Как живет парализованная дочь баталова. Под плащом мельпомены. Доброта с подпалиной

Гитана-Мария Баталова, дочь актёра Алексея Владимировича Баталова и цирковой актрисы Гитаны Баталовой, с рождения прикована к инвалидной коляске. Всю жизнь девушка отчаянно боролась с тяжёлой болезнью, подвергая себя изнуряющим физическим тренировкам. Годы упорной работы не прошли даром: Гитана воспитала в себе характер, который позволил ей добиться значительных профессиональных успехов - окончить ВГИК, стать писательницей и дипломированным сценаристом. По сценарию Гитаны-Марии Баталовой «Дом на Лиговке» режиссёр Михаил Богин снял художественный фильм «Дом на Английской набережной», за который она получила специальный приз кинофестиваля «Московская премьера». Мы встретились с этой удивительной женщиной, чтобы ближе узнать её как писателя и человека.

- Гитана, расскажите немного о себе, о родителях. Почему вы решили стать писателем?

Коротко рассказать о родителях весьма сложно, потому что отец жил и воспитывался в семье писателя В. Ардова и Н. Ольшевской, где бывали и драматурги, и поэты. Матушка «родилась» в цирке, в котором находили прибежище дворяне и аристократы. Вспоминаю, когда жила у бабушки Гитаны, к ней приходил худой опрятный старичок - бывший клоун. Всегда умел развеселить меня. И только через пятнадцать-семнадцать лет она открыла тайну старого клоуна: он был дворянского рода… И сосед, воздушный гимнаст, тоже был из дворян, а бегал на рынок за цыплятами и играл со мной в мяч. Приходили ещё какие-то акробаты, полётчики, дрессировщики, приносили книги, но когда бабушка умудрялась читать, я не знаю…

Моей первой книгой было «Пособие по логопедии» - скучнейшее произведение. В ней были написаны слоги, слова, словосочетания, поговорки и скороговорки. Кроме «Пособия…» было «Путешествие от А до Я» Самуила Маршака и «Русские сказки», которые на протяжении двух лет были моими любимыми книгами.

Я воспользуюсь возможно-стью, чтобы поблагодарить своего первого логопеда Варвару Алексеевну Арбузову. Именно Вар-вара Алексеевна научила меня читать и как-то разговаривать.

Матушка знала много стихов и, чтобы я говорила, заставляла повторять за собой стихи. И отец рассказывал, рисовал и читал… Однажды, когда я училась в первом классе, он прочитал мне две свои сказки: «Зайчонок и муха» и «Чужая шубка». Восторг длился несколько дней.

- Какова главная тема ваших произведений?

Наверное, любовь к жизни… Вера в Господа… Любовь к родным, к чужим, сострадание и соучастие к больным людям… И сочинительство для меня - это многогранный и разнообразный мир. Мне интересно «проживать» вместе с героями совершенно обычную жизнь. Может быть, рассказывая самой себе эти истории, я пытаюсь понять смысл бытия.

Затрудняюсь ответить. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Пришвин, Куприн, Скотт, Гюго, Стендаль… Многие авторы участвовали в моём становлении. Нет надобности говорить о Николае Васильевиче, Фёдоре Михайловиче, Антоне Павловиче, без чьих произведений мир не был бы столь разнообразным… Да и сейчас, благодаря интернету и родителям, усилиями которых в моей библиотеке собраны лучшие произведения мировой литературы, я имею возможность читать как полузабытых протопопа Аввакума, Михаила Загорского, так и ныне здравствующих - Анатолия Кима, который написал роман-сказку «Белка», Дмитрия Новикова, автора рассказа «Муха в янтаре», снискавших уважение на литературном поприще, и других.

- А вы следите за книжными новинками?

По возможности, в основном по телеканалу «Культура». Очень понравилась книга Владимира Личутина «Беглец из рая», она позволяет читателю неспешно размышлять о жизни. А вот роман «Бог дождя» Майи Кучерской подарил мне тихую радость и надежду на то, что в людях ещё осталась частичка совести и веры. Изумил стилем и формой Владимир Сорокин в повести «День опричника». Да, в книге есть места, которые повергали меня в сильное смущение, но их я читала наискосок. Недавно перечитала роман Анатолия Рыбакова «Тяжёлый песок»… Когда экранизируют классику, не всегда получается удачно. Лично мне экран не позволяет до конца понять мысли, чувства героев. Подобное произошло с романом А. Солженицына «В круге первом», третью серию фильма я уже не смотрела… В книгах, мне кажется, мир шире, а мысли и чувства героев более ощутимы, нежели на экране.

