Эмоции и чувства. Классный час (5 класс) на тему: Классный час "Наши чувства и действия"

Основные характеристики чувств и эмоций в общении

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

    определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

    знак (какое значение – положительное или отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

    предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

    модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.).

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую среду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, соответствующей его актуальным потребностям, а в межличностных отношениях – выбор партнеров, способы и средства взаимодействия с ними.

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Обычно выделяют следующие формы проявления эмоций:

    выразительные движения или реакции

    эмоциональные действия

    высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях

Выразительные движения – следствие эмоционального возбуждения (т. е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или редуцировать эмоциональное состояние. Так, поведение человека, который, потрясенный известием о смерти своего родственника, начинает рыдать и без сил падает в кресло, является формой выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек надевает траурную одежду, говорит о том, как он опечален, участвует в погребальной церемонии, рыдает и причитает, он выполняет специфические эмоциональные действия, т. е. действия, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы эту эмоцию выразить и "разрядить". Эмоциональные действия могут представлять сложную организованную деятельность. Скажем, для того, чтобы выразить свой гнев, человек может написать публицистическую статью или сатирический памфлет. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и совсем другими причинами, например, желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство.

Эмоциональные высказывания выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоцией. Зрелая эмоция доступна опосредованной регуляции, рефлексии, основным средством которой является речь. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта эмоции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе и благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, касающихся близких отношений, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д.

Именно по наблюдаемым действиям и реакциям можно определять, какие чувства переживает человек.

Эмоциональное поведение существенно отличается на разных уровнях общения и в разных социальных ситуациях.

Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведение в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей – необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Скажем, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Это – внешний поведенческий уровень понимания. Целесообразность такого понимания обусловлена тем, что социально-ролевое общение во многом носит ритуальный характер. Искренние чувства его участников могут быть вызваны обстоятельствами, имеющими слабое отношение к данной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения роль эмоциональных проявлений минимальна, то на интимно-личностном она приобретает решающее значение, при этом особо значимой становится способность партнера принимать в расчет истинные чувства и состояния. Соответственно, находясь с собеседником в психологически близких отношениях, необходимо учитывать скрываемые чувства, в то время как при социально-ролевых контактах в первую очередь следует реагировать на демонстрируемые эмоции. Во взаимоотношениях с особо близкими людьми, даже скрывая обиду, раздражение или любовь, человек все же надеется, что партнер почувствует его истинное состояние. И если близкие люди учитывают не только демонстрируемое, но и скрываемое состояние – это вызывает чувство благодарности. В случае, когда близкий человек, положение которого, как нам кажется, обязывает к истинному пониманию, вдруг начинает реагировать только на демонстрируетмые чувства, обида и недовольство резко подскакивает вверх. Объективности мы ждем от посторонних, с которыми нас связывают преимущественно деловые отношения. Для дружбы этого мало. Тут нужно сочувствующее понимание и готовность принять другого целиком, даже с его недостатками.

Дружеские или интимно-личностные отношения между людьми, основанные на чувствах и эмоциях, никогда не бывают ровными, как не бывает бесконечно ровным и само эмоциональное состояние человека.

Во-первых, сдерживаемые на других уровнях общения эмоции ищут своего выражения, “выброса” и со всей полнотой обрушиваются на того, кто по нашему мнению заслуживает особого доверия.

Во-вторых, с ростом доверия растет и требовательность человека к тому, кого он считает близким. Коль скоро внутренний мир одного открыт другому, тот должен понимать не только то, что говорится и демонстрируется, но и то, что остается невысказанным и невыявленным. Человек бывает очень уязвлен, если со стороны близкого не находит отклика на свои чувства. Некая обременительность такого эмоционального натиска, которого можно ожидать со стороны близкого в любое время и в любом месте, полностью оправдывается тем, что человек сам, в свою очередь, имеет такую же возможность для проявления эмоций.

