Как увеличить работоспособность организма. Противопоказания к применению препаратов, повышающих работоспособность. Что такое жизненная энергия

Марина Никитина

Темп и ритм жизни обязывают человека упорно и продуктивно трудиться, если он хочет . Надо успеть сделать запланированные дела за короткий промежуток времени. Трудиться быстро и не допускать при этом ошибок нужно и на работе и дома.

Как все успевать не утомляясь? Как сохранять работоспособность на протяжении дня?

Что такое работоспособность

Работоспособность человека – потенциальная возможность выполнения целесообразной деятельности эффективно на протяжении определенного времени.

Влияние на работоспособность оказывают внешние и внутренние психические и физиологические факторы.

Виды работоспособности по эффективности:

максимальная, самая высокая из возможных,
оптимальная, приемлемая,
сниженная, недостаточная.

Периодическое снижение и повышение работоспособности происходит в течение рабочего дня с разным интервалом и скоростью, в зависимости от характера, темперамента, здоровья личности работника и выполняемого им труда.

Виды работоспособности по характеру труда:

Физическая работоспособность – способность выполнить максимально возможный объем механической работы, не допуская срывов.
Умственная работоспособностьвозможность воспринимать и перерабатывать информацию с определенной скоростью, не допуская ошибок.

Фазы работоспособности:

Врабатывание. Постепенное повышение работоспособности и результативности труда.
Устойчивая работоспособность. Сохранение уровня работоспособности на протяжении продолжительного отрезка времени.
Снижение. Постепенное понижение работоспособности, развитие утомляемости.

Эти три фазы проходят в первой половине дня, до обеденного перерыва, а затем повторяются. Во второй половине дня высокая работоспособность наблюдается реже, чем в первой.

Фазы умственной и физической работоспособности совпадают, но динамика отличается и зависит от тяжести выполняемой работы.

Трудовая мотивация

Работоспособность человека зависит от заинтересованности в труде. Интерес зависит от блага, которое работник получит и потребностей, которые удовлетворит. Иными словами, работоспособность зависит от мотивации.

Мотив – личная необходимость в форме образа материального или нематериального блага. Мотивация – побуждение, основанное на желании удовлетворить потребность или достичь цели.

Мотивация труда – побуждение к трудовой деятельности. Это и процесс сознательного выбора типа деятельности под воздействием внутреннего или внешнего стимула.

Если работа слишком трудная или слишком легкая, . Человек заинтересован в работе только тогда, когда она ему под силу и по душе.

Высокая работоспособность наблюдается, когда мотивация труда имеет большую силу. Чем скорее работник хочет достичь цели труда, тем лучше и быстрее он будет работать.

Виды трудовых мотивов:

Биологические. Это мотивы производные от физиологических, первичных нужд и потребности в безопасности. Пословица «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» трактуется в контексте биологического трудового мотива: возникла потребность в пище – придется потрудиться.
Социальные. Эти мотивы основаны на потребностях в любви, принадлежности, уважении, самореализации:

самовыражение, желание успешно реализовать трудовой потенциал в конкретной деятельности;
самостоятельность, стремление к моральной и материальной независимости;
стабильность, в будущем благополучии;
конкуренция, желание быть успешным среди многих;
сопричастность с коллективом, желание работать к группе людей;
получение новых знаний и опыта;
желание установить справедливость: возродить, отстроить, исправить;
обществу.

Если однажды работник удовлетворит потребность путем трудовой деятельности, у него сложится модель поведения, признаваемая им как эффективная. Он захочет и дальше трудиться так же.

Если результат труда частично или совсем не удовлетворит работника, он примет меры по изменению поведения или прекратит действовать.

Способы повысить работоспособность

Помимо мотивации влияние на работоспособность оказывают образ жизни индивида и тип трудовой деятельности.

Повысить продуктивность и эффективность труда можно следующими способами:

Анализ. Определить факторы, которые мешают или отвлекают и те, что помогают трудиться и предпринять шаги по устранению первых и подкреплению вторых.
Планирование. График и режим дня организовывают деятельность. Ежедневное планирование дел помогает , пунктуальным, все успевать и является дополнительным стимулом деятельности. Планы на день и неделю лучше записывать в ежедневник, с указанием сроков выполнения дел и необходимых ресурсов.

Целеполагание. Когда , ради которой он трудится, делать это легче и приятнее. Чтобы стимулировать себя работать лучше, нужно чаще представлять образ цели, уметь ставить перед собой достижимые жизненные задачи.
Питание. Физическая и умственная работоспособность зависит от питания, так как необходимые для нормального функционирования организма полезные вещества поступают с пищей. Правильное, повысит работоспособность. Переедание и голодание негативно сказываются на способности думать и трудиться.
Физическая активность. Чтобы не перегружать мозг работой, нужно время от времени переключаться с умственной на физическую активность, делать физкультминутки, гимнастику, в том числе и для глаз. Активность людей, которые трудятся физически, ограничивается по времени во избежание травм и переутомления.
Массаж. Самомассаж головы, шеи, плеч бодрит и улучшает кровообращение, расслабляет напряженные мышцы.

Отдых. Чтобы эффективно трудиться, нужно отдыхать до и после работы, и на выходных. В течение рабочего дня делать перерывы, чтобы отвлечься и набраться сил. Активный отдых заряжает энергией и вдохновляет, пассивный – расслабляет и восстанавливает.
Чтение. Это «зарядка» для мозга. Рекомендуется уделять чтению минимум тридцать минут в день. Чтение классической мировой литературы, научно-популярных изданий и учебных пособий расширяет словарный запас, кругозор, увеличивает объем общих и специальных знаний, повышает культуру личности.
Обоняние, слух, зрение. Работоспособность повышают приятные и специальные запахи, звуки, цвета. Было доказано, что желтый цвет тонизирует. Помогают работать цитрусовые запахи и классическая музыка.
Творчество. Творческая деятельность приятна и полезна. Это одновременно способ отдохнуть, расслабиться и тренировка правого, творческого полушария головного мозга. Творчество развивает образное мышление, креативность и чувство прекрасного.