- Что является для вас источником вдохновения?

Желание жить полной жизнью.

- Вы сценарист и писатель. Что сложнее писать - сценарии или книги?

Вернее сказать, я - рассказчица, ибо, чтобы быть хорошим писателем, надо быть мудрым, внимательным и одарённым человеком. Извините, но я не имею права об этом рассуждать… Для меня сложнее и интереснее заниматься прозой - писать рассказы и сказки, которые пусть немного, но всё же меняют человека в лучшую сторону. Сценарии тоже писать непросто, поскольку через действие, диалоги и сцены необходимо раскрыть характер героя.

- Ваши герои выдуманные или вы с кого-то списываете их?

Скорее, воображаю или додумываю то, что случайно услышу. Помните детскую игрушку «калейдоскоп»? Трубка, в которой разноцветные стёклышки и зеркала. При повороте трубы меняются узоры. И в зависимости от освещённости и наклона этой игрушки один и тот же узор выглядит совершенно по-другому. Порой достаточно крошечного осколка, чтобы увидеть нечто интересное… Подобным образом складываются мои рассказы и появляются сказки.

- В начале года в ЦВЗ «Манеж» состоялся круглый стол на тему «Московские библиотеки. От Года семьи к Году равных возможностей: проблемы и пути их решения», на котором библиотечные работники делились опытом обслуживания читателей с ограниченными возможностями здоровья. Если бы вы оказались на этом заседании, что бы вы порекомендовали московским библиотекарям для улучшения этого направления работы?

На мой взгляд, все библиотеки обязаны иметь звуковые книги для слабовидящих и незрячих людей. Мало того, библиотеки должны располагать и DVD-плеерами. Нет, нет, не для игр, а для чтения. Нам, людям с больными руками, сложно листать книги… Прежде всего это актуально для малообеспеченных семей, которые могут только мечтать о компьютерах и DVD-плеерах. Именно библиотеки в первую очередь должны предоставлять литературу на любых носителях, притом бесплатно.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Извините, но я не люблю прежде времени распространяться о новых работах. Собираюсь на днях показать родителям новую сказку, а там посмотрим…

Беседу вела Алла СОКОЛОВА

Все юные девы мечтают здесь оказаться. Но Академия невест открывает двери только для тех, у кого есть метка избранницы шиага. Все они невесты, каждая предназначена одному из шиагов - представителей таинственной и могущественной расы теней. Вот только Эвелин не о том мечтала. Уж точно не занять место погибшей невесты. Ну ничего, она готова поспорить с судьбой! Академия невест еще не видела столь неприлежной студентки.

Невесты для шиагов - лишь собственность без права голоса. Шиаги для невест - те, кому нельзя не подчиняться, кого невозможно не любить.
Побег не удался и только все испортил. Чувство, которое начало зарождаться, разрушено. Или все-таки нет? Как быть, если к тому, кто считает тебя собственностью, неотвратимо влечет? Как быть, если в академии творятся странные вещи, над невестами проводят обряды и ничего при этом не объясняют?

Вот ведь угораздило меня завалить зачет по истории! И экзамен по неклассическим логикам. Ну ничего - неожиданная встреча со странным парнем, считающим себя магом, обернулась для обоих удачей. Ему не влетит от начальства, а мои проблемы чудесным образом, вернее магическим, будут разрешены. Всего-то и нужно, что поучиться в академии для попаданцев, притворяясь избранной.

Вот ведь угораздило меня завалить зачет по истории! И экзамен по неклассическим логикам. Ну ничего - неожиданная встреча со странным парнем, считающим себя магом, обернулась для обоих удачей. Ему не влетит от начальства, а мои проблемы чудесным образом, вернее, магическим, будут разрешены. Всего-то и нужно, что поучиться в академии для попаданцев, притворяясь избранной.

Студентки сходят с ума в преддверии бала, который обещают посетить семеро правителей Темных Королевств и наш император в придачу. Парни сокрушаются, что восхищение сокурсниц вызывают не они. Академию осаждают целые толпы несчастных, умоляя их исцелить. Количество ночных незваных гостей в моей комнате продолжает расти. Двое добиваются от меня ответных чувств, но обоим нужна та, которой я была в прошлой жизни.

