Дайте определение лирики и жанров. Что такое лирика в литературе и искусстве

Бурное развитие информационных технологий имеет свои негативные стороны. Гуманитарные науки оказываются незаслуженно забытыми, а ведь их название происходит от латинского слова humanus - «человеческий».

Далеко не каждый уверенный пользователь сети Интернет сможет дать внятный ответ на простой хрестоматийный вопрос: «Что такое лирика?».

Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента - лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.

Сегодня термин «лирика» широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям (пример: «оставим лирику, перейдем к делу»).

Словарь Ожегова классифицирует лирику как род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В словаре Ушакова формулировка несколько иная: там лирика описана как вид поэзии, выражающий личные настроения и переживания поэта. Существует множество изящных формулировок, но суть у них одна: лирика основывается на человеческих чувствах и переживаниях.


Лирика подразумевает искренность и откровенность, открытость чувств и эмоциональную утонченность. Основными лирическими жанрами являются стихотворение, романс и элегия. На первый взгляд эти поэтические жанры не пользуются сегодня высокой востребованностью, но на самом деле это не совсем так.

Лирическая поэзия широко используется, например, в текстах песен; многие популярные хиты по своей сути являются именно лирическими произведениями. Если вы припомните свои любимые песни, среди них наверняка найдется несколько образцов песенной лирики. Кстати, в музыкальной терминологии слово «лирика» тоже используется.

К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.

Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и .


Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.

Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты - Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.

Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика , которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.

Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.

А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Деревня», «Я вас любил», «Пророк», «Поэту», «К морю», «Я помню чудное мгновенье».

Н. А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Элегия», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей».

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное», «Я встретил вас», «Умом Россию не понять», «Осенний вечер», «Тени сизые сместились».


Классикой музыкальной лирики являются «Лунная» соната Бетховена, «Сказки венского леса» Штрауса, «Реквием» Моцарта.

Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.

Кратко:

Лирика (от гр. lyricos - исполняемый в сопровождении лиры) - один из трех родов литературы, изображающий чувства, эмоции, переживания, размышления, навеянные жизненными впечатлениями и обстоятельствами.

Выразительность поэтической речи определяется эмоциональным содержанием лирики. В зависимости от характера переживаний, изображаемых в произведении, среди лирических жанров различают: оду, послание, сатиру, стансы, эклогу (стихотворение на тему сельской жизни), элегию, а из малых форм лирики - эпиграмму, мадригал (шуточное или любовное стихотворение), эпитафию (надпись на надгробии) и проч.

Как и другие литературные роды, лирика появилась еще в античности, приблизительно около VII в. до н. э. А самым древним видом лирики является народная песня.

Многие из перечисленных лирических жанров с течением времени становились неактуальными. Поэтому в современном литературоведении выделяют политическую, гражданскую, философскую, любовную, пейзажную лирику и проч. Например, послание А. Пушкина «В Сибирь» традиционно относят к вольнолюбивой лирике поэта, а стихотворение «Пророк» - к философской.

Лирика не всегда облекается в стихотворную форму, возможны и прозаические лирические тексты. Чаще всего их называют стихотворениями в прозе. Например, «Русский язык», «Деревня», «Черепа», «Порог» - стихотворения в прозе И. Тургенева.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Лирикой называют один из литературных родов наряду с эпосом и драмой. Но уместнее смотреть на нее как на особый тип мировосприятия, выражавшийся в разные века в разных литературных формах (в том числе в эпических и драматических). В основе лирического взгляда на мир — «переживания и страсти сердца и духа» (Гегель), «излияние восторженного сердца» (Державин), «излияние томно-горестного сердца» (Карамзин). Лирическая поэзия — «по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта» (Белинский). Но «в оде поэт не ничтожным событиям собственной жизни радуется... он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, мечет перуны в сопостатов» (Кюхельбекер). А в романтической лирике «лучшие стихи» — «те, которыми выражены чувства простые, общие по существу своему, но личные по впечатлениям, действовавшим на поэта» (Вяземский).

