Когда в ссср появились первые танки . Когда в ссср появились первые танки  Что было сделано дополнительно

Т-80 (лёгкий танк)

Основные характеристики

Кратко

Подробно

2.3 / 2.3 / 2.0 БР

3 человек Экипаж

74 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

0 / 0 / 15 корпуса

35 / 35 / 0 башни

Подвижность

11,6 тонн Масса

324 л/с 170 л/с Мощность двигателя

28 л.с/т 15 л.с/т удельная

46 км/ч вперёд
6 км/ч назад 42 км/ч вперёд
5 км/ч назад
Скорость

Вооружение

94 снарядов боезапас

2,5 / 3,2 сек перезарядка

8° / 65° УВН

1 071 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Одноместная башня танка Т-70 чрезвычайно затрудняла управление и ведение огня (командир должен был выполнять свою работу, а также работу наводчика и заряжающего). Исходя из этого, на основе танка Т-70Б, в 1942 году конструкторским бюро завода ГАЗ был разработан легкий танк Т-80 с экипажем в 3 человека. Танк получил форсированный двигатель и новую двухместную башню. Особенностью Т-80 был большой угол возвышения 45-мм пушки (до 65 градусов), нужного при ведении боев в условиях города и для навесной гаубичной стрельбы. Т-80 был снабжен зенитным коллиматорным прицелом К-8Т, этот прицел давал возможность ведения огня по воздушным целям. Появился новый люк механика-водителя с более совершенным перископическим прибором, это заметно улучшило обзорность.

Танк Т-80 был поставлен в производство на заводе №40 в г. Мытищи Московской области в феврале 1943 года. Скоро их выпуск был прекращен из-за ненадёжной работы двигательной установки, слабого на 1943 год вооружения и большой надобности РККА в самоходных установках СУ-76М. Танк Т-80 был последним серийным образцом отечественных легких танков периода Великой Отечественной войны. Всего было построено 70-80 машин. Т-70 и Т-80 передавались в разведывательные батальоны (в их составе была рота лёгких танков численностью 7 машин, остальные - бронеавтомобили БА-64) и, для использования в качестве командирских машин, в части самоходной артиллерии, вооружённые САУ СУ-76.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Лобовая броня Т-80

Боковая броня Т-80

Кормовая броня Т-80

Внутренние модули Т-80

Т-80 обладает довольно серьёзной бронезащитой, но с крупными уязвимыми местами, которые могут пробить даже мелкокалиберные пушки (20-37-мм). К самым уязвимым местам лба относятся - люк водителя, подбашенный погон, места по бокам от пушки. Самые защищённые зоны танка - верхний лобовой и нижний лобовой листы, место под пушкой (перекрытое двумя листами брони), верхняя часть маски. Башня имеет зауженную форму со скосами, увеличивающими защиту башни при обстреле спереди.

Танк имеет трансмиссию спереди и двигатель сбоку - эти агрегаты дают дополнительную частичную защиту экипажа. Численность экипажа танка: 3 человека (2 в башне и 1 в корпусе). Выступающая защита радиатора двигателя имеет слабую защиту в 15 мм, доступна для поражения спереди и сбоку. Корма танка имеет неплохую защиту, которая может спасать даже от мелких пушек. Под бронёй кормы корпуса расположены большие бензобак и радиатор - которые могут задерживать снаряды, улучшая защиту экипажа.

Подвижность

Подвижность и маневренность у Т-80 хорошая. Максимальная скорость: 42 км/ч. Скорость заднего хода: 5,5 км/ч. Удельная мощность в реалистичных боях (РБ-СБ): 14,6 л/с на тонну (при 11,6 тоннах веса на 170 л/с). Удельная мощность в аркадных боях (АБ): 27,9 л/с на тонну (при 11,6 тоннах веса на 324 л/с).

Вооружение

Основное орудие

  • Бронебойный каморный тупоголовый БР-240 - предназначенный для уничтожения бронированных целей, а также самолётов.
  • Бронебойный сплошной остроголовый БР-240СП - предназначенный для уничтожения бронированных целей, а также самолётов.
  • Бронебойный подкалиберный БР-240П - предназначенный для уничтожения бронированных целей, а также самолётов.
  • Осколочно-фугасный О-243 - предназначенный для уничтожения в основном небронированных наземных целей.

Каморный бронебойный снаряд БР-240 (с взрывчаткой внутри) имеет наилучшее заброневое действие по танкам. Подкалиберный снаряд может применяться против особо бронированных целей на близких-средних дистанциях, а также против самолётов (т.к имеет наилучшую баллистику). Сплошной снаряд обладает наибольшим пробитием, он может быть полезен для стрельбы на дальние дистанции (1 км), например по японским или немецким танкам с 50 мм бронёй. Фугасный снаряд с низкой баллистикой исторически предназначался для навесной гаубичной стрельбы по незащищённым наземным целям, потому он практически не пригоден для стрельбы по самолётам. Фугас можно применять для поражения небронированных ЗСУ и САУ для очень мощного воздействия - он не проходит насквозь, как бронебойный, а подрывается сразу же. Благодаря кривой траектории фугасом можно попасть по цели за холмом.

Пулемётное вооружение

Пулемёт ДТ (7,62-мм) . Скорострельность: 600 в/мин. Ёмкость дискового магазина: 63 патрона. Скорость перезарядки: 8 секунд. Скорость пуль: 840 м/с. Благодаря высоким углам подъёма в 65 градусов пулемёт может эффективно использоваться против самолётов. Эффективен ДТ и против небронированной и легкобронированной техники. Стрельбой можно указывать союзникам на противника и затруднять противнику обзор.

