Игры на выявление лидера в летнем лагере. Игры на сплочение и выявление лидера

Внеклассное мероприятие «Я - лидер».

(тренинг)

Цели:

    Формирование умений вырабатывать совместные коллектив­ные решения, создание результатов коллективного труда.

    Формирование нравственных качеств личности: принципиаль­ность, честность, ответственность, требовательность, самодисципли­на.

    Формирование социальных компетентностей учащихся.

    Воспитание лидерских качеств личности.

    Выявление потенциальных возможностей каждого.

Кабинет оформлен следующим образом: на столах три человечка разных цветов: красный, синий, зеленый. Оборудование: магнитофон, часы. Выставка книг на тему: «В по­мощь организаторам школьного самоуправления», альбомные листы, фломастеры на столе, разноцветные фигуры на стенах, заготовленные для каждого класса, цветик-семицветик, грамота - поучение Владими­ра Мономаха, грамоты для каждого стола, три листка в форме сердца, тексты песен.

Эпиграф написан на доске:

«Есть только один способ заставить людей следовать за вами, а именно: двигаться вперед быстрее, чем они».

Ф. Пикабиа

Ход мероприятия:

Ведущий: Каждый из нас, присутствующих здесь, является лидером класса и актива школы. «Как мало прожито и много пережито» - гласит ребячья мудрость, и, я думаю, что все мы с этим согласны.

Уверена, что многие согласятся со мной: всю жизнь каждый из нас должен учиться, сам гореть и зажигать других.

Предлагаю девизом сегодняшней встречи взять слова Ф. Пикабиа, записанные на доске (читает) и открыть сегодняшнюю школу «Лидер» песней «Лидер».

    Что такое лидер в нашей школе,

Человек, не знающий покоя,

Лидер за собой ведет и все преодолеет

Победитель он любого боя.

Припев: Если хочешь лидером стать,

Должен ты научиться мечтать.

Лидер - это призванье, судьба.

Лидер - это борьба.

    Что такое лидер? Это сила,

Сила слова, да и сила духа.

Лидер вдруг напомнит вам в душе о самом главном,

Пожелаем ни пера, ни пуха.

Ведущий: Обратите внимание на то, как сегодня оформлен кабинет. На каждой стене висят разноцветные фигуры. Я прошу всех вас разделиться на группы и подойти к той цветной фигуре, выбрать тот цвет, который в данный момент соответствует вашему эмоционально­му состоянию и настроению. Сделать это нужно самостоятельно, ни с кем не советуясь.

Ребята, разделившись на 3 группы, идут к столам со стульями.

Ведущий: Ученые доказали, что каждый цвет оказывает на человека определенное психофизическое воздействие.

Красный - помогает несколько согреться, активизировать свою деятельность.

Зеленый - позволяет успокоиться, отдохнуть.

Синий - вызывает ощущение прохлады, помогает преодолеть эмо­циональную вспышку.

Наконец-то мы определились с выбором фигур, и у нас образова­лись группы. Вы сейчас рядом с теми, кто чувствует себя примерно так же, как и вы. Поэтому, я думаю, вам будет легче найти общий язык между собой, понять друг друга, прийти к единому решению.

Ведущий: Моряки говорят-«Как назовешь корабль, так он и начинает плавание».

Итак, задание первое - придумать название и девиз вашей группы (время 5 минут).

Ведущий: А чтоб начало стало успешным, мы желаем вам дальнего плаванья (звучит музыка )

Ведущий: Наступила весна, а это значит, что чаще хочется улыбать­ся, дарить друг другу улыбки и, конечно, цветы. Ну, хотя бы один цветочек. Только сегодня мы предлагаем их не купить, а сделать своими руками. Согласны? Тогда начинаем!

Сердцевиной нашего цветка уже стала песня «Лидер» и серединка с буквой «Л» (прикрепляет на доску). А каким должен быть лидер? На этот вопрос мы сегодня и будем отвечать.

