Занятие по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе "мир растений". Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с презентацией

Шепитко Наталия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "Детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: город Норильск, район Талнах, Красноярский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы по теме: "Человек и живая природа"
Дата публикации: 03.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром

для детей подготовительной группы

Тема: «Человек и живая природа»

Интеграция

образовательных

областей: «Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Социально-коммуникативное»,

«Художественно-

эстетическое», «Физическое развитие».

Программное содержание:

Образовательные

задачи:

Сформировать

представление

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека,

Развивать

способность

самоконтролю,

самооценке

поведения

активность, мышление, познавательный интерес.

Воспитательные

задачи:

Воспитывать

устойчивое

в нима ние,

наблюдательность,

Воспитывать

доброжелательное,

бережное

отношение

животному

растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображение

животных,

растений

рассматривание

обсуждение

экологических

произведений

Е.Чарушина

животных,

рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической

картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности,

опасностях для природы.

Оборудование и материалы: глобус, картинки с изображением «поле»,

«тундра»,

карточки

изображением

животных

экологические знаки, карандаши, бумага.

Ход НОД:

Педагог: (показывает глобус) Ребята, а что это за шар?

Дети:

представляет

огромный

Педагог: земля, земной шар – наш общий природный дом, т.е. то место, где

проживает (обитает) растение, животное, сам человек. Все вокруг: леса,

поля, реки, животные, птицы, насекомые, цветы, деревья – это все природа.

Человек – часть природы. Природа может жить без человека, а человек, без

нее – нет! Помните об этом. Всем живым существам необходимы чистая

вода, земля, воздух.

Послушайте стихотворение:

«Мир вокруг»

Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит,

Как цветет душистый луг

И дует свежий ветер.

Когда белеют облака,

На небе голубом,

Когда река так глубока,

Что спрячет весь наш дом.

Когда в лесу так много птиц,

Что радуется слух!

Но не для злых все это лиц,

А лишь для тех, кто друг.

Педагог: Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества,

которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные (кислотные) дожди.

животные и растения очень страдают от этого. Нужно с детства

любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Что необходимо,

чтобы сберечь нашу планету?

Дети:

детей: Не

загрязнять

сбрасывать

отходы в реки, моря, водоемы, не вырубать леса, не уничтожать животных,

не трогать лесных животных, не разорять гнезда, быть осторожным с

костром, не рвать растения, занесенные в Красную книгу…

Педагог: У каждого растения, животного есть своя Родина, то место где

они живут и растут. Природа прекрасна и удивительна, нужно только

научиться быть наблюдательным, тогда сможем увидеть всю ее красоту:

разнообразие цветов, кустарников, деревьев. Природа должна быть чистой,

тогда будет красивой. На природе мы отдыхаем, восстанавливаем силы,

укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом. Ребята, а почему в лесу

дышится легче?

Дети: В лесу воздух чище. Растения поглощают углекислый газ и вредные

вещества из воздуха, а выделяют кислород.

Педагог: А какие правила поведения в лесу вы знаете? Ответы детей

Педагог:

прочитаю

стихотворение

Михалкова «Прогулка», а вы

внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и

С.Михалков «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

прочтения

стихотворения

называют,

поведения были нарушены.

Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и

нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего

нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу.

Дети: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе.

Педагог: Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие

знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем

показывают и объясняют их значение.

Дети делятся на 3 команды и выполняют задание

Ответы детей (в дополнении рассматривание экологических знаков)

Дидактическая игра « Где растет?» (с мячом)

Педагог называет среду обитания, дети перечисляют характерные для

нее растения, показ наглядного пособия.

папоротник,

земляника,

В поле – ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, мятлик…

В тундре – лиственница, лишайники, карликовая береза, верба, Иван- чай,

Педагог: Лес, тундра, поле, степи, горы – природный дом для животных,

животных

разнообразен.

Животный мир является одним из основных частей природы (природной

среды). Кем должен быть человек для животного?

Дети:

справедливым.

многом зависит жизнь и разнообразие растительного и животного мира.

Дидактическая

игра:

Родина?» Педагог

спрашивает:

живет…?»

Дети отбирают нужные карточки с изображение животного

- на севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень,

полярный волк…)

лесу (лось, Бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр,

- в пустыне (верблюд, варан, кобра, скорпион…)

- в горах (снежный барс, горный козел, серна…)

Педагог: На какие группы можноразделить (классифицировать) животных

по способу питания?

Дети: травоядные, хищники, всеядные.

Дети описывают каждый вид, педагог помогает.

питаются

животными,

травоядные – лось, заяц, косуля, баран, олень…,

всеядные – медведь, куропатка, кошка, собака…

Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»

Педагог: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял

свою летнюю шубку на зимнюю?

