о его духовном векторе, направленности к Богу. Да и вера тоже разная бывает. " И бесы веруют и трепещут" (Иак. 2:19). Ведь для снискания благодати Божией и Духа Святого, того, что преподобный Серафим Саровский назвал целью христианской жизни, труд нужен, и немалый, а здесь всё элементарно. Водичкой побрызгал, через плечо три раза плюнул, к "благодатному" старцу съездил - и всё в порядке. Кстати о водичке. Многих прихожан священник вынужден просто "купать" во время водосвятного молебна, слова "капля освящает море" не для них, дескать, меня водой облили - теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

"Так надо!" Сколько раз мы слышали эту фразу, оправдывавшую всякую глупость. Народное творчество неиссякаемо. Посудите сами, какие вопросы чаще всего задают на приходе, в письмах священникам, в интернете. Может, вопрос о том, как спастись? Совсем нет - спрашивают о том, можно ли носить пасхальные куличи на кладбище, кто первый должен ступить на венчальный рушник - жених или невеста, можно ли покупать продукты, на упаковке которых находится штрих-код, через какое плечо передавать свечу в церкви и т. д. Эти и подобные вопросы не только задаются - они ставятся во главу угла в духовной жизни. Ими руководствуются, и в нарушении таких "установлений" видят чуть ли не предательство веры и отречение от православия.

Возвращаясь к теме "свечного благочестия", нельзя не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни . Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой или переставить ранее поставленные кем-то свечи. Это моментально вызовет бурю гнева и обвинение в колдовстве. Некоторые бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, и забывая о том, что большая свеча ничуть не благодатнее маленькой. Нечего слушать рассказы о том, что свечу следует ставить только правой рукой, а если вдруг она упала или потухла, следует ждать несчастья, что в один и тот же день нельзя ставить свечи о здравии и о упокоении...Не стоит волноваться, если вашу недогоревшую свечу снимут, чтобы освободить место для других - жертва уже принята Богом.

Свеча не может молиться за нас, она может только помогать нашей молитве. Свеча имеет символическое значение, но нас спасает не символ, а содержание - Божественная благодать.

К сожалению, суеверия сопровождают человека с самого рождения. А как же - ещё до крещения младенца ему на ручку надевают красную ниточку, - чтобы не сглазили. Да и после крещения её советуют не снимать - на всякий случай. Таким образом не Бог и не Ангел-хранитель оберегает дитя, а ниточка.

Кроме свечного суеверия, существует целый комплекс суеверий , к которому можно отнести: некрофобию - боязнь покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти. Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстают от колдунов родные и знакомые покойного, посторонние люди, присутствующие на похоронах. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Оказывается нельзя переходить дорогу похоронной процессии или смотреть на покойника из окна - иначе умрешь! Перечень запретов столь велик, что исполнить их все просто невозможно. Все эти суеверия, как под копирку строятся по схеме: покойник - чего-то нельзя - иначе - покойник.

Жизнью человека владеет Бог. Только он решает, жить человеку или умереть. Каждый из нас уходит тогда (и только тогда!), когда его призовёт Господь.