К какому врачу обращаться если плохая память. "Что-то с памятью моей стало". Почему ухудшается память и что с этим делать. Сам себе доктор

VADIM, "забыл, куда положил ключи" - это, возможно, не про ухудшение памяти, а про усталость и рутинность ежедневных действий.

Есть люди, которые пытаются ключами от офиса открыть дверь собственной квартиры или, например, приходят на кухню, чтобы вскипятить чайник и с удивлением обнаруживают, что он уже вскипел, потому что чайник они уже включали до этого - просто потому, что действия эти привычные и производятся на "автопилоте", по одному и тому же сценарию ежедневно.

Попробуйте кардинально изменить ежедневные ритуалы, например, если Вы до сих пор клали ключи "куда придется", то заведите крючок на стене и пообещайте себе, что ключи будете вешать только на этот крючок и всегда, что бы ни происходило. Или наоборот. При смене ритуальности действий, мозг начнет "по-новому" обрабатывать информацию.

Также можно достаточно просто потренировать мышечную память. Положите любой предмет в комнате ("спрячьте"), выйдите из комнаты, завяжите себе глаза (не поглядывать!), вернитесь в комнату и найдите спрятанный предмет.

Когда мы "забываем", например, куда положили ключи, это может обозначать, что в момент, когда мы их положили наше тело и наш мозг были чуть-чуть "в разных местах", например, мы уже встали, но еще не проснулись. Мышечная память в таких случаях - хороший помощник. Детская игра "чертик-чертик, помоги" как раз на эту тему.

В интернете большое количество заданий и игр на тренировку различных видов и механизмов памяти. Многие из них затягивают не на шутку, и скучный или сложный процесс превращается в полезное развлечение. Популярны и удобны приложения для смартфонов: для iOS – «Elevate – Brain Training», «Eidetic – Spaced Repetition», «IQ boost», «Circles Memory Game» и др.; для Android – «Lumosity – тренировка мозга», «Elevate – Brain Training», «Memory – игра на память» и др.

Ученые Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили в результате исследования, что, вдыхая запах розмарина , люди гораздо быстрее запоминают новую информацию. Да и объемы усвоения увеличиваются на 75%. Интересно, что об этом свойстве розмарина догадывались еще в средние века: о нем говорит Офелия в «Гамлете» Шекспира. Используйте аромамасла или посадите в доме розмарин – и ваши тренировки памяти станут гораздо живее.

Поклонники медитации давно говорят о том, что благодаря ей снижается кровяное давление, испаряется плохое настроение и даже депрессия. Как оказалось – заодно укрепляется кратковременная память. Это выяснили ученые университетов Калифорнии и Огайо (США) . Объяснение простое: медитация тренирует способность концентрироваться на одной мысли и не обращать внимание на раздражители. Собственно, это и нужно для качественного запоминания. Для заметного улучшения памяти достаточно медитировать 8 минут в день.

Прокручивайте перед сном в уме все события прошедшего дня. Вспоминайте важные и несущественные детали, интересные диалоги. Бонусы метода – развитие осознанности, появление чувства благодарности за каждый прожитый день, профилактика бессонницы. Кроме того, визуализируя свой день, вы стимулируете воображение.

Ноотропы помогают при ВСД!

5 дней фенибут и 3 дня Энтроп.

Потом Глицисед. Потом как огурчик - всё помнишь и ничего не забываешь и не тупишь и нет провалов в кратковременной памяти. Это лучше всяких упражнений которые не всегда помогают.

Появившиеся проблемы с рабочей памятью и концентрацией внимания могут быть как безобидными временными трудностями (например, расстройство адаптации на фоне сильного стресса может проявляться как рассеянность), так и симптомом медицинских проблем - например, депрессивного расстройства или гормональных нарушений (например, гипотиреоз может какое-то время выглядеть как депрессивное расстройство). Я бы порекомендовал вам обратиться к специалисту (врачу общей практики, психиатру или клиническому психологу) для консультации, потому что указанной вами информации недостаточно для составления рекомендаций.

В целом, если проблема функциональная, то терапия ее сводится к обучению контролю беспокойства и самокопания, которые снижают концентрацию внимания и способность к запоминанию через погруженность в свои мысли, а если проблема органическая, то лечение сводится к приему различных препаратов (например, при гормональных нарушениях - заместительная терапия соответствующих гормонов). В обоих случаях лечение занимает какое-то время (от 8 до 12 недель КПТ и от 4 до 8 недель подбора нужного препарата).

