23 миллиметровой спаренной зенитной установкой. Военная история, оружие, старые и военные карты

Пушка ПТБ-23 истребителя И-301

Описание

ПТБ-23 (Пушка Таубина-Бабурина), имевшая заводское обозначение МП-6 (мотор-пушка), принята на вооружение 16 ноября 1940 года. В небольших количествах производилась и испытывалась на самолётах ЛАГГ, штурмовике БШ-2 (Ил-2). Должна была стать основной пушкой новых боевых самолетов, но по причине недоведённости конструкции в крупномасштабное производство не пошла. Пушка работала по принципу отдачи ствола при его коротком ходе, питание патронами осуществлялось из механизированного магазина вместимостью 81 патрон. Патроны снаряжались в 9 обойм по 9 снарядов в каждой, которые, по мере расходования, заменялись новыми с помощью специального привода.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Пушка ПТБ-23 (видна обойма на 9 снарядов)

Пушка ПТБ-23 с магазином на 81 снарядов

  • Калибр: 23-мм
  • Снаряд: 23×152 мм
  • Принцип действия: отдачи ствола при его коротком ходе
  • Масса пушки: 42.8 кг
  • Темп стрельбы: 600-610 выстрелов/мин
  • Длина: 2455 мм
  • Длина ствола: 1361 мм
  • Начальная скорость снарядов: 870-890 м/с
  • Масса патрона, г: 450 г
  • Боезапас: 81 снаряд
  • Вес секундного залпа: 2.27 кг

Состав лент

Cнаряд пушки ПТБ-23 (третий справа) в сравнении с другими снарядами

Для данной пушки доступны следующие следующие ленты :

Технические характеристики снарядов приведены в следующей таблице:

Применение в бою

ПТБ-23 - мощная и эффективная пушка для борьбы против любых типов самолётов. Обладает отличными боевыми характеристиками и универсальным применением: способна очень эффективно сбивать истребители и бомбардировщики, а также поражать бронебойными снарядами лёгкие танки и некоторые средние (в крышу, бок, корму), небронированные цели типа ЗСУ и открытых САУ хорошо уничтожаются и осколочными снарядами. Осколочный снаряд обладает отличной начальной скоростью (900 м/с), что позволяет точней стрелять и попадать в цель. Осколочные снаряды обладают мощнейшим фугасным и осколочным действием, быстро отрывая части самолётов.

Пушка имеет комфортную скорострельность в 600 в/мин, позволяющая хорошо поражать цели и экономить патроны (стреляя короткими очередями по 2-3 выстрела). Пушка по мощности на голову лучше пушки ШВАК, и аналогична пушке ВЯ-23 (штурмовика Ил-2), будучи легче её. Единственный недостаток - боезапас на 81 снаряд. Но учитывая мощь и хорошую начальную скорость снарядов это не кажется так уж мало. Если научиться экономить снаряды (стрелять точно и короткими очередями), применять пушку против особо опасных и крупных целей, то боезапаса должно хватать. Против самолётов рекомендуется лента Универсал - максимально наполненная мощными осколочными снарядами, отлично действующими против самолётов.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Яков Григорьевич Таубин: советский конструктор артиллерийского вооружения, главный конструктор ОКБ-16, создатель пушки ПТБ-23

Михаил Никитич Бабурин: заместитель главного конструктора ОКБ-16 Я.Г.Таубина. Создатель пушки ПТБ-23

Магазин на 81 снарядов

Мотор-пушка МП-6 в двигателе М-105

В начале 1938 г. был разработан новый 23-мм патрон с высокой начальной скоростью снаряда в 900 м/с, разработку авиационной автоматической пушки под него поручили ОКБ-16. Параллельно такая же задача была поставлена тульскому ЦКБ-14.

В ОКБ-16 работу над 23-мм автоматической пушкой возглавил ведущий конструктор М. Н. Бабурин, в его группу вошли А. Э. Нудельман, А. С.Суранов, В.Л.Таубкин, П. И. Грибков и др. Общее руководство работами осуществлял Я. Г. Таубин. В основу пушки легла конструкция автоматического гранатомета, что помогло спроектировать её достаточно быстро.

Мотор-пушка, т.е. предназначенная для установки в развале цилиндров двигателя водяного охлаждения получила заводское обозначение МП-3. Она работала по принципу отдачи ствола при его длинном ходе, питание патронами осуществлялось из механизированного магазина вместимостью 81 патрон. Патроны снаряжались в 9 обойм по 9 патронов в каждой, которые, по мере расходования, заменялись новыми с помощью специального привода. Особенностью системы был низкий темп стрельбы - около 300 выстр./мин. Но ВВС требовали темпа 600 выстр./мин, и усовершенствованная пушка, имевшая нужный темп стрельбы, получила обозначение МП-6. Она имела небольшой вес (около 70 кг) и была компактной, что привлекло авиаконструкторов, рассчитывавших вооружить свои новые машины мощными и лёгкими пушками Таубина.

Тем временем в начале 1940 г в ЦКБ-14 были готовы 23-мм пушки конструкции Салищева и Галкина (СГ) и Волкова и Ярцева (ВЯ). Эти пушки имели автоматику с отводом пороховых газов и ленточное питание, темп стрельбы около 550-650 выстр./мин. В октябре 1940 г. пушка МП-6 поступила на полигонные испытания в НИИ АВ ВВС РККА (г. Ногинск), где её установили на германском самолете «Мессершмидт-110». МП-6 проходила испытания параллельно с газоотводной пушкой ВЯ. Достоинство магазинного питания пушки МП-6 полигон посчитал не очевидным по многим причинам. Что очень важно - установка МП-6 в крыле требовала прикрытия её специальным обтекателем, ухудшающим аэродинамику. И если по массогабаритным характеристикам МП-6 и ВЯ были соизмеримы, то по безотказности и живучести преимущество находилось на стороне ВЯ (0,05% задержек и 0,1% поломок, по сравнению с 0,21%/0,62% у МП-6), а главное - магазинное питание МП-6 совершенно не годилось, требовалась её переделка под ленту.

