Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839). Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца. Чего стоит хотя бы блестящее произведение «Демон». Но в «Молитве» автор отходит от своих убеждений. Он как бы отрекается от независимости и гордого одиночества.

Русские люди, даже получив прекрасное европейское образование, хранили глубоко в душе надежду на божественное покровительство. В «минуту жизни трудную» обращение к богу с молитвой было естественным и необходимым действием. Лермонтов находился на вершине своего творчества, он уже испытал серьезные потери и неудачи. «Демонизм» поэта в какой-то степени исчерпал себя. «Молитва» является еще одной попыткой автора найти гармонию в мире и обрести спокойствие.

Простые, заученные наизусть, слова «чудной молитвы» обладают огромной силой. Лермонтов не указывает их в произведении, не кается в своих грехах. По его мнению, содержание молитвы не имеет большого значения. Важно именно «созвучье слов живых», их загадочное сочетание, способное полностью очистить и успокоить душу человека.

Чтение молитвы облегчает тревожное состояние автора, разрешает все его сомнения. Исчезает без следа мучительное для Лермонтова ощущение одиночества. Через молитву происходит соприкосновение с высшей правдой и справедливостью. На автора опускается священная благодать, что позволяет ему с новыми силами жить дальше.

Текст произведения был впоследствии переложен на музыку. Стихотворение «Молитва» стало блестящим образцом христианской лирики. Это еще раз подчеркивает гениальность и разносторонность поэта, способного проявить себя в абсолютно противоположных жанрах.

Анализ стихотворения Лермонтова Михаила «В минуту жизни трудную…»

Михаил Лермонтов – человек, который всегда тонко чувствовал, и причем, несмотря на свой трудный характер, он мог понять человека, если он был добр и всегда готов был прийти на помощь. Лермонтов никогда в жизни не предавал себя, он всегда был верен себя и что главнее для него - своим принципам. В жизни ему не раз бывало трудно, ведь никто не может похвастаться, что бывало легко, и особенно этот поэт и писатель.

Произведение под названием «Молитва», Лермонтов написал в 1839 году. Именно в этом году случилось происшествие, которое и побудило его написать такое стихотворение. Это было тогда, когда князь по имени Одоевский подарил Лермонтову сборник средневековых текстов, которые состояли из духовных сюжетов. А также, книгу Евангелие он получил от князя.

Эти весьма необычные подарки не вызвали такие горькие обуревания у поэта, так как они была подарены другом. Это было дано ему князем затем, чтобы Лермонтов больше обращался к Богу, больше молился. Ведь именно в вере и в молитве мы, люди, можем найти успокоение и умиротворение. Это было не просто так, ведь Лермонтов славился своей не набожностью, а даже скорее, атеизмом, так как он возможно и не отрицал явление и существование Бога, но и не молился ему так часто, если вообще это делал во взрослой жизни, как другие люди в то время. Он также не посещал церковь, что вообще вызывало странные впечатления у людей, особенно из высшего общества, в которое он также входил.

Возможно, это бы какой-то протест против людей, аристократов, каких он всей душей ненавидел. А потому вскоре после получения подарка, Лермонтов написал произведение «Молитва». Это произведение очень коротко, но оно красиво и спокойно. Лермонтов пишет в нем, что молитва – это очень сильное действие, которое приносит успокоение возбужденному сердцу. Молитва – это то, что очень важно в нашей повседневной жизни, а не только тогда,когда нам очень трудно.

Важно молиться и тогда, когда хорошо, а по другому – это уже не так честно перед Богом, которому мы непосредственно обращаемся. Лермонтов описывает все свои чувства и ощущения от молитвы. Также, поэт примерно в центре произведении описывает слов молитвы, а вернее их смысл, который всегда важен. Ведь то, что мы скажем – уже как-то по-своему священно. Лермонтов, который наверно немного отучился молиться, теперь как бы восхищен. А потому в стихотворении присутствуют слова – нежные, и даже ласковые.

