Город где тадж махал. Тадж-Махал, Агра, Индия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Тадж-Махал (Индия): архитектура, строительство, мифы

Тадж-Махал - это мечеть, совмещенная с мавзолеем, расположена в Агре на берегу местной реки Джамна. Доподлинно неизвестно о том, кто именно является архитектором данного здания. Это сооружение было построено по приказу Шах-Джанаха, который является прямым потомком знаменитого Тамерлана. Падишах Империи Великих Моголов возвел Тадж-Махал для своей супруги Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14 ребенка. Впоследствии тут был захоронен и сам Шах-Джахан.


Тадж-Махал (его еще называют просто «Тадж») является самым известным примером стиля архитектуры, который зародился в Монголии. Он вобрал в себе элементы исламского, индийского и персидского стилей архитектуры, так как в культуре монголов вообще много заимствований. Тадж-Махал получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 83-ем году ХХ столетия. Его считают общепризнанным шедевром и жемчужиной мусульманской культуры, которой восхищаются люди с разных стран планеты.


Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Его строительство началось в 1632 году, а окончены работы были только к 1653 году, то есть длились более двух десятилетий. Над строительством объекта трудились около двадцати тысяч мастеров и обычных рабочих. Строительством также руководили ведущие архитекторы того времени, но доподлинно неизвестно, кто именно внес основной вклад в итоговый результат. Творцом этого знаменитого строения обычно считают Лахаури, но некоторые сведения говорят о том, что главным архитектором был уроженец Турции Мухаммед Эфенди. В любом случае на этот вопрос вряд ли уже удастся получить ответ.


Внутри мавзолея можно увидеть гробницы шаха и его супруги. Но на деле они захоронены не под гробницами, а чуть ниже, под землей.


Тадж-Махал - это пятикупольное здание, высота которого достигает 74 метров. Построено она на платформе с четырьмя минаретами по углам. Минареты имеют небольшой наклон в сторону от гробниц, чтобы в случае обрушения не повредить ее.


Рядом расположен сад с фонтанами. Стены выложены из полупрозрачного мрамора, который приходилось привозить сюда издалека. Кладка выполнена с инкрустацией из самоцветов. Благодаря этому стены при дневном свете выглядят белоснежными, на заре кажутся розовыми, а в лунную ночь имеют серебристый оттенок.


Строительство данного здания проходило в течение долгого времени и на объекте успели поработать более двадцати тысяч человек из разных концов страны, а также из других государств Азии и Ближнего Востока. Каждый из них внес свой вклад в итоговый результат.


Тадж-Махал возвели чуть южнее от Агры, которая была окружена высокой стеной, охранявший город. Шах-Джахан лично занимался выбором участка и обменял на него огромный дворец, который расположен в самом центре Агры. В итоге, строительство началось на площадке площадью примерно 1,2 гектара. Для начала землю перекопали и заменили грунт, а потом соорудили площадку, которая поднялась на пять метров выше уровня берега местной реки. В дальнейшем началось сооружения фундамента, который должен был стать основой массивного здания и при его возведении применялись самые современные на тот момент технологии. Основательно строили даже леса, которые были не бамбуковыми, как обычно, а кирпичными. Они получились настолько массивными, что мастера боялись, что после окончания строительства их придется разбирать в течение нескольких лет. Но получилось все несколько иначе. Придание говорит о том, что Шах-Джахан объявил о том, что любой может взять себе столько кирпича, сколько хочет и леса разобрали едва ли не за одну ночь, так как в те времена это был востребованный строительный материал.


Мрамор транспортировался с помощью специального пандуса, сооруженного из спрессованной земли. По нему тридцать быков тащили каждый блок к месту строительства. На нужный уровень блоки поднимали с помощью специально сконструированных механизмов. Близость реки также позволяла быстро добывать воду. Специальная канатная система позволяла наполнять резервуары максимально быстро, после чего из резервуаров вода по специально проложенным трубам транспортировалась непосредственно к месту строительства. Работа в этом смысле была проделана огромная.


