Арбузов жестокие игры главные герои. Алексей арбузов - жестокие игры

Это одна из наиболее жестких, резких пьес Арбузова, в чем-то даже не по-арбузовски категоричная. Драматург точно почувствовал и воссоздал в ней многие проблемы, ставшие очень острыми в последующие десятилетия.

«Когда я писал „Жестокие игры“, – вспоминал Арбузов, – я думал вот о чем: все мы стоим на маленьком плацдарме, бывает в горах такая площадочка, когда забираешься на самую вершину, и там можно стоять вчетвером, даже впятером. Только нельзя делать резких движений, чтобы не столкнуть кого-нибудь в пропасть. По существу, это образная картина нашей жизни. Боль от неосторожного движения, которого ты сам не замечаешь порой, может принести гибель, нравственную или физическую, близкому тебе человеку».

В пьесе эта мысль находит художественное воплощение не только в московских сценах. Действие время от времени переносится в Сибирь, где живет и работает Миша, родственник Кая, человек, обожающий свою семью, романтик и песенник. На какое-то время его рассказы о Сибири (ведь именно туда ехали искать себя и свое счастье герои арбузовских пьес), о любимой жене и новорожденной дочери вносят какой-то свет в сумрачную атмосферу большой и пустой квартиры Кая, но потом выясняется, что и Мишина жизнь трещит по швам. Геолог Маша, его жена, волевая, энергичная и целеустремленная женщина, считает ребенка и мужа помехой на своем жизненном пути. «Геолог я, – гордо заявляет она, – а все остальное потом». Вынужденная сидеть с дочкой, она считает себя птицей, посаженной в клетку, и рвется на волю. Но воля оборачивается потерей семьи, любви (Миша погибает) и, как понимает героиня с трагическим опозданием, счастья. В последнем разговоре с Нелей, которая тайком увезла из Сибири в Москву ребенка, посчитав, что он Маше не нужен, а заодно чтобы испытать чувства Никиты (игры продолжаются), Маша подводит невеселый итог своей жизни и предостерегает девушку от повторения своих ошибок: «Все играем, играем, наиграться никак не можем… На Тужке-то свое доказала, а вот тут (показывает на грудь) что-то замолкло все. Кончились мои танцы. Ладно, живи. Брось игры, а то убьешься».

Связь со временем, укорененность человека в жизни начинается в пьесах Арбузова с родственных связей, с порога дома. «Его социальность всегда была упрятана в сложные и причудливые человеческие отношения», – справедливо заметил М. Рощин. Именно семейные отношения многое проясняют в характерах героев Арбузова. Беспечное отношение Ведерникова к матери («Годы странствий»), нелады в семье Виктора («Иркутская история»), слепая ревность к матери и обида на отца, ушедшего из семьи, которые испытывает Леонидик («Мой бедный Марат»), – все это скажется на непростом пути героев. Мать, покинувшую маленького сына ради новой любви («Виноватые»), отца, легкомысленно пренебрегшего семьей («Потерянный сын»), настигают на склоне лет одиночество и горькое осознание ошибок.

Наиболее тонкие, чуткие герои Арбузова не позволяют себе нарушить покой дорогих им людей: решительно и тихо уходит от своей любви Таня, уезжает из дома Балясниковых Виктоша, осознав свою любовь к сыну Балясникова и боясь причинить боль отцу, вновь вызвать их отчуждение. Молча и спокойно выслушает Люся признание Ведерникова о любви к другой женщине, но другая, Ольга, в финале пьесы уйдет, не разрушив их семьи. Найдут в себе силы начать жизнь сначала герои пьесы «Мой бедный Марат», расстанутся, чтобы не причинить боль жене и детям героя, Пальчиков и Тамара («Вечерний свет»). Есть надежда, что и в души повзрослевших героев «Жестоких игр» войдут сострадание и милосердие. В заключительной части пьесы Терентий уходит с отцом встречать Новый год, Никита и Неля уже более серьезно, без издевки говорят о своем чувстве, не остается равнодушным ко всему происходящему Кай, Маша увозит домой маленькую дочь, возможно, ей она отдаст свою любовь и внимание, на которые была слишком скупа с мужем.

