Как происходило крещение Иисуса Христа? В каком возрасте Иисус Христос принял Крещение

КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА

В то время, когда Иоанн Креститель проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Иордан место крещения Иисуса Христа

фото Алла Варшавская

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 3, 13-17; от Марка, гл. 1, 9-11; от Луки, гл. 3, 21-22; от Иоанна, гл. 1, 32-34.


Елена Уайт на Иисуса " Крещение


После совершенного крещения Христос удалился в пустыню и провел там сорок суток в строгом посте и молитве, не вкушая пищи. Так Он готовился к Своему служению человечеству. Там в пустыне Христа, как человека, искушал дьявол, пытаясь соблазнить Его на грех, но Христос победил искушения от дьявола и показал людям, что Он пришел освободить человечество от власти дьявола, и первый дал этому пример противостоя греху и искушению..


Отойди от Меня Уильям Отверстие


- Не поклонюсь тебе сатана! Не сказано ли Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи!

Христианский праздник Крещения установлен в память о крещении Иисуса Христа. В православии входит в число особо почитаемых двунадесятых праздников. В XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря.

Что известно об этом событии? Иисус решил креститься уже в зрелом возрасте. Произошло это в водах реки Иордан. А выполнял обряд Иоанн Креститель. Подробности рассказывает «АиФ-Ростов».

Во сколько лет крестился Иисус Христос?

Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте - значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры). Следовательно, это было 1988 лет назад.

Согласно всем трём Евангелиям (от Матфея, Марка и Луки), во время крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно голос с небес провозгласил: «Ты сын мой возлюбленный; в тебе моё благоволение!»

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. 40 дней он «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни…».

Что известно о Крестителе?

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев пришедшего Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

На это получил такой ответ: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа, которое рассматривается как первое событие общественного служения Крестителя.

После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились».

Крещение Христово связывают с появлением первых из 12 апостолов. Считается, что начало этому положила проповедь Иоанна Крестителя на следующий день после крещения Иисуса. «… Увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».

Где происходило крещение?

Из разных источников известно, что крещения Иисуса Христа произошло на реке Иордан в селении Вифавара. Но где доподлинно находится это самое место, спорят до сих пор. Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Вид на Аль-Махтас (Вади аль-Харар) из Каср аль-Яхуда, предполагаемое место Крещения Иисуса Христа. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Фото: Commons.wikimedia.org / Idobi

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в четырёх километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море, рядом с переправой.

Позже, благодаря мозаике с указанием всех христианских Святынь в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба, удалось выяснить, что место крещения Иисуса Христа находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где почти две тысячи лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет - река сменила русло.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологи обнаружили руины трех византийских церквей и мраморную плиту. Предполагают, что на ней стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.

Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

Мф. III, 13-17: 13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Мк. I, 9-11: 9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Лк. III, 21-22: 21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, 22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Ин. I, 32-34: 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Крещение Иисуса Христа

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.

Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.

Тропарь праздника.

Извествоваше словесе утверждение – подтверждал истинность этого слова; явлейся – явившийся; мир просвещей – мир просветивший.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

2. Крещение Господа Иисуса Христа

(Мф. III, 13-17; Мк. I, 9-11; Лк. III, 21-22; Ин. I, 32-34)

О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех изображает это событие св. Матфей.

«Тогда приходит Иисус от Галилеи» – св. Марк дополняет, что именно из Назарета Галилейского. Это было, по-видимому, в тот же 15-й год правления Тиверия Кесаря, когда по Св. Луке Иисусу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый от учителя веры. По св. Матфею, Иоанн отказывался крестить Иисуса, говоря: «Аз требую Тобою креститися», а по Евангелию от Иоанна, Креститель не знал Иисуса до крещения (Иоан. 1:33), пока не увидел Духа Божия, сходящего на Него в виде голубя. Противоречия здесь видеть нельзя. Иоанн не знал Иисуса до крещения, как Мессию, но, когда Иисус пришел к нему просить крещения, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость и безгрешность и Его бесконечное превосходство над собою, почему не мог не воскликнуть: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» Когда же он увидел Духа Божия, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос.

