Презентация симметрия в быту архитектуре. Симметрия в архитектуре. Простейшие виды симметрии

Работу выполнила ученица 8 «А» класса Хабибуллина Мария, Руководитель: Зыкова Ольга Евгеньевна МОУ ГПЛИ г.Балашова Саратовской области Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. Г. Вейль Основополагающий вопрос Насколько часто симметрия используется при создании архитектурных сооружений? Можем ли мы считать использование симметрии приёмом гармонизирующим восприятие архитектурных сооружений? . ЦЕЛЬ: выявить, как широко симметрия используется в архитектурных сооружениях. ГИПОТЕЗА: симметрия широко используется при проектировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий. ЗАДАЧИ: Определить, что называют симметрией. Рассмотреть некоторые виды симметрии. Определить, что называют архитектурой. Рассмотреть стили архитектуры. Исследовать некоторые архитектурные сооружения, при проектировании которых использовалась симметрия. Историческая справка «Изучение археологических памятников показывает, что человечество на заре своей культуры уже имело представление о симметрии и осуществляло ее в рисунке и в предметах быта. Надо полагать, что применение симметрии в первобытном производстве определялось не только эстетическими мотивами, но в известной мере и уверенностью человека в большей пригодности для практики правильных форм» это слова нашего замечательного соотечественника, посвятившего изучению симметрии всю свою долгую жизнь, академика А. В. Шубникова (1887- 1970). Определение симметрии «Краткий Оксфордский словарь» красота, пропорция, гармония, согласованность «Современный словарь иностранных слов» соразмерность, полное соответствие в расположении частей целого «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» свойство геометрических фигур Общее понятие симметрии характеризует особую структуру организации любых систем, в которой сохраняются определенные признаки при выполнении определенных преобразований. Признаки, которые будут сохранятся, могут быть геометрическими, физическими, биологическими, информационными и т.д. Определение симметрии (Краткий Оксфордский словарь) Симметрия - это «красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью.» Определение симметрии (Современный словарь иностранных слов) Симметрия это «соразмерность, полное соответствие в расположении частей целого относительно средней линии, центра... такое расположение точек относительно точки (центра симметрии), прямой (оси симметрии) или плоскости (плоскости симметрии), при котором каждые две соответствующие точки, лежащие на одной прямой, проходящей через центр симметрии, на одном перпендикуляре к оси или плоскости симметрии, находятся от них на одинаковом расстоянии...». Определение симметрии (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия) Симметрия в геометрии - свойство геометрических фигур. Виды симметрии Осевая симметрия Центральная симметрия Зеркальная симметрия Переносная симметрия Осевая симметрия Две точки, лежащие на одном перпендикуляре к данной плоскости (или прямой) по разные стороны и на одинаковом расстоянии называются от нее, симметричными относительно этой плоскости (или прямой). Фигура (плоская пространственная) относительно симметрии) или симметрична прямой или (оси плоскости (плоскости симметрии), если ее точки попарно свойством. обладают указанным Центральная симметрия Фигура симметрична относительно точки (центр симметрии), если ее точки попарно лежат на прямых, проходящих через центр симметрии, по разные стороны и на равных расстояниях от точки. Зеркальная симметрия В пространстве аналогом оси симметрии является плоскость симметрии. Отображение пространства на себя относительно плоскости называют зеркальной симметрией. Название это оправдано тем, что обе части фигуры, находящиеся по разные стороны от плоскости симметрии, похожи на некоторый объект и его отражение в зеркале. Переносная симметрия Этот вид симметрии состоит в том, что части целой формы организованы таким образом, что каждая следующая повторяет предыдущую и отстоит от нее на определенный интервал в определенном направлении. Этот интервал называют шагом симметрии. Переносная симметрия обычно используется при построении бордюров. Многие виды симметрии используют при построении бордюров как элемента оформления архитектурных сооружений Бордюр - кромка, кайма, обрамление (франц. bordure, от bord - край). Для создания бордюров линейных орнаментов используются