Гражданское общество: понятие, признаки, структура. Функции гражданского общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность гражданского общества, его основные признаки

Проблема гражданского общества - одна из ключевых в современной политической науке и общественной практике. Её актуальность объясняется все более углубляющимися процессами демократизации общественной жизни, повышением в них роли граждан и общественных самодеятельных объединений. Россия сегодня является как раз тем социальным пространством, где наиболее рельефно проявляют себя эти тенденции. О необходимости и путях формирования гражданского общества в нашей стране говорят политики и обществоведы, проблемы его становления, функционирования и развития обсуждаются на «круглых столах» и конференциях, на других научных и политических форумах. Можно утверждать, что решение многих, стоящих сегодня перед нашим обществом задач, связывается именно с созданием основ гражданского общества и его развитием. гражданский общество государство

Понимание сущности гражданского общества, условий и факторов формирования его качественных параметров применительно к реалиям современной жизни, представление о механизме взаимодействия гражданского общества с государством - это те аспекты, которые имеют сегодня особый научный и практический интерес.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Гражданское общество -- это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

§ интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода -- наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности -- частная собственность;

§ свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

§ индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество -- люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство -- права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

§ получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

§ удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

§ удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество -- продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи -- отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество. Гражданское общество -- это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» -- это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества. Гражданское общество -- это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей. Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью. В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы. Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует согласования и интеграции устремлений индивидов и социальных групп для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохватывающая человеческая общность, состоит из гражданского общества и государства. Гражданское общество и государство представляют собой социальные универсалии, идеальные типы, отражающие различные стороны и состояния жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства». Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.

Сущность и основные принципы гражданского общества. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры ночные отношения;

2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3. легитимность и демократический характер власти;

4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди ческая защищенность личности;

5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9. классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а глав ным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятель ности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Гражданское общество - открытое, демократическое, саморазвивающееся общество в котором центральное место занимает человек гражданин и личность.

Гражданское общество - это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, и защищаются его права и свободы, государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах, демократии и справедливости.

Основные признаки:

1. Свобода обеспечивается, когда:

Индивид независим от государства - не находится под его тотальным контролем;

Индивид является собственником, т.е. обладает средствами, необходимыми для достойного существования;

Человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

Человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации;

Человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

Права и свободы человека признаются, соблюдаются, и защищаются государством;

Существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты.

2. Открытость, т.е. наличие информационной свободы, свободы мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны.

3. Плюрализм, который характеризуется наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп; политических сил, выражающих их интересы, свободной конкуренции политических сил в борьбе за отстаивание интересов и за обладание государственной властью; развитой структурированной политической системы и ее стабильностью; достаточным совершенством государственного аппарата и наличия разделения властей, наличием в обществе разных точек зрения, свободой их выражения и отсутствия обязательной государственной идеологии.

4. Правовой характер. Им общество обладает там, где имеет место правовое государство, т.е. государство, основанное на праве, соблюдения законов, подзаконных актов.

5. Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают, и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический, культурно - нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.

2. Предпосылки и условия функционирования гражданского общества

Процесс формирования и развития гражданского общества, его функционирование и совершенствование осуществляется на основе совокупности объективных предпосылок и в соответствии с определенными принципами. Они обеспечивают зарождение, «вызревание», дальнейшее движение гражданского общества к более высоким формам, его устойчивость, стабильность и жизнеспособность. В теории принято считать, что основу гражданского общества составляют: в экономической сфере - частная собственность и рыночные отношения; в политической сфере - демократия, закон, право; в духовной сфере - цивилизованность, справедливость, нравственность.

Основополагающими принципами гражданского общества являются: индивидуальная свобода и самостоятельность личности; баланс прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; народный суверенитет; верховенство и полновластие народа; паритет отношений «человек - общество - государство».