Обрушивая свои эмоции на близкого человека, люди, как правило, нуждаются не во внимательном (психотерапевтическом) слушателе, им нужен не менее бурный отклик, может быть даже несколько провоцирующий на еще более открытое проявление своего состояния. Возможность выразить эмоции открыто выполняет важную функцию в сохранении и поддержании не только физического, но и психического здоровья.

Конечно, не следует забывать, что такого рода отношения возможны только между очень близкими людьми и даже при самых доверительных отношениях в проявлении притязаний, обид, капризов есть определенная мера. В силу глубокой потребности человека иметь хотя бы периодически возможность полного откровенного выражения своих эмоциональных состояний, позволяющего расслабиться, снять напряжение, появляется необходимость в человеке, отношения с которым могут носить доверительных характер, основанный на взаимности чувств и привязанностей.

Вместе с тем серьезной проблемой эмоционального поведения является то, что большинство людей не только испытывает дискомфорт, когда другие выражают сильные чувства, но и не признает, а еще меньше принимает, множество своих собственных чувств. Мы понимаем, что чувства естественны. Мы знаем, что способность чувствовать точно такая же часть любого человеческого существа, как способность думать и рассуждать логически. Мы осознаем неполноценность того, кто выглядит лишь размышляющим о жизни и не выглядит человеком чувствующим, то есть не любит, не наслаждается, не злится и не обижается на то, что происходит вокруг него. Мы знаем все это и все же считаем, что чувства разрушительны, что они создают множество препятствий и проблем в нашей жизни и работе с другими людьми. Привычным поведением являются вариации на тему: “Не переживай ты так.” Человеку, который расстроен, обескуражен или находится в депрессии, мы обычно говорим: “Не унывай!” “Держись!” “Слезами горю не поможешь!” “Все будет хорошо.” Говоря коротко: “Не испытывай подобного чувства.” Горюющему или обиженному человеку мы советуем: “Не плачь. Подумай о чем-нибудь приятном.” Тому, кто раздражен, мы говорим: “Успокойся. На это не стоит злиться. Давай будем объективны.” Испытывающего радость и удовлетворенность мы предостерегаем: “Будь осторожен. За счастьем всегда приходит несчастье.” На самых разнообразных групповых встречах мы призываем друг друга: “Не позволим чувствам взять верх. Будем благоразумными.”

Однако не чувства являются источником трудностей в отношениях с другими, но то, как мы их проявляем, или неудачный опыт в обращении с ними. Чувства, которые мы стараемся скрыть, не исчезают. Они остаются в нас до тех пор, пока, рано или поздно, не найдут выход. Проблема в том, что когда они сдерживаются слишком долго, то они проявятся либо неадекватно сильно, либо будут обращены к неверной цели. Вместо того, чтобы сказать своему супругу, что вам не нравится, когда вас постоянно перебивают, вы можете крикнуть на детей: “Заткнитесь”. Конечно, бывают ситуации, когда чувства не могут быть проявлены должным образом в данный момент. Однако гораздо чаще их проявление не только нужно, но и крайне важно.

Недостаточная эмоциональная экспрессивность (впрочем как и чрезмерная), ее неадекватность условиям – один из важнейших источников конфликта в межличностных отношениях. Чрезмерная сдержанность в проявлении эмоций и чувств приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. Иногда это вызывает лишь удивление, иногда – рождает неприязнь и становится препятствием для установления нормальных отношений между людьми.

Последствия для межличностных отношений, которые влечет за собой сокрытие, утаивание, нерешительность в проявлении чувств, могут быть следующими:

    непроявленные чувства создают атмосферу непонимания, искажения, необъективных суждений и действий. Во много раз труднее становится решать межличностные проблемы. И напротив, качество отношений намного улучшается, если партнеры свободны в проявлении как положительных, так и отрицательных чувств

    длительное подавление чувств может со временем стать причиной того, что человек оказывается вообще неспособным чувствовать.

