Зебра черная в белую полоску или наоборот. Зебры! Чёрные в белую полоску или белые в чёрную? Полоски зебры. Почему зебра полосатая

«Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР с глубоким прискорбием извещают, что 3 июня 1973 года при выполнении демонстрационного полета советского самолета Ту-144 близ аэродрома Ле-Бурже в окрестностях Парижа погибли Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Козлов М. В., летчик-испытатель Молчанов В. М., штурман самолета Баженов Г. Н., заместитель главного конструктора, инженер, генерал-майор Бендеров В. Н., ведущий инженер Первухин Б. А., бортинженер Дралин А. И ., и выражают соболезнование семьям и родственникам погибших».

Трагедия на глазах 300 000 зрителей

В Советском Союзе не любили афишировать крупные ЧП, связанные с гибелью людей. Но были ситуации, скрыть которые не было никакой возможности. Катастрофа при посадке космического корабля «Союз-1», разгерметизация и гибель экипажа «Союза-11», авиакатастрофа, в которой погиб Юрий Гагарин ...

К числу подобных трагедий относится и крушение самолета Ту-144 во время авиасалона в Ле-Бурже летом 1973 года.

Чудо советской техники, первый пассажирский сверзвуковой авиалайнер, разрушился в воздухе на глазах почти 300 000 зрителей. Погибли не только экипаж и специалисты, но и люди на земле. Горящие обломки рухнули на маленький городок Гуссенвиль, убив 8 человек, включая троих детей, а также ранив несколько десятков. Были разрушены пять домов, еще около 20 получили повреждения.

Катастрофы во время проведения авиасалонов случаются, поэтому, несмотря на весь трагизм ситуации, французы не обрушивали проклятия на головы русских. Тем более что правительство СССР приняло решение полностью возместить материальный ущерб от происшедшего.

Совместной франко-советской комиссии была поставлена задача: выяснить, что произошло в небе над Ле-Бурже 3 июня 1973 года.

Сверхзвуковые конкуренты: Ту-144 против «Конкорда»

Гонка за гражданский сверхзвук развернулась в 1960-х. Считалось, что буквально через десятилетие пассажирские сверхзвуковые авиалайнеры вытеснят своих предшественников и составят основу мирового гражданского авиафлота.

Но из множества проектов, существовавших в разных странах, до практической реализации были доведены лишь два: англо-французский «Конкорд» и советский Ту-144.

Детище КБ Туполева начало летать на два месяца раньше конкурента. Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, а «Конкорд» поднялся в небо 2 марта 1969.

Впрочем, в ходе дальнейших испытаний англо-французский проект стал вырываться вперед. Это была настоящая схватка конкурентов: советская гражданская авиатехника тогда ценилась в мире высоко, и Ту-144 сражался не только за престиж, но и за потенциальные рынки сбыта.

В 1972 году на заводе в Воронеже был построен первый серийный Ту-144, получивший регистрационный номер CCCP-77102. Летом 1973 года этот самолет был отправлен на авиасалон в Ле-Бурже, где ему впервые предстояло наглядное сравнение с «Конкордом».

Дуэль в Ле-Бурже

Ту-144 и «Конкорд» похожи внешне, что дало западным СМИ почву для сенсационных материалов вроде «Русские шпионы похитили тайны „Конкорда“».

У западных специалистов такие разговоры вызывали скепсис. Схожие решения в данном случае диктовались требованиями, предъявляемыми к конструкции сверхзвукового пассажирского самолета. А вот диапазон возможностей «Конкорд» и Ту-144 должны были продемонстрировать в полетах.

Экипаж, представлявший Ту-144 во Франции, возглавлял сорокачетырехлетний полковник Михаил Козлов, начальник лётной службы ОКБ Туполева. Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, он освоил за свою карьеру 50 типов самолётов и вертолётов.

