Законодательное определение бенефициар. Чем бенефициар отличается от выгодоприобретателя. Что такое «банк бенефициара»

В декабре 2016 года Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) был дополнен статьей 6.1. «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах» . Несмотря на то что с момента вступления новшеств в силу прошел год, многие компании до сих пор не наладили работу по выполнению данных обязанностей. А между тем игнорирование требований «антиотмывочного» закона может привести к серьезным последствиям. Штрафы за нарушения установлены драконовские. За отсутствие информации о бенефициарах организации может грозить штраф до полумиллиона рублей. В статье мы опишем базовые алгоритмы работы и дадим советы, которые могут помочь избежать негативных последствий.

Кто такой бенефициарный владелец?

В абз. 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ дано четкое определение бенефициара. Когда речь идет о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие) более 25% в капитале организации либо имеет возможность контролировать действия клиента другими способами.

К сведению

Свернуть Показать

Физические лица с точки зрения Закона № 115-ФЗ «владеют» сами собой, если не доказано иное. Конечно, фраза: «бенефициарным владельцем… физического лица считается это лицо» вызывает улыбку, но именно таким оригинальным образом сформулирован закон.

Как видно, законодатель оставил для правоприменителей очень широкое поле деятельности. «Физика» можно признать бенефициаром как по одному четкому критерию (владение более 25% в уставном капитале), так и по абстрактной «возможности контролировать действия клиента».

Контроль над капиталом

Бенефициарное владение может быть прямым или косвенным.

С прямым владением все относительно понятно: если «физик» владеет 25% акций (долей в уставном капитале), он признается бенефициаром.

Пример 1

Свернуть Показать

Долями в ООО «Ромашка» владеют два физических лица по 50% каждый. Оба они будут признаны бенефициарными владельцами.

С косвенным контролем дела обстоят несколько сложнее. Здесь вариантов может быть гораздо больше.

Пример 2

Свернуть Показать

Среди участников ООО «Ромашка» одно физическое лицо (доля 50%) и два юридических лица, у каждого из которых по 25%. Однако 100% долей в обоих юридических лицах находятся в собственности одного физического лица. Соответственно, оба «физика» по-прежнему являются бенефициарными владельцами.


Пример 3

Свернуть Показать

Возможны и более сложные вариации опосредованного владения, например, родителей или опекунов через несовершеннолетнего или недееспособного опекаемого.


Пример 4

Свернуть Показать

Бенефициарами может быть признана группа родственников, притом что доля каждого из них может быть меньше контрольной величины. Логика в этом случае достаточно проста - родственники имеют влияние друг на друга, а значит, могут совместно реализовывать свои права.


Братья Сидоровы совместно контролируют 40% долей в уставном капитале ООО «Ромашка». Так же совместно они могут быть признаны бенефициарами.

В целом процедура определения бенефициарных владельцев через прямое или косвенное владение «долей в бизнесе» интуитивно понятна. Куда больше вопросов обычно вызывает «возможность контролировать действия клиента».

Другие способы контроля

Закон № 115-ФЗ не дает критериев, по которым можно было бы установить возможность контроля. Пролить свет на этот вопрос попытался Росфинмониторинг в информационном сообщении «Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"» (без номера и даты).

По мнению Росфинмониторинга, к бенефициарным владельцам можно отнести, во-первых, лиц, занимающих руководящие должности, например генерального директора, членов совета директоров и правления (дирекции). Эти лица заключают и одобряют сделки, то есть «имеют возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения». В эту же категорию входят физические лица, руководящие управляющей компанией организации.

Пример 5

Свернуть Показать

Кстати, именно по этому пути пошел и законодатель. Если организация по какой-то причине не может выявить бенефициара, им может быть признан ее генеральный директор (подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Во-вторых, бенефициаром можно признать лицо, которое может использовать свои полномочия для давления на формальных владельцев компании. Например, бенефициаром может быть признан руководитель организации, в которой работают лица, на бумаге являющиеся владельцами компании. Многие предприниматели считают, что если оформить бизнес на водителя или охранника, это поможет оставаться в тени. На самом деле такой подход - далеко не панацея.

