Древние узбеки. Тюркские народы. Узбеки

ИА REX публикует статью эксперта по международной информации, внешнеполитическим и экономическим отношениям России с соседними странами Рустамжона Абдуллаева «Узбеки - дворяне тюркских народов, а сарты - предприниматели Центральной Азии» в трёх частях.

Так, к числу узбеков входили и входят следующие тюркские роды и племена:

агар, алчин, аргун, арлат, баган, БАРЛАС , бахрин, бостон, будай, буйазут, буйтай, буйурак, буркут, бусе, гариб, гирей, джалаир, джалджут, джуйут, джуладжи, джурат, джусуладжи, джыйыт, дуджир, дурмен, йадж.к.р., калмак, калывай, канглы, кара, карлук, кары, каттаган, кенегес, кераит, килечи, кипчак, кият, кохат, КУНГРАТ , кур, курлаут, кучи, кыргыз, кырк, кышлык, кыят, мангыт, масид, махди, МЕРКИТ (по Улугбеку макрит А.Р. ), минг, митан, найман, никуз, оглан, оглен, ойрат, онг, онгачит, онгут, ОЛХОНУТ , пуладчи, рамадан, сарай, сахтиян, сулдуз, сымырчик, табын, там, тама, тангут, таргыл, татар, тувадак, туркмен, тушлуб, уз, уйгур, уймаут, уйшун, урмак, утарчи, хафиз, хытай, чакмак, чилкас, чимбай, ширин, шубурган, шуран, юз, ябу.

Если теперь обратить свое внимание к происхождению Чингизхана , то из литературных источников можно узнать, что его мать Оэлун была из племени ОЛХОНУТ — ветки племени КУНГРАТ , которую Есугей — отец Чингизхана, отбил у Еке-Чиледу— богадура из племени МЕРКИТ . А мальчик, произошедший на свет в результате брачного союза Есугея и Оэлуна, был назван в честь вождя одного из тюркских племен Темучина-Уге, которого Есугэй победил накануне рождения сына. Значит, настоящее имя основателя Монгольской империи был Темучином .

Причиной такого, довольно интересного исторического факта, имеющего немаловажное значение для этногенеза узбеков, является то положение, что закреплено в «Сокровенном сказании монголов ». А именно: тюркский род КУНГРАТ должен был быть и являлся брачным родом (қуда-анда ) монгольского рода БОРДЖИГИНОВ — Тэмуджина (Чингисхана) и его предков . Именно поэтому эту традицию продолжил не только сам Чингисхан, женившись на представительницу племени КУНГРАТ — Борте (Бурте Кучин), но и его сыновья, внуки и т.д. Поэтому если теперь обратится к биографии Джучи — старшего сына Чингизхана, то можно обнаружить очень важные и интересные обстоятельства и, самое главное, не разгаданную тайну его происхождения и этнической принадлежности, связанную с таким удивительным положением родоплеменных отношений в жизни этих народов того исторического периода.

Так, Джучи родился около 1182 года от первой, самой любимой, уважаемой и влиятельной жены Чингисхана Борте , но существует историческая версия, что старший сын Чингисхана, Джучи, не был его родным сыном. Именно поэтому Джучиипереводится как «Гость из дороги » . Основной причиной оспаривания отцовства Чингисхана является пленение его жены Борте, тюркским племенем МЕРКИТ , вскоре после освобождения, от которого родился Джучи. Возможным отцом Джучи, в соответствии с «Сокровенным сказанием монголов», мог быть только лишь Чильгир-Боко из тюркского племени МЕРКИТ — богодур (рыцарь), который и взял Борте в наложницы. При этом следует отметить, что Чильгир-Боко был младшим братом Чиледу, который хотя уже и умер ко времени пленения Борте, но у которого Есугей — отец Чингисхана, отбил в свое время невесту — Оэлун из рода ОЛХОНУТ , являвшимся одной из ветвей того же племени КУНГРАТ , т.е. будущую мать Чингисхана. Однако Тэмуджин признал Джучи своим сыном, заявив, что в момент пленения МЕРКИТ ами, его жена Борте, уже была беременна от него самого. Тем не менее, «проклятие меркитского плена» висело на Джучи-хане и преследовало его всю жизнь .

Примечание 1. Здесь же следует отметить, что КУНГРАТ ы — это одно из основных и знаменитых племен, входящих в состав титульной нации современного Узбекистана — узбеков, обитающих в настоящее время на территориях Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Хорезмской областей Республики Узбекистан. Истинной родиной КУНГРАТ ов является отраженная в их эпосе «Алпамыш» Гузар-Байсунские степи . При этом следует отметить, что по узбекский слово КУНГРАТ , пишетсякак ҚЎНҒИРОТ (узб. qo ng ir ot — бурый конь), что в исторических литературных источниках, опубликованных на русском языке, иногда ошибочно пишут как УНГИРАТ или ХОНГХИРАТ , вместо КУНГИРАТ . Тем не менее, я в тексте своей статьи использовал запись КУНГРАТ , дабы избежать от путаницы в названии одного и того же племени, со стороны читателей.

Как пишет Мирзо Улугбек в своей книге «Тўрт улус тарихи» , родные сыновья Чингисхана неоднократно выражали сомнения относительно их родства с Джучи и оскорбляли его, указывая на этот факт. Но сам Чингисхан называл Джучи своим родным сыном. Тем не менее, из-за сомнений о происхождении Джучи, Чингисхан был вынужден назначить наследником престола Монгольской империи не его, как старшего, а своего третьего сына, Угэдэя . Именно по этой причине ни один представитель рода Джучи так и не стал кааном всей этой империи, созданной Чингизханом.

Таким образом, если учесть, что биологическим отцом Джучи был Чильгир-Боко — богодур из тюркского племени МЕРКИТ , а его матерью — Оэлун из рода ОЛХОНУТ , который является одной из ветвей тюркской племени КУНГРАТ , тоне трудно прийти к выводу, что: Джучи, от потомков, которого происходят все государи, царевичи Золотой Орды (Дешт-и-Кипчака) и узбеки, был не иначе, как чистым тюрком, по своему этническому происхождению не имеющим к монгольским родам и племенам чингизидов, никакого отношения.

На мой взгляд, именно этим обстоятельством и обусловлен тот факт, который со ссылкой на Рашид-Ад-Дина отмечается во многих работах о натянутых отношениях между Чингизханом и Джучи . О том даже, что указание на убийство Джучи давал сам Чингизхан из-за того, что он отказывался исполнять его волю по завоеванию Русских земель, Европу и т.д. А также о малой численности монгольских войск, переданных Чингизханом Улусу Джучи: всего-навсего 4 тысяча человек.

Однако последнее обстоятельство, на мой взгляд, имеет под собой определенную почву, если предположить и учесть, что Джучи точно знал о своем этническом происхождении и, не доверяя своим братьям, сформировал свою гвардию и воинов центра (ставки) Золотой Орды не из монголов, а из членов родственных ему племен и родов. Поскольку основную часть из 70 тысячного войска Улуса Джучи почти 80% или 55 тысяч, составляли воины из тюркской племени КУНГРАТ , являющиеся близкими родственниками Джучи, как по линии его материи и старшей жены Сартака, так и по линии отца, как представители тюркского племени.

Именно поэтому в 1269 году на курултае (съезде) в долине реки Талас Мунгу-Тимур, а также Борак и Хайду — ханы соответственно Чагатайского и Угедэева улусов, признали друг друга независимыми государями. И заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость от центральной власти Монгольской империи .

Однако независимое золотоордынское государство продолжали называть Улусом Джучи, пока его трон не занял Узбек-хан (1313—1341). Поскольку именно при нем Великое Государство, монархом, которого он был, начали называть в его честь Государством Узбека, Страной узбеков и Узбекским Улусом, а его подданных, являющихся одновременно и его храбрыми воинами — узбеками.

Примечание 2 . Несмотря на наличие такого исторического факта о независимости этого Великого Государства, учитывая русскую традицию называть улусы его ханов Золотой Ордой, я и дальше буду продолжать называть их Золотой Ордой, чтобы у читателей не возникали лишние вопросы.