Я не знаю, как очутилась в этом мире, но обязательно выясню! Для начала поступлю в Академию Равновесия - там и с магией, внезапно во мне проснувшейся, управляться научат, и полезную информацию можно раздобыть, и друзья найдутся. Я уж молчу о поклонниках! Приятно, конечно, внимание этого таинственного и опасного лорда, но что прикажете делать с ночными гостями?! То один явится, то другой. Один странные беседы ведет, другой вообще руки распускает.

Феникс тьмы и я, феникс света, связаны друг с другом. Притяжение между нами растет. Но как быть с истинным чувством к другому? Лорд аркахон, правитель Темных Королевств. Я буду бороться за право любить. Он тоже будет за меня бороться. Они оба. Совсем скоро мы узнаем, что окажется сильнее: истинные чувства или те, что были навязаны магией.

Много лет, с самого детства, Инира ждала этого момента. Немного боялась, порой терялась в сомнениях и утрачивала веру, но не прекращала ждать. Вот только она даже не догадывалась о последствиях. Не знала, что придется отправиться в мир арэйнов, которые ненавидят таких, как она. Не подозревала, что раскроется тайна, хранимая родителями со дня ее рождения. Не думала Инира, что все ее представления о мире вмиг перевернутся с ног на голову, а драгоценная цель вдруг потеряет свою привлекательность...

Что делать обыкновенной студентке, если её неожиданно утаскивают в другой мир? И четверо мужчин, не давая опомниться, одновременно начинают соблазнять? Или даже не соблазнять, учитывая, что твоё мнение никого особо не интересует. Ах, они ещё и демоны? Да к тому же принцы? И ты должна выйти за кого-то из них замуж? Ах, тебе любви захотелось? Так это не к демонам - они только по сладострастным утехам специализируются! Но кто ж теперь тебя отпустит...

Мария Боталова - Дочь Лесного Духа

Жила себе главная героиня самой обычной жизнью, спокойно, ни на что не жалуясь. Пока однажды не оказалась в другом мире. К тому же, в качестве жертвы для каких-то зловещих магических целей. И все почему-то сразу проявили к ней нездоровый интерес, пытаясь убить. Или не все? Как тут понять в этой неразберихе, кому действительно можно довериться? И нет никаких сомнений - эльфы что-то замышляют! Да и с вампирами определённо не стоило связываться... В одном большом селении жила женщина с дочкой. Кормились они тем, что мать стряпала очень вкусные с золотистой корочкой калачи и булки и продавала жителям, а те платили щедро, потому что жили в достатке; у них и дрова были и крупы, и масло, и соль, различные материи для одежды. Хозяйка любила свою единственную дочку Нюру и шила и вышивала для нее наряды сама.

Матушка вставала с первыми петухами, чтобы испечь еще калачей, поставить в печь горшки со щами и репой с брюквой и приготовить к завтраку каши. Хоть Нюре было семь лет, но уже собирала на стол к трапезе, чистила ложки, плошки и горшки, мела в избе пол и присматривала за курами и двумя козами. И еще она лукошком насыпала в квашни муку, чтобы матушка замешивала теста для хлеба и для сдобы - булок и калачей. А по вечерам матушка шила для нее новые рубашки, сарафаны и душегрейки, расшивая все полевыми цветами. Дочка садилась рядом с матушкой и смотрела. Она смотрела и мечтала о весне: тогда станет тепло, и она будет гулять в новых нарядах. И она, как самая красивая, будет водить хороводы.

А еще Нюра любила праздник Благовещения, ибо накануне праздника она с матушкой пекла праздничные лепешки в форме птичек. Они получались у девочки очень ладными, с поднятыми крыльями, будто готовые взлететь. Нюра верила, что в этот праздник происходит чудо; птицы-лепешки оживают и жаворонками, синицами, стрижами взлетают в небеса, чтобы петь дивные песни и радовать ими и людей, и Богородицу.

Но из ее корзинки птички-лепешки не улетали к небу, и девочку это печалило.

Не кручинься, радость моя, - утешала ее матушка, - этих птичек Богородица оставляет в корзинке, чтобы ты угостила нищих и сирых.

И всегда в канун праздника матушка раздавала поношенные душегрейки, сарафаны, косынки и старые валенки нищим и сирым. И девочка всякий раз спрашивала матушку:

Зачем раздавать красивые наряды грязным беднякам и сирым? И почему они сами не трудятся?

И матушка ей отвечала:

Это Богородица заботится о них. Она водит бедных и сирых по земле, торя им дорожку к добрым и щедрым людям. Она умиляется, когда мы с добрым сердцем делимся с ними любимыми вещами, - и, набрав торбу прошлогодних вещей, мать с Нюрой шла за околицу села и раздавала все несчастным людям.

