Фреска "Афинская школа" (1509). Кто есть кто на фреске "афинская школа" рафаэля

 Перед нами одна из величайших картин Высокого Возрождения, одно из тех полотен, которые в полной мере выражают дух той эпохи. - Да. - Это фреска Рафаэля «Афинская школа», которая украшает одну из самых роскошных комнат в Ватикане. В Ватиканском дворце. Комната называется «Станца делла Сеньятура». Рафаэль работал над этой фреской в 1509-1511 гг. Тогда же, когда Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. - Они, вероятно, были знакомы. - Наверняка. Это потрясающий пример того, как в эпоху Высокого Возрождения католический мир впитал в себя традиции античности, ориентируясь на величайшие умы классической традиции. Да. Я всегда считала это неким воплощением гуманистической мечты. Ведь здесь под одной крышей собрались величайшие учёные, математики, философы и мыслители… - Древней Греции. - Древней Греции. И все они жили в разное время, так что это точно вымысел. Фантазия, и довольно неточная, честно говоря. Вот вы сказали «под одной крышей». Взгляните на крышу - это же классическая римская, а не греческая архитектура. - Верно. - Рафаэль здесь всё слегка перемешал. Да. И раз уж мы заговорили об архитектуре на этой фреске, то во многом она, вероятно, заимствована у Браманте, который как раз в этот период обновлял, точнее создавал заново собор Святого Петра. Да. Он здесь неподалёку. Да. Собор Святого Петра возводят заново на месте древнеримской базилики, и одновременно Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы. - Какой момент! - А Рафаэль создаёт фрески в Станцах. «Станца» - это «комната», а «Станца делла Сеньятура» - «Комната подписи». Именно здесь Папа Римский подписывал документы. - Да. - Мы видим здесь множество фигур и сложную архитектуру. Но с помощью линейной перспективы и перпендикуляров художник выделяет две ключевые фигуры. И это не только центральные фигуры картины, а в общем-то центральные фигуры всей западной философии, западного миропонимания. - И науки. - И науки. Мы видим две фигуры, эффектно обрамлённые маленькими арками, да и остальными арками тоже. Это Платон и Аристотель - его ученик. Да, и они в некотором роде представляют две ветви западной мысли. - Платон… - Фигура в красно-сером. Да. Он указывает вверх. Потому что его интересует мир идей. Существующий за пределами мира вещей. Поэтому он указывает вверх. Есть спорное мнение о том, что здесь представлены 4 элемента. Платон - это красный, огонь, серый - то, что греки называли «эфир». Оба невещественные элементы. А Аристотель с другой стороны? - Аристотель… - Указывает вниз. Да, верно. На вещественное, физическое, зримое, реальное. Именно это было главным предметом его философии. Что мы можем увидеть? Как понять зримый мир с помощью наших чувств? А не тот, невидимый мир, который интересовал Платона. Конечно, на нём синие и коричневые одежды - символ воды и земли, физических элементов, испытывающих силу тяжести. Верно. Наше восприятие мира делится на две части. С одной стороны, мы видим и ощущаем мир с помощью чувств. А с другой - размышляем о нём, накапливаем знания и понимание того, что существует нечто высшее, идеальное и божественное. Платон в основном описывал это на языке математики. Интересно. Получается, картина отражает равновесие между этими двумя аспектами. - Да. - И выражение получилось прекрасное, гармоничное. Если присмотреться, все фигуры здесь организованы и разделены на две школы философской мысли. Да. На стороне Платона - математики. Философы, которые размышляют об идеях, отвлечённых от физического мира, они… И не пытаются объяснить реальность. Да, верно. Они справа, на стороне Аристотеля, - те, кого можно назвать учёными. Может быть, нам стоит назвать некоторые фигуры и обсудить их? Разумеется. Но давайте скажем пару слов об архитектуре. - Да, конечно. - На мой взгляд, архитектура здесь тоже двойственна. Она очень величественна, просто невероятна. Я бы сказал, даже слишком. Архитектурные элементы очень высокие, все эти круглые арки, классические статуи и ниши по бокам… - Кстати, хочу сказать, что в них также проявляется некая… - Двойственность. Да, дуализм, о котором мы говорим. На стороне Платона мы видим Аполлона. Бога поэзии и музыки. Да. А на стороне Аристотеля Афина - война и мудрость. - Более реальные… - Да, куда более земная фигура. Да. Я хотела сказать, что архитектура будто приподнимает, облагораживает фигуры. Создаёт контекст, как на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Там архитектура взаимодействует с фигурами, помогая передать сюжет, его значение. Здесь, я думаю, архитектура также играет важную роль. Если бы пространство было другим, фигуры воспринимались бы иначе. Здесь архитектура возносит их, провозглашает достижения разума. Это настоящее торжество. Вся картина знаменует торжество человеческих достижений. Мысль о невероятных возможностях человека, способного в творчестве сравняться с богами. Это ли не квинтэссенция Высокого Возрождения? Точно. Думаю, также важно, что на это картине так много фигур. Личное