Храм амона в карнаке из чего сделан. История возведения и современный облик карнакского храма

Карнак - современное название древнего храма Амона в Фивах, Египет. Египтяне назвали сайт Нешут-Towi, «Трон двух земель», «Ипет-Исет», «Лучшее из мест», а также «Ipt-Swt», «Selected Spot» (также названный «Ipetsut», «The Most Select of Places» «). Первоначальное имя связано с древней египетской верой в то, что Фивы были первым городом, основанным на первозданном холме, который поднялся из вод хаоса в начале мира. В то время бог-создатель Атум (иногда Птах) стоял на насыпи, чтобы начать творение. Считалось, что место храма является этой оригинальной почвой, и по этой причине храм был поднят на этом месте. Карнак, как полагают, был древней обсерваторией, а также местом поклонения, где бог Амун будет взаимодействовать непосредственно с людьми земли.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Храм Амуна является самым большим религиозным зданием в мире (хотя некоторые из них требуют Ангкор-Ват в Камбодже) и почитает не только Амона, но и других богов, таких как Осирис, Монту, Исида, Птах и ​​египетские правители, которые хотели, чтобы их помнили их вклад в сайт. Он был построен постепенно на протяжении веков, с каждым новым правителем, добавляющим к нему, начиная с начала Среднего Царства (2040-1782 гг. До н. Э.) Через Новое Королевство (1570 - 1069 гг. До н. Э.) И во всей династии Птолемеев (323-30 гг. До н.э.) , Было даже высказано предположение, что правители Старого Королевства (c. 2613 - c. 2181 г. до н. Э.) Сначала были построены там из-за стиля некоторых руин и королевского списка монархов Старого Королевства, вписанных Тутмосом III (1458-1425 гг. BCE) Нового Королевства в его Фестивальном зале. Его выбор королей предполагает, что он, возможно, удалил свои памятники, чтобы построить свой зал, но все же хотел, чтобы их помнили. Структуры регулярно удалялись, ремонтировались или расширялись во время долгой истории храма. Комплекс продолжал расти с каждым последующим правителем, и руины сегодня покрывают более 200 акров земли. Было подсчитано, что можно разместить три структуры размером собора Нотр-Дам в главном храме.

Храм Амона постоянно использовался с постоянным ростом более 2000 лет и считался одним из самых священных мест в Египте. Священники Амона, которые контролировали управление храмом, становились все более богатыми и могущественными до такой степени, что они могли взять под контроль правительство Фив в конце Нового Царства, когда господство страны разделилось между ними на Фивах в Верхний Египет и фараон в городе Пер-Рамсес в Нижнем Египте. Возвышение власти священников и, как следствие, слабость положения фараона, считается основным фактором, способствующим упадку Нового Королевства и началу третьего промежуточного периода (1069-552 гг. До н. Э.). Храмовый комплекс был поврежден в ассирийском вторжении в 666 г. до н. Э. И снова в результате вторжения персов в 525 г. до н. Э., Но оба раза был отремонтирован и отремонтирован.

К IV в. Н.э. Египет был частью Римской империи, и христианство пропагандировалось как одна истинная вера. Император Констанций II (337 - 361 г. н.э.) приказал, чтобы языческие храмы закрывались в 336 году н.э., а Храм Амона был опустян. Коптские христиане использовали здание для церковных служб, о чем свидетельствует христианское искусство и надписи на стенах, но затем участок был оставлен. Он был вновь открыт в течение 7-го века н.э. арабского вторжения в Египет, и в это время его называли «Ка-ранак», что означает «укрепленная деревня» из-за огромного количества архитектуры, накопленной в одном районе. Когда европейские исследователи впервые начали путешествовать в Египте в 17 веке н.э., им сказали, что грандиозные руины в Фивах были таковыми в Карнаке, и с тех пор имя было использовано для этого сайта.

AMUN & THE EARLY TEMPLE
Амон (также известный как Амун-Ра) был несовершеннолетним финским божеством, которое после того, как Ментухотеп II объединил Египет в c. 2040 г. до н.э., поднялся в известность. Силы двух старших богов: Атума и Ра (бог-создатель и бог солнца соответственно) были объединены в Амуне, сделав его верховным царем богов, как создателем, так и хранителем жизни. Район Карнак, возможно, уже был священным для Амона до того, как там были построены какие-либо сооружения или могли быть священными для Атума или Осириса, оба из которых также поклонялись Фивам. Место было уже выделено в качестве святого места в том, что там не было обнаружено никаких признаков внутренних домов или рынков, только построены религиозно-тематические здания или королевские апартаменты, построенные еще после того, как был построен первый храм. Поскольку не было отделения религиозных убеждений от повседневной жизни в Древнем Египте, можно было бы подумать, что было бы трудно сказать чисто светское здание с религиозного сайта, но это не так, или не всегда так. В Карнаке надписи, оставленные на колоннах и стенах, а также художественные работы, четко идентифицируют место как религиозное в природе с самых ранних времен.

