Исследовательский проект «сравнительная характеристика главных героев в произведениях л.н.толстого «детство» и одноименной повести а.м.горького. Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой)

В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием - это повести «Детство», написанные Л. Толстым и, позже, М. Горьким. Оба произведения автобиографичны – в них писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.

Почему Толстой и Горький решили обратиться именно к этой поре своей жизни? Что они хотели сказать читателю? Думаю, оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло. В детстве, по мнению Толстого и Горького, закладывается характер ребенка, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым.

Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку окружают любящие его люди – маменька, гувернер Карл Иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка. Все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив.

Конечно, в жизни Николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Однако из них он делает правильные выводы. Это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (вспомним эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом). Это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней Натальей Савишной). Это и горькое открытие, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки) и так далее.

С совершенно иным детством мы сталкиваемся в повести Горького. Ее герою Алеше не так повезло, как Николеньке. После смерти отца Алеша попал в семью деда, где царили суровые нравы. Здесь никто не заботился о детях, не дарил им любовь и ласку, как в семье Николеньки. Каждый из Кашириных жил сам по себе, считая врагами даже членов своей семьи. Поэтому в доме деда часто случались скандалы, ссоры, драки.

Конечно, такая обстановка угнетала маленького героя. Жить в доме деда ему было бы совсем невыносимо, если бы не бабушка, которая стала для Алеши «лучом света». Только она дарила внуку так необходимую ему любовь, ласку, заботу. Без них, я думаю, Алеша превратился бы в озлобленного или пропащего человека, как многие вокруг него. А этот герой нашел в себе силы остаться добрым, справедливым, милосердным. И в этом он похож на Николеньку Иртеньева, который тоже всегда стремился к добру и справедливости.

Таким образом, повести «Детство», написанные Толстым и Горьким, - это не только образцы «высокой» литературы. Это еще и ценные психологические документы, которые раскрывают внутренний мир ребенка, достоверно и ярко передают его переживания, показывают, что влияет на формирование характера маленького человека.

Толстого и Горького с полной уверенностью можно назвать писателями-гуманистами, ведь они в своем произведении призывают к гуманному отношению к детям, к проявлению внимания, заботы, любви. Именно поэтому, как мне кажется, их повести «Детство» стоят в ряду лучших произведений отечественной и мировой литературы.

Сорокина Евгения

Объект исследования – тексты повести Л.Н.Толстого «Детство» и одноименной повести А.М.Горького

Предмет исследования : приемы создания образов главных героев, совпадения и различия.

Цель : создание алгоритма для использования в дальнейшей работе на уроках литературы «Сравнительная характеристика образов художественного произведения».

Скачать:

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

« СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» И ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО » .

Подготовила

Ученица 7А класса

Сорокина Евгения

РУКОВОДИТЕЛЬ: Ковалева Светлана Ивановна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 ст.Ярославской Мостовского района Краснодарского края

2012 год

Объект исследования - тексты повести Л.Н.Толстого «Детство» и одноименной повести А.М.Горького

Предмет исследования : приемы создания образов главных героев, совпадения и различия.

Цель : создание алгоритма для использования в дальнейшей работе на уроках литературы «Сравнительная характеристика образов художественного произведения».

Задачи :

2. Изучить разделы литературоведения, связанные с созданием образа литературного героя;

3 . Выявить сходства и различия в приемах создания главного героя произведения по плану.

4.Систематизировать собранный материал. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.

5. Создать алгоритм работы над литературным образом.

Методы исследования : анализ научной литературы; сравнение произведений; моделирование гипотезы, создание алгоритма для дальнейшей работы на уроках литературы.

В основе сюжета повести М. Горького «Детство» и одноименной повести Л.Н.Толстого факты реальной биографии писателей. Это и определило особенности жанра произведений - автобиографическая повесть. Произведения Горького и Толстого разделяет значительный временной промежуток .

Повесть А.М.Горького была написана в 1913 году, где он описал события, связанные с взрослением маленького человека. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Первая часть трилогии Толстого была создана в 1851-1852 г.

Сравнительная таблица

Л.Н.Толстой «Детство»

А.М.Горький «Детство»

Время создания

1851-1852 г.

1913 г.

Главные герои

Два главных герой: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство

Художественная идея

Анализ того, что составляет сущность каждого человека.

Влияние обстоятельств и социальной среды на формирование личности ребенка

Проблема

Нравственно-этическая

Человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой.

Принцип построения сюжета

Хроникальный

Хроникальный

Конфликт

Психологический

Конфликт героя с укладом жизни, личности и среды

Повествование

От лица-героя рассказчика

От лица героя-рассказчика

Субъективная (выражение мнений, суждений автора путем воссоздания жизненных ситуаций)

На основе идейно-художественного анализа представим сходства и различия

произведений А.М. Горького и Л.Н.Толстого

В основе повествования произведений лежит субъектная организация. Писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными образами являются образ Николеньки Иртеньева («Детство» Л.Н.Толстой) и Алеши Пешкова («Детство» А.М.Горький).