Романтизм в конце XVIII — начале XIX в. вообще принес новое понимание и слова «лирика», и идеи самовыражения. Романтики утвердили главным достоинством лирики субъективное переживание мира. Впрочем, личное переживание для романтиков сверхлично: поэт есть «вселенная в малом преломлении» (Новалис). Лирическая «единственность» вмещает такой смысл, что в подлинно лирическом тексте читатель «узнает» собственное переживание.

Лирическая точка зрения выражается по преимуществу в формах стихотворных, но проникает и в прозу, особенно там, где к этому стремится сам автор (повести Тургенева, притчи Кафки, проза Паустовского. Солоухина). Лирика обнаруживается и в произведениях, обыкновенно считающихся чисто эпическими или драматическими (трагедии Расина, пьесы Чехова). Своеобразные «индикаторы» лирического подхода к миру — любовь и природа. Понятно, не всякий пейзаж и не всякое «я люблю вас» или «я вас любил» — уже лирика, это лишь знаки лирического голоса, сигналы о возможности появления лирического самовыражения.

«Эпическое» для автора может быть «лиричным» для героя, и правомерно говорить о лирическом голосе как автора, так и персонажа (особенно это характерно для романа и романных жанров). Голос этот появляется при введении чужих лирических фрагментов (пение героями песен, чтение стихов — например, цитирование Пушкина, Лермонтова, Шиллера героями Достоевского), с помощью лирических произведений, сочиненных самими героями (стихи и песни в романах Гёте о Вильгельме Мейстере). По законам лирики могут быть оформлены письма героев, их любовные признания, их монологи о своих переживаниях.

Лирическая точка зрения появляется, когда автор (исполнитель, читатель, зритель, слушатель) испытывает особое чувствование мира, воспринимаемого сквозь призму лирически оформляемого текста. И при исполнении песни, и при сочинении стихотворения, и при заучивании чужого лирического фрагмента срабатывает механизм субъективного, данного «только мне» переживания. Потому можно говорить о лирике как о способности человека конденсировать сокровенные переживания не только в искусстве, но и в ежедневной жизни. И стихи поэта, адресованные возлюбленной, в той же мере факт его быта, что и творчества. Конечно, не всякое «моё слово» о «моём переживании» — лирика. Помимо передачи почувствованного и помысленного «только мной» — «только моими» словами необходимо соответствующее эстетическое оформление этих слов — ритмом, лексикой, стихотворным метром, рифмой, смысловыми повторами и паузами, «авторским» синтаксисом и т. д. Лирике свойственна тяга к усилению смысловой значимости каждого микроэлемента лирического сюжета; ей требуются слова, способные как можно более полноценно воссоздать его душевное состояние. Лирические высказывания стремятся стать афоризмами, заучиваются наизусть, цитируются подобно пословицам — применительно «к случаю», к определённому душевному состоянию человека. Впрочем, афористичность лирики — мнимая, потому что, как говорил Мцыри у Лермонтова, «душу можно ль рассказать?». Лирический афоризм лишь словесный знак душевного движения.

Характерны сомнения романтиков в возможностях выразить переживаемое словом: «Невыразимое подвластно ль выраженью? » (Жуковский). Потому лирические произведения, сколь бы ни были внутренне завершены, в авторском и читательском сознании существуют в каком-либо контексте, как бы пересказывая уже сказанное, переназывая названное прежде. «Очередное» лирическое выражение переживаний любви включается в контекст уже существующих лирических выражений любви; оно апеллирует не только к жизненному опыту читателя, но и к его литературной памяти. И прочтение каждого конкретного лирического фрагмента обусловлено богатством лирического «фонда», которым располагает читающий. Роль такого «фонда» велика для аудитории лирика, для него самого, отчего лирические произведения и насыщены сознательными или невольными реминисценциями. Лирика вообще чревата повторением пройденного. Опыт литературных учителей, мотивы прошлых столетий оживают в ней.

Поэтому существуют «вечные» темы, позволяющие литературоведам тематически классифицировать лирику: любовная, гражданская, философская, пейзажная... Тематическое деление заведомо условно и не способно оценить многообразия оттенков лирического подхода к миру, выработанных историей литературы. Каждая культурно-историческая среда создаёт свой вариант лирики.

