Дислексия: болезнь гениев, а не лентяев. Как справиться с дислексией. Основы лечения дислексии

Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия -- нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.

Пишу с ошибками

Ученые выделяют несколько признаков и дисграфии:

Зрительное невосприятие буквенных символов при нормальном зрении;

Замедленное чтение с элементами угадывания с заменой близких по звучанию звуков «з» и «с», «ж» и «ш» или схожих по начертанию «п» и «т», «б» и «в»;

Специфические ошибки: неправильное написание окончаний, повторение слов.

Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове «карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву. Такие нарушения и есть дисграфия».

Почему

Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько раз.

Во время чтения и письма включаются разные отделы мозга. Один запоминает и опознает буквенные символы. Второй обобщает все это в связный рассказ и помогает понять смысл. Когда отделы взаимодействуют между собой несогласованно, текст распадается. Или наоборот -- при хорошем понимании прочитанного могут возникнуть трудности в его воспроизведении.

В числе причин расстройства письма и чтения называют леворукость, наследственность, двуязычие в семье, последствия травм и болезней и осложненную беременность матери. Комментирует психоневролог, заслуженный врач России, к. м. н. Владислав Брагинский: «Патология беременности и родов: токсикоз матери, щипцы, обвитие пуповиной, затяжные роды, болезни ребенка в первые месяцы жизни -- все это оставляет след надолго, и, как следствие, мы наблюдаем дислексию или дисграфию у ребенка».

В случае наследственной предрасположенности проблемы с грамотностью наблюдаются у всех членов семьи. Даже если кто-то пишет немного лучше, а кто-то хуже, ошибки есть у всех.

Двуязычие в семье -- еще одна возможная причина правописания с ошибками. Дети от смешанных браков воспринимают один из языков как иностранный. Такая же проблема возникает при слишком раннем обучении иностранному языку. Разговорную речь дети усваивают легче, чем взрослые, но возможен побочный эффект. «Очень часто мамы радуются, когда ребенок учит английский с трех лет. Конечно, память детская хваткая, но в армянском, русском, английском языках совершенно разные грамматические формы. И ребенок путается при изучении иностранного языка в дошкольном возрасте», -- поясняет Владислав Брагинский.

Умение читать и писать считается обязательным для каждого человека. Однако, для некоторых людей эти несложные действия - настоящая мука. Они страдают редким заболеванием - дислексией. Этот недуг еще называют "словесной слепотой" и связывают с пониженной мозга в определенной зоне левого полушария.

У кого была дислексия?

Многие великие люди страдали от дислексии — Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский, советский актер Николай Гриценко. Среди голливудских знаменитостей тоже много дислексиков. Например, Том Круз. Своей "болезни" не скрывает и Джодж Буш младший. Также отсутствием способности читать страдает шведская наследная принцесса Виктория. Недавно она призналась, что с раннего детства одноклассники издевались над ней из-за того, что она страдает дислексией. Джерри Холл призналась, что все четверо ее детей от рок-зведы Мика Джаггера страдают дислексией: 23-летней модели Элизабет, 21-летнему Джеймсу, 15-летней Джорджии Мэй и 9-летнему Габриэлю был поставлен один и тот же диагноз — речевое расстройство.

Что такое дислексия?

Дислексия — нарушение процесса чтения, и дисграфия — нарушение письма . Эти нарушения объясняются особенностями строения мозга, затрудняющими процесс соотношения звуков и букв, письма и речи. В мире начитывается от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией.

Больше всего дислектиков среди богатых

Совсем недавно выяснился интересный факт: больше всего людей, страдающих дислексией — в среде богачей. По исследованию британских медиков 40% богачей не могут грамотно писать и читать . Самый знаменитый из них Ричард Бренсон, глава телекоммуникационной компании. Ученые изучают дислексию уже более 100 лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.
В списке "больных" гениев мало российских имен, т. к. у нас дислексию называли безграмотностью и списывали все на плохое прилежание ученика. Поэтому в нашем обществе не принято обсуждать эту проблему даже среди публичных людей. Хотя все факторы, влияющие на развитие болезни, ученым пока неизвестны, многие специалисты полагают, что дислексия имеет генетический характер. Проще говоря, в "архитектуре" мозга присутствует отличие, вызывающее трудность "раскодирования" смысла печатного слова.

