Где находится река кама. Пермь-Великая

Кама начинается на северо-востоке Удмуртии. Исток ее лежит среди невысоких холмов Верхнекамской воз­вышенности, у дер. Карпушата Кезского района. Она вытекает из колодца, вырытого под старой березой, несколькими клю­чами- Дальним, Верхним и другими. Струйки ключей слива­ются в небольшой ручеек, который устремляется по дну неглу­бокого лога, заросшего черемухой и рябиной.

Камский ручей, слившись с маленькой речкой Быструшкой и ручьем Якунина Кама, становится небольшой рекой, которая течет на северо-запад на протяжении около 35 км и уходит за пределы республики. В среднем течении она снова возвраща­ется в Удмуртию и пересекает ее восточную и юго-восточную части на протяжении 180 км. Здесь Кама - крупная река, име­ющая широкое, хорошо разработанное русло и обширную пойму.

Длина Камы - 2032 км. Площадь бассейна - 522 тыс. км2 (в 2 раза больше площади бассейна Оки). В европейской ча­сти России Каму по длине превосходят только три реки: Волга, Урал и Днепр. Если бы Кама текла прямо, ее путь оказался бы в 4,5 раза короче- от истока до устья по прямой всего 445 км. В верхнем течении Кама образует как бы гигантскую петлю. Такое своеобразное направление ее течения объясняет­ся влиянием древнего оледенения, в результате которого про­изошла перестройка речной сети бассейна Камы.

Кама - равнинная река. Высота ее истока-331 м над уровнем моря, у г. Сарапула - 64 м, в устье - 36 м. Средний
уклон ее невелик, около 0,11%, однако больше волжского почти в 2 раза. Скорости течения Камы (до строительства во­дохранилища) при низких летних (меженных) уровнях 0,32-0,93 м/сек, при повышенных уровнях-до 1 м/сек и бо­лее.
Но падение Камы неодинаково в различных частях тече­ния. Река еще далеко не достигла полного профиля равновесия и продолжает углублять свое русло.

Кама - многоводная река. Средний годовой расход у г. Сарапула, по наблюдениям с 1914 по 1954 год,- 1730 м3/сек,
наибольший - 2510 м3/сек, наименьший- 1070 м3/сек (до по­стройки Камской и Воткинском ГЭС). После создания Камско­го н Боткинского водохранилищ расход составляет 1820 м3/сек. Средний годовой расход в устье реки - 3,8 тыс. м3/сек.

По водности среди рек России Кама занимает девятое место.

Ширина русла Камы в среднем течении колеблется от 500 до 1500 м. Русло ее неустойчиво из-за легкой размываемости пород, слагающих пойму, поэтому Кама имеет много рукавов п проток, образующих острова, а также старорсчий и озер в пойме. Многие из таких озер зарастают и превращаются в болота.

Глубина на плесах колеблется от 2,5 до 3 м, па перека­тах- 1,6-1,8 м. На участке ниже дер. Мазунино до с. Каракулино глубины уменьшаются до 0,4 м (Мазунинский перекат). Дальше вниз по течению глубина увеличивается и достигает 8-9 м. После впадения р. Белой Кама становится более широ­кой и полноводной. Мелководных перекатов здесь нет.
Средняя продолжительность ледового покрова 5-5,5 меся­ца. Замерзание в верховьях начинается раньше, чем на нижних участках течения реки; вскрытие происходит в обратном на­правлении.

В среднем в Удмуртии Кама замерзает 17 ноября (с отклонениями в обе стороны на 11 -14 дней). Свободной от льда река становится 2 мая (с отклонением на 10-14 дней). Про­должительность навигационного периода - приблизительно 180 дней.

Весенний подъем уровня начинается за 2-3 дня до вскры­тия реки. Б весенние месяцы проходит более половины всего годового стока. Средняя продолжительность весеннего поло­водья у Сарапула - 65 дней. Подъем воды иногда более 5 м над нулем графика. Нередко река выходит из берегов, затоп­ляя всю ширь поймы и разливаясь на 10-12 км. Расходы воды увеличиваются в 80-100 и даже в 120 раз. В меженное время уровень воды в реке падает и она суживается местами до 600-700 м.

По данным гидролога Д. Л. Соколовского, обобщившего столетние наблюдения на Каме, за три весенних месяца река проносит 61% всей водной массы, а за остальное время года - всего 39%. Талые снеговые воды играют в питании реки глав­ную роль, а дождевые осадки и грунтовое питание - второсте­пенную.

Минерализация воды в реке меняется от 132 до 328 мг/литр. Минерализация воды ее притоков на 100-200 мг/литр выше: до 255-368 мг/литр.

По классификации О. А. Алекина, Кама относится к рекам средней минерализации. Наименьшая жесткость воды наблю­дается в период весеннего половодья, наибольшая - в конце зимы.

Ежегодно Кама выносит в Волгу 130 млрд. м3 воды и до 500 тыс. т наносов.

Температура камской воды постепенно повышается и дости­гает максимума в июле (но многолетним данным, средняя июльская температура 4-20,4°). В протоках и затонах темпера­тура выше, чем в основном русле.

На территории Удмуртии в Каму впадает много притоков: с правой стороны - Сива, Нечинка, Большая Сарапулка, Ма­лая Сарапулка, Иж, Тойма, Вятка и другие: с левой - Боль­шая Ужуиха, Шолья, Камбарка, Буй, Белая и другие.
Кама и ее притоки имеют очень большое значение в разви­тии хозяйства Удмуртии. В Прикамском районе Удмуртии про­живает до 12% всего населения республики.

На Каме и ее притоках расположены крупнейшие города Удмуртии: Сарапул, Ижевск, Воткинск, Камбарка. При впаде­нии в Каму р. Большой Сарапулки находится г. Сарапул, имею­щий важное промышленное и транспортное значение. Сара­пул - крупный порт. Возле города построен железнодорожный мост через Каму, по которому проходит железная дорога Мо­сква - Екатеринбург.