«Тако подобает нам исполнити всяку правду» – это значит, что Господь Иисус Христос, как Человек и родоначальник нового возрожденного Им человечества, должен был собственным примером показать людям необходимость соблюдения всех Божественных установлений. Но крестившись, «Иисус взыде абие от воды», потому что, как безгрешному, Ему не было надобности исповедовать свои грехи, как делали это все остальные крещающиеся, стоя при этом в воде. Св. Лука передает, что «Иисус, крестившись, молился» несомненно о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

«И се отверзошася Ему небеса», т.е. отверзлись над Ним, ради Него, «и виде Духа Божия, сходяща, яко голубя и грядуща на Него». Так как по-гречески, «на Него» выражено местоимением 3-го лица, а не возвратным, то тут нужно понимать, что «виде» Духа Божия Иоанн, хотя, конечно, видел его и Сам Крещаемый, и народ, бывший при этом, ибо цель этого чуда – явить людям Сына Божия в пребывавшем дотоле в неизвестности Иисусе, почему Церковь и поет в день праздника Крещения Господня, называемого также Богоявлением: «явился еси днесь вселенней» (Кондак). По словам Иоанна, Дух Божий не только сошел на Иисуса, но и «пребысть на Нем» (Иоан. 1:32-33).

Голос Бога Отца: «Сей есть», по Матфею, или «Ты еси», по Марку и Луке «Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» был указанием Иоанну и присутствовавшему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как Сына Божия, в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца, и вместе с тем как бы ответом Отца Небесного Своему Божественному Сыну на Его молитву о благословении на великий подвиг служения для спасения человечества.

Крещение Господне наша св. Церковь празднует издревле 6 января, именуя этот праздник также Богоявлением, ибо в событии этом явила Себя людям вся Св. Троица: Бог Отец голосом с неба, Бог Сын крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святый снизшествием в виде голубя.

Цикл передач «Лето Господне», посвящённых двунадесятым праздникам и Пасхе

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

(Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22=Ин. 1:29-34)

Своё свидетельство о Мессии Иоанн запечатлел крещением Его. О Нём он проповедовал и через Него получил освящение своему служению. Когда к Иоанну приходили принять крещение из Иерусалима, всей Иудеи и со всей окрестности Иорданской, тогда явился к нему на Иордан и Иисус из Назарета Галилейскаго и требовал от него крещения. Иоанн удерживал Его, считая себя недостойным крестить Его, хотя и не знал ещё, что Он есть Мессия, а только судил о Нём по Его безупречной жизни - может быть, по рассказам о Нём своей матери, по слухам - наконец - о Его возрастании и о преуспеянии во всякой мудрости и любви у Бога и человек (Лк. 2:52), что, конечно, делало излишним для Него крещение Иоанна, назначенное для покаяния.

Как бы догадываясь о Его высшем достоинстве, Иоанн желал бы сам от Него креститься; но Иисус Христос настаивает на Своём решении исполнить всякую правду, то есть всё, что требовалось Законом и что могло служить к обнаружению Его, как Мессии, но что имело силу только ныне (άρτι) и с Крещением Его будет заменено другим лучшим порядком, когда Иоанн крестит Его. И вот в то время, когда Он крестился и молился, разверзлись над Ним Небеса (как рассекает молния перед нашими глазами свод Небесный), и явился Дух Святый, нисходящий в виде голубя на Иисуса Христа; а с Неба послышался глас Бога Отца, утверждающий, что это есть Сын Его возлюбленный, на Котором почивает Его благоволение (любовь). Иоанн, которому было открыто, что Тот, на Кого он увидит сходящаго Святаго Духа, есть Сын Божий, увидев сошествие Святаго Духа на Иисуса Христа (Ин. 1:33,34) уверился в мессианском призвании Его и с этих пор стал проповедовать о Нём, как о пришедшем Мессии.

Какое значение имело крещение для Иисуса Христа и для чего Он принял оное? Как безгрешный, Он не нуждался в крещении покаяния; как основатель Царства Небесного, Он не нуждался в средстве посвящения, которым было крещение для прозелитов, для кающихся. Это излишество крещения для Иисуса чувствовал и предчувствовал сам Креститель, когда не допускал Его ко крещению.

Но, с другой стороны, Он должен был принять крещение, как символ очищения от грехов, которые Он принял на Себя. Он должен был креститься, чтобы исполнить правду законную, то есть всё, что требовалось Законом от грешника - а Иисус Христос явился в подобии плоти греха. Он должен был принять крещение, чтобы подать нам пример смирения и освятить воды не только Иордана, но и всего мира, низведением на них Духа Святаго. Не собственно крещение Иисуса Христа имело значение свидетельства о Его мессианском звании, посвящение Его на общественное служение.