Способы управления чувствами и эмоциями: конструктивная открытость

Управление эмоциями и чувствами в первую очередь предполагает их осознание и контроль за формой проявления. В межличностном общении управление эмоциями предполагает как контроль за собственными переживаниями, так и способность распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнеров по общению.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду:

(1) что у человека некоторый факт зафиксирован настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях;

(2) что он способен выразить этот факт в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он нечто переживает и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный человек испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить). Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен выразить знание о своем состоянии вербально ("Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем"). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

    способность предвидеть их развитие

    понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия

Нарушение ориентации в эмоциональных явлениях может проявляться в следующих формах:

    неосознавание самого факта возникновения эмоций (напр., человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.)

    неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания)

    неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка "для его же пользы", тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Таким образом, осознание эмоционального процесса предполагает как способность дать вербальную характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоциями и действиями, к которым она побуждает, с другой.

Большинство людей без особых затруднений овладевает языком эмоций. Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны не только на наблюдениях за выражением их лица, но также и на наблюдении за жестами и голосом, за ситуацией, в которой находится человек. И все же не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов.

Причины, почему далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих такие затруднения объясняются чувством тревоги. Это может быть тревога, связанная с эмоциями других людей (если в прошлом опыте данного лица они были по преимуществу отрицательными), или тревога, связанная с собственными эмоциями, побуждающая данное лицо избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции; в результате человек не замечает проявления эмоций у других людей. Встречаются люди, которые не стремятся понимать выражения эмоций у других потому, что это им по той или иной причине выгодно.

Cпособы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений потому, что в процессе межличностной коммуникации мы сообщаем друг другу не только информацию о собственном эмоциональном состоянии, но и о своем отношении друг к другу.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:

    ненастойчивый, цель которого, скорее, скрыть подлинную эмоцию

    агрессивный, цель которого "преподать урок" партнеру

    открытый, или уверенный, цель которого дать знать, что вы чувствуете без того, чтобы вызывать чувство вины или агрессию у партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить о них таким образом, который позволит дать знать, что вы чувствуете и следовательно понять вас.

Сама структура сообщения в каждом из этих способов будет различаться.

Так, агрессивное сообщение, помимо того, что в нем используются сильные оценочные определения, как правило, построено как "ты-послание", в нем ответственность за переживаемую эмоцию возложена на другого человека ("ты выводишь меня из себя", "ты обидел(а) меня", "как ты мне надоел(а)"). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвинение другого, вызывает у последнего прежде всего желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, определив другого как ответственного за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от другого человека.

Сообщения даже о негативных эмоциях, не разрушающие атмосферу доверия, партнерства, должны носить характер "я-посланий", что, с одной стороны, позволяет другим понять вас, не подвергая угрозе их самооценку, а с другой – позволяет принять ответственность за свои эмоции на себя, следовательно, открывает возможность управления ими ("я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу", "я расстроился, поскольку рассчитывал вместе провести время").

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается также раскрытием причин, вызывавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других – чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживают чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются и терпят крах под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда открыто не говорилось.

Положения, приводимые ниже, могут помочь в понимании того, когда открытость не вредит отношениям, а способствует их улучшению 16 .

1. Открытость должна вызываться желанием улучшить отношения с другим человеком. Открытость не самоцель, она, скорее, средство. Мы не открываемся людям, к которым не испытываем интереса. Открывая друг другу свои состояния, дайте понять, что вы придаете большое значение вашим отношениям и хотите их улучшить именно потому, что они важны для вас.

2. Стремитесь к достижению сходного понимания ваших отношений. Стремитесь узнать, как другой человек воспринимает и относится к вашим действиям. Стремитесь к тому, чтобы и он знал, как вы воспринимаете и относитесь к его действиям. Это позволит каждому из вас посмотреть на ваши отношения примерно с одинаковой точки зрения.