Если без перерыва использовать технику, она вскоре выйдет из строя. Стоит ли говорить о человеческом организме?

Чтобы трудиться эффективно, нужно не только работать, но и отдыхать, наслаждаться личной жизнью, хобби, творчеством.

28 марта 2014

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных”.

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

    Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

    Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

    Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества.

5.Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления - физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

О значении знания степени утомления при различных видах умственного труда можно судить из того, что в стране каждый четвертый трудящийся занят умственным трудом. Существует множество видов умственного труда. Отличаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью нервно-эмоционального напряжения.

Представители умственного труда объединены в отдельные группы. Таких групп семь:

    Инженеры, экономисты, бухгалтеры, работники канцелярий и др. Работу они выполняют в основном по заранее разработанному алгоритму. Работа протекает в благоприятных условиях, небольшое нервно-эмоциональное напряжение;

    Руководители учреждений и предприятий больших и малых коллективов, преподаватели средней и высшей школы. Для них характерны нерегулярность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения.

    Научные работники, конструкторы, творческие работники, писатели, артисты. Их работе свойственно создание новых алгоритмов, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

    Группа лиц, работающих с машинами, оборудованием. Так называемый операторский труд. Высокая концентрация внимания, мгновенная реакция на сигналы. Разная степень умственного и нервно-эмоционального напряжения.

    Наборщики, контролеры, сборщики и др. Им свойственно высокое нервно-эмоциональное напряжение и локальное мышечное напряжение.

    Медицинские работники. Их труд связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, особенно у хирургов и сотрудников скорой помощи.

    В эту группу объединены студенты и учащиеся различных учебных заведений. Их труд требует памяти, внимания, мыслительных процессов, т.к. они постоянно воспринимают новую и в большом количестве информацию. Им присуще - ограничение двигательной активности, большое напряжение высших отделов ЦНС, психическое и эмоциональное напряжение.

Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление - это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

Цикличность возбуждения и торможения в корковой деятельности мозга - “корковая мозаика” - причина неутомимости многих жизненно важных органов в организме. Ритм жизнедеятельности организма - основа мероприятий для борьбы с переутомлением. Необходимо понижать возбудимость корковых нервных клеток, повышать их чувствительность к раздражителям. Этим целям служат восстановительные мероприятия, о которых речь пойдет ниже.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: - перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение- это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил, может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность - это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон. ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:

    растет частота пульса;

    нарастает кровяное артериальное давление;

    ухудшается легочная вентиляция, возрастает кислородный долг.

При тяжелой степени перетренированности занятия спортом немедленно прекращаются на 2-3 недели. Причиной перетренированности являются не только чрезмерные, но и частые однообразные тренировки, а также нарушения тренировочного режима.

Использование чрезмерных физических и психических нагрузок, несоблюдение режима дня и питания могут приводить к различным заболеваниям. Во многом патологические нарушения возникают в результате снижения иммунобиологической активности. В состоянии высокой спортивной форме спортсмен чаще простуживается, легче заболевает гриппом, ангинами и т.п. Очевидно, высокая тренированность, связанная с использованием больших нагрузок, и психическое напряжение перед ответственными соревнованиями, снижают иммунобиологическую реактивность, что ведет к снижению сопротивляемости организма к внешним воздействиям.

Подобные расстройства снижают работоспособность, а это вызывает чувство недовольства собой, что еще больше усиливает эмоциональное напряжение, что приводит к нарушениям функций сердечно-сосудистой системы - гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, атеросклерозу.

Творческий умственный труд протекает на фоне положительных эмоций. Исполнительный умственный труд. которым заняты диспетчеры, операторы, чаще всего сопровождается отрицательными эмоциями (причина -аварийные ситуации, разлад в работе и др.).

При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце. При частых отрицательных эмоциях поражается, прежде всего, сердце.

Под влиянием адреналина учащается ритм работы сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к сердцу питательных веществ и кислорода ограничивается.

Отметим, что при любой умственной работе какой бы сложной она не была, не происходит повышения уровня сахара в крови, но зато уменьшается количество лейкоцитов в крови.

Одной из наиболее неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограниченной двигательной активности изменение сердечной деятельности, возникающие под влиянием интеллектуального напряженного труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности

Напряженная умственная работа (как показывают исследования) сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц. не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работе.

Одновременно с повышением активности скелетных мышц отмечается у большинства людей повышение активности внутренних органов - усиливается дыхание и сердечная деятельность, повышается артериальное давление. затормаживаются функции пищеварительных органов.

Больше всего при умственной работе изменяются психические функции человека - внимание и память. Уставший человек плохо концентрирует внимание. Длительное выполнение учебной нагрузки усиливает утомление и может вызвать ряд неблагоприятных сдвигов в организме.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания - физкультурные паузы - т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

Современному человеку трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научно-техническим прогрессом, справится с потоком информации даже в узкой области своей профессиональной деятельности, что в значительной степени относится и к студентам высших учебных заведений. Для большинства из них работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием нервно-эмоционального напряжения (точность, быстрота, внимание). Сочетание растренированности организма и роста нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсификации производства приводит к преждевременной утомляемости в производственной деятельности, к ранней потере трудоспособности.

Чтобы избежать этого, необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми до времени способностями, вести здоровый образ жизни систематически пользоваться средствами физической культуры.

