Занятие логопеда предложения с предлогами дикие звери. Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему «Дикие животные. В подготовительной группе для детей с онр iii уровня

для старшей логопедической группы

Цель: обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные».

Задачи:

1. Продолжать расширять и систематизировать знания по теме « Дикие животные », совершенствовать лексико – грамматический строй речи, совершенствовать синтаксическую сторону речи, учить понимать и употреблять предложно-падежные конструкции, обучать правильной посадке.

2. Развивать связную речь, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление, развивать мелкую и общую моторику, логическое мышление, умение обобщать.

3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам, усидчивость и аккуратность, бережное и заботливое отношения к природе, животным и птицам.

Дидактический материал: на листах формата А4 демонстрационные картинки (медведь, заяц, лиса, рысь, еж, барсук, олень, лось, волк, белка), раздаточные картинки (медведица с медвежонком, зайчиха с зайчонком, лисица с лисенком, рысь с рысенком, ежиха с ежонком, барсучиха с барсучонком, олениха с олененком, лосиха с лосенком, волчица с волчонком, белка с бельчонком), листы формата А5 с контуром медведя по количеству детей, конверты для них.

Оборудование: стульчики по количеству детей, магнитная доска, магниты, указка, стул, 1 стол, мячи по количеству детей.

План занятия

1. Организационный момент. Объявления темы занятия 2 мин.

2. Упражнение на дыхание 1 мин.

3. Обсуждение и рассматривание картинок (внешний вид, образ

жизни животных), пересказ текста «Лиса» 5 мин.

4. Игра с мячом «Слушая внимательно, а потом повтори» 3 мин.

5. Игра «Мама-детёныш» 3 мин.

6. Игра «Какой? Какая?» 3 мин.

7. Физкультминутка «На водопой» 3 мин.

8. Пальчиковая гимнастика «Ушки длинные у зайки» 2 мин.

9. Задание на дом, итог и оценка работы детей на занятии 3 мин.

25 мин.

Ход занятия

1. Логопед встречает детей, организует приветствие с ними, приглашает пройти и сесть на стулья.

Логопед: Ребята! Посмотрите на доску. Как мы можем назвать одним словом всех, кто здесь изображен?

Дети: Дикие животные.

2. Логопед: Да! Сегодня мы продолжим разговаривать с вами о диких животных. Но для начала давайте сделаем упражнение на дыхание. Встаньте все, руки опустите вниз. Делаем быстрый шумный вдох носом, затем медленный выдох ртом с поворотом головы влево, затем вправо.

Дети выполняют упражнение 5 раз. После чего садятся на свои места.

3. Логопед: А теперь давайте посмотрим на наши картинки. Давайте назовем всех животных, которых вы видите.

Дети: Заяц, рысь, барсук, медведь, еж, лось, олень, волк, лиса, белка (хоровые ответы).

Логопед: Молодцы! Почему диких животных называют «дикими».

Логопед: Верно! А как дикие животные готовятся к зиме?

Дети: Их шубка становится густой, пышной и теплой, чтобы они не замерзли.

Логопед: Да. А что еще делает заяц?

Дети: Он меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу.

Логопед: Правильно. А как готовятся медведь, еж и барсук?

Дети: Эти животные впадают в спячку до весны!

Логопед: Верно! А белка?

Дети: Она готовит запасы на зиму в своем дупле.

Логопед: А кто из этих животных рогатый и копытный?

Дети: Лось и олень!

Логопед: Да! А у кого тело покрыто не шерстью, а колючками?

Дети: У ежа.

Логопед: Правильно! А кого называют лесной кошкой?

Дети: Рысь!

Логопед: Верно! А теперь давайте-ка вспомним, кто из этих животных хищник?

Дети: Рысь, барсук, волк, лиса, медведь, еж.

