Дворец в Кноссе (Минойский дворец с лабиринтом). Кносский дворец, Крит, Греция: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Остров Крит, легендарный остров согласно мифам Древней Греции. Место действия известных героев и богов. Но большей популярностью этому острову обязана легенда о Минотавре, заключенном в лабиринте и сраженным отважным Тесеем. Исследования показали, что именно дворец в Кноссе полностью соответствует заложенному в мифах описанию Лабиринта.

История и описание Кносского дворца

Согласно легенде боги послали царю Миносу сына получеловека-полубыка Минотавра. Минотавра поселили в огромнейший дворец со сложной структурой – Лабиринт, который создал знаменитый архитектор Дедал. Любой, кто попадал во дворец, не мог выйти и оттуда и становился жертвой Минотавра. Раз в девять лет жители Крита присылали в жертву семь юношей и семь девушек. И так продолжалось до тех пор, пока отважный Тесей не убил Минотавра. Тесей выбрался из лабиринта благодаря клубку нити, подаренной Ариадной, дочерью царя Миноса.

Легенда оставалась легендой, пока в 1900 году Артур Джон Эванс не занялся раскопками на острове Крит. В то время он был еще никому не известным ученым, и никто не знал, что именно ему будет суждено стать первооткрывателем древней крито-минойской цивилизации.

23 марта 1900 года Артур Эванс взялся за раскоп. Буквально через несколько часов начали вырисовываться первые контуры древнейших зданий. Еще через пару недель перед его глазами открылась огромная площадь неизвестных строений. Сорок лет продолжались работы, а фронт раскопок только рос. Эванс искренне поверил и заявил об этом, что найденное им строение есть не что иное, как остатки знаменитого миру Лабиринта.

Огромные размеры, замысловатые переходы, комнаты, дворики, световые колодцы – с каждым днем раскопок ученые удивлялись от новых элементов. Расположение комнат и внутренние переходы действительно заставляли поверить даже скептиков в существование лабиринта. За тысячу лет существования цивилизации Кносский дворец на Крите постоянно достраивался, обрастал новыми переходами и улочками. Все это хитро переплеталось с внешними постройками, что в итоге составляло целый единый комплекс.

Здесь же для поддержания прохлады в комнатах была организована интересная система. Комнаты делались без окон, а для их освещения использовалась система световых колодцев. Также через специальные каналы осуществлялось проветривание. Интересно и наличие водоотводной структуры. Одним словом, во дворце Миноса в Кноссе все было направлено на поддержание комфортных условий для жизни.

В результате раскопок также был обнаружен и тронный зал царя Миноса, который Эванс позже восстановил. Удобный для человека трон, возвышался на высеченных из камня стеблях. Спинка трона, украшенная волнами, была приделана к стене. На стене застыли изображения грифонов. Завораживающее зрелище по меркам древней цивилизации.

Но главным достоянием Кносского дворца признаны живопись и фрески. Основной их сюжет – обычная цивилизованная жизнь людей того времени. Яркие краски, обыденные сюжеты, все просто и завораживает. Есть что-то в них французское, даже одно из обнаруженных изображений молодой женщины Эванс назвал «Парижанкой». Другая любая тема кносских творцов – море. Рыбы и дельфины отражают ценность морских ресурсов для жителей острова. Есть еще одна загадочная тема, окружающая прошлую жизнь Кносса – изображения быка. Бык здесь везде и на все. Может без Минотавра здесь не обошлось?

Фреска "Парижанка"

Фреска "Дельфины"

Крит жил и активно развивался, пока в 1400 году до н.э. что-то не произошло, после чего цивилизация пришла в упадок. Ученые предполагают, что причиной является землетрясение, вызвавшее крупное цунами. Цунами разрушило оборону государство и пустило его на разграбление жителям материка.

В любом случае Крит оставил важный след в истории, стал колыбелью всех позднейших крупных цивилизаций, включая греческую.

План Кносского дворца

В Грецию на остров Крит мы ездили по пакетному туру, так как в тот момент это оказалось значительно дешевле самостоятельного путешествия. Остановились мы в городе Херсониссос (греч. Χερσόνησος). Перед поездкой мы поставили себе цель: не пользоваться услугами турагентств, а попробовать самостоятельно спланировать и посетить местные достопримечательности. А самым известным, на острове Крит, является Кносский дворец. Самостоятельно посетить Кносский дворец на острове Крит довольно просто. Мы выяснили, что Кносский дворец находится недалеко от города Ираклион (греч. Ηράκλειο), столицы острова Крит. Оказалось, что из Херсонисоса до Ираклиона ходят автобусы. Да и вообще на Крите между городами очень хорошо развито автобусное сообщение. И надо отдать должное их работе, автобусы ходят почти точно по времени, расписание маршрутов можно посмотреть на любой остановке.

Проезд от Херсонисоса до Ираклиона стоит 3 евро за человека в одну сторону. За дочку мы не платили, так как брали на руки, но если были свободные места, она занимала одно место и никто не возмущался. В каждом автобусе имеется кондуктор, но это отнюдь не тётенька с сумкой, как мы привыкли наблюдать у нас в стране. Это в основном молодые люди, одетые в униформу, с мобильными кассовыми аппаратами. В общей сложности дорога занимает около сорока минут. Доехать нужно до конечной точки автобуса — автовокзала Ираклиона. С этого же автовокзала ходят автобусы до Кносского дворца, стоимость проезда 1,5 евро в одну сторону с человека. Кассы для покупки билетов до Кносса и сами автобусы, стоят отдельно по левую сторону если смотреть на центральный вход автовокзала. Дорога занимает не более 30 минут. Будьте готовы к тому, что на входе в Кносский дворец вас ожидает большая очередь, но продвигается достаточно быстро.

Вход стоит 6 евро с человека (за дочку билет не потребовали).

А сейчас небольшой лайфхак. Чтобы было интересно осматривать развалины Кносского дворца, нужно знать историю этого места, а для этого примкните к русскоговорящей группе туристов с гидом, и вы узнаете много интересных исторических фактов. Что мы собственно и сделали 🙂 А если вы достаточно хорошо знаете английский или греческий, то вам помогут вот такие штуки.

Обязательно возьмите с собой солнцезащитный крем и головной убор, солнце палит нещадно.

Это «пифосы», глиняные бочки в которых древние греки хранили продукты. Их собрали из найденных черепков.

Раскопки ведутся до сих пор.

Найденные кусочки фресок восстанавливают и дорисовывают, на фото видны фрагменты оригиналов.

Вот такая очередь стоит перед входом в лабиринт легендарного Минотавра. Мы ее честно отстояли, надеясь увидеть что то необычное, думали будем спускаться в лабиринт. Но, увы и ах!

Увидели мы только это…

В детстве я с удовольствием читала книгу «Мифы и легенды Древней Греции». Кое-что осталось в памяти, но все же нужно было перед поездкой освежить информацию. Да и вообще, я пришла к выводу, если едешь смотреть исторические памятники, прежде стоит почитать о них. А то как то теряется смысл посещения таких мест.

