Кносс - это один из древнейших городов на планете. Достопримечательности Кносса (фото). Кносский дворец

Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов. Сходство Кносского дворца с лабиринтом сделало его самой популярной археологической достопримечательностью среди туристов. Во всех путеводителях отмечено его второе название – «Лабиринт Минотавра».

Вконтакте

Одноклассники

Ania Mendrek tedbassman Ania Mendrek JB TorresMedina Juan Manuel Caicedo Carvajal William Allen Внутри Кносского дворца (Steve Jurvetson) Max Froumentin Фреска Кносского дворца (Juan Manuel Caicedo Carvajal) Фреска Кносского дворца (Juan Manuel Caicedo Carvajal) Таврокатапсия, фреска из Большого дворца в Кноссе, Крит (George Groutas) Фреска с дельфинами (Ania Mendrek) Ania Mendrek Ania Mendrek Ania Mendrek Кносский дворец — Северный вход (Nelo Hotsuma) Гигантские пифосы (Ania Mendrek)

Культура древнего Крита овеяна многочисленными мифами и тайнами. Так древние греки считали, что остров был родиной верховного бога Зевса. Затем Громовержец отдал земли своему сыну Миносу – одному из самых могущественных правителей древности. Здесь же, согласно легендам, находился лабиринт, выстроенный по повелению Миноса мифическим строителем Дедалом.

Кносский дворец (William Allen)

О настоящей истории Крита заговорили только в начале XX в., когда были открыты сенсационные археологические памятки и артефакты, в результате чего стало известно о существовании государственности, возникшей задолго до Древнегреческой.

В 1900 г. британский археолог Артур Эванс приступил к раскопкам близ Кноса. Первые же проникновения в культурный слой почвы открыли взору исследователей доказательства существования на этих землях поселений. А уже спустя две недели взору ученых предстали останки строений, занимавших площадь 2,5 га. Своими очертаниями они напоминали лабиринт.

Обилие комнат и залов со множеством дверей и сложной схемой коридоров даже в разрушенном состоянии могли запутать кого угодно. Все это навело ряд исследователей на мысль о том, что найденный Кносский дворец принадлежал когда-то полумифическому царю Миносу, отцу Ариадны и хозяину ужасного существа Минотавра.

Так была открыта цивилизация, получившая в современной истории название «крито-микенская».

Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство

Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов.

Очевидцев не смущает и то, что лабиринт на Крите был выстроен много позже, чем родился сам миф. И это неслучайно, впечатляющая архитектура и масштабы строения наводят на эту мысль.

Внутри Кносского дворца (Steve Jurvetson)

Кносский дворец по своим габаритам превосходил Ватикан и Версаль. Выстроенное на прочном фундаменте здание имело сложную систему ходов.

Дворец представлял собой своеобразное здание-государство с различными многоуровневыми постройками, соединенными бесчисленными лестницами и переходами.

Здесь было несколько внутренних дворов и строений, театр и летняя резиденция царя, храмы, склады и даже внутренние сады. При всем этом многообразии, Кносский дворец не являл собой хаотичное нагромождение, а имел четко задуманный архитектурный план, не имеющей больше аналогов в мире.

Кносский дворец отличался великолепным декором с художественной росписью и фресками со сложной композицией. Артефакты, найденные во время раскопок, свидетельствуют о роскоши обстановки.

Так до нашего времени дошли обломки мебели и элементы убранства: золотые вазы и светильники, позолоченные статуэтки богов. В кладовых были найдены доспехи инкрустированные драгоценными камнями. В комнатах – женские украшения.

Сохранившиеся настенные росписи дают представление о ценностях и идеалах ушедшей цивилизации. Здесь можно найти представления минойцев о мироздании и богах. Ко всему прочему, настенные сюжеты позволили установить материальную культуру ушедшей цивилизации: традиционную одежду, предметы быта, род занятий и т.п.

Фреска с дельфинами (Ania Mendrek)

Почему был разрушен Кносский дворец?

Нет точной информации о «гибели» Кносского дворца. Существует версия, что он был разрушен во время землетрясения, и был покинут людьми.

Возможно, также, что он был похоронен под действием вулканической лавы, накрывшей его во время извержения вулкана, в пользу чего свидетельствуют обнаруженные во время раскопок трупы людей и животных.

И совсем мифическая версия – жители Кносса это представители Атлантиды.

Миф о Тесее и Минотавре

Один из известных древнегреческих мифов гласит, что когда-то на острове Крит обитало страшное существо – минотавр – чудовище с телом человека и головой быка.

Он явился плодом порочной связи жены критского правителя Миноса Пасифаи с быком. Чтобы скрыть следы неверности своей супруги, Минос приказал Дедалу выстроить лабиринт, в который и поместил чудовище.

После того как на соревнованиях в Афинах погиб сын Миноса Андрогей, разгневанный правитель Крита, потребовал с афинян страшную дань – каждые 9 лет 7 девушек и 7 юношей прибывали на остров на корабле. Все они в знак наказания отправлялись в лабиринт, где либо погибали, так и не сумев выбраться из лабиринта, либо были разорваны свирепым монстром, охранявшим подземные владения.

Третья ужасная дань от Афин увозила на остров Крит и сына правителя Афин – Тесея. Юноша упросил своего отца Эгея отпустить его вместе с молодыми людьми в надежде победить чудовище и прервать цепь ужасной дани. Так под черными парусами – символом траура – отправилась очередная группа страшного жертвоприношения. Однако Тесей заверил своего отца, что он вернется живым, и о своей победе возвестит белыми парусами.

Согласно мифу в Тесея влюбилась дочь правителя Крита прекрасная Ариадна. Чтобы спасти возлюбленного, она придумала хитроумный план – тайно передала ему нож для убийства Минотавра и клубок ниток, по которой герой и его спутники смогли бы выбраться из лабиринта.

План удался – монстр был побежден, а молодые люди отправились к себе на родину. За возлюбленным последовала и Ариадна. Однако Тесей вынужден был отказаться от девушки, потому как она предназначалась в жены богу Дионису.

Опечаленный разлукой, юноша забыл поменять паруса, и корабль вошел в гавань Афин под черным стягом. Увидев это, обезумевший от горя Эгей, решив, что его сын погиб, бросился со скалы в море. С тех пор оно и стало именоваться Эгейским.

Лабиринт минотавра: вымысел и правда

Возникновение легенды о Минотавре имеет историческую основу. На Крите издревле почитался культ быка. Считалось, что он правил подземным царством и в гневе сотрясал земную твердь, приводя ее в колебание. Именно так островитяне объясняли частные землетрясения.

Кносский дворец — Северный вход (Nelo Hotsuma)

Остров Крит, имеющий вулканическое происхождение постоянно подвергался земным толчкам. В пользу этой версии говорят и многочисленные находки керамики, изображения на стенах и фресках, где главным героем является бык. Чтобы умилостивить гнев подземного бога, критяне приносили ему человеческие жертвы. Так имеется информация о существовании в древне критском культовом ритуале – танце с быками.

В данном священнодействии участвовали таврополы – девушки и юноши, прошедшие специальное обучение. Вся их жизнь посвящалась овладению священным танцем, чтобы потом в возрасте 14 – 15 лет быть принесенными в жертву подземному богу во время кровавого «веселья» с быками.

В то же время критяне отождествляли лабиринт с жизненным путем – здесь есть начало и конец, свои дороги, выбор направления и тупики. Ко всему прочему лабиринт был символом борьбы светлых сил с темными началами.

Таким образом, лабиринт был овеян своеобразным сакральным смыслом. Неслучайно критские строители обустраивали все храмы по подобию лабиринта.

Фрески Кносского дворца

Фрески Кносского дворца с изящными рисунками минойской культуры живописно декорируют стены. Основные цвета, используемые древними художниками-декораторами – бирюзовый, оранжевый, черный и ярко-красный.

Фреска Кносского дворца (Juan Manuel Caicedo Carvajal)

Искусно и детализировано множество фресок с изображениями девушек, которые прыгают через быка, красивых юношей, «Принца с лилией», «Носителя ритона».

К сожалению, туристам нет допуска во многие комнаты, имеющие красивейшие изображения. Тронный зал украшен росписью красно-белых оттенков, с нарисованными грациозными грифами, охраняющими трон правителя Кносса. Стены помещений над тронным залом украшены копиями найденных фресок («Зал Фресок») с прекрасными изображениями «Голубая птица», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Собиратель шафрана», «Игра с быками» и многие другие. Оригиналы фресок хранятся в музее Ираклиона.

Особый интерес вызывает мегарон царицы Кносса. В купальне обнаружены части глиняной ванны. На стенах дворца периодически появляется изображение лаброса – это знак лабиринта, что очередной раз наталкивает на мысль о том, что именно Кносский дворец – и есть секретный лабиринт Минотавра из мифов Древней Греции.

Кносский дворец – главная туристическая достопримечательность Крита

Сходство Кносского дворца с лабиринтом сделало его самой популярной археологической достопримечательностью среди туристов. Во всех путеводителях отмечено его второе название – «Лабиринт Минотавра».

Существует также легенда, что настоящий лабиринт, выстроенный для Минотавра, скрыт под горами. Он представляет собой разветвленную сеть причудливых пещер и очертаний. Местные жители утверждают, что в нем и по сей день обитают странные существа.