Ведущий : Лепесток первый «Вдохновляет» (прикрепляем на доску ).

Как лидер Вы можете вдохновить других на достижение успеха, помочь направить на это энергию, наилучшим образом использовать время, место, возможности тех, с кем вы работаете.

Очень важны взаимоотношения между теми, с кем вы работаете, знание интересов и возможностей.

Каждая из групп получает задание и заранее заготовленную визитку «Расскажи мне о себе». Здесь вы указываете название группы, можете дать расшифровку ваших имен, написать ваши достижения, ваши желания, ваши любимые занятия, то есть достаточно полно и убеди­тельно рассказать о группе. Предоставляется полная свобода выбора.

(План написать на доске. Звучит легкая музыка)

Ведущий: Время работы 10 минут.

(Выступление групп)

Ведущий: Лепесток второй «Вовлекает всех в работу» (прикрепляет к доске).

Каждый человек желает участвовать в принятии решений. Лидеры выбирают лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу, принимаются лучшие решения.

А задание наше будет называться «Советы мудрых» или «Поучения старшеклассников 20__ года потомкам». К такой форме работы обра­щались и князья, и цари.

А вот отрывок из поучения Владимира Мономаха, написанный в X веке:

«Дети мои или кто иной, слушая эту грамоту, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь...

Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, намойте и накормите просящего...

Убогих не забывайте, подайте сироте. Соблюдайте слово свое, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

Гордости не имейте в сердце и уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь...

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...»

Ведущий: Итак, попытаемся сами составить совместно небольшие поучения тем, кому предстоит пройти большую дорогу, длиною в жизнь. Время выполнения 10 минут.

(Звучит музыка. Прочтение заданий группами)

Ведущий: Лепесток третий «Лидер учит сотрудничеству»

Вся группа следит за поступками и словами лидера. Манера пове­дения лидера создает атмосферу, способствующую активизации каждо­го к сотрудничеству. Давайте снова ощутим дыхание весны, которая принесла на своих крыльях сладкий запах пробуждения, аромат жизни и дыхание счастья.

У каждого человека - свое счастье и радость. Но я убеждена, что всегда они имеют свою душу, свое лицо, свой путь. Счастье и радость нельзя купить, но их можно дарить, что мы и предлагаем вам сделать.

На листе мы предлагаем нарисовать или написать творческую работу на тему «Радость». Больше вам дерзаний, смелости, помните, что...

Вместе : Смелых дороги ведут к победе.

(Время 10минут. Звучит музыка. Выполнение заданий и отчет групп)

Лепесток четвертый «Лидер добивается результатов». (Ведущий при­крепляет листок)

Ведущий: Хорошие лидеры обсуждают с группой пути достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.

Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению результата.

Вот уже несколько лет школа работает по программе «Я», где ребята учатся узнавать себя, других, жить среди людей и быть счастли­вым. А как же действительно им стать?

Мы предлагаем вам разработать «Правила счастливого человека».

(Звучит музыка. Выполнение заданий и отчет групп.)

Ведущий: Лепесток № 5 «Лидер умеет создать хорошее настроение»

Разучивание песни Б. Окуджавы «Давайте восклицать»

Давайте восклицать

Друг другом восхищаться
Высокопарных слов
Не стоит опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты

Ведь это все любви

Счастливые моменты.

Давайте горевать

И плакать откровенно.

То вместе, то поврозь,

А то попеременно.

Не будем придавать

Значения злословью

Поскольку грусть всегда

Соседствует с любовью.

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем

Друг другу потакая,

Тем более, что жизнь

Короткая такая.

Ведущий : Лепесток № 6 «Лидер принимает правильные решения»

Каждый лидер должен мгновенно находить правильное решение, выбрав наилучший вариант.

Итак, группам предлагается решение жизненных ситуаций. Время 5 минут.

Ситуация N1. Как быть?