Гробница и платформа были построены за 12 лет, а все остальные части комплекса строились еще десять. Строительство было поделено на этапы и во многом благодаря этому удалось добиться своевременной сдачи всех объектов. Силы не распылялись, а аккумулировались на конкретном виде работ.



Тадж-Махал в 1865 году

Строительные материалы свозились сюда со всей Индии и даже из соседних держав Азии, поэтому использовалось более одной тысячи слонов для их перевозки. Тадж-Махал строили действительно всей страной, и на его возведение ушло огромное количество сил, времени и денег.



Тадж-Махал в 1890 году


С самого начала своего существования Тадж-Махал был не только источником всеобщего восхищения, но и отличным поводом для создания мифов и легенд на его основе. Как известно, любую красивую историю окружает множество сопутствующих повествований, часть которых является правдой, а другая полной чушью и выдумкой. Порой невозможно разобраться, где правда, а где вымысел. Что именно является правдой, да и количество самих легенд не поддается исчислению, мы остановимся на самых примечательных.


Самый распространенный миф заключается в том, что Тадж-Махал должен был стать не единственным мавзолеем. Согласно легенде напротив него должен был появиться еще один мавзолей, но уже из черного мрамора. Вырасти новое здание должно было на другом берегу реки, но этому помешали определенные обстоятельства. Так, рассказывают, что Шах-Джахан банально не успел закончить строительство по причине того, что был низвергнут с престола собственным сыном и законным наследником Аурангзебом. Эту легенду подкреплял и тот факт, что на противоположенном берегу реки действительно со временем обнаружились руины из чёрного мрамора. Но все встало на свои места в конце двадцатого века, когда раскопки и исследования дали понять, что черный мрамор на самом деле является всего лишь почерневшим от времени белым мрамором. При этом пруд в Лунном саду (там должен был согласно приданию находиться второй мавзолей) был реконструирован, выяснилось, что отражение Тадж-Махала в воде пруда выглядит черным и его можно рассмотреть без проблем. Возможно, пруд был построен только для этих целей.

Нет доказательств и тому, что после завершения строительства архитектору отрубили руки, чтобы он не мог воссоздать такую красоту. По другой версии, строители подписывали специальный договор, что никогда не будут строить ничего похожего на Тадж-Махал. Подобные легенды сопровождают почти любое известное сооружение и являются фантазией чистой воды.

Еще одна легенда касается того, что в середине девятнадцатого века Уильям Бентинк планировал полностью уничтожить мавзолей и продать его мрамор на крупном аукционе. Скорее всего, данный миф возник после того, как Бентинк продал мрамор из конструкции одного из фортов в городе Агра, но подобных планов относительно усыпальницы у него не было.

Часто приукрашивают реальность и путеводители, согласно которым, Шах-Джахан после того, как был свергнут своим сыном, любовался Тадж-Махалом прямиком из-за решетки своей темницы. На самом деле ничего подобного не было, так как Шах-Джахана содержали в более чем комфортабельных условиях в Красном форе, расположенным в Дели. Оттуда Тадж-Махал, конечно, невозможно увидеть. Здесь рассказчики умышленно подменяют делийский Красный форт тем, что расположен в Агре. Из Красного форта в Агре действительно виден Тадж. Получается, что большинство мифов и историй про знаменитый мавзолей являются не более, чем самыми обычными выдумками, пускай и очень красивыми.


Тадж Махал является одним из величайших памятников Индии, построенный во имя любви и преданности к женщине необычной красоты. Не имея аналогов своего величия, он отражает богатство целой эпохи в истории государства. Здание из белого мрамора стало последним даром императора Великих Монголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал. Император повелел найти самых лучших мастеров и поручил им создать мавзолей, красота которого не имела бы аналогов в мире. Сегодня он включен в список семи самых величественных монументов в мире. Построенный из белого мрамора и украшенный полудрагоценными камнями и золотом, Тадж Махал стал одним из самых великолепных зданий в мире архитектуры. Он является мгновенно узнаваемым и одним из наиболее часто фотографируемых сооружений в мире.