Обоснованность такого утверждения без всяких ссылок на авторитетные иностранные литературные источники могут подтвердить, даже следующие слова представителя основных наших оппонентов из числа таджикских историков,как Хазрат Сабахи , изложенные в его полемической статье , написанной в ответ на статью узбекского историка Гоги Хидаятова :

«Говорят: вещи надо называть своими именами. Мы все хорошо знаем, что у чингизидов был такой принцип: если у хана или полкoводца имя-Чигатай, то все подчиненные ему соплеменники и сородичи называли себя чигатайцами, у Ногай-хана-ногайцами, у Узбек-хана - узбеками и т.п. В районах близ Волги, на северном Кавказе и сегодня живут ногайцы, потомки хазара (тысячников) упомянутого Ногай-хана. В некоторых горных районах Хорасана, в том числе в ущелье Чигатай Иранского Хорасана живут потомки чигатайцев, скрывщихся от Шаикбанидов (=Шайбаниды). Говорят и на чигатайском языке, каждый десятый имеет фамилию "Чигатаи", каждый пятый-"Темури", поскольку свое прошлое связывают с Чигатай-ханом, Темур-Кураганом, Хусейном Бойкаро.... Дочь за муж за чужого не выдают, на девушек из другого народа не женятся. У многих имеется список генеалогии (шаджара) » .

Но, несмотря на такое компетентное мнение молодого таджикского историка Х.Сабахи, доказывающего обоснованность моего утверждения о происхождении термина «узбек» и узбекского этноса, если все же обратиться к знаменитым персидским литературным источникам, то можно узнать следующее.

Впервые узбеки упоминаются в сочинении иранского историка Хамдуллаха Казвини , который в «Тарих-и-гузидэ» («Избранной истории»), рассказывая о вторжении царя Узбека в пределы Ирана в 1335 году, золотоордынское войско назвал «узбекцами» и «узбекиян», а Золотую Орду — «Мемлекет-и-узбеки» . Поэтому по мнению знаменитых советских историков, академиков Академии Наук СССР Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовского: «не вызывает спора, что тюркско-монгольские воины из Дешт-и-Кыпчак названы «узбекианами» = «узбековцами». В полном соответствии с этим и Улус Джучи у Хамдаллаха Казвини именуется «Мамлакат-и-Узбекй», т. е. государством Узбека. Весьма интересно, что Зейн-ад-дин, сын: Хамдаллаха Казвини, продолжатель «Тарих-и-Гузиде», упоминает Улус Узбека не в смысле Ак-Орды, а всего Улуса Джучи. Во всяком случае, говоря о времени Джанибек-хана (1342 — 1357), Зейн-ад-дин именует Улус Джучи Улусом Узбека. Автор XIV в. Муин-ад-дин Натанзи («Аноним Искендера»), более других осведомленный в истории Ак-Орды, рассказывая о том же времени, употребляет термин Улус Узбека также в смысле Улуса Джучи. В том же смысле «Аноним Искендера» употребляет этот термин даже в применении к 60-м годам XIV в. Вот фраза, из которой ясно, что автор понимал под выражением «Улус Узбека»: «Главным эмиром (эмир ал-умара) улуса Узбекского в его время (хана Мурида, — А. Я.) был Ильяс, сын Могул-Буки». Могул-Бука, также и его сын Ильяс были эмирами в Золотой Орде » .

А историк Темура — Низам Ад-дин Шами в своем рассказе о бегстве двух его эмиров, сообщает: «Когда они (Эмиры Адидьшах и Сары-Буу, восставшие против Тимура в 1377г.) поняли, что не являются людьми могущими противостоять ему, то бежали, ушли в область узбеков и укрылись у Урус-хана ». При этом он и самого Уруса называет ханом узбеком . Видимо это является исторической правдой, поскольку в дальнейшем этот термин стал применяться не только к нему, но и по отношению его подданных . К тому же другой историк Темура — шереф Ад-Дин Йезди, рассказывая о посольстве 1397 года от золотоордынского Тимур Кутлуга, называет прибывших послов, послами узбеков…

Таким образом, даже то, что изложено выше полностью подтверждает тот факт, что термин «узбек» вошел в языковой оборот и авторитетный персидский исторический литературный источник при Узбек-хане и, следовательно, связан именно с его именем. Ибо такое явление в то время было общепризнанной традицией монархических государств, созданных как самой Монгольской империей (если даже они имели правовой статус вассалов), так и после ее распада. Особенно тех из них, государи которых имели высокий международный авторитет и пользовались уважением в народе, как хан Великого Государства (Золотой Орды) Узбек. Тот Узбек-хан, который был не только ханом независимого государства Золотая Орда, но и великим его реформатором, в начале, сам став мусульманином, превративший эту веру в государственную религию. А говоря современным языком, осуществившим не только подобную реформу, носящую идеологический характер, в результате которой ему удалось ликвидировать феодальные распри в Золотой Орде, но и административно-территориальную и экономическую реформы.

Если в результате административно-территориальной реформы внутри единого государства, которого на Руси называют Золотой Ордой, были созданы 4 крупных административно-территориальных образований — улусы, такие как Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак, которые возглавлялись назначаемыми лично Узбек-ханом улусными эмирами (улусбеками). То в результате экономической реформы были упразднены баскачество , с одновременной передачей русским вассальным князям права самим взимать дань и налоги, что значительно расширило их самостоятельность.

В результате всего этого ему удалось добиться как увеличения военной и политической, так и экономической мощи своего государства. А это позволило заниматься ему не только с широкомасштабной благотворительной деятельностью среди населения, что соответствовало духу мусульманства того времени и укрепило его авторитет среди населения (как в нашу эпоху, скажем эмиров Дубая и Катара); построить новую столицу — город Сарай аль-Джедид (Новый Дворец). Но и превратить Золотую Орду в настоящую империю — Великое Государство.

Именно поэтому его признавали во всем мире и стремились установить с ним дипломатические отношения многие страны. К числу таких стран, установивших с Золотой Ордой дипломатические отношения, можно отнести Византию, Индию, страны Западной Европы. А султан Египта ан-Насир Мухаммед и король Византии Андроник II не только установили дипломатические отношения с этим великим Узбекским государством. Но еще, посчитав за честь породниться с таким могущественным монархом, как Узбек-хан, если первый из них взял в жены его сестру Тулунбай, то второй — выдал за него свою дочь Тайдулу. Принцессу, которая стала не только его второй старшей женой, но и настоящей царевной Золотой Орды после его смерти, во время правления их сыновей Танибека и Джанибека.

Кроме того, Узбек-хан был достаточно благосклонным к русским князьям и другой знати. Именно поэтому он стремился помешать захвату поляками Галицко-Волынского княжества. За честность и мужество наградил Московского князья Ивана Калиты Ярлыком на великое княжение; Шапкой Мономаха, в качестве княжеской короны, ставшей впоследствии главной регалией русских великих князей и царей, и выделил ему 50-ти тысячное войско. А в 1337 году с его разрешения был организован поход объединенного узбекско-русского войска на Люблинское воеводство. Затем по просьбе галицкого воеводы и знатного боярина Дмитра Дедко он направил против короля Польши Казимира III 40-тысячное войско…

Ведь не зря абсолютно всеми историками признается, что высшей точкой военного могущества Золотой Орды было время именно Узбек-хана (1312—1342). А , путешественник, повидавший на своем веку многое, лично встретившись с Узбек-ханом в 1333 году, дал ему самую высокую оценку, сказав, что: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». А другие историки пишут, что его власть была одинаково авторитетна на всех землях его обширных владений. Например, согласно арабскому историку XV века Ибн-Арабшаху, караваны из Хорезма проходили на телегах совершенно спокойно, «без страха и опаски», до самого Крыма в течение 3 месяцев. Не было надобности возить с собой ни фуража для лошадей, ни продовольствия для сопровождающих караван людей. Более того, караваны не брали с собой проводников, так как в степях и земледельческих районах было густое кочевое и земледельческое население, у которого можно было все необходимое получить за плату .