В-третьих, бенефициарным владельцем может быть лицо, которое способно влиять на принятие решений в силу родственных либо дружеских отношений с формальными руководителями либо владельцами долей в уставном капитале организации.

Вообще, с практической точки зрения понятие «бенефициар» очень близко к налоговому «фактический получатель дохода» (п. 2 ст. 7 НК РФ). В конечном итоге, именно через классический вопрос «кто получает итоговый доход?» и определяется бенефициар.

Кто обязан устанавливать бенефициаров?

Требование об установлении бенефициарных владельцев распространяется почти на все компании, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Более того, закон в этом случае не различает коммерческие и некоммерческие организации. Что само по себе странно. Ведь по определению бенефициар - это выгодополучатель. То есть тот, кому бизнес приносит доход. Поэтому в отношении некоммерческих организаций подобный подход представляется странным. Так, учредители благотворительных организаций в силу целей их создания теоретически не должны получать выгоду от их деятельности. Однако закон в данном случае различий не делает. Информацию должны собирать все юридические лица, за некоторыми незначительными исключениями.

Не нужно устанавливать бенефициарных владельцев (абз. 2-5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ):

  • учреждениям, находящимся в ведении органов государственной и муниципальной власти;
  • государственным корпорациям или организациям, в которых Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50% акций (долей) в капитале. В данном случае бенефициар и так очевиден;
  • эмитентам ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию о ценных бумагах. Данные организации исключены из перечня, поскольку они раскрывают эти данные по требованию других нормативных актов (в первую очередь Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • иностранным организациям, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России. Так же как и в предыдущем пункте, требование об установлении бенефициарных владельцев исключено как дублирующее более подробные требования других законов.

Кому сообщать?

Информацию о бенефициарах могут запросить:

  • Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Правила представления информации утверждены постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913 (далее - Правила).

Запрос может поступить в организацию на бумаге либо электронно. При этом Росфинмониторинг для направления запросов в электронной форме использует ресурсы налоговой службы. На практике запросы обычно направляются в электронной форме по каналам обмена информацией с налоговыми органами.

Компания должна представить сведения о бенефициарных владельцах в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Информация представляется по состоянию на дату, указанную в запросе. Ответ должен направляться по тем же каналам, по которым был получен запрос. При получении электронного запроса ответ может быть не только по каналам взаимодействия с налоговыми органами, но и на материальном носителе (флешка или диск). В последнем случае понадобится сопроводительное письмо с подписью генерального директора. Такое письмо надо приложить к носителю информации и представить нарочным либо переслать по почте заказным письмом.

Ответ не будет принят, если:

  • электронное сообщение не соответствует установленным структуре и формату;
  • отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись уполномоченного лица (или стоит подпись неуполномоченного лица);
  • на сопроводительном письме нет подписи уполномоченного лица;
  • оптический или цифровой носитель поврежден, из-за чего невозможно прочесть его содержимое (при ответе на запрос на бумажном носителе).

Если сообщение не принято, то после получения от налогового органа соответствующего уведомления у компании будет ровно три рабочих дня на внесение исправлений и повторную отправку сообщения.

Что сообщать?

Новая ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ называется «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах». В соответствии с ней компании обязаны:

  • располагать информацией о своих бенефициарах;
  • регулярно (не реже одного раза в год) обновлять эту информацию;
  • хранить информацию о бенефициарах не менее пяти лет со дня ее получения;
  • раскрывать информацию о бенефициарах в отчетности (когда это необходимо по закону).

Перечень сведений о бенефициарах, которыми должна располагать компания, приведен в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Как минимум должны быть установлены следующие данные о бенефициаре:

  • Ф.И.О., дата рождения, гражданство, ИНН;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты;
  • данные документа, подтверждающего право иностранца или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

Порядок хранения и порядок направления запросов бенефициарам законодательство не регламентирует. Поэтому его можно утвердить внутренними документами компании. Так же необходимо определить ответственных за эту работу.