Первым памятником, который, как считается, был поднят на этом участке, является Ваханкский интел II (около 2112-2063 гг. До н. Э.), Который воздвиг колонну в честь Амун-Ра. Это утверждение было опротестовано теми учеными, которые указывают на список короля Thutmose III в его Фестивальном зале, который утверждает, что сайт был впервые разработан для религиозных целей в Старом Королевстве. Они также иногда указывают на стили старого королевства в некоторых архитектурах руин. Однако архитектурное звено не имеет никакого отношения к утверждению, потому что стиль Старого Королевства (возраст великих строителей пирамид) часто подражался более поздними эпохами, чтобы вызвать величие прошлого. Если бы там были построены правители Старого Королевства, их памятники были удалены более поздними царями, и это то, что некоторые ученые утверждают в списке королей Тутмоса III.

Wahankh Intef II был одним из финских правителей, которые вели войну против неэффективного центрального правительства в Гераклеополисе и проложили путь для Mentuhotep II (ок. 2061-2010 гг. До н. Э.), Чтобы свергнуть королей северного и воссоединиться с Египтом под финским правлением. Когда Mentuhotep II пришел к власти, он построил свой моргерский комплекс прямо через реку от Карнака в Дейр-эль-Бахри, и это показало некоторым ученым, что в это время там существовал значительный храм Амуна; а не только памятник Wahankh Intef II. Mentuhotep II, возможно, построил храм на месте, чтобы поклониться Амуну за то, что он помог ему добиться победы, а затем построил свой комплекс напротив него, но это утверждение является умозрительным, и никакие данные не свидетельствуют об этом. Скорее всего, он выбрал место своего монгольского комплекса из-за его близости к святому месту через реку; в то время на месте не было бы храма, чтобы мотивировать его.

Первым известным строителем в Карнаке является царь Сенушрет I (1971-1926 гг. До н. Э.) Средневековья, который построил храм Амуну с двором, который, возможно, был предназначен для того, чтобы чтить и зеркально отобразить морговный комплекс Ментухотепа II через реку, Тогда Сенушрет I был бы оригинальным архитектором Карнака в ответ на могилу великого героя Ментухотепа II. Однако любые претензии по этим линиям остаются спекулятивными, и все, что ясно известно, состоит в том, что этот район считался священным до того, как там был построен какой-либо храм.

Правители ближнего царства, которые следовали за Сенусреттом, все добавили свои прикосновения к храму и расширились на месте, но правители Нового Королевства превратили скромные храмовые территории и здания в колоссальный комплекс огромных возможностей и деталей. Ничего похожего на Карнака не предпринимали, так как 4-й царь династии Хуфу (около 2589-2566 гг. До н. Э.) Построил свою Великую пирамиду в Гизе.

НОВОЕ РАЗВИТИЕ КОРОЛЕВСТВА
Фараоны Нового Королевства обращали внимание на Храм Амона. Seti I (1290-1279 гг. До н. Э.) И, особенно, его преемник Рамсес II (Великий, 1279-1213 гг. До н. Э.), Добавил украшения и колонны в Гипостильный зал, который ранее был построен в Новом Королевстве. Это было сделано, чтобы почтить бога и обеспечить место фараона в вечном воспоминании людей. Ученый Коринна Росси, ссылаясь на работу египтолога Элизабет Блит, пишет:

Важность Карнака заключалась в том, что он был контактным пунктом между Амуном, верховным правителем вселенной, и фараоном, верховным правителем на Земле, который представлял всех египетских людей. Таким образом, особенно из Нового Королевства и далее, каждый король, который желал, чтобы его помнили навсегда, фактически вынуждал внести вклад в великолепие этого самого важного храма (41).