Логопед: Верно, дети! А теперь послушайте меня внимательно. Я вам сейчас расскажу про лису, а вы запомните и расскажите потом мне. Лиса – дикое животное. Она живет в лесу. У лисы есть туловище и голова. На голове ушки и морда. На морде глаза, нос, пасть, усики. На туловище четыре ноги и пушистый длинный хвост. Лиса рыжая, хищная, хитрая. Она охотится. Лиса подкрадывается к добыче и хватает ее. А теперь вы мне так расскажите.

Дети пересказывают с помощью логопеда текст.

4. Логопед: Молодцы! А теперь давайте встанем и поиграем с мячами!

Мы с мячами поиграем,

Диких животных называем:

Барсук, лиса, зайчиха,

Медведь, олень, лосиха,

Белка, волк, еж и рысь-

Все слова нам удались!

Дети выполняют упражнение 2 раза. Садятся на стулья (где лежат конверты с картинками животного-мамы и ее детеныша).

5. Логопед: Ребята! Посмотрите, что у вас в конвертах (дети смотрят на свои картинки). А теперь вы должны назвать маму животного и ее детеныша, повесить на доску свою картинку.

Дети выполняют задание.

6. Логопед: Молодцы! А теперь давайте поговорим о том, какие дикие животные. Что мы можем сказать о лисе. Какая она?

Дети: Рыжая, хитрая, ловкая, хищная.

Логопед: Да! А о волке?

Дети: Серый, злой, голодный, хищный.

Логопед: Молодцы! А какая белочка?

Дети: Рыжая, проворная, шустрая.

Логопед: А медведь?

Дети: Косолапый, большой, коричневый.

Логопед: А Заяц?

Дети: Беленький, трусливый, быстрый.

Логопед: Молодцы! А олень и лось?

Дети: Рогатые, большие, копытные.

Логопед: Да! А еж?

Дети: Маленький, колючий.

Логопед: Верно! А что можем сказать про рысь?

Дети: Хищная, короткохвостая.

Логопед: Молодцы! А барсук?

Дети: Полосатый, хищный.

7. Логопед: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте на ковер и немного разомнемся! Выполним физкультминутку «На водопой» (дети встают и идут на ковер).

Прохладным днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети выполняют задание вместе с логопедом 2 раза.

8. Логопед: Молодцы! А теперь мы с вами поиграем с пальчиками. Упражнение называется «Ушки длинные у зайки»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику вместе с логопедом 3 раза, проговаривают ее.

9. Логопед: Умницы! А теперь пойдемте сядем на свои стульчики (дети возвращаются на свои места). Давайте вспомним, что же мы сегодня изучали?

Дети: Диких животных.

Логопед: Да, диких животных. Так почему их называют «дикими»?

Дети: Потому что они живут в лесу, о них никто не заботится, они сами себе строят дома и добывают пищу.

Логопед: Верно! Ребята! Я вам сейчас раздам листики (логопед раздает листики с контуром медведя каждому ребенку). Кто на них изображен, как вы думаете?

Дети: Медведь!

Логопед: Верно! Это медведь. Обведите контур дома и раскрасьте его – это ваше домашнее задание. Во что играли, что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают по очереди, делятся своими впечатлениями.

Логопед называет тех детей, кто был активнее и внимательнее, хвалит их.

Логопед: На сегодня наше занятие окончено, поставьте стульчики на свои места.

Список использованных источников:

Цель : Коррекционно-образовательная:— учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;Коррекционно-развивающие:— активизировать словарь по теме, развивать связную речь;— развивать мыслительную деятельность и внимание.Коррекционно-воспитательная:— воспитывать у детей любовь к животным.Оборудование: предметные картинки с изображением детенышей диких животных, набор игрушек диких животных или фотографии; картинки для проведения игры ««Чей? Чья? Чье?».

Ход занятия

Организационный момент

Игра с мячом игра «Назови семью»:Папа – медведь, мама –медведица;Папа – волк, мама – волчица;Папа – заяц, мама – зайчиха;Папа – еж, мама – ежиха.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение для губ и щек. «Ёжик фыркает» — вибрация губ.Упражнения для языка. «Белочка собирает грибы». Грибы на короткой и длинной ножках. – открывать и закрывать рот, не опуская языка.Мишка слизывает мёд. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.Медведь по лесу бродит.От дуба к дубу ходит.Находит в дуплах медИ в рот себе кладет.Облизывает лапуСластена косолапый,А пчелы налетают,Медведя прогоняют.