Цикл испытаний МП-6 ещё не был завершён (она не прошла стрельбу на живучесть в объеме 10 000 выстр.), их результаты по ряду пунктов внушали тревогу, когда постановлением №423сс Комитета обороны от 16 ноября 1940 г. её приняли на вооружение ВВС РККА. А уже 20 ноября за разработку пушки Я.Г.Таубин и его заместитель М.Н.Бабурин были награждены орденами Ленина - высшей наградой СССР. С ноября 1940 г. начался процесс организации серийного производства пушек МП-6. Пушка принималась на вооружение с магазинным питанием, но с самого начала было ясно, что необходим её перевод на ленточное питание. Складывалась странная ситуация: заводы начинают осваивать производство пушки с магазином, а параллельно с этим с середины декабря 1940 г. ОКБ-16 в авральном порядке дорабатывает пушку под ленту. В этой работе Таубина с одной стороны «подгонял» Нарком вооружения Б.Л.Ванников, с другой - конструктор штурмовика БШ-2 (ЦКБ-55) С.В.Ильюшин, нуждающийся в доработке места для пушки в крыле самолета.

В середине октября 1940 г. С. В. Ильюшин запросил у Таубина значение усилия отдачи его пушки для его учёта при проектировании штурмовика БШ-2. Таубин заявил, что МП-6 имеет отдачу в 2200 кгс. Но проведенные в ЦАГИ исследования показали, что её значение более чем в 2 раза больше, чем заявлено Таубиным. С 10 по 22 января состоялись сравнительные испытания пушек ВЯ и МП-6 с ленточным питанием на двух БШ-2 и обе пушки прошли их успешно. И хотя ВЯ имела значение отдачи примерно в 4000 кгс, Ильюшин выбрал для своего штурмовика именно ее, как более отработанную и имевшую меньшую отдачу.

Пушка МП-6 должна была устанавливаться также на истребителе ЛаГГ-3. К весне 1941 г. выяснилось, что из-за значительной отдачи МП-6 в месте её соединения с двигателем М-105П образуются трещины, и пушку можно использовать только при условии усиления его картера. Налицо был срыв задачи по вооружению пушками современных истребителей. В то время это оценивалось как явное вредительство. Тогда нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин, спасая положение, пошёл на самоуправство - разрешил изготовление моторов М-105П с усиленным картером, не согласовав, этот шаг с Правительством, Совнаркомом и ЦК ВКП(б). Когда информация о самоуправстве Шахурина дошла до Сталина, нетерпимо относившегося к нарушениям регламента, последовало незамедлительное наказание. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 4 марта 1941 г. А. И. Шахурин был обвинён в несогласованном утяжелении мотора М-105 в целях его приспособления к пушке Таубина и предупреждён, что в дальнейшем за подобные действия последует более строгое взыскание. Но «жертва», принесённая Шахуриным, оказалась напрасной - 12 апреля в ходе очередных испытаний ЛаГГ-3 с усиленным картером мотора и МП-6 - крепление пушки снова было сорвано отдачей. В ходе этих испытаний МП-6 из первой серийной партии завода №66 показала себя крайне ненадёжной - задержки возникали в среднем одна на 15 выстрелов (у пушки ШВАК - одна задержка на 220 выстр.), часто случались поломки. Испытывавшиеся одновременно с МП-6 на том же истребителе пушки ВЯ и СГ тоже вели себя «не ах» - возникло немало задержек, поломок и даже несколько случаев выстрела при незапертом канале ствола, но положение этих пушек, не вызывало особой тревоги. Ведь они были опытными, а МП-6 являлась серийной.

Начнем с известных мне типов вооружения, использующих боеприпас калибра 23-мм. Соответственно я беру только вооружение советского-российского производства.

1.Спаренная зенитная установка ЗУ-23
2.Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», АЗП-23 (авт. пушка)
3.НС-23 и НР-23 авиационные
4.Зенитные автоматы 2А14, 3У-1, ЗУ-40, ЗУ-575, ЗУ-14 (тот же 2А14),
5.МП-6, ТКБ-198, ТКБ-201(ВЯ)
6.У-23 (на базе ВЯ)
7.АМ-23 (авиационные автоматы)
8.ГШ-23,ГШ-6-23
7.Р-23 (револьверного типа)

Понятно, что список неполный. С удовольствием добавил бы ваши сведения сюда. Особенно интересует информация по корабельным автоматам.

Поехали дальше...
Толчком к созданию 23-мм систем вооружения послужил недостаточно мощный патрон системы ШВАК (Шпитальный-Владимиров-авиационный-крупн окалиберный) калибра 20-мм, и в 1937 году Наркомат вооружения выдал задание на проектирование мощной 23-мм авиационной пушки. В 1939 году был создан унитарный выстрел, 200 гр. снаряд калибра 23-мм выигрывал у 91 гр. снаряда ШВАК по всем показателям...

Под новый патрон в ОКБ-14 были разработаны пушка ТКБ-198 конструкции Галкина-Салищева и пушка ТКБ-201 конструкции Волкова-Ярцева, в далнейшем известная нам как ВЯ. И в ОКБ-16 под руководством Таубина была создана пушка МП-6.
Наиболее удачной из всех разработок оказалась пушка ВЯ, пушка оказалось очень мощной например в авиации ее ставили только на штурмовики ИЛ-2. Также хочеться отметить, что под патрон ВЯ были спроектированы ЗУ-23 и ЗСУ-23-4 «Шилка» и ее модификации 23-мм.

А теперь боеприпасы.
Известные мне 23-мм боеприпасы:
1.осколочно-зажигательные
2.осколочно-зажигательно-трассирующие
3.осколочно-фугасно-зажигательные
4.осколочно-фугасно-зажигательно-трассир ующие
5.бронебойно-зажигательно-трассирующие
6.бронебойно-зажигательные БЗ-А

1. Осколочоно-зажигательные

3. Осколочно-фугасно-зажигательные




Хотелось бы сразу отметить, что боеприпасы с гильзами 115-ММ предназначены для НР-23, НС-23, ГШ-23, АМ-23. Тогда как боеприпасы с гильзами 152-мм, мощными, как раз от пушки ВЯ, предназначены для ЗСУ, ЗУ-23.

4. Осколочно-фугасно-зажигательно-трассирую щие

На сегодня все.
От вас принимаются поправки, замечания, пиздюли критика...
Кажись с ОЗ накосячил.. с картинкой.

зы Если интересует текстовая информация по истории создания и т.д. - могу дописать.

Малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) обрела свою особую роль еще в боях Второй мировой войны. Именно в это время зенитные автоматы, помимо своей основной задачи - борьбы с низколетящими самолетами, стали активно применяться и в наземных боях. Орудия МЗА исполняли роль тяжелого крупнокалиберного пулемета против вражеской пехоты и полевых укреплений, а против легких танков, БТР, самоходных орудий, тягачей и автотранспорта - роль артиллерии непосредственной поддержки. Именно зенитные автоматические орудия оказались тем универсальным огневым средством, поиски которого активно велись до Второй мировой.

Несмотря на лихорадочное военное строительство 30-х годов, к их исходу легкая зенитная артиллерия в РККА отсутствовала напрочь. Отечественным конструкторам тaк и не удалось создать пригодного для армии образца, хотя такие работы и велись. Когда ситуация с зенитной артиллерией, в полном смысле этого слова, катастрофическая, была наконец осознана, как всегда, в срочного порядке, за считанные месяцы, пришлось создавать и налаживать в СССР производство целого семейства из нескольких типов автоматических зенитных пушек по специально закупленному образцу, только в исполнении для отечественных калибров - 25 37 и 45-мм.

Огромной удачей оказалось то, что этим образцом была выбрана лучшая в своем классе 40-мм шведская пушка "Бофорс". Кстати, таковой она остается до сих пор, изменяясь и модернизируясь, но оставаясь на вооружении в десятках стран.

Нашим военным понравилось орудие, но особенно - четырехколесная повозка, позволяющая вести огонь с ходу без подготовки или даже прямо на марше. Гипноз от удачной конструкции оказался настолько силен, что подобным образом в СССР стали проектировать и шасси для зенитных орудий среднего калибра. Тем не менее для МЗА этот тип повозки оказался все-таки тяжеловатым, что особенно ярко выявилось для 25-мм варианта - пушки 72-К и было отмечено при постановке на вооружение. Тем не менее, хотя шведскую конструкцию намного облегчить не удалось, для выбора времени уже не осталось, и вооружение РККА пошло полным ходом. Четырехколесный тип повозки стал общепринятым в советской зенитной артиллерии, а более дешевый и легкий двухколесный ход был временно отставлен.

Однако во время войны выяснилось, что оружие противника - немецкие 20 и 37-мм зенитные автоматы на отделяемом двухколесном ходу меньше весили, были более компактны и легко перемещались по полю боя силами расчета, требовали меньших усилий при отрытии окопа и маскировке орудия.

После 1945 г., когда стало возможным проанализировать опыт войны в более спокойной обстановке, вся система легкого зенитного вооружения Советской Армии подверглась пересмотру.

От 25-мм пушек по причине излишнего веса конструкции при малой мощности снаряда отказались сразу, оставив этот калибр только для флота. Калибр 37-мм также стал считаться слабым, и производство 37-мм пушек постепенно прекратили, перейдя к 57-мм калибру. Как всегда победило извечное советское понимание совершенствования и улучшения - это должно быть обязательно укрупнение, усиление, утяжеление.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ. ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Уже к 50-м годам для вооружения бурно развивающихся воздушно-десантных войск потребовалось легкое универсальное автоматическое орудие малого калибра по типу авиапушки. Отличную репутацию получила во время войны авиационная 23-мм пушка ВЯ (Волкова-Ярцева), но весь ее выпуск шел на оснащение Ил-2, и неоднократные предложения использовать эту пушку для МЗА во время войны не прошли. В начале 50-х такая возможность появилась и окончательно сформулированные тактико-технические требования на разработку 23-мм зенитного автомата под патрон пушки ВЯ в одиночной, спаренной и счетверенной установках были выданы ГАУ в 1954 г.

В феврале 1955 г. ЦКБ-14 (впоследствии КБП) представило проекты 23-мм зенитного автомата 2А14 в одиночной и спаренной конфигурациях. Счетверенная установка была реализована намного позже в конструкции знаменитой ЗСУ-23-4 "Шилка", которая заслуживает отдельного и очень длинного рассказа.

В апреле 1956 г. на заводские испытания вышла одиночная 23-мм установка ЗУ-1, созданная по схеме 14,5-мм зенитной горновьючной установки ЗГУ-1 (6У3) под руководством Е. К. Рачинского и Р. Я. Пурцена. Установка имела небольшие габариты, легкий отделяемый двухколесный ход, быстро разбиралась на узлы, легко переводилась из походного положения в боевое и обратно. Работы над ней были прекращены из-за серьезных поломок ходовой части и признанного избыточным веса в 440 кг.

Спаренная 23-мм установка была спроектирована и испытана в трех вариантах.

  • ЗУ-14 тех же Рачинского и Пурцена имела двухколесный ход и, соответственно, минимальный вес.
  • ЗУ-40 Е. В. Водопьянова имела разделяемый четырехколесный ход. При переводе ЗУ-40 в боевое положение передок с двумя передними колесами отделялся, задние колеса вывешивались с наклоном вбок, а основание ложилось на грунт четырьмя домкратами. Боекомплект размещался на передке в магазинных коробках, а на поле боя ЗУ-40 могла передвигаться без передка.
  • ЗУ-575 С. Н. Жданова, Рачинского и Пурцена устанавливалась на четырехколесном ходу с закрытым торсионным подрессориванием. Она предназначалась для прикрытия движущихся колонн на марше и могла обеспечивать круговой обстрел при движении, но в штатном боевом положении колеса вывешивались.

Позже на базе ЗУ-375 проектировалась модная в те времена самодвижущаяся установка с мотоциклетным двигателем. Из-за сложности проект был остановлен на эскизной стадии.

Все варианты имели ручные приводы наведения и зенитный прицел ЗАП-23.

Конкурсные полигонные испытания установки ЗУ-40, ЗУ-575 и ЗУ-14 прошли в 1957 году. По их результатам предпочтение было отдано самой простой и легкой ЗУ-14. Испытания и доработки с момента изготовления первого опытного образца (октябрь 1955 г.) заняли более трех лет, и вот, наконец, весной 1959 установочная серия ЗУ-14 прошла войсковые испытания, в Белорусском и Туркестанском военных округах.

