История и описание картины «Письмо с фронта. Сочинение по картине «Письмо с фронта» Лактионова

Лактионов - Письмо с фронта

Передо мной картина известного советского художника А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны. Миллионы смертей бравых отцов, мужей, братьев и несчастных женщин и детей, голод и разруха. Но не только черные вести приходили в разрушенные бомбежками города и деревни. Приходили письма с фронта, веселые и задорные, полные надежд и любви. Они поддерживали сломленный дух, воскресали надежду и веру, заставляли трудиться и делать невозможно во имя победы и страны.

Яркие солнечные лучи озарили дворик полуразрушенного городка. В воздухе веет теплом, наступила весна, принеся с собой аромат душистых трав и распускающейся молодой зелени.

Чистое лазурное небо с белыми кучевыми облаками-барашками надо головой, не видно не одного вражеского самолета, не свистят бомбы, не трепещет, не искрится воздух от напряжения. Наступило мирное время. Конец жестокой кровопролитной войне. На крыльце дома собралась семья. Счастливые улыбки озаряют их лица. Всех их здесь собрала добрая весть, тот, кого они ждали, возвращается с войны!

Мальчик с усердием читает по слогам, крепко сжав в руках листочек. Все с пониманием и одобрением смотрят на него. Слева на переднем плане, девочка в чьи волосы вплетена алая лента, прислонилась к дверному косяку. Справа русоволосая женщина, в белой рубахе и косынке, облокотившись о стену, она внимательно слушает. Мы не видим их лиц, но мне кажется, они улыбаются, и вот-вот кивнут в такт, слушая усердное чтение мальчишки.

На пороге, закурив сигарку, стоит бывалый солдат, он уже вернулся с войны, с фронта, возможно, он и принес добрую весть. Не раз он бывал в бою, потерта гимнастерка, рука на перевязи, грудь увешена медалями, опирается на трость – наверное, его ранило осколком или шальной пулей. Но он остался жив, гордо, приосанившись, стоит, несмотря на увечье, тепло улыбается.

Рядом красивая русоволосая девушка, облокотившись на старые деревянные перила, тоже внимательно слушает, одета она ярко, по-весеннему, но ярче всего на левой руке горит красная повязка.

Смотришь на картину – и тепло становится на душе, искренне радуешься счастью обычных, таких же, как и ты людей. Ведь не было в нашей стране ни одной семьи, которая бы не потеряла кормильца и помощника. Черная война-злодейка унесла многих достойных людей, наше народное горе объединяет нас, потому мы так живо и с пониманием всматриваемся в картину, и сопереживаем ее героям.

6, 7 класс

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс (описание)

    Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться

  • Юон К.Ф.

    Родился двенадцатого октября 1875 года в Москве. Отец был клерков в страховой компании, а мать была музыкантом-любителем. Учился в московском училище живописи. После его окончания работал в мастерской

  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс (иллюстрация) (описание)

    Сказочно - вот что звучит в голове, разглядывая картину Билибина Ивана Яковлевича «Гвидон и царица».

  • Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь сочинение

    В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ родного края. По мнению автора полотна, именно так, несмотря на время года, должна выглядеть наша великая страна – торжественно, ярко

Советский художник Александр Иванович Лактионов известен правдоподобностью своих картин, он не изучал технику старых мастеров, он имел собственный взгляд на живопись и следовал, в первую очередь, призыву Бродского быть ближе к натуре.

Когда гремела Великая Отечественная война, художник не принимал участия в боях. Его творческая натура изнемогала от невозможности изобразить главные сражения, показать настоящих героев. Но он нашел выход: решил написать полотно, на котором был бы показан один из моментов мирной жизни на войне/ Такие минуты очень ценили бойцы. К этому его подвело знакомство с солдатом, который нёс весть от своего сослуживца его семье. Такие минуты становились огромным событием для каждой советской семьи тех годов - ведь так они узнавали, что их близкий любимый человек жив. Люди тыла существовали, надеясь, что это страшное время скоро пройдет и не повторится более.

Полотно создавалось два года: с 1945 по 1947. Художнику позировал его близкий друг, тоже живописец, которому довелось побывать на войне, рядом с ним были его родственники и соседка.

