Кафедра теоретической радиотехники - средства радиоэлектронной борьбы. Воронежский военный авиационный инженерный университет

Анализ вооруженных конфликтов конца XX – начала XXI вв. показывает, что радиоэлектронная борьба (РЭБ, или по западной терминологии, радиоэлектронная война) становится одним из ключевых элементов современных войн. Организационно РЭБ является одной из составляющих информационных операций.

Сущность РЭБ заключается во временном или постоянном снижении эффективности применения средств разведки, оружия, боевой техники противника путем радиоэлектронного или огневого подавления (уничтожения) его радиоэлектронного оборудования, систем управления, разведки, связи. Таким образом, РЭБ может включать в себя как временную дезорганизацию работы радиоэлектронных систем противника путем постановки помех, так и полное уничтожение данных систем (огневое поражение или захват). Также РЭБ включает меры по радиоэлектронной защите (РЭЗ) своих информационных систем и радиоэлектронной разведке.

Насыщение современного поля боя информационными системами определяет исключительно важную роль радиоэлектронной борьбы в современных и будущих войнах. Опыт военных учений последнего времени показал, что даже если одна из противоборствующих сторон имеет подавляющее превосходство в высокоточном оружии, она не может гарантированно рассчитывать на победу, если ее управляющие структуры оказываются подавлены средствами РЭБ.

Объектами основного воздействия в ходе операций РЭБ являются:

  • элементы систем управления войсками и оружием;
  • средства разведки;
  • системы хранения, обработки и распределения информации;
  • радиоэлектронные средства;
  • автоматизированные системы, базы данных и компьютерные сети;
  • личный состав, участвующий в процессах принятия решений и управления.

Увеличение роли РЭБ в современных войнах определяется двумя факторами.

Во-первых, увеличение масштабов и глубины проведения операций, насыщение войск современными средствами автоматизации, управления и разведки привели к резкому увеличению в операциях доли обеспечивающих сил. По оценкам западных специалистов, в современных боевых операциях около 2/3 всех сил решают задачи разведки, управления, РЭБ, обеспечения и т.п.

Во-вторых, возрастание возможностей сил и средств РЭБ по воздействию на системы боевого управления противника. Современные системы РЭБ очень универсальны: они могут применяться на глубину как отдельной боевой операции, так и всего театра войны, в любое время суток, использовать летальные и нелетальные средства поражения, действовать в составе различных многоцелевых интегрированных систем (боевого управления, связи, компьютерного обеспечения разведки, огневого поражения, борьбы с системами боевого управления противника), обеспечивать всеобъемлющую защиту своих систем управления и даже использовать компьютерные сети противника в своих интересах.

Сейчас очень быстро происходит дальнейшее совершенствование технических средств и методов РЭБ. Прежде всего, это касается вооруженных сил США и Великобритании. Вооруженными силами данных стран и ОВС НАТО хорошо отработана методика одновременного или поэтапного нанесения ударов по противнику с применением огневых средств, РЭБ, стратегической и тактической маскировки, дезинформации и психологической войны.

РАЗВИТИЕ РЭБ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СТРАН НАТО

В середине 80-х гг. прошлого века в ВС США и ОВС НАТО была разработана концепция «боевого противодействия системам связи и управления» (Command, Control, Communications Countermeasure, CCCCM). В начале 90-х гг. на ее основе была разработана концепция борьбы с системами боевого управления. Одновременно началось создание интегрированной системы боевого управления, разведки, связи, компьютерного обеспечения и РЭБ. По мере развития сил и средств РЭБ выделился новый вид операций информационной войны – «сетевая война» или «кибервойна», то есть дезорганизация систем боевого управления противника через воздействие на его ЭВМ, локальные и глобальные компьютерные сети.

Развитие РЭБ в ВС США и ОВС НАТО можно разделить на три этапа.

Первый этап – до 1980 г., когда РЭБ играло небольшую роль в боевых действиях. Операции РЭБ носили поддерживающий характер и заключались в воздействии помехами на вражеские средства разведки и связи, а также имитации работы различных радиоэлектронных средств с целью введения противника в заблуждение относительно реальной боевой обстановки.

Второй этап – 1980-1993 гг. Создание концепции комплексного применения сил и средств РЭБ для воздействия на системы боевого управления и связи противника. Она подразумевала согласованное применение средств радиоэлектронного подавления, разведки, дезинформации и огневого поражения для борьбы с вражескими радиоэлектронными системами. Однако несовершенство средств автоматизации, малая пропускная способность каналов связи и отсутствие интегрированной системы управления войсками не позволили использовать весь потенциал РЭБ в боевых операциях.

Тем не менее, уже во время РЭБ сыграла одну из ключевых ролей. Здесь радиоэлектронная борьба применялась в рамках единой концепции, отработанной американскими войсками в ходе учений «Грин флэг».

В частности, за сутки до начала воздушной наступательной операции антииракской коалиции наземные системы РЭБ союзников начали подавление помехами иракских каналов связи. Сама операция началась с атаки американскими вертолетами двух иракских станций раннего предупреждения ПВО. Этим в иракской противовоздушной обороне была проделана брешь, в которую незамедлительно ринулись самолеты для нанесения ударов по объектам в Ираке. В первые дни воздушной операции для подавления иракской ПВО активно использовались американские самолеты F-4G с высокоточными противорадарными ракетами HARM, а также самолеты РЭБ EF-111, которые «ослепляли» иракские РЛС помехами. В тоже время американские самолеты-разведчики RC-135, TR-1 и E-8 взяли под плотный контроль воздушное пространство Ирака. Лишившись «глаз» в виде радаров, иракские наземные средства ПВО и истребительная авиация оказались полностью ослеплены и дезорганизованы, и в течение нескольких дней перестали представлять собой реальную боевую силу.

Во время наземного наступления средства РЭБ сухопутных соединений США обеспечивали подавление иракских радиосетей на глубину дивизии.

Третий этап развития РЭБ начался в1993 г. и длится до настоящего времени. Была создана оперативно-стратегическая теория «информационной войны». Технические средства РЭБ значительно усовершенствовались: завершилась их автоматизация; были созданы интегрированные комплексы связи, разведки, управления и РЭБ; создание перспективных видов нелетального оружия РЭБ, использующих электромагнитную (например американская U-бомба, испытанная в 1999 году во время войны против Югославии; при взрыве этой бомбы образуется мощнейший электромагнитный импульс, поражающий радиоэлектронные приборы управления, разведки и связи в большом радиусе), и другие виды энергии; обеспечение доступа пользователей на тактическом уровне к глобальным базам данных, выдачи целеуказаний вооружениям и средствам РЭБ в режиме времени, приближенном к реальному.

Таким образом если на первом этапе РЭБ была одним из видов поддержки ударных сил, на втором – составной частью боевых действий каждого вида вооруженных сил, то на третьем – компонентом информационной войны и одной из составляющих военного потенциала.

РАЗВИТИЕ РЭБ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ

В России РЭБ имеет давнюю историю. Впервые подавление вражеских радиосетей помехами для нарушения координации артиллерийского огня было успешно применено русскими связистами еще в 1904 году. Также во время Первой мировой войны русские средства радиосвязи использовались для создания помех работе германских радиосетей.

Во время Великой Отечественной войны РЭБ велась уже на постоянной основе. 16 декабря 1942 года ГКО СССР издано постановление «Об организации в Красной Армии специальной службы по забивке немецких радиостанций, действующих на поле боя». Во исполнение данного постановления начальник ГШ, заместитель наркома обороны СССР А.М. Василевский на следующий день издал директиву «О формировании специальной группы и специальных дивизионов радиопомех». Вводится специальный термин – «РПД» (радиоэлектронное подавление).