Все ученики сегодня были веселы и оживлены. Еще бы! Ведь класс выполнил больше, чем другие, полезных дел и стал победителем четверти. Но на уроке физики радость была омрачена...

Когда учитель вошел в класс, то увидел, что разбит редкий прибор, который с трудом удалось приобрести для школы. ЧП стало известно директору. И вот директор и учитель стояли перед классом и ждали признания, кто совершил проступок. Класс молчал. Ребята не знали, кто разбил прибор. А директор поставил условие: если виновник не сознается, то в поездку отправится другой класс.

Сергей знал, что прибор разбил его друг Олег. Перед началом уроков в школе Сергей заглянул в приоткрытую дверь класса и увидел, что Олег поспешно сбрасывал осколки прибора под стол. За этим занятием он не заметил Сергея. Сергей отошел от двери.

И вот теперь все угрюмо молчали. «Что же мне делать? - думал Сергей.- Промолчать? Но тогда все лишатся интереснейшей экскур­сии. Сказать? Но ведь Олег - мой друг?»

- Вопросы:

    Какое решение приняли бы вы на месте Сергея? Почему?

    Какой смысл вы вкладываете в понятие «настоящая дружба»?

Ситуация №2 Как все?

Перед физкультурой двое наших ребят сказали «Давайте уйдем с уроков. Если все уйдут, то никому ничего не будет». Я ответил: «Что ж раз весь класс… Я, как все. Мы ушли, Но потом оказалось, что некоторые остались. И среди них как раз те двое. Тем, кто ушёл, поставили по поведению тройки. Но не в этом дело. Меня гнетёт, что в нашем классе нет единогласия. Все договорились уйти. Как можно было остаться? Вы скажете, что уходить с уроков нехорошо. Наверное, надо было остановить ребят, но тогда меня сочли бы трусом, а я этого не хочу».

    Допустим, речь идёт о вашем классе. Как бы каждый из вас повёл себя в этой ситуации?

    Как вы оцениваете поведение ребят, ушедших с урока и оставшихся с уроков?

Ситуация №3 Шоколадка

Я-отличница. И постоянно, каждый день, у меня требуют, именно требуют: «Дай списать». Если откажешь, начинают ругаться: мол, я «липовая» отличница, учителя мне поблажки делают. Но ведь это не так. С меня даже строже спрашивают. Мне вот физика не даётся, до 12 ночи, бывает сижу и всё равно 4 получаю.

Сначала мне только было обидно. А теперь совсем скверно себя чувствую. Это после такого случая. Одной девочке я не дала списать алгебру.Так она положила передо мной шоколадку. Я растерялась совершенно».

    Как вы расцениваете поступок девочки, положившей шоколадку?

    Как вы среагировали на поступок на месте девочки-отличницы?

(Музыка, ответ групп)

Лепесток №7 «Вовлекает всех в работу».

Ведущий : Зачастую лидеры настолько поглощены достижением результатов, что забывают делать комплименты членам команды. А ведь это необходимо делать для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал уверенным в себе.

Ведущий: Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты.

Ведущий: Я прошу всех взяться за руки, почувствовать доброту и теплоту друг друга и подарить комплименты друг другу. (Выполнение упражнения на фоне музыки)

Ведущий : Итак, нашу аудиторию и нашу жизнь украсил необычный цветик – семицветик. Несмотря на то, что он имеет сказочное название, мы хотим, чтоб он жил, рос вместе с нами в реальной жизни, даря радость людям.

Дорогие друзья! Настала наша очередь подарить вам комплименты. Нам очень понравилось работать с вами, творческими, интересными и весёлыми людьми. А сейчас мы попросим вас дать оценку сегодняшней работы школы «Лидер», обвести на жетонах тот цвет, который соответствует вашим чувствам и мыслям.