Внешние признаки утомления.

УТОМЛЕНИЕ

Наблюдения

незначительное

значительное

При физическом труде

Окраска кожи

незначительное покраснение

значительное покраснение

Резкое покраснение, бледность, синюшность

Потливость

незначительная влажность на лбу и щеках

значительная (выше пояса)

Особо резкая, выступление солей

учащенное

(30 дых. в мин)

учащенное. Периодические дыхание через рот

Значительно учащенное, поверхностное одышка, глубокие вдохи

Движения

уверенные и точные

неуверенные, нарушения ритма

Замедлены, дрожание конечностей

Внимание

безошибочное выполнение указаний и правил

ошибки в работе. Отклонение от правил

Замедленная реакция, отсутствие интереса, неточность, апатия

Самочувствие

отсутствие жалоб

жалобы на усталость

Жалобы на головную боль, слабость

При умственном труде

Внимание

Резкие отвлечения

рассеянное, частое отвлечение

Ослабленная реакция

непостоянная, потягивание ног и туловища

частая смена поз повороты головы

Стремление положить голову на стол

Движение

неуверенные, замедленные

Суетливое движение рук и пальцев, почерк изменяется

Интерес к новому материалу

живой интерес, много вопросов

слабый интерес, много вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Невысокая эффективность учебной деятельности студентов связана с тем, что занятия проходят при ограничении привычной для человека двигательной активности. Обнаружено, что после 6-ти часов учебных занятий у студентов наблюдается снижение уровня физических качеств, что отрицательно оказывается на их работоспособности.

В течение трудового дня, раньше или позже, начинает развиваться утомление, которое ограничивает эффективность и продолжительность работы.

Наш мозг - это сложнейший механизм с миллиардами нервных клеток, центрами управления и контроля. Стремление к повышению работоспособности мозга просто необходимо в любом возрасте.

Управляя нашими поступками и мыслями, мозг управляет всей нашей жизнью, и чтобы повысить ее качество, необходимо повысить работоспособность мозга .

Существуют определенные способы, которые помогут вам улучшить работу мозга:

1. Развитие умственных способностей.
К увеличению работоспособности мозга приводят большие физические нагрузки. Занимайтесь спортом не только для поддержания тонуса, но и для того, чтобы повысить работоспособность мозга.

2. Тренировка мыслительных способностей.
Дополнительно к физическим упражнениям тренируйте бездействующие области мозга - если вы правша, время от времени делайте что-то левой рукой; пробуйте неизвестные ранее вкусы и запахи; выбирайте новые места для путешествий; читайте серьезные литературные произведения.

3. Вопрос «Почему?»
Любопытство ведет к повышению работоспособности мозга. Вы сможете убедиться в этом, задавая вопрос «Почему?» от 10 раз в день.

4. Смех.
Эндорфины, выделяющиеся во время искреннего смеха, помогают снять напряжение.

5. Употребление рыбы.
В первую очередь, рыба как продукт питания важна для умственного развития детей. Норма - три порции рыбы в неделю.

6. Развитие памяти.
Улучшить работу мозга поможет рассматривание школьных фотографий, воспоминания о событиях юности и детства.

7. Правильное питание.
В первую очередь сократите потребление жиров - это увеличит приток богатой кислородом крови к мозгу. Источниками жиров, поступающих в организм, должны быть орехи, рыба, оливковое масло.

8. Разгадывание загадок.
Собирайте мозаику, разгадывайте кроссворды - это активизирует мозговую деятельность.

9. Музыкальные произведения Моцарта.
Прослушивание произведений Моцарта приводит к повышению работоспособности мозга, особенно к активизации математических способностей.

10. Развитие навыков.
Если вы увлечены вышиванием, рисованием, попробуйте развиваться, выполняя уже знакомые действия новыми способами и достигая при этом более высоких результатов.

11. Употребление алкоголя в пределах нормы.
Превышение допустимой дозы алкоголя приводит к разрушению клеток мозга, и более того, препятствует восстановлению умственных способностей.

12. Игры.
В свободное время играйте в настольные игры, карты, видеоигры. Игра повышает настроение и позволяет повысить работоспособность мозга.

13. Всегда держите при себе блокнот и ручку.
Если вам не дает покоя какая-то мысль, перенесите ее на бумагу. Ключевую информацию изучайте перед сном, это повысит объем усвоенного на 20-30%.

14. Концентрация.
Вы не всегда способны заметить вещи, препятствующие концентрации - к примеру, навязчивые мысли. Время от времени задавайте себе вопрос «Какие мысли меня сейчас отвлекают?». Если вам нужно кому-то позвонить, просто запишите это в список дел.

15. Любовь и секс.
Регулярные сексуальные контакты способствуют увеличению уровня гормона эстрогена, что помогает улучшить мозговую деятельность.

16. Игра и творчество.
Если вам интересно, как повысить работоспособность мозга, займитесь творчеством! Вспомните свои детские увлечения и найдите время для них.

17. Время повышенной активности.
Определите время своей наибольшей активности и решайте самые важные задачи в этот период.

18. Новые знания.
Пополняйте словарный запас, найдите интересную вам тему и начните изучать ее. Новые знания и размышления приблизят вас к использованию мозга на 100%.

19. Личный дневник.
Ведение дневника стимулирует мозг и расширяет его возможности. Попробуйте новые способы - заведите блог и начните писать для других.

20. Ароматерапия.
Ароматы могут и тонизировать (цитрусовые, мята, кипарис), и расслаблять (роза, герань).

21. Тонизирующие напитки.
Зачастую в рекомендациях на тему, как повысить работоспособность мозга, встречается совет периодически делать перерыв на кофе. Но не хуже кофе и чая концентрацию мозга повышает напиток на основе Гингко Билоба.