Привлекательность Кносского дворца заключается еще и в том, что еще во время раскопок параллельно велась работа по его восстановлению. Таким образом, перед туристами предстают не просто руины, а реконструированные помещения «лабиринта». Но в то же время, проведенные восстановительные работы не позволяют обычному туристу определить, где находятся настоящие останки дворца, а где всего лишь интерпретация.

Где находится Кносский дворец?

Кносский дворец расположен вблизи критской столицы Ираклион. В сторону дворца постоянно курсируют автобусы. Таким образом, путь до главной достопримечательности острова занимает совсем немного времени.

Стоимость посещения Лабиринта Минотавра

Посещение «лабиринт» для взрослых обойдется в 6 евро, для детей – 3 евро. Музей-дворец работает круглый год. В период туристического пика – с июля по октябрь – он открыт с 8 до 19 часов. В остальное время – с 8 до 15. Поблизости с дворцом расположены многочисленные сувенирные лавочки, где каждый желающий может приобрести памятный подарок.

Советы: как сэкономить на экскурсии к Кносскому дворцу?

Безмятежно стоит Кносский дворец, буквально на окраине столицы острова Крит Ираклиона. Всего в 4 километрах от великолепных пляжей и популярной зоны отдыха, поэтому добраться сюда достаточно просто.

Juan Manuel Caicedo Carvajal

Приобретая экскурсию с гидом до Кносского дворца можно переплатить в 3-5 раз, средняя цена у туроператора – 50 евро, у уличного гида – 35 евро. Заметьте, вход в сам музейный комплекс не входит в стоимость экскурсионного предложения.

Но здесь есть и свои положительные моменты – комфортабельный автобус и грамотный гид.

Для тех, кто хочет самостоятельно посетить музейный комплекс и сэкономить средства может воспользоваться общественным автобусом. До Кносского дворца каждые 10-15 минут отправляются автобусы с автовокзала Ираклиона и гостиницы Астория (автобус №2). Поездка длится недолго – около 20 минут.

Между автобусами есть отличия: зеленые автобусы – междугородние, синие – городские. Для поездки к Кносскому дворцу отправляется синий автобус, стоимостью 1,5 евро в один конец (конечная остановка). Билет на автобус необходимо покупать в автомате, расположенном на остановке.

Тем, кто арендовал автомобиль, около дворцового комплекса имеется бесплатная парковка и множество указателей как добраться, которые впрочем и не требуются, т.к. практически все арендуемые автомобили Крита снабжены навигаторами с картами достопримечательностей острова.

Стоимость посещения

Стоимость посещения дворцового комплекса – 6 евро, детям до 5 лет – бесплатно, льготным категориям, детям 5-12 лет – 3 евро. Советуем приобрести «двойной билет» по цене 10 евро для взрослого, который является также билетом в познавательный и интересный Ираклионский Археологический музей (детям до 5 лет также вход бесплатный).

Лучшее время для посещения

Посещение в Кносский дворец в наибольшие туристические месяцы (с апреля по октябрь) возможно с 8-00 до 19-00 по будням (по выходным вход до 15-00); а с марта по ноябрь с 8-00 до 15-00. Толпы туристов можно избежать, если посетить дворцовый комплекс с самого утра или ближе к закрытию музея. Час-два на посещение музейного комплекса вполне достаточно.

Бесплатный вход

Как и во многих греческих музеях и Акрополе, на Крите есть особенные дни для туристов, где вход во многие музейные комплексы бесплатный. Это касается и посещения Кносского дворца. Итак, это дни – 18 мая, 5 июня, 15 августа, 27 сентября и последние выходные сентября.

Перед поездкой желательно подготовится и изучить карту Дворцового комплекса. Кносский дворец расположен на вершине холма, поэтому практически постоянно обдувается горячим ветром и открыт жарким лучам солнца. Необходимо одевать головные уборы и брать питьевую воду. Сувенирную продукцию все же лучше покупать в Ираклионе, где она будет стоить в разы дешевле.

Адрес: Греция, остров Крит, возле г. Ираклиона
Дата постройки: 1700 год до н. э.
Координаты: 35°17"52.7"N 25°09"46.5"E

Совсем недалеко от современного города Ираклиона, раскинувшегося на легендарном острове Крит, находятся развалины самого известного и популярного среди туристов памятника древнегреческой архитектуры Кносского дворца .

Несмотря на неумолимый ход времени, многочисленные землетрясения, грабежи и войны, стараниями археологов на свет появились руины гигантского здания, которое довольно часто упоминается в мифах и легендах. Раскопки Кносского дворца и реставрационные работы начались еще на заре ХХ века, руководил ими известнейший в те времена археолог Артур Эванс. Именно благодаря этому человеку, современные путешественники могут увидеть место, где при помощи нити Ариадны, великий греческий герой и правитель Афин Тесей, смог победить Минотавра и не затеряться в огромнейшем лабиринте.

Кносский дворец - история

По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.

Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ - го века.

Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.

Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид , говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».

Кносский дворец в древнегреческой мифологии

Кносский дворец неразрывно связан с одним из самых популярных древнегреческих мифов, в котором повествуется о гигантском кровожадном человеке-быке - Минотавре . Это чудовище, которое раз в девять лет пожирало семь прекрасных девушек и юношей, обитало в огромном лабиринте. Справедливости ради стоит отметить, что этот миф появился тогда, когда развалины Кносского дворца уже были погребены под слоем земли. Тесей, правивший Афинами, смог убить в ожесточенной схватке Минотавра, и с тех пор жители близлежащих островов и городов перестали присылать на Крит своих юных жителей.

Найти путь из лабиринта, который предположительно находился возле Кносского дворца (или непосредственно под ним), помогла Тесею знаменитая нить Ариадны. Из каких источников древним грекам, передававшим из поколения в поколение миф о Тесее, Минотавре и Ариадне, было известно о существовании Кносского дворца и минойской цивилизации, до сих пор остается загадкой. Перед раскопками Артур Эванс полагался исключительно на достоверность этого мифа и, как показало время, он оказался абсолютно прав, а может, в мифе о чудовище есть доля истины….

Зал царицы

Кносский дворец - величайший памятник архитектуры

Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции . Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов - непростительная ошибка.

В наши дни, дворец - это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты . Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.

Тронный зал

Удивительно, среди руин специалисты нашли, пожалуй, самую древнюю на нашей планете канализацию, а также, систему водоснабжения. Благодаря тому, что длительное время Кносский дворец был погребен под землей и являлся недоступным для грабителей, в нем сохранились уникальные фрески, на которых изображены мифические существа. Среди развалин были извлечены из под земли бесценные экспонаты, выполненные из золота и дорогих камней. Интересно и то, что практически на всех артефактах, найденных на территории древнего Кносса, изображен бык. Кстати, еще одно изображение, которое довольно часто встречается на стенах здания, черепках и сосудах - двойная секира. По-гречески это оружие звучит, как «лабрис». Большинство лингвистов считают, что именно от этого названия и произошло слово «лабиринт». Не это ли очередное подтверждение правдивости мифа о Минотавре?

Фрески дворца

Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец - это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.

Подробности Ираклион (Центральный Крит) Достопримечательности области Ираклион Обновлено: 28 сентября 2018

Предисловие...

В школе для меня это был Лабиринт Минотавра из мифологии, чуть постарше Кносский Дворец царя Миноса стал чем-то более материальным - достопримечательностью, что ли, находящейся "где-то в Греции". И вот, когда мы впервые попали на остров Крит, первым делом планировали обязательно посетить именно Кноссос... И мы его, как это часто бывает... не посетили...

Потом было несчетное количество поездок на остров Крит, но посетить знаменитый Минойский Дворец царя Миноса нам так и не удавалось. Все вокруг говорили про Лабиринт Минотавра, удивлялись, что мы до сих пор там не были. Но, у нас, то в намеченный день погода "ломалась", то забастовки... Да и энтузиазм с годами немного поугас. Поэтому решили, что специально планировать не будем, как получится, так и посетим главную достопримечательность Крита.

И, наконец, настал тот день!.. Раньше обстоятельства мешали нашему знакомству с дворцом, но, на этот раз обстоятельства же нам и помогли... К тому же, так сложилось, что к этому моменту мы уже посетили остальные дворцы Крита , а Кносский остался, как говорится, "на сладкое". К слову, и правильно сделали, т.к. после частично отреставрированного Кносского Дворца, боюсь, что другие дворцы уже нас так не впечатлили бы... наверное... Но, это скорее вопрос вечного спора: "с Кносса начинать осматривать дворцы Крита или им заканчивать..."

Итак, Кносский Дворец...

Несомненно, это самый популярный, самый посещаемый и один из самых узнаваемых дворцов, "главный герой" с обложек большинства путеводителей, книг, календарей, открыток. Список можно продолжать бесконечно. По большей части свою широкую известность Дворец в Кноссе получил благодаря частичной реконструкции Сэра Артура Джона Эванса. Реконструкция и по сей день вызывает массу споров, но, как бы то ни было, благодаря ей многие туристы могут с легкостью познакомиться с Минойской архитектурой, увидеть, как выглядели Минойские дворцы.

Дворец Кносса - это все-таки и был знаменитый Лабиринт Минотавра?

