Древнегреческая архитектура

– отлично сохранившаяся венецианская крепость.

Далее нас ждёт путешествие в прекрасную Македонию – уникальную, с плодородной почвой область Древней Греции . В далёкие времена, более 3-х тысяч лет назад, именно здесь был центр земледелия древних греков . Тут можно увидеть прекрасную, местами не тронутую дикую природу. Вооружившись рюкзаками и запасами продовольствия, некоторые туристы любят побродить этими удивительными лесами, посмотреть на горные реки и полюбоваться водопадами с чистейшей речной водой. По некоторым подсчётам здесь около полутора тысяч древних памятников культуры. Наиболее известные из них: Дион, Олинтос, Пела и Платамон.

И, наконец, Крит – остров, который пользуется незаурядной популярностью среди наших туристов. Многие сюда приезжают не только отдохнуть, но и полюбоваться руинами и развалинами древней минойской цивилизации, исчезнувшей более 5-ти веков назад, но оставившей нам множество памятников своей культуры, которые знают практически во всём мире. Именно здесь располагался знаменный дворец Минотавра со своим уникальным лабиринтом. В целом, здесь можно бесконечно любоваться ветряными мельницами, пейзажами, рунами древних городов, а также неповторимыми пещерами и долинами.

Помимо афинского Акрополя, есть свой и в Линдосе. Расположен он на высоте 116 метров и добраться до него пешком серьезное испытание. На помощь придет линдосское такси – ослик, всего за 5 евро доставит Вас до места. Открыт Акрополь со вторника по воскресенье, с 8-30 до 14-40 (в разгар сезона время работы продлевают). Цена билета: 6 евро.

Богат достопримечательностями Родос . Дворец рыцарей является наиболее посещаемым среди других памятников архитектуры и истории острова. В этом монументальном, внушительном сооружении находился административный центр рыцарей (XIV в). Однако, позже, во времена владычества турецкого, дворец был разрушен от взрыва, хранящегося в подвале пороха. В 1939 году его восстановили.

Теперь это музей, вмещающий большое количество потрясающих по красоте, уникальных старинных предметов быта, драгоценностей, мозаики, относящихся к началу времен христианства. Уникальные памятники Греции здесь, на Родосе , находятся буквально на каждом шагу. Здесь находится музей археологии. Все шесть его залов наполнены уникальными предметами, на которые стоит посмотреть.

Наименее пострадавший от времени по сравнению с другими памятниками архитектуры этой страны, храм Афины , предлагает к обозрению величественную аркаду, в которой 13 уникальных колонн, грот-алтарь для жертвоприношений, а также развалины античного театра. Практически все памятники архитектуры Греции полны неожиданных сюрпризов. Здесь, спустившись по скале вниз, можно увидеть носовую часть корабля. Ранее здесь находилась статуя бога-покровителя моряков Посейдона.

Древние и величественные памятники архитектуры Эллады могут многое рассказать о событиях, об истории этих земель и славных подвигах ее героев. Сейчас Греция является одним из любимых мест отдыха не только у наших соотечественников, но и у туристов всего мира. Мы расскажем вам о восьми самых главных и впечатляющих достопримечательностях Древней Греции, а также о том, почему их стоит включить в список мест, которые непременно стоит посмотреть, путешествуя по стране.

Афинский акрополь

Одна из главных достопримечательностей, визитная карточка страны и материальное воплощение достижений греческой цивилизации - это Акрополь, представляющий собой скалистый холм 156-метровой высоты с пологой вершиной. Он являлся резиденцией царя и духовенства, на территории некогда было возведено множество храмов, в которых приносили жертвы богам и воздавали им молитвы. Первые постройки появились здесь еще во времена архаики.

Сейчас Акрополь - это Мекка туристов, время здесь словно застыло в безупречной красоте и изяществе архитектурных форм. В этом месте сосредоточены многие достопримечательности Древней Греции: Парфенон, статуя Афины Промахос, Аррефорион, Халькотека, Гекатомпедон, Пропилеи и др.

В своих отзывах путешественники описывают Акрополь буквально в двух словах: великолепно и восхитительно. Они рекомендуют посвятить осмотру холма весь день и дождаться заката - самого живописного и завораживающего времени суток.

Дельфы

В прошлом город и общегреческий религиозный центр с оракулом и храмом Аполлона, а ныне обширный археологический заповедник. Руины древнего города располагаются в 9,5 км от Коринфского залива на склоне горы Парнас. Это место является еще одним комплексом, объединяющим сразу несколько выдающихся достопримечательностей Древней Греции: храм Аполлона, храм Афины Пронайи, амфитеатр и стадион, древнюю гимназию.