Но я хочу обратить внимание читателей еще и на такие важные обстоятельства, которые связаны с необходимостью ответить на следующие очень важные вопросы, связанные с государственным языком и статусом узбеков в Золотой Орде — в монархическом государстве Узбек-хана, которого еще тогда называли не иначе, как УЗБЕКИСТАНОМ , т.е. Страной узбеков .

продолжение см. часть 2 и 3

Откуда произошли узбеки

В антропологическом отношении узбеки - народ смешанного происхождения, включивший как европеоидные, так и монголоидные компоненты. Антропологи относят узбеков к южным европеоидам типа Среднеазиатского междуречья.
Узбекское население городов и древних земледельческих оазисов имеет сравнительно малую примесь монголоидных черт. Более монголоидны потомки бывших полукочевых узбеков, связанные своим происхождением с племенами, переселившимися в Среднеазиатское междуречье в XVI-XVII вв. из степей Казахстана.

Испокон веков каждый народ стремился познать историю своего происхождения, свое родословие в семи поколениях. Но у большинства этносов эти познания не являются научными, а имеют в основном мифологический характер. Так, известные средневековые историки Центральной Азии родословие своих народов начинают с Адама и Евы, потомками которых являются христианские и мусульманские пророки. Наиболее характерной в этом смысле является легенда о происхождении узбеков, записанная в XIX в. талантливым этнографом А. Диваевым. Легенда эта передавалась из поколения в поколение и вошла во многие исторические произведения восточных авторов, особенно XVIII- XIX вв. Так, замечательный хивинский историк Абулгази почти полностью передает диваевскую версию этой легенды, связывая ее с историей хорезмских ханов.
Опубликованная в "Туркестанских ведомостях" (№ 97 за 1900 г.), эта легенда под названием "Предание о происхождении узбеков» была переведена по рукописи муллы Кубея из рода Канглы в конце XIX в. Основное содержание этого уникального предания сводится к следующему: «узбеки произошли от первых пророков». Из рода пророка Исмаила произошел посланник Аллаха Мухаммед. Тем не менее, из ривоята следует, что узбеки произошли якобы из племени, которое ни арабского, ни персидского языка не понимает. По словам Абубакра, это были тюрки, которые только что прибыли из Туркестана, и племя это связано родством с Кахофой - отцом Абубакра. Таким образом, согласно преданию, родословие узбеков восходит к мусульманским пророкам.
Далее в предании отмечается, что родоначальниками тюрков были девяносто два человека, и все они были сыновьями одного отца, а именно Кахофы. Затем перечисляются дети упомянутых в предании девяноста двух представителей тюркского народа. В это время они обладали большим количеством скота, на которых ставились тамги по имени каждого рода (племени). В каждом роде имелись свои святые, происходившие от девяноста двух узбекских родовых ответвлений с указанием, кто у кого был пиром и из какого рода вышел. Тамги (и роды) стали носить названия таких известных в истории племен, как Минг, Джуз, Кырк, Джалаир, Кунград, Алгын, Кыпчак, Кенегез, Кят, Хитай, Канглы, Катаган, Огуз, Арлай, Буркут, Мангыт, Мавгвий, Алаут, Мыск-Мер-кет, Киргиз, Казак, Араб, Кадай, Туркмен, Дурмен, Митей, Татар, Джамбай, Уйгур, Сауран и т.д. И далее дается длинный список пиров - покровителей каждого рода (племени). Так, например, Азрет-Шейх-Масляхит-дин-Ходжентский происходит из рода Джалаир, Кулеим-Шейх - из рода Дурмен, Ак-Бури-ата - Канглы, Бак-шаниш-Ата - Кыпчак, Азрет-Багауддпн - Керейт, Маубей-Шейх Кунград, Джилки-Ата - Найман, Джа-малетдин-Шейх - Аргын и т.д. Родоначальник узбеков, по преданию, ведет свое начало от пророка Ибрагима (Авраама). Пророки, происходившие из этого племени, говорили сначала на арабском языке, затем, когда их представители стали султанами, узбеки говорили на языке "аджам", а после того, как стали говорить на тюркском языке, начали уже называться не узбеками, а тюрками.
В заключение этого единственного в своем роде дошедшего до нас от предков предания сказано: "Когда 92 человека явились к пророку, мир ему, он произнес "узи келди", т.е. "сами пришли" (добровольно), а потому и назвал их пророк "узбек", иными словами: сам себе господин".
В мире нет ни одной нации или народности, которые бы в течение своей истории не смешивались с другими этносами или этническими группами. Каждый этнос формируется веками, находясь в постоянном общении с другими этносами, нередко переселяясь с одной территории на другую, консолидируясь с другими этносами, иногда входя в него как часть данной общности. Как известно, в течение многих веков после возникновения государства как орудия насилия происходили различные войны. Сильные правители побеждали слабых и господствовали над ними, в результате чего также происходило смешение различных этносов. Такую судьбу за свою длительную историю перенес и узбекский народ, неоднократно подвергавшийся нашествию иноземцев, оказавшийся под чужеродным этнокультурным влиянием, но при этом сохранивший свое этническое самосознание и гордость.

Вариантов происхождения узбеков много. Вот еще один взгляд на этот вопрос.

Приводятся цитаты из книги "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

Из... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:

[Тайфа (тейп) - этническая группа, также как: род, племя, народ. - Б.К.]

кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь (племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками , а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками.

В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека до нынешних дней о предках наших существуют как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. Итак:
... после смерти Джучи - старшего сына Чингис-хана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его - Батый. Другое имя его - Саин-хан. После Бату ханом был брат его Бурге.

[Берке (1257-1266) - золотоордынский хан (История КазССР, т.2, С.130). По Рашид ад-Дину, начало правления хана Берке - 652 г.х. (1254-1255 гг.). См.: Рашид ад-Дин, Сб. летописей, т.2, М., 1960. С.81. См. также: История МНР. С.144 - (1255-1266). - Б.К.]

Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. Поэтому земля их называлась Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге-хана ханство это было разделено на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду.

[Алтан Орда, Ак-Орда, Кок-Орда. - Б.К.]

Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге-хан. Ханом Белой Орды был сын Джучи Шайбан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токай-Темира. Вышеупомянутый Бурге-хан принял ислам и стал называться Береке-ханом. Примеру брата последовал Токай-Темир, также став правоверным. На месте Бурге-хана каганом

[Здесь: старшим ханом, т.е. правителем над ханами Белой и Синей Орд. - Б.К.]

становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтогу. Его сменил хан Озбек , сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбекамиузбекским ).
Ставка хана Золотой Орды (

[Династия ханов Золотой Орды:
Батый (1227-1255) - первый правитель Золотой Орды - государства Джучидов со столицей Сарай-Бату (около совр. Астрахани), позже столица была перенесена в Сарай-Берке (выше Сарай-Бату по Волге). История КазССР, т.2, с.127. И далее года правления ханов Золотой Орды даются по этому источнику: с.130.
Берке (1257-1266) .
Менгу-Тимур (1266-1280) .
Узбек-хан (1312-1342) .
Джанибек (1342-1357) .

Династия ханов Кок (Синей) Орды по Гаффари.
Тохта , сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи.
Тогрул , сын Тохты. Скончался в 727 г.х. (1326/27).
Узбек , сын Тогрула.
Джанибек , сын
Узбека .
Бердибека , сын Джанибека.

Династия ханов Ак (Белой) Орды по Гаффари.
Туда-Мунке , сын Нокая, сына Кули, сына Орды.
Сасы-Бука , сын Нукая. Умер в 720 г.х. (1320/21).
Эрзен , сын Сасы-Буки. Скончался в 745 г.х. (1344/45).
Мубарек-ходжа , сын Эрзена.
Урус-хан , сын Чимтая. Умер в 778 г.х. (1376/77)
Токтакия , сын Урус-хана. (Умер в 778 г.х. - История КазССР, т.2, С.167).
Тимур-Мелик , сын Урус-хана. Убит в 778 г.х.
Токтамыш , сын Туй-ходжа-оглана. Умер в 807 г.х. (1404/05).
Нузи-оглан , сын Урус-хана.
Тимур-Кутлуг , сын Тимур-Мелика. Умер в 802 г.х. (1399-1400).
Шадибек . Умер в 811 г.х. (1408/09).
Фулад-хан . Умер в 811 г.х. (Сын Тимур-Кутлука - Пулат. История КазССР, т.2... С.153-154)
Тимур , сын Шадибека. Умер в 813 г.х. (1410/11).
Токтамыш , сын Тимур-Кутлуга.
Джелаль-ад-дин , сын Куизи (Койчирак-оглана), сына Урус-хана. Убит в 831 г.х. (1427/28).
Мухаммед-Султан , сын Тимура, сына Кутлуг-Тимура.
Касым-хан , сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана.
Хакназар , сын Касым-хана.