Лирика (от греч. lyга -- музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирический образ -- это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни -- природы и общества -- могут вызвать соответствующие переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание, испытываемое автором в данный момент. Каждое лирическое произведение, как бы ограничено оно ни было по размеру,-- законченное художественное произведение, передающее внутренне завершённое состояние поэта.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несёт особую смысловую и эмоциональную нагрузку, лирика тяготеет к стихотворной речи, которая способствует выражению чувств поэта и более сильному эмоциональному воздействию на читателя.

В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, обобщают и выражают их с присущей поэзии силой.

В лирическом произведении через личное поэт передаёт жизненно важное, типическое. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, общественной борьбы, вызывающей в людях потребность выразить своё отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика, естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма.

Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма.

Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич -- в Польше, Гюго -- во Франции, Байрон -- в Англии, Пушкин, Лермонтов, Тютчев -- в России).

Виды и тематика лирики

Существуют разнообразные классификации видов лирики.

Их различают по тематике:

· философская («Бог» Г. Р. Державина, «Невыразимое» В. А. Жуковского, «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкина, «Истина» Е. А. Баратынского, «Фонтан» Ф. И. Тютчева)

· гражданская («К Чаадаеву» А.С. Пушкина, «Прощай, немытая Россия"» М. Ю. Лермонтова, «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Размышление у парадного подъезда» Н. А. Некрасова, «Читатели газет» М. Цветаевой, «Полночь в Москве» О. Мандельштама, «Россия"» А. А. Блока, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского, «Дробится рваный цоколь монумента» А. Т. Твардовского)

· пейзажная («Осенний вечер» Ф.И. Тютчева, циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» А. А. Фета, “Зеленая прическа”, «Белая береза» С. А. Есенина)

· любовная («Я Вас любил» А.А. Пушкина, «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова)

· политическая («Наполеон», «Как дочь родную на закланье...» Ф.И.Тютчев) и пр.

Однако надо иметь в виду, что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства (ср., например «Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1825 г.» А. Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу…» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» Н. Некрасова, «Товарищу Нетте…» В. Маяковского и мн. др.). Чтение и изучение лирики разных поэтов различных эпох чрезвычайно обогащает и облагораживает духовный мир человека.

Выделяют следующие лирические жанры:

· Ода - жанр, который воспевает какое-либо важное историческое событие, лицо или явление. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол…» М. Ломоносова.

· Песня - жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня Мери из «Пира во время чумы» А.С. Пушкина.

· Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина.

· Послание - жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому-то лицу: «К Чаадаеву» А.С. Пушкина.

· Сонет - жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме. В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета: английский сонет, французский сонет.

· Эпиграмма - короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо: «На Воронцова» А.С. Пушкина.

· Сатира - более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого. Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый…» А.С. Пушкина. Сатиру часто относят к эпическому виду.

Такое деление на жанры очень условно, потому что в чистом виде они представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию, и послание.

Основная форма лирических произведений - стихотворение, но следует помнить о том, что лирика существует и в прозе: это и вставные лирические фрагменты в эпических сочинениях (таковы некоторые внесюжетные элементы «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя), и обособленные лирические миниатюры (некоторые из «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева, многие рассказы И. А. Бунина).

В основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ - это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ - это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишён смысла.

Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме - это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нём своё выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

К лирическим жанрам относятся романс , послание , элегия , ода , эпиграмма , идиллия .

Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики - Псалмы царя Давида и Песнь Песней . Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований.

Античная лирика

В первый период древнегреческой лирики она пелась главным образом под аккомпанемент флейты, сохранившийся и позже. На Лесбосе появляется усовершенствованная струнная гитара, приписываемая Терпандру . К лесбийской, или эолийской, школе принадлежал и Алкей , сочинявший хоровые политические песни, гимны богам, а также песни, посвящённые вину и любви. Современницей и соотечественницей Алкея была известная Сапфо . Иной характер носила дорийская школа; она выработалась из хороводной песни, связанной с богослужебным обрядом. Древнейшими авторами хоровых песен, воспевавших политические события, были Алкман и Стесихор . Последний считается первым автором буколической пастушеской песни. Влияние дорийской школы распространилось и на южную Италию, где жил поэт Ивик , произведения которого носят чисто эротический характер. Эротическая лирика достигла высшего своего совершенства у поэта ионийской школы Анакреонта (VI век до н. э.).