После войны происходит быстрое совершенствование средств радиосвязи, радиолокации и бортовых РЛС самолетов и кораблей, создание ракет с радиолокационными головками самонаведения. Одновременно возникла необходимость как снижения эффективности применения оружия и радиоэлектронных систем противника, так и защиты своих радиосетей и радиоэлектронных систем от подавления. Для этого 1950-х гг. разрабатываются и поступают в войска специальные средства РЭБ: передатчики радиопомех, дипольные и уголковые отражатели. С целью квалифицированного применения средств РЭБ в Советской армии в этот же период создается специальная служба радиоэлектронной борьбы.

В дальнейшем для оснащения частей РЭБ, защиты самолетов, вертолетов, кораблей, танков и другой боевой техники стали создаваться автоматизированные комплексы РЭБ, включающие в себя средства раз­ведки, создания помех в различных диапазонах волн и аппаратуру ана­лиза, обработки информации и управления.

В 1962 г. вводится термин «БРЭСП» (борьба радиоэлектронными средствами подавления), и служба радиоэлектронной борьбы стала обозначаться этим же термином. Среди задач службы БРЭСП числились ядерное и огневое поражение, радиоэлектронное подавление и захват радиоэлектронных объектов противника (командных пунктов, узлов связи, РЛС и т.д.). В то же время существовало определенное несоответствие задач и возможностей частей БРЭСП: они располагали лишь средствами постановки помех, но не огневого поражения и захвата объектов противника. Данные задачи находились в ведении оперативных отделов штабов.

С начала 1960-х гг. появились новые мощные средства огневого поражения радиоэлектронных объектов – ракеты, наводящиеся на радиоизлучение. В 1963 году на вооружение ВС США поступает авиационная ракета класса разработка «воздух»-«РЛС» «Шрайк». В СССР создаются аналогичные образцы оружия: в 1965 году на вооружение советской Дальней авиации поступила ракета КСР-11, в 1968 – Х-22П, а в 1972 году фронтовая авиация получила ракету Х-28П. Принятие на вооружение данных ракет было весьма актуальным по той причине, что советские самолетные станции помех значительно уступали американским по мощности, диапазону частот и быстродействию, и огневое поражение вражеских РЛС могло компенсировать данный недостаток.

В 1969 г. был введен термин «РЭБ», который и применяется в ВС России до настоящего времени. Соответственно, органы БРЭСП были преобразованы в службу РЭБ, на которую, кроме функций радиоэлектронной борьбы, было возложено еще и задачи по обеспечению по электромагнитной совместимости радиоэлектронных систем с целью обеспечения устойчивого управления войсками и оружием. Правда в 1976 году вместо РЭБ был введен термин ЭПД («электронное подавление»), но он не прижился, и в 1977 снова заменен на РЭБ.

С целью проведения исследований и подготовки квалифицированных кадров в сфере РЭБ в СССР была создана разветвленная сеть научных центров и учебных заведений. В 1960 г. был создан головной институт по РЭБ – 21 НИИЦ (сейчас 5 ЦНИИ). В научно-исследовательских институтах, на полигонах и в центрах боевого применения вооружения и военной техники видов Вооруженных Сил создавались специализированные отделы и лаборатории. В интересах РЭБ работали специалисты таких учреждений как 30 ЦНИИ МО, ГНИКИ ВВС, 4 ЦБП и ПЛС фронтовой авиации, 43 ЦБП Дальней авиации, Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского.

В 1980 году создано Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники (позже – Воронежский военный институт радиоэлектроники – ВИРЭ), занимающееся подготовкой квалифицированных технических специалистов в области РЭБ. Также был создан целый ряд военных ВУЗов, выпускавших специалистов в сфере РЭБ в Киеве, Харькове, Минске, Риге и т.д., однако после распада СССР их потенциал оказался для России утрачен. Фактически, ВИРЭ остался единственным профильным российским военным ВУЗом, выпускающим специалистов РЭБ для армии. Однако в 2006 году данное учебное заведение по непонятным соображениям было присоединено в качестве факультета РЭБ к Воронежскому военному авиационному университету.

Подготовка младших специалистов РЭБ для всех видов и родов войск, офицеров запаса, а также иностранных курсантов производится в Тамбовском Межвидовом учебном центре (ТМУЦ), образованном в 1962 году.

Практический опыт советские специалисты РЭБ получили во время войн в Корее, на Ближнем Востоке и в Афганистане.

Во время первой чеченской кампании, боев в Дагестане и последующей контртеррористической операции на территории Чеченской республики российские подразделения РЭБ принимали активное участие в боевых действиях.

НВФ на территории Чечни создали разветвленную систему управления и связи, включавшую сотовую, транковую, радиорелейную, коротковолновую и ультракоротковолновую, кабельную и спутниковую связь. Задачами российских подразделений РЭБ были вскрытие и подавление систем связи НВФ, а также сбор информации путем радиоразведки о численности, местонахождении отрядов боевиков, планах чеченского командования и т.д.

Действия сил РЭБ давали хорошие результаты. Нередко боевики во время радиопереговоров сами же указывали местонахождение своих баз, скоплений живой силы и.т. Эти данные тут же реализовывались российскими войсками в виде артиллерийских и авиационных ударов по указанным местам. Вот только один эпизод.

20.03.1995. Из радиоперехвата переговоров чеченских командиров:

«- Где ты находишься?

Мы едем к вам.

Ребятам скажи, чтобы они ехали через перекресток Мескер-Юрта и приходили к нам».

По скоплению боевиков и техники в районе указанного перекрестка были нанесены удары артиллерией, в результате которых было уничтожено 2 БТР и две автомашины с боевиками.

Во время штурма Грозного в период с 10 по 20 декабря 1999 года подразделения РЭБ только путем радиоразведки полностью вскрыли систему обороны и численность сил противника, оборонявших юго-восток города. Подобными действиями специалисты РЭБ значительно облегчали проведение операций ударными частями и помогли сохранить немало жизней российских солдат. Находясь под постоянным прессингом РЭБ, отряды чеченских боевиков постепенно теряли управляемость и координацию действий, что сыграло важную роль в исходе боевых действий на территории Чеченской республики.

Во время «пятидневной войны» с Грузией российские силы РЭБ тоже действовали достаточно успешно. По мнению латвийского военного эксперта бригадного генерала запаса Карлиса Крустиньлеса: «У Грузии появились проблемы как с противовоздушной обороной, так и с взаимосвязью подразделений. Были ситуации, когда боевые единицы общались между собой с помощью вестовых, потому что прекращала действовать любая связь. Армия России заранее подготовилась к подавлению не только радиоэлектронной связи и радаров, но и обычной телефонной связи».

Велось противодействие и радиоэлектронной разведке, проводимой с кораблей НАТО в Черном море.

В «пятидневной войне» стало очевидным, что вопрос преимущества в воздушной войне – это во многом вопрос РЭБ. Как оказалось, в первые дни войны РЭБ в российской группировке была налажена не очень хорошо. Силы радио- и радиотехнической разведки российских ВВС были переданы в подчинение ГРУ ГШ. Однако, последнее практически не оказывало помощи воздушным силам, в результате чего те не располагали достоверной информацией о местонахождении. Самолеты, участвующие в боевых действиях, не в полной мере отвечали требованиям радиоэлектронной защиты от средств ПВО. Все это привело к потерям в авиации от зенитного огня, в том числе наиболее болезненной – дальнего бомбардировщика Ту-22М3.