Мальчики чаще, чем девочки

Известно, что процесс чтения мозгом женщин и мужчин реализуется по-разному. Медики, в частности, обнаружили, что мальчики страдают дислексией в 2-3 раза чаще, чем девочки. Методов лечения этого заболевания, к сожалению, пока не существует. Зато существует масса мифов об этом заболевании. Вот наиболее распространенные:

В чем причина дислексии?

А на самом деле причиной дислексии и дисграфии является синхронность в работе правого и левого полушарий головного мозга. Только совсем недавно учёные пришли к осознанию того, что проблемы, связанные с "недостатком умственных способностей", определяются не столько дефектами мозга, сколько незнанием его огромных возможностей.

Если выявить дислексию до школы, то ребёнку будет легче учиться.

На самом деле в существующей системе образования дислексику всегда будет мучительно больно учиться. Современная вербальная, формально-рассудочная школа, построена на обездвиженности ребёнка грубо игнорирует в учебном процессе активность органов чувств, отдавая приоритет инструктивно-программирующим методам обучения. Механическая память — это яд для школьника с дислексией и дисграфией.

Дислексик пишет безграмотно и коряво

А на самом деле современные исследования показывают, что мотивация писать грамотно оказывается сильнее природной безграмотности дислексика. Важна не тренировка сама по себе, а "занятия, требующие усилий", когда человек постоянно пытается решать задачи, несколько превосходящие его возможности.

Дислексик абсолютно нормален

Нет, это не так. Дислексики выделяются из нормы, т. к. у них особым образом организованная мозговая деятельность определяет уникальность интеллектуальных способностей.

Дислексия проходит с возрастом

Ничего подобного. Дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексия либо есть у человека, либо её нет. Дислексиками рождаются.

Дислексию можно вылечить

Нет, не лечится. Гениев всегда лечили! Вот эта генетическая память, отдельных представителей современности, и рождает миф о том, что дислексика надо лечить. Гениальность не лечится, она проявляется и сейчас она имеет силу противостоять лекарям.

Дислексия — это болезнь

Это не болезнь, это диагноз, который позволяет выделить особым образом организованного человека. У дислексика ярко проявляются особенности в чтении и письме линейного текста, так как он воспринимает информацию в трехмерном формате. По этой причине, те печатные слова и символы которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии и вызывают состояние спутанности сознания.Именно состоянием спутанности сознания определяются трудности с восприятием информации, дезорганизация, неуклюжесть, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, гипер- или гипоактивность.

Как лечить дислексию?

По мнению профессионалов, уж лучше ничего не предпринимать в отношении ребёнка с дислексией, чем совершать безграмотные действия. В этом случае, ребёнок будет способен найти своё собственное решение, которое и будет правильным! Поэтому, дорогие родители, присмотритесь к своему чаду. Посоветуйтесь с профессионалами. Их сейчас можно найти. И вполне вероятно, окажется, что у вас растет уникум. Не загубите его. А то будет мучительно стыдно лет так эдак через тридцать, когда подросший ребенок забудет поблагодарить родителей в своей речи по случаю присуждения премии…

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, - говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. - Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей".

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия. Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов. Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву "Я" или цифру 3 задом наперед, - они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, - считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия - явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов. "Все зависит от того, где провести черту, - говорит д-р Чиркина. - Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения".

Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. "У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, - рассказывает д-р Лопатина. - Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить".

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания. "Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения", - считает к. п. н. А.Л.Сиротюк, автор книги "Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения". Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование - тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово "крот" без звука "к".

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. "Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, - считает д-р Климонтович. - В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции". Однако, по мнению Г. В.Чиркиной, "говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно".

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе - в 46, а в 5-7-м классе - лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? "Критерий очень простой, - объясняет Е.Ю.Климонтович. - Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия".