Сарапул-один из красивейших прикамских городов. Свет­лая линия строящейся набережной ограждает город со сторо­ны Камы; с запада плотной стеной подступает массив смешан­ного леса; с севера высится Старцева гора. Это - одно из жи­вописнейших мест на Каме. С высокого яра (более 80 м над рекой) открывается раздолье камской долины. Низкое левобе­режье ее покрыто лесами. Правый высокий берег поднимается над рекой лесистыми косогорами, нередко круто обрывающи­мися к воде. Этот своеобразный, хорошо сохранившийся уго­лок лесного Прикамья является замечательной естественно-природной достопримечательностью Удмуртии, подлежащей охране и изучению.

В 20 км ниже Сарапула на левом берегу находится порт Камбарка - один из самых больших перевальных пунктов всего Камского бассейна. По объему грузооборота Камбарка усту­пает только Перми. От Камбарки до устья р. Белой Кама течёт большей частью в низких пойменных берегах. Здесь много архео­логических и исторических памятников. Так, против устья р. Бе­лой, впадающей в Каму слева, у с. Чеганды находятся копанные в почти отвесном берегу многоэтажные глубокие пещеры. По видимому, здесь в древности добывались медные руды; позднее пещеры использовались разбойниками, так как из пещер на большом протяжении хорошо видно течение Камы и Белой. На случай облавы из пещер был вырыт длинный подземный ход в глубокий, заросший лесом овраг. Сейчас пещеры привлекают многочисленных туристов. Поблизости отсюда находится Чегандинское городище бронзового века. Вещи, найденные здесь при раскопках, хранятся в Сарапульском краеведческом му­зее. На правом берегу Камы есть еще ряд памятников истории Прикамья.

В наше время на границе Удмуртии с Пермской областью на Каме сооружена мощная Воткинская гидроэлектростанция (1 млн. квт). Среднемноголетняя выработка энергии 2,3 млрд. квт/час. Плотина поднимает уровень Камы на высоту 23 м. Воткинское водохранилище имеет площадь 1125 км2, объем - 9,7 км3. По объему и размерам оно лишь немного уступает Камскому морю. Наибольшая ширина водохранилища 10-12 км. Береговая линия имеет слабую изрезанность, поэто­му процессы разрушения берегов проходят менее интенсивно, чем на Камском водохранилище.

В Воткинское водохранилище впадает 57 небольших рек. Оно оказывает большое влияние па камские притоки вслед­ствие затопления их приустьевых участков. Подпор плотины Воткинского гидроузла распространяется вверх по Каме на 365 км. Верхняя граница моря вплотную подошла к Перми, до плотины Камской ГЭС.

Создание водохранилища обеспечило сезонное регулирова­ние стока Камы ниже плотины Боткинского гидроузла. Средне­суточный расход здесь в настоящее время около 4000 м3/сек, что в 2,5 раза превышает расход Камы в естественном состоя­нии в створе гидроузла до строительства плотины. Водохрани­лище создает благоприятные возможности для комплексного использования водных ресурсов реки. Транспортные условия на Каме в пределах Удмуртии улучшились на протяжении 100 км. После заполнения водохранилища водой образовались широкие плёсы с глубинами до 20-25 м. Судовой ход был спрямлен и расширен до 300-400 м, что позволило организовать двусто­роннее движение судов и плотов и сократило прямой водный путь между Пермью и портами нижней Камы на несколько
десятков километров. Объем перевозок от Перми до Сарапула и далее к устью реки возрос примерно в 2 раза. У плотины Воткинской ГЭС на левом берегу Камы вырос новый город - Чайковский.

Электроэнергия Воткинской ГЭС поступает по линиям вы­сокого напряжения в Пермскую область и в Удмуртию.
Кама -одлна из важнейших водных магистралей европей­ской части России. Навигация на ней длится более 6,5 месяца. Кама соединяет Удмуртию с Уралом, Поволжьем, Волго-Вят­ским и Центрально-Промышленным районами. Ежегодно по Каме перевозится свыше 40 млн. т разнообразных грузов, что составляет пятую часть грузооборота рек России. По Каме перевозятся миллионы тонн леса, нефти, хлеба, строительных материалов и других грузов. По объему перевозок лесных гру­зов Кама занимает одно из первых мест в мире. Водные ресур­сы используются для бытовых и технических целей. На кам­ских берегах расположены десятки городов и населенных пунк­тов. Кама-это река большого прошлого, замечательного на­стоящего и прекрасного будущего.

Река Кама главный приток Волги, и одна из самых крупных рек Европейской части России. Существует даже мнение что это не Кама впадает в Волгу а наоборот. Так как русло Камы возникло раньше, бассейн у нее больше, и количество притоков тоже больше. Но в географии многое значит традиция, а русские начали осваивать Каму с бассейна Волги , поэтому и считается что Волга вежнее.

Група Чайф, песня «Кама река»:

Характеристика реки Кама.

Карта:

Длина реки: 1805 км. До строительства трех плотин была больше 2 тыс. км.

Площадь бассейна водосбора: 507 000 кв. км.

Где протекает: Кама берет начало в селе Кулига, Удмуртской Республики, из четырех ручей. Высота истока находится на 331 метр выше уровня моря. В верхнем течение река течет по извилистому руслу,образуя в пойме многочисленные старицы. Полноводной река становится лишь после впадения в нее Вишеры. Здесь стоит сказать еще про один спорный момент, на самом деле следует считать что не Вишера впадает в Каму, а наоборот. Поэтому если судить строго по науке, то Вишера должна была стать главной рекой России, а не Волга и не Кама. Но историю не изменить, поэтому лучше оставить все как есть.

В низовьях река разливается по широкой долине образуя рукава. Здесь ширина русла равна 450-1200 м. Ниже устья реки Вятки Кама впадает в Волгу, а точнее в Камский залив, Куйбышевского водохранилища. Здесь в пойме реки расположено такое красивое место как Танаевские пойменные луга .