достижение Рафаэля. - Так интересно. - Тут ведь десятки персонажей, и композиция очень сложная, и ни одна из фигур не повторяется. При этом всё выглядит живо и естественно, будто Рафаэлю не пришлось прикладывать никаких усилий, чтобы написать картину. Здесь сложность сочетается с… С лёгкостью кисти художника. Никому из художников не удалось сравниться в этом с Рафаэлем. - Да. - Всё выглядит естественно и просто. Будто иначе просто и быть не могло. Это лёгкость великой балерины. Смотришь, и нет ощущения, что она репетировала часами. Да. Но я хотел бы вернуться к тому, о чём вы упомянули недавно. Один важный момент: зачем нужно было сводить все эти фигуры вместе? Это очень интересно. Возрождение время от времени возвращалось к этому. Вспомнить хотя бы один из важнейших текстов эпохи, хотя это ещё прото-ренессанс, но корни Ренессанса именно в «Божественной комедии» Данте. В самом начале «Ада» мы попадаем в Лимб и там встречаем некоторых великих греков. Эта идея была революционной. Идея восстановить достоинство греков, на которых средневековая традиция взирала с презрением. А здесь же их наоборот прославляют. Какой резкий поворот. Да, так и есть. Но церковь не позволит этому длиться долго. Да, период уже на исходе. Реформация вот-вот начнётся. Ну что ж, давайте рассмотрим основные фигуры. Хорошо. Начнём слева, сверху. Конечно. Хотя давайте начнём с большой фигуры ближе к центру. Это самая массивная фигура на картине. - Сидящая фигура. - Да. Человек в тяжёлых рабочих ботинках склонился и, задумавшись, что-то пишет. Это занятно. Да, и ещё он слегка развернул торс. Эта фигура изображает древнегреческого философа Гераклита. Он больше всего известен рассуждениями о том, что время постоянно находится в движении. Это не он сказал, что нельзя войти в одну реку дважды? Да, именно он это сказал. Он сравнивал жизнь с огнём, который никогда не повторяется, и говорил, что мир бесконечно разнообразен. Разумеется, Рафаэль не знал, как на самом деле выглядел Гераклит, и попросил своего знакомого поработать моделью. Этим знакомым был Микеланджело. Да. Но вместо того чтобы просто написать с него образ Гераклита, Рафаэль попытался перенять его стиль. Он написал его фигуру так, как Микеланджело изображал пророков и сибилл - монументальными сидящими фигурами. Рафаэль словно бросает ему вызов и говорит: «Ах так? Что ж, я тоже могу писать прекрасные сидящие фигуры». Да, такие же массивные и величественные, как на картинах Микеланджело. Большинство других фигур на картине Рафаэля выписаны куда более утончённо. Но фигура Микеланджело массивная и мощная. - В духе самого Микеланджело. - Потрясающе, да? Почти пародия. И что интересно, Гераклит здесь изображён за письмом. Так Рафаэль напоминает нам, что Микеланджело ещё и поэт. Верно. Давайте теперь поговорим о моей любимой фигуре, в левом нижнем углу. - С лысой головой? - С лысой головой. - И бородой. - И с бородой. Это Пифагор. Мы помним его по школьным урокам геометрии. а^2 + b^2 = с^2 - это теорема Пифагора. Но его идеи были целой философской школой. Да. Пифагор составил несколько схем, объясняющих связь гармонии с музыкой и числами и то, что в основе гармонии лежит математическая структура. Рациональная структура, которую можно изучить и даже измерить. - Да. - Да, верно, Пифагор известен своей работой «Гармония сфер», ссылку на которую мы видим здесь. В этом утраченном важнейшем античном тексте Пифагор задавал свой главный вопрос - что есть красота. Разумеется, этот вопрос был крайне важен и для самого Рафаэля. Верно. Что такое красота? Как она соотносится с гармонией и есть ли у неё… - Божественный источник. - Да, некая основа, внутренняя структура мироздания, которая… Словом, красота - это проявление… - Божественности. - Или нечто, созданное Богом. Для Высокого Возрождения характерна мысль о том, что любование красотой - это и любование божественным творением. И, конечно, мы видим Пифагора на стороне Платона. - Это закономерно. - Ведь идеи абсолютно неоплатонические. - Во многом да. - Давайте перейдём теперь вправо? - К Евклиду? - Здесь мы видим учёных - людей, которые пытаются понять окружающий мир и его основные структуры. Верно? Да, и сформулировать их. Аристотель назвал четыре элемента, а Евклид заложил основы геометрии: точка, линия, Евклидовы аксиомы. Да. Почти вся геометрия, которую мы учим, это… - Его заслуга. - Да, в средней школе Евклидова, конечно. - Да. - Здесь он, кстати, обучает других. Ещё одна важная для этой картины и характерная для Высокого Возрождения деталь - это взаимодействие фигур. Взгляните, здесь все общаются, жестикулируют. Нет ощущения зажатости, все группы активны… - Динамичны. - Создаётся впечатление, что люди просто гуляют, разговаривают, хорошо проводят время. Это же форум! Но как же сложно было создать эти многочисленные группы. Рафаэль создал настоящий танец. Потрясающее произведение. - Конечно, художник изобразил и себя. - Да. - Он среди астрономов в правом нижнем углу. - Выглядывает. - Смотрит прямо на нас. - Да. Subtitles by the Amara.org community