Но не только реконструкция стала причиной популярности дворцового комплекса. Именно Кносский дворец чаще всего ассоциируют с Лабиринтом, в котором обитал Минотавр. Почему? Скорее всего, главным образом, из-за размеров строения и его сложности. Дворец состоял из множества помещений, связанных друг с другом сложными переходами, часто напоминающими лабиринт. Косвенно, на наличие лабиринта в самом большом Минойском дворце на Крите указывали монеты с изображением лабиринта, которые печатал древний город Кносс. А мифы всячески подогревали желание поскорей найти тот самый Лабиринт Минотавра. Но, это всего лишь наиболее популярная версия.

В наше время существует масса доводов, доказывающих и обратное. Так, во дворце часто встречается изображение двойной секиры "лабрис", которая являлась священным символом у Минойцев. И слово "Лабиринт", вероятно, произошло от лидийского термина "Лабрис". Существует также мнение, что вся запутанность и сложность здания - скорее следствие того, что Минойцы не всегда следовали законам симметрии, особенно, когда это касалось хозяйственных помещений, расположенных на нижнем этаже. Повторюсь, это всего лишь мнения и версии. Однако, в последние годы поиски мифического Лабиринта Минотавра все чаще смещаются в другие уголки острова Крит. Так, к примеру, одна из версий гласит, что, возможно Лабиринт Минотавра мог находиться в одной из пещер на острове... но, сейчас разговор не об этом...

История Минойского Дворца в Кноссе.

Впечатляющий и величественный Кносский дворец был построен в 5 км к югу от современного города Ираклион . Это был самый роскошный и самый большой на острове минойский дворец размером примерно 180 х 130 м, вмещавший в себя более 1000 помещений, развитую систему канализации, склады, просторные залы и дворы.

Этот дворцовый комплекс был больше, чем просто жилище царя, жрецов и сановников. Он являлся экономическим и административным центром, вокруг которого простирался славный город Кносс с населением около 90000 человек.

Развалины, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат уже второму дворцу Кносса. Ранее, на том же месте существовал первый дворец, который был построен предположительно в 1900 г. до н.э., но был разрушен около 1700 гг. до н.э. во время мощного землетрясения на Крите. Возведение второго дворца на том же месте ознаменовало начало "Новодворцового периода". Дворец в Кноссе просуществовал примерно до 1450 г. до н.э., на долгое время оставив после себя одни только легенды, предания и немногочисленные остатки былой славы...

И лишь, спустя более 3 тысячелетий, в 1878 году Минос Калокеринос обращает внимание на холм, где в то время находились всего лишь сельскохозяйственные угодья. Тогда Минос Калокеринос обнаруживает западные складские помещения, некогда входившие в состав дворцового комплекса. Но, к сожалению, в годы турецкой оккупации на Крите, серьезным раскопкам и изучению местности не было суждено состояться.

Шли годы, а находкам Миноса Калокериноса не придавали должного значения. Но, в конце XIX века некоторые находки с острова Крит попадают в руки Артура Эванса, вызвав неподдельный интерес к тогда еще неизвестной культуре. В 1894 году Артур Джон Эванс пребывает на Крит и выкупает земли в районе Кносса, а в 1900 году начинает масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей.

Именно тогда начинается великое время сенсационных открытий, закладывается фундамент огромной главы в истории великой и высокоразвитой цивилизации, существовавшей на Крите несколько тысячелетий назад. Интерес к исследованиям был настолько велик, что раскопки Кносса велись с фантастической, даже по нынешним меркам, скоростью. Каждый новый день дарил новые открытия. Здесь были найдены бронзовые сосуды, каменные вазы, знаменитая статуя Богини плодородия, игральная доска, фреска "Принц с лилиями" и многие другие находки, большинство из которых были перемещены в Археологический музей Ираклиона .

Во время раскопок выяснилось, что минойцы изобрели центральное отопление. Во дворце, под полом был устроен специальный зал, в котором были установлены цилиндрические конструкции. Когда в этом зале разводили огонь, конструкции нагревались, передавая тепло полу и обогревая помещения. Также, царские палаты обогревали с помощью горячей воды, которая подавалась по трубам из котла, установленного под полом.

Минойская - такое имя дает Артур Джон Эванс обнаруженной цивилизации и ее культуре. Раскопки позволили получить ответы на многие вопросы, оставив при этом и много неразгаданного. В частности, обнаруженное Эвансом "Линейное письмо А" и "Линейное письмо Б", которое до сих пор не поддается расшифровке. Помимо раскопок, Артур Джон Эванс принимает решение о частичном восстановлении дворца, что является поводом для, порой, очень резкой критики.

Мы же, благодаря проделанной работе Эванса, имеем прекрасную возможность прикоснуться к истории великой Минойской цивилизации, перенестись в прошлое и хоть немного представить себе, как жили люди несколько тысячелетий назад.

Наше путешествие по Кносскому Дворцу.

Сразу хочется отметить, что, приехав по указателю и оставив автомобиль на одной из нескольких достаточно просторных стоянок в районе Кноссоса, мы как-то не сразу нашли сам дворец:) Вдоль дороги ходят туристы, но и они не сориентировали нас. Их движение больше было похоже на Броуновское. Кто-то искал свой автобус, кто-то шел во дворец, а кто-то просто искал местное кафе, чтобы "набраться сил" перед серьезным осмотром. В результате, мы сориентировались по достаточно скромному указателю с надписью: "KNOSSOS ENTRANS. EINGANG. PALAST. PALACE. PALAIS.==> " Кстати, машину здесь можно оставить как на платной, так и на бесплатной стоянке.

В кассе покупаем входные билеты и идем на встречу с великой историей высокоразвитой Минойской цивилизации.

Для наглядности, чтобы было понятно, где мы ходили, что видели, выкладываем План Кносского Дворца:

Первое, что предстает пред нашими глазами:

Это не только главный вход для посетителей археологической территории в наши дни. Здесь же, согласно одно из версий, находился главный вход в Кносский дворец. Первое, на что обращаешь внимание - три большие ямы, выложенные изнутри камнями, так называемые "бублики". Одни источники говорят, что емкости использовались для хранения зерна, другие утверждают, что для сбора остатков жертвоприношений. Недалеко были обнаружены части жертвенника. Интересно, что западный двор датирован Старо-дворцовым периодом.

Помимо основной функции, западный двор играл роль церемониального места. В юго-восточной части западного двора находится западное преддверие 1А, восточная сторона которого была украшена фреской с изображением игры с быком.

2. Коридор с фреской "Процессия"
Коридор, еще называемый "Дорогой Процессий", был украшен фреской с изображением юношей и девушек, несущих подношения Божеству или жрице женского пола. Часть коридора была разрушена, а информация о коридоре в различных источниках несколько противоречивая. По одной из версий, опираясь на выводы о схожести структуры пола вначале коридора и пола у входа на центральный двор с южной стороны, предполагается, что "Дорога Процессий" соединяла западный вход дворца с центральным двором.


Трехэтажный дом, датируемый Артуром Эвансом примерно 1600 до н.э., расположен у юго-западных границ дворца. Скорее всего, Южный дом принадлежал верховному жрецу.

4. Южные границы дворца, "Рога посвящения".
Дальше мы немного отклонились от "стандартного" маршрута, по которым водят экскурсии и, про который рассказывают путеводители. От южного дома мы взяли курс чуть восточнее, любуясь некогда величественной панорамой южного фасада дворца, который венчают священные рога из паролита, также вызывающие немало вопросов и споров...

5. Центральный двор

Пройдя параллельно южному входу, мы попадаем в самый центр Кносского дворца - центральный двор с полом, вымощенный плитами. Размеры двора весьма внушительны и составляют 50х25 м, благодаря чему на этом пространстве происходили все центральные и масштабные события дворца. А большое открытое пространство создавало дополнительную вентиляцию и освещение внутренним помещениям дворца. Кроме того, по одной из версий, на центральном дворе происходили различные ритуалы.


Посетители дворца попадали на центральный двор через южный вход, являющийся частью "Дороги процессий", о чем свидетельствует схожая с началом коридора структура пола и знаменитая фреска "Принц с лилиями". Оригинал фрески был найден в весьма плачевном состоянии. Но реставрационные работы возродили фреску, и сейчас ее оригинал хранится в .

Для наглядности была восстановлена часть "Дороги процессий", ведущая на центральный двор. Ну, а мы, дождавшись, когда основная часть туристов переключит свое внимание на другие части дворца, постарались представить, что испытывали люди, попадавшие в Кносский дворец через этот коридор.

7. Южные Пропилеи.

К западу от южного входа на центральный двор находятся величественные Южные Пропилеи с большой лестницей, ведущей на верхний (главный) этаж дворца (Piano Nobile), где находились культовые помещения Кносского дворца. О важности тех помещений говорит тот факт, что с южной стороны Пропилеи закрывались дверями. Декор этой части дворца (та же структура пола, фрески), согласно Эвансу, указывал на то, что Южные Пропилеи также являлись продолжением Дороги Процессий.

Здесь находится знаменитый "Носитель ритона" - юноша, держащий сосуд конической формы для возлияний.

В северной части Пропилей были найдены пифосы, датируемые Последворцовым периодом, и указывающие на то, что, скорее всего, Южные Пропилеи в то время использовались в качестве кладовых.


В северной части Пропилей наверх устремляется большая лестница, некогда располагавшая колоннами по обеим сторонам и, ведущая на главный этаж Кносского дворца (Piano Nobile). Артур Эванс считал, что именно на верхнем этаже находились парадные залы и приемные помещения, так как именно здесь пространство лучше всего освещалось и проветривалось.