Применение в бою

Т-80 может выполнять роль не только лёгкого, но и среднего танка в наступлении, атакуя в одиночку или при поддержке союзных танков. Броня может спасать, но нужно помнить про уязвимые зоны лба. Желательно знать уязвимые зоны лба противников или обходить врагов по флангам, делать засады - гарантированно поражая их в бок, корму. Т-80 может выполнять роль ЗСУ. Для этого лучше всего подойдут подкалиберные снаряды с отличной баллистикой, или другие бронебойные (но только не фугасный, обладающий слишком кривой баллистикой). Увеличить скорость доворота до противника можно с помощью гусениц.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Большая часть корпуса имеет хорошую броню
  • Хорошая подвижность и маневренность
  • Хорошие углы вертикальной наводки, для борьбы с танками и самолётами
  • Неплохая пушка с комфортной баллистикой
  • Отличная скорострельность пушки
  • Большой выбор бронебойных снарядов
  • Осколочно-фугасный снаряд можно закидывать за холм по укрывшемуся небронированному противнику

Недостатки:

  • Медленная скорость наводки орудия и поворота башни
  • Довольно много крупных уязвимых зон в броне
  • Пробития снарядов не всегда хватает
  • Осколочно-фугасный снаряд имеет низкую баллистику, что крайне затрудняет его применение против самолётов

Историческая справка

Т-80 в экспозиции парка Патриот

Когда первые танки Т-70 пошли в бой летом 1942 года, стало ясно что экипаж из двух человек крайне мал. Командиру танка было Т-70 трудно одновременно наблюдать за полем боя, заряжать пушку, пулемёт и вести прицельный огонь. Работа командира роты ещё больше усложнялась, так как кроме этой работы он должен был руководить ротой. Необходимо было расширить башню танка до 2-х человек. 15 июля 1942 года руководством наркомата среднего машиностроения, представителями завода ГАЗ и Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) было решено улучшить конструкцию танка. За основу был взят опытный Т-70Б с толщиной бортов 25 мм. В связи с тем, что диаметр погона у двухместной башни вырос с 966 до 1112 мм, пришлось переделывать крышу боевого отделения. Новая башня стала значительно шире, пришлось переделывать все её элементы, включая подвижную бронировку орудийной маски. Получила башня и развитую кормовую нишу. Это позволило разместить в ней не только радиостанцию, но и две укладки по 10 снарядов к 45-мм пушке. Было решено сделать раздельные люки для командира/наводчика и для заряжающего. Также башня получила полик, что улучшило условие работы расчёта. Командир получил башенку, оснащённую перископическим смотровым прибором. У заряжающего также был установлен перископический прибор. Вместо смотровой щели, для лучшего обзора и безопасности, водителю тоже сделали перископический прибор, для этого переделали форму лобового люка.

Решено было в новой башне сделать угол возвышения орудия до 65 градусов - для защиты от самолётов, для штурмов городских кварталов, и для гаубичной стрельбы по навесной траектории. К телескопическому прицелу добавился зенитный коллиматорный К-8Т. Для его использования в крыше башни появился отдельный лючок, открывавшийся во время ведения огня по воздушным целям. Боевая масса танка достигла 11,2 тонн, так что форсирование двигателя ГАЗ-203 стало необходимостью. Увеличили степень сжатия, благодаря чему мощность каждого из моторов в спарке выросла с 70 до 85 л.с. Суммарно мощность силовой установки, обозначавшейся как М-80, составила 170 л.с. На испытаниях в НИБТ Полигон в Кубинке новый опытный танк Т-80 показал в 2 раза лучшую скорострельность по сравнению с Т-70. И при езде Т-80 показал себя не хуже. Испытатели высоко оценили обзорность танка. Существенными недостатками комиссия сочла только усложнение доступа к силовой установке и отсутствие взаимозаменяемости по ряду деталей у форсированного двигателя. В остальном же Т-80 явно превосходил Т-70Б. Люк механика-водителя у опытного Т-80 был литой, а у эталонного штампованный. Для удобства размещения десанта на корпусе танка и бортах башни были приварены специальные поручни.

27 декабря 1942 года И.В.Сталин подписал постановление о производства танка Т-80 на Мытищенском заводе №40. Но уже после Курской битвы руководство ГАБТУ КА пришло к выводу, что далее производить Т-70 и Т-80 нет смысла. Их создатели во главе с Н.А. Астровым вполне заслуженно стали обладателями Сталинской премии второй степени за 1943 год. Согласно постановлению от 21 августа 1943 года, с 1 сентября производство Т-80 на заводе №40 прекратилось. Завод приступил к выпуску СУ-15М (СУ-76М).

54 Т-80 «основной» серии были распределены между двумя танковыми полками расположенными в Туле. Оба полка действовали совместно с кавалерийскими соединениями. 230-й танковый полк с 8 октября 1943 года действовал совместно со 2-й гвардейской кавалерийской дивизией. Его первым боевым заданием стало форсирование Днепра. К моменту введения в бой на вооружении 230-го тп имелось 10 Т-34, 18 Т-80 и 1 Т-70. 10 октября полк, взаимодействуя с кавалеристами, штурмовал Затонск. При этом отличилась 1-я танковая рота под командованием старшего лейтенанта А.В. Оганесяна, имевшая на вооружении 4 Т-34 и 3 Т-80. Танки использовались не только для поддержки кавалерии, но и как средство доставки кавалеристов до места боя. За 10 число полк потерял 1 Т-80 сгоревшим и 2 подбитыми. На следующий день танки полка выручали кавалеристов, окружённых в Сычёвке. 12 октября снова шли упорные бои за Затонск. В их ходе удалось уничтожить 3 САУ (вероятнее всего, Marder), 6 Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, 2 БТР, 1 бронемашину и 3 грузовика. Потери советских танкистов составили 3 сгоревших Т-80 и 2 подбитых Т-34, 5 человек убитыми и 10 ранеными. Упорные бои за Затонск продолжались несколько дней. К 3 ноября в составе части оставалось 4 Т-34, 12 Т-80 и 1 Т-70.