Поиск бенефициара

Итак, организация обязана принять все меры для установления своего бенефициара, а после установления - хранить информацию о нем и регулярно обновлять данные. Рассмотрим, как это сделать, на примере хозяйственных обществ.

По сути, единственный способ получить данные - направить письменные запросы лицам, которые могут являться бенефициарными владельцами. Разумеется, факты направления и получения запроса адресатом должны быть зафиксированы документально. Поэтому запрос лучше направить заказным письмом с описью вложения или курьерской службой.

Бенефициар контролирует капитал

На первом этапе работы необходимо выявить тех лиц, кто потенциально может быть бенефициаром. Росфинмониторинг предлагает использовать для этого любые законные источники информации (п. 2.1 информационного письма Росфинмониторинга от 18.03.2009 № 2 «О порядке применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ»). Для хозяйственных обществ основными источниками выступают ЕГРЮЛ (для ООО) и реестр акционеров (для АО).

Компания должна выявить:

  • физических лиц, которые прямо владеют более 25% долей (акций);
  • всех(!) юридических лиц, являющихся ее участниками (акционерами).

Первая категория лиц автоматически (в силу закона) заносится в список бенефициаров. В их адрес необходимо направить запрос для подтверждения данного статуса, поскольку они могут владеть долями (акциями) в интересах кого-то другого. В адрес физических лиц, которые владеют менее 25% долей (акций), мы также рекомендуем направить запросы, ведь они могут состоять в родственных отношениях, а значит, их доли (акции) можно суммировать.

В адрес второй категории лиц необходимо направить запрос для уточнения того, кто владеет их уставным капиталом (Пример 6). Это нужно для установления опосредованного владения 25% пакетом долей (акций). Причем запросы, на наш взгляд, необходимо отправлять вне зависимости от доли владения данных юридических лиц. Ведь возможно, что пакет владения «сложится» из нескольких частей.

Пример 6

Свернуть Показать

Второй этап - это обработка полученных ответов. По ее результатам компания должна понять, есть ли необходимость в направлении дальнейших запросов. Возможно, организация получит информацию о том, что долями в уставном капитале ее участника - юридического лица владеют другие фирмы. А по закону для выявления бенефициара нужно дойти до конца цепочки - до физического лица.

Конечно, законодатель предполагает, что вышестоящие в цепочке организации сообщают нижестоящим о всех звеньях, которые находятся над ними. Вот только это предположение не всегда соответствует действительности. Поэтому, получив в ответ сообщение без прямого указания на бенефициара, стоит направить запросы в адрес организаций, стоящих дальше по цепочке владения. И такие запросы необходимо отправлять до тех пор, пока не будут выявлены все «физики» (или пока не перестанут приходить ответы).

Пример 7

Свернуть Показать

Стоит отметить, что обязанность представлять информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, лежит только на компаниях первого звена. То есть на юридических лицах - участниках данной компании, а также на лицах, иным образом контролирующих ее (п. 5 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ). А значит, участник участника может с чистой совестью проигнорировать запрос, если он не является лицом, контролирующим компанию.

Бенефициар использует другие способы контроля

Если бенефициар контролирует компанию не через владение ее долями (акциями), то механизмов для его установления не очень много. Точно так же, как и в случае с контролем капитала, необходимо направить запросы возможным бенефициарным владельцам. Но очертить круг «кандидатов» в бенефициары гораздо сложнее. Во-первых, для установления таких лиц нет единых критериев. Во-вторых, сам факт того, что их необходимо выявлять, указывает на их стремление оставаться в тени.

А теперь зададим себе вопрос - какой генеральный директор (наемный работник) будет идти против воли лица, фактически контролирующего компанию? То есть против воли того, кто платит ему зарплату?