22. Вдохновители в ближайшем окружении.
Общайтесь с людьми, которые вас вдохновляют; читайте мотивирующие книги и статьи; находите новые возможности.

Еще раз изучите все советы,

  • Заставьте свой мозг попотеть
  • Правильно питайтесь
  • Не переедайте
  • Просыпайтесь легко
  • Делайте массаж головы

Темп современной жизни с его постоянными перегрузками и стрессами никак не способствует ясности мысли и умственной работоспособности. Неспособность сосредоточиться, рассеянность внимания, отсутствие интереса, слабость, равнодушие – это явные признаки снижения работоспособности мозга. Им можно не предавать особого значения, если они появляются в вечернее время или тогда, когда вы ложитесь спать, ведь за ночь организм отдохнет и наберется сил. А как быть, если и утром на лицо все те же признаки? Как увеличить работоспособность мозга?

Как повысить работоспособность мозга

Заставьте свой мозг попотеть

Зарядка для ума улучшает нейронные связи головного мозга и создает задел интеллектуальной мощи. Выполняйте специальные упражнения для развития памяти , начните изучать иностранные языки, разгадывайте кроссворды и решайте математические задачки, играйте в игры, развивающие мышление (например, в настольные бизнес игры ). Чаще напрягайте свое серое вещество, и не надо будет задаваться вопросом – «Как повысить работоспособность мозга».

Окруженные всевозможными гаджетами, мы слишком редко задействуем свой мозг. Отложите калькулятор и посчитайте в уме (если вы будете доставать калькулятор каждый раз, когда нужно сложить больше двух чисел, увеличить работоспособность мозга не удастся, при этом ваши умственные способности будут слабеть день ото дня), проложите маршрут поездки мысленно, не прибегая к помощи навигатора, попытайтесь, не заглядывая в записную книжку, вспомнить нужный вам номер телефона (чем больше чисел крутится в вашей голове, тем больше возникает новых связей между нейронами).

Правильно питайтесь

Известно, что для работы мозгу необходим сахар, и многие, желая увеличить работоспособность мозга, килограммами поедают сладкое. При сидячей работе это верный путь к ожирению: ведь сахар быстро усваивается и сгорает. Лучше употреблять продукты, в которых содержатся натуральный крахмал и сахара: картофель, бобовые, рис, чёрный хлеб, орехи и т. д. Эта пища будет усваиваться медленнее, и мозгу хватит заряда энергии на несколько часов.

О том, как правильно питаться, чтобы повысить умственную работоспособность, узнаете в статье – «Витамины для ума – питание для памяти ».

Важно не только то, что мы едим, но и то, что мы пьем. Кружка кофе каждый час – не лучший способ увеличить работоспособность мозга. Поставьте на рабочий стол бутылку с обычной водой, и выпивайте каждый час по стакану, даже если пить не хочется. Это спасет от жары (она скоро уже наступит) и от обезвоживания организма (в том числе и от обезвоживания клеток мозга), что часто является причиной потери работоспособности и переутомления.

Не переедайте

Работоспособность головного мозга зависит от количества потребляемой нами пищи. Ученые из Университета Флориды, при помощи эксперимента доказали, что сытость приводит к отупению и отрицательно влияет на умственную работоспособность.

В ходе эксперимента, лабораторных крыс разделили на две одинаковые группы. Первая группа получала пищи в избытке, в то время как рацион второй группы был существенно ограничен.

Регулярные наблюдения показали, что организм недоедающих крыс вырабатывает на порядок меньше цитохрома (протеин, разрушающий клетки головного мозга), который, по утверждению ученых, наносит непоправимый вред головному мозгу, а следовательно влияет на работоспособность мозга в целом, и в частности на процесс принятия решений , на развитие памяти и мышления .

Реакция второй группы крыс, голодных, была гораздо лучше, чем у тех, которые употребляли столько пищи, сколько хотели. Интервью, которое ученые дали СМИ, они резюмировали следующими словами: «Теперь можно с уверенностью утверждать, что голод полезен для здоровья и положительно сказывается на увеличении работоспособности мозга ».

Наверняка многие, кто переедает во время обеда, чувствует, как ухудшается работоспособность, и тянет в сон прямо на рабочем месте . Так что не переедайте!

Чаще читайте полезную литературу

Польза чтения для повышения работоспособности мозга, думаю, ни у кого не вызывает сомнения.

Чтение не только увеличивает концентрацию внимания, но и стимулирует воображение: содержание книги превращается в наших головах в визуальные образы. Следовательно, мозг работает. Ученые из клиники Майо (США) убеждены, что чтение уменьшает вероятность того, что со временем мы будем тупить по любому поводу. «Новый материал - это не только новая информация, но и новые образы в голове. Любая историческая книга заставит вас проводить сравнение с настоящим, что задействует аналитические способности, за которые отвечает правое полушарие » – говорит один из исследователей клиники Майо.

Вместо того чтобы пялиться в телевизор, возьмите какую-нибудь познавательную книжку и уделите ее прочтению хотя бы 30 минут (ежедневное получасовое чтение увеличит работоспособность вашего мозга).

Говоря о познавательной и полезной литературе, я имею в виду отечественную и зарубежную классику, историческую и специальную литературу, поэзию. А вот желтая пресса (кто с кем, у кого больше, а у кого дороже), комиксы и другое подобное чтиво вряд ли хорошо скажутся на увеличении работоспособности головного мозга.