Когда-то греки спешили в Дельфы, чтобы узнать, что их ждет в будущем, и последовать беспрекословно воле богов. Сейчас сюда ежегодно стекаются тысячи туристов, чтобы насладиться живописными видами и величественной архитектурой.

Кносский дворец

Нельзя не включить в список главных достопримечательностей Древней Греции шедевр критской архитектуры - Кносский дворец. Первые упоминания о нем датируются вторым тысячелетием до нашей эры, он ровесник Стоунхенджа и египетских пирамид. Находится он вблизи Ираклиона, всего в 4 км от побережья Критского моря.

Кносский дворец представляет собой сложную систему из помещений общей площадью 20 тыс. м 2 . Его строили из нескольких видов камня. В древние времена он насчитывал несколько этажей и представлял собой сложный лабиринт, состоящий из жилых помещений, складов, кухонь, мастерских, ванных комнат и пр.

С дворцом связана не одна легенда. Согласно преданию, им владел сын Зевса и Европы - Минос. Именно здесь при помощи нити Ариадны убил Минотавра афинский герой Тесей.

Захоронение в Вергине

Их всех достопримечательностей Древней Греции эта, пожалуй, является самой необычной. В Центральной Македонии располагается небольшой городок Вергина с населением около двух тысяч человек. Его современная история началась в 1922 г. Возможно, он так и остался бы никому не известным поселением, если бы в 1977 г. здесь не обнаружили богатое захоронение македонского царя Филиппа II - отца Александра Македонского. Помимо его могилы, было обнаружено еще две. Одна из них - с неидентифицированными останками, а вторая, по мнению ученых, принадлежит сыну А. Македонского.

Великолепные фрески, богатые погребальные дары - все это, по словам туристов, в отличном состоянии и не оставляет равнодушным никого из посетителей.

Храм Посейдона на мысе Сунион

С древних времен Сунион являлся местом средоточия двух культов - Посейдона и Афины, которые всегда боролись за право обладать Аттикой. Олимпийским богам поклонялись, и храмы в их честь - это не редкость, поэтому иногда возникает путаница с их местом расположения и с названиями. Достопримечательности Древней Греции разнообразны и поражают воображение, но святилище Посейдона на мысе Суниона, построенное в 490 г. до н. э., впечатляет своими масштабами. До наших дней хорошо сохранились лишь дорические мраморные колонны, но даже они дают представление о размерах храма.

Помимо исключительно исторической ценности места, туристы отмечают необыкновенно красивые закаты на мысе.

Театр в Эпидавре

Древнегреческий город Эпидавр на северо-востоке Пелопонесса знаменит прежде всего своим театром, выделяющимся на фоне остальных исключительной красотой и акустикой. Он был возведен в 340-330 гг. до н. э. для развлечения знатных жителей асклепиона и вмещал более 15 тысяч человек. Считается, что из всех древнегреческих театров этот сохранился практически в первозданном виде. По сей день на его сцене проводят фестивали и концерты.

Путешественники называют его грандиозным даже по современным меркам. В своих отзывах они рекомендуют запланировать посещение театра на июль-август. В этот период там проходят спектакли в рамках Греческого фестиваля.

Олимпия

Мечтаете посмотреть на место, где зародились Олимпийские игры? Тогда отправляйтесь в древнегреческую Олимпию - одно из самых крупных святилищ на Пелопоннесе. Город возводили в честь самого Зевса. Сегодня он представляет собой археологический заповедник с руинами храмов Геры и Зевса, развалинами раннехристианских базилик, античного ипподрома и стадиона. В общей сложности святилище включает 33 объекта. Именно здесь зажигают олимпийский огонь, который затем доставляют на открытие очередных Олимпийских игр.

В отзывах туристы по масштабам и великолепию сравнивают Олимпию с Афинским акрополем и рекомендуют запланировать на его посещение не пару часов, а весь день.

Храм Гефеста в Афинах

Гефест - это древнегреческий бог-кузнец, покровитель ремесла. Вполне логично, что его святилище должно обладать особой красотой и мощью. Расположенный на северо-западной стороне Афинской агоры храм дорического ордера, посвященный Гефесту, сохранился лучше всех остальных античных построек. Он был сооружен в 449-415 гг. до н. э.

Путешественники подчеркивают, что Греция и ее главные достопримечательности - это в первую очередь античные храмы. При посещении столицы страны нельзя пройти мимо этой строгой и величественной постройки. Храм Гефеста словно вырублен из цельной каменной глыбы.