5 ноября полк получил задачу во взаимодействии с кавалеристами атаковать Раковку и создать там опорный пункт. Действуя совместно с кавалерией, к 11 ноября танкисты вышли в район города Коростышев Житомирской области. Потери полка: 1 Т-34 сгоревшим и 1 Т-80 подбитым. К 14 числу полк был в Житомире. На следующий день немецкие войска контратаковали, завязались тяжёлые оборонительные бои. В ходе боёв за Житомир полк потерял 5 танков. Житомир 19 ноября снова оказался в руках немецких войск, освободили его только 31 декабря. 54-й танковый полк действовал совместно с 12-й гвардейской кавалерийской дивизией. Кроме лёгких танков полк имел и 10 средних танков Т-34. В течение почти всего октября полк занимался тем, что преследовал отступавшего противника. Настоящий бой развернулся за Пояркин Херсонской области 29 октября 1943 года. Здесь полк потерял 5 Т-34 и 2 Т-80, при этом уничтожил 2 САУ и 2 танка противника. К 1 января 1944 года полк всё ещё имел 6 Т-34 и 25 Т-80. В таком составе часть участвовала в боях января-февраля 1944 года. За это время от огня противника было потеряно 2 Т-80, остальные вышли из строя по техническим причинам. Ремонтом Т-80 занимался ремзавод №8, который весной 1944 года оказался в Киеве. За июль 1944 года завод отремонтировал и сдал 4 танка, а за август - 12. Летом 1944 года состоялось последнее боевое применение этих машин, снова они воевали в составе танковых полков при кавалерийских дивизиях. Например, в 61-м танковом полку было 4 Т-80, а в 58-м танковом полку - 2. После Львовско-Сандомирской операции эти танки использовались как учебные. По состоянию на 1946 год сохранилось около двух десятков этих машин, которые находились в Харьковском танковом училище.

Медиа

    Опытный Т-80 на НИБТ Полигоне, декабрь 1942 года

    Вид сзади

    Серийный Т-80

Легенда.

Выбор на эту модель пал под влиянием всех предыдущих. Все они были большими и очень большими машинами. Я устал морально от работы над динозаврами и появился интерес к чему-то мелкому. И как это обычно со мной бывает - экстремально мелкому) У меня есть Маус, как образец максимальных размеров, хотелось чего-то в обратную сторону - образец минимального размера. Но не танкетку, которые бывают разумеется меньше, а какой никакой танк, пусть и легкий. По началу вспоминались популярные немецкие Е-10, Е-25, но я люблю разнообразие и делать третью немецкую машину из пяти моделей мне не хотелось. Плюс к тому еще одно мое предпочтение - танки позднего этапа второй мировой. Поизучал историю, альтернативы разных стран. И попался мне на глаза советский Т-80. Очень понравился, необычный, симпатичный танк, ассиметричная компоновка, малые размеры и вес. Меньше его полноценных танков в то время не было, были плюс-минус такие же.
Исторической привязки нет. Я представляю легенду что он входил в состав 8-ой самоходно-артиллерийской бригады. Именно они использовали знак в виде птицы в круге, который я нанес. И видимо танк был командирским, так как даже к концу войны у советской бронетехники очень редко встречались рации, тем более на таких "клопах". А тут она есть.
Обычно я всегда стремлюсь придать модели уникальность, за счет различных допников в меру и в рамках логики. В этот раз это трос, скатка и антенна.
Так же предпочитаю всегда рисовать камуфляж, нравится что он сложнее одноцветной заливки и эффектней в целом. Да, в РККА камо использовался редко. Но тот, что использовал я, это реальная схема тех времен. Я долго морочился для аутентичного намешивания красок 4БО, 6К и 7К. Об их аутентичности много споров, но могу сказать что 4БО я нашел рецепт полного совпадения с 4БО от Акана. По 6К и 7К еще меньше было информации, но тоже считаю что я добился чего-то очень близкого к сборному среднему результату между разных источников.

Используемые материалы.

1. Набор T-80 Miniart 35117
2. Фототравление Voyager PE 35516 для T-70м
3. Металлические траки MasterClub MTL-35036 для Т-70м
4. Внешние детали для Су-76м Комплект Зип 35010
5. Катки и звездочки для Т-70м Комплект Зип 35009
6. Точеный ствол и пулемет 20К 45мм Aber 35L-055
7. Фары советской техники Elf 3502
8. Тросс с коушами для T-34/76 и Су-122 Eureka XXL ER-3528
9. Антенна советской БТТ WW2 Aber R-33
10. Заклепки 1.0 MC435017 MasterClub
11. Болты 0,6 Mc435043 MasterClub
12. Болты 0,7 Mc435044 MasterClub
13. Болты 0,9 Mc435036 MasterClub
14. Медная проволока, обрезки плат травления, пластик и прочие подручные материалы.

Что было сделано дополнительно.

Уточню что не в счет не только сам набор, но и фототравление.

1. Срезал и заменил все шестигранные болты, в том числе на крышке трансмиссии.

2. Срезал и заменил клепку на стыке боковых листов.

3. Рассверлил отверстие торсионных валов и вклеил туда адекватные шестигранные болты.

4. Сделал крепление-уголок для лампы зимнего прогрева двигателя.

5. Изменил форму ограничителей хода подвески на правильную.

6. Сузил шпатлевкой стык боковых листов.