следующие преобразования: а) параллельный перенос; б) зеркальная симметрия с вертикальной осью; в) зеркальная симметрия с горизонтальной осью; г) поворотная (центральная симметрия). Архитектура Архитектура - это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади, улицы, парки. Архитектура – удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника, искусство. От композиции здания в первую очередь зависит впечатление, которое производит архитектурное сооружение. Сочетание различных объемов - высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, чередование пространств - открытых и закрытых - вот основные приемы, которые использует зодчий, создавая архитектурные композиции. Только соразмерное, гармоничное сочетание этих начал делает возводимое человеком сооружение памятником архитектуры. Стили архитектуры Стиль - это исторически сложившаяся совокупность художественных средств и приемов. Готический стиль Стиль ренессанс Стиль барокко Стиль классицизм Русско-византийский стиль Стиль модерн Готический стиль Этот стиль возник в средние века. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатление легкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму. Фасады сооружений обладали зеркальной (осевой) симметрией. Готический собор Дуомо в Милане. Архитекторы А. и Ф. дельи Органи, Дж.А. Амадео и другие Миланский собор (итал. Duomo di Milano) - кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965 года. Является одним из крупнейших соборов мира. Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа - 92 м, высота шпиля 106,5 м. Собор может вместить до 40 000 человек. Статистику гигантомании строения можно было бы дополнить еще некоторыми цифрами: в общей сложности собор украшают 3000 статуй, а строился он почти 600 лет. Стиль ренессанс Этот стиль создали архитекторы Возрождения, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры. Здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с четкими прямыми линиями. Сохраняется симметрия фасадов. ЛУВР (Louvre) в Париже – памятник архитектуры и богатейший музей, не знающий равных себе по разнообразию и полноте собраний, их художественной и исторической ценности. Лувр. 1546-1574гг. Архитектор П.Леско Возведение нынешнего здания Лувра длилось почти тысячелетие и неотделимо от истории самого города Парижа. При Франциске I, с 1527, начала осуществляться радикальная перестройка здания внутри и снаружи. Средневековые башни были снесены, и замок приобрел вид ренессансного дворца. Главные работы были осуществлены по проекту и под руководством П.Леско. Во второй половине 17 в. в Лувре были предприняты широкомасштабные работы с целью приблизить облик дворца к архитектуре эпохи барокко. В Париж из Рима был для этого приглашен один из главных создателей этого стиля Л.Бернини. Однако проект, предложенный им, сочли слишком помпезным. Работа была поручена французским архитекторам. К.Перро (1613–1688) построил знаменитую восточную колоннаду в стиле классицизм, которому отдавали предпочтение во Франции. Стиль барокко Это стиль, пришедший на смену ренессансу, отличается обилием криволинейных форм. Грандиозные архитектурные ансамбли (группа зданий, объединенных общим замыслом) дворцов и вилл, построенных в стиле барокко, поражают воображение обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создается впечатление постоянной подвижности форм. Самым блестящим воплощением новых идей стал дворцовый комплекс Цвингер, созданный по проекту выдающегося немецкого архитектора Маттеуса Даниэля Пеппельмана. Дрезден. Дворцовый ансамбль Цвингер.17111732гг. Архитектор Д. Пеппельман. Кусково. Ансамбль Кусково был построен крепостными архитекторами Ф. Аргуновым, А. Мироновым и Г. Дикушиным при участии К. Бланка. Центральное место в ансамбле занимает дворец, построенный в 1769-1775 годах К. Бланком по проекту Ш. де Вайи. Деревянное здание дворца с каменным цокольным этажом было выполнено в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Во дворце сохранились планировка и подлинные интерьеры 18 века, а также уникальная коллекция живописи. Одно из самых интересных сооружений в Кусково - Грот, построенный в 1755-1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды. Стиль классицизм Все здания, построенные в этом стиле, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции. На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям торжественную монументальность и парадность. Декоративное убранство из барельефов и статуй оживляют облик зданий. Мастера классицизма сознательно заимствовали приемы античности и ренессанса, применяли ордеры с античными пропорциями и деталями. Церковь Богоявления в Елохове. Богоявленский собор В Москве г.