Крещение в собственном смысле было Богоявление миру. Явившись миру в смиренном образе человека, Иисус Христос крещением Своим явил Себя миру, как Бог, как Сын Божий, как Мессия. Так именно смотрит на это дело и сам Иоанн Креститель, когда говорит: сего ради приидох аз водою крестити, да явится Израилеви (Ин. 1:31).

Ради сего - и сошествие Святого Духа на Иисуса Христа, и глас Бога Отца, свидетельствовавший, что Он есть Сын Его возлюбленный. Дух Святый, от века пребывавший с Его Божеством, сотворивший тело Иисуса Христа во чреве Пресвятыя Девы, пребывавший на Нём со дня зачатия и рождения во всё время Его 30-летней частной жизни, укреплявший Его во всякой премудрости, сходит на Него в виде голубя, для исполнения Его всеми дарами благодати (Ис. 11:1-3), для помазания Его в Мессии (Ис. 61:1-3).

Это, впрочем, не значит, что Иисус Христос был доселе обыкновенным человеком, как это утверждали некоторые еретики, и что только со времени крещения на Иисуса сошёл Христос-Мессия; но только торжественное обнаружение Его месианскаго достоинства, сделавшееся известным не только Иоанну, но и всем людям. Сошествие Святого Духа в виде голубине, есть действительный образ (σωματικόν ει̉δος Лк. 3:22), принятый Духом Святым для явления Себя людям, в знамение чистоты, кротости и любви.

Подобно сошествию Святого Духа, и глас Бога Отца есть торжественное признание Иисуса Христа Сыном Божьим перед целым миром, есть введение Отцом Своего Сына во вселенную, да поклонится Ему всяк язык и да послушают Его все народы (Евр. 1:6).
Название Сыном возлюбленным, на Котором почиет благоволение Отца, указывает на превосходство Его перед всеми сынами Божьими; а само благословение - любовь относится не к Мессии только, но и к людям через Мессию (о Нём=через Него).

Само видение Духа и глас Бога Отца относились не к Иисусу Христу только, как пред-ставляют Марк и Лука (Мк. 1:11; Лк. 3:22), и не к Иоанну, как дают разуметь Матфей и Иоанн (Мф. 3:16,17; Ин. 1:32), а ко всем людям, хотя быть может, бывшие здесь свидетелями крещения видели свет и не видели Святаго Духа, слышали глас и не разумели слов, как и в других случаях (Ин. 12:28,29; Деян. 9:7-22:9).

Примечание 1. Различие в форме выражений, в которой передаётся Евангелистами слышанный на Иордане глас Бога Отца (Сей есть Сын Мой - у Матфея и Ты еси Сын Мой - у Марка и у Луки) объясняется различием положения повествователей в отношении к слушателям и читателям. Святой Матфей, рассказывая о том, что было на Иордане и показывая мессианское значение Иисуса, говорит, что там слышался и голос Бога Отца, утверждающий, что Иисус был Сын Его возлюбленный.

Марк же и Лука передают событие, как оно происходило на Иордане, повторяя буквально сами слова Бога Отца. Разница могла произойти и от различия в рассказе первоначальных повествователей. Матфей слышал рассказ о крещении Иисуса Христа из первых уст (Иоанна или Самого Христа); Марк и Лука из вторых уст.

Примечание 2. Евангелист Иоанн (I, 28) указывает, что всё это было в Вифаваре, об он пол Иордана. Но все рукописи имеют: в Вифании. Ориген, не нашедши такого места по ту сторону Иордана, предложил читать Вифавара. Думают, что это два места на обоих берегах Иордана, одно против другого, из коих Вифавара=дом переправы, а Вифания (beth-aniah)=дом корабля; от которой впрочем нужно отличать Вифанию на Елеонской горе. Имя этой последней может означать, по другому словопроизводству (beth-hine), дом смоквей.

Примечание 3. Упоминание Евангелиста Матфея, что Иоанн отказывался крестить Иисуса Христа, считая себя недостойным совершить над Ним это действие, - и рассказ Евангелиста Иоанна о том, что Предтеча до крещения не знал Мессии, - не представляют противоречия между собою, так как легко примиряются предположением, что Креститель знал Иисуса Христа, как человека благочестиваго, не нуждающегося в крещении покаяния; может быть, даже догадывался о Его мессианском назначении; но как пророк и посланник Божий, судил не по личному впечатлению и убеждению, не на основании слухов и мнений других людей, хотя бы то и самых достоверных, - а ожидал особого откровения Божия для удостоверения в том, что Иисус есть Христос.

