Зимнее занятие. Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Загадки зимушки-зимы

Занятие по экологии для детей 6-7 лет "Прогулка в зимнем лесу"

Сообщение темы:
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала.
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо,
Не звенит река волною
Под одеждой ледяною
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых
К нам пришла красавица Зима.
Я.Купала
Вводная беседа о зиме.
Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
"Я не была у вас давно. "
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
"Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Я- белоснежная Зима,
Я вам построю терема,
И сад, и лес посеребрю,

Всех вас ребята в гости
Ко мне скорее поспешите.
В лесу найдёте вы меня, Среди сугробов прячусь я…
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? А готовы вы к трудностям, которые встретятся нам в пути? Мы должны подготовиться к этой встрече. Давайте вспомним, что мы о ней знаем.
- У зимы три месяца. Как они называются?
Теперь давайте вспомним:
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- А что бывает только зимой? (снег)
- Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
Поговорки: Зима не лето, в шубу одета.
Береги нос, в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит…
Воспитатель: Нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах.
Имитация движений с речевым сопровождением
Воспитатель:
Друг за другом мы встаем
К зимушке - зиме пойдем
В царство снежное отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем бодро, весело шагать. Поднимай повыше ногу, Проложи себе дорогу. Побежим мы поскорее, Ножки с ручками согреем. Осторожно все идем. Ходят « змейкой между кочками» На сугробы не наступаем, А дружно по лыжной дорожке шагаем. Маршируют
Остановка. Ребята, посмотрите здесь какой - то зверь пробежал и оставил свои следы. Давайте я вам загадаю загадку а попробуйте отгадать чьи это следы.
Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лиса)
Лисица, передвигающаяся спокойно, идёт по прямой линии, оставляя за собой чёткую цепь следов. А длинным хвостом она заметает следы.
Давайте построим цепочку семейства лисы: папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок, а много – лисята. В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой?
Дети . В сказках «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козел».
Воспитатель: У лисички шерсть золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боится она самых трескучих морозов, так как шубка у неё густая и пушистая. Лапы как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы.
Зима - самое тяжелое время для лисы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы поймать мышей. Но слух у лисы отличный. За много метров слышит она, как под снегом пищат мыши. Вот и мышкует пока не насытится.
Воспитатель : Так ребята на этом наша остановка заканчивается, встаем на лыжи и поехали дальше.
Остановка : Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы.
И я предлагая вам со мной поиграть в игру «Опиши и расскажи»
Воспитатель: Правильно ребята это заяц. В лесу много видов зайцев. Посмотрите это заяц – беляк.
Заяц-беляк приспособился к жизни в лесу в зимнее время. Он к зиме меняет серый мех на белый. Белая шкурка помогает спасаться от врагов.
Посмотрите, а здесь заяц-русак насторожился. Ему зимой сложнее спрятаться от врага. Мех его зимой остается серым, и только большие чуткие уши помогают услышать приближающего врага, а длинные задние ноги помогают зайцу быстро бегать и далеко прыгать.
Много врагов у зайца – совы, лисы, волки, рыси.
Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться. Зубы у зайца острые.
Заяц – беляк.
Живет в лесу, он лесной заяц. Днем спит, а ночью выходит добывать себе корм. Очень любит кору молодых осинок и берез. Глубокого снега он не боится, легко передвигается по нему. Потому что лапы его к зиме обрастают мохнатой шерстью. Ему тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи надел.
Заяц – русак.
Живет в полях и степях. Он тоже отправляется ночью кормиться, раскапывает снег на озимых. Когда поле покрывает глубокий снег, и русак не может добраться до озимых, он начинает бегать на огороды грызть кочерыжки от капусты. Если их нет, скачет к стогам сена. Он бегает и в сады, где обгрызает кору молодых яблонь. Русаки приносят садам большой вред. Днем русак спит в ямке на лугу или в поле.
Воспитатель: Так ребята на этом наша привал заканчивается, встаем на лыжи вперед.
Остановка: Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы.
Воспитатель : Пока вы думаете, я предлагаю вам со мной поиграть.
Разбиваемся на две команды и я каждой команде дам по картинке, вам нужно их собрать, чья команда соберет первой та команда имеет право назвать свой ответ первыми.
Игра «Пазлы» (картинка волка)
Воспитатель : Волк - опасный хищник. Летом он сыт, а зимой почти всегда голоден. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщут по полям и, ищут добычу. В поисках пищи пробегают очень большие расстояния. Недаром про них говорят “Волка ноги кормят”. Когда они голодны, то очень смелы и могут нападать на дворовых собак, овец.
Воспитатель: На это наш привал опять заканчивается. Встаем на лыжи и едем дальше.
Остановка: Ребята посмотрите опять, какой - то зверь решил нас с вами потешить и оставил для нас пустые шишки, шелуха. Кто здесь побывал?
Воспитатель:
Такой след оставляет после себя белка! Она искала в шишках семена, которыми питается.
А так выглядят беличьи следы на снегу.
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев. Гнездо белки называется гайно.
В дупле у белки сухо, тепло. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. От врагов защищается: быстро лазит по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по зимнему лесу.
Давайте вспомним, кого мы с вами повстречали в нашем зимнем лесу.
Ответы детей.

