Функции старшего воспитателя доу по фгос. Должностная инструкция старшего воспитателя

I. Общие положения

1. Старший воспитатель относится к категории специалистов.

2. На должность старшего воспитателя назначается лицо, имеющее высшее

4. Старший воспитатель должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.

4.5. Основы доврачебной медицинской помощи.

4.6. Теорию и методику воспитательной работы.

4.7. Основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства.

4.8. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6. На время отсутствия старшего воспитателя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Старший воспитатель:

1. Руководит работой воспитателей.

2. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с обучающимися (воспитанниками, детьми) в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями.

3. Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей).

4. Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение.

5. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

6. Максимально использует возможности микрорайона для развития разносторонней общественно полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей).

7. Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся (воспитанников, детей) представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования.

8. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

III. Права

Старший воспитатель вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Старший воспитатель несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Типовой образец

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)
" " ____________ 20__г.

Должностная инструкция

Старшего воспитателя
_____________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения
1.1. Старший воспитатель относится к категории специалистов.
1.2. На должность старшего воспитателя назначается лицо, имеющее
высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее
___________ лет или ________________ квалификационную категорию.
(II, I, высшую)
1.3. Назначение на должность старшего воспитателя и освобождение от
нее производится приказом руководителя учреждения по представлению

1.4. Старший воспитатель должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства
РФ и региональных органов управления образованием по вопросам
образования;
- конвенцию о правах ребенка;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;
- основы доврачебной медицинской помощи;
- теорию и методику воспитательной работы;
- основы государственной молодежной политики, гражданского и
трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
и противопожарной защиты;
- _________________________________________________________________.
1.5. Старший воспитатель подчиняется непосредственно
________________________________________________________________________.
(руководителю учреждения, иному должностному лицу)
1.6. Во время отсутствия старшего воспитателя (отпуск, болезнь и
пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя
учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет
ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на
него обязанностей.
1.7. ______________________________________________________________.

II. Должностные обязанности
Старший воспитатель:
2.1. Руководит работой воспитателей.
2.2. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и
культурно-массовую работу с обучающимися (воспитанниками, детьми) в
тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими
организациями.
2.3. Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей).
2.4. Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу,
обеспечивает и контролирует ее выполнение.
2.5. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует
обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации
воспитателей, развитию их творческих инициатив.
2.6. Максимально использует возможности микрорайона для развития
разносторонней общественно полезной деятельности обучающихся
(воспитанников, детей).
2.7. Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся
(воспитанников, детей) представителей общественных организаций, шефов,
работников учреждений дополнительного образования.
2.8. Принимает участие в разработке и составлении общего плана
учебно-воспитательной работы.
2.9. ______________________________________________________________.

III. Права
Старший воспитатель вправе:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на
рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности
учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности
работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в
деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от
структурных подразделений и специалистов информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных
подразделений к решению задач, возложенных на него (если это
предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с
разрешения руководителя учреждения).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6. ______________________________________________________________.

IV. Ответственность
Старший воспитатель несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

Осуществление педагогического процесса, обеспечивающего качество дошкольного образования, напрямую связано с повышением профессиональной компетенции педагогов детского сада. Организатором этого направления работы является старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе. Сегодня структура деятельности такого специалиста имеет научное обоснование, выделены функциональные обязанности, создана профессиограмма. Немало научных исследований посвящено уточнению содержания и характера деятельности старшего воспитателя, определению знаний и умений, необходимых для успешного руководства воспитательно-образовательной работой и организацией методической помощи воспитателям, установлению требований к профессиональной подготовке, выявлению его роли в развитии инновационных процессов дошкольного образовательного учреждения (далее — ДОУ).

Должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов ХХ в. Это было связано с необходимостью обеспечить непрерывность воспитания в яслях и детском саду в свете реализации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.59 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В нем предлагалось в целях осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений — ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение. С этого периода дети раннего и дошкольного возраста могли воспитываться в одном учреждении, относящемся к сфере просвещения. Учитывая тот факт, что в группах раннего возраста тогда работали медицинские сестры, для усиления педагогической работы.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.08.60 года № 1197 в типовых штатах яслей-садов утверждена должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях. При наличии в яслях- саду четырех и более таких групп полагалась 1 штатная единица, а для трех групп раннего возраста — 0,5 ставки педагога.