7. Сузил шпатлевкой всю расшивку стыков на верхнем листе.

10. Заменил люк мехвода на правильный. Сделал его рабочим и проложил шов по периметру.

11. Заменил крышки трансмиссии.

12. Заменил опорные катки на правильные.

13. Заменил ведущие звездочки на правильные.

14. Проложил вертикальные швы на корме и сымитировал след газорезки на вертикальном срезе кормового листа.

15. Проложил горизонтальный шов на стыке ВЛД и НЛД и сымитировал след газорезки на срезе НЛД.

16. Проложил недостающие швы ВЛД и боковых листов.

17. Заменил все виды поручней и ручек (3 вида) по корпусу на проволоку разного диаметра. Сымитировал следы сварки в месте их крепления.

18. У кожуха боковой вентиляции исправил внутренние переборки, сделал вместо трех две.

19. У кожуха боковой вентиляции снизу вырезал отверстие и вставил решетку.

20. У кожуха боковой вентиляции на передней и задней кромки проложил недостающие швы и добавил по два отсутствующих болта.

21. Сделал петли для складывания кожуха боковой вентиляции.

22. Перенес крепление рукоятки ручного завода с борта на надгусеничные полки.

23. Заменил фару из набора на Elf, проложил проводку к фаре и сигналу.

24. Подбашенный выступ слева переделал целиком на правильный. Проложил шов.

25. Сделал по две прорези на каждом из предкрылков, для крепления их в сложенном состоянии барашками.

26. Сделал предкрылки рабочими.

1. Сделал башню рабочей, поворачивающейся, но при этом не отпадающей.

2. Заменил ствол пушки и пулемета на точеные.

3. Проложил швы по бокам маски орудия и вокруг входа орудия в маску.

4. Заменил стакан антенного ввода, так как из набора он идет недолитым. Проложил вокруг него шов

6. Заменил все виды поручней и ручек (3 вида) и петлей (2 вида) на проволоку разного диаметра. Сымитировал следы сварки в месте их крепления.

7. Сделал рабочие люки на башне, все.

Стройка.

Стройку начал в феврале, закончил в середине ноября. Но активного времени я думаю ушло чуть больше полугода.
Из нового для себя: впервые делал самостоятельно скатку и впервые использовал отдельные болты и заклепки.
Что могу сказать о самой стройке и наборе. На последних фотографиях из галереи вы сами видите что на модели в исходном виде живого места не осталось. Думаю что количество переделок и замененных деталей заметно превышает количество нетронутых деталей из коробки как они есть. Набор очень одновременно и не качественный во всем и не копийный в частностях. Траки из коробки может собрать только бог от моделизма, антенный ввод недолит, некоторые детали надо по линеечке размечать и приклеивать, много "замыленых" мелких деталей, все торсионы кривые, а значит все колеса над тяжело выравнивать, сам по себе мягкий и ломкий пластик. На литниках нет никаких номеров. Ошибок по мат.части тоже множество. В общем все в стиле старых дровишек из 90-ых и ранее. Но! Общая геометрия и размерность верны и при серьезных усилиях и желании (это главное) можно довести модель до отличного вида. Хочется верить что у меня именно это и получилось.

Советский основной боевой танк Т-80 имеет очень мало общего с лёгким танком под тем же индексом, разработанным в 1942 году в КБ Горьковского автозавода и выпущенном лишь в незначительном количестве. Современный Т-80 стал первым в мире серийным танком с единой газотурбинной силовой установкой. Его появление на четыре года опередило аналогичный в плане двигателя американский танк «Абрамс» , но достаточно долгое время Т-80 был намного быстрее и манёвренней всех своих западных конкурентов, одновременно опережая их как по ударной мощи, так и по степени защищённости.

История создания

Главной предпосылкой создания советского танка Т-80 считается принятое ещё в 1967 году решение о разработке газотурбинного двигателя для танка Т-64. Подобная силовая установка должна была развивать мощность в 1000 лошадиных сил, иметь стандартный гарантированный моторесурс в 500 часов и обеспечивать приемлемый расход топлива для запаса хода танка не менее, чем на 450 километров. Основной причиной такого решения являлась ненадёжность работы танкового дизеля, применяемого для Т-64.

Первые разработки по применению газотурбинного двигателя в качестве силовой установки танка в Советском Союзе проводились ещё в конце 1940-х годов. Активным сторонником ГТД проявил себя известный танковый конструктор Ж.Я. Котин, но работы под его руководством в ленинградском Особом конструкторском бюро танков Кировского завода (впоследствии - КБ-3, ОАО «Спецмаш») долгое время показывали несовершенство подобных моторов, хотя и воплотились в создании первого прототипа танка с ГТД - «Объекта 278».

Кроме того, сами конструкции танков тяжёлого класса, под которые они разрабатывались, на тот период не находили поддержки у высшего советского руководства, прежде всего у Н.С. Хрущева, особо склонного к ставке на ракетное оружие. В этой связи в 1960-х годах разработчики КБ-3 в области создания танкового ГТД наладили сотрудничество с конструкторами ленинградского авиамоторного Завода имени Климова, создавшими на основе вертолётного двигателя перспективный мотор ГТД-350Т. Разработанный на его основе опытный ракетный танк («Объект 288») помог решению ряда вопросов адаптации авиационных ГТД к наземной технике, но применялся в спаренной схеме, которая очень скоро показала свою дальнейшую бесперспективность.

В целом именно наработки, полученные от «Объекта 288», послужили основой для создания достаточно эффективного газотурбинного варианта нового танка на базе Т-64А. К этому времени на Заводе имени Климова был разработан удачный двигатель ГТД-1000Т требуемой мощностью в 1000 л.с. С этим двигателем КБ-3 уже в 1970 году построили в металле первый прототип основного боевого танка под названием «Объект 219».