Вероятнее всего проблемы не с памятью, а с вниманием.

Почему? Потому что если бы у Вас было нарушение кратковременной памяти, то это проявилось бы в забывании текущего в целом, а не только ключей и прочих мелочей. Вероятно Вы бы даже не догадывались о том, что у Вас есть проблемы с памятью (в случае нарушения кратковременной памяти, человек зачастую неспособен осознать, что он не запоминает информацию). Так как Вы привели пример с ключами, делаю вывод, что проблема и не с долговременной, иначе Вы бы привели пример, что забываете события прошлой недели, не можете припомнить, чем занимались последние дни.

Нарушение памяти — это патологическое состояние, характеризующиеся невозможностью полноценно запоминать и пользоваться полученной информацией. По статистике, разной степенью выраженности нарушениями памяти страдает порядка четверти населения планеты. Наиболее выраженной и чаще всего с этой проблемой сталкиваются пожилые люди, у них может возникнуть как эпизодические нарушения памяти, так и постоянные.

Причины ухудшения памяти

Факторов и причин, влияющих на качество усваивания информации довольно много, и не всегда они связаны с нарушениями, вызванными возрастными изменениями. К главным причинам можно отнести:


Ухудшение памяти у пожилых людей

Полная или частичная потеря памяти сопровождает от 50 до 75% всех людей пожилого возраста. Наиболее частая причина возникновения такой проблемы — это ухудшение кровообращения в сосудах мозга, вызванное возрастными изменениями. Помимо этого в процессе строения изменения затрагивают все структуры организма, в том числе обменные функции в нейронах, от которых на прямую зависит возможность восприятия информации. Также нарушение памяти в пожилом возрасте может быть причиной серьёзной патологией, такой как болезнь Альцгеймера.

Симптомы у людей пожилого возраста начинаются с забывчивости. Далее возникают проблемы с кратковременной памятью, когда человек забывает события, которые с ним только что произошли. Подобные состояния нередко приводят к депрессивным состояниям, страхам и неуверенности в себе.

При нормальном процессе старения организма, даже в глубокой старости не происходит потери памяти в таком объёме, что это могло бы повлиять на обычный ритм. Функция памяти снижается очень медленно и не приводит к её полной потери. Но в случаях, когда есть патологические отклонения в работе мозга, пожилые люди могут страдать от такой проблемы. В этом случае требуется поддерживающее лечение, иначе состояние может перерасти в старческую деменцию, в результате которой больной теряет возможность запоминать даже элементарные данные, необходимые в быту.

Замедлить процесс ухудшения памяти можно, но заниматься этим вопросом следует начинать заблаговременно, задолго до старческого возраста. Главной профилактикой деменции в старости считается умственный труд и здоровый образ жизни.

Нарушения у детей

Столкнуться с проблемой ухудшения памяти могут не только пожилые люди, но и дети. Это может быть связано как с отклонениями, чаще умственными, которые возникли еще в утробном периоде. Немаловажную роль при врождённых проблемах с памятью влияют генетические заболевания, в частности синдром Дауна.

Помимо врождённого дефекта, могут быть и приобретённые нарушения. Причиной их становятся:


Проблемы кратковременной памяти

Наша память состоит из кратковременной и долговременной. Кратковременная позволяет нам усваивать информацию, которую мы получаем в данный момент, такой процесс длится от нескольких секунд до суток. Кратковременная память имеет небольшой объём, поэтому в течении непродолжительного периода времени, мозгом принимается решение переместить полученную информацию в долгосрочное хранилище или стереть за ненадобностью.

Например, информация о том, когда вы переходите дорогу и смотрите по сторонам, видите машину серебристого цвета, движущуюся в вашу сторону. Эта информация важна ровно до тех пор, пока вы не перешли дорогу, чтобы остановиться и подождать пока проедет автомобиль, после же надобности в этом эпизоде нет, и информация стирается. Другая ситуация, когда вы познакомились с человеком и узнали его имя и запомнили общий его облик. Эта информация останется в памяти на более длительный период, на сколько именно будет зависеть, придётся ли вам ещё раз видеться с этим человеком или нет, но сохраняться даже при разовой встречи она может годами.

Кратковременная память уязвима и первая страдает при развитии патологических состояний, способных повлиять на неё. При её нарушениях снижается обучаемость человека, наблюдается забывчивость и невозможность сконцентрироваться на том или ином объекте. При этом человек может хорошо помнить, что с ним произошло год и даже десятилетие назад, но не может вспомнить, что он делал или о чем думал пару минут назад.