В связи с проведенной унификацией заработной платы в 1965 г. должность «педагог» в яслях-садах переименована в должность «воспитатель-методист». В этот период воспитатель-методист являлся помощником заведующей, при необходимости заменял ее. Должностные функции воспитателя-методиста имели достаточно расплывчатый характер. Основное время в его деятельности было направлено на оказание медицинским сестрам и воспитателям методической помощи в организации игр и занятий, составлении плана работы с детьми, продумыванием вместе с врачом режима дня, организации обмена опытом, причем, внимание сосредоточено на ясельных группах. В его обязанности входило также составление плана методической работы в ДОУ на год, разработка месячных планов.

Воспитатель-методист также принимал участие в подготовке и проведении педагогических совещаний, помогал в организации работы воспитателей с родителями.

В последующие годы, в связи с быстрым ростом численности крупных дошкольных учреждений, рассчитанных на 10-12 групп, должность воспитателя- методиста вводится независимо от их типа (детский сад или ясли-сад) и количества ясельных групп на основе индивидуальных штатов. Типовые штаты дошкольных учреждений, утвержденные приказом Минпросвещения СССР от 31.12.71 № 103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» в наименованиях должностей работников дошкольных учреждений предусматривали должность воспитателя-методиста. Данный документ, введенный в действие на территории РСФСР письмом Минпросвещения РСФСР «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» от 03.02.72 № 59-М,* определял, что эта должность устанавливается в штатах яслей-садов (на 6 групп — 0,5 единицы, а начиная с 8 групп — одна единица) и детских садов (соответственно на 8 и 10 групп).

Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07.01.77 № 3 утверждены «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений». В общих положениях устанавливалось соответствие должностных наименований с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Госстандартом СССР и Единой номенклатурой должностей служащих, утвержденной Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.

В должностных обязанностях отмечалось, что воспитатель-методист осуществляет методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива детского сада (яслей-сада), обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и правильную постановку воспитания и обучения детей во всех возрастных группах. Направляет и контролирует работу, а также оказывает методическую помощь воспитателям и медицинским сестрам, непосредственно работающим с детьми. Было отмечено, что в его обязанности входит организация работы методического кабинета, обобщение инструктивно-методического материала по воспитанию и обучению детей. Воспитатель-методист изучает, обобщает и распространяет передовой педагогический опыт, организует обмен опытом работы, проводит консультации для воспитателей с целью оказания им практической помощи. Важный аспект деятельности воспитателя-методиста — подготовка педсовета. Он выносит на обсуждение педагогических советов актуальные вопросы воспитания детей, обеспечивает подготовку материалов и активное участие воспитателей в их работе, следит за выполнением принятых решений. Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей и обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп детского сада и школы.

В разделе «Должен знать» подчеркивалась необходимость знания нормативной базы дошкольного воспитания, руководящих документов, дошкольной педагогики и психологии, «Программы воспитания…», содержания и методов учебно-воспитательной работы, форм и методов ее контроля, правил охраны жизни и здоровья детей.

Квалификационными требованиями были высшее или среднее специальное образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Для воспитателя-методиста яслей-сада, кроме того, окончание курсов по воспитанию детей раннего возраста.

Таким образом, значимость этой должности повысилась, деятельность воспитателя-методиста теперь распространялась на всех педагогов дошкольного учреждения.

В таком виде эта должность просуществовала до 1 сентября 1984 г. В связи с разрешением поощрять качественную работу воспитателей и присваивать им по результатам аттестации звание «Воспитатель-методист», совпавшего по названию с наименованием должности, приказом Минпроса СССР «О введении в типовые штаты учреждений просвещения должности старшего воспитателя» от 25.06.1984 г. N 71 в типовые штаты детских садов и яслей-садов была введена должность «старший воспитатель». На основании данного приказа должность воспитатель-методист была заменена старшим воспитателем и в яслях, находившихся в ведении Министерства здравоохранения, письмом (внимание редакции! у письма не было названия!) Минздрава СССР от 23.11.84 № 02-14/57- 14. Должности старших воспитателей устанавливались в детских яслях при наличии: 80-139 детей — 0,5 должности; 140 и более детей — 1,0 должность, что было закреплено в «Штатных нормативах медицинского и педагогического персонала и работников кухни детских яслей», утвержденных приказом Минздрава СССР от 12.06.84 г. N 666 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (с изм. и доп. от 14 сентября 1984 г., 2 декабря 1999 г.)