Получается, что в данной ситуации компания может выявить своих бенефициаров только в одном случае - если сам бенефициар о себе заявит и объяснит механизм своего контроля. На самом деле, такие ситуации бывают достаточно часто. Обычно «выход из тени» происходит после общения с банком, например, при оформлении кредита. Соответственно, точно так же принимается и решение о внесении бенефициарного лица в реестр самой организации.

Нашли. Что дальше?

Информацию необходимо не только выявлять, но и хранить. Делать это проще всего в реестре выявленных бенефициаров (Пример 8). Форму такого реестра диктует сам перечень данных о бенефициаре, которыми должна располагать компания (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Пример 8

Свернуть Показать

При этом документы, на основании которых было установлено бенефициарное владение, также нужно формировать в архивное дело. Хранить их необходимо в течение пяти лет (подп. 2 п. 3 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

Не нашли. Накажут?

К тем, кто не владеет информацией о своих бенефициарных владельцах, закон суров. Штрафы достаточно весомы даже для крупных компаний. Заплатить полмиллиона просто за то, что реестр бенефициарных владельцев компании не был своевременно заполнен, - «удовольствие» сомнительное.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 14.25.1. КоАП РФ

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Избежать ответственности просто. Надо лишь в срок предоставить ответ на запрос Росфинмониторинга или ФНС России. Но что делать, если компания не смогла получить информацию о собственных бенефициарах? Как быть в этом случае?

Главное - показать контролирующим органам, что компания старалась собрать необходимые сведения. Действительно, закон устанавливает обязанность собирать и хранить такие сведения, но при этом не устанавливает ответственность за отказ других лиц их предоставить. Более того, даже теоретическая обязанность (п. 5 ст. 6.1 ФЗ Закона № 115-ФЗ) распространяется только на собственных участников организации и лиц, ее прямо контролирующих, но совершенно не касается учредителей ваших учредителей.

Поэтому, как бы ни старалась организация, вполне вероятно, что она не сможет выявить своих бенефициаров (либо выявит не всех). Самая простая ситуация, когда у ООО все участники - юридические лица, однако цепочка на этом не заканчивается, т. к. и учредители учредителей - тоже юридические лица. Даже если компании «первой линии» (ваши участники) вам ответили, то уже «вторая линия» может проигнорировать запрос. Тем более если в цепочке появляются компании, зарегистрированные за границей. Грозит ли вам штраф? Росфинмониторинг считает, что нет.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Информационное сообщение Росфинмониторинга «О порядке раскрытия юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"»

В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.

Таким образом, если организация не смогла собрать данные о своих бенефициарах не по своей вине, штрафа можно не бояться. Однако нужно будет подтвердить, что компания сделала все от нее зависящее. Как указал Росфинмониторинг, по сути, единственный способ это сделать - приложить почтовые квитанции и описи вложений, подтверждающих, что запросы в адрес возможных бенефициаров были направлены.

Заключение

Практику привлечения к ответственности за отсутствие данных о бенефициаре пока нельзя назвать массовой. И это не удивительно, ведь подзаконные акты, определяющие порядок взаимодействия контролирующих органов с юридическими лицами, вступили в силу только 18 августа 2017 г. (дата вступления в силу Правил). Поэтому, вероятно, с массовыми запросами бизнес столкнется уже в следующем году. И к этому необходимо готовиться заранее, ведь после получения запроса оперативно (за пять рабочих дней) собрать информацию о бенефициарах организация просто не успеет.

Бенефициарный владелец – это фактический собственник компании, обычно оффшорной, информация о котором является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Такой собственник имеет возможность прямого и косвенного влияние на принятие решений и хозяйственную деятельность.

 

Бенефициарный владелец (конечный или фактический собственник) - это одно или несколько физических лиц, имеющие права и возможности косвенного или прямого влияния на деятельность юридического лица без упоминания их персональных данных в публичных правоустанавливающих документах. Несмотря на то, что бенефициар является фактическим или конечным собственником, его личность известна только банковским структурам и зарегистрированным агентам. Он принимает участие в собрании акционеров, в решении вопросов распределения прибыли, и может передавать все или часть прав другим учредителям. Неразглашение данных о реальных владельцах является основным элементом использования оффшорных зон, как для отмывания незаконных денежных средств, так и для вполне легальных схем оптимизации налогообложения , инвестиций и владения имуществом.