Режиссер М. Захаров, поставивший на сцене Театра им. Ленинского комсомола наиболее яркий и впечатляющий спектакль по пьесе «Жестокие игры», писал: «В этой пьесе клокочет и рвется наружу скрытый темперамент спокойного на вид драматурга, бродит злость и энергия, есть отчаянное стремление остановить несуразные и опасные для жизни человека игры, есть призыв (почти крик) к осторожному общению с людьми близкими и далекими…»

И. Монисова

Драма в двух частях, восьми картинах

… Так и я родился и явился сначала скромной моделью себя самого, чтобы родиться снова более совершенным творением…

Микеланджело Буонарроти. XXIV сонет

Действующие лица

Таня .

Герман .

Шаманова Мария .

Игнатов Алексей Иванович .

Дуся .

Михей .

Бабушка .

Грищенко Андрей Тарасович .

Доктор .

Хозяйка зимовья .

Васин .

Башняк .

«Фурманов ».

«Чапаев ».

«Матрос ».

Вихрастый парнишка .

Парень .

Гости Германа, приисковая молодежь .

Часть первая

Картина первая

Четырнадцатое ноября 1934 года.

Москва. Зимние сумерки. Скоро шесть. Квартира Германа. Уютная комната, в которой все говорит о счастливой любви и дружбе двоих. За окном медленно падает густой снег, освещаемый огнями улицы. На пороге Таня, замерзшая, счастливая. Она в белой меховой шубке, вся в снегу. В руках покрытые снегом лыжи. Навстречу ей бежит Дуся, маленькая, курносая, серьезная девушка лет восемнадцати.

Дуся . Ну вот, всегда вы с лыжами в комнату…

Таня . Германа нет? Я только посмотреть… (Снимает шубку.) А какой снег! Я, как в детстве, задрала голову и глотала его, как мороженое… И варежки мокрые, хоть выжимай!

П ьеса Алексея Арбузова «Жестокие игры» написана в 1978 году. Тема равнодушия и цинизма молодого поколения тогда начинала разворачиваться в советском театре и кино. Постановщик ярославского спектакля Александр Созонов увидел в этом сюжете вневременную историю о трудностях в отношениях детей и родителей, о жестокости близких. Антураж спектакля - подчеркнуто современный, то есть действие перенесено в наши дни. «Золотая» московская молодежь конца 70-х представлена нынешними хипстерами в кедах, а главная героиня - провинциальная девчушка Неля - тут довольно уверенная в себе, ухоженная и модно одетая девица.

Неля сбежала от родителей, потому что те заставили ее сделать аборт, а отец неродившегося ребенка отказался принять ее. Приехав в Москву, девушка попробовала поступить в медицинский институт, но срезалась на экзамене. Возвращаться домой она не хочет, жить ей негде. Кто-то из новых приятелей отправляет ее в дом к московскому пижону Каю - тот живет в огромной квартире на Тверском бульваре один, родители работают за границей. У Кая в доме идет круглосуточная тусовка, а убирать и готовить некому. Он с радостью принимает Нелю в жилицы, чтобы та поддерживала порядок в его богемном жилище. Девушка с интересом наблюдает за пестрой жизнью обеспеченных столичных бездельников, поначалу ей весело в их компании, она флиртует с друзьями Кая, но появление в доме двоюродного брата хозяина, врача Михаила высвечивает всю пустоту и тщету существования «художников» и «музыкантов» с Тверского бульвара. Михаил живет в далеком сибирском поселке, каждый день спешит на вызовы по непролазным тропам. Нелька влюбляется в этого брутального, «настоящего» мужчину и однажды срывается из Москвы в Тюмень - к нему. Однако там ее ждет сюрприз: Михаил женат и имеет маленькую дочку.