Вторым пилотом был тридцатитрехлетний Валерий Молчанов. О работе испытателя он мечтал с юности и добился своей цели: с 1969 года работал в ОКБ Туполева, принимал участие в испытаниях Ту-154, Ту-128М, Ту-134, Ту-144.

Никаких сомнений в высокой квалификации пилотов не было. Это показали и демонстрационные полеты 2 июня 1973 года, когда красавец Ту-144 вызывал восхищение у зрителей.

У «Конкорда» была схожая программа, однако в конце пилоты продемонстрировали следующий трюк: заходя на посадку, самолет прошел прямо над взлетно-посадочной полосой и снова взлетел. Подобный маневр «Конкорд» мог себе позволить благодаря высокой мощности двигателей.

Борт СССР-77102 выруливает на ВПП (на заднем плане — взлетающий «Конкорд») Фото: Commons.wikimedia.org / P.L THILL

Предчувствие генерала Бендерова

О том, что происходило в советской делегации в последующие несколько часов, существуют только предположения. Считается, что была поставлена задача во что бы то ни стало переплюнуть «Конкорд».

Когда произойдет катастрофа, советская сторона заявит, что никаких изменений в программу полета не вносилось.

Владимир Николаевич Бендеров. Фото: Commons.wikimedia.org

За полеты в Ле-Бурже отвечал генерал-майор Владимир Бендеров, заместитель главного конструктора ОКБ Туполева , руководивший испытаниями Ту-144.

Сорокавосьмилетний Бендеров был опытнейшим инженером, в шестидесятых годах проходил подготовку к полету в космос. Увы, на орбиту его не пропустили врачи, однако в КБ Туполева, где работали над проектами аэрокосмических систем, рассматривали его как потенциального испытателя «космического самолета».

Владимир Николаевич как никто знал, что может Ту-144 и чего он не может. Улетая на авиасалон во Францию, он коротко сказал родным: «Будет тяжело».

В 2000 году дочь генерала Бендерова в интервью «Коммерсанту» сказала: «Предчувствие несчастья у него было. У нас есть фото: просто обреченный человек. Его снял фотограф за 15 минут до отлета самолета. Трагическое выражение лица... Он знал, что машина не доведена толком, она „сырая“. А моему сводному брату Валере папа сказал: „Позаботься об Оле“. Никогда он перед командировкой так не говорил... В какой-то степени соревнование с Западом их погубило, потому что сказали: делайте как французы. Я это точно знаю. Был колоссальный риск».

«Мираж» и кинокамера

Именно Бендеров в одной из версий фигурирует как невольный виновник катастрофы. В момент рокового полета на борту находились шесть человек: Козлов, Молчанов, Бендеров, штурман Георгий Баженов, бортинженер Анатолий Дралин и ведущий инженер по испытаниям Борис Первухин. В пассажирском салоне был только Первухин, остальные пятеро — в кабине. При этом, по версии комиссии по расследованию катастрофы, Бендеров был единственным, кто в кабине не был пристегнут.

Командир воздушного судна (КВС) — 44-летний Михаил Васильевич Козлов. Фото: Commons.wikimedia.org

Буквально за несколько минут до взлета к Бендерову подошли представители французского телеканала RTF, которые попросили сделать для них съёмку из кабины во время полёта. Владимир Николаевич согласился, и французы передали ему кинокамеру Bell & Howell.

А теперь процитируем отрывок из официального сообщения комиссии по расследованию катастрофы от 6 февраля 1974 года: «Вмешательство человеческого фактора представляет собой, таким образом, наибольшую вероятность.

Гипотеза, которая упоминалась чаще всего, учитывает два факта.

С одной стороны, самолет «Мираж-3Р» находился вблизи самолета Ту-144. Хотя расследование установило, что не было реальной опасности столкновения между двумя самолетами, для советского пилота это могло быть неожиданностью, и он мог внезапно произвести манёвр для уклонения. С другой стороны, член экипажа — руководитель летных испытаний — находился в пилотской кабине самолета Ту-144 и не был привязан.