Из лириков последней поры греческой литературы, так называемого александрийского периода, выдаётся Каллимах . В III в. в Сицилии снова возрождается пастушеская поэзия. Её высшим выразителем был Феокрит , пьесы которого носят лирико-эпический характер. За Феокритом следуют Мосх и Бион . Греческая лирика, развившись из народной песни, выработала, таким образом, определённые виды поэзии: оду, элегию, любовную песню и буколическую поэму (см. Древнегреческая литература).

Древнейшие виды латинской лирической поэзии - народного происхождения и принадлежат к религиозной лирике; таковы песнь арвальских братьев и песни жрецов салиев . Литературного развития они не получили; вся лирическая поэзия последующего времени подражает греческим образцам. Высокого совершенства достигла латинская лирика в лице поэтов I в. до н. э. - Катулла , Вергилия , Горация , Тибулла , Проперция , Овидия .

Катулл писал во всех видах лирики, выработанных греками; выдающуюся роль в его стихотворениях играет любовь . Лирический характер носит и длинная поэма Лукреция «О природе». «Буколики» Вергилия состоят из эклог (так назывались в Риме короткие стихотворения), отчасти подражающих Феокриту; вкладывая в уста пастухам несвойственные им мысли и злобу дня, они ложатся в основу условной пастушеской поэзии. Гораций в своих этюдах подражал Архилоху .

Поэты так называемой сицилийской школы подготовили будущий расцвет итальянской лирики и выработали её две главнейшие формы: канцону и сонет . Одновременно с этим в Средней Италии развилась духовная лирика - laude, хвалебные песни Богу, проникнутые крайним мистицизмом.

В так называемой философской лирической школе флорентийских поэтов платоническая любовь приобретает нравственно-аллегорический смысл, открыть который без комментария часто невозможно. У Данте , впрочем, аллегоризм несколько менее запутан; среди его канцон есть и пьесы, относящиеся к «низшей» любви. Высокого совершенства формы и психологической художественности достигают канцоны и сонеты Петрарки , воспевающие или оплакивающие его возлюбленную Лауру ; любовный платонизм достигает здесь своего высшего выражения, основанного на эстетическом такте и вкусе поэта. Влияние сонетов Петрарки на последующую лирическую поэзию даже далеко за пределами Италии постепенно возрастает, достигая кульминационного пункта в так называемом петраркизме XVI в.

Развивается, однако, и более народная форма лирической поэзии: таковы политические песни народного флорентийского поэта Буркьелло и strambotti Лионардо Джустиниани.

Это движение особенно сильно отразилось в Англии. Здесь до XVI в. лирика была вообще мало развита: существовала народная песня обрядовая и бытовая, как это можно полагать по отрывкам песен у Шекспира, но особенным расположением пользовалась лирико-эпическая песня, воспевавшая подвиги Робин Гуда .

Попытка Чосера ввести французскую балладу не привилась. Таким образом, здесь сонетам не пришлось вытеснять национальную лирику. Ряд английских сонетистов начинается с Т. Уайетта и Г. Суррея ; за ними следуют Ф. Сидни , Шекспир и др. Сонетизм продолжается в литературах Италии, Франции, Англии и в XVII в. и принимает здесь вместе с мадригалом и эпиграммой салонный характер, осмеянный Мольером .

В Италии и Испании он обновился новой манерностью под влиянием поэтов Дж. Марино и Л. де Гонгора . Из французских сонетистов XVI и XVII в. выделяются П. де Ронсар , В. Вуатюр , Ж.-Л. де Бальзак . Этим видом поэзии не пренебрегал и П. Корнель . В Германии сонетизм процветал у так называемых Пегницшеферов (нем. Pegnitzschäfer ). Итальянские моды, распространившиеся по Европе вместе с гуманизмом, принесли и больший интерес к древним.