3. Отдавайте себе отчет в том, что открытость связана с риском. Ваша готовность рисковать чувством собственного достоинства, идти на то, что вас могут отвергнуть или обидеть и т. п, зависит от того, насколько важны для вас эти отношения. Аналогичным образом, вы не можете просить, чтобы другой дал вам гарантию, что он не разозлится или не обидится на ваши замечания. Вы подвергаете риску даже его способность оставаться самим собой – что бы он при этом ни чувствовал – с целью превратить данную встречу в обучающую ситуацию для вас обоих.

4. Хотя такой обмен мнениями может становиться напряженным, бурным, вызвать раздражение или слезы, он не должен быть принудительным и не должен представлять собой попытку изменить другого человека. Каждый использует ту информацию, какую считает нужной. Исходной установкой должно стать не: “Кто прав и кто не прав?”, но: “Чему каждый из нас может научиться в этом обсуждении, чтобы сделать нашу совместную работу более продуктивной и более приятной?”

Тем самым возможные изменения ваших отношений станут результатом самостоятельного выбора, а не уступкой партнеру или подчинения ему.

В отличие от идей, которые мы, как правило, стремимся описать ясно и точно, свои чувства мы чаще всего и не пытаемся описать ясно. Чувства могут выражаться многими различными способами, но мы обычно не делаем попыток определить чувство как таковое.

Один из способов описания чувства – это определить или назвать его. “Я сержусь.” “Я смущен.” “Мне приятно с тобой.” Оказывается, у нас нет достаточного числа слов, чтобы охватить обширный диапазон человеческих эмоций, и потому мы изобретаем иные способы описания чувств, например использование сравнений. “Я чувствую себя маленькой лягушкой в огромном пруду.” Девушка, чье предложение о дружбе встретило резкий отказ, сказала: “Как будто мне только что ампутировали руку.”

Третий способ описания чувств – сказать, какое действие это чувство побуждает вас сделать. “Я чувствую, будто все крепче и крепче обнимаю тебя.” “Я хотел бы дать тебе пощечину.” “Я так хотел бы уйти от тебя.”

Кроме того, многие фигуры речи могут также служить описанию чувства. “Я только что выпил целый бушель весеннего солнца.”

Описывая собственные чувства, старайтесь прояснять, какие чувства вы испытываете. Сообщение должно (1) содержать указание “Я”, “мне”, “мой,” и (2) точно определять вид чувства с помощью соответствующего слова, сравнения, желаемого действия или какой-нибудь риторической фигуры.

В следующих примерах будут показаны отношения между двумя способами выражения чувств, (1) когда описывается, что чувствует говорящий, и (2) когда описание отсутствует. Заметим, что проявление чувства с использованием описания эмоционального состояния говорящего, оказывается более определенным, менее подверженным неправильному толкованию и тем самым более точно передает то, что чувствует говорящий.

Выражение чувства с помощью описания Выражение чувства без описания своего эмоционального состояния своего эмоционального со-

стояния

“Я смущен.” Краснеет и ничего не говорит.

“Мне приятно.”

“Я раздосадован.”

“Я рассержен!” Внезапно замолкает в

середине

“Я волнуюсь по этому поводу.” беседы.

“Я обижен тем, что вы сказали.”

“Мне нравится ее чувство юмора.” “Она прекрасный человек.”

“Я уважаю ее способности и

компетентность.”

“Я люблю ее, но чувствую, что не должен

говорить об этом.”

“Мне так обидно, что я не могу “Замолчи!!!”

больше этого слушать.”

“Я сержусь на самого себя.”

“Я сержусь на тебя.”

Дж. Л. Уоллен приводит примеры высказываний, которые, по его мнению, позволяют более точно выразить себя и свои состояния 17 .

1. Описание поведения: сообщение о конкретных действиях другого человека, которые касаются вас.

Вы прервали меня прежде, чем я закончил свое предложение.”

2. Описание ваших собственных чувств:

Я подавлен”; “Мне нравится то, что вы только что сказали.”