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, - рассказывает Г. В.Чиркина. - Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Обсуждение

Уважаемый автор, а можно ли говорить о формировании дислексии, елси ребенок бегло читает, хорошо пишет(почти без ошибок), делится впечатлениями о книжках и их героях, но совершенно не может пересказать своими словами прочитанное? Либо категорически отказывается (говоря, что ему скучно повторять), либо произносит зазубренный наизусть текст вместо того, чтобы передать смысл своими словами. И как научить его пересказывать текст? У меня мальчик, возраст 5 лет и 10 мес. Спасибо.

04.05.2006 17:10:37, copywriter

Тема интересная, но плохо, что в статье так и не было дано четкое определение дислексии или хотя бы очерчен круг нарушений, которые принято относить к этому расстройству. Остается не совсем понятным, какие признаки должны настораживать родителей.

04.05.2006 13:22:17, Mrs. John

Комментировать статью "Дислексия: важно заметить вовремя"

Девушке моей официально дислексию не ставят, но когда ребенок в 6 классе пишет Ю задом наперед и не видит этого, и читает нормально Я не могу понять, что это за зверь такой - CAS. Еще опасаюсь за музыку и дополнительную мат-ку: бросать их она категорически не согласна...

Обсуждение

у нас заключение с диагнозом от частной клиники есть, а что толку.
Тяжело учимся - 3 класс. Сам не способен себя организовать. домашка только со взрослыми. Тяжело... Радует, что читает и любит читать.

у нас репетиторы по русскому и английскому. прорабатываем наперед темы, пишем сочинения. самостоятельно - получаются несвязные или вообще текст не по теме. читать заставляю. быстро устает, словарный запас маленький. имена, часть слов он просто пропускает. регулярно в разговоре слова употребляет неправильно. или по смыслу или коверкает. уже понаписал "сентЕбря". причем, в классе написал сентября, дома - сентЕбря. обе записи на одной странице. сейчас 5 класс. по истории уже проблема ответить на вопрос после параграфа. хоть там и ответы - просто предложения из текста:(((
и,думаю, тут и редкостная невнимательность - все одно за другое цепляется. :(((
проверяю математику. сделал в классе. горд собой. диктует задание наизусть. 46,47,48. смотрю: 46, 48. спрашиваю, где 47??? ребенок был в шоке:(((

понимаю, о чем uzon пишет. мое мнение такое: сейчас дислексию и дисграфию"ставят" слишком многим. Истинные и непростые случаи встречаются не так часто, и Rive Gauche именно о таком и пишет, кмк. и там да, поможкт только спецметодика какая. но не так мало детей с достаточно...

Обсуждение

Опытный педагог должен быть, специалист в своем деле. Знающий специфику дислексика и умеющий с такими детьми работать. Сын занимается два года с такой, еще год впереди. Эти усилия направлены только на сдачу ГИА. Очень сложно:(Но прогресс, конечно, видимый. Все мееееедленно, но уверенно.
Чем раньше начать заниматься с такими детьми, тем лучше. С 5 класса это очень вовремя!

Я считаю, что с дислексией должен работать специалист, который разбирается в вопросе или хотя бы занимается самообразованием в этом вопросе.

По своему предмету, например, виртуально знаю пару людей, кто интересуется проблемой. Например, при обучении лексике, чтении, используют маркеры разных цветов, выделяя значимые слова. Для традиционной методики это необычно, и просто хороший преподаватель может ничего такого не знать и не уметь.

Просто давить дисциплиной и строгостью - не тот вариант, который сработает, имхо.

Если в вашем регионе таких специалистов нет или их мало, считаю, маме стоит самой поинтересоваться этой темой глубоко, ведь ваши дети нужны, в первую очередь, вам. А вот консультровать преподавателя и настаивать на некоторых формах работы как заказчик репетитора вы вполне можете.

Пожалуйста, расскажите о своем опыте и опыте своего ребенка по коррекции дислексии. Как строился быт, обучение в школе, занятия, досуг. Я в самом начале этого пути и мне интересно все. Прежде всего нужна информация о коррекционных центрах.