Современное гражданское общество - это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, обладающая внутренними источниками функционирования и совершенствования. Вместе с тем, исторический опыт свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо эффективнее, если для этого создаются определенные условия. Основополагающим из таких условий является владение каждым членом общества конкретной собственностью, наличием у него права использовать её по своему усмотрению. При этом такое право должно быть не только формальным, носить удостоверяющий характер, но и иметь общественное признание. Владение собственностью может быть единоличным и коллективным, но главное здесь - наличие ее фактического владельца. Наличие собственности и права ею распоряжаться составляет исходную предпосылку свободы личности.

Следующим необходимым условием успешного функционирования и развития гражданского общества выступает развитая и многообразная социальная структура. Она позволяет обеспечивать устойчивые вертикальные и особенно горизонтальные связи и отношения между представителями различных социальных групп и слоев. В системе этих связей складываются широкие возможности для реализации интересов, прав и свобод индивида.

Обязательным условием жизнедеятельности гражданского общества выступает также высокий интеллектуальный уровень развития личности, ее внутренняя свобода и самостоятельность. Личность, обладающая такими характеристиками, создается всей системой институтов гражданского общества, их функциональной надежностью.

И, наконец, большое значение, для эффективного развития и совершенствования гражданского общества имеет преодоление правового нигилизма во всех звеньях общественного организма, становление правового государства, правовое обеспечение жизнедеятельности граждан. Фактическое утверждение правового государства позволяет обществу избавляться от большого количества вредных для граждан стереотипов, препятствующих развитию гражданского общества, способствует совершенствованию его структур.

Все эти условия в значительной мере создают само общество через государство и вопреки ему. Через государство - выработкой необходимых законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением государством общепринятых, норм и процедур. Вопреки государству - созданием в рамках конституционного поля противовеса государству в виде самодеятельных объединений и самоуправляющихся ассоциаций граждан, независимых общественных организаций, массовых общественных движений, негосударственных средств массовой информации и т.д. В этом контексте взаимоотношения гражданского общества и государства, механизм их взаимодействия представляют особую значимость, играют ключевую роль в процессе формирования и развития гражданского общества.

Если человеческое общество возникло одновременно с человеком, то гражданское общество образовалось лишь за последние два столетия. Его становление связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности.

Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. При сословном строе государство практически совпадало с имущими классами и было обособленно от основой массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства.

На смену вертикальным феодальным структурам, открыто выражавшим и закреплявшим социальное неравенство, пришли преимущественно горизонтальные невластные связи, основанные на юридическом равенстве и договорных началах свободных личностей.

Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.

Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

Частные причины (даже при их множе ственности) не привели бы к созданию такой огромной обще ственной сферы (системы), каковой является гражданское общество. Следовательно, cуществуют общие причины, питаю щие процесс создания и развития гражданского общества, оче видно, достаточно серьезные. Их немало, мы назовем главные, основополагающие.

Первая причина связана с частной собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения -- частные собственники. Разумеется, представители крупного биз неса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жиз ни их семей является частая собственность. Это -- частные предприятия (в промышленности, торговле, сельском хозяй стве, в добывающих отраслях и др.), земля, недвижимость, сдаваемая в аренду, ценные бумаги, приносящие доход, де нежные средства, приносящие проценты, интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, и т.д. Им не про сто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного -- источника средств для жизни. Поэтому не удивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условии для ее дееспособности и направлены энер гичные усилия её обладателей.

Опыт показывает, что наиболее эффективными являются коллективные усилия разною рода объединения собственни ков с одинаковыми интересами, ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими комиссиями в законода тельных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условии функционирования частной собственности, принадле жащей членам данных организации.

Таким образом, частная собственность, будучи наиболее раз витым институтом демократического общества, является пер вой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую само организующуюся общественную структуру. Именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым.