Термин впервые появился в 1966 году в дополнительном протоколе к Договору между Великобританией и США «Income Tax Treaty» от 1945 года. В дальнейшем были разработаны дополнения, определяющие роль посредников, работающих по поручениям бенефициара, управление собственностью и более четкое определение конечного владельца. В настоящий момент большинство национальных законодательств используют в качестве основы Третью директиву Европарламента 2005/60/EC, определяющую кто такой бенефициарный владелец следующим образом:

«Бенефициар − это физическое лицо, обладающее полным контролем и от имени которого заключаются сделки юридическим лицом. Под его управлением должны находиться не менее 25% +1 акция в случае корпоративных финансов или более 25% имущества в трастах и фондах».

За пределами Еврозоны единого и четкого определения, какие права и полномочия дают возможность разделить конечного и номинального владельца, на данный момент не существует:

  • США . Обязательно раскрытие информации о лицах, имеющих возможность прямого или косвенного влияния на результат деятельности компании, или владеющих более 5% акций;
  • Китай . Используется аналогичный по смыслу термин «фактический распорядитель», который не является акционером (учредителем), но способен влиять на принятие решений через инвестиции, соглашения или прочие договоренности;
  • Дания . Лицо, имеющее право самостоятельно распоряжаться корпоративными денежными средствами, классифицируется как бенефициар. Своими словами это любой, кто имеет право подписи платежных документов.
  • Международная комиссия по борьбе с отмыванием незаконных средств FATF использует трактовку, близкую в Директиве ЕС.

Законодательное регулирование в РФ

В российской системе права бенефициару отводится достаточно отрицательная роль, в отличие от других стран, где использование оффшорных компаний не считается незаконным по определению. Более того, судебная практика показывает, что во многих случаях понятие может трактоваться слишком широко, и решение, считать ли физическое лицо фактическим владельцем или нет, принимается в каждом конкретном случае индивидуально, что ограничивает права бенефициара по управлению принадлежащей ему собственностью или активами.

До появления понятия «бенефициарный собственник» законодательство предусматривало похожее, по сути, понятие − «контролирующее клиента лицо». Встречается в законах РФ «О рынке ценных бумаг» и «О несостоятельности (банкротстве)» и определяет размер доли в уставном капитале или пакете акций. Контролирующим считается лицо, владеющее более 50% уставного фонда или голосов в управляющем органе. При банкротстве бенефициар несет солидарную ответственность по всем имущественным и денежным обязательствам.

Впервые понятие конечного владельца было прописано в законе ««О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», но с 2013 года положения Европейской директивы были включены во все нормативные акты, направленные на борьбу с незаконными финансовыми операциями. Это, как уже говорилось выше, определило конфиденциальность оффшорных собственников как отрицательный фактор коммерческой деятельности. Нововведения касаются всех юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ.

Отдельное внимание следует обратить на отличия бенефициара от еще одного похожего понятия − «выгодоприобретатель». Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ таким признается «лицо, получающее выгоду от действий клиента. Выгода рассчитывается на основе агентского договора или договора поручения от проведения разрешенных законодательством хозяйственных операций с имуществом или денежными средствами».

Таким образом, законодательство определяет выгодоприобретателя не только как физическое, а и юридическое лицо. Напоминаем, что бенефициарный владелец может быть только физическим лицом.

Сбор сведений

Основным источником сведений о бенефициарных владельцах являются банковские учреждения, которые вправе использовать любые источники данных в случае подозрения номинального статуса собственников, указанных в регистрационных документах. Дополнительно информация о собственниках обязательна к раскрытию в случае участия компании в государственных закупках и иных контролируемых случаях. Если установить реальных владельцев не удается, в качестве таковых признается директор или исполнительный орган (совет учредителей, собрание акционеров) компании. Данная норма была разработана в первую очередь для борьбы с фирмами-однодневками, но также применяется и к организациям, в которых действительно трудно установить список бенефициаров:

  • некоммерческие компании и объединения;
  • акционерные общества, в которых ни один из акционеров не имеет полного контроля;
  • паевые инвестиционные фонды (ПИФ);
  • трасты, в том числе и оффшорные.