См. В.Г. Тизензгаузен. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. М.-Л., 1941. С.210

Годы правления ханов:
Чимтай - 1344-1361
Урус-хан - 1361-1376/77
Тимур-Мелик - 1376-1379
Токтамыш - 1380-1395
Барак - 1423/24 - 1248
Касым - 1511-1518 (или 1523)
Хакк-Назар - 1538-1580

  • 1. Понятие "этнос", его основные признаки.
  • 2. Происхождение и процесс консолидации узбекского народа.
  • 3. Дальнейшая этническая история узбекского народа.

Проблемой происхождения народов, их этнической истории занимается наука этнология. С дочки зрения этнологов регион Средней Азии является одним из сложных. Узбекистан - страна с уникальным историческим прошлым. На протяжении трех тысячелетий здесь, на оживленном перекрестке мировых цивилизаций, древних миграционных потоков и духовных взаимовлияний, формировалась богатейшая культура. На ее автохтонной основе образовался необычный симбиоз этнических культур, остающихся одной из наиболее ярких черт современного Узбекистана. Жизнь различных племен, народностей, наций, населявших его с древнейших времен, была очень насыщенной, изменчивой на протяжении многих веков. Регион неоднократно подвергался иноземным завоеваниям, входил в состав крупных государств, на его территорию мигрировало много разных народов.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы, важно определиться с терминологией. Для первобытно-общинного строя характерна родоплеменная общность. Род - это союз родственных семей; племя - объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком. Позднее, с началом перехода к оседлости, формируется соседская, территориальная община. На основе принципа территориального единства на протяжении длительного периода складывается новая общность - народность. Народность - одна из форм общности людей, которая формируется в процессе слияния, консолидации различных племен. Для народности характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, а племенных языков - общим языком при наличии диалектов. Каждая народность имеет свое собирательное название, возникают элементы общей культуры.

Нация в переводе с латинского языка означает народ. Также все чаще употребляется в том же смысле и термин этнос (в переводе с греческого - тоже народ). Этим объясняется имеющийся разнобой в употреблении терминов "нация" и "этнос". В современной научной литературе все чаще рассматриваются понятия "нация” и "государство" как синонимы. Отсюда выражения "национальная безопасность", "национальная сборная", "национальные интересы" государств, "Организация объединенных наций». С этой точки зрения, термин "нация" может трактоваться как совокупность всех граждан конкретной страны, независимо от их этнической принадлежности, для которых она является родиной, интересы которой они готовы защищать, спаянных единой созидательной идеей, единой системой ценностей.

В данном случае "нация" рассматривается как гражданско-политическая категория. "Этнос" рассматривается как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями. Из них можно выделить: 1.территориальное единство, как важный этнообразующий признак, т.е. одно из условий формирования этноса; 2. общность языка; 3. особенности материальной и духовной культуры, обычаи, нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение и, в конечном итоге характеризуют менталитет народа; 4. этническое самосознание, т.е. осознание членами этноса своего группового единства; 5. общность происхождения и исторических судеб; 6. этноним (самоназвание).

Вопросы этнического формирования узбекского народа, его развития разрабатывались такими учеными, как академики Я. Гулямов, И. Муминов, Б. Ахмедов, К. Шаниязов. Их исследования показывают, что этническое формирование - этногенез (происхождение, возникновение этноса) - очень длительный по времени и сложный процесс. Каждый из современных народов имеет не один, а несколько предков. Современное расселение народов - это результат этнических и миграционных процессов. На протяжении тысячелетий многие племена и народы, особенно проживавшие на смежных территориях расселения, имели общие культурные традиции. Их близкое соседство, длительные контакты и взаимовлияния приводили не только к культурному, но и этническому синтезу.

Исторически на территории Средней Азии складывалось смешанное расселение племен. Это было обусловлено как формированием оседлоземледельческих поселений, так и формированием союзов кочевых племен. Отсюда мозаичность этнической карты региона, этнокультурная и религиозная близость народов Средней Азии.

В соответствии с формированием вышеперечисленных признаков этноса, условно можно выделить следующие исторические периоды этногенеза узбекского народа.

I период: с древних времен по VIII век н.э. Сведения о народах этого периода содержатся в сочинениях греческих и римских историков: Геродота, Ктесия. Ксенофонта и др., ахеменидских надписях, а также в священной книге зороастрийцев "Авесте". С древности на территории среднеазиатского региона обитало так называемое автохтонное (исконно, исстари проживающее на эгой территории) население. К нему относятся бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, а также саки и массагеты. Они представляли собой ранние консолидации как оседлого, так и кочевого населения, заселявшие определенные географические области.

К оседлому населению принадлежали согдийцы, которые проживали в долинах Зарафшана и Кашкадарьи; хорезмийцы, проживавшие в низовьях Амударьи; бактрийцы, жившие на территории долины Сурхана, юге Таджикистана и севере Афганистана. Основным их занятием было земледелие, основанное на искусственном орошении. Также были развиты ремесло и торговля, что способствовало процессу развития ранних городов.

Саки и массагеты были многочисленным кочевым населением Средней Азии середины первого тысячелетия до н.э. Среди них шел процесс этнической консолидации, образования союза племен, а иногда и конфедераций с элементами зарождающейся государственности, что усиливало межплеменные контакты и способствовало формированию народностей. Известный исследователь истории и археологии Средней Азии В.М. Массон подчеркивает, что такие образования представляли собой военно-политические объединения и в качестве примера приводит сакский союз во главе с Зариной. Большую роль играл также массагетский союз во главе с Томирис, занимавший территорию от восточных берегов Каспия до низовьев Амударьи. Эти древние племена и народности являются предками современных узбеков и других среднеазиатских народов.

Исследователи К.Ш. Шаниязов, Б.А. Ахмедов, А. Ходжаев на основе обширной источниковой базы показали, что в Центральной Азии еще в I тысячелетии до н.э. проживали ранние тюрки. Более того, они также были первоначальными обитателями региона и составляли часть его коренного автохтонного населения.

Тюркоязычные народы Средней Азии занимались не только кочевым и полукочевым скотоводством. Часть их с древнейших времен вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, горнорудным делом и различными видами ремесленного производства, характерными для оседлых жителей. Многочисленные сведения и данные топонимических, лингвистических и историко-филологических исследований подтверждают это заключение.

В средневековых письменных источниках встречаются многочисленные указания на существование у тюрков своих городов. Так, арабский географ Х в. Кудама ибн Джафар приводит предание, согласно которому тюрки эпохи Александра Македонского делились на "степных" и "городских", и определенная их часть еще в то время, то есть в IV в. до н.э., проживала в городах Центральной Азии. О городах тюрков упоминают Наршахи, Махмуд Кашгари. В этих источниках речь идет о городах с оседлым тюркским населением, состоявшим из торговцев, ремесленников, земледельцев, духовенства, военного гарнизона, а также о городах, бывших резиденциями правителей кочевников, приезжавших сюда в зимнее время.

О том, что в древности тюркоязычные племена и народы Центральной Азии занимались не только скотоводством, но и земледелием свидетельствуют многие китайские, арабские и персидские источники. Содержащиеся в них сведения подтверждают археологические данные, а также наличие богатой тюркской терминологии, употреблявшейся для обозначения продуктов сельского хозяйства и земледелия.