Тадж Махал стал жемчужиной мусульманской культуры в Индии и одним из общепризнанных мировых шедевров. На протяжении веков он вдохновлял поэтов, художников и музыкантов, пытавшихся воплотить его невидимую магию в слова, картины и музыку. С 17 века люди путешествовали через континенты, чтобы увидеть и насладится этим удивительным памятником любви. Спустя столетия, он по-прежнему очаровывает посетителей обаянием своей архитектуры, повествующей о таинственной истории любви.

Тадж-Махал (в переводе "Дворец с куполом") на сегодняшний день считается наиболее хорошо сохранившимся и архитектурно красивым мавзолеем в мире. Одни называют Тадж "элегией в мраморе", для многих это вечный символ невянущей любви. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его "не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях", а индийский поэт Рабиндранат Тагор считал его "слезой на щеке вечности".

Создатель Тадж Махал

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира: Жемчужная мечеть в Агре, Шахджаханабад (ныне известный как Старый Дели), Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в цитадели Красный форт в Дели . Знаменитый Павлиний трон Великих Моголов, по описаниям современников, считался самым роскошным троном мира. Но самым известным из всех сохранившихся монументов стал Тадж-Махал, навсегда увековечивший его имя.

Шах Джахан имел несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с Арджуманад Бану Бегам. Юной девушке в то время исполнилось всего 14 лет. Спустя 5 лет после помолвки состоялась свадьба. Во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал своей невестке имя Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца").

Согласно официальному летописцу Казвини, отношения Джахана с другими женами "были не более, чем статус брака. Интимность, глубокая привязанность, внимание и благосклонность, которые Его Величество испытывал к Мумтаз, в тысячу раз превышали чувства по отношению к любой другой".

Шах Джахан, ""Император Вселенной"", был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Но личная жизнь могущественного императора была омрачена потерей любимой жены Мумтаз Махал во время родов в 1631 году. Легенда гласит, что он пообещал умирающей жене построить самый красивый мавзолей, несравнимый ни с чем в мире. Так было на самом деле или нет, Шах Джахан воплотил свою любовь и богатство в создание именно такого монумента.

Шах Джахан наблюдал за прекрасным творением до конца своих дней, но в качестве узника, а не правителя. Его сын Аурангзеб захватил трон в 1658 году и заключил родного отца в тюрьму Красного форта Агра . Единственным утешением стала возможность взирать на Тадж-Махал из окна своего заточения. В 1666 году, перед смертью, Шах Джахан попросил исполнить последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж-Махал, где он снова прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз Махал

Она вышла замуж спустя пять лет после помолвки, 10 мая 1612 года. Дату выбрали придворные астрологи как наиболее благоприятный день для счастливого брака. Брачные узы Мумтаз Махал и Шаха Джахана оказались счастливыми для обеих молодоженов. Даже при жизни поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала надежным спутником Шаха Джахана, путешествуя с ним по всей Империи Великих Моголов. Лишь война служила единственной причиной их разлуки. В дальнейшем, даже война перестала разделять их. Она стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа до самой смерти.

За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает, ее тело временно похоронили в Бурханпуре.

Летописцы императорского двора обратили необычно много внимания переживаниям Джахана в связи с кончиной жены. Император был безутешен в своем горе. После смерти Мумтаз, Шах Джахан провел в уединении целый год. Когда он наконец-то пришел в себя, волосы его стали седыми, спина согнулась, а лицо постарело. Император перестал слушать музыку, носить украшения и богато украшенную одежду, использовать парфюмерию на протяжении нескольких лет.