Отвлекайтесь, отдыхайте и высыпайтесь

Работа без отдыха всегда ведет к потере работоспособности. Недавно журнал American Journal of Epidemiology опубликовал исследование, в котором говорится: «Пятьдесят пять и более рабочих часов в неделю (одиннадцать часов в день при пятидневке) приводят к достаточно низким показателям в тестах на словарный запас и сообразительность. Оптимальный вариант 35-40 - часовая рабочая неделя ». Понятно, что к начальству не подойдешь и не скажешь: «Хотите, что бы коллектив лучше работал, сократите продолжительность рабочего времени ». В таких условиях повысить работоспособность можно за счет небольших перерывов.

Не стесняйся почесать языком за чашкой кофе с коллегами по работе. Вот что по этому поводу говорит Оскар Ибарра, автор одного из исследований, проведенных в Университете штата Мичиган: «Иногда пустословие бывает полезно. Те, кто делает перерывы в работе и в течение десяти минут трепится с сослуживцами, лучше проходят тесты на сообразительность, чем те, кто выполняет их сразу, без разговоров. И вот почему - коммуникативное общение обостряет память и активизирует другие функции мозга, потому, что требует обработки информации (например, определять, врет собеседник или говорит правду) ».

Тем же, у кого удаленная работа , могут контролировать свое рабочее время и без опасения, что ему объявят выговор сделать перерыв на час или два. Главное - не сидеть как робот и помнить, что если вы отвлечетесь и отдохнете, это повысит вашу работоспособность.

Не забывайте устраивать себе выходные дни (особенно это касается тех, кто работает на расстоянии и на себя). Лучший отдых – отдых на природе! Охота, рыбалка, походы в лес за ягодой, лазанье по горам, шашлыки на даче - всё это хорошие способы дать своему мозгу отдохнуть от напряжённых будней, зарядиться энергией и увеличить работоспособность мозга.

Ну и конечно, говоря об отдыхе и его влиянии на повышение работоспособности мозга , следует отметить важность здорового и полноценного сна. Ведь известно, что недосыпание и нехватка сна приводят к преждевременному переутомлению и принятию недальновидных решений.

Соблюдайте распорядок: каждый день засыпайте и просыпайтесь в определенное время. Даже в выходные старайтесь придерживаться установленного режима.

Просыпайтесь легко

Физиологи всего мира для увеличения умственной работоспособности советуют научиться просыпаться без будильника . Если вы встали в нужное время без помощи будильника, вы больше чувствуете себя выспавшимся. Следовательно, у вас больше энергии и сил, яснее голова и лучше настроение.

Откажитесь от вредных привычек

О вреде курения и употребления алкогольных напитков сказано много, но есть люди, которые утверждают, что табак и спиртное (особенно курение), стимулируют работоспособность мозговой деятельности. Однако врачи своими многочисленными экспериментами (не буду вдаваться в подробности) доказали, что мнение о табаке и алкоголе как о стимуляторах мозговой активности является ложным и необоснованным. Табак, как и алкоголь, не истинный, а ложный стимулятор работоспособности и продуктивности деятельности. Он создает лишь иллюзию «просветления» головы и прилива сил. В действительности же курение табака и употребление алкоголя не позволяют сосредоточиться на учебе и работе , уменьшают уровень работоспособности, сокращают объем выполняемых работ, а также ухудшают их качество.

Не знаете, как повысить работоспособность мозга? Первое, что надо сделать, это отказаться от курения и чрезмерного употребления алкоголя!

Заставляйте себя как можно больше двигаться

Ежедневные физические упражнения помогут улучшить эластичность сосудов и циркуляцию крови, помогут восстановить утраченные нейронные связи и способствуют появлению новых, что повлечет за собой улучшение работоспособности головного мозга.

Делайте массаж головы

Массаж головы и шеи улучшает кровоток в коре головного мозга, а следовательно полезен для клеточного мозгового кровообращения. Если есть возможность, посетите профессионального массажиста, если с финансами или со временем туго, поможет самомассаж. Информации о том, как сделать самомассаж головы и воротниковой зоны в интернете, пруд пруди. Скажу только то, что если ежедневно по десять минут в течение нескольких недель вы будете выполнять этот массаж, то заметите, что к вечеру способность четко и ясно мыслить не пропадет, и усталость не будет уже такой явной.

Используйте цвета и ароматерапию

Доказано, что некоторые запахи и цвета оказывают успокаивающее воздействие, другие же наоборот, являются возбудителями и раздражителями для мозга (более подробно в статье «Цветотерапия ») . Работу мозга хорошо стимулирует желтый цвет - он тонизирует и бодрит, повышает умственную работоспособность и поднимает настроение (можете над рабочим столом повесить рисунок, в котором этот цвет преобладает). Из запахов для того, чтобы увеличить работоспособность мозга, хорошо подходят цитрусовые и древесные ароматы. Используйте натуральные эфирные масла, а не освежители для воздуха.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Препараты, повышающие работоспособность, помогают справиться с временными физическими и умственными перегрузками, снять чувство усталости, стабилизировать и гармонизировать психо-эмоциональное состояние человека – то есть в значительной степени улучшить его самочувствие.

Кроме того, есть немало фармакологических средств для повышения адаптационных возможностей организма в ситуациях, когда под воздействием тех или иных внешних негативных факторов происходит сбой вегетативной и нейроэндокринной регуляции естественных физиологических процессов.

Однако необходимо иметь в виду, что - во избежание негативных последствий - применять препараты, повышающие работоспособность, следует только по рекомендации врача, так как многие из этих лекарственных средств имеют противопоказания и серьезные побочные эффекты.