Поднимаясь по лестнице, справа можно увидеть помещение прямоугольной формы (8А). "Греческий Храм" - так интерпретировал эту постройку Артур Эванс, опираясь на находки, сделанные здесь. Также Эванс делает вывод, что это помещение было возведено спустя много времени после разрушения дворца.

9. Piano Nobile
Наконец, поднявшись по лестнице на верхний этаж, мы попадаем в прихожую. Из прихожей, пройдя на север, мы входим в Трехколонное святилище. Так его назвал Артур Эванс, сравнивая с аналогичным святилищем, изображенным на фресках, а также в результате находки трех колонн, пилястров и камня в форме головы львицы, рухнувших на первый этаж.

Южнее в небольшом помещении располагалась сокровищница Святилища, в которой были найдены драгоценности, различные дары и большое количество культовой утвари.

Пройдя севернее Трехколонного Святилища и повернув налево, мы попадаем в Большой Зал с двумя колоннами. А севернее Большого Зала расположилось помещение Святилища с шестью колоннами. О том, что помещение носило сакральный характер, Артур Эванс предположил, опираясь на обнаруженные на нижнем этаже настенные росписи, фрагменты пифоса и амфор, упавших на этаж, где находятся кладовые. Здесь же была обнаружена знаменитая фреска "Парижанка".

10. Западные кладовые.
С главного этажа (Piano Nobile) открывается вид на целый комплекс продолговатых помещений. Это Западные Кладовые дворца. Пифосы, уставленные вдоль стен, датируются различными временными периодами. Здесь же находятся подземные ниши, предположительно, служившие для хранения драгоценных предметов. Впрочем, иные источники утверждают, что здесь же хранилось зерно, шерсть, ткани и прочие вещи, ценившиеся в те времена.

Но, безусловно, основным продуктом, хранившимся в западных кладовых, было оливковое масло. На что косвенно указывают стены кладовых, почерневшие от пожара, который здесь бушевал гораздо сильнее, чем в остальных помещениях дворца.

На стенах западных кладовых были обнаружены начертанные священные символы в виде креста, звезды, ветви и двойной секиры (лабрис). Сами же кладовые сообщались с криптами Кносского дворца. Все это в явной форме указывало на сакральный характер и этих помещений.

11. Тронный зал.
С восточной стороны Piano Nobile лестницей сообщается с Центральным двором, куда мы и вернулись для того, чтобы посетить Тронный зал - помещение, пользующееся, пожалуй, самой большой популярностью среди туристов. Над Тронным залом находится Зал Фресок , где собраны копии таких фресок, как: "Игры с Быками", "Дамы в голубом", "Собиратель шафрана", "Голубая птица", "Голубая обезьяна" и копии других, не менее известных находок. К сожалению, пройти в Зал Фресок нам не удалось по причине повышенного ажиотажа со стороны туристов. Но посетить Тронный зал мы решили во что бы то ни стало.

Первое помещение - это прихожая с четырьмя проходами, за которой расположен сам Тронный зал. Здесь, на том же месте, что и тысячи лет назад, стоит каменный трон, обнаруженный Эвансом при раскопках. Напротив трона находится небольшой бассейн омовений, еще дальше, немного спрятавшееся от нашего взора, Святилище с каменным постаментом.

Восстановленные Эвансом стены украшены фресками с изображениями грифонов - священным символом в Минойской религии. Справа и слева от трона находятся скамьи, на которых, как предположение, возможно сидели жрецы. Здесь все говорит о том, что Тронный зал обладал культовым характером, здесь явно проходили важные обряды...

Но, что случилось с залом впоследствии, остается только предполагать. Говорят, что во время раскопок, Артур Эванс здесь обнаружил беспорядочно разбросанные сосуды, что дало основание думать о том, что в свое время в Тронном зале произошло нечто неординарное и трагическое... Впрочем, Кносский Дворец до сих пор полон загадок, подобных этой...

12. Трехчастное Святилище.

Южнее Тронного зала и лестницы находилось помещение, состоявшее из трех частей, отчего и произошло название "Трехчастное Святилище". Предполагается, что фасад помещения был украшен колоннами, поддерживающими карниз, увенчанный целым рядом двойных рогов. Центральный элемент Трехчастного святилища был самым высоким. Вывод о том, что же здесь все-таки находилось, Артур Эванс сделал, сопоставив найденное помещение с аналогичным помещением, изображенным на элементе настенной живописи, который в настоящее время хранится в музее Ираклиона. Внутри святилища были найдены глиняные таблички с Линейным письмом Б и глиняные оттиски печатей.

Позади Святилища находятся два темных помещения с колоннами, известные как "Крипты с колоннами" . В полу этих помещений сделаны углубления в виде ванн. И по всей видимости, они использовались для возлияний. В другой комнате были найдены два больших прямоугольных хранилища, встроенных в пол. Емкости были полны глиняных ваз и ценных предметов, среди которых была знаменитая статуэтка Богини со змеями, которую можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона .

Восточное крыло.

Руководствуясь предположением, что Кносский дворец был резиденцией царя Кносса, Артур Эванс считал, что жилые помещения царской семьи находились именно в восточном крыле дворца. Тут были и просторные залы, и маленькие комнаты, соединенные комплексом коридоров. Хотя, стоит отметить, что со временем мнение археологов разделились, родив новые предположения о том, что в восточной части дворца в Кноссе находились вовсе не жилые помещения, а, возможно, святилища. Пока точно не определено, что же все-таки здесь находилось, лично нам более симпатична версия Эванса о царских покоях.

13. Большая лестница (Парадная лестница)
Соединяла же эти помещения впечатляющая Большая лестница, раскинувшаяся на четыре этажа, два из которых были ниже уровня центрального двора. Имея по два пролета на каждом этаже, лестница была достаточно плавной, что делало подъем по ней довольно необременительным.

Большая лестница хорошо освещалась благодаря световому колодцу с деревянными колонами, украшенному красочными фресками.

14. Зал Двойных Секир или Мегарон царя.
Нижний уровень лестницы коридором соединен с Залом Двойных Секир, где, как предполагалось, находился Мегарон царя с красивым угловым портиком из колонн.

Выйдя из Зала Двойных Секир и пройдя немного юго-западнее, мы попадаем в...

15. Мегарон царицы со знаменитой фреской "Дельфины".
А чуть западнее находится Ванная комната Царицы, отделенной от основного помещения стеной с окном.

Далее находилась Косметическая комната, граничащая со световым колодцем, носящим название "Двор прялки". Косметическая комната сообщалась с помещением, в полу которого было найдено канализационное отверстие. Скорее всего, здесь находился туалет.

Но, главное, что скрывал в этой своей части Кносский дворец - очередная сокровищница, где были найдены драгоценные предметы из золота, слоновой кости. Здесь же была найдена знаменитая статуэтка "Игрок с быками".

16. Мастерская Ремесленника и Школа.
От северной части Большой лестницы на восток устремляется коридор, заканчивающийся дверью в Прихожую Деревянных Балок. Севернее Прихожей находилась Мастерская Ремесленника. Во время раскопок здесь был найден инструмент для обработки камня, а также незаконченные изделия. Севернее находилась так называемая Школа, где, как полагал Эванс, учились писать на глиняных табличках, а глину замешивали в ступке, стоящей рядом со скамьей. Вполне вероятно, что здесь находилась не Школа, а гончарная мастерская.

Среди прочих предположений имеет право на существование и теория о том, что главная (основная) мастерская находилась на верхнем этаже, откуда на первый этаж упали вазы и амфоры. Но, тогда остается гадать, что же находилось в нижних помещениях.

17. Склад Гигантских Пифосов.
Здесь хранятся огромные пифосы, удивляющие своими размерами и богатством рельефов. Интересно также то, что Склад Гигантских Пифосов датирован Стародворцовым периодом. Таким образом, ему более 4000 лет, что уже само по себе уникально... На фотографии очень трудно ценить размер сосудов. Но данные пифосы действительно гигантские, высотой с человеческий рост.

Перед Кладовыми Гигантских Пифосов находится лестница, начинающаяся от Восточного Входа в Кносский дворец, которую реконструировал Артур Эванс. Башнеобразная конструкция входа напоминает бастион, отчего восточному входу было дано название "Восточный Бастион". Хотя, совершенно очевидно, что данная башня явно не была фортификационного характера, соответственно, вряд ли была бастионом.

18. Коридор шашечной доски (Шахматный Коридор, Коридор Затрикия).

Коридор, находящийся северо-западнее Кладовой Гигантских Пифосов, носит несколько названий, которые произошли благодаря найденной здесь игре, похожей на нарды или шашки, выполненной из слоновой кости, горного хрусталя, золота и серебра.

Вначале мы уже говорили о том, что Кносский дворец имел канализацию. В этой части дворца можно убедиться в том, что Минойский дворец действительно располагал довольно совершенной системой канализации. В частности, в южной части Шахматного коридора мы наткнулись на сохранившуюся часть канализационной сети. Но, как это часто с нами бывает, удивляясь и восхищаясь, забыли сфотографировать сие чудо:) Да и тянуло нас уже, к "оставленному на сладкое", в какой-то степени "символу" острова Крит - Западному Бастиону с копией фрески "Бык", расположенному в Коридоре Северного Входа.