Обсуждение

У меня подрощенный дислексик - дисграфик в 9-ом классе. Мы не занимались коррекцией дислексии как таковой, а решали конкретные проблемы, по одной. Никак не могла научиться читать - учили читать. Потом учили писать. Трудности с определенными грамматическими правилами - занимались ими. Т.е. на каждом этапе выделяли проблему и занимались главным образом ей. У моей дочери с 1 по 7 класс была частная учительница по языку, по совместительству сама мама дислексика, с которой дочь занималась постоянно раз в неделю по 2 часа. Между занятиями дома мы делали только школьные уроки в обычном порядке, как все дети. Вы правильно заметили, что методики разные. Это потому, что дислексики все разные, у них на самом деле разные проблемы, выраженные в разной степени. Одним помогает одно, другим - другое. Нужно постараться найти подход, который подойдет Вашему конкретному ребенку, а потом запастись терпением. Взращивать таких детей мужно неторопливо и вдумчиво. Иногда кажется, что никаких результатов от занятий нет, но на самом деле они имеют накопительный эффект, и результат может быть заметен очень не сразу. Иногда кажется, что нет прогресса, но если посмотреть, то окажется, что ребенок худо-бедно справляется в школе, пусть пока с помощью. КМК, это уже результат, поскольку фактически ребенок решает все время усложняющуюся задачу.

А так у нас в общем-то обычная жизнь. В школе у моей дочери индив. учебный план, с 4 класса все письменные работы она может делать на компе. На экзамены ей отводят в 2 раза больше времени, чем обычным детям. С такой адаптацией она прекрасно успевает в школе, сейчас уже без репетитора, правда, я по-прежнему помогаю ей с письменными уроками, т.е. проверку ошибок мы делаем вместе.

Мой основной совет - рассчитывать силы. Если Вы замучаете ребенка ударными дозами занятий и сами выбьетесь из сил уже на этапе начальной школы, вы никому этим не сделаете одолжения. К некоторым вещам легче адаптировать в раннем возрасте, но в целом у дислексиков адаптация идет постоянно. Моя дочь продолжает прогрессировать с каждым годом, хотя по спец. методикам мы уже три года как не занимаемся. Как мне кажется, она уже сама научилась обходить новые трудности, которые ей встречаются, т.е. дислексия у нее как была, так и есть, но она больше особо не мешает.

Специальной программы не нашла.
Есть Территория речи. Есть Центр лечебной педагогики. Там, по крайней, мере специалисты в контакте и могут работать сообща.
Мы еще и в области, так что все еще сложнее.
Мои попытки кончились отдельным логопедом, который специализируется скорее на дисграфии, чем на дислексии и недолгих занятиях с нейропсихологом. + много чело сама.

Еще я в какой-то момнет, прочитав книгу Домана, вдохновилась занятиями по его методу. Мой пыл сильно охладила цена. Ну и прочитав много отзывов, поняла, что это не панацея.

Обсуждение

Я предлагаю пока определиться, на каком языке девочке больше всего приходится читать, и каждый день читать на нем вслух под Вашим контролем. Только не очень долго, чтобы это было в радость, а не в тягость. Желательно, с пересказом прочитанного.

К сожалению, мой собственный логопедический ребенок более-менее нормально освоил чтение только на препаратах, назначенных невропатологом. Логопедические методики сначала помогали, потом стали вызывать неприятие и протест. Мне кажется, из-за того, что мозг не был достаточно готов к этому, хотя по возрасту было уже пора. Ребенок старался, но не мог сделать, и все тут.
В итоге я перестала чего-либо требовать, оставила только лекарства и занятия в логопедической группе детсада (которые мы часто пропускали по болезни). И через какое-то время, к моему удивлению, дочь начала интересоваться комиксами, могла очень долго пытаться их читать. Годам к 7 перешли на книги, причем только библиотечные. Домашние нас почему-то не интересуют:) Но мне уже все равно, пусть делает что хочет, лишь бы читала.