Балашов, церковь Архангела Михаила Казанский собор в Санкт-Петербурге (архитектурный стиль- классицизм, архитектор -А.Н.Воронихин) Если мы мысленно проведем вертикальную линию через шпиль на куполе и вершину фронтона, то увидит, что с двух сторон от нее абсолютно одинаковые части сооружения (колоннады и здания собора). Но возможно, что вы не знаете, что в Казанском соборе есть еще одна, если можно так сказать «несостоявшаяся» симметрия. Дело в том, что по канонам православной церкви вход в собор должен быть с востока, т.е. он должен быть с улицы, которая находится справа от собора и идет перпендикулярно Невскому проспекту. Но, с другой стороны Воронихин понимал, что собор должен быть обращен к главной магистрали города. И тогда он сделал вход в собор с востока, но задумал еще один вход, который украсил прекрасной колоннадой. Чтобы сделать здание совершенным, а значит симметричным, такая же колоннада должны была располагаться с другой стороны собора. Тогда, если бы мы посмотрели на собор сверху, то план его имел бы не одну, а две оси симметрии. Но замыслам архитектора было не суждено сбыться. Адмиралтейство. Здание Главного Адмиралтейства - шедевр русского национального зодчества, одно из высших достижений архитектуры русского классицизма. Облик здания, как и его роль в ансамбле центра города, определился в итоге длительной строительной деятельности на протяжении всего XVIII и первой четверти XIX столетия. Адмиралтейство состоит из двух параллельно идущих корпусов Побразной формы, соединеных павильоном с прорезанными в центре арками. Спасо - Преображенский собор, яркий представитель русско византийского стиля. Храм, заложенный в 1880 г. по проекту Б.В. Фрейденберга, строился А.С. Каминским и был завершён в 1889 году. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону. Нотр-Дам-Де-Пари ЛЁВЕН: Здание мэрии. Лёвен университетский городок; статуэтка на переднем плане олицетворяет получение знаний из книг. Эйфелева башня г. Балашов Храм Преображения Господня Париж ЛИССАБОН, район Belém: великолепная резная архитектура монастыря Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos) Выводы В своей работе мы рассмотрели архитектурные сооружения различных стилей, построенные в разные эпохи, и выявили, что в архитектуре каждого из них просматривается симметрия. Памятники архитектуры, получившие широкую известность как образцы пропорциональности и гармонии, буквально пронизаны математикой, численными расчетами и геометрией. Выводы: Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всём, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Но как бы мы к ней не относились, она есть в нашей жизни, добавляя в мир, спокойствие и состояние чего-то нечуждого глазу. Мы считаем, что как бы ни развивалось в дальнейшем искусство, элементы симметрии в нем все же будут преобладать. Пожелания будущим архитекторам Важно, чтобы при реставрации старых зданий не нарушался архитектурный стиль того времени. Нам бы очень хотелось, чтобы современные архитекторы при проектировании зданий и других архитектурных сооружений использовали различные виды симметрии не только для украшения фасадов, но и при планировке. Этапы проведения проекта Сбор материала (изучение научно-популярной литературы, фотографий, Интернет-ресурсов) Обработка полученной информации Создание научно-исследовательского проекта в Microsoft Word Создание презентации в Power Point Участие в школьном конкурсе «Я –исследователь» Выполнила: ученица 8 «А» класса лицея-интерната Хабибуллина Мария Руководитель: учитель математики лицея-интерната Зыкова Ольга Евгеньевна Информационные ресурсы проекта 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Я познаю мир. Московские монастыри и храмы: энциклопедия. ООО «Издательство Астрель» 2006 Я познаю мир. Музеи и усадьбы Москвы: энциклопедия. ООО «Издательство Астрель» 2006 Я познаю мир: Детская энциклопедия.Архитектура.1990 Что такое Кто такой. Том1,2.издательство «Педагогика», 1990. Л.С.Атанасян Геометрия 7-9, 10-11.Москва «Просвещение» 2005 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание. http://www.elohovo.narod.ru. http://www.ru.wikipedia.org. http://www.hist-singhts.ru http://www.museum.ru