На протяжении многих веков в результате сложных этнических и культурных процессов на территории нашего региона сложился особый "антропологический тип среднеазиатского междуречья". В этой связи представляются важными исследования Л. Ошанина и Т. Ходжаёва. По их мнению ахемениды, греко - македоняне и арабы не оставили каких-либо значительных изменений в генетике и этническом облике местного населения.

С VI века н.э. территория Средней Азии вошла в состав нового политического образования, созданного тюрками. Именно с этого времени встречается термин "тюрк", как признак принадлежности и вхождения в Тюркский каганат. Само слово "тюрк" переводится как "сильный, крепкий". Согласно мнению большинства ученых "тюрк" собирательное имя, имевшее в тот период политическое значение. Оно означало союз племен и принадлежность к державе, созданной тюрками. Впоследствии оно стало употребляться как этническим термин. Тюркский каганат - это первое крупное государство, объединившее народы, которые проживали на огромной территории (от Маньчжурии до Причерноморья и от верховьев Енисея до верховьев Амударьи, включая Среднеазиатское Междуречье). Включение Средней Азии в состав каганата сопровождалось интенсивным проникновением тюркских племен вглубь региона. Историк Б. Ахмедов свидетельствует о том, что в период с VI века на территории Среднеазиатского Междуречья упоминаются такие тюркоязычные племена, как карлуки, ягма, чигили, огузы, ябгу и др. Одновременно шел процесс взаимовлияния ираноязычных и тюркоязычных племен. Наряду с распространением тюркского языка, тюркизацией ираноязычного населения, в ряде районов Средней Азии использовался и восточно-иранский язык. Постепенная ассимиляция автохтонного населения с новыми группами тюркоязычных племен привела к процессу сближения языков и сближению двух видов хозяйства на единой обширной территории. Тюркский каганат объединил кочевую степь и районы земледельческой оазисной цивилизации - города Средней Азии. Бурное развитие градостроительной культуры Средней Азии в эпоху Тюркского каганата связано с массовым оседанием кочевников и переселением значительного количества оседлых тюрков на новые земли.

В исторической литературе встречается термин "Туран". Предполагается, что это одно из названий территории, где проживали тюркоязычные племена. Конфедерации сакских кочевых племен, проживавшие на севере Средней Азии упоминаются в "Авесте" как "туры". Согласно тексту "Авесты", кочевники Тура под предводительством Франграсьяны покорили чуть ли не всю Среднюю Азию (см. "Очерки по истории государственности Узбекистана", Т. 2001, с. 11). По мнению ученого-филолога К. Махмудова, турами в "Авесте" названы кочевники-скотоводы. Он считает, что Туран - это производное от тур во множественном числе. Туран упоминается в "Шахноме" Фирдауси, в "Уложении" Темура.

В конце VII - первой трети VIII вв. в связи с завоеванием территории региона арабами, значительно замедлился процесс миграции тюркских племен в среднеазиатское междуречье. С другой стороны в VIII-X вв. ускоряется процесс перехода к оседлости и ассимиляции с местными народами уже мигрировавших ранее тюркских племен. В Чаче, Фергане, Хорезме тюрки постепенно слившись с местным населением и перейдя к оседлому образу жизни, образовали особый этнический слой, который называли "сартами".

Таким образом, на протяжении длительного периода, от первого тысячелетия до н.э. по VIII век н.э. сформировалась этническая основа узбекского народа. В этот период начинает складываться единая территория, как условие формирования этноса, происходит языковое сближение и сближение двух типов хозяйствования, двух образов жизни (оседлого и кочевого), что способствовало развитию этнокультурной общности народов региона.

II период: IX - XII вв. - период централизованных государств Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов, образовавшихся после правления в регионе арабов. Большие изменения произошли при Караханидах.

В этот период, как свидетельствуют антропологи, основная часть населения региона, в частности нынешней территории Узбекистана, имела внешний вид современных узбеков.

В X веке часть тюркских кочевых племен Семиречья перешли к оседлому земледельческому труду и ранним формам феодальных отношений. Это было вызвано как внутренними причинами, связанными с разложением самого кочевого общества, так и под влиянием соседних оседлоземледельческих и городских районов. Начиная с VIII - IX веков по побережью Сырдарьи и Амударьи кочевали карлуки и огузы. В конце VIII в. тюркские племена карлуков, которые входили ранее в состав Тюркского каганата, создали на востоке от ферганской долины свое государство. Соседями карлуков были племена ягма. Еще одним государственным объединением тюрков было государство огузов, которое образовалось в конце IX- начале Х в. в бассейне Сырдарьи и на побережье Аральского моря. К концу X века произошло объединение тюркских племен, что и привело к образованию государства Караханидов. Завоевание Караханидамн Средней Азии сопровождалось интенсивным проникновением тюркских племен вглубь региона. Тюркоязычное население было преобладающим в Ферганском, Шашском оазисах, Хорезме. В этот же период отмечался значительный прогресс в развитии тюркских народов. В социально-экономическом отношении это проявилось в переходе кочевников к оседлому образу жизни, земледельческому труду, товарообмену между городом и степью. VIII-X вв. характеризуются большим развитием и ростом благосостояния городов на территории Средней Азии, Восточного Туркестана, Семиречья. В эпоху Х-ХII вв. бурный расцвет городов и оседло-земледельчнской культуры сопровождался небывалым ростом градостроительства и развитием городской цивилизации.

Эти изменения закрепились при Хорезмшахах. На основе карлуко-чигилийского наречия к XI в. складывается письменно-литературная форма тюркского языка. Были созданы произведения Ахмада Югнаки, Юсуф Хос Хожиба, Ахмада Яссави. Особое место в этом ряду занимает "Словарь тюркских наречий" Махмуда Кашгари. Современный узбекский язык - один из самых близких к языку словаря Махмуда Кашгари и памятников древнетюркской письменности. Это дает основания говорить о том, что узбекский язык, наряду с уйгурским, является продолжателем научных и литературных традиций древних тюрков.

В этот период развивается также устное народное творчество (эпосы "Огузнаме", "Алпамыш", "Манас", "Гёроглы"). Вместе с тем нужно отметить, что определенная часть населения Мовароуннахра и Хорасана говорила и писала на персидско-таджикском языке и значительная часть населения региона была двуязычной. К XI веку сложилась основа этнического состава населения региона, т.е. определяются два основных этнических компонента (тюркский и таджикский). На протяжении веков на территории Мовароуннахра, Хорасана и Хорезма бок о бок жили предки современных узбеков и таджиков. Они имели тесные экономические и культурные связи, вместе воевали с внешними врагами, смешиваясь в этническом и языковом отношении. Узбеки и таджики, несмотря на лингвистические различия, имеют во многом общую древнюю этническую основу, культурные традиции.

Таким образом, к концу второго периода формируется территориально-экономическая общность, отмечается совершенствование языка, усиление языковой общности, происходит этнополитическое развитие и рост этнического самосознания.

III период связан с завоеванием Средней Азии монголами в начале XIII века, в результате которого в регионе появились племена кипчак, джалаир, барлас, найман, меркит, кавчин и другие, которые осели здесь, приняли ислам, ассимилировались с местным населением и к концу XIII века в основном тюркизировались. По свидетельству арабского путешественника XIV века Ибн Батуты в западной части Чагатайского улуса ханы Кебек (1318 - 1326) и Ала а-Дин Тармаширин (1326 - 1334) свободно говорили на тюркском языке. В XIV - XV веках в период правления Амира Темура и темуридов продолжался процесс этнического сближения тюркоязычного и ираноязычного населения, происходил прогресс экономики, расцвет культуры и науки. Отмечается дальнейшее развитие языка (тюрки-чагатай), совершенствование его литературной формы, особенно проявившееся в творчестве Алишера Навои (см. Алишер Навои. "Суждение о двух языках").

В произведение Шараффиддина Али Язди "Зафарнаме" перечисляются названия 44 тюркских племен, которые проживали на территории Средней Азии и соседних с ней государств в ХIV - первой половине XV вв.

Таким образом, сформировалось территориально-экономическое единство, языковая общность, продолжилось этнополитическое и этнокультурное развитие (особенно при Амире Темуре), укрепилось этническое самосознание.