Все фараоны Нового Королевства, до и после Сети I и Рамсеса II, способствовали Карнаку. Фактический труд на этом участке осуществлялся принудительным трудом заключенных из Великой тюрьмы в Фивах, лиц, выполняющих общественные работы, или платных рабочих, каменщиков и художников. Новое Королевство началось с царствования Ахмоса I (ок. 1570 - 1544 гг. До н. Э.), Объединившего Египет после изгнания иностранных правителей, известных как гиксосы. Ахмос I, финский принц, поблагодарил бога Амона за его победу, внося вклад в храм в Карнаке. Аменхотеп III (1386 - 1353 гг. До н. Э.), Который был одним из самых пышных царствований в египетской истории и чьи многие строительные проекты гарантировали, что его запомнят, по-прежнему должны были внести вклад в Храм Амона в Фивах. Его преемник, Эхнатон (1353-1336 гг. До н. Э.), Запретил поклонение Амуну и другим богам Египта, закрыл все храмы и возвысил свой личный бог Атен до уровня одного высшего божества вселенной. Несмотря на это, он по-прежнему вносил свой вклад в Карнак, хотя его вклад был храмом для Атона, а не Амона, который был разрушен более поздним фараоном Хоремхебом (1320-1295 гг. До н. Э.), Когда он восстановил богов Египта и попытался стереть память о царстве Эхнатона из истории. Результатом этих дополнений, ремонтных работ и разработок по всему Новому Королевству стал постоянно растущий комплекс огромных размеров и масштабов. Историк Маргарет Бунсон пишет:

Карнак остается самым замечательным религиозным комплексом, когда-либо построенным на земле. Его 250 акров храмов и часовни, обелисков, колонн и статуй, построенных более 2000 лет, включают в себя лучшие аспекты египетского искусства и архитектуры в великий исторический памятник камня. Он был спроектирован в трех секциях. Первая из них простирается с северо-запада на юго-запад, вторая - под прямым углом к ​​первоначальной святыне. Третий раздел был добавлен более поздними королями. План Храма Амона, очевидный даже в его разрушенном состоянии, содержал ряд хорошо скоординированных структур и архитектурных инноваций, предназначенных для максимального увеличения прочности камня и монументальных аспектов комплекса. Карнак, как и все другие крупные храмы Египта, был украшен рампой и каналом, ведущим к Нилу, и этот храм также похвастался рядами сфинксов с оврагом у входа. В свое время сфинксы присоединились к Карнаку и другому храму бога в Луксоре, на юге (133).

Этот огромный комплекс, посвященный Амуну и ряду почетных богов и богинь, имел в своем центре внутреннее святилище дома бога, которое прекрасно сочеталось с закатом в летнее солнцестояние. Весь Карнак, по сути, согласуется с небесными событиями, которые были бы истолкованы священниками там, чтобы понять волю бога и его желания для человечества.

СТРУКТУРА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ САЙТА
Карнак состоит из серии пилонов (монументальные ворота, которые сужаются к вершине к карнизам), ведущие во внутренние дворы, залы и храмы. Первый пилон открывается на широкий двор, который приглашает посетителя дальше. Второй пилон открывается в Гипостильный двор, который измеряет 337 футов (103 метра) на 170 футов (52 метра). Зал поддержан 134 колоннами 72 фута (22 метра) высотой и 11 футами (3,5 метра) вокруг в диаметре.

Богом, которому первоначально была посвящена земля, мог быть Монту, бог войны на Фивах, и там был участок, посвященный ему даже после возвышения культа Амона. Однако, когда храм вырос, он разделился на три раздела, которые упоминает Бунсон выше и посвященный Амуну, его супруге Муту, который символизирует живительные лучи солнца, и их сын Хонсу, бог луны. Эти три бога стали известны как Фиванская Триада и были бы самыми популярными богами, пока культ Осириса с его триадой Осириса, Изиды и Гора не обогнал его (в конечном итоге превратившись в культ Исиды, самый популярный в египетской истории).

Храмовый комплекс вырос от первоначального храма до Амуна Среднего Царства до почетного места для многих богов, в том числе Осириса, Птаха, Хоруса, Хатора, Исиды и любого другого божества записки, которому фараоны Нового Королевства считали, что они обязаны задолженностью благодарность. Священники богов управляли сайтом, собирали десятины и подарки, раздавали еду и совет и интерпретировали волю богов для людей. В Карнаке к концу Нового Царства было более 80 000 священников, а первосвященники были более богаты, чем фараоны.

Культ Амона вызвал проблемы для монархов Нового Королевства начиная с царствования Аменхотепа III, вероятно, раньше. Однако, несмотря на половинчатые попытки Аменхотепа III и драматическое реформирование Эхнатона, ни один правитель никогда не пытался сделать что-либо, чтобы значительно обуздать власть священника, и, как отмечалось, каждый царь внес вклад в храм Амона и богатство фиванских священников без паузы.