Шах Джахан умер спустя восемь лет с момента восшествия сына Аурангзеба на престол. "Мой отец пытал большую привязанность к моей матери, пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", заявил Аурангзеб и приказал похоронить отца рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, согласно которой Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуна. Но этим планам не суждено превратится в жизнь.

Создание Тадж Махал

В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению Тадж Махала. Его строительство стало выполнением обещания, данной Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни: построить монумент, который бы соответствовал ее красоте. Центральный мавзолей завершили в 1648 году, а строительство всего комплекса закончили спустя пять лет, в 1653.

История скрывает, кому именно принадлежит планировка Тадж Махал. В исламском мире на то время сооружение зданий приписывалось заказчику строительства, а не его архитектору. На основе источников можно уверенно утверждать, что над проектом работала команда архитекторов. Как и большинство великих памятников, Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующего комплекса зданий:

Darwaza (главный вход)
Rauza (мавзолей)
Bageecha (сады)
Masjid (мечеть)
Naqqar Khana (гостевой дом)

Мечеть и построенный для симметрии гостевой дом окружают мавзолей с обеих сторон. Мраморное здание окружено четырьмя минаретами, немного наклоненными во внешнюю сторону - конструктивная особенность, призванная предотвратить центральный купол от повреждения в случае разрушения. Комплекс находится на территории сада с большим бассейном, в котором отражается то, что ни один архитектор в мире так и не сумел повторить - копию красоты Тадж-Махала.

Тадж Махал окружает красиво разбитый сад. Сад в исламском стиле - это не просто один из составных частей комплекса. Последователи Мухаммеда обитали на огромных пространствах засушливых земель под знойным солнцем, поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Он охватывает большую часть комплекса: из общей площади 580х300 м, сад занимает 300х300 м.

Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.

Деревья сада Тадж либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке. Тадж-Махал расположен в северном конце сада, а не в центре. В сущности, в центре сада, между Тадж и его центральными воротами, располагается искусственный водоем, который отражает мавзолей в своих водах.

История Тадж Махал после строительства

К середине 19 века, Тадж-Махал превратился в место приятного времяпрепровождения. Женщины танцевали на террасе, а мечеть с гостевым домом сдавалась в аренду молодоженам. Англичане, наряду с индусами разграбили богатые ковры, полудрагоценные камни, серебряные двери и гобелены, когда то украшавшие мавзолей. Отдыхающие часто приходили вооруженными молотком и долотом, чтобы лучше извлекать кусочки агата и карнеола из каменных цветков.
Какое-то время казалось, что монумент, как когда-то и сами моголы, может исчезнуть. В 1830 году лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в то время), планировал демонтировать Тадж Махал и продать его мрамор. Говорят, что только отсутствие потенциальных покупателей предотвратило разрушение мавзолея.

В 1857 году, во время индийского восстания, Тадж-Махал еще более пострадал. К концу 19 века он окончательно пришел в упадок. Территория без ухода заросла, могилы осквернили вандалы.

После многих лет упадка, британский генерал-губернатор Индии лорд Керзон организовал масштабный проект реставрации, завершившийся в 1908 году. Здание отремонтировали, сад и каналы восстановили. Реставрация памятника помогла восстановить его былую славу.

Принято ругать англичан за пренебрежительное отношение к Тадж Махалу, но индийцы относились к своему сокровищу не намного лучше. По мере увеличения населения Агры , монумент начал страдать от загрязнения окружающей среды и кислотных дождей, обесцвечивавших его белый мрамор. В конце 1990-х, будущее памятника находилось под серьезной угрозой, пока Верховный суд Индии постановил переместить особо вредные производства за пределы города.
Тадж-Махал считается лучшим образцом могольской архитектуры, сочетающий в себе элементы персидской, индийской, и исламской архитектурных школ. В 1983 году монумент внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, назвав его "жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение".