В утвержденном министром просвещения СССР и министром здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС от 29 января 1985 г. № 16 «Положении о детском дошкольном учреждении» , определявшем деятельность на всех дошкольных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности, в разделе основные права и обязанности работников уточнены требования к старшему воспитателю в части полученного профессионального образования. Он назначался из числа лиц, имеющих высшее педагогическое (факультет дошкольной педагогики) образование или лучших воспитателей, имеющих среднее педагогическое (дошкольное отделение) образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. Требования специальной подготовки к руководству работой групп раннего возраста были сняты, в связи с введением соответствующего содержания в дисциплины вузов и педучилищ.

По сравнению с квалификационными характеристиками в этом документе уточнено содержание деятельности старшего воспитателя. Отмечено, что он несет ответственность за правильную организацию учебно-воспитательной работы; осуществляет подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей.

В соответствии с приказом Госкомитета СССР по народному образованию «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых ставок и должностных окладов работников учреждений и организаций народного образования» от 04.06.90 № 375 вновь была восстановлена должность воспитателя-методиста, которая сохранялась до введения в учреждениях бюджетной сферы Единой тарифной сетки.

При согласовании с Минтруда России тарифно-квалификационных характеристик на педагогических работников, от которых зависели уровни оплаты их труда (разряды), не было получено согласия на утверждение тарифно­квалификационной характеристики по должности воспитатель-методист. Учитывая это, Министерство образования России опубликовало сборник «Ответы на вопросы, возникающие при введении дифференцированной оплаты труда работников образования на основе единой тарифной сетки» от 19.05.93 г. № 91-М (в других официальных документах на него ссылаются как на письмо) и рекомендовало оплачивать этих работников, как старших воспитателей на основе тарифно-квалификационной характеристики по должности воспитатель или же вводить должность заместителя заведующего дошкольным учреждением.

В условиях развития вариативности дошкольного образования появилась необходимость уточнить перечень обязанностей старшего воспитателя и требований к его подготовке. В «Рекомендациях по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений» (письмо (с тем же названием) Минобразования РФ от 23.08.93 № 148-М)* для заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе (старшего воспитателя) в должностные обязанности внесены положения, отражающие тенденции реформируемой системы дошкольного образования.

Старший воспитатель:

  • проводит анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ;
  • предлагает на рассмотрение Совета педагогов перспективные

направления развития педагогической деятельности в ДОУ;

  • оказывает квалифицированную помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий;
  • координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.

Особо выделена деятельность, связанная с консультированием родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей; организации просветительской работы для них. Старший воспитатель создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей; совместно с руководителем ДОУ, формирует в нем сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов, психолога, помощника воспитателя и др.) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

Уточнены требования к знаниям старшего воспитателя. Он должен знать:

  • Международную конвенцию о правах ребенка, основы законодательства и нормативные документы по вопросам дошкольного образования;
  • основной курс педагогики и психологии (дошкольной);
  • основы педиатрии, санитарии, гигиены;
  • концепцию дошкольного воспитания;
  • дошкольные образовательные программы и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • ориентироваться в методах диагностики и коррекции развития ребенка;
  • знать основы социальной психологии и теории управления, формы и методы работы с семьей.

Постановлением Минтруда России от 17.08.95 N 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» * (с изменениями от 22 ноября 1995 г.) были введены в действие «Тарифно­квалификационные характеристики (требования) по должностям руководителей образовательных учреждений, специалистов (педагогических работников) и работников из числа учебно-вспомогательного персонала этих учреждений» В перечень специалистов включена должность воспитатель (включая старшего), а в перечень руководителей — заместитель руководителя (заведующего).

Обязанности старшего воспитателя выделены наряду с обязанностями воспитателя. Определено, что при выполнении обязанностей старшего воспитателя он руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения. Планирует воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Привлекает к участию в работе с коллективом детей представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Из текста видно, что должностные обязанности носят обобщенный характер и относятся к разным типам образовательных учреждений и достаточно слабо учитывают специфику деятельности ДОУ. Квалификационные требования к этой должности определяют наличие высшего образования и более быстрое прохождение соответствующих разрядов ЕТС, что обеспечивает повышенную оплату труда.