Древнегреческие храмы, акрополи, руины и захоронения - все это таинственным образом привлекает людей спустя тысячелетия. Одни из них красуются на открытках и обложках путеводителей, другие несправедливо обделены вниманием. Величественны, красивы, уникальны. Подчас многие из них не поддаются описанию. Достопримечательности Греции - это не только памятники национальной истории, но и источники информации о том, чем жил древний мир и как он развивался.

История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода. 1. Древний период – архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли, персы получили возможность свободно творить. 600-480 гг. до нашей эры. 2. Период расцвета – классика. Александр Македонский покорил огромные территории с разными культурами, эклектика этих культур была причиной упадка греческого классического искусства. Период расцвета наступил после его смерти. 480-323 годы до нашей эры. 3. Поздний период – эллинизм. Этот период закончился в тридцатом году до нашей эры при завоевании Древнего Египта римлянами, который находился под греческим влиянием. Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось много внимания возведению храмов. Греки в строительстве древнейших храмов еще в эпоху архаики заменили дерево белым мрамором и желтоватым известняком. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался своей многовековой прочностью. Образ храма напоминал древнее жилище греков, которое по своей форме имело сходство с прямоугольным строением. Далее строительство продолжило всем известную логическую схему – от простого к сложному. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но некоторые особенности все же остались неизменными. Например, осталось неизменным ступенчатое основание храмов. Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри здания стояла статуя божества. Колонны поддерживали двускатную крышу и балки перекрытия. Народу не позволялось входить в храм, здесь имели право присутствовать только жрецы, поэтому все остальные любовались его красотой снаружи. Греческие храмы различны по своим композициям, стилистические элементы в каждом используются особым образом. 1. Дистиль - «храм в антах». Самый ранний тип храма. Состоит из святилища, передний фасад - лоджия, ограниченная по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами. 2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны. 3. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами. 4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн

5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн. 6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн. 7. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру. В греческой архитектуре различались типы колонн и фризов, получившие названия ордеров. Самый ранний-дорический-связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы. Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера. Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма. В строительстве исключительное внимание уделялось природным условиям, наибольшее художественное вписывание здания в окружающий пейзаж. Благородные формы архитектуры Древней Греции поражают и в наше время. Хотя с конструктивной точки зрения все было очень простым. Использовалось только два элемента: несомая часть (балки, перемычки, плиты) и несущая (стены и колонны).

Возводилось множество разных сооружений, носящих общественный характер: палестры, стадионы, театры, жилые дома. Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Жилые дома строились таким образом, чтобы в центре получался маленький прямоугольный дворик. Основные памятники: Жемчужина Греции, конечно же, Афины. Кроме Акрополя с храмами Парфенон, Эрехтейон с портиком кариатид, храмом Ники Аптерос, в городе и окрестностях находится множество живых свидетелей древности – пропилеи, храм Гефеста (Тесейон), памятник Лисикрата (334 г до н.э.). Башня Ветров – построенная в 44 до н.э. метеостанция – несет в себе черты не греческой демократии, но римской имперской архитектуры. Храм Геры в Пестуме (V в) и храм Гефеста в Афинах (Тесейон) – два наиболее полно сохранившихся памятника. Много больше уцелели другие памятники Древней Греции – амфитеатры. Вырубленные в горных склонах, они сильнее сопротивлялись разрушению и поражают своей прекрасной акустикой. Амфитеатры в Эпидавре, Дельфах, Афинах, пустующие ныне, когда-то были такими же многолюдными, как теперь кинотеатры и супермаркеты. Театры в то время были так же религиозными, а не развлекательными, сооружениями.

23. Искусство Эгейского Мира. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса . В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито-микенской. В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется Кносский дворец (пл. около 16 тыс.кв.м.) Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите. Своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы залами и открытыми дворами. В центре – обширный прямоугольный двор, имеющий обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами. Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в зданиях. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны. Они сужались к низу без капителей, цвет колонн красный. Все покрыты зигзагообразными узорами – усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Есть ванная комната, водопровод, подземные помещения – лабиринт. Живопись фресковая в виде фризов или панелей. Изображалась жизнь его обитателей: торжественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы среди водорослей. Изображения динамичны, красочны, орнамент завитой, спиралью, всплеск волн, ветер. Для минойского искусства характерно динамика, ему чужды застывшие позы самоуглублённость. Правдивая передача движения человека. Изображение фигур людей-хрупкие, с тонкой талией, мужские фигуры окрашены коричневым, женские - белым цветом. В росписях господствовали яркие, мажорные краски. Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное совершенно, но природа полна особой красоты. Поэтому критяне часто изображали вместо богов цветущие луга. Роль деревьев, трав, цветов, в этом мире была велика, без них не мыслилось никакое человеческое деяние. Мелкая пластика Крита, так же как и живопись носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных (коз и козлят, бык, фигуры изящных женщин). Тонким художественны вкусом отличаются керамические вазы. Совершенства достигли мастера обработки металлов.