Возможно, что последние движения самолета Ту-144 могли вызвать падение этого члена экипажа, вероятно, державшего кинокамеру, что происходило в условиях, вызывающих временную блокировку действий пилота».

Итак, картина следующая: Ту-144 выполняет свою обычную программу, и в какой-то момент летчики замечают вблизи себя французский «Мираж», ведущий съемку советской машины. Пилоты начинают резкий маневр уклонения, в результате чего непристегнутый Бендеров падает вперед и роняет камеру, которая, попав в углубление внизу штурвала, блокирует его нормальную работу. В результате экипаж теряет управление и происходит катастрофа.

Роковая «горка»

«Мираж», как мы уже знаем, действительно был. Но удаление его от Ту-144 было таким, что проблемой для опытных советских летчиков он никак не мог стать. Да и в последующих экспериментах, как ни старались, так и не смогли разместить камеру таким образом, чтобы она заблокировала штурвал.

Есть альтернативная версия, согласно которой, причиной катастрофы стало желание утереть нос конкурентам. В 2014 году Эдгар Крупянский , входивший в состав бригады техобслуживания советских самолетов на авиасалоне 1973 года, рассказывал изданию «Совершенно секретно», что после двух заходов, запланированных программой полета 3 июня, Ту-144 пошел на третий заход, никем не предусмотренный: «Я ожидал, что находящийся на КПП представитель нашей страны — начальник летной службы Минавиапрома Олег Иванович Белостоцкий — прекратит незапланированный проход и даст команду на посадку, но этого не произошло. Самолет продолжил заход». Согласно этой версии, экипаж начал выполнять фигуру высшего пилотажа «горка». В какой-то момент Ту-144 стал заваливаться на спину, затем перешел на резкое снижение, на высоте 400-500 метров резко вышел в горизонтальный полет и стал разваливаться в воздухе, не выдержав перегрузок.

Гуссенвиль (под Парижем, Франция). Место катастрофы Ту-144. Фото: Commons.wikimedia.org / Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

«Причины катастрофы должны быть объявлены неустановленными»

При изучении обломков и бортовых самописцев было установлено, что основной речевой самописец не был включён перед полётом, а опытные осциллографные регистраторы оказались уничтожены. Также был уничтожен и аварийный речевой регистратор. В итоге комиссии пришлось использовать запись французского ТВ и любительскую съемку.

Сторонники версии о незапланированном заходе полагают, что записи самописцев на самом деле были, но советские представители успели изъять кассету и вывезли ее в СССР, дабы скрыть правду. Все это, однако, лишь предположения: на сегодняшний день доказательств того, что подобные действия имели место, нет.

Последняя строка в сообщении комиссии по расследованию от 6 февраля 1974 года гласит: «В этих условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены неустановленными и дело закрыто».

Членов экипажа похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище 12 июня 1973 года. Близкие погибших до сих пор считают, что возложение вины, пусть даже частичной, на Козлова, Молчанова и Бендерова несправедливо.

Эра «пассажирского сверхзвука» так и не наступила

Вопреки ошибочному мнению, катастрофа в Ле-Бурже не поставила крест на судьбе Ту-144. Более того, самолет демонстрировали на французском авиасалоне в 1975 и 1977 годах. В ноябре 1977 года начались и пассажирские перевозки, которые, правда, продолжались недолго. Большие надежды возлагались на модификацию самолета с новым двигателем, но после аварийной посадки под Егорьевском во время испытательного полета в 1978 году, власти фактически поставили на программе крест. Работы продолжались еще пять лет, но больше по инерции. Вердикт «слишком дорого и слишком ненадежно» создателям Ту-144 оспорить не удалось.