Анализ стихотворения Молитва (В минуту жизни трудную…) по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фета Ave maria

    «Аве Мария» переводится как «Радуйся, Мария!» - это католическая молитва, которую верующие обращают к Деве Марии, которая являлась матерью Христа.

    Это не очень большое стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки. Здесь автор обращается к тому самому псевдопоэту. Монолог этот довольно эмоционален, строг, обличителен

М. Ю. Лермонтов является неоднозначной, непростой фигурой в русской поэзии 19-го столетия. Его творчество пропитано некой решительностью, целеустремленностью, однако, вместе с тем, в его стихах улавливается оттенок печали, и слышатся мотивы обреченности и уныния.

Жизненные факты о поэте

Откуда же это соединение столь несовместимых чувств в душе такого юного человека? Разгадку нужно отыскивать непосредственно в истории, в обществе того времени. Поэт жил в 30-е годы 19-го века, в период волнений и стагнации.

Поколение того времени мучалось переоценкой достояния прошлых времен и неопределенностью грядущих. Это была эпоха отсутствия моральных и религиозных эталонов. И поэт максимально ощутил на себе ужас пропащего поколения.

Невзирая на чувствительную душевную организацию, поэт являлся волевым, упорным человеком. И это эхом отозвалось в его трудах. Однако и выносливым личностям иногда нужна помощь и опора. И, похоже, что "Молитва" М. Ю. Лермонтова была написана в один из периодов духовного упадка. Что хотел выразить поэт?

Анализ стихотворения Лермонтова "Молитва"

Данный стих считается доказательством того, что лаконичность формы не умаляет богатства и развернутости композиции. Размер "Молитвы" Лермонтова всего три строфы, однако тут поэт раскрывается читателям с новой, ранее незнакомой стороны.

В подобных строчках мы лицезреем не воина или мыслителя, размышляющего и обвиняющего своих современников, но некоторого "внутреннего" Лермонтова, способного на слепую, беспечную надежду. Произведение пропитано особенной душевностью.

Мы отчетливо замечаем при анализе стихотворения Лермонтова "Молитва" в облике героя характер самого поэта, его скрытые, глубокие помыслы и эмоции. Мы находим его в период духовного кризиса, уныния, в "минуту жизни трудную". И вот, отыскивая утешение, он взывает к Всевышнему.

Аналогия с действительностью

Проводя параллель с жизненной тропой поэта, можно решить, что персонажу действительно некуда направиться, неоткуда искать успокоения. Поскольку, как уже упоминалось ранее, Лермонтов жил в период моральной стагнации, он не имел неверного мнения относительно своих современников. Понимая весь трагизм создавшейся обстановки, поэт ощущал себя покинутым, очевидно, в какой-то мере, даже ненужным. Лирический персонаж в его стихах обыкновенно выделяется угнетенностью, печалью, недоверием.

При анализе стихотворения Лермонтова "Молитва" мы видим состояние "духовного прозрения". Кому, как не стихотворцу, выделять загадочное влияние Слова на человека? Поэт ощущает волшебство древних христианских молитв, в них таится невероятная сила столетий. Не нужно размышлять о значении изрекаемых фраз, интуиция сама учует колоссальную магию глубокой созвучности.

После молитвы персонаж произведения ощущает неимоверную легкость, у него возникают новые силы жить и созидать.

Символизм

Отсюда вопрос: возможно ли считать, что после данного стихотворения поэт перешел от мятежности к примирению? По всей видимости, нет, поскольку оба чувства есть различные грани одной личности. Лермонтов с его наводящими ужас, печальными стихотворениями не прерывает борьбу с окружающей реальностью.

Однако, разумеется, в самые трудные периоды ему необходимо где-то находить силы, искать покоя, тишины. Человек, располагающий волшебством слов, взывает к Господу - в этом есть некоторая символика.

