Д эссе. Что такое эссе? Почему возникают проблемы с написанием

Эссе представляет собой уникальный литературный жанр. По существу, это любое краткое произведение-сочинение, написанное в частном порядке по какому-либо вопросу. Ключевой особенностью эссе является его авторское оформление - в отличие от стилей научных и публицистических, имеющих строгую спецификацию стилистики. В то же время эссе стоит на ранг ниже художественных произведений.

Терминология

Кратко можно сформулировать такое определение эссе - это обоснование личностной точки зрения человека в письменной форме. Тем не менее стоит учитывать, что произведение данного литературного жанра не претендует на то, чтобы быть базисом рассматриваемого вопроса или его исчерпывающим информационным источником. Такое сочинение содержит авторские умозаключения и выводы. Поэтому то, образец его написания и требования - являются лишь рекомендациями или сводом правил (относится к последнему), а основную часть должны занимать свои мысли.

Историческая справка

Эссе происходит от французского "попытка", "проба", "очерк". И зародился этот жанр также в этой прекрасной стране, еще в эпоху Возрождения. Французский писатель и философ впервые попытался написать "обо всем и ни о чем, не имея предварительной тематики и плана действий". Он утверждал, что ему нравится смягчать смелость своих мыслей, добавляя в предложения умеренно подвергающие сомнению домыслы "может быть" и "вероятно". Так "возможно" - стало выражением формулы эссеистики в принципе. Эпштейн, в свою очередь, определил этот жанр как некую метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности.

Отличия от романа

Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для русской литературы, особенно классической. Эссе же, в свою очередь, оказало огромное влияние на западную прозу.

В отличии от романа, эссе монологично и представляет индивидуальность автора. Это сужает его рамки, как жанра, а картина мира представлена крайне субъективным образом. В то же время эссе неизбежно интересно тем, что раскрывает внутренний мир конкретного человека, не вымышленного, а целиком реального - с его достоинствами и недостатками. Стилистика такого литературного произведения всегда содержит отпечаток души человека. Роман же раскрывает характеры всех персонажей и героев, вышедших из-под пера автора, не менее интересно, но виртуально, нереально.

Зачем пишут эссе?

У студентов и абитуриентов в предверии экзаменов нередко возникает вопрос о том, как написать эссе. Образец написания этого вида работы ищут тоже часто, и, стоит сказать, найти его не составляет труда. Но зачем в принципе его писать? На этот вопрос также есть ответ.

Написание эссе развивает творческое мышление, навыки письменного изложения мыслей. Человек учится выявлять причинно-следственные связи, структурировать информацию, формулировать то, что ему хотелось бы высказать, аргументировать свою точку зрения, иллюстрируя ее различными примерами, подытоживать изложенный материал.

Обычно эссе посвящают философской, интеллектуальной и морально-этической проблематике. Последнее часто используется для задания сочинений школьникам - к ним не предъявляют строгих требований, ссылаясь на недостаточную эрудицию и неофициальное оформление работы.

Классификация

Условно эссе делят по таким признакам:

  • По содержанию. Сюда относят художественные и художественно-пблицистические, исторические и философские, духовно-религиозные и пр.
  • По литературной форме. Среди них могут быть письма или дневник, заметки или рецензии, лирические миниатюры.
  • По форме. Такие как: описательные, повествовательные, рефлексивные, аналитические, композиционные и критические.
  • По форме описания различают субъективные и объективные. Первые отражают особенности личности автора, вторые нацелены на описание предмета, явления, процесса и так далее.

Отличительные особенности

Эссе можно "опознать" по следующим признакам:

  • Небольшой объем. Обычно до семи страниц печатного текста, хотя в разных учебных заведениях могут быть свои собственные требования по этом поводу. В некоторых вузах эссе - полноценная работа на 10 страниц, в других ценят краткое изложение всех своих мыслей на два листа.
  • Конкретика. Эссе обычно отвечает на один определенный вопрос, который зачастую формулируется в теме задания. Трактовка же ответа субъективна и содержит авторские выводы. Опять же, в зависимости от спецификации сочинения, может понадобиться рассмотреть проблему со всех углов, даже если половина из описанных мнений ни в коем случае не относится напрямую к автору.
  • Вольная композиция. Эссе отличается ассоциативным повествованием. Логические связи продумывает автор, следуя своему мышлению. Напомним, в эссе открывается его внутренний мир.
  • Парадоксы. Причем явление парадоксов имеет место быть не только в самом тексте, но и в принципах самого эссе: ведь данный литературный жанр, хоть и представлен в свободном повествовании, обязан иметь смысловую целостность.
  • Согласованность тезисов и утверждений автора. Даже если автор противоречивая натура, он обязан объяснить, почему не может выбрать одну точку зрения, а не терять нить повествования, то обрывая ее, то начиная заново. В конечном итоге, даже страницы дневника, переделанные под эссе, обрамляются литературными нормами. Ведь итоговое сочинение прочитает не только сам автор.