24. Искусство Минойской эпохи. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса Минойская эпоха 2600-1100 гг. до н.э. Английский археолог Артур Эванс, раскопавший дворец легендарного царя Миноса в Кноссе, назвал именем последнего всю эпоху и развивавшуюся в течение ее уникальную цивилизацию. Три фазы: 1) раннеминойская (2600-2000 гг. до н.э.), 2) среднеминойская (2000-1600 гг. до н.э.) и 3) позднеминойская (1600-1100 гг. до н.э.). Около 1900 г. до н.э. на острове наблюдается значительный расцвет. В это время возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте, Малии, Арханах, Закросе и Кидонии. Усопшим минойцы оказывали особые почести. Обнаруженные во время раскопок гробницы были купольными или высеченными в скале - камерными, однако большое число захоронений найдено также в расселинах, в небольших пещерах и на побережье. Покойников помещали на деревянные носилки или в саркофаги из дерева, глины или камня, а рядом с ними клали погребальные дары - предметы, использовавшиеся или вообще любимые усопшими при жизни. Первоначально минойцы употребляли вид письменности, напоминающий египетскую иероглифику (каждый знак обозначен изображением животного или предмета). Затем минойцы стали использовать "линейное письмо А", состоящее из упрощенных изображений, и, наконец, после 1450 г. до н.э. и установления господства ахейцев получило распространение "линейное письмо Б" Высочайшие творения минойцев были созданы в области изобразительного искусства, которое отличается оригинальностью, изяществом и живостью. Особого расцвета достигла архитектура, наиболее значительными образцами которой являются дворцы в Кноссе, Фесте, Закросе и Малии. Не следует упускать из виду также дворцовое сооружение в Арханах, дворец в Агиа-Триаде, роскошные виллы вельмож и землевладельцев и простые жилища крестьян и ремесленников. Особого упоминания заслуживают фрески, украшавшие стены дворцов и вилл. Когда после 1700 г. до н.э. дворцы были отстроены заново, их стены были расписаны великолепными сценами, представляющими человеческие образы, пейзажи, животных, ритуальные или похоронные процессии, состязания и т.п. Замечательна также архитектура гробниц и живописный декор саркофагов. Характерными произведениями минойского искусства являются керамика и вазовая живопись. Знамениты вазы стиля "Камарес", отличающиеся сочными красками и характерными мотивами. Наконец, мелкая минойская пластика, изделия из металла и ювелирное искусство известны по множеству шедевров малых форм.

25. Искусство Микен. Живопись. Архитектура, декоративно-прикладное искусство. Особенности. Памятники Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, приобретая, однако, черты, отличающие её памятники от памятников самого Крита. Росписи в соседнем с Микенами Тиринфе более схематичны, менее живописны, чем в Кносе. Критская волшебная лёгкость исчезла вместе с несравненным критским изяществом и изобразительным мастерством. Новые черты микенского художественного гения особенно явственны в зодчестве и монументальной скульптуре. В отличие от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, поднять которые под силу лишь сказочным великанам, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид. Она характерна и для Микен, и для Тиринфа. Мощные каменные стены не дают растекаться отдельным ячейкам здания, как это происходит в Кносском дворце, они собирают здание воедино, превращая его в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг. Мегароны царей в Микенах и Тиринфе, прямолинейные в плане дворцовые изолированные постройки, состоящие из открытых сеней с двумя столбами, переднего помещения и зала с очагом посередине, считаются прототипами первых греческих храмов. Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство. Микенская керамика в техническом отношении лучше критский: тоньше стенки сосудов, прочнее краски, манера изображения сюжетного рисунка кажется небрежной, но сам рисунок, служивший в керамике Крита лишь декоративным узором, стал теперь выразителем сложной художественной идеи. Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Микенские и тиринфские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм. Наметившиеся в этом древнейшем греческом искусстве черты чёткости и законченности формы, тектоники и замкнутости получат дальнейшее развитие в молодом греческом искусстве. Они проявятся в планах храмов, сходных с мегароном, в раннем появлении монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приёмах, керамической технике. Несмотря на различия в устройстве, интерьер микенских дворцов был типично критским. Здесь также стены покрывали фрески, правда, художники проявляли гораздо меньше изобретательности и воображения, чем прежде. В Микенах преобладали батальные и охотничьи сцены. Фрески рассказывали о жизни царей и аристократии и почти ничего не сообщали о быте обычных людей. Ремесленники этого периода выделывали льняную ткань, горшечники, наряду с амфорами и гидриями, изготовляли ванны из терракоты и много других сосудов. Так же обстояло дело и с мебелью. Упоминаются каменные столы разных типов: инкрустированные эбеновым деревом, золотом и серебром, слоновой костью. Круглые, со спиральным орнаментом, с разным количеством ножек и так далее. В начале XII века до н. э. государства эгейского мира приходят в упадок. Начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев. Эта волна разрушает очаги эгейской культуры на несколько веков приостанавливая развитие реалистического искусства.