На обратном пути из Кносского дворца, попросите водителя или местных пассажиров подсказать вам остановку поближе к другой достопримечательности Ираклиона — цыганскому рынку. Там можно покушать мини шашлычки за 0,5 евро и купить какую- нибудь шмотку из 80-х годов за несколько евроцентов.

Сервисы которыми мы пользуемся в своих самостоятельных путешествиях:

Поиск и покупка авиабилетов
Aviasales - для нас это №1 из всех поисковиков, пользуемся только им, потому что удобный и надежный, без "подводных камней".
One Two Trip! - удивительно удобный поисковик, в котором можно найти и приобрести не только авиабилеты, но и железнодорожные. Кроме того, там также легко забронировать гостиницу или отель. Перейдя по нашей ссылке вы дополнительно получите 500 рублей скидки на покупку авиабилета!

Поиск и бронирование жилья

  1. - всемирно известный поисковик, где можно найти и забронировать жилье от гестхаузов до шикарных вилл. Многократно пользовались и очень рекомендуем.
  2. Hotellook - сервис по поиску и бронированию жилья от создателей Aviasales.
  3. Airbnb - бронирование и аренда квартир, комнат, домов у местных жителей. Проверено на себе, все честно, рекомендуем. Бронируя по нашей ссылке получите бонус в размере 2100 р., который сможете использовать при оплате жилья. Для этого вам нужно будет создать свой аккаунт на AirBnB.
Прокат автомобилей
- отличная альтернатива поездкам в междугородних автобусах и поездах по территории России. Цены чаще всего ниже общественного транспорта, а комфорт существенно выше.

Сервис-агрегатор по аренде машин в местных прокатных компаниях. Вы выбираете машину как бы в местном прокате, но через сервис, бронируя по банковской карте, c которой снимается только 15% от стоимости. Гарантом выступает компания MyRentacar. Вы можете выбрать не только класс машины, но и конкретный автомобиль с точностью до цвета кузова и типа магнитолы. Но что самое важное, цены на этом сервисе такие же, как если бы вы сами пришли в местную прокатную фирму!

Кносский дворец на острове Крит был построен примерно в 1700 году до нашей эры. Величайший архитектор древности Дедал построил этот удивительный дворец для царя Миноса. Существует древняя легенда о том, что Кносский дворец - Лабиринт со множеством запутанных ходов. В этом Лабиринте царь Минос скрывал тайну своей жены - Минотавра. Но существовал ли Лабиринт на самом деле? Подтверждение этому нашел английский археолог Артур Эванс.

В 70-х годах прошлого века ученый прибыл на остров Крит. Он рассчитывал найти здесь сведения о загадочном иероглифическом письме, которое видел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты. Эванс рассчитывал пробыть на острове не более недели. Но прогуливаясь в окрестностях Ираклиона его внимание привлек холм Кефал. Этот холм был удивительно похож на занесенные песком руины древнего города. А через несколько дней до Эванса дошли сведения, что один критский купец на своем участке, который примыкал к холму, обнаружил руины необычных построек и подозрительно большие горшки. Для археолога этого было достаточно, чтобы начать раскопки.

Почти 30 лет продолжались работы на месте холма Кефал. Но из-под груды строительного мусора ученые освободили не город, как предполагалось вначале, а только одно здание, которое, правда, по площади не уступало целому городу. Это и был Кносский дворец. Вместе с дворцом Эванс открыл и великую древнюю культуру. Он решил назвать ее "минойская". С тех пор и люди, которые жили в Кноссе, называются минойцами.

После кропотливой реконструкции археологам удалось восстановить облик Кносского дворца. Вокруг вымощенного камнем просторного двора размером 50 на 50 метров причудливым образом располагались самые разнообразные сооружения. Иногда они были выстроены на разных уровнях. Отдельные этажи опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами и длинными коридорами, уходящими порой ниже уровня земли. Огромное количество изделий из драгоценных металлов, богатое убранство некоторых комнат, высокохудожественные настенные росписи-фрески - все это являлось свидетельством того, что дворец был местом пребывания правителей Кносса и всего Крита. Сотни комнат служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Сотни залов предназначались для торжественных приемов. Здесь же находились сокровищницы и просторные мастерские ремесленников.

По всей видимости, строилось это монументальное сооружение не один век. Место для его построения, откровенно говоря, было выбрано не совсем удачно. Основная часть дворца попала в зону действующего геологического разлома в земной коре и поэтому не один раз разрушалась землетрясениями. Но каждый раз на месте старого дворца строился новый еще больших размеров. В окончательном варианте он предстал перед кносскими правителями, приблизительно, в 1700 году до н. э. Кносский дворец к тому времени занимал площадь около 16 тысяч квадратных метров.

Архитектура дворца хаотична и бессистемна. Часть комнат вырублена прямо в склоне горы. Отдельно стоящие помещения построены из грязевого кирпича и прикреплены к основному зданию деревянными каркасами. Зодчие Крита, в отличие от древних греков, не владели искусством симметрии. Именно поэтому многие архитектурные детали они вставляли туда, куда считали нужным, даже вопреки законам гармонии. Но зато по технологии возведения зданий им не было равных. Для страховки зданий от землетрясений минойские строители первыми стали возводить эластичные стены, чередуя камень с деревянными вкладышами.

Основная достопримечательность Кносского дворца - кроваво-красные колонны, которые в искусствоведении получили название “иррациональные”. Они не расширялись книзу, как в постройках других древних народов, а наоборот - сужались. Каждая такая колонна сверху завершалась капителью в форме круглого валика. На нем располагалась квадратная плита, которая поддерживала деревянный потолок. Колонны Кносса не уподоблялись растительным прототипам, как, например, в архитектуре древнего Египта и Персии, где они имели форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. Критские мастера не стали подражать природе и обнажили сущность колонны всего лишь как опоры.

Другая интересная особенность Кносского дворца - огромные лестницы. Построены они были из больших каменных блоков и выглядят весьма современно. Центральная лестница, которая ведет к частным жилым помещениям, имеет дренажный канал. Он собирает сточные воды из каменных желобов, которые проложены по всему дворцу. Кроме этого, под полами комнат археологи обнаружили разветвленную канализационную сеть, состоящую из глиняных труб малого и большого диаметров. По одним трубам во дворец поступала питьевая вода, которая хранилась в специальных цистернах, из других наполнялись ванные и бассейны, третьи использовались для отвода отходов из уборных.

Еще одна интересная особенность Кносского дворца - отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые световые колодцы - значительные по площади проемы в потолке. Иногда они во всех перекрытиях располагались один под другим. Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа. При этом создавалась различная степень освещенности комнат. Также световые колодцы служили своего рода "кондиционером", так как обеспечивали естественную вентиляцию помещений. Обогрев здания в зимнее время осуществлялся при помощи специальных переносных печей.
Западная часть Кносского дворца являлась административным и церемониальным центром. Историки предполагают, что расположенные здесь три каменные шахты использовались в религиозных церемониях, когда вместе с подношениями (это в основном были вино, мед, масло и молоко) кости и кровь жертвенных животных возвращались земле, из которой они появились.