Притоки: в Каму впадает 73 718 рек, большую часть (94,5%) из них составляют небольшие речушки длиной до 10 км. Все правые притоки (Коса, Уролка, Кондас, Иньва, Лысьва, Обва) и некоторые из левых (Весляна, Лунья, Леман, Южная Кельтма) - это равнинные реки. Горные реки текут из Уральских гор и впадаеют в Каму с левой стороны. Это Вишера, Яйва, Косьва, Чусовая (особенно хороша)…

Режим реки

Питание реки большей частью снеговое, но также есть и дождевое и подземное. Во время весеннего половодья (с марта по июнь) через реку проходит 62,6 % годового стока. Колебания уровня воды 7-8 метров.

Замерзание: Река покрывается льдом в ноябре (начало ноября в верховьях и конец ноября в нижнем течении), лед держится до апреля.

Хозяйственное использование

На реке создано три водохранилища, это: Камское, Нижнекамское и Воткинское водохранилища.

Ниже Соликамска на берегах реки построено большое количество заводов. Поэтому экологическая ситуация в среднем течении и ниже оставляет желать лучшего.

Вообще на реке Кама промышленность имеет богатую и давнюю историю, даже название города Соликамск говорит о том что здесь добывали соль.

Больше смотрите в видео фильме: «Хребет России: Пермский край»

Города на Каме: Соликамск, Березники, Пермь, Краснокамск, Чайковский, Нефтекамск, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь и другие.

Биологические ресурсы, обитатели: основные виды рыб в реке, это сазан, жерех, карась, осетр, лещ, стерлядь, судак, окунь, ерш, налим, сом, щука и другие.

Отдых на Каме может быть разнообразным. Любители активного отдыха и сплавов предпочтут верховья реки. Для предпочитающих более спокойный отдых построено большое количество На баз отдыха, рыболовных хозяйств, профилакториев. Как место для рыбалки Кама тоже представляет интерес, но из-за экологической ситуации лучше ограничится верховьями.

Видео: «Прогулка по реке Кама, в акватории города Пермь HD»

Видео: «Зима. Кама. Славянская рыбалка.»

В европейской части России протекает главный приток Волги – река Кама, которая является одной из крупнейших водных артерий региона и страны. Есть мнение, что не Кама служит притоком Волги, а наоборот. Величественная Кама начинает свое течение с истока, расположенного в Удмуртии в селе Кулига из четырех ручьев. Речной исток расположен на Верхнекамской возвышенности на высоте 330-ти метров над уровнем моря. В Куйбышевском водохранилище на Волге Кама завершает свой долгий путь, протяженностью в 1805 км.

Общее описание

В верхнем течении русло Камы извилистое и образует многочисленные старицы – пойменные озера. На протяжении 125 км речной поток движется в северо-западном направлении, после чего поворачивает на северо-восток (еще 200 км). Крутой изгиб потока направляет Камские воды в южном направлении по территории Пермского края. Вначале узкий речной поток разливается полноводной рекой после впадения в Каму реки Пильвы (Республика Коми) и Вишеры (границы Свердловской области).

Самые важные факты:

  • Река Кама является сухопутной
  • На Каме есть 3 водохранилища
  • Водное питание – талые воды
  • Ледостав наступает в ноябре
  • В Каму впадает 73000 разных рек

Площадь камского водосбора составляет 507 кв.км. Большая часть притоков, впадающих в Каму, - небольшие потоки протяженностью до 10 км. Самые крупные впадающие реки: горные – Вишера, Чусовая, Косьва, Яйва, равнинные – Коса, Уролка, Весляна, Леман, Кондас. Для точности – в Каму впадет 73718 рек. Помимо талых вод и притоков реку питают подземные источники и дожди. Наибольшая глубина водной артерии отмечается в Камском водохранилище – 30 м, а средние колебания уровня воды – 7-8 метров.

Водохранилища и хозяйство

Исторически освоение Камы началось с волжского бассейна. До строительства плотин протяженность реки достигала 2000 км. Водные потоки Волги и Камы, ранее протекавшие параллельно, разделяла 12-тикилометровая каменная гряда. Теперь река впадает в Камский залив Куйбышевского водохранилища, ширина которого на отдельных участках достигает 40 км. Здесь же расположена местная природная достопримечательность Танаевские пойменные луза на территории национального парка «Нижняя Кама».

Водохранилища реки Камы

Камское - Начинается с р. Уролки протяженностью 140 км, правый приток Камы. Плотина Камкой ГЭС расположена в Перми. Длина Камского водохранилища – 350 км, ширина – 14 км, глубина – 30 м.
Нижнекамское - Плотина Нижнекамской ГЭС расположена в Набережных Челнах. Протяженность водохранилища 185 км, его ширина – 20 км, а глубина – 22 м.
Воткинское - Плотина Воткинской ГЭС находится в Чайковском, среднем по величине городе. Размеры Воткинского водохранилища – в длину 365 км, по ширине 9 км, по глубине 29 м.

Фото Камы



После строительства плотин на Каме скорость течения реки уменьшилась в полтора раза, а водный поток изменил цвет и стал более темным. Интересно, что у Камы нет устья, поскольку его образуют воды Куйбышевского водохранилища Волги. Исторически сложилось так, что Волгу считают главной русской рекой, впадающей в Каспийское море, хотя Кама более полноводная и широкая.

Кама славится живописными берегами, судоходный путь имеет протяженность от устья до Соликамска и поселка Керчево. До 1995 года здесь был крупнейший рейд сплава леса. По Каме можно доплыть в Москву и Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону, Астрахань и Волгоград. Каму любят речные туристы – по полноводности и живописности берегов она споит с могучей Волгой.


Река Кама является самым крупным притоком Волги. Она протекает по европейской части РФ и берет свое начало с Верхнекамской возвышенности неподалеку от деревни Карпушата. Характеризуется извилистым руслом, которое значительно расширяется после впадения в Каму Вишеры. На данном участке находится большое количество островов и мелей. Впадает река в Камский залив. Общая ее длина составляет 1805 км. Питание реки происходит преимущественно подземными водами.