В концепции режиссера и художника спектакля «Жестокие игры» на первый план выходит тема «недоигранного» детства персонажей - юношей и девушки, недополучивших от родителей любви, тепла, понимания. Они обижены на взрослый мир, хотя сами незаметно выросли и стали взрослыми. «Центром сценического пространства становится стеклянный подиум - элемент концептуальный, - пишет в репортаже с премьеры спектакля журналист Вера Куликова. - Он разделяет пространство на две зоны: одна принадлежит преимущественно «московской» составляющей действия, другая сибирской. В то же время он несет и семантическую нагрузку: с одной стороны создает гламурный антураж ночного клуба, с другой выступает музейной витриной, где хранятся самые трепетные воспоминания героев - старые игрушки, дорогие сердцу вещи, пионерские галстуки и прочее». Дефицит любви и чувства защищенности - это то, что действительно роднит героев пьесы 1978 года с нынешними молодыми.

В сентябре 2016 года спектакль Театра им. Федора Волкова «Жестокие игры» был показан в Москве, на фестивале «АРТмиграция».

Конец 1970-х гг. Москва. Дом на Тверском бульваре. В просторной трёхкомнатной квартире живёт Кай Леонидов. Его мать с отчимом за границей, они уехали на несколько лет, поэтому он живёт один. Однажды к нему в квартиру заходит девушка Неля. Ей девятнадцать лет. Она, приехав из Рыбинска, не поступила в медицинский институт. Ей негде жить, и знакомые направили её к Каю. Она обещает, если Кай разрешит ей пожить здесь, убирать и готовить. Каю двадцать лет, но он уже устал от жизни и ко всему равнодушен. Родители хотели, чтобы он стал юристом, а Кай институт бросил, он рисует. Кай разрешает Неле остаться.

К Каю часто заходят его друзья Терентий Константинов и Никита Лихачев. Они его ровесники, дружат со школы. Терентий ушёл от отца. Константинов-старший тоже часто приходит к Каю, зовёт сына домой, но тот с ним почти не разговаривает. Терентий живёт в общежитии и домой возвращаться не собирается. Неля придумывает каждому прозвище: Кая зовёт Лодочкой, Никиту - Бубенчиком, Терентия - Опёнком. Никита заводит с Нелей роман. Он ухаживает так за каждой девушкой, которая появляется в поле его зрения. Неля пугает его, что возьмёт и родит ему дочку.

Как-то январским вечером к Каю заходит Михаил Земцов. Это двоюродный брат Кая. Ему тридцать лет, он врач в Тюмени. В Москве Михаил проездом. Михаил рассказывает о своей работе и вообще о жизни в тайге. Он женат. Недавно у него родилась дочка. Неля говорит ему, что тоже хочет стать врачом, что она работала сиделкой в больнице. Михаил говорит, что, если бы у них в больнице была такая сиделка, то он бы её озолотил. Уезжая, Михаил говорит ребятам, что они тускло живут, не видят жизни с её радостями.

Начало марта. Западная Сибирь. Посёлок нефтеразведочной экспедиции. В комнате Земцовых - Миша и его жена Маша. Ей тридцать девять лет, она геолог. Всего десять недель назад у них родилась дочь, а Маше уже скучно. Она не может жить без своей работы, именно поэтому, как говорит Михаил, от неё ушли три бывших мужа. Машу тяготит, что Михаила могут вызвать в больницу в любое время дня и ночи, а она одна должна сидеть с Лесей. Входит Ловейко, сосед Земцовых. Ему тридцать восемь лет, он работает вместе с Машей. Ловейко рассказывает, что площадь в Тужке, где они работали, названа неперспективной. Маша хочет доказать всем обратное, но у неё на руках ребёнок.

В это время открывается дверь, на пороге стоит Неля, Она очень удивлена, что Миша женат, она этого не знала. Миша не сразу её узнает, зато потом искренне радуется, потому что его больных «некому сторожить». Неля хочет пожить у них до осени, чтобы опять пытаться поступить в институт.

Москва. Снова квартира Кая. Ребята все время вспоминают Нелю. Она уехала, не простившись ни с кем, не оставив адреса, не сказав, куда едет. Кай нарисовал её портрет и считает его своей единственной удачей. Никита думает, что Неля уехала потому, что ждёт от него ребёнка. Неожиданно всего на два дня приезжает Олег Павлович - отчим Кая. Он привозит ему подарки и письмо от матери.