19. Коридор Северного Входа.
Как понятно из названия, коридор соединял Северный вход в Кносский дворец с Центральным Двором. Напротив Западного Бастиона располагался Восточный Бастион, также располагавший колоннадой и, по всей вероятности, тоже был украшен фресками.

К западу от Коридора были найдены помещения, окруженные стеной, уходящей намного глубже уровня Центрального Двора. По версии Артура Эванса, стены являются элементами постройки, принадлежавшей первоначальному дворцу. Здесь были найдены каменный светильник, ведро, фрагменты фресок, среди которых была фреска "Трехчастное Святилище".

Покидая Кносский Дворец через Коридор Северного Входа, мы попадаем в...


Артур Эванс назвал этот зал "Таможней", предполагая, что здесь проводился досмотр товаров и вещей, попадавших во дворец. Вполне возможно, что здесь мог быть зал для проведения пиров. Как обычно, все, что касается Минойского Дворца в Кноссе, окутано множеством предположений и загадок...

Покидая дворец через Северный Вход, слева нашему взору предстал...


Бассейн Омовений с двух сторон окружен колоннами и был облицован плитами. Здание Северного Бассейна Омовений было реконструировано Эвансом. Он считал, что данный бассейн предназначался для "омовений" посетителей, которые посещали Кносский Дворец через Северный Вход.

Интересно, что подобные "бассейны" встречаются в нескольких местах этого дворца, да и вообще, были типичны для других построек Минойского периода. И до сих пор эти помещения вызывают массу споров о своем предназначении, так как нет уверенности в том, что емкости в так называемых бассейнах вообще были заполнены водой. Да и системы дренажа в этих "бассейнах" не было...

К северо-западу от Северного Бассейна Омовений находится, на наш взгляд, еще одна загадка Кносского Дворца... Последняя для нас (в этот день:) ... Эванс назвал эту территорию "Театром".

22. Театр.
Площадь, мощенная плитами и ограниченная лестницей в восточной и южной своей части, действительно, по форме напоминала театр. В юго-восточной части площади, словно врезанное в лестницу, находится возвышение, которое, согласно Эвансу, служило ложей, откуда царская семья наблюдала за действами, которые здесь происходили.

Через эту площадь проходила так называемая "Царская дорога" ("Королевская дорога"), устремляющаяся на запад к Малому Дворцу. Вдоль дороги находились различные здания Кносса. В основном, это были дома с мастерскими на первом этаже и жилыми помещениями на верхних этажах.

Существует предположение, что через "Театр" еще проходила дорога Процессий, ведущая к северо-западной части дворца, а затем уходящая на юг вдоль западного фасада в сторону Западного Преддверия.

Послесловие...

Безусловно, Кносский Дворец произвел на нас сильнейшее впечатление. Но, к сожалению, а может и к счастью, не можем сказать, что "все понятно..." Слишком много загадок таит в себе это место, да и вся Минойская цивилизация... Ну, а утверждение, что дворцовый комплекс в Кноссос - это и был тот самый Лабиринт Минотавра... Действительно, сложная система коридоров, связывающих множество помещений, в какой-то степени напоминает лабиринт... Пожалуй, это еще одна грандиозная загадка острова Крит, и по сей день остающаяся без ответа...

Справочная информация:

  1. Где находится Кносский дворец? Минойский дворец в Кноссе расположен в центральной части острова Крит всего примерно в 4 км к юго-востоку от центра г. Ираклион .
  2. Координаты дворца: 35.297883, 25.163118 (35°17"52.4"N, 25°09"47.2"E).
    Координаты автомобильной парковки возле дворца: 35.298329, 25.161189 (35°17"54.0"N 25°09"40.3"E)
  3. Как доехать? В Кносский дворец довольно просто добраться следующими способами:
    * На общественном транспорте, а именно, на автобусе. Это самый дешевый способ доехать до археологической территории. От автовокзала Bus Station A, расположенного в районе морского порта, курсирует городской автобус до Кносского дворца. Здесь можно найти маршрут и расписание автобуса Порт - Кноссос (Port - Knossos) . Кстати, на этот же автовокзал прибывает и большинство междугородних автобусов. Поэтому в Дворец Царя Миноса без особых сложностей можно доехать на автобусах не только из центра Ираклиона, но и из других уголков острова Крит. Все вопросы о передвижении по Криту на автобусах обсуждались на форуме в теме: Перемещение по Криту на автобусах .
    * С организованной экскурсией или индивидуальным гидом. Экскурсия в Кносский дворец - это одна из самых популярных экскурсий, проводимых на Крите. И не удивительно, ведь речь идёт об одном из тех мест, историю которого хочется узнать, как можно подробнее. И действительно, почти каждая экскурсионная компания на острове готова предложить экскурсию в этот уникальный минойский дворец. А в настоящее время экскурсию в Минойский Дворец Кносса можно купить даже онлайн, не выходя из дома, ну или, не вставая с лежака на пляже, на специальных сайтах по бронированию экскурсий. Так, к примеру, через интернет можно найти такую экскурсию, как: . К слову, на этих и других похожих сайтах можно посмотреть цены и заранее сориентироваться по стоимости такой экскурсии, чтобы потом при поиске, к примеру, в уличных агентствах, уже свободно ориентироваться в цене. И всё же, выбрав организованную экскурсию, как способ знакомства с археологической территорией Кносса, главное не ошибиться с выбором компании и гида, ведь много зависит именно от того, как будет проведена сама экскурсия. Поэтому настоятельно рекомендуем заранее внимательно изучать отзывы о тех или иных экскурсионных фирмах и гидах.
    * На арендованном автомобиле. Это один из самых удобных и рациональных способов доехать до дворца в Кноссе. Ведь потом после знакомства с этой достопримечательностью можно отправиться и в другие, не менее интересные уголки острова Крит. О том, как правильно на острове арендовать машину, можно прочитать в статье: Аренда автомобиля - особенности, основные правила .
    * На такси . Это один из самых простых, но одновременно и один из самых дорогих способов доехать до Кносского дворца. Тем не менее, немного об этом способе передвижения мы рассказывали здесь: Такси на острове Крит .
  4. Время работы археологической территории Кноссос можно узнать на специальной странице сайта
  5. Где купить и сколько стоят входные билеты? Входные билеты на археологическую территорию дворцового комплекса можно купить в кассах у самого дворца, а также в Археологическом музее Ираклиона. К слову, доступны также комбинированные билеты на посещение и Кносского дворца, и Археологического музея (срок действия таких билетов ограничен). Подробнее цены за билеты также можно узнать на специальной странице сайта Министерства Культуры и Спорта .
  6. Лучшее время для посещения дворца , на наш взгляд - это утренние и вечерние часы, когда утром солнце ещё, а вечером уже не столь активно. Иными словами, летом комфортнее всего по территории дворца гулять в часы открытия или за несколько часов до закрытия археологической территории.
  7. Что посмотреть в окрестностях? Наверное, правильнее всего прогулку по территории Дворца Царя Миноса совместить с посещением Археологического Музея Ираклиона , в котором, в свою очередь, хранятся многочисленные находки, многие из которых были обнаружены именно на территории дворцового комплекса в Кноссе. Ведь по сути, обе эти знаменитые достопримечательности гармонично дополняют друг друга, помогая нам максимально погрузиться в богатейшую историю острова Крит и великой Минойской цивилизации, когда-то существовавшей здесь...Также, в Ираклионе расположен Музей Естественной Истории , в котором будет интересно не только взрослым, но и детям. Недалеко от города находится женский Монастырь Савватьяна , живописная деревня Арханес и священная гора Юхтас , откуда открываются потрясающие виды на бесконечные виноградники.
    Вообще, в районе Ираклиона находится огромное количество интересных для посещения мест и достопримечательностей, и, конечно же, за один день их не обойти и не объехать. Поэтому, когда мы планируем поездки в район Ираклиона (особенно, если едем из Ханьи, ~150км, а иногда и больше), то останавливаемся в одном из городских отелей. В нашу поездку осенью 2016 г. мы останавливались в отеле Olive Green Hotel , который расположен в центре города рядом с Археологическим Музеем Ираклиона.
    Фотографии отеля и номера можно посмотреть в нашем отзыве Отзыв об отеле Olive Green Hotel. Ираклион

    Другие отели и апартаменты в городе Ираклион можно посмотреть здесь:

    В крупнейшем поисковике по системам онлайн-бронирования Hotellook.ru (там же есть и Booking и множество других не менее популярных систем бронирования)

Является Кносский дворец. Его окружает ореол мифов и загадок, многие знаменитые личности древних эпосов так или иначе связаны с ним. Смотрите сами: его построил отец Икара – Дедал, в запутанном лабиринте жил Минотавр, убитый Тесеем, при помощи принцессы Ариадны.

В настоящее время дворец представляет собой остатки древних руин и реконструированные постройки.

История

Сначала на этом месте существовало неолитическое поселение, которое впоследствии превратилось в город Кносс - крупнейший на Крите в ту эпоху.

Непосредственно Кносский дворец был построен в 5 км к югу от . Точная дата постройки дворца неизвестна, но ориентировочно это произошло около 2000-1700 г. до н. э. Его размеры были очень большими по тем временам - 180 х 130 м. Внутри находилось более 1000 комнат и помещений, которые соединялись запутанным лабиринтом. Здесь жил царь и придворная свита.