Объявление темы.

Сегодня к нам на занятие придут животные. А вот какие, надо отгадать.— Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (заяц) Ребенок выбирает фигурку животного (картинку) из ряда других и ставит на наборное полотно.— Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).-Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).— Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? (белка) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).-Летом гуляет, зимой отдыхает. (медведь) (выбрать фигурку животного (картинку) и поставить на наборное полотно).Сердитый недотрогаЖивет в глуши лесной.Иголок очень многоА нитки ни одной. (еж).На наборном полотне выставляются все картинки.— Дети, почему этих животных называют дикими?У наших животных есть детеныши. (картинки выставляются на доску) Кто это?
Давайте скажем полным предложением:- У лисы один лисенок.
У зайца один зайчонок, и т. д.

Физкультминутка.

— Что ж ты, ёж, Дети выполняют упражнение Такой колючий? Ежик. — Это я на всякий случай. Меняют руки. Знаешь, кто мои соседи? Сжимают и разжимают сплетенные пальцы рук. Лисы, волки, да медведи! Выполняют упражнение (лисичка), затем имитируют движения медведя.

Развитие зрительной памяти.
«Кого не стало?». Дети запоминают картинки на наборном полотне, затем закрывают глаза, а логопед убирает одну картинку. Дети открывают глаза и называют картинку, которой не стало.(не стало двух зайчат и т. д.) «Кто, где живет?». Где себе дикие животные устраивают «домики»?

Лиса живет (где?) — в норе. Ёж живет в норе.Белка – в дупле.Волк – в логове.Медведь в берлоге.

«Чей? Чья? Чье?»


8. Итог занятия и оценка работы детей.

Задорожная Татьяна Владимировна

Учитель-логопед МДОУ №31,

Республика Тыва, г. Кызыл

  • Конспект урока: Чтение слогов протяжно и слитно со звуком и буквой Б. Рассказ «Рыбалка»
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Казакова Ю.В., учитель-логопед ГБОУ д/с № 586 “Обыкновенное чудо”, г. Москва.

    Цели: 1.Актуализация словаря по теме: “ Дикие животные наших лесов и их детёныши ”.

    2. Закрепление практических навыков словоизменения существительных в дательном и творительном падежах единственного числа.

    3. Формирование практических навыков словообразования притяжательных прилагательных с суффиксами -ья, -ьё, -ье.

    4. Развитие диалогической речи.

    5. Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления, памяти.

    6. Развитие общей и мелкой моторики.

    7.Воспитание бережного отношения к природе.

    Оборудование:

    Помещение, в котором будет проходить занятие, оформляется как “лесная полянка”;

    На импровизированной полянке стоят стульчики с карточками (волчье логово, лисья нора, беличье дупло, медвежья берлога);

    Игрушка “Лесовичок”;

    Предметные картинки (заяц, лиса, волк, лось, белка, медведь, зайчонок, лисёнок, волчонок, лосёнок, бельчонок, медвежонок);

    Мешочек с мелкими игрушками (морковка, бочонок, зайчонок, мышонок);

    Карточки с зашумленными изображениями зверей;

    Шапочки (лисёнка, лисицы, зайчонка, медвежонка, волчонка, бельчонка).

    Ход занятия.

    1.Организационный момент.

    Логопед: “Ребята, сегодня я получила письмо. Интересно, откуда оно пришло?”

    Предположения детей, откуда могло прийти письмо.

    Логопед, рассматривая конверт с письмом: “Письмо пришло из волшебного леса, а прислал его старичок-лесовичок. Прочитаем его”

    Текст письма.

    Дорогие ребятки! В моём сказочном лесу случилась неприятная история, пропали лесные жители, помогите мне их найти. Высылаю вам фотографии-загадки. Отгадаете загадки, узнаете, кто потерялся.