Наибольшей роскошью в западном крыле отличался Тронный зал. Правда, разместиться в нем могло не более 16 человек. Гипсовый трон с высокой спинкой и по сей день стоит в этом зале. Это самый древний трон в Европе.
Отдельно располагались помещения для царской семьи. Правительственные покои состояли из светлых комнат, которые украшали настенные росписи. Фрески писались по сырой штукатурке красками. Мастера древности обычно изображали растения или ритуальные действия. Но чаще всего встречается узор в виде бегущей волны или зигзагов. Таким узором в основном покрывались иррациональные колонны. Вообще, перемещение и движение является отличительной чертой критского искусства: нет застывших поз; лица людей разнообразны, что наталкивает на мысль о портретной живописи; весьма обширна цветовая гамма - оранжевая, голубая, бирюзовая, но в основном густо красная в сочетании с черной отделкой.

Среди настенных росписей Кносского дворца очень часто встречаются изображения элегантных дам в изысканных туалетах, с накрашенными губами и замысловатыми прическами. У них очень тонкие талии, гранатовые или голубые платья с пышными кринолинами, открытые корсажи, холеные обнаженные руки, затейливые прически, перевитые жемчугом, тонкие с горбинкой носы и маленькие ротики с застывшей кокетливой полуулыбкой. Исследователи называли их "придворными дамами", "парижанками", "дамами в голубом". Эти названия им, конечно, подходят, но, скорее всего эти дамы были жрицами.

Остров Крит расположенный в самом центре Восточного Средиземноморья, вследствие своего географического положения, связывал Европу, Азию и Африку. Именно здесь пересекались древние морские пути. И потому он был главным центром до Греческой культуры.

Это доказал английский археолог Артур Эванс, который с 1898 в течение почти 30 лет, проводил археологические раскопки на Северном берегу острова, вблизи современного Гераклиона. Здесь им были найдены остатки дворца – резиденции верховных правителей раннерабовладельческого государства в городе Кноссе.

И это было не менее важным и сенсационным открытием, чем найденная гробница фараона Тутанхамона. По убеждению Эванса, этот дворец принадлежал легендарному могущественному царю Крита – Миносу, государство которого было на 1000 лет старше Древней Греции.

Согласно древним народным сказаниям, Царь Минос основал (Кроме Кносса) и города Фест и Кедонию. При его правлении Крит достиг морского господства в Средиземноморье, рассвета Критской культуры и образования, введения первого на Крите законодательства.

И Эванс предложил назвать Критскую культуру «Минойской» — по имени царя Миноса. Это была высокоразвитая культура Бронзового Века в 3-2 тысячелетий д. н. э. В своей монументальной работе «Дворец Миноса в Кноссе», которая издавалась с 1921 по 1935 г, Эванс разделил историю развития Древнего Крита на три периода:

  • Раннеминойский (3000-220 г д. н. э.);
  • Среднеминойский (2200-1600);
  • Позднеминойский (1600-1100).

Рассвет Минойской культуры приходится на Среднеминойский период (17 век д. н. э.). Именно в это время и был построен Дворец в Кноссе.

Основные аспекты архитектуры Минойской культуры

Для архитектуры этой эпохи характерны следующие композиционные приемы и главные элементы

  1. Своеобразная планировка внутреннего пространства дворца.
  2. Высокий уровень благоустройства.
  3. Создание типа двухколонного портика в «антах».
  4. Помещения оштукатурены и украшены фресками, резными рельефами с изображениями игр и сцен сбора урожая.
  5. Создание основ ландшафтной архитектуры.
  6. Разработка новых сейсмоустойчивых конструкций:
  • колонны, установленные на пьедестале, расширяются кверху, имеют широкую капитель и большую, квадратную абаку;
  • перекрытия выполнены из круглых балок;
  • деревянный каркас из связок и с заполнениями из сырца и каменных блоков.

Все это было использовано и при возведении дворца в Кноссе.

Устройство Дворца в Кноссе

Этот удивительный дворец-лабиринт построил талантливый архитектор, скульптор и художник того времени Дедал. Он был и выдающимся изобретателем. Ему приписывают создание рубанка, сверла, отвеса, изобретения паруса для кораблей. В Греции считали его созданиями многие деревянные скульптуры и деревянные строения.

Архитектурное чудо света Кносский дворец, был расположен на невысоком плато. Это огромный комплекс с подземельем и со сложным запутанным планом. Общая площадь его составляла, по одним сведениям – 16 000 м2; по другим – 20 000 м2.

Центром дворца был большой, прямоугольной формы, так называемый центральный двор. Размер его 50х28 м, вокруг располагались сотни помещений различного назначения, внутренние дворики, театр. Одноэтажные комплексы чередовались с двух-трехэтажными, и соединялись между собой многочисленными лестницами, запутанными коридорами, и переходами. Но все это объединялось в единое целое и сооружение живописно вписывалось в окружающий его ландшафт.

Сложное в плане, хаотическое расположение комнат, со множеством дверей, световых шахт, бесчисленных поворотов, коридоров, выходящих к небольшим дворикам с колоннадой – действительно напоминало лабиринт. И, видимо, послужило источником для создании мифа о лабиринте.

Во внутренние покои дворца можно было войти через два главных входа. Один – с Юго-Запада, имел портик с одной колонной посередине. Другой – с Севера от центрального двора. По найденным фрескам, этот вход украшали 536 фигур, выполненные в натуральную величину. Видимо, это были участники праздничного шествия.

Центральный двор разделял дворец на Западную и Восточную части. В свою очередь, Западную часть дворца разделял длинный коридор. По одну его сторону располагались узкие кладовые. В них, в огромных глиняных амфорах (пифосах), и в каменных ящиках, хранились продукты. А это: зерно, оливковое масло, финики, бобы, вина. Высота пифосов достигала двух метров, вместимость их до 185 л.

По расчетам Эванса, в них могло храниться до 475 000 л продукции, в том числе и 80 000 л вина. Всего этого хватило бы обеспечить питанием город с населением 100 000 чел.

По другую же сторону коридора, на второй этаж, вела большая лестница с колонной. На Юг от нее находилось дворцовое святилище. Об этом можно предположить по найденным здесь разнообразным предметам культа и большим квадратным столбам, которые были украшены символом двойной секиры.

На Север от лестницы располагался величественный тронный зал – один из знаменитых достопримечательностей Кносского дворца.

К нему вел портик с тремя столбами. А из него – дверь с колонной в центре, непосредственно в «тронный зал». В центре Северной стены тронного зала, находился Царский трон с волнообразной спинкой и углублением для сидения. Здесь восседали цари. Легенда даже сохранила их имена – Минос с братьями Сарпедоном и Радамантом.

Свет в тронный зал проникал через световую шахту. На стены ее были нанесены яркие красные полосы. То есть, часть плоской крыши и потолка, которая поддерживалась колоннами, была снята. Таким образом, создавался пролет, через который и освещался зал. Зачастую, такой пролет проходил через несколько этажей. Так как его устраивали возле внутренней лестницы, соединяющей этажи.