Но Нюре было жалко расставаться с красивыми косынками, нарядными валенками, вышитыми рубахами и сарафанами; ведь нищим и сиротам не нужны хорошие платье, потому что они всегда ходят неприглядные и рваные.

И вот когда матушка с коромыслом ушла за водой, Нюра спрятала торбу с вещами за печь и убежала до вечера гулять.

Не успела девочка нарезвиться-наиграться с подругами, как очутилась в незнакомом месте; приземистые избы с завалившимися плетеньями. Нюра с удивлением заметила, что несет торбу с одеждой; ведь она спрятала торбу за печь.

И вдруг ее кто-то окликнул:

Девочка, нет ли у тебя поношенных лаптей или обрезанных валенок? Мои вовсе прохудились. Ноги у меня совсем зазябли. Дай уж мне старые носки, ежели валенок нет.

Нюра оглянулась и увидала, что за ней идет странница в рваной одеже и истоптанных, худых валенках. Пожалела девочка валенки с вышивкой, что были у нее в торбы, и ответила:

Нет, бабушка, валенок у меня нет. Я в город ходила, репу продала. Купила пряжи и холстинку на сарафан. Матушка мне новый сарафан сошьет, а свой - младшей сестрице отдам, - и убежала от странницы.

И не видела девочка, как странница обратилась в белокрылую птицу и улетела в ночное небо.

Нюра бежала, не оглядываясь по незнакомым улицам, чтобы старица не догнала и не уличила ее в обмане. А ночь приближалась, и серые, безлюдные улицы для девочки превратились в неведомые дебри. Среди крыш она выискала темную крышу с большой закопченной трубой, это была кровля родного дома. И девочка побежала вприпрыжку. Но на склизкой дороге оступилась, упала и скатилась с пригорка в неглубокий овраг.

И тут она услышала звуки шагов по сырой земле.

Это к ней подбежали два мальчики. Они подняли Нюру, отряхнули снег и привели к костерку, обогреться.

Возле костра Нюра увидела девочку. Это была их младшая сестра.

Костер жарко пылал, но девочка все равно дрожала холода, потому что одежда и валенки ее были мокрыми.

Почему она промокла?- Нюра спросила про девочку.

Мы шли, шли по обочине, и вдруг сестрица оступилась, соскользнула с пригорка, покатилась в реку и чуть не утонула.., - поведал старший брат

А где ваш дом? Родители разве не ждут вас? - удивленно спросила Нюра.

Дом наш далече отсюда, - ответил один из братьев. - У родителей нас было пятеро. Но матушка наша умерла, а батюшка привел в дом мачеху, которая нас невзлюбила. Батюшка ушел на заработки в дальнее село, а мачеха в это время выгнала нас из дома.

И братья, перебивая друга, рассказали, как добрались до города и поступили в услужение к барину, имевшему большой дом. Он заставлял их и в ненастье, и в грозу, и в мороз, и во вьюгу развозить по домам воду. Барин дал им большие салазки, к которой была прилажена большая бочка с водой, и волокли они салазки от дома к дому, пока люди не вычерпают всю воду. Потом из реки начерпают ковшами воду и снова развозят по домам, пока не наступала ночь. А копейки, которые им давали за воду, вечером барин отнимал.

И кормил он нас впроголодь, и спали мы вповалку на полу под лестницей, - стала жалиться и сестра.

Замаял и обижал нас барин и мы убежали от него, - вторил ей старший брат. - Домой хотим, наверное, батюшка уже вернулся с заработков, а дороги возвратной мы не знаем.

Нюре от этого стало так грустно, что она едва не плакала.

У тебя нет ли сухого платья? мне очень холодно, - сказала вдруг девочка. Тут Нюра вскочила на ноги, прижимая торбу с вещами груди, испугавшись, как бы нищенка не отняла ее наряд.

Злая мачеха меня посылала в город, - жалобно ответила она, - чтобы я обменяла масло и сметану на платья для моих младших сестер. Если я вернусь без них, то она не пустит меня на ночь.

Сироты пожалели ее и отпустили…

Едва Нюра отошла от костра, как оказалась на знакомой дороге, ведущей в село. Она побежала домой радостная оттого, что не отдала бродягам свои наряды.

А костер и сироты, которые обогрели девочку, закурились голубоватой дымкой и развеялись в ночном небе.