IV период формирования узбекского народа относится к концу XV - началу XVI века. В это время на территорию Средней Азии пришли узбеки Дашти- Кипчака.

В начале XV века в Кипчакской степи образовалось государство кочевых узбеков. Тюркские и тюрко-монгольские племена, проживавшие на этой территории, обобщенно назывались узбеками. В начале XVI века Шайбани-хан установил свою власть в Мовароуннахре, и на территорию Средней Азии пришли племена буркут, буйрак, джат, дурман, кият, кунград, мангыт, минг, чимбай. и др. Они восприняли социально-экономический строй Мовароуннахра, как бы растворились в местном населении, стали переходить к оседлому образу жизни. Наряду с местными терминами "дихнишин" (оседлый) и "сахранишин" (кочевник), появляется новый термин "кишлакнишин", обозначавший собою ту часть кочевого населения, которое стало постепенно оседать, превращая свои прежние зимние стоянки (кишлак) в место постоянного жительства.

С этим периодом связано также и появление этнонима "узбек". Так стал называться один из древних тюркских народов Средней Азии. Слово "узбек" встречается в XI-XIII веках как имя собственное в Хорезме и Мовароуннахре. По мнению академика Б. Ахмедова, термин "узбек" - это собирательное название племен восточной части кипчакской степи. К середине XVIII века во главе трех ханств, образованных на территории Средней Азии - Бухарского, Хивинского и Кокандского - утвердились узбекские династии (мангыт, кунград и минг). Существуют разные толкования значения слова "узбек". Например, часть исследователей считают, что узбеками назывались люди, которые ощущали себя свободными, т.е. сами себе хозяева (узи бек). Другие полагают, что это слово связано с именем хана Золотой Орды - Узбека (1312-1342 гг.).

Вероятнее всего, что термин "узбек" - это собирательное название племен. В книгах "Насабнома" ("Родословие"), составленных в XVI-XVII веках, указывается, что основу узбекского народа составляют 92-96 родов и племен. Однако, в ряду пришлых ираноязычных и тюркоязычных этнических компонентов дашти-кипчакский компонент оказался наиболее поздним и не внес существенных изменений в процесс сложения узбекского этноса. Кочевые племена влились в состав древнего оседлого тюркского населения Средней Азии и, приняв его язык, приобщились к его высокой культуре. Дашти-кипчакский племенной союз лишь дал сформировавшейся ранее этнической общности этноним "узбеки", который сохранился в память об их былом политическом господстве и после национально-территориального размежевания 1924 г. стал применяться по отношению ко всему оседло-земледельческому тюркоязычному населению региона.

Этнографы на основе обширного материала приходят к выводу, что современные узбеки имеют три крупных этнических корня (субэтноса): 1. Автохтонное население - оседлые и кочевые народности региона; 2. Тюркские и тюрко-монгольские (чагатаи) племена; 3. Потомки Даштикипчакских узбеков.

Таким образом, этот период завершает формирование узбекского народа, так как к этому времени окончательно сложились практически все признаки этноса, которые в процессе дальнейшего этнического развития дополняются, наполняются новым содержанием.

Узбекский народ прошел длительный путь исторического развития от племенных образований до этноса. В "Мировом энциклопедическом словаре" (Тhe World Encyklopedia Dictionary Book), изданном в Чикаго (США) дается такое толкование: "Узбеки - это нация, перешедшая одна из первых среди народов мира и первая среди тюркоязычных к оседлости, ведущая культурный образ жизни, внесшая вклад в мировую цивилизацию".

В дальнейшем можно говорить об этнической истории узбекского народа. Со второй половины XIX века он попал в зависимость от царской России. В условиях колониализма развитие этноса наталкивается на определенные препятствия. С 1886 года судьба народов региона, в том числе и узбекского, определялась "Положением об управлении Туркестанским краем".

В 1924-1925 годах советской властью было проведено национально-территориальное размежевание региона, в результате которого были образованы Узбекская, Туркменская, Таджикская, Казахская и Киргизская республики. Размежевание было проведено без учета исторических особенностей развития края, не соответствовало фактическому расселению названных этносов, в результате чего каждая из среднеазиатских республик представляла собой пеструю этническую карту. Такая политика национально-территориального размежевания была направлена на искусственное замедление процесса этнического развития народов в рамках унитарного (единого) государства.

В результате, существовавший в СССР тоталитарный режим стал тормозом в развитии национальной государственности, духовной жизни, базирующейся на национальных корнях. Не случайно поэтому, относительное ослабление партийного диктата в годы "перестройки" в конце 80-х годов в первую очередь вызвало рост именно национального самосознания. 21 октября 1989 года в республике был принят Закон "О государственном языке", придавший узбекскому языку статус государственного языка.

Провозглашенная в 1991 году государственная независимость Узбекистана способствует реализации всех внутренних возможностей национального развития узбекского народа, вхождения его в международное сообщество как суверенного государства. Годы независимого развития Узбекистана стали качественно новым этапом в этническом развитии всех населяющих его народов, открыв широкие возможности для их этнокультурного расцвета на основе своих многовековых традиций. Вопросы реализации коренных интересов народа Узбекистана, объединяющего в себе все проживающие в стране нации и этнические группы, решаются сегодня на государственном уровне. Это выражается в повышенном внимании к сохранению и развитию языков и традиций различных этнических групп.

За многие века развития узбекистанского общества все стороны его жизни, поставленные в рамки традиционной формы, развивались в своем внутреннем содержании. Верность традициям, глубокое осознание общности интересов людей живущих по соседству, правило приходить на помощь, делиться пищей, традиционное гостеприимство, благотворительность всегда играли в этом обществе созидающую роль, выступали фактором, смягчающим в нем социальную напряженность, способствовали развитию благоприятных взаимоотношений между представителями различных этнических групп, являясь неотъемлемой частью его ментальности.

Духовные истоки узбекского народа восходят к учению зороастризма, суть которого излагалась в "Авесте". В его основе лежало представление о борьбе двух начал - добра и зла. Во все времена на территории региона мирно сосуществовали различные религии - зороастризм, буддизм, манихейство, иудаизм, христианство и др. Религиозная терпимость сохранилась и после привнесения сюда ислама. Следует отметить, что национальное достоинство, самосознание узбеков не затрагивает, и, тем более, не ущемляет самолюбие, достоинство других этнических групп, проживающих на территории нашей республики. На протяжении многих столетий узбеки, их предки жили по соседству с другими народами. В течение длительного исторического периода не было постоянных границ между территориями, которые населяли узбеки, киргизы, казахи, таджики, каракалпаки, уйгуры. Все конфликты и войны, которые происходили, никогда не велись на национальной почве.

По различным источникам в мире насчитывается около 30 миллионов узбеков. Из них 60% проживает в Узбекистане. Примерно 12 миллионов живут за пределами Республики, в основном в сопредельных странах. Предки большинства из них жили на этих территориях. Следовательно, узбеки на протяжении длительного времени проживали на обширной территории Среднеазиатского региона.

В Республике Узбекистан, наряду с титульной нацией - узбеками, проживают представители более ста наций и народностей, составляющих свыше 20 % населения страны. Среди населения свыше 1,2 миллиона русских, примерно столько же таджиков, около миллиона казахов, около полумиллиона каракалпаков и татар, сотни тысяч киргизов, туркмен, уйгур, а также - корейцы, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, башкиры, немцы и другие. Полиэтнический характер государства и сохранившаяся с древнейших времен традиция толерантности в полной мере способствует демократическому развитию страны. Реальная действительность современного Узбекистана свидетельствует о том, что в стране складывается единое сообщество - "народ Узбекистана".

монгольский узбекский государственность темурид

Узбеки - тюркоязычный народ, основное и коренное население Узбекистана. Это самый крупный по численности населения этнос в Средней Азии. В мире проживает около 30 миллионов узбеков. Древними предками народа являются племена сако-массагетов, согдийцы, бактрийцы, ферганцы и хорезмийцы, которые постепенно начали объединяться в период с 10 по 15 век. В результате, в период между 11 и 13 веками, произошло смешение древнетюркских племен с древнеиранским населением.