Сюжет полотна довольно прост: боец получил ранение в одном и сражений и попал в госпиталь, после выписки он понес письмо от фронтового товарища его семье. Солдат был встречен радостно, письмо решено было прочитать вслух. Даже соседка пришла в квартиру, чтобы узнать вести. Солдат решил остаться тоже. Они все уселись в проеме двери. Старушка, которая надела очки и собралась читать, вероятно, мать бойца, сидящие рядом девчонка и мальчишка - его дети.

Мать солдата первая узнала весточку и передала его мальчонке, чтобы тот прочитал его всем собравшимся вслух. Он гордится заданием, чувствует себя взрослым и стремится показать всем, что уже научился неплохо читать. Чтоб было комфортно, чтеца расположили на высоком стуле, рядом стоят остальные. Все смотрят в его сторону. В положении сестры виднеется некая зависть к брату. Она бы тоже хотела быть в центре. Соседка с улыбкой, но сочувственно смотрит на девочку. Эта женщина носит красного цвета повязку на предплечье, какую давали дружинникам, следившим за полетами врага. Скорее всего она только вернулась домой, а, быть может, только уходит на дежурство. У бойца перевязана правая рука и проблемы с ногой, он оперся на палку, облокотился на косяк, курит и с интересом слушает мальчугана.

Понятно, что письмо добралось до семьи с задержкой, ведь тот, кто его доставлял, сначала побывал в госпитале, а потом еще ехал к адресатам. Но в позах слушающих чувствуется некое облегчение: раз есть письмо, значит тот, кто его писал жив и здоров. Вокруг создалась очень теплая, дружественная атмосфера.

Общее настроение картины подчеркивается ярким светом солнца, которое наполняет все полотно. Особенно ярко освещает оно лицо сына, заостряя внимания на том, что сейчас он здесь самый главный. Совсем недавно он стал пионером, теперь на шее у него аккуратно повязан красный галстук. Мальчик очень гордится своим положением и не снимает галстук, придя домой, демонстрируя его всем. У дочки красивые косы, которые смогли не отстричь в страшные голодные годы. Бабушка одета в тёмного цвета юбку и светлую блузу. На ногах у нее домашние тапки, которые она от волнения позабыла поменять на другую обувь. О подвигах солдата говорит множество наград на его груди.

Семья живет в стареньком доме. Война не дает возможности сделать хотя бы небольшой ремонт. Сейчас у жителей другие желания.

На втором плане полотна виднеется небольшой солнечный двор. Дома в нем старенькие, маленькие, с печным отоплением. По двору ходит какой-то солдат. Наверное, он в отпуске. Это напоминание, что время на картине военное.

На заднем плане изображено светлое небо с белыми облаками. Только что пролетел самолет, оставивший след. Пилот выполнял мертвую петлю. Наверняка, неподалеку находится летная часть или училище, которое готовит будущих бойцов неба.

На данном полотне художнику удалось остановить прекрасное мгновение общего семейного счастья. Где-то далеко гремит война, рушатся города, умирают люди, но в данный момент это как будто забылось и люди полны счастья и радости. Смотря на картину, зритель начинает верить, что страшная война больше не повторится, и еще больше ценить своих близких, наслаждаться возможностью быть рядом с ними.

Ирина Смирнова

Программное содержание :

– продолжить формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с произведениями живописи .

– учить детей понимать основную мысль произведения , выделять социальную значимость картины , устанавливать взаимосвязь между содержанием картины и средствами её выражения.

– продолжать развивать связную речь, используя в ней эпитеты, сравнения.

– активизировать словарь : Отечество, оборона, легендарный, художник-баталист .

Ход занятия:

I. Воспитатель :

– Сколько лет прошло с того времени, как наш народ одержал знаменательную победу над фашистскими захватчиками?

Многие художники в своих произведениях отображали события , происходящие в те страшные годы . Мы с вами в течение всего года рассматриваем такие произведения живописи на наших занятиях. Благодаря им, мы больше знаем о Великой Отечественной войне , о людях, которые подарили нам мир.