Дети: Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка

теплее, чем летняя.

Педагог: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?

Дети: Ему трудно было бы спасаться от врагов.

Педагог: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?

Дети:

голодный,

нападал на людей.

Педагог: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого

Дети: Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее

как руль.

Педагог: На

интересные

Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну

игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.

Подвижная игра «Лисы и зайцы».

Детей назначаю на роли зайцев и лис. Напоминаю правила игры.

Педагог: Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят

зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить

лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне.

Будьте внимательны.

1 –У лисы длинный пушистый хвост. (лисы ловят зайцев)

2 – Волк любит скакать по веткам. (зайцы ловят лис)

3– Медведь все лето спит в берлоге. (зайцы ловят лис)

4– Заяц – длинноухий. (лисы ловят зайцев)

Итоговая беседа:

Воспитатель :Ребята,

отдохнем,

расскажите какая больше всего вам понравилась игра? почему?, что нового

Цель:

Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Задачи:

Развивать умения определять возможные методы рещения проблемы с помощью взрослого, затем и самостоятельно;

Воспитывать экологическую культуру и формировать ценностные ориентиры детей по отношению к объектам природы.

Ход занятия.

Воспитатель .

Дети, у нас сегодня необычное занятие, которое посвящено охране природы на Земле. Как вы думаете, без чего планета Земля и мы не можем жить

Ответы детей.

Действительно, солнце, воздух, вода и почва очень важны, и без них мы не сможем прожить и одного дня.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух-

Три её основы,

Какая бы ни грянула беда-

Целы они-

Все возродиться снова.

С. Викулов.

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка с носовым платком в руках, сильно чихает и кашляет.

Воспитатель.

Здравствуй Незнайка. Что случилось?

Незнайка .

Живу я в цветочном городе. Там воздух всегда чистый, а от грязного я болею, чихаю и кашляю. Когда я летел на воздушном шаре, он лопнул, пришлось сделать остановку на стоянке автомобилей. Машины начали ездить туда-сюда, дым выпускать. Дышать стало совсем невозможно.

Задохнулся я от газа,

Зачесалися глаза-

Это три машины сразу

Отпустили тормоза.
Над дорогой сизый дым,

Как вам дышится под ним?

Н.В. Старшова

Воспитатель .

Дети, вы видели, как машины дым выпускают? Где это было?

Ответы детей.

Незнайка. Но на этом мои проблемы не закончились. Только я ушел с автостоянки, только вдохнул чистый воздух, как прямо передо мной появились трубы, а из них — дым. Это был огромный преогромный завод. Когда ветер подул в мою сторону, я снова оказался в дыму, только уже в заводском. Мне стало еще хуже.

Дым клубиться над трубою.

Бедный шарик, что с тобою?

Ты от дыма почернел,

Я же – просто заболел:

Стал и кашлять, и чихать,

И опять глаза чесать.

Н.В. Старшова

Воспитатель .

Незнайка, что же нам делать? Мы ведь не можем прожить без заводов и автомобилей? Как вы думаете, ребята?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель.

Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах он сильно загрязнен. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют выхлопные отработанные газы, в которых много вредных веществ. Сажа и пыль оседают на листьях растений и нарушают их жизненные процессы.

Подъезжая к большому городу, можно увидеть висящее над ним грязное облако, которое состоит из мельчайших частичек пыли, выбрасываемых из труб заводов, электростанций, автомобилей. В воздухе больших городов скапливается много водяных паров, образующихся при горении топлива. Поднимаясь вверх, они образуют облака, из которых выпадают осадки. Время от времени города окутываются смогом — смесью дыма и воды. Он делает воздух непригодным для дыхания, у человека появляется слабость бессонница, рассеянность и т.д.

Незнайка.

Как же защитить воздух Земли от загрязнения?

Предполагаемые ответы детей : на заводах и фабриках надо построить специальные уловители вредных веществ, очистные сооружения; чтобы ученые сконструировали новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух; нужно больше парков, садов, газонов, потому что листья растений хорошо очищают воздух и т. д.

Незнайка.

Я видел умную машину. Однажды мои друзья во время уборки чистили ковер специальной машиной: она очень шумит и воздух у неё из дырки выходит. С одной стороны у неё есть шланг, похожий на змею. Может у вас дома тоже есть такая машина?

Дети подсказывают название, обсуждают, откуда произошло это название.

Незнайка.

Теперь я знаю, как называется эта машина пы-ле-сос. Вот я и подумал: раз он сосет пыль, то почему бы такую машину не поставить на заводе, в трубе? Тогда воздух будет чище. Кстати у вас есть пылесос? Давайте его сюда.