И таковое действительно обещано было ему и дано в сошествии Святого Духа на крестившегося Иисуса. Этим указывается как важность свидетельства Иоаннова о Христе, как свидетельства откровеннаго свыше, так и высокое значение самого свидетеля истины, который удостоен был высочайшей чести своим указанием явить миру Того, Кого ожидали все народы.

Апостолы Пётр и Павел, сопоставляя крещение с потопом (1 Петр. 3:20,21) и с переходом Иудеев через море (1 Кор. 10:1,2), указывают на преобразовательное значение Ноя и Моисея по отношению к Иисусу Христу. Как Ной во время потопа приводит из древнего мира в новый и спасает только тех, которые вместе с ним в ковчеге прошли и - так сказать - крестились в водах потопа; и как потом Моисей спасает свой народ от рабства Египетского и приводить его к Земле обетованной, проведши Иудеев сквозь море и крестив их в разделённых водах моря; так Иисус Христос, проводя верующих в Него через воды крещения и Сам крестившись предварительно в Иордане, приводит Свой народ от древней греховной к новой благодатной жизни, от рабства диаволу к обетованным благам Небесного отечества.

Ещё ближе прообразует Иисуса Христа Иисус Навин, который и своим именем и переводом Иудеев через Иордан в самые пределы Земли обетованной указывает нам вождя спасаемых - Иисуса, Своим крещением в Иордане приведшего в Царство Небесное. - Святой Златоустый (беседа на Мф. 12:3) в явлении Духа Святого в виде голубине при крещении Христовом видит напоминание той голубицы, которая во время потопа принесла Ною масличную ветвь в знак избавления Рода Человеческого от бедствий и наступления на Земле мира.

«Здесь голубица, - говорит святитель, - хотя и не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подаёт благие надежды, ибо не одного человека выводит из ковчега, но всю вселенную возводит на Небо, и вместо масличной ветви приносит усыновление всему Роду Человеческому».

Приближается Великий праздник Крещения Господня, который дорог и радостен каждому православному христианину! В богослужебном календаре Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Богоявление Господне) входит в число двунадесятых праздников.

По-славянски «дванадесять» означает двенадцать. Таким образом, двунадесятые праздники – это 12 величайших праздников Церкви, 12 важнейших событий из жизни Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, из истории первоапостольской Церкви, которые раскрывают наиболее значимые моменты Священной истории. Праздник Крещения празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое, величественное и душеспасительное торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все Три Лица Пресвятой Троицы. В Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3:22) и был слышен голос Бога Отца, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Сообразуясь с вышеизложенным отметим, что Крещение Господне называется:
1) Богоявлением, потому что в этот день явился Бог, во Святой Троице поклоняемый: Бог Отец — во гласе, Сын Божий во плоти и Дух Святый — в виде голубя;

2) Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир.
Наименование праздника происходит от греческого термина baptisma (в славяно-русской традиции – «крещение») означающего буквально «погружение в воду», «омовение»). Исторически он восходит к восточнохристианскому торжеству, именовавшемуся Эпифания (от греч. эпифанэйа – означает чудесное Явление, проявление божественной силы), или Теофания (Тэофанэйа – «Богоявление»). Последнее название – Святое Богоявление – сохраняется в качестве основного и в современном русском православном календаре.

Событие праздника

Согласно словам Святого Евангелия, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришел Иисус Христос (в 30-летнем возрасте - Лк. 3:23) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «…отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна Предтечи всенародно было засвидетельствовано, что Иисус Христос есть Мессия. Крещение Господа, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37).

После своего крещения Спаситель, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «…был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2).

Говоря о Крещении Спасителя, мы указываем, в первую очередь, на внешнюю сторону события. Христос приходит к Иоанну Крестителю на берега реки Иордан вместе с другими людьми, жаждущими крещения покаяния. Он приходит, крестится, сходя в иорданские воды вместе со всеми людьми, и на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и слышится голос Отца с небес. Но это, можно сказать, внешняя, видимая сторона – само Крещение Иисуса Христа, а внутренняя, смысловая сторона – это именно Богоявление.

Само название Богоявление отражает внутреннюю сторону, основное значение этого события. Богоявление – явление Бога, явление миру Пресвятой Троицы, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:33–34). Это первое ясное провозглашение Бога Троицей: свидетельствующий глас Бога-Отца, Сын, крещаемый от Иоанна Предтечи и нисходящий на крещаемого Дух Святой.

Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4:16) и спасти по благодати, явльшейся Просвещением (явлением) Спасителя (см.: 2 Тим. 1:9-10), падший человеческий род. Заметим, что в навечерие Богоявления был обычай совершать крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей (Домостроительством нашего спасения), оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Спасителя явилось фактически предизображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (см.: Мф. 28:19–20).

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в Трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Пророка Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.

Место расположения Крещения Господня

Место, в котором проповедовал и крестил Иоанн Креститель, согласно церковному преданию, называлось Вифавара (местность за Иорданом, где находилась переправа чрез реку, чем и объясняется название города – «дом переправы»). Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено. С XVI века им считается место, где сейчас находится греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 километрах восточнее Иерихона и в 5-ти километрах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось «Паломническим бродом», из-за множества паломников, стекавшихся сюда для совершения омовения в водах Иорданских.

Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Христова, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху, к слову сказать, этим же путем, ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

История и святоотеческая экзегеза праздника

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). В данных словах Господь устами апостола Павла заповедует нам очищение душ и сердец, дабы удостоиться нам жизни блаженной.

Празднование Богоявления восходит еще к апостольским временам, об этом упоминается в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II в.) о праздновании Крещения Господня и о совершаемом в преддверии праздника ночном бдении, проводимом в чтении Священного Писания.

В Апостольских постановлениях читаем: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33).

До IV века Крещение Господне и Рождество Христово праздновались совместно, 6 января по старому стилю. Одновременно отмечалось явление Бога в мире, т.е. пришествие, воплощение Второго Лица Святой Троицы Иисуса Христа и одновременно Богоявление, как откровение, явление миру тайны Святой Троицы в событии крещения Спасителя. Отделение Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря (по старому стилю) произошло лишь в IV веке. Рождество Христово как самостоятельный праздник появляется первоначально на христианском Западе в Римской Церкви, а где-то к концу IV века он уже получил известность и на христианском Востоке. Люди, которые приходят в храм в праздничные дни, могут обратить внимание, насколько близки и схожи богослужения этих праздников по своей структуре.

В III в. на праздник Богоявления известны беседы при богослужении святого мученика Ипполита и святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского. Тогда же, в русле споров о раздельном или синкретичном праздновании Рождества и Крещения, появляются яркие произведения, в которых на твердых богословских основаниях, но весьма эмоционально обосновывается первая точка зрения. Так, святитель Прокл Константинопольский (V в.) проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения». А Косма Индикоплов (VI в.) в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников, если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов».

Впоследствии – с IV по IX столетия – великие отцы и учители Церкви (свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Августин Иппонский, прп. Иоанн Дамаскин) создали свои праздничные гомилии, искусно сочетающие в себе догматическое содержание и символико-аллегорическую образность.

Святые отцы - Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) - составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) - многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в этот день.

Иконография праздника

Событийная усложненность праздника, его значительная догматическая составляющая повлияли на то, что изображения Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя.

В ранних христианских памятниках IV–V столетий, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетка с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос представлялся молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.

Несмотря на то, что главным источником иконографии события Богоявления являлось Евангелие, на свидетельстве которого основаны описания Крещения в апокрифах, образы праздника содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения изографы помещали персонификацию реки Иордан – седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке, вместе с олицетворением моря в виде уплывающей женщины.

Кроме того, Евангелие не сообщает о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры в разном количестве, начиная с VI–VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.

Над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» – глас с небес (роспись в монастыре Дафни под Афинами, вторая половина XI в.). Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.
С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т.д. (церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1199; монастырь святой Екатерины на Синае; псковские храмы, первая половина XIV в.).

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа, что коррелирует с Евангелием и гимнографией праздника (иконы из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора, XV в.).

В русских памятниках XVI–XVII столетий, несмотря на запрещение церковными Соборами изображать Бога Отца, в Богоявлении в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. И обычно из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух.

Чин Великого освящения воды

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды.

Совершение освящения воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример был подан Самим Господом Иисусом Христом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.

Святая вода очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, имеет силу исцеления от болезней и всяких немощей. Важно заметить, что освящение воды, совершаемое 18 января (на Крещенский сочельник), никаким образом не сказывается на благодатной силе Великого водоосвящения в этот день, по сравнению с освящением в сам день праздника 19 января.

Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV–V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах – в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже Тертуллиан и святитель Киприан Карфагенский. В Постановлениях апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения – в навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

Рассказ об особых свойствах воды, набранной в день Крещения Господня, мы можем увидеть уже в одной из проповедей свт. Иоанна Златоуста (VI в.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Необходимо помнить, чтобы святая вода приносила нам пользу — необходимо заботиться о чистоте собственной души, о светлости своих помыслов и деяний, а при каждом прикосновении к святыне возносить в уме и в сердце молитву.

Святитель Феофан Затворник о помощи святой воды писал: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Для всех нас, православных христиан, участие в молитвенном воспоминании праздника Крещения Господня, его переживание, размышление над его значением в истории спасения должно приводить к размышлению над своим местом в этом спасении. По сути, когда мы в нашем личном Крещении вступаем в Церковь, усыновляясь или удочеряясь Богу, мы соответственно вступаем в Церковь, как в Тело Христово, образуя собой его члены. Не лишним будет напомнить, что в Таинстве Крещения каждый из нас дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от сатаны и дел его и будет всегда соединяться, «сочетаваться» со Христом.

По материалам сайта: http://eparhia-kaluga.ru

Иисуса Христа крестил Иоан Креститель в водах реки Иордан. Хоть по современному её руслу и проходит граница между Иорданией и Израилем, за две тысячи лет русло сместилось и историческое место крещения Христа осталось на территории Иордании.

Православные и католические паломники по-разному относятся к этому месту. Католики в целом спокойно, а вот православные почитают особенно рьяно.

Сама река шириной метров десять. Один берег Иорданский, другой Израильский. Несмотря на то, что Иордания спокойная и безопасная страна, отношения с Израилем у них не очень. Особенно чувствуется это на реке.

По факту это приграничная зона, и запрещены все контакты с людьми на том берегу. Забавно на это смотреть в тот момент, когда с обоих сторон преимущественно русские туристы.

У православных принято залезать в воду и окунаться три раза, подражая библейским событиям. Для этого на входе продают специальные балахоны, чтобы не нырять голышом. Правда, не многие догадываются остаться в белье под балахоном. После водных процедур тонкая хлопковая ткань налипает на тело и может случится легкий конфуз...

Пропускной пункт, где проверяют и досматривают туристов. Организованные группы не сильно кошмарят, просто сверяют с гидами списки:

3.

Тропинка к месту крещения организована очень хорошо. От палящего солнца укрывает навес:

6.

Это - историческое место крещения. Сейчас тут развалины и странная лужа:

7.

Вокруг идут раскопки. На сегодняшний день здесь обнаружено пять храмов построенных с пятого по тринадцатый века. По концентрации религиозных сооружений и сделали вывод об истинном месте крещения:

8.

Ближайшее же место на изменившемся русле сейчас протекает тут. С Иорданской стороны построена деревянная платформа с навесом. У израильтян все монументальнее:

9.

Во время нашего визита с другой стороны тусовались итальянцы. Ребята вели себя очень бодро, пели песни, играли на гитаре:

10.

Вообще, со стороны Израиля туристов значительно больше. Не протолкнуться:

11.

Если с израильской стороны доступен лишь небольшой лягушатник, обнесенный буйками, то со стороны Иордании - все пространство реки открыто для водных процедур:

12.

На середине очень сильное течение. Вода чистая, но мутная из-за песка и глины:

13.

14.

Охрана правопорядка на израильской стороне:

15.

А со стороны Иордании никого из военных я не видео. При желании можно было поднырнуть под буйки и вынырнуть в Израиле. Правда, боюсь, досмотр в этом случае будет даже покруче, чем в Бен Гурионе:

16.

Рядом с местом крещения много пещер, которые, как считается, были убежищем от жары и зноя в стародавние времена:

17.

Греческая православная церковь:

18.

19.

Еще одно знаковое место для христиан - холм вознесения Пророка Илии:

20.

Отсюда, если верить преданию, пророк унесся на огненной колеснице:

21.

Неподалеку есть еще несколько церквей других конфессий:

22.

А это русский паломнический центр. Король Иордании отдал гектар земли под этот комплекс, и сегодня у наших соотечественников есть возможность посещать культовое место с комфортом:

23.

Открывал центр президент России и король Иордании:

24.

Разумеется, во главе всего - русский православный храм:

25.

26.

В ближайших постах я расскажу еще много всего об Иордании, будет интересно! Stay Tuned!

27.