Красный-очень понравилось

Зелёный-понравилось, но не всё

Жёлтый-не понравилось

Синий-очень не понравилось

(группы выполняют задание)

Ведущий: Спасибо всем. Итак, подведём итоги, но давайте не будем торопиться давать оценку стиля работы лидера: этот всегда хорош, а этот всегда плох. Я думаю, что многим стали понятны, как положительные, так и отрицательные стороны каждого из них.

Ведущий: А закончить сегодняшнюю встречу я предлагаю песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно.
Струна осколком эха пронзит тугую высь.


Качнётся купол неба большой и звёздно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет.
Ты что ж грустишь, бродяга, ану-ка, улыбнись.


И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались."
Но всё же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена как раны на сердце запеклись.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...

Цели: В игровой форме научить подростков быть гармоничными и свободными в социальном пространстве, уметь видеть свои особенности, плюсы и минусы, осознавать себя личностью, стремящейся к развитию, способной самостоятельно мыслить и действовать и грамотно выстраивать отношения с окружающими людьми.

В результате:

  • Ребенок умеет ставить цели и достигать их
  • Ребенок владеет навыками планирования времени
  • Ребенок умеет слушать других и презентовать себя
  • Ребенок эффективно выстраивает межличностные отношения
  • Ребенок умеет разрешать конфликтные ситуации
  • Ребенок умеет работать в команде

Все это дает навыки достижения успеха, которые помогут сформировать у детей необходимые навыки успешной деятельности.

  1. Будь проактивным. Мои возможности и ресурсы. Осознание собственной индивидуальности. Самооценка. Закрепление «полезных» привычек.
  2. Начинай, представляя конечную цель. Цель. Личная Миссия как инструмент для выявления цели.
  3. Начинай с самого важного. Правила планирования времени. Срочность, важность, приоритеты.
  4. Действуй по принципу «выиграть-выиграть». Определение своего стиля взаимодействия. Созидательное сотрудничество. Проектирование и проведение группового мероприятия как пример сотрудничества.
  5. Сначала стремись понять, потом быть понятым. Мастер общения – мастер успеха. Сила первого впечатления. Самопрезентация – умение себя подать. Виды слушания. Техники «правильного слушания». Информация, которая скрыта за словами. Практика невербального общения. Искусство «читать» других. Язык мимики. Язык жестов. Голос как инструмент воздействия на человека. Работа с телом: зажимы, блоки.
  6. Синергия. Сотрудничай с другими, чтобы достичь большего. Техники влияния и противостояние манипуляциям.
  7. Затачивай пилу. Мои ограничения. Преодоление внутренних ограничений. Введение понятия «уверенное поведение». Стратегии изменения. «Круг Проблем» и «Круг Влияния».

Игры на лидерство

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер - организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Цель данных игр – выявление потенциальных лидеров в отряде (группе) . Друг мой! В первые же минуты работы запомни жизненно важное правило:” Никогда не делай то, что дети могут или хотят сделать сами.” Ищи себе помощников.

Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

Например:

  • построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д);
  • молча, не договариваясь, встать определённое количество человек - лидеры буду всегда вставать;
  • построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
  • хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);
  • собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., "зайцев", пассажиров;

взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.

Среди лидеров можно выделить

  1. – лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты)
  2. – лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивают общение в команде (центроверты)
  3. – «баба-яга против!» - лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, противостоит ведущему, но может быть генератором идей.
  4. – лидер-аналитик, прогнозирующий ситуфцию, но в данный момент не желающий привлекать внимание

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Еще игры на лидерство...

ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА.

«Ехали цыгане»

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде, стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Положи руку»

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

«Постройся по»

Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:1) цвету волос (от светлого к темному или наоборот),2) по размерам обуви (от меньшего к большему),3) алфавиту;4) длине волос, 5) цвету глаз (от светлого к темному или наоборот).

«Скульптура»

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

«Начали »

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!" Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то догово-риться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один од-номестный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. "Начали!" Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо "отверженным". Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

ВЕРЁВОЧКА.

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Енотовы круги»

Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных. Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.

«Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

«Фотограф»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Пчелка»

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.

Одной из задач педагога, воспитателя, классного руководителя является выявление лидеров в коллективе. Можно выявить лидера с помощью тестов , а можно с помощью игр.

В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, которые могут влиять на настроение группы, отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди — лидеры. Очень важно понять, кто будет лидером в Вашем отряде. От того, каким будет этот лидер, во многом зависит, каким будет и весь отряд.

Большая семейная фотография

Ребятам в группах предлагается представить, что все они — большая семья, которой вместе нужно сфотографироваться для семейного альбома. Для игры необходимо выбрать «фотографа» (должен расположить всю семью для фотографирования) и «дедушку» (он тоже может участвовать в расстановке семьи). Более никаких установок детям не дается, они сами должны решить, кому кем быть и где стоять. А вы понаблюдайте за этой занимательной картиной, Роли «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «фотограф» считает до трех. На счет «три» все дружно кричат слово «сыр» и хлопают в ладоши.

Эта же игра, проведенная в середине смены, позволит Вам выявить новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

Перестройка

Участники встают в круг. Им предлагается, не расцепляя рук, построить квадрат, затем треугольник и т. д.

11 вопросов

Ведущий загадывает имя знаменитого человека. Играющие могут задать 11 наводящих вопросов. На них ведущий может давать ответы только «Да» или «Нет». После этого игроки с трех попыток должны назвать имя.

Игра художников

Каждому участнику выдается листочек бумаги, расчерченный на 20 больших клеток. Ведущий заранее составляет список из 20 слов, которые называет одно за другим, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все участники должны успеть зарисовать это слово в одной из клеток. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку повторить все названные предметы и понятия.

Адаптация

С помощью игры «Молекула» участники делятся на две группы по 4-5 человек.

«Молекула». Ведущий предлагает ребятам встать и разместиться на определенной территории так, как им удобно. После фразы ведущего: «Молекулы — хаос» участники игры начинают двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда звучит фраза: «Молекулы — четыре (молекулы — пять)», игроки должны

быстро объединиться в группы по четыре или пять человек-

Конкурсы могут быть самыми разнообразными (интеллектуальные, спортивные, на решение нестандартных задач, с использованием раздаточного материала)— все зависит от фантазии организаторов. После каждого конкурса состав групп меняется.

По итогам каждого конкурса дети коллективно выбирают, какого цвета жетон кому из участников группы присудить:

Красный — лидер, предлагает основные идеи» организует работу;

Желтый — исполнитель:

Зеленый — соучастник:

Синий — пассивный наблюдатель.

В конце игры (после проведении всех конкурсов) в каждой группе составляется аппликация из полученных жетонов. Данная аппликация дает возможность сделать вывод об общей активности детей, основных позициях, которые они занимают в коллективе.

Игры на сплочение и выявление лидера.

Задача каждого вожатого сделать из своего отряда коллектив. Лучше узнать друг друга и сплотить отряд помогут вам эти игры.

Сходства и различия.

Вожатый предлагает несколько вопросов для группы, каждый из которых имеет свой номер, например,

Чаще всего я радуюсь, когда…

Я терпеть не могу, когда…

Я ценю в людях больше всего…и т. д., не более семи. За установленное время ребята должны найти других, кто также ответил на вопросы, как и он. Потом необходимо провести беседу-анализ, сколько общего характерно для всей группы.

«Сколько пальцев»?

Все ребята сидят в кругу. Вожатый показывает на пальцах то или иное количество. Сразу же должны встать столько человек, сколько вожатый показал на пальцах. Садятся они только после того, как вожатый опускает руку. В начале вожатый показывает 5-7 пальцев, в конце - 1-2. При этом вожатый блокирует попытки участников игры договорится.

Большая семейная фотография.

Предлагается, что ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый в роли наблюдателя. Роль фотографов и «дедушек» обычно берут на себя стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.

Полет на Марс.