Конспект по экологии в старшей группе на тему: «Зимушка-зима»

Задачи. Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы. Расширять кругозор детей и познавательный интерес.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу.

Материал. Иллюстрации с изображением зимы, картинки зайца, волка, медведя, лисы, белки, алгоритмы жилища животных, картинки зимующих птиц, алгоритмы с изображением корма.

Сегодня нас ждет необычное путешествие.

Мы пойдем всей гурьбой

Стихотворною тропой

Друг за другом надо встать

И загадку отгадать:

«Запорошила все дорожки,

Разукрасила окошки,

Детям радость подарила

И на санках прокатила»

Вот мы и в зимнем лесу. Зимой необходимо заботиться о своем здоровье.

Массаж «Неболейка»

Но чтобы нас в свое царство впустил Старичок-Лесовичок необходимо вспомнить правила поведения в лесу.

Дидактическая игра «Как вести себя в лесу»

Сегодня мы поговорим о зиме. Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением зимы.

Куда не посмотришь везде бело. Неужели жизнь в природе остановилась? Конечно же нет! Снег словно пушистым белым одеялом защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает.

Какие вы знаете природные явления, происходящие зимой? (идет снег, реки покрыты льдом, солнце светит, но не греет, на деревьях нет листьев)

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Долго длится зима. Мудрый народ дал каждому месяцу свое название. Давайте подумаем, почему.

    Декабрь зиму начинает, год кончает.

    В декабре зима стелет холсты, а мороз через реки наводит мосты.

    Декабрь – студенец.

    Январь году начало, зиме середина.

    Январь – крыша зимы.

    Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей.

    В феврале два друга – мороз и вьюга.

Динамическая пауза «В зимнем лесу»

Зимовать тяжело в лесу животным и птицам.

Дидактическая игра «Где чей дом?»

    Летом шубку серую, а зимою белую

Носит попрыгайчик, боязливый зайчик.

Домик у зайчика заросли.

    Он в берлоге спит зимой под огромною сосной,

А когда придет весна просыпается от сна. (Медведь)

Дом медведя берлога.

    В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

Дом лисы нора.

    Кто зимой холодной, бродит злой, голодный. (Волк)

Дом волка логово.

    Это кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка)

Дом белки дупло.

Дети отгадывают загадки, выставляют на ковролин картинки животных и алгоритмы их жилища.

С наступлением холодов многие птицы улетели в теплые края, но некоторые остаются с нами зимовать.

    Кто в лесу деревья лечит, постучит, им станет легче. (Дятел)

    Чернокрылый, красногрудый, он зимой найдет приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут, как тут. (Снегирь)

    В серой шубке перовой и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, не орел, а все же птица. (Воробей)

    Он с утра воркует тут. Эта птица почтальон, пролетит любой маршрут. (Голубь)

    Прыгает у дома, зовут ее … (Ворона)

    Спинкою зеленовата, хвостиком желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

Теперь послушайте такую загадку:

«Что за стол среди берез под открытым небом

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом» (Кормушка)

С наступлением холодов птицам тяжело добывать себе пропитаниеи они прилетают к людям за помощью.

Давайте расселим птиц по кормушкам.