Кратковременные провалы в памяти зачастую наблюдаются при шизофрении, старческой деменции и при употреблении наркотических веществ либо алкоголя. Но могут быть и другие причины такого состояния, в частности опухоли в мозговых структурах, травмы и даже синдром хронической усталости.

Развиться симптомы нарушения памяти могут как мгновенно, например, после полученной травмы или возникать постепенно в результате шизофрении или возрастных изменений.

Память и шизофрения

Больные шизофренией в своём анамнезе имеют много нарушений со стороны расстройств интеллектуальных способностей. Органические поражения структур мозга отсутствуют при шизофрении, но, несмотря на это с течением болезни развивается слабоумие, которое сопровождается, потеряй кратковременной памяти.

Помимо этого у людей с шизофренией нарушается ассоциативная память и возможность концентрации внимания. Всё зависит от формы шизофрении, во многих случаях память сохраняется длительное время и её нарушения наступают спустя года и даже десятилетия на фоне развившегося слабоумия. Интересный факт при этом, что люди больные шизофренией имеют как бы «двойную память», они могут напрочь не помнить определённых воспоминаний, но, несмотря на это отчётливо помнить другие эпизоды из жизни.

Память и инсульт

В случае с инсультом, когда происходит закупорка тромбом сосудов головного мозга, страдают многие
функции. Зачастую из последствий после такого состояния выделяют провалы в памяти и двигательные и речевые нарушения. После такого состояния люди, могут остаться парализованными, отнимается правая или левая часть тела, происходит искажение мимики лица, из-за атрофии нервных окончаний и многое другое.

Относительно памяти, в первое время после инсульта может наблюдаться полная амнезия на все события, происходившие до начала заболевания. При обширных инсультах может наблюдаться тотальная амнезия, когда больные не могут узнать даже самых близких им людей.

Как правило, несмотря на всю серьёзность патологии, при правильной реабилитации, память у больного в большинстве случаев возвращается, практически полностью.

Терапевтические действия

Потеря памяти или её ухудшение — это всегда вторичный процесс, вызванный тем или иным патологическим процессом. Поэтому для того, чтобы назначить соответствующее лечение, следует изначально выявить причину, которая привела к таким последствиям и лечить непосредственно её. Дальнейшая коррекция памяти происходит уже на фоне лечения основного заболевания. Для восстановления функций памяти требуется:

  • лечение первичного заболевания;
  • медикаментозная терапия для улучшения мозговой деятельности;
  • сбалансированное питание;
  • отказ от вредных привычек;
  • выполнение специальных упражнений, направленных на развитие памяти.

Из медикаментозного лечения для улучшения мышления и метаболизма мозга назначают ноотропные препараты. Наиболее распространённым медикаментом из ноотропов является пирацетам. Из растительных средств применяют билобил, он косвенно воздействует на метаболизм в мозге и, как правило, хорошо переносится.

Рацион должен быть составлен таким образом, чтобы в нём было достаточное количество кислот, витамина группы В, а также магния.

Обратите внимание! При любых патологических изменениях, назначать лечение должен только врач, неконтролируемый приём ноотропных препаратов может усугубить ситуацию.

Если вы хотите сохранить хорошую память на долгие годы и даже в поздней старости не ощущать дискомфорта связанного с чрезмерной забывчивостью, важно еще с юности заниматься этим вопросом. Соблюдая здоровый образ жизни, следя за своим рационом, достаточным сном, отказавшись от вредных привычек и занимаясь самообразованием можно добиться значимых результатов относительно улучшения не только памяти, но и мышления, внимания и интеллекта.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Память и воспоминания

Вконтакте

Одноклассники

Плохая память, причины и пути преодоления….

Можете ли вы с уверенностью сказать, где лежат ключи от квартиры?
А в каком месте находится ваша расческа? Какая прическа была у продавщицы в магазине, куда вы заходили недавно? Наверное, подобных мелочей вам не удастся вспомнить. «Подумаешь, ничего страшного!» – скажете вы. И будете неправы.

Легкая рассеянность грозит обернуться в будущем плохой памятью. Сегодня мы поговорим о том, почему возникают проблемы с памятью и как их решить.

Плохая память: причины

Память – мыслительный процесс, объединяющий функции запоминание информации, ее хранение и последующее воспроизведение.

Для того, чтобы щадить нашу нервную систему, уберечь ее от перенапряжения, существует функция забывания.