Тадж-Махал стал самым идентифицируемым символом Индии, привлекая ежегодно около 2,5 млн туристов. Он является одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. История, стоявшая за его строительством, дает основания считать его одним из величайших памятников любви, когда-либо построенных в мире.

Видео на русском языке

Просмотр фотографий:

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, - это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Эта печальная и невероятно трогательная история придает мавзолею ореол романтики. Тадж-Махал — красивейшее здание мира, ставшее символом вечной любви.

При взгляде на это белоснежное, огромное, но вместе с тем кажущееся воздушным здание непременно возникает необъяснимое чувство грусти. Из истории известно, что этот мавзолей построен для Мумтаз-Махал – любимой третьей жены Шаха Джахана, которая в 1631 году умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Скорбь Шаха бала так велика, что ее не могли заглушить ни огромный гарем, ни золото и драгоценности. Создание этого невероятного по масштабу и красоте здания как будто служит выражением глубокой скорби и признанием в вечной любви.

Мавзолей Тадж-Махал – это еще и уникальный образец архитектуры, сочетающий в себе элементы индийских, персидских и исламских стилей. Это строение представляет собой комплекс структур, центральным и основным элементом которого является мавзолей из белого мрамора.

Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 году, закончилось в 1653 году), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 году основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет.

Мавзолей Тадж-Махал

Архитектурным центром комплекса Тадж-Махал является усыпальница. Она просто огромна по размерам, выполнена из белого мрамора, располагается на постаменте квадратной формы и представляет собой симметричное здание с арочным проемом, увенчанное большим куполом. Основные архитектурные элементы персидского происхождения.

Внутри мавзолея две усыпальницы — Мумтаз-Махал и самого Шаха. В высоту сооружение достигает 74 метра, по его углам располагаются 4 минарета, слегка наклоненных в сторону от здания. Это было сделано специально, чтобы в случае падения они не могли повредить его.

Мраморный купол мавзолея имеет своеобразную форму, благодаря которой его называют «луковым куполом» и имеет высоту 35 метров. Его форма подчеркнута четырьмя меньшими по размеру куполами, расположенными по углам гробницы и имеющими ту же «луковую» форму.

Главный купол был украшен венцом с полумесяцем из чистого золота, который в 19 веке был заменен на бронзовую копию.

Минареты созданы как действующие части мечетей, с которых звучит призыв мусульман к молитве. Каждый минарет имеет высоту 40 метров и разделен на три равные части опоясывающими балконами. Декоративные элементы, которыми украшены минареты, также позолочены.

Экстерьер Тадж-Махала

Экстерьер Тадж-Махала по праву признан одним из лучших в мире. Декоративное оформление выполнено с применением различных видов штукатурки, красок, инкрустаций и резных элементов. В исламе запрещено использовать антропоморфических форм, поэтому элементы представляют собой символы, абстракции и растительные мотивы.

Весь комплекс украшен отрывками из Корана в качестве декоративных элементов. У входа в парк Тадж-Махала на воротах начертаны четыре аята 89-й суры Корана «Аль-Фаджр» (Заря):

«О душа, обретшая спокойствие в истине!

Вернись к своему Господу довольной блаженствами милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершенными в земной жизни!

Войди в число Моих благочестивых рабов!

Войди в Мой рай – жилище вечного блаженства!»

Абстрактные формы украшают многие части комплекса. Они встречаются на постаменте, минаретах, воротах, мечети и на поверхностях могилы. По низу гробницы расположены мраморные фигурки цветов и виноградных лоз. Все изображения тщательно отполированы и инкрустированы желтым мрамором, яшмой и нефритом.

Интерьер Тадж-Махала

Интерьер Тадж-Махала не совсем традиционен. Внутренняя отделка богата элементами с драгоценными и полудрагоценными камнями и инкрустациями, а зал представляет собой восьмиугольник идеально правильно формы, в который можно войти с любой из сторон. Но используется лишь одна дверь с юга со стороны сада.