Даже во время разобщенности Третьего промежуточного периода (около 1069-552 гг. До н. Э.) Карнак все еще командовал уважением, а правители Египта продолжали добавлять к нему то, что могли. К концу третьего промежуточного периода Египет был захвачен сначала ассирийцами в 671 г. до н. Э. Под Эсархаддоном, а затем в 666 г. до н.э. Ашурбанипалом и Фивами был разрушен, но не Храм Амона в Карнаке. Эта же парадигма повторилась в 525 году до н.э., когда персы вторглись в страну. Ассирийцы, на самом деле, были настолько впечатлены Фивами и его великим храмом, они приказали египтянам восстановить город после того, как они его уничтожили.

Персы были изгнаны из Египта фараоном Амиртаем (404 - 398 гг. До н. Э.), И египетское господство возобновилось; как и строительство в Карнаке. Фараон Нектанебо I (380 - 362 г. до н. Э.) Добавил в храм обелиск и пилон (незавершенный) и построил стену вокруг участка, возможно, чтобы защитить ее от любых будущих вторжений. Nectanebo Я был одним из великих памятников древнего Египта, который также отвечал за Храм Исиды в Филе. Он был одним из последних коренных египетских королей страны. Когда персы вернулись в 343 г. до н.э., Египет потерял свою автономию.

ПЛОТЕЛЕЙ И ВХОД РИМА
В 331 году до н.э. Александр Великий взял Египет из Персов, и после его смерти его генерал Птолемей объявил страну своей долей в империи Александра. Птолемей I (323 - 283 гг. До н. Э.) Пытался объединить египетскую и греческую культуру, чтобы создать гармоничное многонациональное государство, но сосредоточил большую часть своего внимания на Александрии. Его более поздний преемник Птолемей IV (221-204 гг. До н. Э.), Однако, обратил внимание на Карнак и построил там гипогеум, подземную погребальную камеру, посвященную богу Осирису. Династия Птолемеев начала распускаться под его правлением, и никакие другие правители этого периода не делали дополнений к Карнакскому месту. Династия закончилась смертью Клеопатры VII (69 - 30 г. до н. Э.), После которой Египет был взят Римом.

Римляне также сосредоточили свое внимание на Александрии и проигнорировали Фивы и его храм. Они уволили Фивы в 1 веке н.э. во время или после битвы с нубийцами на юге и оставили город в руинах. После этой даты все меньше и меньше людей посещали город или храм.

В IV веке н.э. христианство было принято Римской империей при Константине Великом (306 - 337 гг. Н.э.), и новая вера, уже не гонимая, стала приобретать больше власти и более широкое признание. Император Констанций II (337 - 361 г. н.э.) закрыл все языческие храмы в империи, которые, конечно же, включали Карнак, но к этому времени Фивы были городом-призраком, в котором проживало несколько человек, живущих в руинах. Коптские христиане области использовали храм Амона как церковь в 4 веке н.э., но затем отказались от него. Город и храмовый комплекс затем были разрушены.

В VII веке н.э. арабы вторглись в Египет и первыми назвали великую структуру «Карнак», потому что считали, что это укрепленная деревня («эль-Ка-ранак»). Это было имя, которое местные жители дали ранним европейским исследователям 17 века н.э., и название, которое было известно с тех пор. Сегодня Карнак - большой музей под открытым небом, в котором тысячи посетителей со всего мира. Это одна из самых популярных туристических достопримечательностей в Египте и среди самых впечатляющих руин в мире. Как и в древних местах, таких как Баальбек, Стоунхендж, Великая пирамида, Немрут-Даг, Ангкор-Ват и другие, Карнак продолжает очаровывать посетителей по своим размерам, масштабам и возможностям того, как храм был построен за время без кранов, без грузовиков, без какой-либо современной технологии, которую так считают в современном мире. История Египта из Среднего Царства до 4-го века н.э. рассказывается на стенах и колоннах Карнака, и, когда люди сегодня посещают этот участок и видят надписи, они выполняют надежду монархов древнего Египта, что они будут жить вечно через их великие дела, записанные через их вклад в Храм Амона в Фивах.

Храм Амона в Карнаке

Небольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

Храм Амона в Карнаке. Аллея сфинксов

«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут – Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы, Тутмос III, уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

Сегодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (баран – символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны – своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же?внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих».

Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона» .

Колонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари (не путать с Нефертити!). С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Храм Амона в Карнаке иногда называют «каменным архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т. п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее – в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Храм Амона в Луксоре В трех километра к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Явление Амона Первым из богов появился Амон, великий владыка Фив, первой земли, выступившей из начальных вод. Никем не сотворенный, Амон создал сам себя. Он явился в облике прекрасного нильского гуся. И прозвучал его голос, голос великого гоготуна, голос, нарушивший

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги 50 знаменитых загадок древнего мира автора Ермановская Анна Эдуардовна

Дочь Амона До сих пор археологам не удалось отыскать каких-либо документов, описывающих обряд погребения царских жен. Но, судя по всему, церемония мало отличалась от обряда погребения фараонов. Тело торжественно препровождали в гробницу и совершали обряд «отверзания уст

Из книги Великий Александр Македонский. Бремя власти автора Елисеев Михаил Борисович

Сын бога Амона Египет сдался македонской армии без боя. Коренное население относилось к персам враждебно, сатрап Египта Мазак, не имея достаточно сил для организации обороны и понимая, что на Дария рассчитывать нечего, решил склониться перед завоевателями. Армия

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Сегодня в обзоре выдающийся храм древнеегипетского зодчего Инени – храм Амона Ра в Карнаке. Заложил он его в XVI в. до н.э. на берегу реки Нил в столице Древнего Египта Фивы. В этот период отмечается расцвет города, намечается бурное строительство храмов и дворцов. Украшением для богатого и значимого города должен был стать храм верховного божества. О нем и пойдет речь далее. Фото, видео и карта в комплекте.

История и описание храма Амона в Карнаке

Типичный египетский храм того времени имеет прямоугольную форму с фасадом, обращенным к Нилу. Дорога к фасаду украшается сфинксами. Вход обычно имеет вид пилона, перед которым стоят обелиски и статуи царя. Дальше располагается здание храма с местами для молений, библиотеками, колонными залами и т.д.

Таким же является и рассматриваемый нами храм Амона в Карнаке. А являясь храмом главного божества в столице, любой правитель старался преумножить красоту этого места, восхваляя Ра и свое божественное происхождение. В храме отражена и история Египта за годы его существования, на колоннах и стенах вырезались иероглифы и изображения, рассказывающие об исторической славе египетского царства.

Главнй храм Амона

Таким образом, всего на строительство храма ушло примерно две тысячи лет. На его развитие даже повлияли римские императоры. А за годы своего существования храм разросся до огромного комплекса: храм бога Амона Ра в Карнаке, храм Птаха, Аменхотепа II , Маат и др.

Над храмом работали лучшие зодчие страны, которые постоянно улучшали вид храма. Храм, аллея сфинксов к Нилу, пилон, массивная стена – все в классических деталях египетских храмов.

Аллея сфинксов

За пилоном располагается колонный зал, еще один пилон, храмы Сети II и Рамсеса III , сфинксы, статуя Рамсеса II , здание храма, библиотека, молельни и т.д.

Статуя Рамзеса II

С приходом новой XIX династии возникла необходимость в возвеличивании и храмового комплекса. В этот период размеры приобретают грандиозные масштабы. Так, например, новопостроенный пилон имел длину 156 метров.

Одно из красивейших мест храма – колонный зал. В площадке 103 метра на 52 метра размещаются 134 колонны в 16 рядов. Центральные колонны достигают 23 метров в высоту, остальные по 13 метров. Каждая из колонн примерно по 10 метров в окружности. Колонны, как и стены, покрыты иероглифами и изображениями.

Колонный зал

Еще одной дополнением новой династии стало строительство храма богини Мут. Храм располагается южнее храма Амон-Ра, частично окружен озером. Храм выделяется строгим планом, центральной колоннадой, статуями богини Мут (женщина с львиной головой).

Также стоит отметить обелиск царицы Хатшепсут. Обелиск имеет высоту почти 30 метров и по праву признан самым большим в Египте.

План храма Амона в Карнаке

Интересующиеся могут изучить план храма Амона в Карнаке:

Интересным фактом является то, что храм бога Солнца не ориентирован по Солнцу. Но русские строители здесь не при чем, оказывается, что центральная ось ориентирована на восход Солнца в самый короткий день в году, который являлся значимым праздником в жизни египетских первообывателей. Также и Нил в районе Фив меняет курс на восход, как раз согласно этому и был выстроен храм. Но правда ли это или только догадки останется навечно в тайнах истории. А нам остается лишь любоваться архитектурным гением людей, живших задолго до нас.