Главной задачей танкостроителей стала адаптация повышенных энергетических возможностей нового типа двигателя к танковой конструкции, что в конечном итоге привело к существенным доработкам ходовой части. После ряда усовершенствований конструкции опытные танки КБ-3 Кировского завода успешно прошли испытания, в том числе в условиях войсковой эксплуатации отдельных танковых подразделений в Приволжском и Туркестанском военных округах.

Эти испытания подтвердили существенный рост боеготовности при низких температурах у «Объекта 219» по сравнению с танками, оснащёнными традиционными дизельными двигателями. В то же время проблемы с высоким расходом топлива и необходимостью надёжной защиты газотурбинной установки от пыли сохранялись и были достаточно успешно решены лишь в последующие годы.

Основные цели и задания

Применение ГТД в танках позволило существенно поднять их боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и энерговооружённость танка. Поскольку газотурбинный двигатель, в отличие от дизельного, не требовал разогрева перед запуском, его применение должно было значительно повысить боеготовность танка в зимних условиях, сократив время на его подготовку к выходу.

Разработчикам удалось в значительной степени решить проблему защищённости газотурбинной установки от воздействия пыли, создав воздухоочистительные устройства, улавливавшие 97% пылевых частиц. Благодаря этому танк Т-80 оказался способен эффективно применяться в самых различных географических районах и погодно-климатических условиях.

Реальный опыт боевого применения Т-80 оказался весьма далёк от когда-то запланированного стремительного броска самых скоростных советских танков по Западной Европе к Ла-Маншу. После не особо продолжительного и массового участия этих довольно дорогостоящих в производстве и эксплуатации танков в ряде локальных конфликтов они в своём большинстве были поставлены на длительную консервацию, за исключением вооружения ими немногих «парадных» частей.

Особенности конструкции

Основной танк Т-80 обладал классической схемой компоновки. Использование ГПД позволило серьезно повысить технические характеристики нового танка, у которого заметно возросли скорость и манёвренность. Важной положительной особенностью машин с ГТД стала их многотопливность: для заправки Т-80 можно было использовать бензин, авиационный керосин, дизель и другие виды топлива. Внутреннее устройство танка и условия работы для экипажа были тщательно продуманы и значительно подняли в этом плане уровень советского танкостроения.

Имеется комплекс защиты от оружия массового поражения («антинейтронный» подбой, система герметизации и очистки воздуха).

Завод-разработчик

Заводом-разработчиком Т-80 считается Кировский завод в Ленинграде, поскольку разработанные в КБ при этом заводе опытные образцы стали основой для серийной модели. В то же время работы над танком с газотурбинной силовой установкой активно проводились на Харьковском заводе транспортного машиностроения (ХЗТМ). Разработки этого предприятия в большей мере были направлены на модификацию танка Т-64, но с середины 1970-х годов переориентировались на отдельные аспекты совершенствования конструкции Т-80. В дальнейшем, уже после распада СССР, это выразилось в самостоятельной «украинской» ветви развития танка Т-80.

Принят на вооружение

Базовая модель Т-80 была принята на вооружение Министерством обороны СССР 6 июля 1976 года в качестве основного боевого танка. В дальнейшем этот танк и его модификации утверждались как основное вооружение армий бывших советских союзных республик (России, Украины, Беларуси, Казахстана, Азербайджана).

Произведённые в России модификации на основе Т-80У экспортировались не столь значительно: двумя партиями по 41 машине для греческой части Кипра и около 80 машин (в счёт погашения советского внешнего долга) для Южной Кореи. Собственные версии Т-80, произведённые Украиной, поступили на вооружение армий Анголы (50 машин) и Пакистана (320 машин).

Технические характеристики

В числе основных технических характеристик танка Т-80 указывается один из самых значимых его параметров: максимальная скорость движения по шоссе, достигающая 70 км/ч. Скорость передвижения по сухой грунтовой дороге составляет от 40 до 45 км/ч, скорость заднего хода - до 11 км/ч.

Танки Т-80 всех модификаций способны преодолевать броды глубиной до 1,2 метра с ходу. С некоторой подготовкой этот показатель может быть повышен до 1,8 метра, а с установкой и применением возимого устройства для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров, а их протяжённость - до 1 километра.

Габариты и вес

Параметры Характеристики для основных модификаций
Т-80 Т-80Б Т-80У Т-80УД
Боевая масса 42 т 42,5 т 46 т 46 т
Длина с пушкой вперёд 9656 мм 9651 мм 9556 мм 9664 мм
Длина корпуса 6780 мм 6982 мм 7012 мм 7020 мм
Ширина 3525 3582 мм 3603 мм 3755 мм
Высота по крышу башни 2300 мм 2219 мм 2215 мм 2215 мм
Клиренс 451 мм 451 мм 451 мм 529 мм

Тип бронирования

В танке Т-80 сочетались различные типы бронирования. Корпус машины - сварной, его основная лобовая деталь имеет угол наклона 68 градусов, башня - литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони, исполненной с большими переходами по толщине и углам наклона.

Начиная с танка Т-80У, устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80У-М1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.

Силовая установка и трансмиссия

Характеристики газотурбинной двигательной установки в ходе последующих модернизаций повышались по мощности от исходных 1000 л.с. сперва до 1100 л.с., а в версиях БВ - до 1250 л.с.

Моторно-трансмиссионный блок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64. Двигатель выполнен в едином агрегате со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, что увеличило его общий вес до 1050 кг. Но подобная конструкция позволила кинематически связать с силовой установкой две бортовые планетарные коробки передач. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой бортовой коробке обеспечивают четыре передачи вперёд и одну назад. Кроме того, схема моноблока позволила сократить время замены двигателя в среднем до 5 часов (у Т-72 подобный показатель составлял 24 часа).