При доработках конструкторам удалось повысить практическую скорострельность до 300 выстр./мин., как это задавалось по тактико-техническим требованиям, до 400 выстр./мин. Процесс перезаряжания сделали полуавтоматическим и свели к одной единственной операции - замене патронной коробки. Для этого был введен простой механизм, обеспечивающий блокировку подвижных частей в заданном положении на шептале, когда в ленте оставался последний патрон, а в патронной коробке установлен подаватель с рычагом. При продвижении патронной коробки в коробкодержателе рычаг обеспечивал поворот подавателя, который досылал первый патрон из патронной коробки в приемник автомата, а блокировка подвижных частей автоматически снималась.

Долгожданная установка 2А13 (индекс ГРАУ) была принята на вооружение 22 марта 1960 г. постановлением Совета Министров СССР № 313-125 под наименованием ЗУ-23.

Серийное производство автоматов индекса 2А14 для ЗУ велось на заводе № 535. Около 10 лет велась их дальнейшая доводка, устранение недостатков и упрочнение деталей по опыту эксплуатации. Гарантийная живучесть была увеличена до 8000 выстрелов, а доработанный вариант автомата получил наименование 2А14М.

Вряд ли кто-нибудь тогда предполагал, какая длинная и славная жизнь ждет это оружие. Вот уже более 40 лет ЗУ-23, или - по армейской кличке - "рогатка", является одним из самых необходимых и наиболее эффективных видов вооружения сначала Советской, а затем Российской армии, десятков стран наших бывших и нынешних союзников.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЗУ-23 (2А13)

Зенитная установка ЗУ-23 состоит из следующих основных частей: двух 23-мм автоматов 2А14, их станка, платформы с ходом, подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов и зенитного автоматического прицела ЗАП-23.

Устройство автоматов практически одинаковое, различаются только детали механизма подачи. Правый автомат имеет правое питание, левый - левое. Оба автомата закреплены в одной люльке.

Основа автомата - ствол, состоящий из ствольной коробки, затворной рамы, затвора и механизмов: подающего, спускового, возвратного.

Автоматика пушки 2А14 работает за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковое окно в стволе. Запирание канала ствола затвором клинового типа осуществляется подъемом затвора в пазах ствольной коробки. При замене перегретых стволов во время интенсивной стрельбы конструкция позволяет расчету заменить ствол всего за 15-20 с.

В ЗУ-23 применены очень удачные и компактные ручные приводы вертикальной и горизонтальной наводки с уравновешивающим механизмом пружинного типа. Блестяще спроектированные агрегаты позволяют перебросить стволы на противоположную сторону всего за 3 секунды!

Питание автоматов ленточное. Ленты металлические, каждая из них снаряжена 50 патронами и уложена в быстро сменяемую патронную коробку. Масса каждой патронной коробки со снаряженной лентой составляет 35,5 кг.

Платформа установки представляет собой штампосварную раму с кольцом, которое имеет сухарные выступы для крепления верхнего станка, а также три винтовых домкрата с опорными тарелками, служащих для горизонтирования ЗУ в боевом положении. Спереди платформа оканчивается буксировочной стрелой со шкворневым кольцом. В походном положении установка опирается на два съемных колеса, имеющие торсионную подвеску. Шины ГК 6,00x16 типа ГАЗ-69 или ГАЗ М-20 "Победа", усиленные.

Одним из главных преимуществ установки является то, что она не требует предварительной подготовки огневой позиции и закрепляется в трех точках на любой относительно ровной площадке. При переводе установки из походного положения в боевое ее колеса поворачиваются вверх и в стороны, а сама установка ложится тарелками домкратов платформы на грунт.

Натренированный расчет способен перевести ЗУ из походного положения в боевое всего за 15 - 20 с, а обратно - за 35 - 40 с.

Тем не менее при необходимости ЗУ-23 может вести огонь с колес и даже на ходу -прямо при транспортировке ЗУ за автомобилем, что исключительно важно для скоротечного боевого столкновения.

Мобильность установки просто отличная. ЗУ-23 можно буксировать за любым армейским автомобилем, поскольку ее масса в походном положении вместе с чехлами и снаряженными патронными коробками составляет менее 1 т. Максимальная скорость при этом допускается до 70 км/ч, а по бездорожью - до 20 км/ч.

Одним из существенных преимуществ ЗУ является ее исключительная ремонтопригодность. В небольшой книжке техописания приведены сведения о примененных в конструкции материалах, что позволяет организовать ремонт и обслуживание ЗУ на любом пригодном металлообрабатывающем предприятии.

ВЕДЕНИЕ ОГНЯ И РАБОТА РАСЧЕТА

Наведение ЗУ-23 осуществляется автоматическим зенитным прицелом ЗАП-23. Прицел позволяет вводить текущую дальность до 3000 м при курсе цели 00 и скорости 300 м/с и решает задачу по oпpeделению упреждения (или точки встречи снаряда с целью) при стрельбе как по наземной так и по воздушному противнику на дальности до 2000 м. Дальность до цели определяется на глаз или с помощью стереодальномера. Остальные данные определяются глаз. Углы места цели и азимуты вводятся непосредственно визированием.

Для стрельбы по наземным целям на прицеле ЗАП-23 смонтирован оптический наземный прицел Т-3, имеющий независимый от ЗАП-23 линию визирования.

Методика работы расчета ЗУ-23 довольно проста.

Командир определяет "на глаз" курс, скорость и дальность до цели, углы ее пикирования или кабрирования. По его указаниям прицельный номер расчета вводит данный прицел, и далее, на протяжении всей стрельбы корректирует установку курса и дальности до цели, выполняя распоряжения командира, который следит за маневрами цели. Наводчик при помощи механизмов наведения удерживает перекрестие коллиматора на цели и открывает огонь нажатием педали спуска. Всего в составе расчета 5 человек: командир, наводчик, прицельный, правый заряжающий и левый заряжающий.

Установка при непрерывной стрельбе расстреливает обе ленты полностью за три секунды, поэтому требуется особая четкость в работе заряжающих.

Несмотря на то, что основной режим стрельбы ЗУ-23 - это короткая очередь при необходимости заряжающие обязаны обеспечивать непрерывную стрельбу установки быстрым отсоединением пустых патронных коробок и подсоединением полных.