Должностные обязанности заместителя руководителя (заведующего) в части руководства учебно-воспитательной работой значительно расширены. Он организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива. Координирует работу воспитателей и других педагогических работников по выполнению программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации. Руководит постановлению отказано в государственной регистрации (информация опубликована в региональном выпуске «Финансовой газеты», октябрь 2003 г., N 40, а также в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 1 октября 2003 г. N 36, в газете АКДИ «Экономика и жизнь» октябрь 2003 г., N 41, в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, 2003 г., N 10). Об обжаловании настоящего постановления см. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 ноября 2002 г. N КАС 02­598


профессиональным обучением и планирует эту работу. Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки воспитанников. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников. Составляет расписание занятий и других видов деятельности. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Принимает меры по оснащению помещений современным оборудованием, наглядными пособиями и техническим средствами обучения, пополнению библиотеки и методического кабинета учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

Более четко определены требования по разделу «Должен знать», в которых сделан акцент на знания теории и методов управления образовательными системами; основ экономики, права, социологии; административного, трудового и хозяйственного законодательства; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. В квалификационных требованиях содержится положение о наличии высшего профессионального образования и стажа работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

Учредители дошкольных образовательных учреждений имеют возможность утвердить в штатном расписании ту или иную должность, на практике встречается наличие двух этих должностей в штате ДОУ инновационного типа или работающих в статусе экспериментальной площадки.

При определении содержания деятельности старшего воспитателя или заместителя заведующего, разработке должностной инструкции, являющейся локальным нормативным актом, можно опираться на описание профессиограммы.

Профессиограмма — это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку.

Впервые профессиограмма воспитателя-методиста, а впоследствии старшего воспитателя, была разработана Л.В. Поздняк. Проведенное ею в 80-е годы диссертационное исследование, имело целью определение педагогических условий, обеспечивавших совершенствование подготовки студентов к этому виду деятельности, а результатом — определение структуры и содержания функций воспитателя-методиста дошкольного учреждения, требований к его подготовке. Созданная двухуровневая функциональная модель организаторской деятельности воспитателя-методиста позволила разработать профессиограмму, которая содержала характеристику наиболее существенных черт личности воспитателя-методиста, а также знания, умения необходимые для осуществления организаторской деятельности. Данная профессиограмма использовалась Министерством просвещения СССР при пересмотре «Квалификационной характеристики преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию по специальности № 2110 «педагогика и психология (дошкольная)».

В последнее десятилетие ХХ в. Л.В. Поздняк продолжила эту работу. В течение 20 лет, будучи деканом факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, она возглавляла Учебно-методическую комиссию по педагогике, психологии и методике дошкольного образования Учебно-методического объединения по педагогическим специальностям. Благодаря своей твердой обоснованной позиции, сумела отстоять необходимость выделения педагогической специальности высшего профессионального образования «Педагогика и методика дошкольного образования», направленной на получение квалификации организатора- методиста дошкольного образования. Уточнение профессиограммы старшего воспитателя ДОУ позволило усилить содержание профессиональной подготовки специалистов блоком дисциплин управленческого цикла, направленных на усвоение знаний и умений руководства педагогическим процессом и воспитателями на научной основе.

Профессиограмма старшего воспитателя содержит описание основных функций его деятельности*, в соответствии с которыми он обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей, добивается ее реализации; направляет и контролирует работу педагогов; оказывает методическую помощь педагогам. Важным направлением является методическое обеспечение педагогического процесса, которое включает разноплановую деятельность, направленную на повышение квалификации педагогов, организацию методического кабинета, опытно-экспериментальную работу, пропаганду педагогических знаний среди родителей, осуществление преемственности в работе воспитателей и учителей начальной школы. Каждое направление содержит комплекс действий, обеспечивающих всесторонность реализации разных аспектов деятельности. Профессиональные умения старшего воспитания ДОУ характеризуются как профессионально-организаторские при выполнении функций планирования, организации, контроля, координации, общения. Особо выделяются социальные функции, реализующиеся через различные формы (организация совещаний, выставок, участие в выборной общественной работе и многие другие).

В исследованиях последнего десятилетия, выполненных под руководством Л.В. Поздняк, представлены материалы, позволяющие внедрить в практику ДОУ эффективные способы планирования (Р.К.Тропина), информационного обеспечения (С.В. Савинова), построить методическую работу на диагностической основе (А.Н. Морозова), реализовать исследовательский подход в деятельности руководителя (Е.В. Давыткина), организовать научно­методическую деятельность в ДОУ (О.В. Никифорова), провести гуманитарную экспертизу (И.В. Тимофеева) и т.д.