Вы должны попытаться описать свои чувства таким образом, чтобы они воспринимались как динамичные, способные к изменению, а не как неизменные, раз и навсегда сложившиеся установки. Например, лучше сказать: “Наше с тобой обсуждение этого вопроса вызывает во мне сильное раздражение ...”, чем: “Ты меня постоянно раздражаешь.”

3. Синхронизация. Следует как можно точнее указывать связь переживаемых состояний с вызвавшими их действиями, это позволяет другому узнать, о каком именно поведении идет речь. Скажем, можно комментировать действия непосредственно по ходу встречи, например: “То, о чем вы только что говорили, вызывает во мне чувство отторжения .”

То, что беспокоит, лучше обсуждать сразу, чем накапливать обиды и затем вывалить их все сразу на своего оппонента.

4. Высказывания принесут больше пользы, если они имеют:

а) конкретный, а не обобщающий характер. Сказать: “Ты столкнул мою чашку ” лучше, чем: “Ты никогда не смотришь за тем, что делаешь”;

б) проверяющий, а не утвердительный характер. Лучше сказать: “Ты еще не разговаривал с N?”, чем “Почему ты не поговорил с N?”.

в) информирующий, а не приказывающий характер. Лучше сказать: “Я еще не закончил”, чем “Не перебивай меня.”

5. Используйте уточняющие реплики для того, чтобы убедиться, что вы не сделали ошибочных заключений о чувствах другого. “Я подумал, что тебя не очень заинтересовала моя идея. Я не прав?”; “Мое последнее заявление беспокоит тебя?”

Перефразируйте направленные вам замечания, чтобы быть уверенным в том, что вы поняли именно то, что ваш партнер имел в виду. Убедитесь в том, что и другой верно понял то, что вы имели в виду.

6. Наименьшую пользу несут те высказывания, которые звучат как информация о другом человеке, хотя на самом деле являются выражением ваших собственных чувств, а именно...

а. Осуждение другого человека. “Ты никогда не проявляешь внимания.”

б. Приклеивание ярлыка или оскорбление. “Ты – жулик.” “Ты такой грубый.”

в. Обвинение приписывание нежелательных мотивов другому. “Тебе нравится унижать людей.” “Ты всегда хочешь быть в центре внимания.”

г. Приказания и распоряжения. “Прекрати смеяться.” “Не говори слишком много.”

д. Сарказм. “Ты всегда смотришь на вещи оптимистически, не так ли?” (в противоположном значении).

Целью описания собственных чувств является стремление положить начало диалогу, который улучшит межличностные отношения. Отрицательные чувства – показатель того, что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибочных сообщений. Игнорировать отрицательные чувства – все равно, что игнорировать предупредительный сигнал, который указывает на то, что электросеть перегружена.

Таким образом, описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого человека измениться. Скорее, описание внутреннего состояния в качестве еще одного информационного блока необходимо, если каждый из нас намерен понять и улучшить ваши взаимоотношения.

Мой девиз по жизни . Конечно, меня все равно выносит на крайности, но быть в них долго не могу. В любой ситуации стремлюсь занять «золотую середину». Соблюдая баланс между чувствами, мыслями и действиями , можно с легкостью управлять своим самочувствием, своими поступками, своей жизнью в целом.

Итак, чувства, мысли и действия (душа, разум и тело) – это три кита, на которых держится гармония внутреннего мира. Если же один из компонентов игнорируется или наоборот непомерно раздувается, то явно жди определенные трудности.

Исключены действия

Все утопические идеи устройства мира из этой серии. Часто оторванные от реалий жизни они так и не находят воплощения. Много идей и планов, много эмоций по этому поводу, но вот до конкретных действий руки не доходят. Постоянное откладывание важных дел на потом в зарубежной психологии называют страшным словом «прокрастинация».