Как написать эссе?

Образец работы может ввести новичка в заблуждение: один или пара примеров мало чем помогут автору, который не может понять, что от него собственно требуется.

Прежде всего, стоит упомянуть, что для написания так называемого очерка, необходимо свободно владеть темой. Если при написании приходится обращаться за информацией к многим источникам, эссе перестает быть таковым. Это правило выходит из того, что в своей "пробе" автор выражает истинно свою точку зрения, хотя, конечно, он может подчеркнуть ее цитатами великих людей и т. п. Конечно, чтобы данные были достоверные, необходимо их проверять. Но эссе пишется не на основе материала, а отталкиваясь от него, приходя к своим выводам и итогам.

Почему возникают проблемы с написанием?

Многие студенты пытаются найти образец эссе, из-за того, что в школах уделяют недостаточно времени для написания подобного типа работ. Школьные сочинения, хоть и причисляют к этому жанру, а некоторые учителя формулируют задание, используя именно эту терминологию, все же не имеют конкректной спецификации. Как уже было упомянуто ранее, школьные эссе даже не всегда величаются таковыми. В средних учебных заведениях дети лишь начинают учиться формулировать свои мысли в литературном формате. Вот почему многие приходят сдавать Единый Государственный Экзамен со страхом - им предстоит в сжатые сроки выразить свою точку зрения, в то время как они этого совершенно не умеют.

Структура эссе

Темы сочинения обычно подаются в виде цитат известных людей, с которыми пишущий может согласиться или не согласиться, аргументируя свое мнение.

Именно поэтому рекомендуется начинать эссе со слов "я солидарен(на) с данным мнением" или "не могу сказать, что думаю так же, как автор", или "данное утверждение кажется мне спорным, хотя по некоторым пунктам я присоединяюсь к этому мнению".

Второе предложение должно содержать объяснение того, как было понято утверждение. Писать нужно от себя - что, по мнению пишущего, хотел сказать автор и почему ему так кажется.

Основная часть эссе - это развернутое изложение авторской точки зрения, по принципу "я считаю так, потому что...". Можно обращаться за помощью к другим цитатам и афоризмам, с которыми солидарен пишущий.

Заключение очерка - итоги работы. Это обязательный пункт, делающий произведение завершенным.

Рассмотрим основные предметы, по которым пишутся эссе.

Обществознание

Обществознание - предметом изучения которой является комплекс общественных наук. Рассматривается тесная взаимосвязь социальных учений, а не каждое из них по отдельности.

Так, в курс обществознания могут входить:

  • социология;
  • политология;
  • философия;
  • психология;
  • экономика.

Изучаются основы данных дисциплин.

Образец эссе по обществознанию зачастую необходим выпускникам при написании ЕГЭ. Структура этого сочинения полностью соответствует поданной выше структуре. На проверке знаний учащимся могут предоставить в качестве темы высказывания известных философов, социологов и прочих деятелей общественных наук.

Ниже представлен образец написания эссе по обществознанию (в кратком виде).

Тема: "Во время войны законы молчат. Лукан"

"Прочитав это высказывание впервые, я решил, что абсолютно согласен с данным утверждением. Но немного позже мне пришло в голову, что эта цитата, как практически все в нашем мире, не так проста.

С высказыванием Лукана у меня ассоциируется другой небезызвестный афоризм - "В любви и на войне все средства хороши." Наверно, потому, что многие безоговорочно следуют этому правилу, считая его верным, и получается, что в военное время все законы предпочитают помалкивать.

Но есть и другая сторона медали: во время войны действует сам закон войны. "Убей или будешь убит". А славные герои следуют законам, которые подсказывают им их сердца. Во имя любимых, родных и близких.

Вот и получается, что война создает новые законы. Более жесткие и бескомпромиссные, чем мирное время.