Просуществовал дворец недолго, так как был разрушен землетрясением около 1700 г. до н.э. Но почти сразу же начались работы по восстановлению и он был отстроен заново. В новом виде он просуществовал еще пару веков, но опять был разрушен: сначала землетрясением с цунами, а потом дело довершил пожар.

После этого дворец заново не отстраивался, но сам город Кносс продолжал существовать.

«Новое открытие» Кносского дворца произошло в конце 19 века, когда в 1878 году начались раскопки. Правда, вскоре они были прерваны турецким правительством и возобновились лишь в 1900 году английским археологом Артуром Эвансом. Именно под его руководством было реконструирована часть дворца.

Внутреннее убранство Кносского дворца поражает: залы, лестницы, галереи, колоннады. На стенах повсюду висят фрески. Переходы между помещениями часто запутаны, это своего рода лабиринт со множеством секретных комнат и тупиков.

Ниже представлена карта территории.

Фильм о дворце

Небольшой фильм рассказывающий об истории Кносского дворца, о том, как он выглядел, а также мифы и легенды, связанные с ним.

Как добраться до Кносского дворца

Кносский дворец находится недалеко от , добраться туда можно на автобусе с автовокзала и от фонтана на площади Львов.

Посещение дворца платное, стоимость билетов - 15 евро. Часы работы 8:00 - 20:00 с июня по октябрь, режим работы в остальное время - 8:00 - 15:00.

При желании можно доехать на такси из любого места на .

Остров Крит расположенный в самом центре Восточного Средиземноморья, вследствие своего географического положения, связывал Европу, Азию и Африку. Именно здесь пересекались древние морские пути. И потому он был главным центром до Греческой культуры.

Это доказал английский археолог Артур Эванс, который с 1898 в течение почти 30 лет, проводил археологические раскопки на Северном берегу острова, вблизи современного Гераклиона. Здесь им были найдены остатки дворца – резиденции верховных правителей раннерабовладельческого государства в городе Кноссе.

И это было не менее важным и сенсационным открытием, чем найденная гробница фараона Тутанхамона. По убеждению Эванса, этот дворец принадлежал легендарному могущественному царю Крита – Миносу, государство которого было на 1000 лет старше Древней Греции.

Согласно древним народным сказаниям, Царь Минос основал (Кроме Кносса) и города Фест и Кедонию. При его правлении Крит достиг морского господства в Средиземноморье, рассвета Критской культуры и образования, введения первого на Крите законодательства.

И Эванс предложил назвать Критскую культуру «Минойской» — по имени царя Миноса. Это была высокоразвитая культура Бронзового Века в 3-2 тысячелетий д. н. э. В своей монументальной работе «Дворец Миноса в Кноссе», которая издавалась с 1921 по 1935 г, Эванс разделил историю развития Древнего Крита на три периода:

  • Раннеминойский (3000-220 г д. н. э.);
  • Среднеминойский (2200-1600);
  • Позднеминойский (1600-1100).

Рассвет Минойской культуры приходится на Среднеминойский период (17 век д. н. э.). Именно в это время и был построен Дворец в Кноссе.

Основные аспекты архитектуры Минойской культуры

Для архитектуры этой эпохи характерны следующие композиционные приемы и главные элементы

  1. Своеобразная планировка внутреннего пространства дворца.
  2. Высокий уровень благоустройства.
  3. Создание типа двухколонного портика в «антах».
  4. Помещения оштукатурены и украшены фресками, резными рельефами с изображениями игр и сцен сбора урожая.
  5. Создание основ ландшафтной архитектуры.
  6. Разработка новых сейсмоустойчивых конструкций:
  • колонны, установленные на пьедестале, расширяются кверху, имеют широкую капитель и большую, квадратную абаку;
  • перекрытия выполнены из круглых балок;
  • деревянный каркас из связок и с заполнениями из сырца и каменных блоков.

Все это было использовано и при возведении дворца в Кноссе.

Устройство Дворца в Кноссе

Этот удивительный дворец-лабиринт построил талантливый архитектор, скульптор и художник того времени Дедал. Он был и выдающимся изобретателем. Ему приписывают создание рубанка, сверла, отвеса, изобретения паруса для кораблей. В Греции считали его созданиями многие деревянные скульптуры и деревянные строения.

Архитектурное чудо света Кносский дворец, был расположен на невысоком плато. Это огромный комплекс с подземельем и со сложным запутанным планом. Общая площадь его составляла, по одним сведениям – 16 000 м2; по другим – 20 000 м2.

Центром дворца был большой, прямоугольной формы, так называемый центральный двор. Размер его 50х28 м, вокруг располагались сотни помещений различного назначения, внутренние дворики, театр. Одноэтажные комплексы чередовались с двух-трехэтажными, и соединялись между собой многочисленными лестницами, запутанными коридорами, и переходами. Но все это объединялось в единое целое и сооружение живописно вписывалось в окружающий его ландшафт.

Сложное в плане, хаотическое расположение комнат, со множеством дверей, световых шахт, бесчисленных поворотов, коридоров, выходящих к небольшим дворикам с колоннадой – действительно напоминало лабиринт. И, видимо, послужило источником для создании мифа о лабиринте.

Во внутренние покои дворца можно было войти через два главных входа. Один – с Юго-Запада, имел портик с одной колонной посередине. Другой – с Севера от центрального двора. По найденным фрескам, этот вход украшали 536 фигур, выполненные в натуральную величину. Видимо, это были участники праздничного шествия.

Центральный двор разделял дворец на Западную и Восточную части. В свою очередь, Западную часть дворца разделял длинный коридор. По одну его сторону располагались узкие кладовые. В них, в огромных глиняных амфорах (пифосах), и в каменных ящиках, хранились продукты. А это: зерно, оливковое масло, финики, бобы, вина. Высота пифосов достигала двух метров, вместимость их до 185 л.

По расчетам Эванса, в них могло храниться до 475 000 л продукции, в том числе и 80 000 л вина. Всего этого хватило бы обеспечить питанием город с населением 100 000 чел.

По другую же сторону коридора, на второй этаж, вела большая лестница с колонной. На Юг от нее находилось дворцовое святилище. Об этом можно предположить по найденным здесь разнообразным предметам культа и большим квадратным столбам, которые были украшены символом двойной секиры.

На Север от лестницы располагался величественный тронный зал – один из знаменитых достопримечательностей Кносского дворца.

К нему вел портик с тремя столбами. А из него – дверь с колонной в центре, непосредственно в «тронный зал». В центре Северной стены тронного зала, находился Царский трон с волнообразной спинкой и углублением для сидения. Здесь восседали цари. Легенда даже сохранила их имена – Минос с братьями Сарпедоном и Радамантом.

Свет в тронный зал проникал через световую шахту. На стены ее были нанесены яркие красные полосы. То есть, часть плоской крыши и потолка, которая поддерживалась колоннами, была снята. Таким образом, создавался пролет, через который и освещался зал. Зачастую, такой пролет проходил через несколько этажей. Так как его устраивали возле внутренней лестницы, соединяющей этажи.

Под этим пролетом, в полу тронного зала, обнаружили квадратное углубление. К нему вело несколько ступеней. До настоящего времени так и не было выяснено, чем этот тронный зал служил Миносу. Предполагают, что он предназначался для торжественных приемов, а квадратное углубление в полу – как бассейн для совершения ритуальных священных обрядов.

С Северо-Запада к Кносскому Дворцу прилегала широкая лестница, соединяющая все три этажа. Она вела к большой, зрелищной площадке – старейшей в Европе театральной арене. Коллеги Эванса называли эту арену «придворным театром увеселений». Она была окружена рядами зрительских мест. Поднимаясь, они образовывали амфитеатр и вмещали около 500 зрителей. Здесь же и располагалось царское ложе.

Вся арена была зацементирована, ее наискось пересекал тротуар. Видимо, по нему двигались разного рода процессии. Здесь же и происходили «игры с быками».

На Восточной стороне дворца от центрального двора находились технические помещения. В них располагались:

  • сложная и совершенная система водопровода для подачи питьевой воды во дворец;
  • канализационная система – водоотводные каналы – каменные желоба со специальным устройством для очистки;
  • вентиляционные системы;
  • великолепные ванные комнаты.

Следует отметить, что подобные системы водопровода и канализации небыли известны жителям Греции даже в период высшего рассвета их культуры в 5 в д. н. э.

Здесь были также и мастерские скульпторов, горшечников. В одном из помещений находилась установка для получения оливкового масла. К особым помещениям в этой части дворца, по размерам и значению, относился «зал двойной секиры». Назван он был так по найденным здесь символическим знакам на стенах и столбах. Состоял этот зал из трех пространственных элементов:

  • наружного портика на колоннах, выходящего на открытую террасу;
  • главного помещения;
  • вестибюля с двумя дверьми и двумя колоннами, выходящего на световую шахту.

Из вестибюля этого зала узкий коридор вел к покоям царицы, так называемому «мегарону царицы». Такое название покои получили из-за замкнутого, можно сказать интимного характера. Так, как они не имели ни выхода, ни открытого вида на окружающий пейзаж. Но с двух сторон покои окружали световые шахты.

В Западной стене «мегарона царицы» были две двери: одна вела в ванную комнату, другая – в спальню. Здесь, на гипсовом четырехугольном возвышении, стояла кровать. Из спальни дверь вела в туалетную комнату, имеющую все удобства современной техники.