Дидактическая игра «Кого чем угостим?»

Подведение итогов.

Физкультурная минутка «Зима»

Утверждаю:

заведующая МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №113»

___________/Середа И.А./

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Прогулка в зимний лес»

КУЛИКОВА

АЛЕКСАНДРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 113»

Заводского района г. Саратов

Программное содержание . Уточнить и обобщить представления детей о приспособленности диких животных и птиц леса к зиме (звери запасают еду, меняют окраску и шерстяной покров, впадают в спячку, переходят на другой корм, в холод активно двигаются, приближаются к жилью человека). Учить узнавать следы животных. Дать представления о жизни животного мира Австралии. Учить устанавливать причинно-следственные связи в том, что внешний вид животного и особенность его жизнедеятельности зависит от среды обитания, высказывать собственные суждения. Активизировать словарь: подшерсток, сумчатая летяга, сумчатый волк. Воспитывать у детей интерес к жизни животных, желание помочь животным в зимний период. Формировать умение правильно вести себя в природном окружении. Предварительная работа. Беседы с детьми о том, как живут дикие животные леса зимой. Подбор иллюстраций и познавательного материала о жизни животных Австралии. Изготовление ширмы с изображением зимнего леса, масок птиц. Чтение художественной и познавательной литературы о животных леса и Австралии. Заучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о животных.

Ход занятия.

Воспитатель. Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети. Зимой.

Воспитатель . Какой сейчас зимний месяц идет? (февраль). Февраль – последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнце. Часто идут метели, вьюги, по земле бегут поземки.

Раздается стук в дверь. Входит ребенок в маске «попугая какаду»

Воспитатель . Ребята, к нам в гости прилетел попугай какаду. Он сейчас нам расскажет, откуда он к нам прибыл.

Попугай. Я попугай какаду, живу в тропических лесах Австралии. Видите перья у меня все белые, только хохолок на голове желтый. Я знаю, у вас сейчас идет зима, все покрыто белым снегом: деревья, земля, реки. И еще я слышал, что у некоторых зверей шерстка становится белой как снег. Вот я и решил: раз я белый, то могу жить у вас зимой. У нас в Австралии никогда не бывает зимой белого пушистого снега. Мы, животные Австралии, не знаем, как звери у вас в лесу приспосабливаются к зиме с морозами и метелями. Куда они прячутся от холода? Где находят себе корм?

Воспитатель. Ребята, давайте с вами посмотрим на карте, где находится Австралия. Видите, какой большой путь пролетел попугай, чтобы узнать, как зимуют звери в нашем лесу. А что, если сейчас мы с вами отправимся в зимний лес, и пригласим с собой попугая. Чтобы нам не заблудиться, поможет нам в нашей прогулке старичок-лесовичок, друг всех зверей.

Появляется ребенок в костюме старичка-лесовичка .

Старичок-лесовичок . Ребята, здравствуйте!

Я – старик, лесовик,

Я – в лесу охранник,

Грибам и ягодам начальник.

Чтобы в лес ко мне зайти,

Надо ключ к нему найти.

Лес – это большой дом, где живут в дружбе и согласии звери и птицы. А вы, ребята, кем будете, когда придете в лес? (Гостями.) А вы знаете, как надо общаться с зимним лесом?

Воспитатель. Ребята, есть определенная культура общения с зимним лесом. Давайте расскажем эти правила.

Дети рассказывают правила.

Ребенок 1. Главное правило – не навредить красоте зимнего леса: не раскидывать снег, не стряхивать снег с веток, не затаптывать следы животных.

Ребенок 2 . Не оставлять в лесу никакого мусора.

Ребенок 3. Зимой мусор не заметен – снег спрячет его.

Зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли люди в лес.

Ребенок 4. В лесу нельзя кричать, шуметь, а то звери испугаются.

Воспитатель . Зимой зверям и птицам холодно и голодно. Мы должны помочь им. Какие угощения возьмем с собой в лес?

Дети называют, что они приготовили . Для белочки возьмем орехи, желуди, сушеные грибы. Морковь, сухую траву – для зайцев. Для птиц: кормушку, семечки подсолнечника, ягоды рябины. А для синичек – кусочек несоленого сала.