Река Кама на карте


Среди самых крупных населенных пунктов, которые расположены на берегах Камы, можно выделить Соликамск, Краснокамск, Пермь, Сарапул, Нижнекамск, Набережные Челны. В Каму впадает более 70 тыс. притоков, наиболее значительными из которых являются Южная Кельтма, Чусовая, Вишера, Пильва, Лупья, Полрыш и прочие.

Рыбалка и отдых на реке Кама


В верхнем течении Камы обитают хариус и таймень. Кроме них в водах реки водится стерлядь, осетр, сазан, судак, налим, сом. Рыбаки не остаются без улова, на удочку хорошо идет окунь, ерш, язь. Ловится жерех, уклея, голавль, щука, карась, густера. Кроме того Кама имеет промысловое значение: в ее водах проживает множество рыб, таких как лещ, осетр, судак, стерлядь, сазан, окунь и многие другие.

На реке Кама созданы несколько водохранилищ и работают гидроэлектростанции. Наиболее крупной является Камская ГЭС, близ которой располагается Камское водохранилище. Кама судоходна: на ней находится множество портов и пристаней. Также водными путями она соединяется с другими крупными реками, такими как Обь, Волга, Нева, Дон и прочие. По реке проходят многочисленные круизные и пассажирские рейсы. Также здесь проводятся крупные парусные соревнования - «Кубок Камы».

Природа Камского бассейна и реки Камы весьма разнообразна. В верховьях к ее берегам подступают горные склоны Уральского хребта. Затем Кама течет по плоскогорью и низменным равнинам.

В верхнем течении реку обступают сибирская тайга и хвойные леса, в нижнем течении – дубовые рощи и смешанные леса. В лиственных лесах преобладает береза, клен, ясень, липа, осина. Как подлесок растет лещина, черемуха, крушина, жимолость, бересклет.

Животный мир представлен более 40 разнообразными видами. В лесах водятся куницы, белки, ласки. Встречаются лоси, кабаны, косули, волки, зайцы. В отдаленных глухих уголках обитает рысь. В таежных лесах встречается бурундук и кедровка.

Много лесной птицы: дятел, кукушка, синица, снегири, коростель. Обитают сойка филин, удод, орлан, лунь. Из редких видов, занесенных в Красную книгу, встречаются беркут, балобан, скопа, сапсан, черный аист.

У воды гнездятся чайки, утки-кряквы, лебедь шипун, вальдшнеп. В весеннее время в пойменных лугах встречаются журавли, дикие гуси. В зимнее время на открытых пространствах можно встретить полярную сову.

Из водной растительности преобладают кубышка желтая, кувшинка, рогоз, камыш. На поверхности воды, в затонах и заливах реки развита водная растительность. Хорошо развита и подводная растительность. Использованы фотоматериалы из Wikimedia © Foto, Wikimedia Commons

Трудно представить себе человека, который не имел бы представления о такой шишкинской картине, как "Утро в сосновом лесу", который не знал бы шишкинскую "Рожь" или "Корабельную рощу". На ряде своих полотен живописец запечатлел и окрестности родной Елабуги. На небольшей остановке зайдите в местный музей. В музее имеются экспозиции краеведческого характера и стенд, посвященный героине Отечественной

войны 1812 года Надежде Дуровой. Необыкновенная судьба "девицы-кавалериста" привлекала в разное время писателей и драматургов. Выйдя в отставку, Дурова поселилась в Елабуге и написала здесь свои

воспоминания, которые высоко оценил Пушкин. Могила Дуровой находится на старом городском кладбище.

Река Белая приходит к Каме между низменных берегов поймы, и возможно, с парохода устье притока было бы плохо различимым, если бы не цвет воды. Тут разница в окраске особенно резка и заметна. Воды реки Белой врезаются в камские и теснят их своим широким потоком, над которым кружатся чайки. Длина Белой, главного притока Камы, - 1420 километров. Начинаясь в горах Южного Урала, Белая устремляется затем на равнины Башкирии, связывая с Камой ряд городов этой автономной республики и ее центр Уфу. По существу в бассейне Белой находится почти вся равнинная часть Башкирии. По реке перевозится много леса, хлеба, нефти.

Пароход идет под мост казанской железной дороги, и почти тотчас же можно заметить еще далекий Сарапул. Невысокий остров сначала закрывает часть города, расположенную в низине. Но вот остров кончается, и Сарапул виден весь. Это один из наиболее привлекательно расположенных городов Прикамья. На фоне зеленого густого бора белеют кварталы, занявшие склоны долины речки Сарапулки, пересекающей город. Центральная часть Сарапула застроена каменными домами, среди которых особенно выделяются здания горсовета и ремесленного училища, обращенные к нам фасадами. Над всем этим господствует гора с крутыми склонами, оканчивающаяся резко очерченным мысом. Сарапул возник еще в конце XVI века. Приречная часть города в наибольшей степени сохранила черты далекого прошлого.

Здесь можно увидеть следы древнего городища, старинные монастырские стены. Кстати, само название города на языке стародавних обитателей Прикамья означало "желтая рыба", т. е. стерлядь, которая, очевидно, водилась тут в изобилии. При прогулке по городу следует обратить внимание на деревянные резные украшения оконных наличников, ворот и даже стен домов: резьбой по дереву сарапульские умельцы особенно славились.

Через два часа пароход завершит рейс у Молотовского речного вокзала, но близость большого города явственно чувствуется.

Вот слева пристань Закамск. Это уже заречный Кировский район Молотова. Вдоль берегового яра далеко уходит сосновый бор. Но присмотритесь: сосны остались только у самого берега, а дальше, вглубь, все занято кварталами жилых домов, цехами предприятий. Кое-где сосны гуще, под ними расположены либо дома дачного типа, либо легкие постройки пионерских лагерей. Вот над Камой отчетливо вырисовались пролеты

железнодорожного моста, построенного более полувека назад. И до него, и сразу после него справа от нас берег занят причалами промышленных предприятий. Дым фабричных труб стелется над рекой. Утесом вздыбился элеватор. Опять видны краны - это один из участков старого Молотовского порта.