Где живут

Почти 27 миллионов узбеков проживают на территории Узбекистана. Из них 48% живут в сельских местностях. Большое количество представителей этого народа давно обосновалось в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Туркмении и Киргизии. Трудовые мигранты узбеки работают на территории России, Турции, США, на Украине и в странах ЕС, где они основали общины.

Название

Этноним «узбек» переводится как «свободный человек» и «хозяин себя». Некоторые историки полагают, что этноним возник от имени хана тюрко-монгольского государства Золотая Орда хана Узбека, правившего в 1312-1340 гг.

История

Считается, что существует 92 рода (племени) узбеков, которые вошли в состав будущей узбекской нации. Есть легенда, в которой говорится, что 92 человека пошли в Медину и там участвовали в войне пророка Мухаммеда против кафиров. Этих людей обратили в ислам, и считается, будто бы от них и произошли племена узбеков, которых еще называли «илатийа».

На сегодняшний день известно о существовании 18 из списках 92 узбекских племен, и все они составлены в Мавераннахре, оазисах Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список был составлен в 14 веке, самый поздний - в 20 веке.

Из анализа всех списков следует отметить, что основная их часть начинается с названия трех племен:

  1. кырки
  2. минги

Существовало и дештикипчакское племя узбеков уйшун (уйсун), происхождение которого берет начало от кочевого племени усуней. Группы племени уйсун известны в Самаркандском и Ташкентском оазисах. Узбеки считают его самым древним из всех 92 узбекских племен.

Антрополог К. Кун свидетельствует, что современные узбеки в расовом отношении являются неоднородным этносом. Среди них есть представители смешанных в разной степени, сильно монголоидных и чрезвычайно европеоидных индивидуумов.

Язык

Узбекский входит в тюркскую группу языков и вместе с уйгурским относится к карлукским языкам. Карлукская группа образовалась от древнетюркского языка 7-10 веков, который был основан на руническом алфавите. С 9 века, по причине распространения и укрепления ислама, среди узбеков начал распространяться арабский алфавит. Узбекский язык был основан на арабском алфавите до 1928 года. С 1928 по 1940 годы вместо него начали использовать латинский алфавит, который к 1940 году был заменен на кириллический. В 1992 году в Узбекистане снова был введен латинский алфавит. Некоторые группы узбеков двуязычны, например, многие из тех, кто проживает в Афганистане, владеют языком дари.

В современном узбекском языке существует сложная структура диалектов. Есть 4 основные группы диалектов:

  • северо-узбекская
  • южно-узбекская
  • огузская
  • кыпчакские говоры

Религия

Узбеки являются мусульманами и сохранили в своем культе пережитки древних иранских влияний. Строго празднуют Норуз (Навруз) - весеннее равноденствие. Очень уважают огонь и верят в лечение лучами заходящего солнца.

Еда

Узбекская кухня разнообразна, влияние на нее оказал кочевой и оседлый образ жизни народа. Блюда известны и популярны по всему миру: лагман, плов, манты. В Узбекистане эти блюда готовят с некоторыми особенностями. Есть у народа и свои оригинальные кушанья, которые не готовят больше нигде. В узбекской кухне существуют свои традиции. Свинину не едят ни в каком виде, это мясо запрещено по религиозным соображениям народа. Вся пища подразделяется на два типа: харом и халол. Важные ограничения во времени и порядке приема пищи существуют в период священного месяца Рамадан и поста, связанного с ним.

Очень уважают узбеки хлеб, на стол лепешки кладут только «лицом» вверх. На застольях на стол ставят только четное количество лепешек, нечетные подают к траурным мероприятиям. Преломление лепешки - знак начала трапезы. Обычно это делает старший член семьи или младший, но только с разрешения. Первым за столом должен начать трапезу самый старший и только после него все остальные. Ослушаться этого правила считается невежеством.


На свадьбу, различные праздники и на поминки обязательно готовят плов. Готовка начинается с ночи, а подается блюдо к столу рано утром. И по сей день узбеки едят плов руками. Это несложно, но требует некоторого навыка.

Древние традиции связаны с приготовлением блюда, не имеющего аналогов в кухнях других народов - «сумаляк». Варить его положено ранней весной, перед началом посевных работ. Часто это блюдо готовят во время праздника Навруз, прямо на улицах в больших казанах. По консистенции сумаляк похож на повидло. Узбеки считают его очень полезным для желудка и иммунитета.

Для плова используется только желтая морковь, преимущественно сорта мушак. В семьях узбеков приготовление пищи считается мужским занятием. Часто мужчины берут на себя все кулинарные обязанности в доме. Приготовление плова на 100 и более килограммов риса доверяется только мужчине. Профессиональных мужчин поваров называют «ошпаз». В рационе узбеков присутствуют мясные блюда, супы, кондитерские и хлебобулочные изделия, салаты, напитки. Основные блюда из мяса готовятся посредством жарки, они высококалорийны. Широко используется в кулинарии хлопковое масло, курдючное сало, масло, зелень и специи.

Из теста готовят различны лепешки, толокно, колобки бугирсок, хворост. Из кондитерских популярны нишолда - сладость белого цвета, похожая на варенье, узбекский сахар новвот (также нават), леденцовая карамель парварда, халва и жидкая мучная халва холвайтар. Из молока делают напитки, творожную массу, сушеные шарики со специями - курутоб. Салаты готовят из свежих овощей, заправляют маслом. Из мяса делают колбасу и деликатесы.


Характер

Узбеки честные, прямые и солидарные люди, у них отсутствует угрюмость и суетливость, но в тоже время они обладают инстинктами повелителя и воина.

Внешность

Голова обычно овальная, глаза с продольным разрезом, скулы не сильно выступают. Цвет волос чаще темный.

Одежда

Национальный костюм узбеков был создан еще в древности и надевают его представители народа по сей день. В каждом регионе у национального костюма есть свои особенности и отличия.

Костюм мужчин состоит из:

  1. различного фасона рубах
  2. халата
  3. камзола
  4. пояса
  5. штанов,
  6. кожаных сапог
  7. головного убора - тюбетейки или чалмы.

В повседневной жизни мужская часть населения носила рубаху, которая раньше была ниже колен, затем стала короче, до середины бедер. Ворот рубахи шили двух фасонов. В Ферганской и Ташкентской областях мужчины носили распашную рубаху - яхтак. Шили ее из хлопчатобумажной ткани. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк. Аристократы и духовные лица носили рубахи только с горизонтальным воротом. В начале 20 века мальчики и пожилые мужчины надевали стеганые на вате рубахи гуппича. Штаны в обыденной жизни мужчины носили без карманов, прорезей и пуговиц. Наверху они были широкими и сужались к низу, доходили до щиколоток.

Верхней одеждой служил халат. В зависимости от погоды носили халаты с подкладкой и на вате. С обеих сторон на полах делали вертикальные разрезы. Полы, воротник, края рукавов и подол обшивали плетеной узкой тесьмой или матерчатой полоской. На груди вышивали две завязки. Одежду знати и эмира украшали золотым шитьем. На голову в повседневной жизни мужчины надевали папаху, тюбетейку и чалму.

Мужское население равнинных оазисов носило мягкие сапоги с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать на конные выезды надевала парадные сапоги, изготовленные из зеленой шагрени, с изящным каблуком, скошенным к середине подошвы. Такая обувь позволяла всаднику ловко держаться в стременах.

Женский традиционный танцевальный костюм состоит из:

  1. халата
  2. платья
  3. шаровар
  4. паранджи или платка
  5. тюбетейки
  6. туфель.

Обязательным дополнением к любой одежде были серебряные или золотые украшения. Носили их все женщины, независимо от возраста.


В качестве верхней повседневной одежды надевали камзол или халат с открытым и широким воротом, чьи борта почти не сходятся. Рукава свободнее и короче, чем у мужского халата. Женщины из Самаркандского и Бухарского оазисов часто носили распашные, чуть прилегающие к талии, длинные халаты румча. Халат мурсак - специфическая верхняя одежда женщин. Он распашной, туникообразной формы, без воротника. Шили его таким образом, чтобы при носке его полы заходили друг за друга. Делали мурсак длинным, до земли, стеганым на вате и на подкладке. Полы, низ рукавов и ворот обшивали тканой тесьмой.