Под этим пролетом, в полу тронного зала, обнаружили квадратное углубление. К нему вело несколько ступеней. До настоящего времени так и не было выяснено, чем этот тронный зал служил Миносу. Предполагают, что он предназначался для торжественных приемов, а квадратное углубление в полу – как бассейн для совершения ритуальных священных обрядов.

С Северо-Запада к Кносскому Дворцу прилегала широкая лестница, соединяющая все три этажа. Она вела к большой, зрелищной площадке – старейшей в Европе театральной арене. Коллеги Эванса называли эту арену «придворным театром увеселений». Она была окружена рядами зрительских мест. Поднимаясь, они образовывали амфитеатр и вмещали около 500 зрителей. Здесь же и располагалось царское ложе.

Вся арена была зацементирована, ее наискось пересекал тротуар. Видимо, по нему двигались разного рода процессии. Здесь же и происходили «игры с быками».

На Восточной стороне дворца от центрального двора находились технические помещения. В них располагались:

  • сложная и совершенная система водопровода для подачи питьевой воды во дворец;
  • канализационная система – водоотводные каналы – каменные желоба со специальным устройством для очистки;
  • вентиляционные системы;
  • великолепные ванные комнаты.

Следует отметить, что подобные системы водопровода и канализации небыли известны жителям Греции даже в период высшего рассвета их культуры в 5 в д. н. э.

Здесь были также и мастерские скульпторов, горшечников. В одном из помещений находилась установка для получения оливкового масла. К особым помещениям в этой части дворца, по размерам и значению, относился «зал двойной секиры». Назван он был так по найденным здесь символическим знакам на стенах и столбах. Состоял этот зал из трех пространственных элементов:

  • наружного портика на колоннах, выходящего на открытую террасу;
  • главного помещения;
  • вестибюля с двумя дверьми и двумя колоннами, выходящего на световую шахту.

Из вестибюля этого зала узкий коридор вел к покоям царицы, так называемому «мегарону царицы». Такое название покои получили из-за замкнутого, можно сказать интимного характера. Так, как они не имели ни выхода, ни открытого вида на окружающий пейзаж. Но с двух сторон покои окружали световые шахты.

В Западной стене «мегарона царицы» были две двери: одна вела в ванную комнату, другая – в спальню. Здесь, на гипсовом четырехугольном возвышении, стояла кровать. Из спальни дверь вела в туалетную комнату, имеющую все удобства современной техники.

В Южной части Кносского дворца были найдены подземные помещения. В них находились хранилища продуктов, дворцовые спальни, ванные комнаты. Здесь же, в тайниках, хранились сокровища царя и его семьи. А это:

  • мечи, украшенные изящной инкрустацией;
  • мужские пояса, усыпанные драгоценными камнями;
  • запасы золота.

А также женские украшения: ожерелья, браслеты, диадемы, перстни, серьги.

Сооружение подземных помещений объясняется тем, что древние зодчие заметили: именно такие помещения меньше всего разрушались даже при очень сильных землетрясениях. Они были довольно частыми в этом регионе.

Стены дворца были сложены из полых кирпичей и оштукатурены. Плоские крыши поддерживали колонны.

Украшения Кносского дворца

Стены комнат и интерьер дворца украшали фрески, рельефы, орнаментальная роспись. Стены некоторых комнат (в т. ч. и тронного зала) украшал своеобразный алебастровый фриз. Он состоял из непрерывного чередования вертикальных и горизонтальных элементов. Вертикальные – украшали спирали; горизонтальные – состояли из двух половин, касающихся окружностей, заполненных изображениями пальмовых листьев.

Некоторые ученые считали, что этот фриз имел сходство с так называемым «триглифообразным» фризом дорического храма с триглифами и метопами. Но, алебастровый фриз не выполнял никаких конструктивных функций. Он не имел постоянного места на стене. Его можно было увидеть и на верху и внизу стены. Поэтому, видеть в нем праобраз дорического триглифа, учеными – ошибочно.

Орнаментальная роспись выполненная желтой, красной, голубой красками, украшала нижние части стен мегарона царицы. Орнамент в виде бесконечной ленты, напоминал толи контуры облаков, толи бурные потоки водных струй. И переходя из одной стены на другую, как бы отрицая наличие углов, создает впечатление бесконечного во всех направлениях, пространства.

Мегарон царицы украшали и фрески, где был изображен морской пейзаж с рыбами и дельфинами.

Верховным божеством и предметом культа о. Крит, был Бог-бык. Потому, темы многих фресок, украшавших стены, потолки комнат и интерьеров дворца, связаны с изображением быка и бычьих рогов.

Была также найдены и фрески Кносского дворца с изображением группы оживленно беседовавших, изысканно одетых, с искусными прическами, женщин. Возможно, среди них была и Ариадна. Видимо, находясь в амфитеатре, они наблюдали за происходящим на театральной арене. Восторгались акробатами, которые или мастерски выполняли сальто на мчавшемся быке, или ловко перепрыгивали через спины разъярённых животных.

Была найдена и фреска с изображением царя. Из-под короны видны длинные волосы; на руках – массивные дорогие браслеты; на шее – украшения из драгоценных камней.

Надежной опорой, защитой и поддержкой царя Крита была армия. На фресках найдены и изображения критских воинов. Их надежно защищал щит в форме восьмерки. А наступательным оружием воина было копье.

Поражала Артура Эванса и найденных в развалинах Кносского Дворца на Крите, красота каменных сосудов, золотых ваз, обломков великолепной мебели, металлических светильников, статуэток богов. На каменных сосудах были изображены схватки с быками, шествия воинов, кулачные бои.

На двух золотых вазах – рельефное изображение ловли диких быков среди растений (видимо, действие происходило в лесу). Найдена и круглая ваза, где изображен с горящими глазами, осьминог.

Всю поверхность вазы охватывают его щупальца. А между ними – кораллы и водоросли. И таким образом, создается иллюзия морской среды.

Все это, найденное при археологических раскопках, свидетельствует о былом богатстве и роскоши загадочного дворца-лабиринта.

Особенности колонн Кносского Дворца

Археологические раскопки подтверждают, что одним из конструктивных элементов Кносского Дворца были колонны. И они выполняли функции именно внутренней опоры. То есть, поддерживали или потолок рядом со световыми шахтами, или марши бесчисленных многоэтажных лестниц.

Колонны атектоничны, то есть, они как бы перевернуты с ног на голову. Такова их форма, обусловлена она тем, что они были изготовлены из дерева и установлены корневищем вверх. Именно на него было удобно укладывать балки перекрытия. И, кроме того, в широкой верхней части, более прочна связка и крепление.

Своеобразная капитель колонны была выполнена в форме двойного вала. И, видимо, служила для закрепления тента из ткани (занавесом, протянутым между колоннами). На некоторых фресках изображено, что капители имели по бокам светлые, своеобразные украшения. И, потому, их принимали за символ двойной секиры.

Еще одна интересная деталь. Суживающиеся книзу колонны никогда не устанавливали по углам дворца. Так как они совершенно непригодны для такого расположения в здании. Колонны устанавливали на плоские кольцевые каменные базы. Это предохраняло от гниения деревянный ствол.