«Конкорд» возил пассажиров четверть века, но массовым явлением так и не стал. Большой расход топлива и, как следствие, дороговизна авиабилетов ограничили использование этой крылатой машины. На судьбу «Конкорда», как и на судьбу Ту-144, повлияла авиакатастрофа под Парижем: 25 июля 2000 года лайнер разбился при вылете из аэропорта Шарль-де-Голль. Погибли все находившиеся на борту 109 человек, а также 4 человека на земле. Полеты «Конкордов» были возобновлены спустя полтора года, но почти сразу было принято решение о выводе лайнеров из эксплуатации.

«Сверхзвуковая эра пассажирской авиации», на алтарь которой были принесены жизни экипажа Ту-144 в 1973 году, закончилась, толком и не наступив. Впрочем, новые подобные проекты существуют. Возможно, продолжение последует.

Многие полагают, что зебра - это белая лошадь в чёрную полосу, так как у зебр белые животы. Однако исследования зебр на эмбриональной стадии показывают, что фоновый цвет животного - именно чёрный, поэтому зебру правильнее считать чёрной в белую полосу. Так как чёрные полосы обуславливаются генетическим процессом селективной пигментации (наличием пигмента), следовательно, чёрный цвет - основной пигмент, а белые полосы являются его отсутствием.

А почему вообще зебра такая полосатая? Ведь такая раскраска совершенно не маскирует её в африканских саваннах. Давайте разбираться...

А зачем интересно зебре полосочки?

Внешний вид зебры всегда вызывал много вопросов. Ученые выдвигали массу различных гипотез, зачем этому животному такой экстремальный окрас, но всякий раз предположениям не находилось подтверждений. Сегодня, по всей видимости, спорам положен конец. Группа британских ученых нашла вполне логичное объяснение черно-белым полоскам. В статье, опубликованной в научном журнале Journal of Experimental Biology, исследователи написали, что именно такая окраска меньше всего привлекает слепней.

Чтобы доказать свою теорию, ученые провели эксперимент с тремя моделями лошадей, одна из которых была выкрашена в белый цвет, другая - в черный, а третья - "под зебру". Все модели были покрыты специальной клейкой жидкостью, чтобы слепней, севших на них, можно было потом посчитать. Именно третья "лошадь", сказано в статье, привлекла меньше всего насекомых.

Ранее ученые предполагали, что окрас зебры является защитой. Но в результате множества исследований был сделан вывод, что хищников черно-белый окрас совсем не отпугивает. Теория о том, что из-за полосок животное становится менее заметным среди тени и света, чередующихся в высокой траве, также не получила подтверждение, так как основной враг зебры - лев - охотится только с близкого расстояния.

Еще существовала версия, что во время массового передвижения полосатые зебры сливаются в один большой поток, а это мешает хищнику зафиксировать взгляд на какой-то одной особи. Однако практика показывает, что лев так же часто добивается успеха при охоте на зебру, как и на других животных.

Более того, ночью в лунном свете зебра выделяется, и ее шансы на выживание меньше, чем у других обитателей африканской степи, так как львы - ночные охотники.

Высказывалось мнение и о том, что черно-белые полосы зебры предназначены для привлечения внимания противоположного пола. Но и это предположение не выдержало критики, так как полоски имеют особи обоих полов.
Некоторые зоологи считают, что черно-белый окрас спасает зебру от палящего африканского солнца. Но, если бы эта теория была верна, то и другие животные саванн имели бы такие полоски.

Кстати, долгое время не давал ученым и другой забавный вопрос - зебра черная в белую полоску или белая в черную. Сначала считалось, что это белые животные с черными полосами, так как у них белое брюхо, а значит, этот цвет является преобладающим в окрасе. Однако исследования зебр на эмбриональной стадии показали, что фоновый цвет животного - именно черный, поэтому зебру правильнее считать черной в белую полосу.

Каждая зебра имеет свой уникальный рисунок, подобно отпечаткам пальцев у человека. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. Первое время после рождения жеребенка она прикрывает его своим телом от сородичей, чтобы он запомнил ее окраску.