Симметрия в архитектуре «Архитектура - главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойствие и прочность здания. К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспективы, механики или вообще физики, а всем им общим вождем является рассудок». «Архитектура - главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойствие и прочность здания. К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспективы, механики или вообще физики, а всем им общим вождем является рассудок». В. Баженов В. Баженов




Симметрия в архитектуре Симметричные объекты обладают высокой функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к мысли степенью целесообразности: большей устойчивостью и равной, что чтобы сооружение было красивым оно должно быть симметричным. Симметрия использовалась при сооружении культовых и бытовых сооружений в Древнем Египте. Но наиболее ярко симметрия проявляется в античных сооружениях Древней Греции. С тех пор и до наших дней симметрия в сознании человека стала объективным признаком красоты. Соблюдение симметрии является первым правилом архитектора при проектировании любого сооружения Архитектурные сооружения, созданные человеком, в большей своей части симметричны. Они приятны для глаза, их люди считают красивыми. С чем это связано?


Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора, другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении.… Первое можно сравнить с мерой золота, второе же больше напоминает драгоценный камень. И.Кеплер Золотое сечение Золотое сечение – это закон пропорциональной связи целого и составляющих это целое частей, когда целое так относится к большей части, как большая часть - к меньшей


Парфенон Священный холм и храм Божественной Афины, Великолепный Парфенон, Похоронив забытые руины, К богам Олимпа устремлен. Н. Васютинский ПАРФЕНОН, главный храм афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н.э., освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н.э., однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н.э. Парфенон – шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения.


На рисунке показан целый ряд закономерностей, связанных с коэффициентом золотого сечения. При взгляде на Парфенон у места расположения монументальных ворот при входе в город (пропилеи) отношения массива скалы у храма также соответствует золотой пропорции. Таким образом, золотая пропорция была использована уже при создании композиции храмов на священном холме. Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Скульптуры Отношение высоты здания к его длине равно 0,618.Парфенон


Самым совершенным из всех классических памятников, сохранившихся в Итальянской столице, считается Пантеон. Долгое время считалось, что он был построен в 27 году н.э., но раскопки показали, что Пантеон – реконструированное сооружение времен Адриана (1 век н.э.). В 609 году языческий Пантеон стал христианским храмом Святой Девы Марии. Внутренний диаметр Пантеона как и его высота составляют 43 метра. Через отверстие в куполе видно небо.Это создает атмосферу торжественности. Между второй и третьей капеллами находится могила Рафаэля. На надгробии надпись: « Здесь покоится Рафаэль, который соперничал с самой Матерью- природой, и она опасалась, что в творчестве он превзойдет ее» Пантеон


Пирамида Хеопса Пирамида Хеопса Пирамида Хеопса Египетская - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около до Р. Хр.). Высота пирамиды Хеопса метров (а изначально была даже 147 метров) Она выстроена из 2,3 миллионов известняковых блоков, которые весят в среднем по две с половиной тонны. Пирамида стоит на специально подготовленной плоскости, которая по горизонтали дает отклонение меньше двух сантиметров. Основание пирамиды - квадратное, а длина одной стороны составляет 227,5 метра. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 52 градуса.


Это название произошло от латинского слова clafssicus, что в переводе означает – образцовый. Сам стиль сложился в XVII веке во Франции, приняв античное наследие, как норму, как идеальный образец во всех видах искусств – литературе, живописи, архитектуре, театральном искусстве. Архитектуре Классицизма присущи четкость и геометризм форм, симметрия, логичность планировки и сдержанный декор. Большое влияние этот стиль оказал на формирование облика нашей северной столицы. Многие дворцы, площади и парки, созданные знаменитыми архитекторами, основоположниками русского Классицизма – В.И.Баженовым, К.И.Росси, М.Ф.Казаковым, придали Санкт-Петербургу вид величественного и вполне европейского города. 1.Дворцовая площадь с аркой Главного штаба – архитектор Росси К.И. 2.Михайловский дворец в С-т Петербурге – архитектор Росси К.И.Классицизм


Здание Сената Здание Сената было построено по проекту архитектора М.Ф.Казакова в гг., отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры. Современники называли его русским Пантеоном. Зал диаметром 24,7 м и высотой 27 м с колоннадой коринфского ордера по периметру перекрыт кессенированным куполом, в основании которого размещаются 24 световых окна. Скульптурные тематические барельефы украшают простенки между колоннами и окнами.