Может быть, Вам тоже имеет смысл обследовать ребенка у невропатолога. Особенно если какие-то проблемы в раннем детском возрасте были.

25.11.2016 10:50:00, читаю иногда с осени 2012

А почему подозрения возникли?
У дочери же "основной" язык не русский, наверняка, значит, другие механизмы обучения грамоте... В чем выражаются проблемы?

Дислексики и дисграфики все очень разные. Одним помогает одно, другим - другое. Возьму смелость сказать, что нет универсального метода, который помогает всем. Если заявленная цена для вас очень существенна, то я бы не стала швыряться деньгами, а выбрала бы более экономичный вариант. Очень часто дислексикам требуется помощь на много лет, ИМХО, нужно рассчитывать ресурсы. Я очень настороженно отношусь к методам, которые обещают коррекцию дислексии И дисграфии в сравнительно короткий срок. ИМХО, в этом деле главное - время. У дислексиков происходит очень много внутренней коррекции, на первый взгляд незаметной, за счет естественных компенсаторных возможностей.

Дислексия. У кого детям удалось избавиться от этой проблемы или достичь заметных результатов. В чем выражались нарушения? С какими специалистами занимались и как долго? Дочка путает попарно буквы Б-Д, Т-П и т.д. Занимается четвертый месяц с логопедом...

Обсуждение

Очень многое зависит от ребенка, поскольку дислексия проявляется по-разному и компенсаторные возможности у всех разные. Кому-то удается скомпенсировать полностью, кому-то нет. От дислексии не избавиться, но можно хорошо адаптировать ребенка. Моя дочь занимается со специалистом второй год. Результаты заметны в смысле, что удалось решить имеющиеся проблемы, но по мере прохождения нового материала появляются новые сложности. Плюс приходится возвращаться к пройденному и постоянно повторять, чтобы довести до автоматизма. Занимается раз в неделю по 2 часа + дома в процессе подготовки уроков. Я предполагаю, что специалист моей дочери понадобится еще долго, класса до шестого, но обьединенные усилия позволяют ей очень хорошо учиться в школе. В первом классе моя зеркалила буквы, читала наоборот слоги, часто не дочитывала, а догадывала слова, в результате чего многое непонимала, путала + и -, многие математические действия делала наоборот или кверху ногами, не различала право-лево, писала фонетически без заглавных букв, промежутков между словами и знаков препинания, ну и специфические проблемы связанные с тем, что она учится на французском языке. Сейчас к третьему классу дочь читает уже очень хорошо и, главное, любит читать, с математикой очень прилично, хотя иногда решает примеры в зеркальном отображении, право-лево отличает еще с трудом, пишет довольно прилично, особенно если как следует сосредоточится, хотя, конечно, еще много проблем, поскольку все время появляются новые ситуации, к которым приходится ее приспосабливать. У меня такое ощущение, что мою дочь многому приходится учить специально, немного по-другому, чем обычных детей.

Посмотрела, вы в СВАО живете, найдите ближайший к дому центр медико-педагогической помощи детям. Там очень хорошие специалисты. У меня ребенок занимается с логопедом тоже по поводу дисграфии в центре "Участие" на Ленской. Занятия как бы и логопедические и одновременно подтягивают ребенка по русскому языку, повторяют правила правописания и прочее. Меня логопед сразу же на первом занятии попросила принести учебник по русскому языку, чтобы ей ориентироваться в программе, которую проходит ребенок. Занятия бесплатные.

Детей с дисграфией, дислексией и дискалькулией, как правило, учителя не любят. Диагностика дисграфии. По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Часто у дисграфиков очень плохой почерк - мелкий или очень крупный, неразборчивый.

Обсуждение

Я вчера взяла у своего психоневролога, правда не уверена, что отнесу. Если ближе Зеленограда не найдете, дам координаты.

У нас дисграфия. Такую справку даже если Вы воьмете, от ребенка не перетсанут требовать столько же, сколько со всех. У нас училка по русскому открытым текстом заявила - не хочу видеть Вашего мальчика на своих уроках, что хотите делайте, но чтобы его не было!