В конце 1508 года римский папа Юлий II поручает молодому художнику Рафаэлю Санти из Урбино расписать одно из помещений Ватиканского дворца, ставшее известным под названием Станца делла Синьятура. Почему такую значительную работу доверили 25-летнему художнику, обойдя мастеров более опытных и знаменитых? Сложно сказать. Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора. Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св. Петра. Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонять ещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность. Хоть и со значительными коррективами. Но об этом как-то в другой раз.

А пока о росписи Станца делла Синьятура. Рисовать, как мы уже знаем, должен был Рафаэль. А вот для разработки темы и идеи росписи — была призвана специальная комиссия из теологов, философов и прочих экспертов. Гиганты мысли постановили: на двух глухих (почти) стенах прославить философию («Афинская школа») и теологию («Диспут»); на стенах с дверями — искусства («Парнас») и юриспруденцию с прочими социально-полезными навыками («Добродетели и закон»).

Но комиссия не досмотрела. Нет, профессиональные навыки у Рафаэля были на высоте. Просто у него ещё было чувство юмора. И идеи. Ладно, художник никому не признался, что в «Диспуте» нарисовал отлученного от церкви Савонаролу. Как то проскочило. А вот когда Юлий II пришел осматривать начатые «Добродетели и закон»… он увидел дряхлого бородатого старца на папском троне, подозрительно похожего на него самого.
— Неужели я выгляжу таким дряхлым?! — грозно вопросил иерарх.
Ответом ему было молчание — ибо всем было прекрасно известно, что неверный ответ очень даже может быть наказан увесистым папским посохом. Самые сообразительные придворные начали выталкивать пред грозные очи Рафаэля: сам, мол, нарисовал — сам пусть и отдувается.
— Ваше Святейшество! — сообщил художник — Это образ Вашего предшественника, Григория IX. А так как его мудрость и его великие деяния подобны Вашим — то ничуть не удивительно, что он и обликом своим немного напоминает Вас!
Судя по тому, что Юлий II после этого передал Рафаэлю заказ на роспись остальных залов дворца (прогнав предварительно уже приступивших к работе живописцев) — объяснением он остался доволен.