Дети вместе с Незнайкой рассматривают устройство пылесоса.

По ходу рассматривания Незнайка задает детям вопросы. Куда воздух входит и откуда выходит? Как они это почувствовали? Куда исчезает пыль?

Обращает внимание на плотный материал. На нем будут видны следы пыли . Здесь оседает пыль. Ткань позволяет пройти воздуху через неё, но пыль не выпускает, поэтому воздух очищается.

Незнайка .

Спасибо друзья. Вы очень умные, я много узнал от вас. Я думаю, когда вы вырастите, то станете настоящими учеными и придумаете много умных и полезных машин. (Незнайка прощается и уходит).

Раздается стук в дверь. Входит черепаха Тортила, перепачканная грязью.

Воспитатель.

Здравствуйте черепаха Тортила. Что с вами случилось?

Тортила .

Люди так загрязнили воду в реке, что теперь воду пить нельзя. Я испачкала весь панцирь и ничего не вижу в грязной мутной воде. Растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели, в воде плавают пустые консервные банки, бутылки и другие отходы.

Целых 200 добрых лет

Я не знала этих бед,

Нашей светлою водицей

И напиться и умыться

Каждый проходящий мог,

А теперь в ней грязный сток,

Рыбы в озере погибли

И растения поникли,

Много мусору на дне.

Нелегко живется мне.

Н.В. Страшнова

Воспитатель.

Люди потребляют много воды. Она нужна не только для питья.

Без воды не умоешься, не постираешь. Огромное её количество используют фабрики и заводы.

Воды на Земле достаточно — океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Какая вода в океанах и морях? (Соленая). А ведь нам для жизни необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много. Людям требуется не любая вода, а только чистая, но её остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливают сточные воды заводы и фабрики, нечистоты с ферм и воду, использованную в быту.

От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, сохнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

Давайте поможем черепахе Тортиле очистить грязную воду в реке. Проводится опыт.

Воспитатель.

Для этого нам понадобятся два стаканчика с водой: один- с чистой, другой- с грязной, пустой стаканчик и бумажный фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.

Перед нами на столе вода из речки. В первом стакане — из чистой речки, до того, как она встретилась с людьми в городе, во втором — из грязной, после того, как горожане загрязнили речку. Сравните воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы и растения, а в какой – не могут?

Ответы детей.

Воспитатель.

Давайте очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стала опять чистой, а речка выздоровела.

Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан. Когда вода очистится, сравнивают её с водой в чистом стакане.

Тортила.

Смотрите, дети, благодаря вашим усилиям речка выздоровела, стала чистой. А вы знаете, сколько воды утекает из водопроводного крана?

Много воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течении всего дня будет течь струйка воды, толщиной со спичку. Помните, что обыкновенная чистая вода — богатство природы, без которого нет и не может быть жизни. А вы, знаете, как беречь воду?

Ответы детей. Если из крана вода течет понапрасну, его надо закрыть. Если кран не исправен, его надо починить и т. д.

Тортила благодарит детей за помощь и уходит.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель.

Нам звонит заяц. Он жалуется, что недавно поранил лапу о стекла разбитой бутылки, а его друг мышонок поранился о консервную банку. Заяц спрашивает: почему так много мусора валяется на земле в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель.

Поможем зайцу и мышонку навести порядок, в лесу? Проводится игра «Убери лишнее».

Воспитатель

Дети вы знаете правила поведения в лесу? (Используя экологические знаки, дети отвечают на вопрос).

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть!

Спасти поля, луга, леса

И чистую гладь рек-

Всю Землю-

Можешь только ты,

Разумный человек!

И.Трофимова.

Приятно сознавать, что наши дети не стоят в стороне, а помогают взрослым охранять природу. Благодарю всех участников нашего занятия.

Литература.

Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников. М. Истоки, 2001.

Короткова Н.А. Организация познавательно-поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста. «Ребенок в детском саду» 2002 №2.

Щенёва Наталия Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 44 «Белоснежка», г. Тамбов
Описание материала: предлагаю конспект игрового занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Чудеса природы». Данный материал будет полезен воспитателям для проведения занятий, посвященных году экологии. Конспект игрового занятия направлен на развитие познавательной активности, любознательности у старших дошкольников.