План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами на три части: центральный пятигранный и боковые треугольные. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой размещается Купол зала, ориентированный на Красную площадь. Он является одновременно центром одной из ее композиционных осей. Все помещения Сената соединены между собой коридором, проходящим по периметру двора. Здание Сената


В самом конце Моховой улицы на холме возвышается роскошный дворец из белого камня, известный в Москве как дом Пашкова. Сочетание античной строгости и торжественности с чисто московской узорчатостью делает его шедевром самобытного русского классицизма. Строил дворец один из лучших московских архитекторов Василий Баженов в гг. по заказу богатого помещика Пашкова. В 1812 г. дом был уничтожен пожаром. Однако архитекторам, восстанавливающим дом по рисункам XVIII в., удалось воссоздать его. До войны 1812 г. во дворе дома располагался сад, в котором жили попугаи, павлины и другие невиданные для москвичей птицы. По воскресеньям этот сад открывался для всех желающих. Одна из легенд о создании Дома Пашкова гласит, что, когда Василию Баженову не дали построить на территории Кремля сравнимый с Лувром дворец для Екатерины II, он по заказу богатого дворянина капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова возвел дворец напротив. Развернув его к Кремлю задом. Дом Пашкова


Кроме симметрии в архитектуре можно рассматривать антисимметрию и диссимметрию. Антисимметрия это противоположность симметрии, ее отсутствие. Примером антисимметрии в архитектуре является Собор Василия Блаженного в Москве, где симметрия отсутствует полностью в сооружении в целом. Однако, удивительно, что отдельные части этого собора симметричны и это создает его гармонию. А площадь в сумраке ночном Стоит полна вчерашней казни; Мучений свежих след кругом: Где труп, разрубленный с размаха, Где столб, где вилы; там котлы Остывшей полные смолы; Здесь опрокинутая плаха: Торчат железные зубцы, С костями груды пепла тлеют, На кольях, скорчась, мертвецы Оцепенелые чернеют... (описание Красной площади после массовой казни по повелению Ивана Грозного. А.С.Пушкин. Опричник) Асимметрия


В грандиозном сооружении планировалось отразить ход войны, значение победы и покровительство, оказываемое небесными силами царю и государству. Иван Грозный хотел необычайно подробно и ярко воплотить свой замысел в архитектуре. Поэтому появился храм с более сложной структурой, чем у какой-либо другой религиозной постройки на Руси. Он состоит из девяти церквей, выполненных наподобие башен и объединенных с помощью галерей, которые проходят по нижнему ярусу. В соответствии с замыслом царя каждая церковь посвящена тому или иному святому или христианскому празднику. Собор Василия Блаженного


Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. Без своей удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто немыслим! Исследуя его, ученые пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения: 1: j: j 2: j 3: j 4: j 5: j 6: j 7, где j =0,618 В этом членении и заключена основная архитектурная идея создания собора, единая для всех восьми куполов, объединяющая их в одну композицию.


Диссимметрия – это частичное отсутствие симметрии, расстройство симметрии, выраженное в наличии одних симметричных свойств и отсутствии других. Примером диссимметрии в архитектурном сооружении может служить Екатерининский дворец в Царском селе под Санкт-Петербургом. Практически в нем полностью выдержаны все свойства симметрии за исключением одной детали. Наличие Дворцовой церкви расстраивает симметрию здания в целом. Если же не принимать во внимание эту церковь, то Дворец становится симметричным. Диссимметрия


В современной архитектуре все чаще используются приемы как антисимметрии, так и диссимметрии. Эти поиски часто приводят к весьма интересным результатам. Появляется новая эстетика градостроительства. Завершая наш разговор, мы можем констатировать, что красота есть единство симметрии и диссимметрии. Итак, "сфера влияния" симметрии (а значит, ее антипода- асимметрии), поистине безгранична. Природа - наука - искусство. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал - симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства.Выводы:


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Симметрия в архитектуре «Архитектура - главнейшие имеет три предмета: красоту, спокойствие и прочность здания. К достижению сего служит руководством знание пропорции, перспективы, механики или вообще физики, а всем им общим вождем является рассудок». В. Баженов

2 слайд

Описание слайда:

План: 1) Симметрия в архитектуре 2) Золотое сечение 3) Парфенон и Пантеон 4) Пирамида Хеопса 5) Классицизм 6) Здание Сената Московского Кремля 7) Дом Пашкова 8) Асимметрия и диссимметрия 9) Храм Василия Блаженного 10) Выводы

3 слайд

Описание слайда:

Симметрия в архитектуре Симметричные объекты обладают высокой функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к мысли степенью целесообразности: большей устойчивостью и равной, что чтобы сооружение было красивым оно должно быть симметричным. Симметрия использовалась при сооружении культовых и бытовых сооружений в Древнем Египте. Но наиболее ярко симметрия проявляется в античных сооружениях Древней Греции. С тех пор и до наших дней симметрия в сознании человека стала объективным признаком красоты. Соблюдение симметрии является первым правилом архитектора при проектировании любого сооружения Архитектурные сооружения, созданные человеком, в большей своей части симметричны. Они приятны для глаза, их люди считают красивыми. С чем это связано?

4 слайд

Описание слайда:

Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора, другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении.… Первое можно сравнить с мерой золота, второе же больше напоминает драгоценный камень. И.Кеплер Золотое сечение Золотое сечение – это закон пропорциональной связи целого и составляющих это целое частей, когда целое так относится к большей части, как большая часть - к меньшей

5 слайд

Описание слайда:

Парфенон Священный холм и храм Божественной Афины, Великолепный Парфенон, Похоронив забытые руины, К богам Олимпа устремлен. Н. Васютинский ПАРФЕНОН, главный храм афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н.э., освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н.э., однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н.э. Парфенон – шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения.

6 слайд

Описание слайда:

На рисунке показан целый ряд закономерностей, связанных с коэффициентом золотого сечения. При взгляде на Парфенон у места расположения монументальных ворот при входе в город (пропилеи) отношения массива скалы у храма также соответствует золотой пропорции. Таким образом, золотая пропорция была использована уже при создании композиции храмов на священном холме. Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Скульптуры Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Парфенон

7 слайд

Описание слайда:

Самым совершенным из всех классических памятников, сохранившихся в Итальянской столице, считается Пантеон. Долгое время считалось, что он был построен в 27 году н.э., но раскопки показали, что Пантеон – реконструированное сооружение времен Адриана (1 век н.э.). В 609 году языческий Пантеон стал христианским храмом Святой Девы Марии. Внутренний диаметр Пантеона как и его высота составляют 43 метра. Через отверстие в куполе видно небо.Это создает атмосферу торжественности. Между второй и третьей капеллами находится могила Рафаэля. На надгробии надпись: « Здесь покоится Рафаэль, который соперничал с самой Матерью-природой, и она опасалась, что в творчестве он превзойдет ее» Пантеон

8 слайд

Описание слайда:

Пирамида Хеопса Пирамида Хеопса Египетская - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.). Высота пирамиды Хеопса - 138 метров (а изначально была даже 147 метров) Она выстроена из 2,3 миллионов известняковых блоков, которые весят в среднем по две с половиной тонны. Пирамида стоит на специально подготовленной плоскости, которая по горизонтали дает отклонение меньше двух сантиметров. Основание пирамиды - квадратное, а длина одной стороны составляет 227,5 метра. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 52 градуса.