Показания к применению препаратов, повышающих работоспособность

Снижение работоспособности человека – явное свидетельство того, что в его организме, как принято говорить, накопилась усталость от длительной физической работы или (намного чаще) постоянной умственной нагрузки, от переживания или подавления сильных эмоций, от нерационального режима (в частности, недосыпаний), нездорового образа жизни и т.п. Когда чувство усталости не исчезает даже после отдыха, врачи констатируют очень распространенное болезненное состояние современного человека - синдром хронической усталости. И показания к применению препаратов, повышающих работоспособность, в первую очередь, касаются данного синдрома, то есть, направлены на повышение устойчивости к физическим и умственным нагрузкам.

Препараты, повышающие настроение и работоспособность, также назначаются при вегетативных неврозах и астенических расстройствах, депрессии, упадке сил и мышечной слабости, в случаях патологического снижения способности концентрировать внимание в процессе работы или обучения. Медпрепараты данной фармакологической группы эффективны при нарушениях мозгового кровообращения, которые сопровождаются головокружениями, нарушением памяти и внимания; при состояниях тревоги, страха, повышенной раздражительности; при соматовегетативных и астенических расстройствах, связанных с абстинентном алкогольном синдромом.

Перечислить все названия препаратов, повышающих работоспособность, практически невозможно, но мы рассмотрим их основные группы и на применении некоторых из них остановимся более подробно.

Для повышения физической выносливости и ликвидации последствий многих болезненных состояний, снижающих уровень приспособляемости организма к внешним факторам, применяются препараты группы адаптогенов. С целью улучшения памяти и повышения умственной работоспособности в клинической практике повсеместно прибегают к ноотропам (нейрометаболическим стимуляторам). Причем в обоих случаях врачи назначают витаминные препараты, повышающие работоспособность - витамины группы B.

Препараты, повышающие умственную работоспособность: фармакодинамика и фармакокинетика

Препараты, повышающие умственную работоспособность, которые относятся к группе ноотропов, представлены в большом разнообразии. Это - Пирацетам, Деанола ацеглумат, Пикамилон, Кальция гопантенат, Фенотропил, Церетон и многие другие.

Фармакодинамика препаратов, повышающих работоспособность, базируется на способности их действующих веществ активизировать обмен нуклеиновых кислот, высвобождение серотонина из сенсорных нейронов, а также стимулировать синтез дофамина, норадреналина, ацетилхолина и основного источника внутриклеточной энергии - аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Кроме того, препараты данной группы повышают синтез РНК и протеинов в клетках. Итогом такого терапевтического воздействия становится улучшение энергетического состояния нейронов, усиление передачи нервных импульсов и более интенсивный метаболизм глюкозы в коре головного мозга, нервных узлах подкорки, мозжечке и гипоталамусе.

Также фармакодинамика препаратов, повышающих работоспособность, непосредственно затрагивает нормализацию структуры клеточных мембран нейронов, а при гипоксии способствует сокращению потребности нервных клеток в кислороде. В целом, эти препараты делают нервные клетки более устойчивыми к различным негативным воздействиям.

Фармакокинетика препаратов, повышающих работоспособность, зависит от биохимических свойств их конкретных компонентов. Поскольку ноотропы в преимущественном большинстве представляют собой аминокислоты и их производные, их биологическая доступность доходит до 85-100%. После приема внутрь они хорошо всасываются в желудке и попадают в различные органы и ткани, в том числе и головного мозга. При этом с белками плазмы крови не связываются, но проникают через ГЭБ и плаценту, а также в грудное молоко. Максимальная концентрация в плазме крови составляет от 1 до 5 часов, а время, в течение которого достигается наивысшая концентрация препаратов в клетках, колеблется в диапазоне от 30 минут до 4 часов.

Большинство препаратов, повышающих работоспособность, не подвергается метаболизму и выводится из организма почками (с мочой), билиарной системой (с желчью) или через кишечник (с калом).

Пирацетам

Пирацетам (синонимы - Ноотропил, Пирамем, Пиратам, Церебропан, Церетран, Циклоцетам, Цинтилан, Динацел, Оксирацетам, Эументал, Габацет, Герицитам, Мерапиран, Нооцефал, Нооцебрил, Норзетам и др.) выпускается в форме капсул (по 0,4 г), таблеток (по 0,2 г), 20%-го раствора для инъекций (в ампулах по 5 мл), а также гранулах для детей (по 2 г пирацетама).

Таблетированный Пирацетам рекомендовано принимать по таблетке 3 раза в день, а капсулы – 2 штуки в день (пред едой). После улучшения состояния дозировка снижается до 2 таблеток в сутки. Курс лечения составляет от 6 до 8 недель (его повторение возможно через 1,5-2 месяца). Способ применения и дозы Пирацетама в гранулах для детей (после 1 года, при церебростенических нарушениях): 30-50 мг в сутки (в два приема, перед едой).

Деанол ацеглумат

Форма выпуска лекарственного средства Деанол ацеглумат (синонимы - Деманол, Нооклерин) - раствор для приема внутрь. Данный препарат, повышающий настроение и работоспособность, оказывает позитивное воздействие на состояние тканей головного мозга, улучшает самочувствие при астении и депрессии. Его применение оправдано в случае необходимости облегчить процессы запоминания и воспроизведения значительных объемов информации. Как отмечают специалисты, на пожилых пациентов Деанол ацеглумат позитивно влияет при ряде невротических состояний, вызванных органическими поражениями головного мозга или черепно-мозговыми травмами.

Способ применения и дозы Деанол ацеглумата: взрослым препарат следует принимать внутрь по одной чайной ложке (5 мл раствора содержит 1 г действующего вещества) 2-3 раза в день (последний прием не должен быть позже 18 часов). Средняя суточная доза составляет 6 г (при максимально допустимой - 10 г, то есть 10 чайных ложек). Курс лечения данным препаратом длится от полутора до двух месяцев (в течение года можно проводить 2-3 курса). Во время лечения следует соблюдать особую осторожность при управлении автотранспортом или производственными механизмами.