Посёлок нефтеразведочной экспедиции, вторая половина июля, комната Земцовых. Маша с Ловейко собираются уезжать в Тужок. Неля приносит Лесю из яслей, чтобы они могли попрощаться, но Маша этого не хочет: она «вчера в яслях простилась». Мишу вызывают в Байкул. Неля остаётся одна с ребёнком.

Середина августа. Комната Земцовых. Миша и Неля пьют чай. Неля рассказывает ему свою историю. Она убежала из дома после того, как родители заставили её сделать аборт. Она хотела бежать вместе со своим «парнишкой», а тот её прогнал. Неля просит Мишу жениться на ней. Миша же отвечает, что любит Машу. Он «гадает» Неле по ладошке. Говорит ей, что любит Неля другого: тот обидел её, вот она и уехала. Неля соглашается. Миша говорит, что все можно исправить, если человек жив. И вдруг сообщает, что Маша ушла от них. Неля просит его не верить этому.

Конец сентября. Москва. Вечер. В комнате Кая сидят ребята. В который уж раз приходит Константинов-старший, и Терентий с ним все так же холоден. Неожиданно приходит женщина. Это мать Нели. Ей немногим за сорок. Она ищет дочь. Ребята говорят, что Неля уехала и не оставила адреса. Мать Нели рассказывает, что её муж умирает и хочет увидеть напоследок дочь и попросить прощения. Ребята ничем не могут ей помочь. Она уходит. Терентий считает, что в отьезде Нели виноват Никита. Кай же говорит, что виноваты все. Они вспоминают своё детство и гадают, отчего они стали такими бесчеловечными. Даже Константинов-старший вдруг раскрывается. Он рассказывает, как пил всю жизнь, а когда опомнился, то оказался один.

Двадцатые числа октября. Комната Земцовых. Маша приехала на один день. Неля рассказывает ей, как погиб Михаил: вылетел спасать человека, но из-за несчастного случая утонул в болоте. Теперь Неля ночует у них дома, забирая из яслей Лесю, - «чтобы жизнь тут теплилась», она говорит, что Миша любил именно её, Нелю, потом признается, что придумала это, чтобы забыть другого, и что Маше можно завидовать: такой человек любил её! Маша уезжает, оставляя Лесю на Нелю. На прощание Неля включает Маше магнитофон, где Миша записал ей свою песню.

Москва. Начало декабря. Комната Кая. Приходят Никита и Терентий. Кай говорит, что вернулась Неля с дочкой. Девочка простыла в дороге. Никита не в себе. Хочет уйти. Из соседней комнаты выходит Неля с девочкой на руках. Говорит, что уедет, когда Леся поправится, хотя бы к матери - звала ведь. Никита хочет выяснить, кто отец ребёнка, но Неля не говорит ему. Спрашивает, хотел бы он, чтобы это был его ребёнок? Тот её отталкивает. Неля плачет. Терентий предлагает ей выйти замуж за него.

Последние дни декабря. Комната Кая. Леся спит в новой колясочке. Неля купила большую ёлку. Кай перебирает игрушки. Неля опять напоминает, что скоро уедет. Кай не хочет этому верить. Терентий нарядился Дедом Морозом. Отец Терентия принёс Лесе в подарок механическую игрушку. Ребята тушат свет, кружатся под музыку.

Неожиданно входит Маша. Спрашивает, где её дочь. Неля говорит, что унесла девочку, так как Маша оставила её, бросила. Маша забирает дочь и говорит, что все игры, в том числе и её собственные, закончились. Уходит. Кай замечает, что в комнате стало пусто. Неля просит у всех прощения. Никита в ярости прогоняет её. Неля собирает вещи, хочет уйти. Константинов-старший просит не уходить Нелю, не оставлять ребят, Неля молчит. Кай медленно подходит к ней, забирает её чемодан. Никита снимает с неё куртку, Терентий - платок. Они зажгли ёлку, включили магнитофон. Терентий в первый раз называет Константинова отцом и идёт с ним домой. Кай одевается и выходит: он хочет посмотреть с улицы на ёлку в доме. Никита и Неля остаются одни.