Нюра шла по ночным, опустевшим улицам города, разыскивая родной дом. Она притомилась от долгого пути и тяжелой ноши - торбы с одеждой.

Поправляя торбу, девочка приговорила сердито:

Наряды все мои. Я спрячу торбу под завалинку, и матушка не узнает.

И когда Нюра была уже недалеко от дома, встретились ей погорельцы. Они были в саже, и одежда была опаленная, словно изъеденная пламенем, Они вели слепую дочку, на которой была опаленная одежда и обугленные башмаки. Это была семья купца, чей терем и амбары спалил свирепый огонь.

Добрая девочка, приведи нас к себе домой,- попросил купец. - Огонь спалил наш дом. Весь день мы бредем, куда глаза глядят. Дочка совсем измаялась, да и мы устали. Может в твоем доме сыщется для нас место? - спросил купец.

Но Нюра испугалась, что матушка отдаст все ее наряды и лепешек-птичек отдаст, и поэтому сказала, что самим почивать негде; батюшка с матушкой на печи еле умещаются, а она спит на тюфяке, набитом соломой. И добавила:

А в торбе у меня лыко и нитки, чтобы заштопать одежду и сплести лапти, - снова Нюра обманула обездоленных людей и пошла домой.

А семья купца погорельца обернулась в Ангела, который с глубокой скорбью смотрел девочке вслед.

У калитки Нюра заметила, что торба с нарядами и валенками исчезла. Она закручинилась, что потеряла торбу с любимыми нарядами. Девочке было так страшно ночью на улице, что она пробежала к дому, зажмурившись

А там матушка замешивала пышное тесто в большой лохани; из него пекли сдобные лепешки - главное угощенье праздника. Увидев, что дочка вернулась без торбы, мать приласкала ее. А потом дала теплого молока с горбушкой только что испеченного хлеба.

Нюра потрапезничала и рассказала, как она раздала свои наряды.

Умница ты моя. И у нищих и сирых завтра будет радостно на сердце, потому, что у них новая одежа. А теперь будем печь угощенье к празднику, - сказала матушка и повязала дочке косынку. И принялись за работу; матушка лепила синичек и жаворонков, а дочка голубок да скворцов.

Но вот странно - вроде птички из тугого, белого теста у Нюры получались красивыми, но едва их выложили на противень, они перекособочились.

Доченька, ты утаиваешь что-то от меня. Погляди, какие птички косогрудые и кривокрылые, - с горечью промолвила матушка, присев перед ней и гладя ее руки. И испугалась, потому что руки дочки были холодными, а голова и грудь источали жар.

Ох, моя вина, доченька. На дворе студено, а я, нерадивая, послала тебя раздавать милость, - все сокрушалась мать, уже на печи укрывая ее одеялом.

А дочка продолжала зябнуть на жаркой лежанке. Ей хотела спать, но уснуть не могла; только она забывалась сном, как стенка теснит ее к краю, и она просыпается; то простыня делается шершавой, так что дерет Нюре бока; то у подушки выпячивается бугор, на котором жестко лежать; то одеяло ощетинится и корябает то грудь, то спину, и она вновь просыпалась.

Лежанка нынче какая-то неудобная; перина сбилась в комки, все бока ею намяла, - плаксиво пожаловалась она матери, спустившись с лежанки.

К этому времени по всему дому распространился ванильный аромат сдобы, потому что матушка уже поставила на стол противень с плюшками и лепешками. На столе стояли корзинка и плошка с постным маслом. Им сдабривали праздничное печенье для красоты; на солнце оно делалось золотистым. Нюра любила остужать и собирать в корзинку праздничное угощение ‒ птичек.

Матушка, я выложу угощенье на блюдо и сдобрим его маслом! Я уже отогрелась на печи,- снова слукавила Нюра, а самой немного было зябко.

Матушка обрадовалась, что хворь отставила дочку и сказала:

Полегчало тебе, доченька, потому что ты с добрым сердцем раздала нищим и сирым подаяния, А они помолятся за тебя Богородице.

От этих слов Нюра нахмурилась и исподволь глянула в сторону лежанки, где под матрасом была спрятана торба. Она подумала, что Богородица ничего не заметила.

Когда Нюра выложила лепешки на блюдо, то обомлела, потому что все они были покрыты темной копотью. Тогда она взяла острый скребок и попыталась очистить лепешки. Но копоть не сходила с него.

Понапрасну усердствуешь, дочка, - остановила ее матушка. - Птичек опалил не печной жар, а твоя скупость и хитрость, - пояснила она.