БОЕПРИПАСЫ ЗУ-23

Для стрельбы используются 23-мм унитарные патроны со стальной однократной гильзой и снарядами двух типов - с осколочно-фугасным ОФЗ и с бронебойно-трассирующим БЗТ.

В ОФЗ время горения трассера соответствует дальности 2 500 м, а разрыв снаряда происходит от самоликвидатора через 5-11 с после выстрела. Для взрывателя В-19У время самоликвидации 5-11 с, для взрывателя 19УК время самоликвидации составляет 5-8 с.

Боевое снаряжение патронной ленты производится обычно по типу - один патрон БЗТ на три патрона со снарядом ОФЗ или ОФЗТ.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗУ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Установка ЗУ-23 при решении своей основной боевой задачи - ПВО, может обеспечить вероятность поражения цели (самолета, летящего со скоростью 200 м/с) за пролет зоны всего 0,023 (по данным журнала "Военный парад" № 4/98). Еще меньше вероятность гарантированного попадания в современную скоростную и высокоманевренную цель.

Разумеется, заградительный огонь ЗУ-23 по-прежнему опасен, и несколько 23-мм снарядов выведут из строя любой аппарат. Совершенствование систем наведения и прицеливания поможет установке полнее реализовать возможности автоматов, именно поэтому российское КБ ТОЧМАШ им. А.Э.Нудельмана предложило модернизацию, получившую наименование ЗУ-23М.

В ходе этой модернизации устанавливаются электромеханические приводы горизонтального и вертикального наведения, пульт наведения, бинокулярный коллиматорный прицел с встроенным миниатюрным смотровым устройством и светящимися сетками для работы по воздушным и наземным целям, оптико-электронная система, содержащая лазерный дальномер, телевизионный канал, оптико-механический узел (может дооснащаться для работы ночью теплопеленгационным каналом или низкоуровневой ТВ-системой), прибор автоматического захвата и сопровождения (автомат сопровождения цели).

Из состава ЗУ-23М исключаются прицельная система ЗАП-23 и рабочее место оператора, а вместо них на вращающейся платформе установки смонтированы оптико-электронный модуль и контейнер с электронной аппаратурой управления. В результате этих мер вероятность поражения воздушной цели возрастает в 3 раза.

Для еще большего повышения боевых характеристик на модернизированной ЗУ-23 предусмотрена также возможность монтажа пусковых установок для двух ракет типа "Игла", "Stinger" или других.

Предложение сделано уже давно, тем не менее, на вооружении российской армии остаются обычные ЗУ-23, денег на доведение их до уровня ЗУ-23М пока нет. Свободную нишу модернизации ЗУ на рынке вооружений активно осваивают бывшие "друзья".

Так как за время существования Варшавского договора СССР передал "братским странам" за бесценок огромное количество военных технологий, Польша получила целый ряд производств: стрелкового оружия танков, тягачей, ПЗРК "Стрела-2", "Игла", также ЗУ-23.

Теперь, не имея никаких обязательств перед Россией (точнее - не желая иметь) Польша является самостоятельным производителем и продавцом оружия советской разработки. Так, на основе технологии ЗУ-23 заводом тяжелого машиностроения в Тарнове производится целая гамма модернизированных и доработанных образцов.

На базе стандартной установки было создано два варианта - ЗУ-23-2С и ЗУ-23-2М Доработанная зенитная установка, получившая наименование ZUR-23-2S "JOD" оснащена новым упрощенным оптическим прицелом и двумя пусковыми устройствами с зенитными ракетами 2К32М (9М32 "Стрела-2М") или "новой" ракетой "Grom" (о том, что это российская "Игла", поляки, конечно, стараются не упоминать) с системой целеуказания.

Артиллерийская часть обеспечивает заградительный огонь, а ракеты обеспечат надежное поражение цели при отсутствии помех. При борьбе с наземными целями эффективность модернизированной ЗУ-23 сохраняется на уровне штатной установки.

Для малотоннажных боевых кораблей предназначен ZUR-23-2Mr, отличающийся сильно увеличенными патронными коробами, пламегасителями по типу пулемета КПВ и водяным охлаждением стволов.

Кроме того, версия ЗУ-23 с водяным охлаждением стволов используется в ЗСУ польской разработки SOPEL.

Две финские компании Instrumentointi Oy и VAMMAS ввели в состав артустановки ЗУ-23 оптическую прицельную систему полуавтоматического сопровождения цели, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, силовые приводы вертикального и горизонтального наведения вооружения и ряд других устройств.

Выработка углов упреждения, как предполагается, производится с использованием технологии прогнозирования упрежденных координат. Поэтому, скорее всего, точность выработки упрежденных координат должна быть ниже, чем у оригинальной российской модификации ЗУ-23М.

"ЗУШКИ" В БОЮ

Установка ЗУ-23 получила богатый боевой опыт участия не только в воздушных, но прежде всего - в наземных боях локальных войн, поскольку ее огонь обладает исключительной эффективностью по сравнению с любым другим типом вооружения мотострелков. Развернутая в боевое положение, ЗУ может мгновенно и эффективно подавлять внезапно проявляющие себя огневые точки противника на дальности прямого выстрела (около 1000 м). Наиболее часто это требуется в скоротечных боевых столкновениях с нерегулярными военными формированиями, действующими небольшими, но сильно вооруженными рассредоточенными группами, то есть при противоповстанческих и контртеррористических действиях.

Причем если для организации прикрытия важных стационарных объектов достаточно просто наличия в войсках такого массового и дешевого огневого средства как ЗУ-23, то для прикрытия войсковой колонны или участия в маневренном бою требуется своего рода "тачанка" - установка ЗУ на любую пригодную подвижную базу, способную обеспечить нужную мобильность.

Советская армия столкнулась с необходимостью вести противоповстанческую войну в Афганистане. Горный рельеф страны однозначно определил зенитным установкам главную роль в прикрытии путей снабжения от нападений афганских партизан.

Самоходных зенитных установок "Шилка" на все нужды хватить не могло, поэтому сначала полуподпольно, а затем на совершенно официальных основаниях в состав транспортных колонн включались грузовики с ЗУ-23, стоящими прямо в кузовах. Малые габариты и вес ЗУ позволили устанавливать ее на все применявшиеся в перевозках типы армейских бортовых автомобилей - "ГАЗ-66", "ЗиЛ-130", "ЗиЛ-131", "Урал-375".