Старичок-лесовичок . Молодцы, ребята! Хорошие гостинцы вы приготовили для лесных жителей. Покормить зимой зверей и птиц – работа несложная, а польза для леса большая. Ну что ж, пора нам отправляться в путь, пока солнце светит, а то зимний день короткий.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Январь». Дети подходят к ширме, на которой изображен зимний лес.

Старичок-лесовичок . В лесу немало есть чудес.

Добро пожаловать в мой лес.

Воспитатель. Ребята, по лесу надо идти тихо, громко не разговаривайте, прислушивайтесь, присматривайтесь. Посмотрите, сколько следов на снегу. Зимой следы на снегу могут о многом рассказать, надо только уметь их читать. Давайте сравним эти следы с нашей картотекой и мы узнаем, какой зверек здесь пробегал.

Дети берут карточки со следами зверей и сравнивают их со следами, которые нарисованы на ширме.

Дети. Это следы зайца.

Воспитатель. Ребята, а расскажите попугаю, как заяц к зиме подготовился.

Дети. Заяц-беляк к зиме становится белым, только кончики ушей черные. На белом снегу его ни волк, ни лиса не заметят.

Воспитатель . Ребята, а заяц на зиму делает запасы корма?

Дети. Заяц на зиму не делает запасы. Днем он прячется в снежных ямках под кустами, а кормится по ночам, грызет мелкие веточки и кору деревьев и кустарников.

Воспитатель. Как заяц спасается от своих врагов?

Дети. Зайца спасают быстрые задние ноги, он умеет прыгать и запутывать следы.

Ребенок читает стихотворение В. Берестова «Заячий след»

В лесу недолго до беды,

Но заяц – не простак.

Умей запутывать следы – вот так.

Туда, сюда, петляет след.

Вперед, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет.

Прыг – скок.

Попугай . У нас в Австралии тоже есть зверьки, похожие на зайцев, их называют дикими кроликами (показывает картинку, где изображен кролик). С виду кролик совсем как заяц: длинные уши и задние ноги, такой же короткий хвост, такая же мордочка, но повадками он отличается от зайца.

Воспитатель. Крольчата рождаются в норе, и мамы-крольчихи не бросают своих детенышей. А зайчихи оставляют свих маленьких зайчат под кустом и уходят искать корм. Давайте отправимся дальше по зимнему лесу, а угощение для зайца оставим под кустом.

(Звучит запись «стрекотания» сороки .) Кто-то в лесу уже оповещает всех зверей, что в лес пришли люди.

Выходит ребенок в маске «Сороки».

Сорока. Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть меня за это

И зовут «лесной газетой»?

Ребята, а вы пословицы и загадки знаете про меня?

Дети по одному отвечают.

Сорока без причины не стрекочет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Как снег бела, как сажа черна.

Вертлява, как бес,

Повертелась, да в лес.

Сорока. Молодцы, ребята.

Воспитатель. Сорока, а ребята еще знают загадки и про диких животных леса.

Дети загадывают по одному загадки.

В густом лесу под елкой, осыпанной листвой,

Лежит клубок с иголками, колючий и живой. (Еж.)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле? (Белка.)

У косого нет берлоги.

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц.)

Сорока . Молодцы, ребята! Много загадок знаете, счастливого вам пути!

Воспитатель. А мы с вами отправляемся дальше по лесу. А вот и следы чьи-то. Давайте сравним с нашей картотекой следов.

Дети сравнивают следы, нарисованные на ширме с карточками следов.

Дети. Это следы волка.

Воспитатель. Следы волка похожи на собачьи следы, будто по лесу пробегала большая собака. Ребята, что вы знаете про волка?

Дети. Волк – это сильный и злой хищник. Зимой волкам трудно найти корм, поэтому они собираются в стаи. Зимой волки бегут друг за другом, лапы ставят след в след, потому что по глубокому снегу трудно бежать.

Попугай. А зимой волкам холодно?

Дети. Зимой волки не мерзнут. У них вырастает теплый густой подшерсток, поэтому они могут спать на снегу. Цвет шерсти зимой у них не меняется, им не от кого прятаться. Они сами охотятся на других животных.

Воспитатель. Волки нападают на зайцев, лося, кабана и даже на домашних животных.