Однако общество, основанное на свободной рыночной эко номике, представлено не только собственниками. Существен ный его удельный вес составляют лица наемного труда -- рабо чие, инженерно-технический состав, служащие. Есть и другие общественные группы и слои -- инвалиды, пенсионеры, лица свободных профессий (юристы, художники и т.д.). Жизненно важные интересы этих слоев общества также заставляют их объе диняться в свои союзы, ассоциации, клубы, разного рода дру гие организации (например, «Гильдия ветеранов сцены», «Пар тия пенсионеров», «Ассоциация адвокатов» и др.). Данные объе динения активизированы по многим направлениям: улучшение условий жизни, поиск посильной работы и спонсоров, отстаи вание прав, если они нарушаются.

Таким образом, частная собственность при необходимости превращает все (или почти все) общество в гражданское, если иметь в виду эту его сторону, то есть гражданское общество как совокупность добровольно образовавшихся надгосударственных структур.

Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество, наряду с други ми свободами, предполагает хозяйственную систему, развиваю щуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное -- противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу. (Вопрос об организациях гражданского общества в экономической сфе ре будет специально рассмотрен далее.)

Третья причина необходимости возникновения и функцио нирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетво рять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающи еся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государствонеможет иметь информацию обо всех этих интересах. Значит, не обходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и сред ствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества. Конеч но, широко распространено и отстаивание своих интересов граж данами в одиночку.

В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого куль турного значения. Сюда же относятся многочисленные движе ния (например, в связи с протестом против осуждения не виновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масш табов. Типичный в этом отношении пример -- движение «зеле ных» в западноевропейских странах. Превратившись в мощную силу, оно добилось того, что государство выделило немалые дополнительные ресурсы на охрану окружающей среды и вне сло изменение в законодательство, регулирующее этот процесс.

Таким образом, третья главная причина, делающая необхо димым возникновение и развитие гражданского общества, -- это исключительное многообразие интересов граждан демо кратического общества. Важно подчеркнуть, что именно в демо кратическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу.

От вопроса о необходимости гражданского общества в усло виях демократии переходим к раскрытию его возможности. Де мократия не просто делает гражданское общество насущно не обходимым, она создает все основные условия для его возник новения и развития. Отметим наиболее важные из них. Главное условие активной жизни гражданского общества -- это соци альная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин -- основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе.

Важным условием функционирования гражданского обще ства является гласность и связанная с ней высокая информиро ванность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйствен ную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предприни мать шаги по их разрешению.

И, наконец, основополагающим условием успешного функ ционирования гражданского общества является наличие соответ ствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

Рассмотрение вопросов о необходимости и возможности су ществования гражданского общества дает основание подчерк нуть его функциональную характеристику. Основная функция граж данского общества -- наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей общества.

Функционирование системы гражданского общества, так же как и системы государственных органов, подчиняется имманентным природе каждого из них принципам - началам. К ним относятся:

Принцип гуманизма. Общность принципов демократического государства и гражданского общества проявляется, прежде всего, в цели служения интересам человека, защиты его прав и свобод. Положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, служит в равной мере принципом деятельности как государственных органов, так и структур гражданского общества.

Другим общим для функционирования государства и гражданского общества принципом, является принцип свободы самовыражения человека. Проявление этого принципа отражается как в физической, так и интеллектуальной свободе человека, в том числе: в свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства, выбора занятий и рода деятельности, в свободе личной жизни, свободе мысли и слова, выражение мнений и убеждений или отказ от них. Проявление этого принципа имеет двойственный характер. С одной стороны, свобода самовыражения человека - это непременное условие благоденствия и прогресса всего человеческого общества и государства, поскольку только разумный и свободный человек способен таким образом преобразовать окружающий мир, чтобы максимально приспособить этот мир для комфортного и безопасного существования. С другой стороны, свобода самовыражения человека не всегда имеет позитивный характер и может входить в противоречие с интересами других людей и государства. В этом случае либо государство, путем установления правовых запретов, либо само гражданское общество, путем выработки моральных, корпоративных и иных внеправовых правил поведения, устанавливает разумные пределы самовыражения человека.

Одним из условий и в то же время принципом функционирования, как гражданского общества, так и государства является принцип равенства. Равенство возможностей в гражданском обществе и равноправие в государстве свидетельствуют о гармоничности соответствующих социальных отношений.