«Я всё могу объяснить!» — очень хорошая фраза… если действительно можешь. Хотя — если припомнить бурную, запутанную и многогранную личную жизнь художника — у Рафаэля была большая практика все-объяснений.

Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий. Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали). Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св. Петра авторства Браманте. Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором; у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая, ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал). Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания. С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам.

И в этой пышной декорации он разместил множество спорящих, дискутирующих, читающих, пишущих и слушающих философов.

Начнем с центральных фигур. Это Платон и Аристотель. Платон показывает пальцем на небо: мол, идея! Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа, изучение, классификация! (Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари). Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора? Так вот: у Платона — голова Леонардо да Винчи, а у Аристотеля — голова флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло, считавшегося лучшим зодчим Италии (что, по всей вероятности, не очень понравилось Браманте, враждовавшему с Сангалло и перехватившего у него — благодаря интриге — заказ на собор Св. Петра). Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. Перед Диогеном, опираясь на мраморный куб, что-то пишет многомудрый Гераклит… с головой Микеланджело. Возможно, автор хотел намекнуть на то, что воззрения Микеланджело столь же неясны и темны, как и философия Гераклита. Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в «варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий. Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен. Даже похвалил его. Вслух. «Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он. Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой. За синьором Буонаротти стоит Парменид. Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом. Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком); Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии); Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный. Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию? Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор; подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и… араб Аверроэс (он же ибн-Рушд). Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания. Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик. Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет. Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек. Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям. Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему). Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона; передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой, и физикой; или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. А справа — группируются «физики». На переднем плане — Евклид, измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи. Евклида изображает Браманте. Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). Зороастр затесался в компанию физиков благодаря тому, что считался родоначальником вавилонских магов; каковые, в свою очередь, стояли у истоков астрологии и астрономии. Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло). С нашей, современной, точки зрения компания физиков ему не очень-то подходит; но, учитывая влияние неоплатонизма на Св. Августина… в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука:).

АФИНСКАЯ ШКОЛА платонизма направление 1)в среднем платонизме 1 2 вв. и 2) неоплатонизме кон. 4 сер.6 в. С сер. 1 в. до н. э. платоническая догматика развивалась вне стен Академии и даже вне Афин, прежде всего в Александрии, в связи с чем… … Философская энциклопедия

АФИНСКАЯ ШКОЛА - АФИНСКАЯ ШКОЛА платонизма, направление в Среднем платонизме 1 2 вв. н. э. и неоплатонизме конца 4 сер. 6 в. 1) С середины 1 в. до н. э. платоническая догматика развивалась вне стен Академии и даже вне Афин прежде всего в Александрии, в… … Античная философия

Афинская школа: Афинская школа направление в среднем платонизме I II веков Афинская школа направление в неоплатонизме конца IV середины VI веков Афинская школа фреска Рафаэля … Википедия

Оригинальное название греч. Ανωτάτη Σχολή Καλών Τεχνών Год основания … Википедия

АФИНСКАЯ ШКОЛА ПЛАТОНИЗМА - Направление в среднем платонизме I II вв. по Р. Х. и неоплатонизме кон. IV сер. VI в. С сер. I в. до Р. Х. платоническая догматика развивалась вне стен Академии Платоновской и даже вне Афин прежде всего в Александрии, впосл. на Востоке, в связи с … Православная энциклопедия

Фреска Рафаэля «Афинская школа» У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей и … Википедия

Школа изящных искусств: Афинская школа изящных искусств Национальная высшая школа изящных искусств (Париж) Школа изящных искусств (Варшава) … Википедия

Как один из рассадников знания и полезных навыков, является необходимой ступенью в развитии как отдельного человека, так и целого общества. Еще Аристотель указал на взаимодействие между Ш. и обществом: общее благо, как цель совместной жизни людей … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА 1) платонизма и 2) неоплатонизма. Александрийская школа платонизма, название, условно объединяющее ряд философов платоников 1 в. до н. э. нач. 5 в. н. э., не связанных единообразно с определенным институтом, но… … Античная философия