9 слайд

Описание слайда:

Это название произошло от латинского слова clafssicus, что в переводе означает – образцовый. Сам стиль сложился в XVII веке во Франции, приняв античное наследие, как норму, как идеальный образец во всех видах искусств – литературе, живописи, архитектуре, театральном искусстве. Архитектуре Классицизма присущи четкость и геометризм форм, симметрия, логичность планировки и сдержанный декор. Большое влияние этот стиль оказал на формирование облика нашей северной столицы. Многие дворцы, площади и парки, созданные знаменитыми архитекторами, основоположниками русского Классицизма – В.И.Баженовым, К.И.Росси, М.Ф.Казаковым, придали Санкт-Петербургу вид величественного и вполне европейского города. 1.Дворцовая площадь с аркой Главного штаба – архитектор Росси К.И. 2.Михайловский дворец в С-т Петербурге – архитектор Росси К.И. Классицизм

10 слайд

Описание слайда:

Здание Сената Здание Сената было построено по проекту архитектора М.Ф.Казакова в 1776-1787 гг., отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры. Современники называли его русским Пантеоном. Зал диаметром 24,7 м и высотой 27 м с колоннадой коринфского ордера по периметру перекрыт кессенированным куполом, в основании которого размещаются 24 световых окна. Скульптурные тематические барельефы украшают простенки между колоннами и окнами.

11 слайд

Описание слайда:

План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами на три части: центральный пятигранный и боковые треугольные. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой размещается Купол зала, ориентированный на Красную площадь. Он является одновременно центром одной из ее композиционных осей. Все помещения Сената соединены между собой коридором, проходящим по периметру двора. Здание Сената

12 слайд

Описание слайда:

В самом конце Моховой улицы на холме возвышается роскошный дворец из белого камня, известный в Москве как дом Пашкова. Сочетание античной строгости и торжественности с чисто московской узорчатостью делает его шедевром самобытного русского классицизма. Строил дворец один из лучших московских архитекторов Василий Баженов в 1784-1786 гг. по заказу богатого помещика Пашкова. В 1812 г. дом был уничтожен пожаром. Однако архитекторам, восстанавливающим дом по рисункам XVIII в., удалось воссоздать его. До войны 1812 г. во дворе дома располагался сад, в котором жили попугаи, павлины и другие невиданные для москвичей птицы. По воскресеньям этот сад открывался для всех желающих. Одна из легенд о создании Дома Пашкова гласит, что, когда Василию Баженову не дали построить на территории Кремля сравнимый с Лувром дворец для Екатерины II, он по заказу богатого дворянина капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова возвел дворец напротив. Развернув его к Кремлю задом. Дом Пашкова

13 слайд

Описание слайда:

Кроме симметрии в архитектуре можно рассматривать антисимметрию и диссимметрию. Антисимметрия это противоположность симметрии, ее отсутствие. Примером антисимметрии в архитектуре является Собор Василия Блаженного в Москве, где симметрия отсутствует полностью в сооружении в целом. Однако, удивительно, что отдельные части этого собора симметричны и это создает его гармонию. А площадь в сумраке ночном Стоит полна вчерашней казни; Мучений свежих след кругом: Где труп, разрубленный с размаха, Где столб, где вилы; там котлы Остывшей полные смолы; Здесь опрокинутая плаха: Торчат железные зубцы, С костями груды пепла тлеют, На кольях, скорчась, мертвецы Оцепенелые чернеют... (описание Красной площади после массовой казни по повелению Ивана Грозного. А.С.Пушкин. Опричник) Асимметрия

14 слайд

Описание слайда:

В грандиозном сооружении планировалось отразить ход войны, значение победы и покровительство, оказываемое небесными силами царю и государству. Иван Грозный хотел необычайно подробно и ярко воплотить свой замысел в архитектуре. Поэтому появился храм с более сложной структурой, чем у какой-либо другой религиозной постройки на Руси. Он состоит из девяти церквей, выполненных наподобие башен и объединенных с помощью галерей, которые проходят по нижнему ярусу. В соответствии с замыслом царя каждая церковь посвящена тому или иному святому или христианскому празднику. Собор Василия Блаженного

15 слайд

Описание слайда:

Собор Василия Блаженного Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. Без своей удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто немыслим! Исследуя его, ученые пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения: 1: j: j 2: j 3: j 4: j 5: j 6: j 7, где j =0,618 В этом членении и заключена основная архитектурная идея создания собора, единая для всех восьми куполов, объединяющая их в одну композицию.