Камзол женщины начали носить только во второй половине 19 века. Его шили слегка прилегающим к талии, с узким и коротким рукавом, отложным воротником и вырезной проймой. В это же время узбекские женщины стали носить короткие безрукавки нимча.

Голову в повседневной жизни покрывали платком, часто сразу двумя. Один набрасывали на голову, второй складывали по диагонали и надевали как налобную повязку. В 19 веке носили платок с выходом для лица, на лоб повязывали платок пешона румол. Паранджа постепенно была вытеснена после проведенной в 20 веке борьбы советской власти с пережитками. Тюбетейки женщины и молодые девушки носят и сегодня. Обычно украшают их яркой вышивкой и бисером. Основной обувью женщин были туфли без задника.


Жизнь

Основная часть узбеков ведет оседлый образ жизни, в основном занимаются земледелием. Особенно много кочующих узбеков в восточной Бухаре, по левому берегу Амударьи, в афганских владениях. Еще больше полукочующих, которые летом переходят со стадами с места на место, а зимой возвращаются в постоянные жилища.

Религия узбеков - ислам, поэтом у них разрешалось многоженство, которое особенно преобладало у феодальной аристократии и зажиточных. У эмиров и ханов были целые гаремы. Жили узбеки большими патриархальными семьями, в которые входило несколько поколений родственников. Постепенно семьи стали разделяться, сыновья после смерти отца жили отдельно, старшие сыновья женились и уходили, младший оставался с родителями и получал наследство.

В семье все обязаны слушать старшего и подчиняться ему, положение женщин раньше было приниженным, а младшие обязывались во всем слушать старших. Доходами семьи всегда распоряжался только старший, несмотря на то, что работали в семье все. Женщины подчинялись старшей в семье, которая распределяла между ними работу по дому, занимались сбором хлопка, пряли, разводили шелкопряда, чистили курак.


Жилище

Районы Узбекистана отличались по климатическим условиям, в результате чего развилось локально-народное зодчество. Основными были зодчие Бухары, Хивы, Ферганы и Шахрисабза, которые и до наших дней сохранили особенности строительства и конструкций, декорирование, планировки, стили архитектуры. В Ферганской долине часто случались землетрясения, поэтому дома там строили с двойными каркасами, из-за обилия дождей на крыши накладывали глиняные катыши (лумбаз) толщиной до 50 см. В Хорезме землетрясений не было, и дома там строились с пахсовыми стенами и одним каркасом, толщина лумбаза на крышах была 15 см. В различных районах жилища по-своему разнообразны, но общие принципы архитектуры тоже существуют.

В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор. Улицы между ними были кривые и узкие. Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину - ичкари - для детей и женщин, и ташкари. Эта часть была обставлена более богато и красиво, здесь встречали гостей. Обычно комната для гостей была у всех средних слоев, у бедных ее не было.

Планировка дома большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван - навес, скотный двор, хозяйственное помещение и туалет, расположенный во дворе. В Бухаре дома обычно строили из двух и трех этажей. Каждая часть земли использовалась узбеками рационально. В Бухаре и Ташкенте практически 90% участков подвергалось постоянным перестройкам и достройкам.


Культура

В Узбекистане существуют свои национальные виды спорта:

  • узбекская национальная борьба кураш;
  • козлодрание (борьба всадников за тушу козла) купкари, или улак;
  • вид конных скачек пойга (вид узбекского конного спорта).

Очень самобытное и богатое у народа устное народное творчество, которое включает следующие жанры:

  • поговорки
  • пословицы
  • анекдоты
  • сказки
  • лирические песни

Все фольклорные жанры отражают культуру и быт народа, братство, борьбу со злом, патриотизм и ненависть к врагу. Самыми популярными и любимыми у узбеков являются эпические произведения «достой», носителями которых являются народные сказители бахгии и гиоир. Многие из произведений сохранились до сегодняшних дней.

Из музыкальных инструментов самые популярные:

  • дойра
  • рубаб
  • сарнай
  • танбур
  • дутар
  • кайрак
  • гиджак
  • карнай
  • кошнай
  • сетар
  • нагора
  • балабан

Традиции

Узбеки - народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узбекистана. Как хозяин принял гостя, ценится больше, чем богатство стола и достатка семьи. Не принять гостя - означает опозорить свою семью, род, селение и махаллю (квартал).

Гостей всегда встречают еще у ворот дома, с мужчинами здороваются за руку и спрашивают, как дела и как здоровье. Женщин приветствуют легким поклоном, правая рука должна быть на сердце.

Гостей приглашают в дом и сажают на самое почетное место за столом - дастархан. По старинному обычаю женщины и мужчина сидят за разными столами. Усаживает гостей к столу сам глава семьи. Самых уважаемых принято сажать вдали от входа.

Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разливает напиток сам хозяин. Чем гость почетнее, тем меньше нужно наливать в его чашку чая. Объясняется такой обычай так: чем чаще гость будет обращаться за добавкой к хозяину, тем лучше. Это признак уважения к дому. Если на дне пиалы гостя остался чай, хозяйка его выливает и заново наполняет чашу. Сперва на стол подают выпечку, сладости, орехи, сухофрукты, овощи, фрукты, потом закуски и в конце праздничное блюдо - плов.

Раньше у девушек и парней в Узбекистане не принято было выбирать себе пару, этим занимались их родственники. Сегодня этот обычай частично сохранился, но большинство уже выбирают пару себе сами. Но, так же как и раньше, в дом потенциальной невесты рано утром приходят свахи и соседи невесты. Если родители жениха согласны, проводится обряд «преломления лепешки», после которого девушка уже считается помолвленной. Назначают день свадьбы, родители невесты передают родным жениха подарки.

Самый яркий и пышный обряд у узбекского народа - это свадьба (никох-туй). Свадьба в каждой семье является важнейшим событием, которое отмечают шумно и богато, с большим количеством гостей. Приглашают всех родственников, дальних и близких, соседей, друзей.

Свадебный обряд начинается ранним утром с угощения гостей праздничным пловом в доме невесты и в доме жениха. Потом жених приезжает в дом невесты в компании друзей, танцоров и музыкантов. Невеста в белом свадебном платье ждет его в отдельной комнате, куда могут зайти только поверенные муллы. Они же берут с нее согласие на брак и читают свадебную молитву никох, которая заключает между молодыми брак.


После невеста прощается с домом и родителями, друзья жениха забирают приданое и грузят его. Все уходят, невесту сопровождают подруги и родственницы, которые поют прощальные песни.

Невесту в доме жениха встречают женщины, они распевают свадебные традиционные песни. К дверям дома ведет дорожка белого цвета (паяндоз), по ней невеста входит в свое новое жилище. Перед дверью она делает поклон, ее осыпают деньгами, цветами и сладостями, чтобы жизнь ее была богатая, красивая и сладкая.

Начинается свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. После свадьбы жених провожает молодую жену в их новую комнату, там ее встречает и переодевает янга - близкая подруга или родственница невесты. Потом в комнату выходит жених и выкупает у нее невесту. После молодоженов оставляют наедине. Ранним утром, на следующий день после торжества, проводится завершающий обряд «келин салом» или приветствие невесты. Молодая жена низко кланяется в пояс и приветствует родителей жениха, родственников и гостей. Они дарят ей подарки и поздравляют.

В Узбекистане проводится обязательный обряд обрезания всех мальчиков - хатна-килиш. Родители готовятся к этому с самого рождения ребенка, шьют праздничную одежду, постельное белье и одеяла. Проводится обряд, когда мальчику исполняется 3, 5, 7 или 9 лет, очень редко в 11-12 лет.


В начале читают Коран в присутствии имама, старцев и близких родственников мужчин, так ребенка благословляют. На мальчика надевают подарки, которые принесли соседи и родственники. Иногда сажают на жеребенка в знак того, что мальчик становится мужчиной. После проводится обряд «тахурар», во время которого женщины укладывают на сундук одеяла и подушки. Заканчивается все традиционным угощением всех пловом.