Попугай. У нас в Австралии тоже есть волк, только сумчатый.

(Ребенок показывает картинку с изображение сумчатого волка .) У этого животного удлиненная морда, похожая на волчью, по спине и хвосту поперек расположены шестнадцать светлых полос.

Воспитатель. Сумчатый волк охотится по ночам, бежит на всех четырех лапах. Когда он никуда не торопится, волк встает на задние лапы и передвигается прыжками как кенгуру. На животе у волка сумка для детенышей. Сумчатый волк почти исчез в природе Австралии.

Воспитатель. Как стало холодно, подул сильный ветер, мороз щиплет щеки, нос. Мороз хочет поиграть с нами, а мы ему ответим.

(Воспитатель, поддерживая воображаемую ситуацию, совершает сам и предлагает детям исполнить игровые действия – натянуть шапку на уши, поднять воротник, потереть руки.)

Физминутка. Не боимся мы пороши,

Любим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны – по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бъём по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Воспитатель . Ну, вот, мы с вами и погрелись, а сейчас отправимся дальше по зимнему лесу. Смотрите, под деревом чьи-то следы и шишки разбросаны.

(На ширме нарисовано дерево и под ним на снегу шишки .)

Дети сравнивают нарисованные следы «на снегу» с картотекой.

Дети. Под деревом следы белки. Она спускалась на землю и искала корм.

Воспитатель. Ребята, расскажите попугаю, как белка подготовилась к зиме.

Дети. Зимой у белки мех становится серым, он очень теплый. Поэтому её не видно среди деревьев зимой.

Воспитатель. А где устраивает белка гнездо? Зимой белка спит?

Дети. Белка устраивает себе гнездо в дупле. Если дупла нет, то строит себе гнездо сама из прутьев и веток, застилает травой и пухом. Называется это гнездо – гайно. Белка спит, когда сильный мороз, а потом опять выходит из гнезда искать корм.

Попугай. А какой корм запасает белка на зиму?

Дети. Белка запасает на зиму шишки, орехи, желуди, грибы.

Воспитатель. У белки есть длинный и пушистый хвост. Когда белка перепрыгивает с дерева на дерево или соскакивает на землю, то хвост служит ей рулем и парашютом. В сильный мороз белка прикрывает хвостом нос и живот. Кисточки на ушах защищают уши белки от мороза.

Ребенок читает стихотворение «Беличья память»

Шишки кедра и грибы

Кто так крепко прикрепил?

Кто их к веткам пригвоздил?

Буйный ветер их не сбил.

Это белка запасла.

Выпал снег. Земля бела.

Не узнаешь прежних мест.

А у белки есть, что есть.

Помнит белка все места,

Где тот гриб, где шишка та.

Где шиповник, где орех,

Хоть и скрыл все это снег. Воспитатель . Ребята, давайте оставим угощение для белочки на пеньке, а попугай нам хочет что-то рассказать.

Попугай . В Австралии тоже живут белки, только их называют сумчатые летяги. (Показывает иллюстрацию сумчатой летяги .) Еще этого зверька называют сахарной белкой, потому что она любит сладкую пищу – сладкие плоды и цветочный нектар.

Воспитатель. Сумчатая летяга превосходно прыгает, перелетая с одного дерева на другое. Гнездо строит в виде шара, которое свисает с веток деревьев. На животе у летяги сумка для вынашивания детенышей. У летяги очень цепкий и чувствительный хвост, он может нащупать и сорвать листок с ветки; кормится этот зверек по ночам.

Попугай. Ребята, посмотрите! На деревьях сидят красивые птички: с красной грудкой и с желтой, как наши волнистые попугайчики.

Воспитатель . Нет, какаду, это не волнистые попугайчики, это наши зимующие птицы: снегири и синички.

Ребенок читает стихотворение А. Прокофьева « Снегирек ».

На лапе у ёлки сидит снегирёк,

Чудесный, веселый лесной огонек.

Да он не один. Ты наверх погляди:

Второй вон и третий на ёлке сидит.

И вот встрепенулась красотка лесная –

На ней загорелась гирлянда живая.