После шока от первых потерь вмешались представители Главного командования ВВС, которые разработали рекомендации для экипажей самолетов и вертолетов, участвующих в боевых вылетах. Значительное место в них было отведено мерам радиоэлектронной защиты. В частности, не использовать в боевых действиях самолеты, не имевших индивидуальных средств РЭБ, выход из атаки самолетами Су-25 производить при массированном отстреле тепловых ловушек, ударные самолеты применять только под прикрытием групповых средств защиты самолетами и вертолетами РЭБ. После этого потери в авиации прекратились. Однако, по мнению специалистов, российские ВВС имеют серьезные пробелы в сфере РЭБ, как с точки зрения подготовки личного состава, так и технического оснащения, и в столкновении с действительно сильной ПВО потери были бы во много раз выше.

В 2009 году части и подразделения радиоэлектронной борьбы были преобразованы в отдельный вид войск Вооружённых Сил РФ, включающий соединения, части и подразделения РЭБ в составе оперативно-стратегических командований.

По словам бывшего командующего войсками РЭБ О. Иванова, сегодня эффект воздействия средств РЭБ становится сравним с применением современного высокоточного оружия, по некоторым показателям даже превосходит его. При этом российские системы РЭБ не уступают зарубежным аналогам. Кроме модернизации существующих, создаются новые многофункциональные комплексы, некоторые из которых можно отнести к технологическим прорывам. По мнению О. Иванова, перед РЭБ сейчас открываются большие возможности. Правда, сам он, что странно, в июле 2011 года добровольно ушел в отставку с поста командующего войсками РЭБ в возрасте 45 лет, когда, казалось бы, открывались большие перспективы для успешного карьерного и профессионального роста. По мнению некоторых экспертов, среди причин отставки – несогласие с положениями проводимой в России военной реформы, в частности, с внедрением новой электронной автоматизированной системы управления войскам ЕСУ ТЗ которую военные критикуют за многочисленные недостатки, заложенные еще на уровне технического задания.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА РЭБ

Целями для РЭБ в современной войне становятся не только дезорганизация систем боевого управления противника, но и лишение его возможности использовать информацию о боевой обстановке, обеспечение упреждения противника в принятии боевых решений, снижение своих потерь в ходе боевых операций.

В соответствии со взглядами американского командования, основным элементом РЭБ является радиоэлектронная атака с использованием средств РЭБ наземного и воздушного базирования, а также переносных и забрасываемых в тыл противника.

Средства радиоэлектронной атаки условно делятся на два вида: неразрушающего и разрушающего воздействия.

Неразрушающие – это средства радиоэлектронных помех, радиоэлектронной дезинформации, инфракрасного противодействия (ложные тепловые цели и стационарные генераторы пульсирующих инфракрасных помех, предназначенные для борьбы с ракетами «воздух – воздух» и «земля – воздух», оснащенными инфракрасными головками самонаведения). Задачи данных средств: подавление или вывод из строя радиоэлектронных или оптико-электронных систем, средств разведки, связи, навигации; имитация работы радиоэлектронных систем с целью введения противника в заблуждение; перегрузка систем связи противника; воздействие на его личный состав, обслуживающий радиоэлектронные системы или участвующий в процессах управления войсками.

Разрушающие средства – это средства направленной энергии (электромагнитное оружие), высокоточное оружие и боеприпасы с головками самонаведения на радиоэлектронное излучение.

На оружии направленной энергии стоит остановиться немного подробнее. Данные системы еще называют магнетронами, а в западной терминологии – активными антенными решетками с электронным сканированием (active electronically scanned array, AESA). Это оружие воздействует на электронные системы вражеской техники СВЧ-волнами, выводя их из строя. С его помощью можно полностью отключить бортовую электронику самолета, остановить двигатель автомобиля или корабля и т.д. При воздействии на большую площадь данное оружие может действовать как неразрушающее.

Оружие направленной энергии поступило на вооружение ВС США сравнительно недавно. Им оснащены новейшие американские самолеты: F-35 (правда, его электромагнитное вооружение носит оборонительный характер и предназначено для вывода из строя вражеских ракет) и палубный самолет РЭБ Boeing EA-18G Growler. Последний может нести пять подвесных контейнеров с вооружением РЭБ, в том числе с оборудованием AESА. EA-18G успешно применялся при подавлении ливийской ПВО в 2011 году. Существуют планы установки излучателей направленной энергии на кораблях и наземной боевой технике. Также созданы прототипы нелетального оружия направленной энергии, предназначенные для воздействия на человека (разгона толпы и т.п.).

Говоря об оружии направленной энергии следует упомянуть также об испытаниях США лазерного вооружения для борьбы с баллистическими ракетами, но в конце 2011 года данная программа была закрыта.

Задачами разрушающих средств радиоэлектронной атаки являются: подавление, поражение, разрушение вражеских средств разведки, навигации, управления, электронных систем боевой техники и оружия; поражение личного состава противника, участвующего в обслуживании данных систем.

Важным элементом РЭБ является радиоэлектронная защита своих войск. Она включает три направления:

  • непосредственная защита радиоэлектронных систем (защита от помех противника, атмосферных помех, оружия, наводящегося на радиоизлучение, средств направленной энергии, электронной дезинформации);
  • обеспечение электромагнитной совместимости на пунктах управления и в боевых порядках войск (защита радиоэлектронных систем своих войск от взаимных помех, в том числе от средств радиоэлектронной атаки, применяющихся против РЭС противника);
  • радиоэлектронная защита при проведении информационных операций (защита информации, циркулирующей в системах боевого управления, информационная защита средств разведки, радиоэлектронной атаки и радиоэлектронной защиты).

В интересах радиоэлектронной защиты осуществляется комплексный технический контроль. Его задача – контроль за возможностью сбора противником разведывательной информации с радиоэлектронных систем.

Комплексный технический контроль включает:

  • радиоконтроль – контроль за информацией, циркулирующей в своих радиосетях;
  • радиотехнический контроль – контроль возможности сбора противником информации о технических параметрах своих РЭС;
  • радиолокационный контроль – контроль за тем, чтобы мощность, характер, направленность и виды излучений своих РЭС не превышали строго установленных нормативов с целью затруднить сбор информации о них противником (радиоэлектронная маскировка);
  • электронно-оптический контроль – контроль за возможностью получения информации противником с помощью телевизионных камер, приема теплового излучения;
  • акустический и гидроакустический контроль – контроль возможности получения информации противником путем приема звуковых сигналов, распространяющихся в воздухе и воде.

Программирование и перепрограммирование средств РЭБ в ходе боевой операции хотя и не являются составляющей радиоэлектронной войны, однако напрямую влияют на ее эффективность. Их задачами являются: обеспечение своевременной нацеленности средств РЭБ на приоритетные объекты; перестройка средств РЭБ в связи с требованиями обстановки; достижение наивысшей эффективности их применения по мощности, направлению, типу радиоэлектронной атаки (защиты) при изменении объектом атаки (защиты) параметров электромагнитного излучения и совершении им маневра; резервирование и своевременная замена средств РЭБ при выходе их из строя.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЭБ

Исходя из опыта боевых операций начала XXI в. можно выделить основные тенденции в сфере РЭБ на ближайшее будущее:

  • использование сил РЭБ совместно с системами боевого управления в информационных операциях;
  • переход от решения отдельных задач к комплексному ведению РЭБ в интересах всей группировки войск;
  • принятие на вооружения новых универсальных средств РЭБ со значительно расширенными диапазоном частот и функциональностью;
  • увеличение количества целей, одновременно контролируемых, поражаемых, подавляемых одним комплексом РЭБ;
  • расширение перечня объектов воздействия РЭБ в связи с созданием оружия направленной энергии;
  • создание систем РЭБ с открытой архитектурой построения, функциональность которых можно изменять, добавляя дополнительные модули.

Не стоит спешить кричать о мальчишах-плохишах, которые эту тайну разглашать кинулись. Мои собеседники - люди вполне взрослые, и постарше меня будут. И то, что они мне рассказали, а рассказали однозначно малую толику, сделано ничуть не из желания оболгать или испакостить святое.