Английские романтики У. Вордсворт , С. Кольридж , Р. Саути , Байрон , П. Шелли , Джон Китс являются по преимуществу лирическими поэтами. То же можно сказать о французских романтиках:

ЛИРИКА - род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме - не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый обобщенный род. Как правило, в нем очень мало конкретных деталей, портретных черт, почти не бывает имен, географических и хронологических уточнений и т.д., лирическое переживание (включая сюда и сферу мысли) стремится стать доступным практически любому человеку и увлечь его, каждый воспринимающий лирическое стихотворение становится на точку зрения того, кто его написал, но вместе с тем отнюдь не “сливается” с автором-творцом. Фразу “Чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами” нельзя понимать буквально. Это не просто чувства, это чувства эстетические, образ чувств. Прочитав “К***” (“Я помню чудное мгновенье...”), мы вовсе не должны полюбить Анну Петровну Керн, да и заточенный в Михайловском Пушкин, радовавшийся почти любому обществу, любил ее скорее поэтически, чем реально. А.А. Ахматова, чье художественное сознание в XX в. наиболее близко к пушкинскому, говорила об отличии поэта-лирика от прозаика-повествователя, чья личность отражается на всем, что он пишет: “А в лирике нет. Лирические стихи лучшая броня, лучшее прикрытие. Там себя не выдашь”. Конечно, те или иные поэты в разной степени склонны “саморазоблачаться”. Ho чистое самовыражение, по словам В.Ф. Ходасевича (статья “Рассветы”, 1937), - это “человеческий документ”, а не подлинно художественное произведение, что не значит, будто поэт элементарно скрытничает и тем более говорит неправду. Он претворяет свою частную жизненную правду в правду художественную, эстетическую, общезначимую2.

Лирика, за довольно редкими исключениями, создается в стихах как интенсивной выразительной форме, но существуют так называемые стихотворения в прозе (название оксюморонное, подразумеваются лирические миниатюры именно в прозе), в основном лирические рассказы типа “Антоновских яблок” или “Первой любви” Бунина, лирические отступления в эпических произведениях, например в “Мертвых душах”. В “Реквиеме” Ахматовой в общем лирическую роль играет прозаическая сцена “Вместо предисловия”, в повести В.П. Астафьева “Пастухи пастушка” - обрамление сюжета (аналог пролога и эпилога).

Лирические произведения очень невелики по сравнению с эпическими и драматическими. Правда, оды XVIII в. явно затянуты ради пущей торжественности, но фактически это их недостаток, а не достоинство. Бывают и сверхкраткие миниатюры. У Тютчева “впервые в русской литературе появляются однострофные стихотворения, являющиеся не эпиграммой или надписью, а самостоятельным лирическим произведением” . Встречаются даже моностихи - стихотворения в одну строчку (у сентименталиста Н.М. Карамзина, символистов В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта, эгофутуриста Василиска Гнедова и др., немало в конце XX - начале XXI в.). Ho в романтической лиро-эпической поэме, например у Лермонтова (“Мцыри”), повествовательная часть могла занимать меньше текста, чем лирическая. Во второй половине XIX в. у Н.А. Некрасова появились и первые чисто лирические поэмы (“Тишина”, 1857, “Рыцарь на час”, 1862). В первой трети XX в. классики лирической поэмы - В.В. Маяковский (например, “Люблю”) и М.И. Цветаева.

Ода была основным лирическим жанром классицизма. Для юного Пушкина его “Вольность” (1817) - продолжение традиции XVIII в., а именно радищевской, хотя одноименная ода А.Н. Радищева, писавшаяся в 1783-1790 гг., была политически гораздо более радикальной; стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836) восходит к традиции гораздо более древней, античной (это вольная вариация на тему оды Горация “К Мельпомене”), когда ода была практически синонимом лирики вообще. В пушкинские времена оды, как и характерные для романтизма элегии, противопоставлялись “мелким стихотворениям”. Элегии писал основоположник русского романтизма Жуковский (“Вечер”, 1806, “Море”, 1822). Пушкин отдал им щедрую дань в период южной ссылки, начиная со стихотворения “Погасло дневное светило...” (1820). В античной литературе это был жанр преимущественно любовной тематики, в новой европейской поэзии - преимущественно философской, выражающий серьезные, часто печальные размышления и переживания. Зрелый Пушкин к грустной любовной элегии относился скептически, пародировал ее в “Евгении Онегине” (стихи Ленского), но высоко ценил элегический дар Е.А. Баратынского и продолжал писать произведения, соответствующие этому жанру в более широком смысле (“Элегия”, 1830). Некрасовская “Элегия” 1874 г. (“Пускай нам говорит изменчивая мода...”) осознанно архаична по жанру и стилю: по контрасту подчеркивается, что “тема старая - страдания народа”, - к сожалению, не стареет.