Воспитатель. Ребята, давайте кормушку с угощением для птиц поставим на пенек, а сами тихо притаимся, чтобы не испугать птиц, посмотрим, как они слетятся на кормушку.

Выходят три ребенка в маске птиц «снегиря» и «синицы».

1 – я синица. Тинь – тень,

Тили – тень.

Все короче зимний день.

2 – я синица Не успеешь пообедать

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Снегирь Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек.

Воспитатель. Ребята, снег в зимнем лесу всех животных разделил на «надснежников» и «подснежников». «Надснежники» – это те, кто бегает, прыгает, ходит по снегу: зайцы, лоси, волки, лисы. А «подснежники» – это те, кто проводит зиму под снегом. Сейчас старичок-лесовичок тихо приподнимет «снежное покрывало» (ребенок отгибает лист бумаги от рисунка зимнего леса), и мы с вами увидим, кто же зимует под снегом. Видите, под снегом ёж крепко спит в своем гнезде, а барсук спит в глубокой норе. Только мышь не спит зимой, запасла на зиму корм, выбегает иногда наверх подышать воздухом, вот её следы видны на снегу. Ну, не будем им мешать, пусть крепко спят до прихода весны.

Видишь, попугай, каждый зверь в лесу по-своему приспособился к зиме: кто поменял свою серую шубку на белую, у кого шерсть стала густой и теплой; у одних кладовки полны запасов, а у кого их нет – другой корм ищут. А некоторые из зверей, как медведь, еж и барсук на зиму спать легли. Вот так и живут зимой в лесу звери и птицы.

Попугай. Спасибо, ребята, вам за прогулку, а я улетаю обратно в Австралию и расскажу о том, как звери в лесу приспособились к холодной зиме.

Воспитатель. А нам пора возвращаться домой! Давайте попрощаемся с лесом и нашим другом – лесовичком.

До свиданья, добрый лес. Полный сказок и чудес.

Мы к тебе еще придем

И подарки принесем.

Звучит музыка, дети уходят.

На ветке не птичка-

Зверёк-невеличка.

Мех тёплый, как грелка

Кто же это?

Слайд 5- белка

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной

Слайд 6 – ёж

Ребята, какие вы все сообразительные и умные! Все загадки от зимы отгадали

А что же делают такой суровой зимой животные и птицы?

(животные и птицы делают запасы: шишки, семена, ягоды, звери меняют шубки на более тёплые, делают норки, куда можно спрятаться в суровую зиму)

А какие животные впадают в спячку? МЕДВЕДЬ, ЁЖ, БАРСУК.

Как вы думаете, ребята, нравиться ли животным и птицам такая суровая зима?

Нет, им очень холодно и голодно зимой, трудно искать корм под снегом, и несмотря на тёплые шубки, они всё равно мёрзнут.

Как же мы сможем им помочь? Верно, мы можем подкармливать и построить кормушки.

Ру-ру-ру начинаем мы игру

Ра-ра-ра очень рада детвора!

Физкультминутка «Прогулка»

По сугробам мы шагаем

Ноги выше поднимаем

Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А ещё в снегу валялись

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

Ребята, а кто из вас знает приметы про зиму?

Галки вьются в воздухе – к снегопаду

Если январь холодный – то июль будет жарким

Если в декабре много снега – то к урожаю

Зиму любят все и взрослые и дети. И даже художники и поэты всю красоту зимы воспевали в своих картинах и стихах

Кто из вас знает красивое стихотворение?

Послушайте стихотворение

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

Есть интересная игра

Очень нравится нам она.

НАЗЫВАЕТСЯ ОНА «ЗИМНИЕ СЛОВА»

Я буду называть вам зимние слова, если вы их услышите, то должны хлопнуть в ладоши, а если не зимние слова, то молчать.

Снег Жара снежинки книга дед мороз кровать новый год загорать конфета лыжи санки листопад снеговик снегурочка помидоры

Молодцы! Какие вы смышленые. Браво!