По полосатой расцветке шерсти даже можно узнать, где живет зебра. Зебры, обитающие на северных равнинах, имеют черные и белые полосы. У зебр, населяющих южные саванны, полоски на шерсти темные, но не черные, как смоль. Иногда они бывают даже каштановыми. У некоторых зебр, обитающих на южных равнинах, на белой шерсти между черными полосами имеются еще и бледные буроватые полоски. Встречаются зебры, у которых черные полосы сливаются друг с другом. Шерсть этих животных выглядит пятнистой.

А вот что еще интересного можно вспомнить про зебру:

Средняя продолжительность жизни зебр составляет 25 лет, однако в неволе они могут прожить и до 35-40.

Когда все зебры в табуне отдыхают, несколько «добровольцев» стоит на страже, чтобы в случае чего предупредить всех сородичей о приближающейся опасности.

У зебр очень развито чувство семейности. Некоторые особи могут образовывать союзы на всю жизнь. И не смотря на то, что в стаде может быть тысяча голов, но все они разделены на небольшие семьи.

Маленькие жеребята рождаются не с черными полосками, как у взрослых особей, а рыже-коричневыми.

Зебры по своей натуре очень чистоплотные животные, зачастую можно заметить, как они чистят друг другу бока, плечи и спинку. После рождения жеребята уже через полчаса начинают ходит и пить мамино молоко. А молоко, которым кормят зебры своих жеребят, имеет не белый, а розовый цвет.

Длина тела у зебр может достигать два – два с половиной метра, а предел высоты – это полтора метра. У каждой зебры полосатый узор на теле уникален и точно такого больше нет ни у одной зебры. На самом деле зебра - чёрная в белую полоску, а не наоборот. Так как чёрные полосы обуславливаются генетическим процессом селективной пигментации (наличием пигмента), следовательно чёрный цвет - основной пигмент, а белые полосы его отсутствием.

Часто возникает вопрос о том, какого цвета зебры: черные в белую полоску или белые в черную полоску. Проведя не одно исследование, ученые доказали, что все-таки зебра черная в белую полоску.

Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от мух цеце. Насекомые нападают на любой теплый движущийся объект, даже на автомобиль. А зебр мухи цеце воспринимает просто как мелькание черных и белых полосок и не расценивают, как источник питания.

Горные зебры очень любят понежиться в ваннах из пыли и делают они это практически ежедневно. Зебры способны отличать своих собратьев по стаду по полоскам. Точно так и маленький жеребенок узнает свою маму. Древние люди не раз пытались одомашнить зебр, но особым успехом это не увенчалось.

Зебры могут развивать скорость до 80 километров в час. Зебры очень пугливы, даже в зоопарках сложно приблизиться к их вольеру, так как животные сразу же убегают.

Зебру невозможно спутать ни с одним животным. Люди, да и ученые тоже, до сих пор не решили: в какую полоску зебра – белую, или черную?

Характерным отличием зебры являются темные полоски, сочетающиеся с белыми, или слегка желтоватыми.

Зебра – это млекопитающее, принадлежащее виду лошадей. Живут зебры в полузасушливых районах Африки, в саванне, к югу от Сахары.

Внешним видом очень напоминают ослов или некрупных лошадей. Питаются травой и мелкими кустарниками. Очень зависят от воды. Без нее зебры не проживут и трех дней. Потому всегда держатся возле водопоя.

На выпас зебры выходят рано утром и вечером, когда не так жарко. В солнцепек они прячутся в тени, следя за своей безопасности. Живут зебры табунами, где есть своя четкая иерархия.


Самым главным врагом зебр в природе являются львы. Но, эти полосатые лошадки лихо убегают от смертельной опасности. Именно поэтому, только 1 из 20 попыток поймать зебру, у льва заканчиваются победой. И, как правило, на ужин ему достаются особи особо слабые и больные. Детенышей зебры защищают яростно, и не каждый лев решиться сразиться с табуном разгневанных зебр.