Земли немало кровью оросили,

И вечно будет помнить мир о том,

Как шли сыны и дочери России

Сквозь гром войны

К победе над врагом!

Воспитатель : Сегодня мы с вами рассмотрим последнюю репродукцию с картины о военных годах . В отличие от тех произведений с которыми мы познакомились раньше и которые как бы пропитаны кровью, муками, страданиями, эта картина очень светлая , нежная тёплая. Именно поэтому, что добро не только в сказке, но и в жизни побеждает зло, мы закончим знакомство с произведениями живописи о войне именно на этой картине .

Но прежде чем показать её, я хотела бы, чтобы вы вспомнили – многое из того, о чём мы с вами беседовали по произведениям в течение года и провести небольшую викторину.

Вопросы викторины :

1. Как зовут трех сыновей принцессы живописи? (пейзаж, натюрморт, портрет) .

2. Портрет какого, самого главного из военноначальников мы рассматривали с вами на занятии ? (портрет «Маршал Жуков» ).

3. Кто из художников написал этот портрет? (Павел Корин) .

4. Какой художник и в каком своём произведении изобразил самое начало войны , её первые бои? (П. А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости» ).

5. Как называется картина П . А. Кривоногова, которая, наоборот, изображает конец войны ? («Победа» ).

6. Кто из художников на своём полотне изобразил подвиг моряков в годы Великой Отечественной войны ? (А. А. Дейнека «Оборона Севастополя» ).

7. Как называется картина художника М . И. Самсонова, показывающая подвиг женщин на войне ? (М. И. Самсонов «Сестрица» ).

8. Какие художники и в каких произведения показали , какие испытания пришлись на долю народа в тылу врага? (Б. С. Угаров «Ленинградка 1941г.» , Т. К. Гапоненко «После изгнания фашистов» ).

9. Что изображает в своих произведениях художники-баталисты ?

II. Воспитатель :

А теперь мы познакомимся с произведением Александра Лактионова «Письмо с фронта » . Это произведение живописи для нас имеет ещё большее значение потому, что Александр Лактионов – наш земляк – родился в Ростове-на-Дону 16 мая 1910 года, а это значит, что в мае этого года ему исполнилось бы 100 лет.

Вопросы по содержанию картины :

1. Как вы думаете, о чем рассказывает эта картина ?

2. Где происходит действие картины ?

3. Как художнику удалось передать радость людей от полученного письма с фронта ?

4. Кто принес это письмо ?

5. Кто читает письмо , кто его внимательно слушает?

6. Как вы думаете, о чем написано в этом письме ?

7. Какие, по-вашему, мнению происходили события в этой семье до получения письма ?

8. Какие детали на картине говорят о том , что семья очень бедствовала в годы войны без своего кормильца?

9. Как художник показал , что все самое страшное позади, а впереди людей ждет светлая мирная жизнь?

Обобщение :

В своей картине «Письмо с фронта » художник А . И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны . Сюжет её прост, в каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика . Долгожданную весточку с фронта принес раненный боец, мальчик читает письмо отца в слух , бережно держа перед собой дорогие листки.

Покосившийся порог, прогнившие доски, старые стоптанные туфли женщины всё говорит о той разрухе которую принесла война .

Все мы как бы стоим вместе с героями картины в дверном проёме и радуемся долгожданной весточке. Написанная светлыми, ликующими красками композиция буквально наполнена солнцем : золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки, кажется, что светится сам воздух. Во всём ощутимо дыхание близкой и такой желанной победы!