    2.Отгадывание загадок.

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке беленькой зимой,

    А в шубке серой- летом (заяц).

    Я сознаюсь виновата,

    Я хитра и плутовата.

    Я в курятник вечерком

    Часто бегаю тайком (лиса).

    С ветки на ветку

    Быстрый, как мяч,

    Прыгает по лесу

    Рыжий циркач.

    Вот на лету он шишку сорвал,

    Прыгнул на ствол и в дупло убежал (белка).

    На овчарку он похож,

    Что не зуб, то острый нож.

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть (волк).

    Под зелёною сосной

    Протрубил трубач лесной,

    Опустил рога к земле

    И пропал в осенней мгле (лось).

    Дети отгадывают загадки, а логопед выставляет картинки с изображением диких животных на доску.

    3.Игра “Прятки”.

    Логопед: “Мы узнали, как выглядят дикие животные, а теперь нам нужно будет их найти в лесу”.

    Логопед раздаёт детям листы с зашумлёнными изображениями диких животных.

    Логопед: “Найдите на картинках диких животных и обведите их по контуру фломастером”.

    4.Игра “Найди детёныша”.

    Логопед раздаёт детям картинки животных. На доске – картинки с детёнышами этих животных.

    Логопед: “У каждого животного есть детёныш. Поможем мамам найти своих детей”.

    Логопед просит каждого из детей назвать детёныша, который потерялся, и взять соответствующую картинку.

    Логопед: “Кого нашла лисица? Ответь полным предложением” и т.д.

    5.Игра “Волшебный мешочек”.

    Логопед: “Ребята, что-то здесь спрятано за пенёчком. Ой, это волшебный мешочек старика-лесовика. Наверное, он оставил угощение для своих лесных жителей”.

    Логопед: “Ребята, сейчас мы на ощупь, не заглядывая в мешочек,

    угадаем, для кого и что приготовил лесовик ”.

    Логопед: “ Что ты нащупал в мешочке? Кого ты угостишь? Ответь полным предложением” и т.д.

    6.Физкультминутка.

    Логопед: “ Ребята, встанем в круг. Вокруг себя повернись и в медведя превратись ”.

    Из книги Ирины Лопухиной “Логопедия – речь, ритм, движение” (СПб.: Дельта,1997) стр.76-78

    Медведь по лесу бродит,

    От дуба к дубу ходит.

    Дети идут,

    изображая походку медведя.

    Находит в дуплах мёд

    И в рот себе кладёт.

    Изображают, как медведь достаёт и ест мёд.

    Облизывает лапу

    Сластёна косолапый,

    А пчёлы налетают

    Медведя прогоняют

    “Отмахивается от пчёл”.

    А пчёлы жалят мишку

    Не ешь наш мёд, воришка!

    Щиплют себя за нос, щёки, губы,

    Ладошки, изображая жалящих пчёл.

    Бредёт лесной дорогой

    Медведь к себе в берлогу.

    Дети идут,

    изображая походку медведя.

    Ложится, засыпает

    И пчёлок вспоминает.

    Приседают на корточки, а

    сложенные ручки кладут под щёку.

    7.Драматизация сказки “Где мой домик?”

    Воспитателями была проведена предварительная работа, направленная на знакомство с этой сказкой.

    Логопед: “Ребята, расскажем историю о маленьком лисёнке для старика-лесовика? А старик-лесовик посмотрит её по волшебному телевизору. Раз, два, три, волшебная палочка в разных зверей нас преврати”.

    Логопед предлагает детям надеть “шапочки-зверей” и разбежаться по своим домикам.

    Адаптированный текст “Где мой домик?”

    Логопед: “Однажды один, без мамы, лисёнок отправился путешествовать по лесу. Бегал, бегал он и понял, что заблудился. Лисёнок знал, что его дом - лисья нора. Вдруг видит чей-то домик на полянке, подбежал к нему лисёнок, постучался”.