Существуют три вида зебр:

Горные зебры (Equus zebra)
Степные зебры (Equus Quagga)
Равнинные зебры (Equus grevyi) –это вид считается вымершим

У каждого из этих видов свой манер окраски. Да, откроем большой секрет: зебра, все же черная, в белую полоску, так стали считать после генетических исследований. Кожа зебры насыщенно-черного цвета.

Для чего такая полосатость у этих животных, так же не знает пока научный мир. Такая окраска не очень подходит для «камуфлирования» в саванне, но, тем не менее, зебры именно полосатые. Может им так легче отличать друг друга? Некоторые ученые считают даже, что эти полоски – способ гипноза хищника. Когда зебра бежит, то полоски двигаются и сбивают с толка охотника, не давая ему сосредоточиться.


Самцы зебр постоянно находятся в состоянии войны между собой. Так они борются за право доминирования в табуне.

Знаете ли вы, что…

— Каждая зебра имеет рисунок примерно такой же уникальный, как и отпечатки пальцев у человека.
— Зебра может развивать скорость до 80 км/час.
— Зебры имеют слабое зрение, поэтому создают смешанные стаи с жирафами, страусами или антилопами.
— На брюхе у зебры нет полос
— Зебры предпочитают жить возле воды.
— Взрослые зебры спят стоя, чтобы следить за безопасностью жеребят

Прослушать голос зебры

Степная зебра
Высота в холке: до 1,6 м
Длина тела 2,5-3м
Хвост длиной до 75 см
Тело массой до 450 кг
Продолжительность жизни: 20-25 лет

Зебра черная в белую полоску или белая в черную полосу?

Кто-то писал о зебрах: «Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки». То, что зебры-существа полосатые, широко известно, неясно лишь, какого они цвета. Европейцы утверждают, что они белые и разрисованы чёрными полосами, но африканцы считают, что тело зебр чёрное, а полосы на нём белые. Трудно сказать, кто тут прав.

На этот вопрос много ответов и каждый по-своему доказывает, какой окрас у зебры.

В ходе исследования, мы выдвинули свою первую гипотезу, гипотезу с точки зрения художника. Ведь правда, сначала мы рисуем силуэт зебры на бумаге, она получается белой, а потом чтобы придать ей окраску, мы дорисовываем черные полосы на её теле, и она получается белая в черные полосы. Пример этого доказательства мы изобразили на рисунке.

1 этап 2 этап 3 этап

Но это только действия со стороны художника.

Вторую гипотезу мы выдвинули, исследовав зебру с психологической точки зрения. Какое настроение у зебры, такие на её теле полоски: если у неё хорошее настроение то окрас её становится белым в черные полосы, а если у зебры плохое настроение, то окрас становится черный, а белые полосы.

Наша третья гипотеза - это опровержение всех допустимых теорий этого вопроса. Со стороны науки изучающий природный мир. Мы рассмотрели, что на самом деле животное черное в белую полоску, так как черный окрас генетический процесс с наличием пигмента, значит черный цвет - это основной цвет, а белые полосы являются отсутствием черного пигмента на теле животного. Отсюда следует, мы пришли к единому выводу, в основе которого лежит научное доказательство.

Зебра - животное класса млекопитающие, отряда непарнокопытные, семейства лошадиные, рода лошади, подрода зебры (лат. Hippotigris).

Происхождение слова “зебра”, вероятнее всего, имеет африканские корни, и позаимствовано колонистами у аборигенов, в диалекте которых есть слово “zebra”.

Описание зебры, строение, характеристика, фотографии.

Зебра – животное, имеющее тело средних размеров, достигающее более 2 метров в длину. Вес зебры составляет 300-350 кг. Хвост у неё средней длины, обычно вырастает до 50 см. Самец зебры крупнее самки, его высота в холке составляет 1,4 – 1,5 метра. У этих животных достаточно плотное и коренастое телосложение. Ноги зебры короткие, оканчивающиеся крепкими копытами.