В Южной части Кносского дворца были найдены подземные помещения. В них находились хранилища продуктов, дворцовые спальни, ванные комнаты. Здесь же, в тайниках, хранились сокровища царя и его семьи. А это:

  • мечи, украшенные изящной инкрустацией;
  • мужские пояса, усыпанные драгоценными камнями;
  • запасы золота.

А также женские украшения: ожерелья, браслеты, диадемы, перстни, серьги.

Сооружение подземных помещений объясняется тем, что древние зодчие заметили: именно такие помещения меньше всего разрушались даже при очень сильных землетрясениях. Они были довольно частыми в этом регионе.

Стены дворца были сложены из полых кирпичей и оштукатурены. Плоские крыши поддерживали колонны.

Украшения Кносского дворца

Стены комнат и интерьер дворца украшали фрески, рельефы, орнаментальная роспись. Стены некоторых комнат (в т. ч. и тронного зала) украшал своеобразный алебастровый фриз. Он состоял из непрерывного чередования вертикальных и горизонтальных элементов. Вертикальные – украшали спирали; горизонтальные – состояли из двух половин, касающихся окружностей, заполненных изображениями пальмовых листьев.

Некоторые ученые считали, что этот фриз имел сходство с так называемым «триглифообразным» фризом дорического храма с триглифами и метопами. Но, алебастровый фриз не выполнял никаких конструктивных функций. Он не имел постоянного места на стене. Его можно было увидеть и на верху и внизу стены. Поэтому, видеть в нем праобраз дорического триглифа, учеными – ошибочно.

Орнаментальная роспись выполненная желтой, красной, голубой красками, украшала нижние части стен мегарона царицы. Орнамент в виде бесконечной ленты, напоминал толи контуры облаков, толи бурные потоки водных струй. И переходя из одной стены на другую, как бы отрицая наличие углов, создает впечатление бесконечного во всех направлениях, пространства.

Мегарон царицы украшали и фрески, где был изображен морской пейзаж с рыбами и дельфинами.

Верховным божеством и предметом культа о. Крит, был Бог-бык. Потому, темы многих фресок, украшавших стены, потолки комнат и интерьеров дворца, связаны с изображением быка и бычьих рогов.

Была также найдены и фрески Кносского дворца с изображением группы оживленно беседовавших, изысканно одетых, с искусными прическами, женщин. Возможно, среди них была и Ариадна. Видимо, находясь в амфитеатре, они наблюдали за происходящим на театральной арене. Восторгались акробатами, которые или мастерски выполняли сальто на мчавшемся быке, или ловко перепрыгивали через спины разъярённых животных.

Была найдена и фреска с изображением царя. Из-под короны видны длинные волосы; на руках – массивные дорогие браслеты; на шее – украшения из драгоценных камней.

Надежной опорой, защитой и поддержкой царя Крита была армия. На фресках найдены и изображения критских воинов. Их надежно защищал щит в форме восьмерки. А наступательным оружием воина было копье.

Поражала Артура Эванса и найденных в развалинах Кносского Дворца на Крите, красота каменных сосудов, золотых ваз, обломков великолепной мебели, металлических светильников, статуэток богов. На каменных сосудах были изображены схватки с быками, шествия воинов, кулачные бои.

На двух золотых вазах – рельефное изображение ловли диких быков среди растений (видимо, действие происходило в лесу). Найдена и круглая ваза, где изображен с горящими глазами, осьминог.

Всю поверхность вазы охватывают его щупальца. А между ними – кораллы и водоросли. И таким образом, создается иллюзия морской среды.

Все это, найденное при археологических раскопках, свидетельствует о былом богатстве и роскоши загадочного дворца-лабиринта.

Особенности колонн Кносского Дворца

Археологические раскопки подтверждают, что одним из конструктивных элементов Кносского Дворца были колонны. И они выполняли функции именно внутренней опоры. То есть, поддерживали или потолок рядом со световыми шахтами, или марши бесчисленных многоэтажных лестниц.

Колонны атектоничны, то есть, они как бы перевернуты с ног на голову. Такова их форма, обусловлена она тем, что они были изготовлены из дерева и установлены корневищем вверх. Именно на него было удобно укладывать балки перекрытия. И, кроме того, в широкой верхней части, более прочна связка и крепление.

Своеобразная капитель колонны была выполнена в форме двойного вала. И, видимо, служила для закрепления тента из ткани (занавесом, протянутым между колоннами). На некоторых фресках изображено, что капители имели по бокам светлые, своеобразные украшения. И, потому, их принимали за символ двойной секиры.

Еще одна интересная деталь. Суживающиеся книзу колонны никогда не устанавливали по углам дворца. Так как они совершенно непригодны для такого расположения в здании. Колонны устанавливали на плоские кольцевые каменные базы. Это предохраняло от гниения деревянный ствол.

При археологических раскопках было найдено много таких круглых каменных баз, и обугленных остатков деревянных колонн. Кроме того, определили, что колонны были белого цвета, пилястры – синего, базы и капители – украшали красные полосы.

Предполагают, что колонны дворца были двух типов. Один тип – витая колонна, перевитая орнаментом спиральных выпуклых вертикальных каннелюр. Деревянный ее ствол как бы обвит стеблями растений. Другой тип – колонна на подобии ребристой.

Как считают археологи, именно применение колонн позволяло зрительно увеличивать размеры многочисленных комнат дворца.

Мифы о Кносском Дворце

Об этом удивительном, загадочном сооружении и о легендарных личностях, каким-то образом связанных с ним, автора древности слагали мифы, сказания и легенды. Многие из них сохранились и до наших дней.

В мифе о Миносе и Минотавре показана жестокая борьба угнетенных народов против угнетателей за свою независимость. Так как на протяжении веков Крит, как могущественная морская держава, контролировала все Восточное Средиземноморье. А Афины были в полной зависимости от Крита.

В мифе о Тесее, Ариадне и Минотавре, отражена жестокая борьба с силами зла (Минотавр) за свободу личности. В древнейших верованиях чудовище-минотавр был олицетворением темных сил в небесном подземном и морском мирах.

Сохранилась и легенда о том, что, якобы, в марафонской битве (490 г д. н. э.) принимал участие Тесей. В воинских доспехах (с копьем, щитом, в шлеме) он возглавлял боевой строй Греков. И Греки одержали блестящую победу над Персами. Но в действительности, как считают историки, Тесей – это собирательный образ героя-воина. На самом же деле, такого человека в жизни никогда не существовало.

Миф о Миносе и Минотавре.

Легендарный Царь Минос, по Греческим сказаниям, был сыном верховного Бога Зевса, и прекрасной дочери финикийского царя – Европы. Однажды, Зевс Увидел юную Европу среди девушек на морском берегу. Он превратился в огромного красивого быка с золотыми, изогнутыми рогами и блестящей на солнце шерстью.

Он подошел к девушкам, а Европа, шутя, села на спину чудесного быка. Тотчас бык вскочил и кинулся в море, и, как дельфин, быстро, вместе с Европой, поплыл к острову Крит.

Европа стала женой Зевса, и с тех пор, никогда не покидала остров. Прошли годы, Минос стал Царем Крита, женился на дочери Солнца – Пасифае. Однажды Минос, хвастаясь перед моряками, заявил, что Бог моря – Нептун, исполнит любое его желание. И попросил Нептуна прислать ему быка, которого непременно принесет в жертву.

Когда же из моря вышел прекрасный белый бык, Минос отправил его в свое стадо, а в жертву принес другого быка. Нептун же не мог простить такого обмана, и попросил Венеру отомстить Миносу. Венера заставила Пасефаю безумно влюбиться в прекрасного морского быка. У Пасефаи от этой связи, родился сын-чудовище, невероятно свирепый и сильный, с головой быка и туловищем человека. Его назвали Минотавром, и он питался только человеческой плотью.

Минос требовал от Афин, которые в то время были в полной зависимости от Крита, платить ужасную дань. Через каждые девять лет, Афины должны были посылать на Крит из лучших Афинских семей семь юношей и семь девушек для питания минотавра. Такую ужасную дань Афиняне платили Криту потому, что на состязаниях именно в Афинах марафонский бык убил сына Миноса – Андрогея.

Чтобы спрятать это чудовище, Минос решил построить дворец-лабиринт, из которого трудно было бы выбраться. Для этого он пригласил известного в то время архитектора, жившего в Афинах – Дедала.

Миф о Дедале и Икаре

Знаменитый архитектор, скульптор и изобретатель, как считали Афиняне, был сыном Царя Афин Эрехтея. У сестры Дедала – Пердики, был сын Тал, которого Дедал обучил всем премудростям своего мастерства. Мальчик был намного талантливее своего учителя. Он изобрел колесо для гончарного круга и пилу. Завидуя своему племяннику, и понимая, что в мастерстве он может его превзойти, Дедал решил убить.

Однажды, когда они стояли одни, у самого края высокого Афинского Акрополя, а вокруг никого не было, Дедал столкнул его вниз. Упав с огромной высоты, Тал разбился насмерть. Поспешно спустившись с Акрополя, Дедал решил тайно похоронить Тала. Но когда он рыл могилу, его увидели Афиняне. За это убийство Дедал был приговорен к смерти. Поэтому, он с радостью принял приглашение Миноса и бежал на о. Крит.