Наоборот.

Основной целью стало привлечь внимание к проблемам, которые сегодня заметны для глаза человека понимающего и находящегося в курсе проблемы. Мы это если и оценим, то только тогда, когда локти отгрызать будет поздно.

Первоначально этот материал планировался как интервью. Вопросы и ответы. Но, хорошо подумав, я его переписал. Моим собеседникам погоны абсолютно не жмут, и скоропалительно в отставку они не собираются. Так что это будет просто рассказ от некоего лица.

Речь пойдет о заведении, которое находится в Воронеже и называется длинно и красочно: «Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина ».

Центр образован на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 609-р путём слияния ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Монино, Московской обл.) и Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж).

Маленькая поправочка. При образовании ВУНЦа «подгребли» заодно и бывшее теперь Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, кузницу кадров для РЭБ. И теперь от училища остался один факультет №5 в структуре ВУНЦ.

Зачем это понадобилось, сказать сложно, но факт: РЭБовцев теперь готовят в стенах авиационного центра. Частично вроде бы оправдано, ибо в старой структуре училища было 2 факультета, воздушный («С») и наземный («Н»). Теперь все в одной куче как бы.

Отвлекусь. Как вы думаете, уважаемые читатели, много преподавательского состава из академии ВВА (Монино, Московская область) рванула на столь замечательную работу в Воронеж? Правильно думаете, меньше 5%. На уровне статистической погрешности. Об этом писали много и со вкусом, кто-то понимал преподавателей и профессоров, пославших провинцию куда подальше, кто-то обвинял. Но на деле результат был такой, что ВУНЦ вроде бы переехал в Воронеж, а препсостав - нет. Дураков в России все меньше и меньше вроде бы.

Здесь надо отдать должное начальнику ВУНЦ генерал-лейтенанту Зиброву, который, по словам моих собеседников, развил не то что бурную, даже сложно сказать, что это была за деятельность. Метлой вымел два округа, но штат укомплектовал.

На сайте ВУНЦ это звучит так: «Военный учебно-научный центр ВВС «ВВА» впитал в себя славные традиции Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина и Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, Военного авиационного инженерного университета (ВАИУ) (г. Воронеж), Военного института радиоэлектроники (г. Воронеж), Иркутского и Ставропольского высших военных авиационных инженерных училищ, Тамбовского высшего ВАИУ радиоэлектроники, а также Федерального государственного научно-исследовательского испытательного центра радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности ».

Понятно, что значит «впитал», да? Собрал с миру по нитке. Ну да не об этом речь. Кстати, мои собеседники как раз из НИИ РЭБ. Но об этом позже.

Итак, сегодня мы имеем роскошный (реально) и прекрасно подготовленный центр по обучению. Да, и первая научная рота в России была организованна именно здесь. Но до этой роты мы еще дойдем. И имеем две проблемы.

Первая, как уже говорилось, преподавательский состав. Который на 70% состоит из преподавателей бывшего ВАИУ, далеко не самого престижного училища в СССР и России. И, можно сказать, что ВУНЦ - это ВАИУ, но уровнем повыше и покомфортнее. Несмотря на роскошную вывеску, это по-прежнему «техничка».

ВАИУ готовило наземный персонал, как следует из названия. Метеорологов, прибористов, электриков, оружейников, связистов и прочих специалистов аэродромного обслуживания. Те же самые специальности сегодня и в структуре ВУНЦ ВВА. С добавлением нового факультета БПЛА. Точка. Летчиков и штурманов, понятное дело, готовят в профильных училищах.

А, да, еще и РЭБ. Вот о РЭБе мы и говорили в основном.

Мои собеседники считают, что запихнуть РЭБ в структуру технического (простите, инженерного) авиационного заведения идея далеко не шедевральная. То, что факультет №5 вообще кого-то выпускает, уже хорошо. Но если вдаваться в подробности, то печаль полнейшая.

То, что в структуру НИИ РЭБ, где работают товарищи офицеры, за 8 (восемь!) выпусков (считая и кадры от ВИРЭ) не отобрали НИ ОДНОГО выпускника, говорит о многом. А между тем, с каждым годом, по мере развития средств РЭБ, нужда в кадрах становится все более ощутимой.

Да, в этом году из войск по направлению на защиту кандидатской степени пришло аж два лейтенанта. Уровень подготовки ошеломляющий. Вообще непонятно, что эти два года в войсках делали эти офицеры. И чем они будут писать диссертации. Не в плане рук, в плане мозгов.

Уровень подготовки умов «жертв ЕГЭ» ввергает в ступор. Люди, специалисты, офицеры, закончив обучение, не способны ни на что. Да, сегодня у армии есть престиж. Хорошие зарплаты, перспектива и прочее. Но нет фактически людей, способных, а главное, желающих идти хоть куда-то. Пофигизм доминирует. Главное - отслужить контракт. Как - там разберемся.

НИИ РЭБ - заведение небольшое, около полутора сотен человек. Но обеспечить себя хоть каким-то притоком кадров институт не в состоянии. Кадры просто негде брать. Между тем, техника, которую испытывают в институте «старички», зачастую завтрашнего дня. И именно в НИИ РЭБ дают заключение о целесообразности госиспытаний той или иной разработки. И доводят технику до ума в рамках все тех же государственных испытаний.

Кто будет этим заниматься лет через десять, когда «старички» уйдут на заслуженную пенсию, сказать не берется никто.

О «научной роте». Как ни странно, выручает. В НР попадают далеко не самые глупые выпускники технических вузов, того же «политеха». И бывшие студенты идут туда охотно. НР - это не совсем армия, если что. Комнаты в общежитии на четверых, с телевизором. Интернет. Работать можно. Можно реально заниматься наукой.

Для основного контингента НР - это просто годичная «халява». Вроде ты в армии, а вроде и нет.

Но есть и извращенцы, слава богу. Которые после НР вполне нормально идут служить. За три последних года таких человек 5-6 нашлось. Действительно, умные и перспективные ребята.

Но есть нюанс. Да, они на контракте. Да, звания у них офицерские. (Сам по телевизору видел репортажик в прошлом году, как двое рядовых дембелей НР превратились в один миг в лейтенантов. - Прим. авт.) Но здесь вся суть именно в том, что они заканчивали не военный вуз, а гражданский. И, соответственно, им на этот контракт чихать, если что. Они государству за обучение ничего не должны, при желании развернутся и уйдут.

Кто их заменит (да и нас тоже, кстати, мы не вечны)? Никто.

Самое страшное, что это понимают все. И мы, научники, и преподаватели. На днях пришли сдавать зачеты по «физо», чуть раньше в спорткомплекс прибыли. У нас был шок. Занимались две группы курсантов. Больше половины в татуировках. И не «за ВДВ» или сердечко, нет. Тигры, драконы, змеи, какие-то вообще твари непонятные. Все цвета радуги. Расписные, как будто их по зонам набирали, амнистией заманивали.

Мы спросили у начкафедры, что за безобразие, ведь татуировки запрещены. Нельзя офицеру их иметь, тем более, когда на всю руку или ногу. Эти еще ничего, отвечает. Вы бы на других посмотрели. Тут есть группа, там все до одного расписаны. Других нет…

Других нет…

И вот мы, два старых конденсатора, понемногу начинаем понимать весь ужас нашего завтра. Смотрим на курсантов, на вчерашних школьников и завтрашних офицеров, и понимаем, что им в основной массе на хрен ничего не надо. Одет, обут, накормлен, довольствие за которое на гражданке не просто пахать надо, жизнь с перспективой. Нормально…

Язык не поворачивается их назвать тупыми. Ни курсантов, ни двух летех, которые как в войска ушли с пустыми головами, так и с такими же вернулись. Ну как можно два года прослужить в РЭБе, и путать «S» и «L» диапазоны? Как???