Конечно, я могу понять Лукана: все его цитаты наводят на мысль, что этот человек придерживался пацифисткой точки зрения. Миролюбивым себя считаю и я. Но конкретно это высказывание не проходит логической проверки с моей стороны, поэтому сказать, что я с ним согласен, я не могу."

На самом ЕГЭ ставят ограничение по количеству слов в интервальном виде. Очень важно их придерживаться, иначе даже четко выверенная структура эссе не пройдет верификацию экзаменатора.

История

Историю причисляют к наукам об обществе и природе. Несмотря на то что в придерживаются разделения этой дисциплины на две отдельные: всемирная и той страны, в которой проходят обучение, основы написания эссе для обоих предметов аналогичны друг другу.

В выборах темы для написания сочинения по истории, чаще могут отходить от афоризмов и цитат. С равным успехом это могут быть размышления о глобальных последствиях войн, оценка действий небезызвестных декабристов или диссидентов, авторское мнение по поводу какой-либо исторической личности или явления. Для написания эссе по истории студенту (или абитуриенту, или ученику) необходимо иметь твердые знания по заданной тематике. При этом в качестве примера не подойдет образец эссе по обществознанию, ведь данная дисциплина нередко рассматривает морально-этическую проблематику. Хотя для написания очерка по этому предмету требуется достаточная эрудиция во многих сферах.

Но немаловажен вопрос о том, как оформить эссе. Образец исторического эссе по своей структуре, опять же, не отходит от заданных правил. Однако же к нему могут предъявляться дополнительные требования в виде использованного списка литературы и титульного листа.

Пишем эссе по истории

Даже если образец эссе по истории в данный момент не под рукой, можно написать отменное сочинение, следуя таким правилам:

  • Для начала ищется информация по заданной теме: даже если она хорошо знакома, не мешает повторить материал.
  • Далее его нужно структурировать, выявить причинно-следственные связи, примерно расписать план, по которому будет продвигаться рассуждение.
  • Важно продумать аргументы и контраргументы.
  • По поводу стиля: лучше спросить у преподавателя, какой рекомендуется использовать. В редких, но имеющихся, случаях необходимо писать в научном стиле.
  • Не забыть о выводе (важность итогов работы рассказана в описании структуры эссе).

Русский язык

Эссе по русскому языку несколько походит на школьное сочинение-рассуждение, но на таких проверках знаний, как ЕГЭ, включает большее количество правил написания. В этом и состоит его сложность.

Эссе необходимо написать по предложенному экзаменаторами тексту, потому необходимо:

  • Выявить проблематику данного текста.
  • Описать аспекты этой проблемы.
  • Аргументировать свою точку зрения по поводу того, что хотел сказать автор.
  • Сделать выводы.

Как видно, к обычной структуре эссе прибавляется уточнение: тема (в данном случае - проблематика) выявляется пишущим и формулируется им же. Кроме того, при проверке сочинения по русскому языку больше внимания уделяется речевым, грамматических и пунктуационным ошибкам. Дополнительные баллы в пользу автора в глазах проверяющего добавляются и при использовании литературных аргументов, известных примеров и так далее. Последовательность в данном случае также играет важную роль. Образец эссе по русскому языку должен четко следовать всем вышеуказанным требованиям.

Английский язык

В языку в постсоветских странах, где он не родной, полностью отходят от правила давать как тему высказывание или цитату. В переводе на русский они зачастую очень просты, а само написание эссе направлено на проверку использования иностранного языка при изложении своих мыслей.

Большое внимание следует уделить грамматике, разным временам, сложным конструкциям, синонимайзу простых слов.

Эссе по английскому: классификация

Сочинения на английском принято делить на три вида:

  • "за" и "против" какого-либо явления, представляющего собой тему эссе;
  • эссе-мнение, в котором очень важно взглянуть на тему с разных сторон;
  • предложение решения какой-нибудь проблемы (часто дают нечто глобальное).

Написание эссе по английскому

И вот дано конкретное задание: написать эссе по английскому. Образец того, как это можно сделать, представлен ниже.

  • Используйте вводные слова: moreover, indeed, generally, mostly, usually, recently, besides.
  • Вставляйте шаблонные фразы, с которых можно начать абзац: to begin with, doubtless, one argument is support of.
  • Пользуйтесь английскими клише, устойчивыми словосочетаниями, идиомами, фразеологизмами и поговорками: long story short, one cannot deny, one does not simply, nail drives out nail.
  • Не забывайте о том, как по-английски можно сформулировать вывод: in conclusion, I can say that although , so it’s up to everybody to decide whether … or not.

