Центральные темы и мотивы лирики тютчева. Ты, риза чистая Христа. Люблю грозу в начале мая
Выдающийся русский лирик Федор Ива-нович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современ-нику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкина справедливо называют «солнцем русской поэзии», то Тютчев - «ночной» поэт. Хотя Пушкин и напечатал в своем «Современнике» в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на диплома-тической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как «Видение», «Бессонница», «Как океан объемлет шар земной», «Последний катаклизм», «Цице-рон», «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Пушкину была чужда прежде всего тради-ция, на которую опирался Тютчев: немец-кий идеализм, к которому великий поэт остался равнодушен, и поэтическая арха-ика XVIII - начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непри-миримую литературную борьбу.
С поэзией Тютчева мы знакомимся уже в начальной школе - это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева - не изображение, а осмысление природы - философская лирика, и вторая его тема - жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон - постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.
Наряду с нейтральными в эмоциональ-ном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична, и вос-приятие ее трагедийно. Таковы стихотво-рения «Бессонница», «Видение», «По-следний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «О чем ты воешь, ветр ноч-ной?..». Ночью у бодрствующего поэта от-крывается внутреннее пророческое зре-ние, и за покоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого ката-строфами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осироте-лой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:
И наша жизнь стоит пред нами ,
Как призрак , на краю земли .
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос , про родной ! - заклинает поэт «ветр ночной», но продол-жает стихотворение так:
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой ! Такая двойственность естественна: ведь в душе человека те же бури, «под ними (т. е. под человеческими чувствами) хаос шевелится»; тот же «родимый», что и в ок-ружающем мире.
Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы — мысль стихотворений философского цик-ла: «Цицерон», «Как над горячею золой», «Душа моя — элизиум теней», «Не то, что мните вы, природа!», «Слезы людские», «Волна и дума», «Два голоса». В жизни че-ловека и общества те же бури, ночь, за-кат, господствует рок (об этом стихотво-рение «Цицерон» со знаменитой форму-лой «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»). Отсюда острое ощу-щение конечности бытия («Как над горя-чею золой»), признание безнадежности («Два голоса»). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людь-ми невозможно, в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.
Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь («О, как убийственно мы любим», «Предопределение», «Последняя любовь»). Откуда же у Тютчева все эти «страсти роковые»? Они определены эпо-хой великих социально-исторических ката-клизмов, в которую жил и творил поэт. Об-ратим внимание, что периоды творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 20—30-х годов XIX века, когда революци-онная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуаз-ных революций.
Разберем стихотворение «Я лютеран люб-лю богослуженье», датированное 16 сентяб-ря 1834 года. Чем привлекла православ-ного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинате-ля европейской Реформации Мартина Лютера? Он увидел в обстановке отправ-ления их культа столь родственную его ду-ше ситуацию всеобщего конца: «Собрав-шиеся в дорогу, В последний раз вам вера предстоит». Поэтому так «пуст и гол» ее дом (а в первой строфе — «Сих голых стен, сей храмины пустой»). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясаю-щей силой выразил смысл любой ре-лигии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религи-озной точки зрения — благо: душа возвра-щается в свое божественное лоно, из ко-торого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подго-товить к этому душу:
Но час настал , пробил ... Молитесь Богу ,
В последней раз вы молитесь теперь .
Ф. И. Тютчев - гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека.
Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок - природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь. Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризуется”. Не случайно излюбленный прием поэта - антитеза: “дольный мир” противостоит “высям ледяным”, тусклая земля - блистающему грозой небу, свет - тени, “юг блаженный” - “северу роковому”.
Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и “море ночное”, и летний вечер, и “полдень мглистый”, и “весенний первый гром”, и “мох седой” севера, и “благоухания, цветы и голоса” юга.
Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении “Тени сизые смесились...” мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: “смесились”, “уснул”, “поблекнул”, “разрешились”. Слово “движение” воспринимается как контекстуальный синоним жизни.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “осени первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь.
И опрометчиво-бездумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно...
Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.
Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:
Невозмутимый строй во всем;
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею создаем.
“Верный сын природы”, так называл себя Тютчев, он восклицает:
Нет, моего к тебе пристрастия
Я скрыть не в силах, мать-земля!
В “цветущем мире природы” поэт видел не только “преизбыток жизни”, но и “ущерб”, “изнеможение”, “улыбку увяданья”, “стихийный раздор”. Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта.
Природа прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в “стихийных спорах”. Созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек - всего лишь “греза природы”. Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей.
Роковые начала, наступление хаоса на гармонию определяют бытие человеческое, его диалог с судьбой. Человек ведет поединок с “неотразимым Роком”, с гибельными искушениями. Он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права. Наиболее ярко проблема “человек и судьба” отражена в стихотворении “Два голоса”. Обращаясь к читателям, поэт призывает:
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!..