Запас и расход топлива

Общий запас топлива в забронированном объеме Т-80 составляет 1110 литров. Наружные баки позволяют вместить ещё 700 литров, а также дополнительно могут быть установлены бочки с 400 литрами топлива. Расчётный расход топлива на 100 км мог заметно различаться от избранного темпа движения и составлял: от 450 до 790 литров для сухой грунтовой дороге и 430-500 литров для шоссе.

С учётом этих показателей максимальный запас хода на основных топливных баках составлял 335 км, а с дополнительными бочками возрастал до 410 км. Расчётное значение запаса хода в 562 км для танка Т-80У относится к его движению по шоссе.

Тип подвески

Подвеска танка - индивидуальная торсионная, с несоосным расположением торсионных валов и гидравлическими телескопическими амортизаторами на первом, втором и шестом катках. Опорные катки имеют резиновые бандажи и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы - с резиновыми беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами.

Вооружение

Основным вооружением всех версий танка Т-80 является 125-миллиметровая гладкоствольная пушка. В качестве вспомогательного вооружения выступают спаренный с орудием 7,62-мм пулемёт ПКТ и зенитный 12,7-мм пулемет НСВТ «Утёс».

Пушка

125-мм пушка типа Д-81 (2А46М-1) имела раздельно-гильзовое автоматическое заряжание с возможностью выбора типа снарядов. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Орудие впоследствии было адаптировано под стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Танковая пушка Т-80 унифицирована с вооружением других типов основных танков СССР (Т-64, Т-72).

В качестве личного оружия самообороны экипажа танк комплектовался автоматом АКМС с 300 патронами, 10 ручными гранатами Ф-1, а также сигнальным пистолетом с 12 зарядами.

Дальность стрельбы

Дальность прямого выстрела танковой пушки составляет 2100 метров. Применение противотанковых ракет «Кобра» и «Рефлекс» увеличивало максимальную дальность стрельбы соответственно до 4 и 5 км, а также повышало вероятность гарантированного поражения противника.

Боекомплект

Боекомплект Т-80 насчитывал 40 снарядов, у поздних модификаций танка он стал составлять 38 или 45 выстрелов, как подкалиберных, так и кумулятивных и осколочно-фугасных. Боекомплекты пулемётов включают в себя 1250-1500 патронов для ПКТ и 300 (иногда 450) патронов для «Утёса».

Экипаж

Экипаж стандартного танка Т-80 составляет 3 человека: механик-водитель, наводчик, командир танка.

Модификации

Наименование Год начала выпуска Основные особенности
Т-80Б 1978 КУВ «Кобра», пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Усилено бронирование башни.
Т-80БВ 1985 Серийный вариант Т-80Б с навесной динамической защитой «Контакт».
Т-80У 1985 КУВ «Рефлекс», комплекс управления оружием «Иртыш», (включая комбинированный ночной прицел ТПН-4), пушка 2А46М-1, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча». Комбинированная броня со встроенной динамической защитой.
Т-80УД «Берёза» 1987 Дизельный двигатель 6ТД (1000 л.с.), зенитная пулёметная установка с дистанционным управлением, навесная динамическая защита с 1988 г. заменена встроенной. К 1995 г. все Т-80УД Российской армии выведены из эксплуатации, их производство продолжилось на Украине.
Т-80У-М1 «Барс» 1992 КУВ «Рефлекс-М» (ПТУР «Инвар»), тепловизор «Агава-2», радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У.
Т-80БВМ 2018 Многоканальный прицел «Сосна-У», 125-мм пушка 2А46М-4, доработанный двигатель ГТД-1250, прибор наблюдения механика-водителя ТВН-5, радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук». Комплекс активной защиты «Арена-М».

Т-80У-М1 «Барс»

Основная работа по углублённой модернизации Т-80У была проделана специалистами Омского ПО «Завод транспортного машиностроения» а её завершение пришлось уже на период после развала СССР. Тем не менее, боевая машина получила наиболее совершенную к тому времени систему управления огнём. Боевые возможности Т-80У-М1 расширились за счёт применения тепловизионного прицела, дающего возможность стрельбы новой ПТУР «Инвар» как днём, так и ночью.

Т-80 «Барс» представлял собой танк, наиболее защищённый на то время в мире от современных противотанковых средств, при этом он весил совсем не намного больше своих предшественников (47 тонн). Это было достигнуто за счёт применения:

  • комбинированной многослойной защиты верхней лобовой детали корпуса и комбинированного наполнителя в башне;
  • комплекса встроенной динамической защиты (ВДЗ) корпуса и башни, а также бронированных фальшбортов с элементами ВДЗ;
  • системы постановки завес комплекса оптико-электронного противодействия «Штора-1».

Изначально Т-80У-М1 должен был получить в оснащение комплекс активной защиты «Арена», но работы по этой исключительно эффективной системе в начале 1990-х были свёрнуты и возобновлены только после значительных потерь танков российской армии в ходе первой кампании в Чечне. Первые Т-80 с комплексом «Арена», обнаруживающим и поражающим цели, летящие на скорости до700 м/с, были продемонстрированы в 1997 году. Но в силу финансовых соображений Т-80У-М1 «Барс» на вооружение прият так и не был.

Достоинства и недостатки

Как и все основные советские боевые танки (в том числе модернизированные Т-64 и Т-72), Т-80 имеет на вооружении мощную пушку, эффективно поражающую любые современные танки НАТО, он малозаметен на любой местности, способен совершать марши на большие расстояния и перевозиться всеми видами транспорта. Особые достоинства Т-80 связывают с наличием газотурбинного двигателя, обеспечивающего большую энерговооружённость, быстроходность и впечатляющие динамические характеристики.