Своих героев Л.Н.Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Маленькими, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествования вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выходит за рамки понимания ребенка. Для А.М.Горького, прежде всего жизненные обстоятельства и эстетические мотивы определили потребность обратиться к детской теме в литературе.

Каждый из писателей по-разному использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это — внешние проявления внутреннего мира героя.

1.Внешние черты (портрет). Портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу.

2. Психологический анализ. (Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)

3.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи.

5. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.

6. Изображение условий, в которых живет и действует герой.

7.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж.

8.Художественная деталь.

9.Наличие или отсутствие прототипа.

Герой Л.Н.Толстого и А.М.Горького живет в особом мире-мире детства, который включает в себя следующее

МИР ДЕТСТВА

Исходя из представленного плана, рассмотрим, с помощью каких приемов авторы создают литературный образ. Выявим их некоторые сходства и отличия.

Приемы создания образа главного героя в повести Л.Н.Толстого «Детство»

Приемы создания образа главного героя в повести А.М.Горького «Детство»

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. ОТЛИЧИЯ

Итак, при характеристике героя-ребенка в художественном произведении необходимо учитывать следующее:

1. Психологический анализ. (Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)

2.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи

4. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.

5.Изображение условий, в которых живет и действует герой.

6.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Первая часть трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» была создана в г. Это автобиографическое произведение, в котором писатель рассказал о своих детских впечатлениях. В повести «Детство» два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство. Повествование ведётся от лица-героя рассказчика.


1.Внешние черты (портрет). Портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу. 2. Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи. 3.Наличие или отсутствие прототипа. На данном этапе работы, в этом учебном году, я постаралась выяснить, кто были прототипы героев повести Толстого, а также на основе текста нарисовала портреты персонажей этого произведения и составила их краткие характеристики.




1. Посещение музея Л.Н. Толстого на Пречистенке 2. Сбор информации о прототипах всех героев повести Л. Н.Толстого «Детство». 3. Иллюстрирование: изучение существующих иллюстраций и создание на их основе своих работ. 4. Оформление наглядногоучебного пособия «Альбом семьи Иртеньевых» для кабинета литературы.




Далее слайды презентации представляют собой отобранные мной цитаты из повести и мои комментарии к ним, а также подлинные портреты прототипов героев повести или мои иллюстрации к ней. Весь этот материал вошёл в наглядное пособие «Семейный альбом Николеньки Иртеньева»


Главному герою 10 лет. Он встречается с с настоящей несправедливостью: отец хотел уволить Карла Ивановича, который 12 лет жил в семье, выучил детей всему, что знал сам, а теперь стал не нужен. Николенька переживает горе предстоящей разлуки с матерью. Он размышляет над странными словами и поступками юродивого Гриши; кипит восторгом охоты и сгорает от стыда, спугнув зайца; испытывает «что-то – вроде первой любви» к милой Катеньке, дочери гувернантки; хвастает перед ней искусной верховой ездой и, к большому конфузу, чуть не падает с лошади.




Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок. Нежная сухая рука, которая часто ласкала Николая и которую он часто целовал. Дети называли ей МАМАN. В повести создан теплый образ матери Николеньки, от улыбки которой «кругом все как будто веселело».




Он был человеком прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как – то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении- пришептывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность отца Николая. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобство и наслаждение, и умел пользоваться ими.


«Этот у меня будет светский молодой человек,- говорил отец, указывая на Володю». « На лошади же он был очень хорош – точно большой. Обтянутые ляжки его лежали на седле так хорошо, что Николаю было завидно, - особенно потому, что, сколько он мог судить по тени, он далеко не имел такого прекрасного вида ».








Старая нянька воспитала не одно поколение семьи Иртеньевых. Она нянчила ещё мать Николеньки, а сейчас, будучи экономкой, свято бережёт хозяйское добро и продолжает искренне любить своих воспитанников. С тех пор как он себя помнит, помнит он и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умеет ценить их,- тогда же ему и голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.




Карл Иванович – гувернер «выписан из – за границы» Жил в чужом доме, собственных вещей имел мало. Он всегда носил ватный халат, шапочку с кисточкой. У него слабое зрение. До того, как стал учителем, был солдатом. «Это добрый немец». Он говорил маленькому Николаю, что «неблагодарность- это тяжелый порок» Давал возможность детям, исполняя наказание, подумать, поразмышлять над своим поведением. Не очень строг, терпелив, «умел воспитывать даже молчанием»




. «...Мария Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло ещё более суровое выражение, когда вошёл Карл Иванович»Глаза у нее были карие. Часто ее называли МИМИ. «Что за несносная особа была эта Мими! При ней всё казалось неприличным!»


Катенька дочь гувернантки МИМИ. «Светло-голубые глаза, улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик с светлою улыбкой, крошечные ямочки на Розовых прозрачных щечках.» К ней Николенька испытывает нечто вроде первой любви. От нее он впервые слышит слова о бедности и богатстве.


Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет.Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не когда уже меня не будет, что старик будет, что старик говорил вам добро. (Л.Толстой) (Л.Толстой)