В этом районе еще много неказистых домов и складов, построенных камскими пароходчиками. Но вот начались молотовские причалы пригородного сообщения. Видна башня картинной галереи и стоящее у

самого края откоса высокое здание с колоннами - управление Молотовлеса. Город Молотов, самый крупный промышленный и культурный центр Прикамья, значительно моложе многих уральских городов.

Шлюзовой мир реки Кама. Судно идет к шлюзу. Он не похож ни на одно из сооружений, которые

встречаются по пути из столицы. Дело в том, что Кама - первая в стране шлюзованная река с огромным сплавом леса. Шлюз обычной конструкции никогда не смог бы пропустить за навигацию те 10-12 миллионов

кубометров древесины, которые идут через "лестницу" Камского гидроузла. Правая по течению, или, как ее называют, "Западная нитка" шлюза предназначена исключительно для спуска плотов по Восточной, или левой; пропускают - в зависимости от надобности - и суда, и плоты. Все сооружения шлюза растянулись в длину на 2,5 километра. Наше судно направляется к левой "нитке".

НИЖНЕКАМСК - ПРИСТАНЬ - КРАСНЫЙ КЛЮЧ

ПРЕДАНИЯ О РЕКЕ КАМА

Это было в те далекие времена, когда на пространстве от Белого моря до Уральских гор и от Уральских гор до Черного моря жили древние Ведические Боги. Они рождались,обустраивали землю,просвещали людей, сменяли друг друга. И то, что совершалось на небе, обязательно оставляло следы на Земле. Настало время, когда у рожденной от лучей Золотистых звезд Златы Майи и Бога Вышня родился сын Крышень. Во лбу у него сияла, а в руках у него Звездная книга Вед. Много знаний он открыл Богам и много совершил добрых дел на небе. У богини Вод Водыни и Бога солнца Ра выросла красивая дочь Рада. Встретились Крышень и Рада и полюбили друг друга. Как родился у них сын Кама - вся природа ликовала, цветы расцветали, соловьи распевали, было на небесах пирование великое. Как - то ехал Кама по полюшку - видит в поле наездница Ока, конь играет, шлем сверкает, на руке соловушка. Стали они пускать друг в друга любовные стрелы. И в любовном поединке оба погибли. Там, где протекла кровь Камы - протекает река Кама, где кровь Оки - река Ока. На небе Бог Кама стал Богом любви. Звездную книгу Вед восприняли Волхвы и передали ее людям. Крышень появляется на небе легким, золотистым облачком, Рада обернулась и приносит людям радость. Река Кама стала источником и символом чистой, дарующей силу и наслаждение воды. В старину на Руси шаман именовался Кам. Камлание - обрядовое действо шамана. Сейчас среди учёных идёт спор, где действительно начинается Кама. Одни утверждают, что в соседней деревне Жерноково, другие выяснили, что первый правый приток Камы - Камка полноводнее и длиннее. Но в Кулиге самый бурный родник (колодец 6 м наполняется и вытекает ручейком).

УСТЬЕ РЕКИ ЗАЙ - ТАТАРСТАН

Мифы и предания славян - Ра, Ока, Кама и Алатырка

Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою - той, что Явь и Навь разделяет».

И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении - Белой Воложкой, в нижнем - Доном (в древности Волга и Дон сходились близ Волге-Донского канала).

На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Черный Ворон украл Каму и понес его над морем, а потом сбросил с высоты.

Бога Каму проглотил кит, но Кама попросил помощи у Всевышнего и был услышан. Всевышний повелел, и кит изверг бога Каму на Землю. И Кама пошел в Ирий. Там его приветствовали все боги.

Лук и стремы дал ему Крышень,

привела коня ему Рада,

я Сварог дал Каме колечко.

Лада-матушка - розу алую.

Если Кама выстрелит в сердце -

вспыхнет сердце любовной страстью.

Коль наденет кольцо на палец -

значит, вскоре сыграют свадьбу.

Коль подарит он розу алую -

будет вечно цвести любовь!

«Книга Коляды», 11 е

Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу.

На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать Друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.

А река Алатырка образовалась так. Как-то раз Крышень на Белогривом коне поехал к Алатырской горе. Вдруг он увидел, что на Алатыре сидит Черный Ворон. Крышень вынул золотую стрелу и натянул лук. Но Ворон ему сказал:

Ты не бей в меня, не стреляй в меня! А послушай-ка весть мою! Призывает тебя Всевышний! Истекла вода из крыницы - и окончилось время Крышня! Наступает иное время! Колесо небес повернулось.

Крышень не послушал и пустил стрелу, но стрела обернулась и попала в сердце Крышня. Кровь, текущая из сердца Крыш- ня, стала рекой Алатыркой.

А когда к Алатырской горе пришли Рада и Майя, они увидели, как Крышень поднимается по склону горы к трону Всевышнего.

Ра - древнее славянское имя Бога Солнца, а также название Ра-реки (Волги) в «Книге Велеса», Ведах Индии (Раса) и Авесте (Ранха), в трудах античных греков и римлян (Ра, Рос).

Наиболее полно миф о боге Ра, о его сыне Хорсе сохранила египетская мифология («Книга Коровы»), что говорит об едином для славян и египтян истоке этого мифа, лежащем в Атлантиде. Ра был женат на Амелфе, когда тек в Черное море, потом потек в Каспийское (Хвалынское) и стал женат на Волыни. О Свадьбе Ра и Волыни (Вялкани) рассказано в «Веде славянъ» (I т.)