Специалистами проведены исследования разнообразных проблем, связанных с деятельностью старшего воспитателя, таких как: формирование управленческой и эстетической культуры руководителя ДОУ (М.В. Бурмакина, Т.М. Максимова), развитие управленческого мышления (Л.В. Беляева), управление конфликтами в коллективе (И.В. Сафронова), управленческого мониторинга (Е.И. Терзиогло), совершенствование организации как функции управления (И.А. Селиверстова), методическое руководство исследованием развития ребенка (И.Л. Паршукова), осуществление аналитической деятельности (М.А. Ковардакова, С.Ф. Багатдинова и др.), формирование проектировочной деятельности (И.В. Фадеева), создание системы управления ДОУ по результатам (К.Ю. Белая), управление качеством образовательного процесса (Л.И. Фалюшина), в том числе в учреждениях инновационного типа (Л.Г. Богословец), управление инновационными процессами (В.Н. Казакова, Е.И. Кузьмичева), использование информации в образовательном процессе (Е.С. Комарова, Т.С. Остренко), повышение профессиональной квалификации педагогов (Л.А. Пенькова), педагогической компетентности при общении с родителями воспитанников (Т.В. Кротова) и др.

Многие из этих и других исследований посвящены одновременно проблемам подготовки студентов, овладению ими соответствующими знаниями и умениями в течение обучения в вузе, формированию необходимых профессиональных качеств будущих руководителей.

Безусловно, сегодня можно говорить о необходимости уточнения отдельных положений профессиограммы старшего воспитателя, но концептуальная основа выдержала проверку временем. Современная наука управления ДОУ располагает достаточно обоснованными данными, позволяющими содержательно, эффективно и интересно построить работу старшего воспитателя с педагогическими кадрами, родителями воспитанников, добиться высокого качества воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Педагог для обслуживания детей ясельного возраста

Воспитатель-методист и его должностные функции

Расширение должностных обязанностей воспитателя-методиста

Введение должности «старший воспитатель» и определение его обязанностей

Уточнение обязанностей старшего воспитателя Профессиограмма старшего воспитателя

Справочник по дошкольному воспитанию: Основные законодат. и инструкт. док./Под ред. А.И. Шустов — М., «просвещение», 1980 — С.416-425.

С:\изегз\ЛюдмилаМихайловна\0оситеп1з\Научная работа\СТАТЬИ\Для сайта 2 ГД\Волобуева Л. Старший воспитательное

Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошк. воспитания в сел. местности/ Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В. Дружинина и др. Под ред. Р.А. Курбатовой. — М.: Просвещение, 1988.

— С. 181-190. Документ утратил силу в связи с утверждением Типового положения о ДОУ (1995).

Л.М. Волобуева, Московский педагогический государственный университет, профессор, кандидат педагогических наук.

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция старшего воспитателя в детском саду разработана с учетом требований ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 декабря 2018 года; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования »), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010 г. в редакции от 31.05.2011 г.; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Старший воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением , подчиняется непосредственно заведующему детским садом.

1.3. Старший воспитатель должен пройти медицинский осмотр, ознакомиться с должностной инструкцией старшего воспитателя ДОУ, пройти вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности.

1.4. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего воспитателя детского сада его должностные обязанности могут быть возложены на воспитателя ДОУ из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением, соответствующего требованиям трудового законодательства Российской Федерации.

1.5. Старший воспитатель ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика » и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

1.6. Старшему воспитателю детского сада непосредственно подчиняются все воспитатели дошкольного образовательного учреждения.

1.7. В своей профессиональной деятельности старший воспитатель должен руководствоваться должностной инструкцией старшего воспитателя детского сада, а также:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «» и другими законодательными актами Российской Федерации;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций »;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
  • Уставом и локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
  • Трудовым договором, Договором с родителями и Коллективным договором;

1.8. Старший воспитатель детского сада должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ (в редакции от 29.06.2013г) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ";
  • данную должностную инструкцию старшего воспитателя в детском саду с учетом требований ФГОС ДО;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности воспитателей ДОУ;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы;
  • методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • способы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство Российской Федерации;
  • основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами и презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • Правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.9. Старший воспитатель должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

2. Должностные обязанности

Старший воспитатель детского сада выполняет должностные обязанности:

2.1. Осуществляет методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогических работников, обеспечивая выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2.2. Координирует деятельность воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

2.3. Оказывает учебно-методическую и научную поддержку всем участникам образовательного процесса.