    Лисёнок: “Чей это домик?”

    Медвежонок: “ А тебе, чей нужен?”

    Лисёнок: “Я ищу лисью нору”.

    Медвежонок: “Нет, это не лисья нора, это медвежья берлога”.

    Логопед: “Расплакался лисёнок, никак не может найти свой дом. А навстречу ему бежит зайчонок ”.

    Зайчонок: “Лисёнок, почему ты плачешь?”

    Лисёнок: “Я потерял свой домик ”.
    Зайчонок: “ Не плачь, лисёнок, я отведу тебя к лисьей норе”.

    Логопед: “Довёл зайчонок лисёнка до лисьей норы и бросился прочь”.

    А лисёнок закричал: “ Мамочка, мамочка, я дома, я так по тебе соскучился”.

    Лисица: “ Как я рада, что ты нашёлся. Не расстраивай меня так больше и не убегай далеко от лисьей норы”.

    8.Итог занятия.

    Логопед: “ О чём просил нас старик-лесовик в письме? Выполнили мы его поручение?

    Вы помогли найти зверей, а он передал вам угощение - малиновое варенье”.

    Список литературы:

    1. И. Лопухина “Логопедия – речь, ритм, движение” ,СПб.: Дельта,1997.

    2. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко “Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН”, Краснодар: Экспериментальный центр развития образования,1994.

    3.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

    Савкина Ольга Владимировна
    Должность: учитель - логопед
    Учебное заведение: МАДОУ "ДСКВ № 29 "Карамелька"
    Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская обл.
    Наименование материала: конспект логопедического занятия
    Тема: Конспект фронтального занятия по лексической теме "Дикие животные" для детей старшей логопедической группы с ОНР
    Дата публикации: 27.08.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»
    Конспект фронтального занятия по лексической теме

    «Дикие животные» для детей старшей логопедической

    группы с ОНР
    Учитель - логопед: О.В. Савкина Юрга 2016

    Занятие «Дикие животные»

    Цели:
    формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
    Задачи:
    Коррекционно-развивающие: 1. Развивать словарный запас детей по теме «Дикие животные», навыки словообразования и словоизменения; 2. Развивать классификационные умения, логическое мышление, воображение, память; 3. Развивать общую и мелкую моторику; 4. Ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления; 5. Выразительность речи и движений; 6. Формировать фонематическое восприятие; 7. Навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; 8. Совершенствовать навыки связной речи; 9. Учить согласовывать речь с движением; 10. Активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение. Коррекционно-воспитательные: 1. Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности; 2. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение; 3. Развивать у детей умение работать с коллективом.
    Оборудование:
    силуэты животных в мешках, картинки с изображением диких животных, панно «Дерево», искусственные ели, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные).
    Ход занятия

    Вводная часть
    Под музыку (голоса птиц, животных) дети заходят в группу. Логопед: - Ребята, давайте сегодня отправимся в путешествие по сказочному лесу. Лес бывает разный – хвойный, лиственный и смешанный. Но в каждом лесу обязательно живут животные. Логопед: - Ребята, а какие животные живут в лесу? Правильно, дикие животные! Давайте вспомним диких животных.

    Игра «Договори словечко»
    Хитрая … (лиса). Косолапый … (медведь). Косой … (заяц). Колючий … (ëж). Шустрая … (белка). Рогатый … (лось). Слепой … (крот). Серый … (волк). Пятнистая … (рысь). Полосатая спина у … (бурундука). Логопед: - Какие вы молодцы! Всех животных назвали.
    2.