Оформление

Выше было подробно изложено, как правильно написать эссе. Образец, формально хоть и был предоставлен только один, отражает суть происходящего и того, что хочет увидеть проверяющий в сданном ему опусе.

Но после того как сочинение было написано, возникает проблема с его оформлением.

Обычно такая спецификация уточняется у преподавателя. А препятствие заключается конкретно в том, как оформить в эссе титульный лист.

Образец представлен ниже.

Наверху страницы, посередине, построчно:

Министерство образования и науки (название страны),

полное название высшего учебного заведения,

факультет,

В центре листа:

дисциплина,

тематика эссе.

С правой стороны страницы:

студента (ки) группы (название группы),

фамилия, имя, отчество.

Внизу страницы, посередине:

город, год написания работы.

Из чего следует, что оформить в эссе титульный лист (образец очень хорошо показывает это) - несложно. Требования близки к аналогичной спецификации реферата.

Например, если рассаматривать образец эссе по истории, то можно убедиться, что в данном случае работа пишется на основе использованных источников. Так что иногда требуется библиография. Но даже это не приносит особо трудностей в то, как оформляется эссе. Образец написания списка использованной литературы такой же, как и у докладов, рефератов и прочих подобных работ.

Например:

Ратусь Л. Г. "Философия в период Нового времени". — 1980, № 3. — С. 19—26.

Мишевский М. О. "Историческое влияние психологии". — П.: Мысль, 1965. — 776 с.

Кегор С. М. "Ужас и трепет". — К.: Республика, 1983 — 183 с.

Ярош Д. "Личность в понятии социума". — М.: Рослит, 1983. — 343 с. (Все предоставленные источники являются вымышленными и отражают лишь пример их оформления).

Заключение

В начале статьи была предоставлена подробная классификация видов эссе. Подытожив, можно выявить ее упрощенный раздел, учитывая все упоминаемые здесь. Итак, условно выделим:

  • Эссе, которые пишут при сдаче ЕГЭ (имеют четкие границы объема, вплоть до количества слов, пишутся в точно оговоренные сроки, измеряющиеся в часах или даже минутах, не имеют спецификации в виде титульного листа и библиографии, в свою очередь, делятся попредметно, в зависимости от учебной дисциплины).
  • Эссе, которые пишут студенты различных ВУЗов (объем определяется в страницах, от двух до семи, сроки выделяют исходя из периодичности занятий, семинаров, лекций, оформляются согласно вышеизложенным сведениям вместе с титульным листом и списком использованных источников).

В статье имеются: терминология, история, оформление эссе, образец работы, структура и требования. Все это поможет удачно написать и оформить данную работу.

прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора (в античных декламациях Лукиана).

Эссе как жанр

Как самостоятельный жанр эссе укоренился в литературе после М.Монтеня («Опыты». 1-3 1572-92). Разностороннее развитие он получил в журналистике, особенно английской, в 17-18 веках. Становлению эссеистики содействовали Дж.Донн и Г.Филдинг, Д.Дидро и Вольтер, Г.Э.Лессинг и И.Г.Гердер, Г.Гейне и Г.Д.Торо, Т.Карлейль, Г.К.Честертон, Г.Адамс. В 20 веке крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру эссе в целях популяризации достижений естественно-научной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р.Роллан, Б.Шоу, Г.Уэллс, Г. и Т. Манны, И.Бехер, П.Валери, А.Моруа, Ж.П.Сартр).

Эссе в русской литературе

Для русской литературы жанр эссе менее характерен ; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А.С.Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург», 1833-35), А.И.Герцена («Стогоберега», 1847-50), Ф.М.Достоевского («Дневник писателя», 1873-81). В начале 20 века к жанру эссе обращались Вячеслав Иванов, Д.С.Мережковский, А.Белый, Л.Шестов, В.В.Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали А.В.Луначарский, И.Г.Эренбург, Ю.К.Олеша, В.Б.Шкловский, К.Г.Паустовский.

Слово эссе произошло от французского essai, что в переводе означает - попытка, очерк.