Мой тоже пропускает буквы, и эта проблема решаема. Надо только усерднее заниматься. А брать справки и жыить спокойно - увы, не выход.

Мы не ходим на русский в класс, а занимаемся индивидуально в те часы, когда у класса русский. Все довольны - и ребенок, и училка, и мы, родители.

Дислексия - одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  1. Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  2. Затруднения в восприятии написанной информации;
  3. Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
  4. С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  5. Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  6. Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  7. СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Симптомы дислексии

Существует ряд характерных для дислексии симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.

Признаки дислексии:

  1. Ребенок часто трет глаза, немного косит;
  2. Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
  3. Очень быстро устает;
  4. Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
  5. Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  6. Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  7. При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
  8. Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
  9. В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
  10. Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
  11. Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

В современном мире сформировалось устойчивое мнение, что грамотность - показатель уровня интеллекта человека. Хочешь «попробывать тортов», не знаешь, где уместны «-тся» и «-ться»? Злостный прогульщик школьных уроков, лентяй и не достойный уважения, а порой и личных отношений человек. Более того, «губители родного языка» активно порицаются «орфографическими фанатами» или граммар-наци. В День грамотности MedAboutMe разбирается в медицинских причинах ошибок в правописании, а также научном обосновании течения остракизма по грамматическому признаку.

«Но метро сверкнул перилами дубовыми»

Любой лингвист подтвердит: языки развиваются вместе с обществом, меняются, следуют за общими правилами, свойственными человеческой речи. Кто помнит, что изначально «метро» и «авто» были мужского рода, потому что произошли от метрополитена и автомобиля? В русском языке такой форме слова соответствует средний род, и изменения были неизбежны.

В последний раз я видел Вас так близко.

В пролеты улиц Вас умчал авто.

И снится мне - в притонах Сан-Франциско

Лиловый негр Вам подает манто.

А. Вертинский

Такой же процесс, вызывающий крайне неприятное ощущение у части населения, происходит сейчас с кофе: естественность среднего рода побеждает изначальные правила. В процессе изменения правил написания и произношения неизбежны негативные реакции, если, конечно, наш мозг умеет распознавать ошибки. Кто-то спокойно реагирует на неверное написание слов, кто-то морщится, а довольно значительная часть читателей активно протестуют и высказывают негодование «аффтору» вне зависимости от содержания текста.

Не стоит считать, что так называемый сегодня граммар-нацизм, движение за чистоту родного языка - явление, обязанное своему возникновению сети Интернет. Первым известным у нас блюстителем чистоты языка был М. В. Ломоносов, ему вторил Владимир Даль . Корней Иванович Чуковский при чтении писем читателей отмечал: «Перелистываешь их и убеждаешься в тысячный раз: читатель возбужден и взбудоражен. Всюду ему мерещатся злостные исказители речи, губители родного языка…»

Почему же некоторых людей так раздражают ошибки в речи и письме?

В научных исследованиях доказано, что у нас существуют особые области мозга, работающие в качестве детекторов грамматической правильности осмысленной фразы. Например, «синее небо» и «синий небо»: несложно понять смысл словосочетания.

Однако во втором случае понимание сочетается с некой заминкой, вызванной той самой группой нейронов. Нейроны выявляют нарушение грамматики и сигнализируют мозгу о наличии ошибки. Эта же группа нейронов помогает нам воспринимать тексты, не имеющие знакомых слов, но написанные в соответствии с правилами грамматики: «глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Мы понимаем речь, анализируя корневые морфемы и их изменения в соответствии с правилами языка, а если правила нарушены, сигнал от нейронов побуждает мозг к дополнительному анализу сказанного или написанного. А такую нагрузку спокойно выдержать может не каждый.

«Йожик» как причина неграмотности

В 2000 г. в 32 странах проводились исследования чтения и грамотности среди школьников 15 лет. На первых местах оказались Финляндия, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия и Корея. Учащиеся США - на 15 месте, Германия - на 21, Россия - на 27, немногим лучше мексиканцев и бразильцев.