Кама и Ока - реки, втекающие в Волгу. Текст о Каме и Оке восстановлен по различным изложениям былин о Дунае (вариант - Доне) и его жене. Заметим, что Дон в древности часто также назывался Ра- рекой, ибо было время, когда Ра-река впадала не в Каспий, а в Черное море. Значит, былина о Доне-Дунае имеет отношение и к Волге, и к Каме (старое имя - Белая Воложка), и к Оке. Истоком Ра-реки (Волги) в древности считали не источник близ озера Селигер, а Урал. То есть Кама тогда именовалась Волгой (в Авесте река Ранха стекает с горы Хукарья, то есть с Урала), а Камой тогда называли реку, вытекающую из источника близ Селигера.

В Индии Каму почитают богом любви. Ока - подобна индийской Лакшми (на Клязьме, впадающей в Оку, сегодня существует город Лакинск).

УСТЬЕ РЕКИ ИЖ Река Кама

ИСТОРИЯ СУДОХОДСТВА НА КАМЕ

Человек с древнейших времен обживал ее берега, использовал в качестве выгодного и удобного транспортного пути, ну и, наконец, слагал о Каме легенды и предания. Путеводители по Каме известных пароходных товариществ не только приглашали милостивых господ отправиться в путешествие по одной из красивейших рек Восточно-Европейской равнины, но рассказывали об истории прикамских городов, больших сел и небольших поселков. В этих путеводителях и называли Каму рекой былых легенд, грозной соперницей Волги…

«Кама долго с Волгой спорила - не хотела в нее течь. Сначала воду ее хотела отбить, отбила половину, а дальше не смогла. Поднялась Кама на хитрость. Сговорилась с коршуном: «Ты, коршун, крикни, когда я на той стороне буду, чтобы я слышала, а я под Волгу подроюсь и выйду в другом месте». - «Ладно», - отвечает коршун. Вот Кама и начала рыться под Волгу. Рылась, рылась, а тем временем коршуна беркут заметил и погнался за ним. Тот испугался и закричал как раз над серединой Волги. Кама услышала этот крик, думала, что она уже на том берегу, выскочила из-под земли и прямо в Волгу угодила». Вот так и несет Кама свои воды вдаль, к Волге, как и сотни лет назад.

ПЛОТ НА КАМЕ

Заселение края, освоение его богатств, - все это неразрывно связано с рекой. Старинные летописи упоминают о том, что еще четырнадцать веков назад торговые караваны с Ближнего Востока плыли по Каме в Пермь Великую и Пермь Вычегодскую. Хотя кто сейчас может с уверенностью сказать, что именно это и стало началом судоходства на Каме. Ибо сама река гораздо древнее.

В арабских источниках обычно называлась Кама - Аги-дель. Можно встретить утверждение и о том, что в старину Кама носила название - Идель, и при том едва ли на том протяжении, какое ей дается ныне, то есть до встречи с Волгой, а до самого конца, до впадения ее в Каспийское море, где был знаменитый город того же имени.

По Каме с севера пришли в лесной край новгородские и московские люди. В русских летописях впервые название «Кама» упоминается в 1220 году, когда «Василько Константинович из Ростова полк посла, а другим с Устюга на верх Камы». Но самыми древними поселенцами в верхнем и среднем течении реки были финно-угорские племена, а в нижнем течении Камы - булгары.

&nnbsp;bsp; РЕКА КАМА ОКОЛО ВЕЛИКИХ БУЛГАР

Благодаря Каме Урал, начиная с XIV века, поставлял Русскому государству пушнину, а позднее соль. С падением же Казанского ханства в 1552 году был открыт сквозной путь по Каме. Это способствовало расширению торговых связей между Уралом и другими русскими землями. И со второй половины XVI века берега Камы начинают активно заселяться русским населением, во многом благодаря Строгановым, основавшим здесь свои солеварни. В верхнем течении Камы появлялись «городки» и «острожки», а наряду с ними и монастыри (Пыскарский Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте старого строгановского монастыря в г. Кангорь). К этому же времени относится и основание нескольких монастырей в среднем и нижнем течении реки. Так, в XVII веке был основан Успенский, бывший Лихотин, монастырь в с. Яромаска.

Однако плавание в XVI веке по Каме было сопряжено с очень большими опасностями. Грабеж был тогда обычным явлением, как видно из «Жития Святого Трифона», написанного в XVII веке: «По реке Каме грабят суда и торговых людей всяких чинов убивают…» Плавание Святого Трифона совершалось на струге в 1572 году вверх по течению реки в Пыскор. Да и суда, использовавшиеся тогда, главным образом, для перевозки грузов, были не самоходными. Получили распространение уже упоминавшиеся струги, ладьи, дощаники, беляны. И строились они здесь же, на Чусовой и на Каме.

СТРЕЛКА НА СЛИЯНИИ РЕК КАМА И ЧУСОВАЯ

Сама река определяла характер сплавных судов: краткий период навигации - лишь шесть месяцев в году, и мелководье большинства притоков Камы. Наиболее совершенным для своего времени стал тип грузового судна, хорошо приспособленный к плаванию по Каме и Волге, причем, как по течению, так и против него, и получивший название расшивы. Расшива была вместительной, и доставляла от восьми до двадцати пяти тысяч пудов груза.

Вниз по течению суда шли под парусом, на веслах, вверх их уже тянули бечевой бурлаки. Бурлачеством занимались прибрежные жители Волги и ее притоков. В крупных городах, таких как Пермь, Чистополь и других, существовало даже что-то вроде бурлацких базаров. Обыкновенно хозяин судна брал бурлаков, исходя из общего веса груза. И на каждую тысячу пудов приходилось от двух до шести бурлаков в зависимости от условий сплава. А в том случае, если судно было большим, то численность артели бурлаков доходила до 60 - 100 человек. Наибольшего развития бурлачество получило в первой половине XIX века, в особенности перед введением пароходства.

УСТЬЕ РЕКИ ШЕШМА - ТАТАРСТАН

Возникновение и развитие в XVII - XVIII вв. крупных заводов и промыслов, отсутствие других видов перевозки грузов, - все это заставляло искать талантливых инженеров и механиков способ механизировать движение судов. Так, еще в 1804 году И.П. Кулибин предложил идею «водоходного судна», движущей силой для которого стала бы сила течения реки. Однако эта идея не нашла практического применения.