Александр Иванович Лактионов (1910-1972) уже до своего часа славы (6 часов утра 21 апреля 1948 года, когда по радио сообщили о присуждении ему Сталинской премии первой степени за картину «Письмо с фронта») имел свой особый, заметный на общем сероватом фоне живописи эпохи соцреализма стиль, построенный на довольно незатейливом, невинном, идущем от его учителя Исаака Бродского реализме-натурализме, на редкой для тех тусклых времен игре света и теней. Важно, что как и учитель, Лактионов так писал не просто пейзажики, а идейно выдержанные картины («Курсанты выпускают стенную газету» (1938), «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года»). Особенно бросается в глаза непожесть картины «Письмо с фронта» на полотна, также получившие в тот же год «сталинку» первой степени. Речь идет о картинах В. А. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть» и И. М. Тоидзе «Выступление И. В. Сталина на торжественном заседании, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». Дело, конечно, в самом солнечном сюжете картины. Письмо с фронта – плотно исписанный треугольник (а не приводящая в дрожь серая бумажка из военкомата – извещение о смерти или пропаже воина без вести) – для миллионов советских семей, переживших войну, было желаннейшим, вожделенным посланием, предметом восторга, любви, объектом несказанной радости: «Здравствуй, дорогая Маменька! Шлю тебе свой сердечный привет и желаю всего хорошего от души, доброго здоровия, еще шлю привет своей жене Натальи и милым деткам – Колиньки и Лидочке, и желаю вам всем всего хорошего. Мама! Письмо я ваше получил, которое писан 9-го числа августа и сразу пишу ответ. Вы пишите, что наши все ранены, кроме Жени Манькова и я остался один из ближних знакомых. Саня Косолапов – ранен, Ребров пищивицкий – ранен. А миня, дорогая Мама и жена, действительно спасает Бог. Сидел в одном окопе с товарищем за пулеметом, разбило весь пулемет, убило товарища, а миня только засыпало песком, но нигде не царапнуло, так что я, Маменька, пока в порядке и молюсь каждний день Богу, чтобы он миня сохранил. Мне, Маменька, очень охота повидатся с табою, со своей женой и с детьми, но не знаю, дорогая Мама, как придется, потому, что враг перед кончиной злой, переходит часто в контроатаки, а в атаки я еще участвовал только один раз. А атаки, дорогая Маменька, это с двух одно: или убьют, или ранют, но меня, дорогая Мама, пока Бог спас и теперь пока ни в бою. Наша девизия отошла, ее сменила другая девизия. В настоящий момент нахожузь от передовой километра четыре, но я, дорогая Маменька, считаю, что от своей судьбы не уйдешь. Мама! что я хочу написать. В ночь на 15-е августа, уже часа в 2, был сильный дождик, мы шли под грохотом немецкой артиллерии и мне легонько екнулось, я говорю Сани своему, что, наверное, проснулось Материнское сердце, посмотрело на погоду и вспомнило про миня и ектать больше не стал.

Дорогая Маменька и жена! Писать пока кончаю, потому всего не опишешь, и прошу вас – пишите письма как можно чаще, вы знаете, как веселей, когда получишь письмо. До свиданья, остаюсь жив, здоров, жду вашего письма. Ваш Саня».

Сюжет этот, казалось, лежал на поверхности, к нему подступался Б. Дрыжан, обращались к этой теме и другие художники. Лактионов вспоминал, что идея картины пришла ему в 1943 году, когда он, живя в Троице-Сергиевой лавре, где в одной из келий поселили семью художника, как-то раз увидел выписавшегося из госпиталя военного с палочкой, который доставал из кармана письмо и сверялся с адресом. Лактионов сумел выразить эту столь понятную послевоенным зрителям солнечную радость чуда – получения письма с фронта. Ведь война только что закончилась, люди 1947 года все еще жили ею, сколько миллионов людей надеялись получить такое же письмо от не вернувшегося с войны любимого человека. И Лактионов верно уловил эти волны человеческих эмоций и лучше других выразил их в своей картине.