Если принять во внимание возраст тестируемых - 15 лет - то понятно, что в группу попали школьники из старших классов, уже прошедшие отборочный барьер по окончании средней школы и доказавшие способность к обучению в 9-10 классах. Так разрушался миф о стране с «золотым веком грамотности», самой читающей (а значит - самой образованной) нации.

Комментарий экспертаЕкатерина Валова, психолог

Большинство современных родителей знают, как важен фонематический слух для успешного обучения в школе. Как можно писать грамотно, если ребенок не знает, из каких звуков состоит слово?

На самом деле происходит подмена понятия, и она обусловлена реформой в образовательных методиках начальной школы. Вплоть до середины 1980-х годов использовался метод научения, основанный на первичном знакомстве с буквами и правилами, по которым буквы составляются в слова. Обучение строилось на выработке навыка писать так, как видишь, а не как слышишь. Это прекрасно работает до сих пор, например, у глухонемых детей: их грамотность совершенно не зависит от звукового сочетания, и ежик в их тетрадях остается ежиком, а не «йожиком».

Фонематический метод, его слуховая доминанта, принятая сегодня за базис, учит детей распознавать звуки, фонемы, из которых состоят слова. После чего надо перевести звуки в буквы и записать по правилам, которых буквально не слышно: однозначное соответствие звучания и написания слов в русском языке отсутствует, зато много исключений, и их надо запоминать. В устаревших сегодня образовательных программах фонетический разбор как часть теоретической лингвистики входил в курс 5-6 класса общеобразовательной школы, когда основы грамотности уже усвоены.

Обучая детей сначала распознавать звуки, а потом переносить их в письмо, и внедряя в этот процесс множественные правила правописания, мы способствуем росту вынужденно малограмотных людей с отличным фонетическим восприятием.

Сторонники методики развития связи между чтением и письмом рекомендуют прибегать именно к зрительным методикам обучения, таким, как кубики Зайцева. Эти же методики могут использоваться и при коррекции устойчивой неграмотности, не поддающейся обычным способам исправления правописания - дислексии.

Неграмотность как диагноз

Говоря о том, что люди, неспособные грамотно написать текст, обладают низким интеллектом и недостаточно образованы, граммар-наци не учитывают ни отсутствия связи между образом мышления и правописанием, ни наличия такого явления, как дислексия. А между тем среди людей с дислексией - расстройством «словесной слепоты», не позволяющим легко и бегло читать или писать без ошибок, страдали (и страдают) Стивен Джобс , Нельсон Рокфеллер , Билл Гейтс , Стивен Спилберг и множество ярких и успешных личностей. Неспособность сразу же написать слово hedgehog (англ. ежик) без ошибок не помешало им добиться профессиональных высот.

Исследования доказывают, что сегодня минимум каждый двенадцатый человек - дислексик, а среди детей распространенность дислексии может доходить до 20%. В группу расстройств входят дисграфия, неспособность к правописанию или выражению речи на бумаге, дискалькулия - трудности со счетом, и сами расстройства подразделяются на типы в зависимости от особенностей ошибок и трудностей. Так, например, при дисграфии математические ошибки будут выражаться в «описках», когда 3+3 в уме 6, а на бумаге 8.

Причины возникновения расстройств данной группы точно не выявлены: есть подтверждения неврологической этиологии, генетических нарушений, влияния ранних попыток обучения чтению, а также четкая взаимосвязь между травмами и дисфункциями областей мозга, ответственных за речь, и возникновением расстройства во взрослом возрасте.

Причина истинной «неграмотности» чаще всего связана с функциональной неэффективностью определенной части мозга. При этом влияние этой дисфункции на мышление исключительно интересно. Так, обычный человек при получении задания или планировании действия склонен «проговаривать» его, используя внутреннюю речь. Люди с дислексией, в соответствии с исследованиями ученых из Миддлсекса, его не проговаривают, а «рассматривают», выстраивая образный ряд.