В числе важнейших недостатков Т-80 называется, прежде всего, его высокая стоимость в производстве: по отношению к Т-64А она увеличилась в 3,5 раза. Кроме того, высокие скоростные показатели ГТД достигаются существенно повышенным расходом топлива. Серьёзным недостатком Т-80 считается слабая защищённость его систем прицеливания.

Применение в боевых условиях

Танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У приняли участие в первой Чеченской войне , где понесли достаточно серьёзные потери, составившие за 1994-1996 гг. 16 машин. Причём практически все эти потери были связаны не с недостатками конструкции танка, а с его недостаточно грамотным тактическим применением и слабой выучкой экипажей. Известны случаи, когда повышенный расход топлива у Т-80 оказывался неожиданностью для танкистов, обездвиживая технику прямо на марше.

Брошенные на штурм Грозного танки встречали грамотно организованное сопротивление со стороны боевиков. Кормовая часть любого танка в городских условиях становится крайне уязвимой для внезапного поражения противотанковыми средствами, а лобовой броне Т-80 зачастую приходилось испытывать сосредоточенный огонь в упор из десятка и более РПГ одновременно.

В дальнейшем, вместо массированного применения бронетехники, широко использовались небольшие бронегруппы в составе танков Т-80 или Т-72 и двух-трёх БМП. В населённые пункты такие бронегруппы уже не входили, разрушая оборону противников с безопасного расстояния. Кроме того, танки привлекались к сопровождению автоколонн, направляя головным танк с навешенным минным тралом.

Россия после первой Чеченской войны не стала проводить серьёзную модернизацию Т-80 и не использовала эти танки ни во второй чеченской кампании, ни в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году. Украина не применяла Т-80 при активных боестолкновениях в зоне конфликта вокруг Донбасса, но затем широко демонстрировала эти танки в районе проведённого разграничения воюющих сторон.

В настоящее время местом достаточно активного применения Т-80 является Йемен. В эту страну танки в количестве 66 единиц были поставлены Беларусью в 2011-2012 годах. Белорусские танки Т-80БВ к тому времени были модернизированы и оснащены динамической защитой. В ходе обострения внутреннего конфликта в этой стране Т-80 попали в руки обеих противоборствующих сторон, значительная часть их к настоящему времени потеряна.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня мы будем говорить об интересной внешне, но мало чем примечательной машине в глобальном плане. Речь пойдет о легком танке четвертого уровня СССР – это Т-80 гайд .

Говоря откровенно, данный аппарат является посредственным потому, что он мало чем отличается от своего предшественника, легкого танка третьего уровня Т-70. Действительно, у Т-80 характеристики сильно схожи с младшим братом, а ведь уровень боев у нас выше и по этой причине жизнь в рандоме совсем не сахар.

ТТХ Т-80

Начинать мы будем с того, что в нашем распоряжении имеется небольшой запас прочности, особенно по сравнению с техникой 5-6 уровней, а также посредственная дальность обзора в 330 метров.

Если говорить о живучести нашего сегодняшнего героя, хорошего будет мало. Суть в том, что у Т-80 характеристики бронирования скудные, со лба, точно такие же, как у предшественника. Но если Т-70 лбом мог танковать на своем уровне, то в нашем случае 75 миллиметров приведенки в ВЛД пробивается практически всеми, начиная с одноклассников.

Остальные участки брони Т-80 World of Tanks еще тоньше, будь то лоб башни или бортовая проекция машины, везде нас пробивает практически любой враг, исключением можно считать только пулеметное вооружение техники уровнем ниже.

Но в противовес картонной броне у нас есть небольшие габариты и достаточно низкий силуэт. Как вы знаете, подобные преимущества хорошо отражаются на маскировки, так что найти советский легкий танк Т-80 , спрятавшийся в кустах, задача не из простых.

Что же касается ходовых качеств данного агрегата, они далеки от совершенства. По сравнению с другими легкими танками на четвертом уровне Т-80 WoT обладает слабоватой максимальной скоростью, низкой динамикой и только маневренность у него хорошая. Все это говорит нам о том, что машина эта подвижная, но очень уж тугая и ленивая.

Орудие

Вооружение в нашем случае отнюдь не однообразно, ведь на выбор предоставляется две пушки. Правда, оба вариант тяжело назвать сильными, но не будем забегать вперед, сейчас вы сами все поймете.

Начнем с того, что у Т-80 орудие есть топовое, пятого уровня. Это крупнокалиберный пулемет с барабаном заряжания на 5 снарядом. Альфастрайк у каждого снаряда небольшой, но скорострельность и перезарядка очень высокие и мы можем наносить примерно 1475 единиц урона в минуту, что совсем неплохо.

Проблема заключается в том, что с этим стволом легкий танк Т-80 имеет очень слабое пробитие, которого едва хватает на то, чтобы воевать с одноклассниками, но даже на 4 уровне есть техника, которую вы не сможете пробить даже голдой.

В то же время точность этого пулемета тоже оставляет желать лучшего. Разброс большой, сведение медленно и отсутствующая стабилизация. Из-за всех этих нюансов огневая мощь Т-80 WoT в такой комплектации невероятно низкая, не говоря о том, что в боях против 5-6 уровней пользы от вас вовсе не будет.

Гораздо выгоднее выглядит предтоповое орудие, разовый урон у которого снова низкий, но зато есть высокая скорострельность, благодаря которой ДПМ у Т-80 World of Tanks получается еще более достойным, теперь он составляет примерно 1570 единиц.