Алексей Николаевич Арбузов

Жестокие игры

Арбузов Алексей Николаевич

Жестокие игры

Драматические сцены в двух частях, одиннадцати картинах

Потом он подрос… Ходил на прогулку… и шел между нами, дав каждому ручку, зная, что мы поддержим и научим его уму-разуму, чувствуя нашу нежность и даже любовь…

Эдвард Олби. Не боюсь Вирджинии Вулф

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Кай Леонидов , 20 лет, Никита Лихачев , 20 лет Терентий , 20 лет, – друзья по школе .

Неля , прибывшая в Москву, 19 лет.

Мишка Земцов , врач, 30 лет.

Маша Земцова , геолог, 39 лет.

Константинов , отец Терентия, 50 лет.

Ловейко , сосед Земцовых, 38 лет.

Олег Павлович , отчим Кая, 43 лет.

Мать Нели , 44 лет.

Любася , младшая сестра Никиты, 18 лет.

Девушка, похожая на ангела, Девица, совсем не похожая на ангела – автор предлагает эти роли играть одной актрисе.

Действие происходит в конце семидесятых годов в Москве и на нефтепромыслах в районе Тюмени .

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Конец сентября.

Дом на Тверском бульваре, построенный еще в начале века. Просторная трехкомнатная квартира на втором этаже, несколько запущенная.

В комнате, которая когда-то была его детской, в своей обычной позе в кресле сидит Кай. Ему двадцать лет, он небрежно одет, коротко подстрижен, в детстве был хорошеньким мальчиком. На улице начинает темнеть, но в окне еще видна колеблемая ветром пожелтевшая листва бульвара. Льет сильный дождь. На пороге, всматриваясь в полусумрак комнаты, стоит Неля, простенького вида девушка, обликом еще не москвичка. У ее ног плохонький чемоданчик.

Неля (разглядела сидящего Кая ). Здравствуйте. У вас дверь с лестницы не заперта была…

Кай . И что же?

Неля (осуждая его ). Все-таки… один в квартире.

Кай . И что же?

Неля . Воры зайти могут.

Кай . Не заходят.

Неля . Вы бы свет зажгли. Стемнело на улице. К чему в потемках-то разговаривать?

Кай (зажег настольную лампу. Поглядел на Нелю ). И откуда ты такая появилась?

Неля . Какая?

Кай . Мокрая.

Неля. А вы почему меня на «ты» называете? Не годится.

Кай . Тебе кто нужен?

Неля . Леонидов.

Кай . Странно. Не рассчитывал, что кому-то нужен.

Неля (огляделась ). Не прибрано у вас в квартире.

Кай . Несомненно, моя прелесть.

Неля . Пыль повсюду.

Кай . И это не исключено, радость моя.

Неля (возмутилась ). А вы всерьез говорить можете?

Кай . Лень, дружок.

Неля (посмотрела на мольберт ). Вы художник?

Кай . Не вполне уверен.

Неля (увидела аквариум ). И рыб любите?

Кай (усмехнулся ). Больше всех на свете. (Помолчав .) Далее?

Неля . А Иветочку Горшкову помните?

Кай . Не в большом от нее восторге.

Неля . Она меня к вам прислала.

Кай. Что так?

Неля . Приютите меня. (Тихо.) Приютите.

Кай (помолчав ). Ты что – чокнутая?

Неля . Не у кого мне жить – вот так, Леонидов. Я две ночи на вокзале провела.

Кай . А слезы нам ни к чему. Без них, будьте любезны.

Неля . А я и не собираюсь. Свое выплакала. (Не сразу .) У вас трехкомнатная квартира, а вы один тут.

Кай . Логически все верно. Но вались-ка ты отсюда.

Неля . А ты без грубостей, я с тобой как с человеком говорю. Неважные у меня дела, понял, Леонидов? Московской прописки нет, и деваться некуда – учти это. Два месяца у Иветки жила – мы в «Метелице» познакомились… Я тогда совсем в отпаде была. Она сразу заметила. «Ты, – говорит, – смешная, живи у меня». А у нее в квартире, сам знаешь, балдеж, мягко сказать. То те, то эти, музыка играет, дверями хлопают, некоторые ночевать остаются. Смех и грусть… А все-таки крыша над головой. И вдруг телеграмма: родители возвращаются. Она в слезы, а затем твой адрес дала. «Ступай, – говорит, – в нем что-то есть».