Обычно мозг старается «стереть» негативнуюинформацию и оградить человека от отрицательных эмоций. Именно по этой причине мы зачастую забываем выполнять те действия, которые нам не по душе.

Если пришло понимание, что с памятью есть проблемы, прежде всего, нужно определить, какой именно вид запоминания стал подводить.

Исходя из времени запоминания, память можно разделить на такие виды:

непосредственная – явление забывается сразу (например, напечатанная и тут же благополучно забытая буква);

кратковременная – информация хранится не более 30 секунд;

долговременная – хранение в сознании запомнившейся информации на протяжении многих лет;

скользящая – явление хранится ровно то количество времени, которое необходимо, затем стирается (к примеру, выученный экзаменационный билет).

Если память ухудшается, причина не в приближении старости или полученной травме, например, тяжелом сотрясении мозга.

Постепенное снижение способности запоминать информацию кроется в нарушении работы мозга.

Обычно это происходит по ряду определенных причин.

  1. Стресс, тревога, переживания. Мозг человека концентрируется на той проблеме, из-за которой он переживает беспокойство. Вследствие этого память ухудшается, человек становится рассеянным.
  2. Алкоголь. Замедляет процесс мышления, снижает восприятие окружающего мира. Подобное действие могут оказывать антидепрессанты и другие успокоительные лекарства.
  3. Курение. Никотин и другие отравляющие вещества значительно ослабляют визуальную и кратковременную память.
  4. Хроническая усталость и недостаток сна – одна из распространенных причин рассеянной памяти.
  5. Недостаток витаминов (фолиевой, никотиновой кислот).
  6. Самая распространенная причина – обычная привычка спешить. Второпях человек не концентрируется на мелочах, вследствие чего быстро о них забывает.

Бросаться в аптеку за лекарствами от «плохой памяти» совсем не нужно. Существует множество методик и способов улучшить запоминание, причем некоторые из них можно опробовать дома или во время поездки в общественном транспорте.

Если забывчивость не является последствием травмы, то с ней вполне успешно можно бороться. Воспользуйтесь следующими советами.

Внимательно относитесь к мелочам. Сосредоточьтесь на деле, которое выполняете, каким бы простым оно не казалось. Решайте задачу, как только вспомните о ней, и пусть сопутствующая информация станет подспорьем вашей памяти. Например, паркуя машину, отметьте, что рядом растут два дерева, а напротив – магазин с вывеской такой-то. Вы задействуете при этом несколько видов памяти, и информация запомнится лучше.

Старайтесь не отвлекаться от поставленной задачи. Зайдя в комнату в поисках, например, ключей, ищите именно их, не обращая внимания при этом на посторонние предметы.

Учитесь включать логику и строить ассоциативные ряды. Например, вы должны запомнить адрес Иванова, 12. Представьте, что у вас есть знакомый с такой фамилией, который зайдет к вам в 12 часов. Таким же образом поступайте с именами. Например, вам никак не удается запомнить фамилию начальника. Придумайте какую-нибудь ассоциацию к ней. Каждый раз, встречая этого человека, воспроизводите в мозгу придуманный образ.

Если память снижается из-за нехватки в организме витаминов, значит, нужно усиленно восполнять их дефицит. Учеными доказано, что ухудшение памяти связано с недостатком железа, цинка, бора. Фрукты, овощи, мясо должны входить в ваш рацион постоянно.

Ну и, конечно, главный враг памяти – неправильный образ жизни. Алкоголь, курение, вредная пища, стрессы и постоянная усталость приводят к нарушениям в работе мозга. Пусть вашим спутником станет здоровый образ жизни, и тогда даже в преклонном возрасте болезни будут вам нипочем.

Вконтакте

С возрастом у многих случаются провалы в памяти. Но не стоит пугаться: не все они обязательно являются признаками деменции. И с ними вполне можно бороться.

С вами бывает так: вы идете на кухню, а по дороге забываете, зачем? Или не можете вспомнить имя, которое только что услышали во время разговора?

Подобные провалы в повседневной памяти могут очень расстраивать, хотя происходят они довольно часто. Ведь по мере того, как человек физически стареет, изнашивается и мозг, а его способность мыслить и обрабатывать информацию уменьшается. Почти все свойства мозга постепенно ухудшаются после достижения зрелого возраста – правда, за некоторыми исключениями, такими, например, как словарный запас.

Стареющий мозг

Многие люди замечают подобные провалы в памяти, начиная с 50 лет. Это происходит, когда возрастные химические и структурные изменения могут начаться в областях мозга, связанных с обработкой памяти, таких как гиппокамп или лобные доли.