До появления в войсках БМП-2, имеющей автоматическую 30-мм пушку с большим углом возвышения, ЗУ оставалась вообще единственным огневым средством такой рода. Кроме того, гусеничная машина (БМП или ЗСУ), даже имеющая аналогичные характеристики бортового оружия, несопоставимо сложнее и дороже, что обеспечило грузовику с ЗУ безусловное доминирование при выполнении задач сопровождения колонн в Афганистане. После ухода советских войск афганцы успешно переняли совет ский опыт и ныне на дорогах Афганистане не редкость гражданского вида потрепанный грузовик - "ЗиЛ" или "КамМАЗ", со стоящей в кузове "ЗУшкой". Войны, развернувшиеся на территории СССР после его развала также не обошлись без привлечена ЗУ-23. Их можно встретить в любой из "горячих точек" - Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Грузии, Абхазии и Чечне.

ЗУ-23 в Чечне. Фото AFP

Вспомнить поневоле о богатом афганском опыте Российской армии пришлось в Чечне. Ситуация, в которой нет ни линии фронта, ни четко обозначенного противника, требует постоянной готовности огневых средств, и ЗУ здесь незаменима.

Зенитные установки в целом ряде боев стали основным фактором, обеспечившим победу. Самые свежие примеры дала "вторая чеченская". С первых дней выдвижения в Чечню федеральных войск в начале в 1999 г. автомашины с ЗУ-23 начали боевую работу. Так, взвод зенитных орудий на автомашинах "Урал-375" под командованием старшего лейтенанта С. Корякина участвовал в успешном боестолкновении с заградительным отрядом чеченских боевиков на окраине поселка Горагорск. Три машины федеральных войск шли с натянутыми тентами, маскируясь под транспортную колонну без прикрытия. Стволы ЗУ были опущены под обрез борта и под тент. Боевики начали атаку и получили неожиданный и очень эффектный отпор. В результате скоротечного боя зенитчики, пользуясь преимуществом внезапности, уничтожили заградотряд противника, а также и обнаруженный расчет крупнокалиберного пулемета, что позволило обеспечить развертывание мотострелкового батальона на господствующих высотах вокруг поселка.

В знаменитой январской 2000 г. операции по уничтожению боевиков, выходящих из г. Грозного по любезно предоставленному федералами заминированному коридору, из подготовленных заранее засад с дистанции 400-800 метров был открыт огонь ЗУ-23 и танков, окончательно рассеявший "борцов за независимость" и нанесший им огромные потери. Необходимость ведения огня на поражение ночью заставило обратиться к опыту Великой Отечественной - поле боя подсвечивалось прожекторами.

Тем не менее одно только наличие зенитных установок еще не гарантирует успеха. Неожиданное нападение и ближний контактный бой способны свести на нет преимущество ЗУ. В печально известном бою первой чеченской войны 16 апреля 1996 г. в колонне 245 мсп боевое прикрытие, состоявшее из танка Т-80, "КамАЗа" с ЗУ-23, БРДМ и БМП-2, было уничтожено сосредоточенным огнем из засад, после чего погибла и вся колонна. В аналогичной ситуации во время боев в Дагестане у села Новолакское из засады была расстреляна зенитная установка внутренних войск на "ГАЗ-66", спешившая на помощь окруженному ваххабитами и прорывающемуся из села липецкому ОМОНу.

Держать противника на расстоянии и не давать поднять головы - здесь главная задача зениток. В Чечне их роль по-прежнему велика, хотя после спада активных боевых действий основная нагрузка сместилась на обеспечение охраны военных автоколонн, которым автомобили с ЗУ придаются из расчета одна на пять сопровождаемых машин. Кроме этого, ЗУ продолжают участвовать в усилении комендатур и блок-постов.

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ТАЧАНКА

Автомобиль с установленной в кузове ЗУ имеет перед другими видами вооружения целый ряд решающих преимуществ. ЗУ и патронов к ним на военных складах имеется несчитанно. Из любого имеющегося в наличии автомобиля с грузовой платформой за полчаса, закатив и установив ее на штатных домкратах ЗУ, можно сделать импровизированное, но очень мощное боевое средство. Закрепить ЗУ-23 в кузове можно 6-мм проволокой (так называемой "железнодорожной") сквозь специально проделанные дыры в полу, а для защиты расчета от огня в передней части кузова вдоль стенки кабины в один ряд укладываются ящики с песком.

Как правило, для свободной работы расчета вполне хватает задней половины кузова. Кабина препятствует ведению огня вперед, поэтому в передней части кузова размещается тент или навес для хранения боеприпасов и отдыха расчета. Огонь из ЗУ-2 ведется вбок и назад как при сопровождении колонны, так и на блок-постах. На наиболее "усовершенствованных" машинах верхняя часть бортов даже срезается, чтобы обеспечить ведение огня по нисходящей траектории.

Отсутствие надежной защиты от стрелкового оружия расчета и водителя, ограничение сектора обстрела кабиной и невозмозможность прицельной стрельбы длинными очередями в связи с раскачиванием автомамашины являются основными недостатками при размещении ЗУ-23 в кузове. Кроме того, расположение центра тяжести получаете высоким, поэтому есть риск перевернуться на горном серпантине.

Зато неоценимо преимущество высокорасположенной ЗУ, не нуждающейся в дополнительном развертывании и в укрытии чехлом для защиты от грязи, летящей из под колес (что неизбежно при буксировке), а поэтому - всегда готовой к работе.

Запас грузоподъемности любого автомобиля позволяет увеличить защищенность расчета укладкой мешков с песком, навешиванием листов обычного железа или элементов подбитых бронемашин - люков щитков и т.д. Кроме того, увеличение массы машины помогает снизить раскачку кузова при стрельбе. Для защиты снарядных коробов на них часто навешиваются бронежилеты расчета. В самом невыгодном положении оказался водитель, защитой которого в кабине является только собственный бронежилет. К сожалению, массового количества грузовиков с бронекабиной наша армия пока не дождалась, и "броники" на дверцах "ЗиЛов" и "Уралов" так же обычны, как и в Афганистане.