К сожалению,
тревога и труд лишь для смертных сердец...
Для них нет победы, для них есть конец.
Безмолвие природы, которым окружен человек, выглядит зловещим, но он не сдается; им движут благородная воля к сопротивлению беспощадной силе и мужество, готовность идти на смерть, чтобы “вырвать у Рока победный венец”.
На всем его творчестве лежит печать раздумий о противоречиях в общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт.
Называя себя “обломком старых поколений”, Тютчев писал:
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью
За новым племенем брести.
Человека Тютчев называет ничтожной пылью, мыслящим тростником. Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над человеком, сиротой бездомным, участь его подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей во всеобъемлющее море, - в “бездну роковую”.
И в то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бессмертие подвига. При всей непрочности человеческого существования людьми владеет великая жажда полноты жизни, полета, высоты. Лирический герой восклицает:
О, Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле -
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы - и погас!
Напряженность и драматизм проникают и в сферу человеческих чувств. Людская любовь лишь “поединок роковой”. Это особенно остро ощущается в “Денисьевском цикле”. Психологическое мастерство Тютчева, глубина постижения сокровенных тайн человеческого сердца делают его предтечей толстовских открытий в области “диалектики души”, определяют движение всей последующей литературы, все больше погружающейся в тончайшие проявления человеческого духа.
Печать раздвоенности лежит на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и ее “очарованье” - это “жизни ключ”, “чудесный плен”, “чистый огонь”, “союз души с душой родной”; с другой - любовь представляется ему “буйной слепотой”, “борьбой неравной двух сердец”, “поединком роковым”.
Любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого противоречия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга. Поэт делает потрясающий вывод:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Лирика Тютчева исполнена тревоги и драматизма, но это реальная драма человеческой жизни. В стремлении запечатлеть ее, претворить в красоту - тоже “победа бессмертных сил”. О поэзии Тютчева можно сказать его же стихами:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре -
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.
Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но А. Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо отметил:
Муза, правду соблюдая,
Глядит, и на весах у ней
Вот эта книга небольшая,
Томов премногих тяжелей.
Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.
Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.
Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.
К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.
В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:
Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, схоронена.
Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:
…Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?
Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.
По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.
Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:
Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества.
Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.
Из осени поэт перемещается сразу в вечность:
А там, в торжественном покое Разоблаченная с утра, Сияет белая гора, Как откровенье неземное.
Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».
В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем: Материал с сайта
Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас.
К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:
Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…
Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- темы мотивы образы лирики поэтов xviii
- основы образа тютчевской лирики
- основные образы лирики тютчева
- каковы мотивы и образы бунинскойлирики
- тютчев над этой темною толпою анализ
Цели урока:
- Познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях. Показать значение творчества Тютчева.
- Выявить основные темы и мотивы лирики.
- Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.
- Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: объяснительно- иллюстративный, использование компьютерных технологий, инсценировка,сообщения учащихся по биографии и творчеству поэта, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, словарная работа, выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева, использование межпредметных связей с музыкой, искусством ХIХ века.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWERPOINT на тему: “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.
- Основные темы и мотивы лирики”.
- Музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
- Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Учитель показывает слайд №1 (тема урока). “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).Слайд №2 (эпиграфы к уроку).
В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.
Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С. Тургенев…для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков
Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве
(запись одного эпиграфа в тетрадь).
С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?
Какие стихи учили, читали?
О чём пишет этот поэт?
Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только
познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у
Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.
Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.
В конце урока мы сделаем вывод:
Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?
Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.
(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).
3. Сообщение ученика о биографии писателя.
Слайд №3 (Тютчев в детстве. Портрет неизвестного художника. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич).
Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.
Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.
Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.
В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.
С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно (комментарии учителя к слайду №3).
На этом слайде вы видите Тютчева ребёнком. Портрет выполнен пастелью неизвестным художником. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич.
Слайд №4 (С.Е. Раич)
Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году(комментарии учителя к слайду №4).
Слайд №5 (Московский университет. Неизвестный художник. 1820-е годы)
В 1818 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, его товарищ был М.П. Погодин, впоследствии известный историк.
В студенческие годы формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остаётся противником революционных выступлений, преобладают интересы художественные, эстетические, философские.
В студенческие годы Тютчев много читает, участвует в литературной жизни университета, его ранние опыты выдержаны в духе поэзии классицизма и сентиментализма (комментарии учителя к слайду №5).
В 1821 году, когда Тютчеву не было ещё 18-ти лет, он сдал отлично свой последний экзамен и получил кандидатскую степень. После окончания университета Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел, получил место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в 19 лет отправился в Мюнхен.
За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.
Инсценировка.
Слайд №6 (Портреты Тютчева и Амалии Лерхенфельд)
А сейчас мы вам покажем небольшую сценку, в которой предстанут перед вами чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене, 20-летний Ф.И. Тютчев и 15-летняя Амалия, дочь графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата (сценка).