Поскольку и государственные органы, и структуры гражданского общества представляют собой социальные общности людей, объединенных общими целями, интересами, то в качестве следующего принципа можно назвать принцип коллективизма. Этот принцип означает, что каждый член той или иной общности осознает свою принадлежность к ней по определенным, идентифицирующим эту общность признакам, строит свое поведение в соответствии с правилами, принятыми этой общностью, и направляет свою деятельность на реализацию её общих интересов.

Следующий общий принцип государства и гражданского общества - принцип функциональной обусловленности. Любое объединение людей имеет свои цели и задачи, а так же и функцию. Сама функция предполагает не только определенное смысловое содержание действий людей, но и совокупность способов, методов и приемов их осуществления для решения определенных задач.

Принцип законности, означающий «точное и повсеместное исполнение всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона», в равной мере распространяется на все структуры гражданского общества.

Все вышеперечисленные принципы присущи как гражданскому обществу, так и государству, поскольку заложенные в них ценности представляются важным в любом человеческом сообществе. Так же наряду с общими существуют и специальные принципы, присущие только гражданскому обществу. А именно принцип самоуправления и принцип добровольности.

Самоуправление гражданского общества тесно связано с принципом невмешательства в его деятельность государственных и муниципальных органов власти. Границей невмешательства является все то, что связано с предметом уставной, внутренней деятельности общественных структур. Однако грань между теми отношениями, куда может, и куда не может вмешиваться государство, весьма неопределенна.

Так же можно отметить как принцип гражданского общества добровольность. Заключающийся в не принуждаемом членстве данного объединения. То есть человек вступил в гражданское общество на добровольной основе, и сознает себя как его член.

Подводя итог рассмотренных понятий в первой главе можно прийти к заключению, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью. Формирование гражданского общества одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства, поскольку страна поставила задачу преобразовать экономику на основе признания частной собственности и предпринимательства, внедрить в общественно-политический строй элементы демократии, упрочить положение человека и гражданина, утвердить свободу.

Гражданскому обществу, в том числе сформировавшемуся в России, свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы, а также принципы данного общества, которые мы перечислили выше.

3. Особенности формирования гражданского общества в современной России

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.

Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.

Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее:

Пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций;

Социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.;

Неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30 % граждан по различным подсчетам);

Недостаточно выражены и укоренены интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);

Слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий ит.д.;

Пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;

Слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;

В стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;

На облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества;

Процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества.

Формирование современного гражданского общества в России - сложный и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме.

В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения и восприятия на массовом, обыденном уровне в политическом сознании россиян. Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д. К сожалению, и в ряде современных учебников для студентов по политологии (например, К.С.Гаджиева, А.И.Кравченко и др.) нет специальных разделов о гражданском обществе, его состоянии и задачах в Российской Федерации.

Одной из ключевых проблем современного развития выступает отчуждение различных социальных групп и институтов от государства. Ниже проанализирован уровень доверия граждан как к властным структурам, так и общественным организациям.

В последние годы достаточный уровень доверия населения среди государственных структур имели Президент, армия и некоторые руководители регионов, у остальных органов власти уровень доверия был значительно ниже. Среди общественных организаций возрос авторитет русской православной церкви, органов СМИ, профсоюзов. Общественной палате доверяет каждый четвертый россиянин. Меньше доверяют политическим партиям - лишь каждый пятый. В приоритетные национальные проекты верит до 40% населения, что в целом неплохо.

Многие граждане или не понимают общего смысла и цел и экономической и социальной политики государства, или не воспринимают её как обращенную именно к ним.

Ещё одна проблема связана с разделением публичной политики и частной жизни. На вопрос - "Как Вы считаете, участие в выборах - обязанность гражданина?" - до двух третей опрашиваемых обычно отвечают положительно. А вот вера в то, что участие в выборах даст возможность повлиять на власть, не превышает в последние годы 20% респондентов. Причем, две трети респондентов не, только не верят в возможность повлиять на деятельность властей, но и не хотели бы участвовать в управлении общественными делами в своем поселке, городском районе и т.д., потому, что не видят в этом никакого смысла.