Два великих храма было в Фивах - Карнак и Луксор, и посвящены они были богу солнца Амону-Ра. Каждое утро он - юный и могучий - восходил в небесах, чтобы дать жизнь земле. А к вечеру старел, умирал, чтобы завтра вновь родиться юным и могучим и вновь пройти свой путь в небесах. Так боги предначертали и людям - стареть и умирать, чтобы возродиться. В этом круговорот жизни...

Карнак и Луксор соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов, ибо в праздники священная барка со статуей Амона шествовала из одного храма в другой. В прошлом веке некоторые памятники были еще покрыты песком, занесенным из пустыни, как будто они лежали под саваном, скрывающим их от солнца.

Однако ансамбль храма в Карнаке с его воротами, дворами и залами, с бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками, во всем своем великолепии и таинственной роскоши представляет величественнейший памятник Древнего Египта и свидетельствует о древней славе царя всех египетских городов.

Прекрасный и грандиозный Карнак - главное святилище страны. Это место земного пребывания бога Амона. В 1828 году перед его развалинами стоял молодой французский ученый Жан Франсуа Шампольон, счастливый оттого, что его направили на раскопки к берегам Нила, в Египет. Это было прекраснейшее путешествие в его жизни, и он по достоинству отблагодарил за это Францию, расшифровав впоследствии загадочные иероглифы древних египтян.

Ученый предчувствовал, что его ждет - ведь уже Гомер в "Илиаде" восхищался стовратными Фивами. Сердце его готово было выскочить из груди, когда он увидел лежащий перед ним город. Пилоны (гигантские ворота) приветствовали его; колоннады и залы с колоннами поражали прекрасными рельефами, статуями царей, стенной живописью, изображающей сцены из жизни фараонов, жертвоприношения и войны.

Разрушенные храмы и молельни... Это было нечто неописуемое, но ученый все равно записал в своем дневнике:

Я наконец попал в Карнак, я увидел роскошь, в которой жили фараоны. Все, что могли выдумать и создать люди в гигантских размерах. Словно это были не люди, а гиганты ростом в сто футов.

Храм Карнака посвящен богу ветров и воздуха

Когда Шампольон прошел через огромные ворота (почти 44 метра высотой и 113 метров шириной), чьи гигантские каменные блоки 15-метровой толщины защищали святилище, он очутился в огромнейшем дворе одного из величайших храмов Древнего Египта. Самый большой храм Карнака был посвящен Амону, богу ветров и воздуха.



Его изображали в короне из двух высоких перьев, а священным животным бога Амона был овен. Поначалу Амон был зависимым местным божеством, но фараоны Нового царства превратили его в общенационального бога. С XVI века Амон стал идентифицироваться с богом Солнца – Ра.

В начале периода Нового царства небольшой храм Амона был увеличен фараоном Тутмосом I, а его преемники расширили храм еще больше.

Описание храма Карнака - архитектурного шедевра

В центре двора и по сторонам расположились колоннады, повсюду валялись отколовшиеся куски статуй. И хотя Шампольон увидел горы развалин, он сразу почувствовал то величие, которое заключалось в этих сооружениях. Второй пилон привел его к Большому гипостильному залу, который занимает площадь в 5000 квадратных метров и сегодня стоит под открытым небом. На этой огромной площади возвышался целый лес исполинских колонн из песчаника.

Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли перед ним 134 колонны, и каждая из них вызывала немое изумление. В середине поднимались 12 «папирусных колонн» высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. Форма и расположение колонн создают такую игру света и тени, что до сих пор Карнак считается непревзойденным архитектурным шедевром.

В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамзеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина - его любимая жена Нефертити. "Я поставил ее слева, где мое сердце, ибо я люблю ее.

Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания изображенных фигур слегка возвышались над фоном.

Центральный рельеф представлял собой колоссальное изображение фараона. Бешено скачущие кони несли его колесницу, а он целился из лука в убегающих врагов. Их крошечные фигурки казались жалкими перед гигантом победителем.



В ослепительных солнечных лучах сверкали краски бронзово-загорелого тела фараона, белоснежной одежды, разноцветных ожерелий бога Амона в Карнакерелий, браслетов и голубого металла оружия. На стенах и обелисках начертаны гимны богам, рассказы о битвах, имена фараонов в царских картушах. Среди них имя единственной в истории женщины-фараона Хатшепсут.

Вы, которые через века увидите эти памятники, удивитесь! Чтобы позолотить их, я выдала столько золота, словно это были мешки с зерном.