Пикамилон

Ноотропный препарат Пикамилон (синонимы - Амилоносар, Пиканоил, Пикогам; аналоги - Ацефен, Винпоцетин, Винпотропил и др.) - таблетки по 10 мг, 20 мг и 50 мг; 10%-й раствор для инъекций. Действующее вещество никотиноил гамма-аминомасляная кислота повышает работоспособность мозга и улучшает память за счет расширения сосудов и активизации мозгового кровообращения. При инсультах Пикамилон улучшает состояние пациентов, имеющих нарушения движения и речи; эффективен при мигрени, вегето-сосудистой дистонии, астении и старческой депрессии. В профилактических целях может назначаться людям, которые находятся в экстремальных условиях - для повышения устойчивости как к физическим, так и умственным нагрузкам.

Способ применения и дозы Пикамилона: рекомендовано принимать по 20-50 мг препарата дважды или трижды в течение суток (независимо от еды); максимальная суточная доза составляет 150 мг; длительность терапии – 30-60 дней (повторный курс лечения проводится через полгода).

Для восстановления работоспособности показано проведение 45-дневного курса лечения - в сутки 60-80 мг препарата (в таблетках). В тяжелых случаях 10%-й раствор препарата вводится капельно в вену - по 100-200 мг 1-2 раза в сутки в течение двух недель.

Кальция гопантенат

Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках, а также при астеническом синдроме у взрослых препарат Кальция гопантенат (в таблетках по 0,25 г) следует принимать по таблетке три раза в день (через 20-25 минут после еды, утром и днем).

Данное лекарственное средство также широко используется в комплексной терапии нарушений функций головного мозга и врожденной мозговой дисфункции у детей с задержкой развития (олигофрении), при лечении ДЦП и эпилепсии. Дозировка в этих случаях - по 0,5 г 4-6 раза в течение суток (лечение продолжается не меньше трех месяцев).

Не допускается при лечении Кальция гопантенатом (торговые названия - Пантокальцин, Пантогам) одновременно назначать другие препараты-ноотропы или же средства, стимулирующие ЦНС.

Фенотропил

Лекарственное средство Фенотропил - форма выпуска: таблетки по 100 мг - ноотроп с действующим веществом N-карбамоил-метил-4-фенил-2-пирролидоном. Его применение рекомендовано для повышения устойчивости клеток головного мозга и стимулирования его когнитивных (познавательных) функций, а также для улучшения концентрации внимания и настроения. Препарат, так же как все ноотропы, стимулирует кровоснабжение головного мозга, активизирует внутриклеточный обмен веществ и приводит в норму нарушенные окислительно-восстановительные реакции в нервной ткани, связанные с расщеплением глюкозы.

Врачи назначают Фенотропил (Фонтурацетам) в зависимости от индивидуальных особенностей патологии и состояния пациентов. Средняя разовая доза составляет 100 мг (1 таблетка), таблетки принимают 2 раза (после еды, утром и днем, не позднее 15-16 часов). Средняя суточная доза не должна превышать 200-250 мг. Длительность курса терапии в среднем составляет 30 дней.

Церетон

Терапевтическое действие Церетона (дженерики - Глеацер, Ноохолин Ромфарм, Глиатилин, Делецит, Церепро, Холитилин, Холина альфосцерат гидрат, Холин-Боримед) обеспечивает его активное вещество альфосцерат холина, поставляющее холин (витамин B4) прямо к клеткам головного мозга. А холин необходим организму для выработки нейромедиатора ацетилхолина. Поэтому препарат Церетон не только приводит в норму функционирование рецепторов и клеток мозга, но и улучшает нервно-мышечную передачу и способствует повышению эластичности нейрональных клеточных мембран.

Среди показаний к применению данного лекарственного средства значатся деменции (в том числе старческая) и нарушения когнитивных функций мозга, ослабление внимания, энцефалопатии, последствиях инсульта и кровоизлияния в мозг. Капсулы Церетона принимаются в указанных случаях по одной штуке 2-3 раза в течение дня (до еды). Лечение может продолжаться от 3 до 6 месяцев.

Противопоказания к применению препаратов, повышающих работоспособность

Следует сразу же отметить, что использование препаратов, повышающих работоспособность, во время беременности, а также в период лактации противопоказано, хотя во многих случаях тиратогенное и эмбриотоксическое воздействие перечисленных лекарственных средств их производителями не изучалось.

Противопоказания к применению препаратов, повышающих работоспособность, следующие:

  • препарат Пирацетам не применяется детям до 1 года;
  • препарат Деанола ацеглумат не применяется при повышенной чувствительности, инфекционные заболеваниях мозга, лихорадочных состояниях, заболеваниях крови, почечная и печеночная недостаточности, эпилепсии;
  • препарат Пикамилон противопоказан при индивидуальной непереносимости, острых и хронических формах патологий почек;
  • препарат Церетон не может быть назначен пациентам, не достигшим 18 лет, а также при острой стадии инсульта;
  • Ацетиламиноянтарная (янтарная) кислота не применяется при стенокардии и глаукоме;
  • препарат Пантокрин противопоказан при атеросклерозе, органических патологиях сердца, повышенной свертываемости крови, воспалительных заболеваниях почек (нефритах), а также расстройствах стула (диарее).
  • настойки женьшеня, элеутерококка и аралии маньчжурской не применятся в лечении детей, при острых инфекционных заболеваниях, кровотечениях, гипертонии, эпилепсии, склонности к судорогам, бессоннице и патологиях печени.