Кай . В Москве зачем появилась?

Неля . Надо было.

Кай . Обстоятельнее беседуй.

Неля . Так все тебе и скажи.

Кай . Понял. Нехитрая у тебя история. В какой институт не впустили?

Неля (не сразу ). В медицинский…

Кай . Много недобрала?

Неля . Сама удивилась, так много.

Кай . Издалека появилась?

Неля . Город Рыбинск есть.

Кай . Домой отправляйся.

Неля . Нет дома, Леонидов.

Кай . А родители?

Неля . Я их ненавижу. В общем-то мать жалко. И отца. А все равно ненавижу.

Кай (внимательно посмотрел на нее ). Как именуешься?

Неля . Неля.

Кай . Собачье имя, если не ошибаюсь.

Неля. По правде-то – Лена. Неля – в классе придумали.

Кай. И сильно ты промокла… Элен?

Неля . Вообще-то да. Заиндевела как-то… Конец сентября, а холодище.

Кай . Бутылочка возле тебя стоит. Обрати внимание. И стаканчики. Разливай, это «Старка» у нас будет.

Неля . Вижу. Не маленькая.

Кай . В таком случае вздрогнем, Элен. А то простудишься. (Они пьют.) Все нормально. Тебе сколько лет?

Неля . Девятнадцать в четверг исполнилось.

Кай . Выглядишь-то постарше. Врешь, очевидно?

Неля . Вообще-то я часто вру. Это ты учти, Леонидов.

Кай . Еще налить?

Неля . Только не полный, а то засну. У тебя чем закусить есть?

Кай . Конфетами закусывай. В коробочке лежат.

Неля . Детство какое-то.

Кай . В Чикаго «Старку» только под шоколад пьют. (Выпили .) У тебя деньги есть?

Неля (участливо ). А тебе много надо? Вообще-то мало у меня.

Кай . Бери. Десять ре. (Протягивает деньги .) И на этом закончим. Привет, старушка.

Неля . Ты что? Гонишь меня, дурак несчастный? Тебе же здорово привалило, что я сюда явилась.

Кай . Серьезно?

Неля . Я у Иветки все по дому делала – и в магазин, и чай готовила, и убиралась… стирала даже! Учти, Леонидов, у тебя то же будет. Родители твои в загранке – один ты тут. И зарплаты мне не надо. Устроюсь на работу, налажу с пропиской – и удалюсь. (Пробует улыбнуться .) Еще вспомнишь меня.

Кай . Слишком много обещаешь, Элен.

Неля . А что? Все правда. (Неуверенно .) Ты, может, меня боишься? Не надо… (Улыбнулась, но это получилось у нее как-то жалко .) Я веселая.

Кай . Смотри-ка, на все готова.

Неля (очень тихо ). А что?

Кай (не сразу ). Родителей… за что не любишь?

Неля . Они мне все зачеркнули. (Вскрикнула .) Все! Понял?! Ладно. Помолчим.

Кай . Оставайся.

Она долго сидит молча.

Неля . Тебе сколько лет?

Кай . Два десяточка.

Неля . Ты старший. А зовут как?

Кай . Кай.

Неля . Тоже не по-человечески.

Кай . Юлик. Так мама в детстве звала.

Неля . А что? Кай лучше. А я тебя Лодочкой буду звать.

Кай . Почему Лодочкой?

Неля . Не важно. Учишься?

Кай . Юристом меня видеть желали. Покинул со второго курса. На заочный перевелся.

Неля . Ты непростой. Иветка рассказывала.

Кай . Бестолочь она. Я тишину люблю, заметь. Так что дури потише.

Алексей Николаевич Арбузов


Жестокие игры

Арбузов Алексей Николаевич


Жестокие игры

Драматические сцены в двух частях, одиннадцати картинах

Потом он подрос… Ходил на прогулку… и шел между нами, дав каждому ручку, зная, что мы поддержим и научим его уму-разуму, чувствуя нашу нежность и даже любовь…

Эдвард Олби. Не боюсь Вирджинии Вулф


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Кай Леонидов , 20 лет, Никита Лихачев , 20 лет Терентий , 20 лет, – друзья по школе .