Обломов – утрированный образ человека, который промечтал всю свою жизнь, лежа на диване. Были у него устремления, были и определенные обязательства, но он так и не смог вырваться из плена уютного халата. Был момент, когда он влюбился и встрепенулся от спячки. Правда, хватило его ненадолго и он снова «заснул».

Обломову пошло бы на пользу меньше думать, больше действовать, рисковать и выходить из зоны комфорта. Пусть медленно, но все-таки двигаться навстречу к своей цели. Непременно, на этом пути будут одолевать сомнения и страхи. Ошибки и заблуждения тоже не обойдут стороной. Только, ни с чем несравнимое, чувство удовлетворения от полученных результатов является лучшей наградой любому, кто решил посвятить свою жизнь некой цели.

Исключены чувства

Целый кусок болезненных воспоминаний изолируется, а вместе с ними блокируются и все остальные чувства. Подобное «бесчувствие» свидетельствует о сильной психической травме. Кажется так легче, спокойнее, но из жизни исчезают ВСЕ чувства и спонтанные желания. Остается лишь тирания к себе и окружающим.

Эдакий человек-сухарь и трудоголик в одном флаконе живет на автомате, требует от всех, в том числе, от себя – невозможного. Вспоминается въедливый злобный старикашка Скрудж из книги Чарльза Диккенса «Рождественская песнь», который не вызывает сочувствия. Такие люди остро нуждаются в безусловной любви, но не позволяют себе в этом признаться.

Для Скружда жизненно необходимо научиться быть в контакте со своими чувствами, выражать свои эмоции, показывать свою ранимость, скрытую за желчной раздражительностью и неутомимой жаждой в работе. Только длительная психотерапия способна вернуть в его жизнь чувства. В книге Диккенса роль психотерапевта сыграл дух Рождества. Встреча с призраками прошлого привела к превращению сварливого скряги в добродушного старика.

Исключены мысли

Романтический ореол мечты и импульсивные поступки. Безрассудство и погруженность в свои чувства толкает их на невероятные «подвиги». В реальности такие люди сначала делают, а потом думают. В итоге попадают в разные нелепые ситуации, из-за чего сами потом страдают.

Очаровательный безумец Дон Кихот в душевном порыве, защищая честь своей дамы сердца, искажает реальность, игнорирует тревожные сигналы. Самым полезным для него будет осознать реальность, выяснить причины и следствия собственных эмоциональных порывов, разглядеть за потребностью в славе слепую борьбу с «ветряными мельницами».

Рассказ или фильм это наша жизнь под увеличительным стеклом. Любая особенность выступает явно, что дает возможность рассмотреть ее со всех сторон. Реальная жизнь маскирует, затушевывает резкие черты таким образом, что и не разберешься сразу, что к чему.

Советы, которыми так и пестрят социальные сети: «выражать свои чувства», «быть осознанным», «рисковать, выходить из зоны комфорта» в отрыве от конкретной ситуации только вредят, так как служат оправданием собственного поведения. Следует помнить, что данные рекомендации психолога, прежде всего, необходимы людям, которые по разным причинам не могут им следовать самостоятельно.

Одного знания для изменений мало. Если подобные перекосы происходят постоянно, причиняют значительные неприятности, то стоит обратиться за консультацией к психологу.

В заключение отрывок из шоу Павла Ракова «Мои прекрасные…». Не смотря, на его сомнительные методы, пример отличный про идеальное сочетание души, разума и тела.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
«НАШИ ЧУВСТВА И ДЕЙСТВИЯ»

ЦЕЛИ
- определить ведущие механизмы психологической защиты у детей;
- обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй;
- корригировать подсознательные центры защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий - «Не очень-то и хотелось».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Проблемная ситуация
Незнайка приносит детям две смешные фигурки, вылепленные из пластилина, и предлагает угадать, кого слепила его подружка Оля. Все варианты детей выслушиваются, а затем предлагаю послушать стихотворение, которое «сочинила» Оля:
Девочка и пластилин (Н. Матвеева)
Я леплю из пластилина-
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак...
Если кукла выйдет плохо,
Назову ее Дуреха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Дурак.
Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
-Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь грубовато,
Ты сама же виновата,
А никто не виноват...