Вопреки своему бунтарскому духу, возражению, поэт все-таки допускает реальность высших духовных сил, которым он покоряется и обращается за поддержкой, опустив свою надменную голову…

Характерные особенности

В "Молитве" М. Ю. Лермонтова открывается его душа. В нём сосуществуют обыкновенные для поэта черты: печаль и угнетенность с убежденностью в вышние силы. Молитва точно круг спасения соединяет его, поглощенного своими внутренними страданиями, с Господом. Это его горячая вера, состояние духовного прозрения.

История создания "Молитвы" Лермонтова такова: он был влюблен в княгиню - Марию Щербакову, посоветовавшую ему читать молитву в моменты грусти и тревоги. Из этого можно сделать вывод, что произведение предназначалось непосредственно ей.

Тематика стихотворения

Лермонтов говорит о роли мольбы, о влиянии слова. Он обретает веру и духовное утешение вследствие таинственной силы простой молитвы, при всей своей недоверчивости и обессиленности. Кротость и умиротворение охватывают душу поэта. После молитвы на смену недовольства миром, неуверенности и бунтарству души приходит спокойствие и покорность, вера в доброе и благое.

Также стих зачаровывает собственной мелодичностью. Примерно сорок музыкантов увековечили данное произведение.

Тема "Молитвы" Лермонтова - зарождение в душе человека возвышенных чувств.

Загадочность

Стиль произведения - элегия. Сперва появляется оттенок грусти и тревоги: тяжелая минута в сердце - печаль... Это выделяется красочным словом "теснится".

В такие моменты и взывают к Господу. Какую же молитву повторяет персонаж - неизвестно. Так же загадочно влияние слов молитвы. Все слова в данных строках крайне экспрессивны: на них создается стиль произведения.

Первое четверостишье - изображает состояние души героя, его взывание к молитве, второе - описывает мощь и красоту выразительных слов. Третье четверостишье повествует о результате молитвы, о том, что придает человеку "сила благотворная": на смену печали и муке приходят уверенность, вера, слеза успокоения.

Молитва окрещена Лермонтовым доброй защитницей жестокого мира. Тут заметна весомая для его поэзии конфронтация: "жестокий мир", возникающий неоднократно в некоторых стихах поэта, сравнивается с "доброй защитницей". Обращают на себя внимание также антиподы в первом и третьем четверостишии: сложную - просто, теснится печаль - ноша скатится.

Если обратиться к анализу стихотворения Лермонтова "Молитва", то он употребляет в произведении высокую лексику. Ключевые фразы в стихе - "молитва волшебная", "сила благотворная", "божественная красота" - сопряжены с религией.

История создания произведения

После того как он вернулся с Кавказа, он осознает, что поменять окружение нельзя. Поэт не сможет выполнить это. Ощущение слабости вынуждает его устремиться к Господу. Вследствие типичного духовного образования Лермонтов никогда не относился к религии серьезно.

Современники его часто подмечали в своих записях, что предприимчивая и несдержанная природа поэта чаще всего вынуждала его сперва осуществлять действия, а потом уже размышлять над совершенным. Как истинный мятежник по жизни, он ни разу не пытался спрятать свои взгляды на политику. Лишь спустя некоторое время, прожитое на Кавказе, Лермонтов понял концепцию возвышенного начала, которой покоряется человеческая судьба.

В душе поэт по-прежнему остается мятежником. Однако осмысливает, что его предназначение не состоит только в том, чтобы показать людям их недалекость и бесполезность. После Кавказа Лермонтов уезжает обратно в Москву, где бывает на светских балах и сближается с княгиней Марией Щербаковой. В одном из разговоров молодая девица говорит поэту, что лишь молитва, устремленная к Господу, помогает приобрести внутренний баланс и отыскать силы в самые тягостные моменты жизни.

Не сказать, что подобная беседа вынудила автора по-иному отнестись к жизни. Однако, по всей видимости, Лермонтов увидел в совете юной девушки личную, особенную правду. Он сочиняет свою «Молитву» - самое доброе и лирическое творение.