Очевидно, можно говорить о заниженном уровне социальных претензий российских граждан по проблеме постоянного участия в политике и его недостаточности. Так, респонденты отметили, что из семи обозначенных статусных позиций в обществе "участие в политике" занимает последнее, 7-е место. Наиболее высоко ими оценивались (по нисходящей): "место в обществе по образованию"; "по квалификации"; "по выполняемой работе"; "по прогрессии"; "по качеству жизни"; "по размеру зарплаты" и "по участию в политической жизни страны".

В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

С одной стороны, можно говорить об известной положительной динамике в развитии российского общества в рассматриваемый период по таким параметрам, как "свобода слова", "свобода политического выбора", "терпимость к чужому мнению". С другой--многие респонденты обращают внимание на критическое или плохое положение дел в следующих сферах общественной жизни: "соблюдение прав человека", "личная безопасность", "равенство всех граждан перед законом", "социальные гарантии".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Раскрытие понятия "гражданское общество", его основные признаки. Формирование гражданского общества в России. Принципы функционирования гражданского общества. Условия становления гражданского общества в современной России. Гражданские движения в России.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Роль формирования гражданского общества, общая характеристика и признаки. Определение понятия "гражданское общество". Условия формирования и исторические предпосылки. Объединения граждан как институт гражданского общества. Стадии существования групп.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2009

    Проблема гражданского общества как фундаментальная научная проблема. Современное состояние гражданского общества в России, специфика его формирования. Ключевые особенности, которые повлияли на становление институтов гражданского общества России.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Сущность и понятие гражданского общества. Признаки высокоразвитого гражданского общества. Возникновение гражданского общества на определенных основаниях. Гражданское общество в современном понимании. Современные концепции гражданского общества. Современны

    контрольная работа , добавлен 30.09.2008

    Анализ специфики функционирования становящихся институтов гражданского общества на грани двух столетий и характера их взаимодействия с правовым государством. Основные политико-правовые концепции формирования гражданского общества в России и за рубежом.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2013

    Понятие, происхождение, признаки и структура гражданского общества - общества с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Характерные признаки и основные функции современного гражданского общества.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Концепции и элементы гражданского общества. Особенности и проблемы формирования гражданского общества в современной России. Виды публичной власти. Функции правового государства. Перспективы демократических преобразований. Институты гражданского общества.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Организующее значение государственной власти для формирования гражданского общества. Анализ правовых основ, которые призваны формировать и развивать гражданское общество в Российской Федерации, рассмотрение системы взаимодействия его с государством.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2014

    Своеобразие правового подхода к анализу гражданского общества. Этапы развития концепции взаимосвязи гражданского общества, государства и права в науке. Динамика гражданского общества, правовых механизмов функционирования его структур и институтов.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Понятие, происхождение, признаки и структура гражданского общества. Характерные признаки и особенности становления гражданского общества в Российской Федерации. Важнейшие формальные критерии брака. Особенности семейного законодательства в России.

А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.

Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Инициативная группа жителей района выступила против намеченного руководством города строительства торгово ­развлекательного комплекса. Данный факт иллюстрирует наличие 1) авторитарного режима 2) гражданского общества 3) политической системы 4) местного самоуправления

Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют

1) принятие и реализацию внешнеполитических решений

2) самостоятельное решение вопросов данной территории

3) управление объектами федеральной собственности

4) объявление амнистии

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов

местного значения.

Б. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества?

1) Парламент страны принял поправку к Закону о средствах массовой информации.

2) Глава государства подписал международный договор о сокращении вооружений.

Ассоциация деятелей искусства организовала благотворительную акцию помощи детям с особыми потребностями.

4) Полиция обеспечила безопасность граждан и правопорядок во время проведения футбольного матча.