Вот и закончилось наше занятие

Что вам понравилось? Что вы узнали нового? Я вас всех очень люблю

Конспект НОД для детей подготовительной группы: "Берегите елочку красавицу"

Программное содержание:
Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.). Закреплять отличительные признаки. Расширять словарный запас воспитанников словами: хвоя, хвойные деревья, дренаж, мутовка.
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни хвойного леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; Развивать фантазию, логическое мышление, умение решать противоречия, умение делать умозаключения и открыто высказывать свои идеи.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; Воспитывать желание защищать природу.
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение, игра ТРИЗ «Хорошо – плохо», дидактические игра «Какая ель», мультфильм «Простоквашино», продуктивная деятельность.
Предварительная работа: разучивание слов с детьми.
Оборудование:
семена ели;
деревянные палочки;
горшочки с землей;
материалы на фланелеграф;
шишки ели;
сосны;
кедра;
веточки;
картинки с изображением деревьев;
экологическое полотно;
лисенок "Тёпа";
плоскостные изображение деревьев;
маски лесных обитателей;
видеозапись мультфильма «Зима в простаквашино».

Ход занятия:

Худ. Слово
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.

Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришел Лисенок «Тепа». Он мне рассказал, что у них каждый раз под новый год уменьшается количество елок. И лесные обитатели от этого очень страдают.
Воспитатель: Ребята, а что за обитатели леса? Кто это такие?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Все правильно, молодцы ребята.
А давайте мы с вами попробуем попасть в зимний лес, но для этого мы превратимся в лесных обитателей. Одеваем маски. Вот как здорово, сколько вас стало много, но чтобы не нарушить их покой, мы тихонько с вами совершим прогулку по зимнему лесу. Выберите себе домик под любым деревом.
- Зайчик! Ты под каким деревом выбрал себе домик?
- а ты волк?
Ответы детей.
Воспитатель: А что же это за полянка? это волшебная полянка и на ней за каждый ваш правильный ответ будет вырастать елочка.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется лес, в котором растут елки, сосны, туи.
Дети: (ответы детей) хвойный лес.
Воспитатель: Дети, лисенок Тепа приготовил для нас загадку, послушайте пожалуйста:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (Елочка)
Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем лисенку, все что мы знаем о ели.
Дид. игра « Какая ель»
Вопросы детям:
чем ель отличается от сосны?
Чем настоящая елка отличается от искусственной?

Дети: (ответы детей) иголочками, кроной.
Воспитатель: (Сообщение нового материала детям о ели)

Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус.
Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели.
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.
Физминутка «Есть в лесу»
Есть в лесу три полочки:
(Хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки.
(Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх, встать на носочки)
На елках – птичьи голоса.
(Руки в стороны, махи руками)
Внизу на елочках – роса.
(Руки вниз, присели)

Воспитатель: Тюпа, а что ты делаешь?
Воспитатель: Ребята Тёпа, мне сказал что он считает сколько лет ёлочке. Как узнать, сколько ей лет?
Воспитатель: Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разныe стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.
А ещё ель очень полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает быть здоровым.
Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.

Воспитатель:
Ребята, а давайте с лисенком поиграем в игру « Хорошо, плохо» (ТРИЗ)
Воспитатель: В лесу и так очень много деревьев, может елочки лишнее, поэтому их и вырубают.
Воспитатель: А давайте мы теперь посмотрим, что думают по этому поводу герои мультфильма «Простоквашино»
Воспитатель: А что вы думаете лесные гости, нужны лесу елки?
(подготовленные дети высказывают свои ответы)
Ребенок «Лиса»: Мне нужна елочка для того, что моя нора находится под корнями старой ели.
Ребенок «Заяц»: Я люблю в зимнюю пору грызть кору с ели, она пахучая, смолистая и очень полезна для меня.
Ребенок «Белка»: А я всю зиму прыгаю с елки на елку и лакомлюсь еловыми шишками.

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!»

Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Воспитатель (Вывод): в лесу очень важны и полезны елки, и поэтому люди специально для новогоднего праздника выращивают елки в специальных питомниках.
Воспитатель: Ой, что ты там шепчешь Тепа? Ребята, а мне Тепа предложил, что бы мы с вами сделали мини-питомники.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.

Посадка семян ели.
(Перед посадкой необходимо вспомнить, как производить посадку, что такое дренаж, какая нужна земля, нужна ли вода.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и подошло к концу наше занятие, что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Рефлексия (Елочка зеленая – мне очень понравилось, Елочка желтая – мне не понравилось)