За воротами находился огромный двор, в котором, словно в зарослях папирусов на берегу Нила, человека обступали связанные пучками стебли с цветами и нераскрывшимися бутонами. Действительно ли один из строителей храма решил использовать для колонн формы растений, увиденные в природе? Кто знает...

Но хрупкие стебли и нежные тонкие лепестки цветов, увеличившись в тысячи раз, превратились в капители колонн. Сами колонны символизируют пальмы, которые (по египетской мифологии) росли на Острове Творения, с которого начинался мир. Эти колонны поддерживали крышу, которая когда-то покрывала гипостильный зал на высоте 24 метров.

В нём стояло 86 000 статуй

Одиноко и задумчиво стоял Шампольон среди гигантских сооружений, среди молчаливой красоты далекого прошлого. А ведь он еще не знал про папирус Гарриса, где было сказано, что в священном Карнаке стояло когда-то 86 000 статуй.

Шампольон и так уже был потрясен открывшимся перед ним величием. Воздвигнутый Рамзесом храм затмил все, что было построено на планете до него. Он строился очень много лет. Один зодчий умер, и его место занял другой. Десятки тысяч рабов погибали на изнурительных работах, но их никто не считал. На место умерших пригоняли новых, а храм все строился и рос, утверждая несравненное могущество фараона и всесильных богов.

Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и фигура самого фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках - что-то вроде креста с рукояткой в виде петли. Это и есть тот, в честь кого построен храм - бог Солнца Амон-Ра. В руках он держит знак жизни, а диск на его короне изображает Солнце.

В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом от всех святилище, в священной барке, в которой (как считали египтяне) Солнце совершает свои путь по небу. Во время больших праздников (например, когда верховный жрец объявлял о начале разлива Нила) из ворот храма в Карнаке выезжала золотая барка Амона. Она следовала мимо двух обелисков, но сейчас второй обелиск находится не в Карнаке. Он был увезен Наполеоном и теперь украшает площадь Согласия в Париже.



Путь бога Амона лежал в Луксор. Впереди в колеснице, запряженной пятеркой лошадей, выезжал фараон, богу подобный. На его плечах накидка из шкуры гепарда, в руках золотой жезл и плеть... За ним под барабанную дробь и свист дудок следовали все прочие - писцы, придворные, судьи. Красочную-процессию замыкали лучники и стража.

У ворот Луксорского храма их встречали бритоголовые жрецы и препровождали к жертвеннику, где курились благовония и лежала уже заколотая туша быка. Фараон просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова, а тысячеголосая толпа за стенами храма жадно ловила каждый звук, подхватывая молитву.

Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами.

Так рассказали древние хроники... Но даже и в праздничные дни бога Амона не могут увидеть глаза непосвященного - золотая священная барка скрывает его от их взглядов, а в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и недоступном храме...

Это типичный храм Египта - прямоугольной формой, чей фасад обращен к Нилу, а дорогу, ведущую к фасаду, украшают многочисленные сфинксы. Вход в Карнакский храм – это пилон, перед которым размещены монументальные обелиски и статуи фараона. Затем, вы видите изумительное храмовое сооружение, где есть места для вознесения молитв, несколько библиотек, колонные залы. Находясь внутри храме в Карнаке, можно лицезреть историю Древнего Египта, вырезанную в виде рисунков и иероглифических надписей на колоннах и стенах. Эти изображения рассказывают об славной истории великого царства.

Построил и украсил этот величественный храм знаменитый зодчий Древнего Египта – Иненни, но дальнейшее улучшение, расширение и развитие Карнакского храма, заняло две тысячи лет. Над ним, в свое время, смогли поработать самые выдающиеся архитекторы и мастера Египта, каждый новый фараон Египта, и даже римские императоры, внесли свою лепту в его усовершенствование. За годы существования, храм в Карнаке стал огромным комплексом, включающим: Храм бога Амона-Ра, Храм Птаха, Храм Аменхотепа II, Храм Маат и так далее. Каждый следующий фараон, приходящий к власти, старался переделать храм под свои вкусы, придавал ему больше шика. Когда на трон взошла новая девятнадцатая династия, появилась необходимость увеличения храмового комплекса Карнака. Именно тогда он обрел грандиозные масштабы, лишь новый пилон был по длине сто пятьдесят шесть метров.