В это же время мастер Огурдинского лесопильного завода на Каме А.И. Дурбажев сконструировал и построил «коноводную машину». В народе эта «коноводная машина» получила название «коноводки».

«Коноводка» состояла из плоскодонного судна, на середине которого устанавливался в вертикальном положении ворот. На уровне нижней палубы от вала ворота отходили в радиальном направлении рычаги, в каждый из которых впрягалось по нескольку лошадей. Беспрерывно двигаясь по кругу, лошади вращали вал, на верхний конец которого наматывался канат. Коноводка подтягивалась за канат к якорю, а в это время завозили второй якорь. Именно таким образом судно шло вверх по течению практически беспрерывно. «Коноводки» зачастую вели за собой караван судов, а количество лошадей, в них находившихся, доходило до двух сотен.

Изобретение «коноводок» приписывали и французскому инженеру Поуодебару, служившему при заводах Всеволожского. Так, в «Летописи губернского города Перми» составленной Ф.А. Прядильниковым, говорилось, что в 1816 году «во время сплава соляных караванов показались впервые коноводные машины».

Однако вскоре коноводки были заменены кабестанами, в которых паровые (сорокасильные) ворота заменили конную тягу. Скорость движения кабестанов против течения составляла 2,5-3 версты в час, что было лишь немногим более скорости «коноводки» (в среднем около 2 верст в час). Применение кабестанов также не решило проблем судоходства и оказалось непродолжительным.

Первая половина XIX века ознаменовалась значительным развитием судоходного дела. В 1815 году на Неве появился первый в России пароход, построенный в Петербурге на заводе Берда. В 1817 г. был построен и первый пароход в Волго-Камском бассейне на Пожевском заводе В.А. Всеволожского. Весной 1819 г. жители г. Перми были удивлены появлением на Каме двух пароходов г. Всеволожского. Именно В.А. Всеволожский стал первым строителем и пароходовладельцем на Каме и Пожве. Это событие перевернуло весь существовавший до этого строй и ознаменовало начало нового этапа в истории судоходного дела.

Первый пожевский пароход имел узкий деревянный корпус. Мощность машины составляла всего 24 лошадиные силы. Применение паровых судов доказало преимущество перед «коноводками» и кабестанами. Вскоре были построены еще два парохода в 36 и 6 лошадиных сил.

Первый рейс этих пароходов («паровых ботов» или «стимботов», как их тогда называли), однако, оказался неудачным. В августе 1817 г. они отправились в рейс на Волгу. Подразумевалось, что они дойдут до Нижнего Новгорода и проследуют далее, в Москву. Но рано начавшаяся зима заставила суда вернуться на Каму, где они и зазимовали. А весной 1818 г. были срезаны ледоходом.

СОРОЧЬИ ГОРЫ - САМЫЙ ДЛИННЫЙ В ТАТАРСТАНЕ МОСТ

Часто зачинателем пароходного дела становилось купечество. Купцы, владельцы заводов стремились иметь суда для обеспечения собственных грузоперевозок. Так, в 1839 г. один из пароходов купца Киселева с грузом товаров поднялся с Волги на Каму до г. Перми, и ушел обратно на Волгу. Купец А.В. Татаринов в 1841 г. на своем пароходе «Опыт» возил хлеб. Вместе с Татариновым вошел в компанию его родственник, сарапульский купец И.С. Колчин. И уже совместно ими был построен пароход «Вера». Однако при строительстве третьего парохода, компаньоны потерпели неудачу, в результате которой Татаринов разорился, и взятый им подряд по доставке водой 150 тыс. кулей муки в Кронштадт не был выполнен.

В 1846 году в Перми было образовано «Пермское пароходное товарищество». Значимым этот факт стал, потому что этим пароходным товариществом был построен пароход «Пермь», и сделано объявление об открытии регулярного сообщения вниз по Каме. В дальнейшем образование пароходств лишь набирало темп. Не проходило ни одного года, чтобы не возникало на Каме нового пароходства или компании. В конце 40-х гг. XIX века открыли свои пароходства - И.С. Колчин и П.А. Саваж.

Вскоре, вслед за буксирным пароходством, в 1858 году состоялось открытие и пассажирского сообщения между Пермью и Нижним Новгородом, а в 1860 году вверх по течению Камы - от Перми до Усолья. Вот только пассажиров найти на эти пароходы было сложно. Существовало убеждение, что грешно плавать на таком «огненном самоходе». Даже бесплатно не соглашались. Одними из первых пассажиров, вернувшихся в Сарапул в 1858 г. из поездки на богомолье в Киев, были сарапульский купец Д.Г. Ижболдин и мещанин В.И. Смагин. Путешествовали они на пароходе компании «Кавказ и Меркурий».

К слову сказать, первые пассажирские пароходы не отличались особой комфортабельностью. Вплоть до 70-х гг. XIX века пароходы строились без второй палубы. Все каюты и первого, и второго классов располагались в корпусе: одна общая для мужчин и вторая для женщин. Отапливались каюты железными печками, а освещались свечами. Труднее приходилось пассажирам третьего класса - для них на пароходах не предусматривалось совсем никаких удобств. Пассажиры размещались на открытой палубе как в летний зной, так и под проливным дождем. Но самым, пожалуй, значительным неудобством были вылетавшие из трубы искры, сажа и мелкие кусочки угля, прожигавшие шляпы и платья пассажиров. И лишь начиная с навигации 1856 года на пассажирских судах стали применяться железные крыши, а с боков пароходы старались закрывать на первых порах парусиновыми шторами, позже загораживать рейкой.

Постоянная конкуренция между владельцами пароходств и судовладельцами приводила к совершенствованию флота, и, следовательно, созданию комфортабельных условий пассажирам. Деревянные корпуса пароходов с течением времени заменялись железными, дрова, используемые в качестве топлива и ранее грузившиеся почти на каждой пристани, заменил мазут. Общая вместимость таких судов уже составляла около 80-100 пассажиров.