Конспект игрового занятия «Чудеса природы» в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.
Задачи:
образовательные: расширить представления детей о природе родной страны;
развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии.
Оборудование: карта, маршрутный лист, игровая атрибутика(фотоаппараты, бинокли, рюкзаки), презентация, видеоролик о северном сиянии, ванночка, фонарь, зеркало, лист белой бумаги, макет вулкана, смесь (сода-2ст.л., лимонная кислота-2ст.л., гуашь красного цвета-1ч.л., жидкое мыло-1ст.л., вода-150мл.), заготовки цветов лотоса.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание слайдов презентации и беседа по ним, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) . К нам пришло письмо от ученых. Они приглашают самых смелых и отважных ребят принять участие в экспедиции, где ждет множество тайн и чудес. Для этого подготовлен «самолет» с необходимым оснащением (игровая атрибутика: рюкзак, защитные очки, фотоаппарат, бинокль или подзорная труба) . Как вы думаете, куда мы можем отправиться? (ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, мы отправимся в мир природы. Природа хранит много тайн и чудес. Сегодня мы попробуем разгадать некоторые из них. Прежде чем отправиться в экспедицию, давайте рассмотрим маршрут, в этом нам поможет маршрутный лист. (Дети по карте прослеживают маршрут экспедиции) . Что мы видим? (ответы детей) . Нам предстоит посетить станции и выполнить задания. Вы готовы? Экипаж готов к полету? (ответы детей) . Тогда поспешим отправиться в путь. Чтобы не пропустить что-нибудь интересное, почаще смотрите в бинокли и подзорные трубы, фотографируйте. (Звучит музыка, дети отправляются в экспедицию).
Станция N 1 (слайд: загадка, картинка радуги)
На синем небе
От края до края
Повисла яркая
Дорожка цветная... (Радуга)

Воспитатель: Правильно, это - радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей) . Какое стихотворение помогает нам запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан) . Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проведем опыт «Радуга из воды». Для этого нам потребуется ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга .
Станция N 2 (слайд: загадка, картинка Северного сияния)
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)
Воспитатель: Правильно. Это природное явление необычайно красивое. Его называют северным или полярным сиянием. Оно наблюдается в Антарктиде, на севере нашей страны. Когда в морозные ясные ночи Северное небо озаряется лунным светом, то оно окрашивается в разные яркие цвета и становится светло, как днем. Как же это происходит? Наша Земля с северным и южным полюсами похожа на огромный магнит. Когда Землю обдувает солнечный ветер, то создается трение ветра об атмосферу Земли. В слоях атмосферы у полюсов собираются солнечные частицы. Так и возникает полярное сияние. Интересным фактом является то, что оно может петь. Эти звуки не слышны человеческому уху. Нужны специальные приборы, чтобы услышать пение северного сияния. Полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток.
Просмотр видеоролика о Северном сиянии

Станция N 3 (слайд: загадка, картинка вулкана на Камчатке)
Есть опасная гора,
Может вдруг ожить она.
Дымом, пламенем дышать,
Магму может извергать.
Люди в мире разных стран
Знают, что она - ... (Вулкан)
Презентация.
Опыт «Извержение вулкана»
Оборудование: макет вулкана, смесь для извержения (сода-2ст.л., лимонная кислота-2ст.л., гуашь красного цвета-1ч.л., жидкое мыло-1ст.л., вода-150мл.)

Станция N 4 (слайд: загадка, картинка лотоса Астраханского края)
Из воды торчит бутон,
На ветру качается.
Когда солнышко пригреет,
Сразу распускается! (Лотос)
Воспитатель: Лотос-это чудо Астраханского края. Его еще называют Каспийской розой. Июль-август - яркое зрелище для туристов, которые посещают лотосовые поля. Лотос радует своим цветением два месяца, затем остаются кубышки - цветоложе, в которых созревают орехи лотоса. Осенью под воздействием ветра кубышки ломаются, и из них высыпаются орешки. Эти орешки – прекрасный корм для птиц, особенно гусей. Это экзотическое растение можно увидеть в Астраханской и Волгоградской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке. Лотос занесен в Красную книгу, рвать его нельзя да и не имеет смысла, так как у сорванного цветка быстро опадают лепестки.
Продуктивная деятельность «Цветы лотоса».
У изготовленных детьми цветов лотоса закручиваются лепестки к центру при помощи карандаша. Затем дети опускают лотосы на воду, налитую в емкость.
Воспитатель: Ребята, что происходит с цветами? (ответы детей) Лепестки цветов начинают распускаться (бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки раскрываются).
Воспитатель: Наша экспедиция подошла к концу (Заняв места в "самолете", путешественники возвращаются домой.) Вам понравилось путешествовать? (ответы детей).
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? Что нового узнали? (ответы детей).
Не разрушайте природы дом,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
После проведенного занятия можно организовать выставку фотографий (детских рисунков) на тему «Что мы видели в экспедиции», родителям предложить записать рассказы детей об увиденном в путешествии.

Презентация на тему: Чудеса природы