Эти изменения мозга могут замедлить скорость обработки, из-за чего иногда трудно вспомнить знакомые имена либо запомнить новые слова или информацию.

Однако не всегда возраст – единственный виновник. На память негативно влияют депрессия, беспокойство, стресс, побочные эффекты применения лекарств и недостаток сна. Поэтому важно поговорить с врачом, чтобы определить, не связано ли с проблемами с памятью что-либо из перечисленного.

Хотя вы и не можете обратить вспять последствия старения, существуют способы обострить вашу повседневную память и помочь мозгу получать и сохранять информацию. Вот несколько полезных и действенных стратегий.

7 способов улучшить повседневную память

  1. Установите напоминания. Пишите заметки и оставляйте на видных местах. Например, оставьте наклейку на зеркале в ванной с напоминанием о встрече или приеме лекарства. Также можно использовать будильник на мобильном телефоне или отправить напоминание по электронной почте.
  2. Разбивайте задачи. Например, запомните первые три числа телефонного номера, затем – следующие три, затем последние четыре. Мозгу легче уделять внимание быстрым маленьким кусочкам информации, особенно если она не имеет логической последовательности.
  3. Повторяйте снова и снова. Повторение повышает вероятность того, что вы запишете информацию и сможете получить ее позже. Повторите вслух то, что вы слышали, читали или думали. Когда вы впервые встретите кого-то, повторите его имя дважды. Когда кто-то дает вам указания, повторите их, шаг за шагом. После важного разговора, например, с врачом, по дороге домой повторяйте вслух много раз то, что было сказано во время встречи.
  4. Создавайте ассоциации. Делайте мысленные снимки того, что вы хотите запомнить, и комбинируйте, преувеличивайте или искажайте их, чтобы они выделялись. Например, чтобы запомнить, где припарковали автомобиль, представьте себе трех огромных пчел, летающих над машиной. Если это странный или вызывающий эмоции образ, то вы наверняка его запомните.
  5. Продолжайте учиться. Поместите себя в ситуации, когда вы должны постоянно учиться и запоминать новую информацию. Можно учиться играть на музыкальном инструменте, осваивать живопись, играть в шахматы или бридж.
  6. Представляйте будущие события. Например, когда вам нужно что-то купить по дороге домой, воссоздайте это действие в своем уме в ярких деталях. Представьте, что вы заходите в магазин, идете в молочную секцию, выбираете конкретную марку, а затем платите за нее и мысленно повторяете последовательность снова и снова. Этот метод помогает улучшить предполагаемую память – способность запоминать выполнение запланированного действия – даже людям, которые страдают от слабых когнитивных нарушений, согласно нейропсихологическому исследованию, проведенному в июле 2018 года.
  7. Оставайтесь на связи с другими людьми. Исследования показали, что регулярное социальное взаимодействие обеспечивает умственную стимуляцию. Общение, прослушивание и отзыв информации – все это способно помочь улучшить вашу память. Некоторые исследования показали, что всего 10 минут разговора могут быть эффективными.

В целом, социально интегрированные люди имеют и более здоровый мозг, а также меньший риск развития его заболеваний, связанных с возрастом, таких как инсульт или слабоумие.

Многие школьники и студенты не представляют, как эффективно запоминать нужную информацию, и поэтому используют подход, который обычно называют зубрежкой. Чтобы лучше понять и запомнить детали, один и тот же текст читается несколько раз. Все, кто использовал такой метод в школе, или, к сожалению, продолжает использовать и во взрослом возрасте, знает его основные недостатки: быстро пропадает интерес, рассеивается внимание, плохо запоминаются детали.

Почему это происходит и как решить эту проблему? Можно ли учиться и без проблем запоминать все, что необходимо?

Для ответа на первый вопрос надо знать, какие фазы памяти задействованы в процессе обучения. Дело в том, что с проблемами в учебе, равно как и с другими жизненными проблемами, люди нередко сталкиваются потому, что не знают детали устройства памяти. Для них память - это память, и этим все сказано. Не все знают, что запоминание - это трехфазный процесс, и каждая из этих фаз функционирует тем или иным способом.

Так что же это за фазы памяти?

Процесс запоминания делится на три фазы : первая называется сенсорной, вторая - кратковременной и третья - долговременной памятью.