Кроме дворца в Кноссе (Knossos) на северном берегу о. Крита, на южном берегу острова открыли дворец в Фесте (Phaistos), близ него – загородную виллу, или «малый дворец», в Агиа Триаде с остатками росписей XVI в. до н. э.

Как правило, статуи в то время вырезались из известняка или камня, после этого покрывались краской и украшались красивыми драгоценными камнями, элементами из золота, бронзы или серебра. Если статуэтки небольшого размера, то они выполнялись из терракоты, дерева или бронзы.

Скульптура Древней Греции в первые века своего существования испытала достаточно серьезное влияние искусства Египта. Практически все произведения древнегреческой скульптуры представляли собой полуобнаженных мужчин с опущенными руками. Спустя некоторое время греческие скульптуры стали немного экспериментировать с одеждой, позами, а лицам стали придавать индивидуальные черты.

В классический период скульптура достигла своих высот. Мастера научились не просто придавать статуям естественные позы, но даже изображать эмоции, которые якобы испытывает человек. Это могла быть задумчивость, отрешенность, радость или строгость, а также веселье.

В этот период стало модно изображать мифических героев и богов, а также реальных людей, которые занимали ответственные должности – государственные деятели, полководцы, ученые, атлеты или просто богатые люди, которые желали увековечить себя в веках.

Большое внимание в то время уделялось обнаженному телу, так как существовавшие в то время и в той местности понятие о добре и зле именно внешнюю красоту трактовали, как отражение духовного совершенства человека.

Развитие скульптуры, как правило, определялось потребностями, а также эстетическими запросами существовавшего в то время общества. Достаточно посмотреть на статуи того времени и можно понять, насколько красочным и ярким было искусство в то время.

Великий скульптор Мирон создал статую, которая оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это знаменитое изваяние Дискобола – метателя диска. Человек запечатлен в тот момент, когда его рука откинута немного назад, в ней находится тяжелый диск, который он уже готов метнуть вдаль.

Скульптор смог запечатлеть атлета в самый кульминационный момент, который предвещает следующий, когда снаряд высоко взметнется в воздух, а атлет выпрямится. В данной скульптуре Мирон овладел движением.

В другое время был популярен мастер – Поликлет , который установил равновесие человеческой фигуры в медленном шаге и покое . Скульптор стремится найти идеально правильные пропорции, на которых может быть построено человеческое тело при создании скульптуры. В конечном итоге был создан образ, который стал определенной нормой и более того, примером для подражания.

Поликлет в процессе создания своих работ математически рассчитывал параметры всех частей тела, а также их соотношение между собой. За единицу брался человеческий рост, где голова составляла одну седьмую часть, кисти рук и лицо – одну десятую, а ступни – одну шестую.

Поликлет свой идеал атлета воплотил в статуе молодого юноши с копьем. В образе очень гармонично сочетается идеальная физическая красота, а также одухотворенность. Скульптор очень ярко выразил в данной композиции идеал той эпохи – здоровую, разносторонне развитую и цельную личность.

Двенадцати метровая статуя Афины была создана Фидием. Кроме того, он создал колоссальную статую бога Зевса для храма, который находится в Олимпии.

В искусстве мастера Скопаса дышат порыв и страсть, борьба и беспокойство, а также глубокие события. Самое лучшее произведение искусства этого скульптора – статуя Менады. В то же время работал Пракситель, который в своих творениях воспевал радость жизни, а также очень чувственную красоту тела человека.

Лиссип создал примерно 1500 статуй из бронзы , среди которых просто колоссальные изображения богов. Кроме того, есть группы, которые отображают все подвиги Геракла. Вместе с мифологическими образами в скульптурах мастера отображались и события того времени, которые затем вошли в историю.