Неля , прибывшая в Москву, 19 лет.

Мишка Земцов , врач, 30 лет.

Маша Земцова , геолог, 39 лет.

Константинов , отец Терентия, 50 лет.

Ловейко , сосед Земцовых, 38 лет.

Олег Павлович , отчим Кая, 43 лет.

Мать Нели , 44 лет.

Любася , младшая сестра Никиты, 18 лет.

Девушка, похожая на ангела, Девица, совсем не похожая на ангела – автор предлагает эти роли играть одной актрисе.

Действие происходит в конце семидесятых годов в Москве и на нефтепромыслах в районе Тюмени .

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Конец сентября.

Дом на Тверском бульваре, построенный еще в начале века. Просторная трехкомнатная квартира на втором этаже, несколько запущенная.

В комнате, которая когда-то была его детской, в своей обычной позе в кресле сидит Кай. Ему двадцать лет, он небрежно одет, коротко подстрижен, в детстве был хорошеньким мальчиком. На улице начинает темнеть, но в окне еще видна колеблемая ветром пожелтевшая листва бульвара. Льет сильный дождь. На пороге, всматриваясь в полусумрак комнаты, стоит Неля, простенького вида девушка, обликом еще не москвичка. У ее ног плохонький чемоданчик.

Неля (разглядела сидящего Кая ). Здравствуйте. У вас дверь с лестницы не заперта была…

Кай . И что же?

Неля (осуждая его ). Все-таки… один в квартире.

Кай . И что же?

Неля . Воры зайти могут.

Кай . Не заходят.

Неля . Вы бы свет зажгли. Стемнело на улице. К чему в потемках-то разговаривать?

Кай (зажег настольную лампу. Поглядел на Нелю ). И откуда ты такая появилась?

Неля . Какая?

Кай . Мокрая.

Неля. А вы почему меня на «ты» называете? Не годится.

Кай . Тебе кто нужен?

Неля . Леонидов.

Кай . Странно. Не рассчитывал, что кому-то нужен.

Неля (огляделась ). Не прибрано у вас в квартире.

Кай . Несомненно, моя прелесть.

Неля . Пыль повсюду.

Кай . И это не исключено, радость моя.

Неля (возмутилась ). А вы всерьез говорить можете?

Кай . Лень, дружок.

Неля (посмотрела на мольберт ). Вы художник?

Кай . Не вполне уверен.

Неля (увидела аквариум ). И рыб любите?

Кай (усмехнулся ). Больше всех на свете. (Помолчав .) Далее?

Неля . А Иветочку Горшкову помните?

Кай . Не в большом от нее восторге.

Неля . Она меня к вам прислала.

Кай. Что так?

Неля . Приютите меня. (Тихо.) Приютите.

Кай (помолчав ). Ты что – чокнутая?

Неля . Не у кого мне жить – вот так, Леонидов. Я две ночи на вокзале провела.

Кай . А слезы нам ни к чему. Без них, будьте любезны.

Неля . А я и не собираюсь. Свое выплакала. (Не сразу .) У вас трехкомнатная квартира, а вы один тут.

Кай . Логически все верно. Но вались-ка ты отсюда.

Неля . А ты без грубостей, я с тобой как с человеком говорю. Неважные у меня дела, понял, Леонидов? Московской прописки нет, и деваться некуда – учти это. Два месяца у Иветки жила – мы в «Метелице» познакомились… Я тогда совсем в отпаде была. Она сразу заметила. «Ты, – говорит, – смешная, живи у меня». А у нее в квартире, сам знаешь, балдеж, мягко сказать. То те, то эти, музыка играет, дверями хлопают, некоторые ночевать остаются. Смех и грусть… А все-таки крыша над головой. И вдруг телеграмма: родители возвращаются. Она в слезы, а затем твой адрес дала. «Ступай, – говорит, – в нем что-то есть».