Античной ф и л о с о ф и и (по названию г. Александрии в Египте) – 1) В широком смысле А. ш. охватывает идеалистич. филос. направления позднего эллинизма (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.), связанного с разложением рабовладельч. строя. В А.ш. входит… … Философская энциклопедия

Книги

  • Афинская школа , Ирина Чайковская. Книга состоит из четырех повестей, в которых затрагиваются серьезные нравственные проблемы, стоящие перед обществом и школой: можно ли убивать слабых и вообще убивать, можно ли преследовать…
  • Афинская школа , Чайковская И.. Книга состоит из четырех повестей, в которых затрагиваются серьезные нравственные проблемы, стоящие перед обществом и школой: можно ли убивать слабых и вообще убивать, можно ли преследовать…



| Италия | Рафаэль Санти | 1483-1520 | «Афинская школа» | 1509 | фреска | Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим

Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения)

Станцы Ватикана расписывались Рафаэлем с 1508 по 1518 год, но сам художник принимал непосредственное участие в их росписи в 1508 - 1512 годах. Это случайно, но показательно, что время работы Рафаэля над росписями Станц в точности совпадает со временем работы Микеланджело над Сикстинским потолком, - четыре года.
В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук, и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто.
Название фрески «Афинская школа» дано не самим Рафаэлем. Первоначально она, видимо, называлась просто «Философия». «Афинская школа» - название не вполне соответствующее изображенному, потому что здесь кроме афинских философов много и тех, кто никогда не бывал в Афинах. И кроме того, здесь собраны, как вы понимаете, изображения тех мыслителей прошлого, которые жили в разное время и физически никак не могли встречаться друг с другом.
Рафаэль создает некий идеальный образ идеального собрания идеальных мыслителей. Некое идеальное царство философии, так же, как художники позднего Кватроченто создавали неоплатонические идеальные Сады Эроса – например «Весна» Боттичелли - философический сад философского эроса. Так и у Рафаэля - некий идеальный Град, где сосуществуют и прекрасно уживаются самые разные направления человеческой мысли. В старом искусствоведении иногда предпринимались попытки вычленить из этой композиции личные философические предпочтения Рафаэля, выяснить, чему он отдает преимущество – идеализму Платона, в образе Леонардо да Винчи, указующему на небеса, или мощной конкретике Аристотеля, низвергающего свою длань к земле. Искать на чьей стороне Рафаэль - дело совершенно напрасное. Точно так же, как психологически исследовать улыбку «Моны Лизы». Рафаэль занят другим. Не доказательством, а демонстрацией того, как разнообразна человеческая мысль, какие разнообразные величественные системы она может создавать, на какие разные высоты духа она может подниматься, какие разные сферы она может обнимать. Потому что в этой фреске представлена и геометрия Эвклида, и математика Пифагора, и пифагорейское учение о музыке, и астрономические представления древних. Видимо, Рафаэля консультировали гуманисты папского двора, ученые, которых в Риме в начале XVI в. было достаточно много.
Иконологические изыскания показали, что едва ли не каждая фигура, во всяком случае с большой степенью вероятности, символизирует если не отдельного философа, то какое-то свойство человеческой натуры и человеческого знания, какое-то определенное человеческое достоинство. Будь то энергичность или умеренность. Совершеннейшее чудо, что центральные персонажи, безусловно господствующие над почти пятидесятифигурной композицией, фигуры Платона и Аристотеля, вроде бы не выделяются среди остальных ни размером, ни тем, что помещены на переднем плане. И в то же время они абсолютно сразу же, без всякой заминки, отыскиваются и воспринимаются нами и как оптический, и как смысловой, и как духовный центр изображения.
В композиции этой фрески создана целая система многократно повторяющихся арочных линий по нисходящей, которая неизбежно подводит наш взгляд к этой дополняющей друг друга жестами, смыслом и состоянием паре мылителей. Изображение величественной архитектуры разработано с такой убедительностью, что она кажется не столько выдуманной, сколько реально существующей, вернее написанной с реально существующей. Здесь есть явная перекличка с архитектурными идеями Браманте, с архитектурными идеями Высокого Возрождения. Даже какая-то кажущаяся центричность этого величественного храма философии связана именно с брамантовскими идеями центрического храма как наиболее совершенной формы ренессансной архитектуры. Вспомним о колоссальном плане Браманте, плане постройки собора св.Петра и о его маленьком центрическом храме, единственной постройке, которую он реально сумел осуществить.