Архитектура и скульптура Древней Греции

Города античного мира того времени, как правило, возникали в непосредственной близости от скалы, это относится и к знаменитому городу Афины. На скале возводилась цитадель, для того чтобы было где укрыться при наступлении врага, строение еще называлось акрополем. Скала возвышалась над Афинами примерно на 150 метров и служила также естественным сооружением для защиты. Так со временем стал образовываться верхний город, имеющий вид крепости с разнообразными оборонительными, культовыми и общественными строениями.

Акрополь вполне справедливо можно отнести к таким местам, которые все называют неповторимыми и великолепными.

Размеры не большие, всего за несколько минут можно пройти весь город от одного конца до другого. Стены города обрывисты и очень круты. Есть четыре основных творения, которые расположены в этом прекрасном месте.

В первую очередь это дорога в форме зигзага, которая ведет от подножия храма к его единственному входу, это монументальные Пропилеи – вторая достопримечательность города. Но прежде чем пройти сквозь ворота можно обернуться направо, так как в этом месте высится храм богини победы Ники , которая окрашена колоннами.

Это легкое строение, необычно прекрасное и воздушное, которое выделяется на фоне голубого неба своей белизной. Богиня в то время изображалась красивой женщиной, которая имела большие крылья, что символизировало тот факт, что победа как явление – не постоянна, она перелетает с одного объекта на иной. Но афиняне изобразили Нику без крыльев, чтобы она никогда не смогла покинуть город.

Сразу за Пропилеями находится Афина Воительница, которая приветствует путников своим копьем, что служило определенным маяком для мореплавателей. На Акрополе расположен также и храмовый ансамбль, имеющий название Эрехтейон , который задумывался, как несколько соединенных святилищ, в свою очередь расположенных на разных уровнях, так как скала не ровная.

Северный портик храмового ансамбля ведет в святилище Афин, где хранится статуя богини, выполненной из дерева. Дверь из этого святилища вела прямо в маленький дворик, где росло священное дерево, которое появилось после того, как Афина дотронулась именно в этом место своим мечом до скалы.

Через портик, который находится на восточной стороне, можно было попасть в святилище Посейдона, он также ударил мечом по скале и оставил три ручья. Акрополь приведен в пример, как объединение скульптуры и архитектуры того времени. Но есть и более общие характеристики искусства и культуры того времени, об этом ниже.

Особенности архитектуры Древней Греции

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм , а также их конструктивной основой, которые составляют единое целое. Основными элементами конструкций являются каменные блоки, которые служили основой для стен. Такие детали, как колонны обрабатывались самыми разными профилями, они дополнялись декоративными деталями и обогащались скульптурой.

Древнегреческие мастера свои работы доводили до совершенства и отточенности . Несмотря на огромные размеры творений, сооружения можно назвать настоящими произведениями искусства, причем ювелирного. Это основано на том, что при работе для мастеров не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно переплетается в философией того времени, так как в ее основе лежали определенные представления о красоте и силе человека, который находился в полном единстве, а также гармоническом равновесии с окружающей природной средой и социальной. По той причине, что в Греции того времени, большое развитие получила общественная жизнь, то искусство, в частности архитектуры носили именно этот ярко выраженный социальный характер.

Развивалась архитектура двумя стилистическими потоками – ионическим и дорическом. Последний стиль наиболее простой, отличающийся лаконичностью форм. Его главные отличительные черты – простота и стиль. Ионический стиль намного сложнее, так как насчитывает большее количество деталей. К самым главным чертам можно отнести легкость пропорций, относительную декоративность, изящество и дифференцированность форм.

Тот или иной стиль наиболее четко выражались в храмах. Как правило, они отличались среди древнеегипетских храмов небольшими размерами, были соразмерными человеку. Все богослужения происходили строго вне стен храма, так как он считался исключительно домом богов. Как правило, форма храмов была прямоугольной , окруженной по своему периметру колоннами и двускатной крышей. Вход обычно украшался фронтоном треугольной формы. В центре храмового зала размещалась статуя того божества, которому посвящено тот или иное святилище. Существует три основных стиля таких сооружений.

Самым простым является дистиль , который состоит из самого святилища прямоугольной формы. При этом передний фасад представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам она огорожена стенами, которые называются антами, а между ними две колонны. Второй стиль – простиль. Он немного похож на актовый, но отличается тем, что имеет не две колонны, а четыре. И последний стиль – амфипростиль , как бы двойной простиль, где есть портики с четырьмя колоннами, которые находятся на переднем и заднем фасадах сооружения.