При археологических раскопках было найдено много таких круглых каменных баз, и обугленных остатков деревянных колонн. Кроме того, определили, что колонны были белого цвета, пилястры – синего, базы и капители – украшали красные полосы.

Предполагают, что колонны дворца были двух типов. Один тип – витая колонна, перевитая орнаментом спиральных выпуклых вертикальных каннелюр. Деревянный ее ствол как бы обвит стеблями растений. Другой тип – колонна на подобии ребристой.

Как считают археологи, именно применение колонн позволяло зрительно увеличивать размеры многочисленных комнат дворца.

Мифы о Кносском Дворце

Об этом удивительном, загадочном сооружении и о легендарных личностях, каким-то образом связанных с ним, автора древности слагали мифы, сказания и легенды. Многие из них сохранились и до наших дней.

В мифе о Миносе и Минотавре показана жестокая борьба угнетенных народов против угнетателей за свою независимость. Так как на протяжении веков Крит, как могущественная морская держава, контролировала все Восточное Средиземноморье. А Афины были в полной зависимости от Крита.

В мифе о Тесее, Ариадне и Минотавре, отражена жестокая борьба с силами зла (Минотавр) за свободу личности. В древнейших верованиях чудовище-минотавр был олицетворением темных сил в небесном подземном и морском мирах.

Сохранилась и легенда о том, что, якобы, в марафонской битве (490 г д. н. э.) принимал участие Тесей. В воинских доспехах (с копьем, щитом, в шлеме) он возглавлял боевой строй Греков. И Греки одержали блестящую победу над Персами. Но в действительности, как считают историки, Тесей – это собирательный образ героя-воина. На самом же деле, такого человека в жизни никогда не существовало.

Миф о Миносе и Минотавре.

Легендарный Царь Минос, по Греческим сказаниям, был сыном верховного Бога Зевса, и прекрасной дочери финикийского царя – Европы. Однажды, Зевс Увидел юную Европу среди девушек на морском берегу. Он превратился в огромного красивого быка с золотыми, изогнутыми рогами и блестящей на солнце шерстью.

Он подошел к девушкам, а Европа, шутя, села на спину чудесного быка. Тотчас бык вскочил и кинулся в море, и, как дельфин, быстро, вместе с Европой, поплыл к острову Крит.

Европа стала женой Зевса, и с тех пор, никогда не покидала остров. Прошли годы, Минос стал Царем Крита, женился на дочери Солнца – Пасифае. Однажды Минос, хвастаясь перед моряками, заявил, что Бог моря – Нептун, исполнит любое его желание. И попросил Нептуна прислать ему быка, которого непременно принесет в жертву.

Когда же из моря вышел прекрасный белый бык, Минос отправил его в свое стадо, а в жертву принес другого быка. Нептун же не мог простить такого обмана, и попросил Венеру отомстить Миносу. Венера заставила Пасефаю безумно влюбиться в прекрасного морского быка. У Пасефаи от этой связи, родился сын-чудовище, невероятно свирепый и сильный, с головой быка и туловищем человека. Его назвали Минотавром, и он питался только человеческой плотью.

Минос требовал от Афин, которые в то время были в полной зависимости от Крита, платить ужасную дань. Через каждые девять лет, Афины должны были посылать на Крит из лучших Афинских семей семь юношей и семь девушек для питания минотавра. Такую ужасную дань Афиняне платили Криту потому, что на состязаниях именно в Афинах марафонский бык убил сына Миноса – Андрогея.

Чтобы спрятать это чудовище, Минос решил построить дворец-лабиринт, из которого трудно было бы выбраться. Для этого он пригласил известного в то время архитектора, жившего в Афинах – Дедала.

Миф о Дедале и Икаре

Знаменитый архитектор, скульптор и изобретатель, как считали Афиняне, был сыном Царя Афин Эрехтея. У сестры Дедала – Пердики, был сын Тал, которого Дедал обучил всем премудростям своего мастерства. Мальчик был намного талантливее своего учителя. Он изобрел колесо для гончарного круга и пилу. Завидуя своему племяннику, и понимая, что в мастерстве он может его превзойти, Дедал решил убить.

Однажды, когда они стояли одни, у самого края высокого Афинского Акрополя, а вокруг никого не было, Дедал столкнул его вниз. Упав с огромной высоты, Тал разбился насмерть. Поспешно спустившись с Акрополя, Дедал решил тайно похоронить Тала. Но когда он рыл могилу, его увидели Афиняне. За это убийство Дедал был приговорен к смерти. Поэтому, он с радостью принял приглашение Миноса и бежал на о. Крит.

Множество шедевров искусства создал для Миноса Дедал. В том числе, он спроектировал и построил по просьбе Миноса, и дворец-лабиринт в Кноссе.

Много лет прожил Дедал на Крите. Здесь родился и его сын – Икар (мать Икара – рабыня Миноса – Навкрата). Минос не желал отпускать Дедала с Крита. Он хотел единолично пользоваться его искусством. А когда же Минос узнал, что Дедал помог Тесею благополучно выбраться из лабиринта, после убийства минотавра, он, вместе с Икаром был брошен в Тюрьму.

Просто невозможно было бежать из этой тюрьмы, так как она находилась на небольшом морском рифе. А вокруг было море. Наблюдая за полетом птиц, изобретательный Дедал понял, что покинуть остров можно только воздушным путем. Собрав крылья птиц, он скрепил их льняными нитками и залил воском. Из них изготовил четыре больших крыла, придав им, как у птиц, изогнутую форму.

Когда крылья были готовы, Дедал решил испытать их. Надев их, он поднялся в небо. А Икар с восторгом смотрел, как отец, подобно огромной птице, парил в воздухе. Все было готово к побегу. Дедал предупредил сына, что нельзя близко приближаться к солнцу. Так как его лучи опалят крылья. Нельзя и низко лететь над морем, так как морские соленые брызги также могут повредить крылья.

Надев крылья, Дедал и Икар поднялись на башню и взлетели в небо. Вначале Икар послушно следовал за отцом. Они благополучно пролетели острова Самос Делос и Парос. Но вдруг Икар, увлекшись полетом, забыв об предупреждении отца, взмахнув крыльями, высоко взлетел к небу. Солнце мгновенно опалило его крылья, воск растаял, и Икар со страшной высоты упал в море.

Долго Дедал звал любимого сына, пока не увидел его тело выброшенное на берег моря, и перья на морских волнах. С тех пор, в честь погибшего Икара, море стали называть Икарийским (это часть Эгейского моря между островами Парос, Самас, и берегом Малой Азии).

Дедал опустился на берег, в глубокой скорби похоронил юного сына. Продолжив полет, он благополучно приземлился в Сицилии. И Царь Сицилии Кокал, пригласил Дедала в свой дворец.

Когда же Минос узнал, что Дедал находиться в Сицилии, он с большим войском отправился туда, и потребовал выдать Дедала. Но, дочери царя Кокала хотели, чтобы этот художник остался у них. Они уговорили отца пригласить и принять Миноса во дворце, как гостя. А когда Минос принимал ванну, они вылили ему на голову кипяток.