Конфиденциальность информации о собственниках сохраняется для:

  • органов государственной власти, местного самоуправления и внебюджетных фондов;
  • юридических лиц, в которых государственным или муниципальным образованиям принадлежит более 50% акций или уставного фонда;
  • международных организаций, если иное не предусмотрено законодательством;
  • эмитентов ценных бумаг, участвующих в организованных торгах.

Бенефициар (от франц. benefice - выгода, прибыль или лат. beneficium - благодеяние) - это выгодоприобретатель, то есть получатель денежного платежа, доходов, прибыли и других преимуществ и выгод согласно долговому документу или договору. Бенефициаром может быть как юридическое, так и физическое лицо. Встречается написание «бенефициарий».

Бенефициарами называют:

1. Лиц, которые получают доход от своей собственности, находящейся в доверительном управлении или используемой третьими лицами. Например, при сдаче внаем или аренду движимого и недвижимого имущества, либо передаче акций в пользование брокерам.

2. Назначенных страхователем получателей страховых выплат. В этом случае бенефициар указан в страховом полисе (возможно страхование имущества в пользу стороннего лица). Если указанный в договоре страхования бенефициар не доживает до наступления выплат, выгодоприобретателем становится лицо, унаследовавшее права.

3. Лиц, указанных банком банком-эмитентом в качестве владельца документарного аккредитива.

4. Лиц, получающих финансовую выгоду от траста.

5. Получателей денежных средств в инкассо.

6. Получателей банковского сертификата.

О методике определения косвенного участия физического лица в капитале организации в целях установления возможности признания его бенефициарным владельцем рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Любовь Карасевич .

Иногда определить, является ли физическое лицо бенефициаром того или иного акционерного общества, не так-то просто, но в некоторых случаях знать это просто необходимо – в том числе для выполнения требований законодательства о противодействии отмыванию денежных средств. Специальный закон, конечно, определяет, кто является бенефициаром общества, (ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ " "; далее – Закон № 115-ФЗ), однако и это не всегда помогает решить вопрос о наличии или отсутствии бенефициарности.

К примеру, одним из учредителей компании (назовем ее ЗАО-1), владеющим 60% его акций, является другое общество (ЗАО-2), а контрольный пакет в ЗАО-2 принадлежит физическому лицу. Попробуем определить, является ли это физическое лицо бенефициаром ЗАО-1

Понятие бенефициарного владельца, используемое в , раскрывается в этого закона. Бенефициаром признается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом-юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

В рассматриваемой ситуации физическое лицо владеет 51% акций в ЗАО-2. В свою очередь, ЗАО-2 является владельцем 60% акций в ЗАО-1. Поскольку физическое лицо не владеет акциями ЗАО-1 напрямую, участие его в капитале этого общества следует признать косвенным. С учетом вышеприведенных разъяснений рассчитаем долю косвенного участия физического лица в ЗАО-1. Она составит: 0,51 х 0,6 = 0,306 или 30,6%. Следовательно, физическое лицо имеет преобладающее участие в капитале (более 25%) и отвечает признакам бенефициарного владельца ЗАО-1.

Обращаем внимание, что в соответствии с кредитная организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможности контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

а)

физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале клиента или владеет более 25% от общего числа акций клиента с правом голоса;

б)

физическое лицо имеет право (возможность), в том числе на основании договора с клиентом, оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций.

Кредитная организация вправе определить также иные факторы, на основании которых физическое лицо будет признано кредитной организацией бенефициарным владельцем.

Идентификация конечных бенефициаров – это одна из ключевых проблем реализации антимонопольной и налоговой политики российских властей. Процедура позволяет выявить людей, которые стоят за крупными коммерческими компаниями и фактически руководят их деятельностью.