Кроме храмов все древнегреческие мастера возводили огромное количество иных архитектурных сооружений, которые имели общественное назначение: палестры, стадионы, театры и так далее. Что касается театров, то они располагались на склонах гор. При этом поперек склона делались специальные подмостки, предназначенные для зрителей. Перед ними внизу возводилась сцена для выступления актеров.

Как правило, самый большой театр был в состоянии вместить более 25 тысяч человек.

Что касается жилых домов, то в центре они имели дворик прямоугольной формы, куда выходили окна и двери помещений. Основное предназначалось для трапез и пиров, а верхний этаж обычно принадлежал представительницам прекрасной половины человечества.

В Древней Греции был особый период, который отмечен градостроительством. В это время возводились многочисленные торговые центры и строения разного назначения, причем все это осуществлялось очень быстрыми темпами и в больших масштабах. На основании этого появилась необходимость разработать определенные технические приемы, а также теоретические основы для того чтобы быстро производить строительные процессы.

Новые разработки того времени объединялись в особых архитектурных трактатах. Их авторы работали над созданием самых рациональных путей строительства, причем и в техническом и архитектруно-планировочном отношении. Примерно в это же время разрабатывается принципиальная схема планировки города, который расчленен прямоугольной сеткой на одинаковые кварталы.

Как правило, в центре города располагались зданий общественного назначения: городской совет, народное собрание, базилик, школы, гимназии и храмы. Центральная городская площадь того времени имела характер рынка или агоры. Сама площадь и улицы в процессе строительства специально окаймлялись портиками, которые создавали тень, а по контуру города опоясывались стенами, выполняющими оборонительные функции.

Общие композиции

Вообще композиции общественных зданий и сооружений достаточно многообразны, при этом не только во внешнем виде, но также по функциональному назначению. Но есть один общий пространственный прием, которому отдается предпочтение, например, применение темы перистильного двора, который в разных композициях сохраняет предназначение композиционного центрального здания.

Как правило, древние греки применяли в своих сооружениях и в храмах, в том числе, балочные покрытия. Обычно расстояние между опорами составляло не более 10 метров. Особая стоечно-балочная система построений представляла собой ордерную систему. Она использовалась не только в процессе проектирования наружных портиков, но также во внутренних частях зданий, в их интерьерах.

Стоит отметить, что в Афинском акрополе очень красиво сочетается гармоничность и равновесие масс.

Кроме того, продумано взаимодействие между отдельными сооружениями. Учитывается последовательность при восприятии зданий снаружи и внутри комплекса.

Все древнегреческие мастера пристальное внимание обращали на природные условия, иными словами, стремились очень обдуманно и с максимально большим художественным результатом вводить свои строения в окружающий интерьер. Созданию прочного впечатления величественной красоты и гармонии способствует активное применение скульптур, как внутри, так и снаружи.

Вконтакте

Одноклассники

Храм Артемиды в Эфесе (в настоящее время г. Сельчук в Измире в Турции). Считался одним из семи чудес света. Был сооружён в середине 4 в. до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., несколько раз подвергался восстановлению и перестройкам.

Периоды в древнегреческой архитектуре

Архаичный период

В древнегреческой архитектуре различают архаичный период (7 в. до н.э. - 590 гг. до н.э.) В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы конструкции которых легли в основу более поздних построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаичного периода, в основном, сохранились на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах. Композиция архитектурных ансамблей архаики создавалась постройками, расположенными в ряд.

Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры ("Базилика") в Пестуме, Афины ("Деметры"). Храм Геры ("Базилика") создан из туфа, его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн на торце. Сами колонны утолщаются книзу, создавая ощущение «одутловатости». Массивность строения сочетается с декоративной каменной резьбой.

Храм Геры в Пестуме. Середина 6 в. до н.э.

Колонны храма Геры в Пестуме.

Ранне-классический период

Следующий этап в развитии древнегреческой архитектуры - ранне - классический (590гг. до н.э. - 470 до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые вписывались в философию и религиозные воззрения общества. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции - более соразмерными и менее тяжеловесными. В тот период при установке колоннады начали придерживаться соотношения количества колонн торцового и бокового фасадов 6:13 или 8:17.

Образцом древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.) Он имел небольшие габариты, соотношение колонн - 6:12. Храм создан из известняка, его стены покрывали росписи, фронтоны украшали мраморные скульптуры (сейчас они хранятся в Мюнхенской глиптотеке - Münchener Glyptothek).