    Основная часть

    Упражнение на воображение
    Логопед: - Ребята, а что это за мешки лежат под елками. Логопед показывает мешки с силуэтами животных. Дети по очереди рассматривают их и определяют, кто находится в мешке.
    Грамматические упражнения
    Логопед: - Ребята, как вы думаете, кто в желтом мешке? Кто рыжий и хитрый? Дети: - Лиса. Логопед: - Правильно. Са-са-са – хитрая лиса. Логопед: - Дети, а кто прыгает? Дети отвечают. Логопед: - Ес-ес-ес – заяц бежит в лес. Логопед: - Ребята, у кого на спине есть иголки? Дети отвечают. Логопед: - Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Логопед: - Сы-сы-сы – дай собаке колбасы. Дети повторяют. Логопед: - А теперь посмотрите внимательно и скажите, кто здесь лишний? Дети: - Собака. Логопед: - Почему? Дети: - Собака – домашнее животное, остальные – дикие животные. Логопед: - Продолжаем наше путешествие!
    Динамическая пауза «Прогулка»
    Это – правая рука, это – левая рука.
    Дети показывают руки. Справа – шумная дубрава, Слева – быстрая река. Повернулись мы, и вот Стало все наоборот: Дети поворачиваются. Слева – шумная дубрава, Справа – быстрая река. Неужели стала правой Наша левая рука? Мы к лесной лужайке вышли, Шагают на месте. Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал – Поднимают высоко ноги. Не споткнулся, не упал. М. Картушина
    Обогащение словарного запаса и развитие навыка звукобуквенного

    анализа и синтеза слов
    Логопед: - Вот мы очутились в темном дремучем лесу. Подойдем к дереву. Какое интересное Чудо - дерево! Са-са-са – вот так чудеса. Дети повторяют. Логопед: - Мы немного устали, давайте посидим под Чудо – деревом. Какие необычные картинки на нем висят! Что это? Дети: - Дикие животные. Логопед: - Умницы, ребята. Очень много знаете. Давайте назовем всех животных, которые изображены на этих картинках и выделим первый звук
    в названии картинок. Например, ЛИСА – первый звук [Л"], МЕДВЕДЬ – первый звук [М"] и т.д. Логопед: - Ребята, а теперь давайте представим, что этих животных стало много. Была одна лиса, а стало много лис (лисы).
    Игра «Один – много»
    Волк – волки. Белка – белки. Лось – лоси. Заяц – зайцы. Крот – кроты и т.д. Логопед: - Ребята, давайте диких животных назовем ласковыми словами.
    Игра «Назови ласково»
    Медведь – медведюшка. Заяц – заинька. Лиса – лисичка. Белка – белочка. Волк – волчок и т.д. Логопед: - Ребята, у всех животных есть семья. Давайте назовем всех членов семьи у диких животных.
    Игра «Перечисли членов семьи»
    Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок и т.д.
    Речь с движением «Дикие животные»
    Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайте, ручки, вверх, Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши. Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно на этих диких животных (картинки), на их внешние признаки. Давайте попробуем их описать.
    Упражнение на развитие словообразования
    Логопед: - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая); У зайца какие уши? (длинные). Значит он какой? (длинноухий); У белки какой хвост? (длинный) Значит она какая?(длиннохвостая)
    У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий) У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т.д.
    3.

    Заключительная часть
    Логопед: - Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два – повернись, В нашей группе окажись. Логопед: - Вот и опять мы дома.
    Упражнение для развития графических навыков
    Логопед: - Ребята, каждому из вас я приготовила картинки с изображением диких животных. Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.
    Итог занятия
    Логопед: - Ребята, вы просто молодцы! Отлично справились со всеми заданиями! За это вам от Старичка – Лесовичка корзина с подарками.

    Название: Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов»
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия логопеда, Старший дошкольный возраст

    Должность: учитель-логопед
    Место работы: МАДОУ №96
    Месторасположение: г. Томск

    Конспект логопедического занятия по теме «Дикие животные наших лесов»

    Вид нарушения: ОНР III уровня

    Возраст: старший дошкольный возраст

    Вид занятия: тренировочное

    Цели:

    Коррекционно-образовательные:

    1.Уточнение и расширение словаря по теме.

    2.Уточнение обобщающего слова.

    3.Упражнение в составлении простых предложений с существительным в предложном падеже.

    4.Упражнение в образовании родственных слов.

    5.Развивать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.

    6.Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

    7.Упражнение в составлении описательных загадок.