Множество шедевров искусства создал для Миноса Дедал. В том числе, он спроектировал и построил по просьбе Миноса, и дворец-лабиринт в Кноссе.

Много лет прожил Дедал на Крите. Здесь родился и его сын – Икар (мать Икара – рабыня Миноса – Навкрата). Минос не желал отпускать Дедала с Крита. Он хотел единолично пользоваться его искусством. А когда же Минос узнал, что Дедал помог Тесею благополучно выбраться из лабиринта, после убийства минотавра, он, вместе с Икаром был брошен в Тюрьму.

Просто невозможно было бежать из этой тюрьмы, так как она находилась на небольшом морском рифе. А вокруг было море. Наблюдая за полетом птиц, изобретательный Дедал понял, что покинуть остров можно только воздушным путем. Собрав крылья птиц, он скрепил их льняными нитками и залил воском. Из них изготовил четыре больших крыла, придав им, как у птиц, изогнутую форму.

Когда крылья были готовы, Дедал решил испытать их. Надев их, он поднялся в небо. А Икар с восторгом смотрел, как отец, подобно огромной птице, парил в воздухе. Все было готово к побегу. Дедал предупредил сына, что нельзя близко приближаться к солнцу. Так как его лучи опалят крылья. Нельзя и низко лететь над морем, так как морские соленые брызги также могут повредить крылья.

Надев крылья, Дедал и Икар поднялись на башню и взлетели в небо. Вначале Икар послушно следовал за отцом. Они благополучно пролетели острова Самос Делос и Парос. Но вдруг Икар, увлекшись полетом, забыв об предупреждении отца, взмахнув крыльями, высоко взлетел к небу. Солнце мгновенно опалило его крылья, воск растаял, и Икар со страшной высоты упал в море.

Долго Дедал звал любимого сына, пока не увидел его тело выброшенное на берег моря, и перья на морских волнах. С тех пор, в честь погибшего Икара, море стали называть Икарийским (это часть Эгейского моря между островами Парос, Самас, и берегом Малой Азии).

Дедал опустился на берег, в глубокой скорби похоронил юного сына. Продолжив полет, он благополучно приземлился в Сицилии. И Царь Сицилии Кокал, пригласил Дедала в свой дворец.

Когда же Минос узнал, что Дедал находиться в Сицилии, он с большим войском отправился туда, и потребовал выдать Дедала. Но, дочери царя Кокала хотели, чтобы этот художник остался у них. Они уговорили отца пригласить и принять Миноса во дворце, как гостя. А когда Минос принимал ванну, они вылили ему на голову кипяток.

Минос скончался в страшных муках, а Дедал еще долго жил в Сицилии, затем возвратился на родину в Афины. И стал родоначальником династии Афинских художников – Дедалидов.

Миф о Тесее, Ариадне и Минотавре

Тесей родился в Трезене. Это был город его матери Эфры. Вскоре после рождения сына, его отцу-царю Афин-нужно было срочно вернуться в Афины. Но уходя, свой меч и сандалии, он спрятал под огромной скалой. И сказал Эфре, когда сын сможет отодвинуть скалу, он должен взять меч и сандалии и прити в Афины. Так Эгей сможет узнать сына.

До 16 лет Тесей воспитывался в доме своего деда – Царя Трезина Питфея. Тот окружил внука заботой, любовью, вниманием. К этому времени, никто уже не мог сравниться с Тесеем в силе, ловкости, владении оружием.

Это был высокий, стройный и красивый юноша с ясным взглядом, красивыми глазами, и темными кудрями. Его юное мускулистое тело говорило о могучей силе. Эфра привела Тесея к скале, где были спрятаны меч и сандалии Эгея. Тесей легко сдвинул каменную глыбу, взял оставленные там вещи и отправился в Афины.

В это время во дворце шел пир. Тесей вынул из ножен меч, а Царь Афин, увидев свой меч и сандалии на ногах незнакомца, узнал и радостно приветствовал своего сына.

Как говориться «не в добрый час» пришел Тесей в Афины. Именно в это время прибыли послы из Крита, чтобы в очередной раз получить дань. Следующих 7 юношей и 7 девушек для чудовища-минотавра. Уже был готов к отплытию корабль под черными парусами в знак глубокой скорби за юными жертвами. И Тесей решил отправиться вместе с ними, чтоб убить это чудовище и навсегда освободить Афины от этой жестокой дани.

Тесей обратился за помощью к богине Афродите и, принеся ей жертву, отправился на Крит. Корабль благополучно прибыл на остров. Когда же обреченных юношей и девушек привели к Миносу, он сразу же обратил внимание на стройного прекрасного юношу – это был Тесей. Заметила его также и дочь царя – красавица Ариадна. А Богиня Афродита зажгла в ее сердце любовь к Тесею. И Ареадна решила спасти Тесея.

Она обратилась к Дедалу с вопросом о том, как можно спасти Тесея. И Дедал дал ей клубок ниток, а Ариадна, тайно от отца, взяла острый меч. Клубок ниток и меч она передала Тесею, а он пообещал ей, что после победы над минотавром, и возвращения из лабиринта, они поженятся.

Когда Тесея и пленников отвели в лабиринты Кносского Дворца, у входа он привязал кончик клубка нитки и пошел по бесконечным, запутанным коридорам и переходам дворца, постепенно разматывая клубок. Наконец, он подошел к комнате, где было слышно сонное рычание минотавра. Разъярённый минотавр набросился на Тесея, завязалась жестокая борьба.

Несколько раз минотавр набрасывался на Тесея, но острый меч останавливал его. Наконец, изловчившись, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь острый меч. Убив чудовище, Тесей, по нити клубка, благополучно вышел из лабиринта вместе с юношами и девушками (отсюда и выражение «нить Ареадны»). У входа их ждала и радостно приветствовала Ариадна.

Теперь нужно было спастись как можно быстрее, от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль, а у всех кораблей Критян пробил дно, чтоб они не смогли их преследовать. И всесте с Ареадной отправился в Афины. Но, неожиданно, на море начался сильный шторм и корабль Тесея вынужден был причалить у острова Наксоса.

Уставшие путники заснули, во сне Тесею явился Бог виноделия Дионис, и сообщил ему, что по решению Богов, Ареадна должна стать его (Диониса) женой. И, потому, ей нужно остаться на этом острове. Тесей проснулся, он не мог пойти против воли Богов, и, опечаленный потерей любимой Ареадны, быстро собрался в путь. Тесей совершенно забыл поменять черные паруса на белые, а его отец, Эгей, ожидая сына, стоял на высокой скале у моря.

Увидев черные паруса, и решив, что сын погиб, бросился в море и морские волны поглотили его. С тех пор море стали называть Эгейским. С великими почестями Тесей похоронил отца. А после похорон стал правителем Афин. Но еще долго скорбил о смерти отца, обвиняя себя в его уходе из жизни.

Заключение

Мифы древности… Какой глубокий смысл таиться в них? А легенда тесно переплетается с реальной действительностью. В мифе о Дедале и Икаре выражается, во-первых – стремление к свободе. В течении многих лет Царь Крита не позволял талантливому Дедалу покинуть остров вместе с сыном. И, во-вторых, с древних времен желание человека подняться в небо и пролететь над землей, подобно птицам.

Что же касается Минойской культуры. Ей невосполнимую, непоправимую потерю причинила в 1470 г д. н. э. землетрясение. Оно было вызвано невероятно сильным извержением вулкана на о. Санторин, расположенном в Эгейском море.

При этом, часть суши опустилась, что вызвало сильное цунами, а все острова Восточного Средиземноморья (в т. ч. и о. Крит), которые находились в радиусе 200 км от Центарина, были покрыты выброшенным вулканическим пеплом. Начались пожары. Минойскач культура пришла в полный упадок, а центр цивилизации переместился на материковую Грецию (Микены и Тиринф). Началась эпоха Микенской культуры.

И самое главное… При Археологических раскопках дворца в Кносе, Эванс нашел загадочную каменную печать. На каменных табличках были вырезаны странные изображения: голова волка, птица, голова барана, владычица зверей с двумя львами и другие.

Это было рисуночное письмо древних жителей Крита. По характеру письма, Эванс разделил их на две группы: Критско-линейное письмо А; Критско-линейное письмо Б. Видимо, в них скрыта тайна малоизвестной, почти неизученной культуры Древности – Минойской культуры. Но расшифровать это письмо ни Эвансу, ни до настоящего времени, не удалось.

Это было, пожалуй, единственной неудачей ученого-археолога. Успех же всегда сопутствовал ему. В 1909 г Артур Эванс возглавил кафедру археологии в Оксфордском Университете. В 1916 был избран Президентом Британской Академии Наук. 1936 г – был награжден королевским обществом медалью Коплея. В Июне 1941 он скончался, а за месяц до этого, в Июне 1941 г, немецкие парашютисты захватили Крит.

При бомбандировке, в огне, погиб музей, где хранились експонаті Критского Дворца. Но был уже известен миру дворе в Кноссе. И сохранились сведения о том, что архитектор Дедал в далекой древности построил этот сказочный дворец-лабиринт, а археолог Эванс восстановил его из небытия, описав в своей работе «Дворец Миноса в Кноссе».

В настоящее время, бывший дворец-лабиринт – это всего лишь местная пещера, протяженность которой составляет 3 км.