Хорошие идеи вдохновляют последователей. По типу машины с ЗУ народные умельцы из Свердловского ГУВД для ППС Ленинского ВОВД г. Грозного в июне 2000 г. собрали для своего взвода огневой поддержки из "ЗиЛа-131", двух брошенных КПВТ и груды хозяйственного железа броневичок. "Броня" остро нужна, но по штату не положена, а своя бронемашина под ироническим названием "БТР-80" шустро возила милиционеров в операционной зоне комендатуры Ленинского района г. Грозного. Импровизированная боевая машина со временем приобрела эффектную окраску и стала местной достопримечательностью.

Несмотря на то, что ЗУ-23 в принципе может вести огонь и на прицепе, а не только в кузове, реальное применение ЗУ таким образом в Приднестровье окончилось весьма печально. Вошедшие в Бендеры молдавские гвардейцы для максимального использования места в кузовах "КамМАЗов" под размещение личного состава прицепили ЗУ-23 сзади и пытались вести огонь таким способом. Насколько известно, вошедшие в город "КамАЗы" были в результате сожжены вместе с ЗУ.

ЗУ НА БРОНЕ

Прежде всего, ВДВ, для которых собственно и предназначалась ЗУ-23, имеют собственные конструкции для ее установки. Для оснащения десанта, кроме БМД, предназначались облегченные "ГАЗ-66" со срезанной крышей кабины, но видел ли кто-нибудь такую машину не в учебном фильме, а в реальном бою? Конечно, перебрасывая целую десантную дивизию, можно снабдить ее и грузовиками, но фактически получается, что кроме БМД и ЗУ у десантных подразделений больше ничего нет и доставлять что-то некогда. Неужели остается тащить ЗУ на руках?

В распоряжении ВДВ имеется машина, плоская крыша которой не имеет башни с вооружением и пригодна для размещения на ней "рогатки" ЗУ. Это бронетранспортер десанта - БТР-Д, представляющий собой удлиненную на один каток БМД, лишенную штатного артвооружения. БТР-Д с установленной на его крыше ЗУ-23 получил название БТР-ЗД, то есть - "зенитный". Сейчас он стал настоящей "телезвездой", так как необычный и грозный вид машины очень нравится корреспондентам. Они с удовольствием запечатлевают БТР-ЗД российских ВДВ в самых различных учебных и боевых ситуациях, в которых он исполняет ту же роль, что и грузовики с ЗУ-23 мотострелков и МВД.

Наличие в войсках большого количества МТ-ЛБ, использующихся как бронетранспортер и его слабое штатное вооружение (всего один ПКТ) привели к установке ЗУ-23 и на эти машины, хотя и в гораздо меньших масштабах. Так же "усиливаются" МТ-ЛБ, которые достались различным странам СНГ. Желание усилить огневую мощь имеющихся бронешасси характерно для многих обладателей ЗУ-23. В Нагорном Карабахе на параде демонстрировались БМП-1 с установленными прямо на башни ЗУ, на учениях кубинских ВС отмечен БТР-60, также дооснащенный зениткой.

Наиболее далеко по этому пути пошли харьковчане. При капитальном ремонте БТР-80 вместо штатной башни установили, новую, в которой размещена ЗУ-23. Кроме этого, машина дооборудована мини-PЛС разведки наземных целей - 1РЛ133, применяемой на ПРП-3 и ПРП-4, а также ранее на "афганской" "Шилке" - ЗСУ-23-4М2. "Новый" БТР, претенциозно названный БТР-94, в количестве 50 штук был продан в Иорданию, причем покупатель якобы имел претензии как к качеству ремонта, так и к peгулярности поставки.

Первой машиной еще советской постройки, доработанной подобным образом по всей видимости стал БТР-152А. Машин с ЗПУ-2, поставленные в 60-х годах из СССР на Ближний Восток для усиления тактической ПВО, сразу стали применяться арабами для поддержки пехоты, поскольку имели бронирование, хотя и легкое. Позже для усиления огневой мощи пулеметная установка была заменена на ЗУ-23. Эта модернизация стала известна после того, как одна из машин была захвачена израильтянами Ливане у палестинских отрядов во время войны 1982 г.

Аналогичная версия досталась УНИТА сражениях с правительственными войсками Анголы. Видимо, подобные варианты изготавливаются всеми желающими - идея лежит на поверхности.

Множество различных вариантов установки российской ЗУ-23 на автомобили и бронетехнику было изготовлено по всему миру на базе советских, японских и даже американских грузовиков, бронетранспортеров. Израильтяне ставили ЗУ на старый американский МЗ, т.н. называемая "Армия Южного Ливана" - на М113, Сирия - на шасси САУ "Гвоздика" со снятой башней. Конструкция, построенная в ЮАР на своей бронированной колесной базе, даже предлагалась к широкой продаже заинтересованным заказчикам. Своим совершенством она вызвала международный интерес и была включена в военные справочники.

ОКРАСКА ЗУ

ЗУ-23, поставляемые за рубеж, практически не имели отличий от установок, состоящих на вооружении Советской, позже Российской армии. На коробках для боеприпасов сохранялась выштамповка в виде звезды (кое-где она все-таки зачеканивалась); сохранялась "родная 4БО" защитная окраска деталей (кроме вороненых).

Довольно редко на Ближнем Востоке красили в песочный цвет короба боекомплекта, еще реже - элементы конструкции.

Единственные широко известные варианты, отличающейся от стандартной окраски, относятся к индийской армии. Там все зеленые части были перекрашены в желтоватый цвет (охра) с нерегулярными коричневыми пятнами. Ряд установок имел окраску т.н. "горного" варианта: по светло-коричневому цвету разбросаны разной величины темно-коричневые прямоугольники и квадраты.

ПРОЕКЦИИ

Источники информации

БТВ. Выпуск 1, 2002

Текст: О. Желтоножко. Екатеринбург. Фото деталировки ЗУ-23: В. Белогруда.