Это система противодействия, система, которая уничтожит нас без ядерных боеголовок. Которая уже превратила несколько поколений в обезьян, просто не умеющих, и, самое страшное, не желающих мыслить.

Мы про ЕГЭ.

ЕГЭ убьет нас весьма быстро, просто потому, что думать не надо. Физик, неспособный простейшую модельку на бумаге рассчитать. Летчики, бросающие бомбы по GPS (хорошо хоть попадают), но неспособные это сделать по прицелам. Электронщик, плохо представляющий физические процессы. И так можно до бесконечности.

Молодых реально разучили МЫСЛИТЬ. Не ДУМАТЬ, думать они пока еще умеют на уровне инстинктов. МЫСЛИТЬ.

Да, в окоп с пулеметом - запросто! Хватит и ума, и патриотизма. Ребятки действительно в этом плане получше пошли, не такие амебы, как лет 10 назад. В танк - нормально. К пушке. С баллистическими вычислителями после айфона любой совладает.

Сегодня проблема в испытаниях новых разработок. Для пользования нужен один мозг, для испытания - другой. А для разработки?

Если завтра нам будет некому испытывать и доводить до ума разработанное, то что будет послезавтра? КТО, скажите, будет разрабатывать то, что надо будет испытать?

Кто разработал то, чем сейчас гордимся? «Красухи» те же? Да те, кого уже толком и нет среди нас. Они у нас диссертации принимали. И нам недолго осталось. Мы можем учить, мы можем пока работать, мы можем довести до ума что угодно. Сегодня. Но если сегодня учить некого, то завтра все будет весьма печально.

Систему подготовки почти убили, с двух училищ наскребли на факультет, ну Череповец реанимировали. Но там почти те же проблемы.

Но главная подлость этого ЕГЭ, что молодые абсолютно не умеют творчески мыслить и анализировать. «Отайфонить» задачу, запомнить порядок выполнения функций еще могут. Понять проблему - единицы.

Завтра, а тем более послезавтра, нам будут нужны кадры, которые смогут хотя бы нас заменить. А по идее - пойти дальше нас. Но система убийства мозгов сделала свое дело. «Жертвы ЕГЭ» нас не заменят. Не придумают, не разработают, не построят, не отладят.

Так странно, если честно. Всю жизнь считали, что воевать будем с Министерством обороны США. А почти победило нас Министерство образования России.

Вот и получается, что самая-самая главная военная тайна России - это сколько у нас осталось умных людей. И сколько их может быть в перспективе.

  • История факультета
  • Начальник факультета
  • Учебно-материальная база
  • Видео

    5 факультет радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности) является единственным факультетом в системе ВУЗов Министерства Обороны РФ, который ведет подготовку высококвалифицированных специалистов в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и информационной безопасности (ИБ) для войск радиоэлектронной борьбы ВС РФ (сухопутные войска, ВВС и береговые части ВМФ), а также других родов войск, силовых структур и ведомств.

    Факультет готовит офицеров по двум специальностям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:

    Специальные радиотехнические системы;
    - информационная безопасность автоматизированных систем. и пяти военным специальностям.

    Кроме того, профессорско-преподавательский состав факультета принимает участие в обучении офицеров с высшим оперативно-тактическим образованием по программамагистерской подготовке.




    Обучаясь на нашем факультете, Вы получите уникальную возможность освоить интереснейшие военные специальности, стать специалистом по применению комплексов РЭБ с воздушно-космическими и наземными системами управления, научитесь эксплуатировать авиационные комплексы РЭБ и применять средства защиты информации от иностранных технических разведок.При этом Вы будете находиться на острие современной науки, так как радиоэлектронные средства в мире развиваются самыми быстрыми темпами. Вы сможете всесторонне развиваться, занимаясь в военно-научных кружках, спортивных секциях, раскрыть и развить в себе различные таланты. По окончанию обучения на факультете Вы сможете выбрать себе путь по командной, инженерной или научной деятельности. Мы ждем Вас на факультете радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности)!

    В учебном процессе активно используются современные технологии, автоматизированные обучающие системы и новейшие образцы вооружения и военной техники.

    На факультете активно ведется научная работа, с активным участием курсантов выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по направлениям деятельности факультета, большое внимание уделяется подготовке научно-педагогических кадров, функционируют две научные школы.

    Весь личный состав факультета принимает активное участие в научных, спортивных и культурно-досуговых мероприятиях проводимых в академии, городе Воронеже, в рамках Министерства обороны, других организаций и министерств.

    Факультет и его подразделения являются неоднократными победителями различных конкурсов и соревнований. Преподаватели и курсанты занимали призовые места и награждались дипломами международного салона «Архимед», выставок «Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК», «Средства обеспечения безопасности государства. Интерполитех», «Высокие технологии - XXI век», «Интеллектуальная собственность - XXI век» и «НТТМ», конкурсов «Инновационные технологии в образовательном процессе», «У.М.Н.И.К.», конкурса научных работ ВУЗов МО РФ, открытом московском конкурсе на лучшую работу студентов ВУЗов в области информационной безопасности и международной конференции «Гагаринские чтения», а также становились неоднократными победителями Всероссийских конкурсов «Инженер года» и «Студент года».

    В современном составе факультет радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности) образован в 2010 году на базе двух факультетов, которые, в свою очередь, были сформированы в составе Воронежского высшего военного инженерного училища радиоэлектроники. Первый набор курсантов по специальностям подготовки факультета был произведен в августе 1981 г. С 1 сентября 1981 года училище начало свой первый учебный год. Первый выпуск офицеров был произведен в 1986 году. В качестве Высшего военного инженерного училища радиоэлектроники ВУЗ просуществовал до конца 1993 года. В ноябре 1993 года училище было преобразовано в Военный институт радиоэлектроники.

    В этом статусе институт просуществовал до августа 2006 года. В связи с реформой военного образования, Военный институт радиоэлектроники был присоединен в качестве структурного подразделения к Воронежскому высшему военному авиационному инженерному училищу (военному институту).

    Памятные даты факультета:

    15 апреля (1904 года) – День специалиста радиоэлектронной борьбы (учрежден приказом МО РФ №183 от 3 мая 1999 года);
    16 декабря (1942 года) – День образования частей и подразделений радиоэлектронной борьбы (Постановление Государственного комитета обороны №ГОКО 2633сс);
    7 мая – День факультета (учрежден приказом МО СССР от 7 июня 1981 года).

    Вопросы командованию факультета можно задать здесь (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

    Полковник Калачев Виктор Владимирович родился 23 октября 1976 года в семье военнослужащего.

    В 1999 году окончил Воронежское ВВАИУ. Проходил службу на различных командных и преподавательских должностях.

    В 2015 году окончил магистратуру ВУНЦ ВВС «Военно – воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» по специальности «Управление силами и средствами РЭБ ВВС».

    С 2015 по 2017 годы командовал факультетом средней военно – специальной подготовки.

    В 2017 году организовал передачу подготовки факультета на базу 183 учебного центра (г. Ростов – на – Дону).

    С сентября 2017 года исполняет обязанности начальника 5 факультета радиоэлектронной борьбы (и информационной безопасности).

    Женат, воспитывает двух дочерей: Татьяна (2000 г.р.), Екатерина (2008 г.р.).