Побочные действия препаратов, повышающих работоспособность

При назначении пациентам врачи должны учитывать побочные действия препаратов, повышающих работоспособность. А именно: Пирацетам может вызвать головокружение, головную боль, психическое возбуждение, раздражительность, нарушения сна, боль в области желудка, тошноту, рвоту, диарею, снижение аппетита, судороги; Деанола ацеглумат способен спровоцировать головные боли, нарушения сна, запоры, снижение массы тела, зуд, а у пожилых пациентов – состояние депрессии.

Побочные действия препарата Пикамилон выражаются в виде головокружения и головной боли, раздражительности, возбуждения, тревожности, а также тошноты и кожной сыпи с зудом. Для некоторых применение Фенотропила чревато бессонницей, раздражительностью, головокружением и головной болью, неустойчивым состоянием психики (плаксивостью, чувством тревоги, а также появление бреда или галлюцинаций).

У препарата Церетон отмечаются такие возможные побочные эффекты, как тошнота, головная боль, судороги, сухость слизистых, крапивница, бессонница или сонливость, повышенная раздражительность, запоры или диарея, судороги, состояние тревожности.

А вот побочные действия Мелатонина проявляются достаточно редко и выражаются в виде головной боли и ощущений дискомфорта в области желудка.

Препараты, повышающие физическую работоспособность

Препараты, повышающие физическую работоспособность, включают такие средства для повышения общего тонуса организма и активизации его адаптивных способностей, как Ацетиламиноянтарную кислоту, Мелатонин, Кальция глицерофосфат, Пантокрин, спиртовые настойки женьшеня, элеутерококка и других лекарственных растений.

Форма выпуска Ацетиламиноянтарной кислоты (янтарной кислоты) – таблетки по 0,1 г. Общетонизирующее воздействие данного средства базируется на его способности стабилизировать и одновременно стимулировать нейрорегуляторные процессы центральной нервной системы. Благодаря этому прием янтарной кислоты снимает усталость и выводит из состояния связанной с ней депрессии.

Способ применения и дозы Ацетиламиноянтарной кислоты: обычная доза составляет для взрослого 1-2 таблетки в день (только после приема пищи, запивая стаканом воды). Детям до 6 лет назначается 0,5 таблетки в день, после 6 лет – целая таблетка (один раз в сутки).

Препарат Мелатонин повышает содержание в мозге и гипоталамусе гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) и серотина, а также действует как мощный антиоксидант. Вследствие чего данное лекарственное средство используют в комплексной терапии депрессивных состояний и расстройств ЦНС, бессонницы, сниженного иммунитета.

Мелатонин назначают взрослым по 1-2 таблетки перед сном. Во время его приема нельзя употреблять алкоголь и курить. Детям до 12 лет это лекарство противопоказано; детям старше 12-ти дают одну таблетку в сутки (непосредственно перед сном).

Кальция глицерофосфат (таблетки по 0,2 и 0,5 г) применяется в качестве препарата, повышающего работоспособность, благодаря тому, что это вещество может усиливать синтез белка, а более активные анаболитические процессы в тканях организма, в свою очередь, повышают тонус всех его систем. Поэтому медики рекомендуют принимать Кальция глицерофосфат при общем упадке сил, хронической усталости и нервном истощении. Кроме того, кальций очень полезен для укрепления костей.

Препарат нужно принимать по одной таблетке трижды в день (перед едой), но его нельзя сочетать с кислыми продуктами и напитками, а также с молоком.

Пантокрин - жидкий спиртовой экстракт молодых (неокостеневших) рогов марала, изюбра и пятнистого оленя - является стимулятором ЦНС и применяется при астенических состояниях и низком артериальном давлении. Способ применения и дозы: перорально, по 30-40 капель за 30 мин до приема пищи (2-3 раза в течение дня). Курс лечения длится 2-3 недели, повторные курс проводится после перерыва в 10 дней.

Препараты, повышающие физическую работоспособность, многие десятилетия представляет классика - настойка женьшеня (корня), элеутерококка, аралии маньчжурской и лимонника китайского.

Присутствие в составе этих биогенных стимуляторов тритерпеновых гликозидов, которые влияют на энергетические процессы в организме, объясняет их безусловную эффективность в регулировании метаболизма глюкозы. Эти настойки врачи рекомендуют принимать при физической и умственной усталости, повышенной сонливости и низком артериальном давлении.

  • Пирацетам повышает эффективность гормонов щитовидной железы, препаратов-нейролептиков, психостимуляторов и антикоагулянтов;
  • Пикамилон сокращает действие снотворных препаратов и усиливает действие наркотичесих анальгетиков;
  • Кальция гопантенат продлевает действие снотворных, а также может усилить эффекты противосудорожиых препаратов и стимуляторов ЦНС;
  • прием Ацетиламиноянтарной кислоты с успокоительными препаратами (седативными антидепрессантами и транквилизаторами) может значительно нивелировать их воздействие.
  • применение настоек женьшеня, элеутерококка и аралии маньчжурской усиливает действие препаратов-психостимуляторов, а также кордиамина и камфоросодержащих лекарств. А одновременный прием тонизирующих настоек с транквилизаторами или противосудорожными средствами полностью блокирует терапевтический эффект последних.

Передозировка вышеуказанных препаратов может привести к нежелательным последствиям. В частности, может быть бессонница, повышенная раздражительность, дрожание конечностей (тремор), а у пациентов после 60 лет - приступы сердечной недостаточности и резкие колебания АД.

Условия хранения препаратов, повышающих работоспособность, практически одинаковые и предполагают их хранение в сухом, защищенном от света месте, при комнатной температуре (не выше +25-30°С.). Обязательное условие: место их хранения должно быть недоступным для детей.

А срок годности данных препаратов производители, как положено, указывают на упаковке.