Кроме того, с этой пушкой Т-80 танк получает хорошее пробитие, с которым можно уверенно воевать даже против большинства пятых уровней. Конечно, что пробивать ТТ-5 и большинство шестерок вам понадобится голда, но это гораздо лучше, чем не пробивать никого.

Значительно лучше у данного ствола дела обстоят с точностью. Разбор тут очень компактный, сведения отличное и только к стабилизации есть претензии. Кроме того, углы вертикальной наводки в обоих случаях Т-80 WoT получил хорошие, вниз орудие склоняется на 8 градусов.

Преимущества и недостатки

Изначально кажется, что данный аппарат очень посредственный и в плане общих характеристик это чистая правда. Но выбрав правильное вооружение, а именно 45-миллиметровую пушку, у Т-80 World of Tanks появляется некий потенциал, раскрыть который будет проще, зная преимущества и недостатки танка.
Плюсы:
Приятный уровень маскировки;
Хорошая маневренность;
Высокая скорострельность и годный ДПМ;
Отличная точность;
Неплохое пробитие;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Слабое бронирование;
Плохая дальность обзора;
Малый запас прочности;
Посредственная подвижность для легкого танка;
Маленький разовый урон.

Оборудование для Т-80

Установка дополнительных модулей нужна этому танку и тут важно сделать правильный выбор. Проблема заключается в том, что выбор у нас не так уж велик, но это не должно вас останавливать. Для достижения максимального результата на танк Т-80 оборудование ставьте следующее:
1. – беспроигрышный вариант, который даст необходимый буст сразу нескольких важных характеристик в комплексе.
2. – этот модуль позволит без каких-либо проблем решить вопрос с обзором, к тому же хорошо подойдет к стилю игры на этой машине, но об этом позже.
3. – отлично сочетается с предыдущим пунктом и делает нас еще менее заметными, что хорошо отражается на выживаемости.

Обучение экипажа

Данный аспект является еще более ответственным и сложным. Тут вы вольны выбирать что угодно, но мы все же ограничены тем, что экипаж у нас состоит всего из трех человек, именно поэтому не ошибиться еще важнее. Итак, для Т-80 перки стоит учить примерно в такой последовательности:
Командир (радист, заряжающий) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .

Снаряжение для Т-80

Если процесс выбора оборудования и прокачки умений для членов экипажа могут вызывать трудности, то с покупкой расходников все гораздо проще. Если у вас мало серебра, можете остановиться на наборе из , , . Но если финансы вас не сковывают, вы любите извлекать из всего максимум, возите на Т-80 снаряжение в виде , , . Стоит также отметить, что горит этот танк нечасто, соответственно, огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на Т-80

Вы уже сами понимаете, что бронирование у данного аппарата слабое, подвижность оставляет желать лучшего, запас прочности маленький. Отсюда делаем вывод, что в случае Т-80 тактика ведения боя подразумевает игру от второй линии.

Изначально от вас требуется занять выгодную позицию в кустах, откуда будет открывать хороший прострел. Благодаря очень точному орудию, активировав маскировочную сеть, советский легкий танк Т-80 может спокойно вести огонь на дистанции и не бояться попасть в засвет.

Разумеется, вы должны следить за мини-картой и в тех случаях, когда направление прорвано, а враг наступает, у вас будет время на то, чтобы воспользоваться своей подвижностью для отступления. Конечно, если врагов на линии мало, Т-80 World of Tanks может не сдавать позицию, а отправить их в ангар до того, как они до вас доберутся. Вступать же в ближний бой абсолютно не желательно, особенно когда речь идет о противнике более высокого уровня.

Кроме того, подвижность у нас посредственная только по меркам легких танков. В остальном же Т-80 WoT – это очень мобильная машина, благодаря этому качеству вы становитесь хорошим танком поддержки, способным быстро прийти на помощь союзникам на другом фланге или вернуться для защиты базы.

В завершение хотелось бы лишь напомнить, что следить за ситуацией вокруг очень важно и как только легкий танк Т-80 попадает в засвет, лучше сразу спрятаться, ведь по вам могут стрелять не только противники в зоне видимости, но и вражеская артиллерия.

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились всё более эффективными.

Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков «МС-1», которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 - 1939 годов, когда на основе приобретённых за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования, другие - гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские лёгкие танки «Т-26» и «БТ», неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода.

Период 1930-х для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк. Существовали самые различные идеи и концепции: от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков «Т-28» и «Т-35», предназначенных для прорыва укреплений противника.

«Т-28» неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя «В-2», который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжёлые танки. Так, ещё 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Иван Лихачёв докладывали в ЦК ВКП (б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках «Т-34» и «КВ».

Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развёрнуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство «Т-34»). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 1930-х.

Отказ от лёгких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешёвых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после «Т-34» танк «Т-60», созданный на базе плавающего танка «Т-40».

Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом танк сыграл важную роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали лёгкие танки «Т-70» и «Т-80» с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой.

Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство лёгких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.

«Тридцатьчетвёрки»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков - если на 1941 год советские «Т-34» и «КВ» с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина изменилась - требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал «Т-34/76» и «Т-34/85».

«Т-34» стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тыс. «тридцатьчетвёрок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тыс., а немецких «Т-IV» - около 9,5 тыс.

Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья.

Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот - САУ начинают играть значительную роль и запускается их массовое производство.

После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжёлые и средние танки, а с начала 1960-х наметился переход к созданию основного танка.

В СССР 1970-1980-х, по сути, было три основных танка. Первым стал «Т-64» (выпускался в Харькове) - принципиально новая машина, в которой был воплощён целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе «Т-80», там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развёрнуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал «Т-72», который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство. Прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешёвые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.