Минос скончался в страшных муках, а Дедал еще долго жил в Сицилии, затем возвратился на родину в Афины. И стал родоначальником династии Афинских художников – Дедалидов.

Миф о Тесее, Ариадне и Минотавре

Тесей родился в Трезене. Это был город его матери Эфры. Вскоре после рождения сына, его отцу-царю Афин-нужно было срочно вернуться в Афины. Но уходя, свой меч и сандалии, он спрятал под огромной скалой. И сказал Эфре, когда сын сможет отодвинуть скалу, он должен взять меч и сандалии и прити в Афины. Так Эгей сможет узнать сына.

До 16 лет Тесей воспитывался в доме своего деда – Царя Трезина Питфея. Тот окружил внука заботой, любовью, вниманием. К этому времени, никто уже не мог сравниться с Тесеем в силе, ловкости, владении оружием.

Это был высокий, стройный и красивый юноша с ясным взглядом, красивыми глазами, и темными кудрями. Его юное мускулистое тело говорило о могучей силе. Эфра привела Тесея к скале, где были спрятаны меч и сандалии Эгея. Тесей легко сдвинул каменную глыбу, взял оставленные там вещи и отправился в Афины.

В это время во дворце шел пир. Тесей вынул из ножен меч, а Царь Афин, увидев свой меч и сандалии на ногах незнакомца, узнал и радостно приветствовал своего сына.

Как говориться «не в добрый час» пришел Тесей в Афины. Именно в это время прибыли послы из Крита, чтобы в очередной раз получить дань. Следующих 7 юношей и 7 девушек для чудовища-минотавра. Уже был готов к отплытию корабль под черными парусами в знак глубокой скорби за юными жертвами. И Тесей решил отправиться вместе с ними, чтоб убить это чудовище и навсегда освободить Афины от этой жестокой дани.

Тесей обратился за помощью к богине Афродите и, принеся ей жертву, отправился на Крит. Корабль благополучно прибыл на остров. Когда же обреченных юношей и девушек привели к Миносу, он сразу же обратил внимание на стройного прекрасного юношу – это был Тесей. Заметила его также и дочь царя – красавица Ариадна. А Богиня Афродита зажгла в ее сердце любовь к Тесею. И Ареадна решила спасти Тесея.

Она обратилась к Дедалу с вопросом о том, как можно спасти Тесея. И Дедал дал ей клубок ниток, а Ариадна, тайно от отца, взяла острый меч. Клубок ниток и меч она передала Тесею, а он пообещал ей, что после победы над минотавром, и возвращения из лабиринта, они поженятся.

Когда Тесея и пленников отвели в лабиринты Кносского Дворца, у входа он привязал кончик клубка нитки и пошел по бесконечным, запутанным коридорам и переходам дворца, постепенно разматывая клубок. Наконец, он подошел к комнате, где было слышно сонное рычание минотавра. Разъярённый минотавр набросился на Тесея, завязалась жестокая борьба.

Несколько раз минотавр набрасывался на Тесея, но острый меч останавливал его. Наконец, изловчившись, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь острый меч. Убив чудовище, Тесей, по нити клубка, благополучно вышел из лабиринта вместе с юношами и девушками (отсюда и выражение «нить Ареадны»). У входа их ждала и радостно приветствовала Ариадна.

Теперь нужно было спастись как можно быстрее, от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль, а у всех кораблей Критян пробил дно, чтоб они не смогли их преследовать. И всесте с Ареадной отправился в Афины. Но, неожиданно, на море начался сильный шторм и корабль Тесея вынужден был причалить у острова Наксоса.

Уставшие путники заснули, во сне Тесею явился Бог виноделия Дионис, и сообщил ему, что по решению Богов, Ареадна должна стать его (Диониса) женой. И, потому, ей нужно остаться на этом острове. Тесей проснулся, он не мог пойти против воли Богов, и, опечаленный потерей любимой Ареадны, быстро собрался в путь. Тесей совершенно забыл поменять черные паруса на белые, а его отец, Эгей, ожидая сына, стоял на высокой скале у моря.

Увидев черные паруса, и решив, что сын погиб, бросился в море и морские волны поглотили его. С тех пор море стали называть Эгейским. С великими почестями Тесей похоронил отца. А после похорон стал правителем Афин. Но еще долго скорбил о смерти отца, обвиняя себя в его уходе из жизни.

Заключение

Мифы древности… Какой глубокий смысл таиться в них? А легенда тесно переплетается с реальной действительностью. В мифе о Дедале и Икаре выражается, во-первых – стремление к свободе. В течении многих лет Царь Крита не позволял талантливому Дедалу покинуть остров вместе с сыном. И, во-вторых, с древних времен желание человека подняться в небо и пролететь над землей, подобно птицам.

Что же касается Минойской культуры. Ей невосполнимую, непоправимую потерю причинила в 1470 г д. н. э. землетрясение. Оно было вызвано невероятно сильным извержением вулкана на о. Санторин, расположенном в Эгейском море.

При этом, часть суши опустилась, что вызвало сильное цунами, а все острова Восточного Средиземноморья (в т. ч. и о. Крит), которые находились в радиусе 200 км от Центарина, были покрыты выброшенным вулканическим пеплом. Начались пожары. Минойскач культура пришла в полный упадок, а центр цивилизации переместился на материковую Грецию (Микены и Тиринф). Началась эпоха Микенской культуры.

И самое главное… При Археологических раскопках дворца в Кносе, Эванс нашел загадочную каменную печать. На каменных табличках были вырезаны странные изображения: голова волка, птица, голова барана, владычица зверей с двумя львами и другие.

Это было рисуночное письмо древних жителей Крита. По характеру письма, Эванс разделил их на две группы: Критско-линейное письмо А; Критско-линейное письмо Б. Видимо, в них скрыта тайна малоизвестной, почти неизученной культуры Древности – Минойской культуры. Но расшифровать это письмо ни Эвансу, ни до настоящего времени, не удалось.

Это было, пожалуй, единственной неудачей ученого-археолога. Успех же всегда сопутствовал ему. В 1909 г Артур Эванс возглавил кафедру археологии в Оксфордском Университете. В 1916 был избран Президентом Британской Академии Наук. 1936 г – был награжден королевским обществом медалью Коплея. В Июне 1941 он скончался, а за месяц до этого, в Июне 1941 г, немецкие парашютисты захватили Крит.

При бомбандировке, в огне, погиб музей, где хранились експонаті Критского Дворца. Но был уже известен миру дворе в Кноссе. И сохранились сведения о том, что архитектор Дедал в далекой древности построил этот сказочный дворец-лабиринт, а археолог Эванс восстановил его из небытия, описав в своей работе «Дворец Миноса в Кноссе».

В настоящее время, бывший дворец-лабиринт – это всего лишь местная пещера, протяженность которой составляет 3 км.

Кносский дворец на Крите знают во всех уголках планеты, правда, под несколько другим названием – Лабиринт Минотавра.

Древняя история о ребенке-чудовище, который настолько испугал своего отца-царя, что тот приказал навсегда запереть монстра в огромном, специально для этого построенном лабиринте, пережила даже цивилизацию, создавшую ее.