Сенсорная память включается, когда, например, мы что-то перечисляем . Эта память бывает визуальная, аудиальная, а бывает кинестетическая (тактильная), олфакторная (обонятельная) и густаторная (вкусовая). Длится несколько минут и служит для того, чтобы наш мозг осознал, что он нечто видел. В этой фазе мы еще не можем говорить о «запоминании», которое необходимо, чтобы считать материал выученным.

Кратковременная память длится несколько минут, и в этот период начинается «обработка данных». В это время нам становится ясно, «о чем идет речь» в тексте, который мы читаем (интеграция). Именно тогда из всей информации мы выбираем «важнейшее» (происходит селекция), т.к. мозг не запоминает данные по порядку. Запоминаются только ключевые маркеры, которые включают процесс «вспоминания». Именно тогда наш ум или готовится к процессу отклонения (забывания) всех неважных фактов, или выбирает информацию, которую мы считаем важной, для долговременной памяти. Необходимо понять, что смысл этой фазы памяти - не сохранение, а выбор данных и выстраивание связей между ними.

Долговременная память не имеет временных ограничений, и именно благодаря ей информация остается (впечатывается). Проблемы с памятью отмечаются в начале фазы долгосрочной памяти. До этого момента наше обучение протекает более-менее нормально. Прочитали, поняли, и появляется «ощущение» знакомого материала. Однако когда мы пытаемся повторить «выученное», оказывается, что мы помним около 40%, а то и меньше. Особенно это заметно у студентов-юристов, которым очень интересно читать все «в первый раз», как они говорят, но проблема возникает, когда эту информацию надо запомнить.

Так в чем же проблема? В том, что мы в процессе запоминания останавливаемся на второй фазе, и наше учение остается на уровне «понимания». Мы не можем перейти мост долгосрочной памяти, и, как это ни странно, для запоминания не используем техники запоминания, а используем стратегии получения и обработки информации, а мозг «выбирает», запоминать что-то или нет.

Почему мы поступаем именно так? Потому что после того как мы «поняли» прочитанный текст, в течение 4–5 минут мы можем отлично его вспомнить - кратковременная память действует до 8 минут. Нас так радует это ощущение, что мы решаем, будто все запомнили и переходим к другому материалу или заканчиваем заниматься. И тут возникает проблема. Если представить себе мост между кратковременной и долговременной памятью, мост, переходя через который мы обеспечиваем себе и память, эффективное вспоминание, то проходится признать, что мы через этот мост не переходим, а поворачиваемся и возвращаемся в начало пути.

Что происходит потом?

Мы не перешли сознательно через «мост памяти», наш ум занят решением того, что важно запомнить. Информация, которая поступила в мозг, в основном абстрактная: символы, специальные термины, анализы и перечисления. Это не имеет отношения к реальным предметам, которые мозг предпочитает, - «игре, сну и еде», поэтому мозг решает, что все эти данные можно пока сложить в корзину. Мы забываем, но еще не совсем, сами вспомнить не можем, но стоит заглянуть в книгу, и мы самоуверенно утверждаем, что теперь все вспомнили.

А что будет после?

Не имея важных данных, мы переживаем момент разочарования или в своей комнате, или в классе или аудитории, где необходимо продемонстрировать свое знание. После разочарования и после того, как сами себя пожалеем, мы возвращаемся к книге и снова повторяем все перечисленное: читаем, доходим до «моста» между кратковременной и долговременной памятью и опять не переходим этот мост, словно рассчитываем, что, по велению какой-то высшей силы, память сама «решит», какая информация должна быть сохранена. Можно делать ставки.

Разделить учебу на кусочки (chunking) - внимание в среднем удерживается от 30 до 180 секунд, поэтому читайте не больше трех минут подряд. Потом остановитесь, обдумайте, запишите, подчеркните.

Мысленно представить те понятия, которые мы пытаемся запомнить. Самое важное надо «увидеть» на воображаемом «ментальном экране». Если это абстрактные понятия, придумайте для них образы, например, память - это слон, слово «понятие» - мозг и т.д.

Связывать различные понятия с помощью ассоциаций (очень хорошо в такой ситуации помогают когнитивные карты, визуализация и «нарезание» (chunking), которые активно используются сейчас во всем мире и везде: от школ до крупных корпораций.

Повторять, сообразуясь с циклами памяти. Обязательно повторять небольшими блоками, не глядя в источник (книгу или конспект). Самый важный цикл повторения - это повторение спустя 24 часа. Если в это время вы не повторите выученное, то забудете 70–80% информации, т.е. не сможете повторить без «подглядывания».

Игорь Ракич, Основатель школы интеллектуальных умений