    Коррекционно-развивающие

    1.Развитие мышления, общей и мелкой моторики.

    2.Развитие дыхания.

    Коррекционно-воспитательные:

    1.Воспитание чувства любви к диким животным и бережного отношения к ним.

    Оборудование: картинки – дикие животные (медведь, волк, лиса, заяц, ёж), картина, на которой изображены «домики» животных, картинки детенышей животных, аудиозапись голосов животных, звуков леса, разрезная картинка – животное и хвост, наклеенный на прищепку.

    Ход занятия:

    1.Создание мотивационного поля.

    Дети стоят в кругу.

    Логопед. Каждый день, всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Внятно, четко говорим,

    Никогда мы не спешим.

    2.Актуализация знаний

    Логопед. Дети закройте глаза и послушайте тишину.

    (Логопед тихо включает аудиозапись — звуки леса. Дети слушают и называют, какие звуки услышали)

    Логопед. Куда мы попали с вами? Какие звуки вы услышали?

    Дыхательная гимнастика

    По лесу ходим тише, тише.

    И легко, легко подышим.

    Логопед. Угадайте, кто живет в лесу?

    Игра «Угадай, кто это?»

    Цель: подобрать существительные к прилагательным.

    Логопед называет прилагательные, а дети в соответствии с описанием подбирают картинку с животным.

    Бурый, косолапый, неуклюжий ….

    Серый, зубастый, страшный…

    Хитрая, пушистая, рыжая…

    Маленький, длинноухий, пугливый…

    Маленький, серенький, колючий…

    Логопед. Как назвать этих животных одним словом? Почему?

    Логопед. Мы с вами живем в домах, а животные где живут?

    Логопед предлагает игру «Помоги зверятам найти свой домик».

    Цель: Упражнение в составлении простых предложений с существительным в предложном падеже.

    Логопед показывает картину, на которой звери находятся в чужих домиках. Пример: лиса в дупле, белка в берлоге, медведь в норе и т.д.

    Логопед. Звери перепутали свои домики. Помогите им найти свой домик. Где живет медведь?

    Ответ ребенка. Медведь живет в берлоге. Таким образом, составляем предложения о лисе, белке, еже, зайце.

    Логопед. У вас есть семья?

    Логопед. У животных тоже есть семья: мама, папа и сам детеныш.

    Игра «Кто с кем?»

    Цель: Упражнение в образовании родственных слов.

    Дети рассматривают картинки и распределяют кто с кем. Затем называют всех членов семьи.

    Логопед. Посмотрите, все звери перепутались. Помогите им найти друг друга.

    Логопед. Теперь назовем каждого члена звериной семьи.

    Логопед. Послушайте, и скажите, кто так подает голос?

    Дети. Ёж пыхтит, фыркает.

    Физкультминутка

    Логопед. Вы любите прыгать?

    Попрыгаем вместе с белкой и зайцем.

    Я как белка в колесе прыгаю на месте.

    Чтобы было веселей поскакали вместе.

    1,2,3.4.5 – начал заинька скакать.

    Прыгать серенький горазд, он подпрыгнул десять раз.

    Игра «Чей хвост?»

    Цель: Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

    Логопед предлагает детям собрать разрезную картинку (животное и хвост)

    Логопед. Звери играли и потеряли свои хвостики. Помогите зверям найти свои хвостики?

    Дети находят нужные хвосты и рассказывают — чей хвост.

    Дети. Это лисий хвост. Это волчий хвост. Это беличий хвост. И т.д.

    Загадай загадку сам, расскажи её друзьям.

    Логопед раздает картинки так, чтобы дети не видели их друг у друга. Просит придумать загадку примерно по следующему плану.

    План:

    Какого размера зверь?

    Какая у него шерсть?

    Какой характер?

    Чем питается?

    Как называется жилище этого зверя?

    Логопед. Наше путешествие по лесу окончилось. Закройте глаза и послушайте тишину. Какие звуки вы услышали. Куда вы вернулись?