Год написания «Молитвы» Лермонтова - 1839 и имеет отношение к позднему периоду поэзии Лермонтова. Поэт, будучи 25-летним, уже побывал в ссылке и пересмотрел свою жизнь.

Идея «Молитвы» Лермонтова — это, в какой-то мере, стремление примириться с той стезей, которая определена для писателя. Однако, вместе с тем, это усиление его уверенности в своих силах и, что не исключено, предвидение близкой кончины. Это - исповедь в стихах, значение которой включает борьбу со слабохарактерностью, вынуждающую его беспрестанно прятать под маской приличия свои настоящие эмоции и мысли.

Лирический герой Лермонтова не находит в реальности собеседников, достойных узнать его думы и настроения. Его послания — это обращения к Божественным силам. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832) он признается в том, что тайны его души понятны лишь Богу.

Однако для него несомненно, что в мире можно найти «душу достойную», ощутить тепло «сердца незлобного», в холодном, печальном земном существовании почувствовать присутствие ангела. По отношению к таким редким исключениям из обыденности он испытывает сострадание, готов молиться за их счастье. Ему самому суждены битвы, опасности, грехи, но его молитва — за другую душу.

Давайте проведем анализ стихотворения "Молитва". Лермонтов просит о чуде, на своем опыте зная о том, что свет (в стихотворении присутствует, как часто у Лермонтова, антитеза в омонимических значениях этого слова: он затерян в мире-свете , не признающем добрых, светлых чаяний) не способен дать покоя и счастья. Прототипическая основа произведения способствует возникновению особого доверия к выводам стихотворения, написанного в начале ссылки — перевода на Кавказ в действующую армию по приговору суда над автором «Смерти Поэта». Его самоотверженность подтверждена жизненными обстоятельствами: несмотря на то что он остро ощущает одиночество и беззащитность, его обращение к высшим силам вызвано потребностью защитить «деву невинную».

Стихотворение «Молитва» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, представляет иную сторону романтической концепции любви: в соединении с началами добра и духовности она приносит «молодость светлую, старость покойную» (возрастная антитеза позволяет охарактеризовать всю жизнь). Прототипом образа героини стала В.А. Лопухина, чувство к которой для автора было связано с верой в торжество вневременной справедливости, в возможность найти понимание и сочувствие, отклик своим исканиям во внутреннем мире другого человека. Жизненная основа — важный фактор при создании образа, но все же это один из компонентов, романтическое содержание в нем столь же значимо. Та, о ком молится лирический герой, как и он, обречена на страдания, и только чудо может облегчить ее бытие. Внимание, дружба, надежды — это волшебные дары, которые вымаливает для нее тот, кто готов забыть ради этого о своем спасении:

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Мысль о неосуществимости в реальности этой мечты выражена внесмысловыми средствами. Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)написано четырехстопным дактилем с дактилическими рифмами. В двух случаях появляются ритмические перебои, выделяющие ключевые слова: во второй строфе дактиль нарушается в начале второй строчки, где звучит стопа амфибрахия («За душу странника...»); в третьем четверостишии нарушает метр первое же слово, написанное в ритме анапеста («Окружи»). Окружить счастьем, оградить от невзгод на земле безгрешную душу, достойную райского блаженства, невозможно, как трудно сохранить законы метра, выражая эту мысль. Ее совершенство исключительно, и противореча привычным устоям действительности, свидетельствует о непреодолимой преграде между ней и небесным идеалом.

Соединение в рамках одного произведения нескольких размеров называется полиметрией (от греч. «многообразие»), которая является ритмическим средством выразительности в поэзии, позволяющим заострить, выделить один из аспектов. В данном случае оно напоминает об основной романтической антитезе (небо — земля, идеал — реальность), скрытой за мотивом искренней молитвы о чуде. Оба плана совмещаются, придавая картине духовной жизни лирического героя объемность. Глубина, свойственная молитвенному настрою, соединяется в ней с мечтательностью, размышления о безотрадной участи человека, «странника в свете» — со светлыми чувствами.