Грива зебры короткая и жесткая. Центральный ряд ворса проходит по спине характерной “щеточкой” от головы и вплоть до хвоста. Шея зебры мускулистая, у самцов она более толстая.

Бегают зебры не так быстро, как , но при необходимости могут развивать скорость до 80 км/ч. В случае преследования зебра использует особую тактику бега зигзагами, что вкупе с особой выносливостью делает животное недосягаемой добычей для многих хищников.

У зебры очень слабое зрение, но отлично развито обоняние, позволяющее животному учуять потенциальную опасность на значительном расстоянии и вовремя предупредить родной табун.

Звуки, издаваемые зебрами, весьма разнообразны. Они бывают похожи на лай , ржание лошади, крики осла и т.д. Всё зависит от ситуации, в которой зебра кричит. При благоприятном стечении обстоятельств продолжительность жизни зебры в диких условиях достигает 25-30 лет, в неволе - до 40 лет.

Полоски зебры. Почему зебра полосатая?

Многие задаются вопросом: «Какого цвета зебра? Белая или черная». До сих пор ведутся споры по поводу окраса зебры: животное белое в черную полоску или наоборот. Ученые утверждают, что доминантным цветом является все-таки черный. В любом случае полосы на шкуре зебры составляют уникальный для каждой особи узор, также как не бывает двух с одинаковыми полосами.

Полоски зебры на шее и голове расположены вертикально, тело животного разрисовано полосами под углом, ноги украшают горизонтальные полоски. Интересная особенность - детеныши зебры узнают свою мать как раз по уникальному узору полос.

Полоски зебры являются своеобразной защитой: животное визуально сливается с раскаленным, дрожащим воздухом саванны, дезориентируя хищников. А также это маскировка от и мух Цеце, реагирующих только на поляризованный цвет и воспринимающих зебру как несъедобный предмет, представляющий собой мелькание черно-белых полос.

Последнее объяснение гласит о том, что полоски зебры осуществляют терморегуляцию тела животного. Существует мнение, что черно-белая окраска зебры способна охлаждать животное. Дело в том, что области тела по-разному нагреваются: белые слабее, черные сильнее. Разница в температурах вызывает микроциркуляцию воздушных потоков рядом с животным, что помогает зебре жить под палящим солнцем.

Виды зебр, названия и фотографии.

Подрод зебр включает в себя всего 3 вида:

  • бурчеллова (саванная ) зебра (лат. Equus quagga или Equus burchelli) - наиболее распространенный вид, получивший свое название в честь английского ботаника Вильяма Бурчелла. Рисунок на шкуре данного вида зебр меняется в зависимости от места обитания, благодаря чему было выделено 6 подвидов. Северные подвиды имеют более выраженный узор, южные подвиды отличает размытый рисунок полос в нижней части тела и присутствие бежевых полос на белом фоне шкуры зебры. Размер бурчелловой зебры составляет 2-2,4 метра, длина хвоста 47-57 см, высота зебры в холке достигает 1,4 метра. Вес бурчелловой зебры 290-340 кг. Ареал обитания этого вида зебр охватывает юго-восточную часть африканского континента. Бурчеллова зебра в отличие от пустынной имеет меньший размер и более редкие полоски. В отличие от горной зебры бурчеллова зебра не имеет выпуклости в области шеи и не имеет решетчатого узора на крупе.

  • зебра Греви (пустынная зебра) (лат. Equus grevyi) названа в честь одного из президентов Франции, Жюля Греви, получившего в конце 19 века подарок в виде полосатого животного от властей Абиссинии. Представители пустынного вида зебр считаются наиболее крупными животными из всего семейства лошадиных, имеют длинное тело до 3 м и весят свыше 400 кг. Длина хвоста пустынной зебры достигает 50 см. Отличительной особенностью вида является преобладание белого или бело-желтого цвета и широкая темная полоса, проходящая посередине спины. Полоски зебры Греви тоньше, чем у других видов зебр, и расположены ближе друг к другу. Цвет полос черный или черно-коричневый. На животе полосы отсутствуют. Уши зебры имеют коричневый цвет и округлую форму. Это вид зебр распространен в субэкваториальном поясе восточной части африканского континента: Кении, Уганде, Эфиопии, Сомали, Меру.