Нас учат писать эссе с детства, с первых классов. Вы этого, возможно, и не подозревали, но те самые сочинения на вольные темы («Как я провел лето», «Кем я хочу стать», «Что для меня школа») – первая проба пера начинающего эссеиста. Первый опыт, который вы наверняка имеете.

Написать эссе несложно, если вы соблюдаете правила жанра. Но перед тем, как знакомиться с правилами, нужно понять, что такое эссе.

Итак, в переводе с французского essai означает «очерк, проба, попытка». Это слово произошло от латинского exagium – «взвешивание».

В «Большом энциклопедическом словаре» под эссе понимают жанр прозы – философской, публицистической, литературно-критической или историко-биографической. В «Краткой литературной энциклопедии» эссе прямо называют сочинением (в широком смысле этого слова), а в «Толковом словаре иноязычных слов» – очерком . Во всех определениях подчеркнуты ключевые признаки эссе – свободная форма, индивидуальная трактовка и субъективность.

Основные признаки эссе:

  1. Малый объем: две-три или десять страниц – решать вам. Главное – раскрыть тему. Ну и, конечно, не нацеливаться на эпопею – никто ваших стараний не оценит.
  2. Свободная форма: вплоть до разговорной речи. Эссе не претендует на научность, не требует введения и заключения, не делится на главы и параграфы. В отношении стилистики автору оставляют полную свободу творчества. Впрочем, переходить на сленг и допускать речевые ошибки все-таки не стоит. Особенно если вы учитесь на лингвиста.
  3. Наличие конкретной темы, которую и раскрывает эссе. Тема может быть любой – от «Кем я хочу стать, когда вырасту» (вы же помните эти сочинения) до «Основная причина проблем с трудоустройством молодого специалиста». Если вы хотите опубликоваться в местной газете, выбирайте конкретный вопрос. Если вы пишете по заданной теме, будьте добры – раскрывайте именно ее.
  4. Субъективность: личность автора – главное. Помните: вы не претендуете на истину в последней инстанции. Вы выражаете свое личное мнение. И вас никто не обязывает раскрывать тему до конца.
  5. Новизна: скажите новое слово по теме. Главное, чтобы это слово было вашим. Не нужно прописных истин. Поверьте, ваших читателей давно тошнит от «вуз – это второй дом», «моя главная мечта – мир во всем мире» и тому подобных фраз.
  6. Честность: фиксируйте свои мысли и эмоции по теме. Конечно, если вы ненавидите родной вуз или устраиваетесь на работу в крупную компанию исключительно из-за денег и «плюшек», вашу честность вряд ли оценят. В остальных случаях субъективный взгляд будет гораздо интереснее для читателей, чем хвалебные оды.

Для кого пишут эссе?

Оставим в стороне эссе публицистов, философов, докторов наук и писателей. До этих высот еще нужно дорасти. На повестке дня у студента – эссе в качестве проверочной работы в вузе и альтернативы собеседованию.

Таким образом, главным (подчас – единственным) читателем является преподаватель или работодатель.

Что оценивают в эссе?

Умение грамотно формулировать мысли и писать без ошибок – это, конечно, хорошо. Более того, это само собой разумеющееся. Может быть, работодатель и пропустит мимо ушей одну-две ошибки, но текст, написанный кое-как, даже без проверки в Word, охарактеризует вас не лучшим образом.

Форма и стиль для эссе скорее вторичны. Да, креатив может понравиться работодателю. Но если в тексте – исключительно прописные истины, ваши старания пропадут даром.

Эссе характеризует вас, вашу личность, ваши умения, ваш темперамент и характер. Аккуратный почерк (если вы сдаете работу в письменной форме), отсутствие ошибок, идеальный стиль охарактеризуют вас как ответственного, усидчивого человека. Необычная форма покажет вашу креативность. Четкая структура и последовательное изложение мыслей укажут на рациональность, способность к концентрации и логику. Наконец, крупица негатива расскажет работодателю о вашей честности и смелости.

Стоит ли учиться писать эссе и как это делать правильно?

Студлансеру может показаться удивительным неумение писать на заданную тему. Но есть и такое. Если все школьные сочинения вы заказывали за деньги или благополучно скатывали с интернета, эссе может показаться недосягаемой вершиной. Отчаиваться не стоит. Напишите так, как вы бы сделали это для блога. Перечитайте, исправьте все, что нужно, дайте на проверку другу.