И, несмотря на то, что в мрачные Средние века многие фрагменты греческой культуры были уничтожены, на самой заре Возрождения Данте Алигьери вернул Минотавра к жизни, органично вписав его в «Божественную комедию» как судью и палача в одном из кругов Ада.

С тех пор жуткое существо с головой быка и телом человека стало популярным героем различных книг и спектаклей, а с прошествием веков, еще и фильмов и компьютерных игр.

Впрочем, речь сейчас пойдет все же не о самом Минотавре, а о месте его обитания, которое, несмотря на все свои мифические атрибуты, является вполне реальным.

Кносский дворец обладает еще более богатой историей, чем его легендарный обитатель, и наверняка вошел бы в список Чудес Света, доживи он до этого момента. В этой статье мы расскажем вам о рассвете и падении как Кносского дворца, так и минойской цивилизации, символом которой он являлся. Приготовьтесь - это путешествие будет долгим.

Где находится дворец и сколько стоит посещение?

Для ответа на этот вопрос нам понадобится супергерой, который явно приложил руку к большинству названий, связанных с древней Грецией. Правильно – Капитан Очевидность.

Посудите сами: минойскую цивилизацию назвали так потому, что ее основал царь Минос, Минотавра –так как в переводе это означает «Бык Миноса», Кносский дворец – потому, что он находится в Кноссе, а Кносс – это столица минойского Крита, которая была разрушена вместе с дворцом в результате извержения вулкана за 1450 лет до нашей эры.

Сам Кносс критяне впоследствии восстановили, но вот дворец оставили в руинах.

Кстати, это был уже второй Кносский дворец – первый был снесен землетрясением за 300 лет до этого.

Географически, древний Кносс находился на северо-востоке центральной области Критского острова, на берегу моря, в нескольких десятков километров от нынешней столицы острова – Ираклиона, дворец расположен в 5 км от центра города.

Добраться до него не сложно, автобусы курсируют регулярно. Их легко узнать по надписи наверху – КNOSSOS, это автобусы голубого цвета компании МINOAN LINES, отходят со станции около порта, а также от расположенного на площади Львов (Lion’s Square) фонтана.
Ехать около 25 минут, стоимость проезда 1.50 евро. Билеты нужно купить заранее – туда и обратно, на конечной станции киоска нет.
Интервал движения автобусов – не больше получаса.

Доехать на арендованном автомобиле тоже не составит труда – по всему пути к главной достопримечательности острова развешаны указатели, заблудиться не получится даже если очень захотеть.
Непосредственно у входа в комплекс расположены три бесплатных парковки.

Очередь за билетами движется быстро, вход – 6 евро, детям до 18 лет – бесплатно.

Дворец принимает туристов круглый год, однако есть зимнее и летнее расписание.

С мая по октябрь комплекс открыт для посетителей с 8.00 до 19.00, а в зимнее время (с ноября по март) с 9.00 до 15.00.

Вход на территорию дворца прекращается за 30 минут до закрытия. Часы его работы устанавливает министерство туризма, ежегодно публикуя расписание.

Бесплатно посетить дворец можно в первое воскресенье месяцев зимнего сезона и в международный день туризма – 27 сентября, а также в дни национальных праздников Греции.

У самого дворца обычно наблюдается интенсивное движение туристов, прибывающих в разное время и ищущих оригинальные сувениры или друг друга.

У входа есть туалеты, сувенирный магазин и кафе, где можно слегка перекусить хот-догами до или после осмотра дворца.

Цены не маленькие, апельсиновый фреш, к примеру – 4 евро, но делают качественно и порции большие.

Вместе с билетами или отдельно (в сувенирном магазине) можно приобрести карту дворца, которая поможет ориентироваться в непростом переплетении комнат, внутренних дворов, лестниц и коридоров.
Путеводители на русском языке продаются в киосках в городе по цене 12-15 евро.

Если вы прибыли в Кносский дворец самостоятельно, то всегда сможете присоединиться к организованной экскурсии на месте, что обойдется вам в 10 евро.
Группы по 6-10 человек набираются каждые 15-20 минут.
Интересно, что на территории дворца громко шумят цикады, и это мешает слышать экскурсовода.

Необходимо учитывать, что в летнее время в полдень солнце тут сильно припекает, поэтому совершить экскурсию лучше до 12 или после 16 часов, или же иметь с собой головной убор.

Тени практически нет — запаситесь водой и удобной обувью!

На осмотр всего комплекса понадобится не менее двух часов, которые, конечно же, стоит потратить, чтобы ознакомиться с легендарным архитектурным памятником минойской культуры, многие загадки которого до сих пор не раскрыты.

Вас ждет рассказ о легенде Греции – достопримечательности горы Акрополь в Афинах, античном храме .

О богах Древней Греции и связанных с ними достопримечательностях Крита вы .

Древний Кносс

О самом городе Кносс известно крайне мало – он был основан примерно за два тысячелетия до Рождества Христова и являлся одним из основных центров древнегреческой культуры и в какой-то период им правил полулегендарный царь Минос. Увы, но это практически все достоверные данные – дальше придется уйти в царство догадок и домыслов. Впрочем, кое-какие моменты из истории Крита мы затронем несколько ниже, когда будем рассказывать о легендах Кносса.

Известно, что Крит, за время существования минойской цивилизации (почти тысяча лет, с момента основания Кносса и до его гибели), дважды подвергался масштабным катаклизмам – землетрясение примерно в 1700 до н. э. и извержение вулкана двести лет спустя.

Также, примерно в 1450 году, на Кноссе произошел большой пожар, уничтоживший остатки второго Кносского дворца и практически все археологические свидетельства минойской цивилизации.

Примерно в это же время Кносс был захвачен Микенами – одним из материковых греческих полисов. Микенские греки довольно бережно обращались с наследием Миноса, но достоверно об их правлении известно мало.

Кносс пришел в запустение примерно в начале первого тысячелетия до нашей эры. Впоследствии на его место пришли римляне и основали там колонию, которой и было передано имя легендарной столицы древнего Крита. Увы, о ней известно еще меньше и основной причиной этого является главный герой следующей части этой статьи.

Сэр Артур Эванс

Сэр Артур Эванс – это легендарная, но очень противоречивая фигура в археологии. В конце XIX века, вскоре после того, как Шлиман нашел Трою, Эванс отправился в Грецию на Крит, где и получил подтверждения того, что купец по имени Минос Калокайринос нашел неподалеку от Ираклиона странные артефакты и пытается провести дальнейшие раскопки.

Быстро опознав находку как предметы минойской эпохи, Эванс вызвал команду из Англии и перехватил инициативу.

К концу своей жизни он не только полностью раскопал Кносский дворец, но и восстановил некоторые его части (а также чуть не обанкротил свою крайне богатую семью). Между прочим, его документация, составленная во время раскопок дворца, до сих пор считается золотым стандартом. В Англии Эванса почитают наравне со Шлиманом, а на территории Кносса стоит памятник великому археологу.