Пушки АЗП-23 (23-мм) в ЗСУ Шилка

Описание

23-мм счетверенная автоматическая пушка АЗП-23 (индекс автоматов пушки – 2А7, силовых приводов – 2Э2) разрабатывалась персонально для ЗСУ "Шилка". Пушка 2А7 является модификацией пушки 2А14 (буксируемой установки ЗУ-23) и дополнен кожухом с жидкостным принудительным охлаждением (200 л воды или антифриза), пневматическим механизмом перезарядки и электроспуском. На конце стволов расположены конические пламегасители. Была возможность вести огонь как из всех четырех автоматов, так и из пары или любого из четырёх (в игре пока не реализовано - возможна стрельба только из всех стволов разом). Счетверенная установка автоматов 2А7 получила название пушка «Амур» (армейское обозначение). Боекомплект 2000 снарядов (по 520 штук на верхние автоматы и по 480 штук на нижние). Темп стрельбы пушки - 3400 выстрелов в минуту (850 в/мин каждый ствол). Снаряды снаряжаются в ленты с беспрерывной подачей без перезарядок, т.е стрельба идёт непрерывно до окончания боекомплекта.

При стрельбе происходит охлаждение стволов прогонкой воды или антифриза по канавкам на их наружной поверхности. После очереди до 50 выстрелов (на один ствол) был необходим был перерыв 2 - 3 с, после 120 - 150 выстрелов - 10 - 15 сек (в игре пока этого нет). После 3000 выстрелов ствол подлежал замене. В ЗИПе на установку полагалось 4 запасных ствола.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Доступные снаряды

Снаряд пушки АЗП-23 (23-мм)

Для пушки доступны следующие снаряды :

  • БЗТ - Бронебойный зажигательный трассирующий снаряд.
  • ОФЗТ - Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд.

Для пушки доступны следующие ленты:

  • Стандарт - Лента состоит пополам из осколочно-фугасных и бронебойных снарядов.
  • ОФЗТ - Лента состоит из осколочно-фугасных снарядов (большинство) и бронебойных зажигательных трассирующих снарядов.
  • БЗТ - Лента состоит из бронебойных снарядов (большинство) и осколочно-фугасных снарядов.

Технические характеристики снарядов приведены в следующих таблицах:

Применение в бою

Пушки АЗП-23 в ЗСУ Шилка

Советская автоматическая пушка АЗП-23 в игре War Thunder имеет отличные зенитные свойства, такие как - отличную скорострельность, мощное действие фугасных снарядов, отличную точность. А учитывая что пушек 4, то это у нас лучшая скорострельность среди всех ЗСУ - это смертоносно абсолютно для любого самолёта - их буквально разрывает на куски. 4 пушки дают огромную плотность огня и небольшой разброс с увеличением дистанции (как дробовик, благодаря чему попасть по самолёту ещё легче). Обычно для сбития самолёта достаточно одного касания струёй огня, и и лишь на дальних дистанциях (где идёт больший разброс снарядов) им возможно удастся уцелеть с первого раза. Мощности снарядов хватает чтобы легко сбивать любые типы самолётов. Особенно радуют фугасы, бронебойными мы можем пробивать любую самолётную броню, двигатели, поджигать баки. Пушкам не нужна перезарядка - можно стрелять пока не закончатся боезапас (потом придётся ехать на точку за пополнением - поэтому следует быть экономней). Минус - у нас нет подкалиберов для борьбы с танками. Бронебойными можно работать по лёгкой бронетехнике (типа ЗСУ) и иногда по некоторым танкам (типа Леопарда в бок) в силу возможностей пробития. Рекомендуемая для постоянного применения может быть и обычная лента Стандарт (пополам фугасных и бронебойных), чтобы быть готовым к любым ситуациям - т.к враги нам могут попадаться разные (как танки так и самолёты). Лента ОФЗТ набита большим кол-вом фугасов (поэтому она наиболее эффективна против самолётов). Лента БЗТ - больше бронебойными. Для борьбы с танками может пригодиться тактика стрельбы в ствол, по гусеницам, и далее добивание в борт или корму. Тактика работает если пробития достаточно.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличная баллистика и точность.
  • Отличная скорострельность.
  • Мощный осколочно-фугасный снаряд.
  • Нет перезарядок (непрерывное ленточное питание).

Недостатки:

  • Нет подкалиберного снаряда.

Историческая справка

Почти одновременно с началом серийного производства ЗСУ-57-2 17 апреля 1957 года Совет Министров принимает постановление N9 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Первая разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а второй-для ПВО танковых полков и дивизий и действовал на высотах до 3000 м. «Шилка» предназначалась для замены в мотострелковых полках и воздушно-десантных дивизиях 14,5-мм счетверенных зенитных пулеметных установок ЗПУ-4 и 37-мм пушек 61-К обр. 1939 г. В серийное производство «Шилка» пошла лишь в 1964-м. В этом году планировалось изготовить 40 машин, но сделать этого не удалось. Тем не менее позже было развернуто массовое производство ЗСУ-23-4. В конце 60-х их среднегодовой выпуск составлял около 300 машин. ЗСУ-23-4 «Шилка» стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57- 2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион «Шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой - четыре самоходных ЗРК «Стрела» 1» (затем ЗРК «Стрела-10»).

«Шилки» широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году. Существуют различные точки зрения по поводу эффективности действия «Шилки» в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на «Шилки» пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что «шилки» создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции «Буря в пустыне» летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня «шилок».

Очень высоко в Афганистане ценились «Шилки» нашими офицерами и солдатами. Идет колонна по дороге, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шилка». Длинная очередь по противнику, и море огня на его позиции. Душманы называли нашу самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы они определяли сразу и тут же начинали отходить. Тысячам советских бойцов «Шилка» спасла жизнь. В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный «афганский вариант» - за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувапами - взрыватель снаряда срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам.

Принимая на вооружение «Шилку», и военные, и представители ВПК понимали, что 23-мм пушка «Амур» слишком слаба. Это относилось и к малой наклонной дальности стрельбы, и к потолку, и к слабости фугасного действия снаряда. Масла в огонь подлили американцы, рекламируя новый штурмовик А-10, который якобы был неуязвим для 23-мм снарядов «Шилки». В результате чуть ли не на следующий день после принятия на вооружение ЗСУ-23-4 во всех высоких инстанциях начались разговоры о ее модернизации в плане увеличения огневой мощи и в первую очередь - увеличения эффективного потолка стрельбы и разрушающего действия снаряда. После почти семи лет проектных и опытно-конструкторских работ было решено отказаться от модернизации «Шилки» и создать принципиально новый комплекс Тунгуска. Шилки применяются и по сей день в разных конфликтах. В наше время Шилки не снимаются с вооружения, а проходят модернизацию ракетами.

Медиа