В последнем из четырех четверостиший стихотворения «Молитва» Лермонтова представляется завершающий аккорд раздумий лирического героя о судьбе души на земле — в нем идет речь о неизбежном конце человека, «часе прощальном», который может наступить и шумным утром, и безгласной ночью, но будет одинаково скорбным, печальным. Однако мысль о смерти, возникающая на фоне представления земного мира как пустыни, не вносит в настроение подавленности, трагизма. Грустно наблюдать, как душа расстается с телом, но это был только этап ее бытия, после которого она вернется в блаженное, «теплое», вечное обиталище (о «блаженстве безгрешных духов» в райских садах поет ангел в стихотворении Лермонтова «Ангел», 1831, являющемся автореминисценцией «Молитвы»).

Конец на земле — это избавление от «мира холодного», приобщение к «яркому сиянию». Ангел у «ложа печального» становится воспреемником, подобным крестному отцу при крещении, открывающим душе путь к свету (раскрыть смысл образа помогает понятие «восприять», означающее действие, производимое при взятии младенца из крещенской купели). Поэтому мысль о смерти вызывает у лирического героя не уныние, а лучшие, прекрасные ощущения. Парадоксальность (от греч. «неожиданный, странный», резкое отличие от общепринятого) такого восприятия передается с помощью фонических средств. В последней строфе отчетливо слышен ассонанс «у». Он окрашивает рифмы всех четырех строф, но стоит там на слабом месте (молитвою — битвою, пустынную — невинную, достойную — покойную, прощальному — печальному и безгласную — прекрасную). На сильном месте, в ударной позиции он оказывается в словах, имеющих возвышенное и обнадеживающее значение: молю, душу (троекратно повторено в тексте), заступнице, утра, лучшего. В четвертой строфе эта тенденция усилена стыком, делающим повтор звука «у» особенно заметным, повышающим значение этого печального по эмоциональной окраске ассонанса, в стихотворении выделяющего противоположные по значению слова:

Срок ли приблизится часу прощальному

В у тро ли шу мное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лу чшего ангела ду шу прекрасную.

Помимо ассонанса «у» в фонической организации стихотворения важны повторы сочетаний гласных с сонорными согласными и полугласным, придающие тексту музыкальность, напоминающую, как и в стихотворении «Ангел», о гармонии «звуков небес». Она вносит в эмоциональную окраску умиротворенность, сочетание которой с щемящим чувством, возникающим из-за неудовлетворенности, ожидания разлуки, сознания своего бессилия, представляет новое доказательство многообразия и богатства духовной жизни. Более того, инструментовка нарушает впечатление, создаваемое на смысловом уровне. Лирический герой не выражает надежды дождаться «достойного» существования, обрести понимающего спутника, украсить бытие «девы невинной», а мелодия поэтического излияния поет о красоте и гармонии:

Я , М атерь Божия , ныне с моли твою

Пред твоим образом , я рким сиянием ,

Не о спасении , не перед битвою ...

Не за свою молю душу пустынную

Дай ей сопутников, полны х внимания

В утро ли шумное , в но чь ли безгла сную...

Эта особенность звуковой организации стиха побуждает искать объяснение в ключевом слове. Оно не произносится в тексте, скрыто за обращением к образу Богородицы, мотивом мольбы о чуде, о счастье в земной жизни. Лирический герой просит о нем не для себя («Не за свою молю душу пустынную...»), отказываясь от спасения и облегчения участи ради «девы невинной», но о том, чем вызвана такая самоотверженность, на смысловом уровне нельзя догадаться. Тайное признание в стихотворении слышится благодаря фонике: оно рифмуется с формой глагола, выражающего суть происходящего («Молю»), ассонанс «у» напоминает о содержащихся в ключевом слове гласных, в повторах сочетаний гласных с сонорными выделяются слоги с «л» (во всех четырех строфах они выстраиваются в рифмованную канву, подобную песне без слов: ли-ла-лю-ло-ло-ло-ло-ли-ла-лу-ла). Все эти особенности подтверждают, что в действительности в стихотворении речь идет о любви, снова, как и в послании «К*», безотрадной, неразделенной, но вызывающей светлые ощущения, потребность забыть о себе, сосредоточившись на мысли о возлюбленной.