В исследованиях принимала участие группа взрослых с подтвержденным диагнозом «дислексия» и контрольная группа тестируемых. Тестом было перерисовывание по памяти художественного объекта с мелкими деталями, и уровень визуального восприятия и памяти у дислексиков оказался значительно выше среднего. И это дополняется иными возможностями.

Личный опытДжейми Оливер, известный шеф-повар, писатель

Если кто-то скажет вам, что «у его Джонни дислексия», я считаю, что вам надо встать на колени, пожать Джонни руку и сказать: «Молодец, ты везунчик, ты счастливый парень!».

Поскольку я дислексик, когда мне необходимо читать, я просто старательно делаю это, продираясь сквозь текст. Это похоже на то, как будто я - большой, десятитонный, катящийся вниз по склону валун.

Зато когда я обсуждаю что-то на рабочей встрече, я просто вижу проблемы иначе, и я концентрируюсь на вещах по-другому. Некоторые части работы у меня в мыслях могут потеть, плакать, обтесываться, зато это приводит к эффективным решениям проблем.

Симптомы, испытываемые человеком с дислексией, схожи с дезориентацией, а также наблюдаются у людей с СДВГ и СДВ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или без гиперактивности). Научное объяснение появления симптомов таково: обычно мы мыслим вербально, в мыслях можно легко выделить слова, фразы, целые тексты. Однако та часть людей, которая не использует вербальный тип мышления, буквально «думает картинками», строит последовательные образы.

При таком типе построения мыслительных процессов любой графический символ, не соответствующий образу, становится раздражителем, триггером, спутывающим стройный ряд образов-мыслей. Как правило, первое столкновение с массой раздражителей происходит в начальной школе, а с возрастом значительная часть дислексиков обучается «включать» речевое мышление и снижать уровень дезориентации.

Личный опытМарк Собжак

Если я обдумываю историю или предстоящий день, это похоже на комикс: несколько картинок ключевых моментов с небольшими текстами, которые дополняют картинку там, где это действительно необходимо. Например, при мысли об автоаварии я вижу только картину столкновения, без слов «Бабах!», а вот вспоминая склад пиломатериалов, я вижу прекрасные дубовые доски и рядом их стоимость и количество в цифрах, которые я услышал от мастера. Чтобы вспомнить эти цифры, мне необходимо вспомнить всю картину: доски, их ширину, цвет.

Также, к примеру, работает мое логическое мышление: если кто-то рисует мне картину будущего, которое невозможно достичь, эта картинка искажается: дом не похож на дом, дерево отсутствует и так далее. Я не думаю об образах специально, они возникают сами по себе.

В профессиональной деятельности я сочетаю оба типа мышления, блокируя часть возникающих образов: нередко их сложно вербализовать, описать так, чтобы было понятно собеседнику.

У меня подтвержденные диагнозы дислексии и дисграфии, мне действительно было трудно учиться в школе из-за «лени», «нежелания выучить правила грамматики», «невнимательности», а нежелание писать правой рукой было причиной синяков от линейки моего учителя в католической школе. Я до сих пор прилагаю постоянные усилия, проверяя свои тексты на наличие ошибок, и почти все вижу. При этом количество прочитанных мною книг могло бы обеспечить зрительной памятью на правила правописания нескольких человек, но при чтении я также вижу не слова, а картинки.

Я получил докторскую степень в Кембридже по биомеханической инженерии. К счастью, там грамматические ошибки не влияли на оценку моих способностей.

Большинство людей способны грамотно писать благодаря врожденному и прогрессирующему чувству языка с незначительной помощью школьного образования. Но для примерно 8% населения грамматика и орфография стоят намного больших усилий, при этом часто совсем не коррелируя с интеллектом. В День грамотности MedAboutMe напоминает всем «орфографическим фанатам» и любителям родного языка, что еще в 20 веке слово мышление в словарях присутствовало, как мЫшление, правильно было писать не «тормоз», а «тормаз», каждый пятый взрослый в мире действительно неграмотен, зато каждый 12-ый пишет с ошибками вовсе не из-за недостатка образования и усидчивости. И что толерантность к недостаткам ближних - признак широкого мировоззрения и развитости мыслительных процессов.