Это ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на 2-3 равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды должны будут выполнить несколько заданий, задания будут выполняться после команды «Начали!» Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание» Таким образом, создастся дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание.

Сейчас каждая команда должна сказать хором, какое-нибудь одно слово.

«Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договорится. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание.

Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц».

Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца».

Задание третье.

Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместные номера, два двухместных номера и один одноместный. Необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить.

Проведя эту игру, вожатый может увидеть наличие и состав микрогрупп в отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и мест в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то количество и вместимость номеров составляется таким образом, чтобы были и трёхместные, и двухместные, и один одноместный номер.

Узнай, кого нет.

Все участники закрывают глаза, а в это время Водящий трогает кого-нибудь за плечо. Тот, кого он тронул, бесшумно уходит. По сигналу Водящего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назовет отсутствующего игрока, тот выигрывает.

Счет до 10.

Все участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Задание: посчитать до 10, при этом каждое число называет кто-то один (не договариваясь между собой). Если одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счет начинается заново.

Авангард.

Все участники за ограниченное время (1—2 мин.) должны выложить на земле из веточек, палочек, пуговиц, шишек и других мелких предметов какой-нибудь рисунок. Главное условие - задание выполнять в полной тишине.

Паровозик.

Все участники встают «паровозиком», закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки — у первого. Перед «паровозом» задача: достать определенный предмет, который Водящий помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Последний игрок руками поворачивает «паровозик», т. е. руководит им. По цепочке эти движения передаются всему «паровозику», и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.

Квадрат...

Все участники с закрытыми глазами стоят в кругу и держатся за руки. Водящий (вожатый) просит: «Ребята! Постройте, пожалуйста треугольник, квадрат, ромб и т.д., не произнеся при этом ни одного звука.»

Тайный друг.

На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена и фамилии всех детей отряда (имена и фамилии девочек — в одной коробке, мальчиков — в другой). По жребию мальчики вытягивают девочек, а девочки — мальчиков. Затем в течение установленного времени (1—5 дней) тайно делают этим детям приятные сюрпризы. Главное условие — все должны сохранять тайну. По истечении времени весь отряд собирается в одном месте, где вожатый (возможно, с творческой группой) преподносит сюрприз уже всему отряду (развлекательное шоу, вечер песни у костра и т. д.) По окончании вожатый вместе с детьми выясняет, все ли участники раскрыты, а также анализирует целесообразность, эффективность и необходимость игры «Тайный друг», возможно совместно принимают решение сделать сюрприз соседнему отряду, лагерю и т. д.

Я люблю тебя за то...

Участники становятся или садятся в два круга — внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки (по выбору — за локти, или обнимают другу друга) и говорят шепотом друг другу, какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(имя участника), я люблю тебя за то...» Чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Вожатый обязательно играет с детьми. Через 10—15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют все сначала. По окончанию игры — анализ ощущений.

Ассоциации.

Выбирают Водящего, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков: отгадать участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые Водящий отвечает ассоциативно. Например, если это хлебобулочное изделие, то какое; если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если это стихотворение, то о чем и т. д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, Водящим становится игрок, которого загадывали. Можно делать наоборот. Один участник отворачивается, а остальные загадывают. Угадывающий может с вопросом обратиться к любому.

Корабль.

Играющие находятся на скамейках. Водящий (вожатый) начинает: «Вы находитесь на корабле, который начинает тонуть. Ваша задача: спасти как можно больше людей. Итак, под воду уходит правый борт, левый и т. д.». При этом водящий обозначает, сколько места остается, а дети стараются поместиться на предложенной площади. Игра продолжается до тех пор, пока обозначенная вожатым площадь не станет предельно маленькой.

Фигуры.

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо закрыть глаза и, не размыкаясь построить квадрат, равносторонний треугольник, используя только устные переговоры. Сообщается также, что играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений. Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы, ее организованности, выявить лидеров.