Как вспоминают сотрудники Третьяковской галереи, выставочной комиссии картина Лактионова не понравилась, художника вызывали с красками и кистями и требовали, чтобы он «починил» на картине гнилой пол. В конце концов картину повесили в полутемном коридоре, под лестницей, и тотчас экскурсоводы стали жаловаться, что вести группы стало невозможно – в коридоре у картины Лактионова всегда стояла плотная толпа. Картину пришлось перевесить, и к ней началось паломничество. Самой характерной записью в книге отзывов были слова: «Самая правдивая картина на выставке». Людей можно понять, если только перечислить то, что тогда выставлялось в залах Третьяковки: В. П. Ефанов «В. М. Молотов на фоне Кремлевской стены»; А. Н. Яр-Кравченко «М. Горький читает тт. И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е. Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть»; М. И. Хмелько «За великий русский народ!»; В. М. Орешников «В. И. Ленин на экзамене в университете»; Е. А. Кибрик «Есть такая партия!», «Ленин в Разливе» и т. д. И вот тут Лактионов нашел свой путь к славе. Он приходил в галерею каждый день, как на работу, и переписывал отзывы о своей картине в тетрадку, затем уже перепечатанные на машинке листки (а их были десятки, сотни) он рассылал в разные высокие инстанции: в ЦК ВКП(б), в Академию художеств, в Комитет по Сталинским премиям, и – о чудо! – это сработало: глас народа и Лактионова был услышан. Замдиректора Третьяковской галереи заявил правительственной комиссии, пришедшей отбирать картины на премию, что такого ажиотажа вокруг картины Лактионова галерея не знала с 1912 года, когда была выставлена только что отреставрированная после нападения сумасшедшего картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына». В итоге Лактионов получил премию, стал знаменитым, репродукции его картины появились повсюду: с разворота «Огонька», «Работницы», «Крестьянки» они перекочевывали на стены комнат, попали в учебники, виднелись на задниках календарей-численников, на открытках. Делались и бесчисленные копии картины маслом – сам Лактионов лично написал пять автокопий! Впрочем, он продолжал писать и другие полотна и… о ужас! Одна картина получалась хуже другой: «Вновь я посетил… (Пушкин в Михайловском)» (1949), «В новую квартиру» (1952), «Обеспеченная старость (ветераны русской сцены)» (1954-1960). Художник будто не чувствовал своих все более фальшивых упражнений со светом, с натуралистическими, детально прописанными, но совершенно одинаковыми и лишенными внутреннего мира фигурами, с красивыми, но неживыми (как в фильмах ужасах о высокотехнологичных роботах) лицами на многочисленных гламурных портретах. Но он был воодушевлен постоянными похвалами простых зрителей, заполнявших сверху донизу, как и в 1947 году, книги отзывов восторженными словами: «Как хорошо написаны листья, какая кора – хочется пощупать… какой чудесный свет! Прекрасный художник». Недаром к концу жизни Лактионов похвалял манеру письма Шилова – он был явным предтечей этого современного направления в искусстве…

Лактионов Александр Иванович - народный художник, живописец, график.
Больше всего наград и достижений получил за свое воспроизведение «Письмо с фронта».
Эта картина появилась на общем обозрении в 1947 году и сразу стала знаменитой.
На данный момент она на почетном месте в Третьяковской галерее.

Автор на этой картине показал то, что как раз было очень близко и, как говорится, задевало за живое каждого, кто на нее смотрел.
На полотне мы видим небольшой круг людей, которые собрались на пороге дома и внимательно слушают, как мальчик читает письмо.
Это письма из фронта.
И лишь выражения лиц, с которыми все слушают, помогает нам понять, что новости хорошие.
Возможно, там написано о предстоящей победе и скором возвращении домой.

Мальчик, читающий письмо, сидит на стуле в центре собравшихся людей.
В доме, опершись на двери, с обеих сторон, стоят маленькая девочка и женщина.
По все видимости это мама этих детей.
На улице стоит солдат с палочкой.
Видимо, это он и принес письмо от своего боевого товарища.
А рядом с ним девушка, опершись на забор, слушает мальчика с замиранием сердца.
Наверное, это девушка, которая очень ждет своего возлюбленного с поля боя живым и невредимым.

На картине изображен красивый солнечный день.
Небо ясное и слегка прикрытое легкими тучками.
Двор, где читается письмо, залит солнечным светом.
Если бы не тема полотна, то и на первый взгляд никтои не подумал, что идет война, гибнут люди, рушатся судьбы.
У всех только одна надежда на скорое празднование победы и возвращение мужей, сыновей домой живыми.

Картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах.
И хотя уже осталось мало очевидцев тех действий, но история будет вечно.
Мы никогда не должны забывать того что было и всячески стараться не допустить этого снова.