Однако есть и другая сторона медали. Во время раскопок Артур Эванс, вместо того, чтобы аккуратно снимать слои грунта, приказал просто срыть все неинтересные ему слои – именно поэтому мы почти ничего не знаем о Кноссе после разрушения дворца.

Кроме того, его реставрации дворца вызывают недоумение у большинства современных археологов – Эванс зачастую не мог найти достоверные изображения некоторых частей здания и просто додумывал их. Впрочем, самоотверженность археолога отрицать нельзя, да и восстановленный дворец стал гораздо лучше привлекать туристов, так что на территории нынешней Греции его ни в чем не винят и наоборот, крайне уважают за восстановление фресок минойской эпохи, которые Эванс отреставрировал с невероятной точностью и мастерством.

Архитектура

Начнем с того, что термин «дворец» - некорректен. Кносский дворец Миноса был не только резиденцией царствующей семьи, но и небольшим городом-в-городе, наподобие Ватикана или Запретного города в Пекине.

Отличительной чертой является тот факт, что весь этот город был одним огромным зданием, располагавшимся на площади в 6 акров (примерно 24 тысячи квадратных метров).

Во дворце было более тысячи комнат, соединенных коридорами, а также множество специализированных построек, наподобие театра, храма и даже горшечной мастерской.

В огромных хранилищах дворца были запасы на случай осады, кроме того, прямо во дворце располагались свои мельницы, а также виноградники и винодельни, что позволяло при необходимости поддерживать определенную автономию.

Кроме прочего, стоит отметить, что во дворце была вполне рабочая канализация, а также несколько источников воды.

Что же касается архитектуры декоративной, то здесь интересным моментом являются колонны – минойские колонны в корне отличаются от греческих.

В отличие от материковых версий, которые обычно были белого цвета и сужались к вершине, минойские колонны выкрашены в красный и наоборот, расширяются к верхней части.

Настоящей загадкой стал Малый тронный зал Кносского дворца (Большой до наших дней не дошел).

Это небольшая тронная комната, скорее всего, построенная в период Микенской оккупации Крита, расписана прекрасными фресками и обладает отличным от других комнат стилем, в котором чувствуется влияние уже материковой Греции.

Однако, что наиболее поразило археологов, так это белый трон у северной стены комнаты. До сих пор неизвестно, кому именно он принадлежал, ведь царский трон был расположен в другой части дворца.

Возможно, отсюда правила царица, либо же трон был оставлен пустым как место правления какого-либо бога.

Герои, чудовища и трагедии: древние легенды и секреты Кносского дворца

О том, как был основан город Кносс, известно мало.

Первые легенды о древнегреческом периоде его истории рассказывают о Миносе, как об основателе Кносса, но проблема в том, что Миноса называют основателем практически всех критских городов, что несколько­ маловероятно.

Минос – это легендарный царь Крита, человек, который мог перечить богам.
У Миноса было два брата – Радаманф и Сарпедон, но из-за конфликта между ними, оба брата покинули остров.

Радаманф позже женился на овдовевшей матери Геракла и прославился как самый справедливый судья Греции, а Сарпедон пережил три поколения людей и погиб лишь в начале Троянской войны от рук Патрокла.

Что касается самого Миноса, то он получил свою власть не просто так – по легенде, его власть была дарована ему богами-олимпийцами.

Зевс лично вручил ему царский скипетр и впоследствии не раз помогал с составлением законов, а Посейдон подарил ему прекрасного быка из своих стад, с указанием принести быка в жертву.

Минос ослушался бога морей и принес в жертву другого, менее красивого быка.

Тогда Посейдон решил наказать дерзкого смертного и внушил жене Миноса, Пасифае, невероятную страсть к быку, на которого наслал бешенство.
От этого союза и родился Минотавр.

Мальчик-бык впал в бешенство еще до рождения и почти сразу попытался загрызть кормилицу. Самого быка несколько позже упокоил Геракл в рамках своих двенадцати подвигов.

Здесь и начинается история Кносского дворца царя Миноса.

Увидев «наследника», Минос в ужасе обратился к своему старому другу – архитектору Дедалу.
Тот предложил не убивать родную кровь, а создать огромный лабиринт, из которого глуповатое чудовище просто не сможет выбраться.

Так и был построен первый Кносский дворец-лабиринт.

С годами отношения между друзьями ухудшились и Дедал был вынужден бежать с Крита вместе со своим сыном Икаром.

Подросший к этому времени Минотавр начал требовать свежего человеческого мяса.
Постаревший Минос решил обложить живым налогом покоренные критянами греческие города.

Каждый год Минотавр убивал 7 юношей и 7 девушек, пока однажды в число жертв не попал принц Афин Тесей, который при помощи влюбленной в него Ариадны (дочери Миноса) прикончил чудовище и сумел выбраться из Лабиринта.

Впоследствии Тесей вместе с Ариадной уплыл с острова (правда, чуть позже он ее оставил на одном из островков по пути в Афины), Минос погиб на войне с Сицилией, в которую он ввязался с целью вернуть Дедала на Крит, а Кносский престол унаследовал один из его сыновей.

Триста лет спустя по Криту прошло землетрясение и разрушило старый лабиринт, на месте которого и был построен Кносский дворец, простоявший еще два с половиной столетия и покинутый обитателями после извержения вулкана.

Кносские фрески

Дельфины — фреска Кносского дворца

Фрески Кносского дворца – это предмет гордости всех критян. Фактически они являются доказательством культурного превосходства Крита над большинством греческих полисов, так как их красота и уровень исполнения на голову превосходят все творения материковой Греции той эпохи.

Фрески, в большинстве своем, были восстановлены командой Артура Эванса и в этом случае он провел действительно впечатляющую работу.

Вне зависимости от расположения и содержания фрески, реконструкторы с точностью передали как цвета, так и контуры древних рисунков.

Фреска «Парижанка»

А вот некоторые фрески стали жертвами археологического юмора, например, фреска, называемая «Парижанка».

«Парижанка» - это фреска, на которой изображена молодая женщина с вычурной прической жрицы.

Однако именно в прическе реставраторы углядели схожесть с тогдашней парижской модой и окрестили фреску «Парижанка».

В официальных работах ее называют «Минойская леди».

Фреска «Игры с быком»

В наши дни «Минойская леди», как и другие фрески Кносса, находится в музее Гераклиона, расположенном неподалеку от дворца.

Кносский дворец и музей Гераклиона лучше посещать совместно, загодя выделив на это день.

Помимо решения транспортного вопроса, это также позволит вам приобрести комбинированный билет.

Да и минойские коллекции музея смотрятся совсем по-другому после того, как вы лично увидели следы цивилизации, создавшей их.

Кносский дворец – это последнее свидетельство существования минойской цивилизации, доказательство того, что все ее жители жили и умирали не зря.

Несмотря на то что прах тех, кто его населял, уже давно смешался с землей, а их боги покинули этот мир, Кносс все равно продолжает существовать.

Мир помнит о храбрости и предательстве Тесея, величии и гордыне Миноса, безумии и вечном заточении Минотавра.

И если история Кносса подошла к концу, то это еще не значит, что ее не стоит услышать.