  • ЖИЛИЩНО-КАЗАРМЕННЫЙ ФОНД

    Жилищно-казарменный фонд соответствует требованиям всех руководящих документов. Курсанты 1 и 2 курсов размещаются в благоустроенной казарме в кубриках по 10 человек, каждый этаж казармы оборудовандушевыми кабинами и стиральными машинами.Курсанты старших курсов (3-5 курсы) проживают в курсантском общежитии, расположенном на территории военного городка. Размещаются в комнатах по 4-6 человек. Общежитие также имеет все удобства для комфортного проживания личного состава. Созданы все условия для занятия спортом, психологической разгрузки и восстановления сил. Организовано трехразовое горячее питание с разнообразным меню.


    УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНАЯ БАЗА


    Кафедры факультета оснащены современными электронно-вычислительными машинами, мультимедийными системами, новейшими образцами радиоэлектронной аппаратуры и самыми современными средствами и комплексами РЭБ. Занятия с курсантами проводятся в специализированных аудиториях, полевом классе, на учебном аэродроме и полигоне академии.




    Класс с техникой Класс для проведения
    практических занятий
    Универсальный компьютерный
    тренажер



    Автоматизированное рабочее место преподавателя Компьютерный класс, для проведения групповых занятий Класс автоматизированных обучающих систем



    Компьютерный класс Класс техники средств радиомониторинга Лекционная аудитория



    Тренажерно-обучающий комплекс Класс специальных средств Специализированный класс пунктов управления



    Станция на позиции, полигон академии Практическое занятие на технике Размещение личного состава в полевом лагере

Кафедра радиоэлектронной борьбы ВМФ создана в 1968 г. и является одной из относительно молодых кафедр Военно-морской академии. Однако научные исследования и подготовка слушателей в академии по проблемам радиоэлектронной борьбы началась значительно раньше.

В начале 1911 г. преподаватель Николаевской морской академии и Минного офицерского класса статский советник А. А. Петровский выполнил первые теоретические исследования в области радиоэлектронной борьбы, результаты которых изложил в статье «При каких условиях возможно помешать противнику пользоваться радиотелеграфом», опубликованной в «Известиях Николаевской морской академии». Его исследования базировались на опыте боевого применения средств искровой радиосвязи в ходе Русско-японской войны (1904-1905), первой в истории войн практической постановки радиопомех 15 (2) апреля 1904 г. радиостанцией русского броненосца «Победа» и береговой радиостанцией «Золотая гора» в Порт-Артуре.

Эти исследования стали основой для проведения специальных учений и опытов под руководством А. А. Петровского на Черноморском флоте, в которых он подошел к решению фундаментального вопроса теории радиоэлектронного подавления - выбору оптимальной помехи. В ноябре 1912 г. Конференция академии избрала А. А. Петровского экстраординарным профессором по радиотехнике. С этого момента радиотехника стала самостоятельной дисциплиной, в рамках которой изучались также и вопросы, связанные с созданием радиопомех.

Таким образом, можно считать, что с 1911 г. в Военно-морской академии начались научные исследования в области радиоэлектронной борьбы, а слушателям академии стали читать лекции по вопросам радиоподавления. Такие известные выпускники академии, как адмирал Н. О. Эссен, старший лейтенант И. И. Ренгартен (в дальнейшем - капитан 1 ранга, начальник оперативного отдела штаба Балтийского флота, после 1917 года преподаватель Морской академии), капитан 1 ранга А. И. Непенин еще с 1913 г. начали внедрять в практику боевой подготовки Российского флота способы радиоподавления и защиты от помех противника. Именно в 1913 г. в Балтийском флоте была разработана и принята к руководству специальная инструкция по организации радиосвязи в условиях помех, а также подавлению радиосвязи противника.

Однако, в связи с начавшейся в 1914 г. Первой мировой войной и событиями 1917 г. развитие теории и практики радиоэлектронного подавления на долгие годы остановилось не только в академии, но и во всей России. Лишь с приходом в 20-х гг. в академию профессора И. Г. Фреймана, назначенного старшим руководителем специального цикла, эти работы возобновились, но направлены они были лишь на защиту системы связи от непреднамеренных помех. Результаты исследований нашли отражение в первых учебниках по радиотехнике, разработанных в академии.

Накопленный опыт использования радиоэлектронных средств и систем, средств создания помех радиосвязи и радиолокации, а также данные научных исследований позволили Военно-морской академии в 1964 г. совместно с Оперативным управлением Главного штаба ВМФ разработать первый руководящий документ по организации радиоэлектронной борьбы в ВМФ. Этот документ ввели в действие в ВМФ под названием «Руководство по борьбе с радиоэлектронными средствами противника» (Р-БРЭСП-64). Однако, несмотря на определенные положительные результаты, коренного перелома в развитии теории и практики радиоэлектронной борьбы в 50-60-е гг. не произошло.

В 1968 г. в рамках кафедры оперативного искусства ВМФ была образована отдельная дисциплина «Радиоэлектронная борьба ВМФ», что явилось новым этапом в подготовке специалистов по радиоэлектронной борьбе. Начальником отдельной дисциплины назначили старшего преподавателя кафедры тактики надводных кораблей, кандидата военно-морских наук, доцента, капитана 1 ранга В. С. Пирумова, выпускника академии 1963 г., досрочно закончившего адъюнктуру и защитившего кандидатскую диссертацию в 1964 г.

До поступления в академию Пирумов командовал эскадренным миноносцем «Степенный» - первым отличным кораблем Балтийского флота (1952 г.). Впоследствии Пирумов стал контр-адмиралом, доктором военных наук, профессором, в 1974-1985 гг. - начальником Управления радиоэлектронной борьбы ВМФ, в 1985-1990 гг. - начальником кафедры радиоэлектронной борьбы Военной академии Генерального штаба, с 1992 г. - академиком, вице-президентом Российской академии естественных наук.

Лекции по радиоэлектронной борьбе читали капитан 1 ранга Г. А. Слюсарев, капитан 2 ранга С. Н. Деев, капитаны 3 ранга А. Б. Емельянов и А. П. Ильин. Для развития новой дисциплины и подготовки слушателей командного факультета по вопросам радиоэлектронной борьбы началась разработка учебных программ и планов.

В августе 1969 г. отдельная дисциплина была преобразована в самостоятельную кафедру радиоэлектронной борьбы ВМФ. Первым ее начальником был В. С. Пирумов. К началу 1969/70 учебного года, по решению начальника академии, кафедру передали на факультет радиоэлектроники, расширив штат и пригласив специалистов радио- и радиотехнической разведки. С этого времени начала функционировать кафедра радиоэлектронной борьбы ВМФ, радио- и радиотехнической разведки. В коллектив кафедры вошли заместитель начальника кафедры капитан 1 ранга В. Д. Кудинов, капитаны 1 ранга Г. А. Слюсарев и А. Ф. Белов, капитаны 2 ранга С. Н. Деев и А. Н. Крюков, подполковник авиации О. В. Колесников, капитаны 3 ранга А. Б. Емельянов. А. П. Ильин и Р. Г. Мумджиан. В том же учебном году, в связи с возрастающими потребностями флота в высококвалифицированных специалистах радиоэлектронной борьбы и в соответствии с директивой министра обороны СССР, были организованы 3-месячные курсы по подготовке офицеров службы радиоэлектронной борьбы флотов (по 2 набора в год), переподготовки командного звена и специалистов по боевому применению радиоэлектронных средств. В учебные группы курсов радиоэлектронной борьбы первых наборов вошли начальники радиоэлектронной борьбы всех флотов, флагманские специалисты объединений ВМФ, начальники радиоэлектронной борьбы авиации ВМФ и флотов, офицеры Главного штаба ВМФ, а также ведущие специалисты радиоэлектронной борьбы из научно-исследовательских учреждений ВМФ. Среди них были В. А. Никитин, С. С. Романов, В. М. Мартынов, Р. В. Готовчиц, Л. В. Аминин, Н. А. Пиастро, В. К. Рачков, В. А. Шабанов, А. В. Тюняев и др. С 1970/71 учебного года в академии началась подготовка офицеров всех флотских специальностей по заново разработанным учебным программам в виде отдельного раздела «Радиоэлектронная борьба ВМФ», а на Академических курсах - переподготовка командного состава соединений и объединений ВМФ по организации радиоэлектронной борьбы.