Ее образ создается с помощью антитезы «миру холодному» (эпитет является результатом представления о земном мире, как воплощении неприютности, неприветливости, пренебрежения к человеку). Главное в ней, как и в лирическом герое,— душа (лирический герой характеризуется на основе двукратного повторения той же черты: у него «душа пустынная», «душа странника в свете безродного»). Благодаря этому счастьем для нее должны стать понятные ему сочувствие, понимание, надежда, покой. Однако несмотря на близость, соединение двух душ невозможно, их пути пересеклись на мгновение, побудив лирического героя к молитве, нарушающей печальные раздумья. Доминирующим в его мироощущении предстает романтический максимализм в оценке внешнего мира. Поиск утешения для страждущих в нем приводит к осознанию безысходности. И все же оно не гасит внутреннего света, озаряющего бытие всех «душ достойных». Огонь духовности пылает настолько ярко, что освещает дорогу другим странникам. В нем частица «яркого сияния» Божественных сил, и такая личность в мире заметна и ценна, ее бытие возвышает человека, хотя ее значение неоспоримо лишь для того, кто способен воспринять небесный идеал, остальные не понимают его.

Своеобразие эмоциональной окраски стихотворения обусловлено соединением трагизма с просветленностью, в обрисовке которой важную роль играет мотив любви. Благодаря ему, светлая, ангельская, прекрасная сторона духовной жизни выдвигается на первый план, а надежда на чудо и предчувствие счастья становятся тоникой, т. е. основным, опорным тоном излияния. На этом завершим анализ стихотворения «Молитва» (Лермонтов).

План

  1. История создания
  2. Тема и идея стихотворения
  3. Художественные средства

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?
Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Молитва"

Время создания

Стихотворение написано в 1839 году для княгини Марии Щербаковой, которой Лермонтов был увлечён.

Тема

Тема стихотворения - возникновение в душе человека высоких чувств.

Главная мысль (идея)

В произведении передаётся состояние "душевного просветления", которое противопоставлено "трудной минуте жизни". Поэт возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь чувству, которое приводит героя к "светлым душевным порывам".

Поэтика

Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - четырёхстопный и трёхстопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужской и женской рифм.

В начале стихотворения возникает образ печали и смуты: трудная минута в сердце - грусть... Это подчёркивается выразительным глаголом "теснится".

В такую минуту и обращаются к Богу: "одну молитву чудную твержу я наизусть". Какую молитву твердит лирический герой - тайна. Так же таинственна и для самого героя и сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная живая прелесть в них". Все эпитеты в этих строчках очень выразительны: на них строится образ стихотворения.

Первая строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращение к молитве, вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, а третья строфа рассказывает о действии молитвы, о том, что привносит человеку "сила благодатная": тоску и томление сменяют вера, надежда, слеза облегчения.

Молитва названа поэтом "тёплой заступницей мира холодного". Здесь звучит важная для творчества поэта антитеза: "холодному миру", образу, появляющимися во многих произведениях поэта, противопоставлена "тёплая заступница". Важны также противопоставления в первой и третьей строфах: трудную - легко, теснится грусть - бремя скатится.

Поэт обращается к чувствам. Для этого он использует звукопись, точнее ассонанс (использование гласных звуков для создания звукового образа). В первой строфе он создаётся повторяющимися "у" (13 повторений). В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э". Строчки становятся легче, как бы "взлетают". Так поэт передаёт чувство облегчения, покоя, которое приносит молитва.

Поэт использует в стихотворении приподнятую лексику. Важные слова в стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.