К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Он все еще был вытянут в длину, имел соотношение колонн 6:15. Сами колонны производили впечатление массивных и грузных. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н.э.). Он установлен на трехступенчатом основании. Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата - ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали он выглядит приземистым. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия. Такой прием расчета на восприятие объекта по мере удаления или приближения характерен для зодчества периода ранней классики в древнегреческой архитектуре.

Храм Посейдона в Пестуме.

Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. до н.э.) - произведение архитектора Либона, был самым крупным храмом Пелопоннеса (южная часть Балканского полуострова). Храм был построен из ракушечника. Соотношение колонн 6:13. На фронтонах были изображены состязание на колесницах Пелопса и Эномая, битва греков с кентаврами, на элементах фриза - подвиги Геракла.

Развалины храма Зевса в Олимпии.

Классический период

Классический период древнегреческой архитектуры (470 до н. э. — 338 до н. э.). В этот период продолжилось совершенствование стиля. Вместо песчаника использовался мрамор. Строения становились более легкими и изящными. Примером сооружений классического этапа являются храм Тесея в Афинах, храм в Иллисе (не сохранился) и храм Аптерос на входе в некрополь Афин.

Эллинский период

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием мотивов Востока. Образец - храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. Множество строений с богатым декором было возведено в Малой Азии, например, монумент царю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидимского в городе Милеет.

Руины храма Крылатой Афины в Теге.

Виды храмов в древнегреческой архитектуре

Анты (antae) — выступы продольных стен здания с двух сторон от входа, служащие опорой для карниза.

Самым ранним видом храма был дистиль («храм в антах»). В плане храма — прямоугольное или квадратное помещение - цела, передний фасад с входом, напоминающий лоджию с боковыми стенами (антами). Между антами на переднем торце стояли две колонны (отсюда название: «дистиль», что значит - «двуколонный»).

Схема храма в антах.

Храм в антах - Сокровищница афинян. Афины. конец 6 - начало 5 в. до н.э.

Храм простильный с одним портиком и колонами на одном торце (колонны заменяют анты).

Простильный храм с пристройкой.

Храм амфипростильный с двумя портиками с колоннами на двух торцах.

Храм Ники Аптерос с двумя портиками в Акрополе. Афины. 449 - 420 до н.э. Архитектор Калликрат.

Храм периптерический - в его основе амфипростильное или простильное сооружение, которое стоит на высоком фундаменте и имеет колоннаду по всему периметру. Примером может служить Парфенон.

Парфенон. 447 - 438 до н.э. Зодчие Иктин и Калликрат.

Храм диптерический имеет двойной ряд колоннады по периметру. Пример диптерического сооружения древнегреческой архитектуры - Храм Артемиды в Эфесе в 550 г. до н.э.

Храм Артемиды в Эфесе.

Храм псевдопериптерический - вместо колонн периметр здания украшали полуколонны, которые выступали на половину диаметра колонн из стен. Храм псевдодиптерический, у которого за наружным рядом колонн вдоль периметра стояли полуколонны, выступающие из стен. Древнегреческие колонны В древнегреческой архитектуре важную роль играла колонна, она служила определяющим модулем - в соответствии с ее размерами создавались все пропорции сооружения и его декор. Существует несколько типов колонн. Дорические колонны имели соотношение диаметра и высоты колонны приблизительно 6:1. Колонна наверху тоньше, чем внизу. Ниже середины колонна имела утолщение. Часто дорические древнегреческие колонны покрывались вертикальными желобками - каннелюрами, обычно их было 16-20. Колонны ставили прямо на пол сооружения или устанавливали на прямоугольный постамент.

Рисунок капители дорической колонны с каннелюрами.

Волюты - завитки на капители со стороны фасада. По боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами - балюстрами, напоминающими свиток. Волюты окантованы выпуклыми ободками, закручивающимися в виде спирали, сходящейся в центре в «глаз» - небольшую полусферу.

Древнегреческие колонны ионические изящнее дорических, их ставили на стилобат - широкое четырехугольное подножие, внизу у колонн база из валов, разделенных желобками. Ионическая колонна покрыта большим количеством глубоких каннелюр (24 и больше). Капитель колонны выполнена в виде двух противоположно расположенных волют.

Ионическая колонна.

Древнегреческая колонна коринфская отличалась особенной пышностью. Капитель коринфской колонны представляет собой корзину, окружённую двумя рядами акантовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты. Архитекторы Римской империи и зодчие Ренессанса коринфскую колонну сделали образцом для подражания.

Капитель коринфского ордера.

Разнообразие сооружений древнегреческой архитектуры объединено общим конструктивным подходом к строительству, системой пропорций и элементами, дающими возможность определить этот стиль с первого взгляда.