В 1971 г. на факультете радиоэлектроники впервые сформировали учебную группу из 6 человек с 2-годичным сроком обучения: началась подготовка офицеров ВМФ по специальности командно-штабная оперативно-тактическая радиоэлектронной борьбы ВМФ. Первый выпуск специалистов радиоэлектронной борьбы состоялся в 1973 г. Среди выпускников с высшим военным образованием были капитаны 3 ранга В. Н. Грисенко, В. Л. Лагунин, Ю. А. Панюшин, майор Г. Д. Литвинов, капитан-лейтенанты В. Г. Ремезов, В. Н. Циммерман.

С 1975 г. набор слушателей по специальности радиоэлектронная борьба стал ежегодным. Таким образом, с 1977 г. отечественный ВМФ каждый год пополнялся выпускниками академии - специалистами радиоэлектронной борьбы. К 2003 г. подготовили 181 специалиста радиоэлектронной борьбы; 24 офицера получили дипломы с отличием; 4 офицера окончили академию с золотой медалью. В 1974 г., в связи с назначением начальника кафедры капитана 1 ранга В. С. Пирумова начальником радиоэлектронной борьбы ВМФ, начальником кафедры стал капитан 1 ранга Г. В. Славянский. В дальнейшем кафедру возглавляли - капитан 1 ранга В. П. Радецкий (1988-1995 гг.), кандидат военных наук, профессор, выпускник академии 1976 г., закончил адъюнктуру в 1979 г., прошел все преподавательские должности; капитан 1 ранга В. Н. Емельянов (1995-2000 гг.), кандидат военных наук, доцент, выпускник академии 1978 г., окончил адъюнктуру в 1983 г., прошел все преподавательские должности; с 2000 г. - капитан 1 ранга Н. А. Маслов, кандидат военных наук, доцент, выпускник академии 1992 г., окончивший адъюнктуру в 1995 г.

С 1974 г. на кафедре началась подготовка научно-педагогических кадров на очной адъюнктуре. Первыми адъюнктами стали капитан 3 ранга В. И. Плаксин, выпускник академии по специальности радиоэлектронная разведка (впоследствии кандидат военных наук, профессор, начальник кафедры радиоэлектронной разведки ВМФ, начальник факультета радиоэлектроники); капитан 3 ранга Б. Ф. Бочаров, выпускник академии 1975 г. (впоследствии кандидат военных наук, доцент, старший преподаватель кафедры). Успешно прошли обучение в адъюнктуре и продолжали службу на кафедре в различных должностях профессорско-преподавательского состава капитаны 2 ранга В. П. Радецкий, Ю. А. Ильин, Н. А. Маслов, Г. Г. Цокур, подполковник С. Л. Шерстобитов, капитаны 3 ранга В. Н. Емельянов, В. Г. Конусов, В. И. Дмитренко, Б. П. Травин, С. В. Гущин, А. Е. Шехонин, Н. А. Гаврилин, И. Г. Рыжий, досрочно закончил адъюнктуру капитан 1 ранга Д. Н. Шакин. Всего за период с 1975 г. до настоящего времени (2004 г.) на кафедре подготовлено 7 докторов и более 30 кандидатов наук. С 1980 г., в связи с образованием кафедры радиоэлектронной разведки ВМФ, кафедра получила современное название - кафедра радиоэлектронной борьбы ВМФ.

Для отработки практических навыков слушателей по планированию, производству оперативно-тактических расчетов и управлению силами и средствами радиоэлектронной борьбы объединений, соединений и частей флота в 1977 г., на кафедре создан учебный штабной пост (УШП-РЭБ), а затем - учебный пункт управления радиоэлектронной борьбой (УПУ-РЭБ). В создании пункта участвовали начальник лаборатории капитан 2 ранга Л. М. Богданов (впоследствии - капитан 1 ранга, старший преподаватель кафедры), полковник К. П. Лютов, старший мичман Е. А. Калачев. Учебный пункт управления радиоэлектронной борьбой используется для подготовки слушателей, как кафедры радиоэлектронной борьбы, так и Академических курсов. Особенно интенсивно он используется при проведении комплексных учебных задач и игр под руководством начальника академии. Для повышения качества обучения и отработки практических навыков по защите информации и противодействию техническим средствам разведки иностранных государств в 1982 г. на кафедре под руководством контр-адмирала Г. В. Славянского создан учебный пункт контроля эффективности мероприятий противодействия техническим средствам разведки. Многое для создания пункта сделали полковник К. П. Лютов, капитан 1 ранга Л. М. Богданов, начальник лаборатории капитан 2 ранга В. И. Каленчиц (впоследствии - капитан 1 ранга, преподаватель кафедры), старшие мичманы Е. А. Калачев и А. В. Селезнев. В 1991 г. на базе этого пункта в академии создано специальное подразделение по защите информации и противодействия техническим средствам разведки. В состав подразделения вошел бывший техник лаборатории мичман Р. В. Мошнин.

В течение многих лет успешно проводили практическую подготовку слушателей техники и инструкторы научно-исследовательской лаборатории (НИЛ-47) старшие мичманы А. И. Пугачев и Э. А. Олешкевич (после увольнения в запас трудится в научно-вычислительном отделе академии). Большой вклад в проведение лабораторных работ по защите информации внес техник - мичман А. Е. Конобеев, а по компьютеризации учебного процесса и научных исследований - старший прапорщик С. А. Беляков, младший научный сотрудник Л. А. Пугачева, инженеры лаборатории Л. В. Евтеева, Л. В. Татарникова, Е. В. Амелина, Г. Е. Масник, техники К. А. Барулина, Е. Л. Раз- гуляева, Н. Л. Щербинина. Успешно трудились по обеспечению учебного процесса инженеры лаборатории капитан 1 ранга запаса Ю. В. Осипов, капитан 2 ранга запаса С. А. Молчанов.

С сентября 1971 г. на факультете, где обучаются иностранные офицеры, на 5-месячных курсах началась подготовка по радиоэлектронной борьбе иностранных военнослужащих разных стран. Первыми прошли подготовку 6 офицеров из Арабской Республики Египет. С 1985 г. на факультете для иностранных офицеров началось обучение специалистов по радиоэлектронной борьбе по 2-х годичной программе. В отдельные периоды на этом факультете обучались одновременно до 5 учебных групп. Большую организаторскую, учебную и методическую работу на этом факультете вели капитаны 1 ранга С. Н. Деев, А. Т. Попов, Д. М. Макаров.

С 1989 г. профессорско-преподавательский состав кафедры оказывал помощь в подготовке офицеров командного звена и специалистов РЭБ в учебных заведениях иностранных государств: капитан 1 ранга П. И. Тыщенко в Инженерной академии Генерального штаба Корейской Народно-Демократической Республики; капитаны 1 ранга П. В. Полищук, А. И. Ковалев, В. И. Дмитренко, Б. П. Травин и полковник С. Л. Шерстобитов - в Академии ВМС Республики Алжир.

В 1994-1995 гг. в Штабном колледже ВМС США в Ньюпорте прошел обучение доцент кафедры капитан 1 ранга В. Г. Конусов, впоследствии начальник научно-исследовательского отдела академии. Профессорско-преподавательским составом кафедры и научными сотрудниками лаборатории разработаны и изданы 8 учебников и более 20 учебных пособий, в том числе «Оперативно-тактическое использование сил и средств РЭБ ВМФ» (под руководством контр-адмирала Г. В. Славянского), «Организация и ведение радиоэлектронной борьбы в операциях и боевых действиях объединений и группировок сил ВМФ» (В. П. Радецкий), «Боевое применение средств радиолокационного и оптико- электронного подавления» (А. Б. Емельянов), «Боевое применение средств радиоэлектронного подавления радиосвязи и радионавигации противника» (под руководством контр-адмирала Г. В. Славянского) и др.