Стоит только в том случае, если у вас нет времени, а тема навевает тоску. В эссе не всегда вчитываются, увы. Иногда письменные работы нужны «для галочки». Впрочем, именно на таких работах и стоит учиться – умение грамотно излагать мысли вам еще пригодится.

Основная идея высказывания Я. Коломинского заключается в том, что по потребностям человека можно оценить его значимость для социума: чем выше потребности человека, тем большую пользу он может принести обществу, и, наоборот, чем потребности ниже, тем незначительней будет его общественная ценность.

Все мы знаем, что личность – это индивид, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни. Однако какие именно свойства личности определяют ее ценность в обществе? Я думаю, что к этим свойствам относятся знания о мире, обществе, себе, познавательные и практические умения, социальный опыт, моральные ценности и идеалы… Эти социально значимые качества человек приобретает как в процессе социализации, так и в процессе деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Различают потребности подлинные и мнимые. Первые побуждают человека к активной жизни, к самосовершенствованию. Мнимые же ведут к деградации, разрушению личности. Также в соответствии с теорией Маслоу потребности подразделяют на высшие (духовные, социальные и престижные) и низшие (экзистенциальные и физиологические). Человек, чьи потребности в еде, сне, комфорте и крыше над головой (т.е. низшие, первичные потребности) преобладают над потребностями в самосовершенствовании, познании, уважении и признании, (т.е. высшими) не обладает высокой общественной значимостью. Такие люди ничего не могут дать обществу – они только потребляют. И, наоборот, те, кто ставит высшие потребности над низшими, в процессе их удовлетворения осуществляют социально – полезную деятельность: они приобретают опыт, знания, умения, важные как для личностного, так и общественного развития. Таким образом, общественная ценность личности прямо пропорциональна высоте её потребностей.

Я согласна с позицией Я. Коломинского, ведь из школьного курса истории мне известно о великом ученом М. Ломоносове, который проявил себя практически во всех отраслях науки: в физике, химии, литературе, географии. Именно стремление к познанию, саморазвитию подталкивало его к совершению новых научных открытий. Удовлетворяя свои высшие потребности, М. Ломоносов приносил колоссальную пользу обществу. Он оказал огромное влияние на развитие науки и культуры России, а также основал Московский университет.

Кроме того, из журнала «Культура России» я знаю о российском меценате П. Третьякове. Он, испытывая потребность в познании, освоении культурных ценностей, творчества, начал собирать произведения русского искусства. Для собранной им коллекции он построил отдельное здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. Впоследствии меценат передал своё поистине грандиозное собрание картин вместе со зданием галереи - городу в дар. За это он получил звание Почётного гражданина Москвы. Бесспорно, П. Третьяков, обладатель высших потребностей, являлся очень значимой для общества личностью.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает справедливость высказывания Я. Коломинского. Действительно, от потребностей личности напрямую зависит то, какую пользу она сможет принести обществу и какой ценностью для социума будет обладать.

Эссе – это литературное прозаическое произведение. Его отличают небольшой объем, свободная форма и разговорный, иногда задушевный стиль изложения. В эссе событие, факт или явление не описывается в деталях, а лишь берется за отправную точку для того, чтобы автор мог высказать свои мысли и суждения. Взгляды автора в эссе важнее подачи объективного факта или новости, на тему которых автор размышляет. Поэтому твердых правил, как писать эссе, нет. Но это не значит, что можно просто записать поток сознания и представить его как эссе. Есть характерные признаки, позволяющие отличить эссе от чего-нибудь другого.

Чаще всего эссе путают с очерком, путевыми заметками и философским трактатом. Какая между ними разница?

  • В очерке упор делается на факт, на событие. Автор описывает его, не внося ничего от себя. У очерка есть четкая логическая структура: описание события, его начало, кульминация и финал. В эссе событию уделяется мало внимания; оно просто есть как повод поразмышлять над абстрактными, философскими истинами. У эссе нет четкой структуры, обязательной для всех произведений этого жанра.
  • Путевые заметки имеют сюжет. Кроме того, в них тоже больше описывается происходящее, и только фоном звучат размышления автора на тему того, что он видит и что с ним происходит. У эссе нет сюжета, нет динамики, оно вне времени. А размышления составляют суть, самую важную часть эссе.
  • От философского трактата эссе отличается большей художественной направленностью, развернутой образностью, употреблением эпитетов, художественных литературных приемов. Кроме того, эссе может касаться тем, не относящихся к области философии: социальных, научных, экологических и пр. Это роднит его с публицистикой.