2.4. Осуществляет взаимосвязь и сотрудничество в работе детского сада, семьи и социума.

2.5. Старший воспитатель ДОУ организовывает:

  • работу по подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом дошкольного образовательного учреждения;
  • взаимодействие воспитателей и других специалистов ДОУ для решения задач годового плана и образовательной программы;
  • внедрение педагогики партнерства для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • групповые и тематические консультации, тематические выставки и конкурсы;
  • работу творческих и проектных групп воспитателей и других педагогов-специалистов;
  • работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов, а также по использованию образовательных ресурсов;
  • наставничество с целью оказания помощи молодым воспитателям-специалистам в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства;
  • проведение совместных мероприятий с общеобразовательными учреждениями и другими социальными партнерами;
  • обеспечение информационного поля для родителей о деятельности дошкольного образовательного учреждения с использованием различных ресурсов.

2.6. Старший воспитатель детского сада организовывает проведение мониторинга:

  • в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
  • в конце года – в выявлении уровня достижений каждым воспитанником промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.

2.7. Старший воспитатель ДОУ принимает участие:

  • в подборе кандидатов на должности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов-специалистов;
  • в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  • в обеспечении соблюдения работниками детского сада прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности;
  • в стратегическом планировании, разработке и внедрении программы развития, образовательной программы и годового плана работы организации;
  • в создании положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в социуме;
  • в организации, контроле и координации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками;
  • в организации экспериментальной, исследовательской и проектной работы в детском саду;
  • в развитии и эффективном использовании творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;
  • в установлении связей и развитии сотрудничества с партнерами детского сада (другими дошкольными образовательными учреждениями, школами, библиотеками и т.д.);
  • в работе районных и городских методических объединений.

2.8. Планирует методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и специалистов, предусматривая:

  • уровень их профессиональной квалификации;
  • оказание помощи в самообразовании и методической помощи (в первую очередь начинающим специалистам) в применении в работе с воспитанниками деятельностных технологий, использование форм и приемов организации детей ДОУ;
  • учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
  • в обеспечении преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
  • ознакомление педагогических работников с достижениями современной педагогической теории и практики;
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития ребенка и организации совместной деятельности детей и родителей;
  • оказание помощи при подготовке к процессу аттестации педагогических работников;
  • организовывает обмен опытом работы среди педагогов дошкольного образовательного учреждения с целью повышения их квалификации (открытые просмотры, семинары, тренинги и др. формы).

2.9. Систематически выполняет разного вида контроль и анализ состояния образовательной и воспитательной работы в ДОУ и принятие на его основе конкретных мер по повышению качества и эффективности работы.

2.10. Старший воспитатель в детском саду способствует:

  • обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • обеспечению уровня подготовки воспитанников, соответствующего ФГОС ДО;
  • созданию развивающей образовательной среды, которая обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования и его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников и их родителей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей, являющейся комфортной по отношению к детям и педагогам.

2.11. Старший воспитатель в ДОУ содействует:

  • всестороннему развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в детском саду;
  • формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов воспитанников;
  • непрерывному профессиональному развитию и росту педагогов;
  • выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.

2.12. Контролирует работу воспитателей в части:

  • соблюдения прав и свобод детей, по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса;
  • планирования и выполнения воспитательно-образовательной работы;
  • организации и проведении в группах образовательной деятельности воспитанников, режимных моментов, игровой и самостоятельной деятельности;
  • выполнения годового плана работы дошкольной образовательной организации и решений, принятых на заседаниях педсоветов;
  • самообразования.

2.13. Старший воспитатель оказывает методическую помощь воспитателям, которые занимаются воспитательно-образовательной деятельностью с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует с медицинскими организациями.

2.14. Ведет в установленном порядке необходимую документацию, своевременно представляет заведующему ДОУ необходимые данные и сведения (в соответствии с номенклатурой дел дошкольной образовательной организации).

2.15. Строго соблюдает свою должностную инструкцию старшего воспитателя в ДОУ, права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации » и Конвенции о правах ребенка, требования охраны жизни и здоровья воспитанников, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка детского сада.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство педагогических работников, а также воспитанников детского сада.

2.18. Систематически повышает свой профессиональный уровень, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.19. Проходит в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению заведующего дошкольным образовательным учреждением.