Исключительным признаком правового государства является

1) система законодательства

2) система сдержек и противовесов между ветвями власти

Многообразие средств массовой информации

4) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

Главная особенность организаций, представляющих гражданское общество, это

Проявление инициативы граждан

2) реализация правительственной программы

3) наличие собственных коммерческих интересов

4) участие в деятельности государственных органов

Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они

1) учреждаются государственными органами;

2) не участвуют в политической борьбе;

3) опираются на инициативную деятельность людей;

4) реализуют правительственные программы.



23. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) демократия 1 1) форма правления

Б) унитарное государство 2 2) форма государственно­-территориального устройства

В) республика 3 3) политический режим

Г) федерация 2

Д) монархия 1

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения

(А) В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

(Б) В РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления.

(В) К сожалению, далеко не все осознали значение местного самоуправления в решении задач своего района.

Ответы: А – 1 ; Б – 1; В – 2 .

Раздел 2. Местное самоуправление за рубежом

Тема 3. Исторический экскурс в местное самоуправление за рубежом.

Тема 4. О предпосылках и особенностях основных моделей местного самоуправления

1.Высокая степень централизации управления присуща следующей зарубежной модели местного самоуправления:

а) англосаксонской модели
б) континентальной модели
в) немецкой модели
г) японской модели

2.Континентальная модель местного самоуправления в настоящее время действует:

а) В Канаде, Австралии, Новой Зеландии
б) На Ближнем Востоке, в Латинской Америке
в) В России
г)В Германии

Какие отношения характерны для модели муниципального управления «Слабый мэр - совет» (США)

а)Слабый мэр может избираться всем населением муниципального образования
б) Сильный совет, который доверяет мэру назначение всех чиновников на должности
в) Сильный совет, который берет на себя нормотворчество, общее руководство и контроль над работой чиновников
г) Мэр не может назначать муниципальных чиновников

Тема 1. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. PR - структуры и СМИ как элементы гражданского общества

Гражда́нское о́бщество (Г.о.) - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами.

Основные особенности г.о.:

1. Г.о. – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей.

2. Г.о. обладает большой степенью независимости и автономии от государства, что гарантирует безопасность личности от злоупотреблений.

3. Государство защищает права гражданина, а гражданское общество – права человека.

4. В г.о. осуществляется социальная саморегуляция.

5. Развитое г.о. передает государству столько полномочий, сколько считает нужным.

6. Основа г.о. – средний класс. Экономическая независимость среднего класса обеспечивает условия, делающие возможным и относительную независимость г.о. от государства.

Важнейшие структурные элементы г.о.:

2. Корпорации.

3. Благотворительные фонды.

4. Общественные организации.

5. Лоббистские организации.

6. Политические партии и движения.

7. Союзы предпринимателей.

8. Ассоциации потребителей.

10. PR-структуры.

11. Церковь.

PR-структуры и СМИ являются важнейшими структурными компонентами гражданского общества. Они организуют информационное обеспечение и формируют имидж политическим партиям, общественным организациям, структурам бизнеса и тем самым увеличивают потенциальные возможности гражданского общества в целом. Занимаясь политическим PR, массмедиа и PR – структуры обеспечивают успешное развитие избирательных кампаний, приводят к власти политиков и общественных деятелей, выражающих и отстаивающих интересы своих избирателей. Являясь «четвертой» и «пятой» ветвями власти, они способны оппонировать государственным структурам и бюрократии.

2. Гражданское общество: исторический аспект

Понятие гражданского общества (англ. civil society ) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город, государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.