И вдруг торба, будто диковинная птица, слетела с печи и развязалась, и все ее наряды разметались по полу.

Что же ты, доченька, удумала? Почему припрятала платье? Как мы завтра пойдем на праздник? - скорбела мать. И бросилась к печке - новые лепешки подходили.

Хотела Нюра собрать в сундук свои наряды. Только взяла сарафан, а он так ощетинился, что исколол все руки. Бросила девочка его и схватила рубаху с вышивкой на рукавах. Та, как скользкая тина обвила ее руки, так что Нюра еле из нее выпуталась. Подняла девочка нарядную юбку, по синему подолу которой ромашки разбросаны…. И вдруг юбка оказалась на ней. Смотрит, а юбка велика - пол подметает и в ногах путается. Еле из нее выбралась и отшвырнула в угол. Хотела Нюра валенки поставить под лавку. Взяла за голенище, оно стало рваться, будто худая дерюга расползлась. Подняла плюшевую накидку с кружевной каймой и ойкнула; та оказалась дранной, потрепанной и без завязок.

Матушка, наряды мои. Они велики, - плакала Нюра. И горько ей стало, потому что завтра никто не захочет такого угощения.

А матушка уже замешивала в лохани тесто, чтобы испечь хлеб для людей.

Твоя жадность запачкала им крылья и залепила горло, - молвила она. - Эти птички чудесные, потому что стряпаем накануне праздника Богородицы. И птички почернели от твоей жадности и хитрости. Воспарят они к Престолу Богородицы, а поведают о твоей скупости и Она закручинится.

И тогда Богородица не будет нам помогать? И мы осиротеем? - обречено спросила дочка.

Да, доченька, осиротеем. И горе разлучит нас навеки - ответила матушка.

Нюре стала жалко матушку и страшно остаться одной без нее. И представила Нюра, как будет она бродить по земле одна и некому будет утешить и пожалеть ее.

Матушка, я не хочу огорчать Богородицу и не хочу никогда с тобой разлучаться, - промолвила дочка. - Сейчас я пойду и раздам все наряды. Что они мне без тебя. Только ты не горюй и не плачь.

И она собрала в торбу лучшие свои наряды, оделась и вышла из дома.

Девочке было очень страшно идти ночью по безлюдным улицам села.

И вдруг она услышала стоны и причитание.

Кто ты? - кликнула Нюра, вглядываясь в темноту.

Егор, - отозвался из темноты мальчик. - Из города домой иду. Несу настойку. Сестрица хворает, простудилась. Помереть может.., и мне с мамкою грустно без нее будет. А идти мочи нет; валенки прохудились, а сестренку горячка изводит.

Нюра достала из торбы и валенки, и сарафан, и подарила его сестре.

Парнишка поклонился девочке в пояс и обежал домой.

Матушка, когда ты ушла, ворвались к нам лихие люди и все отобрали. И сундук с одеждой, и самовар с чайником-заварником, и перины с подушками, и короб с мукою, и мешки с крупою, все. Мы завтра босые в церковь, на праздник.

Услышала это Нюра и взошла на крыльцо да постучала в дверь. Дверь открыла хозяйка. Она приняла девочку за сироту и пожалела ее.

К Нюре подбежали три девочки - сестры. Обласкали позднюю гостью, устроили ее поближе к печи, чтоб она обогрелась. Девочки сами были озябшие, потому что были в одних исподних, а в избе не было ни сундуков с платьями, ни коробов с провизией, ни перины с одеялом.

Нюре стало жалко сестер и их матушку. Закручинилась она оттого, что не попросила у матушки ни пригоршню муки, ни пузырька постного масла; из этого можно состряпать лепешки. Развязала она торбинку и высыпала все, что в ней было.

Хозяйка поднесла светец с лучиной, чтобы лучше все разглядеть вещи. Среди одежды, валенок и лаптей оказался мешок с мукой, узелок с ванилью и скляница с растительным маслом. Нюра удивилась, как это появилось у нее в мешке. Она увидела, какую радость доставили ее подарки всем, и ей сделалось так светло и спокойно, что она захотела рассказать обо всем своей матушке, утешить родимую.

Вышла Нюра из дома, прошла немножко и очутилась у своего дома.

Там ее матушка при лучине горевала о ней, а на столе уже стояла корзинка, покрытая рушником — вышитым полотенцем.

Не плачь, не кручинься матушка, я вернулась живая и невредимая, - окликнула дочка, войдя в дом.