В группе заднего плана, в центре которой торжествуют Аристотель и Платон, находится и Сократ, и, по всей видимости, Алкивиад, к которому Сократ обращается. Этой группе противостоят группы переднего плана, причем они ведь не симметричны – левая группа ученых и их учеников немного ближе продвинулась к центру, чем правая. Пространственно они занимают очень разное место. И в то же время здесь начисто отсутствует ощущение неуравновешенности правого и левого. Мы совершенно не замечаем того, что часть фрески выпадает, поскольку начинается дверной проем, нас это зрительно абсолютно не коробит. А уравновешивает эти неравные и в то же время идеально гармоничные группы фигура пресловутого Диогена, наиболее известного философа кинической школы, который разлегся по диагонали на ступенях лестницы. Эта фигура, как бы промежуточная между двумя группами переднего плана, и в то же время она ведет наш глаз в глубину. Она заполняет пустоту лестницы. Кроме того, Диоген расположен так, что воспринимается нами в движении изнутри наружу, из глубины к переднему плану, а в противоположном движении, тоже связывая передний и задний планы, дана со спины фигура поднимающегося по ступеням юноши. Вот так ненавязчиво и в то же время ритмически, пластически-пространственно, абсолютно убедительно связываются им и группы, и планы в некую единую и совершенно неразрывную цельность.


В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Высокое Возрождение. Рафаэль Санти»

Сочинение-описание фрески

Рафаэля Санти

«Афинская школа»

1510-1511. Станца делла Сеньятура.

«Афинская школа» Рафаэля Санти – одно из самых важных произведений в нашей школе. Школа – это храм науки и искусства, именно здесь начало всех начал. Фреска наглядно это демонстрирует.

В 1508 году итальянскому художнику Рафаэлю Санти были поручены росписи апартаментов папы римского Юлия II - го в Ватикане. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию-«Афинская школа», поэзию-«Парнас», правосудие - «Мудрость, Умеренность и Сила». Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу».

"Афинская школа", как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но, тем не менее, художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом римском стиле. Подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Возрождения, чем любой природный пейзаж.

Рафаэль показывает нам не все здание, а лишь грандиозную анфиладу его величественных арочных пролетов. В нишах у мощных устоев помещены статуи бога музыки Аполлона и Минервы, богини мудрости, покровительницы всех учебных заведений. Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

В центре, среди персонажей, изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель. Философы увлечены спором. Первый указывает на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, второй простирает руку к земле. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился Леонардо да Винчи. Слева от Платона - Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген. Внизу на первом плане - две симметрично размещенные группы: слева - склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Правее этой группы - Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце.

Несмотря на обилие персонажей «Афинская школа» производит впечатление единства. Рафаэль чередует статичные и динамичные позы героев, вся же композиция идет по кругу, ее замыкает светлая, стройная архитектура, наполненная воздухом.

Выдающиеся мастера былых эпох, представшие перед нами на фреске «Афинская школа», стремились проверить алгеброй гармонию, обуздать творческие эмоции точным математически расчётом. Они понимали, что наука и искусство - две грани одного и того же процесса - творчества. Эта фреска наглядно нам показывает, как тесно связаны между собой точные и гуманитарные науки, прославляет мощь человеческого разума.

Именно поэтому «Афинская школа» заняла почетное место в нашей школьной галерее, ведь подобно 50-ти персонажам этой фрески ученики и учителя нашей школы объединены общим стремлением к истине, красоте, гармонии, которая должна торжествовать в человеческой жизни.

Выполнила: Бородина Вероника