Карнакский храм состоит из тридцати трех храмов, залов, а его общая площадь занимает больше двух квадратных километров. Храм Амона-Ра в Карнаке –самая интересная часть архитектурного комплекса. Это огромное здание начали строить при фараоне Аменхотепе Третьем, а затем строительство продолжили следующие приемники трона Египта: Сети I и Рамзес II. Особенно удивляет посетителей гипостильный зал, имеющий пятьдесят два метра в длину, сто три метра в ширину, тут сто сорок четыре колонны, по двадцать три метра в высоту, и по десять метров в окружности, расположенные в шестнадцать рядов, по всей поверхности, расписанные яркими барельефами. Главный зал с колоннадами, по размерам равняется Собору Святого Петра в Ватикане или Собору Святого Павла в Лондоне.

Еще одним великим детищем новой династии фараонов и частью комплекса храмового комплекса Карнака, стал Храм богини Мут, расположившийся южнее Храма Амон-Ра. Это строение с трех сторон окружено водами озера Ишру. В Древнем Египте, в водах этого озера производились омовения статуй богов жрецами, а в небольшом помещении рядом, жили священные птицы бога Амона - гуси. Храм является довольно строгим сооружением, с величественной главной колоннадой и статуями египетской богини Мут – женщины, с головой льва. Но на сегодняшний день, Храм богини неба Мут сильно разрушен и сохранился частично, в виде развалин и руин.

На берегу священного озера Ишру расположен еще один важный египетский символ - большой жук-скарабей, находящийся на постаменте, экскурсоводы рассказывают, что есть поверье, согласно которого, обошедший этот постамент с жуком несколько раз и загадавший желание, получит не только его исполнение, но и обретет удачу на всю оставшуюся жизнь. А вот древние египтяне говорили, что колонна является древними часами, отмеряющими время этого мира. Ежегодно колонна на несколько миллиметров погружается вглубь земли, по легенде, когда жук-скарабей исчезнет из виду, на планету Земля придет конец света.

Храм бога Хонсу в Карнаке – место, куда египтяне приходят молиться о чудесах исцеления. Он, в отличии от храма его матери Мут, очень хорошо сохранился, но так как находится в самой дальней части, редко посещаем рядовыми туристами, а зря, потому что тут совершенно потрясающие интерьеры и изумительные росписи. Про статую Хонса – покровителя медицины ходят легенды: рассказывают, что если искренне обратиться к древнему божеству с молитвами о здоровье, то оно обязательно поможет. И многие местные жители верят в это и в нашем двадцать первом веке.

Самым святым местом Карнакского храма, является довольно небольшой камень черного цвета, раньше являвшийся алтарем, на котором лежал «Камень Ипет Соут» - «Матерь Вселенной», это некое подобие «философского камня», доставленного в Древний Египет из Атлантиды, согласно старинной легенды. А в священных египетских папирусах, о «Камне Ипет Соут» говорится, что это «сокровище мира» досталось фараонам от самых богов. Но затем камень был вывезен с территории храма в Карнаке в Гималаи, точнее в Шамбалу, которая сокрыта от взора простых смертных в Тибетских горах.

Интересной достопримечательностью Карнакского храма является обелиск царицы Египта – Хатшепсут, высотой в тридцать метров, признанный самым большим в стране. На поверхности обелиска высечена история ее коронации. В давние годы, вершины древних памятных обелисков покрывало золото и серебро.

Храмы Карнака и Луксора объединяет протяженная «Аллея сфинксов», они вырублены из цельных каменных глыб, и увенчаны бараньими головами. Данная аллея зовется – «Тропа богов», потому что по ней, в дни религиозных праздников Древнего Египта, священная золотая барка, несущая статую бога Амона-Ра, двигалась из одного святилища в другое.

Сегодня Карнакский храм Египта – считается крупнейшим религиозным комплексом в мире, и является основным государственным святилищем Древнего Египта. Этот исторический памятник туристы посещают также часто, как и знаменитые Пирамиды Гизы, ведь храмовый ансамбль Карнака может многое рассказать о древней, и невероятно интересной, египетской истории и культуре.

В храм Карнака можно приехать с групповой экскурсией, но тогда вы будете привязаны к своей туристической группе и ограничены по свободному времени, поэтому лучше сделать это самостоятельно. Нужно сесть на автобус в Хургаде, Макади-Бэй, Сафаге, Эль-Гуне, Эль-Кусейре и проехать около пяти часов, а еще один вариант - заказать речной круиз по реке Нил, с остановкой в Карнакском храме. Если решите приехать сюда самостоятельно, то постарайтесь быть на месте, в семь часов утра, потому что с девяти часов власть тут захватывают многочисленные групповые туристы, и тотчас забываешь о спокойствии, тишине и возможности что-либо сфотографировать без лишних людей в кадре и без очереди за удачным ракурсом.