Понятие впервые использовано законодателем в 2013 году, когда были внесены изменения в 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ранее использовались схожие, но неравнозначные категории. В законодательстве антимонопольной направленности еще с 1991 года фигурирует понятие «аффилированные лица», начиная с 2006 года используется словосочетание «группа лиц». Закон о банкротстве использует категорию «заинтересованные лица», а Налоговый кодекс – «взаимосвязанные лица». Эти понятия соотносятся как общее и целое. Каждый бенефициар – заинтересованное лицо по отношению к контролируемой им компании, но не каждое заинтересованное лицо – бенефициар.

  • оффшорные зоны;
  • вывод капитала из России;
  • банковское обслуживание;
  • налогообложение дивидендов, процентов, роялти
  • использования схем минимизации налоговых сборов;
  • легализация доходов от преступной деятельности.

Конечный бенефициар юридического лица это всегда человек – гражданин РФ или иностранец. Согласно Гражданскому кодексу учредителем фирмы может быть другая фирма. Такие взаимоотношения регламентированы ст. 105 Гражданского кодекса «Дочернее хозяйственное общество». Если учредитель материнской компании – физическое лицо, то оно является конечным бенефициаром дочерней организации. Когда материнская компания основана юридическими лицами, для установления конечного выгодоприобретателя дочерней организации следует отследить структуру собственности материнской организации, а при необходимости – структуру собственности ее учредителей вплоть до физических лиц.

Поиск итоговых владельцев усложнен следующими обстоятельствами:

  • Право собственности зачастую распылено, в одних руках может находиться 1 акция АО или сколько угодно малая доля уставного капитала ООО;
  • соучредители материнской компании, в свою очередь, могут быть связаны общими учредителями;
  • конечный правообладатель может быть скрыт с помощью регистрации последнего хозяйствующего субъекта в цепочке правообладателей в оффшорной зоне.

Экономическое определение «конечный бенефициар»

В понимании 115-ФЗ конечные бенефициары это люди, напрямую или в результате участия в организациях фактически пользующиеся правомочностями собственника, выступающие реальными распорядителями активов хозяйствующего субъекта. Важно учесть, что речь идет именно о фактическом, а не юридическом владении. Зачастую действительный выгодоприобретатель вовсе не входит в число собственников либо не может быть отслежен вследствие использования сервисов, предоставляемых оффшорными юрисдикциями.

Конечный бенефициар может быть реальным собственником компании. В российских реалиях за официальным правообладателем нередко стоят теневые владельцы, обеспечивающие свое влияние с помощью административного давления и силовых ресурсов организованной преступности.

На данный момент контролирующие структуры лишь собирают сведения, однако правительством озвучиваются и другие планы. Сегодня правосубъектность конечного бенефициара не определена. Выгодоприобретатель не отвечает за текущую деятельность компании и не несет ответственности за ее долги.

  • Формирует уставной капитал контролируемой организации;
  • Разрешает вопросы о смене профиля деятельности;
  • Негласно назначает ее руководство.

Итоговый выгодоприобретатель, получающий доход от деятельности компании, может выступать распорядителем средств на расчетном счету. В этом случае личность конечных бенефициаров вынуждено раскрывается финансовому учреждению. По правилам 115-ФЗ обслуживающий банк обязан идентифицировать конечного выгодоприобретателя клиента – организации. Банк требует сведения о физических лицах, контролирующих 25% капитала компании и более. Если, собственниками ООО в равных долях по 10% является 10 человек, то никто из них не признается бенефициаром.

Отечественный законодатель установил следующее: если конечного владельца установить не удалось, им признается единоличный исполнительный орган клиента. Это идет вразрез с международной практикой. Коммерческие банки стран – участниц FATF отказывают в открытии и ведении счетов клиентам, итоговый собственник которых не установлен. Таким образом, в отечественной правовой системе конечные бенефициары – это сложная экономически-правовая категория, находящаяся в процессе разработки.