Одной из важнейших задач ученых кафедры являлось научное обоснование проблем, связанных с развитием сил и средств, форм и способов радиоэлектронной борьбы, повышением эффективности управленческой деятельности. С 1969 г. профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники лаборатории выполнили более 170 исследований, результаты которых неоднократно подтверждались в ходе экспериментов и специальных учений, а в дальнейшем использовались для создания руководящих документов по оперативному искусству, тактике ВМФ и радиоэлектронной борьбе.

Доктор технических наук, доцент П. В. Полищук


Значительный вклад в разработку теории и практики радиоэлектронной борьбы по различным научно-практическим направлениям внесли: в области обоснования роли и места РЭБ в военных действиях, развитие форм и способов ее ведения в операциях и боевых действиях объединений и группировок сил ВМФ - контр-адмиралы В. С. Пирумов, Г. В. Славянский, капитаны 1 ранга В. П. Радецкий, В. Н. Емельянов, В. И. Дмитренко, Г. А. Слюсарев, Б. С. Егоров, Ю. А. Ильин, А. И. Ковалев, А. Б. Кулешов, С. И. Деев; в области боевого применения сил и средств РЭБ в боевой деятельности родов сил ВМФ - капитаны 1 ранга Р. Г. Мумджиан, В. Г. Конусов, А. И. Ковалев, П. В. Полищук, В. М. Сковородников (подводные силы), А. Б. Емельянов, В, И. Дмитренко, Н. А. Маслов (надводные силы), полковники О. В. Колесников, С. Л. Шерстобитов (морская авиация); в области боевого применения береговых частей радиоэлектронной борьбы - капитаны 1 ранга А. П. Ильин, Л. А. Малышев, Б. П. Травин, Г. Г. Цокур; в области противодействия техническим средствам разведки и радиоэлектронной защиты - капитаны 1 ранга С. А. Кухианидзе, Л. М. Богданов, В. М. Малков, А. Е. Шехонин; в области совершенствования организации и методики подготовки по радиоэлектронной борьбе - капитаны 1 ранга А. Б. Кулешов, А. И. Ковалев, Ю. А. Ильин, Д. И. Шакин; в области моделирования процессов радиоэлектронной борьбы - капитаны 1 ранга Б. С. Егоров, Б. Ф. Бочаров, С. В. Киниченко, капитан 2 ранга В. П. Конев; в области автоматизации планирования радиоэлектронной борьбы - капитаны 1 ранга В. П. Радецкий, В. И. Дмитренко, И. А. Маслов, вице-адмирал Ю. В. Крылов, подполковник В. А. Тюрин; в области теории радиоэлектронного подавления - капитаны 1 ранга А. Ф. Белов, А. С. Титов, Л, А. Малышев, П. В. Полищук, служащий В. М. Станякин; в совершенствование организации и методики учебного процесса и практической подготовки слушателей - профессор В. П. Радецкий и старший научный сотрудник капитан 2 ранга запаса И. И. Кузнецов.

На кафедре и в лаборатории постоянно ведется изобретательская и рационализаторская работа. Творческими коллективами, включающими и слушателей учебных групп по специальности, подано более 165 рационализаторских предложений, а отдельными авторами получено 36 свидетельств на изобретения, направленные на повышение эффективности техники радиоэлектронной борьбы, способов ее использования силами ВМФ, а также укрепление учебно-лабораторной базы и совершенствование процесса обучения слушателей в академии. Первыми слушателями, получившими авторские свидетельства на изобретения, были капитан 3 ранга В. С. Горячев (выпускник 1981 г.) и капитан 2 ранга Ю. М. Осмаков (выпускник 1982 г.).

Новое поколение профессорско-преподавательского состава, пришедшее на смену ветеранам, успешно продолжает учебно-методическую и научную работу, сохраняя существующие на кафедре традиции.

ПИРУМОВ Владимир Семенович (Родился в 1926 г.)


Специалист в области теории и практики радиоэлектронной борьбы ВМФ, педагог, доктор военных наук (1975 г.), профессор (1988 г.), контр-адмирал (1975 г.). В ВМФ с 1943 г. В 1948 г. окончил Каспийское высшее военно-морское училище им. С. М. Кирова, в 1963 г. -Военно-морскую академию, а в 1974 г. Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. В 1948-1960 гг. - артиллерийский офицер, помощник командира крейсера, затем старший помощник командира, командир эскадренного миноносца Балтийского флота. С 1963 г. - преподаватель, старший преподаватель, начальник кафедры радиоэлектронной борьбы ВМФ в Военно-морской академии. В 1974-1985 гг. - начальник Управления радиоэлектронной борьбы Главного штаба ВМФ. В 1985-1990 гг. - начальник кафедры радиоэлектронной борьбы Военной академии Генерального штаба, с 1990 г. в отставке, профессор кафедры. С 1992 г. - академик, вице-президент Российской академии естественных наук. Награжден орденами Красной Звезды. «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

РАДЕЦКИЙ Валентин Павлович (Родился в 1940 г.)


Педагог, ученый в области теории радиоэлектронной борьбы, организации и способов боевого применения сил и средств РЭБ, защиты радиоэлектронных систем и средств от помех и технических средств разведки противника, кандидат военных наук (1980 г.), профессор (1993 г.), капитан 1 ранга. В 1962 г. окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова, а в 1976 г. - Военно-морскую академию. В 1962-1972 г. - начальник станции Керченско-Феодосийской военно-морской базы, начальник радиотехнической службы - командир радиотехнической боевой части подводной лодки Черноморского флота, флагманский специалист радиотехнической службы дивизии подводных лодок Черноморского флота, участник походов в Средиземном море. Воин-интернационалист. В 1976-1995 гг. - адъюнкт, преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры и начальник кафедры радиоэлектронной борьбы ВМФ, с 1995 г. - профессор кафедры. Автор 127 научно-методических трудов, в том числе 3 учебников и 4 учебных пособий. Подготовил 7 кандидатов наук. Участник и один из руководителей крупных научных программ по созданию автоматизированных систем управления радиоэлектронной борьбой ВМФ. Награжден медалями.

СЛАВЯНСКИЙ Герман Владимирович (Родился в 1929 г.)


Специалист в области радиоэлектронной борьбы ВМФ, доктор военно-морских наук (1974 г.), профессор (1977 г.), контр-адмирал (1979 г.). 8 1950 г. окончил Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, а в 1964 г. - Военно-морскую академию. С 1950 г. служил на подводных лодках Балтийского флота; с 1954 г. - старший помощник командира, а с 1954 г. - командир подводной лодки. В 1964-1967 гг. - адъюнкт Военно-морской академии. С 1967 г. - преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры разведки ВМФ Военно-морской академии. В 1974-1988 гг. - начальник кафедры радиоэлектронной борьбы ВМФ факультета радиоэлектроники Военно-морской академии. С 1988 г. - в запасе, директор Научно-исследовательского института проблем автоматизации. Автор более 70 научных работ. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. Один из создателей научной школы радиоэлектронной борьбы, участвовал в написании многих руководящих документов ВМФ. Разработал методику подавления радиоэлектронных средств и систем противника, а также методику радиоэлектронной защиты своих радиоэлектронных систем и средств. Автор оригинального курса лекций для слушателей Военно- морской академии по проблемам радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Вперед
Оглавление
Назад