17 слайд

Описание слайда:

В современной архитектуре все чаще используются приемы как антисимметрии, так и диссимметрии. Эти поиски часто приводят к весьма интересным результатам. Появляется новая эстетика градостроительства. Завершая наш разговор, мы можем констатировать, что красота есть единство симметрии и диссимметрии. Итак, "сфера влияния" симметрии (а значит, ее антипода- асимметрии), поистине безгранична. Природа - наука - искусство. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал - симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства. Выводы.








Казанский собор

Соблюдение симметрии является первым правилом архитектора при проектировании любого сооружения. Стоит только посмотреть на великолепное произведение А.Н.Воронихина Казанский собор в Санкт-Петербурге, чтобы убедиться в этом. Если мы мысленно проведем вертикальную линию через шпиль на куполе и вершину фронтона, то увидит, что с двух сторон от нее абсолютно одинаковые части сооружения (колоннады и здания собора. Но возможно, что вы не знаете, что в Казанском соборе есть еще одна, если можно так сказать «несостоявшаяся» симметрия. Дело в том, что по канонам православной церкви вход в собор должен быть с востока, т.е. он должен быть с улицы, которая находится справа от собора и идет перпендикулярно Невскому проспекту. Но, с другой стороны Воронихин понимал, что собор должен быть обращен к главной магистрали города. И тогда он сделал вход в собор с востока, но задумал еще один вход, который украсил прекрасной колоннадой. Чтобы сделать здание совершенным, а значит симметричным, такая же колоннада должны была располагаться с другой стороны собора. Тогда, если бы мы посмотрели на собор сверху, то план его имел бы не одну, а две оси симметрии. Но замыслам архитектора было не суждено сбыться.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Санкт-Петербург на уроке геометрии Виды симметрии в архитектуре

Осевая симметрия Две точки называются симметричными относительно прямой, если эта прямая проходит через середину отрезка, соединяющего эти точки, и перпендикулярна к нему. A B C D D c

Осевая симметрия в архитектуре Санкт-Петербурга

Исаакиевский собор Крупнейший православный храм СПб. Построен в 1818-1858 г. по проекту О.Монферана. Высота 101,5 м.

Екатерининский дворец в Пушкине Бывший императорский дворец. Расположен в городе Пушкине (ранее Царское село). Здание заложено в 1717 году по приказу Екатерины I . Представляет образец позднего барокко. Во время войны дворец был сильно разрушен. Его восстановление заняло долгие годы.

Центральная симметрия Две точки называются симметричными относительно данной точки, если эта точка является серединой отрезка, соединяющего точки. А В О

В 1798-1810г производятся работы по строительству гранитных набережных Мойки, которые украсила чугунная литая ограда с четким рисунком из геометрических элементов ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ В ЗНАМЕНИТЫХ РЕШЕТКАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Мост Белинского В 18-ом веке на Фонтанке было построено 7 однотипных каменных разводных моста.В первоначальном виде сохранились только два. Один из них Симеоновский мост (мост Белинского)

Фрагмент решетки Летнего сада

ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ Зеркальной симметрией (симметрией относительно плоскости) называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка М переходит в симметричную ей относительно плоскости точку N .

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума

Зеркальная симметрия в садах и парках Санкт-Петербурга

На этом снимке можно увидеть разные виды симметрии Мраморный дворец построен в 1768-1785г по проекту А. Ринальди по заказу Екатерины II . Первое здание в СПб, фасады которого облицованы естественным камнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летняя практика суворовцев 8 класса "Симметрия в архитектуре Москвы"

Материал состоит из пояснительной записки, целей и задач. А также ежедневном планировании практики....

Проект «Симметрия в архитектуре здания Русского музея»

Проект, выполненный учащимися коррекционной школы в рамках совместного поекта с Государственным Русским музеем. Руководитель Демина Елена Ивановна. Мы участвуем в работе второй год....