Матушка бросилась к ней и стала обнимать и целовать. А Нюра рассказала, кого она встретила и кому отдала свои наряды.

И прежде чем идти почивать, Нюра не удержалась и заглянула под рушник, в корзину. Она боялась, что лепешки-птички будут темные, опаленные. А там бело-золотистые птички с коричневыми подпаленными грудками. Все они подняли головы вверх и почти расправились, будто приготовились взлететь.

Это не копоть и не сажа. Это твоя жадность и хитрость опалила наши крылья, - прощебетали птички. - Горелые пирожки ты не ешь, потому что они горькие, сухие. От них першит в горле. И они марают руки, и эту сажу трудно отмыть. И хитрость, и жадность замутняют душу человека. Он становится хитрым и злым. От него все отворачиваются. И даже Богородица не привечает такого человека. Помни это, - и вновь замерли в корзине.

Засыпая, Нюра вспомнила всех, кому подала, от чего ей стало хорошо и светло, будто она наплескалась в прохладном, чистом ручье.

А следующим днем, на празднике Благовещенья, когда священник отпускал в чистое небо птиц, девочка в ясном, лазоревом небе разглядела золотистую пташку с темными подпалинами. Она поднималась выше и выше, к престолу Богородицы.

После службы Нюра заметила, что из ее корзинки исчезла одна птичка. И девочка поняла, что золотистая пташка с темными подпалинами была ее.

Пресвятая Богородица, помилуй меня, я больше никогда не буду жадной и злой, - послала она свою молитву в высокое, лазурное небо.

В этот день она с матушкой ходила по улицам и раздавала угощение бедным и сирым.

И с той поры девочка больше ни когда не жадничала и отдавала свои наряды и валенки бедным людям.

Удивительно, но кумир советских женщин не раз признавался, что в отношениях с представительницами противоположного пола чрезвычайно стеснителен. Еще в раннем детстве Алексей познакомился с Ириной Ротовой, которая позже стала его супругой. Они поженились сразу же после окончания школы.

А свою настоящую судьбу он встретил лишь спустя годы – в 1953-м, когда за компанию с товарищем отправился на цирковое представление. Артистка Гитана Леонтьенко покорила сердце Баталова с первого взгляда.

В последующие несколько лет они будут видеться лишь урывками. Случайные встречи на выступлениях, улыбки и... никакого намека на любовный роман. К счастью, жизнь взяла свое – спустя девять лет после первой встречи Алексей и Гитана поженились.

О том, что их дочь Мария в результате родовой травмы стала инвалидом, Алексей долгое время скрывал. Как он признается спустя 30 лет, в первые месяцы жизни Маши они с супругой ничего не подозревали. Врачи попросту выписали Гитану с новорожденной, ничего не сообщив о случившемся. "Потому что врач в ту ночь отпустила хирурга. И в итоге роды принимали неправильно", – рассказывал Баталов о событиях 1968 года.

Постепенно болезнь проявила себя. Услышав из уст врачей диагноз "детский церебральный паралич", Леонтьенко и Баталов захотели наказать нерадивых врачей, который попросту сломали им жизнь. Тем не менее в суд подавать не стали. По признанию актера, они поняли, что все равно ничего не изменишь и нужно жить дальше.

Ради дочери Гитана была вынуждена оставить и цирковую арену, и съемки в кино. В последний раз она появилась на экране в 1969 году – в роли артистки цыганского ансамбля в комедии Игоря Ильинского "Старый знакомый".

Конечно, семья решила бороться. Санатории, курсы реабилитации, лучшие специалисты Союза – все было сделано ради Марии. И, как оказалось, не зря.

Благодаря стараниям папы, мамы и бабушки со временем девочка научилась говорить, читать и писать. После окончания школы она поступила во ВГИК, окончив который, стала успешным сценаристом.

По достижении 40 лет на счету Марии было уже несколько сюжетов. Алексей Баталов не смог сдержать слез, когда на "Московской премьере" сам Эльдар Рязанов вручил его дочери почетный приз.

"Я живу и работаю ради дочери!" – постоянно твердит актер. Он всегда баловал Машу. Дни рождения семейство отмечает за границей. "Я так благодарна отцу за наши поездки!" – рассказала Мария Баталова в интервью порталу peoples.ru. Сценаристка призналась, что в Европе чувствует себя гораздо лучше, ведь там есть пандусы, лифты, просторные туалеты и все условия для комфортной жизни человека с ее диагнозом.