Потолок зала выполнен в виде внутреннего купола, и украшен в виде солнца. Внутреннее пространство зала разделено на части восьмью большими арками. Балконы и смотровые площадки сформированы четырьмя центральными арками. Освещение зала обеспечено обзорным окном и специальными отверстиями в углах крыши.

В центре зала располагаются гробницы Мумтаз-Махал и шаха Джахана. Они щедро украшены драгоценными камнями. На надгробии Мумтаз-Махал нанесены надписи, восхваляющие ее, а так же располагается прямоугольник, по одной из версий предназначенный для написания. Единственным ассиметричным элементом во всем комплексе Мавзолея является гробница шаха Джахана, причиной этого является то, что она бала достроена позже. Она украшена теми же декоративными элементами, но больше по размерам.

Сады Тадж-Махала

Сад, располагающийся перед мавзолеем Тадж-Махал, просто прекрасен. Он имеет длину 300 метров, четыре части, которые разделены оригинальными приподнятыми дорожками на шестнадцать клумб. Канал расположенный в центре сада облицован мрамором и отражает как в зеркале образ мавзолея. Ранее описание парка содержит упоминание об изобилии растительности – разнообразные плодовые деревья, изысканные розы, нарциссы. Однако во времена правления Британии сад был измене почти до неузнаваемости – все растительность свелась к обычной зеленой лужайке.

Примыкающие строения

Кроме основных элементов Мавзолея, комплекс имеет несколько небольших мавзолеев, где покоятся остальные жены шаха, а в большем по размеру строении – любимый слуга Мумтаз-Махал. Главные ворота представляют собой монументальную структуру, сделанную из мрамора. Проход ворот повторяет по форме сводчатые проходы мавзолея, а арки украшают те же декоративные элементы. Все элементы комплекса удивительно точно спланированы геометрически и симметричны по отношению к основному зданию.

История строительства Тадж-Махала

Участок земли, на котором был воздвигнут Тадж-Махал, был приобретен шахом Джаханом у махараджи Джай-Сингха в обмен на большой дворец в центре Агры. Бля проведения строительных работ был вырыт гигантский котлован, затем он был заполнен грязью для укрепления почвы, а само место строительство было поднято выше уровня реки на 50 метров. Кроме этого для отвода воды были вырыты глубокие колодцы и заполнены щебнем. Были возведены крепкие кирпичные леса, значительно облегчившие строительство.

Для того чтобы транспортировать к месту строительства материалы была вырыта пятнадцатиметровая траншея, по которой упряжи из 20-30 волов тянули огромные блоки. Для подачи к комплексу воды из реки была создана система резервуаров. Общая стоимость строительства составила около 32 миллионов рупий.

А почти сразу после завершения строительства Тадж-Махала Аурангзеб сверг своего отца шаха Джахана и заточил его в Форте Дели.

К концу 19 века величественное сооружение пришло в запустение и было разграблено британцами. Лорд Керзон провел практически полную реконструкцию Тадж-Махала и сада.

В наши дни над комплексом возникла новая угроза – загрязнение окружающей среды постепенно ведет к разрушению здания мавзолея. Правительство принимает меры, направленные на изменение ситуации, но пока безрезультатно.

Тадж-Махал это главная достопримечательность Индии, привлекающая ежегодно около 3 миллионов туристов. Это значительная статья дохода бюджета страны. Он открыт для посещения ежедневно, кроме пятницы.

По легенде на другом берегу реки Джамны должно бол появиться черное отражение Тадж-Махала – такой мавзолей планировал построить для себя шах Джахан. Однако его планам не суждено было сбыться из-за предательства сына.

Построенный во второй половине XVII века Шах-Джиханом великолепный мавзолей Тадж-Махал, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Стиль в котором построен Тадж-Махал это смесь индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Считается, что Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, а над проектом работали лучшие на то время зодчии Востока. Основной замысел всего комплекса проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди - византийский турок. Шах-Джахан лично выбрал место для постройки мавзолея, ниже Агры на правом берегу реки Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год, на ней постоянно работало более 20 тысяч рабочих.

Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял понравившийся ему участок земли, принадлежащий в то время махарадже Джай Сингху, на дворец в самом центре Агры.

Участок размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) был перекопан, произведена замена грунта для уменьшения проникновения воды из рядом протекающей реки. Уровень стройплощадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. В том месте, где сегодня расположился мавзолей были выкопаны колодцы, которые, заполнили бутовым камнем, образуя фундамент сооружения.

Вместо лесов из перевязанного бамбука (стандартно используемого в Индии и сегодня) были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу по периметру. Интересный факт заключается в том, что строительные леса были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Но согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.

Здание мавзолея Тадж-Махал вместе с окружающим его парком и прочими строениями занимает площадь равную 17 га. Доступ к мавзолею открыт с южной стороны сада, там на одной линии стоят два входных портала. Пройдя вторые ворота, вы попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, а точкой пересечения служит бассейн в центе парка.

Мавзолей Тадж-Махал стоит на искусственной платформе близ берега реки Джамна. Автором мавзолея считается индийский архитектор Устад Ахмад Лахори. Тадж Махал представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, венчает которое купол и четыре чаттри по углам крыши. Здание целиком выполнено из белого мрамора, а искусственная платформа лишь облицована мрамором, но совместно они идеально отражают солнечные лучи, заливая солнечным светом все вокруг.

С восточной и западной стороны от мавзолея Тадж-Махал, строго по поперечной оси расположены две постройки из красного песчаника с тремя белыми куполами. Постройка справа – это «Джаваб» – приют для паломников, а слева – мечеть, где служили поминальные службы, здания симметричны и идеально вписываются в комплекс.

В центре искусственной платформы расположена гробница, если смотреть сверху, то это квадрат со скошенными углами. Внутри, стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В самом центре находится погребальная камера, над которой подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) служит для соблюдения пропорций. Внутрь погребальной камеры ведут порталы, по одному с каждой стороны.

Войдя внутрь погребальной камеры, вы увидите кенотафы, окруженные ажурной мраморной оградой, подлинные захоронения находятся непосредственно под погребальной камерой.

Снаружи сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой крышей погребальной камеры. Простые пропорции определяют соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 метров, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Внутренние поверхности Тадж-Махала сделаны с таким изяществом, что смотреть на цветочные орнаменты выполненные в камне можно часами. В отделке Тадж Махала применялись самоцветы и разноцветный мрамор, поставки материалов осуществлялись со всего мира.

Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана.

Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. , воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Тадж-Махал создан в стиле мугал — смеси традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди — византийский турок, ученик крупнейшего турецкого архитектора Синана, грека по происхождению. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год; на ней постоянно было занято около 20 тысяч рабочих.

Мавзолей Тадж-Махал вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После этого посетитель попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, в точке пересечения которых находится бассейн. Само здание мавзолея находится на северной стороне.

Усыпальница возведена на искусственной платформе на берегу реки Джамна. Платформа вымощена белым мрамором. Мавзолей, авторство которого приписывается индийскому архитектору Устаду Ахмаду Лахори, представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, с большим куполом и четырьмя чаттри на крыше. Здание целиком выполнено из белого мрамора, которое великолепно отражает солнечные лучи. По легенде, шах хотел, чтобы ему построили отдельный мавзолей черного цвета на противоположном берегу реки Джамны. Однако Шах-Джихан был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом.

На восточной и западной границе комплекса Тадж-Махал строго по поперечной оси относительно главного здания расположены две постройки из красного песчаника. Каждая постройка увенчана тремя белыми куполами. И хотя они имеют иное предназначение (справа – «Джаваб» – приют для именитых гостей, а слева – мечеть, где служили поминальные службы), все здания логично вписываются в мемориальный комплекс.