Проблемы с определением гражданского общества

Основная проблема при попытках дать определение г.о. возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Джона Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. Гражданского общества как такового словно бы вообще не существовало. Общность, государство, koinonia, civitas были единым социальным и политическим целым. Социумы были политическими обществами, и это положение все еще сохранялось в 1690, когда Джон Локк написал свой «Второй трактат о правлении» Одна из его глав названа «О политическом и гражданском обществе». Локк полагал, что г.о. несовместимо с абсолютной монархией. Вместе с тем оно является политическим образованием («телом»); для Локка общественный договор и договор граждан с государством – одно и то же. Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона «Опыт истории гражданского общества» (1767 г.) отмечается разрыв, существующий между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон подчеркивал роль г.о. как противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами. В этом смысле г.о. стоит на страже прав человека. Иммануил Кант – величайший теоретик гражданского общества. Кант расширил это понятие, говоря об обществе граждан мира, космополитов. Г. Гегель с помощью учения о диалектике утверждал, что кантово гражданское общество – всего лишь «момент» в историческом развитии, шаг вперед, преодоление природного состояния (тезис, или утверждение), однако и он обречен (антитезис, или отрицание). После этого обязательно наступает отрицание отрицания, или синтез (Гегель полагал, что синтез уже осуществился – в форме прусского государства). В любом случае государство, по Гегелю, «действительность морального идеала», является высшей целью человеческой организации.

В 19 и 20 вв. под г.о. многие исследователи стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации. Интересно отметить, что одни видели в г.о. источник поддержки существующего политического строя, а другие – средоточие оппозиции. Так, в англосаксонском мире г.о. и государство обычно считались взаимодополняющими , а не враждебными друг другу силами, отчего понятие г.о. и утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах г.о. понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан. В обоих случаях для гражданских обществ характерны три особенности :

Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной.

Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти . В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства.

И в-третьих, чувство гражданской ответственности , а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Не меньший интерес вызыват ответ на вопрос: «Что возникло раньше – государство или гражданское общество?» В США гражданское общество явно предшествовало государству. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии. Однако во многих странах, особенно во Франции и Испании, а позже и в Португалии, государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.

Национальный вопрос в современных условиях

Выше шла речь о теоретических и методологических проблемах, касающихся некоторых понятий этнической социологии, о межнациональных отношениях, их видах и основных тенденциях развития, а также о проблемах взаимодействия на национальных интересах, их осознании и учете национальной политике. Мы вплотную подошли к так называемому национальному вопросу, теоретическим и практическим аспектам его решения в современных условиях.

Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического осуществления и регулирования этих процессов, в том числе территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические.

Национальный вопрос не остается неизменным, его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержания реально сложившихся межнациональных отношений. Представляется, что в современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширении, их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов.


Политическая организация общества - совокупность организаций, участвующих в политической жизни страны, в регулировании отношений между основными социальными группами общества (классами, нациями, профессиональными стратами). Политическая организация общества состоит их двух основных компонентов: государства как основного, центрального звена политической организации общества; общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальных и профессиональных организаций). Государственная власть носит политический характер, поскольку концентрирует и выражает интересы основных социальных групп и согласовывает деятельность всех субъектов общества. По своей природе государство занимает ведущее, центральное место в политической системе, является основным инструментом политики. Помимо государства в политическую систему общества входят разнообразные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские, молодежные, национальные и другие организации). Они консолидируют интересы отдельных социальных групп и слоев общества. Главной задачей политических общественных объединений является влияние на государство, на его политику через избрание представителей в выборные государственные органы, через средства массовой информации, общественное мнение. В рамках плюралистической политической системы существуют разнообразные политические объединения, имеющие равные возможности на участие в политической жизни страны. В монистической политической системе выделяется одно политическое объединение, играющее главную роль в политической жизни страны. В зависимости политического режима, создаваемого государственной властью, политическая система может быть демократической, когда за политическими объединениями признаются широкие права на участие в формировании государственной политики. Противоположностью ей является авторитарная политическая система, где роль политических объединений сведена на нет, или их деятельность вообще запрещена.



О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество - это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

· высокое сознание людей;

· высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;

· широкие связи между членами общества;

· наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

· децентрализация власти;

· передача части власти органам самоуправления;

· использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;

· развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

· личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой - в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу.

В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

· нации, национальные движения;

· классы, коалиции классов;

· общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);

· политические партии; политические движения;

· массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.); профсоюзы;

· религиозные организации;

· общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);

· союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);

· общества потребителей;

· трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.

Становление гражданского общества - это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные эконо-мические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.