КАМА - НИЖНЕКАМСКИЙ - ЧИСТОПОЛЬСКИЙ РАЙОНЫ

Все больше плавало по Каме больших трехэтажных пароходов, освещавшихся электричеством. Эти гиганты предлагали уже своим пассажирам максимально возможный в то время перечень услуг и необходимого комфорта. Помещения I, II и III классов отапливались в холодное время года паром. Наиболее комфортабельные каюты I и II классов, помимо общих помещений, имели и отдельные одноместные, двухместные и трехместные каюты. IV класс, появившийся на пассажирских пароходах, предполагал размещение рабочих, едущих по артельным билетам. Пассажирам I класса предлагалось в качестве услуг пианино, которым господа пассажиры могли пользоваться с 10 часов утра до 10 часов вечера. На новых пароходах имелись уже ванны и душ.

Буфеты пароходов того времени достойны особого внимания. Обыкновенно пассажирам предлагался обед из 2, 3 и 4 блюд по выбору из семи блюд дневной карты обеда (в том числе: 2 горячих, 1 соус, 2 жарких и 2 пирожных). А меню было способно удивить самого искушенного гурмана. Не менее интересен и тот факт, что с пассажиров, приносивших в буфет свои напитки, взималась плата…с каждой пробки. Причем достаточно весомая. Так, за пробку иностранного шампанского пассажиры платили - 2 руб, русского - 1 руб, за бутылку водки - 50 коп. И это при стоимости копмлексного обеда из 4 блюд с чашкой кофе в 1 руб. 10 коп. Также вносили плату в буфет и за игру в карты своей колодой. Данное удовольствие обходилось в 40 коп.

КАМА - ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Река Кама

Но все это отнюдь не означало, что все усилия пароходств отныне были направлены на развитие лишь пассажирского сообщения. По-прежнему важным видом перевозок оставался и сплав грузов, особенно лесоматериалов. Лес-кругляк стремились сплавлять на плотах, а другие виды лесоматериалов (брус, доски и т.д.) перевозили на судах (белянах, насадах, барках).

Частью всей судоходной жизни Камы были и пристани. Как и на других реках, они одновременно предназначались для обслуживания речного транспорта, а подчас становились и центрами торгово-промысловых районов. Были как небольшие пристани, функционировавшие, как правило, весной, так и пристани большие, имевшие многомиллионные обороты. На таких пристанях за долгий зимний период скапливалось значительное количество товаров, предназначенных для отправки с началом навигации в Нижний Новгород, Рыбинск, Екатеринбург и Сибирь.

Такой и была Сарапульская пристань.

…О ней говорили много, чаще ругали. Ругали за грязь, необустроенность и невнимание городского общества к нуждам большой судоходной реки, что собственно не выделяло Сарапул из ряда других таких же портовых городов.

Ближе к берегу Камы стояли деревянные лабазы, каменные склады и лавки, брезентовые палатки, харчевни, ряды с рыбой и прочей снедью. Летом шумела ярмарка, сновали лоточники, крутилась карусель с деревянными лошадками, так радовавшая местную детвору. Здесь же, на пристани, матросы и пассажиры запасались черным хлебом сарапульского производства, по праву снискавшего себе славу лучшего в этом крае, и совсем недурно исполненными открытыми письмами с видами города и его окрестностей. Сюда, при приближении парохода, стекалась сарапульская публика.

План самой пристани был утвержден Казанским Окружным Управлением путей сообщения в 1847 году. Однако, еще в 1816 году, в документах смотрителя дистанции Мунгалова значилось, что пристань в Сарапуле не только существует, но имеет самый большой грузооборот из всех пристаней, входящих в дистанцию. Следовательно, пристань существовала и ранее.

ЗИМА НА РЕКЕ КАМА

По утвержденному плану пристань обозначалась выше речки Юрманки, против слободы «Оползино». Прежде на месте слободы стояли жилые избы рыбаков, бурлаков, портовых грузчиков, - всех тех, чья жизнь была тесно связано с рекой. Здесь же, почти у самой воды разместились и частные пристани (причалы) с конторками судовладельцев и агентами пароходных товариществ. Так, на каждую частную пристань отводилось по сорок сажень берега. Здесь разместили свои представительства пароходство «Братьев Каменских», акционерное общество «Любимов и Ко» и другие. Немного ниже речки Юрманки размещались четыре причала общего пользования и городской перевоз.

На протяжении всей истории существования пристани тема ее благоустройства была наиважнейшей. В 1872 году сарапульский уездный исправник г. Волкович, обращаясь в Городскую Думу, писал: «Проезд пристани загроможден, засорен, не выровнен и не вымощен, не проходимая грязь по загроможденной дороге и зловоние неприятно поражает всякого пассажира, ступающего на городскую землю Сарапула…»

И уважаемому читателю будет не сложно представить всю ту грязь и неустроенность, что отличало городскую пристань. Судовладельцы и купцы, получавшие от грузоперевозок значительные капиталы, тем не менее не спешили вкладывать средства в благоустройство той самой пристани, от которой они так зависели. Пока, наконец, в 1878 году Городская Дума не приняла решение «подъезды выровнять и засыпать гравием с песком, для пешеходов устроить тротуары в две доски». С этого момента началось хотя бы относительное ее благоустройство. Уже в 1890-х гг. частично вымостили камнем подъезды к пристани и укрепили сваями берега от речки Юрманки до перевоза.

___________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:

Архивы Кочующих

Сайт Википедия

http://www.geocaching.su/

http://www.uraltravel.com/

http://nordural.ru/article/reka_kama/

http://clubs.ya.ru/

http://www.trip-guide.ru/

http://www.legendy.net/

фото Михаила Плотникова, Владимир Прокошин, Дмитрий Щукин.

http://club.foto.ru/

http://fotki.yandex.ru/

http://mozhga18.ru/

http://www.pronk.ru/photo/

http://images.esosedi.ru/panoramio/