Тем не менее и Мария, и ее близкие проживают на родине, в России. 88-летний Баталов и сегодня продолжает активно работать. Вот уже несколько лет он является президентом российского кинофестиваля "Московская премьера", а также принимает активное участие в жизни международного фонда "Мир искусства".

О том, как живет Мария Баталова и ее родители, сможем узнать уже завтра, 11 марта. Премьера документального фильма "Он же Гоша, он же Гога" состоится на "Первом канале" в 10:15 мск.

Алексей Баталов был женат дважды. С первой своей женой он познакомился, будучи еще ребенком, звали ее Ирина Ротова . Романтические отношения между Ириной Ротовой и Алексеем Баталовым завязались, когда им обоим было по шестнадцать лет. Знакомы они были с самого детства, просто росли вместе на одной улице, после продолжительной разлуки, связанной со второй мировой войной, Алексей Баталов и Ирина Ротова как-то иначе взглянул друг на друга, он увидел в ней женщину, она разглядела в нем мужчину, начались далеко неробкие ухаживания. В первый день сближения были длительные танцы под звуки виниловых пластинок, затем игра в бутылочку. И не думайте, что нравы в те времена были другие, молодые люди не ждали совершеннолетия для того, чтобы вступить в интимные отношения, но зато связывали себя после этого узами брака гораздо чаще. Шел 1945 год , непростые времена, но Ирина и Алексей решили стать мужем и женой во что бы то ни стало, естественно пришлось ждать совершеннолетия, но это не помешало влюбленным наслаждаться друг другом.

Когда Алексею Баталову было 25 лет он встретил и полюбил другую. Разлучницей стала цирковая артистка Гитана Леонтенко , цыганка по национальности.

Восемнадцатилетняя Гитана поразила Алексея Баталова своей гибкостью, смелостью, она была цирковой лихачкой наездницей, вытворяла на лошади такие трюки, которые еще долгое время во всем мире никто не мог повторить, увидав ее на арене цирка однажды, Алексей Баталов не переставал думать о ней ни на минуту. Алексей Баталов утверждает, что тогда лишь дружил с Гитаной и был верен своей жене Ирине , та как раз родила ему дочь Екатерину . Но отношения в семье не складывались, естественно Ирина Ротова ревновала мужа, он был очень востребован как актер, пропадал в киноэкспедициях, поклонниц было немеряно. Ирина Ротова подала на развод, «верный» Алексей Баталов ринулся разыскивать по всему Советскому Союзу свою цирковую наездницу Гитану , а ведь прошло уже десять лет со дня их первой встречи, в те давние дни гордая цыганка не смогла простить любимому тот факт, что он скрыл от нее свой семейный статус.

Гитана Леонтенко и Алексей Баталов поженились не сразу, у обоих были очень плотные рабочие графики. Вместе они прожили 54 года, в 1968 году у них родилась дочь Мария Гитана , девочка получила родовую травму, диагноз ДЦП звучал как приговор, но он не сломил талантливую Марию , она окончила сценарный факультет ВГИКа , пишет рассказы, сказки, сценарии. У Марии Баталовой функционирует лишь один палец на руке, им она набирает текст на клавиатуре, кроме того, при помощи своих родителей она тренирует на тренажерах свое тело каждый день. Ради того, чтобы заниматься дочерью Гитана Леонтенко оставила свою цирковую карьеру.

Со своей первой женой и дочерью Екатериной Алексей Баталов практически не поддерживал отношения после развода.

На фото первая жена Алексея Баталова Ирина Ротова .

Дочь Екатерина Баталова .

На этом фото Алексей Баталов с дочерьми Екатериной и Марией .

На этих фото вторая жена Алексея Баталова Гитана Леонтенко .

Мария Баталова могла бы продолжить актерскую династию, если бы не родовая травма. У этой женщины красивые черты лица, обратите внимание, что, не смотря на болезнь, возраст и отсутствие макияжа, лицо ее красиво: большие карие глаза, шикарные брови, правильный овал лица. Мы заперты в своем теле, Мария Баталова не виновато в том, что с нею случилось.

Цыганка Гитана Леонтенко .

На этом фото Гитана Леонтенко и ее дочь Мария Баталова .

Алексей Баталов и Ирина Купченко .

Вот так Алексей Баталов выглядел в детстве.

Курил Алексей Баталов с тринадцати лет, во время войны эта пагубная привычка помогала ему заглушить чувство голода, с сигаретами народный артист СССР расстался только за год до своей смерти.