В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Камера содержит кенотафы (надгробный памятник умершим, останки которых покоятся в другом месте или не найдены) Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой (их поверхность инкрустирована полудрагоценными камнями), в то время как подлинные захоронения находятся в крипте непосредственно под камерой. Снаружи арочный портал на каждом фасаде фланкирован двумя ярусами ниш, и все сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой внутренней купольной чашей погребальной камеры. Простые пропорции определяют план и соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 м, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Над главным помещением (по сложившейся в индийской архитектуре традиции) подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) сделан для того, чтобы соблюсти гармонию с пространством интерьера. Это конструктивное решение появилось в эпоху Тимуридов, а в Индии впервые было применено при строительстве мавзолея (1518) делийского правителя Низам-хана Сикандара II (1489–1517) из династии Лоди.

Орнаментация внутренних поверхностей Тадж-Махала поражает изяществом. В отделке применялись самоцветы и разноцветный мрамор. Так, черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана почерком сульс. Известно, что могольские императоры были увлечены флорой: они разводили цветники и розарии, специальные плантации декоративных растений. Эта любовь в полной мере присутствует в орнаментации интерьера мавзолея. Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, ляпис-лазури, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб.).

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из Корана, обращённая к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана - построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

Напротив Тадж-Махала шах Джахан распорядился начать строительство такого же мавзолея из черного мрамора — уже для себя. Но едва строители успели завезти первые глыбы черного мрамора, один из старших сыновей безутешного шаха — Джахангир — сверг отца с престола. Тот попросил только об одном — чтобы из места его заточения был виден Тадж-Махал.

Шах Джахан окончил свои дни в уединенной башне в двух километрах от выстроенного им мавзолея, глядя на него из небольшого окна. Когда же зрение его ослабело, в противоположную от окна стену врезали большой изумруд, в котором отражалась белоснежная усыпальница любимой Мумиаз.

Известная всем легенда утверждает, что Тадж Махал – это гробница жены могольского (Моголы – династия правителей Индии 1526-1858) шаха Джахана. Считается, что строили этот памятник архитектуры 22 года (1631-1653), после чего шах захотел построить аналогичное сооружение, но из черного мрамора, для себя. Осознав, что подобное строительство в конец разорит государство, собственный сын короля положил конец этой задумке, поместив отца в тюрьму. Однако это лишь одна теория происхождения Тадж Махала. Красивая, привлекательная для туристов. Романтическая. Правдива ли она?

Альтернативная история

Есть те, кто оспаривает официальную теорию, указывая на следующие факты:

Мусульманские правители нередко устраивали усыпальницы в захваченных храмах и дворцах.

В архиве махараджы Джайпура того времени есть два приказа Джахана передать Тадж в собственность Джахана.

Название «Тадж Махал» не встречается в летописях моголов. Официальная теория относит название к имени усопшей, Мумтаз (Мумтадж) Махал, однако ее имя на самом деле было другим – Мумтаз-ул-Замани.

В летописях моголов ничего не говорится о безумной любви Джахана и Мумтаз-ул-Замани. Эта история не имеет под собой исторической основы.

Некто Алберт Манделсло, европеец, посетивший Агру в 1638-ом году, 7 лет спустя смерти короля Джахана, никак не упомянул о следах грандиозного строительства, которые, несомненно, должны были остаться. Другой европеец, Питер Манди, который был в Агре через год после смерти Джахана, писал о Тадж Махале как об очень древнем сооружении.

Ну и, наконец, углеводородный анализ показывает, что здание как минимум на 300 лет старше Джахана.

Профессор П. Н. Оук считает, что название «Тадж Махал» произошло от имени Шри Шивы – «Теджо Махалайя», а само здание является древним храмом Шри Шивы.

Многие комнаты Тадж Махала опечатаны со времен Джахана.

Сообщается также, что исследования профессора Оука были запрещены во времена Индиры Ганди, чье имя до сих пор проклинают многие индийцы.