3. Права

Старший воспитатель ДОУ имеет право:

3.1. Старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации », Уставом и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

3.2. В пределах своей компетенции принимать участие в разработке Программы развития, образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения, должностных инструкций воспитателей.

3.3. По вопросам, входящим в его компетенцию, вносить на рассмотрение администрации детского сада свои предложения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса и методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности детского сада недостатков.

3.4. Требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий для выполнения своих профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.5. Проверять работу непосредственно подчиненных ему сотрудников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно воспитателям курируемых групп.

3.6. Знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, которые касаются его профессиональной деятельности.

3.7. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).

3.8. На предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.9. Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции.

4. Ответственность

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего детским садом, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией старшего воспитателя в детском саду, в том числе за не использование предоставленных прав, старший воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ;

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка старший воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации ". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, несет ответственность в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За виновное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

4.5. За невыполнение требований по охране труда, пожарной безопасности, неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации детского сада произошедшего несчастного случая несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Порядок аттестации

5.1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. При этом стаж и категория воспитателя никоим образом не может повлиять на периодичность проведения процедуры проверки. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.

5.2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию самого работника в целях повышения имеющейся категории.

5.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 г. Москва «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений » старший воспитатель может обратиться в аттес­тационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «»;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

5.4. Старший воспитатель может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

  • обладания первой квалификационной категорией;
  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования »;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

6. Регламент взаимоотношений и связи по должности

Старший воспитатель детского сада должен:

6.1. Работать в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ, участвовать в плановых общих мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.

6.2. Самостоятельно планировать свою работу, разрабатывать и своевременно предоставлять на утверждение план работы.

6.3. Осуществлять координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

6.4. Своевременно предоставлять заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе или непосредственно заведующему детского сада письменный отчет о своей деятельности.

6.5. Получать информацию от заведующего и заместителя заведующего дошкольным образовательным учреждением по воспитательно-образовательной работе, информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомиться под расписку с соответствующими документами.

6.6. Принимать участие в совещаниях, педагогических советах, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.

6.7. Систематически обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.

7. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

7.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

7.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

7.3. Факт ознакомления старшего воспитателя с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностная инструкция
старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Старший воспитатель относится к категории специалистов и является педагогическим работником.

1.2. Старший воспитатель назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. Старший воспитатель подчиняется заведующему ДОУ и заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.

1.4. На должность старшего воспитателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.

1.5. В своей деятельности старший воспитатель руководствуется законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, Уставом ДОУ, коллективным договором, локальными нормативными актами ДОУ.

1.6. Старший воспитатель должен знать:

    приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

    законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

    Конвенцию о правах ребенка;

    педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

    психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, методы и формы мониторинга деятельности воспитанников, педагогическую этику;

    теорию и методику воспитательной работы;

    методы управления образовательными системами, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

    современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (заменяющими их лицами), коллегами по работе;

    технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    основы экологии, экономики, социологии, трудовое законодательство;

    основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;

    правила охраны труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Старший воспитатель ДОУ:

2.1. Осуществляет координацию деятельности воспитателей и других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды ДОУ.

2.2. Оказывает методическую помощь воспитателям и другим педагогическим работникам, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению их квалификации, развитию творческих инициатив.

2.3. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

2.4. Содействует созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе.

2.5. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, организуемых в ДОУ.

2.6. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.

2.7. Участвует в обеспечении соблюдения работниками ДОУ прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности.

2.8. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников, в т. ч. с помощью электронных форм.

2.9. Участвует в разработке планов (программ) воспитательной работы в ДОУ.

2.10. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

2.11. Работает в тесном контакте с воспитателями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (заменяющими их лицами) воспитанников.

2.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в оказании методической и консультативной помощи родителям (заменяющим их лицам).

2.13. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.14. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.

3. Права

Старший воспитатель имеет право:

    в пределах своей компетенции и в порядке, определенном уставом, давать необходимые указания педагогическим работникам ДОУ, требовать качественного выполнения работы, присутствовать на занятиях с воспитанниками, получать от педагогических работников ДОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

    участвовать в управлении ДОУ, защищать свою профессиональную честь и достоинство;

    свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;

    представлять на рассмотрение заведующего ДОУ предложения по вопросам своей деятельности;

    требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

    повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

4. Ответственность

Старший воспитатель несет ответственность:

    за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей – в соответствии с трудовым законодательством;

    за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, – в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;

    за причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________