Совместное обсуждение проблемной ситуации:
Кого лепила из пластилина девочка?
Почему она назвала куклу Дурехой, а клоуна- Дураком? (Девочка рассердилась на вылепленные ею игрушки.)
Почему так грубо назвала свои игрушки девочка? (Разозлилась на то, что у нее игрушки получились плохо.)
Что чувствовала девочка, когда увидела, что игрушки у нее получились плохо? По окончании обсуждения проблемы предлагаю детям послушать концовку стихотворения;
Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко...
Я леплю из пластилина,
Приговариваю так:
-Если кукла выйдет плох,
Назову ее - Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его - Бедняк.
2. Доверительная беседа на тему «Когда мне бывает плохо...»
- Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует? (Волнение, гнев, досаду, обиду)
- Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо, расскажите о них. Что вы чувствовали в этой ситуации? Что вам хотелось сделать?
- Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы почувствовать себя лучше? (Выяснение защитных реакций у детей в сложных для них ситуациях.)
Обобщив ответы детей, отвечаю, что все люди используют разные способы, чтобы улучшить свое состояние, но все должны помнить, что при этом они не должны вредить другим.
3. Советы:
А теперь, ребята, нам хочется дать вам совет, как
избавиться от своих неприятностей с помощью рисования;
- если вас мучают страхи, то возьмите карандаши и нарисуйте то, чего вы боитесь, а потом заштрихуйте свой страх - вы получите облегчение;
- с помощью рисунка вы можете нарисовать своего обидчика и высказать ему все, что вы о нем думаете;
- с помощью рисунка можно пофантазировать, исполнить все свои желания и мечты. (искупаться в море, побывать в лесу, в цирке, в зоопарке и т. д.)
Предлагаю помочь девочке Оле поднять настроение и нарисовать ей веселого клоуна и нарядную куклу.
4. Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла»
Рисование осуществляется с помощью заранее приготовленных пиктограмм:
- Что вы чувствовали, когда рисовали веселого клоуна и нарядную куклу?
- Почему?

Наши чувства и действия

Классный час

По профилактике суицидального поведения среди подростков

2012 – 2013 учебный год

Пилюченко Евгения Вячеславовна

Учитель английского языка

Классный руководитель 5 класса

Тема: Наши чувства и действия

Цель : формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей, развитие чувства толерантности, воспитание положительного отношения к своей жизни и к жизни окружающих.

ИКТ : мультимедийный комплекс.

Материалы : презентация, мягкий кубик, резиновая игрушка, мягкая игрушка, матрешка, машинка,

План

Оргмомент

Сообщение темы и целей урока

Органы чувств и внутренние ощущения

Различие чувств

Проявление внутренних чувств человека

Подведение итогов

Ход классного часа

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня на нашем занятии.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня классный час я хотела бы начать с такого вопроса: Как вы считаете, что такое чувство?

Чувство – это интуитивное, неосознанное ощущение чего-либо.

А как вы считаете, может ли прожить человек без чувств?

Конечно нет. Существует такое высказывание «Если бы человек не поддавался чувствам, он бы ненавидел жизнь и хотел бы, чтобы она поскорее кончилась или никогда бы не начиналась».

Так вот мы сегодня с вами поговорим о чувствах человека. Какие чувства испытывают люди, и какие действия нужно предпринимать, когда мы испытываем то или иное чувство? Тема нашего классного часа: «Наши чувства и действия»

Органы чувст в и внутренние ощущения

Итак, разберемся, что же такое чувство человека.

Чувство – это подсознание человека, какое-то его ощущение.

У вас на столах лежат разные предметы. Пожалуйста, посмотрите на них и опишите их. Какие они? (резиновые, пластмассовые, разноцветные) Через какое чувство вы это поняли? – Через зрение.