Прослушайте романс “Я встретил Вас…” в исполнении С. Захарова.
(комментарии учителя к слайду №6).
Слайд №7 (Элеонора Петерсон)
Вскоре, после увлечения Амалией Лерхенфельд, в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон (комментарии учителя к слайду №7).
Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”
На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.
Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”
За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.
Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.
Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.
После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.
Слайд №8 (Эрнестина Дернберг)
В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).
Комментарии учителя к слайду №8.
Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”
Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”
В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.
Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.
В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.
Слайд №9 (Елена Александровна Денисьева)
Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.
Ученик рассказывает стихотворение “Чему молилась ты с любовью…”.
Любя Денисьеву, Фёдор Иванович Тютчев не покидал семьи; в письмах и стихах обращался он с покаянным признанием к жене: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!..Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”.
В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Не только “свет” отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрёкся от неё. Весь цикл стихов, посвящённых Денисьевой, проникнут тяжёлым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью её чувства, сознание собственной недостойности, возмущение “бессмертной пошлостью людской”.
Смерть Елены Александровны в возрасте 38 лет от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.
Комментарии учителя к слайду №9.
Ученик рассказывает стихотворение “О, как убийственно мы любим…”
Слайд №10
В 40-е годы Тютчев почти не печатался 10 лет и только в 50-е годы Некрасов и Тургенев опубликовали в журнале “Современник” 92 стихотворения Тютчева. А в 1854 году выходит в свет первый поэтический сборник стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Высокую оценку его поэзии дали писатели и критики разных направлений: Чернышевский, Добролюбов, Лев Толстой, Фет, Аксаков. Всё это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.
В 1958 году Тютчева назначили председателем комитета иностранной цензуры. В 1868 году выходит последний прижизненный поэтический сборник Тютчева.
Комментарии учителя к слайду №10
Фёдора Ивановича Тютчев никогда не был литератором-профессионалом, стихи создавал как бы “невольно”, о судьбе их мало заботился и нисколько не хлопотал об авторской славе. Его волновало иное:
“Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Гениальное поэтическое слово Тютчева получило в нашей стране поистине всенародный отзыв. Память о поэте бережно сохраняется в подмосковном музее-усадьбе Мураново, главном тютчевском мемориале страны.
На слайде вы видите письменный стол и личные вещи Ф.И. Тютчева, которые находятся в музее-усадьбе Мураново.
4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.
Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.
Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.
Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.
Слайд №11 (Весна).
В стихотворении “Весенние воды” ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Послушайте романс “Весенние воды” в исполнении Л. Казарновской.
(Ученики рассказывают стихотворения Тютчева о природе и высказываются о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают).
Ученик рассказывает стихотворение “Весенняя гроза”. Звучит фоновая музыка П.И. Чайковского “Времена года” “Апрель. Подснежник”.
Урок 2. Тема: Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики 10 класс
Цель: познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях.
Задачи:
Показать значение творчества Тютчева, выявить основные темы и мотивы лирики.
Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.
Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
“Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).
В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.
Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть. И.С. Тургенев
…для Тютчева жить – значит мыслить. И.С. Аксаков
Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве
(запись одного эпиграфа в тетрадь).
С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?
Какие стихи учили, читали?
О чём пишет этот поэт?
Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только
познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у
Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.
Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.
В конце урока мы сделаем вывод:
Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?
Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.
(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).
3. Конспект биографии писателя.
Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.
Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.
Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.
В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.
С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно.
Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году.
За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.
Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”
На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.
Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”
За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.
Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.
Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.
После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.
В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).
Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”
Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”
В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.
Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.
В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.
Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.
4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.
Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.
Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.
Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.
Ученик рассказывает стихотворение “Фонтан”.
Думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия – таково содержание большей части поэзии Тютчева.
Трагическое звучание получает тема одиночества современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским названием “Silentium”.
Ученики рассказывают стихотворения “Silentium”, “Тени сизые смесились…”
Ко времени возвращения Тютчева в Россию завершилось становление политических взглядов писателя, изложенных в трёх статьях – “Россия и Германия”, “Россия и революция”, “Папство и римский вопрос”.
В России он видит великую империю, исповедницу христианской веры в православном её существе. Существенные перемены происходят и в поэтическом творчестве Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется. В зрелых произведениях намечается выход к православной вере, призванной спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения.
Одновременно в лирике позднего Тютчева совершается поэтическое открытие народной России.
Таким образом, в структуру своего мироздания Тютчев включает всё: Свет, Хаос, Космос, природу, время, человека, историю, духовную жизнь.
5. Обобщения и выводы.
Назовите основные темы и мотивы лирики Тютчева:
поэт и поэзия
духовный кризис современного поколения
свобода и счастье
христианские мотивы.
6. Домашнее задание: наизусть 2 стихотворения.
7. Подведение итогов. Выставление оценок.