  • горная зебра (лат. Equus zebra) обладает наиболее темной окраской с преобладанием черной масти и тонких белых полос. Полоски на ногах доходят до копыт. Вес горной зебры составляет 260-370 кг, длина зебры составляет 2,2 метра, высота зебры составляет 1,2-1,5 метра.

Вид образует 2 подвида:

  1. капская горная зебра (лат. Equus zebra zebra) находится под охраной южно-африканских государств в связи с чрезмерным истреблением в начале 20 века. На данный момент примерно 400 представителей подвида обитают в национальных парках ЮАР, в окрестностях мыса Доброй Надежды. Капская зебра – это самый маленький вид зебры. Самые тонкие полоски животного расположены на голове. На животе полосы отсутствуют. Высота капской зебры в холке составляет 116-128 см, вес самки (кобылы) достигает 234 кг, вес жеребца 250-260 кг. От зебры Хартмана капская зебра отличается чуть более толстыми полосками и более длинными ушами.

  1. горная зебра Хартмана (лат. Equus zebra hartmannae) также находится на грани исчезновения, подвергаясь безжалостному отстрелу фермерами, оберегающими выгоны для своего скота. По сравнению с 20 веком популяция сократилась в 8 раз и насчитывает, по последним данным, около 15 тысяч особей, обитающих в горных районах Намибии. Горная зебра Хартмана крупнее капской зебры и имеет более узкие черные полосы. Высота зебры Хармана в холке составляет 1,5 метра, вес зебры 250-350 кг.

  • Зеброиды и зебрулы (понизебр или зебрапонь, ослозёбр) - гибриды зебры и домашней лошади, а также зебры и осла, впервые скрещенные в 1815 году. Для гибридизации обычно используют самца зебры и особь женского пола других представителей семейства. Зеброиды больше напоминают лошадь и имеют частично полосатый окрас отца. Гибриды довольно агрессивные, но лучше зебр поддаются дрессировке, поэтому используются в качестве верховых и вьючных животных.

  • Квагга (лат. Equus quagga quagga ) - вымерший вид зебры. По данным современных исследователей, квагга является подвидом бурчелловой зебры. Обитали они в Южной Африке. Спереди у них была полосатая расцветка, как у всех зебр, а сзади – гнедой окрас лошади. Длина их тела составляла 180 см. Квагги были приручены человеком и использовались для охраны стад. Последняя в мире зебра квагга умерла в зоопарке Амстердама в 1883 году.

Где обитают зебры?

Равнинные зебры обитают в саваннах Восточной Африки, включая часть юга материка, а также южные земли Судана и Эфиопии. Пустынные зебры живут в Кении, Эфиопии и Сомали. Горные зебры распространены в высокогорных местностях Намибии и ЮАР на высоте до 2000 метров. Изначально животные были широко распространены на всем африканском материке, но со временем их численность значительно сократилась.

Чем питается зебра?

Питание зебры составляют различные травы, листва кустарников, кора деревьев, почки, молодые побеги и корни растений. Скудный в отношении калорий рацион вынуждает животных употреблять пищу большую часть суток. Хотя бы раз в день зебре необходима вода, а кормящая самка зебры особенно нуждаются в водопое. Если реки и озера пересыхают, животные роют искусственные колодцы, ямы, глубиной до полуметра. Когда достаточно воды накапливается на дне, зебры используют ее для питья. В особо засушливые месяцы табун зебр мигрирует на огромные расстояния в поисках зеленых пастбищ.