А теперь возьмите их в руки. Что вы можете мне сказать про эти предметы. Какие они? (мягкий, шершавый, гладкий, твердый)

Как вы это поняли? – Почувствовали руками.

Чувство, при помощи которого мы ощутили качество предмета, называется осязанием.

Мы с вами посмотрел на эти предметы и потрогали их. Мы использовали зрение и осязание.

А сейчас пожалуйста один желающий выйдет ко мне. Я завязываю ему глаза и прошу ответить. Какой запах он чувствует?

(дольки мандарина или апельсина. Ребенок должен сказать какой запах он чувствует). Пожалуйста а теперь попробуй. Что ты можешь сказать. – Вкусно, кисло.

Скажите какие чувства испытал ваш одноклассник. – Чувство вкуса и запаха.

Правильно. А когда вы слушаете, когда вам учителя что-то говорят, какое чувство используется в тот момент – Слух.

Итак, существует 5 физических чувств человека. Зрение, осязание, обоняние, вкус и слух.

Но, помимо физических чувств есть еще и другие чувства.

Давайте посмотрим на картинки. Что вы можете сказать об этих людях? Какие чувства они испытывают?

Радость

Итак, чувство – это не только физическая способность ощущать предмет, его запах, форму и цвет, но это еще и наше внутреннее состояние. Весело нам или грустно, страшно или спокойно.

Различие чувств

Давайте послушаем музыку и подумаем, какие чувства она у нас вызывает:

1 мелодия – грустная

2 мелодия – веселая

3 мелодия – таинственная

Проявление внутренних чувств человека

Посмотрите на данную фотографию (грустный человек)

Что вы можете сказать о чувствах человека? – он печальный, грустный

Почему он такой? – может что-то произошло

Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – побыть одному, ни с кем не разговаривать, уйти от всех и т.д.

Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – подойду и поговорю с ним, попытаюсь развеселить его.

Как можно развеселить человека? – Съесть что-то сладкое. Послушать музыку. Поиграть – и настроение повысится. Давайте немного поиграем. Каждый из вас получит роль. Я буду рассказывать сказку репка. А вы когда слышите свою роль садитесь на корточки. – Репка

Итак, вы знаете, что делать, когда вам будет грустно.

Давайте теперь посмотрим на следующую фотографию. (Злой человек)

Какие чувства испытывает этот человек? – злой, недовольный.

Почему он такой? – чем-то недоволен, что-то не так.

Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – подраться, ударить что-то, порвать и т.д.

Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – попытаюсь успокоить, поговорить, налить чай.

Можно подумать о чем-то приятном и сделать успокаивающий массаж. Давайте попробуем сделать массаж лица.

Сначала помассируем вески, под глазками, шею, за ушами и т.д.

Следующая фотография – веселый человек

Какие чувства испытывает этот человек? – они счастливы

Почему? – потому что вместе, все хорошо.

Что вам хочется сделать, когда вам весело?

Фотография – виноватый

Какие чувства испытывает этот человек? – ему стыдно

Почему? – что-то плохое сделал

Что вам хочется сделать когда вам стыдно? –

Что бы вы посоветовали? – признаться и постараться не совершать больше таких поступков.

Подведение итогов

Итак, чувства человека – это уникальное явление, без которого невозможно жить. Важно уметь правильно понимать чувства свои собственные и своих близких.

Чувства, человеческие чувства,

Кто позволил ими поиграть?

Чувства-это же святое!

Чувства надо просто уважать!

Просто видеть, понимать, пытаться,

В чувствах человека разобраться.

Надо очень-оень постораться

Разгллядеть тяжолую беду,

Отличить от радости обиду,

И понять предательство и злобу.

Выход в ситуации найти,

В человека положение войти.

Надо прото человечным быть,

Окружающих людей уметь ценить!

Я хочу, чтобы вы помнили о том, что нужно делать, когда вам грустно, страшно, стыдно и весело.

Список использованной литературы

Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2