Романтизм породил и своеобразный жанр “отрывка” (“Невыразимое”, 1819, Жуковского), имитирующий неоконченность поэтического текста или намекающий на неисчерпанность затронутой темы. Зрелый Пушкин назвал отрывком большое стихотворение “Осень” (1833), завершающееся словами “Куда ж нам плыть?..” и строками точек. По сути, отрывком является и “...Вновь я посетил...” (1835): значительная часть написанного действительно не вошла в окончательный текст, и так пространный для стольлаконичного поэта. Послание (стихотворное письмо) было жанром классицизма и соответственно появилось еще в Античности, которой классицизм подражал. Романтики его трансформировали, придали ему форму непринужденной беседы с друзьями (дружеское послание), тяжелые двустишия 6-стопного ямба - александрийский стих - сменились вольным или 4-стопным с вольной рифмовкой, но при высокой тематике и стиль становился более возвышенным (“К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд...” Пушкина. Особенно высоко поставив с 1825 г. тему дружбы, поэт написал 4- и 5-стопным ямбом пять стихотворений, включавших в заглавие дату открытия Царскосельского лицея - “19 октября”, - и шесть стихотворений под названием “Друзьям”, первое из которых создано еще в 1816 г.). К середине XIX в. жанр традиционного послания отмирает.

Стихотворением первоначально назывались сама стихотворная форма и писание стихов вообще (трактат В. К. Тредиаковского “О древнем, среднем и новом стихотворении российском”, 1755), потом - любое стихотворное произведение: третья часть (томик) “Стихотворений Александра Пушкина” (1832) включала среди лирических и небольших лиро-эпических произволений маленькую трагедию “Моцарт и Сальери”, “Сказку о царе Салтане...”, а четвертая часть (1835) - еще три сказки; книжка “Стихотворения М. Лермонтова” (1840) среди 26 стихотворений - поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича...” (на первом месте в сборнике) и “Мцыри” (на одном из последних мест). Однако Лермонтов фактически размывает в лирике все жанровые границы. Слово “стихотворение” постепенно становится универсальным обозначением в основном лирических произведений, хотя и такое сутубо эпическое по теме и по духу произведение, как “Бородино”, определяется тем же словом.

“На развалинах старой жанровой системы Некрасов создал новые жанровые образования: элегию на общественные темы, пародийный романс, пародийную оду; воскресил сатиру и послание... Во многих случаях по-новому сочетаются особенности нескольких традиционных жанров. Так, в “Железной дороге” есть нечто и от элегии, и от баллады, и от сатиры, “Блажен незлобивый поэт...” - отчасти сатира, отчасти элегия, отчасти ода в каких-то своих подробностях”. Ho именно вследствие такого смешения жанровых признаков стихотворения Некрасова и даже его лирические поэмы обычно называются просто стихотворениями. В дальнейшем жанровая определенность становится чем-то нарочито подчеркнутым, например “Ода революции” Маяковского. В конце XIX и особенно в XX в. широко распространяется циклизация стихотворений. Так, хотя каждое стихотворение Блока может восприниматься отдельно от других, оно что-то теряет для читателя вне контекста всей “трилогии вочеловечения”, тома, раздела и цикла. Распространяется новый вид циклизации - озаглавленная книга стихов: “Вечер”, “Четки” Ахматовой и т.д.

Лирика бывает и сюжетной, и описательной (прежде всего пейзажной). Так, минимальный сюжет мы видим в лермонтовском “Утесе”. Ho фактически это иносказание, а не элемент эпоса, не повествование как таковое. И пейзаж в лирике - не чистое описание, а обычно психологический пейзаж.