Эссе в прошлом и сегодня

Произведения в жанре эссе встречаются еще у античных авторов. Но «официальным рождением» жанра принято считать XVI век, а родиной – Францию. Во второй половине этого столетия французский философ М. Монтень опубликовал труд под названием «Опыты» (что звучит на французском как «эссе»). В это же время в жанре эссе была написана работа другого знаменитого философа – Ф. Бэкона.

А еще через несколько лет сначала в литературную критику, а затем и в обиход вошло слово «эссеист» как обозначение автора, пишущего в определенном жанре – жанре эссе. Так это слово из имени собственного отдельных произведений стало нарицательным.

Затем эссе набрало популярность и в других странах. Несмотря на то что термин появился во Франции, с XIX века и вплоть до нашего времени по количеству знаменитых авторов, пишущих в жанре эссе, лидировала Англия: вспомним имена Б. Шоу, Г. Уэллса, Дж. Оруэлла и еще не менее десятка столь же прославленных прозаиков. В России эссе не было особо популярным, хотя несколько работ можно найти и у русских писателей: А. Радищева, Н. Лескова.

В последние годы вопросы о том, как грамотно составить план и написать эссе, стали актуальными потому, что его написание входит в задание ЕГЭ по русскому языку (а также оно нужно для получения высоких баллов по социальным наукам: истории, обществоведению). К школьному эссе предъявляют такие требования:

  • Объем до 160 слов.
  • Четкая тема или узкая проблема (а не освещение широкого круга вопросов).
  • Отсутствие плагиата. Цитаты использовать можно только для подтверждения или отрицания авторской точки зрения.
  • Образность, легкий и индивидуальный стиль.

Что должно содержать эссе

Во-первых, нужно позаботиться о его стиле. Эссе пишется легким и живым языком, в нем автор делится с читателями своими мыслями, чаяниями, опасениями. Он ничего не доказывает, а предлагает поразмышлять вместе с ним или даже поспорить. Для создания такого эффекта в эссе используются эпитеты, аллегории, афоризмы.

Во-вторых, обратите внимание на структуру эссе. Мысли не должны растекаться, беседа с читателем не должна уходить от первоначально заявленной темы к другой. Для этого нужно составить план эссе.

  1. Заголовок. Его следует сделать интригующим, заманчивым. Возможно, стоит использовать каламбур, загадку, но не вводить читателей в заблуждение.
  2. Вступление. Оно занимает 30% текста. Его цель – пробудить интерес к эссе. Можно использовать цитаты, афоризмы, статистику, необычный факт. Во вступлении обозначается (но не раскрывается) главная мысль эссе.
  3. Основная часть. Она занимает 60% текста. В ней раскрывается главная мысль, подкрепленная размышлениями, интересными фактами, яркими, образными описаниями. Если вступление должно быть по возможности простым и ясным, то в основной части нужно использовать все лексическое и стилистическое богатство русского языка.
  4. Заключение. Оно занимает оставшиеся 10%. В нем подводятся итоги или высказывается основная мысль, к которой автор пришел через размышления на протяжении эссе.

Как подготовиться к написанию эссе

Если заранее подготовиться, то перед вами не возникнет вопроса, как грамотно написать эссе. Предварительная подготовка заключается в следующем:

  1. Выясните параметры эссе. Если это задание на ЕГЭ, то вам будут даны его объем и тема, вы знаете и читательскую аудиторию (преподаватели). Если вы пишете эссе для блога, для журнала, то первым делом определитесь с тем, каким будет объем, кто будет читать эссе и, соответственно, в каком стиле лучше всего донести свою мысль до аудитории, какую тему, повод, факт вы возьмете для размышлений.
  2. Соберите информацию. В черновике запишите известные вам по теме факты, статистику, цитаты и другой материал, который может пригодиться.
  3. Напишите план эссе.
  4. Определите главные мысли, вехи, которые будут освещаться в эссе одна за другой. Это поможет вам сохранить внутреннюю логику текста.
  5. Легче всего работать над эссе, если написать вначале основную часть, затем вступление и последним – заключение. Потом скомпонуйте их в нужном порядке.
  6. Перечитайте готовую работу, проверьте ее. В пылу полемического вдохновения люди часто делают ошибки, которые при повторном прочтении легко заметить и исправить.